Переключаемость внимания: Внимание — Википедия – Переключение внимания: определение понятия, описание техники

Содержание

как научиться переключать и усиливать навык

Если вы еще не уловили мощь вашего внимания и сомневаетесь в истинности выражения «Где внимание, там и энергия», попробуйте сделать одно упражнение. Но прежде чем приступить к практике, согласитесь, нужно понять: ЗАЧЕМ делать и в чем суть.

Быть может, открою тайну, но ваше внимание и есть ВЫ. Перенесите внимание в правую руку — теперь ВАС больше в правой руке. Уловили мысль?

Что такое внимание?

Давайте рассмотрим суть понятия. Внимание — не просто взгляд глазами на что-нибудь, не просто мысль, промелькнувшая в голове, и не тактильное ощущение, не вкусовое, не реакция нервных окончаний. Под ВНИМАНИЕМ, я подразумеваю нечто большее, чем отзыв системы восприятия окружающего мира.

Внимание — направленный вектор вашего существа, включающий в себя множество факторов. По сути, это и мысли, и чувства, и интерес, и вовлеченность, вкупе со внешними проявлениями органов тела.

Например, вы пришли в кино и так вас зацепило, что все внимание полностью ушло в фильм. Вы видите, слышите, переживаете чувства, делаете свои выводы, смеетесь или плачете, и ничего кроме фильма для вас не существует. Или читаете книгу, или делаете маникюр, или играете в игру какую-то — вы целиком поглощены процессом, сосредоточены. Вы там полностью.


Читайте также: Фокус внимания на разных Уровнях сознания. Цель в том, чтобы вы сразу правильно применяли фокус внимания и меняли свою жизнь.

Как переключать внимание

Итак, возникла проблема. По привычке все внимание направляете именно на нее. Неважно, в какой области жизни проблема: отношения, деньги, здоровье или работа. Как только случается ситуация, мы вертим ее в голове, постоянно обдумываем, ищем пути решения, вспоминаем сценарии разрешения прошлых вопросов, обращаемся к авторитетным источникам или людям. Словом, всячески уделяем ей внимание.

Переключаемость внимания: Внимание — Википедия – Переключение внимания: определение понятия, описание техники

Как правило, в этом случае нам обеспечено либо усугубление ситуации, либо долгий процесс «зубной боли» с беспокойством, нервами и выматывающим силы состоянием. Однако существует способ, позволяющий не только ослабить влияние проблемы на нас, что позволяет здраво рассуждать и построить мощную стратегию решения, но и полностью РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ. Практически без вашего участия. Нужно перестать уделять внимание проблеме, убрать важность и переключиться на что-то другое, более позитивное.

Ни в коем случае, не следует инфантильно убегать от проблемы и снимать с себя ответственность за ее существование, а осознанно переключить внимание. Это разные вещи, заметьте. Ваше внимание, как и любая часть нас, легко тренируется.

Читайте также: Внимание, чемодан! Как прийти к себе? Забудь о чемодане прошлых опытов. Прямо сейчас. Направь внимание на жизнь. Свою. Сейчас. Выбери не смотреть на опыт прошлого.


Упражнение на переключение внимания

Вы запросто освоите эту технику и сможете не только решить проблемы, но и привлечь в вашу жизнь желаемое, ведь помимо усилителя энергии, внимание — магнит для того, на что оно направлено.

  • Безопасность. Делайте упражнение в одиночестве, так как оно несколько странное и все, кто вас «запалит», не поймут ваших действий.
  • Оборудование. Два стола (лучше на кухне) стул или табурет и два любых предмета. К примеру, яблоко и апельсин, или вилка и ложка.
  • Исходное положение. На один стол кладете апельсин, на другой — яблоко. Сами садитесь по центру между столами.
  • Суть. Концентрируетесь на яблоке. Внимательно его разглядываете, замечая форму, цвет, запах, всякие особенности. Тотально погружаетесь в наблюдение яблока. Примерно секунд 10. Затем поворачиваетесь на 180 градусов и точно так же фокусируетесь на апельсине. Стараясь не думать о яблоке. То же 10 секунд.

Главная задача — запомнить ощущения от переключения внимания и уловить состояние, когда вы ЗНАЛИ, ЧТО ЯБЛОКО ЕСТЬ ПОЗАДИ ВАС, но ваше внимание было с апельсином. Вы не убежали от яблока, оно там же, но БЕЗ вашего внимания. Улавливаете суть?

Можете сделать это упражнение всего один раз. Главное, запомнить момент переключения внимания. Дальше применяйте навык где угодно: на работе, в отношениях, в магазине, в ванной. Это очень полезный навык.

Например, когда вы снова обратите внимание на вопиющие недостатки вашего благоверного, вспомните, что вы мастер переключения и переключитесь на достоинства, которые, конечно же, есть. Или с собой, когда вам покажется, что вы ни на что не годитесь и руки ваши из задницы и карма ваша совсем негодная, переключитесь на то, что у вас получается лучше всего.

Читайте также: С вами все в порядке! Хватит работать над собой! Увеличивается именно то, на чем держится ваш фокус внимания. Просто не поливайте сорняки, они засохнут сами.


Переключаемость внимания: Внимание — Википедия – Переключение внимания: определение понятия, описание техники

Как усилить навык внимания

Уверен, вы понимаете, что сила вашего внимания огромна. Все эти случайности, когда вы вдруг вспоминаете о человеке и он появляется, когда вы опасаетесь простудиться и недомогаете на другой день, когда боитесь, что денег не хватит и их не хватает — не случайны. Внутренняя сила, которая призвана строить ваш мир, рассеивается на сотни направлений, словно сквозь сито, и лишь иногда, собираясь в мощный направленный поток, творит настоящее чудо.

Навык управлять вниманием (читайте — созидательной силой) у вас есть и вы им пользуетесь каждый день. Вот только, к сожалению, не совсем так, как хотелось бы. Хочется одно, а получается, увы, другое. Чтобы усилить этот навык, чтобы точно и с пользой для себя применять силу своей энергии нужен план.

Читайте также: Божественная халява. Мир, который Мы создаем. Когда мы осознали силу своих мыслей, мы перестали думать о том, что в нас не так, и сместили фокус внимания на свои сильные стороны.

План

  1. Сначала важно понять. Имеется в виду ясность, то есть, чтобы уму было ПОНЯТНО, с чем он имеет дело. Разобрать состав, разложить на детали, прокрутить на примерах, чтобы примерить на себя и увидеть в действии, что ДА, так и есть и у меня такое было. Еще раз — СНАЧАЛА ПОНЯТЬ.
  2. Запомнить принцип и технологию. То есть, поупражняться в технике, зафиксировать рабочие фишки и тонкости. Особенно важно отметить те, что наиболее подходят вам, чтобы было комфортно делать в последствии.
  3. Применять в ходе жизни. Понимая, что вы делаете, для чего, а после, конечно, добавить что-то свое. Пропустить через свои опыты и на выходе получить самую лучшую для себя методу.


Обучаться новому, согласитесь, дело небыстрое, однако в нашем случае, когда вы и так обладаете силой внимания и понимаете, как оно работает, много времени не понадобится. Нужно только упорядочить собственные знания, освоить несколько приемчиков и далее самостоятельно оттачивать навык на практике, то есть в жизни.

Читайте также: Как научиться смещать фокус мыслей и видеть во всем позитив? Все дело в том, куда направлены ваш фокус мыслей, то вы и видите.

Подведем итог

  • Вспомните все, что вы знаете о вашем внимании и способах его применения. Одновременно забудьте все логические объяснения и лазейки ума, говорящего вам о том, что вы псих и сектант.
  • Рассмотрите примеры, когда ваше внимание сработало на вас. Почувствуйте это тонкое, поначалу, ощущение силы внимания.
  • Отберите лучшие собственные схемы употребления силы внимания. Нерабочие — в топку.
  • Попробуйте применить техники, сработавшие у других. Только не слепо, а с пониманием.
  • Разложите зоны применения по отделам: отношения, тело, деньги, здоровье и т.д.
  • Начинайте осознанно действовать. То есть, применять!

Желаю вам уметь переключаться и быть собой. Пусть ваше внимание будет направлено на радость, изобилие, и счастье!

Григорий и Елена Болговы

✓ Авторы Технологии Образного Творения
✓ Авторы проекта Обретение Мастерства
✓ Основатели онлайн-школы
Любим то, что делаем и делаем то, что любим!
Уверены, что каждый человек может жить в Процветании.
Любите себя и делайте то, что нравится!

Переключение внимания повышает эффективность бизнеса

Переключаемость вниманияИногда для более успешного решения задач требуется переключение внимания. Это подразумевает осмысленный, сознательный  перенос внимания с одного  вида деятельности (предмета) на другой.

Переключение внимания  назвать можно своеобразной его перестройкой в связи со сменой задачи познавательной деятельности. Но сознательный характер переключения своего внимания не следует путать с отвлекаемостью. 

Успешность переключения напрямую зависит от особенностей новой и предыдущей деятельности, а также от личностных качеств человека. К примеру, если последующая  работа интересная, а предыдущая – нет, то переключение будет происходить трудно, и наоборот.

Помните, что переключение внимания  сопровождается всегда некоторым напряжением, выраженном в волевом усилии. Внимание легче, быстрее переключается к более значимому от менее важного предмета для личности.

В таком процессе значительно проявляются персональные особенности человека: одни  быстро могут переходить к новой деятельности, другие же, наоборот – медленно, с трудом. На способность переключения внимания оказывают влияние также некоторые болезни, среди которых – атеросклероз.

К слову, мужчины  уступают значительно женщинам по способности к переключению внимания. Около 45% женщин быстро могут  переключать свое внимание с одного занятия на другое.

И лишь 15% среди них делают это медленно.

А у мужчин данные цифры  соответственно составляют 18 и 38%.

В то же время, разные виды деятельности требуют различных форм внимания. К примеру,  высокой концентрации внимания требует  работа корректора, а вот при работе воспитателя, учителя требуется больше способность распределять внимание.

Переключаемость внимания, гибкость внимания выражается в способности  выключаться быстро из одной установки и включаться в новую, соответствующую изменившимся условиям. Высокая степень переключаемости означает умение сознательно и осмысленно быстро переключаться с одного предмета, объекта на другой.

Необходимо знать, что переключаемость внимания позволяет быстро ориентироваться в незнакомой новой  ситуации, легко переходить от одного предмета, объекта к другому, от одного занятия к другому,  включаться в работу после отдыха.

Противоположными переключаемости качествами  выступают вязкость, ригидность, «застревание» внимания, излишняя склонность к детализации. Они могут проявляться в качестве индивидуальной особенности психики, в основе которых лежит степень подвижности нервных процессов.

Эти качества также могут быть результатом патологических изменений психики, к примеру, при эпилепсии. Низкая степень переключения внимания  определяется как рассеянность в житейском понимании.

В определенных случаях рассеянность обусловливается высоким уровнем сосредоточенности человека на какой-то проблеме. Например, человек, озадаченный профессиональной проблемой, придя домой, не в состоянии переключить внимание на домашние дела.

А потому  он мысленно постоянно возвращается к такой проблеме, постоянно проигрывает, переосмысливает ее. Профессиональная деятельность многих специалистов предъявляет высокие требования к такой категории как переключаемость внимания.

В бизнесе этот метод может применяться для  повышения эффективности использования своих возможностей. Продуктивность деятельности в этом случае значительно увеличивается.

Потому что работник, предприниматель может быстро переключаться от одного дела к другому. Не теряя при этом основной мысли и повышая эффективность всех мероприятий.

От такой способности выигрывает не только отдельно взятый человек, но и общее дело.

Эти статьи блога Вам должны быть интересны:

Переключение внимания — это… Что такое Переключение внимания?



Переключение внимания

Вновь обращение внимания с одного объекта на другой называется переключением внимания. Скорость переключения внимания напрямую зависит от подвижности нервных процессов.


* * *
процесс переключения анализаторов с одного предмета на другой, осуществляемый посредством безусловного ориентировочного рефлекса или второсигнального (речевого) рефлекса (словесное обращение внимания на другой объект). П. в. может быть произвольным или непроизвольным. Способность произвольного П. в. является важнейшим профессионально важным качеством операторов, деятельность которых связана с наблюдением, информационным поиском, слежением и т. п. Улиц с низкой подвижностью нервных процессов П. в. обычно затруднено. Непроизвольное П. в. обусловливается неустойчивостью внимания и является одной из причин отвлекаемости. Оно является противопоказанием для многих операторских профессий. Для исследования способности человека к П. в. могут быть использованы такие психологические тесты, как корректурная проба с кольцами (кольца Ландольта), расстановка чисел, численно-буквенные сочетания и др.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
2013.

  • переключаемость внимания
  • ПЕРЕКОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Смотреть что такое «Переключение внимания» в других словарях:

  • ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТЬ ВНИМАНИЯ, ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ — сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой, способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации …   Профессиональное образование. Словарь

  • переключение — я; ср. к Переключить переключать и Переключиться переключаться. П. сигналов светофора. П. завода на производство тракторов. П. внимания …   Энциклопедический словарь

  • переключение — я; ср. к переключить переключать и переключиться переключаться. Переключе/ние сигналов светофора. Переключе/ние завода на производство тракторов …   Словарь многих выражений


  • Внимание — Внимание  избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека. Внимание находит себе… …   Википедия

  • внимание — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.). Выделяют три вида В. Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное В …   Большая психологическая энциклопедия

  • Физиология труда — – это наука, изучающая функционирование человеческого организма во время трудовой деятельности. Её задача – выработка принципов и норм, способствующих улучшению и оздоровлению условий труда, а также нормирование труда. Физиология – это наука о… …   Википедия

  • Внимание — – произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности. Внимание может быть непроизвольным, или пассивным, и произвольным, или активным. Внимание представляет собой особую динамическую характеристику… …   Словарь-справочник по социальной работе

  • Внимательность — ВНИМАНИЕ  избирательная направленность на тот или иной объект, сосредоточение на нем. Наиболее известно определение, которое дал вниманию Уильям Джеймс: «Каждый знает, что такое внимание. Это когда разум охватывает в ясной и отчетливой форме… …   Википедия

  • ЗЕДЛЬМАЙР —         (Sedlmayr) Ганс (1896 1984) австр. историк, искусствовед и философ культуры, основоположник “структурного анализа” в искусствознании. Проф. истории искусств в Вене (1936 45), Мюнхене (1951 64), Зальцбурге (с 1964).         В своей… …   Энциклопедия культурологии

  • Фокусы языка — языковые паттерны, позволяющие проявлять коммуникативную гибкость и изменять убеждения собеседника. Концепция разработана Робертом Дилтсом, моделировавшим для этого Ричарда Бэндлера, одного из основателей нейролингвистического программирования,… …   Википедия

Книги

  • Развитие внимания. Подготовка к школе. ФГОС ДО, Гаврина Светлана Евгеньевна, Топоркова Ирина Геннадьевна, Кутявина Наталья Леонидовна. Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. Работая с данной рабочей тетрадью, дети в игровой форме постепенно,… Подробнее  Купить за 66 руб
  • Развитие внимания. ФГОС ДО, Гаврина Светлана Евгеньевна, Топоркова Ирина Геннадьевна, Кутявина Наталья Леонидовна. Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. Работая с данной рабочей тетрадью, дети в игровой форме постепенно,… Подробнее  Купить за 66 руб
  • Развитие внимания. ФГОС ДО, Гаврина Светлана Евгеньевна, Топоркова Ирина Геннадьевна, Кутявина Наталья Леонидовна. Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. Работая с данной рабочей тетрадью, дети в игровой форме постепенно,… Подробнее  Купить за 66 руб

Другие книги по запросу «Переключение внимания» >>

Развитие внимания: особенности и полезные советы

Вниманием называется избирательная направленность восприятия человека на какой-либо объект или явление. Именно благодаря ему каждый из нас может успешно и эффективно ориентироваться в окружающем мире и обеспечивать полное и ясное отражение объекта или явления в своей психике. Несмотря на то, что внимание не является самостоятельным психическим процессом и не может проявляться вне других процессов, оно очень важно для жизнедеятельности, ведь только посредством него мы способны адекватно слушать, смотреть, думать, принимать решения, работать, учиться и выполнять любые другие действия. Поэтому его развитием нужно заниматься не только тем, у кого есть проблемы внимания, но и всем людям, желающим жить полноценной жизнью и достигать высоких результатов.

Ниже мы познакомим вас с несколькими общими правилами развития внимания и полезными упражнениями по его тренировке. Важно также и то, что посредством этих упражнений улучшается не только внимательность, но и логика, и память, и восприятие в целом, а также развивается мышление, причем как у взрослых, так и у детей.

Общие правила развития внимания

Итак, у развития внимания есть свои особенности, и чтобы все они были учтены, вам нужно следовать следующим правилам:

1

Необходимо создать для себя дополнительную мотивацию. Это значит, что перед началом любой работы, где требуется переключать или распределять внимание, нужно прийти к пониманию того, что в данный момент ничто не важно для вас так, как именно это дело. Чтобы мотивация была сильной и стабильной, лучше всего подумать о выгодах, которые вы получите после того как поставленная цель будет достигнута. Также неплохо придумать для себя какую-то награду, которую вы сами себе вручите, когда выполните важную работу успешно.

2

Чтобы улучшались внимание и память, восприятие и функционирование мозга, нужно пить больше воды. Например, несколько лет назад в английском журнале Nutrition были опубликованы результаты экспериментов, доказавших, что из-за недостатка воды в организме возникают мелкие расстройства и дефицит внимания. Для обеспечения организма нужным количеством живительной влаги ученые советуют мужчинам каждый день выпивать 12,5 чашек воды, а женщинам – 9 чашек.

3

Чтобы непроизвольное и произвольное внимание всегда были активны, нужно научиться грамотно управлять всеми второстепенными задачами (это может быть проверка электронной почты, звонок другу, составление плана на завтра и т.д.). Делается это очень просто: во-первых, нужно установить точное время, которое вы будете уделять таким делам, а во-вторых, приступая к одному делу, фокусироваться только на нем.

4

Еще один момент, способствующий развитию внимания – это понимание помех, которые вы сами себе создаете. Например, американские психологи из университета штата Каролина выяснили, что почти 50% ненужных отвлечений и перерывов работники организаций провоцируют сами. Это значит, что даже тогда, когда людям никто не мешает и ничто их не отвлекает, они сами становятся причиной своего отвлечения от важных дел. Причиной же этому служит неустойчивость внимания.

5

Также ученые выяснили особенности таких отвлечений. Среди них выделяются усталость, стрессы, недосыпание, привычка курить, чувство голода и жажды и другие. Однако понять собственные причины вы можете только сами, а потому советуем вам выделить время и составить список своих внутренних провокаций нарушения внимания. И как только список будет готов, вам нужно понять, в какие именно моменты они появляются, и придумать методы их профилактики.

6

Нередко проблемы внимания у взрослых и у детей появляются, как ни странно, от проявления чрезмерного внимания. Поэтому нужно учиться в некоторых случаях не обращать внимания на происходящее. Бывает так, что нечто само по себе бросается в глаза, причем это может представлять потенциальную опасность, например, когда человек находится за рулем, сдает экзамен и т.п. Осознанное восприятие поступающей информации позволит вам включать в поле своего внимания только то, что имеет прямое отношение к выполняемой вами задаче, исключая удивление, растерянность, непроизвольный интерес, любопытство и т.д. Если вы научитесь намеренно не обращать внимания на ненужные отвлекающие факторы, то будете лучше концентрироваться и станете более продуктивны в принципе. Кстати, заметим, что тренировать память и внимание, логику, креативность и другие важные способности отлично помогает развитие мышления.

7

Каждый из нас в процессе своей повседневной активности делает перерывы, но в то время как большинство людей не придают этому значения, специалисты рекомендуют осваивать так называемую культуру перерывов. Дело в том, что паузы оказывают на психику особый «освежающий» эффект. Так, когда вы постоянно заняты одним и тем же делом, из внимания начинают ускользать как бы несущественные детали, но после грамотного перерыва у вас всегда будет возможность посмотреть на все с обновленного ракурса. Особенности эффективных перерывов состоят в том, что, во-первых, делать их нужно в середине процесса решения любой задачи, а во-вторых, сопровождать их дыхательной гимнастикой, гимнастикой для глаз, легкими физическими упражнениями и, по возможности, прогулками на свежем воздухе.

8

Заключительное правило можно назвать одним из самых главных. Заключается оно в том, что вы ни в коем случае не должны быть внимательными лишь частично или наполовину. Чтобы следовать этому правилу, вам нужно отказаться от привычки делать что-либо, отвлекаясь на нечто стороннее. Если вы слушаете кого-то, то концентрируйтесь на том, что вам говорят, если смотрите познавательную передачу, сосредоточьтесь на поступающей информации и видеоряде, если выполняете работу, фокусируйтесь на том, что делаете. Все, чем вы заняты, должно полностью стать объектом вашего внимания. А в случаях, когда вы понимаете, что не в силах управлять своим вниманием, например, вы устали, плохо себя чувствуете или предмет внимания вам просто неинтересен, лучше всего отложить это дело.

Теперь, после того как мы разобрали некоторые особенности и правила развития внимания, самое время перейти к упражнениям на его развитие. Упражнения, о которых мы расскажем (среди них есть и игры на внимание), разделены на два блока:

  • Первый блок – это упражнения на распределение внимания
  • Второй блок – это упражнения на переключение внимания

Но здесь следует сделать небольшую ремарку, и сказать несколько слов о различии между распределением и переключением внимания. Это полезно знать, чтобы лучше понимать, над чем и когда стоит работать.

Распределение и переключение внимания

Говоря о том, как развивать внимательность, с точки зрения психологии мы можем рассмотреть этот вопрос с двух сторон:

  1. Распределение внимания – способность удерживать в сознании несколько важных для нас процессов или объектов одновременно. Обладать этим навыком полезно людям, чья деятельность связана с многозадачностью, например, водителям, пилотам, диспетчерам, ораторам и т.д.
  2. Переключение внимания – способность в любой момент выбросить из области своего внимания какой-то один объект или задачу и мгновенно переключиться на другой без зацикливания на предыдущем. Этот навык пригодится тем, кому требуется часто менять один вид деятельности на другой, к примеру, менеджерам, продавцам, операторам станков и т.д.

Зная о том, как распределять и переключать внимание, любой человек будет в состоянии не только выполнять работу с минимальными усилиями и добиваться более существенных результатов, но и гораздо меньше уставать и улучшать качество своей жизни. Поэтому если у вас есть желание тренировать память и внимание, разрешить проблемы внимания и сделать более эффективным свое восприятие вообще, вам просто необходимо работать над умением переключать и распределять внимание (в качестве дополнения мы можем посоветовать вам также пройти курс по развитию мышления). Что же касается непосредственно упражнений, то в плане обучения грамотному использованию внимания они показали превосходные результаты, как в группах детей, так и у взрослых, что тоже немаловажно.

Упражнения на распределение внимания

В этом блоке представлено шесть упражнений и игр на внимание:

Упражнение «Тепло-прямо»

Для выполнения упражнения налейте в стакан теплой воды и возьмите его в руку. Ощутите, как нагрелся стакан, а затем вытяните руку с ним перед собой. Старайтесь удерживать внимание между вытянутой прямо рукой и теплом от стакана. Изначально выполнять упражнение можно в течение минуты, но затем следует довести время до пяти минут.

Упражнение «Разгибание пальцев»

Сядьте за стол и положите на него перед собой обе руки, сжав их в кулаки. После этого как можно медленнее, словно от этого зависит ваша жизнь, начинайте по одному разгибать пальцы. Сначала разогните большой палец и удерживайте его во внимании, чтобы он был прямым. Затем разогните указательный, после чего держите во внимании уже два пальца. Теперь разожмите средний, и так до тех пор, пока все пальцы обеих рук не будут разогнуты. Смысл этого задания состоит в том, чтобы последовательно увеличивать нагрузку на распределение своего внимания. Имейте в виду, что если вы хотя бы раз потеряете концентрацию на пальцах, упражнение нужно будет начинать заново.

Игра «Индейцы»

В некоторых племенах индейцев наблюдательность и внимательность развивали так: два охотника изначально детально рассматривали находящуюся перед ними картину или панораму в течение 1-2 минут, а затем по очереди описывали увиденное вождю. Чтобы выполнить это упражнение, вам нужен лишь напарник, которому вы будете описывать то, что видели. А в качестве картины подойдет все, что угодно, начиная от заставки на рабочем столе компьютера и заканчивая видом из окна или природным пейзажем. Ваша задача – описать увиденную картину во всех деталях.

Игра «Спектр вкусов»

Играть в эту игру очень просто – всего-навсего нужно сосредоточиться на всех вкусовых ощущениях во время трапезы. Удивительно, на мы почти никогда по-настоящему не наслаждаемся вкусом того, что едим, и тем более не сосредотачиваемся на том, как мы кушаем. Поэтому такая игра станет прекрасной тренировкой распределения внимания. А если хотите пример, то вспомните о французских гурманах, которые, поглощая предлагаемые им яства, разбирают вкусовые ощущения на оттенки, и выделяют вкус, аромат и текстуру пищи, а также обращают внимание на эффект, создаваемый сочетанием нескольких компонентов блюда.

Упражнение «Глаз-рука»

Задание в этом упражнении такое: примите удобное положение и вытяните в сторону правую руку. Удерживая в поле своего зрения пальцы правой руки, следите, чтобы сама рука не теряла горизонтального положения. Здесь внимание распределяется на пальцы и положение конечности. Начинать выполнение упражнения можно с одной минуты, постепенно доводя время до пяти минут.

Медитация

В представленном случае нет каких-либо хитростей и заданий. Нужно просто начать медитировать, начиная хотя бы с десяти минут утром и вечером, постепенно увеличивая время до получаса. Хороший материал по медитации вы найдете здесь, а мы лишь скажем, что в процессе медитации вам нужно распределять внимание на ощущения, дыхание и возникающие в голове мысли. Кстати, исследователи из Массачусетского технологического института выяснили, что 10-20 минут ежедневной медитации улучшают внимание уже на четвертый день. Результаты эксперимента были опубликованы в журнале Brain Research Bulletin.

И, конечно же, если вы совместите выполнение этих упражнений с прохождением курса по развитию мышления, результаты превзойдут ваши самые смелые ожидания.

Упражнения не переключение внимание

В данном блоке всего три упражнения, но все они направлены на работу в разных направлениях:

Упражнение «Создание и освоение маршрута восприятия»

В первом упражнении вы будете использовать специальные опорные сигналы, необходимые в случаях, когда задачи выполняются в заданной последовательности. Целью упражнения является помощь сознанию в следовании привычным маршрутом действий. Выполняется задание очень просто – создайте для себя специальную мнемоническую схему, основанную на выполняемой вами задаче. Например, если вы учитесь водить автомобиль, вы можете использовать вот такую:

«Товарищ! Это не проформа‑с!

Запомни, отправляясь вдаль:

Сцепленье. Передача. Тормоз.

Знак поворота. Газ. Педаль»

Согласитесь, довольно занятно? Так и вы должны определить для себя схему действий, где внимание переключается в определенном порядке. А для лучшего запоминания (так, кстати, тренируется внимание и память) последовательность действий нужно зарифмовывать.

Упражнение «Выделение первостепенных и второстепенных объектов восприятия»

Второе упражнение помогает научиться определять важное и второстепенное, а также менять их местами, чтобы уметь быстро отыскивать нужные паттерны жизненных ситуаций.

Чтобы выполнить упражнение, лягте на спину и сконцентрируйтесь на своих телесных ощущениях. Сначала фокусируйтесь на голове, затем на плечах, руках, животе, спине и т.д. Изучая свое тело, «включайте» ощущения в разных его областях. Затем изменяйте схему, давая себе команду по чувствованию конкретной части своего тела.

Упражнение «Тренировка скорости переключения внимания»

Целью третьего упражнения является сокращение времени, требуемого на переключение на занятие новым видом деятельности и полной концентрации на нем.

Для выполнения задания найдите тикающие часы и поставьте их рядом с собой. Начните читать что-нибудь не очень сложное. Переключайте внимание на тиканье часов и чтение поочередно. Вполне вероятно, вскоре вы застопоритесь на каком-то одном процессе. Но ваша задача – добиться переключаемости без помех посредством увеличения времени упражнения и количества самих переключений.

Выполняйте рассмотренные нами упражнения каждый день, и уже через неделю вы заметите, как ваше внимание стало более податливым и гибким. И не забывайте также уделять время физическим нагрузкам и развитию мышления – например, пройдите этот интересный курс.

Желаем вам успехов!

Свойства внимания



Тема “Свойства внимания” из раздела
“Психология познания человеком окружающего
мира”, на изучение внимания по программе
предусмотрено 6 часов – это второе занятие по
теме. Главным этапом является изучение нового
материала, с использованием метода-беседы
опираясь на жизненный опыт учащихся).

ЦЕЛИ:

1. Познакомить учащихся со всеми свойствами
внимания, опираясь на полученные знания данного
познавательного процесса. Учить определять
переключение и распределение внимания.

2. Развивать мышление, внимание.

3. Воспитывать желание познать себя и
окружающий мир.



ОБОРУДОВАНИЕ: карточки со свойствами
внимания, стимульный материал для определения
переключения и распределения внимания.



ХОД ЗАНЯТИЯ

— Добрый день! Сегодня мы поговорим о знакомом
познавательном процессе – внимание. Мы говорили
о видах внимания, но качественное содержание
процесса внимания определяется его свойствами.
Именно о свойствах и пойдет речь.

-Основными свойствами вниманий являются: ОБЪЕМ,
КОЛЕБАНИЕ, ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ, КОНЦЕНТРАЦИЯ,
УСТОЙЧИВОСТЬ, РАСПЕРЕДЕЛЕНИЕ.

Охарактеризуем содержание каждого свойства.

ОБЪЕМ внимания – определяется
количеством объектов, которые схватываются
сознанием человека за малый промежуток времени
(0,1 – 0,01сек.). исследование объема внимания обычно
осуществляют путем предъявления нескольких
объектов на небольшой промежуток времени. Для
этой цели используют, как правило, прибор,
который называется тахитоскоп ( от греческого
тахито — быстрый, сконео — смотрю). Чему равен
объем внимания человека? Ученый Мюллер
определил, что он равен 7+2 разрозненных,
несистематизированных объектов или предметов.

Если предметы представлены, например, так 1111111
111111111111, то человек охватывает сознанием 7+2
палочки. Если этот ряд сгруппировать следующим
образом, то сознанием охватывается группы 7+2

    111 111 111 111 111 111 111

Поэтому объем внимания сильно зависит от
структуры и расположения воспринимаемых
объектов. С другой стороны, объем внимания
человека зависит от его индивидуальных
способностей и, также, от специфики деятельности,
которую выполняет человек. Например, объем
внимания водителя будет больше, чем объем
внимания часового мастера, так как деятельность
у них различна и выполнение ее требует различия в
объеме внимания.

— От чего может измениться объем внимания?

— Объем внимания может измениться в зависимости
от требования деятельности, которую выполняет
человек.

УСТОЙЧИВОСТЬ внимания определяется
прочностью и стабильностью удержания сознания
на предметах в течение длительного времени.
Поэтому это временная характеристика внимания.
Устойчивость внимания развивается у человека в
течение жизни и особенно развивается у тех людей,
которые выполняют деятельность, где требуется
это свойство.

— Пример – водители, операторы и т.д.

КОНЦЕНТРАЦИЯ внимания определяется
степенью сосредоточения сознания на объекте или
предмете и отвлечением от побочных
раздражителей. Можно сказать, что это
характеристика помехоустойчивости психики
человека. Многие виды деятельности, которые
выполняет человек, требуют от него сильной
концентрации внимания, требуют того, чтобы
человек умел отвлечься от всего и выполнял
только одну операцию, действие и т.д. Например,
часовой мастер не сможет хорошо работать, если у
него не будет сформировано это свойство
внимания. Концентрацию внимания можно
формировать, упражняясь в этом.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ внимания определяется
способностью человека распределять свое
сознание на несколько предметов одновременно.
Это свойство обратное свойству концентрации
внимания.

— Представьте себе занятие, которое ведет
преподаватель, у которого ярко выражено свойство
концентрации внимания и отсутствует проявление
свойства распределения внимания!

— Что будет происходить?

— Представьте водителя, который не может
распределить внимание на возникающие ситуации
на дороге, приборы и т.д. Это свойство развивается
у человека в течении жизни.

ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ внимание определяется
временем, которое затрачивает человек на
осознанный перенос внимания с одного предмета на
другой. Например, вы писали в тетради. А дальше
нужно слушать рассказ преподавателя.

— Что необходимо сделать?

— Перенести сознание с тетради, письма в ней, на
рассказ.

— Сколько времени затрачивается на такой
перенос сознания?

— Во-первых, это зависит от индивидуальных
особенностей человека, и в большей мере, от его
темперамента. Например, сангвиник переключится
очень быстро, а флегматик – медленно.

— Вы встречались с такой ситуацией? Приведите
примеры.

Мама очень быстрый человек, т.е. – холерик.
Просит дочку что-то сделать, а дочь-флегматик. Она
очень медленно встает, идет и начинает делать, в
результате – конфликт.

В основе его лежит различие в переключении
внимания.

— Во-вторых, переключение внимания зависит от
возраста человека. Маленькие дети могут
переключаться с одной деятельности на другую 10 и
более секунд.

Время переключения внимания, бесспорно,
уменьшается у человека в течении жизни, но нужно
понимать, что оно будет различно в связи с
различием в темпераментах людей.

КОЛЕБАНИЕ внимания отличается своим
содержанием от переключения тем, что его
обусловливает неосознанный перенос внимания с
одного объекта на другой. Поясним это на простом
примере. Вам предлагается рисунок усеченной
четырехугольной пирамиды. Сосредоточьте свое
внимание на центре пирамиды.

— Что вы замечаете? Одно время в поле зрения
будет усеченная пирамида, затем в поле зрения
появится “коридор”. Если вы будете смотреть на
рисунок долгое время, то заметите очередность
смены объектов в поле сознания.

— Какой механизм лежит в основе колебания
внимания? Колебание внимания обусловливается
физиологическими механизмами, т.е. особенностями
работы нервных клеток мозга. Ученые доказали, что
клетки мозга работают попеременно – часть
клеток работает, часть находится в заторможенном
состоянии. Поэтому в зависимости от смены работы
клеток в зрительном центре коры головного мозга
будет меняться фон и предмет воспринимаемого
объекта, т.е. или пирамида, или “коридор”.

С другой стороны, время колебания внимания
будет отличаться у различных людей, в связи с
особенностями работы нервной системы. У одних
людей смена фона и предмета восприятия будет
происходить быстро, у других – медленно. Это
свойство изменить человек не может, так как оно
определяется силой и подвижностью процессов
возбуждения и торможения в нервных клетках.

— Давайте повторим все свойства внимания.



ИТОГ.

— Теоретически мы познакомились со всеми
свойствами внимания, а сейчас проведем
практическую работу на переключение и
распределение внимания, сыграем в игру на
концентрацию слухового внимания.



ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Тема: Изменение времени переключения
внимания



Оборудование: Таблицы для исследования
переключения внимания, секундомеры.



Ход работы: Учащихся необходимо разбить по
парам, где один – испытуемый, другой –
экспериментатор.



Инструкция испытуемому: Вам необходимо
выполнить три задания:

  1. показать на таблице ручкой арабские цифры в
    возрастающем порядке от 1 до 25;
  2. показать римские цифры в убывающем порядке от
    XXIV до I;
  3. показать попеременно арабские цифры в
    возрастающем, а римские в убывающем порядке.

Например: 1, XXIV 2, XXIII 3, XXII 4 и т.д. экспериментатор
засекает время каждого показа и следит за
правильностью его выполнения. Данные заносятся в
протокол.


Таблица для исследования времени
переключения внимания









7

IV

10

VI

22

24

XII

17

XIII

19

8

II

XVI

XIX

11

1

20

XV

21

XXIII

3

IX

6

XVII

V

18

12

XXIV

XIV

25

13

9

XX

I

VII

XXI

III

23

VIII

15

14

XVIII

16

5

XI

2

XXII

4

X



ПРОТОКОЛ




t1(сек)

t2(сек)

t1 + t2 (сек)

t3 (сек)

Время переключения

     

Обработка результатов:

t1 – время, затрачиваемое испытуемым на
называние и показ 1 ряда;

t2 – время показа и называние 2 ряда;

t3 – время показа и название 1 и 2 рядов
одновременно;

t переключения – время, затрачиваемое на одно
переключение

t пер = t3 – ( t1 + t2 ) 24



ВЫВОДЫ: Сравните и проанализируйте время
переключения, полученное у всех членов группы.



ТЕМА: Изучение распределения внимания.



Оборудование: лист бумаги, ручка, таблица.



Инструкция: Перед вами таблица, на которой
числа от 1 до 40. но всего на таблице изображено 25
чисел, а 15 чисел пропущено. На контрольном листе у
нас написан ряд чисел от 1 до 40. за 2 минуты
постарайтесь вычеркнуть в контрольном листе те
цифры, которые пропущены в таблице. (исправления
не допускаются).







14

5

3

27

37

40

34

23

1

20

19

16

32

13

33

2

6

8

25

9

12

26

36

28

29

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36

37 38 39 40




Оценка в баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Количество правильных ответов

15

14

12-13

10-11

8-9

6-7

5

4

3



Выводы: Оцените уровень сформированности
распределения внимания.

Диагностики переключения и распределения внимания у младших школьников

Для диагностики переключения и распределения внимания у младших школьников можно использовать следующую методику (видоизмененная методика Р. С. Немова)

Перед началом работы школьнику показывают таблицу, в которой находятся геометрические фигуры: квадраты, ромбы, круги и треугольники, затем объясняют, что в квадраты ребенку придется ставить значок «плюс» (+), в треугольники он будет ставить точку (.), в ромб — черточку (-), а в круг галочку (V).

Ребенок работает 2 минуты.

hello_html_mc9d31df.jpg

Общий показатель переключения и распределения вни​мания определяется по формуле:

S=

0,5N-2,8n

120

где S—показатель переключения и распределения внимания;

N— количество фигур, которые просмотрел ребенок, и n — количество ошибок.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

0,75 < S < 1,0 — высокий уровень;

0,5 < S < 0,75 — средний уровень;

S < 0,5 — низкий уровень.

Оценка результатов

Количество баллов

Показатель S

10 баллов

выше 1,00

8-9 баллов

от 0,75 до 1,00

6-7 баллов

от 0,50 до 0,75

4-5 баллов

от 0,25 до 0,50

0-3 балла

от 0,00 до 0,25

Выводы об уровне развития

Количество баллов

Уровень развития внимания

10 баллов

очень высокий

8-9 баллов

высокий

6-7 баллов

средний

4-5 баллов

низкий

0-3 балл

очень низкий

Сводная таблица результатов переключения и распределения внимания 3 «Б» класс

Испытуемые

Общий показатель переключения и распределения внимания (S)

Баллы

Уровень развития внимания

1

Б.А.

0,7

6-7

средний

2

Б.К.

0,85

8-9

высокий

3

Г.Д.

0,19

0-3

очень низкий

4

Г.А.

0,40

4-5

низкий

5

К.А.

0,18

0-3

очень низкий

6

К.О.

0,25

4-5

низкий

7

М.М.

0,11

0-3

очень низкий

8

М.Д.

0,04

0-3

очень низкий

9

С.Ю.

0,40

4-5

низкий

10

С.С.

0,15

0-3

очень низкий

Вывод:

Высокий уровень-10%;

Средний уровень-10%;

Низкий уровень-30%;

Очень низкий уровень- 50%.

Корректурная проба.

С помощью этой диагностической методики изучают устойчивость, сосредоточенность, объем, переключение и распределение внимания. 20 строк букв, по 20 букв в каждой.

ж

Ф

с

я

а

б

Ц

У

и

к

е

н

г

ш

Щ

х

Ф

м

о

ы

в

а

и

Р

о

о

л

д

ж

я

ч

м

и

т

ь

с

т

в

о

б

ю

е

а

в

ы

Р

е

н

о

л

б

ж

Д

л

о

Р

У

к

ц

У

^

е

н

г

ш

Щ

х

Ф

ы

в

а

п

Р

о

л

Д

ж

я

ч

с

м

и

т

ь

б

ю

э

ж

д

л

о

Р

п

а

в

в

ы

е

а

е

ы

Ф

я

ч

с

м

и

т

б

ю

Ф

ы

в

а

к

и

Ц

э

л

д

ж

э

ц

У

к

е

н

г

ш

Щ

н

е

к

Ц

Ф

У

к

и

м

с

ч

я

а

х

о

х

Р

х

о

Щ

н

е

к

У

ы

в

ц

к

э

д

ж

л

о

н

с

а

в

и

Ф

ю

в

м

б

ю

и

м

е

к

У

ц

Щ

ш

г

н

е

к

У

ц

и

м

с

ч

ю

т

и

Ф

ы

в

а

п

Р

о

л

д

ж

Щ

ш

г

н

е

к

У

н

г

ж

д

л

о

Р

п

Ф

ы

в

а

п

Р

о

л

д

ж

ю

б

и

м

Ф

ы

в

к

У

Ц

е

н

г

ш

Щ

л

о

Р

п

и

т

м

с

ч

Р

п

а

о

л

Д

и

м

с

ч

и

т

б

л

о

Д

ш

е

н

г

а

п

Р

о

н

е

г

к

У

в

а

п

л

д

ж

и

т

б

м

с

п

а

е

к

н

г

о

л

п

Д

ж

ш

н

г

к

У

в

м

с

и

э

л

д

ш

г

н

Щ

У

к

е

н

д

о

Р

г

с

и

т

п

Р

к

У

е

н

г

ш

л

о

Р

д

ж

в

а

п

Р

н

д

и

т

в

в

а

п

Р

н

г

о

л

д

и

т

ж

х

к

У

п

Р

н

е

с

и

т

Р

н

г

е

ц

ы

в

с

и

м

п

Р

о

н

е

г

б

 

Инструкция: По сигналу «Начали» надо зачеркнуть все встречающиеся буквы «с» и «м». Через каждую минуту по сигналу «Стоп» ученик должен поставить вертикальную черту у той буквы, у которой его застал сигнал. Общая продолжительность работы — 3 минуты.

Работоспособность учащихся можно определить по формуле: работоспособность = количество строк/количество ошибок.

Чем больше работоспособность и чем меньше число ошибок, тем более учтойчивым является внимание.

Для исследования переключения внимания можно использовать эту же корректурную пробу, но задание школьникам должно даваться несколько по-другому: например, на двух строчках вычеркнуть «в» и «р», а на третьей строчке вычеркнуть «к» и «ч», затем опять на двух строчках вычеркнуть «в» и «р», а на третьей «к» и «ч» и т. д.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТА:

Процент ошибки = Количество строк, неверно отмеченных / Общее количество просмотренных строк

Балы

Характеристика уровня устойчивости внимания

0-3

Низкая устойчивость внимания

4-7

Ниже среднего устойчивость внимания

8-11

Средняя устойчивость внимания

12-15

Выше среднего устойчивость внимания

16-19

Высокая устойчивость внимания

Данную корректурную пробу можно использовать и как упражнение для тренировки внимания учащихся начального звена школы. Задания можно давать самые разнообразные: и вычеркивать буквы, и подчеркивать одни, и вычеркивать другие, и обводить в кружок и т. д.

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ
Учащийся __________________________________________       Класс ______ 
Возраст   ______________   Пол __________       Дата __________________

Показатели

Результаты

Количество просмотренных за 10 мин, букв

 

Количество правильно вычеркнутых букв

 

Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть

 

Точность выполнения задания, %

 

Оценка точности, баллы

 

Оценка продуктивности, баллы

 

Оценка устойчивости внимания, баллы

 

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ
Учащийся Б.А. Класс  3б
Возраст   10 лет  Пол м       Дата 12.10.14

Показатели

Результаты

Количество просмотренных за 10 мин, букв

400

Количество правильно вычеркнутых букв

25

Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть

28

Точность выполнения задания, %

82,1

Оценка точности, баллы

15

Оценка продуктивности, баллы

1

Оценка устойчивости внимания, баллы

16

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ
Учащийся Б.К Класс 3б
Возраст 10 лет   Пол ж Дата 12.10.14

Показатели

Результаты

Количество просмотренных за 10 мин, букв

400

Количество правильно вычеркнутых букв

25

Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть

28

Точность выполнения задания, %

89,2

Оценка точности, баллы

10

Оценка продуктивности, баллы

1

Оценка устойчивости внимания, баллы

11

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ
Учащийся Г.А.     Класс 3 б
Возраст  10 лет   Пол м Дата 12.10.14

Показатели

Результаты

Количество просмотренных за 10 мин, букв

400

Количество правильно вычеркнутых букв

15

Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть

28

Точность выполнения задания, %

53,5

Оценка точности, баллы

1

Оценка продуктивности, баллы

1

Оценка устойчивости внимания, баллы

2

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ
Учащийся Г.Д.      Класс 3б 
Возраст  10 лет   Пол м       Дата 12.10.14

Показатели

Результаты

Количество просмотренных за 10 мин, букв

400

Количество правильно вычеркнутых букв

19

Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть

28

Точность выполнения задания, %

67,8

Оценка точности, баллы

1

Оценка продуктивности, баллы

1

Оценка устойчивости внимания, баллы

2

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ
Учащийся К.А.       Класс 3 б 
Возраст  10 лет  Пол   м    Дата 12.10.14

Показатели

Результаты

Количество просмотренных за 10 мин, букв

400

Количество правильно вычеркнутых букв

14

Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть

28

Точность выполнения задания, %

50

Оценка точности, баллы

1

Оценка продуктивности, баллы

1

Оценка устойчивости внимания, баллы

2

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ
Учащийся К.О. Класс 3б
Возраст 10 лет      Пол  м      Дата 12.10.14

Показатели

Результаты

Количество просмотренных за 10 мин, букв

400

Количество правильно вычеркнутых букв

23

Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть

28

Точность выполнения задания, %

82,1

Оценка точности, баллы

10

Оценка продуктивности, баллы

1

Оценка устойчивости внимания, баллы

11

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ
Учащийся  М.М.     Класс  3б
Возраст 10 лет  Пол    м    Дата 12.101.14

Показатели

Результаты

Количество просмотренных за 10 мин, букв

400

Количество правильно вычеркнутых букв

16

Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть

28

Точность выполнения задания, %

57,1

Оценка точности, баллы

1

Оценка продуктивности, баллы

1

Оценка устойчивости внимания, баллы

2

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ
Учащийся   М.Д.      Класс 3б
Возраст   10 лет  Пол    м   Дата 12.10.14

Показатели

Результаты

Количество просмотренных за 10 мин, букв

 400

Количество правильно вычеркнутых букв

 24

Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть

 28

Точность выполнения задания, %

 85.7

Оценка точности, баллы

 13

Оценка продуктивности, баллы

 1

Оценка устойчивости внимания, баллы

 14

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ
Учащийся   С.Ю.     Класс 3б
Возраст   12 лет  Пол   м     Дата 12.10.14

Показатели

Результаты

Количество просмотренных за 10 мин, букв

 400

Количество правильно вычеркнутых букв

 20

Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть

 28

Точность выполнения задания, %

 71.4

Оценка точности, баллы

 2

Оценка продуктивности, баллы

 1

Оценка устойчивости внимания, баллы

 3

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ
Учащийся    С.Д.   Класс 3б
Возраст 10 лет     Пол м      Дата 12.10.14

Показатели

Результаты

Количество просмотренных за 10 мин, букв

 400

Количество правильно вычеркнутых букв

16

Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть

 28

Точность выполнения задания, %

 57.1

Оценка точности, баллы

 1

Оценка продуктивности, баллы

 1

Оценка устойчивости внимания, баллы

 2

 

Сводная таблица результатов устойчивости внимания учащихся

3 Б класса

Баллы

Уровень устойчивости внимания

1

Б.А.

16

высокий

2

Б.К.

11

средний

3

Г.А.

2

низкий

4

Г.Д.

2

низкий

5

К.А.

2

низкий

6

К.О.

11

средний

7

М.М.

2

низкий

8

М.Д.

13

выше среднего

9

С.Ю.

3

низкий

10

С.Д.

7

ниже среднего

Средний балл

6,9

ниже среднего

Вывод:

Методы переключения внимания. Разумный мир [Как жить без лишних переживаний]

Методы переключения внимания

Они наиболее просты и часто используются в повседневной жизни, а заключаются в том, чтобы вместо неуправляемых размышлений загрузить ваш ум контролируемыми мыслями.

Например, когда вы трясете погремушкой над кричащим младенцем, вы используете именно прием переключения внимания. Раньше младенец был сосредоточен на известной только ему проблеме и громко требовал ее разрешения. Но вот вы потрясли погремушкой, и его внимание переключилось на новый раздражитель. Он стал размышлять о нем, а старая проблема забылась.

Этот прием столь же эффективно работает и во взрослом возрасте, особенно когда вы используете его для переключения внимания другого человека, погруженного в свою проблему.

Как им пользоваться? Да очень просто. Если вам надоели долгие словесные излияния собеседника, то задайте ему такой вопрос, чтобы он забыл, о чем только что говорил, т. е. в вопросе должна быть затронута важная для собеседника тема.

Например, если ваша подруга долго и нудно рассказывает о том, каким негодяем оказался ее муж (или друг) и вам надоело это, то спросите ее неожиданно: «А ты уверена, что выключила утюг, уходя из дома?» Или: «А откуда у тебя дырка (или пятно) на новой дубленке?» Скорее всего, после этого она побежит рассматривать свою дубленку, а негодяй-муж окажется забыт. Вам наверняка удастся остановить ее «словомешалку» таким методом.

Примерно таким же образом можно пробовать останавливать и свою «словомешалку». Поймав себя на очередном погружении в неконтролируемые переживания, попробуйте усилием воли переключить свое внимание на какие-либо реальные задачи, стоящие перед вами. Например, на то, чем вы будете заниматься завтра днем. Или куда поедете отдыхать летом. Или что вы будете готовить (или есть) за ужином и т. д.

Тема, на которую вы будете переключаться, должна быть реальной и требовать временных затрат для принятия окончательного решения.

Это несложный прием, но он требует наличия у вас реальных тем для размышлений. Причем таких, чтобы они не выступили катализатором для очередного запуска «словомешалки».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *