Образ цель: ЦЕЛЬ — это… Что такое ОБРАЗ-ЦЕЛЬ? – ОБРАЗ-ЦЕЛЬ это что такое ОБРАЗ-ЦЕЛЬ: определение — Психология.НЭС

ЦЕЛЬ — это… Что такое ОБРАЗ-ЦЕЛЬ?

  • ЦЕЛЬ — (идеально) деятельностью мышления положенный результат; осознанный образ предвосхищаемого будущего. * * * – 1. вообще – направление ориентации поведения; 2. некое изменение в организме или во внешнем мире, на достижение которого направлено… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • цель — осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение к рого направлено действие человека. В психологии понятие Ц. также употребляется в следующих значениях: формальное описание конечных ситуаций, к достижению к рых стремится любая… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ЦЕЛЬ —         один из элементов поведения и сознат. деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определ. средств. Ц. выступает как способ интеграции различных действий… …   Философская энциклопедия

  • Цель и средства в политике


    — Цель представляет собой образ желаемого будущего, идеальный результат, к которому стремятся политические субъекты, который является побудительным мотивом деятельности. Цель в политике кроме мотивационной, выполняет и организационную, мобилизацио… …   Политология. Словарь.

  • Цель (значения) — Цель: Цель  многозначный термин. Цель  приключенческий художественный фильм. Цель  желаемое состояние кибернетической системы, достигаемое в управляемом процессе развития системы. Цель  субъективный образ конечного результата …   Википедия

  • ЦЕЛЬ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ — – оказание помощи человеку, испытывающему страдания и неспособному самостоятельно разобраться в причинах своего психического расстройства и тем более устранить его.    С точки зрения здравого смысла, любая терапия, включая психоаналитическую,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • цель, с целью

    — ▲ задача, ▲ для (чего) ↑ преднамеренный, ↑ цель цель смысл действий; задача, которую кто л. ставит перед собой; создаваемый результат; направление действий; идея действия; назначение действий; смысл действий; образ результата, на достижение… …   Идеографический словарь русского языка

  • ОБРАЗ — художественный, категория эстетики, характеризующая особый, присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности. О. также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении (особенно часто —… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Цель (психология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Цель (значения). Цель (психология)   субъективный образ конечного результата, регулирующий ход деятельности. Цель может существовать в форме знания, представления или даже восприятия (при… …   Википедия

  • Образ Будущего (общественное движение)


    — Межрегиональное Общественное Движение «Образ Будущего» было создано в октябре 2005 года. Идеолог создания Движения режиссер и телеведущий Александр Гордон. Движение поддерживает и со финансирует социальные проекты по всей России, а также… …   Википедия

  • Образ цели!. Достигатор. Как легко достигать своих целей, или Инструкция о том, как легко превратиться в Homo летающего

    И здесь мы подходим к еще одной интересной идее. Да, достигатор хочет многого. Это полезно. Но как вспомнить о цели именно тогда, когда жизненный поток проносит тебя рядом с ней? Чтобы не пропустить правильный момент? Чтобы только протянуть руку и взять желаемое? На помощь приходит веселая достигаторская техника, которая называется «Авоська в кладовку».

    Суть ее вот в чем.

    Для того чтобы не проскочить мимо цели и доставить себе радость от ее достижения, у вас в голове должен быть образ желаемого результата.

    Такой образ, чтобы вы могли увидеть, услышать и почувствовать свою цель.

    Не «всеобщее просветление и счастье»… Не «какая-нибудь модная шмоточка»…

    А в высшей степени зримая цель.

    Например, джинсы прямые с лайкрой, 32-го размера, черные. И чтобы в них было удобно.

    Не просто «автомобиль в принципе», а совершено конкретный, ясный образ: «Я вижу себя за рулем автомобиля “Форд Фокус” синего цвета. Я слышу шум мотора. Руки лежат на оплетке руля. Чувствую, какое мягкое сиденье водителя и как удобно расположены педали».

    Образ на уровне вижу, слышу и чувствую. То, что у нас (в НЛП и достигаторстве) принято называть ВАК-очевидным образом цели.

    ВАК расшифровывается так:

    • В – визуальный канал восприятия информации. То, что можно увидеть глазами.

    • А – аудиальный канал воспрития информации. То, что можно услышать ушами.

    • К – кинестетический канал восприятия информации. То, что можно почувствовать телом. На поверхности тела и внутри тела. Ощущения и эмоции, переживания и чувства.


    Человек получает основной объем информации благодаря трем каналам восприятия – зрению, слуху и телесным ощущениям.

    Отсюда и сокращение ВАК, или визуально-аудиально-кинестетический образ цели.

    Когда вы думаете о своей цели, вы должны видеть ее, слышать происходящее вокруг и чувствовать. Получать информацию о цели по всем трем каналам восприятия одновременно.

    Если образ вашей цели размыт… Если ваша цель для вас не ВАК-очевидна… Если образ вашей цели нельзя описать в виде «вижу-слышу-чувствую»… Значит, вы плохо представляете, как выглядит ваше реализованное желание. Как вы поймете, что вы уже достигли своей цели?

    Выполните, пожалуйста, одно простое задание.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    Читать книгу целиком

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    Классный час для обучающихся 10-ых классов «Индивидуальный образ цели» (в рамках профориентации)

    Цель — развитие жизненного и профессионального самоопределения.

    Задачи:

    1. Введение понятий «самоопределение», «самореализация», «самоактуализация». Их связь с понятием «цель», «образ цели».

    2. Обсудить желания, цели человека, жизненные ценности и смыслы, их связь с потребностями (Пирамида А.Маслоу).

    3. Правило постановки цели. Шаги к цели.

    4. Упражнение «Круг субличностей».



    Ход:

    1. Образ цели…Что это такое?

    Некий ориентир, результат, к которому осознанно и неосознанно стремиться человек? Ощущение предназначения и представление о его реализации? Образ света, к которому стремиться душа?… Наверное, сколько людей, столько и ассоциаций с образом цели. Именно образ цели является важнейшим условием социальной самоактуализации человека.

    Самоактуализация, самоопределение, самореализация, самоосуществление. Смысл самоопределения — в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность.

    Самоактуализация — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

    Без образа цели человек не может построить программу конструктивной самореализации. «Создать собственный образ цели» — звучит красиво, но как это сделать, какие основания нужны для этого?

    Главное условие для формирования образа цели – философское понимание смысла жизни. Поэтому люди интуитивно ищут ответ в оккультизме и литературе. Например, этим может объясняться особая популярность Пауло Коэльо («Алхимик»). Ключевая идея его произведений – идея Своей Судьбы, Предназначения, реализация которого и является смыслом жизни. Согласно Пауло Коэльо, образ цели обусловлен ощущением Своей Судьбы, следование которой позволяет человеку максимально использовать таланты и способности в поступательном движении.

    Интересно, что такой подход к образу цели перекликается с концепцией самоактуализации Абрахама Маслоу (пирамида потребностей Маслоу).

    Под самоактуализацией, А. Маслоу понимал полное использование человеком собственных талантов, способностей, возможностей. Потребность самоактуализации, личностного совершенствования занимает высшую ступень в иерархии потребностей и всегда связана с системой ценностей человека (нравственные ориентиры).


    Можно ли самоактуализироваться без наличия образа цели? По-видимому, нет. Действительно, ради чего использовать свои таланты и возможности?

    Подлинная самоактуализация начинается с создания образа цели.

    Параллельно с поиском ответа на вопрос о смысле жизни активизируются все группы потребностей, и каждая их них начинает формировать определенную цель.

    Представим варианты образов цели, обусловленные различными группами потребностей, в таблице…

    Из таблицы видно, что все потребности продуцируют образ цели, связанный с переживанием определенного состояния – состояния удовлетворенности. Именно оно является показателем того, что цель достигнута. Для каждой группы потребностей существует свое состояние удовлетворенности. Понятно, чтобы прийти к цели, необходимо построить программу её достижения. При этом, чем ниже стоит определенная потребность в иерархии, тем легче построить программу достижения образа цели, сформированного ею. Поэтому многие подростки (и взрослые люди) ограничивают себя реализацией образов целей, сформированных первыми тремя группами потребностей. Действительно, что нужно для счастья? – быть удовлетворенным психофизиологически, ощущать комфорт и безопасность, быть любимым и понятым. И все бы хорошо, если бы…не вопрос о смысле жизни! Он вносит существенный дискомфорт в пространство внутреннего мира, провоцируя молодого человека формировать образ цели более высокого порядка.

    Образ цели

    Психофизиологические потребности (1)

    Приобретение чувства сытости, ощущений телесного комфорта и сексуального удовлетворения

    Потребности безопасности и защиты (2)

    Достижение чувства комфорта и защищенности»

    Потребности принадлежности и любви (3)


    Достижение ситуаций, в которых можно испытать ощущения «приятности», «понятности», «любимости», «почитаемости»

    Потребность самоуважения (4)

    Приобретение ощущений собственной силы, уверенности, ума, способностей, возможностей. Переживание чувства «нужности», «востребованности»

    Потребность в знаниях (5)

    Переживание ощущения постижения нового, важного; приобретения чувства ясности, понятности, объяснимости явлений; проживание ощущения соприкосновения с Истиной

    Эстетические потребности (6)

    Переживание ощущения красоты и гармонии

    Потребности самоактуализации, личностного совершенствования (7)

    Переживание чувства внутренней гармонии, выполненного Долга, реализованности собственных талантов и возможностей

    1. Правила постановки цели:

    Все свои цели, все свои желания высказывать только в положительной форме: «Я хочу…», «Я могу…», «Я буду…». Помнить, отрицательное высказывание лишь выражает ваши эмоции и не ведет к действию. Более того, оно часто блокирует действие, препятствует ему.

    Шаги к цели.

    Первый шаг: анализ цели. Спросите себя: что значит достичь этой цели? В чем конкретно это может проявляться?

    Второй шаг: оцените и запишите, на каком этапе осуществления цели вы сейчас находитесь, что вы уже знаете, умеете, можете.

    Третий шаг: оцените свои возможности.

    Четвертый шаг: решите, что вам нужно сделать, что вы предпримите, чтобы достичь цели.

    Пятый шаг: точная конкретизация каждого из действий по времени.

    Шестой шаг: осуществление того, что вы наметили.

    Седьмой шаг: проверка и контроль результатов.

    1. Упражнение «Круг субличностей».

    Субличностями в системе Роберто Ассаджоли были названы внутренние голоса. Их количество и особенности могут быть различными у разных людей. Каждая субличность строится на основе какого-то желания всей личности. Эти упражнения помогают распознать свои внутренние голоса.

    1. Перечислите все свои желания. Записывайте все, что приходит вам в голову. Убедитесь, что вы включили и то, что у вас сейчас есть, и то, что вы хотели бы иметь в дальнейшем. Следует учесть, что этот список не похож на список «чего бы мне хотелось ко дню рождения» (например, не болеть; иметь много друзей; закончить учебу; быть богатым; быть любимым и т.д.).

    2.Когда в вашем списке наберется 20 пунктов (или когда вы почувствуете, что записали все свои желания), посмотрите список и выберите 5 самых существенных. Можно объединить желания в одно общее.

    3. Нарисуйте круг. Внутри него – круг поменьше – это Ваше Я. Получившееся кольцо разделите на 5 частей. Каждая часть – это ваши желания — субличности. Дайте имя каждой своей субличности (например, Ботаник, Авантюрист, Знаток, Красавица). Подумайте, какая субличность самая главная или они равноправны? Живут ли они в мире между собой или противоречат друг другу?

    Наши субличности определяют наш жизненный путь.

    Литература:

    Людмила Анн «Психологический тренинг с подростками».

    Татьяна Зинкевич-Евстигнеева, Дмитрий Кудзилов «Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии».

    PS

    Притча “О Луне”.

    Один человек влюбился в Луну и тосковал по ней. Чтобы быть к Луне поближе, он устроил свое жилище на горе, и каждый вечер смотрел на нее, мечтая когда-нибудь приблизиться к предмету своего обожания. Однажды ночью, увидев, как лунная дорожка достигла его жилища, человек решился вступить на нее и пошел навстречу к Луне. Он уже прошел половину пути без помех, когда засомневался в своих силах, испуганно посмотрел вниз, закачался и упал.

    Ведущий спрашивает у участников, какое впечатление на них произвела притча и приводит обучающихся к мысли, что нужно обязательно верить в себя и не сомневаться в своих силах.

    образ цели | Afenanshju.ru

    Здравствуйте, дорогие друзья!

    У Вас есть цель.  Вы уже разобрались со смыслом цели, попробуйте теперь создать образ цели.

    Образ цели – это четкая прорисовка этой цели. Это может быть мысленная картинка или короткий ментальный фильм. Как будто Вы сидите в кинотеатре и смотрите на экране фильм, где главным героем являетесь Вы. Но для того, чтобы получился такой фильм, надо потратить свое время. Останьтесь наедине сами с собой, перенеситесь мысленно на некоторое время вперед в будущее, где цель уже достигнута:

    • Как Вы выглядите?
    • Как Вы себя ведете?
    • Какие у Вас внутренние ощущения?
    • Как изменилось к Вам отношение близких и друзей?
    • Кто Вас окружает?
    • Какие у Вас отношения с окружающими?
    • Что Вас окружает?

    Находите сами больше и больше таких деталей, позволяющих  увидеть и прочувствовать себя в новой роли, в новом образе или в новых обстоятельствах. Добавьте звук, запахи, вкусовые и тактильные ощущения. Попробуйте мысленно увидеть, услышать и почувствовать.  Вот для этого и надо развивать воображение и образное мышление. Создайте ощущение присутствия внутри образа своей цели и ощутите, как изменилась Ваша жизнь.  Добейтесь, чтобы образ цели стал кристально четким. Смутные, размытые образы не смогут воплотиться в реальность.

    Пока Вы будете создавать образ, возможно, Вы заметите много помех. Это и сомнения в целесообразности достижения цели, страхи и желания, которые будут нейтрализовать эту цель. Ничего не должно ускользнуть от Вашего внимания!

    Наталья Полежаева

    PS.  Начинайте создавать образ своей цели. Желаю удачи!

    Если статья Вам понравилась, то нажмите пожалуйста кнопки социальных сетей

     

    Поделиться в соц. сетях

    Мысленный образ цели. Заставь свой мозг работать. Как максимально повысить свою эффективность

    Мысленный образ цели

    Отойдя от аналогии, давайте посмотрим, какова истинная польза от приоритизации. Когда вы функционируете с оптимальной эффективностью и результативностью, то впадаете в состояние, близкое к так называемому состоянию потока. (Истинное состояние потока включает в себя несколько компонентов, и они не все могут присутствовать.) Как это ощущается? Вы внутренне спокойны, не испытываете никаких сильных эмоций. То, на чем вы фокусируете внимание, становится более реальным для вас, чем что-либо другое. Вы перестаете ощущать ход времени. Ученые называют весь этот процесс снижением соотношения сигнал/шум. Можно представить, насколько полезным может быть это состояние, когда вам нужно сделать какую-то большую и важную работу, требующую от предлобной коры напряжения сил, – как письмо, которое Кейт должна написать начальнице. Вы будете работать спокойно и сосредоточенно, без необходимости постоянно гнать из головы мимолетные мысли о посторонних вещах. Конечный результат – более эффективная и продуктивная работа.

    Нейробиологи считают, что если вы способны зрительно представить, чего хотите, и удержать этот образ в голове, то у вас появляется возможность добиться желаемого. Это непосредственно связано с эмоциональной и мотивационной обработкой намерения. Когда вы расставляете приоритеты, у вас появляется программа, которая диктует вам, когда и при каких обстоятельствах ваша цель будет достигнута.

    Еще один компонент приоритизации связан с тем, что вы жертвуете немедленным вознаграждением в пользу долгосрочного. Вам нужно суметь оценить важность результата каждой из стоящих перед вами задач, чтобы знать, над чем работать в первую очередь, причем необходимо установить минимальный порог важности, чтобы подобными делами не заниматься вообще. Случалось ли вам жалеть, что вы не принадлежите к числу людей, которые регулярно занимаются спортом, или медитацией, или едят много овощей, или легко запоминают дни рождения других людей, или что-то еще? Но проходят недели, месяцы, годы, а вы лишь продолжаете жалеть, но ничего не предпринимаете, чтобы изменить ситуацию. Проблема тоже может быть связана с предлобной корой. Дело не в том, что вы в действительности не хотите добиться того результата, который был бы обеспечен регулярными занятиями спортом; нет, вы хотите быть сильными и стройными, так что здесь все сложнее. Возможно, ваш мозг ассоциирует регулярные посещения тренажерного зала с проблемами в личных отношениях, поскольку большинство известных спортсменов одиноки или несчастливы в личной жизни. А может быть, дело в том, что, приходя в тренажерный зал, вы занимаетесь с таким остервенением, что потом несколько дней мучаетесь от болей в мышцах при каждом шаге. Не исключено, что какие-то другие вещи вам желанны в большей степени (например, возможность посидеть вечером перед телевизором с бутылкой вина для вас важнее, чем стройное, сильное тело).

    МОЖЕТ ЛИ ПЕЧЕНЬЕ ПРЕДСКАЗАТЬ, КАКИХ УСПЕХОВ ВЫ ДОСТИГНЕТЕ?

    Результаты эксперимента, проводившегося в Стэнфордском университете, вроде бы указывают на это. В 1972 году психолог Уолтер Мишель провел эксперимент с участием 600 детей дошкольного возраста. Ребятишек по одному приводили в пустую комнату, где абсолютно не на что было отвлечься, кроме лежавшего на столе кусочка их любимого печенья. Им говорили, что они могут съесть печенье и затем нажать кнопку звонка (это будет означать, что печенье съедено) или не есть печенье, а подождать возвращения экспериментатора, который в этом случае угостит их вторым кусочком печенья. Наблюдать за тем, как вели себя дети, было очень интересно. Кто-то закрывал глаза руками, кто-то дергал себя за волосы, кто-то любовно гладил кусочек печенья, кто-то начинал пинать ногой стол, а кто-то просто отворачивался от источника искушения. Дождаться второго кусочка (отсрочить вознаграждение) сумел каждый третий из испытуемых. Этот факт сам по себе интересен, но еще интереснее то, что в продолжение эксперимента те дети, которые прождали 15 минут, получили при выполнении стандартного теста SAT в среднем на 210 баллов больше, чем те, кто прождал лишь 30 секунд.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    Читать книгу целиком

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    Предложения со словосочетанием ОБРАЗ ЦЕЛИ

    Таким образом целью данной главы будет расширение понятийной базы детского мышления за счёт включения в неё новых элементов, а также формирование у обучающихся способности к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

    Память не в силах удержать сплошную цепь событий, многоликий и многослойный образ целой эпохи, промелькнувший в одночасье на коротком отрезке человеческой жизни.

    С моей точки зрения, работу группы делает намного интереснее работы отдельного человека именно то, что каждый должен найти в себе собственный искренний взгляд, свойственный ему одному, и сделать его своим вкладом в целое — таким образом целое становится богаче и уравновешеннее.

    Прежде всего, нужно сформировать образ цели, определить траекторию движения из начального в новое состояние, задать скорость движения по этой траектории.

    Равным образом цель моя в процессе такого производства — уделять максимум заработной платы, иначе говоря, сообщать максимальную покупательную способность.


    Образ цель: ЦЕЛЬ - это... Что такое ОБРАЗ-ЦЕЛЬ? – ОБРАЗ-ЦЕЛЬ это что такое ОБРАЗ-ЦЕЛЬ: определение — Психология.НЭС

    Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
    Карту слов. Я отлично
    умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

    Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.


    Вопрос: пережидать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

    Положительное

    Отрицательное

    Цель и проект — не одно и то же: если цель — это главный ориентир деятельности, то проект — это развёрнутая, разработанная, воплощённая в идеальном образе цель.

    Образ цели предстоящей деятельности поддерживает целостность начального представления о результатах предполагаемых достижений, а её «размытость» или отсутствие являются возможной причиной неудачи, нереализованного замысла.

    Социальные технологии инструментальны, то есть их моральная оценка определяется главным образом целью их использования.

    Если возвращаться к моему примеру, то это была картинка с домом — вполне конкретный образ цели.

    Уже на этапе планирования, формирования замысла предстоящих действий, по ходу уточнения образа цели, способа преобразования меняется видение субъектом объекта.

    Существенную роль во взаимодействующей системе играют мотивы субъекта труда и образ цели, формирующийся у него, а также культурно опосредованные способы и приёмы осуществления деятельности.

    Если мы представляем себе структуру объекта, мы способны по одной детали понять образ целого.

    А ещё нечисть иногда принимала образ целого войска, вихря, огненного столба или разных зверей.

    О важности и актуальности понимаемой таким образом цели тренинга свидетельствуют тенденции повышения весомости общения в жизни современного общества и свойственная этому общению проблемность.

    Образ цели должен сосредоточить в себе всё лучшее, что вы только можете себе представить.

    На работу кружка оказали влияние и евразийские построения, «русские образы целого».

    До определённого уровня руководство не заботит, каким образом цели будут достигнуты, если они достигаются.

    Да, и восполняли полноту образа целого — прошлого и настоящего, полноту бытия, где значимы и вечны семейные связи.

    Напр., это деятельность животного в интересах семьи, членов семьи; действуя таким образом целое создаёт благоприятную «дружественную» минисреду своей деятельности.

    Аналогичным образом целью управления экономическим риском является не предсказание будущего проявления риска (в нашей терминологии, рискового события), а разработка комплекса антирисковых рекомендаций для такого поведения хозяйствующего субъекта, которое будет по возможности разумным при любом мыслимом ныне варианте реального протекания (развития) будущих событий.

    Вот таким образом целые куски стали пропадать с карты, будто их и не было.

    Их можно охарактеризовать как демократический процесс, связь между образом цели и путём к власти.

    Причина этого — в «родовых» свойствах бюрократических систем управления, таких как высокие расходы на содержание, подчинённость главным образом целям собственного сохранения и укрепления, подавляющая инициативу и усиливающая зависимость каждого служащего от вышестоящего должностного лица.

    Бергсону, как бы непосредственно проникает в предмет, сливаясь с его индивидуальной природой, видит целое раньше его частей, мгновенно схватывает образ целого.

    Традиционное общество и эстетика прекрасного (прекрасное тело как образ целого).

    Предназначенность ученика — наперёд заданный, заложенный образ целей, соответствующих образовательному потенциалу, индивидуальной сущности ученика.

    Например, в описанном случае с пирожком в качестве образа цели может выступать представление того, «как я этот пирожок сейчас буду есть», и образ моих действий, направленных на то, чтобы «овладеть» этим пирожком.

    Цель, образ цели рождается в голове основателя. Для того чтобы реализовать цель, он создаёт бизнес.

    Цели могут покрывать все сферы жизни и образы целей должны быть сформулированы с учётом ряда требований-критериев.

    В каждой цели должны быть учтены важные для вас критерии и они должны быть отражены в вашем образе цели.

    Как приятно после долгих лишений обедать таким образом целой семьёй, на мягких кушетках, перед маленькими отдельными столиками, уставленными вкусными блюдами.

    Решившись на всё, даже на самое худшее, я опустился подле окошка на пол и начал следить, готовый просидеть таким образом целую ночь.

    А нам известно, что в живых организмах ферменты служат главным образом целям питания.

    Итак, сила вашего намерения, подкреплённая ярким образом цели, даёт 100-процентный результат.

    По отдельным случайным свиданиям и наблюдениям он ловил и воссоздавал образ целого.

    Рассматривая таким образом цель религии, её средства, её происхождение, и разнообразные потребности народа, к которому она обращена; признавая эволюцию духовных, умственных и нравственных способностей человека и нужду каждого в таком воздействии, которое соответствовало бы его ступени развития, — мы приходим к абсолютной необходимости различия и постепенности в религиозных учениях, чтобы последние могли отвечать духовным нуждам всех людей и помогать каждому человеку в отдельности.

    Ввиду этого мне пришлось в очень категорической форме напомнить финляндским властям, что нельзя безнаказанно обвинять клеветническим образом целое ведомство в таком проступке, притом в официальном документе.

    Отрабатывать каждый ход, каждый элемент, удерживая образ цели.

    Быть может, в эту самую минуту на дальний парус из горных ущелий смотрели жадными глазами группы крымских татар, недовольных своей чудной родиной и готовых пуститься на опасные поиски новой родины и нового счастья… Безлунною ночью фелюга пристанет к условленному месту, где-нибудь под прикрытием скал, а рассвет встретит её далеко в обманчивом море… Говорили, что хищные анатолийские шкипера вывозили таким образом целые партии людей, грабили их в открытом море и кидали за борт.

    Она болталась таким образом целый день: нёсшие её утки переменялись на лету, ловко подхватывая прутик.

    И вся эта мысленная система, как и соответствующее её природе бессмертное тело, есть образ целого бога-творца.

    Потом он стал читать таким образом целые страницы, захватывая вниманием лишь верхнюю и нижнюю строку.

    Первая из них — голографическая — позволяет нам увидеть, каким образом целое раскрывается через паттерны, встроенные во всё его части.

    Мало того, что сконструирован ложный образ целого народа, этот образ удалось прочно поселить в общественном мнении мирового масштаба… Как показывает практика, перечисленные постулаты были чужды этнической системе чеченцев.

    Эти общие, так сказать, родовые силы распались на видовые, подчинённые первым; появился таким образом целый ряд существ добрых и злых; зародились попытки к развитию той или иной демонологии, сообразно с характером данного народа, его климатическими условиями жизни.

    Составлялись таким образом целые легенды про деяния пресловутых колдунов, которые, в свою очередь, не опускали случая воспользоваться своею славой и эксплуатировали невежественное доверие массы.

    Таким образом целое племя было сметено с лица земли, а страна их осталась навсегда под проклятием неба.

    Твоя цель также должна рождать конкретный образ, картинку, и очень важно, чтобы твой образ цели был таким же, какой возникает у любого другого человека.

    Возможно, что исходной формой целеполагания могла быть любая практическая деятельность, которая затем, по мере «сворачивания», всё более отрывалась от внешних форм и алгоритмизировалась, принимая форму привычного для современного человека образа цели.

    Каким образом цель будет достигнута — не вашего ума дело.

    Желания, цели, образ будущего — Восхождение. Страх и тревога

    Желания, цели, образ будущего

    Желание – это опредмеченное СТРЕМЛЕНИЕ, утверждает С.Л. Рубинштейн. Это означает, что человек, испытывающий стремление, получает некий объект, овладение которым или достижение которого может реализовать то, к чему человек пока еще смутно стремится. Иными словами, на этом этапе мы имеем дело с появлением объекта стремления как некой цели.

    В этой связи Рубинштейн пишет: „Зарождение желания означает поэтому возникновение или постановку цели. Желание – это целенаправленное стремление… Лишь тогда, когда осознан предмет, на который направляется влечение, и объективное выражение потребности становится осознанным и предметным желанием, человек начинает понимать, чего он хочет, и может на новой осознанной основе организовать свое действие“.

    Итак, именно на уровне формирования желаний, предполагающих осознание цели (то есть предмета, способного удовлетворить влечение) начинается волевой акт. „Субъективное выражение потребности, ее отражение в психике должно стать осознанным и предметным – это «опредмечивание» является необходимой предпосылкой возникновения волевой деятельности, — пишет Рубинштейн, — Если у меня есть желание, направленное на какой-нибудь предмет, то этот предмет для меня желанен. Он может не только удовлетворить возникшее независимо от него желание, но и вызвать, пробудить его. Между предметом и желанием создается в силу этого сложная взаимозависимость. Она обусловлена состоянием потребности, которую выражает желание и удовлетворяет предмет“.

    ***

    Существует масса дискуссий по поводу той роли, которую играет предмет удовлетворения ПОТРЕБНОСТИ.

    По мнению одних авторов, именно наличие предмета вызывает в человеке ощущение потребности и стремление удовлетворить ее с помощью данного предмета. Согласно другой точке зрения опыт человека подсказывает ему, с помощью каких предметов он может удовлетворить ту или иную свою потребность. При этом человек включается в поисковую активность, стараясь найти подходящий предмет. Также важно понимать, что с течением времени, по мере развития науки, технологий и производства, создается масса новых предметов, способных удовлетворить любую потребность человека. То есть опыт удовлетворения потребности постоянно обогащается. Поэтому (забегая вперед), планируя свою жизнь на долгосрочном уровне не стоит забывать о том, чтобы создавать себе возможность удовлетворения потребностей, однако не следует углубляться в детали того, как (при помощи каких предметов) будут они удовлетворены.

    Представляется, что обе точки зрения верны в своей целокупности. Наличие предмета может пробуждать воспоминания о прошлом удовлетворении потребностей, что может способствовать возникновению ситуационно обусловленных желаний. Но если та или иная потребность на данный момент не требует своего удовлетворения, то и предметы, которые могут ее удовлетворить, могут восприниматься как лишь некий фон.

    ***

    Осознанный предмет желания представляет поставленную цель, которая побуждает человека совершать некие действия, направленные на этот предмет. Но, как подчеркивает Рубинштейн, „в волевом действии сами побуждения не действуют непосредственно в виде совершенно слепого импульса, а опосредованно через осознанную цель: для того чтобы действие было осуществлением цели, необходимым условием становится такое его сознательное регулирование, при котором весь ход действия определяется целью и приводит к ее осуществлению“.

    Осознание предмета желания как некой цели еще не может быть основой полноценного волевого акта, который возможен лишь тогда, когда человек осознал способы достижения цели. Поэтому осознание цели предполагает не только осознание предмета удовлетворения потребности, но также и осознание самого процесса достижения желаемого результата (достижение этого предмета и – в той или иной форме – овладение им).

    «Словарь русского языка» С. И. Ожегова определяет цель следующим образом: цель — это то, к чему стремятся, и то, что надо осуществить. Таким образом, подразумевая, что под целью понимается и предмет, объект, на который направлено некое действие, так и само это действие.

    На стадии желания человек испытывает только побуждения — ДЕЙСТВИЯ пока нет. Дж. Роттер обозначает побуждения как потенцию действия (некий энергетический заряд, который человеку поможет осуществить впоследствии волевой акт).

    Как отмечает Рубинштейн, „в ряде случаев побуждение к действию, направленному на определенную, более или менее ясно осознанную цель, непосредственно влечет за собой действие. Стоит только представить себе цель, чтобы чувствовать и знать: да, я этого хочу! Стоит только это почувствовать, чтобы уже перейти к действию“. Этот процесс протекает как бы автоматически (чаще всего – в силу основанности на опыте, „обкатанности“ подобных ситуаций в прошлом).

    Однако чаще желание без осознания способа его реализации (и, соответственно, не реализованнор) больше напоминает ФАНТАЗИЮ. Тогда человек упивается в своем воображениями достигнутыми результатами, испытывая порой массу приятных ощущений, еще больше распаляющих воображение и раскрашивая фантазии в еще более яркие краски, не приводя ни к какому действию. Кроме того, как отмечает Рубинштейн, „желать можно и того, в достижимости чего не уверен, хотя твердое знание абсолютной недостижимости предмета желания, несомненно, парализует, если не убивает, желание“.

    Рубинштейн подчеркивает, что „желание переходит в подлинно волевой акт, когда к знанию цели присоединяется установка на ее реализацию, уверенность в ее достижимости и направленность на овладение соответствующими средствами — возникает устремленность не на предмет желания сам по себе, а на овладение им, на достижение цели (желанны не только сама по себе цель, но и действие, которое к ней приводит)“.

    ***

    Итак, как пишет Рубинштейн, „наличие у человека воли связано с наличием значимых для него целей: чем более значимы и притягательны для человека эти цели, тем – при прочих равных условиях – сильнее будет его воля, напряженнее желания, упорнее стремление к их осуществлению“.

    Значимой целью для человека является то, что способствует реализации уникальных СМЫСЛОВ, то есть то, что связано с потребностями и интересами человека. Значимость цели всегда опирается на ЦЕННОСТИ человека. Ценностями же определяется и то, какие пути и способы выберет человек для достижения цели. Это означает, что выбор цели и способов ее достижения регулируется СОВЕСТЬЮ человека.

    Важно добавить еще, что в осмысленной деятельности предмет, на который нацелена эта деятельность, сам является ценностью. Именно этот факт объясняет то, что отношение человека к предмету его желания может порой отличаться чрезвычайной эмоциональной значимостью, что может порой приводить к зацикленности на идее достижения желаемого. При этом движет человеком чаще не желание как таковое, а то, что лежит в его основе (сильные влечения, мощные импульсы, бурные страсти).

    „Осознанная цель, несомненно, играет существенную роль в волевом действии; она должна определять весь ход его, — пишет Рубинштейн, — но цель, которая детерминирует волевой процесс, сама причинно детерминируется побуждениями, мотивами, которые являются отражением в психике потребностей, интересов и т.д.“. Отсюда закономерна постановка вопроса о степени СВОБОДЫ ВОЛИ.

    Барух Спиноза утверждает в этой связи, что люди подвержены самообману: „мы осознаем наши желания, но мы не осознаем мотивов наших желаний; поэтому мы думаем, что мы свободны в своих желаниях“. Спиноза убеждён, что если человек одержим страстями, если он позволяет импульсам и влечениям руководить его поступками – он раб. Если же человек подвластен разуму, беря под контроль страсти и импульсы, то он свободен.

    С другой стороны, желание может быть недостаточно выраженным, не обладать мотивирующей силой, чтобы вылиться в волевой акт. С. Л. Рубинштейн отмечает, что порождённое потребностью сильное влечение порой не приводит к сильному желанию в силу торможения влечения различными тенденциями, включенными в желание (например, страхи, неуверенность в достижимости). Порой же недостижимость цели может способствовать перерождению желания в фантазию: человек грезит о том, что его желание исполнилось. У людей с перевесом интеллектуальной составляющей в регулировании поведения за желания могут быть приняты рассуждения о том, что неплохо сделать то-то или желательно бы чтобы было так-то.

    ***

    Желание (как энергитически заряженная направленность на достижение каких-либо целей) всегда устремлено в будущее. При этом в сознании человека отражается будущее, опирающееся на опыт прошлого. Желания уже являются реальным фундаментом для СТАНОВЛЕНИЯ человека, поскольку цели, содержащие также способы и пути их достижения, уже осознаются. Поэтому-то столь важно уметь разглядеть свои желания и поддержать те из них, которые способствуют реализации важнейших СМЫСЛОВ человека.

    Но одного осознания целей и необходимости их достижения мало, ибо «теория суха». Для движения к цели нужен заряд энергии, который поведет человека сквозь трудности, поможет ему преодолеть препятствия, воодушевит его и наделит мужеством. Для этого необходима наполненность человека бурлящими жизненными силами.

    МЕЧТА как раз и является таким аккумулятором энергии. Она основывается на образе будущего — некой чрезвычайно ярко окрашенной картинки того, как будет выглядеть грядущая ситуация человека.

    Мечта выполняет одновременно и функцию компаса, который показывает направление движения в будущее, и магнита. Будущее приобретает таким образом чрезвычайно мощные притягательные свойства — оно буквально манит человека, призывает его к осуществлению своих задач, к становлению.

    Так, волевой акт получает в мечте компас и горючее. Будущее, воплощенное в мечте, начинает определять настоящее. Человек, стремясь к осуществлению своей мечты, начинает действовать ОСМЫСЛЕННО, свободно и ответственно, двигаясь по пути собственного становления. Как подчеркивает Ж.-П. Сартр, бытие человека открывается через ВЫБОР, который его СВОБОДА сделала своей целью.

    • Назад
    • Вперёд

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *