Мозговой штурм это технология: Мозговой штурм и 10 правил его эффективного проведения – Метод мозгового штурма и его модификации – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Мозговой штурм (брейнсторминг). Метод мозгового штурма

27.05.2015 9 559 0 Время на чтение: 12 мин. Мозговой штурм (брейнсторминг). Метод мозгового штурмаМозговой штурм (брейнсторминг). Метод мозгового штурма

Сегодня я расскажу вам о том, что такое мозговой штурм (брейнсторминг), для чего он нужен, чем он интересен и полезен, и как правильно использовать метод мозгового штурма на практике. Наверняка вы уже слышали о таком понятии, а прочитав эту статью, получите более четкое и грамотное представление о мозговом штурме и о том, как его провести.

Что такое мозговой штурм?

Термин «мозговой штурм» заимствован из английского языка (brainstorming), и даже в русском языке его часто используют дословно: брейнсторминг. Также можно встретить синонимы этого понятия — мозговая атака, метод круглого стола.

Мозговой штурм — это метод коллективного обсуждения проблемы для выявления оптимального решения, основанный на рассмотрении большого количества креативных идей участников, их коллективном анализе и выборе лучшего варианта.

Метод мозгового штурма разработал американский творческий деятель, основатель рекламного агентства, копирайтер Алекс Осборн еще в первой половине 20 века (оказывается, уже в те времена были люди, занимающиеся копирайтингом). Он успешно доказал на практике, что люди в одиночку часто боятся высказывать свои оригинальные и нестандартные идеи, опасаясь встретить неодобрение со стороны коллег или начальства. Поэтому проведение мозгового штурма, разработанное им, предполагало полный запрет на критику и осуждение на начальном этапе высказывания идеи.

Технология мозгового штурма заключается в двух основных правилах:

  1. Запрет осуждения любых мыслей и предложений участников на начальном этапе.
  2. Постепенная трансформация количества предложенных идей в качество.

С тех пор метод мозгового штурма многократно подвергался исследованиям и совершенствованию, но основные его принципы и правила остались неизменными. А главное — исследователи пришли к выводу:

Количество креативных идей, получаемых при проведении мозгового штурма существенно превышает количество идей, выдаваемое его участниками по-отдельности.

Поскольку Алекс Осборн впервые применил брейнсторминг в работе своего рекламного агентства для разработки рекламных идей, до сих пор у многих остается стереотип, что метод мозгового штурма подходит только для работы и бизнеса в сфере маркетинга и рекламы, или же только для какой-то творческой работы. Несомненно, в этих сферах мозговая атака действительно приводит к хорошим результатам, однако они отнюдь не являются исключительными для применения этого метода.

Метод круглого стола успешно применяется и в руководстве (менеджменте) бизнесом, и в финансовой сфере, и даже для решения личных или семейных задач (в этом случае семья может собраться на мозговой штурм).

Брейнсторминг — это очень эффективный метод поиска оптимального решения сложившейся проблемы, даже на уровне отдельно взятого человека или семьи.

Ну а проведение мозгового штурма на уровне бизнес-структуры, предприятия, одновременно с нахождением лучшего варианта решения задачи, способствует укреплению командного духа и является одним из способов нематериальной мотивации персонала. Ведь каждый участник мозговой атаки ощущает свою значимость, свое участие в решении общей стратегической задачи.

Рассмотрим подробнее, в чем заключается технология мозгового штурма, и как его правильно проводить.

Правила проведения мозгового штурма

  1. Участников брейнсторминга не должно быть слишком мало и слишком много. Оптимальное количество людей для проведения мозгового штурма — 8-10 человек.
  2. Все участники мозговой атаки (или хотя бы какая-то их часть) должны быть экспертами в обсуждаемом вопросе, то есть, иметь хороший уровень теоретической и практической подготовки.
  3. При проведении мозгового штурма разрешается высказывать любые, даже самые сумасшедшие идеи, их количество, поступающее от каждого участника, не ограничивается.
  4. Участникам круглого стола запрещается критиковать идеи, высказанные другими участниками.
  5. Для проведения мозгового штурма выбирается ведущий (модератор), который следит за соблюдением правил и осуществляет координацию действий всех участников.

Как провести мозговой штурм?

Участники брейнсторминга удобно рассаживаются по своим местам (в идеале — за большим круглым столом). Модератор берет слово и ставит перед участниками задачу: проблему, для которой необходимо найти решение. Уже на этом этапе он должен обозначить важность проблемы, и важность мнения по этому поводу каждого из участников круглого стола, тем самым, мотивируя их и стимулируя мыслительные процессы.

Далее модератор должен обозначить регламент проведения мозгового штурма, то есть, выделить определенное время на высказывание одной идеи, а также на последующее обсуждение высказанных идей и поиск оптимального решения.

Затем мозговой штурм начинается, и модератор по очереди дает каждому участнику круглого стола слово для высказывания своих идей. После выступлений он должен подбадривать участников и стимулировать выработку самых креативных идей (для этого желательно заранее подготовить какие-то наводящие вопросы, чтобы запас идей не иссяк слишком быстро).

Модератор должен следить за тем, чтобы все участники соблюдали регламент, тактично пресекать всяческие попытки критики (а они обязательно будут!), демонстрировать свой позитивный настрой и равноправное отношение ко всем участникам. Модератор ни в коем случае не должен быть лицом заангажированным, поддерживающим конкретную идею, и пытающимся навязать ее другим, используя якобы метод мозгового штурма.

Если речь идет о том, как провести мозговой штурм в рабочем коллективе, то роль модератора не должен присваивать себе руководитель — так участники будут чувствовать себя психологически неуютно, и будут бояться высказывать определенные идеи. Лучше всего, если модератором будет избран сотрудник такого же ранга, как и все остальные участники, а руководитель возьмет на себя функцию стороннего наблюдателя, впоследствии примет участие в обсуждении уже всех высказанных идей.

Технология мозгового штурма

Всю технологию проведения мозгового штурма можно разбить на 3 этапа.

1. Постановка задачи. На начальном этапе мозговой атаки отбираются участники круглого стола, и перед ними ставится задача, для которой они должны найти оптимальное решение. Также на этом этапе назначается модератор, и определяется регламент проведения мозгового штурма.

2. Генерация идей. На втором этапе участники брейнсторминга по очереди высказывают свои идеи, предлагают свои варианты решения задачи. Здесь важно собрать как можно большее количество вариантов, пусть даже абсурдных и сумасшедших (многие гениальные идеи поначалу казались именно такими). Допускается также объединение нескольких идей участников круглого стола в одну.

3. Экспертный анализ. И, наконец, последний, главный этап проведения мозгового штурма, на котором участники начинают обсуждать полученные идеи для выявления лучшего варианта. На этом этапе (только на нем!) уже допускается подвергать идеи анализу, оценке, критике. Так, постепенно, из общей массы высказанных идей формируется группа лучших, они дорабатываются, комбинируются, и в результате получается лучшее решение.

Мозговой штурм не нужно проводить ради самого процесса. Если руководитель уже определил для себя путь решения проблемы, и хочет провести мозговую атаку «для галочки» — это приведет только к негативному эффекту среди сотрудников.

Мозговой штурм необходим именно для того, чтобы найти оптимальный способ решения проблемы, а не для того, чтобы создать видимость участия коллектива или склонить других к своей точке зрения.

В процессе своей эволюции метод мозгового штурма послужил отправной точкой для появления новых методов поиска оптимального решения задач, таких как метод шести шляп, в котором можно провести мозговой штурм только с одним участником, или метод синектики, который я еще разберу подробно в одной из следующих публикаций на Финансовом гении.

Думаю, что теперь вы получили более четкое представление о том, что такое мозговой штурм, как его правильно провести, и как с его помощью найти лучшие, нестандартные, а может даже гениальные способы решения возникших проблем и трудностей. Если вы хоть раз попробуете реально провести мозговой штурм — вы увидите, насколько действенный этот метод, какие интересные результаты он вам принесет.

До новых встреч на Финансовом гении — сайте, на котором вы найдете множество полезных советов и рекомендаций для того, чтобы стать успешным и финансово-независимым. Присоединяйтесь к числу наших постоянных читателей, рекомендуйте друзьям и участвуйте в обсуждениях в комментариях и на форуме.

Мозговой штурм. Почему этот метод на самом деле не работает

Лиана Хазиахметова
Лиана Хазиахметова

Про метод мозгового штурма написано немало книг. В некоторых компаниях прибегают к нему каждый раз, когда нужны свежие идеи. Но так ли эффективна эта техника, как о ней принято думать?

Консультант по деловым переговорам Сьюзан Кейн в книге «Интроверты» убеждает: есть методы намного продуктивнее групповой работы. А главное — они проще и комфортнее для сотрудников. О них мы расскажем в конце статьи, а пока напомним, что такое мозговой штурм, и приведем исследования, которые прольют свет на проблемы этого метода.

Концепция мозгового штурма

Лиана Хазиахметова
Интроверты

В наши дни имя Алекса Осборна знакомо немногим, но в первой половине XX столетия этот человек с разносторонними интересами буквально заворожил своих современников и был очень известен. Алекс Осборн был одним из партнеров-основателей рекламного агентства Batten, Barton, Durstine and Osborn (BBDO), однако прославился именно как автор книг. А началось все в 1938 году, в тот день, когда редактор одного журнала пригласил Осборна на обед и спросил о его хобби. «Воображение», — ответил Осборн.


«Мистер Осборн, — сказал редактор — вы должны написать об этом книгу. Именно эта работа ждала своего часа все эти годы. Нет темы более важной. Вы должны отдать ей все свое время и энергию, подойдя к делу с той основательностью, которой она заслуживает».

Так Алекс Осборн и поступил. В 40-х и 50-х годах он написал ряд книг, в каждой из них поднималась проблема, досаждавшая ему на посту главы BBDO: творческий потенциал его сотрудников оставлял желать лучшего. Осборн был убежден в том, что у служащих его агентства есть хорошие идеи, но они не желали делиться ими, опасаясь осуждения коллег.

Осборн увидел решение этой проблемы не в том, чтобы создать сотрудникам условия для самостоятельной работы, а в том, чтобы устранить из групповой работы такой элемент, как критика. Он изобрел концепцию мозгового штурма — процесса, в ходе которого члены группы генерируют идеи в атмосфере, где отсутствуют оценка и осуждение. Мозговой штурм проводится с соблюдением четырех правил.

  1. Не осуждайте и не критикуйте идеи.
  2. Мыслите широко. Чем невероятнее идея, тем лучше.
  3. Генерируйте как можно больше идей. Чем больше у вас идей, тем лучше.
  4. Отталкивайтесь от идей других членов группы.

По убеждению Алекса Осборна, группы (освободившиеся от оков осуждения со стороны окружающих) генерируют больше интересных идей, чем люди, работающие в одиночестве. Он восторженно отзывался о своем любимом методе. «Количественные результаты коллективного мозгового штурма не подлежат сомнению, — писал Осборн. — Одна группа предложила 45 идей по поводу продвижения бытового прибора, 56 идей — об организации кампании по сбору средств и 124 идеи о том, как увеличить объем продаж шерстяных одеял. В другом случае 15 групп работали над решением одной и той же проблемы методом мозгового штурма и предложили 800 идей».


Теория Осборна имела большой резонанс; руководители компаний с энтузиазмом взяли метод мозгового штурма на вооружение. Даже сейчас любой человек, имеющий отношение к корпоративной среде, время от времени оказывается в ситуации, когда его вместе с коллегами приглашают в помещение, где установлены лекционные доски, разложены маркеры, а фасилитатор с напускным энтузиазмом призывает всех свободно высказывать идеи по поводу решения той или иной проблемы.

Результаты работы в группе

Однако существует проблема, связанная с прорывной идеей Осборна: метод коллективного мозгового штурма, оказывается, не работает. Одно из первых исследований, подтвердивших этот факт, было проведено в 1963 году. Профессор психологии университета штата Миннесота Марвин Даннетт собрал сорок восемь ученых-исследователей и сорок восемь менеджеров по рекламе (все они были сотрудниками мужского пола компании Minnesota Mining and Manufacturing, или 3M, в которой изобретены стикеры) и попросил их принять участие в сеансах мозгового штурма, которые проводились как в одиночной, так и в групповой форме. По убеждению профессора Даннетта, менеджеры по рекламе должны показать более высокие результаты во время групповых сеансов мозгового штурма. Он не был уверен в том, что то же самое произойдет и с учеными-исследователями, которых он относил к числу интровертов.

Профессор разделил каждую группу из сорока восьми мужчин на двенадцать подгрупп по четыре человека в каждой. Каждой четверке поручили решить методом мозгового штурма определенную задачу — например, ответить на вопрос, какие преимущества или трудности возникли бы у человека, родившегося с двумя большими пальцами руки. Кроме того, каждый участник эксперимента получил задание для самостоятельного выполнения.


Марвин Даннетт и его помощники подсчитали все идеи, а также сравнили идеи, предложенные группами, с теми идеями, которые предложили люди, работавшие самостоятельно. Для того чтобы сравнивать сопоставимые вещи, профессор Даннетт объединил в одну группу идеи людей, работавших самостоятельно, так, как будто бы они работали в составе четверок. Кроме того, исследователи оценили качество предложенных идей по вероятностной шкале от 0 до 4.

Результаты оказались однозначными. Участники двадцати трех из двадцати четырех групп генерировали больше идей, когда работали самостоятельно, чем в составе групп. Кроме того, работая самостоятельно, они предлагали такие же или даже более качественные идеи. Менеджеры по рекламе показали во время групповой работы не лучшие результаты, чем ученые-исследователи, которых отнесли к числу интровертов.

Результаты исследований, проводившихся на протяжении следующих сорока лет, позволили сделать не менее поразительный вывод. Согласно полученным данным, эффективность процесса мозгового штурма снижается по мере увеличения численности группы: группы из девяти человек генерируют меньше идей (причем более низкого качества), чем группы из шести человек, которые, в свою очередь, показывают более низкие результаты по сравнению с группами из четырех участников. «Научные доказательства говорят о том, что бизнесмены, применяющие коллективный мозговой штурм, поступают неразумно, — пишет организационный психолог Адриан Фернхем. — Если у вас есть талантливые люди, заинтересованные в успехе своей работы, их следует поощрять к самостоятельной работе, при условии что творчество или эффективность имеет для вас наивысший приоритет».

Три причины

Как правило, психологи называют три причины провала коллективного мозгового штурма. Первая причина — социальная леность: некоторые люди в коллективе склонны бездельничать, пока другие выполняют работу. Вторая причина — блокировка продуктивности: во время коллективного мозгового штурма только один человек может говорить или предлагать свою идею, а другие в это время вынуждены пассивно ждать своей очереди. И третья причина — боязнь оценки, страх выглядеть глупо в глазах окружающих.



Правила проведения мозгового штурма, введенные Алексом Осборном, как раз призваны нейтрализовать все эти негативные факторы, но результаты исследований свидетельствуют о том, что страх публичного унижения преодолеть очень трудно.

Проблема страха оценки заключается в том, что в этом смысле от нас зависит не так уж много. Вы, возможно, думаете, что эту боязнь можно преодолеть с помощью силы воли, или специальной подготовки, или совокупности правил коллективной работы, подобных правилам Осборна. Однако результаты последних исследований в нейробиологии говорят о том, что страх осуждения со стороны окружающих заложен в нас гораздо глубже и имеет гораздо более серьезные последствия, чем можно представить.

В период с 1951 по 1956 год, в то самое время, когда Алекс Осборн продвигал идею коллективного группового мышления, психолог Соломон Аш провел серию экспериментов, предметом которых было групповое давление. Аш собрал студентов-добровольцев в группы и предложил им проверить зрение. Он показал им изображение трех отрезков разной длины и попросил сравнить их: какой отрезок длиннее, какой равен по длине четвертому (эталонному) отрезку, и т. д. Его вопросы были такими простыми, что 95 процентов студентов дали правильные ответы.

Тогда Аш включил в группы своих людей, которые уверенно давали один и тот же неправильный ответ на его вопросы, и доля студентов, дававших правильные ответы, сократилась до 25 процентов. Другими словами, поразительно большое количество участников эксперимента, 75 процентов, дали под влиянием группы неправильный ответ по меньшей мере на один вопрос.

Эксперименты Соломона Аша продемонстрировали силу конформности примерно в тот же период, когда Алекс Осборн пытался освободить нас от ее цепей. Однако эксперименты не объясняют, почему мы предрасположены соглашаться с мнением большинства. Что происходит в разуме участников экспериментов Аша, согласившихся с заведомо неправильными ответами других участников группы? Групповое ли давление повлияло на их восприятие длины отрезков или они сознательно давали неправильные ответы, чтобы не выглядеть белыми воронами? Этот вопрос не давал психологам покоя на протяжении нескольких десятилетий.


Сегодня благодаря технологии сканирования мозга мы можем приблизиться к получению ответа на этот вопрос. В 2005 году нейробиолог из университета Эмори Грегори Бернс решил провести усовершенствованный вариант экспериментов Соломона Аша. Бернс и его команда собрали группу из тридцати двух добровольцев мужского и женского пола в возрасте от 19 лет до 41 года. Во время эксперимента каждому члену группы показывали на экране компьютера два разных трехмерных объекта и просили определить, можно ли первый объект повернуть так, чтобы совместить его со вторым. Экспериментаторы использовали томограф fMRI для фиксирования активности мозга участников эксперимента в тот момент, когда они соглашаются или не соглашаются с мнением большинства членов группы.

Полученные результаты оказались одновременно и тревожными, и проливающими свет на происходящее. Во-первых, они подтвердили выводы Соломона Аша. Когда добровольцы играли в предложенную им игру самостоятельно, они давали неправильные ответы только в 13,8 процента случаев. Но, играя вместе с группой, все члены которой давали неправильные ответы, они соглашались с мнением группы в 41 проценте случаев.

Эксперименты Грегори Бернса пролили свет на то, почему мы склонны к конформизму. Когда добровольцы играли самостоятельно, томограф регистрировал активность в таких участках головного мозга, как затылочная и теменная доля, в которых формируется визуальное и пространственное восприятие, а также в лобной доле, отвечающей за осознанное принятие решений. Когда же участники эксперимента соглашались с неправильным ответом остальных членов группы, показатели активности их мозга говорили совсем о другом.


У конформистов наблюдалась более низкая активность лобной доли, отвечающей за принятие решений, и повышенная активность тех участков головного мозга, где происходит восприятие.

Другими словами, социальное давление — это не просто неприятное явление, оно может изменить вашу точку зрения на ту или иную задачу.Б.

Альтернатива

Получается, во время мозгового штурма участников сковывает страх показаться глупым, а чужое мнение мешает включить фантазию на полную катушку. Какая есть альтернатива?

Их как минимум две — самостоятельная работа и электронный мозговой штурм. Как показывают исследования, при умелом руководстве группы, которые проводят мозговой штурм в онлайн-режиме, не только показывают более высокие результаты, чем люди, работающие самостоятельно, в этом случае имеет место еще и удивительный эффект: чем больше группа, тем лучше результат. То же самое можно сказать и об академических исследованиях: ученые, которые используют сетевые технологии для совместной работы, фактически находясь в разных местах, обеспечивают более весомые результаты своих исследований по сравнению с теми, кто работает в одиночку или поддерживает связь с коллегами посредством личных контактов.

Нас не должно это удивлять; именно сотрудничество с применением электронных средств связи стало главным фактором развития нового группового мышления. Разве Linux и Wikipedia не были продуктом гигантского сеанса электронного мозгового штурма? Однако возможности онлайнового сотрудничества так нас поражают, что мы начали придавать слишком большое значение любой групповой работе, жертвуя ради этого самостоятельными размышлениями. Мы не осознаем, что участие в онлайновой рабочей группе — это не что иное, как одна из форм самостоятельной работы.

По материалам книги «Интроверты»

Обложка поста: unsplash.com

Описание педагогического приёма «Учебный мозговой штурм»

Районный конкурс «Педагогические идеи»

Номинация «Педагогический приём в рамках реализации ФГОС»

Описание педагогического приёма «Учебный мозговой штурм»

Свобода выбора.

Открытость.

Деятельность.

Обратная связь.

Идеальность.1

hello_html_mc7053b6.jpg

Выполнила учитель русского языка и литературы

муниципального казенного общеобразовательного

учреждения Ордынского района Новосибирской области —

Новошарапской средней общеобразовательной школы

Можаева Татьяна Геннадьевна

2016г.

Содержание

От автора стр.2

Немного истории, или легенда о торпеде стр.2

Определение, цель и задачи методического приёма стр.4

Оснащение стр.4

Описание хода работы стр. 6

Эффективность приёма стр. 9

Банк тем учебных мозговых штурмов стр.11

Приложение стр.15

От автора

Я не претендую на новизну описываемого приёма. Многим он известен. Я лишь постаралась обобщить материал, который будет полезен для моего профессионального роста. И, может быть, для моих коллег.

Немного истории, или легенда о торпеде

Речь пойдёт не об американском научно-фантастическом кинофильме «Мозговой штурм» и не о программе канала ТВ Центр с тем же названием. Речь пойдёт о…

Договоримся «у берега» о терминологии.

Изучая историю термина «мозговой штурм», обнаружила его разные, так сказать, родо — видовые педагогические значения: одни авторы определяют мозговой штурм как метод, другие – как технологию, третьи –как приём. Мне ближе определение Анатолия Александровича Гина, который описывает мозговой штурм как методический приём технологии критического мышления и называет его «учебный мозговой щтурм» ( далее УМШ).2

Автор утверждает, что популяризация мозгового штурма в Америке, а затем и в других странах началась с книги Алекса Осборна «Управляемое воображение» (1953г.). Алекс Осборн, бывший капитан грузового судна, во время войны попытался уйти от подводной лодки, использовав практику, к которой в затруднительных положениях прибегали средневековые пираты. Капитан выстроил на палубе всю команду и предложил ответить на один вопрос: как спастись от торпедной атаки? Кок предложил: давайте все выбежим на борт и одновременно подуем на торпеду, глядишь, собьём её с курса. Абсурд? Нет. Проанализировав уже после войны предложение кока, Осборн понял, что торпеду можно было бы сбить корабельной помпой, и решил использовать такой способ поиска новых идей в мирной жизни. По-моему, очень интересная история о том, как иногда «дикая» идея может послужить ключиком к решению проблемы. Именно поэтому мне захотелось изучить приём УМШ и использовать его в своей педагогической практике.

А теперь немного теории.

Определение, цель и задачи методического приёма

Учебный мозговой штурм –это оперативный приём решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы для решения проблемы.

Цель – развитие творческого стиля мышления ( на Западе используют термин «креативность»).

Использование учебного мозгового штурма в учебном процессе и внеклассной работепозволяет решить следующие задачи:

  • стимулирование творческой активности учащихся;

  • связь теоретических знаний с практикой;

  • активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;

  • формирование у обучающихся мнения и отношения;

  • формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;

  • формирование жизненных и профессиональных навыков;

  • установление взаимодействия между обучающимися, обучение работе в команде, проявление терпимости к любой точке зрения, уважение права каждого на свободу слова, уважение его достоинства.

Мне, как учителю словесности, интересно развивать творческие способности учеников. И не просто интересно, но и необходимо, так как нечитающих, непишущих и неговорящих учеников становится всё больше и больше.

Оснащение

Для проведения мозгового штурма целесообразно использовать отдельный класс вдали от постороннего шума. На стене рекомендуется повесить плакат с основными правилами проведения мозгового штурма.

Столы и стулья рекомендуем расположить в виде буквы П, О, круга или полуэллипса. Это облегчает контакт участников и повышает коммуникабельность. Если группа небольшая (5 — 6 человек) — наиболее удобен круглый стол.

Продолжительность и время

Как правило, продолжительность проведения учебного мозгового штурма колеблется в пределах 40 — 60 минут. Это наиболее эффективный промежуток времени.

При решении простых проблем или при ограничении по времени наиболее подходящая продолжительность обсуждения — 10-15 минут.

Наиболее подходящее время для проведения мозгового штурма — утро (с 10 до 12 ч), но также можно проводить его и после обеда (с 14 до 18 ч).

Особого оснащения УМШ не требует. При необходимости могут применяться ЦОРы:

hello_html_3f383d03.jpg

Если УМШ предполагает работу с текстом, то нужно раздать его бумажный вариант. Под рукой у каждого участника должны быть лист бумаги и ручка: возникла идея – сразу запиши ключевое слово, сделай рисунок, чтобы не забыть. Дело в том, что держать в голове свою новую идею и одновременно слушать другие предложения почти невозможно. Для облегчения работы групп возможно использование доски, мела, листов бумаги на планшетах, фломастеров, разноцветных стикеров, ноутбука в связке с проектором.

Описание хода работы

Технология УМШ такова: обычно УМШ проводится в группах численностью от 4 до 7 человек. Но можно проводить УМШ сразу всем классом как единой группой. Особенно вначале, когда ученики осваивают этот приём работы. При этом важно, чтобы тема была «богатой», допускала много идей и их вариантов.

  • Если позволяет время, то рекомендуется вначале УМШ провести разминку. Она проводится фронтально со всей группой. Цель этапа – помочь участникам освободиться от стереотипов и психологических барьеров. Обычно разминка проводится как упражнение в быстром поиске ответов на вопросы. Для разминки важен быстрый темп работы. Поэтому, если возникает пауза, преподаватель сам должен выдвинуть 1–2 варианта ответа. Как только участники начинают с трудом находить ответы, надолго задумываются, стоит переходить к следующему вопросу. Для того чтобы создать и поддержать непринужденную и живую атмосферу, учитель подготавливает неожиданные, оригинальные вопросы, которые прямо с темой штурма не связаны. Таким образом, разминка помогает участникам оживиться, подготовиться перед началом УМШ. Время разминки может составлять 5–7 минут.

hello_html_147019ec.jpg

  • Учитель сообщает тему и форму занятия, формулирует проблему, которую нужно решить, обосновывает задачу для поиска решения. Учащиеся должны знать, что конкретно нужно получить в результате УМШ. Они должны чётко представлять, зачем они собрались и какую проблему собираются решить. Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес.

  • Затем учитель знакомит учащихся с условиями коллективной работы и выдает им правила мозгового штурма.

  • До штурма проводится инструктаж:

  1. Основное правило УМШ – НИКАКОЙ КРИТИКИ на первом этапе!

  2. Мысли свободно, ищи нестандартные, даже «безумные» идеи!

  3. Выдавай за отведенное время как можно больше идей. Регламент на каждую идею – не более двух минут. Все они высказываются без доказательств и записываются в протокол.

  • В каждой группе выбирается или назначается учителем ведущий. Он следит за выполнением правил штурма, подсказывает направления поиска идей. Ведущий может акцентировать внимание на той или иной интересной идее, чтобы группа не упустила ее из виду, поработала над ее развитием.

  • Группа выбирает секретаря, чтобы фиксировать возникающие идеи (ключевыми словами, рисунком, знаком…).

  • Учитель определяет время на первый этап. Время, обычно до 20 минут, желательно зафиксировать на доске.

Первый этап УМШ. СОЗДАНИЕ БАНКА ИДЕЙ.

Главная цель – наработать как можно больше возможных решений. В том числе тех, которые на первый взгляд кажутся «дикими». Иногда имеет смысл прервать этап раньше, если идеи явно иссякли и ведущий не может исправить положение.

  • Теперь небольшой перерыв, в котором можно обсудить штурм с рефлексивной позиции: какие были сбои, допускались ли нарушения правил и почему…(Во время пауз можно включать музыку, способствующую отдыху от напряжённого мышления).

Второй этап. АНАЛИЗ ИДЕЙ.

Все высказанные идеи группа рассматривает критически. При этом придерживается основного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, рациональное зерно, возможность усовершенствовать эту идею или хотя бы применить в других условиях.

  • И опять небольшой перерыв. …(Во время пауз можно включать музыку, способствующую отдыху от напряжённого мышления).

Третий этап. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.

Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них классу и учителю. (Возможны варианты: например, группа отбирает самое практичное предложение и самое «дикое».) В некоторых случаях целью группы является поиск как можно большего числа решений, и тогда спикер может огласить все идеи.

Рекомендации:

1. Класс предлагается разбить на несколько групп. Все группы могут одновременно, независимо друг от друга, штурмовать одну задачу. Возможна организация конкурса идей. И пусть жюри тоже состоит из учеников.

2. Каждая из групп может штурмовать свою задачу. Лучше все задачи объединить одной, более общей, проблемой.

3. Для проведения УМШ коллектив может делиться на две группы: генераторы и аналитики идей.

Генераторы идей – это творческие ученики, обладающие подвижным, активным умом, умеющие и любящие фантазировать, выдвигать нестандартные идеи, мысли. Генераторы идей должны в течение короткого времени предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы.

Вторая группа – аналитики, получают от первой группы списки вариантов и, не добавляя ничего нового, рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее разумное и подходящее.

4. Нет ничего плохого в том, если третий этап будет отделен временем, даже проведен на другом уроке. Если за это время у участников группы появятся новые идеи – пусть обсуждают и их. Ведь главное – спровоцировать интенсивную мыслительную деятельность над учебной задачей, а не выдвинуть определенное количество идей в строго отведенное время. А иногда целесообразно вообще ограничиться только первым этапом штурма с оглашением всех найденных идей.

5. Отдельно стоит оговорить роль учителя в ходе мозгового штурма. Она резко меняется, перестаёт быть центральной, учитель лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Можно сказать, что во время мозгового штурма учитель выступает в роли «заказчика». Он кратко излагает суть проблемы или вопрос и правила проведения мозговой атаки. Фиксирует идеи, высказанные участниками, держится в стороне от дискуссии. С его стороны запрещается критика любых мнений и предложений. Учителю лучше не вмешиваться в работу групп, чтобы не мешать им. Лишь в случае, когда группа нарушает правила работы, например, начинает обсуждать или критически оценивать идею, учитель в тактичной и доброжелательной форме возвращает группу в рабочее состояние. Также не следует для УМШ подбирать тему, которая требует глубоких специальных знаний или аналитических рассуждений.

6. «Не получится ли так, что ребята будут выкрикивать, перебивать друг друга? Бывает. Так обычно ведут себя ребята, никогда ранее не работавшие коллективно. Каждый думает по-своему, не слыша окружающих. Если такое будет наблюдаться, рекомендую «противоядие»: ведущий повторяет за каждым участником его идею, пока не добивается четкой формулировки и понимания, и только тогда слово предоставляется следующему участнику. И пусть ведущий не забывает особо хвалить тех, кто развивает идеи предыдущих участников. Приучайте ведущих и участников называть имена авторов идей. Например, в такой формулировке: «В дополнение идеи Сережи предлагаю…» или «Хочу развить решение Маши…»»3

Эффективность приёма

В чём вижу перспективность УМШ?

Во-первых, он применим к любым возрастам.

Во-вторых, нет школьного предмета, на котором проведение УМШ было бы нецелесообразно.

В- третьих, УМШ обеспечивает активную форму работы, или, как требует терминология ФГОС, деятельностную; хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учёбы.

В-четвёртых, участники УШМ учатся слушать, слышать друг друга и чётко выражать свои мысли.

В-пятых, учителю легко поднять мотивацию «трудных», обратив внимание именно на их идеи.

В-шестых, мозговой штурм — достаточно универсальный метод, который сегодня активно применяется в научной, технической, административной, торговой, рекламной деятельности, также для поиска нестандартных решений в технике и новых бизнес идей.

Данная модель нашла широкое применение в школах изобретательства, т.е. чем чаще в школе будет применяться УМШ, тем более ученики будут готовы к подобной работе в своей профессиональной команде.

В обычных условиях урока творческая активность учащихся часто сдерживается психологическими, социальными, педагогическими барьерами. Проведённый анализ показал, что при использовании УМШ активность значительно возрастает, в работу включаются даже слабые ученики и те ребята, у которых индивидуальный ответ вызывает волнение.

На этапе рефлексии происходит развитие умения выполнять самооценку успешности своего участия в коллективной работе группы по следующим параметрам:

В ходе учебного мозгового штурма учащиеся могут продемонстрировать, что они знают по обсуждаемым проблемам, УМШ призван «заставить» их задуматься над возможными решениями задачи, поставить в ситуацию «кризиса» размышлений. При этом происходит овладение навыками общения, обеспечивающее активное участие каждого обучаемого в создании банка идей и их анализе; вызов интереса к теме и определение цели ее рассмотрения. Эта информация помогает учителю оценить понимание учащихся и скорректировать план мероприятий, которые будут удовлетворять потребностям учащихся.

Но нельзя не сказать и о недостатках УМШ:

  • возможность доминирования одного или двух лидеров;

  • вероятность зацикливания на однотипных идеях;

  • поиск идей идёт случайным образом, «наобум», вы никогда не останетесь совсем без идей, но нет гарантии, что среди предложенных идей окажется действительно превосходное.

Оценила приём по «Методике оценки педагогических методик»4 ( от 0 до 4 баллов):

  1. Актуальность -4

  2. Новизна- 3

  3. Инструментальность – 4

  4. Понятность – 4

  5. Критерий роста- 3.

И ещё один аргумент в защиту УМШ, опирающийся на жизненные наблюдения: моя дочь рассказывала, что, устраиваясь на работу в одну солидную фирму, на первом этапе проходила тестирование, а на втором была приглашена на мозговой штурм, где вынуждена была принимать нестандартные решения. Она –то и посетовала, что это оказалось для многих соискателей должности самым трудным заданием. В школе и в вузе не научили такому общению. Так что… «противоречие это наболело, и время решения его наступает. Очередной шаг за школой … Откроем клетку?»5

Банк тем учебных мозговых штурмов

В своём пособии «Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность» А. Гин ставит проблему: «…полезно разработать пособие со списками тем учебных мозговых штурмов, разборами опыта учителей по каждому из школьных предметов. Может быть, этим займётесь вы?»6

Представляю свой список тем УМШ по русскому языку и литературе:

Тема: Имя прилагательное как часть речи.

Задание: представьте, что из нашей речи исчезли все прилагательные. Что может произойти? Каким может быть памятник имени прилагательному? (Подобный УМШ можно провести, изучая роль в речи любой части речи.)

Урок литературы в 8 классе.

Тема: Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

Предложите идею оригинального памятника Мцыри. (Обсуждение идей позволяет ещё раз вспомнить и проанализировать характер героя, события его жизни).

Тема: Подготовка к ГИА. Сочинение-рассуждение 15.3 в 9 классе «Что такое счастье?» или сочинение в 10, 11 классах по теме «Глупец ищет счастья вдали, мудрый растит его рядом с собой. (Омар Хайям)».

(Подобный УМШ можно провести, готовясь к сочинению 15.3, обсуждая нравственные понятия, предложенные для сочинения ФИПИ (их 14): 1.Что такое внутренний мир человека.
2.Что такое выбор.
3.Что такое доброта.
4.Что такое драгоценные книги.
5.Что такое дружба.
6.Что такое жизненные ценности.
7.Что такое любовь.
8 Что такое материнская любовь.
9. Что такое настоящее искусство.
10. Что такое неуверенность в себе.
11. Что такое нравственный выбор.
12. Что такое сила духа.
13. Что такое взаимовыручка.
14. Что такое счастье.

Урок литературы в 6 классе.

Тема: Обобщающий урок по роману А.С.Пушкина «Дубровский».

Роман А. Пушкина остался незавершённым, как вы думаете, как могла сложиться дальнейшая судьба главных героев? После выдвижения гипотез и обсуждения предложенных вариантов учитель знакомит учащихся с черновыми записями Пушкина, набросками плана третьего ненаписанного тома.

Урок литературы в 6 классе.

Тема: Роман А.С.Пушкина «Дубровский».

Как мог вести себя Спицын в медвежьей комнате?hello_html_743f2bbe.gif

Урок литературы в 11 классе.

Тема: Изучение творчества И. А. Бунина.

В преддверии анализа стихотворения «Вечер», посвящённого теме счастья, для мозгового штурма можно предложить вопрос: «Как вы думаете, в чём, по Бунину, заключается счастье?».

Учащиеся работают в группах, записывают все варианты ответа, затем озвучивают и комментируют их. А в процессе чтения и анализа стихотворения выясняется, чья идея совпадает с мыслью автора.

Обучение итоговому сочинению.

hello_html_340b9397.jpg

Урок литературы в 10 классе.

Тема: Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Каким мог бы быть герб Кирсановых? Подумайте, целесообразно ли в качестве варианта придумать герб Базарова. Что это будет за герб? /В дальнейшем обучающиеся могут нарисовать герб (см. Приложение, стр.15) и составить его подробное описание по плану: форма герба, цветовая гамма, символические фигуры, девиз, соответствие характерам героев./

Урок литературы в 11 классе.

Тема: Рассказ Т. Толстой «Соня».

Система вопросов и заданий, которые можно использовать на уроке литературы с применением приёма «учебного мозгового штурма».

Задание 1. Подумайте над названием рассказа. Имейте в виду, автор уже затеял с вами литературную игру. Найдите ключевую метафору. Это поможет понять рассказ.

Задание 2. Временное пространство в рассказе организовано так точно и так плотно, что на четырех страницах Т. Толстая смогла рассказать о судьбах двух женщин. Почему же тогда этот рассказ не об Аде?

Задание 3. Кто из русских писателей мог вместить судьбу героя в несколько страниц? Вспомните поэму А. С. Пушкина «Медный всадник», повесть Н. В. Гоголя «Шинель», повесть Ф. М. Достоевского «Бедные люди». Можно ли сказать, что есть преемственность между героиней Т. Толстой и «маленьким человеком» русской литературы?

Задание 4. Литература защищает, оберегает того, у кого все отнимается в жизни. Так, в сказке милее всех Иванушка- дурачок. А наша Соня – четырежды будет сказано в тексте – «дура». В чем же проявляется ее «дурость»?

Задание 5. Кто Соню называет «дурой»? Неужели автор? Прочитайте внимательно эти моменты – знакомство с Соней, возникновение переписки с Николаем, последнее письмо Ады.

Задание 6. Соня – для русской литературы имя явно неслучайное. Каких литературных тезок вы можете припомнить? Вспомним, что Ф. М. Достоевскому важно было, что София означает «премудрость». Не может не знать этого и Т. Толстая, четырежды повторяющая, что Соня – «дура». Премудрость – дурость? Может, именно этот оксюморон и должен помочь нам в художественном осмыслении вопросов жизни и смерти, смысла жизни, итога жизни?

Задание 7. Мотив времени – один из основных мотивов рассказа, как, собственно, почти всех рассказов Т. Толстой («Жил человек – и нет его», «время все съело»). Перечитайте внимательно начало рассказа. Чьи это слова? Как вы их поняли? «Черная пасть телефонной трубки», «раскроется светлой фотографией солнечная комната», «просвечивают марлей спины сидящих» – о чем говорят эти метафоры? А в финале рассказа кто просит Аду Адольфовну отдать Сонины письма? Как же Т. Толстая отвечает на вопрос: что остается после человека?

В дальнейшем планирую пополнять банк тем УМШ не только по предмету, но и в воспитательной работе с классом, что позволит, возможно, поучаствовать в проекте «Новые задачи»7.

hello_html_m45291e9f.jpg

Приложение

hello_html_3dc2dc4e.jpg

hello_html_m27f6d24d.jpg

hello_html_2676370f.jpg

hello_html_268d3bc.jpg

1 Гин А.: Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя.- М.: Вита – Пресс, 1999

2 Гин А.: Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя.- М.: Вита – Пресс, 1999, с.33

3 Гин А.: Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя.- М.: Вита – Пресс, 1999, с.35

4 Гин А.: Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя.- М.: Вита – Пресс, 1999, с.75

5 Гин А.: Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя.- М.: Вита – Пресс, 1999, с.83

6 Гин А.: Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя.- М.: Вита – Пресс, 1999, с.37

7 Гин А.: Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя.- М.: Вита – Пресс, 1999, с.82

Применение метода «мозговой штурм» в образовании

В современном постоянно развивающемся мире необходимо уметь самостоятельно работать с большим потоком информации, владеть навыками проектирования и иметь установку на непрерывное самообразование. Образование сегодня — это воспитание личности творческой и ответственной перед собой, воспитание интеллигентного человека, открытого к диалогу, способного к саморазвитию.

Одной из основных проблем, стоящих сегодня перед системой образования и общества в целом, является проблема активизации творческого мышления школьников.

Один из наиболее известных методов психологической активизации мышления — «Мозговой штурм». Мозговой штурм — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Он широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разных задач. Он активно развивает концентрацию внимания. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Психолог А.Осборн считается отцом классического мозгового штурма –brainstorming’a. В 1953 г. вышла книга А. Осборна «Управляемое воображение», в которой раскрыты принципы в процедуры творческого мышления. Что же пробудило к жизни метод мозгового штурма?

Прежде всего — преодоление стереотипов мышления. Именно на решение этой задачи направлены все известные эвристические методики (метод контрольных вопросов, метод фокальных объектов, ТРИЗ и т. д.). В определенный момент становится ясно, что типовые решения не работают, необходимы новые пути, необходимо творчество. Но известно, что и творческая деятельность часто не выходит за рамки шаблонных схем. Одна из частных задач мозгового штурма — как можно быстрее снять «пласт стереотипов», дать людям возможность высказать их и забыть.

Второе преимущество мозгового штурма А.Осборна — разделение процессов генерации и анализа. Так как способность к творчеству у разных людей развита неодинаково: многим проще заниматься аналитикой, экспертизой идей.

Метод мозгового штурма разделяется на два этапа решения задачи: сначала генерируются идеи, а на потом они анализируются и развиваются. Таким образом, группа делится на «автора» и «критика», которые реализуются в разное время.

Именно мозговой штурм — наиболее употребительный из всех эвристических методик решения проблем, ведь для проведения штурма достаточно кабинета, группы сотрудников и пары часов рабочего времени.

Задачи модератора:

1)                 Не позднее, чем за 2 дня разослать всем участвующим оповещение о мозговом штурме и времени его проведения с кратким описанием вопроса обсуждения (проекта), целей, имеющихся препятствий для решения задачи и т. д.

2)                 На дискуссии следить за тем, чтобы она протекала с вышеописанными требованиями.

3)                 В случае «зависания» процесса дать новый импульс, направить мысли участников в другую сторону, предложить неожиданные ассоциации.

4)        Не давать оценок высказанным идеям и самим участникам как личностям и специалистам.

5)        Постараться максимально раскрыть творческий потенциал каждого.

6)        Фиксировать (записывать) все поступающие идеи,даже те, которые кажутся абсолютно бесполезными.

7)        Продолжительность штурма необходимо оговорить заранее и придерживаться регламента. Идеальная длительность для дискуссии — от 20 до 40 минут.

8)        Участники должны знать, что время ограничено, и им необходимо выдать как можно больше идей в сокращенные сроки. Это активизирует их выложится в данное время.

9)        Во время мозгового штурма необходимо создать обстановку максимального психологического комфорта.

10)    В процессе генерации идей необходимо поддерживать доброжелательную атмосферу общения.

11)    Идеи могут быть любые — несбыточные, сумасшедшие, шутливые.

12)    Обоснование идей не требуется.

Во-первых, на обоснование нет времени. Во-вторых, участники и не способны к грамотному обоснованию — они, по определению, не являются профессионалами.

Неприемлема критика, анализ, развитие идей, высказанных участниками. Позволительно лишь комбинирование идей, помощь участников друг другу при формулировке высказываний, моральная содействие.

13)  Кризис и анализ производят группы экспертов.

Метод контрольных вопросов и аналогии должны использоваться для развития творческих идей в мозговом штурме. Контрольные вопросы — это наводящие вопросы, которые помогают модератору дать новое течение мыслям участников, проскочить период «зацикливания» на круге сходных идей. Один из классических списков контрольных вопросов принадлежит английскому изобретателю Т.Эйлоарту. Вот некоторые из них:

1)      Попробовать «национальные» решения.

Как бы решил проблему английский лорд? Предложите изящное французское решение и проч.

2)      «Метод эмпатии».

Эмпатия — вживание, представление себя на месте другого. («Я есть объект, о котором идет речь»)

3)      «Прямая аналогия»

Рассматриваемый объект, часть проблемы, сравнивается с другим объектом в природе, технике и т. д.

4)      «Символическая аналогия»

Суть проблемы или ее возможные решения предлагается сформулировать в виде метафор.

А.Осборн рекомендовал так готовить и анализировать ее результаты:

1)        Продумайте все аспекты проблемы. Отберите подпроблемы для «атаки». Обратитесь к списку всевозможных аспектов проблемы, тщательно проанализируйте их, выделите несколько целей.

2)        Обдумайте, какие данные могут пригодиться.

3)        Отберите самые предпочтительные источники информации.

4)        Придумайте всевозможные идеи — «родники» к проблеме. Это часть процесса мышления, безусловно, требует свободы воображения, не сопровождаемой и не перебиваемой критическим мышлением.

5)        Отберите идеи, которые вероятнее всего ведут к решению.

6)        Придумайте всевозможные пути для проверки. Здесь мы опять нуждаемся в творческом мышлении. Часто удается обнаружить совершенно новые способы проверки.

7)        Отберите наиболее основательные способы проверки. Принимая решение о том, как лучше проверять, быть строгим и последовательным. Отобрать те способы, которые кажутся наиболее убедительными.

8)        Необходимо представить себе все возможные области применения. Даже если окончательное решение подтверждено экспериментально, необходимо иметь представление о том, что может произойти в результате его использования в различных областях.

9)        Дайте окончательный ответ.

Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи: стимулирование творческой активности учащихся; связь теоретических знаний с практикой; формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи; обучение работе в команде, проявлению терпимости к чужой точке зрения.

В современной культуре творческое мышление — общепризнанная ценность. Его формирование и развитие — одна из часто провозглашаемых задач современного образования в разных странах мира.

 

Литература:

 

1.                              Сокращено по источнику: Введение в ТРИЗ. «Основные понятия и подходы» (Официальное издание Фонда Г.С,Альтшуллера) http://www.altshuller.ru) Электронная книга.

Основные термины (генерируются автоматически): мозговой штурм, идея, творческое мышление, решение, участник, время, задача.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *