Site Loader

Особенности поколений Х, Y и Z. Как найти общий язык?


В настоящее время наиболее важными стратегическими вопросами общества являются вопросы нового определения понятий «что такое хорошо и что такое плохо», «хорошее образование», «ликбез по новым наукам, технологиям и укладу жизни», а также сопровождающие их вопросы – «как взаимодействовать с разными людьми», «как общаться детям и взрослым». Система образования не всегда соответствует запросам современных школьников. Меняются времена – меняются люди. А для осуществления эффективного педагогического процесса необходимы взаимопонимание и общая цель у учителя и ученика. Как же достичь взаимопонимания, если учитель и ученик представители разных поколений? Может ли теория поколений помочь в этом? Попытаемся разобраться в этих вопросах.

Теория Поколений изучает два больших вопроса:

  • ценности;
  • цикличность в событиях и явлениях,
  • влияющих на формирование ценностей.

В основу данной теории лег тот факт, что системы ценностей у людей, выросших в разные исторические периоды, различаются. По мнению сторонников «теории поколений», поколение – это группа людей, рожденных в определенный период времени, испытавших влияние одних и тех же событий и особенностей воспитания с похожими ценностями. Мы не замечаем все эти факторы, они действуют не заметно, но во многом определяют наше поведение: как мы общаемся, как решаем конфликты, какие ставим цели, и что нас мотивирует.


Сейчас в России живут представители следующих поколений (в скобках указаны годы рождений):

1. Поколение Победителей (1900–1922 гг.).

2. Поколение Молчаливых (1923–1942 гг.).

3. Поколение Беби-Бумеров(1943–1962 гг.).

4. Поколение X (1963–1982 гг.).

5. Поколение Миллениалов, или поколение Y (1983–2002 гг.).

6. Отдельно некоторые эксперты выделяют поколение Z (с 2003 г.). В современной школе учится поколение Z, которое представляют в школе ученики 1-11 классов. Учителя - в основном представители поколения X. Студенты вузов – поколение Y. Собственно, именно эти три поколения нас и интересуют больше всего как объекты и субъекты системы образования. Остановимся на каждом поподробнее.

Поколение X-

это люди, воспитанные на героизме предыдущего поколения, росшие в период бума науки и покорения космоса, заставшие холодную войну, застой и начало войны в Афганистане. В этот период в страну хлынули наркотики, и интеллектуальный потенциал стал резко снижаться, что отразилось уже на следующем поколении.

В связи с высокой занятостью родителей – трудоголиков. Иксы выросли достаточно самостоятельными и автономными, недаром их называют «поколением с ключом на шее». Их родители работали от

звонка до звонка, они рано приучались к самостоятельности: сами делали уроки, сами разогревали обед, оставленный старшими на плите. Отсюда и особенности менталитета: готовность к переменам, расчет только на собственные силы и собственный опыт. У поколения Х есть потребность в постоянной реализации. Это поколение нуждается в освоении новых территорий и областей знаний, причем не предписанных какими-либо правилами. Благодаря этим качествам Иксов появилось огромное количество проектов в совершенно новых сферах и отраслях. Иксы умеют открывать и исследовать неизведанные темы; быстро реагировать на непредвиденные ситуации и находить из них выход; мыслить нестандартно, отыскивать необычные решения, в том числе для обычных, непримечательных ситуаций. Сейчас это поколение находится в стадии зрелости и занимает основные руководящие должности.


Поколение Y (миллениалы).

Особенностью миллениалов является тот факт, что их рождение, детство и первые этапы социализации, профессионализации и инкультурации приходились на крайне нестабильные в культурном, экономическом и ценностном отношении 1990-е годы жизни нашей страны. На время их детства и взросления пришлись распад СССР, теракты, военные конфликты, бурное развитие коммуникаций, цифровых технологий, интернета, мобильных телефонов. Скорости развития стали очень высокими.

Почти все представители поколения Y не приучены к самостоятельности, которая была присуща их родителям—«иксам»и дедушкам—«бумерам». Родители баловали их и всячески оберегали, отучали от той самой самостоятельности, которой сами располагали практически не ограниченно. Они выросли уверенными в собственной ценности.

В связи с тем, что внешняя среда вокруг «игреков» менялась очень быстро в период их взросления, им стали присущи такие черты, как желание получать немедленное вознаграждение за проделанную работу, абсолютное неверие в отдаленную перспективу. Крайняя нестабильность 1990-х годов сформировала у детей и подростков нежелание строить долговременные планы и крайне слабовыраженную заботу о будущем, заменив ее ориентациями на быстро достижимые цели. «Игреки» живут сегодняшним днем и не строят планы надолго. Им нужно все и желательно сразу: мир меняется слишком быстро.

Нельзя не отметить выраженный интерес к цифровым технологиям, в частности, компьютерным играм, влияние которых на когнитивные, эмоциональные и психологические качества личности весьма амбивалентно и определенно не сводится к простым развлечениями «прожиганию времени». Важно отметить, что компьютерные игры учат геймеров определять краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели, фиксировать свое внимание на их реализации в игровом процессе. При этом достижение цели дает быстрое и видимое поощрение, которое сразу же становится видным остальным участникам игрового процесса, повышая уровень социального признания в геймерском сообществе.

Поколение «игрек» не представляет себе жизни вне социальных сетей и интернета. В частности, традиционным способам коммуникации – телефонному разговору, «живому» общению миллениалы однозначно предпочитают скайп, SMS, переписку в социальных сетях. Кроме того, представители поколения «игрек» убеждены, что доступ к информации значительно важнее владения этой информацией. Отсюда отмечается мнимая «поверхностность» интересов подросткав сети, которая на практике оборачивается многозадачностью – пользователь может одновременно вести переписку с друзьями, заниматься выполнением домашних заданий, слушать музыку, делать и редактировать фотографии. Такая многозадачность на практике не только не снижает результативность выполнения основного задания – например, выполнения уроков, но и значительно повышает эффективность работы основной задачи.


Еще один важный аспект для «игреков» — это мода, бренды. Даже спортом они занимаются не для того, чтобы победить, быть здоровым или лучше себя чувствовать, а потому, что это модно и приносит удовольствие. Их девиз «Жить в удовольствие, все успеть!», оттягивает переход во взрослую жизнь, долго живут с родителями. Это поколение, у которого нет героев, но есть кумиры. Для них крайне важным является самовыражение.

Из всего вышесказанного возникает вопрос: Каким же должно быть образование, чтобы максимально развить задатки и способности «игреков»? Во-первых, это создание высокопрофессиональной среды образовательного учреждения, в которой творческий, креативный момент работы с игреками будет выражен наиболее полно, способствуя саморазвитию, самораскрытию и самоактуализации личности. «Игрекам» необходимо «проживать» транслируемые ценности таким образом, чтобы они стали «его» ценностями.

Во-вторых, это существенное увеличение дисциплин гуманитарного характера, которые формируют навыки межличностной и межкультурной коммуникации, особенно востребованные миллениалами.

В-третьих, создание индивидуальных«дорожных карт» и «маршрутов» для ученика, что потребует замены традиционных ролевых моделей учителя, лектора, преподавателя другими–коуч, тьютор, фасилитатор, которые смогут провести учащегося к его собственным целям, способствуя их осознанию.

В-четвертых, более активное введение и инсталлирование в существующую образовательную среду системы прикладного бакалавриата. Эта система позволит выпускникам наряду с теоретическими и практическими академическими знаниями, получать тот набор личностных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешную и эффективную работу по специальности.



На смену «игрекам» идет поколение Z, которое отличается еще большим усилением некоторых из тенденций, затрагиваемых выше.

Поколение Z или Хоумлендеры

Поколение Z – основных участников современного образовательного пространства – детей и подростков, родившихся после 2000 года, чье взросление и становление полностью пришлось и оказалось всецело детерминированным цифровой эпохой развития общества и системы социальных и межличностных коммуникаций. Этих людей называют «интернет-поколением». Они живут в интернете и социальных сетях практически с рождения, что накладывает колоссальный отпечаток на всю систему ценностей этого поколения, формируя новое ценностно-мировоззренческое ядро молодежи.

Особенности детей поколения Z и как найти с ними общий язык?

1. Поколение Z - это дети мультимедийных технологий, цифровой среды, поэтому почти всю информацию они получают из Сети, умеют с ней отлично работать, предпочитают общение в виртуальном пространстве личному общению. Дети и подростки лучше разбираются в технике, чем в человеческих эмоциях и в человеческом поведении. Как правило, и родители школьников и сами школьники создают для совместного общения группы, чаты и беседы ВКонтакте, WhatsApp и др. Хорошо, когда администратором подобной группы или хотя бы ее участником является классный руководитель, с той целью, что бы как минимум – быть в курсе событий, как максимум – вовремя распознать конфликтную ситуацию и разрешить ее.

2. Поколение Z характеризуется тем, что они сосредоточены, в основном, на краткосрочных целях.

3. Они ориентированы на потребление и индивидуалистичны.

4. Ценят честность и откровенность.

5. Быстро взрослеют, занимаясь самообразованием в Интернете.

6. Для них характерен загадочный и ошеломляющий феномен детской многозадачности. Ребёнок, сидя за компьютером, одновременно общается в чате, занимается поиском в сети, скачивает музыку, периодически разговаривает по скайпу, слушает музыку из плейера, пытается делать домашнее задание и при этом пьёт сок и жуёт бутерброд. И пусть это не раздражает — такова жизнь: другой образ жизни предполагает другой темп (надо успеть многое увидеть, сделать, на многое среагировать).

7. Иначе учатся: мотивированно занимаются только тем, что им интересно, и игнорируют при этом то, чем они не заинтересованы.


8. У детей поколения Z по-другому функционирует память: в первую очередь, запоминается не содержание какого-нибудь источника информации в сети, а место, где эта информация находится, а ещё точнее—«путь», способ, как до неё добраться. Память становится не только «неглубокой», но и «короткой».

9. Средняя продолжительность концентрации внимания по сравнению с тем, что было 10−15 лет назад, уменьшилась в десятки раз. Если прежде на уроке ученик мог удерживать внимание в течение 40 минут, и это считалось нормой, то сейчас в классе на такую сосредоточенность способны буквально единицы. 10-15 мин. Максимально способен удержать внимание типичный «зет».

10. У «цифровых аборигенов», как назвал современных подростков американский педагог Марк Пренски, формируется «клиповое мышление», предполагающее переработку информации малыми порциями. Эти люди не будут читать «Войну и мир», они будут читать комиксы и короткие тексты в интернете, которые помещаются на один экран. И переваривать информацию они будут точно таким же образом: быстрее, но короткими порциями.

11. Они гиперактивны. Этим детям трудно долго оставаться сосредоточенными начём-то одном, они очень непоседливы и потому расторможены. Поэтому у них часто возникают проблемы с успеваемостью из-за неусидчивости и нетерпеливости, хотя при этом они и могут быть одарёнными в каких-то отдельных сферах деятельности. И хотя со временем эти черты детского поведения частично сглаживаются, но все-таки в будущем нас ждёт общество бывших гиперактивных детей — гиперактивный социум, в котором люди будут отличаться большей потребностью в новизне, поиске ощущений, меньшей терпеливостью и терпимостью, склонностью к повышенной конфликтности.

12. Поколение «Зет» склонно к аутизации — погружению в себя. Речь идёт об аутизме не в виде расстройства (хотя детей-аутистов становится все больше), а об аутизации как способе взаимодействия с миром, выступающим как защита от проблем современного образа жизни.

Говоря о сложностях понимания и воспитания поколения Z, нельзя не отметить их безусловную особенность, которую можно рассматривать не только как недостаток, но и как преимущество – лёгкость. Она во всем – в мироощущении, в принятии решений и смене интересов. «Зеты» живут «здесь и сейчас», виртуальная жизнь позволяет им быть известным в любой точке мира, они не заводят прочных социальных связей и не привязываются к конкретным местам на карте. Они не боятся остаться без денег и покупать билеты в «один конец».


«Зетам» не нужны (во всяком случае, они сами в этом уверены) 11 лет уроков и четыре года лекций для того, чтобы развиваться, зарабатывать и чувствовать себя счастливыми. Они смотрят вебинары, находясь за тысячи километров от спикеров, читают книги из лучших электронных библиотек всего мира и диплом является для них лишь формальностью, корочкой, которую нужно показать в отделе кадров. С теми же, кто выбрал академическое образование, работа предполагает необходимый учет определенных особенностей этого поколения. Например, «зеты» привыкли «гуглить», формируя поисковый запрос в Интернете, и на четкий запрос получать четкий ответ, так что чтение огромных текстов – не для них. Они привыкли выделять важное из главного и значительно фильтровать количество получаемой информации, что является ключевой компетенцией, необходимой как в информационном обществе, так и обществе, основанном на знаниях. Еще одной особенностью является и то, что конспекты и записи для них не имеют никакого значения, ведь зачем тратить время на пустое переписывание, если одному человеку можно сфотографировать информацию с доски и отправить в общий чат посредством социальных сетей и мессенджеров. Еще одна безусловная особенность «зетов» – коллективное общение в общих чатах. У поколения Z есть привычка к определенной подаче информации – выраженная «харизма» и личностные особенности интересующих спикеров. Так, если зеты смотрят познавательные видео, то у ярких и эмоциональных «блогеров», из новостей в ленте в «избранное» добавляют только красочные картинки и воспринимают только ролики из «Инстаграма» длительностью в минуту.

Соответственно, выстраивая педагогическую систему для «зетов», нужно делать упор на особенности восприятия «зетами» информации – она должна быть представлена просто, ярко, максимально информативно, иметь четкую структуру.

Все эти процессы приводят к изменениям на уровне субъективности человека, формируя новый тип личности. Из чего следует вывод, о необходимости пересмотра образовательной парадигмы, которая была бы направлена на формирование у молодежи следующих умений и навыков:

-создание принципиально нового;

- скорость усвоения и внедрения в собственную жизненную и профессиональную практику новых моделей;

-формирование компетенции инновационного потенциала.

Так как же достичь взаимопонимания между взрослыми и подростками, зная ключевые характеристики каждого поколения?

Разговаривать. Разговаривать о чувствах, эмоциях, о счастье и боли, о заботе и равнодушии, об обиде и как ее убрать, о честности и справедливости. Называть эти чувства, ситуации.

Проговаривать сценарии действий, последствия действий и эмоции для всех сторон, которые участвуют в коммуникации. Говорить о том, что не делай другому того, чего сам по отношению к себе хочешь.

Обсуждать взаимодействие в самых разных форматах – в школе, дома, в кружках. И обязательно в обществе – нужен общественный диалог про хорошее взаимодействие, про «что такое хорошо и что такое плохо».

Родителям подростков Хоумлендеров (Z) , многие из которых Иксы, важно дать своим детям возможность ошибаться в общении и потом исправлять свои ошибки, в том числе в отношениях с другими людьми. Выросшие на улице Иксы, отлично понимают, как разруливать ситуации, а вот детям этого не хватает.

Пришло время нового большого общественного разговора об уважении друг друга: в жизни, в литературе, в кино. Честного разговора, когда появятся смыслы «что такое хорошо и что такое плохо», как беречь и уважать друг друга.

Особенности поколения Z и поколения Альфа.


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Особенности поколения Z и поколения Альфа.

Описание слайда:

Особенности поколения Z и поколения Альфа.

2 слайд

«Теория поколений» «Теория поколений», созданная в конце 20 века, предполагае

Описание слайда:

«Теория поколений» «Теория поколений», созданная в конце 20 века, предполагает, что у людей, которые родились в одно время, пережили похожий опыт в детстве, будут одинаковые ценности. И эти ценности будут отличать их от людей других поколений.

3 слайд

Примерно раз в 20 лет в мире рождается поколение людей с совершенно иным набо

Описание слайда:

Примерно раз в 20 лет в мире рождается поколение людей с совершенно иным набором ценностей ( открыли экономист Нейл Хоув и историк Вильям Штраус) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Мировой таймлайн поколений ____________________________________________________________________________ 1900 - 1923 1923 - 1943 1943 - 1963 1964 - 1984 1984 – 2000* с 2000* «молчаливое» поколение «неизвестное»/ «тринадцатое» поколение (Х - Икс) поколение Z поколение строителей/ победителей, в некторых источниках – «величайшее» поколение поколение беби-бумеров поколение Миллениум, Next (следующее),или поколение Сети (Y-Игрек) * Точные данные расходятся Теория поколений

4 слайд

Психологические особенности поколения Z. Поколение Z (Generation Z, Generatio

Описание слайда:

Психологические особенности поколения Z. Поколение Z (Generation Z, Generation M, Net Generation, Internet Generation, цифровое поколение, потерянное поколение). Годы рождения начиная с 2001-2003 года по разным источникам. Главная мотивация поколения Z — интерес. Отсутствие скуки и захватывающие задачи — часть состояния комфорта поколения Z. Поколение Z — думающие исполнители. Это поколение легко поддается влиянию.

5 слайд

Отличие Z от предыдущих поколений. Это дети мультимедийных технологий. Это по

Описание слайда:

Отличие Z от предыдущих поколений. Это дети мультимедийных технологий. Это поколение, родившееся в информационном обществе. Представители Поколения Z «связаны» между собой благодаря таким вещам, как интернет в целом, YouTube, мобильные телефоны, SMS и MP3-плееры, в этом поколение Z становится синонимом англоязычного термина Digital Native («Цифровой Человек»).

6 слайд

Они более зависимы от цифровых технологий, чем их родители, которые пользовал

Описание слайда:

Они более зависимы от цифровых технологий, чем их родители, которые пользовались телевидением как альтернативой книгам и газетам. Они нетерпеливы и сосредоточены в основном на краткосрочных целях, при этом они менее амбициозны, чем дети из предыдущих поколений. Они более ориентированы на потребление и более индивидуалистичны. Z не склонны становиться частью определённых групп – они настаивают на собственном праве принимать решения.

7 слайд

Формирует и будет дальше формировать взгляды нового поколения Интернет. Из эт

Описание слайда:

Формирует и будет дальше формировать взгляды нового поколения Интернет. Из этой специфики вытекают дальнейшие психологические особенности этого поколения: меньше человеческой коммуникации, больше техногенной.

8 слайд

Поколение Z Они: «клиповое мышление» гиперактивны Склонность к аутизации

Описание слайда:

Поколение Z Они: «клиповое мышление» гиперактивны Склонность к аутизации

9 слайд

Поколение Z Клиповость- это способность краткого и красочного восприятия окру

Описание слайда:

Поколение Z Клиповость- это способность краткого и красочного восприятия окружающего мира посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме видеоклипа, теленовостей или в другом аналогичном виде». Клиповое мышление

10 слайд

Человек не рождается с таким мышлением. Оно вырабатывается при длительном пот

Описание слайда:

Человек не рождается с таким мышлением. Оно вырабатывается при длительном потреблении информации в мозаичном и препарированном виде через музыкальные каналы, СМИ, интернет. В связи с этим, намечается такая тенденция – неспособность многих людей системно воспринимать информацию, системно мыслить и, соответственно, излагать свои мысли. Часто после произнесенной (написанной) фразы, человек не пытается понять ее целиком, а выхватывает кусок-раздражитель, на который у него уже готов заранее ответ.

11 слайд

Поколение Z Гиперактивность как результат клипового сознания Клиповое мышлени

Описание слайда:

Поколение Z Гиперактивность как результат клипового сознания Клиповое мышление обладает не только недостатками — это просто развитие одних когнитивных навыков за счет других. Это феномен поколению «Z», воспитанному в эпоху бума компьютерных и коммуникационных технологий, - их возросшая способность к многозадачности. Дети интернет-поколения одновременно могут слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии, делая при этом уроки. Но, разумеется, платой за многозадачность становятся рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст.

12 слайд

Поколение Z Речь идет об аутизме не в виде расстройства, а о доклинических фо

Описание слайда:

Поколение Z Речь идет об аутизме не в виде расстройства, а о доклинических формах аутизма, рассматриваемых как крайнее проявление тренда эволюции человечества. Аутизация, как способ взаимодействия с миром людей, с детства погруженных в себя и неспособных общаться с окружающими, выступает как защита от проблем современного образа жизни, как способ отгораживания от мира, по сути – способ десоциализации. Склонность к аутизации

13 слайд

Неблагоприятной тенденцией выступает рост одиночества, отвержения, низкий уро

Описание слайда:

Неблагоприятной тенденцией выступает рост одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности, рост тревожности, усугублённой чувством брошенности, ненужности взрослому миру, опустошённости, растерянности, неверия в себя.

14 слайд

Положительные черты: у всей популяции современных детей повышается уровень ин

Описание слайда:

Положительные черты: у всей популяции современных детей повышается уровень интеллекта. Увеличивается категория одарённых детей. Среди них и дети с особо развитым мышлением, и дети, способные влиять на других людей (лидеры), и дети — «золотые руки», и дети, представляющие мир в образах (художественно одарённые дети), и дети, обладающие двигательным талантом (спортсмены).

15 слайд

ЧЕМ ЖЕ ПОКОЛЕНИЕ Z БУДЕТ ОТЛИЧАТЬСЯ ОТ ПРЕДЫДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ? Чем дальше, тем

Описание слайда:

ЧЕМ ЖЕ ПОКОЛЕНИЕ Z БУДЕТ ОТЛИЧАТЬСЯ ОТ ПРЕДЫДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ? Чем дальше, тем больше будет заметна социально-психологическая поляризация, расслоение молодёжи: расслоение интеллектуально-культурное, а не экономическое. Большая часть нового поколения становиться «рабами общественного мнения», точнее — рабами Интернета.

16 слайд

По сравнению с предыдущими поколениями, у новой молодёжи ещё больше обострит

Описание слайда:

По сравнению с предыдущими поколениями, у новой молодёжи ещё больше обострится конфликт отцов и детей, конфликт мировоззренческий. Исчезает традиционная семья.

17 слайд

“Шпаргалки поколения Z : как воспитывать новое поколение?”

Описание слайда:

“Шпаргалки поколения Z : как воспитывать новое поколение?”

18 слайд

Поколение Z У детей цифрового поколения будет больше развита кратковременная

Описание слайда:

Поколение Z У детей цифрового поколения будет больше развита кратковременная память, чем долговременная. Кратковременная память является хранилищем небольших порций информациии. Если человек не считает ее важной, то память быстро избавляется от нее. Информация передается из кратковременной памяти в долговременную в том случае, если мы решаем, что имеет смысл ее хранить. Современному ребенку, имеющему возможность в любое время «погуглить» и найти нужную информацию нет смысла хранить ее в своей памяти Важно

19 слайд

Как воспитывать современных детей? Не усердствовать с запретами Не отгоражива

Описание слайда:

Как воспитывать современных детей? Не усердствовать с запретами Не отгораживать от информации, а помогать систематизировать Поощрять стремление к самореализации Не поучать фразами типа «Я в твои годы» Делиться своими представлениями о жизни Уважать его мнение Поддерживать отношения «на равных» Вникать в их интересы, учиться у них Поддерживать авторитет других взрослых (напр. учителей) Помогать «остаться в реальности» (избегать компьютерной зависимости) Поощрять успехи

20 слайд

Рекомендации родителям поколения Z: • Говорите о своих требованиях коротко и

Описание слайда:

Рекомендации родителям поколения Z: • Говорите о своих требованиях коротко и четко. Используйте « Я- Сообщения» в процессе воспитания. • Ставьте лайки. Чаще хвалите. Похвала для них — не морковка для кролика, а топливо для поезда. Похвала и награды не мотивируют поколение Z, но их отсутствие выбивает из колеи. • Не отбирайте гаджеты. Они в них живут. Не отнимайте у них возможность соцсетей. 

21 слайд

• Займите их досуг. Они не хотят, чтобы их учили, но очень любят учиться. • Н

Описание слайда:

• Займите их досуг. Они не хотят, чтобы их учили, но очень любят учиться. • Найдите им друзей. Индивидуалисты с кучей френдов на самом деле одиноки. Виртуальное общение всё ещё не может заменить дружеские посиделки. Приглашайте их друзей в гости на чай с тортом, например.

22 слайд

• Общаясь чаще и качественнее со своим ребенком, можно донести до него какие-

Описание слайда:

• Общаясь чаще и качественнее со своим ребенком, можно донести до него какие-то истины. Под качественным общением мы понимаем не дежурные “как дела?” и “есть будешь?”, а совсем другие разговоры — без нравоучений, на равных. • Научите подростка адекватно оценивать ситуацию. Он должен понимать, когда можно “прогнуть” систему под свои условия, а когда это будет чистой воды эгоизмом.

23 слайд

• Не пытайтесь изменить вашего ребенка и сделать из него человека, с такими ж

Описание слайда:

• Не пытайтесь изменить вашего ребенка и сделать из него человека, с такими же убеждениями, установками и взглядами как у вас. Примите как факт — он другой, он в чем-то лучше вас. Помогите ему войти во взрослую жизнь, поделитесь своим опытом и присмотритесь повнимательнее — возможно, вам тоже есть чему поучиться у него. • Станьте Интернет-гуру для ребенка. Станьте положительным примером «умного» использования технологий для своего ребенка, и он, сам того не осознавая, будет тянуться за вами и брать с вас пример.

24 слайд

Не забывайте, что молодежь во все времена ругали, мол, не такие, как раньше.

Описание слайда:

Не забывайте, что молодежь во все времена ругали, мол, не такие, как раньше. Вспомним даже «Бородино» Лермонтова:  «Да, были люди в наше время,  Не то, что нынешнее племя:  Богатыри – не вы!»  Помните, у молодежи есть масса преимуществ (вера в себя, рискованность, свежесть восприятия), научитесь их видеть, а главное использовать. 

25 слайд

Малыши, родившиеся после 2010 года, имеют особый характер и особую миссию. Сч

Описание слайда:

Малыши, родившиеся после 2010 года, имеют особый характер и особую миссию. Считается, что примерно каж­дые 20 лет появляется новое поколение со своими ценностями. И вот теперь заговорили об особенном поколении Альфа. О детях, которые попали в вихрь стремительного развития технологий и социальных изменений. Их воспитывают родители из поколений X и Y. Многие мамы родили этих малышей уже после 30-40 лет.

26 слайд

Время Альфа – это период ярких, творческих, гармонично развитых самодостаточн

Описание слайда:

Время Альфа – это период ярких, творческих, гармонично развитых самодостаточных личностей, которые способны достичь высшей реализации и позитивно повлиять на мир вокруг себя!..

27 слайд

Задача родителей – помочь ему найти то, что его радует, вдохновляет и мотивир

Описание слайда:

Задача родителей – помочь ему найти то, что его радует, вдохновляет и мотивирует. Он умеет воспринимать большие объемы информации, чувствителен, раним и не терпит насилия: ни физического, ни морального. Родителям следует учиться договариваться с ним – командные методы уже не работают. Крик и шлепки придется оставить в прошлом.

28 слайд

Люди из поколения Альфа гораздо менее подвержены влиянию формальных правил. Д

Описание слайда:

Люди из поколения Альфа гораздо менее подвержены влиянию формальных правил. Для них важно быть не в системе, а в потоке. Они склонны к самодисциплине, а не к контролю извне.

29 слайд

Дети поколения Альфа станут движущей силой прогресса в нашем столетии. Они бо

Описание слайда:

Дети поколения Альфа станут движущей силой прогресса в нашем столетии. Они более уравновешенные, позитивные, менее агрессивные. И будут стараться примыкать уже не к структурам, конфессиям и организациям, а к образу жизни и мыслей. Они зависимы от технологий, заняты несколькими делами, очень мобильны.

30 слайд

Источники информации: http://rugenerations.livejournal.com/1081.html http://w

Описание слайда:

Источники информации: http://rugenerations.livejournal.com/1081.html http://www.marketing.spb.ru/lib-around/socio/generation.htm https://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_поколений http://www.psj.ru/saver_people/detail.php?ID=77633 http://www.marketing.spb.ru/lib-around/socio/generation.htm http://www.psj.ru/saver_people/detail.php?ID=77633 http://futureruss.ru/wp-content/uploads/2015/05/Зайцева.pdf http://www.trainings.ru/library/dictionary/teoriyapocoleniy/ http://hr.superjob.ru/vnutrennie-kommunikacii/kak-upravlyat-pokoleniem-z-12-sovetov-kak-najti-obschij-yazyk-s-individualistami-zhivuschimi-v-socsetyah-1244/ http://rugenerations.livejournal.com/1081.html

31 слайд

Спасибо за внимание

Описание слайда:

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Курс повышения квалификации

Спасибо за внимание

Курс повышения квалификации

Спасибо за внимание

Курс профессиональной переподготовки

Тьютор

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию:
Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс:
Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник:
Все учебники

Выберите тему:
Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Краткое описание документа:

Примерно раз в 20 лет в мире рождается поколение людей с совершенно иным набором

ценностей ( открыли экономист Нейл Хоув и историк Вильям Штраус).

«Теория поколений», созданная в конце 20 века, предполагает, что у людей, которые родились в одно время, пережили похожий опыт в детстве, будут одинаковые ценности. И эти ценности будут отличать их от людей других поколений.

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-146200

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Часть II Характеристика поколения Z


2.1. Отличие поколения Z от предыдущих поколений

Кто они, дети поколения Z? Почему их так тяжело понять и как взрослым найти общий язык? Сегодня такие вопросы задают родители, педагоги и психологи. Психологический портрет ребенка 21 века заставляет задуматься в первую очередь родителей, общество, педагогов.

О поколении современных детей говорят, что они родились с компьютерной мышью в руке. По данным Marketing Media Review, они действительно намного быстрее и успешнее своих родителей осваивают технические новинки и привыкли, что все должно быть ярким, зрелищным и сенсорным.

Поколение Z– это своеобразное переходное поколение из ХХ века в век XXI, на которое ещё оказывает влияние поколение Миллениум, но в то же время у него формируются собственные черты. Традиционно люди поколения Z рассматриваются как дети родителей из поколения X или иногда даже поколения Y. То, что предыдущие поколения называли «новыми технологиями» или «технологиями будущего», для поколения Z уже настоящее. Именно это, прежде всего, отличает их от Поколения Y, так как детство вторых прошло ещё до технологического бума. Чем же отличаются представители поколения Z от предыдущих поколений? Это дети мультимедийных технологий. Это поколение, родившееся в информационном обществе. Представители поколения Z связаны между собой благодаря таким вещам, как интернет в целом, YouTube, мобильные телефоны, SMS и MP3-плееры, в этом поколение Z становится синонимом англоязычного термина Digital Native («Цифровой Человек»). Родителей же детей Z называют «Digital Immigrant», так как в их детстве большинства всего этого не было. Теперь интернет не ограничивается домашним компьютером и может быть доступен в любой момент благодаря новым мобильным телефонам или карманным устройствам вроде PSP. В этом есть большое сходство поколений Z и Y, но в отличие от вторых Z в большинстве случаев уже родились в те времена, когда интернет полностью вошёл в жизнь современного человека. Они более зависимы от цифровых технологий, чем их родители, которые пользовались телевидением как альтернативой книгам и газетам. Они нетерпеливы и сосредоточены в основном на краткосрочных целях, при этом они менее амбициозны, чем дети из предыдущих поколений. Они более ориентированы на потребление и более индивидуалистичны. Представители поколения Z не склонны становиться частью определённых групп – они настаивают на собственном праве принимать решения, полагаясь и на мнение родителей (хотя не всегда ему следуя).

Развитие цифровых технологий сделало их поколением, выросшим в цифровой среде – почти всю информацию они получают из Сети. Их неограниченный доступ к информации придает им уверенности в своих взглядах, которые далеко не всегда правильны. Поколение «юзеров» – они используют все средства для общения в Сети – сутками сидят в социальных сетях, играют в онлайновые игры, постоянно рассказывают о своей жизни в блогах и общаются в Telegram или в Skypе. Общению в виртуальном пространстве часто отдается приоритет при выборе между личной встречей и обсуждению вопросов посредством электронной почты или службы мгновенных сообщений. Ценят честность и откровенность. Многие живут в Сети в придуманных мирах, но некоторые пишут правдиво и откровенно – они очень открыты и это часто шокирует людей старшего возраста. Людей этого поколения отличает, прежде всего, максимальная приближенность к информации, с которой они умеют отлично работать.

Дети сейчас фактически рождаются с мобильным телефоном в руках, а первой игрушкой для них становится компьютер. Те, кому сейчас 30 и более лет, были воспитаны на книгах, но поколение Z мыслит совершенно иными категориями. Максимум, что они могут прочитать – какую-нибудь статью, но гораздо привычнее для них мини-новости, формат твитов и статусов в социальных сетях. Образ их мыслей отличается фрагментарностью, а в некоторых вопросах поверхностностью. Они быстро взрослеют, занимаясь самообразованием в Интернете.

Поколение Z обитает в виртуальном мире – они, в отличие от представителей старших поколений, менее склонны совершать поездки и выходить из своих домов. Виртуальные развлечения выходят на первый план. Растущие в Сети дети привыкли, что их желания в виртуальной реальности всегда исполняются, но, чтобы этого добиться в реальной жизни, часто недостаточно просто нажать на кнопку, поэтому дети поколения Z еще долго будут обеспечивать работой психоаналитиков и психотерапевтов. Они – поколение опытных потребителей, равнодушных к брендам, знающих, чего они хотят и как это получить. А вот как описывает Поколение Z американский детский психолог Шерри Постник-Гудвин: «Они предпочтут текстовое сообщение разговору. Они общаются в сети – часто с друзьями, с которыми никогда не виделись. Они редко бывают на улице, если только родители не организуют их досуг. Они не представляют себе жизни без мобильных телефонов. Они никогда не видели мира, в котором не было высоких технологий или терроризма. Компьютеры они предпочитают книгам и во всём стремятся к немедленным результатам. Они выросли в эпоху экономической депрессии, и от них всеми ожидается лишь одно – быть успешными. Большинство из них очень быстро взрослеют, видя себя значительно старше своих лет».

Формирует и будет дальше формировать взгляды нового поколения Интернет. Обучение, и общение со сверстниками будет становиться все более онлайновым. Отсюда, из специфики такого привычного для нового поколения виртуального способа коммуникации с окружающим миром, и вытекают дальнейшие психологические особенности этого поколения. Меньше человеческой коммуникации, больше техногенной. Уже сейчас видно, что дети и подростки лучше разбираются в технике, в чем-то материальном, чем в человеческих эмоциях и в человеческом поведении. Это отражается даже на общении детей с родителями: коммуникативная дистанция между ними увеличивается, и цепочка социального наследования, передачи опыта прерывается. Нынче родители все меньше играют роль авторитета для своих детей,– всезнающим авторитетом для последних становится интернет. Ну, а если дети не учатся у родителей, тогда родители начинают учиться у своих детей (префигуративное общество, которое начинает формироваться уже сегодня).

2.2. Особенности познавательной сферы поколения Z

Основной отличительной особенностью нового поколения является клиповое мышление. Клиповость - это способность краткого и красочного восприятия окружающего мира посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме видеоклипа, теленовостей или в другом аналогичном виде.

Обладатель клипового мышления оперирует только смыслами фиксированной длины и не может работать с семиотическими структурами произвольной сложности. Внешне это проявляется в том, что человек не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, и у него снижена способность к анализу.

Естественно, человек не рождается с таким мышлением. Оно вырабатывается при длительном потреблении информации в мозаичном и препарированном виде через музыкальные каналы, СМИ, интернет.

Анализ ситуации, сложившейся в обществе в целом и в образовании в частности, позволяет сделать вывод: клиповое сознание вошло в детей и необходимо найти пути и возможности грамотного его применения как в образовательном процессе так во всех жизненных аспектах. Чтобы вычленяя краткую информацию, картинку обрывка мира, в дальнейшем передавать фундаментальные знания.

Что происходит сейчас на уроке? Учащийся не может сосредоточиться и слушать учителя более 10-15 минут, он устает и утрачивает внимание, особенно если ему подаваемая информация не совсем интересна. Если учащийся еще и не может «ухватить» о чем идет речь, то он переключается на любое другое занятие.

У подростков «клиповость» проявляется более ярко и связано это, во-первых, с тем, что они находятся «на виду» у педагогов, требующих от них читать первоисточники, конспектировать, и когда они этого не делают, начинается поиск интерактивных методов обучения и воздействия; во-вторых, с глобальной информатизацией общества и невероятно ускорившимся за последний десяток лет темпом обмена информацией, которая вселяет в подростка уверенность в быстром простом решении сложной для него задачи: зачем идти в библиотеку, чтобы взять, когда достаточно открыть Google, найти, скачать из сети и посмотреть экранизацию романа.

Но стоит отметить, что клиповое мышление обладает не только недостатками — это просто развитие одних когнитивных навыков за счет других. Это феномен, присущий, по мнению Ларри Розена (профессора психологии в Университете штата Калифорния), поколению Z, воспитанному в эпоху бума компьютерных и коммуникационных технологий, их возросшая способность к многозадачности. Дети интернет-поколения одновременно могут слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии, делая при этом уроки. Но, разумеется, платой за многозадачность становятся рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст.

Сегодняшние дети не умеют строить проблемную коммуникацию и вообще перестают ценить живое общение. Например, они все меньше понимают, как относиться к учителю и зачем он вообще нужен, поскольку компьютер «знает», т.е. помнит в миллионы раз больше, чем учитель. Находясь под прессингом различных дискурсов, обрушивающихся на них через интернет, учащиеся, как правило, совершенно не осознают, что и как на них «осело», почему они вдруг начинают говорить так, а не иначе. Они охотно вступают в языковую игру по любому вопросу, но при этом оказываются не способны различить, когда они думают сами и отстаивают действительно свою позицию, а когда они всего лишь воспроизводят скаченную накануне информацию.

Интернет затрудняет сегодня формирование не только теоретического, но и проектного мышления у школьников. Компьютер создает иллюзию, что человек может проникнуть в любое пространство и подействовать там. На самом же деле он может познакомиться только с особенностями дискурса, характерного для данного пространства, коммуникативно проиграть какую-нибудь схему действия, но не продействовать.

Учащиеся, привыкнув к жизни в компьютере, оказываются в большом затруднении, когда их помещаешь в такую ситуацию, где им приходится действовать, а не говорить про действие и не играть в компьютерную игру: т.е. ставить цели, вступать во взаимодействие с другими учащимися, передавать им свой замысел, реализовывать его, заново формулировать цели и проектировать действие, уже исходя из полученного опыта, и т.д. Обучать этому школьников с каждым годом становится все труднее и труднее.

«Клиповое» мышление в том его виде, как оно сложилось и используется сейчас, вполне в силах уничтожить теоретическое мышление и классическое образование. Это вполне реальная перспектива.

Но противостоять этому можно. Но не столько изнутри образования, сколько используя возможности самого интернета.

Что происходит с вниманием у представителей поколения Z? Внимание – это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления. Особенно для педагогического процесса важна концентрация внимания. В классических учебниках по возрастной психологии можно прочитать, что в младшем школьном возрасте отмечается слабость произвольного внимания, поэтому от педагога требуется короткая мотивация (поощрение, похвала). Но вот уже в подростковом возрасте формирование внимания приобретает такие качества как устойчивость произвольного внимания. Нарастает объем внимания, а также способность к переключению. Подросток уже способен организовывать и контролировать свое внимание. Учителю уже не требуется прилагать столько усилий, чтобы привлечь внимание учеников, как, в случае с младшими школьниками.

Специальных исследований особенностей внимания цифрового поколения пока в России не было. Однако на основе зарубежных исследований можно с уверенностью сказать, что устойчивость внимания у школьников уменьшается в десятки раз по сравнению с предыдущим поколением, а вот переключение и распределение внимания развиты хорошо. Если 10 лет назад ребенок мог удерживать внимание 45 минут, то сейчас это происходит уже совсем на другой основе. И это тоже связано с клиповым мышлением.

Особенно необходима в процессе обучения память. Ученикам требуется запоминать большое количество школьного материала. Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того что человек отражал, делал или переживал. Память всегда содержит в себе такие процессы, как: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание. Эти характеристики памяти являются неотъемлемыми частями учебного процесса в целом. Но и в этой сфере существуют возрастные различия. У младших школьников память отличается больше склонностью к механическому запоминанию, но уже развивается «умение управлять своей памятью». Подростки уже отличаются тем, что «память становиться более произвольной». Процессы памяти контролируются и организуются самим ребенком - подростком. Что более всего характерно для этого возраста, «увеличиваются быстрота запоминания и объем материала хранящегося в памяти». Также у детей переходного подросткового возраста заметно улучшение продуктивности памяти и установление сложных ассоциаций. Старшеклассники обладают уже более устойчивым контролем над процессами памяти. Они могут свободнее запоминать, сохранять и воспроизводить в памяти выученный школьный материал.

Как отличаются особенности памяти у представителей разных поколений, и в частности, какие особенности памяти у цифрового поколения? У детей цифрового поколения будет больше развита кратковременная память, чем долговременная. Кратковременная память является хранилищем небольших порций информации. Если человек не считает ее важной, то память быстро избавляется от нее. Долговременная память надежно сохраняет информацию в течение длительного времени. Информация передается из кратковременной памяти в долговременную в том случае, если человек решает, что имеет смысл ее хранить. Современному ребенку, имеющему возможность в любое время «погуглить» и найти нужную информацию нет смысла хранить ее в своей памяти. Изменяется и структура мнемонических процессов. Современные подростки совершенно точно запоминают не содержание, а место, где находится какая-либо информация. Меняется интенсивность мнемонических процессов. Если раньше человек мог держать в памяти большое количество телефонов, адресов и т.д., то теперь все это записано и нет смысла запоминать. И если у поколения Х и Y эти изменения наслаиваются на то, что было, то у детей поколения Z в принципе формируется другая память, другие процессы запоминания. У современных детей также изменилось и восприятие. Дети, которые проводят очень много времени за компьютером, в интернете получают определенную депривацию, т.е. лишаются определенных сенсорных сигналов, которые связаны с окружающим миром – запахи, прикосновения и.т.д.

2.3. Личностные особенности поколения Z

В наиболее ярком виде психологические особенности нового поколения можно наблюдать в их крайних проявлениях, в форме определенных психологических синдромов.

Во-первых, это гиперактивность как результат клипового сознания. Это дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Этим детям трудно долго оставаться сосредоточенными на чем-то одном, они очень непоседливы и потому расторможены, гиперактивны. Поэтому у таких детей часто возникают проблемы с успеваемостью из-за неусидчивости и нетерпеливости, хотя при этом они и могут быть одаренными в каких-то отдельных сферах деятельности. Избыток информации, который обрушивается на детскую голову с первых лет жизни, приводит к нарушению возрастного развития нервной системы. Вот почему эти дети повышенно возбудимы, впечатлительны, непоседливы и менее послушны.

И хотя со временем эти черты детского поведения частично сглаживаются, но все-таки в будущем нас ждет общество бывших гиперактивных детей. Гиперактивный социум, в котором люди будут отличаться большей потребностью в новизне, поиске ощущений, меньшей терпеливостью и терпимостью, склонностью к повышенной конфликтности.

Вторая черта «поколения будущего» − склонность к аутизации. Речь идет об аутизме не в виде расстройства (хотя детей-аутистов становится все больше), а о доклинических формах аутизма, рассматриваемых как крайнее проявление тренда эволюции человечества. Аутизация, как способ взаимодействия с миром людей, с детства погруженных в себя и неспособных общаться с окружающими, выступает как защита от проблем современного образа жизни, как способ отгораживания от мира, по сути – способ десоциализации.

С одной стороны, поколение Z становится менее общительным, более погруженным в себя и виртуальный мир и фантазии. На языке психологии – более интравертированным. С другой стороны, детский эгоцентризм, для ребенка это естественно – думать исключительно о себе. Быть ребенком в настоящее время – статус особенный, тысячи брендов дерутся за внимание ребенка и родительские деньги: кинокомпании выпускают фильмы про супергероев, интернет заполнен видеоиграми на любой вкус, школы предлагают программы для гениев. Поэтому больше не нужно спешить вырасти, чтобы получать преимущества взрослых. И это серьезная причина привыкнуть к тому, что весь мир крутится вокруг тебя. Применительно к человеку взрослому это правильно назвать индивидуализмом. Таким образом, психологический диагноз нового поколения – интровертированный индивидуализм.

Главный социально-психологический тренд для нового поколения – это инфантилизация. Она проявляется в том, что взрослые люди сохраняют детские черты и соответственно во «взрослых» ситуациях ведут себя по-детски, не осознавая этого. Соответственно, подростки будут менее ответственными, менее исполнительными, они не готовы признавать свою вину за срывы и неадекватное выполнение каких-то работ. Но при этом, как дети, будут постоянно ожидать от окружающих и от учителя безусловной положительной оценки всего, что они делают.

Характерной чертой поколения Z является отсутствие критичности. Почему? Зачем думать самостоятельно, если можно написать свой вопрос в поисковую строку. Больше не нужно запоминать огромные массивы информации, так как проще воспользоваться знаниями мировой паутины, которая все решит сама. С одной стороны, такие возможности помогают современным учащимся искать большое количество информации, находить ответы и поражать родителей своими навыками. С другой стороны, кажущаяся легкость бытия заражает сознание вирусом некритичности. Потому что учащемуся не нужно больше прилагать усилия, думать самому, создавать что-то с нуля – все уже придумано. Никаких проблем по решению трудных задач, можно просто получить чужие знания во временное пользование.

Отличительной чертой поколения Z является «витание в фантазиях». Основной причиной оторванности от реальности является вовсе не возраст, как может показаться, а чересчур навязчивая массовая культура.

«Детям катастрофически не хватает простых историй о человеческих чувствах, - говорит Орсен Джонсон, эксперт по детской психологии. – Поколение Z нуждается в реальных историях, однако вместо этого молодёжь поклоняется жестокой псевдолитературе вроде «Голодных игр» и «Дивергента».

Кроме того, психологи сильно обеспокоены тем, что производители детских книг и фильмов стали очень редко использовать в качестве героев обыкновенных животных. На их место пришли роботы, вампиры, зомби, супер-герои и прочие выдуманные персонажи. Между тем, ещё в середине прошлого века медики доказали, что отличительные черты характеров животных и птиц помогают детям лучше познать окружающую реальность.

По сравнению с предыдущими поколениями у новой молодежи еще больше обострится конфликт отцов и детей, конфликт мировоззренческий. Углубляется разрыв поколений, и то, что дети должны воспринимать от родителей – жизненный опыт и т.д., сейчас они в основном отбрасывают. Для них взгляды родителей безнадежно устарели.

Следующий важный момент – исчезает традиционная семья. Эта тенденция сейчас уже явно проявляется, она существует в обществе как долгосрочный тренд. Для нового поколения, когда они вырастут, психологические проблемы создания семьи будут еще более острыми. У них нет личного опыта жизни в полной семье, семье, где много детей. Это тоже важно. Почему новая молодежь будет более эгоцентричной? Эти дети вырастают в семьях, где есть единственный ребенок, автоматически представляющий собой центр внимания. Ребенок привыкает к такому положению вещей и полагает, что и другие люди должны к нему относиться так же, как родители. С таким инфантильным эгоцентричным убеждением он и выходит в самостоятельную жизнь.

Новые формы семейных отношений – это суррогатные формы брака. Это уже не брак гражданский, а так называемая семья выходного дня. Люди вместе не живут, а только проводят выходные. Или серийный брак, когда обе стороны заранее знают, что это не надолго, год-полтора, максимум два. И в некотором смысле получается, что информационный прогресс в обществе на семью и детей влияет парадоксальным образом: возникает регресс.

Семейный круг, встречи родных тоже будут уходить в прошлое, и лет через 15-20 они станут виртуальными и общаться люди будут по аналогу Skype. Уже сейчас есть молодые люди, которые живя отдельно от родителей (но за их счет), общаются с родителями только по телефону или через сеть. И дело не в отдельно взятых семьях, к сожалению, это закономерность, образ жизни подталкивает молодежь именно к такому поведению.

Молодым людям будет все сложнее создать семью. Гораздо комфортнее жить у себя в квартире одному, никого никогда не видеть. Поэтому создание семьи будет требовать вполне определенных усилий.

У нового поколения возникает размывание жизненных принципов и жизненных ориентиров. Происходит это в силу нескольких причин. Первая – быстрое изменение жизни, вследствие которого отдельные жизненные принципы, а то и стиль жизни в целом устаревают. Второе – мировоззренческий разрыв с родителями, жизненные принципы старших становятся для молодежи неактуальными. И, наконец, третье – избыточность информации, или информационная перегруженность, являющаяся неотъемлемой чертой современного информационного общества.

Получается, что человек живет как бы в тумане, в котором ориентиры не видны. Как было раньше? Не успел родиться, как общество все за тебя решило: где учиться, кем работать, когда жениться и во сколько отправляться на пенсию. Не было свободы выбора, прически, интерьер в квартирах – все было одинаковым. Сейчас мир изменился, хочешь жить – вертись, ты полностью свободен в своих решениях, но и сам отвечаешь за последствия, а это пугает. Кем быть, какую профессию выбрать – личное дело каждого, лишь бы смог самореализоваться. Завышенные ожидания от мира, тысяча поверхностных знаний и желание найти особенный уникальный путь, который осчастливит – вот это и давит на подростка больше всего. Он боится ошибиться, прогадать.

Многие родители признаются в том, что самое страшное для них на данный момент заключается в том, что у детей абсолютно нет цели. У них есть чувство дисциплины и ответственности, но полностью отсутствует свойственный предыдущим поколениям энтузиазм и тяга к познанию мира. Они ждут лидера, который поведёт их за собой.

Отсюда появляется соблазн убежать от выбора совсем, отвлечься на новомодные развлечения, которые так услужливо предлагает мир.

Особенности потребителей поколений x, y, z


Одним из самых значимых критериев при отборе целевой аудитории является возраст. Однако это не только цифры или особенности мышления в подростковом или более зрелом возрасте. Год рождения указывает на принадлежность к тому или иному типу поколения, имеющего свои поведенческие особенности.

1

Теорию поколений разработали в 1991 году, основоположниками этой теории стали Нейл Хоув и  Уильям Штраус. Согласно этой теории, причины конфликта «отцов и детей» объясняются не просто различиями в особенностях взаимодействия с  миром на том или ином этапе взросления – иначе человек последовательно проходил все эти этапы по мере взросления. Исследователи, основываясь на изучении населения США, выявили несколько поколений:

1900–1923. Поколение GI ( «поколение победителей»).

1923–1943. «Молчаливое поколение».

1943–1963. Поколение «беби-бумеров»

1963–1984. Поколение X

1984–2000. Поколение Y или «поколение Миллениума»

2000–2020. Поколение Z или «поколение MeMeMe»

Конечно, между поколениями нет четких границ, людей, рожденных на стыке дат (три года до, три года после) называют «эхом поколения». Согласно теории,  цикл поколений состоит из четырех типов и повторяется каждые 80 лет. Современный мир диктует свои условия, и мировая массовая культура оказывает все большее влияние на подрастающее поколение, поэтому сейчас дети и подростки в разных странах смотрят одни и те же мультфильмы, мечтают об одних и тех же подарках, и вырастая транслируют  одни и те же ценности.

 В основном, в качестве потребителей сейчас выступают представители последних трех поколений, доля поколения «беби-бумеров», родившихся после Второй Мировой войны, крайне мала и неуклонно сокращается. Поколение Z только  выходит на сцену – у подростков еще мало собственных ресурсов и о специфических чертах нового поколения еще ведутся ожесточенные дискуссии. Впрочем, уже сейчас можно сказать, что на формирование их личностей большое влияние оказали современная доступность информации и всеобщая публичность, ставшая доступной благодаря интернету. У нового поколения гораздо раньше формируется покупательская модель. Они раньше становятся лицами, делающими выбор среди тех или иных товаров и услуг. Представители этого поколения остро переживают утрату современных средств связи. Оставшись без гаджета, они с трудом выбирают иной вид досуга (это частично относится и представителям предыдущего поколения, а вот X, оставшись без интернета, легко переключится на чтение книги).

1

Маркетинговые сообщения к поколению Y все больше апеллируют к эмоциям. Это поколение любит новые яркие впечатления. Даже в рекламе дорогостоящих товаров начинают рекламировать не сам продукт и его функциональные возможности, а эмоции, которые он принесет обладателю.  Другой основной ценностью для этого поколения является общение. В век информационных технологий люди все равно испытывают нужду в близком межличностном общении, поэтому рекламные компании (например,  Тинькофф «Перейдем на Т»), обыгрывающие эту темы «цепляют» аудиторию. А вот поколение X больше ценит функциональность товара. По сравнению с родителями Y часто откладывают вступление в брак и рождение детей на более поздний срок.

Также особенностями поколений X и Y является то, что старшие любят обучать, а молодежь учиться. При этом Y не склонны к получению системного образования, они предпочитают изучать те аспекты, которым легко можно найти практическое применение. Поэтому потребители поколения Y так активно участвуют в различных тренингах, инфобизнес обрел в их лице преданных клиентов.

У поколения Y часто встречаются завышенные ожидания. Эти люди ожидают, что мир заметит их уникальность и оценит ее по достоинству. Это поколение также называют цифровыми мигрантами – они не использовали интернет в детстве, но легко адаптировались и активно пользуются сетью. Создание улучшенного образа в социальных сетях — одна из поведенческих тенденций данного поколения.

3

О самом юном поколении – поколении Z говорят, что они «цифровые люди» Для их поколения интернет стал ресурсом, доступным в любой момент, чтобы найти что-то в сети, больше не нужен компьютер.  Благодаря появлению фриланса и удаленной работы многие из родителей поколения Z уделяют больше внимания детям, проводят с ними больше времени. Мир поколения Z шире, они не устанавливают прочных связей, если им не нравится что-то, они просто выбирают другой вариант – глобальная сеть дарит кучу возможностей. Эти люди предпочтут получить быстрый результат,  а не добиваться амбициозной цели. Их главная мотивация – интерес. Жизнь этого поколения неотрывно связана с гаджетами и социальными сетями, поэтому рекламные коммуникации лучше всего строить с использованием именно этих каналов. Без сомнения, это поколение, войдя в силу откроет больше своих граней, но общие тенденции можно оценить уже сегодня.

Теория поколений: беби-бумеры, поколения X, Y, Z и Альфа


Все больше профессионалов из сферы маркетинга обращают внимание на теорию поколений. Неудивительно, что у них возникает много вопросов о разных поколениях. 

Кроме беби-бумеров, поколений X, Y, Z, недавно появилось и поколение Альфа. Теоретические знания о них помогут лучше понять, кто ваша целевая аудитория, какая психология стоит за маркетингом для различных поколений, что такое новое поколение Альфа и как оно повлияет на мировой рынок в ближайшие годы.

Ответы на эти вопросы сложные и очень важные. Мы собрали всю информацию, которую вам стоит знать, – от теории поколений до детального обзора целевого маркетинга для каждого из них. Мы также подготовили четыре коллекции тематических изображений, которые вы можете использовать для своих креативных проектов. 

 

Теория поколений

Одной из первых попыток объяснить, что такое поколение, была работа Карла Мангейма “Проблема поколений” начала прошлого века. Ученый определил, что поколение – это группа людей одного возраста, которые жили в одной исторической среде и были свидетелями одних и тех же событий.   

Generations Explained Baby Boomers, Generations X, Y, Z, and AlphaGenerations Explained Baby Boomers, Generations X, Y, Z, and Alpha

В конце 20 века вышли еще две книги о теории поколений. “Поколения: история будущего Америки, 1584-2069” и “Четвертое превращение” Нила Хоува и Уильяма Штрауса представили детальную интерпретацию различных поколений, а также определили циклы и архетипы каждого из них. По мнению авторов, поколение – это группа людей, которые родились в течение 20 лет. Кроме возраста, их также различают по убеждениям и поведению. 

Все определения и предположения, которые авторы представили в своих книгах, позже объединили в теорию поколений Хоува-Штрауса. Их идеи заслуживают внимания как в американском, так и в глобальном контексте. Мы рассмотрим самые интересные и распространенные из них.

Поколения и их циклы по теории Хоува-Штрауса

В книге “Поколения: история будущего Америки, 1584-2069” ученые определили поколения, начиная с Артурианского (рожденные в 1433-1460 гг.) до поколения Z (рожденные в 21 веке). Проводя свои исследования, они заметили повторяющиеся модели (превращения) событий во всех поколениях и разделили их на четыре категории:

  • Подъем;
  • Пробуждение;
  • Спад;
  • Кризис.

Female musical quartetFemale musical quartet

Подъем – это период, когда институты были сильны. В это время решения принимали коллективно, а индивидуализм находился в упадке. В последний раз это превращение происходило во времена Молчаливого поколения – людей, рожденных до и во время Второй мировой войны (1925-1942). Они ценили стабильность, стремились получить работу в корпорациях и рано выходили замуж.

Следующее превращение – Пробуждение. Это был период, когда люди устали от дисциплины, навязанной институтами, и искали способы восстановить личную независимость. Если посмотреть на времена взросления беби-бумеров (1943-1960), тогда происходило много контркультурных и радикальных событий, как подъем движения хиппи, рок-н-ролла и сексуальная революция.

После Пробуждения идет Спад – период, противоположный Подъему. В это время основное внимание было на сильных и уверенных личностях – поколение X (рожденные в 1961-1981 гг.). Но острое желание групп быть автономными привело к культурной войне в США, когда каждая из групп считала, что ее ценности и убеждения важнее, чем у других. 

Спад вызывает серьезные противоречия между людьми и приводит к Кризису. В этот период люди приходят к пониманию, что институты важны, и начинают создавать их почти с нуля. Поколение снова относит себя к большой группе, вовлекается в гражданские вопросы. Мы могли видеть подобные события во времена поколения миллениалов (рожденные в 1982-2004 гг.).

Но превращения – не единственная последовательность, которую обнаружили Хоув и Штраус. Переживая определенные события, поколения также получают похожие архетипы, которые заставляют их следовать схожим поведенческим моделям от одной эпохи к другой. 

Music festivalMusic festival

Современные поколения и их архетипы

Хотя в книге описано более 20 поколений, мы рассмотрим четыре из них. Это поколения, на которые вы можете направить свои маркетинговые усилия, – беби-бумеры, поколения X, Y, Z – и их архетипы.

Хоув и Штраус выделяют четыре архетипа поколений:

    • Пророк;
    • Странник;
    • Герой;
    • Художник.

Поколения Пророков рождаются после кризиса или войны, как беби-бумеры. Они становятся свидетелями Пробуждения в юности и Кризиса в старости. Они отдают предпочтение индивидуальности и духовности, главное для них – вопросы религии и ценности. 

Странники – рожденные во время Пробуждения, как поколение X. Этот архетип из времен, когда институты уступают место личностям. Они развивают духовность еще больше, чем Пророки, концентрируясь на вопросах выживания, свободы и чести в среднем возрасте. Их старение приходится на посткризисную эпоху. 

Герой – архетип, который приходит после Пробуждения. Эти люди – уже сильные личности, живущие в эпоху изобилия, как миллениалы. По мере взросления они понимают ценность командной работы и сообщества, полагаются на технологии.

Последний архетип – Художник. Рожденные во времена кризиса, как поколение Z, эти люди сталкиваются с последствиями жизни предыдущих поколений. Они жертвуют личными нуждами ради коллектива и уступают дорогу институтам. 

lonely woman walking on beachlonely woman walking on beach

Логика цикличности архетипов в том, что каждый пытается компенсировать поведение и ошибки, допущенные предыдущим поколением. Архетипы идут рука об руку с четырьмя превращениями. Таким образом, у вас есть возможность прогнозировать события, которые могут произойти в течение жизни поколения. 

В следующих пунктах вы найдете главные особенности современных поколений и узнаете, как им продавать.

Поколение беби-бумеров

Кто такие беби-бумеры

Поколение беби-бумеров – это люди, рожденные с 1943 по 1960 годы. Старшим беби-бумерам в 2020 году исполнится 77 лет, а младшим будет 60. Они – родители поколения X и прародители миллениалов.

Поколение получило свое название благодаря всплеску рождаемости, который произошел сразу после Второй мировой войны.

Беби-бумеры – очень противоречивое поколение. С одной стороны, они относятся к архетипу Пророка и ценят индивидуальность. Они были рождены во время Пробуждения и вызвали радикальные, контркультурные движения, как хиппи, сексуальная и психоделическая революция. На них оказали влияние Энди Уорхол, The Beatles, Боб Дилан, Элвис и другие выдающиеся артисты. Но беби-бумеры были достаточно консервативными в своих действиях. Они много и тяжело работали, чтобы обеспечить себя, не уделяли время отдыху и много лет оставались на одной работе.

Generation Baby BoomersGeneration Baby Boomers

Как продавать беби-бумерам

В 2017 году статистика показывала, что только в США более 72 миллионов беби-бумеров. Это одна из самых многочисленных групп потребителей, и в то же время она наименее материалистичная. Беби-бумеры уделяют много внимания духовным ценностям и предпочитают традиционные способы общения, что подтверждает исследование Калифорнийского университета. 

Выбирая продукт или услугу, беби-бумеры думают о рациональном потреблении. Они культивировали идею уважения ко всем людям во времена движений за гражданские права и руководствуются ей в отношении вещей. У них есть собственный моральный кодекс, и, возможно, вы не раз слышали от своих родителей или же их родителей утверждение, что важно знать ценность вещей. 

Их тип мышления в некоторой степени отражен в меме “Ok boomer”. Он стал ответом на заявление беби-бумеров о том, что у поколения Z синдром Питера Пэна и его представители не хотят взрослеть.

Но не стоит недооценивать поколение беби-бумеров, ведь с течением времени они меняли свои взгляды и приоритеты и приспосабливались к современному миру. В то же время консерватизм все еще остается их ключевой характеристикой.

Также важно учесть, что беби-бумеры – первое поколение, которое выросло на телевидении. Это определило маркетинговые каналы, которые стоит использовать. В 2020 году телереклама все так же привлекает внимание этих людей, в отличие от следующих поколений. Посмотрите нашу коллекцию с тематическими изображениями. 

Посмотреть коллекцию

Happy senior couple Happy senior couple

Поколение X или поколение MTV 

Что такое поколение X

Поколение X – люди, рожденные с 1961 по 1981 годы. Самым старшим представителям этого поколения в 2020 году исполнится 59 лет, а самым молодым – 39 лет. Поколение X – это родители миллениалов и прародители поколения Z. Их также называют самостоятельным поколением, ведь их родители (беби-бумеры) были сосредоточены на работе. Дети поколения X возвращались из школы в пустые дома и чаще оставались под присмотром старших братьев и сестер, а не взрослых. В подростковом возрасте на них оказал сильное влияние телеканал MTV, отсюда еще одно альтернативное название поколения. 

Как продавать поколению X

Из всех поколений, о которых мы рассказываем в этой статье, поколение X самое немногочисленное. В 2017 году количество его представителей в США была около 65 миллионов. Они родились во время Спада, когда процветал индивидуализм. Все их ценности были сосредоточены на духовности и небольшой группе, к которой они принадлежали. Они выросли во время культурной войны в 90-х и стали свидетелями теракта 11 сентября. 

В отличие от беби-бумеров, они стараются сохранить баланс между работой и личной жизнью и готовы тратить намного больше денег на отдых.

Если беби-бумеры стали первым поколением, у которого дома были телевизоры, на подростковый возраст представителей поколения X пришлось развитие компьютеров. Это сильно повлияло на то, как они потребляют товары. 

 laughing little girl  laughing little girl

Хотя телевидение остается одним из главных источников развлечений для этого поколения, его также привлекает цифровой мир. Согласно исследованию GlobalWebIndex, треть просмотров телевидения приходится на онлайн. В то же время поколение X пользуется соцсетями почти наравне с миллениалами. Это подтверждают данные статистики GlobalWebIndex:

  • 39% используют соцсети, чтобы узнать о последних новостях и событиях;
  • 37% хотят быть на связи с друзьями;
  • 28% используют соцсети, чтобы найти и купить товары.

Возможно, эти показатели не такие высокие, как у миллениалов или поколения Z, но представители поколения X также дают маркетологам возможность охватить их с помощью цифровых каналов, а не только традиционных. Это коллекция фото, иллюстрирующая поколение X.

Посмотреть коллекцию

Миллениалы или поколение Y

Что такое поколение Y

Поколение Y, или миллениалы, – это группа людей, рожденных с 1982 по 2004 годы. Самым старшим из них в 2020 году исполнится 38 лет, а самым младшим всего 16 лет. Этот временной отрезок определили Хоув и Штраус. В то же время в Исследовательском центре Пью (Вашингтон) миллениалами называют рожденных до 1996 года и утверждают, что с 1997 года пришло новое поколение. Последнее определение используют чаще всего. Согла

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о