Site Loader

Перечислите объективные показатели которые вы используете для оценки: Какие показатели самоконтроля являются объективными и субъективными: что относится – описание, особенности, виды и список

Содержание

описание, особенности, виды и список


Профессиональные спортсмены, а также люди, активно и систематически занимающиеся физическими упражнениями, используют субъективные и объективные показатели самоконтроля для соблюдения правильного, безопасного ритма тренировок.

объективные показатели самоконтроля

Получение данных о том, как занятия физическими упражнениями влияют на организм тренирующихся, их анализ и коррекция в соответствии с нормой называются контролем. На практике этот контроль представляет собой специальные проверки, которые включены в программу занятий по физическому воспитанию для оптимизации учебно-тренировочного процесса. С их помощью наблюдающим доступно ведение систематического учета в двух самых важных направлениях:

  1. Насколько усвоена техника двигательных действий.
  2. На каком уровне развития находятся физические качества.к объективным показателям самоконтроля относятся

Контроль может быть следующим:

  • Поэтапным: оценивание того, какую спортивно-техническую и тактическую подготовку имеют занимающиеся в ходе конкретного этапа.

  • Текущим: фиксация повседневных изменений в процессе подготовки.
  • Оперативным: быстрое оценивание состояния занимающегося в данный момент времени.

Методика контроля

Для реализации указанных целей наблюдающие проводят анкетирование тренирующихся, анализируют рабочую документацию процесса, наблюдают за ходом занятий, регистрируют функциональные и другие показатели, а также тестируют уровень подготовленности в различных аспектах.

Наряду с внешними наблюдениями, изучением показателей и состояния тренирующегося большое значение имеет самоконтроль. Его средством становятся субъективные и объективные показатели самоконтроля физического состояния, фиксируемые самим занимающимся, а результатом является упорядоченный набор данных, Анализируя эти сведения, специалисты, которые принимают участие в подготовке спортсмена, могут получить уникальную информацию (недоступную для других видов исследований) и сделать много важных выводов.

объективные показатели самоконтроля физического состояния

Содержание самоконтроля

Спортсмен, прибегающий к самоконтролю, регулярно наблюдает за тем, каково состояние его здоровья, физического развития и физподготовки, а также за тем, как эти показатели изменяются в результате тренировок. Это необходимо для сохранения тренирующего эффекта занятий и исключения вероятности возникновения нарушений здоровья. Спортсмен измеряет и фиксирует свое состояние, используя субъективные и объективные показатели самоконтроля на занятиях физическими упражнениями и между ними.

Для чего нужен самоконтроль

Его функция заключается не только в воспитании правильного взгляда на тренировки, но и в формировании более сознательного отношения к ним, соблюдении правил личной гигиены, учебного, трудового и бытового режимов, правил отдыха и восстановления.

Для учета результатов, полученных при самоконтроле, спортсмену поручают вести дневник самоконтроля. Субъективные и объективные показатели самоконтроля должны быть вовремя записаны в соответствующие графы для того, чтобы обеспечить правильный и актуальный их анализ.

Задачами работы с дневником выступают:

  • Расширение знаний о возможностях и правилах физического развития.
  • Приобретение навыков, необходимых для адекватной оценки психофизической подготовки.

  • Знакомство с набором простейших доступных методик самоконтроля.
  • Определение уровня, которого достигло физическое развитие и тренированность, для своевременной корректировки нагрузок.

Объективные показатели самоконтроля

Существует две группы показателей, используемых для осуществления самоконтроля: субъективные и объективные.

К объективным показателям самоконтроля относятся те данные, которые показывают степень влияния тренировок на сердечно-сосудистую систему и весь организм в целом. В их числе:

  • Пульс и его частота.
  • Показатель жизненной емкости легких (ЖЕЛ).
  • Дыхание и его частота.
  • Артериальное давление.
  • Вес тела спортсмена.
  • Пробы и тесты функционального или физиологического характера.
  • Спортивные результаты.

Эти объективные показатели самоконтроля наиболее точно иллюстрируют состояние тренирующегося. Чтобы получить достоверную картину, данные следует фиксировать с определенными интервалами (для каждого показателя есть нормы и правила измерения). Например, такие объективные показатели самоконтроля, как частота пульса и уровень артериального давления, измеряют после тренировки с интервалами в несколько десятков секунд до полной стабилизации.

Более подробно об объективных показателях

Пульс – это то, что можно отнести к объективным показателям. Частота сердечных сокращений хорошо натренированных спортсменов существенно отличается от пульса физически неактивных людей. Показатель 40 ударов в минуту свидетельствует о физической выносливости сердца или может расцениваться как следствие какого-нибудь патологического процесса.

дневник самоконтроля субъективные и объективные показатели самоконтроля

Динамику показателей ЖЕЛ часто используют для определения интенсивности заданной нагрузки: чем ниже уровень, тем выше напряжение тренирующегося.

Частота дыхания спортсмена от 20 до 25 раз в минуту характерна для низкой нагрузки, более 25 и менее 40 свидетельствует об умеренном уровне напряжения, а показатель, превышающий 40 вдохов в минуту, указывает на высокую (максимальную) нагрузку. С ростом уровня тренированности дыхание человека в спокойном состоянии становится все реже. При этом сокращается время восстановления после интенсивных физических нагрузок.


Артериальное давление – один из важнейших параметров в списке того, что является объективным показателем самоконтроля. Функция сердечно-сосудистой системы может быть отлично охарактеризована уровнем давления: хорошая физическая подготовка стимулирует выносливость всех мышц, поэтому после нагрузки давление восстанавливается буквально за несколько минут.

что является объективным показателем самоконтроля

Потеря веса после проведенной тренировки становится прямым доказательством приложенных усилий и критерием интенсивности напряжения.

К объективным показателям самоконтроля относятся некоторые распространенные тесты и пробы, которые заключаются в кратковременной подаче определенной нагрузки, фиксировании состояния спортсмена и его результатов, а также сравнение этих данных с нормативами. Наиболее часто тренирующиеся подвергаются задержкам дыхания, подсчету движений кисти, пятиминутному восхождению на скамейку, приседаниям и другим испытаниям.

Что называют субъективными показателями в самоконтроле

Объективные показатели самоконтроля – это те, которые могут быть измерены с помощью каких-либо приборов и характеризуются определенными средними численными или количественными параметрами. Наряду с этим, субъективные имеют только оценочную характеристику (хорошо, плохо, много, мало) и не могут быть зафиксированы или точно измерены.

Среди них следующие показатели:

  • Общее самочувствие.
  • Сон.
  • Аппетит.
  • Работоспособность в умственном и физическом аспекте.
  • Баланс положительных и отрицательных эмоций (стрессов).субъективные и объективные показатели самоконтроля

Заполняя дневник, спортсмен регулярно оценивает качество этих параметров. При снижении субъективных оценок наблюдатель может сделать вывод о том, что состояние организма ухудшается в результате чрезмерных нагрузок, переутомления, несоблюдения графика или начинающейся болезни.

Особенности и специфика самоконтроля

Основной целью, которую преследует самоконтроль, становится самостоятельное, регулярное наблюдение (с применением простых и доступных способов) за тем, как развивается организм в физическом аспекте, а также за тем, каким образом на него влияют упражнения и спорт.



Благодаря правильному ведению дневника и точности внесенных в него показателей, становится возможным выявление неблагоприятных воздействий физических упражнений на тренирующегося.

объективные показатели самоконтроля на занятиях физическими упражнениями

Несмотря на это, самоконтроль следует воспринимать только как составной элемент врачебного контроля, но не в качестве его замены. Назначение самоконтроля может быть врачебным, педагогическим или комплексным (включающим оба направления). Изучив данные дневника, преподаватель или куратор спортсмена сможет отрегулировать физическую нагрузку, а врач – вовремя заметить отклонения от нормы важных показателей.

Задания по теории ВсОШ по ФК с ответами 7-8 и 9-11 классы 2014-2015 год


ОЛИМПИАДА 2014 – 2015

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

7-8 класс

1. Факел олимпийского огня современных игр зажигается…

а. …у подножия горы Олимп (Греция).

б. …на Олимпийском стадионе в Афинах.

в. …на Олимпийском стадионе города, принимающего Игры.

г. …в Олимпии под эгидой МОК.

2. Физическая подготовленность характеризуется…

а. …устойчивостью к стрессу и воздействию внешней среды.

б. …высокими результатами в труде и спорте.

в. …уровнем работоспособности и приобретенным двигательным фондом.

г. …показателями физического развития.

3. Смысл физического воспитания заключается …

а. …в создании благоприятных условий для физического развития человека.

б. …в обучении движениям и воспитании физических качеств человека.

в. …в укреплении здоровья и профилактике заболеваний.

г. …в повышении работоспособности и подготовленности человека.

Отметьте все позиции.

4. Оздоровительный эффект физического воспитания достигается на основе…

а. …формирования двигательных умений и навыков.

б. …совершенствования телосложения.

в. …обеспечения полноценного физического развития.

г. …закаливания и физиотерапевтических процедур.

5. Величина нагрузки физических упражнений обусловлена…

а. …количеством повторений двигательных действий.

б. …утомлением, возникающим в результате их выполнения.

в. …сочетанием объема и интенсивности двигательных действий.


г. …продолжительностью выполнения двигательных действий.

6. Освоение движения следует начинать с…

а. …формирования связей между доминирующими двигательными центрами.

б. …выполнения движения в упрощённой форме и замедленном темпе.

в. …устранения ошибок при выполнении подводящих упражнений.

г. …создания представления об общем смысле осваиваемого движения.

7. Соблюдение режима дня способствует укреплению здоровья, потому что…

а. …обеспечивает ритмичность работы организма.

б. …позволяет правильно планировать дела в течение дня.

в. …изменяется направленность нагрузки на центральную нервную систему.

г. …позволяет избегать неоправданных физических напряжений.

8. При составлении комплексов упражнений для снижения веса тела рекомендуется…

а. …планировать большое количество подходов и ограничивать количество повторений в одном подходе.

б. …локально воздействовать на группы мышц, находящиеся ближе к месту жирового отложения.

в. …полностью «проработать» одну группу мышц и только затем переходить к упражнениям, активизирующим другую группу мышц.

г. …использовать упражнения с небольшим отягощением и большим количеством повторений.

9. Завершите утверждение, вписав соответствующее слово в бланк ответов.

Наиболее существенный результат использования свойств физической культуры обществом заключается в приобретении большинством людей состояния, обозначаемого как «физическое…….»

10. Завершите утверждение, вписав соответствующее слово в бланк ответов.

Временное снижение работоспособности принято называть…

11. Лучшие условия для развития быстроты реакции создаются во время…

а. …подвижных игр.

б. …прыжков вверх с места.

в. …прыжков в глубину.

г. …скоростно-силовых упражнений.

12. Перечислите объективные показатели, которые Вы используете для оценки собственного физического состояния.

13. Какое из приведенных утверждений сформулировано некорректно?

а. Спорт – это соревновательная деятельность.

б. Спорт – неотъемлемая часть физической культуры.

в. Спорт – это соревновательная деятельность и подготовка к ней.

г. Спорт – соблюдение определенных правил поведения.

14. Процесс выполнения физических упражнений с целью повышения качества соревновательной деятельности принято называть…


а. …тренировкой.

б. …подготовкой.

в. …гипердинамией.

г. …стимуляцией.

15. Чтобы запомнить и впоследствии самостоятельно выполнять комплексы упражнений, их содержание записывается в форме пиктограм.

Запишите графически комплекс утренней зарядки №2:

И.п. – упор присев. 1-2 – встать, руки вверх, прогнуться, левую назад; 3-4 – приставляя левую, вернуться в и.п.

И.п. – стойка руки на поясе. 1-2 – шагом правой, опуститься в стойку на левом колене;

3-4 – встать в и.п.

И.п. – сед. 1-2 – упор лежа сзади прогнувшись, голову поднять; 3-4 – опуститься в сед.

И.п. – сед. 1 – сед углом ноги врозь; 2 – сед углом ноги скрестно правой; 3 – сед углом ноги врозь; 4 – сед.

И.п. – стойка руки в стороны. 1 – согнуть левую вперед, хлопок руками под коленом. 2 – приставить левую, руки в стороны.

И.п. – о.с. 1 – упор стоя согнувшись; 2-4 – поочередно переставляя руки, упор лёжа;

5-8 – вернуться в и.п.

И.п. – упор лежа. 1 – упор лежа прогнувшись; 2 – и.п..

И.п – наклон прогнувшись ноги врозь, руки в стороны. 1 – поворот туловища вправо; 2 – вернуться в и.п.

И.п. – стойка руки в стороны. 1 – прыжок ноги врозь, руки вперед; 2 – и.п.;

3 – прыжок ноги вместе, руки в стороны; 4 – и.п.

Ответы:

1. г

2. в

3. а, б, в, г

4. в

5. в

6. г

7. а

8. г

9. совершенство

10. утомлением

11. а

12. перечисление

13. б

14. а

15. Пиктограммы:

9-11 класс

Задания

1. В древности подростки, подражая взрослым, осваивали жизненно необходимые навыки и совершенствовали свои физические качества. Так возникли…

а. …системы физического воспитания.

б. …соревнования.

в. …физические упражнения.

г. …методы обучения и воспитания.

2. Проявление общей выносливости обусловливает уровень развития…

а. …личностно-психических качеств.

б. …скоростно-силовых способностей.

в. …функциональной экономичности.

г. …аэробных возможностей.

3. Регулярные занятия физическими упражнениями способствуют повышению работоспособности, потому что…

а. …в результате повышается эффективность и экономичность дыхания и кровообращения.

б. …во время занятий выполняются упражнения, содействующие развитию физических качеств.

в. …достигаемое при этом утомление активизирует процессы, приводящие к повышению работоспособности.

г. …человек, занимающийся упражнениями, способен выполнить больший объем работы.

4. Основой методики воспитания физических качеств является…

а. …выполнение физических упражнений.

б. …возрастная адекватность нагрузки.

в. …обучение двигательным действиям.

г. …постепенное повышение силы воздействия.

5. Соотношение между объемом и интенсивностью упражнений характеризуется…

а. …увеличением ответных реакций организма.

б. …показателями количества и качества двигательной активности.

в. …обратно пропорциональной зависимостью.

г. …прямо пропорциональной зависимостью.

6. Бег с остановками и изменением направления по сигналу преимущественно способствует совершенствованию…

а. …быстроты реакции.

б. …техники движений.

в. …скоростной силы.

г. …координации движений.

Отметьте все позиции.

7. Результатом выполнения силовых упражнений с большим отягощением является…

а. …быстрый рост абсолютной силы.

б. …повышение функциональных возможностей организма.

в. …укрепление опорно-двигательного аппарата.

г. …увеличение физиологического поперечника мышц.

8. Воспитание и обучение в физкультурно-спортивной деятельности – это…

а. …самостоятельные и независимые процессы.

б. …поочередно реализуемые процессы.

в. …обусловливающие друг друга процессы.

г. …взаимозаменяемые процессы.

9. Завершите утверждение, вписав соответствующее слово в бланк ответов.

Переход из виса в упор в гимнастике обозначается как…

10. Завершите утверждение, вписав соответствующее слово в бланк ответов.

В шахматах – защита своей фигуры от атаки дальнобойной фигуры соперника путем выдвижения другой своей фигуры, которая «принимает огонь» на себя, обозначается как…

11. Структура обучения движениям обусловлена…

а. …соотношением методов обучения и воспитания.

б. …индивидуальными особенностями обучающегося.

в. …биомеханическими характеристиками разучиваемого движения.

г. …закономерностями формирования двигательных навыков.

12. Непрерывность физического воспитания обусловлена…

а. …разнообразием форм занятий.

б. …сочетанием занятий подготовительной и развивающей направленности.

в. …особенностями построения урочных форм занятий.

г. …взаимодействием эффектов занятий.

13. Перечислите разновидности физкультурно-спортивной деятельности, обусловленные их функциональными особенностями.

14. Перечислите показатели, характеризующие физическое развитие человека.

15. Чтобы запомнить и впоследствии самостоятельно выполнять комплексы упражнений, их содержание записывается в форме пиктограм.

Запишите графически комплекс утренней зарядки №3:

И.п. – о.с., гимнастическая палка перед собой. 1-2 – палку вверх, прогнуться, правую

назад на носок; 3-4 – палку вперед перед собой, приставить правую.

И.п. – стойка согнуть руки вперед. 1 – согнуть правую вперед до касания локтя левой

руки; 2 – приставить правую.

И.п. – ходьба на месте, гимнастическую палку вниз. 1-2 – палку вперед; 3-4 – палку

вверх; 5-6 – палку вперед; 7-8 – палку вниз.

И.п. – стойка руки вверх, кисти в кулаки. 1-4 – круги руками вперед; 5-8 – круги

руками назад.

И.п. – стойка ноги врозь, гимнастическую палку вниз. 1 – палку вверх, подняться на

носки, вдох; 2 – палку вниз, опуститься на всю стопу, выдох.

И.п. – наклон вперед прогнувшись ноги врозь, руки на поясе. 1-4 – круги туловищем

вправо.

И.п. – стойка ноги врозь, гимнастическую палку вверх. 1 – наклон вперед; 2 –

выпрямиться; 3 – наклон вправо; 4 – выпрямиться.

И.п. – сед на пятках, руки вперед. 1-2присед на пятках, руки вперед. 1-2 – упор лежа;

3-4 – вернуться в и.п.

И.п. – лежа на животе, гимнастическую палку вверх. 1-2 – прогнуться; 3-4 – вернуться

в и.п.

И.п. – лежа на спине, руки за головой. 1 – сгибаясь, согнуть левую вперед и правым

локтем коснуться левого колена; 2 – вернуться в и.п.

И.п. – сед, гимнастическую палку вперед. 1 – сгибая ноги, перенести их вперед через

палку; 2 – сед, палка на полу под ногами; 3 – сгибая ноги, перенести их назад

через палку; 4 – сед, палку вперед.

И.п. – стойка, гимнастическая палка внизу. 1 – присед, палка перед собой; 2 - встать.

И.п. – стойка, гимнастическую палку назад на руках, согнутых в локтях. 1-4 – прыжки

с поворотом направо на каждый счет.

И.п. – о.с. 1-8 – ходьба с замедлением темпа шагов.

И.п. – стойка ноги врозь. 1 – дугами наружу руки вверх, вдох; 2-3 – наклон вперед,

опуская руки вниз, выдох.

И.п. – стойка ноги врозь. 1-2 руки вперед-вверх, подняться на носки, вдох. 3-4 – наклон вперед, уронить руки вниз, выдох; 4 – выпрямиться в и.п.

Ответы:

1. в

2. г

3. в

4. г

5. в

6. а, г

7. а

8. в

9. подъём

10. перекрытие 11. г

12. г 13. перечисление 14. перечисление 15. Пиктограммы

Физическое развитие — Википедия


Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 июля 2013;
проверки требуют 22 правки.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 июля 2013;
проверки требуют 22 правки.

Оценка физического развития в армии США: измерение роста и взвешивание.

Физическое развитие — это процесс изменения форм и функций организма человека вследствие естественного роста, составная часть физического воспитания. В понятие физического развития наряду с такими признаками, как рост, вес, окружность груди, входят также показатели развития основных двигательных качеств (быстрота, сила, выносливость) и способностей к овладению двигательными навыками.

Физическое развитие во многом зависит от наследственных признаков, однако направление физического развития, его характер, уровень, а также физические качества и способности в большой степени зависят от условий жизни й воспитания.

Постоянная забота нашего государства о здоровье подрастающего поколения, рост благосостояния советских людей, улучшение условий воспитания детей и молодежи обусловили положительные изменения в физическом развитии советских школьников. По сравнению с дореволюционными данными у советских школьников рост в среднем увеличился на 9—21 см, вес — на 4,5—17 кг, окружность грудной клетки — на 3 —10 см. (Первая цифра данных относится к детям младшего, вторая — к детям старшего школьного возраста.) Физическое воспитание направляет процесс физического развития, ускоряет его и совершенствует.

На физическое развитие оказывают большое влияние занятия спортом. Средние данные длины тела, веса, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких, силы кисти у юных спортсменов значительно выше, чем у их сверстников, не занимающихся спортом. Так, например, у юношей 16—17 лет разность этих показателей составляла для длины тела— 5,7—6,1 см, для веса—8,0—8,6 кг, для окружности грудной клетки — 2,5 — 5,0 см, для жизненной емкости легких — 500—1400 мл, для силы кисти—4,3—5,7 кг. Примерно такая же разность в средних данных и у 16—17-летних девушек, занимающихся и не занимающихся спортом.

Юные спортсмены пропорционально сложены, хорошее физическое развитие сочетается у них с высокой сопротивляемостью организма, особенно к простудным заболеваниям. Зная и умело используя законы физического развития человека, можно в принципе воздействовать на организм человека так, чтобы обеспечить гармоническое совершенствование форм и функций организма, повысить работоспособность, необходимую для творческого, труда, и даже «отодвинуть» сроки старения, увеличив тем самым активное долголетие человека.

В основе оценки физического развития лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма (жизненная ёмкость лёгких, мышечная сила кистей рук и др; развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей), которые зависят от дифференцировки и зрелости клеточных элементов органов и тканей, функциональных способностей нервной системы и эндокринного аппарата[1].
Исторически сложилось, что о физическом развитии судят главным образом по внешним морфологическим характеристикам. Однако, ценность таких данных неизмеримо возрастает в сочетании с данными о функциональных параметрах организма. Именно поэтому для объективной оценки физического развития, морфологические параметры следует рассматривать совместно с показателями функционального состояния[2]

  1. Аэробная выносливость — способность длительно выполнять работу средней мощности и противостоять утомлению. Аэробная система использует кислород для превращения углеводов в источники энергии. При длительных занятиях в этот процесс вовлекаются также жиры и, частично, белки, что делает аэробную тренировку почти идеальной для потери жира.
  2. Скоростная выносливость — способность противостоять утомлению в субмаксимальных по скорости нагрузках.
  3. Силовая выносливость — способность противостоять утомлению при достаточно длительных нагрузках силового характера. Силовая выносливость показывает насколько мышцы могут создавать повторные усилия и в течение какого времени поддерживать такую активность.
  4. Скоростно-силовая выносливость — способность к выполнению достаточно длительных по времени упражнений силового характера с максимальной скоростью.
  5. Гибкость — способность человека выполнять движения с большой амплитудой за счёт эластичности мышц, сухожилий и связок. Хорошая гибкость снижает риск травмы во время выполнения упражнений.
  6. Быстрота — способность максимально быстро чередовать сокращение мышц и их расслабление.
  7. Динамическая мышечная сила — способность к максимально быстрому (взрывному) проявлению усилий с большим отягощением или собственным весом тела. При этом происходит кратковременный выброс энергии, не требующий кислорода, как такового. Рост мышечной силы часто сопровождается увеличением объёма и плотности мышц — «строительством» мышц. Помимо эстетического значения увеличенные мускулы менее подвержены повреждениям и способствуют контролю веса, так как мышечная ткань требует калорий больше, чем жировая, даже во время отдыха.
  8. Ловкость — способность выполнять координационно-сложные двигательные действия.
  9. Состав тела — соотношение жировой, костной и мышечной тканей тела. Это соотношение, отчасти, показывает состояние здоровья и физической подготовки в зависимости от веса и возраста. Избыточное содержание жировой ткани повышает риск развития болезней сердца, диабета, повышения артериального давления и т. д.
  10. Росто-весовые характеристики и пропорции тела — эти параметры характеризуют размеры, массу тела, распределение центров масс тела, телосложение. Эти параметры определяют эффективность определённых двигательных действий и «пригодность» использования тела спортсмена для определённых спортивных достижений.
  11. Важным показателем физического развития человека является осанка — комплексная морфо-функциональная характеристика опорно-двигательной системы, а также его здоровье, объективным показателем которого являются положительные тенденции в выше перечисленных показателях.

Работоспособность человека — умение человека выполнять заданную функцию с той или иной эффективностью.

Объективные и субъективные показатели самоконтроля уровня физического состояния.


Самоконтроль – это ряд простых приёмов, используемых для самостоятельного наблюдения за изменением состояния своего здоровья и физического развития под влиянием физических упражнений. Благодаря самоконтролю, спортсмен имеет возможность самостоятельно контролировать тренировочный процесс.

В группу субъективных показателей входит самочувствие, оценка работоспособности, отношение к тренировкам, занятиям, сон, аппетит и т.п.

Самочувствие – это оценка своего состояния. Оно складывается из суммы признаков: наличия или отсутствия каких-либо необычных ощущений, боли с той или иной локализацией, ощущения бодрости, или наоборот вялости, настроения и т.п. Самочувствие обозначают как плохое, удовлетворительное и хорошее. При появлении каких-либо необычных ощущений отмечают их характер, указывают, после чего они возникли.

Усталость – это субъективное ощущение утомления, которое выявляется в невозможности выполнить обычную нагрузку, трудовую или физическую. При самоконтроле отмечается зависит ли усталость от проводимых занятий или от чего-либо другого, как скоро она проходит. Спортсмен должен отмечать чувство усталости после занятий: “не устал”, “немного устал”, “переутомился”, а на следующий день после занятий: “усталость не чувствую”, “усталости нет”, “чувствую себя бодро”, “осталось чувство усталости”, “полностью отдохнул”, “чувствую себя утомлённым”.

Работоспособность зависит от общего состояния организма, настроения, переутомления от предшествующей работы (профессиональной и спортивной). Работоспособность оценивается как повышенная, нормальная и пониженная. Желание заниматься физическими упражнениями и спортом может зависеть как от перечисленных выше причин, так и от заинтересованности в достижении высоких результатов в избранном виде спорта, от квалификации и педагогического опыта тренера, преподавателя, от разнообразия и эмоциональной насыщенности учебно-тренировочных занятий. Отсутствие желания тренироваться и соревноваться может быть признаком перетренированности. Нормальный сон, восстанавливая работоспособность центральной нервной системы, обеспечивает бодрость. После него человек чувствует себя полным сил и энергии. В случае переутомления нередко появляется бессонница или повышенная сонливость, неспокойный сон. После такого сна возникает чувство разбитости. Спортсмен должен регистрировать количество часов сна (помня, что ночной сон должен быть не менее 7-8 часов, при больших физических нагрузках 9-10 часов) и его качество, а при нарушениях сна – их проявления: плохое засыпание, частое или раннее пробуждение, сновидения, бессонница и т.д.


Аппетит отмечается как нормальный, пониженный или повышенный. Если имеются нарушения пищеварения (например запоры или поносы) – это облегчает выяснение причин изменения аппетита. Его отсутствие или ухудшение часто указывает на утомление или болезненное состояние.

При толковании субъективных признаков нужна достаточная осторожность и умение подойти критически к их оценке. Известно, что самочувствие не всегда правильно отражает действительное физическое состояние организма, хотя несомненно является важным показателем.

Оценка перечисленных признаков самоконтроля должна проводиться с учётом того, что появление каждого из них может иметь своей причиной то или иное отклонение в состоянии здоровья, вовсе или непосредственно не связанное с физическими упражнениями.

Правильному толкованию появляющихся отклонений в состоянии организма значительно способствует анализ их с учётом содержания нагрузки и режима занятий физическими упражнениями, а также анализ динамики спортивно-технических результатов. В некоторых случаях окончательная оценка признаков самоконтроля может быть дана лишь врачом на основании сопоставления их с данными врачебного контроля.

Из объективных признаков при самоконтроле чаще всего регистрируются частота пульса, вес, потоотделение, данные спирометрии, динамометрии, кроме того в последнее время всё большее распространение приобретают простейшие функциональные пробы, как информационный объективный показатель состояния различных систем организма. В системе самоконтроля наиболее простым, но в то же время информативным тестом, определяющим состояние сердечно-сосудистой системы, является индекс Ruffier (JR). Для характеристики нервной системы можно использовать ортостатическую пробу, отражающую реакцию вегетативной нервной системы на фактор гравитации. Состояние дыхательной системы в самоконтроле можно объектевизировать используя дыхательные пробы Штанге и Генчи, как реакцию дыхательной системы на гипоксию (недостаток кислорода)


5. Значение, цель и задачи физической культуры студентов

В ср спец и и высшие учебные заведения поступают юноши и девушки в возрасте 15-17 лет, окончившие 9 или 11 классов школы. Профес.-течнич образование осущ-ют ср спец уч заведения (Сузы), к числу которых относятся: колледжи, лицеи, техникумы, проф-тех училища.. Высшее образование осуществляют ВУЗы, к числу которых относятся: институты, академии. Ун-ты.

Согласно принятой в 1965 г. схеме возрастной периодизации, студенческий возраст большей частью относится к VII возрастному периоду - юноше-I кому возрасту: от 17-ти до 21-го года для юношей, от 16-ти до 20-ти лет для девушек. Далее молодые люди входят в 1-й период зрелости, который длится ДО 35-ти лет.

При поступлении в среднее или высшее учебное заведение студенты сталкиваются с новыми, более сложными по сравнению со школой видами деятельности (учебной, трудовой, общественной и т.д.), требующими от них более высокого уровня общей физической подготовки. В связи с этим особенно возрастает роль физической культуры как одного из важнейших средств адаптации студентов к обучению.

Физическая культура как учебная дисциплина является частью гуманитарного образования. Она обязательна для всех специальностей и служит целям укрепления здоровья, физического, интеллектуального и духовного совершенствования учащихся, формированию их общей и профессиональной культуры.

ЦЕЛЬ учебной дисциплины «Физическая культура» - формирование физической культуры будущего квалифицированного специалиста.

Данная цель достигается путём комплексного решения образовательных, воспитательных, оздоровительных ЗАДАЧ:

- сохранение и укрепление здоровья студентов;

- повышение уровней физической подготовленности и физического развития для улучшения умственной и физической работоспособности;

- воспитание потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, в физическом самосовершенствовании и здоровом образе жизни;

- овладение методами оценки физического состояния и самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями;

- приобретение теоретических знаний, умений, навыков в области физической культуры;

- обеспечение необходимой физической подготовленности в соответствии с требованиями избранной профессии;

- совершенствование спортивного мастерства студентов-спортсменов. Основными материальными ценностями физической культуры являются необходимый объём двигательных навыков и умений, определённый уровень .

К духовным ценностям физической культуры относятся совокупность специальных маний в области всестороннего физического развития, идеалы физического совершенства (спортивного мастерства), к которым стремится каждый человек, представления о способах их достижения, знание особенностей того или ИНОГО вида спорта, его истории, перспектив развития и т.д.

Физическая культура студентов выступает как интегральное качество их ЛИЧНОСТИ. Многочисленными исследованиями установите что студенты, включённых в систематические занятия физической культурой и спортом проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается здоровый стереотип поведения. Эти студенты коммуникабельны, выражают готовность к сотрудничеству, у них наблюдается высокая эмоциональная устойчивость, выдержка, им свойственны оптимизм и энергия.

Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья

Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

краткое описание, особенности, виды и список


Профессиональные спортсмены, а также люди, активно и систематически занимающиеся физическими упражнениями, используют субъективные и объективные показатели самоконтроля для соблюдения правильного, безопасного ритма тренировок.
объективные показатели самоконтроля

Получение данных о том, как занятия физическими упражнениями влияют на организм тренирующихся, их анализ и коррекция в соответствии с нормой называются контролем. На практике этот контроль представляет собой специальные проверки, которые включены в программу занятий по физическому воспитанию для оптимизации учебно-тренировочного процесса. С их помощью наблюдающим доступно ведение систематического учета в двух самых важных направлениях:

  1. Насколько усвоена техника двигательных действий.
  2. На каком уровне развития находятся физические качества.к объективным показателям самоконтроля относятся

Контроль может быть следующим:

  • Поэтапным: оценивание того, какую спортивно-техническую и тактическую подготовку имеют занимающиеся в ходе конкретного этапа.
  • Текущим: фиксация повседневных изменений в процессе подготовки.
  • Оперативным: быстрое оценивание состояния занимающегося в данный момент времени.

Методика контроля

Для реализации указанных целей наблюдающие проводят анкетирование тренирующихся, анализируют рабочую документацию процесса, наблюдают за ходом занятий, регистрируют функциональные и другие показатели, а также тестируют уровень подготовленности в различных аспектах.

Наряду с внешними наблюдениями, изучением показателей и состояния тренирующегося большое значение имеет самоконтроль. Его средством становятся субъективные и объективные показатели самоконтроля физического состояния, фиксируемые самим занимающимся, а результатом является упорядоченный набор данных, Анализируя эти сведения, специалисты, которые принимают участие в подготовке спортсмена, могут получить уникальную информацию (недоступную для других видов исследований) и сделать много важных выводов.объективные показатели самоконтроля физического состояния

Содержание самоконтроля

Спортсмен, прибегающий к самоконтролю, регулярно наблюдает за тем, каково состояние его здоровья, физического развития и физподготовки, а также за тем, как эти показатели изменяются в результате тренировок. Это необходимо для сохранения тренирующего эффекта занятий и исключения вероятности возникновения нарушений здоровья. Спортсмен измеряет и фиксирует свое состояние, используя субъективные и объективные показатели самоконтроля на занятиях физическими упражнениями и между ними.

Для чего нужен самоконтроль

Его функция заключается не только в воспитании правильного взгляда на тренировки, но и в формировании более сознательного отношения к ним, соблюдении правил личной гигиены, учебного, трудового и бытового режимов, правил отдыха и восстановления.

Для учета результатов, полученных при самоконтроле, спортсмену поручают вести дневник самоконтроля. Субъективные и объективные показатели самоконтроля должны быть вовремя записаны в соответствующие графы для того, чтобы обеспечить правильный и актуальный их анализ.

Задачами работы с дневником выступают:

  • Расширение знаний о возможностях и правилах физического развития.
  • Приобретение навыков, необходимых для адекватной оценки психофизической подготовки.
  • Знакомство с набором простейших доступных методик самоконтроля.
  • Определение уровня, которого достигло физическое развитие и тренированность, для своевременной корректировки нагрузок.

Объективные показатели самоконтроля

Существует две группы показателей, используемых для осуществления самоконтроля: субъективные и объективные.

К объективным показателям самоконтроля относятся те данные, которые показывают степень влияния тренировок на сердечно-сосудистую систему и весь организм в целом. В их числе:

  • Пульс и его частота.
  • Показатель жизненной емкости легких (ЖЕЛ).
  • Дыхание и его частота.
  • Артериальное давление.
  • Вес тела спортсмена.
  • Пробы и тесты функционального или физиологического характера.
  • Спортивные результаты.

Эти объективные показатели самоконтроля наиболее точно иллюстрируют состояние тренирующегося. Чтобы получить достоверную картину, данные следует фиксировать с определенными интервалами (для каждого показателя есть нормы и правила измерения). Например, такие объективные показатели самоконтроля, как частота пульса и уровень артериального давления, измеряют после тренировки с интервалами в несколько десятков секунд до полной стабилизации.

Более подробно об объективных показателях

Пульс – это то, что можно отнести к объективным показателям. Частота сердечных сокращений хорошо натренированных спортсменов существенно отличается от пульса физически неактивных людей. Показатель 40 ударов в минуту свидетельствует о физической выносливости сердца или может расцениваться как следствие какого-нибудь патологического процесса.дневник самоконтроля субъективные и объективные показатели самоконтроля

Динамику показателей ЖЕЛ часто используют для определения интенсивности заданной нагрузки: чем ниже уровень, тем выше напряжение тренирующегося.

Частота дыхания спортсмена от 20 до 25 раз в минуту характерна для низкой нагрузки, более 25 и менее 40 свидетельствует об умеренном уровне напряжения, а показатель, превышающий 40 вдохов в минуту, указывает на высокую (максимальную) нагрузку. С ростом уровня тренированности дыхание человека в спокойном состоянии становится все реже. При этом сокращается время восстановления после интенсивных физических нагрузок.

Артериальное давление – один из важнейших параметров в списке того, что является объективным показателем самоконтроля. Функция сердечно-сосудистой системы может быть отлично охарактеризована уровнем давления: хорошая физическая подготовка стимулирует выносливость всех мышц, поэтому после нагрузки давление восстанавливается буквально за несколько минут.что является объективным показателем самоконтроля

Потеря веса после проведенной тренировки становится прямым доказательством приложенных усилий и критерием интенсивности напряжения.

К объективным показателям самоконтроля относятся некоторые распространенные тесты и пробы, которые заключаются в кратковременной подаче определенной нагрузки, фиксировании состояния спортсмена и его результатов, а также сравнение этих данных с нормативами. Наиболее часто тренирующиеся подвергаются задержкам дыхания, подсчету движений кисти, пятиминутному восхождению на скамейку, приседаниям и другим испытаниям.

Что называют субъективными показателями в самоконтроле

Объективные показатели самоконтроля – это те, которые могут быть измерены с помощью каких-либо приборов и характеризуются определенными средними численными или количественными параметрами. Наряду с этим, субъективные имеют только оценочную характеристику (хорошо, плохо, много, мало) и не могут быть зафиксированы или точно измерены.

Среди них следующие показатели:

  • Общее самочувствие.
  • Сон.
  • Аппетит.
  • Работоспособность в умственном и физическом аспекте.
  • Баланс положительных и отрицательных эмоций (стрессов).субъективные и объективные показатели самоконтроля

Заполняя дневник, спортсмен регулярно оценивает качество этих параметров. При снижении субъективных оценок наблюдатель может сделать вывод о том, что состояние организма ухудшается в результате чрезмерных нагрузок, переутомления, несоблюдения графика или начинающейся болезни.

Особенности и специфика самоконтроля

Основной целью, которую преследует самоконтроль, становится самостоятельное, регулярное наблюдение (с применением простых и доступных способов) за тем, как развивается организм в физическом аспекте, а также за тем, каким образом на него влияют упражнения и спорт.

Благодаря правильному ведению дневника и точности внесенных в него показателей, становится возможным выявление неблагоприятных воздействий физических упражнений на тренирующегося.объективные показатели самоконтроля на занятиях физическими упражнениями

Несмотря на это, самоконтроль следует воспринимать только как составной элемент врачебного контроля, но не в качестве его замены. Назначение самоконтроля может быть врачебным, педагогическим или комплексным (включающим оба направления). Изучив данные дневника, преподаватель или куратор спортсмена сможет отрегулировать физическую нагрузку, а врач – вовремя заметить отклонения от нормы важных показателей.

Объективные показатели - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1


Объективные показатели

Cтраница 1

Объективные показатели связаны с производственным процессом и в меньшей степени зависят.
 [1]

Объективные показатели - это соответствие квалификации требованиям рабочего места, они характеризуют реальное положение работников в сфере труда.
 [2]

Объективные показатели здоровья населения могут быть дополнены субъективными, полученными в результате опроса населения самооценками состояния здоровья. Субъективные оценки привлекаются сравнительно редко, тогда как их использование в сочетании сданными государственной статистики позволяет повысить доказательность выводов.
 [3]

Рассмотренные выше объективные показатели не исчерпывают важнейших характеристик мониторов. Существует группа характеристик, которые не поддаются стандартизации и измерению, но их использование непосредственным образом сказывается на выборе монитора. К ним относятся: качество средств управления монитором; средства регулирования параметров; простота использования; качество дизайна и многие другие.
 [4]

При адгезии пленок такие объективные показатели, как сила и работа адгезии, приобретают иной смысл. В отличие от других видов адгезионного взаимодействия в случае адгезии пленок необходимо различать истинную, или равновесную, адгезию и адгезионную прочность. Равновесная адгезия возникает при контакте двух тел, а адгезионная прочность непосредственно измеряется при отрыве пленок и не равна равновесной адгезии. Равновесная адгезия может быть оценена при помощи силы или работы, между которыми существуют определенные соотношения.
 [5]

В стандартах должны предусматриваться объективные показатели качества продукции.
 [6]

Определены некоторые возможные механизмы и объективные показатели, позволяющие объяснять и исследовать симптомы, связанные с поражением конкретных систем органов. Большого прогностического значения эти показатели не имеют, поэтому они не пригодны для клинической диагностики, но могут быть полезны при проведении выборочных и эпидемиологических исследований. Остается неясным, следует ли рассматривать эти показатели как проявления механизма развития изменения, маркеры эффекта или как меру чувствительности организма к соответствующим воздействиям.
 [8]

Социолог должен стремиться находить более или менее объективные показатели для оценки социальных изменений, квалификации их в качестве прогресса или регресса. Как правило, в таких ситуациях вырабатывается специальная система социальных показателей, которая может служить основой для оценки. Так, в Институте социально-политических исследований РАН разработана обстоятельная Система социальных показателей Российского общества. Она разделена на четыре группы по сферам общественных отношений: собственно социальной, социально-политической, социально-экономической и духовно-нравственной. В каждой из сфер показатели разбиты на три группы по видам измерения: социальные условия как объективные данные, определяющие фон развития общественных отношений; социальные индикаторы как количественные характеристики общественных отношений, фиксируемые статистическими методами, и, наконец, социальные показатели как качественные характеристики общественных отношений, фиксируемые социологическими методами. Наложение показателей на сферы общественных отношений позволяет выделить 12 измерительных подсистем, которые выступают в качестве базовой основы системного порядка.
 [9]

Здесь, как и всюду, желательно использовать объективные показатели.
 [11]

Для выявления конфликтных ситуаций могут быть использованы такие объективные показатели, как параметры движения автомобиля. Они обычно выявляются с помощью ходовой лаборатории.
 [12]

Еще одна сложность заключается в том, что наиболее привычные объективные показатели - время и ошиб

Субъективные и объективные показатели самоконтроля | Физическая культура | Студенту | Статьи и обсуждение вопросов образования в Казахстане | Образовательный сайт Казахстана


Субъективные и объективные показатели самоконтроля

Основу самоконтроля составляет оценка занимающимися общедоступными методами и приемами субъективных и объективных показателей состояния своего организма.

Субъективные показатели самоконтроля: самочувствие, настроение, сон, аппетит, болевые ощущения.
Самочувствие – субъективное ощущение состояния своего здоровья, физических и душевных сил. Самочувствие занимающихся точно отражает изменения, происходящие в организме под влиянием занятий физическими упражнениями, складывается из суммы признаков: наличия каких-либо необычных ощущений, различных болей, ощущений бодрости или вялости.

Удовлетворительное самочувствие – наличие субъективного дискомфорта из-за вялости, усталости, плохого настроения. При плохом самочувствии субъективный дискомфорт сопровождается объективными признаками (сердцебиением, головными болями, головокружением, перебоями в работе сердца, учащенным дыханием и др.).

Настроение – внутреннее, душевное состояние человека, во многом зависящее от преобладания отрицательных или положительных эмоций. При оценке настроения необходимо также учитывать такие показатели, как желание уединиться, повышенная веселость, возбудимость. Настроение оценивается как хорошее, удовлетворительное или плохое.

Сон. В дневнике самоконтроля отмечаются продолжительность сна и его качество (трудное засыпание, беспокойный сон, бессоница, недосыпание). После хорошего (нормального) сна человек чувствует себя бодрым, свежим, полным сил и энергии, его работоспособность полностью восстанавливается.

Аппетит. При изменении аппетита для определения правильной причины необходимо установить наличие (или отсутствие) признаков нарушения пищеварения. Различные отклонения в состоянии здоровья быстро отражаются на аппетите, поэтому его ухудшение, как правило, является результатом переутомления или заболевания. Аппетит бывает хороший, удовлетворительный, плохой.

При хорошем (нормальном) аппетите суточный рацион съедается полностью с удовольствием, независимо от качества и оформления блюд. При правильно организованных занятиях по физическому воспитанию появляется желание увеличить суточный рацион.

Удовлетворительный аппетит – суточный рацион съедается полностью, без особого желания. Может наблюдаться избирательность блюд, равнодушие к еде. Человек прибегает к искусственному возбуждению аппетита путем приема острых закусок, приправ и др.

Плохой аппетит – блюда съедаются не полностью, без желания. Очень быстро наступает насыщение. Человек может длительное время обходиться без пищи. Вид вкусной, красиво приготовленной пищи и даже ранее любимых блюд не вызывает положительных эмоций. Появляется полное равнодушие к еде.
Болевые ощущения. Причинами болевых ощущений могут быть травмы, перенапряжения или заболевания. При занятиях физическими упражнениями боли могут возникать в мышцах, в области сердца, правого подреберья (область печени) и головные боли. В дневнике самоконтроля следует отмечать, при каких упражнениях (или после каких упражнений) появляются боли, их силу, длительность, локализацию. Особенно внимательно надо относиться к появлению болей или неприятных ощущений в области сердца. В этом случае необходимо прекратить занятия и обратиться к врачу.
О степени утомления можно судить по внешним признакам (табл. 12).

Таблица 12
Внешние признаки утомления

ПризнакиСтепень утомления
легкаязначительнаяочень большая
Окраска кожи лица и туловищанебольшое покраснениезначительное покраснениерезкое покраснение, побледнение, появление синюшности губ
Потливостьнебольшая, чаще на лицебольшая, головы и туловищаочень сильная, выступание соли
Дыханиеучащенное ровноезначительное учащение, периодически через ротрезко учащенное, поверхностное, появление одышки
Движенияне нарушенынеуверенныепокачивания, нарушение координации движений, дрожание конечностей
Вниманиебезошибочноенеточность выполнения командзамедленное выполнение заданий, часто на повторную команду
Самочувствиежалоб нетжалобы на усталость, сердцебиение, одышку и т.д.сильная усталость, боль в ногах, головокружение, одышка, шум в ушах, головная боль, тошнота и др.

К объективным показателям самоконтроля относятся данные физического развития, функционального состояния и физической подготовленности, которые можно измерить и выразить количественно.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о