Оратор умеющий убеждать или декламировать: Attention Required! | Cloudflare – Страница не найдена на shkole.net
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_7",blockId:rtbBlockID,pageNumber:7,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_7").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_7");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
10 фраз, которые никогда не скажут успешные ораторы
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_6",blockId:rtbBlockID,pageNumber:6,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_6").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_6");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Самые распространенные ошибки ораторов
Казалось бы, в выступлении на публике нет ничего сложного. Главное, найти тему, которая волнует собравшихся, и успех обеспечен. Но стоит нам самим оказаться в положении выступающего, как мы понимаем, что одного лишь знания предмета, о котором мы собрались говорить, недостаточно для того, чтобы сначала заинтересовать публику, а затем удержать ее внимание.
Оратор, который в совершенстве овладел искусством выступлений, способен влиять на умы людей, манипулировать их чувствами, добиваться от них нужных действий. Он может убедить людей в том, чему они не верили ранее, вселить надежду и даже изменить их жизнь.
Силу ораторского искусства прекрасно понимали и в древние времена ― тогда-то оно и зародилось (слово «оратор» происходит от латинского «oro» ― «говорю»).
Известнейшие ораторы Древней Греции и Древнего Рима ― Сократ, Платон, Демосфен, Цицерон, Аристотель хотя бы понаслышке знакомы многим. И сейчас красноречивого человека, умеющего убеждать, порой называют Цицероном. Сам Цицерон называл совершенным того оратора, который «сумеет потрясти народ».
Ораторов ― мастеров ораторского искусства одни почитали, другие боялись. Например, афинянину Демосфену нередко давали деньги только за то, чтобы он молчал, а Цицерону римский император Антоний повелел отрубить голову, поскольку опасался, что тот своими речами поднимет против него народ.
Демосфен стал великим оратором благодаря своей настойчивости и энергии. От природы он страдал косноязычием, имел тихий голос и короткое дыхание. Желая стать оратором, Диосфен каждый день один приходил на берег моря и под шум волн, напоминающий ему гул толпы, произносил речи. Он разговаривал с камешками во рту, поднимался в горы, читая при этом поэмы и таким образом тренируя дыхание, оттачивал перед зеркалом мимику.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_5",blockId:rtbBlockID,pageNumber:5,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_5").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_5");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Но уже в те далекие времена существовали школы ораторского искусства, где обучали риторике, красноречию, называя его «работницей убеждения».
Не меньшее значение отводится ораторскому мастерству и в наше время. Школы ораторского искусства предлагают всевозможные курсы, тренинги и методики, обучающие говорить красиво и убедительно. Существует и немало книг на эту тему: «Как выступать публично» Дейла Карнеги, «Учебник риторики» Хайнца Леммермана, «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно» Лари Кинга и др. В большинстве из них рассказывается, как вести себя, выступая публично, чтобы влиять на людей. Хотя не менее важно знать, что нельзя делать и что не нужно говорить на публичных выступлениях, чтобы не потерять внимание слушателей.
О каких словах и фразах нужно забыть
1. «Буду говорить кратко», или «Скажу кратко»
Многие ораторы начинают свое выступление с этих слов. И действительно, люди приходят на лекцию или презентацию, чтобы получить максимум интересной и полезной информации за короткое время. К тому же каким бы ярким ни было выступление, через определенное время слушатели устают и их внимание рассеивается. Поэтому информативное, но краткое выступление в интересах и слушателей, и оратора.
Чтобы оно получилось таковым, оратор должен подготовиться заранее и точно знать, сколько времени займет его речь. Тогда вместо расплывчатого обещания «Буду говорить кратко» лучше сказать: «Мое выступление рассчитано на полчаса, но я закончу его на 5 минут раньше, чтобы у нас осталось время пообщаться (или выпить кофе)». Эта фраза звучит более конкретно, и настраивает слушателей на внимание.
К тому же практика показывает, что те, кто дает обещание говорить кратко, никогда его не выполняет и отличается многословием.
2. «Выключите, пожалуйста, свои телефоны»
Несомненно, оратору трудно держать внимание слушателей, если со всех сторон то и дело раздается телефонная мелодия, к тому же порой довольно резкая. А кто-то еще и пытается ответить на звонок, полагая, что говорит тихо. В то же время требование выключить телефоны (или планшеты) может сразу настроить слушателей против себя. Тем более, что сейчас их используют не только для звонков, но и для рабочих заметок.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_4",blockId:rtbBlockID,pageNumber:4,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_4").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_4");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Вместо этого можно просто поинтересоваться у аудитории, не забыл ли кто-то поставить телефон на режим без звука. А еще лучше – с первых слов заинтересовать слушателей настолько, что они сами забудут о своих гаджетах.
3. «Вернемся к этому вопросу позже»
Часто по ходу выступления у слушателей возникают вопросы, на которые они сразу же хотят получить ответ. Но ораторы нередко игнорируют их, обещая ответить позже. Практика показывает, что позже уже никто не возвращается к пройденному материалу: оратор чаще всего забывает о вопросе, а слушатели либо забывают, либо он утрачивает для них актуальность. И это несколько снижает качество выступления.
Поэтому на вопросы лучше отвечать тогда, когда их задают, тем более что такие паузы несколько оживляют лекцию или презентацию.
4. «Вам меня слышно?»
Ораторам, выступающим перед большой аудиторией и пользующимся микрофоном, присущи опасения, что люди их плохо слышат или не слышат вообще, поскольку микрофон неисправен. Эти опасения усиливаются, если их выступление не встречает ожидаемой реакции слушателей, и тогда они начинают время от времени интересоваться, хорошо ли их слышно.
Подобная ситуация лишает оратора уверенности в себе и рассеивает внимание слушателей, поэтому выступление получается скомканным.
Чтобы этого не случилось, качество звука в микрофоне стоит проверить заранее, тем более что есть люди, отвечающие за звуковое сопровождение мероприятия.
5. «Слишком яркий свет мешает вас видеть»
Так же как и микрофон, осветительные приборы нужно проверить перед началом мероприятия. Выставлять свет должны люди, профессионально занимающиеся освещением. В противном случае для нас может оказаться неприятным сюрпризом свет, слепящий глаза, и мы будем озабочены тем, как побыстрее закончить выступление, оправдываясь перед слушателями, что слишком яркий свет мешает их видеть.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_3",blockId:rtbBlockID,pageNumber:3,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_3").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_3");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
6. «Мне только вчера сказали, что я должен выступить»
Фразы вроде «Меня не предупредили, что я буду выступать», «Организаторы мне только вчера позвонили, что запланировано мое выступление», «Мне пришлось преодолеть тысячу километров, чтобы выступить перед вами, поэтому у меня уставший вид» и тому подобные произносят многие ораторы. Очевидно, таким образом они страхуют себя, рассчитывая на снисходительность публики, если выступление пройдет не на должном уровне.
Однако если мы действительно не в форме, плохо себя чувствуем или не подготовлены, то лучше отказаться от участия в мероприятии. Ведь в конечном итоге люди заплатили деньги либо пожертвовали личным временем, чтобы нас послушать, и им совсем не интересно знать причину, по которой мы не оправдали их ожиданий.
7. «Видно ли вам, что там написано?»
Используя слайды (и таблицы), не стоит стремиться уместить на одном (или одной из них) как можно больше информации. Слишком мелкий текст, диаграммы или рисунки смогут разглядеть лишь немногие, а мы сами будем весьма расстроены, когда это поймем. То и дело переспрашивая слушателей, могут ли они прочитать текст на слайдах, мы мешаем им сосредоточиться на теме выступления.
8. «Я прочитаю вам, что здесь написано»
Еще одна причина, по которой слайд не должен содержать много текста, ― люди стараются его прочитать весь и перестают слушать выступающего. Не стоит читать текст из слайда вслух и оратору. Выступление будет более понятным, если текст на слайде будет содержать не более четырех слов.
Если же необходимо разместить, к примеру, цитату, состоящую из большего количества слов, то нужно не начинать говорить до тех пор, пока все ее не прочитают. Это должно занять не более шести – восьми секунд.
9. «Можете не записывать, потому что позже получите презентацию онлайн»
Слушатели вольны делать все, что им удобно для того, чтобы лучше усвоить материал: многие легче запоминают услышанное, если делают для себя заметки. По сути, это и есть цель оратора ― заинтересовать и удержать внимание слушателей, а полученная позже презентация лишь закрепит тему.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_2",blockId:rtbBlockID,pageNumber:2,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_2").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_2");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
10. Слова сорняки или же слова-паразиты
Нам кажется, что мы говорим красиво и правильно. Но, послушав себя со стороны, с удивлением замечаем в своей речи всякие «э-э-э», «вот» и «ну». К сожалению, эти слова, называемые паразитами, не чужды и некоторым ораторам. Никакой смысловой нагрузки они не несут, и лишь затрудняют восприятие. В конце концов такой оратор начинает раздражать, а сказанное им не вызывает доверия.
Поэтому перед выступлением не помешает записать и прослушать свою речь с тем, чтобы увидеть, насколько она засорена словами-паразитами.
© Тимошенко Елена, BBF.RU
1. Мастерство публичного выступления
21
Оглавление
контрольной работы
по дисциплине «Русский язык и культура
речи»
на тему «Мастерство
публичного выступления»
1.
Мастерство публичного
выступления___________________________5
1.1.
Ораторская речь и её роль в
обществе_________________________5
1.2.
Виды ораторской речи.
Красноречие_________________________5
2.
Подготовка к публичному
выступлению________________________7
2.1.
Как побороть страх перед публичным
выступлением___________7
2.2.
Приемы подготовки
выступлений___________________________8
2.3.
Информационное обеспечение
выступлений__________________10
3.
Установка контакта с
аудиторией______________________________12
4.
Логические аспекты ораторской
речи__________________________16
4.1.
Логические правила построения ораторской
речи_____________16
4.2.
Логические
законы_______________________________________16
4.3.
Этические качества
речи__________________________________17
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_1",blockId:rtbBlockID,pageNumber:1,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_1").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_1");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Заключение______________________________________________________19
Список
использованной
литературы_________________________________20
__________________________________________________________________
Введение
Публичное выступление
представляет собой процесс передачи
информации, основная цель которого –
убедить слушателей в правильности тех
или иных положений.
Слово
оратор
(от
латинского orare
– «говорить»)
применяется в двух значениях:
человек, произносящий
речь, выступающий публично;человек, умеющий
хорошо говорить публично, обладающий
даром красноречия, владеющий мастерством
слова.
Оратор – мастер
публичного выступления, блестяще
владеющий языком. Оратор воздействует
на слушателей, прежде всего своим
красноречием, высокой речевой культурой,
словесным мастерством. Такой оратор
умеет вести пропаганду убедительно,
доходчиво и ярко. Он может не только
строго и точно, но и эмоционально изложить
любой сложный теоретический вопрос.
Но таких людей очень мало. В связи с этим
можно вспомнить статью «Хорошая новость»,
написанную А. П. Чеховым в 1893 году «В
московском университете преподаётся
студентам декламация, т. е. искусство
говорить красиво и выразительно. Нельзя
не порадоваться этому прекрасному
нововведению. Мы, русские люди, любим,
поговорить и послушать, но ораторское
искусство у нас в совершенном загоне.
В земских и дворянских собраниях, учёных
заседаниях, на парадных обедах и ужинах
мы застенчиво молчим или же говорим
вяло, беззвучно, тускло, «уткнув брады»,
не зная куда девать руки; нам говорят
слово, а мы в ответ – десять, потому, что
не умеем говорить коротко и не знакомы
с той грацией речи, когда при наименьшей
затрате сил достигается известный
эффект… В обществе, где презирается
истинное красноречие, царят риторика,
ханжество слова или пошлое краснобайство.
И в древности, и в новейшее время
ораторство было одним из сильнейших
рычагов культуры. Немыслимо, чтобы
проповедник новой религии не был в тоже
время и увлекательным оратором. Все
лучшие государственные люди в эпоху
процветания государств, лучшие философы,
поэты, реформаторы были в тоже время и
лучшими ораторами. «Цветами» красноречия
был усыпан путь ко всякой карьере,
искусство говорить считалось обязательным.
Быть может, и мы когда-нибудь дождемся,
что наши юристы, профессора и вообще
должностные лица, обязанные по службе
говорить, не только учёно, но и вразумительно
и красиво, не станут оправдываться тем,
что они «не умеют» говорить. В сущности,
ведь для интеллигентного человека дурно
говорить, должно бы считаться таким же
неприличием, как не уметь читать и
писать, и в деле образования и воспитания
– обучение красноречию следовало бы
считать неизбежным».
Ораторская
речь и её роль в обществе.
Ораторской речью
называют воздействующую, убеждающую
речь, которая обращена к широкой
аудитории, произносится профессионалом
речи и имеет своей целью изменить
поведение аудитории, её взгляды,
убеждения, настроения. Стремление
говорящего изменить поведение слушателя
может касаться самых разных сторон его
жизни: убедить голосовать за нужного
депутата, склонить к принятию нужного
решения, побудить покупать его определённые
товары. Таких конкретных целей существует
бесчисленное множество, но в любом
случае воздействующая речь направлена
на внеязыковую действительность, в
сферу жизненных интересов, потребностей
слушателя. Умение убеждать всегда
ценилось обществом. Особенно велика
роль профессионала речи в сфере политики,
общественной деятельности. Возрастание
роли воздействующей речи в обществе
привело к возникновению учения, которое
разрабатывало теорию этой разновидности
речевой деятельности. Такое учение
называется риторикой.
Для общества в
целом основная цель обучения языку
состоит в том, чтобы научить каждого
члена общества облекать любую социально
значимую информацию в соответствующую
речевую форму.
1.2
Виды ораторской речи. Красноречие.
Ораторская речь
бывает развлекательной, информационной,
воодушевляющей, убеждающей, призывающей
к действию.
Развлекательная
речь не содержит иной цели, кроме
заключающейся в ней самой. Она сама по
себе должна развлечь и потешить
слушателя. Её часто услышишь на банкете,
или в ином месте, где люди встречаются,
чтобы приятно провести время.
Информационная
речь ставит своей задачей не только
пробудить любознательность, но и дать
новое представление о предмете. Она
может быть повествованием, описанием,
объяснением. Она должна соответствовать
следующим требованиям:
В ней не должно
быть ничего спорного;Она должна вызывать
пытливость;Она должна
удовлетворять запросы слушателя;Сообщение должно
быть актуально.
Воодушевляющая
речь – Агитационные речи в общем можно
разбить на 3 группы: речи с целью
воодушевить; речи с целью убедить; речи
с целью вызвать активную реакцию. На
деле эти три подвида нередко перекрывают
друг друга. Большинство речей с целью
убедить вызывают действенные порывы.
Убеждающая речь
– убедить – значит логическими доводами
доказать или опровергнуть какое либо
положение. Это чисто логическая задача.
Такая речь стремиться определить образ
мышления и поведения, но не представляет
собой призыва к непосредственному
действию.
Призывающая к
действию речь – слушателя призвали к
новому, к продолжению или прекращению
прежнего. Призыв к действию бывает
прямым и косвенным. Действие может
наступить, когда нибудь или немедленно.
Но имеется в виду действия самих
слушателей, а не отсутствующих.
Красноречие тоже
имеет своё деление на роды и бывает:
Социально
политическое красноречие (политическая
речь, митинговая речь, агитационная
речь)Академическое
красноречие (лекции, научный доклад,
научное сообщение)Судебное красноречие
(обвинительная речь, защитительная
речь, речь обвиняемого в свою защиту)Социально бытовое
красноречие (похвальная речь, застольная
речь, поминальная речь)Богословско-церковное
красноречие (проповедь, речь на соборе).
Как Демосфен стал оратором: необычная история великого мастера слова
С древнейших времён и поныне одним из самых великих мастеров слова считается знаменитый афинянин – оратор Демосфен. Кстати, это именно он был тем человеком, который набивал полный рот камней, оттачивая красоту и правильность речи. И только благодаря стараниям Плутарха у нас сегодня есть возможность рассказать вам о том, как бывший изначально заикой Демосфен стал лучшим оратором всех времён.
Интересные факты о Демосфене
Демосфен был рождён в Древней Греции, в городе Афины. Несмотря на то, что в то время мастерство красноречия было известно и египтянам, и ассирийцам, и индусам, родиной ораторского искусства является именно Эллада.
Выступлениями ораторов была пропитана вся жизнь Древней Греции: перед войсками с зажигательными речами выступали полководцы, на собраниях совета и массовых сборищах выступали политики, провинившиеся в чём-либо граждане посредством своего умения говорить отстаивали свои права в суде, да и любой человек, того пожелая, мог выступить на дружеской встрече, поминках или торжестве. И по большому счёту умение красноречиво изъясняться для каждого человека было отнюдь не прихотью, а жизненной необходимостью.
Жанров публичных речей было достаточно много, однако наибольшей популярностью и значимостью обладал совещательный жанр речи, другими словами, особо ценилось красноречие политическое. Если оратор достигал успеха в своём деле, перед ним открывались перспективы получения хорошей должности в государственном аппарате и даже возможность поехать послом в другую страну. И в том, что Демосфен с детства мечтал стать оратором, нет ничего странного.
Отец Демосфена (к слову заметить, его тёзка) был представителем уважаемого буржуазного сословия и хозяином двух мастерских, где несколько десятков рабов изготовляли мебель и оружие. Когда Демосфену было семь лет, его отец умер, оставив в наследство его сестре и ему самому солидное состояние. Но люди, на которых была возложена ответственность по воспитанию юных сирот (сестре Демосфена в то время было всего пять лет), были не только корыстными и жадными натурами, но не принимали в их воспитании никакого участия, и, соответственно, об оплате учителей не могло быть и речи. Так, Демосфен был ребёнком слабым и отстающим в физическом развитии, а также серьёзно заикался и картавил.
Ещё в отрочестве Демосфен уговорил своего воспитателя, чтобы тот взял его на заседание суда, на котором выступал один из знаменитых ораторов. Аплодисменты и восторг покорённой оратором публики произвели тогда на Демосфена неизгладимое впечатление. Это, собственно говоря, и послужило для него мотивацией на занятия ораторским искусством самостоятельно.
Учитывая то, что людей, обучавших красноречию, в Афинах в те времена было хоть отбавляй, Демосфен смог найти наставника. В течение четырёх лет он был учеником Исея – человека, имевшего статус одного из лучших учителей по ораторскому искусству. Именно от Исея Демосфен впоследствии перенял манеру задавать риторические вопросы, строгую логику доказательства, содержательность, сжатость и простоту слога.
За время обучения Демосфен надлежащим образом познакомился с работами именитых философов и историков, таких как Платон и Фукидид. Демосфен собственной рукой переписал «Историю» Фукидида восемь раз, по причине чего успел выучить её наизусть.
В дальнейшем Демосфен, как и многие другие ораторы той эпохи, включая и Исея, изначально начал писать судебные речи для других выступающих, и только успешно справившись с этой задачей, перешёл к своим выступлениям на публике. Но здесь история становится ещё интереснее.
Исправление Демосфеном своей речи
Дебют Демосфена постиг полный крах – публика подняла его на смех, постоянно прогоняла со сцены и так и не дала новоиспечённому оратору договорить. Объясняется это вполне логично: Демосфен говорил еле слышно, «жевал» слова, картавил и заикался. Да и невербальная сторона выступления оставляла желать лучшего – то и дело плечо оратора подёргивалось, а сам он держался на публике до боли смешно. Но Демосфен был настойчив и выступил второй раз на народном собрании, но и тут его ожидало фиаско, после которого расстроенный оратор, павший духом, отправился восвояси.
Дальше, согласно легенде, Демосфен решил начать работать над собой и возобновить выступления с подачи своего друга, бывшего известным афинским актёром. Демосфен рассказал другу о своих неудачах и связанных с ними печалях, говорил, что люди его не ценят и совершенно не понимают его глубокомыслия. Выслушав его, актёр попросил товарища прочесть что-нибудь из Софокла или Еврипида, что тот и сделал.
По окончании речи актёр повторил тот же отрывок, но так выразительно и хорошо, что Демосфен на мгновение подумал, будто слышит совершенно незнакомые стихи. Так он и понял, что выразительная речь обладает красотой и вызывает желание слушать оратора, и решил любыми мыслимыми и немыслимыми способами избавиться от своих речевых недостатков.
Немногим позже Демосфен уединился, а чтобы не было желания нарушить данное себе обещание, наполовину обрил свою голову. Он принял решение упражняться ежедневно по несколько часов до тех пор, пока волосы на его голове не отрастут. Одним из его упражнений было набирать в рот небольшие камешки и стараться говорить чётко и ясно. А чтобы развить дыхание и силу голоса, он громко читал стихи во время подъёма на гору. Также он прогуливался по берегу моря и говорил так громко, чтобы его голос заглушал шум прибоя.
Для избавления от картавости Демосфен приобрёл щенка, а затем слушал его рычание и повторял издаваемые собачонкой звуки. Подёргивание же плечом оратор решил одолеть воистину необычным методом – используя острый меч. Оружие было подвешено к потолку, и Демосфен репетировал, вставая так, чтобы острие меча касалось плеча всякий раз, когда оно подёргивается. Таким образом он смог добиться контроля над телом. Что же касается жестов и владения пространством, то Демосфен, дабы свободно держаться на выступлениях, брал уроки у своего друга-актёра.
Всё это позволило Демосфену стать настоящим профессионалом своего дела.
Дальнейшая жизнь Демосфена
Важно заметить, что к тому времени как Демосфен стал совершеннолетним, от оставленного его отцом состояния уже практически ничего не осталось. Его опекуны позволили ему забрать только дом, полный рабов, а львиную долю имущества и денег оставили себе любимым. Демосфен предпринимал попытки вернуть то, что ему причитается, но результатов это не дало. В итоге добиваться похищенного он решил при помощи суда. Но чтобы иметь возможность выиграть в суде, нужно было, во-первых, отлично знать законы Афин, а во-вторых, уметь блестяще говорить.
И первым самостоятельным шагом для Демосфена стал именно этот судебный процесс, где он выступал с речами, обращёнными в сторону неблагонадёжных опекунов. Этот процесс продолжался в течение пяти лет, на протяжении которых воры старались уйти от ответственности, уничтожив завещание, написанное Демосфеном-отцом, а также ряд других значимых документов. Но, невзирая на все попытки избежать наказания, опекунов осудили. И, несмотря на то, что молодой мастер красноречия не смог вернуть всё, что ему причиталось, в процессе затяжного судебного разбирательства он смог закалить характер и стать настойчивым и упорным человеком.
К тридцатилетнему возрасту Демосфен уже принимал участие в государственных делах, а всю мощь своего ораторского потенциала направил против бича всех жителей Эллады – македонского правителя Филиппа. Демосфен сумел создать антимакедонскую коалицию греческих полисов, а также дважды получил статус первого стратега и был главой государства. Народное собрание даже наградило почётного афинянина венком, что было огромнейшей честью.
На протяжении последующих лет Демосфен держал речи в народном собрании, которыми пробуждал в согражданах истинный патриотизм (пламенные речи оратора против Филиппа, кстати говоря, назывались «Филиппиками»). Но конец жизни Демосфена был не радужным – его обвинили в ложном доносе, по причине чего приговорили к смерти. В результате Демосфен был вынужден скрываться в храме Посейдона, расположенном на острове Калаврии, а после захвата в Греции власти македонянами он отравился.
Заключение
Долгие годы упорной работы над собой позволили Демосфену достичь желаемого – он не только смог выступать перед публикой, но и добился небывалого успеха и стал великим оратором. Важно знать, что он всегда готовился к выступлениям и говорил строго по делу, никогда не позволяя себе болтать попусту. Ошеломляющая простота формы его речи всегда сопровождалась огромным чувством и смыслом; в один момент он мог говорить совершенно спокойно, проникая в сознание публики, а в другой – изъяснялся так чувственно, что не мог не покорить сердца людей.
Учитесь, дорогие будущие ораторы, учитесь у Демосфена – тогда, быть может, умы и сердца слушателей будут покорены и вами!
Ораторское искусство – как им овладеть, основные правила
«Речь – одежда мыслей, а красноречие – ее элегантный наряд».
Ежедневно мы убеждаем кого-то в правоте своих слов и, возможно, применяем ораторское искусство, если есть навыки.
Мы можем участвовать в переговорах, продавать, публично выступать, полемизировать и спорить. Мы постоянно пытаемся доказать и отстоять свои права или точку зрения.
Ежедневно и нас пытаются убедить в том или ином дикторы телевидения, журналисты печатной прессы, продавцы и рекламодатели, начальство и товарищи.
Факты, доводы, аргументы, причины витают вокруг нас. Мы хотим аргументировано выстраивать свои позиции перед любой аудиторией и убедительно говорить для того, чтобы оппонент был заинтригован и заинтересован нашей речью. Какие нужны для этого навыки, и что это такое − ораторское искусство?
Правила поведения оратора
В чем заключаются основы ораторского искусства? Нужно научиться произносить такие речи, которые смогут производить изменения в людях.
Говорить так, чтобы люди могли не только констатировать, что хорошо провели время, а стремились после вашего выступления к определенным действиям, к которым вы старались их побудить, к тому, к чему вы их склоняли.
В публичных выступлениях нет бесконечных правил, которые нужно полжизни заучивать, нужно всего лишь освоить простой алгоритм действий. На базе освоенных знаний, путем вырабатывания практикой и опытом, можно в ораторском искусстве достичь немалых результатов.
- Основы ораторского искусства легко перенимать у хороших ораторов. Наблюдая за их действиями, изучая их поведение, вы сможете перенять у них тактику ораторства.
- В коре головного мозга человека есть зеркальные нейроны, позволяющие обучаться путем наблюдения за действиями другого человека. Так маленькие дети повторяют все за родителями, едят то, что едят родители, разговаривают так же, даже с той же интонацией. Это один из важнейших условий прироста навыка оратора.
- Публичное выступление требует знаний и умения и в обязательном порядке требует практики. От чтения правильных книг и обучающей литературы, в которой четко расписано, что это такое, и как овладеть мастерством, навыки не смогут нарастать с нужной для вас скоростью.
- Знания не имеют ценностей без практики. Также любые знания могут наскучить, если их не применять. Нет аудитории – вам поможет ораторское искусство, упражнения которого можно проводить в гордом одиночестве перед зеркалом. В книгах по ораторскому искусству можно ознакомиться с такими упражнениями.
- Настоящего оратора не должны беспокоить негативные мысли, а особенно страх провала. Это непременно будет мешать выступлению перед публикой. На время выступления все посторонние мысли необходимо удалить из своего сознания. Полное увлечение выступлением не оставит места для волнения и переживаний.
- Ораторское искусство включает в себя правила поведения оратора. Хороший оратор не испугается посторонней фразы со стороны или неуместного вопроса. Он владеет ситуацией, и на время выступления только он хозяин положения. Для этого нет необходимости хамить и спорить, нужно найти контакт с аудиторией и быть немного выше нее. Добиться такого результата можно только зная свое дело, и с уверенностью аргументировать и убеждать слушателей.
- Четкая и ясная речь, правильно поставленные фразы не позволят аудитории уснуть во время вашего выступления. Даже скучный доклад можно разбавить интересными фактами, особенно, если привлечены фамилии известных людей.
- А более эффективным выступление будет, если аудитория будет вовлечена в дискуссию. Ораторское искусство заключается в применении приема вовлечения, но в допустимой норме, так как ваше ораторское место может занять более активный слушатель.
- На бумаге, которая будет лежать перед оратором, не должно быть текста, плох тот оратор, который читает свою речь. Кроме плана своей речи ничего не должно быть перед лицом выступающего. Глядя каждому слушателю в глаза по несколько секунд, вы добьетесь большего успеха. Ораторское искусство гласит, что перед выступлением оратор должен много раз отрепетировать свою речь.
- На помощь человеку, произносящему речь, всегда придут умеренная жестикуляция и энтузиазм в лице. Легкая приветливая улыбка, подтвержденная спокойным темпом речи – первый шаг к победе. Именно такая тактика привлекает внимание и запоминается быстрее, чем монотонный скучный рассказ безликого существа.
Умение нравиться
Мы всегда стремимся произвести впечатление на окружающих и оставить его в головах людей. Для этого необходимо уметь понравиться, что довольно сложно.
Производить впечатление необходимо сразу при появлении в обществе. Для этого важно понимать психотип своего оппонента или группы людей, знать с кем и как можно разговаривать.
Все эти знания можно получить, изучая ораторское мастерство, которое объединяет в себе две составляющие, изучающие вопросы о том, что говорить и как – это ораторское искусство и риторика.
Полезными для вас могут быть книги Р. Гандапаса «Харизма лидера» и «101 совет оратору», «Арсенал оратора. Полный боекомплект» А. Ковалева, Б. Морева и Убеждай и побеждай. «Секреты эффективной аргументации» Н. Непряхина.
Понять людей нетрудно, нужно всего лишь внимательно на них посмотреть. Нам проще общаться с подобными себе людьми – это абсолютно подсознательные действия.
Поэтому талантливые переговорщики владеют мимикрией. Это важное качество ораторского искусства. Они умеют услышать, узреть желания той стороны, с которой необходимы переговоры, и выстроить такую систему мотиваций и внешний облик таким образом, чтобы не вызвать раздражения.
Причины раздражения собеседника
Для облегчения ориентации в малознакомом обществе, и для того чтобы у оппонента не возникло раздражение еще до начала беседы, важно знать некоторые правила:
- Ораторское искусство для чайников берет начало с внешнего вида человека. Встречают ведь по одежке. Конечно, неряшливый внешний вид является серьезным раздражителем, но и изысканная роскошь в стиле одежды способна вызвать такую же реакцию. Вы можете безумно любить свои дорогие часы, но они будут раздражать человека, общаться с которым вам предстоит. Изысканная бедность внушить доверия тоже не сможет. Вывод: одежда должна быть сдержанной и адекватной.
- Все отлично понимают, что немаловажную роль в общении играют запахи. И лучше не пользоваться никакой косметикой, чем какой-нибудь. На чистоплотности останавливаться не будем, так как этот факт даже малышам известен. Но часто с запахами переусердствуют женщины. Не всегда шлейф духов завораживает оппонента так, что им можно манипулировать, иногда и наоборот. И даже первоклассное ораторское мастерство не сможет притянуть внимание оппонента.
- Мы, глядя на человека, пытаемся понять кто этот человек. Мужчины оценивают по физической форме, так как уровень соревнований заложен в них с рождения. Женщины всегда оценивают с позиции соперниц. Но нужно четко понимать, какие области необходимо убрать из сознания, а какие правильно преподнести. Если мы не смотрим человеку в глаза, у него складывается впечатление, что мы что-то скрываем. Если голова слегка посажена назад, то это говорит о нашем высокомерии. Наша задача – знать, какими мы должны предстать перед собеседником. Сканируя человека, нам следует сделать выводы, что можно делать, а что нельзя, и как себя вести. Этот аспект крайне важен в ораторском искусстве.
- Если наш собеседник разговаривает с акцентом, то для того чтобы найти с ним общий язык не следует пытаться говорить с ним так же, с акцентом, уловить темп его речи – вот главная задача. Нужно суметь попасть в комфортный нашему собеседнику темп речи. Только слушая его можно понять, как и что он сможет воспринимать.
- Если мы хотим убедить собеседника в своей правоте, то логика в этом помочь не сможет. Человек принимает решения всегда на двух уровнях: рациональном и эмоциональном. Когда мы апеллируем к его «рацио», но эмоции оппонента не полностью перетянуты на нашу сторону, он найдет себе обоснования ложности нашей логики и ухода от нее. Ситуация убеждения равна нулю, если мы на сто процентов не уверены в своей правоте.
Ораторское искусство для чайников не подлежит восприятию без всех вышеупомянутых правил и без специальной литературы по ораторскому мастерству, разработанных методик для начинающих.
Важные советы
- Ораторское мастерство заключается в том, что владельца знаний не испугает количество слушателей или статус многих из них. Он всегда найдет тему интересную любому собеседнику, он с первых минут определит, чем можно завлечь даже незнакомого собеседника, но не будет при этом назойливым.
- Любое выступление, даже самое хорошее, можно сделать немного лучше. У всех процессов есть определенная структура, построенная на мировом законе композиций. Он не придуман человеком, а лишь зафиксирован им. Это закон природы. Все протяженные процессы начинаются с наращивания, развития, подготовительного действия, а лишь потом происходит основное действие, и только после него происходит некое затухание. Например, в ресторане подают холодные закуски или аперитив для того, чтобы подготовить посетителя к основному блюду, после подносят основное блюдо, а в окончании подают десерт. Прием у доктора тоже имеет свою композицию. Поэтому и выступление должно быть подготовлено по тому же принципу.
- Современные ораторы допускают типовую ошибку. К сожалению, они вступление либо вовсе исключают либо произносят предсказуемые банальные фразы. А как раз вступление играет важнейшую роль, и его нужно тщательно подготавливать, не менее чем саму речь. От него зависит дальнейшее восприятие всей речи аудиторией – это же подогрев, подготовка.
- Если человек не смог за несколько минут утвердить свое право удерживать внимание аудитории в течение нескольких часов, то вряд ли она будет склонна кредитовать такого оратора на большее время. Заинтриговать, заинтересовать современную публику можно только нетрадиционным и тщательно продуманным вступлением.
Ораторство в жизни
Навык публичной речи – это применение инструментария на фоне психологической нагрузки. И какие бы мы ни читали книги, как бы ни старались применять свои знания, без психологического понимания человека не обойтись.
В публичном выступлении вероятность того, что что-то пойдет не так, высока. Как бы человек ни управлял ситуацией, успех его выступления зависит от количества слушателей, у которых есть свои привычки и своя мотивация. Уровень напряжения во время выступления крайне высокий, поэтому навыки выступающего имеют свойства блокироваться.
Искусство ораторства не имеет прописанных законов для качественного выступления, но точно ясно, что это такой инструмент влияния на окружающих, равных которому нет. Ни одна система мотиваций не сможет дать такого эффекта, как заряжающая мотивирующая речь. Никакие попытки снять напряжения и вселить уверенность в кризисной ситуации не дадут такого стимула, как одна вдохновляющая речь.
Человек, который применяет и усовершенствует ораторское искусство, параллельно формирует более высокую степень уверенности в себе, раскрепощенности, свободы.
Выступая публично, мы оттачиваем мастерство аргументации, красноречия, убеждения. В индивидуальном общении эти навыки работают таким же образом, но несколько проще.
Разновидности выступлений
Целью публичного выступления является побуждение аудитории к совершению определенных действий.
Главный критерий эффективности выступления заключается в действиях аудитории. Исходя из этого, существует четыре формата выступлений.
Побуждающие выступления
Речи должны звучать как побуждающие к какому-либо действию. Например, вы являетесь продавцом определенного товара, и от вашего выступления зависят продажи этого товара.
Вы проводите презентацию, что побуждает аудиторию подписать договор с вами или проголосовать за вашу кандидатуру. Эти выступления требуют серьезного подхода и ораторского мастерства.
Ритуальные выступления
Ритуальные речи чаще произносят конферансье, когда представляют кого-то, или же вступительные речи, также к ритуальным выступлениям относятся тосты.
Целью ритуальных выступлений является изменение отношения аудитории. Если речь идет об имениннике, то слушатели должны обратить на него внимание. Если представляется оратор, то аудитория должна относиться к нему лучше. Ораторское искусство в таком выступлении необходимо, так как нужно уметь завлечь публику и подготовить ее к дальнейшим действиям.
Информирующие речи
Речи, к которым предъявляются самые низкие требования по форме – лекции. Они не обязывают оратора быть интересным, красноречивым, чопорным и интригующим, так как аудитория зависима от оратора, а не наоборот.
Сессию нужно сдать всем, право каждого слушать или не слушать оратора. К сожалению, не все современные лекторы владеют ораторским искусством.
Развлекательные речи
Это профессиональное искусство, где необходимы определенные знания, которыми пользуются актеры, театралы и юмористы. Хотя среди них тоже есть достойные ораторы.
Джим Керри выступил перед выпускниками университета с ошеломляющей и веселой речью, которая запомнилась им надолго. Можно только сделать выводы, что кем бы вы ни были, ораторское мастерство не навредит, а только поможет в любой сложившейся ситуации.
Автор статьи Елена Жук
7 лучших приемов от известных ораторов —
Полезные приемы, которые пригодятся в общении
Общение — важнейшая часть жизни любого человека. Иногда нам очень нужно убедить кого-то в чем-либо. Но же сделать так, чтобы собеседник полностью с вами согласился? Есть несколько простых приемов, которые помогут вам найти подход к любому человеку и открыть в себе дар убеждения.
Активное слушание
Эта методика является ключевой, если вы хотите найти подход к человеку. Независимо от каких-либо факторов, каждый человек любит, чтобы его слушали. Так предоставьте же это ему. Постарайтесь искренне проникнуться тем, что рассказывает вам человек. Ведь мало просто слушать, нужно действительно услышать, что вам пытаются донести. Такой метод предложил известный Дейл Карнеги, автор книги “Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей”. Вот как он писал:
“Чтобы быть интересным, будьте интересующимся”.
Приводите примеры
Один из самых действенных способов, чтобы убедить кого-то в чем-либо. Не стоит недооценивать силу примера. Если его хорошо подобрать, то можно склонить человека к вашему мнению. Пример — это базовый инструмент ораторского искусства. Например, речь известного российского бизнесмена Михаила Ходорковского, которого обвинили в хищении нефти. Комментируя обвинение, он сравнил количество украденной нефти с “железнодорожный составом, который трижды огибает землю по экватору”. Таким образом, у человека сформировалось понятие — очень много нефти.
Пример может помочь лучше понять собеседнику то, что вы хотите донести до него.
Будьте остроумными
Хорошая шутка отлично снимает напряжение, которое присутствует в беседе. Но стоит помнить, что это не поможет, если назревает серьезная конфликтная ситуация, а может только усугубить дело. Начните ваш диалог с шутки и увидите, что ваш собеседник стал более расслабленным. Горгий из Леонтины был известным оратором древности. Именно он убедил афинян выступить против варваров. Горгий стал настоящей звездой своего времени. Главный совет, который дошел от него до наших дней был таковым: “Серьезные доводы опровергай шуткой, шутки – серьезностью”. Как видите, даже тогда не любили слишком серьезные диалоги и речи.
Приводите аргументы
Что может лучше убедить человека в вашей правоте, как не идеально подобранные аргументы? И правда, не стоит недооценивать их силу. Не забывайте, что аргументы должны быть короткими и содержательными, только тогда они смогут попасть точно в цель. Например, Авраам Линкольн был многому обязан своему красноречию. Он очень долго продумывал каждую свою речь, был внимательным к критике и не боялся говорить то, что думает. Это позволило ему подбирать прекрасные аргументы, которые отображали правильность его позиции. Линкольн нашел подход к сердцам многих людей.
Обращайте внимание на мимику
Конечно, красивая речь очень важна, но не стоит забывать про мимику и жесты. Они могут как стать вашей изюминкой, так и испортить общее впечатление. Если у вас есть какие-нибудь проблемы с мимикой и жестами, то стоит больше упражняться перед зеркалом. Это поможет вам усовершенствовать свои умения. Одним из первых ораторов, которые использовали мимику и жесты в своих выступлениях, был Демосфен. Он считается величайшим греческим оратором. Демосфен не только смог исправить недостатки, но и усовершенствовать навыки владения мимикой и жестами. Его речи признаются самыми величайшими в мире.
Будьте эмоциональными
Очень важно уметь играть голосом: где нужно — проявите эмоции, где не стоит — говорите тише. Это поможет вам оказывать огромное влияние на своего собеседника. Стоит попрактиковаться не один раз, чтобы достичь хороших результатов. Не бойтесь проявлять свои эмоции, ведь так вы сможете показать, что вам интересна данная тема. Например, так делал известный публичный деятель Лев Троцкий, который умел оказывать влияние на собеседников. Таким образом, он мог убеждать тысячи людей. Троцкий вошел в историю как известный и талантливый оратор.
Говорите просто
Чтобы донести свою мысль до собеседника, научитесь говорить четко и ясно. Можете использовать небольшие паузы перед тем, как сказать что-то очень важное. Избегайте сложных слов и непонятных выражений, ведь вас должны легко понимать. Ярким примером этого есть Уинстон Черчилль, который был непревзойденным оратором. Он считал, что нужно говорить максимально просто, избегая вычурности и сложности высказываний. Черчилль огромное внимание уделял технике и старался ее совершенствовать. Не стоит забывать, что у него была своя методика: оратор делил свою речь на части и выделял в каждой из них основную мысль. Это помогало Черчиллю делать свою речь интересной и содержательной.
Главное верьте в то, что вы говорите, ведь самое важное — быть уверенными в собственных мыслях. Попробуйте и у вас получится развить свой дар убеждения
8 простых правил, как научиться говорить красиво и уверенно
Некоторые люди обладают естественным красноречием, дарованным природой. Остальным приходится овладевать ораторским искусством самостоятельно или на тренингах. Цель ораторской речи – донести информацию, убедить в своей правоте и побудить слушателей к дальнейшим действиям.
Говори красиво и уверенно
Общаясь с людьми, нетрудно заметить, что далеко не все из них могут своим разговором надолго удержать внимание. А все потому, что они не умеют говорить красиво.
Что значит «говорить красиво»
Говорить красиво – это значит говорить понятно, доходчиво, с правильными интонациями, в меру эмоционально, так, чтобы убедить собеседника или собеседников в правильности своих рассуждений и выводов. О человеке, который говорит красиво, говорят, что он обладает даром красноречия или ораторскими способностями.
Красноречие может быть естественное и приобретенное. С естественным все понятно – некоторые люди обладают им от природы. Приобретенное же красноречие – это ораторское искусство, или искусство красноречия, которому нужно учиться. В наше время ему обучают на всевозможных тренингах. А возникло оно еще в далекие времена в античной Греции, где появились первые школы по обучению искусству красноречия, и постепенно переросло в науку – риторику. На занятиях по ораторскому мастерству, как раньше, так и сейчас, учат, как обычную речь превратить в ораторскую.
Цель ораторской речи – не только донести до слушателей определенную информацию, но и убедить их в своей правоте, чтобы побудить к дальнейшим действиям. Оратор своей речью должен вызвать у слушателей эмоциональный отклик, особый психологический настрой, поэтому она не должна быть монотонной, неуверенной, с нечеткой артикуляцией. Его мысли должны быть живыми и яркими, а сам он должен быть готов поделиться ими со слушателями, – только тогда его речь можно будет назвать красивой.
Как говорил французский писатель-философ Вольтер:
«Прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена».
Зачем нужно говорить красиво
Речь во все времена играла для человечества огромную роль, ведь она является средством общения и благодаря ей мысли одного человека передаются другому.
Существует пословица:
«Встречают по одежке, а провожают по уму».
А свой ум (или его отсутствие) человек демонстрирует как раз с помощью речи. Именно поэтому ее можно назвать визитной карточкой человека: хочет он этого или нет, его речь отражает его суть.
Как сказал древнегреческий философ Сократ одному постоянно молчавшему молодому человеку:
«Заговори, чтобы я увидел тебя».
А персидский поэт Саади писал:
«Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал».
Люди, которые умеют красиво говорить и доходчиво излагать свои мысли, ценились всегда. На это указывает существование школ ораторского искусства еще в античные времена. А древнегреческий мудрец Скилеф заметил, что «Красноречие дороже денег, славы и власти, ибо последние очень часто достигаются благодаря красноречию». Ему вторил и американский политический деятель Дэниэл Уэбстер, живший много веков позднее: «Заберите у меня все, чем я обладаю, но оставьте мне мою речь, и скоро я обрету все, что имел».
Французский император и полководец Наполеон считал, что человек, не умеющий красиво говорить, никогда не сделает карьеру.
Ничего не изменилось и в наши дни. Сотрудники, владеющие искусством красноречия, гораздо быстрее делают карьеру, нежели те, кто не умеет правильно выражать свои мысли. Причем часто случается так, что косноязычием страдают толковые и знающие сотрудники, которые не понимают, что именно оно делает маловероятным их дальнейший карьерный рост. Разумеется, профессионализм, знания, умения и опыт очень важны, так как непрофессионалы не нужны никому.
Но и те, кто обладает опытом и знаниями, однако не способен донести их до слушателя, разъяснить, доказать, убедить и переубедить, когда-нибудь обязательно будут иметь большие проблемы. Ведь чем выше служебное положение сотрудника, тем чаще и больше ему приходится общаться с коллегами, подчиненными, клиентами и др. Поэтому он однозначно должен уметь логично и доходчиво излагать свои мысли, оказывать влияние на собеседника и убеждать его.
Что мешает людям красиво говорить
Важность владения искусством красноречия не требует доказательств. Тем не менее, многие люди испытывают страх, когда им приходится выступать на публике или говорить с незнакомыми людьми. Такой страх в психологии называется «логофобия» (или «вербофобия»). Любопытно, что, по исследованиям психологов, страх публичных выступлений занимает у людей 2-е место после страха смерти.
Люди, страдающие такой фобией, панически боятся говорить не только перед полной аудиторией, но и перед небольшой группой людей. Их бросает то в жар, то в холод, они начинают дрожать, запинаться, не могут сосредоточиться. Эта фобия имеет психологические и физиологические причины.
Психологические причины связаны с тем, что человек не верит в себя, в свои способности, знания, опыт, в то, что его речь будет представлять интерес и он сможет удержать внимание слушателей.
Что же касается физиологического фактора, то, как мы знаем, в опасных ситуациях надпочечники человека начинают выделять в кровь гормон стресса адреналин, действие которого направлено на консолидацию всех защитных сил. То же самое происходит, когда человек волнуется перед выступлением или каким-то разговором.
Однако адреналин побуждает человека к физическим действиям, например к бегству, во время которых он расходуется. При выступлении же или волнующем разговоре таких физических нагрузок нет, поэтому адреналин не используется полностью, а его излишек приносит только вред. В результате сильного волнения вместо блестящего выступления может получиться неуверенное и скомканное.
Как научиться говорить красиво
- Невозможно научиться плавать, кататься на велосипеде, водить машину и т. п., освоив одну только теорию без практики. Точно так же нельзя научиться красиво говорить, если как можно чаще не практиковаться в разговоре. Тем, кто хочет овладеть искусством красноречия, полезно будет записаться на тренинги по обучению ораторскому мастерству, в программу которых входит большое количество индивидуальных выступлений.
- Те, кто не имеет возможности посещать тренинги, может практиковаться в умении вести беседу самостоятельно. В разговорах с друзьями и близкими мы обычно расслабляемся и не следим за своей речью, поэтому нередко используем слова-паразиты, которые засоряют ее и мешают уловить смысл. Мы не замечаем этих слов в своей речи, но они раздражают нас, когда мы слышим их от других, например с экранов телевизоров. Бесполезные «нууу», «эээ» некоторые люди умудряются повторять едва ли не через каждое слово. Любопытно записать свою речь, а затем прослушать ее и определить, не относимся ли мы к числу таких любителей «эканья-мэканья». Если да, то можно попросить кого-то из близких некоторое время контролировать нашу речь и заострять внимание на таких моментах. Например, каждый раз, как только мы произносим слово-паразит, включать неприятный звук.
- Некоторые люди имеют привычку говорить слишком быстро. Возможно, они это делают под влиянием эмоций или же подсознательно опасаются, что их речь неинтересна и ее не дослушают до конца. Избавиться от такой привычки можно, если перед каждым предложением незаметно делать глубокий вдох. Также следует убедить себя в том, что наша речь интересна и никто не собирается нас перебивать.
- Наш голос не должен быть тихим и неуверенным, в противном случае нас не услышат и нам не поверят.
- Чтобы чувствовать себя уверенно, нужно разбираться в теме вопроса и обладать соответствующими знаниями, поэтому необходимо постоянно развиваться и углублять свои знания. Говорят, что кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Если у человека в мыслях неразбериха, то и его речь не будет представлять интерес.
- Наша уверенность не должна перерастать в самоуверенность. Тон разговора должен быть спокойный и дружелюбный, а не высокомерный, даже если собеседник не прав. В любом споре стоит мысленно себя просить: «Ты хочешь быть прав или счастлив?».
- Во время любого выступления или разговора важен зрительный контакт с аудиторией или собеседником. Бегающий взгляд или рассматривание окружающих предметов отвлекают внимание и не дают сосредоточиться на теме разговора.
- Каждый человек должен уметь поддержать беседу, даже оказавшись среди малознакомых или незнакомых людей. Для этого не помешает иметь в запасе несколько готовых тем, не чуждых интересам любого человека, чтобы не попасть в неловкое положение и не заниматься мучительным поиском слов, стараясь заполнить неловкую паузу.
Успехов в обучении. И главное помните: чтобы чему-то научиться, нужно это делать, даже несмотря на то, что это тяжело.
© Тимошенко Елена, BBF.RU
структура построения, советы и примеры
Привлечь к себе внимание, убедить общественность в правильности своей точки зрения, стать лидером в глазах людей, внушить доверие к определенным идеям и позициям способна убеждающая речь. Это процесс, при котором умелый оратор передает людям сообщение, необходимое для убеждения общественности в каком-либо аспекте, изменения определенной точки зрения или побуждения к конкретному действию.
Структура убеждающей речи всегда подразумевает соблюдение нескольких простых, но важных принципов: конкретика, ориентировка на слушателя, наличие доказательств, контроль реакции людей, мотивация, открытость.
Принцип 1. Выражаем мысли конкретно и четко
Слушатели должны понимать, чего именно вы от них хотите. Простым языком, вы должны декларировать свою точку зрения. Задайте себе вопрос: чего вы хотите от слушателей? Какой эффект должна произвести ваша речь? Что должны сделать люди, над чем задуматься, какие свои мысли в результате убеждения поменять?
Не стоит говорить много лишних слов. Убеждающая речь не должна содержать косвенных фраз или предложений, не относящихся к делу. Слушатели всегда чувствуют подвох и попытку повлиять на них обходными путями. Они скорее сделают то, что вам нужно, если вы будете предельно кратки и искренни.
Принцип 2. Ориентируемся на слушателя
Любая аудитория придерживается каких-либо установок. Установка – чувства аудитории, связанные с каким-либо поводом, объектом, человеком, вопросом и т. д. Установка – это, своего рода мнение. Например, фраза «Я считаю, что необходимо всерьез заниматься иностранными языками» означает, что человек обладает положительной установкой на владение иностранными языками.
Убеждающая речь обязывает оратора узнать, какого мнения придерживаются слушатели по конкретному вопросу. Правильный анализ целевой аудитории помогает более адекватно оценить шансы на успех публичного выступления. Собрав всю нужную информацию об ориентировках людей на вашу установку, можно сформировать примерный план действий:
- Если слушатели позитивно относятся к вашей установке, то есть разделяют ваше мнение по конкретному вопросу, то стоит обдумать, чего бы вы хотели от них. Ваша задача – разработать конкретный план выступления, который поможет побудить людей совершить нужное вам действие.
- Если мнение аудитории нейтральное или оно попросту отсутствует, вам нужно его сформировать, причем в выгодном для вас свете. Если люди не осведомлены в вопросе, который вы озвучиваете, вам нужно проинформировать их, после чего склонить к своим убеждениям. Если люди обладают необходимой информацией, но занимают нейтральную позицию, ваша задача – привести как можно больше аргументов, которые подтверждают вашу точку зрения. С такой стратегией привлечь аудиторию на свою сторону не составит труда.
Отдельно стоит обсудить ситуацию, в которой слушатели не согласны с вашей точкой зрения:
- Если аудитория не принимает вашу цель, но настроена умеренно, не враждебно, стоит попытаться привлечь их на свою сторону с помощью аргументов и фактов. Информация должна быть представлена объективно, кратко. Не должно быть расплывчатости, лжи или недосказанности. Представьте себя на месте слушателей. Хорошая речь – это такие слова, которые, если не поменяют точку зрения на противоположную, то хотя бы заставят скептически настроенных людей начать верить оратору и обдумать его мнение.
- Если аудитория настроена враждебно, любые попытки сразу поменять ее мнение с помощью публичного выступления, скорее всего, закончатся фиаско. В этом случае к теме разговора лучше подойти издалека, начав речь с незначительного, но адекватного предложения людям. Вы должны показать, что даже маленькая ваша идея чего-то стоит. Позже, уже в другом выступлении можно предложить людям продвинуться дальше. Вероятно, к этому моменту они уже будут вас воспринимать как человека, который предлагает достойные цели.
Но не стоит слишком полагаться на одну лишь речь. Порой даже самые лучшие слова не приводят к нужной цели, если речь идет о враждебно настроенной аудитории.
Принцип 3. Собираем доказательства
Даже в повседневной жизни мы не делаем что-либо без причин. Вот и слушателям нужны причины, из-за которых они сочтут вашу идею рациональной и поддержат ее. Вам нужно собрать доказательства вашей правоты, то есть объяснить, почему ваша цель достойна внимания.
Если вы хорошо знакомы с темой вашего выступления, скорее всего, у вас уже есть разумные доводы. Если нет, постарайтесь их собрать как можно больше. Затем выберите несколько самых достойных, важных.
Стоящие доказательства должны быть:
- Подтверждены фактами.
- Иметь прямое отношение к теме выступления.
- Быть интересны аудитории.
Спросите себя: откуда вы взяли эти доказательства, современны ли они и относятся ли к выступлению? Ответы на эти вопросы подскажут, правильные ли доводы вы собрали.
Принцип 4. Контролируем реакцию людей
Структура убеждающей речи должна быть логична и последовательна, только так можно оставаться главой положения и привлекать к себе внимание. Способы оптимального построения выступления долго искать не нужно, их уже давно составили и озвучили известные психологи и ораторы, также вы можете прочитать их в нашей статье — ораторское мастерство. Чтобы контролировать ситуацию, можно воспользоваться несколькими методами.
Метод озвучивания доказательств
Если аудитория еще не сложила определенные позитивные или негативные установки в отношении вашего вопроса, можно воспользоваться этим способом. В соответствии с ним вы описываете вашу цель, а затем озвучиваете собранные доказательства. При этом второе по важности доказательство говорится в начале выступления, самый важный довод озвучивается в конце, а все остальные – в любом порядке в середине.
Вот пример убеждающего текста, построенного по этому методу:
«Уважаемые коллеги (одногруппники, союзники, друзья)! Я хотел бы поднять столь важную для современной общественности тему – тему защиты природы. Многие из нас совсем забыли, что она очень хрупкая, что ее нужно защищать. В наших интересах добиться запрета на выбросы вредных химических веществ с местного завода в реку. И вот почему:
- Мы живем за счет природных ресурсов, а вода – это наше основное богатство. Как известно, воду из этой реки пьют животные нашей области, не говоря уже о том, что этой водой поливают овощные и фруктовые растения, плоды которых мы позже покупаем и употребляем в пищу.
- Из-за повышенной загрязненности реки мы лишаемся летнего отдыха. По данным местных экологов, уже через 2-3 года купаться в реке будет категорически запрещено.
- Химикаты приводят к тому, что река начинает высыхать. Местные прогнозисты предполагают, что наши правнуки могут ее уже не застать.
- Поскольку река является главной в городе, вода из нее поступает в наши водопроводы. Мы отравляем свой организм химикатами, как и наши дети и родители. Практически ни один фильтр не способен очистить воду от химикатов на 100%.
Все данные собраны из достоверных источников и подтверждены соответствующими документами. Предлагаю вам ознакомиться с ними сейчас или обратиться ко мне позже. Наверняка вы разделите со мной мою цель и подпишите петицию, требующую запретить выбросы химикатов в нашу реку».
Метод решения проблем
Это не менее эффективный способ, который подойдет при общении с аудиторией, настроенной нейтрально или даже слегка негативно. Он предполагает:
- Формулировку актуальной проблемы.
- Убеждение, что ваше предложение способно ее решить.
- Убеждение, что ваше предложение является наилучшим из любых возможных, поскольку оно приносит максимум положительных результатов.
Пример того же текста, построенного по данному методу:
«Сейчас как никогда остро встала проблема загрязнения нашей реки химикатами. Вода – это наше основное богатство. Только представьте, все выбросы из местного завода прямым или косвенным способом попадают в ваш организм. Это не обман, по данным, которые мне любезно предоставили наши статисты и лаборанты, 50% водопроводной воды содержит эти химикаты и ровно столько же овощей и фруктов, предложенных в супермаркетах, выращивались с помощью полива из реки. Что уже говорить о том, что через несколько лет купаться в реке будет опасно для жизни? Ни один фильтр не способен очистить воду от подобных ядовитых примесей. Как известно, такие химикаты вызывают тяжелейшие онкологические заболевания.
Вы можете помочь избежать такого хода событий и сохранить здоровье населения. Я создал петицию, которую должно подписать не менее 1000 человек, чтобы ее рассмотрели. Подписав петицию, вы сделаете все возможное для своей безопасности и безопасности близких людей.
По моим данным, эту проблему уже пытались решить с помощью митингов и голосований, но это не привело к нужному результату. Местные власти обязаны рассмотреть петицию и предпринять соответствующие меры, если под требованием подписалось не менее 1000 человек. Мы сможем требовать справедливости, полностью опираясь на современное законодательство. По всем вопросам вы можете обратиться ко мне, как и ознакомиться со всеми документами.»
Метод сравнительных достоинств
Этот способ состоит в том, что вы перечисляете публике все преимущества вашего предложения. Он подходит для общения с аудиторией, положительно настроенной к вам.
Пример текста, составленного по этому методу:
«Сегодня мы нуждаемся в хороших специалистах как никогда. Но далеко не каждый человек может себе позволить качественное обучение. Я предлагаю рассмотреть мое предложение, касающееся улучшения качества образования в обычных государственных школах.
Ваши положительные голоса за мой проект помогут мне добиться того, что в школах будет новое современное компьютерное оборудование, введутся факультативы иностранных языков, и каждый ученик уже с 5 класса обучения сможет выбрать себе интересующий профиль, чтобы в нем развиваться.
В соответствии с анализом результатов, данные мероприятия приведут к тому, что:
- Дети станут охотнее посещать школу и учиться более целеустремленно.
- На выходе из школы будут уже практически готовые профессионалы в некоторых сферах.
- Поступить в университет детям будет на 50% проще.
- Значительно возрастет уровень социальной жизни, уменьшится количество малообеспеченных людей ввиду подготовки качественных трудовых ресурсов, способных зарабатывать хорошие деньги.
- Дети найдут себе занятия по интересам, из-за чего уменьшится количество ребят, бесцельно скитающихся по улицам. По моим подсчетам, это повлияет и на снижение уровня детской преступности.
Поддержать проект вы можете, обратившись непосредственно ко мне».
Эти примеры достаточно общие, но по ним можно понять суть убеждающей речи и составить хорошую ораторскую речь по подобию.
Принцип 5. Мотивация – это важно
У людей должен быть стимул. И это не просто решение их проблем. Они должны ощущать, что хотят пойти за вами. Наиболее популярный стимул – это взывание к гражданскому долгу. Если общественность будет уверена, что ее действия – это поистине важный человеческий и героический поступок, она пойдет за вами без вопросов.
Будьте внимательны, если то, что вы требуете от людей, будет стоить им денег или времени, результат от их потери должен соответствовать их ожиданиям.
Например, в одном из текстов люди должны потратить время, чтобы выстоять в очереди и подписать петицию. Но взамен они получат свое здоровье и здоровье близких людей. Вы снимаете с них угрозу заболевания, это и есть мотивация.
Принцип 6. Будем честными и открытыми
Ваша искренность – самый быстрый и эффективный путь к доверию слушателей. Вот несколько советов:
- Говорите только правду.
- Не преувеличивайте результаты, которых стоит ожидать. Это тоже, своего рода, обман.
- Никогда не критикуйте тех, кто не согласен с вами.
- Предоставляйте источники ваших сведений.
Самый главный совет: представьте себя на месте ваших слушателей. После каких слов вы поддержали бы себя? Ответ на этот вопрос и будет вашей убеждающей речью.