Основные задачи менеджера: Основные функции и задачи менеджера :: BusinessMan.ru – задачи, роли, функции, основ­ные черты

Содержание

Основные функции и задачи менеджера :: BusinessMan.ru

Вне зависимости от того, какое количество уровней управления организацией присутствует в компании, задачи менеджера могут быть разными — исходя из того, какую категорию занимает специалист этого типа:

  1. Высшее звено.
  2. Среднее звено.
  3. Низшее звено.

Высшее звено

задачи менеджера

Задачи менеджера высшего звена представляют собой высший организационный уровень управления, который в современной организационной структуре является наиболее малочисленным. Специалисты этого формата непосредственно отвечают за различные стратегические вопросы в плане деятельности и развития организаций, а также занимаются принятием различных стратегических решений. Задачи менеджеров этого типа образуются из-за необходимости организовать, скоординировать, а впоследствии управлять и контролировать деятельность различных структурных подразделений компании.

Что входит в их обязанности?


В сфере классического менеджмента высшее звено рассматривается в качестве основных лиц, которые непосредственно несут ответственность за принятие наиболее важных решений для компании в целом, а также различных ее составляющих. Сложность работы специалистов этого звена заключается в том, что они должны постоянно анализировать те данные, которые предоставляются остальными менеджерами, сопоставляя их с информацией касательно окружающей компанию среды, включая внесение различных корректив в деятельность организации.

Среднее звено

основные задачи менеджера

В задачи менеджеров среднего звена входит организация деятельности, а также решение различных вопросов непосредственно на уровне каждого структурного подразделения. Другими словами, такой специалист занимается планированием, организацией, координацией, а также последующим контролем деятельности сотрудников того подразделения, которое находится в его компетенции. К данному типу специалистов относятся руководители различных функциональных подразделений компании, а также директора отдельных коммерческих структур.

Чем они занимаются?

Работу младших руководителей координируют, а также контролируют руководители, принадлежащие к среднему звену. При этом стоит отметить тот факт, что иногда они подразделяются на два уровня. Но при этом, как правило, являются руководителями различных самостоятельных подразделений определенной компании. Следует заметить, что именно этот уровень на сегодняшний день считается наиболее важным и специфическим во всей системе менеджмента, так как в некоторых компаниях основные задачи менеджера среднего звена включают в себя права и ответственности, которые присущи руководителям высшего звена. Именно поэтому данный уровень зачастую носит название «управленческий».

В преимущественном большинстве случаев менеджеры среднего звена отличаются от специалистов высшего уровня тем, что у них есть определенные ограничения с точки зрения принятия каких-то самостоятельных решений. В основном они являются по своему функционалу своеобразным буфером между специалистами нижнего и высшего звеньев. Другими словами, в основные задачи менеджера среднего звена входит подготовка основной информации, необходимой для принятия решений со стороны высшего руководства, а уже те решения, которые будут приняты, они будут превращать в «технически» удобную форму восприятия, после чего сообщать об этих решениях менеджерам низшего звена.


Особенности

Стоит отметить тот факт, что с 80-х годов данный уровень менеджеров в качестве социальной группы в самой большой степени испытал влияние всевозможных изменений с точки зрения экономического, технологического, управленческого, а также социально-психологического плана. Именно этим определяется основная характеристика данного уровня в качестве основного управленческого в любой компании.

задачи менеджера по продажам

Также следует заметить, что достаточно сложно обобщенно сказать о том, что включают в себя основные обязанности и функции менеджера среднего звена, так как особенности его работы могут изменяться в зависимости от того, чем конкретно занимается подконтрольное ему структурное подразделение. Таким специалистам руководством предоставляется достаточно большая самостоятельность, но вместе с тем также ответственность и права. Благодаря всему этому задачи, решаемые менеджером среднего звена, очень сильно схожи с работой специалистов высшего звена, но относятся, конечно, к более узкому кругу управления.

Низшее звено

Низшее звено менеджмента включает в себя специалистов, которые представляют собой организационный уровень управления различных отдельных групп, находящихся внутри определенного структурного подразделения. В преимущественном большинстве случаев в задачи менеджера в организации, помимо различных руководящих функций, направленных на управление группой исполнителей, входит также непосредственное участие в деятельности этих групп, направленной на выполнение поставленной перед ними задачи. В частности, это задачи менеджера по продажам, по рекламе, по развитию и многие другие.


Среди специалистов данная категория сотрудников, которая обеспечивает непосредственно работу с исполнителями, называется часто техническими, или же операционными руководителями. В соответствии с проведенными исследованиями было определено, что задачи и функции менеджера низшего звена несут наибольшую нагрузку, а также являются наиболее загруженными различными действиями, которые непосредственно зависят от специфических моментов в плане выполняемой работы. Таким образом, достаточно большая часть времени таких специалистов занята активным общением с исполнителями.

Чем они занимаются?

задачи финансового менеджера

В качестве критериев принадлежности к данной категории менеджеров как в отечественной, так и в зарубежной практике признаны пять наиболее важных составных факторов работы таких специалистов:

  • Постановка задач и целей, ради которых эти задачи выполняются.
  • Подготовка, а также принятие ответственных решений.
  • Персональная ответственность за правильность принимаемых решений.
  • Выполнение различных функций, связанных с управлением своими подчиненными.
  • Возможность делегирования собственных прав и функций.

Конечно, на практике каждой конкретной компании цели и задачи менеджера каждого звена являются несколько отличными от тех, которые представлены здесь. В частности, это связано непосредственно с уровнем организации и культуры труда, соблюдающейся практикой разделения функций и обязанностей, отсутствием различных нормативных документов, которые будут регулировать содержание труда, ответственности и права, что и приводит к тому, что обязанности менеджеров составляются буквально стихийно.



Какие есть виды?

В современной экономической литературе описывается несколько категорий и видов таких специалистов. Одна из классификаций носит исключительно горизонтальный характер, когда конкретные менеджеры устанавливаются во главе отдельных структурных подразделений компании. В соответствии с иным подходом на первом месте стоит вертикальное распределение труда и, следовательно, категорий менеджеров. В основе третьего подхода заложена классификация этих специалистов в соответствии с родом их деятельности, вследствие чего сегодня обязанности специалистов подразделяются на следующие группы:

  • Задачи менеджера по продажам.
  • По закупкам.
  • По маркетингу.
  • По рекламе.
  • По транспорту.
  • По развитию.
  • Бренд-менеджер.
  • Задачи финансового менеджера и многие другие.

Отдельное внимание следует уделить такому вопросу, как задачи инновационного менеджера. В отличие от остальных специалистов, его направленность представляет собой внедрение в бизнес каких-либо новых технологий, которые могли бы способствовать его развитию, а также увеличению эффективности ведения бизнеса. К сожалению, рассмотреть полный список менеджеров, которые на сегодняшний день функционируют в отечественных компаниях, практически невозможно, но в экономической литературе можно найти несколько десятков самых разных наименований этих специальностей.

Какие функции они выполняют?

основные задачи и функции менеджера

Задачи менеджера по персоналу (и множества других видов) заключаются в том, чтобы выполнять общие функции управления, каждая из которых включает в себя целый комплекс действий, которые, в свою очередь, подразделяются на операции. Далее операции подразделяются на элементы, а элементы – на микроэлементы.

У менеджера как у должностного лица есть соответствующие права, которые позволяют ему функционировать на основе принципа коллегиальности и единоначалия. Другими словами, именно этот специалист является персонально ответственным в границах своей компетенции за то, насколько эффективно и правильно работает предоставленный ему коллектив, так как именно он принимает на себя функции управления, а также подготавливает и принимает ответственные решения.


При этом стоит отметить, что содержание труда и задачи финансового менеджера (или какого-либо еще) включает в себя не только процесс подготовки, но также и принятия решения, основываясь на обработке письменной или же устной информации. В трудовой деятельности таких специалистов стоят такие задачи, как организация, убеждение, обучение, перевоспитание, а в случае необходимости также наказание, координация и тщательный контроль. Помимо всего прочего, менеджер должен оценивать работу доверенного ему коллектива и сделать так, чтобы он был стимулирован на максимально эффективное выполнение своей работы. Именно эти виды работ всегда были и будут представлять собой основные задачи офис-менеджера.

Что включает в себя содержание труда?

Содержание труда менеджера представляет собой совокупность различных элементов, связей и сторон, которые образуют полноценную целесообразную деятельность, объединяющую в себе социально-экономические и организационные отношения. Вся многообразная работа специалистов этого профиля может быть систематизирована посредством определения трех наиболее важных аспектов их деятельности – коммерческо-экономической, социально-воспитательной, а также организационно-административной.

Организационно-административная

 задачи менеджера по персоналу

Данный тип деятельности включает в себя организацию подчиненных для выполнения ими определенной задачи. В данном случае менеджер должен будет сформировать все необходимые условия, а также мотивировать сотрудников к достижению ими цели наиболее эффективным способом, предусматривающим минимальные затраты материальных, трудовых и финансовых средств.


Занимаясь выполнением функций организатора, менеджер будет формировать условия, которые требуются для обеспечения плодотворного совместного труда, а также скоординированных и в то же время целенаправленных действий подчиненных. Такая специальность предусматривает предельно точное понимание целей своей работы, способность выделить самые важные задачи в определенный период времени, а также определить технологии, ресурсы и предпосылки, которые нужны для выполнения поставленной задачи.

В роли администратора менеджер в данном случае будет применять свои полномочия с той целью, чтобы обеспечить жизнедеятельность бизнеса в соответствии с всевозможными распоряжениями, нормативными актами, инструкциями и другими нормами. Совместно с сотрудниками специалист этого уровня занимается разработкой и последующей реализацией кадровой политики, которая включает в себя осуществление подбора, комплектацию штатов, обучение и повышение квалификации специалистов, а также расстановку и последующее перемещение кадров.

Зачем это нужно?

Организационно-административная работа, которую проделывает менеджер, ставит перед собой целью полное исключение какого-либо безответственного поведения со стороны исполнителей, а также мотивацию сотрудников на полноценное выполнение их служебных обязанностей. Непозволительно допускать то, чтобы процедура коллективного труда оставалась без руководителя, который мог бы точно установить ответственность, а также обеспечить строжайший порядок, создаюшийся исключительно единством воли профессионального менеджера.

Однако при этом нужно понимать тот факт, что организационно-административная деятельность специалистов этого профиля может переходить даже в диктаторские формы в том случае, если не будет соблюдаться сознательность и дисциплинированность. Менеджер, который пытается построить свою работу на авторитарном стиле, в конечном итоге не сможет добиться каких-то значительных успехов как в воспитании коллектива, так и в выполнении поставленных перед ним задач. Во всяком случае, это относится к прочному и длительному успеху, так как этот менеджер или же не сможет просто квалифицированно рассматривать все стороны своей работы, или, даже если он сделает это, то он просто уже в скором времени растратит свой ресурс. При этом также он не сможет сформировать возможности для того, чтобы в дальнейшем обеспечить эффективное развитие подразделения и отдельных людей.

Именно по этой причине чрезвычайно важно распределить правильно обязанности между менеджером, а также тем человеком или людьми, которые являются его заместителями.

Производственно-коммерческая, финансово-экономическая

Данный тип деятельности является наиболее важным и ответственным и должен отдельно учитываться менеджером, если он хочет действительно эффективно выполнять те задачи, которые были перед ним поставлены. При этом содержание такой деятельности зависит непосредственно от того, чем именно занимается вверенное ему подразделение.

задачи инновационного менеджера

В данном случае специалист среднего звена, занимающий руководящую должность, должен заранее предусматривать возможности маневрирования предоставленных ему ресурсов, осуществлять географическое направление импорта и экспорта различной продукции в соответствии с действующими запросами, кроме того, заниматься предложением, сведением и анализом тенденций, а также конъюнктуры действующего мирового рынка. Такой специалист занимается определением основных потенциальных покупателей, учитывая транспортные возможности и целый ряд других условий, а также, помимо этого, намечает стратегию действий, направленных на целесообразное расширение рынков сбыта и привлечение новых агентов.

Кроме того, к примеру, задачи финансового менеджера на предприятии включают в себя еще целый ряд других операций: им определяется тщательный график переговоров с какими-либо партнерами как внутри страны, так и за границей, уточняется план заграничных командировок для различных специалистов, а также определяется форма взаимодействий с промышленностью, заключения всевозможных договоров комиссии или же агентских соглашений.

Социально-психологическая

Социально-психологические элементы являются чрезвычайно важными в работе менеджера среднего звена, так как возглавляемый им коллектив включает в себя большое количество людей, личностей, имеющих индивидуальные черты характера, жизненные позиции, способности, интересы и еще множество других особенностей. Трудовой коллектив представляет собой чрезвычайно сложное социально-психологическое звено современного общества, в котором тесно пересекаются неформальные и формальные отношения, условия работы, личностные обязанности различных людей, оплата труда, стиль и инструменты руководства, а также масса других факторов, оказывающих непосредственное влияние на формирование психологического климата внутри коллектива и, следовательно, на результаты совместной работы.

С этой точки зрения основные задачи и функции менеджера включают в себя формирование активного коллектива. Он должен способствовать развитию трудовой деятельности, а также развитию личных качеств во всех членах доверенного ему коллектива. Все больше и больше современные менеджеры занимаются различными конкретными социальными проблемами, которые касаются изменения мотивов и стимулов труда, а также действующей системы оплаты в зависимости от того, насколько эффективными были результаты совместной работы.

Именно поэтому преимущественное большинство инструментов и технологий управления персоналом, которые складывались в советские времена и брали в качестве основы командно-административные принципы, в наше время предусматривают кардинальные изменения.

задачи, роли, функции, основ­ные черты

Менеджер— это один из членов организации, кото­рый
осуществляет управленческую деятельность
и решает управленческие задачи. Менеджер
— это ад­министратор, руководитель,
предприниматель, биз­несмен, лидер.
Менеджеры — основа организации, но не
все менеджеры занимают одинаковые
позиции. Менеджера можно определить по
следующим при­знакам: человек,
принимающий решения самостоя­тельно,
в подчинении имеет хотя бы одного
челове­ка, использует знания других
людей и т.д.

Основными
задачами менеджераявляются:
1) постановка целей; 2) организация работы;
3) мотивация и общение; 4) измерение
показателей; 5) развитие подчиненных.

Основными
функциями менеджераявляются:

1)
обеспечение выполнения целей организации;

2)
разработка стратегий в изменяющемся
окружении;

3)
ответственность за результаты деятельности
организации; 4) он является основным
информационным звеном организации; 5)
являются официальными представителями.

Основные
роли
менеджера (по О.С. Виханскому,
А.И. Наумову):

  1. информационная,т.е. менеджер собирает инфор­мацию о
    внешней и внутренней среде и раотространяет
    ее в виде фактов и нормативных установок,
    а также разъясняет политику и основные
    цели организации.

  2. по
    принятию
    решений,т.е. менеджер
    определяет направление движения
    организации, решает вопросы распределения
    ресурсов, осуществляет текущие
    корректировки и т.д. При этом только
    менеджер имеет право принятия решений,
    поэтому он же и несет ответственность
    за последствия принятого реше­ния;

3)
межличностная,т.е. менеджер выступает
в роли руководителя. Менеджер является
связующим звеном, формирующим
взаимоотношения как внутри, так и вне
организации, мотивирующим членов
орга­низации на достижение конечных
целей.

Выделяют
следующие основные черты совре­менного
менеджера
:

  1. доступность
    каждому работ­нику; 2) полная
    вовлеченность в процесс управления
    персоналом, уделяет внимание системам
    поощре­ния; 3) постоянно появляется
    среди работников, уме­ет выслушивать
    проблемы сотрудников и принимать
    решения на местах; 4) постоянно берет
    на себя от­ветственность и часто идет
    на риск; 5) делегирует полномочия
    исполнителям; 6) поощряет самостоя­тельность
    подчиненных; 7) не вмешивается в работу
    починенных без необходимости, контролирует
    толь­ко конечный результат; 8) всегда
    уверен в себе, а не­удачи воспринимает
    как временное явление; 9) дол­жен быть
    новатором, т.е. постоянно перестраивать
    свою организацию, искать и внедрять
    новое, чтобы организация была более
    мобильной и устойчивой в кризисных
    ситуациях.

3
Школа научного управления

зародилась с появлением работ Фредерика
Уинслоу
Тейлора (1856-1915). По словам П. Драккера,
«тейлоризм – это скала, на которой
мы воздвигаем нашу дисциплину». Система
Тейлора заложила основы на­учной
организации труда через «создание
многочисленных правил, законов и фор­мул,
которые заменяют личное суждение
работника и которые могут быть с поль­зой
применяемы только после того, как будет
произведен систематический учет,
измерение
их действия». Тейлор ввел расчленение
трудового процесса на отдель­ные
элементы с целью их анализа и наилучшего
освоения. Применительно к оплате труда
он сформулировал, например, следующие
принципы: установление расценок должно
быть основано на точном знании; расценки
должны быть единообразны; заработная
плата выплачивается человеку, а не
месту; заработная плата, основан­ная
на точном знании, создает лучших рабочих,
пробуждает интерес рабочих и
предпринимателей к сотрудничеству.
Наряду с Тейлором основы научной школы
определили работы Френка и Лилии Гилберт,
Генри Ганта. Они разработали эле­менты
научной организации труда на уровне
отдельных движений и операций. Основные
направления деятельности школы:

  • анализ
    элементов трудовых процессов;

  • разработка
    принципов подбора работников;

  • разработка
    систем обеспечения ресурсами в процессе
    труда;

  • разработка
    систем стимулирования труда.

4
Административная, или классическая,
школа

управления основывается на создании
универсальных принципов управления,
реализация которых ориенти­рована
на успех. Первыми представителями этой
школы являются Г. Эмерсон (1853 – 1931), А.
Файоль (1841 – 1925), М. Вебер (1864 – 1920), Г.
Форд (1863 – 1947), А. А. Богданов (1873 – 1928),
А. К. Гастев (1882 – 1941).

Основные
направления деятельности школы:

  • развитие
    принципов управления;

  • описание
    функций управления;

  • систематизация
    управления организацией.

Гаррингтон
Эмерсон сформулировал важнейшие принципы
повышения про­изводительности труда
на предприятии: «Истинная производительность
всегда дает максимальные результаты
при минимальных усилиях, напряжение,
наобо­рот, дает довольно крупные
результаты лишь при усилиях ненормальных.
На­пряжение и производительность –
это не только не одно и то же, но и вещи
прямо противоположные. Работать
напряженно – значит прилагать к делу
максималь­ные усилия; работать
производительно – значит прилагать к
делу усилия мини­мальные». Основные
принципы Эмерсона: отчетливо поставленные
цели; здра­вый смысл; компетентная
консультация; дисциплина; справедливое
отношение к персоналу; быстрый, надежный,
полный, точный и постоянный учет;
диспетчирование; нормы и расписание;
нормализация условий; нормирование
операций; стандартные письменные
инструкции; вознаграждение за
производительность.

Анри
Файоль (выдающийся французский
администратор и предприниматель)
основное свое внимание концентрировал
на управленческих кадрах: «Управ­лять
– вести предприятие к его цели, извлекая
максимальные возможности из всех
имеющихся в распоряжении ресурсов».
Его базовые принципы управления
предусматривали следующие положения:
власть неотделима от ответственности,
разделение труда при специализации,
единство распоряжения, дисциплина,
единство руководства, подчинение
индивидуальных интересов общим,
возна­граждение, централизация,
иерархия, порядок, справедливость,
устойчивость персонала, инициатива,
корпоративный дух. Анри Файоль подчеркивал,
что управление не является исключительной
привилегией директоров, эта функция
выполняется на всех уровнях организации
и касается в определенной степени всех
работающих, включая рабочих.

Деятельность
Генри Форда ориентировалась на крупные
промышленные комп­лексы. Он сформулировал
для них следующие организационные
принципы: вертикальное управление
комплексом предприятий, ориентированных
на выпуск единого конечного продукта;
массовое производство, обеспечивающее
меньшую стоимость изделий, лучшее
удовлетворение массового спроса и
большую при­быль; развитая стандартизация;
четкое разделение труда при конвейерной
орга­низации производства; постоянное
совершенствование управления
производ­ством.

Александр
Александрович Богданов заложил основы
общей теории систем, ввел понятия
обратной связи, управляемой и управляющей
систем. В его работе «Всеобщая
организационная наука» систематизированы
закономерности органи­зационных
систем различной природы (живой и
мертвой).

5
Школа человеческих отношений

ориентирована на менеджмент как систему
социально-психологических факторов.
Основоположниками данной школы счи­таются
Ф. Тэйлор и Элтон Мейо (1880 – 1949), Абрахам
Маслоу (1908 – 1970), Фредерик Херцберг,
Дуглас Макгрегор (1906 – 1964), П. М. Кержинцев
(1881 – 1940), Дейл Карнеги (1888 – 1945).

В
1880 г. Ф. Тейлор начал свои систематические
исследования менеджмента. Он сформулировал
следующие первоначальные предположения:
человек – это «рациональное животное»,
озабоченное максимизацией своих
экономических доходов; люди реагируют
на экономические ситуации индивидуально;
люди, как и машины, могут подвергаться
стандартизированной моде.

Элтон
Мейо отказался от принципов Тейлора.
Он считал, что организация обладает
единой социальной структурой и задача
менеджмента – развивать не­формальную
структуру управления с целью воздействия
на результаты деятель­ности.Для
разработки такой концепции Мэйо про­велХоуторнский эксперимент. В этом
исследова­нии он доказал, что на
производительность труда влияют особые
отношения между людьми и их со­вместная
работа. Эксперимент Мэйо также показал,
что результаты работы зависят от
социальных усло­вий на рабочем месте
и от отношений между рабочи­ми и
менеджерами. Такие выводы абсолютно
отли­чаются от положений научного
менеджмента, по­скольку все внимание
уделяется системе взаимоот­ношений
между людьми.

Поведенческие
концепции .МакГрегор

Д.
МакГрегор
(1906-1964)— основатель теории
«X» и теории «У»,
которые определяют
типы управ­ления организацией через
оценку работников.

Организация
типа «X» имеет следующий взгляд
на работников: 1) для достижения целей
организации люди должны затратить некие
усилия при помощи принуждения (приказы,
угрозы и т д.), так как без это­го многие
люди не хотят работать; 2) многим людям
нравится, когда ими управляют, поэтому
обычно не берут на себя никакой
ответственности; 3) часть лю­дей не
любят работать, поэтому всеми способами
стараются избегать работы.

Организация
типа «У»имеет несколько иное
пред­ставление: 1) человек, который
чувствует себя ча­стью организации,
может самостоятельно осуществ­лять
над собой контроль и быть ответственным;
2) все результаты труда работника должны
быть оценены и вознаграждены; 3) многие
люди ответст­венны или же стремятся
к этому.

Организация
типа «У» ориентирована на интеллек­туальный
потенциал человека, таким образом,
управление такого типа более эффективно,
чем в ор­ганизации типа «X».

Абрахам
Маслоу сформулировал иерархию потребностей
человека и располо­жил их в виде
пирамиды, состоящей из пяти уровней. В
простейшем случае потребности
удовлетворяются последовательно, и это
выступает мотивацией человека.

Развивая
идеи Маслоу, Фредерик Херцберг ввел
двухмерную модель мотиви­рующих
факторов (гигиенические и мотивирующие),
каждая из координат кото­рой
подразделяется на ступени.

Основные
направления деятельности школы:

  • применение
    наук об управлении человеческим
    поведением;

  • разработка
    систем мотивации труда.

Математическая
школа управления

(кибернетика, экономико-математические
методы), которая сформировалась в
середине XX
в., опирается на первые работы Норберта
Винера, Л. В. Канторовича, А.И. Берга, Р.
Акоффа, Р. Беллмана, Л. Берталанфи, С.
Бира, Р. Калмана, Д. Форрестора.

Математическая
школа характеризуется использованием
в менеджменте опти­мизационных и
количественных методов, математического
моделирования. Ключе­вым элементом
при этом является замена словесных
рассуждений на построение и анализ
моделей.

Кибернетика
стимулировала внедрение математических
методов и вычисли­тельной техники в
сферу управления производством.

Основные
направления деятельности школы:

  • развитие
    математических методов оптимизации;

  • разработка
    математических моделей для конкретных
    организаций;

  • математическое
    моделирование процессов функционирования
    органи­заций.

В
последнее время сформировалось несколько
направлений совершенствова­ния
менеджмента. С одной стороны, происходит
систематизация всего комплекса знаний
в области менеджмента, а с другой –
разработка новых принципов управ­ления.
Например, «теория хаоса» – это
представление менеджмента как меха­низма,
малейшие изменения в котором ведут к
принципиальным изменениям в управляемом
объекте. Небольшие изменения могут
привести к радикальным последствиям в
поведении управляемой системы. При этом
кажущиеся случай­ными изменения на
самом деле складываются в закономерный
рисунок, и его по­следствия можно
предсказать. Согласно принципам этой
теории, руководителю следует
абстрагироваться от небольших, кажущихся
случайными изменений и сосредоточиться
на выявлении общей тенденции. Менеджер
предсказывает наиболее вероятные
последствия и принимает соответствующие
правильные решения. Системный подход
заключается в том, что организация
предстает как система элементов,
ориентированных на достижение определенных
целей. Пред­приятие рассматривается
как открытая система.

Менеджер в организации



Менеджеры — это руководители, т. е. сотрудники организации, имеющие непосредственно подчиненных им работников.

Таблица 1. Типы менеджеров по уровням управления

Уровень управленияКто относитсяОсновные задачи 
ВысшийРуководитель организации и его заместителиФормирование целей организации, разработка долгосрочных планов, взаимодействие организации с внешней средой
СреднийВсе остальные руководители организации, не отнесенные к высшему и низовому уровнямКоординация работы нижестоящих руководителей, руководство отдельными подразделениями
НизшийРуководители, не имеющие в подчинении руководителейНепосредственная организация работниками, занятыми основной деятельностью, контроль за использованием сырья и оборудования

Общие задачи менеджеров

  1. Определение перспективных и текущих целей и задач, планирование.
  2. Распределение функций, заданий, установление норм, инструктаж подчиненных, создание необходимых условий, мотивация.
  3. Установление и поддержание коммуникационной связи между подчиненными, между собой и подчиненными.
  4. Контроль, оценка и анализ деятельности группы в целом и каждого подчиненного в отдельности.
  5. Изучение подчиненного персонала, повышение его профессионального уровня.
  6. Проведение собраний совещаний.
  7. Деловое общение, беседы и переговоры с менеджерами организации, заказчиками, поставщиками.
  8. Работа с документами.
  9. Самоменеджмент: установление личных ценностей, планирование, развитие коммуникативных способностей, анализ личных результатов.

Качества современного менеджера

Существует три группы таких качеств: личные, профессиональные, организаторские и деловые.

К личным качествам в первую очередь относят честность и порядочность, предполагающие всегда соблюдение норм общечеловеческой морали, скромность и справедливость по отношению к окружающим. Руководитель должен стараться понимать своих подчиненных, видеть в них личности, достойные уважения, уметь разбираться в их поведении, быть человечным и заботиться о людях, стремиться к сотрудничеству, учитывая при этом интересы всех.

Менеджер должен быть принципиален во всех вопросах, уметь противостоять давлению как “сверху”, так и “снизу”, последовательно и твердо стоять на своем, не скрывать своих взглядов, защищать до конца те ценности, которые он исповедует, и помогать обретать эти ценности другим, посредством личного примера, а не морализирования, твердо держать данное слово.

Работа менеджера чрезвычайно тяжела, и поэтому одним из его важнейших личных качеств должно быть хорошее здоровье, которое помогает быть энергичным и жизнестойким, мужественно переносить удары судьбы, успешно справляться со стрессами. Для поддержания хорошего физического здоровья нужны постоянные тренировки, сбалансированные нагрузки, предполагающие смену видов деятельности – ведь отдых не в безделии, а в переключении на другую работу. Силы и энергию необходимо поэтому рационально распределять между всеми своими делами, чтобы в каждом добиться успеха, но нельзя приучать себя к постоянным, стабильным нагрузкам и время от времени разрушать привычные образцы действий, ибо, когда потребуется рывок, разомлевший руководитель на него уже не будет способен.

Однако одного физического здоровья менеджеру недостаточно. Он должен быть еще и эмоционально здоровым человеком, иначе просто не выдержит всех сваливающихся на его голову перегрузок.

Поэтому нужно заранее формировать у себя положительные эмоции: сопереживание, делающее человека гуманным; волнение, стимулирующее активность; заинтересованность и любознательность, помогающие продвигаться вперед и осваивать новые сферы деятельности; уверенность, придающая солидность.

Принятие управленческих решений требует от менеджеров не только квалификации, но и в эмоциональной зрелости, которая выражается в умении и готовности идти навстречу острым ситуациям, успешно справляться с ними, не делать переживаемой трагедии из поражений, неминуемых на жизненном пути любого менеджера.

Современный менеджер должен активно бороться с собственными недостатками; формировать у себя положительное отношение к жизни и работе; создавать “здоровое” окружение путем выдвижения и обучения людей, раскрытия их способностей и талантов, при этом не нужно опасаться потерять авторитет – в большинстве случаев сотрудники за такое отношение к ним платят, наоборот, признанием и благодарностью.

Другая группа качеств, необходимых любому менеджеру – профессиональные. Это компетентность, т. е. система специальных знаний и практических навыков. Она бывает специальной и управленческой. Это культура – общая, техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогическая. Важен и ряд других моментов. Прежде всего, современного менеджера отличает хорошее знание действительности как внутренней, так и внешней, понимание целей фирмы и своего подразделения, умение видеть проблемы, выделять в них наиболее существенные стороны, быть восприимчивым к новизне и изменениям. Это невозможно без обладания умственными способностями выше среднего уровня, умения анализировать ситуацию, создавать и критически оценивать различные планы и программы, принимать решения, брать на себя ответственность за их выполнение, много и упорно работать для этого, быть энергичным и решительным.

Однако менеджер должен быть не только хорошо подготовленной и высоко образованной, но еще и творческой личностью.

От него требуется не только верить в свои творческие способности, но и ценить такие способности в других, уметь их мобилизовать и использовать, преодолевая все встречающиеся на пути препятствия. Для этого необходимо быть настойчивым, испытывать потребности в переменах, уметь порывать с традициями, воспринимать новые идеи и новаторские решения, систематически ими пользоваться. Творческий менеджер обычно работает с группами, используя метод мозговой атаки, поощряет свободное выражение эмоций и идей и непрестанно учится, в том числе и на собственных ошибках.

Творчество немыслимо без способности находить информацию и делиться ею с подчиненными; прислушиваться к окружающим независимо от того, кто они; держать себя откровенно с коллегами; добиваться обратных связей; не отгораживаться от того, что угрожает устоявшимся взглядам на мир, ставя при этом все под сомнение; понимать позицию других; везде находить людей, представляющих хоть какой-то интерес для фирмы.

Но наиболее важно для менеджера схватывать все налету, увязывать вновь приобретаемые знания со старыми, обладать умением и способностью учиться как на работе, так и вне ее, повышая компетентность, но избегая при этом однобокой специализации. Учеба обычно начинается с момента вступления в должность и никогда не прекращается.

Очередной группой качеств менеджера, определяющих его, собственно говоря, как менеджера, являются организаторские, а также деловые качества. Они отражают уровень организаторской культуры менеджера, владение технологией управленческой работы: подбором, расстановкой и использованием кадров, выработкой норм, нормативов и регламентов, личных планов и планов деятельности подразделений, служб, оперативных планов и планов-графиков проведения мероприятий, доведением заданий до исполнителей инструктажем, распорядительством, контролем.

К организаторским качествам нужно отнести, прежде всего, целеустремленность. Характер современной жизни требует от менеджера ясных и обоснованных целей. Без них он может испытывать недостаток твердости и решимости, упускать хорошие возможности, тратить время на пустяки. Поскольку в мире все меняется, чтобы удержаться на плаву, менеджер должен эти цели корректировать. Но целеустремленность заключается не только в том, чтобы цели устанавливать, а упорно к ним стремиться. Это и отличает менеджера от остальных работников.

Другим организаторским качеством, которое должно быть присуще менеджеру, является деловитость. Она заключается в умении четко и своевременно ставить задачи, принимать обоснованные решения, контролировать их исполнение, быть оперативным и распорядительным в действиях и поступках.

Важным организаторским качеством менеджера является энергичность, то есть способность заражать людей уверенностью, стремлением действовать путем логического внушения, личного примера, собственного оптимизма.

Менеджеру должна быть присуща дисциплина и контроль над собой. Без этого он не сможет ни призвать к порядку других, ни контролировать их деятельность. Поэтому менеджер должен контролировать свои эмоции и настроения, изучать эмоции других, чтобы найти подход к их поведению, а также контролировать дисциплину подчиненных.

Отличительной чертой менеджера должна быть повышенная работоспособность, умение трудиться напряженно, не принося себя в жертву и не становясь “работоманом” (в передовых компаниях считается дурным тоном для высших руководителей задерживаться в офисе после окончания трудового дня или брать работу на дом).

Силы нужно беречь для главного, не растрачивать их по-пустому, уметь отдыхать, в том числе и во время командировок. Менеджер должен быть коммуникабельным, контактным, т. е. общительным, направленным на внешний мир, проявляющим интерес к окружающим. Он должен уметь располагать к себе людей, слушать и понимать их, убеждать в своей правоте.

Важная черта менеджера – реализм. Он должен уметь правильно оценить свои возможности и возможности подчиненных, их поступки, не витать в облаках, тогда не так больно будет падать при неудаче.

Хороший менеджер характеризуется здоровым оптимизмом и уверенностью.

Руководить людьми без уверенности в себе невозможно. Уверенные люди знают, чего хотят. Они никогда не прибегают к обходным путям. Их взгляды на проблемы всегда четкие и ясные, и они стремятся к тому, чтобы все об этих взглядах знали, а поэтому высказывают свободно свою точку зрения, добиваясь, чтобы их услышали и поняли, но при этом уважают других людей и их мнения.

Хороший руководитель должен уметь обеспечивать сопричастность сотрудников к работе. Для этого необходимо правильно поощрять людей, превращать любую, даже самую нудную работу в увлекательную игру, отыскивая нестандартные подходы и неизвестные грани в деле решения проблемы, сдабривать свои действия известной долей авантюризма для пущей привлекательности. Он должен считаться с желанием подчиненных добиться определенного положения в этом мире, знать их идеалы и способствовать  реализации их в жизнь.

Но самое главное – менеджер должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску. Он должен уметь определить объем своих служебных полномочий, возможность действовать независимо от руководства, побуждать людей к повиновению, избавляться от балласта, а оставшимся помочь стать самими собой, а не поднимать под себя. Для этого менеджер должен обладать терпимостью к слабостям людей, не мешающим работать, и нетерпимостью ко всему, что препятствует успешному решению стоящих перед ним и коллективом задач. Нужно иметь в виду, что не существует, и не будет существовать менеджера, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации.

Читать также:

Что такое менеджмент?
– Менеджмент и управление в повседневной жизни

Организационная культура
– Организационная культура объеденяет в себя нормы, ценности, устоявшиеся традиции в организации

История менеджмента
– Зарожденния менеджмента произошло еще до нашей эры, но все время шло развития и Россия этому не исключения.

Японская модель менеджмента
– Японская модель управления формировалась под влиянием 2-х факторов: сохранения традиций и освоения зарубежного опыта менеджмента.

Планирование — начальный этап управления
– Планирование – его сущность состоит в том, что руководство фирмы определяет стратегические цели и задачи, принимает стратегические и оперативные решения по ним, определяет способы и сроки достижения запланированного, необходимые материальные, денежные и трудовые резервы и ресурсы, исполнителей и ответственных лиц и другие вопросы.

природа, содержание. Соотношение лидерства и менеджмента.

Роль
менеджера в организации — направляющая,
форми­рующая, структурирующая, и в
целом организующая. Деятель­ность
менеджера направлена на то, чтобы
работники стали сплоченным коллективом,
нацеленным на со­зидание, на выполнение
общественной задачи, чтобы прояви­лись
все позитивные эффекты социальной
организации, ради которых люди и
объединятся в ней, чтобы организация
стала действительно организацией.
Менеджер организации (руководитель)
выполняет также многообразные иные,
дополняющие друг друга функции, ина­че
говоря, выступает в роли администратора,
организатора, профессионала (специалиста),
общественного деятеля, препо­давателя,
психолога, воспитателя.

ЗАДАЧИ
МЕНЕДЖЕРА – это то, на что направлена
его основная деятельность. К основным
задачам менеджера можно отнести:

1.Обеспечение
жизнеспособности своего предприятия
в условиях возрастающей конкуренции,
несмотря на любые изменения рынка.

2.Добиваться
максимизации прибыли в конкретных
условиях рынка.

3. Систематически разрабатывать и
внедрять в практику предприятия более
совершенные формы бизнеса, проникать
в новые отрасли и сферы.

4. Определять и достигать на практике
цели, соответствующие интересам фирмы,
исходя из запросов рынка и потребителя.

5. Уметь в разумных пределах идти на
риск.

6.Уметь овладевать возможностями
ускоренной адаптации к особенностям
рынка,

7.Уметь предотвращать и успешно
преодолевать кризисные явления в
процессе деятельности организации.

ФУНКЦИИ МЕНЕДЖЕРА – особый вид
деятельности, протекающий в управляющей
системе и выполняемый особыми методами
и способами. Процесс управления должен
быть устойчивым, т.е. сохранять основные
свойства при изменении внешней и
внутренней среды. Функции разделяются
на общие и частные. Общие функции
управления не зависят от объекта
управления и отражают сущность процессов
управления. К ним относят: •прогнозирование
•планирование •организация •координация
•мотивация •контроль. Частные или
конкретные функции отражают содержание
процесса управления для различных
объектов. Выделение функций управления
связано с разделением специализации
труда.

ПЛАНИРОВАНИЕ – деятельность по выработке
и принятию управленческого решения
определяют перспективы развития и
будущее составление системы производства
как субъекта и объекта управления.

Усиливает темпы роста производства,
вскрывает дополнительные ресурсы,
материальные источники, требуют
применения передовых методов и форм
воздействия на весь производственный
организм. План предусматривает цели и
задачи; пути и средства; ресурсы
необходимые для достижения поставленных
задач; пропорции; организация выполнения
плана и контроль.

ОРГАНИЗАЦИЯ представляет собой построение
такой структуры предприятия, которая
дает возможность людям работать вместе
для достижения поставленных целей.
Организационный процесс включает в
себя следующие стадии: 1)Определение
отдельных видов работ для достижения
поставленных задач. 2)Оценка имеющихся
трудовых ресурсов. 3)Выявление степени
ответственности и характера полномочий
управленческого персонала. 4)Определение
специализированных видов деятельности.
5)Оформление и утверждение должностных
инструкций, положения структурных
подразделений, схем и нормативов. При
организации необходимо руководствоваться
следующими необходимыми принципами:
•специализация •пропорциональность
(отделы должны быть соизмеримы между
собой) •прямоточность (наикратчайший
путь прохождения информации)
•бесперебойность (ритмичность).

КОНТРОЛЬ – процесс обеспечения того,
что организация достигнет поставленных
перед собой целей. Контроль тесно связан
с учетом и анализом. 3 вида управленческого
контроля: 1)Предварительный. Тесно связан
с функцией планирования и осуществляется
на стадии планирования. Цель предварительного
контроля – прогнозировать материальные,
финансовые и человеческие ресурсы с
тем, чтобы цели организации были реальные.

2)Оперативный (текущий). Осуществляется
от начала управленческой или
производственной деятельности до
получения результата. Цель – вовремя
обнаружить существенные отклонения от
намеченного плана, чтобы не допускать
серьезных сбоев в работе предприятия.
3)Контроль решенной задачи и анализ
эффективности полученных результатов.
Цель – служить мотивацией за успешно
проделанную работу. Контроль должен
быть: •предупреждающий •своевременный
•непрерывный •тактичный. Этапы процесса
контроль: 1)Выработка стандартов и
критериев 2)Сопоставление реальных
результатов с плановыми 3)Корректировка.

Лидерство

важнейший компонент эффективного
руководства.

Анализ природы
лидерства показывает, что оно проистекает
из определенных потребностей людей и
их объединений, которые и призваны
удовлетворять лидеры. Более детально
природу лидерства раскрывают его
различные теории.

Теория черт
объясняет феномен лидерства выдающимися
качествами человека, такими как ум,
воля, целеустремленность, организаторские
способности, компетентность и др.
Согласно концепциям харизматического
лидерства последователи испытывают
вдохновение от лидера и стремятся во
всем ему подражать. В факторно-аналитической
теории вводится понятие целей и задач,
связанных с конкретной ситуацией,
которые формируют стиль поведения
лидера. Разработчики ситуационной
теории исходили из того, что конкретные
обстоятельства определяют отбор лидера
и детерминируют его поведение. Теория
конституентов признает роль последователей
решающей в феномене лидерства.
Психологические теории описывают, как
внутренние побуждения человека к занятию
руководящих позиций влияют на становление,
характер и направленность лидера.

Быть
менеджером и быть лидером в организации
– это не одно и то же. Менеджер в своем
влиянии на работу подчиненных и
построении отношений с ними прежде
всего использует и полагается на
должностную основу власти и источники,
ее питающие. Лидерство как специфический
тип отношений управления основывается
больше на процессе психологического
воздействия. Этот процесс является
гораздо более сложным, требующим высокого
уровня взаимозависимости его участников.
Отличие менеджера от лидера

Менеджер

Лидер

Администратор

Инноватор

Поручает

Вдохновляет

Работает
по целям других

Работает
по своим целям

План
– основа действий

Видение
– основа действий

Полагается
на систему

Полагается
на людей

Использует
только доводы

Использует
как доводы, так и эмоции

Контролирует

Доверяет

Поддерживает
движение

Дает
импульс движению

Профессионален

Энтузиаст

Уважаем

Обожаем

Делает
дело правильно

Делает
правильное дело

Очевидно, что на
практике не наблюдается идеального
соблюдения этих двух типов отношений
управления. Исследования показывают,
что значительная группа менеджеров во
многом обладает лидерскими качествами.
Однако обратный вариант встречается в
реальной жизни реже.

4. В чём заключается понятие “менеджмент”? Конечная цель и основные задачи менеджмента.

Менеджмент
— управление предприятием в условиях
рыночной экономики.Менеджмент — умение
достичь поставленных целей, используя
труд и мотивы поведения других
людей.Менеджмент — особая система
управления организацией в целях повышения
эффективности её деятельности. Менеджмент
— воздействие одного лица или группы
лиц (менеджеров) на другие лица для
побуждения действий, соответствующих
достижению поставленных целей при
принятии на себя менеджерами ответственности
за результативность воздействия.

Цели
менеджера:

1.повышение
стоимости компании

2.получение
прибыли

Выживание
компании, сохранение своего места на
рынке в течение длительного периода
времени. Исходя из этого, менеджер
определяет цели в области повышения
производительности труда, эффективности
и результативности компании.

Задачи
менеджера:

определение
конкретных целей развития предприятия,
выявление приоритетных целей, их
очерёдности и последовательности
решения

организация
производства товаров и услуг с учётом
спроса потребителей на основе имеющихся
ресурсов

постоянный
поиск и освоение новых рынков сбыта
продукции

выработка
системы мероприятий для решения
намеченных проблем на различные временные
периоды

координация
работы всех подразделений предприятия

переход
к использованию работников, обладающих
высокой квалификацией

стимулирование
работы сотрудников предприятия путём
создания для них лучших условий труда
и установления более высокой зарплаты;
рост дохода менеджера и собственника
компании

определение
необходимых ресурсов и источников их
обеспечения

разработка
стратегии развития предприятия и её
реализация

установление
контроля за выполнением поставленных
задач

5.Менеджер и предприниматель: сходства и различия. В чём заключается задача выживания для организации? Социальная направленность менеджмента.

Менеджер
— лицо, наделенное полномочиями принимать
управленческие решения и осуществлять
организацию их выполнения. Предприниматель
— любой человек, лично осуществляющий
хозяйственную деятельность и вступающий
в рыночные отношения с другими
хозяйствующими субъектами исключительно
по своей воле. Объединяет их то, что оба
они руководят коллективом в условиях
рыночной экономики. Роль менеджера
заключается в обеспечении процесса
развития предприятия, который основывается
на анализе возможных направлений
развития их выявлении и разрешении
противоречий, возникающих в процессе
производственной деятельности и в
системе общественных отношений. Условиями
эффективного менеджмента являются
результативность и качество внешних
связей, развитость коммуникационной
системы, а также благоприятный
социально-психологический климат.

Профессиональные
менеджеры способны без устали годами
решать однотипные задачи, но большинство
преуспевающих предпринимателей не
переносят монотонность. Основные
различия:

1)
стратегическая ориентация. Предприниматель
ориентирован на поиск новых возможностей
при быстрой смене технологии, изменении
спроса, социальных предпочтений и т.п.;
менеджер — на выполнение плана и подсчет
эффективности использования ресурсов;

2)
осуществление замысла. Предприниматель
действует быстро, рискует, не держится
за идею, не доказавшую свою жизнеспособность
в сжатые сроки; менеджер, как правило
неохотно берется за новое дело;

3)
использование ресурсов. Предприниматель
вводит новые ресурсы, как правило,
поэтапно; менеджер получает фонды под
работу подразделения в целом;

4)
форма привлечения ресурсов. Предприниматель
широко пользуется арендой и другими
формами временного привлечения ресурсов;
менеджер заинтересован в накопительстве,
избегает аренды;

5)
организационная структура. Предприниматель
предпочитает горизонтальную организационную
структуру, которая держится на неформальных
связях; менеджер — сложившуюся
организационную структуру иерархического
характера с соблюдением четкого
распределения полномочий и ответственности.
Социальная направленность менеджмента
заключается в социальной ответственности
бизнеса перед обществом. Под этим я
подразумеваю следующее: меценатство,
спонсорство, благотворительность. Кроме
того, организация должна создавать
вокруг себя определенную инфраструктуру,
направленную на удовлетворение
потребностей общества. Не забывая, при
этом про актуальную на сегодняшний день
проблему экологии. Сам факт создания
рабочих мест и производство товаров,
необходимых людям – это уже свидетельство
социальной направленности менеджмента.

Менеджер и его функции.

Конец 19 в. –
«революция управляющих»:

  • денежный капмитал
    отделяется от реального,(предпринимательского)

  • собственность
    отделяется от управления,

  • риск собственника
    снижается ценой потери контроля над
    предпринимательской деятельностью,

  • увеличиваются
    возможности для предпринимательского
    риска

  • экономическая
    власть сосредотачивается в руках
    менеджеров.

Прдприниматель-новатор,
организатор производства. Т.к. он активно
участвует в формировании целей
предприятия, и управляет им в начале
деятельности, он выступает как менеджер
(удачно, неудачно). Но предприниматели
, с одной стороны, с трудом признают и
подчиняются власти, с другой, с развитием
фирмы возникает необходимость в появлении
профессиональных менеджеров.9многие
предприниматели становятся успешными
менеджерами – Мао Цзедун – китай –
мированя держава. Основатель компании
IBM
Томас Уотсон – менеджмент /»эппл»
– нет, несмотря на удачную идею. –
индустриализация производства питания
– «Макдональдс» В исследованиях
– организация уходит с рынка не из-за
плохих идей, а из-за плохого менеджмента.

Различия: склонность
к риску – у предпринимателя — +; менеджера
– обоснованнный, расчетливый, цель
предпринимателя – прибыль, менеджера
– концентрация усилий по достижению
цели.

Менеджер
это руководитель или управляющий,
занимающий постоянную должность и
имеющий полномочия в области принятия
решений по конкретным видам деятельности
фирмы, функционирующий в рыночных
условиях. Поскольку рынку свойственны
риск и неопределенность, менеджер должен
обладать самостоятельностью
и ответственностью
за принимаемые решения. Это способствует
поиску оптимальных организационных и
научно-технических решений относительно
нововведений, новаых методов управления
и т.д.

Термин «менеджер»
применим:

  • к организатору
    работы в рамках отдельных подразделений;

  • к руководителю
    по отношению к подчиненным,

  • к администратору
    любого уровня управления, организующего
    работу современными методами.

Качества
необходимые менеджеру:

  • наличие общих
    знаний в области управления предприятием;

  • компетентность
    в вопросах технологии производства;

  • владение навыками
    администрирования, предпринимательства,
    умение владеть ситуацией на рынке,
    проявлять инициативу и выгодно
    распределять ресурсы предприятия;

  • принятие обоснованных
    решений на основе согласования с
    нижестоящими руководителями и
    работниками;

  • практический опыт
    и знания в области анализа экономической
    ситуации;

  • умение предвидеть
    тенденции развития хозяйственной
    конъюнктуры, особенности спроса, мер
    государственного регулирования
    экономики;

  • умение управлять
    людьми – основная функция.

Функции
менеджера:

  • организация
    конкретных видов работ в рамках отдельных
    подразделений;

  • руководство
    предприятием в целом или отдельными
    его подразделениями;

  • управление людьми;

  • административная
    деятельность в соответствии с современными
    методами управления.

  1. Иерархия управления.

(Перед фирмой стоят
задачи разного уровня – стратегические,
тактические, оперативные – решать
должны менеджеры разных уровней – мера
ответственности, степень риска…)

Во всех организациях,
кр. самых маленьких возникает потребность
в более чем одном управляющем за
деятельностью других работников.. т.е
В любой компании существует иерархия
управления, т.е. организационная
структура, состоящая из высшего,
среднего
и низшего
звеньев управления.

По месту в системе
управления организацией выделяют
руководителей трех уровней: низового,
среднего и высшего звеньев.

Руководители
низового звена

— наиболее многочисленная группа
руководителей в организации. Они отвечают
за выполнение
производственных заданий, за
непосредственное использование
выделенных ресурсов.

К ним относятся мастера, начальники
участков, смен, руководители функциональных
подразделений в цехах. Работа их связана
с решением преимущественно оперативных,
тактических проблем
.
Она характеризуется разнообразием
выполняемых действий, частными переходами
от одной задачи к другой, коротким
временным периодом реализации принимаемых
установок, постоянным
общением с непосредственными
производителями (работниками).

Руководители
среднего звена

— представители среднего уровня в
иерархии управления – связующее звено
между высшим и непосредственным
управлением — координируют
и контролируют

работу менеджеров низового звена.,
доводят решения высшего руководства.
К ним относятся, например: заведующий
отделом, начальник цеха, директор
филиала, управляющий по продукту (по
проекту, по региону). Характер действий
их определяется содержанием работы
возглавляемого им подразделения. В
основном это решение тактических задач;
могут, однако решаться и элементы
стратегических проблем. Значительный
удельный вес в рабочем времени этих
менеджеров занимает общение с
руководителями среднего и низового
звена.

Руководители
высшего звена

— самая малочисленная категория –
обладает наибольшей властью и
ответственностью в организации. Сюда
относятся директора (президенты)
организаций, их заместители
(вице-президенты). Они определяют
направление
функционирования и развития организации
в целом или её крупных составляющих
,
принимают ключевые
решения относительно текущих дел и
будущего организации. ( полномочия для
приобретения другой компании, запуск
новой производственной линии, наем
дополнительных рабочих и т.п. От них
зависят цели фирмы и способы их
достижения). Деятельность характеризуется
масштабностью, сложностью, стратегической
направленностью
,
разнообразием принимаемых решений и
напряженным темпом работы.

В чем состоят основные функции менеджера?

Основная задача менеджеров состоит в том, чтобы создавать условия для групповой деятельности так, чтобы индивид вносил свой вклад в достижение групповых целей с минимальными затратами денег, времени, усилий, а также с минимальными неудобствами. Поэтому для реализации управленческой деятельности менеджер должен выполнять следующие функции:

  • административную (разработка и реализация кадровой политики: подбор, формирование штата, расстановка, адаптация персонала, повышение квалификации),
  • стратегическую,
  • экспертно-консультативную,
  • представительскую,
  • воспитательную,
  • психотерапевтическую,
  • коммуникативно-регулирующую,
  • инновационную,
  • дисциплинарную.

Рассмотрим эти функции более подробно.

Административная функция заключается в разработке и реализации кадровой политики. Выполнение этой функции предполагает проведение анализа трудового потенциала, планирование персонала, наем, подбор, маркетинг персонала, формирование штата, расстановку, адаптацию персонала, повышение квалификации, увольнение.

Стратегическая функция требует одновременного осуществления контроля, который, в свою очередь, должен, отвечать следующим условиям: иметь постоянный характер, быть объективным, должен быть формой проявления уважения к подчиненному.

Экспертно-консультативная функция требует профессиональной компетенции по поводу производственно-экономической деятельности предприятия, коммуникаций, межличностных отношений; делегирования полномочий; а также использования в ежедневной работе элементов консультирования.

Воспитательная функция должна базироваться на единстве морали, слова и дела, помощи в адаптации работников в коллективе.

Психотерапевтическая функция имеет целью обеспечение сотрудникам ощущение безопасности, уверенности в завтрашнем дне, оказания помощи.

Коммуникативно-регулирующая функция состоит в построении специальной системы информационного обеспечения управления подразделениями и организацией в целом.

Инновационная функция предполагает поиск эффективных методов управления, организации работы предприятия с учетом изменений внешней и внутренней среды.

Дисциплинарная функция заключается в осуществлении контроля, мотивации деятельности персонала.

Какие роли выполняет менеджер в организации?

Все функции, выполняемые менеджерами, определяют разнообразие его ролей в процессе управления. Роль – это определенное поведение или набор действий, выполняемых в связи с должностью. Поэтому работа менеджера при выполнении возложенных на него функций связана с межличностными коммуникациями, информацией и принятием решений. Этим и определяется роль, выполняемая менеджером в организации.

Во-первых, это роль по принятию решения, которая выражается в том, что менеджер определяет направление движения предприятия, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки и т.п. Право принятия управленческих решений имеет только менеджер. Будучи наделенным правом принятия решения, менеджер несет ответственность за последствия принятого решения. Поэтому менеджер должен не только уметь выбрать наилучший вариант решения. Это может сделать специалист по подготовке решений или даже машина. Менеджер должен решиться на то, чтобы рискнуть повести руководимый им коллектив в определенном направлении. Это бывает часто сделать гораздо труднее, чем найти параметры оптимального решения.

Во-вторых, это информационная роль, которая заключается в том, что менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет информацию в виде фактов и нормативных установок и, наконец, разъясняет политику и основные цели организации. От того, насколько менеджер владеет информацией, насколько он может ясно и четко доводить информацию до членов организации, зависит результат его работы.

В-третьих, менеджер выступает в роли руководителя, формирующего отношения внутри и вне предприятия, он мотивирует коллектив на достижение целей, координирует усилия и, наконец, выступает как представитель организации. Менеджер должен быть руководителем, за которым люди готовы идти, идеям которого они готовы верить. Поддержка членами коллектива своего руководителя в современных условиях является той базой, без которой ни один менеджер, каким бы хорошим и грамотным специалистом он ни был, не сможет успешно управлять своим коллективом.

В зависимости от позиции менеджеров в организации, решаемых ими задач, характера реализуемых функций, данные роли могут быть присущи им в большей или меньшей степени.

Таким образом, работа менеджеров состоит из комбинации нескольких ролей; эти роли взаимосвязаны; их важность меняется в зависимости от уровня управления.

Таким образом, менеджер – это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. С полной ответственностью можно утверждать, что менеджеры являются ключевыми людьми на предприятии. Однако не все менеджеры играют одинаковую роль, не все менеджеры занимают одинаковую позицию, задачи, решаемые различными менеджерами далеко не одинаковы и, наконец, функции, выполняемые отдельными менеджерами, тоже не идентичны.

Каким образом реализуется распорядительная деятельность менеджера?

Основная задача организационно-административной деятельности – координация действий подчиненных. Никакие экономические рычаги не могут существовать без административно-распорядительного воздействия, которое обеспечивает согласованность в работе. Организационно-административные методы базируются на власти руководителя, его правах, его собственной дисциплине и ответственности. Эти методы влияют на подчиненных через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые в письменной форме или устно. Эти методы регламентируются правовыми аспектами трудового и хозяйственного законодательства.

Распорядительное влияние – это прямое административное указание, которое имеет обязательный характер и адресовано управляемым объектам или лицам.

Приказ – это распорядительный документ, изданный руководителем предприятия, которое является самостоятельным хозяйственным субъектом, с целью решения основных и оперативных задач.

Основная форма официальных отношений в системе управления – это распоряжение. Распоряжение – это сообщение, переданное руководителем своим подчиненным по поводу смысла и результатов их деятельности. Оно должно содержать: постановку обязательной для выполнения задачи, перечень ограничений (т.е. того, что не надо делать) и в отдельных случаях инструкции о порядке выполнения заданий.

Распоряжение должно соответствовать стратегии предприятия и компетентности как руководителя, так и исполнителя, поэтому распоряжение должно:

  • быть обоснованным и четко сформулированным;
  • быть обеспеченным необходимой информацией и материальными ресурсами;
  • позволять проверять результаты действий и быть направленным на их выполнение.

По способу отдачи распоряжения бывают устными, письменными и смешанными. Такое разграничение зависит от срочности, важности проблемы, которая решается, отношений между руководителями и подчиненными, степени зрелости последних. Устные распоряжения отдаются при решении срочных задач небольшой и средней сложности и важности в небольших стабильных коллективах. Однако успешное распоряжение может быть неоднозначно понято (как теми, кто их выдает, так и теми, кто их получает). Распоряжение всегда лучше делать письменные, если они длинные (так как человек запоминает ограниченную часть информации). Распоряжение может быть смешанным: сначала для оперативности отдаются устные, в том числе телефонные, а затем делается письменное подтверждение.

В зависимости от целей, особенностей ситуации, личности и уровня развития рабочих распоряжения могут быть директивными (приказ, команда, поручения и т.д.) или демократическими (советы, рекомендации, просьба, вызов добровольцев).

Приказ обязывает подчиненных определенным способом, точно в установленный срок выполнить задание. Приказ, который отдается устно, называется командой. Иногда приказы в качестве дополнительной информации могут содержать перечень санкций, которые будут использованы при нарушении срока или порядка выполнения задач.

Поручение в отличие от приказа регламентируют только содержание задания, оставляя подчиненным право выбора способа действий, а иногда и срока исполнения.

Если задание обычное, а отношения доверительные, то распоряжение лучше сделать в виде просьбы.

Совет оставляет определенную свободу в отношении содержания, оставляя неизменным только его основное содержание.

От того, как отдаются распоряжения, зависит качество их выполнения. Поэтому зачастую они усиливаются средствами воздействия на исполнителя: убеждение, апелляция к логике (если рабочий имеет примерно равное положение с руководителем), пожелания, просьба (если сущность задачи с моральной точки зрения выглядит сомнительно), обещание вознаграждения, угрозами.

Задача, которая ставится в распоряжении, должна соответствовать реальным возможностям исполнителя. При постановке задачи подчиненному нужно объяснить: что и к какому сроку необходимо выполнить, какие средства при этом использовать; какова его роль; с кем необходимо поддерживать контакты; какие последствия могут быть в случае успешного или нет завершения работы. Задачи могут формироваться в двух пределах: максимальной, которую не надо превышать, и минимальную, ниже которой не надо опускаться.

Необходимо помнить, что большинство людей слабо воспринимают отдаленную перспективу, поэтому задача должна быть четко сформулированной и иметь определенный срок его исполнения. Но никогда нельзя представлять работу как срочную, так как это приводит к нервозности и падению эффективности, соперничеству между исполнителями.

Организация деятельности по выполнению задач должна быть регламентирована, так как в противном случае исполнительная дисциплина ослабевает.

Цель распоряжений – не только обязать исполнителей действовать, но и мобилизовать их инициативу, вызывать положительные эмоции. Это следует обеспечивать следующим образом:

  • соответствием возможностям подчиненных, их культуре, уровню образования, психологическим особенностям;
  • возможностью проявлять свои способности, инициативу, самостоятельность;
  • наличие сроков и форм отчетности;
  • формированием у исполнителей определенного психологического настроя на необходимые действия путем заранее составленной договоренности, доведением задания в форме вежливой просьбы вне зависимости от личных отношений, подчеркиванием возможностей и способностей работника успешно выполнять задания.

Получая задание, подчиненный обязан:

  • внимательно слушать, уточнять, не пытаться самостоятельно во всем разобраться;
  • не спешить заверять в успешном выполнении задачи, так как выполнению могут помешать численность факторов;
  • не перекладывать работу на руководителя, не торопиться с выводами, советоваться с коллегами и подчиненными, своим руководителем.

Контакты руководителя с подчиненными проявляются в том, что руководитель формирует поручение, указание, распоряжение и форму исполнения. Известно, что от того, насколько умело выдано указание, в значительной степени зависит ход и результат выполнения указаний.

Существуют определенные рекомендации, которые позволяют завершить встречу так, чтобы распоряжения руководителя были приняты и исполнении:

  1. Четко, конкретно сформулировать цели и задачи.
  2. Убедиться, что подчиненный понял поручение.
  3. Исполнитель должен всегда знать, что ожидает от него руководитель.
  4. Формируя задачи, следует предусмотреть возможность контроля за его выполнением. «Разобраться» и «К исполнению» не дает возможности контроля с полной ответственностью.
  5. Не желательно менять задания исполнителю по ходу выполнения. Необходимо предоставить возможность довести задачу до конца, даже если результаты его будут использованы позднее.
  6. Кроме того, необходимо учитывать, что монотонные и односторонние задачи со временем не воспринимаются рабочими.
  7. Если задача представляется группе рабочих, то следует его обсудить со всеми будущими исполнителями, чтобы каждый понял не только общую задачу, но и свою роль в его исполнении. В этом случае достигается очень важный эффект – решение получает оценку со стороны того, кто его будет выполнять.
  8. Срок выполнения задания устанавливается не «за пять дней», а четко «до 10.10.05».
  9. Авторитет руководителя уменьшается, если его подчиненный получает распоряжение выполнить какое-либо задание «через его голову». В этом случае нарушается принцип единоначалия и в управленческой практике такое положение вещей допускаться не должно. Если имеет место такой инцидент, то подчиненный должен сообщить своему руководителю, который принимает решение о выходе из ситуации.
  10. Определяя задачи подчиненному, руководитель обычно испытывает сопротивление с его стороны. Это связано с рядом факторов: задание новое, привычка выполнять то, что не требует значительного умственного напряжения и т.д. Необходимо постепенно преодолевать это сопротивление.

Необходимо периодически пересматривать и переутверждать должностные инструкции. В тексте должно быть указано, что рабочий выполняет оперативные и другие указания руководителя, которые связаны с реальными рабочими обстоятельствами.

В составе руководителей выделяются два основных типа – линейные и функциональные. Линейные руководители возглавляют линейные подразделения и всю систему управления. Они принимают решения всего круга проблем. Функциональные руководители возглавляют функциональные подразделения. Если руководитель возглавляет функциональный отдел, то в отношении всей системы он считается функциональным руководителем, а для работников данного отдела –линейным (в вертикальных иерархиях одним из функциональных руководителей является менеджер, ответственный за координацию отношений).

Линейный руководитель учитывает мнение всех специалистов экономических, юридических, технических и прочих служб. Но принимать решение должен именно он. Принятое решение может отличаться от всех высказанных предложений именно потому, что в нем должны быть полностью согласованы все позиции. Руководитель охватывает проблему в целом, во всех ее аспектах. Принятие решений – основная функция руководителя. Руководитель несет персональную ответственность за своевременное решение основных проблем управляемой системы в целом, за организацию работы по их реализации, а также за контроль исполнения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *