Основные достижения науки и техники в конце 20 начале 21 века: Достижения науки во второй половине 20 — начале 21 века — КиберПедия – Достижения науки во второй половине 20 — начале 21 века

Содержание

Достижения науки во второй половине 20 — начале 21 века — КиберПедия

Генная инженерия

Огромных успехов добились учёные-генетики, сумевшие выявить материальный носитель наследственности ДНК (дезоксирибонук­леиновую кислоту), находящуюся в хромосомах. Структура молеку­лы ДНК была расшифрована британскими биофизиками Ф. Кри­ком и М. Уилкинсом совместно с американским биохимиком Дж. Уотсоном в 1953 г. Учёные научились делить ДНК на отдельные гены и соединять их друг с другом — были заложены основы генной инженерии. Советский учёный И. А. Рапопорт открыл супермута­гены — вещества, в десятки и сотни раз повышающие частоту воз­никновения мутаций у самых разных организмов. Это позволило в последующие годы найти методы искусственного получения мута­ций и с их помощью создать ценные сорта растений и штаммы мик­роорганизмов — продуцентов антибиотиков, аминокислот. На рубеже тысячелетий биологи научились конструировать искусственные генетические системы, вмешиваться в явления наследственности.

Открытия медицины


Вторая мировая война не отвлекла внимания человечества от поиска новых ле­карств. Так, в 1943 г., американский учёный Зельман Ваксман открыл стрептомицин — средство против печально знаменитой палочки Коха (бактерий туберкулеза). Именно Ваксман в 1941 г. назвал антибиотиками органические вещества — лекарства, полу­чаемые из организмов и способные либо уничтожать микробы, либо препятствовать их росту. На рубеже 1950-1960-х гг. по­явился полусинтетический пенициллин. Со временем число полусинтетических антибиотиков выросло ещё больше. Эти медицинские средства произвели настоящую революцию в лечении болезней, расправившись со страшными инфекциями. Медики активно применяют электростимулятор сердца (впервые использован в 1952 г. врачом Цолле), научились делать искусственное шунтирование сердца и использовать хи­миотерапию для уничтожения раковых клеток. С помощью инженеров были созданы аппараты искусственных лёгких, почек и сердца, новые операционные инструменты, в том числе «атомный нож» (кон­центрированный пучок протонов) для лечения головного мозга и лазерные лучи для лечения отслоения сетчатки глаза, придумана компь­ютерная томография для обследования внутренних органов. Активно развивается трансплантационная хирургия.

 

Развитие физики

Столь бурного развития физики, как в довоенный период, уже не было. Но многие новые открытия учёные совершили и в этой науке. Они сделали попытки сравнить скорости распространения гравитационного и электромагнитного взаимодействия, которые, согласно эйнштейновской теории относительности, совпадают. В Европе был построен Большой адронный коллайдер высоких энергий, который должен помочь проверить ряд фундаментальных физических и астрономических теорий. В начале XXI в. учёные Эд Фомалонт и Сергей Копейкин, измерив скорость распространения гравитации, сумели подтвердить ряд тезисов теории относительности. Одним из перспективных направлений исследований является изучение вопросов устройства вещества на субэлементарном уровне.




Развитие химии

Во второй половине XX в. химики подарили человечеству новые мате­риалы искусственного происхождения — нейлон и кевлар. В современной химии широко используются новые методы исследования — рентгеновская, электронная и инфракрасная спектроскопия, магнетохимия и масспектрометрия. Они позволяют уточнять состав исследуемых объектов, устанавливать мельчайшие детали строения молекул, отслеживать протекание сложнейших химических процессов. Со второй половины XX столетия биохимия выходит на первые роли в естествознании.

 

Компьютеризация

В 1944-1945 гг. для военных целей американскими учёными были созданы электронно-вычислительные машины (ЭВМ) — ЭНИАК и МАНИАК. Использование электронных компонентов вместо электромеханических реле и зубчатых колёс позволило принципиально повысить быстродействие вычислительных машин. Впервые был использован принцип хранимой в общей памяти программы. В 1950 г. первая ЭВМ появилась и в СССР; её разработал коллектив во главе с академиком С. А. Лебедевым.

ЭНИАК. 27-тонный ЭНИАК (самая тяжёлая машина в истории) занимал зал пло­щадью 200 кв. метров. За 1 секунду он производил 300 операций умножения или 5000 операций сложения при тактовой частоте 100 кГц, потребляя мощность до 150 кВт. Он включал в себя и автономные схемы для выполне­ния ускоренного умножения, деления, извлечения квадратного корня, и ещё три устройства для табличного вычисления разных функций.


«Колоссус». В 1942—1943 гг. в Великобритании была построена и успешно использо­валась цифровая вычислительная машина на электронных лампах «Колоссус», с помощью которой расшифровывались секретные немецкие радио­граммы. Оценивая заслуги её создателя А. Тьюринга, один из его коллег сказал: «Я не хочу сказать, что мы выиграли войну благодаря Тьюрингу, но беру на себя смелость сказать, что без него мы могли её и проиграть». В память о Тьюринге установлена премия его имени за выдающиеся работы в области математики и информатики.


 

ЭВМ (использовавшие двоичную систему счисления) стали широко приме­няться в гражданской и военной сфе­рах. Развитие техники и программного обеспечения происходило стремительно. Вскоре появилась теория искусственного интеллекта. Усовершенствование ЭВМ и быстрый прогресс в других областях электроники (включая радио и телевидение) стали возможными благодаря изобретению транзистора (полупроводникового прибора, усиливающего и пре­образовывающего электромагнитные ко­лебания). Возникла новая наука кибернетика, изучающая законы получения, хранения, передачи и переработки ин­формации. Её основателем и пропагандистом стал американский учёный Норберт Винер. В 1948 г. вышла его книга «Кибернетика», которая произвела переворот в мировой науке.

 

В 1950-1960-е гг. ЭВМ стали меньше по размерам, стоимость машин снизилась, что позволило начать их массовое производство. Эти устройства стали активно использовать не только учёные, но и бухгалтера и управленцы. Количество элементов внутри одной микросхемы ЭВМ постоянно росло, а в 1971 г. фирма Intel выпустила первый микропроцессор для настольных калькуляторов. Это стало настоящей революцией в компьютерной технике. В 1969 г. зародилась первая глобальная компьютерная сеть — прообраз будущего Интернета. Благодаря появлению и развитию персональных компьютеров (ПК) вычисли тельная техника стала по-настоящему массовой и общедоступной. Большие компьютеры и суперкомпьютеры продолжают развиваться, без них невозможно функционирование многих отраслей науки и техники.

Уже сейчас технологии позволяют воспринимать информацию с рукописного или печатного текста, с бланков, с человеческого голоса, узнавать пользователя по голосу, осуществлять перевод с одного языка на другой, прослушивать и записывать аудиофайлы, просматривать современные фильмы. Это позволяет общаться с компьютерами всем пользователям, даже тем, кто не имеет специальных знаний в этой области. Смартфоны объединили функции ПК и телефона. Привычными предметами быта стали вещи, которые ещё недавно являлись признаками богатства, — цветные телевизоры, транзисторные радиоприёмники, пылесосы, холодильники, стиральные и посудомоечные машины, персональные компьютеры, видеомаг­нитофоны, DVD-проигрыватели, переносные аудиоустройства, мобильные телефоны, камкордеры (малогабаритные комплекты, совмещающие в одном корпусе видеомагнитофон и видеокамеру).



Сэр Тимоти Джон Бернерс-ЛиOM (англ. Sir Timothy John «Tim» Berners-Lee; род. 8 июня 1955 года, Лондон) — британский учёный, изобретатель URI, URL, HTTP, HTML, создатель Всемирной паутины (совместно с Робертом Кайо) и действующий глава Консорциума Всемирной паутины. Автор концепции семантической паутины. Автор множества других разработок в области информационных технологий.

 

Джозеф Карл Робнетт Ликлайдер (англ. Joseph Carl Robnett Licklider, 11 марта 1915 — 26 июня 1990), известный в научной и ИТ-среде как J.C.R. или «Лик» («Lick») — американский учёный. Ранние работы были посвящены психоакустике, последующие работы — в сфере информационных технологий.

Вклад Ликлайдера в возникновение Интернета огромен, он состоит из идей и принципов, а не из изобретений и технологий. Ликлайдер предвидел необходимость объединения в сеть компьютеров, имеющих простые пользовательские интерфейсы. Его идеи предвосхитили компьютерную графику, интерфейсы, работающие по принципу указания и выбора (point-and-click), цифровые библиотеки, электронную коммерцию (e-commerce), дистанционное банковское обслуживание (online banking), а также программное обеспечение, размещаемое в сети.

 

 

Тема 2.17. Художественная культура.

Процессы в мировой художественной культуре.

1)Интеллектуальная жизнь человека состоит из двух культур – научной и художественной, они должны находиться в гармоничном взаимодействии. Наука, став могучим фактором прогресса, не может целиком заполнить душу человека. Искусство образными средствами решает вопросы о смысле жизни, о совести и долге, оценки добра и зла.


Сложные процессы происходят во второй половине XX в. в художественной культуре. В годы второй мировой войны многие деятели культуры с оружием в руках сражались против гитлеровцев за свободу и национальную независимость своих стран (французские писатели Л.Арагон, А.Камю, немецкие писатели А.Зегерс, В.Бредель, дважды был ранен на фронте Э.Хемингуэй). Осмысление происходящего и итогов войны, ее жестоких будней, поведения людей в экстремальных условиях стало важной темой мирового искусства.

В условиях «холодной войны» усилилась конфронтация сил в художественной культуре, идеологическая сторона творчества преобладала над художественной. Росло значение культуры развивающихся стран в мировой художественной культуре (индийский кинематограф, африканские и латиноамериканские мелодии). Одним из следствий НТР явилось ускоренное развитие средств массовой коммуникации, что создало материальные условия для расцвета массовой культуры и появления рок-музыки.

Во второй половине XX века возникла разновидность критического реализма – неореализм. Неореалисты поставили целью показ «разгримированной жизни». Неореализм оказал влияние на мировой кинематограф – творчество Акира Куросавы, Анджея Вайды, Алексея Германа. Темой торжества гуманистического начала в «маленьком» человеке проникнуты поздние произведения Э.Хемингуэя, особенно повесть-притча «Старик и море», за которую автор был удостоен Нобелевской премии. Осмыслению судеб творческой интеллигенции в переломные эпохи посвящены лучшие произведения Лиона Фейхтвангера «Лисы в винограднике», «Мудрость чудака», «Гойя».

Со второй половины 40-х годов в ряде стран Европы получил распространение так называемый «социалистический реализм

». Основными его чертами принято считать: наличие нового героя – революционера-пролетария, коммуниста; партийность – отражение и оценка жизненных явлений с позиции марксистско-


ленинской идеологии. Многие исследователи сегодня отрицают существование соцреализма как самостоятельного художественного метода, считая его явлением не художественным, а идеологическим или одним из идейно-содержательных разновидностей критического реализма. Творчество французского писателя Луи Арагона, чилийского поэта Пабло Неруды (судьба Латинской Америки, переплетение патетики и лирики) показывает, что соцреализм существовал как самостоятельное направление. Особенно полное отражение это направление нашло в советской культуре ХХ в.

В 50-60 годы была развернута кампания против авангардных течений. Игнорировалось творчество мастеров, не вписывавшихся в рамки соцреализма. Это привело к росту эмиграции деятелей культуры. В странах Восточной Европы после событий в Венгрии (1956 г.) и Чехословакии (1968 г.) усилились гонения против политического и художественного инакомыслия, расширилась сфера запретных тем. Творческая интеллигенция стала одной из влиятельных сил демократических революций 1989-1990 г. в странах Восточной Европы.

Развитие средств массовой коммуникации стимулировало небывалое развитие массовой культуры (общедоступные и развлекательные). Жанры массовой культуры – шоу, боевик, шлягер, комикс. Культ «звезд» – искусственное создание популярности, средство развлечения. Пропаганда насилия, секса способствовала деградации нравов.

Новые направления в искусстве формировались в значительной степени под влиянием философии экзистенциализма (существования), возникло искусство абсурда. Их идеологами были Ж.П.Сартр и А.Камю. По их мнению, «бытие понять нельзя, а можно только почувствовать». В центре их внимания – личность и ее отношения с миром, обществом, богом, отрицание человеческих ценностей и надежд на изменение мира. «Театр абсурда» Ионеско – отсутствие сюжета, жизненных идеалов, спонтанность и необъяснимость поступков персонажей, бессмысленность диалогов. В сфере художественной жизни дальнейшее развитие получили основные направления модернизма, прежде всего, сюрреализм и абстракционизм.

Одним из сравнительно новых направлений в современном искусстве является поп-арт. Молодые художники предложили изображать окружающие человека повседневные предметы и технические изделия, современную городскую среду – в надежде сделать искусство понятным широкому зрителю, популярным. Но если предметы, изображаемые поп-артистами, действительно популярны (консервные банки, бутылки «Кокаколы и др.), то об их произведениях этого сказать нельзя. Эти картины отпугивали публику и критиков своей пошлостью и безысходностью. Идеи поп-арта способствовали развитию рекламного плаката.

Развитие инженерных знаний сделало возможным использование новейших строительных и отделочных материалов, таких смелых решений, как подвешенные на стальных тросах или бетонных решетках перекрытия или бетонные купола над огромными выставочными и спортивными залами, стадионами ит.п. Примером может служить бетонный купол Олимпийского дворца спорта в Риме.

Во второй половине ХХ в. обновились принципы планирования городов. Новым было более свободное расположение жилых домов, сохранение природного окружения, сосредоточение в микрорайонах всего, что необходимо для повседневной жизни, улицы только для пешеходов, скоростные автомагистрали, размещение промышленных районов вдали от жилья и т.д. Площади и другие открытые пространства демонстрируют свою современность памятниками нынешних художников. Но понимание качества их нередко остается монополией элиты.

Ярким феноменом художественной жизни второй половины XX века стало рок-движение, появившееся в начале 60-х годов в Англии и США и охватившее весь мир. Творцы рока – Элвис Пресли, группы «Битлз», «Роллинг Стоунз». В рок-музыке выразился стихийный протест молодежи против социальной неустроенности, войны и милитаризма, расовой дискриминации. Их сценический и бытовой облик был подчеркнуто демократичен. Рок-музыка стала силой, способной объединить разнородные молодежные движения и группировки. Так, музыка группы «Битлз» отличается изысканностью мелодии и ритма, глубиной, лаконичностью, искренностью песен. Песни «Все, что вам нужно – любовь», «Дайте миру шанс» стали неофициальными международными молодежными гимнами.

Рок связан с передовыми общественными движениями. Международный рок-фестиваль в 1968 г. осудил войну во Вьетнаме. Популярны стали концерты «Рок против…» (расизма, милитаризма, наркомании…), рок-музыканты участвуют в благотворительных акциях. Рок внедрился и в классическую культуру. Заметным событием музыкальной жизни стала постановка рокоперы Э.Л.Уэббэра и Райса «Иисус Христос – суперзвезда», в которой соединились достижения рока с традициями классической оперы.

В 70-е годы происходило формирование национальных рокдвижений. Рок стал не только явлением в художественной культуре, но и стилем жизни и мышления молодежи. Он характеризовался открытостью, внутренней и внешней свободой, неприятием фальши, пацифизмом, богоискательством.

Художественная культура в конце 80-начале 90-х годов получила широкий простор для развития, чему способствовала демократизация общественной жизни. С другой стороны, коммерциализация средств массовой коммуникации способствовала экспансии американской массовой культуры, вытесняющей подлинное искусство и национальную культуру. Переоценка многих событий новейшей истории порождает огульное отрицание достижений искусства соцреализма, что наглядно проявилось в уничтожении памятников, символизирующих «социалистический выбор» и его вдохновителей. Национальное возрождение народов способно вызвать мощный культурный подъем, но оно таит опасность религиозного фанатизма, национализма. Обществу важно преодолеть существующие противоречия.

2).Сложные процессы происходят во второй половине XX в. в художественной культуре. В годы второй мировой войны многие деятели культуры с оружием в руках сражались против гитлеровцев за свободу и национальную независимость своих стран (французские писатели Л. Арагон, А. Камю, немецкие писатели А. Зегерс, В. Бредель, дважды был ранен на фронте Э. Хемингуэй) . Осмысление происходящего и итогов войны, ее жестоких будней, поведения людей в экстремальных условиях стало важной темой мирового искусства.

В условиях «холодной войны» усилилась конфронтация сил в художественной культуре, идеологическая сторона творчества преобладала над художественной. Росло значение культуры развивающихся стран в мировой художественной культуре (индийский кинематограф, африканские и латиноамериканские мелодии) . Одним из следствий НТР явилось ускоренное развитие средств массовой коммуникации, что создало материальные условия для расцвета массовой культуры и появления рок-музыки.

Во второй половине XX века возникла разновидность критического реализма – неореализм. Неореалисты поставили целью показ «разгримированной жизни» . Неореализм оказал влияние на мировой кинематограф – творчество Акира Куросавы, Анджея Вайды, Алексея Германа. Темой торжества гуманистического начала в «маленьком» человеке проникнуты поздние произведения Э. Хемингуэя, особенно повесть-притча «Старик и море» , за которую автор был удостоен Нобелевской премии. Осмыслению судеб творческой интеллигенции в переломные эпохи посвящены лучшие произведения Лиона Фейхтвангера «Лисы в винограднике» , «Мудрость чудака» , «Гойя» .

Со второй половины 40-х годов в ряде стран Европы получил распространение так называемый «социалистический реализм

». Основными его чертами принято считать: наличие нового героя – революционера-пролетария, коммуниста; партийность – отражение и оценка жизненных явлений с позиции марксистско-

ленинской идеологии. Многие исследователи сегодня отрицают существование соцреализма как самостоятельного художественного метода, считая его явлением не художественным, а идеологическим или одним из идейно-содержательных разновидностей критического реализма. Творчество французского писателя Луи Арагона, чилийского поэта Пабло Неруды (судьба Латинской Америки, переплетение патетики и лирики) показывает, что соцреализм существовал как самостоятельное направление. Особенно полное отражение это направление нашло в советской культуре ХХ в.

 

Достижения науки во второй половине 20 — начале 21 века

Генная инженерия

Огромных успехов добились учёные-генетики, сумевшие выявить материальный носитель наследственности ДНК (дезоксирибонук­леиновую кислоту), находящуюся в хромосомах. Структура молеку­лы ДНК была расшифрована британскими биофизиками Ф. Кри­ком и М. Уилкинсом совместно с американским биохимиком Дж. Уотсоном в 1953 г. Учёные научились делить ДНК на отдельные гены и соединять их друг с другом — были заложены основы генной инженерии. Советский учёный И. А. Рапопорт открыл супермута­гены — вещества, в десятки и сотни раз повышающие частоту воз­никновения мутаций у самых разных организмов. Это позволило в последующие годы найти методы искусственного получения мута­ций и с их помощью создать ценные сорта растений и штаммы мик­роорганизмов — продуцентов антибиотиков, аминокислот. На рубе­же тысячелетий биологи научились конструировать искусственные генетические системы, вмешиваться в явления наследственности.

Открытия медицины

Вторая мировая война не отвлекла вни­мания человечества от поиска новых ле­карств. Так, в 1943 г., американский учёный Зельман Ваксман открыл стрептомицин — средство против печально знаменитой па­лочки Коха (бактерий туберкулеза). Имен­но Ваксман в 1941 г. назвал антибиотиками органические вещества — лекарства, полу­чаемые из организмов и способные либо уничтожать микробы, либо препятство­вать их росту. На рубеже 1950-1960-х гг. по­явился полусинтетический пенициллин. Со временем число полусинтетических ан­тибиотиков выросло ещё больше. Эти медицинские средства произ­вели настоящую революцию в лечении болезней, расправившись со страшными инфекциями. Медики активно применяют электростиму­лятор сердца (впервые использован в 1952 г. врачом Цолле), научи­лись делать искусственное шунтирование сердца и использовать хи­миотерапию для уничтожения раковых клеток. С помощью инжене­ров были созданы аппараты искусственных лёгких, почек и сердца, новые операционные инструменты, в том числе «атомный нож» (кон­центрированный пучок протонов) для лечения головного мозга и ла­зерные лучи для лечения отслоения сетчатки глаза, придумана компь­ютерная томография для обследования внутренних органов. Актив­но развивается трансплантационная хирургия.




Развитие физики

Столь бурного развития физики, как в довоенный период, уже не было. Но многие новые открытия учёные совершили и в этой науке. Они сделали попытки сравнить скорости распространения гравитационного и электро­магнитного взаимодействия, которые, согласно эйнштейновской теории от­носительности, совпадают. В Европе был построен Большой адронный коллайдер высоких энергий, который должен помочь проверить ряд фунда­ментальных физических и астрономических теорий. В начале XXI в. учёные Эд Фомалонт и Сергей Копейкин, измерив скорость распространения гра­витации, сумели подтвердить ряд тезисов теории относительности. Одним из перспективных направлений исследований является изучение вопросов устройства вещества на субэлементарном уровне. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Адронный коллайдер. 2008 г.

Развитие химии

Во второй половине XX в. химики подарили человечеству новые мате­риалы искусственного происхождения — нейлон и кевлар. В современной химии широко используются новые методы исследования — рентгенов­ская, электронная и инфракрасная спектроскопия, магнетохимия и масспектрометрия. Они позволяют уточнять состав исследуемых объектов, ус­танавливать мельчайшие детали строения молекул, отслеживать протека­ние сложнейших химических процессов. Со второй половины XX столетия биохимия выходит на первые роли в естествознании.

Кибернетика

см. Компьютеризация


На этой странице материал по темам:

  • Культура второй половины 20 века начала 21 века достижения

  • Развитие науки во второй половине 20 века начала 21 века презентация

  • Наука 2 половины 20 века начала 21 века доклад

  • Реферат достижения науки в начале xxi в.

  • Достижения науки во второй половине 20 века



Наука и техника во второй половине ХХ – начале XXI в.

С
середины ХХ века человечество вступило в эпоху НТР – научно-технической
революции. Наука превратилась в непосредственную производительную силу
общества, стала одним из обязательных факторов производства.

Основные достижения науки и техники в конце 20 начале 21 века: Достижения науки во второй половине 20 — начале 21 века — КиберПедия – Достижения науки во второй половине 20 — начале 21 века

Наука
оказывает большое влияние на политику. Чтобы быть эффективным, государственное
управление должно иметь научную основу. Возрастание роли науки изменяет и
социальную жизнь общества. Меняется профессиональная структура населения: одни
специальности отмирают, другие требуют всё большего притока квалифицированных
кадров.

Постоянно
растёт число научных дисциплин
. Сейчас счёт перевалил
уже за 15 тысяч. Профессия учёного стала массовой.

Основные достижения науки и техники в конце 20 начале 21 века: Достижения науки во второй половине 20 — начале 21 века — КиберПедия – Достижения науки во второй половине 20 — начале 21 века

По
данным ЮНЕСКО, опубликованным в 2015 году, число лиц, занятых исследованиями и
научными разработками, достигло 7 миллионов 800 тысяч человек. Для сравнения: в
начале ХХ века во всём мире насчитывалось около 100 тысяч учёных.

Когда
мы говорили об информационной революции и информационном обществе, делали
краткий экскурс в историю современных компьютеров. Прогресс в этой сфере
просто невероятен. Огромное значение имело изобретение микропроцессоров. Именно
благодаря им громоздкие ЭВМ превратились в компактные и быстродействующие
устройства. Микропроцессоры можно встретить буквально повсюду: от промышленных
роботов и автомобилей до телефонов и стиральных машин.

Основные достижения науки и техники в конце 20 начале 21 века: Достижения науки во второй половине 20 — начале 21 века — КиберПедия – Достижения науки во второй половине 20 — начале 21 века

В
1990-х годах прошлого века журналисты предлагали такое сравнение. Если бы
прогресс в автомобильной промышленности шёл такими же темпами, как в
микроэлектронике, то «Роллс-ройс» стоил бы 2 доллара 75 центов. И, используя
всего лишь 1 литр бензина, мог бы проехать почти 1,5 тысячи километров.

Но,
разумеется, развитием информационных технологий дело не ограничилось. Назовём
важнейшие научные открытия и технические достижения второй половины ХХ – начала
XXI
века.

Эпохальным
открытием в биологии стала расшифровка структуры молекулы ДНК. Сама эта
макромолекула была выделена ещё в середине XIX века швейцарским физиологом
Фридрихом Мишером. Позже удалось доказать, что именно ДНК является носителем
генетической информации. Однако её строение всё ещё оставалось загадкой. В 1953
году структура молекулы была расшифрована. Сейчас каждый, кто закончил среднюю
школу, знает, что ДНК – двойная спирально закрученная цепочка нуклеотидов.

Основные достижения науки и техники в конце 20 начале 21 века: Достижения науки во второй половине 20 — начале 21 века — КиберПедия – Достижения науки во второй половине 20 — начале 21 века

В
1962 году Фрэнсис Крик, Джеймс Уотсон и Морис Уилкинс получили Нобелевскую
премию по физиологии и медицине за это открытие.

Когда
люди узнают, как что-либо устроено, начинают думать, что с этим можно сделать.
Учёные научились делить ДНК на отдельные гены и соединять их друг с другом. Так
были заложены основы генной инженерии. Советский генетик Иосиф Рапопорт открыл
особые вещества – супермутагены. Они позволяют в десятки, а то и в сотни раз
повысить частоту возникновения мутаций у разных организмов. В последующем это
позволило разработать методы искусственного получения мутации для создания,
например, ценных сортов растений или штаммов микроорганизмов. На рубеже II–III тысячелетий биологи научились
создавать искусственные генетические системы, вмешиваясь тем самым в явления
наследственности.

В
1990 году начал осуществляться международный научно-исследовательский проект «Человеческий
геном
».

Основные достижения науки и техники в конце 20 начале 21 века: Достижения науки во второй половине 20 — начале 21 века — КиберПедия – Достижения науки во второй половине 20 — начале 21 века

В
2003 структура генома человека в целом была определена. Работа над проектом
продолжается, но некоторые практические результаты появились ещё до его
завершения. Например, были разработаны способы проведения генетических тестов
для определения предрасположенности к различным заболеваниям.

В
2010 году учёные из Института Крейга Вентера (он был одним из участников
расшифровки генома человека) создали первую полностью синтетическую хромосому с
геномом.

Основные достижения науки и техники в конце 20 начале 21 века: Достижения науки во второй половине 20 — начале 21 века — КиберПедия – Достижения науки во второй половине 20 — начале 21 века

Затем
её встроили в бактериальную клетку, лишённую собственного генетического
материала. В итоге получился первый в мире искусственный организм –
синтетическая бактерия «Синтия». Считается, что в перспективе синтетические
геномы дадут возможность буквально за часы создавать вакцины против
мутировавших вирусов, новые пищевые продукты и эффективное биотопливо.

Ещё
в начале 1940-х годов была разработана технология промышленного производства
первого лекарства-антибиотика – пенициллина. А также открыт стрептомицин
– средство, которое помогало сражаться с вредоносной палочкой Коха
(возбудителем туберкулёза).

Основные достижения науки и техники в конце 20 начале 21 века: Достижения науки во второй половине 20 — начале 21 века — КиберПедия – Достижения науки во второй половине 20 — начале 21 века

На
рубеже 1950-х – 1960-х годов начался выпуск полусинтетических антибиотиков. Это
способствовало увеличению их видов и произвело настоящую революцию в лечении
болезней. Позже стало известно и о вреде, который они могут принести организму.
Так что теперь учёным приходится решать и эту проблему.

Совершенствовались
медицинские технологии. В 1952 году впервые был использован
электростимулятор сердца.

Основные достижения науки и техники в конце 20 начале 21 века: Достижения науки во второй половине 20 — начале 21 века — КиберПедия – Достижения науки во второй половине 20 — начале 21 века

Научились
делать шунтирование сосудов для восстановления нормального кровотока. Для
уничтожения раковых клеток стала использоваться химеотерапия. В качестве хирургических
инструментов теперь применяют пучки протонов («атомный нож») и лазерные лучи.
Больших успехов достигла трансплантация органов.

Основные достижения науки и техники в конце 20 начале 21 века: Достижения науки во второй половине 20 — начале 21 века — КиберПедия – Достижения науки во второй половине 20 — начале 21 века

В
2012 году Синъя Яманака и Джон Гёрдон стали лауреатами Нобелевской премии за
получение стволовых клеток мыши. Их получали и раньше, но «неэтичным»
способом – из эмбрионов. Революционность открытия Яманаки и Гёрдона заключалась
в том, что они сумели перепрограммировать работу клеток (научились превращать
любые клетки в стволовые).

Основные достижения науки и техники в конце 20 начале 21 века: Достижения науки во второй половине 20 — начале 21 века — КиберПедия – Достижения науки во второй половине 20 — начале 21 века

Если
удастся в полной мере применить эти методы для клеток человека, то неизбежным станет
прорыв и в лечении рака, и в решении проблемы замедления старения организма, и
в клонировании органов.

Клонирование
– это получение генетически однородных организмов путём бесполого размножения.
Есть много видов живых организмов, у которых клонирование происходит
естественным путём. Люди с древних времён применяли искусственное клонирование
для практических нужд. Скажем, когда размножали растения с помощью черенков. Но
биологи замахнулись на решение гораздо более сложной задачи – клонировать
позвоночных животных и человека.

Основные достижения науки и техники в конце 20 начале 21 века: Достижения науки во второй половине 20 — начале 21 века — КиберПедия – Достижения науки во второй половине 20 — начале 21 века

В
1996 году шотландские учёные Йен Уилмут и Кит Кэмпбелл впервые клонировали
млекопитающее – овцу. В цитоплазму яйцеклетки одной овечки было пересажено ядро
соматической (то есть неполовой) клетки другой. В результате появилась Долли –
копия овцы-донора – той, от которой ей перепала соматическая клетка (её,
кстати, взяли из вымени).

Основные достижения науки и техники в конце 20 начале 21 века: Достижения науки во второй половине 20 — начале 21 века — КиберПедия – Достижения науки во второй половине 20 — начале 21 века

Долли
прожила 6,5 лет, меньше средней овечьей жизни (10–12 лет). У неё развился ряд
заболеваний, и её пришлось усыпить. Многие считали и считают, что более
короткий век и плохое состояние здоровья овечки-клона было связано именно со
способом её воспроизводства.

Но
в том, что механизм клонирования может быть повторён, не осталось сомнений.
Были проведены эксперименты с другими животными. Так, в Южной Корее в 2008 году
клонировали лучшего розыскного пса породы канадский лабрадор-ретривер. Шесть
щенков-клонов из семи после тренировок показали нужные для работы на таможне
качества. Обычно не более 30 % щенков этой породы оказываются «профессионально
пригодными». Возможно клонировать и умершие организмы. Например, много говорят
о возможном «оживлении» мамонтов, чьи тела неплохо сохранились в вечной
мерзлоте.

Но
эксперименты по клонированию человека во многих странах были временно
прекращены
. Даже под угрозой уголовного преследования.

Основные достижения науки и техники в конце 20 начале 21 века: Достижения науки во второй половине 20 — начале 21 века — КиберПедия – Достижения науки во второй половине 20 — начале 21 века

Поскольку
и учёные, и общество оказались не готовы к решению целого ряда сложных научных,
этических и религиозных проблем. Взять, к примеру, тот факт, что перед успешным
клонированием Долли 227 попыток завершились гибелью эмбриона. В последующем это
соотношение улучшалось, но всё равно процент неудач был достаточно велик.
Возможен и такой вариант: эмбрион разовьётся, родится человек, но
неполноценный, с серьёзными органическими нарушениями. Никто не может
гарантировать биологическую безопасность массового клонирования. Предсказать,
какие генетические изменения произойдут при этом в долгосрочном периоде, наука
пока не в состоянии. С точки зрения основных мировых религий, клонирование –
это искусственное создание жизни противоестественным способом. Кроме того,
возможно возникновение и чисто юридических противоречий, связанных с вопросами
материнства, отцовства, наследования и так далее.

Впрочем,
многие исследователи говорят о том, что создание клона, который бы был
абсолютно идентичной копией донора клетки, – утопия. Поскольку индивидуальность
человека определяется не только генотипом, но и сознанием. А оно у каждого
уникально. Подтверждением этого являются естественные человеческие клоны –
монозиготные близнецы. Рождаясь с одинаковым набором генов и воспитываясь в
одной семье, они тем не менее не вырастают абсолютно идентичными.

Подобный
бум открытий в физике пришёлся на конец XIX –
первую половину ХХ века. Но это не значит, что современным учёным-физикам нечем
удивить мир.

Основные достижения науки и техники в конце 20 начале 21 века: Достижения науки во второй половине 20 — начале 21 века — КиберПедия – Достижения науки во второй половине 20 — начале 21 века

В
2008 году было официально объявлено об открытии Большого адронного коллайдера
– ускорителя заряженных частиц. Большим он является в прямом смысле слова.
Длина основного кольца коллайдера превышает 26,5 километров. В 2012 году
благодаря Большому адронному коллайдеру удалось доказать существование бозона
Хиггса. Собственно говоря, как раз для этого он в первую очередь и создавался.

Основные достижения науки и техники в конце 20 начале 21 века: Достижения науки во второй половине 20 — начале 21 века — КиберПедия – Достижения науки во второй половине 20 — начале 21 века

Бозон
Хиггса
– это элементарная частица. Физики говорят о том, что
у неё совершенно особая роль во Вселенной. Она придаёт частицам массу. Если бы
другие элементарные частицы – электроны, кварки – были бы безмассовыми, то
ничего вокруг, кроме них самих, не существовало бы. Они бы летали со скоростью
света, и никаких атомов бы не было.

Существование
подобной частицы было предсказано британским физиком Питером Хиггсом ещё в 1964
году. Понадобилось около 50 лет, чтобы появились технические возможности её
обнаружить.

Основные достижения науки и техники в конце 20 начале 21 века: Достижения науки во второй половине 20 — начале 21 века — КиберПедия – Достижения науки во второй половине 20 — начале 21 века

В
2013 году Хиггс и бельгийский учёный Франсуа Энглер стали Нобелевскими
лауреатами по физике. «За теоретическое обнаружение механизма, который помогает
нам понять происхождение массы субатомных частиц, подтверждённого в последнее
время обнаружением предсказанной элементарной частицы», – таким было
обоснование этой награды.

Чем
больше мы узнаём, тем больше вопросов у нас возникает. Это известное ещё
древним грекам правило познания продолжает работать и в современной науке.

Основные достижения науки и техники в конце 20 начале 21 века: Достижения науки во второй половине 20 — начале 21 века — КиберПедия – Достижения науки во второй половине 20 — начале 21 века

Существование
бозона Хиггса доказано! Ура! Теперь мы можем объяснить все тайны мироздания. Но
процесс познания бесконечен. Учёные говорят, что, скорее всего, существует
несколько видов подобных частиц. Может быть, их удастся открыть на Большом
адронном коллайдере. Или придётся построить ещё более мощный ускоритель.

Серьёзным
прорывом в создании новых конструкционных материалов стало открытие
фуллерена. На основе этой разновидности углерода был получен фуллерит.

Основные достижения науки и техники в конце 20 начале 21 века: Достижения науки во второй половине 20 — начале 21 века — КиберПедия – Достижения науки во второй половине 20 — начале 21 века

Это
ультрапрочный материал, который способен даже царапать алмаз. И в то же время
он обладает рекордными показателями упругости. Фуллерены могут использоваться в
микроэлектронике, оптике, строительстве, транспорте и даже в медицине.
Например, на их основе можно создать совершенно замечательные ранозаживляющие
повязки. За открытие фуллерена Роберт Кёрл, Харольд Кро́то и Ричард Смолли
в 1996 году получили Нобелевскую премию по химии.

Ещё
одной модификацией углерода является графен.

Основные достижения науки и техники в конце 20 начале 21 века: Достижения науки во второй половине 20 — начале 21 века — КиберПедия – Достижения науки во второй половине 20 — начале 21 века

Его
кристаллическая решётка имеет толщину всего в один атом углерода. И эта
особенность придаёт графену невероятные свойства. При прочности в 200 раз
больше, чем у стали, он очень гибок. На единицу его массы приходится самая
большая площадь поверхности по сравнению со всеми известными материалами.
Гибкий, сверхпрочный и сверхтонкий… К тому же графен сверхэлектроёмкий. Его
электропроводность в 100 раз превосходит кремний, который широко используется в
солнечных батареях. В 2010 году двое российских учёных, работающих в Англии, –
Андрей Гейм и Константин Новосёлов – получили Нобелевскую премию по физике за
это открытие.

Основные достижения науки и техники в конце 20 начале 21 века: Достижения науки во второй половине 20 — начале 21 века — КиберПедия – Достижения науки во второй половине 20 — начале 21 века

Подведём
итог
.
Развитие науки во второй половине ХХ – начале XXI века открывает невероятные
перспективы для развития человеческой цивилизации. Даёт новые возможности, но и
ставит новые проблемы. В первую очередь этические, связанные с возможными
последствиями использования научных открытий.

Научно-техническая революция эпохи постиндустриальной цивилизации (конец XX — начало XXI в.): достижения и проблемы | История. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Тема:

1991 год — Настоящее время

Политика неоконсервативных правительств в 1980-е — начале 1990-х гг. была достаточно успешна: западноевропейским странам и США удалось вступить на путь формирования нового общества, которое учёные называют постиндустриальным. Главны­ми направлениями НТР эпохи постиндустриальной цивилизации стали: микроэлектроника, информационные и биотехнологии. Если в прежние эпохи любые технические усовершенствования явля­лись своеобразным продолжением рук человека, то с изобретением компьютера и созданием Интернета расширились возможности его интеллектуальной деятельности.

В конце ХХ в. открытия и усовершенствования в сфере инфор­мационных технологий приобрели лавинообразный характер. Стре­мительное удешевление компьютерного оборудования и доступ­ность программного обеспечения сделали возможным выпуск «ноутбуков для бедных» — компьютеров по цене от 100 долл. США. В результате они стали доступны для бедного населения стран Азии, Африки и Латинской Америки. Развитие социальных сетей, разра­ботка новых игр и игровых приставок в определённой степени ре­шили проблему одиночества, отчуждённости людей в мегаполисах, обеспечили доступ к информационным ресурсам для пользователей, находящихся в самых отдалённых уголках планеты.

Биотехнологии постиндустриальной эпохи позволили найти новый подход к решению сырьевых и экологических проблем. Ста­ло возможным комплексное использование природного сырья, за­мена его синтетическим (пластмассы и синтетические смолы, композиты, керамика и т. п.), использование безотходных и мало­отходных технологий, сокращающих вредные промышленные вы­бросы. Во многих странах началась реализация программ по очистке водной и воздушной среды, восстановлению природного ланд­шафта, пострадавшего в период индустриализации. С помощью биотехнологий создаются новые лекарства, способные победить болезни или предотвратить их нежелательное течение. Расшифровка генома человека позволяет медикам уверенно справляться с ранее неразрешимыми проблемами. Генетические исследования дали воз­можность выводить растения и животных с заранее рассчитанными свойствами. Возросла продуктивность сельского хозяйства. Материал с сайта http://worldofschool.ru




Приобретя невиданные ранее темпы развития, научно-техниче­ская революция конца XX — начала XXI в. породила и новые про­блемы. Падает престиж специальностей, связанных с материальным производством (особенно это характерно для аграрной сферы). Компьютерные технологии привели к появлению нового типа пре­ступности в банковской и информационной сферах. Успехи в ме­дицине не предотвратили распространение болезней, особенно та­кой страшной, как СПИД.

Наконец, несмотря на развитие экономической науки, ежегодно поощряемой Нобелевской премией за новейшие разработки в этой сфере, учёные и специалисты оказались не способны предсказать и предотвратить экономические кризисы, которые продолжают сотрясать даже благополучные страны.

На рубеже XX и XXI столетий наиболее развитые страны мира вступили в стадию постиндустриального, информационного общества.


На этой странице материал по темам:

  • Шпаргалка по научно-техническая революция 21 века кратко

  • Цивилизация запада и востока в средние века кратко

  • Научно-техническая революция xxi века

  • Достижения нтр конца 20 — 21 века

  • Крупные научно технические достижения конца 20 начало 21 кратко

Вопросы по этому материалу:

  • Каковы особенности НТР постиндустриальной эпохи?


Научные открытия 20-го века | Великая Эпоха

Ещё в начале 20 столетия люди не могли себе даже представить, что такое автомобиль, телевизор или компьютер. Научные открытия в 20 веке оказали существенное влияние на всё человечество. В 20 веке было сделано больше научных открытий, чем за все предыдущие столетия. Знания человечества стремительно растут, поэтому можно с уверенностью сказать, что если такая тенденция сохранится, то в 21 веке будет совершено ещё больше научных открытий, что может в корне изменить жизнь человека.  

В 20 столетии произошёл существенный прорыв в основном в двух сферах: физике и биологии.

Научные открытия в области физики  

В этой области революция началась в самом начале 20-го столетия, когда Макс Планк вывел формулу распределения энергии в спектре абсолютно чёрного тела, из которой следовало, что энергия излучается не равномерно, как предполагали раньше, а частями — квантами. На этой основе Альберт Эйнштейн в 1905 году развил квантовую теорию фотоэффекта. Дальше Нильс Бор предложил модель строения атома, где электроны вращаются по орбитам вокруг ядра атома, словно планеты вокруг солнца.

Но на этом революция не закончилась. Альберт Эйнштейн в 1916 году разработал общую теорию относительности, что практически перевернуло представления всех учёных того времени. В соответствии с этой теорией, гравитация — это не процесс взаимодействия полей и тел в пространстве, а результат искривления пространства-времени. Эта теория объяснила появление так называемых чёрных дыр, а также искривление световых лучей от звёзд при их прохождении рядом с Солнцем.
 
Научные открытия 20 векаВ 1932 г. Джеймс Чэдвик доказал существование нейтрона. Это научное открытие привело к бомбардировке Хиросимы и Нагасаки, к развитию гонки вооружения и к холодной войне. Но в то же время это открытие послужило толчком к развитию атомной энергетики, а также к использованию радиоизотопов в различных научных сферах. За открытие нейтрона Джеймс Чэдвик в 1935 г. получил Нобелевскую премию в области физики.

16-го декабря 1947 г. Уолтер Браттейн, Джон Бардин и Уильям Шокли открыли свойства полупроводника — управление большими токами при помощи малых. Так появился транзистор — прибор, который состоял из пары p-n переходов. Принцип работы транзистора послужил основой для развития многих сфер научной деятельности и не только. Его изобретение привело к появлению микросхем и микропроцессоров — основы для современных компьютеров и радиоэлектронной аппаратуры и т.д.

Научные открытия в области биологии

Революция в этой области связана с открытием двойной спирали ДНК. Еще в 1869 ДНК открыл швейцарский биолог Фридрих Мишер. Но тогда он не предполагал, что это носитель генетической информации, который объединяет все живые существа, начиная от человека до земляного червя.

Научные открытия 20 векаВ 20-м веке английский учёный Розалин Франклин, проводя рентгеновский дифракционный анализ молекул ДНК, пришла к выводу, что ДНК имеет форму двойной спирали, которая напоминает винтовую лестницу. Розалин рассказала о результатах своего анализа исследователям Кембриджского Университета Фрэнсису Крику и Джеймсу Уотсону, которые также изучали структуру ДНК. И в 1953 г. они предложили трёхмерную структуру молекулы ДНК, за что и получили Нобелевскую премию. Но, несмотря на это, Розалин и дальше продолжала изучать свойства ДНК, открывая всё новые её качества. Научные работы Розалин впоследствии подтолкнули учёных к разработке новых медицинских препаратов, появлению генной инженерии, клонированию животных, органов человека и даже к попытке клонирования самого человека.

Важную роль в развитии биологии сыграл известный ученый Сидни Бреннер, который сделал открытие в области генетической регуляции развития органов. Он изучал вопрос об ограниченной продолжительности жизни клетки. Впоследствии было высказано предположение о запрограммированной смерти клетки — апоптозе. 

Бреннер совместно с Джоном Салстоном занимался расшифровкой генома человека. Выполняя исследовательскую работу на земляном черве — нематоде, Сталстон определил первый ген самоубийства клетки.

Роберт Горвиц в 70-е годы, продолжая работу в этом направлении, открыл два гена клеточного самоубийства. Позднее он открыл ген, который удерживает клетку от самоуничтожения. Он нашел соответствующие гены у других животных и человека. Эти научные открытия позволяют продолжить работы в сфере управления процессами старения организмов и предположить возможность контроля развития многих смертельных заболеваний. В 2002 г. Горвиц и Салстон получили Нобелевскую премию в сфере физиологии и медицины.

Полезная статейка:    Научные открытия 19 века

Человек — царь природы?

Научные открытия 20 века стали непосредственной производительной силой, которая обусловила качественные перемены в жизни человека. Бесспорно, эти открытия существенно изменили не только материальную сферу человека, но в то же время повлияли на духовное развитие человека и даже привели к общему упадку уровня нравственности. Это проявляется в неудержимом стремлении человека к материальным благам в ущерб моральным принципам.

Такое бурное и бесконтрольное развитие науки и техники в 20-м веке кроет в себе и большую опасность. Экологический кризис и создание оружия массового уничтожения, техногенные катастрофы и природные катаклизмы… причиной которых стал научно-технический прогресс. Что мы наблюдаем в настоящее время? Взрыв контейнера с радиоактивными отходами в 1957 г. под Челябинском, авария на химическом заводе в Бхопале (Индия) в 1984 г., авария на Чернобыльской АЭС в 1986 г., огромный разлив нефти из танкера Вальде у побережья Аляски в 1989 г., поджог 732 нефтяных скважин в Кувейте в 1991г., распространение вирусов СПИДа, атипичной пневмонии, свинного гриппа, — и это далеко не полный перечень.

Эта ситуация требует разумного контроля развития достижений науки. Но формальное сдерживание правовыми, юридическими методами сейчас не сможет предупредить многие негативные явления, способные причинить неприятности человечеству в ближайшем будущем. Человек вынужден сделать шаг навстречу природе, стать на один уровень с ней, изменить своё сознание. Homo sapiens должен осознать, что он не царь природы, а лишь её часть.

«Наука и техника во второй половине XX-начале XXI в».

Инфоурок

Всеобщая история
›Презентации›Презентация по Всеобщей истории на тему: «Наука и техника во второй половине XX-начале XXI в».

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Наука и техника во второй половине XX – начале XXIв.

Описание слайда:

Наука и техника во второй половине XX – начале XXIв.

2 слайд

Научно-техническая революция (НТР): НТР - коренное качественное преобразовани

Описание слайда:

Научно-техническая революция (НТР): НТР — коренное качественное преобразование производительных сил, начавшееся в середине XX в., перестройка технических основ материального производства на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное.

3 слайд

Черты НТР: Универсальность, всеохватность: задействование всех отраслей и сфе

Описание слайда:

Черты НТР: Универсальность, всеохватность: задействование всех отраслей и сфер человеческой деятельности Чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований: сокращение времени между открытием и внедрением в производство, постоянное устаревание и обновление Повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов: рост наукоемкости производства Военно-техническая революция: совершенствование видов вооружения и экипировки

4 слайд

Компьютер: Одно из наиболее революционных открытий за последние 75-80 лет. Са

Описание слайда:

Компьютер: Одно из наиболее революционных открытий за последние 75-80 лет. Самый первый компьютер в мире ENIAC запущен в Соединенных Штатах Америки в 1946 году. Его создание обошлось в полмиллиона долларов. Оборудование агрегата монтировалось с 1943 по 1945 годы, когда в Европе гремела Вторая мировая война. Кстати, первый действующий компьютер, разрабатывался специально для нужд американской армии и предназначался для обсчета баллистических таблиц артиллерии и авиации. Затем его использовали в научных целях для анализа космических излучений и снова в военных – проектирование водородной бомбы.

5 слайд

Electronic Numerical Integrator And Computer (ENIAC) – электронный цифровой и

Описание слайда:

Electronic Numerical Integrator And Computer (ENIAC) – электронный цифровой интегратор и компьютер поражал воображение современников. По сути, он занимал площадь целого производственного цеха в 85 квадратных метров, длина сооружения составляла 30 метров, вес 28 тонн, потреблял 150 кВт энергии и охлаждался авиационными двигателями Chrysler. Это творение американской научной мысли было создано на территории университета штата Пенсильвания в Филадельфии. Творцами ENIAC являются Джон Макли и Дж. Преспер Эккерт. Первый разработал архитектуру компьютера, а второй воплотил его идею в жизнь.

6 слайд

За 30 лет(1940-1970) компьютеры изменились до не узнаваемости! Электроника и

Описание слайда:

За 30 лет(1940-1970) компьютеры изменились до не узнаваемости! Электроника и компьютерные технологии принципиально изменили характер производства и резко повысили производительность труда. Компьютеры всё чаще стали находить применение в образовательных учреждениях и в домашних условиях.

7 слайд

Информационная революция: В 1980-е гг. была создана всемирная компьютерная се

Описание слайда:

Информационная революция: В 1980-е гг. была создана всемирная компьютерная сеть Интернет.

8 слайд

Космическая эра: В 1957 году СССР запустили на околоземную орбиту искусственн

Описание слайда:

Космическая эра: В 1957 году СССР запустили на околоземную орбиту искусственный спутник Земли.

9 слайд

В 1961 году в космос полетел первый в истории человечества космонавт – Ю.А.Га

Описание слайда:

В 1961 году в космос полетел первый в истории человечества космонавт – Ю.А.Гагарин

10 слайд

В 1963 г. В СССР был выведен а околоземную орбиту космический корабль, пилот

Описание слайда:

В 1963 г. В СССР был выведен а околоземную орбиту космический корабль, пилотируемый первой в мире женщиной космонавтом В.В.Терешковой

11 слайд

 В 1965 году советский космонавт А.А.Леонов вышел в открытый космос.

Описание слайда:

В 1965 году советский космонавт А.А.Леонов вышел в открытый космос.

12 слайд

В 1969 году американский космический корабль «Аполлон-11» с двумя астронавтам

Описание слайда:

В 1969 году американский космический корабль «Аполлон-11» с двумя астронавтами на борту совершил посадку на Луну.

13 слайд

 В 1975 году США и СССР первый совместный космический проект «Союз–Аполлон».

Описание слайда:

В 1975 году США и СССР первый совместный космический проект «Союз–Аполлон».

14 слайд

Медицина: в 1928 году Александром Флемингом был выделен из штамма гриба Пениц

Описание слайда:

Медицина: в 1928 году Александром Флемингом был выделен из штамма гриба Пенициллин. Пенициллин — первый антибиотик, то есть антимикробный препарат, полученный на основе продуктов жизнедеятельности микроорганизмов.

15 слайд

В 1970-е года хирурги научились трансплантировать органы для спасения жизни л

Описание слайда:

В 1970-е года хирурги научились трансплантировать органы для спасения жизни людей. Учёные так же сделали много открытий в борьбе против некоторых видов рака. Новой областью исследований стала генная инженерия.

16 слайд

Изобразительное искусство: Постмодернизм – этап развития художественной культ

Описание слайда:

Изобразительное искусство: Постмодернизм – этап развития художественной культуры, включающей в себя современное искусство весь опыт мировой художественной культуры, в рамках одного произведения объединить мотивы и приёмы, присущие различным эпохам, регионам и субкультурам.

17 слайд

Абстракционизм - направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приб

Описание слайда:

Абстракционизм — направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации.

18 слайд

Сюрреализм - направление в искусстве, отличается использованием аллюзий и па

Описание слайда:

Сюрреализм — направление в искусстве, отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм.

19 слайд

Поп-арт - направление в изобразительном искусстве 1950—1960-х годов, возникше

Описание слайда:

Поп-арт — направление в изобразительном искусстве 1950—1960-х годов, возникшее как реакция на абстрактный экспрессионизм, использующее образы продуктов потребления.

Поп-арт - направление в изобразительном искусстве 1950—1960-х годов, возникше

Курс профессиональной переподготовки

Учитель истории и обществознания

Поп-арт - направление в изобразительном искусстве 1950—1960-х годов, возникше

Курс повышения квалификации

Поп-арт - направление в изобразительном искусстве 1950—1960-х годов, возникше

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию:
Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс:
Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник:
Все учебники

Выберите тему:
Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала:

ДБ-443725

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Образование, наука и техника в XIX — начале XX века

В XIX в. были достигнуты большие успехи в области образования, науки и техники. Научные открытия, сыпавшиеся как из рога изобилия, способствовали развитию современной промышленности. Под их влиянием менялись представления людей об окружающем мире и многовековой уклад их жизни. На протяжении одного столетия человек пересел из кареты в поезд, из поезда — в автомобиль, в 1903 г. поднялся в воздух на аэроплане.

Образование

Вплоть до XX в. население в мире в целом оставалось неграмотным. Большинство людей не умело даже читать и писать. Только в высокоразвитых странах Западной Европы, охваченных индустриализацией, наблюдался заметный прогресс. В XIX в., особенно во второй половине, началось широкое распространение образования. Это стало возможным благодаря тому, что общество стало богаче и возросло материальное благополучие людей. Кроме того, индустриальная цивилизация нуждалась в квалифицированных рабочих. Поэтому государство стало уделять больше внимания вопросам образования и начало переход ко всеобщему обязательному обучению. В Великобритании закон об обязательном образовании всех детей до 12 лет был принят в 1870 г., во Франции — в 1882 г.

Школа для бедных

В некоторых европейских странах переход ко всеобщему начальному образованию начался еще раньше. В лютеранской Швеции, например, в 1686 г. был принят закон, обязывавший главу семейства обучать грамоте своих детей и даже слуг. И закон этот выполнялся неукоснительно. Ведь важнейшей обязанностью лютеранина было самостоятельное чтение Библии. Даже жениться нельзя было до тех пор, пока молодые люди не овладевали чтением. Неудивительно, что к концу XVIII в. шведское население было самым грамотным в Европе. Однако закон об обязательном начальном обучении был принят лишь в 1880-х гг.

К концу XIX в. число грамотных среди мужчин в Западной Европе достигло 90 %. Во многих городах открывались университеты. Однако высшее образование было доступным не для всех. Оно по-прежнему оставалось элитарным. Для детей из богатых семей создавались средние школы, из которых открывалась прямая дорога в высшие учебные заведения.

Наука

XIX в. часто называют веком науки. Под влиянием ее бурного и стремительного развития менялись представления человека о строении материи, пространстве и времени, о путях развития растительного и животного мира, о происхождении человека и жизни на Земле.

В XIX в. ученые занимали важное место в обществе, пользовались большим влиянием. Их труд был окружен почетом и уважением. На них смотрели как на волшебников современности. Не то, что в предшествующие столетия, когда вести жизнь ученого было рискованно и опасно.

В XV — XVII вв. такая жизнь порой заканчивалась на костре инквизиции. Вспомните, как церковь подвергла сожжению Джордано Бруно. На костре едва не закончилась жизнь Галилео Галилея, утверждавшего, что Земля вращается вокруг Солнца. Столкновения науки с религией тогда были обычным явлением. Совершенно иной стала ситуация в XIX в. Ведь мир промышленности, машинного производства и транспорта зависел от науки. И от нее нельзя было отказаться. Наука наступала по всему фронту, меняя не только окружающую среду, но и внутренний мир человека.

Одно за другим следовали открытия в математике, химии, физике, биологии и общественных науках. Геометрическая теория Евклида, господствовавшая на протяжении двух тысячелетий, была дополнена неевклидовой геометрией Н. И. Лобачевского и немца Б. Римана. Закон сохранения энергии позволил обосновать единство материального мира и неуничтожаемость энергии. Открытие явления электромагнитной индукции проложило путь к превращению электрической энергии в механическую и наоборот. Дж. Максвелл установил электромагнитную природу света. А. Эйнштейн обнаружил, что при скоростях, близких к скорости света, не действуют законы ньютоновской механики.

Еще одно открытие гениального ученого — теория относительности — заставило по-новому взглянуть на время и пространство, признать существование тела в четырехмерном пространстве, координаты которого — длина, ширина, высота и время. Графически изобразить эту систему невозможно. Ее можно представить только с помощью воображения.

Одним из крупнейших открытий XIX в. было построение Д. И. Менделеевым периодической системы элементов. Она не только устанавливала зависимость между атомным весом и химическими свойствами элементов, но и позволяла предсказать открытие новых.

Французский ученый Луи Пастер основал науку о микробах, после чего началась успешная борьба с эпидемическими заболеваниями.

Переворот в естествознании произвели ученые, проникшие в тайны «странного мира» — мира элементарных частиц. В 1895 г. были открыты рентгеновские лучи (по имени немецкого ученого Вильгельма Рентгена). Это открытие сразу получило применение в медицине и технике. Затем последовали открытие радиоактивности и исследования в области атомного ядра, связанные с именами таких выдающихся физиков, как Мария Склодовская-Кюри (Польша), П. Кюри (Франция), Я. Бор (Дания) и Э. Резерфорд (Англия).

Ученые проникали не только в тайны атомного ядра, но и лучше узнавали Вселенную. Были открыты новые планеты Уран и Нептун.

Учение Дарвина и формирование новой картины мира

Важнейшим достижением науки XIX в. было создание теории эволюции видов путем естественного отбора. Свое завершенное воплощение она нашла в учении Чарльза Дарвина, оказавшего огромное влияние на формирование новой картины мира.

Ч. Дарвин. Начинал свою деятельность как естествоиспытатель, изучавший животных, птиц, растения.

То, что нам кажется вполне очевидным, не было столь очевидным в середине XIX в. Большинство людей в Европе и Северной Америке в то время верили в библейские рассказы о сотворении мира за четыре тысячи лет до рождения Иисуса Христа. Верили в то, что Бог по отдельности создал каждое растение и животное, в том числе человека. Все это противоречило новейшим научным открытиям, было несовместимым с данными геологов, которые исчисляли возраст Земли миллионами лет. Рушилась привычная картина мира. Религия требовала, чтобы верили в одно, а разум подсказывал другое.

В 1859 г. в Англии вышла книга Чарльза Дарвина «Происхождение видов». Она довела конфликт между религиозным и научным взглядами на мир до точки кипения. Главная идея Дарвина заключалась в том, что растительный и животный мир постоянно изменяется путем естественного отбора. Выживает только тот вид растительного или животного мира, который наиболее приспособлен к условиям жизни, и, наоборот, отбрасываются в сторону, погибают неприспособленные организмы. Места для Бога в этом развитии не оставалось. Церковь выступала против Дарвина, видя в его учении основу для атеизма.

Нападки стали более ожесточенными после выхода новой книги ученого «Происхождение человека» (1871). В ней доказывалось, что человек произошел от общего с обезьяной существа.

Сам Дарвин назвал свои книги в шутку «евангелиями Сатаны». Вокруг «Происхождения человека» развернулась острая полемика. Многие ученые не приняли дарвиновскую теорию происхождения человека. Она не получила научного подтверждения до настоящего времени. Но ее общие идеи об эволюции и естественном отборе сохранили значение.

В этом нет ничего удивительного. Еще в VI в. до нашей эры один китайский философ и биолог пришел к тем же выводам, что и Дарвин. Его имя было Цзон Цзе. Он писал о том, что организмы приобретали различия путем постепенных изменений, поколение за поколением. Поразительно только то, что миру понадобилось две с половиной тысячи лет, чтобы прийти к такому же выводу.

Правящие классы исказили теорию Дарвина. Они увидели в ней еще одно доказательство своего превосходства. В результате «естественного отбора» они выжили в борьбе за существование и оказались наверху, стали правящими. Это был также довод в пользу империалистической политики и господства белой расы. В то же время К. Маркс и Ф. Энгельс видели в «Происхождении видов» естественнонаучную основу понимания исторической борьбы классов.

Переворот в технике

Создание крупного машинного производства и машинной техники составляет основное содержание второго периода Новой истории.

Мощный толчок для механизации производства дало изобретение в конце XVIII в. парового двигателя. С его помощью в движение могли приводиться рабочие машины любого типа. Почти одновременно был разработан процесс получения железа и стали из чугуна. Возникла новая отрасль производства — машиностроение. Развернулся массовый выпуск разнообразных машин. Паровые установки стали применяться в различных отраслях промышленности, сельского хозяйства, на сухопутном, речном и морском транспорте. Не случайно современники характеризовали XIX в. как «век пара и железа».

Развитие транспорта

Решающие изменения в жизни Европы, Северной Америки, да и всего мира, внесло создание парового транспорта. Первым пароходом было речное судно, построенное в США в 1807 г. Пароходы постепенно вытеснили парусные суда. С 1822 г. их начали строить из железа, а с 80-х гг.— из стали. В начале XX в. русские конструкторы спустили на воду первый теплоход.

Настоящую революцию в транспорте произвело изобретение паровоза (1814) и строительство железных дорог, начавшееся в 1825 г. В 1830 г. общая длина железнодорожных линий в мире составляла всего 300 км. К 1917 г. она достигла 1 млн 146 тыс. км.

«Железная лошадь» английского инженера Стефенсона развила скорость около 10 км в час, 1814

На рубеже XIX — XX вв., после создания двигателя внутреннего сгорания, возникли новые виды транспорта — автомобильный и воздушный. Вначале самолеты имели чисто спортивное значение, затем их стали использовать в военном деле.

Большую роль в развитии транспорта сыграло строительство мостов, каналов и гидротехнических сооружений. В 1869 г. был открыт Суэцкий канал, сокративший морской путь из Европы в страны Юго-Восточной Азии почти на 13 тыс. км. В 1914 г. завершилось строительство Панамского канала, связавшего Атлантику с Тихим океаном.

Связь науки с практикой

Научные открытия и технические изобретения были тесно связаны между собой. Одни ученые разрабатывали идеи в какой-либо отрасли науки. Другие проверяли их в лабораториях при институтах и университетах. В ходе таких экспериментов выявлялись пути практического применения того или иного научного открытия. Так, например, произошло с изучением электричества.

Итальянский физик Алессандро Вольта — создатель первого химического источника света — вольтова столба, 1800.
Демонстрация батареи перед Наполеоном Бонапартом

Электрические и магнитные явления были известны еще до XIX в., но они рассматривались изолированно друг от друга. В 1831 г. английский ученый Майкл Фарадей (1791—1867) провел важные опыты, демонстрируя законы электричества. Оказалось, что в медной проволоке, пересекающей магнитные силовые линии, возникает электрический ток. Это открытие известно как явление электромагнитной индукции. От своих современников Фарадей получил шутливый титул «повелитель молний». Его идеи подтвердил и развил шотландский ученый Джеймс Максвелл, доказавший в 1873 г. связь между электричеством и магнетизмом.

Майкл Фарадей

Люди XIX в. полагали, что уже изобрели все, когда появились первые паровозы и автомобили, двигавшиеся со скоростью двадцать километров в час. Но как сильно ошибались они! Сколько всего еще предстояло открыть! Наука об электричестве привела к созданию электротехнической промышленности, которая стала служить человеку. Сначала был изобретен электродвигатель, а в 1880 г. фирма «Сименс» произвела первый электропоезд. Заработали первые в мире электростанции, на фабриках и заводах все шире начали применяться электромоторы. Появилось электрическое освещение городских улиц, жилых домов, общественных и производственных помещений. В прошлое уходила конка. На улицах европейских городов загрохотали трамваи, оповестившие мир о начале эпохи электричества.

Электрическая лампочка, изобретенная Томасом Эдисоном в 1879 г. Более дешевая и практичная, она заменила газовый рожок. Эдисон — автор свыше 1000 изобретений. Он усовершенствовал телеграф и телефон, изобрел фонограф (1882), построил первую в мире электростанцию общественного пользования (1882)

Новый вид энергии открывал новые горизонты перед европейскими странами. Но и она, подобно многим другим изобретениям, вскоре была использована в военных целях.

Средства связи

Во второй половине XIX в. произошла революция в средствах связи. На протяжении многих столетий люди связывались друг с другом с помощью писем. На флоте и в сухопутной армии — с помощью сигнальных флажков, световых или каких-либо других условных знаков. Развитие промышленности и торговли требовало более совершенных средств передачи информации. Научные открытия в области электричества и магнетизма сполна удовлетворили эту потребность.

В 1836 г. американец по имени Сэмюэл Морзе изобрел принципиально новый вид связи — телеграф. Электрический аппарат Морзе передавал сообщения закодированными точками и тире по проводам. К концу столетия главные города мира были соединены телеграфной связью. Ученым понадобилось сорок лет для того, чтобы перейти от кодированных сообщений к передаче по проводам живого голоса. В 1876 г. был изобретен телефон, завоевавший всеобщее признание. На рубеже XX в. родилось третье важное открытие в области передачи информации — беспроволочная связь по воздуху с помощью радиоволн. С этого времени радио стало основным источником информации для всего мира.

В конце XIX в. благодаря техническому прогрессу появился кинематограф. Братья Люмьер изобрели в 1895 г. первый кинопроектор и основали в Париже первый в мире кинотеатр для демонстрации фильмов. Кино очень быстро превратилось в вид искусства и развлечений XX в.

Триумфальное шествие науки сильно изменило жизнь людей. Телеграф, телефон, железные дороги и пароходы, автомобили, а позднее и самолеты сократили расстояния, сделали мир внезапно тесным. Но человек дурно воспользовался дарами науки. Блестящие открытия ослепили его. С помощью науки разрабатывались самые совершенные методы уничтожения. Власть над природой вела к постепенному уничтожению окружающей среды. Правда, человек в то время еще не осознавал этого.

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX — нач. XX в., 1998.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *