Направлениями финансовой политики являются: Направления и виды финансовой политики — Студопедия.Нет – . Финансовая политика

Направления и виды финансовой политики — Студопедия.Нет

ГЛАВА 3. Финансовая политика и финансовый механизм

 

Сущность финансовой политики

 

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В то же время финансовая политика — это относительно самостоятельная сфера деятельности, важнейшее средство реализации экономической политики государства.

Финансовая политика — основополагающий элемент в системе управления финансами. Реализуется финансовая политика посредством управления экономикой и является основой процесса управления финансами. Это по существу означает всеобщность роли финансовой политики по отношению и к процессу управления финансами, и к финансовой науке.

Финансы и финансовая политика — это объективное и субъективное в управлении финансами. Управление финансами осуществляется не ради самого управления, не ради финансовой науки, а во имя достижения целей и задач, поставленных финансовой политикой. То есть управление финансами является процессом реализации финансовой политики.


Содержание финансов нельзя рассматривать только как систему денежно-распределительных, неэквивалентных, фондовых или нефондовых отношений. Содержание финансов на конкретно-историческом этапе экономического развития материализует и отражает содержание финансовой политики. Под ее влиянием меняется не только управление финансами, но и подвергается определенным изменениям содержание финансовой науки.


Финансовая политика по отношению к финансовой науке представляет собой смежную дисциплину, имеющую собственный предмет исследования. Более того, на начальном этапе становления финансовой науки финансовая политика выступала источником формирования науки о финансах, а значит и ее составной частью. Так, например, сначала эмпирически пришло осознание необходимости централизации в руках государства казны (бюджета), а потом возникли государственные финансы как составляющие финансовой системы.

Финансовая политика не изучает содержание и состав финансовых отношений, составляющих предмет финансовой науки, а использует существующие в государстве финансовые отношения и законодательно оформленные условия их практической реализации как базовый инструментарий для выполнения своих задач, специфических по отношению к науке о финансах. При этом, безусловно, финансовая политика базируется на теории финансов в том смысле, что строить какую-либо финансовую политику можно, учитывая существующие финансовые отношения и рассматривая их как базовые. Однако финансовая наука возникла из практики изменения этих отношений, то есть из финансовой политики.

Финансовая политикаэто совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством и местными органами самоуправления возложенных на них функций.

Финансовая политика отвечает на вопросы:


· как в конкретных экономических и социально-политических условиях достигнуть конкретных целей;



· стоит ли и как изменить экономическую структуру общества посредством действующего финансового механизма;

· как оптимально сочетать цели и задачи финансового развития и добиться краткосрочного и долгосрочного финансового успеха;

· каковы внутренние пружины увеличения богатства в разных сферах и звеньях отечественных финансов, на которые следует опереться, и каким образом это сделать.

Главная цель финансовой политики — обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.

Основными задачами финансовой политики являются:

· обеспечение условий для максимальной мобилизации финансовых ресурсов;

· обеспечение рационального распределения и использования финансовых ресурсов;

· регулирование и стимулирование финансовыми методами социально-экономического развития общества;

· разработка финансового механизма в соответствии с изменяющимися целями и задачами финансовой политики;

· создание эффективной системы управления финансами.

Принципы финансовой политики представлены в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Принципы финансовой политики


Принципы Содержание принципов
1. Несводимости Финансовая политика в государстве не сводима к государственной практике; проводится всеми уровнями управления хозяйством, включая первичные звенья производства и обращения
2. Целостности и единства Нарушение целостности и единства государственной финансовой политики — это объективная закономерность развития финансов и основа формирования условий проведения финансовых реформ
3. Самостоятельности Примат государственной внутренней и внешней политики над ее составляющими — объективная закономерность, определяющая постоянство и эффективность взаимоотношений всех составляющих политики государства
4. Централизации Финансовая политика есть искусство влиять сверху вниз и, значит — она должна быть направлена на сохранение существующей централизации доходов в руках государства
5. Производности Производность финансовых мероприятий от состояния экономики является фундаментальным принципом, лежащим в основе проведения эффективной финансовой политики
6. Системности Необходимость обеспечения максимально возможной увязки не только финансово-кредитных балансов и прогнозов, составляемых на государственном и на других уровнях управления экономикой, но и согласования движения стоимостных форм с общеэкономическими и политическими условиями воспроизводственного процесса
7. Комплексности Предполагает, что, внося поправки во взаимосвязанные показатели бюджета и денежно-кредитной системы, необходимо постоянно оценивать, стоит ли это делать с учетом их прямого и косвенного влияния на развитие экономики

 

Финансовая политика включает следующие этапы:

· разработку научно обоснованной концепции развития финансов;

· определение направлений использования финансовых ресурсов за счет их мобилизации на внутренних и внешних рынках;

· осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей, и мониторинг.

Финансовая политика в зависимости от длительности периода и характера решаемых задач подразделяется на финансовую стратегию и тактику. Финансовая стратегия представляет собойдолговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач. В процессе разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. В отличие от финансовой стратегии,



финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества, отличается гибкостью, подвижностью. Ее задачи ограничены одним, иногда двумя годами. Финансовые стратегия и тактика должны быть взаимосвязаны, но тактика вторична по отношению к стратегии. Если государство не добивается результатов с помощью тактики, приходится вносить коррективы в стратегию.

 

Направления и виды финансовой политики

 

Государственная финансовая политика — понятие многоплановое. Сфера ее действия зависит от участия государства в управлении экономикой. В составе современной финансовой политики выделяют два основных направления: бюджетно-налоговую (фискальную) политику и кредитно-денежную (монетарную) политику (рис. 3.1).

 

 

 

Рис. 3.1. Направления и виды финансовой политики

 

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика — это система регулирования экономики с помощью государственных расходов и доходов; совокупность государственных методов воздействия на налогообложение и государственные расходы. В рамках бюджетно-налоговой политики государством определяются: источники формирования и приоритетные направления расходов госбюджета, источники финансирования бюджетного дефицита, допустимые пределы разбалансированности бюджета, принципы взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы.

Основные цели бюджетно-налоговой политики: сглаживание колебаний экономического цикла, стабилизация темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение темпов инфляции.

Основные инструменты бюджетно-налоговой политики: государственные расходы и налоги. Бюджетно-налоговая политикаопределяет выбор состава налогов, размера их ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Одновременно устанавливается мера конфискационной или стимулирующей направленности как налоговой системы в целом, так и отдельного налога. Однако необходимо отметить, что к бюджетно-налоговой политике относятся только такие манипуляции государства с бюджетом, которые не изменяют количество денег в обращении.


Основные типы бюджетно-налоговой политики представлены на рис. 3.2.

  Направлениями финансовой политики являются: Направления и виды финансовой политики — Студопедия.Нет – . Финансовая политика

 

Рис. 3.2. Типы бюджетно-налоговой политики

Дискреционная бюджетно-налоговая политика представляет собой сознательное манипулирование правительственными закупками, ставками налогов и размерами трансфертных платежей. При этом основными инструментами дискреционной бюджетно-налоговой политики являются: программы общественных работ, проекты общественной занятости, трансфертные программы, изменение налоговых ставок.

Основные недостатки дискреционной бюджетно-налоговой политики:

· длительный период времени (лаг) между принятием решений и их воздействием на экономику;

· длительный период разработки программ реализации бюджетно-налоговой политики, в течение которого изменяется экономическое состояние общества;

· временной лаг между осознанием необходимости осуществления преобразований и тем моментом, когда эта необходимость действительно появилась.

Недискреционная бюджетно-налоговая политика представляет собой изменения в правительственных закупках и налогах, вызываемые переходом самой экономики из одного состояния в другое при неизменных ставках налогов и трансфертных программ. При этом основными инструментами недискреционной бюджетно-налоговой политики являются встроенные стабилизаторы, которые имеют тенденцию изменять налоговые поступления и государственные трансферты в зависимости от состояния экономики.


Основными формами встроенных стабилизаторов являются: пособия по безработице, пособия по бедности, пропорциональный подоходный налог, субсидии фермерам. Особенность встроенных стабилизаторов заключаются в том, что они действуют автоматически, сглаживают, но не устраняют экономические колебания, помогают стабилизировать выпуск продукции.

Под кредитно-денежной (монетарной) политикой понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в национальном хозяйстве и различных звеньях финансовой системы посредством регулирования деятельности банковской системы и др.

Главной целью денежно-кредитной политики является достижение устойчивого роста общего уровня производства, стабильного уровня цен, высокого уровня занятости и баланса внешнеэкономической деятельности. Промежуточная цель денежно-кредитной политики заключается в регулировании ключевых экономических переменных на достаточно продолжительных временных интервалах. Тактическая цель денежно-кредитной политики заключается в проведении последовательных операций на относительно коротком временном интервале, которые согласуются с общими долгосрочными планами.

Основными инструментами денежно-кредитной политики являются: операции на открытом рынке, нормы обязательных резервов, учетная ставка, регулирование конкретных видов кредита и кредитования отдельных отраслей или крупных фирм, регулирование риска и ликвидности банковских операций, др.

Все большее значение в конце ХХ века приобретает международная финансовая политика, проводимая международными финансовыми организациями (МФО) и международными финансовыми институтами (МФИ). Особенно большое значение в настоящее время приобретает финансовая политика Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Лондонского клуба кредиторов, Парижского клуба кредиторов и др. В основе международной финансовой политики лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных финансов, оказание финансовой помощи государствам, переживающим финансовый кризис или испытывающим финансовые трудности. Помощь, как правило, оказывается в форме предоставления кредитов или реструктуризации уже имеющегося внешнего государственного долга. Такая финансовая поддержка оказывается не безвозмездно и сопровождается рядом экономических и/или политических условий.

 

Модели финансовой политики

 

С развитием института государства изменяется и модель финансовой политики. Поэтому использование той или иной модели финансовой политики связано с особенностями текущего этапа развития экономики, интересами правящих партий и социальных групп, господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства.

Существует четыре основные модели финансовой политики: классическая, регулирующая, неконсервативная, планово-директивная.

До конца 20-х годов XIX века основной моделью финансовой политики большинства европейских стран был классическийее вариант. Такая финансовая политика была основана на теоретической концепции представителей классической буржуазной политэкономии А. Смита и Д. Риккардо и их последователей.

Основные черты классической модели финансовой политики:

· невмешательство государства в экономику;

· сохранение и поддержание рыночной конкуренции;

· уменьшение государственных расходов, которые в основном сводились к расходам на военные цели, выплату процентов по государственному долгу, расходам на управление;

· система налогообложения строилась, главным образом, на косвенных и имущественных налогах, которые были достаточно просты и эффективны с точки зрения механизма их взимания;

· простая система управления финансовой деятельностью, сосредоточенная только в министерстве финансов (казначействе).

В конце XIX — начале ХХ века развитие рыночных отношений поставило перед государством вопрос об изменении подходов к финансовой политике. В этот период в западных странах осуществляется переход к регулирующей финансовой политике, в основу которой была положена теория английского экономиста Дж. М. Кейнса и его последователей.

Основные черты регулирующей финансовой политики:

· вмешательство государства в экономику осуществляется с помощью мощного инструмента — государственных расходов, за счет которых формируется дополнительный спрос, а рост предпринимательской деятельности приводит к увеличению НД и способствует ликвидации безработицы;

· главным инструментом регулирования в налоговой системе становится подоходный налог, устанавливаемый на основе прогрессивных ставок и обеспечивающий изъятие доходов у экономических субъектов, используемых ими в виде сбережений, что, в конечном счете, позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов;

· в финансовом механизме большое внимание уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования; рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики;

· система управления финансами включает несколько самостоятельных специализированных органов, занимающихся планированием бюджета, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом.

В 70-х годах ХХ века в основу финансовой политики была положена теоретическая концепция представителей неконсервативного направленияЛ. Эрхарада, В. Ойкена и др.

Основные черты неконсервативной финансовой политики:

· государственное регулирование не только экономического роста, занятости, но и денежного обращения, валютного курса, развития экономики и ее структуры;

· сокращение государством доли перераспределяемого НД;

· сокращение размера бюджетного дефицита;

· стимулирование роста сбережений как источника производственного инвестирования;

· сокращение налоговой ставки и уменьшения степени ее прогрессивности.

Планово-директивная финансовая политика применялась в странах, использующих преимущественно плановую систему управления экономикой. Цель такой финансовой политики заключалась в обеспечении максимальной концентрации финансовых ресурсов в руках государства и их последующее перераспределение в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Основные черты планово-директивной финансовой политики:

· создание финансового механизма двухканального изъятия части чистого дохода при помощи налога с оборота и налога на прибыль у предприятий, в результате — 80% чистого дохода концентрировалось в руках государства;

· регулирование использования денежных доходов населения осуществлялось при помощи подоходного налога, системы государственных займов и сберегательного дела;

· изъятие средств у местных органов власти обеспечивалось ограничением в установлении самостоятельных источников доходов местных бюджетов;

· расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, установленных Госпланом;

· значительные финансовые ресурсы направлялись на финансирование военно-промышленного комплекса;

· чрезмерная централизация управление финансами в руках государства.

 

Направления финансовой политики

Сущность финансовой политики

Определение 1

Под финансовой политикой в общем смысле слова принято понимать целенаправленное использование финансов для достижения целей и решения задач стратегического и тактического характера.

Финансовая политика может осуществляться как на уровне государства в целом, так и на уровне отдельно взятого субъекта хозяйствования. Финансовая политика предприятия является составной частью его общей экономической политики. Она представлена совокупностью мероприятий по формированию, организации и использованию финансовых ресурсов субъекта хозяйствования для достижения целей, перед ним стоящих. Иначе говоря, финансовую политику организации можно определить в качестве формы реализации финансовой стратегии предприятия в рамках всего множества аспектов его финансовой и экономической деятельности.

Замечание 1

Содержание финансовой политики находит свое отражение в разработке общей финансовой концепции, определении ее направлений, формулировании целей и постановке задач, создании адекватного финансового механизма и управлении финансовой деятельностью субъекта хозяйствования в цело

Финансовая политика может приобретать одну из следующих форм. В зависимости от направления управленческого воздействия она может быть внешней либо внутренней. По времени проведения и в зависимости от целей, перед ней стоящих, финансовая политики делится на долго- и краткосрочную. И в том, и в другом случае, можно выделить одни те же ее направления. Рассмотрим их более подробно.

Базовые направления финансовой политики

Отталкиваясь от общей классификации финансовой политики по признаку направленности управленческого воздействия в качестве ее базовых направлений можно выделить следующие:

  • внешнее направление;
  • внутреннее направление.

В первом случае финансовая политика предприятия будет нацелена на оптимальное использование возможностей, предоставляемых различными сегментами международного и финансового рынков, для развития организации. Во втором случае она будет ориентирована на оптимизацию финансовых процессов и отношений, которые происходят внутри самого хозяйствующего субъекта.

Помимо этого считается, что финансовая политика на уровне отдельно взятого субъекта хозяйствования (организации, предприятия, фирмы) имеет два основных направления, тесно взаимосвязанных между собой (рисунок 1).

Рисунок 1. Базовые направления финансовой политики на микроуровне. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Финансовая политика в области доходов ориентирована на формирование и накопление фондов денежных средств, необходимых для финансирования деятельности хозяйствующей организации. В качестве источников финансовых ресурсов могут выступать как собственные, так и привлеченные извне средства. Первые формируются за счет уставного капитала, средств специальных фондов и резервов, нераспределенной прибыли. Внешние источники финансирования могут быть представлены привлеченными и заемными средствами.

Доходное направление финансовой политики нередко считается определяющим, поскольку именно из политики доходов (в частности – ее целей) вытекают цели и мероприятия в разрезе налоговой, учетной, рыночной, операционной, кредитной и инвестиционной политики. Все они также считаются ее направлениями (ответвлениями).

Финансовая политика в области расходов направлена на планирование, организацию и координацию затрат, которые с одной стороны являются источником потребления финансовых ресурсов, а с другой стороны – служат необходимым элементом воспроизводственного процесса. Как правило, каждая компания в рамках становления и функционирования системы управления финансами стремиться к сокращению затратной части бизнеса и минимизации издержек.

Планирование каждого из представленных выше направлений финансовой политики обеспечивается посредством соответствующих служб предприятия (как правило, финансово-экономической). Приоритетность того или иного направления в значительной степени определяется финансовым состоянием хозяйствующего субъекта, а также целями развития компании.

Основные направления разработки финансовой политики предприятия

Помимо базовых векторов финансовой политики в экономике принято выделять направления ее разработки. Они включают в себя:

  • анализ финансово-экономического состояния хозяйствующего субъекта;
  • разработку кредитной политики организации;
  • выработку учетной и налоговой политики компании;
  • управление издержками и выбор политики амортизации объектов основных средств;
  • управление оборотными средствами, дебиторской и кредиторской задолженностью.

Замечание 2

Все эти направления отражают собой некий алгоритм формирования, анализа и оценки политики компании в сфере управления, построения и координации финансовых ресурсов и финансовых отношений.

Финансово-экономический анализ формирует информационную базу для принятия обоснованных решений в сфере управления финансами предприятия. Его основными компонентами выступает вертикальный и горизонтальный анализ, анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности, коэффициентный и трендовый анализ.

Кредитная политика организации представляет собой система правил и мер, ориентированных на осуществление контроля над привлечением и использованием кредитных (заемных) средств.

Учетная политика фиксирует в себе базовые аспекты организации учетного процесса в организации, а налоговая определяет общую методику ведения налогового учета, формирования, исчисления и оптимизации налоговых показателей.

Определяющую роль в хозяйственном процессе играет управление издержками. Не стоит забывать, что их минимизация выступает одной из базовых целей финансовой политики, поскольку сокращение затрат, при прочих равных условиях, способствует максимизации прибыли хозяйствующего субъекта.

Не менее важную роль играет управление оборотными средствами, задолженностью дебиторов и кредиторов, ведь от этого зависит большая часть показателей деловой активности предприятия.

Основные направления финансовой политики — Мегаобучалка

Государственная финансовая политика — элемент макроэкономической политики. В настоящее время государственная финансовая по­литика России направлена на преодоление последствий финансово-экономического кризиса, стабилизацию социально-экономической ситуации в стране.

Финансовая политика включает следующие направления:

1) налоговую политику;

2) бюджетную политику;

3) денежно-кредитную политику;

4) институциональные преобразования;

5) инвестиционную политику;

6) социальную политику.

Для реализации финансовой политики необходимо:

• снижение социальной напряженности;

• оздоровление государственных финансов;

• восстановление нормального функционирования банков­ской сферы;

• сбалансированность товарных и денежных потоков;

• разумное расширение финансово-экономической само­стоятельности регионов в рамках единого федеративного государства;

• искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции.

1. Важной составной частью финансовой политики является налоговая политика. Она должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового поло­жения реального сектора экономики. Ее основные задачи:

• комплексное реформирование налогового законодатель­ства в целях оптимизации налоговой базы, снижения уровня неплатежей;

• пересмотр существующих налоговых и таможенных льгот;

• введение единого реестра налогоплательщиков;

• ужесточение налогового администрирования;

• реструктуризация пеней и штрафов по платежам в бюд­жет и государственные внебюджетные фонды.

2. Разрешение бюджетного кризиса является первостепенной задачей бюджетной политики. Наиболее актуальные задачи в этой области:

• введение экспортных пошлин в целях обеспечения об­служивания и погашения внешнего долга;

• принятие мер по перечислению дивидендов на акции, находящиеся в государственной собственности, прибыли Банка России в федеральный бюджет;

• реализация программ экономии государственных расхо­дов;

• централизация всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства;

• проведение ревизии федеральных целевых программ с целью их оптимизации;

• обеспечение государственной монополии на производст­во и оборот алкогольной продукции;

• проведение связанных расчетов с использованием меха­низма целевого финансирования расходов по погашению задолженности бюджетным организациям и другим полу­чателям средств федерального бюджета;

• реструктуризация государственного долга;

• инвентаризация внешних и внутренних заимствований, результатов их использования.

3. Важнейшая задача денежно-кредитной политики — преодо­ление банковского кризиса, восстановление доверия к банков­ской системе и стимулирование организованных сбережений населения. Задачи денежно-кредитной политики:

• реструктуризация банковской системы;

• совершенствование порядка контроля за соблюдением банками обязательных нормативов;

• сглаживание колебаний курса рубля к иностранным валютам;

• пополнение валютных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу;

• активизация закупок добываемого золота для пополнения Государственного фонда

• усиление таможенного контроля.

4. Большую роль в реализации государственной финансовой политики играют институциональные преобразования, которые вытекают из основных задач государства в области управления. К ним относятся:

• приобретение акций государством в результате капитали­зации просроченной налоговой задолженности организа­ций и их последующая продажа;

• передача в доверительное управление пакетов акций, принадлежащих государству;

• инвентаризация федеральной недвижимости и создание единого реестра федеральной собственности;

• вовлечение в оборот объектов незавершенного строительства;

• приватизация предприятий как единого имущественного комплекса;

• структурные преобразования, направленные на развитие конкуренции и повышение эффективности функциони­рования топливно-энергетического комплекса, железно­дорожного транспорта, отрасли связи и жилищно-коммунального хозяйства;

• совершенствование системы и механизмов ценового и тарифного регулирования на продукцию и услуги естественных монополий; разграничение полномочий по регулированию естественных монополий между федеральными и региональными органами исполнительной власти;

• усиление позиций государства по управлению и контро­лю за приватизационными проектами, инвестиционными программами, финансовыми потоками, банкротством, по­гашением задолженности перед федеральным бюджетом.

5. Финансовая политика государства имеет социальную направленность. К задачам в этой области относятся:

• выплата в полном объеме текущей заработной платы ра­ботникам бюджетной сферы, денежного довольствия воен­нослужащим, других государственных социальных транс­фертов, а также выполнение графика погашения задол­женности по таким группам из федерального бюджета;

• увязка перечисления трансфертов субъектам РФ с выполне­нием их обязательств по финансированию текущих выплат работникам бюджетной сферы из собственных доходов;

• разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцированную индексацию пенсий и поэтапную индексацию ставок и окладов работников бюджетной сферы;

• сдерживание роста безработицы и создание условий для расширения занятости;

• реализация пенсионной реформы, обеспечивающей фор­мирование многоуровневой пенсионной системы с устой­чивым финансированием; внедрение элементов накопитель­ного финансирования пенсий;

• упорядочение системы социальных льгот и выплат с пе­ренесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения;

• регулирование вынужденной миграции.

6. Для реализации финансовой политики особую важность имеет инвестиционная деятельность, которая включает:

• повышение роли Бюджета развития РФ как источнику финансового обеспечения государственной инвестицион­ной политики;

• создание условий для организованного накопления и ин­вестирования сбережений населения;

• развитие ипотечного кредитования;

• привлечение прямых иностранных инвестиций.

Финансовая политика определяет перспективы развития всех секторов экономики.

 

 

Этапы и направления финансовой политики

Понятие о финансовой политике

Сегодня можно часто услышать или прочитать слово «политика». Оно может применяться в разных контекстах и в различных словосочетаниях. Появилось это слово еще в древней Элладе. И связано оно с городами-государствами Древней Греции. В переводе с древнегреческого «полис» означает «город». Способы управления городом-государством и называли политикой.

Прошли века. Термин этот прижился в лексиконе многих народов и стал интернационализмом. Но теперь его значение несколько расширилось.

Определение 1

Политикой называется система и способы деятельности государственной власти в сфере обеспечения функционирования государства и регуляции общественной жизни.

Политика представляет собой разнообразие взаимоотношений между социальными группами, общественными организациями и субъектами экономической деятельности в ходе обеспечения общественных интересов с помощью различных инструментов, главным из которых является государственная власть.

Разнообразие определений объясняется различным подходом авторов к принципам и целям характеристики сущности политики, как формы отношений в обществе. Поэтому выделяют следующие разновидности (формы) политики:

  • внешняя и внутренняя;
  • социальная и культурная;
  • миротворческая;
  • экологическая;
  • демографическая;
  • национальная;
  • экономическая и др.

Экономической политикой называют совокупность отношений между государствами и субъектами хозяйствования по вопросам обеспечения хозяйственной деятельности и экономического развития.

Экономика являлась основой развития человеческой цивилизации во все времена. Сегодня она приобрела мировой масштаб. Поэтому взаимодействие субъектов хозяйствования имеет международное значение и может оказывать влияние на все остальные стороны жизни общества.
В настоящее время одной из важнейших отраслей экономической политики является финансовая политика.

Определение 2

Финансовой политикой называется составная часть экономической политики, которая представляет собой совокупность инструментов и методов, направленных на формирование и использование финансовых ресурсов.

Определение финансовой политики дает понятии о ее сущности. Финансовая политика обеспечивает стратегические направления и перспективы накопления, перераспределения и использования финансовых ресурсов. Они, в свою очередь, должны соответствовать целям и задачам, которые ставятся перед той или иной общностью (предприятием, отраслью, регионом, государством или надгосударственным объединением). Кроме того финансовая политика должна соответствовать возможностям хозяйственного комплекса страны, региона, отрасли или возможностям конкретного предприятия.

С этой целью финансовая политика должна способствовать разработке общей концепции распределения и использования финансов. Для этого определяются наиболее важные направления, вопросы и проблемы, ставятся соответствующие задачи. Проводя последовательную политику, субъект хозяйствования формирует соответствующие финансовые механизмы. Финансовая политика способствует повышению эффективности и регулированию финансовой деятельности на всех уровнях экономики.

Основные этапы финансовой политики

Для успешного проведения (реализации) финансовой политики следует определить алгоритм (последовательность) действий для достижения намеченных показателей (результатов). Данный алгоритм представляет собой последовательные этапы. Для каждого из них свойственны свои инструменты, способы и механизмы.

Специалисты выделяют следующие этапы финансовой политики:

  • определение важнейших стратегических направлений развития экономики;
  • стратегическое, тактическое и бюджетное планирование;
  • формирование оптимальных режимов и механизмов управления капиталом и финансово-денежными потоками, ценовой политикой и издержками производства;
  • осуществление контроля за финансовой деятельностью в форме проверок выполнения планов, сравнительного анализа, ревизий и аудита.

По своей временной характеристике этапы бывают долгосрочными и кратковременными (краткосрочными). Особенно важным обстоятельством в этом вопросе является временная характеристика денежных потоков. Долгосрочными считаются этапы финансовой политики, рассчитанные на срок более года. Это больше касается стратегических решений. Краткосрочные этапы рассчитаны на срок до 12 месяцев и носят характер тактических действий. Они рассчитаны на решение текущих вопросов.

Долгосрочные этапы финансовой политики ориентируются на установление директив для изменений и развития предприятий с учетом многовариантности и многоуровневости финансовых потоков. При этом не учитываются отдельные детали и компоненты. Но краткосрочные этапы финансовой политики анализируют именно текущие проблемы и учитывают отдельные детали и частные случаи.

Конечным этапом финансовой политики обязательно должен быть контроль. Контролю должны подлегать как разработка финансовой политики, способы и ход ее реализации, так и полученные результаты. Конечный результат сравнивается с ожидаемыми показателями согласно стратегическим прогнозам.

Направления финансовой политики

Определение 3

Направлениями финансовой политики называют отдельные отрасли, формирующие и контролирующие денежно-финансовые потоки и процессы.

Современные экономисты выделяют следующие направления в финансовой политике:

  • бюджетная политика;
  • фискальная (налоговая) политика;
  • налоговая политика;
  • денежно-кредитная политика;
  • таможенная политика;
  • ценовая политика;
  • валютная политика;
  • инвестиционная политика;
  • социальная политика;
  • международная финансовая политика.

Бюджетной политикой называют систему мероприятий, направленных на формирование и взаимодействие бюджетов всех уровней. Она определяет структуру бюджетов, соотношение ее составляющих, объемы дефицита или профицита. Обязательно бюджетная политика учитывает государственный долг и способы управления им. Учитывается также и региональное деление страны (региональные бюджеты).

Налоговая политика направлена в первую очередь на формирование доходной части бюджета и регулирование развития экономики посредством налоговых инструментов. Денежно-кредитная и валютная политика определяет особенности денежного и валютного обращения, потоков кредитов и инвестиций, эмиссии денег и ценных бумаг. Ценовая политика способствует коррекции цен и тарифов, защите малообеспеченных слоев населения. Все направления финансовой политики взаимосвязаны и взаимозависимы. Поэтому они должны развиваться в комплексе.

Особенности финансовой политики

Цели и задачи финансовой политики

Определение 1

Под финансовой политикой понимается совокупность мероприятий, проводимых государством, которые направлены на финансирование расширенного воспроизводства, федерального бюджета, поддержу устойчивого развития страны.

Финансовая политика с точки зрения государства является самостоятельной сферой деятельности в финансовых отношениях, а также составной частью его экономической политики.

К финансовой политике относится совокупность бюджетных, налоговых и других финансовых институтов власти государства, обладающих, согласно законодательству, полномочиями по развитию и применению государственных финансовых ресурсов.

Основные стратегические цели финансовой политики государства:

  • Создание финансовой среды для общественного социально-экономического развития;
  • Повышение качества и уровня жизни населения.

В финансовой политике конкретизируются основные направления развития хозяйственной сферы, определяются объемы финансовых ресурсов, источники и направления их использования, ведется разработка механизма стимулирования и регулирования социально-экономических процессов финансовыми методами. Наряду с этим финансовая политика – это относительно самостоятельная сфера деятельности государства, имеющая конкретное содержание, цели, задачи, методы и формы регулирования.

К задачам государственной финансовой политики относятся:

  • Обеспечение устойчивого роста экономики;
  • Рациональное использование финансов страны;
  • Обеспечение устойчивой и надежной работы финансового и кредитного рынков.

Финансовая политика формируется под влиянием таких факторов: конкретных социально-экономических условий страны, уровня развития фундаментальных наук, роли и степени государственного участия в экономических процессах, конкретных форм и методов разработки финансовой политики.

При помощи финансовой политики объединяются возможности управления, присущие финансам, и конкретные формы и методы организации управления финансовым механизмом.

Реализация финансовой политики во всех странах происходит посредством финансовой системы, деятельность которой основана на следующих принципах:

  1. Финансы управляются при учете специфики областей финансовой системы;
  2. Все финансовые учреждения имеют общие функции;
  3. Осуществляется общее руководство центральными органами при активном участии нижестоящих.

Определение 2

Цель финансовой политики состоит в наиболее полной мобилизации финансовых ресурсов, которые необходимы для удовлетворения текущих потребностей экономического развития, повышения объемов и эффективности использования финансов.

К основным направлениям финансовой политики относятся:

  • Разработка научно обоснованной программы развития финансовой сферы;
  • Определение каналов использования финансов в перспективе и в текущем периоде экономического развития;
  • Выработка конкретных мер, которые направлены на достижение целей.

Финансы связывают создание и использование национального дохода. На рисунке 1 представлены составляющие государственных финансов.

Рисунок 1. Составляющие финансов государства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Особенности финансовой политики

Иногда финансовая политика трактуется в общем смысле, объединяя в себе понятия бюджетной, денежно-кредитной и инвестиционной политики. Некоторые исследователи разделяют финансовую и денежно-кредитную политику, которая затрагивает вопросы регулирования денег и обеспечения их предложения.

Финансовая и денежно-кредитная политика разделяются потому, что меры по их регулированию проводятся двумя независимыми учреждениями – Министерством финансов и ЦБ. Также принципиально различается их инструментарий.

Эффективная финансовая политика наблюдается тогда, когда: финансовые инструменты задействованы своевременном и в необходимом объеме, разрабатываются законодательные и нормативные акты, направленные на увеличение экономических свобод, создаются благоприятные условия для развития предпринимательства.

Основные методологические принципы финансовой политики:

  • Зависимость от окончательной цели;
  • Макроэкономический баланс во всех отраслях хозяйства;
  • Соответствие общественным интересам;
  • Применение экономических законов.

Основой финансовой политики является выбор стратегического направления, определяющего среднесрочную и долгосрочную перспективу использования финансовых ресурсов. Одновременно государство выбирает текущие, тактические цели финансовой политики, которая направлена на приспособление к постоянно меняющимся условиям воспроизводства.

Успех финансовой политики зависит от качества разработки механизма реализации интересов всех слоев общества, а также от имеющихся объективных возможностей государства.

Финансовая политика РФ

Современная финансовая система России состоит из следующих звеньев:

  • Государственного бюджета;
  • Местных бюджетов;
  • Фондов социального страхования;
  • Фондов имущественного и личного страхования;
  • Финансов предприятий, фирм и организаций;
  • Различных специальных денежных фондов.

Финансы выполняют такие основные функции:

  1. Воспроизводственную – мобилизуются и предоставляются денежные средства на обслуживание потребностей воспроизводства;
  2. Распределительную – распределяется и перераспределяется совокупный общественный продукт и национальный доход;
  3. Контрольную – осуществляется экономический контроль хозяйственной деятельности предприятий;
  4. Регулирующую – проводятся мероприятия, направленные на выполнение антиинфляционной политики, проводится целенаправленная структурная политика и т.д.

Главное орудие финансовой политики – это государственный бюджет. Для бюджетной политики России характерен ряд специфических факторов. Данная политика осуществляется при экономических кризисах, инфляции, смене типа отношений воспроизводства, глубоких структурных катаклизмах. Таким образом, бюджетная политика РФ не является типичной, присущей развитой рыночной экономике.

Тема 14. Финансовая политика

ПС
1. Какой основной элемент финансовой
политики государства?


бюджет государства


государственные органы управления
финансами


определение целей и задач использования
финансовых отношений +


установление системы налогов

ПС
2. Включается в содержание финансовой
политики государства

разработка
финансового механизма?


нет


да +


в определенных случаях

ПС
3. Включается в содержание финансовой
политики государства

организация
управления финансами?


нет


да +


в определенных случаях

С
4. Могут ли фискальные цели составлять
основу финансовой политики

государства?


нет


да +


в определенных случаях

С
5. В чем заключается фискальная
направленность финансовой политики

государства?

  • обеспечение
    роста производительности труда

  • обеспечение
    налоговых поступлений +

  • предоставление
    бюджетных кредитов

  • обеспечение
    занятости

С
6. В чем заключается фискальная
направленность финансовой политики

государства?

  • выпуск
    акций

  • обеспечение
    налоговых поступлений +

  • предоставление
    бюджетных кредитов

  • осуществление
    государственных заимствований

ПС
7. В каких странах проводилась директивная
финансовая политика?


в странах с рыночной экономикой


только в развивающихся государствах


в странах с плановой экономикой +


нигде не проводилась

П
8. Перечислите основные элементы
финансовой политики.

а)
финансовая стратегия +

б)
финансовая система

в)
налоговая система

г)
финансовое право

П
9. Перечислите основные элементы
финансовой политики.

а)
налоговая система

б)
финансовая система

в)
финансовая тактика +

г)
финансовое право

ПС
10. Что включает в себя финансовая
стратегия?

а)
подготовка Отчета об исполнении бюджета

б)
конкретизацию текущих целей финансовой
политики

в)
конкретизацию перспективных целей
финансовой политики +

г)
рассмотрение и утверждение бюджета в
законодательных органах

С
11. Что включает в себя финансовая
стратегия?

а)
постановку глобальной цели финансовой
политики государства +

б)
конкретизацию текущих целей

в)
подготовка Отчета об исполнении бюджета

г)
рассмотрение и утверждение бюджета в
законодательных органах

П
12. Какие структуры отвечают за реализацию
национальной государственной финансовой
политики?

а)
финансовый аппарат, включающий органы
управления финансами+

б)
Международный валютный фонд

в)
Европейский банк реконструкции и
развития

г)
Стабилизационный фонд

С
13. Выберите органы, отвечающие за
реализацию налоговой политики в РФ:

А.
Центральный банк

Б.
Налоговые органы+

В.
Органы страхового надзора

Г.
Федеральная служба по финансовому
мониторингу

С
14. Выберите органы, отвечающие за
реализацию денежно-кредитной политики
в РФ:

А.
Центральный банк+

Б.
Налоговые органы

В.
Органы страхового надзора

Г.
Федеральная служба по финансовому
мониторингу

С
15. Выберите органы, отвечающие за
реализацию политики в области борьбы
с отмыванием незаконно-полученных
доходов в РФ?

А.
Центральный банк

Б.
Налоговые органы

В.
Органы страхового надзора

Г.
Федеральная служба по финансовому
мониторингу +

С
16. Определите основные самостоятельные
направления финансовой политики:

а)
демографическая политика

б)
бюджетная политика+

в)
миграционная политика

г)
международная политика

С
16. Определите основные самостоятельные
направления финансовой политики:

а)
демографическая политика

б)
бюджетная политика+

в)
миграционная политика

г)
международная политика

С
17. Определите основные самостоятельные
направления финансовой политики:

а)
демографическая политика

б)
денежно-кредитная политика+

в)
миграционная политика

г)
международная политика

С
18. Определите основные самостоятельные
направления финансовой политики:

а)
демографическая политика

б)
инвестиционная политика+

в)
миграционная политика

г)
международная политика

С
19. Определите основные самостоятельные
направления финансовой политики:

а)
демографическая политика

б)
валютная политика +

в)
миграционная политика

г)
международная политика

С
20. Определите основные самостоятельные
направления финансовой политики:

а)
демографическая политика

б)
политика в области межбюджетных
отношений+

в)
миграционная политика

г)
международная политика

С
21. Определите основные самостоятельные
направления финансовой политики:

а)
демографическая политика

б)
политика в области управления
государственным долгом +

в)
миграционная политика

г)
международная политика

ПС
22. Финансовая политика РФ на современном
этапе направлена на

-увеличение
бюджетного дефицита

-увеличение
внешнего долга

-сокращение
занятости

-сокращение
объема финансовых ресурсов государства

-обеспечение
бюджетного профицита +

П
23. Финансовая политика РФ на современном
этапе направлена на

-увеличение
бюджетного дефицита

-увеличение
внешнего долга

-сокращение
занятости

-сокращение
объема финансовых ресурсов государства

-сокращение
внешнего долга РФ +

П.
24. Финансовая политика РФ на современном
этапе направлена на

-увеличение
бюджетного дефицита

-увеличение
внешнего долга

-сокращение
занятости

-сокращение
объема финансовых ресурсов государства

-уменьшение
налогового бремени хозяйствующих
субъектов +

П.
25. Финансовая политика РФ на современном
этапе направлена на

-повышения
эффективности использования государственных
финансовых ресурсов +

-увеличение
бюджетного дефицита

-увеличение
внешнего долга

-сокращение
занятости

-сокращение
объема финансовых ресурсов государства

П
26. Финансовая политика РФ на современном
этапе направлена на

-увеличение
бюджетного дефицита

-увеличение
внешнего долга

-снижения
темпов инфляции +

-сокращение
занятости

-сокращение
объема финансовых ресурсов государства

С
27. Ставки какого налога снижены с 2005
года?

  1. НДС

  2. НДФЛ

  3. ЕСН+

  4. Налог
    на имущество физических лиц

С
28. Ставки какого налога снижены с 2004
года?

  1. НДС+

  2. НДФЛ

  3. ЕСН

  4. Налог
    на имущество физических лиц

С
29. Можно ли при помощи финансовых
инструментов регулировать экономику?

-да
+

ПС
30. В чем заключается финансовое
регулирование экономики?


воздействие на различные экономические
процессы +


участие в капиталах международных
организаций


исследование бюджетных отношений


формирование новых типов предприятий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *