По русскому языку письмо: Письмо другу на русском языке – Как написать деловое письмо на русском языке

Конспект урока и презентация по русскому языку на тему «Учимся писать письма» (3 класс)

Письмо близкому человеку

Цель урока: показать учащимся, что письмо имеет свою структуру и стилистические особенности; доказать важность переписки в жизни людей; возрождать российские традиции эпистолярного жанра, развивать устную и письменную речь учащихся.

Пояснительная записка:

Данная методическая разработка направлена на развитие коммуникативных компетенций учащихся начальных классов по написанию личного письма с элементами рассуждения, описания или повествования, построена в соответствии с психолого-педагогическими особенностями младших школьников, предназначена для учителей начальной школы и может быть использована на уроках русского языка в 3-4 классах, а также во внеклассной работе.

Методическая разработка имеет практическую направленность, благодаря чему у учащихся формируются необходимые навыки правильного написания письма. Анализ писем-образцов развивает у детей языковое чутье, внимание к правильному употреблению речевых единиц. В результате данной деятельности учащиеся приобретают опыт по исправлению речевых ошибок.


Помимо этого методическая разработка носит творческий характер: предоставляет свободу учителю и учащимся, развивает интерес к языку и потребность познавать его. Упражнения в составлении писем закладывают основы культуры общения, формируют коммуникативные умения, а главное – доброжелательное отношение к людям.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны:

— уметь пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, доступными средствами массовой информации;

— знать этикетные правила написания письма;

— уметь создавать ориентированные на адресата и на решение речевой задачи этикетные диалоги;

— уметь определять основную мысль письма, планировать письмо, составлять логически последовательный текст письма, редактировать письмо, оформлять конверт.

Оборудование:

1. «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой.

2. Презентация ppt

3. Образец написания адреса на конверте.

Ход урока:

I. Актуализация знаний учащихся

1. Вводная часть урока. (Приветственное слово учителя.)

Учитель:

— Сегодня, ребята, у нас будет необычный урок. Задание будет очень интересным и творческим. А тему нашего урока вам предстоит определить самим, отгадав загадку (чтение учителем загадки).(Слайд1)

Учитель:

Я домик. Но только совсем безэтажный.

Я тонкий раскрашенный домик бумажный.

Хоть дверца моя заперта не замком,


А просто лизнули её языком,

Но внутрь никого не пускает без спроса:

Живут там приветы, ответы, вопросы.

Наказы и просьбы, свернувшись, лежат,

Марки с печатями их сторожат.

Учитель:

— Ребята, вы догадались, о чем эта загадка? (Ответы учащихся).

— Конечно же, это письмо.

— Для чего люди пишут письма друг другу? (Приблизительные ответы детей: с помощью писем люди общаются друг с другом, делятся радостными или грустными событиями, поздравляют с праздниками.)

— Кто догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Приблизительные ответы детей: учиться правильному написанию и оформлению писем).

Учитель:

Вы все правы. Сегодня на уроке, мы познакомимся с правилами написания писем, с их видами, а так же научимся правильно оформлять конверт. Тема нашего урока «Учимся писать письма».(Слайд 2)

II. Основная часть урока

1. Обучение заполнению конверта.

Учитель:

— Ребята, а что же такое письмо? (Мнения учащихся).

Давайте поработаем с толковым словарем и найдем точное значение этого слова. (Бумага с написанным на ней текстом, посылаемая кому-нибудь, для сообщения чего-нибудь, для общения на расстоянии.)

— А любой ли листочек, с сообщением можно считать письмом? (Ответы учащихся.)

— Что нужно для того, чтобы этот листок бумаги с сообщением превратился в настоящее письмо? (Приблизительные ответы детей: послать этот листочек кому-нибудь, нужен конверт).

Конечно же, нам понадобится конверт. Давайте внимательно рассмотрим его. (Слайд 3 ).


— Что мы обязательно должны указать в верхнем левом углу конверта? (Примерные ответы детей: от кого это письмо, свою фамилию и имя, и свой адрес.)

— Достаточно ли указать только название улицы? Почему? (Примерные ответы детей: нет, нужно указывать еще название города, т.к. названия улиц в разных городах могут совпадать).

— А что указывается в нижнем правом углу конверта? (Примерные ответы детей: фамилию и имя человека, которому пишем письмо и его точный адрес.)

Так же мы должны указать на конверте индекс.

— Кто знает, что такое индекс? (Примерные ответы детей: номер почтового отделения, с которого отправляют письмо и номер почтового отделения, на которое оно придет).

— Отправится ли теперь в путешествие это письмо? (Примерные ответы детей: нет, т.к. к нему не приклеили марку).

Вы верно сказали, что на конверте обязательно должна быть почтовая марка. (слайд 3) (К макету конверта приклеивается макет марки.)

А что же такое марка и для чего она нужна? (Работа с толковым словарем, ответы детей).

Учитель:

Марка – это проездной билет письма, она оплачивает его путешествие. Но марки бывают очень интересными, красивыми, и многие люди их даже коллекционируют. (слайд4)

Чтобы наше письмо непременно нашло своего хозяина, всегда нужно заполнять конверт аккуратным и разборчивым почерком. (Чтение учителем стихотворения.)

Осмотри внимательно

Ты с письмом конверт,

Коль заполнишь правильно –

Ждёт тебя ответ.

В левом верхнем уголке

Свой адрес напишите

Аккуратно и красиво

Вы же «Отправитель»

В правом нижнем уголке

Место «Адресата».

Для кого письмо в руке?

Вспомните ребята.

Вспомните и напишите

И письмо по почте шлите



Коль не спутал уголок,

То письмо явится в срок.

Ну вот, конверт и заполнен. Можно приступать к написанию самого письма.

2. Какие бывают письма

Но как правильно писать письма? Какими они бывают? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы должны изучить несколько писем, которые прямо перед нашим уроком доставил на наш адрес необычный почтальон. (Слайд 5). (Учитель берет в руки первое письмо, детям раздаются остальные письма.)

Учитель:

Сейчас я прочитаю вам первое письмо, а вы определите, кому, и с какой целью оно написано.

Чтение учителем письма №1.(слайд6.)

Дорогой мой друг — Иа!

Поздравляю тебя с днем рождения!

Желаю много-много счастья.

Шлю подарочек — очень Полезный Горшочек.

Твой Пух.

— С какой же целью было написано это письмо? (Примерные ответы детей: это письмо-поздравление, в котором Винни-Пух поздравляет своего друга с днем рождения и шлет ему свои пожелания.)

— Давайте послушаем следующее письмо.

Чтение детьми письма №2.(слайд7.)

Дорогие друзья!

Я хочу рассказать вам о чудной истории, произошедшей со мной. Я изобрела необыкновенный способ путешествия на утках. У меня были свои собственные утки, которые носили меня, куда мне было угодно. Я побывала на юге, где так хорошо, где такие прекрасные теплые болота и так много съедобных насекомых. Я скоро заеду к вам. До встречи!

Ваша лягушка-путешественница.

Учитель:

— О чем это письмо? Кому оно адресовано? (Это письмо друзьям: письмо-информация. В нем сообщение о том, как лягушка изобрела способ путешествия на утках, где она побывала и, что видела.)


Чтение детьми письма №3(слайд 8.)

Юный друг!

Всегда будь юным,

Ты взрослеть не торопись!

Будь веселым, дерзким, шумным.

Надо драться, так дерись.

Никогда не знай покоя,

Плачь и смейся невпопад.

Я сама была такою

Триста лет тому назад.

Черепаха Тортила.

Учитель:

С какой целью написано это письмо? (Это письмо-пожелание, в нем автор желает своему юному другу быть веселым, дерзким, шумным…)

Так какими же бывают письма? (Письма бывают разные: письма-информации, письма-поздравления, письма-пожелания, письма – благодарности). (слайд 9.)

Кому могут быть адресованы письма? (Письма могут быть адресованы разным людям: родным и близким, друзьям, учителям и др.)

3. Особенности текста письма. Структура письма.

Учитель:

— Можно ли считать письмо текстом? Почему? (Предложения связаны по смыслу, есть законченная мысль.)

Письмо, как и любой другой текст, имеет три части: начало (зачин), основную часть и концовку. Но письмо имеет и свои особенности. Ему присущи приветствие, обращение, прощание. Например: «Здравствуй, дорогая бабушка!», «До свидания, моя милая мамочка!», «До скорой встречи…».

Давайте рассмотрим схему написания письма (слайд10.)

  1. Обращение.

— К кому мы должны обратиться? Каким должно быть это обращение? (Примерные ответы детей: к человеку, которому пишем это письмо. Приветствие и обращение должно быть ласковым, добрым.).


2. Начало письма.

В этой части письма можно выявить человеку свою благодарность. Например: Благодарю за письмо. Спасибо что написал мне. Я был рад получить от тебя известие…

3. Основная часть письма

Это самая содержательная его часть. Здесь можно сообщать о каких-либо новостях, поделиться радостными событиями, рассказать какую-нибудь историю из своей жизни.

4. Концовка письма.

Это заключительная часть, в которой отправитель может высказать свои просьбы, передать приветы и обязательно должен подписать письмо.

Учитель:

Послушайте внимательно еще одно письмо, которое девочка написала своей бабушке, и подумайте, соответствует ли оно предложенной схеме. (Чтение учителем письма).

Здравствуй, бабушка!

Мы живём хорошо. Не волнуйся, всё в порядке. Мне подарили хомячка. В воскресенье ездили в лес за грибами. Нашли три подберёзовика.

До свидания!

Таня.

— С чего начала свое письмо Таня? (Начала с приветствия и обращения к бабушке.)

-Какое обращение было бы бабушке более приятным? («Дорогая бабушка!», «Здравствуй, дорогая бабушка!»)

Конечно, обращение должно быть более ласковым. Тогда письмо принесет бабушке большую радость.

— О чем можно было бы еще написать в начале письма? (О состоянии переписки. Например: «Я давно тебе не писала…»).

— Подтверждает ли Таня свою мысль «Мы живём хорошо»? (Да, Таня пишет о хороших событиях в ее жизни).

— Какие части включает концовка письма? (Прощание и подпись.)

— О чем еще можно было бы написать в концовке письма? (Задать вопросы бабушке. Поинтересоваться ее жизнью и здоровьем.)

А вот еще письмо, от мальчика Сергея. Послушайте и сравните его с предыдущим. (Чтение учителем письма).

Дорогие мама и папа!

Получил ваше письмо. Очень рад. И вот пишу вам ответ.

Расскажу вам, как мне живётся в летнем лагере. Живём мы весело: купаемся в реке, загораем, ходим в походы, играем. У меня много новых друзей…

Как вы поживаете? Как ваше здоровье? Очень вас прошу писать мне почаще.

Передайте от меня привет тёте Вале и Иришке.До скорой встречи!

Целую всех и обнимаю!

Ваш сын Сергей.

20 июня 2013 года

— Какое письмо вам больше понравилось? Почему? (Примерные ответы детей: второе, ведь оно более теплое, в нем больше любви и внимания. Оно принесет больше радости получателю.)

4. Конструирование письма. (Работа в парах)

Сейчас вам предстоит выполнить одно интересное задание. Вы получите конверты с разными фразами из писем. Ваша задача составить письма, расположив фразы в нужном порядке, в соответствии со схемой. (слайд 10.)

Проверка работы. (Чтение учащимися получившихся писем, обсуждение результатов).

4. Оформление письма.

Существуют рекомендации к оформлению писем, которые необходимо соблюдать. (Слайд 11.) Письма пишут четким, разборчивым подчерком, на аккуратном листе бумаги. Письмо можно сопровождать рисунком.

Итак, вы уже практически готовы к написанию письма. Но прежде чем приступить, вы должны запомнить еще несколько основных правил написания писем. (слайд 12)

Итак, запомните первое правило. Полученное письмо может распечатать и прочитать только его адресат. Нельзя читать чужие письма!

Правило второе. Невежливо не ответить на полученное письмо. Сделать это необходимо не позднее 3-5 дней после получения и в вежливой форме.

Третье четвертое. Пишут письма только в хорошем настроении. Ведь многие люди сохраняют письма от близких и уважаемых людей, и часто их перечитывают.

6. Написание писем.

Учитель:

— Ребята, кому вы можете открыть свою тайну? (Примерные ответы учащихся: родителям, учителю, президенту, другу, бабушке.)

Учитель:

— Да, дети, бывают важные моменты в жизни, когда необходимо поговорить с другом, с родителями, поделиться своими переживаниями. Напишите сейчас письмо близкому для вас человеку, которому вы можете рассказать обо всем, что с вами произошло, что вас волнует. Сохраните его для себя, а через несколько лет перечитайте это неотправленное письмо. Настроение у вас сейчас у всех отличное, так что, я думаю, получатся хорошие теплые письма.

На доске в помощь вам я оставлю таблицу с опорными словами, можете брать слова из нее или подбирать свои.(Слайд 13)

7. Беседа эмоционально-оценочного плана. Анализ и обсуждение самостоятельной работы. (По желанию дети читают письма).)

Учитель:

— Чье письмо вам понравилось больше всего? Почему?

— Какое письмо легче читать адресату? (Примерные ответы детей: в котором выделено обращение, соблюдены абзацы, имеется подпись).

III. Итог урока.

Учитель:

На сегодняшнем уроке мы познакомились с эпистолярным жанром. Интернет уже почти совсем вытеснил живые письма из жизни людей. Но не следует забывать об этом древнем способе общения. Письмом вы оказываете внимание, любовь и уважение человеку. Пишите чаще письма друзьям, знакомым, близким!

Образец субтеста по русскому языку письмо

Иностранный гражданин должен уметь строить письменные высказывания, написать письмо, заполнять формы и бланки различной тематики опираясь на вопросы.

Инструкция. Время выполнения— 45 минут.
Ознакомьтесь с ситуацией и выполните задание.
Обратите внимание: Вы должны заполнить все пункты анкеты.
Ситуация 1. Вы хотите получить российское гражданство. Заполните Анкету.

Анкета

(заполняется собственноручно)

1.Фамилия
Имя
Отчество
2.Если изменяли фамилию, имя или отчество, то укажите их, а также когда, где и по какой причине изменяли
3.Год, число, месяц и место рождения (село, деревня, город, район, область, край, республика)
4.Гражданство (если изменяли, то укажите, когда и по какой причине)
5.Образование, когда и какие учебные заведения окончили, номера дипломов.
Специальность по диплому
Квалификация по диплому
6.Учёная степень, учёное звание, когда присвоены, номера дипломов
7.Какими иностранными языками и языками народов РФ владеете и в какой степени (читаете и можете объясняться, владеете свободно)
8.Были ли Вы и Ваши близкие родственники судимы, когда и за что
9.Были ли за границей, где, когда и с какой целью

Степень
родства

Фамилия, имя, отчествоГод, число, месяц и место рожденияМесто работы, должностьАдрес места жительства

12. Имеются ли у Вас или жены (мужа) родственники, постоянно проживающие за границей (их фамилия, имя, отчество, год рождения, степень родства, место жительства, с какого времени они проживают за границей
____________________________________________________________________________
13. Имеете ли Вы заграничный паспорт ___________________________________________

14. Отношение к воинской обязанности и воинское звание ___________________________
_____________________________________________________________________________

15. Домашний адрес и номер телефона ___________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

16. Паспорт или документ, его заменяющий _______________________________________
_____________________________________________________________________________
(номер, серия, кем и когда выдан)

17. Дополнительные сведения (государственные награды, участие в выборных представительных органах, а также другая информация, которую Вы желаете сообщить о себе)
________________________________________________________________________
18. Достоверность изложенных данных подтверждаю

«_____» ________________200___г. Подпись ____________________

Конспект урока по русскому языку «Письмо другу»

Частное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа «Фавор» муниципального образования Мостовский район Краснодарский край

Методическая разработка проведения урока написания письма

учитель русского языка и литературы ЧОУ ООШ «Фавор»

Адрес автора методической разработки:
352570 Краснодарский край, Мостовский район,

п. Мостовской, ул. Кирова д.159.

2015 г.

Этап урока и его цель

УУД, формируемые на данном этапе

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

I.Организационный этап

Цель: актуализация требований к учебной деятельности.

Регулятивные:

-нацеливать на успешную деятельность.

Личностные:

-выражать положительное отношение к процессу познания.

Коммуникативные:

— формировать умение слушать и слышать.

— Проверим готовность к уроку.

Хозяин на уроке – учебник,

его помощники – тетрадь, ручка, карандаш, линейка. Все готовы? Приступаем к работе!

Проверяют готовность к уроку.

II.

Этап создания мотивации к учебной деятельности учащихся

Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Регулятивные:

— ставить и формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.

Познавательные:

— уметь ставить и решать проблемы.

Личностные:

— способствовать развитию познавательных интересов учебных мотивов.

Коммуникативные:

— уметь ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

— Ребята, я прочитаю вам известное стихотворение С. Я. Маршака «Почта», а вы послушаете его и скажете о чем оно? (слайд 1.)

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной фуражке? Это он

Это он, ленинградский почтальон.

У него

Сегодня много писем

В сумке на боку-

Из Ташкента,

Таганрога,

Из Тамбова

И Баку.

В семь часов он начал дело,

В десять сумка похудела,

А к двенадцати часам

Все разнес по адресам.

-Да, верно, оно о почте, о письмах. Посмотрите у вас на партах лежат конверты. Такие конверты с письмами отправляют по почте. Письмо долго путешествует, прежде чем дойти до адресата. После прибытия в нужный пункт назначения, почтальон разносит их тем, кому оно предназначено.

Слушают учителя.

-О почте и почтальоне, который разносит письма.

Находят на парте конверты.

III.

Этап актуализации знаний

Цель: создание условий для актуализации изученных видов жанров.

Регулятивные:

— уметь адекватно воспринимать оценки.

Познавательные:

— структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:

— формировать адекватную, позитивную, осознанную самооценку и самопринятия.

Коммуникативные:

— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

— Ребята, вспомните с какими стилями и жанрами мы уже знакомы? (слайд 2.)

— А сегодня познакомимся с новым жанром- эпистолярным. Эпистолярный жанр- это жанр письма.

Беседа по теме

— Да, я понимаю, что вы удивлены. Сейчас в век мобильной связи и электронной почты, такой вид связи кажется нам каким-то забытым, почти исчезнувшим. Но это не так.

Устно.

IV.

Этап постановки проблемы, формулирования темы и цели урока

Цель: постановка проблемы по формулированию темы и цели урока.

Регулятивные:

-планировать (в сотрудничестве) необходимые действия, операции.

Познавательные:

-осуществлять для решения учебных задач операцию анализа, делать выводы.

Давайте представим, что вам интересней будет читать от друга письмо или СМС?

— Почему?

— Да, вы правы. Конечно, письмо. Читая его, чувствуешь человека рядом, его отношение к тебе.

— Письмо.

-При написании письма продумывается каждое слово, вкладывается душа.

IV.

Этап «открытия» нового знания

Цель: выявление первоначальных знаний обучающихся по теме; подготовка к восприятию новой темы.

Коммуникативные:

-формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

-слушать и смотреть, извлекая нужную информацию.

1. Слово учителя

— Странно представить, что сегодня рядом с нами и электронное послание и письмо в почтовом конверте, хотя их и разделяют столетия.

Электронному посланию не хватает заботы о человеке, а вот в письмах как будто разговариваешь с человеком, чувствуешь теплоту, душевность, даже характер написавшего.

— Когда и где возникла переписка? (Задание учащимся дается заранее. Приложение 1.).

— А нам и предстоит написать письмо.

2. Словарная работа

— Проведем словарную работу в форме игры «Найди значение слова» (слайд 3.)

1. Адрес

2. Адресант

3. Адресат

4. Конверт

5. Почтальон

6. Эпистола

I группа

-Родина переписки Англия, а сложилась она более 200 лет назад. В это же время зародился и этикет составления корреспонденции.

II группа

-Эпистолярное искусство существует с древних времен и переводится с греческого языка «эпистола»- письмо, послание.

Работа в паре (по карточкам).

1.Тот человек, кому адресовано письмо.

2.Письмо, послание.

3. Тот человек, который доставляет письма по адресу.

4.Человек, отправляющий письмо.

5.Место,куда адресовано письмо.

6.Красивый кулечек с маркой, куда «прячут» письмо.

Физ.минутка

Цель: реализация двигательной активности для снятия усталости и напряжения.

Коммуникативные: — уметь коллективно выполнять физические упражнения по команде.

— Но для дальнейшего продолжения уроканам нужна энергия. Подзарядиться нам поможет физ. минутка.

Выполняют упражнения.

V. Этап первичного закрепления

Цель: организация усвоения учащимися нового материала (фронтально, в парах или группах).

Личностные:

— формировать интерес к правилам написания письма.

Регулятивные:

-уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

— Вот мы и познакомились с новыми словами, узнали их лексическое значение. Нам нужно еще вспомнить вежливые слова, которые будут нужны при написании письма. Назовите их и вспомните, как правильно они пишутся.

— Есть ещё и такие слова и выражения, которые подчёркивают культуру человека, его душевные качества.Это вежливые слова (слайд 4.): благодарю, от всего сердца (искренне, горячо), признателен тебе за…, большое (сердечное спасибо) за…

— А теперь углубимся в прошлое, и ребята нам расскажут об истории письма, о появлении почтового ящика. ( Приложение 2.)

Работа в паре

(Запись слов с выделением орфограмм)

Здравствуйте, спасибо, извините, пожалуйста,

до_ свидания,

Выступление учащихся.

VI. Этап включения нового знания

в систему знаний и повторение

Цель – проверка усвоения материала по теме урока.

Личностные:

— формировать интерес к способу написания письма.

Регулятивные:

-уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

-осуществлять для решения учебных задач операцию анализа, делать выводы.

Знакомство с видами писем.

— Ребята, вспомните, какие вы знаете виды писем?

— Молодцы! Есть еще такие виды писем, как: благодарственные, письмо в газету, письмо- рассказ, письмо- обращение, письмо- просьба. ( слайд 5)

Знакомство с написанием письма.

-Для чего мы пишем письма?

— Из каких частей состоит письмо? Давайте рассмотрим планы письма, которые лежат у вас на партах.(Приложение 3.)

Учитель дает краткую информацию по каждому пункту плана.

— А теперь мы научимся правильно подписывать конверты.

— От кого Берёзкина И.

— Откуда Краснодарский край, Мостовский район, пгт. Мостовской, ул. Пушкина, 49.

-Индекс 352550.

-Кому Орлову М.

— Куда Воркута, ул. Мира, 17.

2. Самостоятельная работа с проверкой знаний в классе.

— Теперь вы знаете, какие бывают письма, как их писать. Попробуйте сами написать письмо.

I группа

— Напишите письмо другу, поздравьте с праздником.

II группа

— Напишите письмо бабушке и дедушке, пригласите их в гости.

— Деловые, дружеские, поздравительные, личные.

— Поздравить, извиниться, поблагодарить, сообщить, утешить, убедить, поделиться чувствами.

Выполняют задание. Фронтальный опрос.

Творческая работа

Выполняют задание.

Взаимопроверка на листочках.

Самооценка.

VII. Подведение итогов урока

Цель –формулирование вывода, заполнение части текста;сравнение знаний по теме, которые были в начале и в конце урока, выделение актуальных знаний.

Регулятивные:

-уметь соотносить цель и результат.

— Ребята, посмотрите, нам пришло письмо. А что в нем? (Учитель достает из конверта письмо) Загадки.

— А кто принес его?

Давайте попробуем отгадать эти загадки. (Слайд 6.

Приложение 4.)

— Что нового вы узнали о письмах на уроке?

— Что вам запомнилось?

— Есть ли у вас вопросы по данной теме?

Отвечают на вопросы учителя, отгадывают загадки.

-Почтальон.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности.

Личностные:

— развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

— А сейчас давайте оценим свою работу на уроке.

— Подсчитайте количество зеленых, желтых и красных фишек вашей группы. Запишите маркером на доске. Посмотрите, какие результаты у каждой группы.

— Выберите и прикрепите на своих листах смайлик, оценивающий вашу личную работу на уроке

— Итак, чему вы научились на уроке?

Самооценка.

Рефлексия класса и каждого ученика.

IX. Этап информирования обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель – организация пути выполнения домашней работы на основе полученных знаний.

Регулятивные: Соотносить то , что известно и то, что предстоит выполнить самостоятельно.

— Но для вас есть еще задание… Домашнее задание. Чтобы вы смогли получить награды в виде оценок!

Напишите письмо другу, сообщите свои новости.

— Вам понравился урок?

— Что расскажете родителям?

— На этом наш урок окончен большое спасибо за работу.

Слайд 7.

Слушают учителя, определяют пути выполнения домашней работы.

Конспект открытого урока по русскому языку «Письмо ветерану»

Тема: Письмо ветерану.

Цели урока:

метапредметные: изучить правила написания писем; развитие умения логичного изложения своих мыслей;

предметные: развивать речевой этикет; закрепить орфографические и пунктуационные навыки; 

личностные: воспитывать патриотизм, чувство благодарности и уважения к ветеранам Великой Отечественной войны.

Слайд 1 – Посмотрите на доску, что вы видите? (На доске конверты, изображение почтового ящика)

— Кто догадался, чем мы будем заниматься? Ученики высказываются.

II. Формулирование проблемы.

III. Работа по теме урока.

Слайд 2 — Ребята, посмотрите какое необычное письмо. (Военный треугольник)

Может быть, кто-то из вас знает, о каком периоде в истории нам говорит это письмо?

(Во время Великой Отечественной войны из-за нехватки конвертов солдаты писали письма на листочке бумаги, а затем складывали его особым образом, чтобы получился треугольник. Такие треугольники отдавали на военную почту. Они были без марок, а только с печатью полевой почты.)

— Сегодня предлагаю вам вернуться к событиям страны, которые были 73 года назад. Для этого предлагаю посмотреть фрагмент фильма о Великой Отечественной войне «Битва на Курской дуге» Слайд 3 (просмотр отрывка)

— О чём этот сюжет, о военных действиях или нет?

— Правильно. Здесь показан сюжет бойцы на привале.

— А чем могли заниматься бойцы на привале? (отдыхать, писать письма)

— Как вы думаете, имели ли какое – то значение письма для солдат и офицеров, сражающихся на фронте?

— Трудно было переоценить, какую моральную силу воздействия имели эти весточки. Бойцы сравнивали их с лишней обоймой патронов, выпущенной по врагу, поэтому отправке воинской корреспонденции уделялось особое внимание.

— По вашему мнению, можем ли мы сейчас написать письмо ветеранам, тем людям, которые пережили эту войну, которые подарили нам мир? Были бы они рады ему?

— Какой будет тема нашего урока?

Тема нашего урока: «Учимся писать письма. Письмо ветерану» Слайд 4

— Какую цель ставим перед собой? Научиться писать грамотно письма. Слайд 5

— Зачем нужно уметь грамотно писать письма? (чтобы человеку было понятно о чем ему хотят рассказать или спросить)

— Ребята, а что такое письмо? (Ученики высказываются).

— письмо – это текст.

— письмо — это общение друг с другом.

— письмо – это передача мысли на расстояние,

— письмо – это память и надежда на встречу.

— письмо – это описание событий.

Слайд 6— А теперь заглянем в словарь и узнаем какое толкование он дает нам? (учитель зачитывает)

— Знакомы ли вам слова адресант и адресат? (Высказывание детей)

Слайд 7

адресант – тот, кто пишет письмо;

адресат – тот, кому пишут письмо.

1.Работа в группах по тексту «Фронтовые письма»

Слайд 8 -Скажите, о чём могли писать солдаты с фронта?

— Сейчас, я предлагаю поработать в группах и найти ответы на поставленные вопросы. (дети объединяются)

— На столах у вас лежат листочки, возьмите их.

— Прочитайте каждый свой текст и найдите ответ на поставленный вопрос

Слайд 9

1, 2 группа — О чём могли писать солдаты с фронта?

3, 4 группа — Каким образом писались письма с фронта солдатами?

5, 6 группа — Как выглядели фронтовые письма?

7 группа — Что значило солдатское письмо для семьи?

1, 2 группа — О чём могли писать солдаты с фронта?

Огромную роль в жизни солдата имело письмо из дома. Оно помогало узнать о жизни родных, вселяло надежду, веру в победу, что до встречи с родными осталось совсем немного, помогало им выжить в трудных условиях. Дом, семья становились для них моральной опорой и поддержкой.

Не было на фронте человека, который бы не скучал по родному дому. Неслучайно почти все письма начинаются с обращения к родным и близким: «милая мама», «мои родные», «дорогие мои дети», «любимая Маша» и т.д. Как правило, в письмах бойцов встречаются короткие повествования о войне.

3, 4 группа — Каким образом писались письма с фронта солдатами?

«Пожелтевшие от времени», они написаны разными чернилами, а чаще простым карандашом, потому что ни чернил, ни ручки в окопах не было. Были раньше такие карандаши, называли их химические, очень похожие на простые карандаши, но если кончик грифеля химического карандаша намочить, то он начинал писать, как чернила.

В основном письма писали на простом тетрадном листочке, а иногда и на газетных передовицах. Они разнообразны по цвету и размеру, выведены почерком – небрежным или аккуратным, в зависимости от того, сколько времени было отпущено промежутками между боев их автору.

5, 6 группа — Как выглядели фронтовые письма?

Конвертов не хватало. С фронта приходили письма-треугольники. Отправляли их бесплатно. Треугольник — это обычный лист из тетради, который сначала загибали справа, потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь треугольника.

В минуты затишья написанные письма складывали в “солдатский треугольник”, писали адрес назначения, вместо обратного адреса писали № воинской части, складывали все письма в холщовый мешок и отправляли на попутном транспорте в тыл. Не всегда письма доходили до адресата, поэтому солдаты старались писать их очень часто, вдруг хоть одно письмецо из 10 дойдёт до родных.

7 группа — Что значило солдатское письмо для семьи?

Как же такое письмо — треугольник ждала семья! Сколько радости приносил в семьи долгожданный, втрое сложенный тетрадный листок, в котором иногда всего два слова: «Я жив».

Фронтовые письма как луч солнца носили из дома в дом, читали вслух. Они придавали силы, вселяли веру в победу, вдохновляли на труд. Письма, написанные огрызками карандашей в окопах, блиндажах, госпиталях, доходили до близких в тылу как бы «вживую», из рук в руки, сохраняя тепло родных пальцев, сердец и душ.

А еще солдатские письма создавали образ воина, рассказывали о его подвиге, его высокой миссии. Помогали понять о том, что переживали они, чувствовали, с какими огорчениями, заботами и радостями встречались. Не зря фронтовой треугольник остаётся одним из символов той грозной эпохи.

Такие письма бережно хранились в каждой семье того времени.

— У нас сегодня необычный адресат – ветеран войны.

О чем мы можем написать в письме ветерану? Слайд 10

  • рассказать о себе, о школьных делах, о своих увлечениях и занятиях; (письмо – сообщение)

  • поблагодарить за победу (письмо- благодарность)

  • можно поздравить с праздником, днём рождения (письмо – поздравление)

Работа в паре по определению структуры письма.

— Чтобы грамотно составить текст письма, необходимо вспомнить структуру письма.

— У вас на столе лежит 3 конверта. Предлагаю поработать в паре и выбрать, те части письма, которые можно использовать в данном виде.

Слайд 11 Задание:

1. Выбрать только те части письма, которые относятся к данному виду. (если есть лишнее, то уберите обратно в конвертик)

7. Озвучивание результатов Слайд 12

Задаём вопросы на интересующие темы и сообщаем о себе.

Лишняя карточка: Выражение благодарности

Лишняя карточка: Задаём вопросы на интересующие темы и сообщаем о себе.

III. Развитие умений.

— Молодцы, вспомнили и воспроизвели структуру письма.

Практическая работа над письмом.

— Сейчас ваша задача выбрать любой вид письма, и следуя алгоритму, который вы составили, пользуясь словами-подсказками написать его. Помним, что письмо мы пишем ветерану.

8.Словарная работа.

— Ребята, обратите внимание, как правильно пишутся слова. Слайд 13

(«Здравствуй, до свидания, праздник 9 Мая, День Победы», Великая Отечественная война.)

— Начнем писать письмо.

Самостоятельная работа учащихся

Написание сочинения «Письмо ветерану».

-Чтение работ

IV. Итог урока.

– Что в вашей работе показалось трудным? А что интересным? К чему вы обращались, чтобы грамотно написать письмо?

Разработка урока по русскому языку «Письмо»

МБОУ «Семёновская средняя общеобразовательная школа»

г. Славгород, Алтайский край

Тема урока: «Письмо»

(урок русского языка в 5 классе по развитию речи)

Учитель русского языка и

литературы:

Фриауф Валентина Егоровна

Семёновка 2015г.

Тема урока: «Письмо»

Цели:

создание условий для знакомства учащихся с жанром письма;

формирование навыка правильного написания письма;

развитие устной и письменной речи;

воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за русский народ.

Опережающее задание: учащимся (по группам) даётся задание написать письмо родителям, другу, взрослому человеку.

Оборудование урока (урок проходит в школьном музее):

1.компьютер, проектор, слайды;

2.аудиозапись;

3.экспонаты музея (оригинал письма с фронта)

Ход урока:

I.Вводно-мотивационная часть, постановка темы урока, учебной задачи (слайд №1)

II. Слово учителя (урок проходит в школьном музее).

III. Основная часть

1.Словарная работа (слайд №2):

Письмо — написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь, кому-нибудь. Адресат – тот, кому адресовано письмо, телеграмма, посылка. Адресант – человек, который адресует почтовое отправление.

(С.И.Ожегов «Словарь русского языка»)

2. Проверка домашнего задания. Чтение писем учащимися (опережающее задание по группам: письмо другу, письмо маме, письмо взрослому человеку)

3.Опрос учащихся: — С каких слов вы начали своё письмо? — Что, по вашему мнению, можно написать адресату? — Какими словами закончили вы письмо?

4. Работа с учебником, упражнение №213 (Письмо Н.А.Островского к матери) — Какими словами начинается письмо? – Какими словами письмо заканчивается? — Найдите в тексте обращения.

5. Работа с памяткой: «Основные требования к написанию письма» (слайд №3)

Памятка

Правила написания писем:

1. Начинать письмо следует с приветствия и обращения к адресату; 2. Если это ответное письмо, необходимо поблагодарить адресанта за ранее полученную корреспонденцию; 3. Если Вы задержались с ответом, следует извиниться за то, что не могли написать раньше, упомянуть о причинах; 4. Затем надо ответить на все вопросы, заданные адресантом в его письме, можно начать с фразы: «В своём письме ты спрашиваешь меня о …»; 5. Потом Вы можете перейти к интересующей Вас теме, рассказать о том, что Вас волнует, поделиться своими радостями, проблемами и т.д.; 6. После этого закономерным будет задать вопросы по теме переписки Вашему адресату, чтобы дать возможность продолжить общение. Если Вы рассказывали о своей жизни, неплохо было бы поинтересоваться, как у него обстоят дела; 7. Затем следует написать фразу: «С нетерпением буду ждать твоего ответа», «Надеюсь вскоре получить от тебя весточку», «Пиши скорее!» и т.д.; 8. В конце письма написать («С уважением, Ольга», «С наилучшими пожеланиями, Миша» и т.д.) и свою личную подпись.

6. Работа с учебником, упражнение №214 (по заданию)

Придерживается адресант, автор письма, правила написания письма? — Как начинается и заканчивается это письмо? — О чём в нём говорится? — Найдите 2 обращения. – Какими знаками препинания они выделены?

7. Слово учителя: — Почему мы сегодня урок проводим в музее?

Письма бывают разные: деловые, дружеские, поздравительные, письма в газету… В музее мы познакомимся с особенными письмами, фронтовыми (слайд №4)

7. Письмо с фронта (аудиозапись)

8.Слово заведующей школьным Музеем Л.Г. Носковой.

9. Знакомство учащихся с текстом письма, написанного 7 ноября 1941 года Головащенко Фролом Сидоровичем (оригинал письма)

(слайд № 5, солдат в окопе пишет письмо)

10. Слово учителя

(фотография Головащенко Фрола Сидоровича, слайд №6): 22 июня 1941г. фашистская Германия без объявления войны напала на СССР. На борьбу с врагом поднялось всё Отечество. Головащенко Фрол Сидорович, житель посёлка Владимировка, добровольцем ушёл на фронт. Все письма, которые Фрол Сидорович писал домой с фронта, к сожалению, не удалось сохранить. Но одно письмо, написанное 7 ноября 1941 года, всё же сохранилось, и в 2002 году было передано родственниками Фрола Сидоровича в Музей Семёновской школы.

Письмо начинается со слов приветствия «…многоуважаемая жена…дорогие дети…». Сколько тепла и тоски вложено в эти строки! С почтением и уважением в письме Фрол Сидорович обращается к родителям, сестре: «…дорогие родители – папаша С.М….мамаша Е.О …сестрица Фекла …», «…от всей души желаю…», «…своё нижайшее почтение и с любовью…», «…по низкому поклону…желаю счастливо провести праздник 7 ноября…». О себе Фрол Сидорович пишет мало, хотя из письма можно понять, что на фронте было не просто, шли бои «…я провожу 7 ноября под разрывами снарядов». Но больше всего его интересовало, как дома идут дела, больше всего он заботился о близких ему людях «…напишите, как вы живёте и сколько получили на трудодни хлеба и как думаете обеспечить скот на зиму комами…». Очень часто в письме можно прочитать такие строки как «…прошу… пожалуйста…прошу простить…не обижайтесь…». И ещё, находясь на фронте, из письма это видно, Фрол Сидорович очень скучал по родным. Эти строки тоски пронизывают всё письмо «…мне очень скучно, я соскучился за вами…». И последние строчки письма подтверждают это и то, как Фрол Сидорович ждал писем от родных, как нужны ему были эти письма «…напишите хоть 2 или 3 слова..», «может, у вас нет чистой бумаги, то я вам листы посылаю…». И, прочитав это письмо, можно предположить, что и другие письма были написаны с такой же любовью, заботой и уважением. (слайд №7)

11. Беседа с учащимися:

-Какое впечатление произвело на вас это письмо? — Какие вы испытывали чувства?

IV.Составление солдатского письма-треугольника (слайд № 8)

V. Итог урока:

— Что нового узнали вы на уроке? – Какие правила написания письма вы запомнили? — Как нужно писать письма? — Понравился вам урок?

VI. Домашнее задание: используя памятку, напишите ответное письмо солдату, защитнику нашей Родины в годы великой Отечественной войны.

Методическая разработка по русскому языку на тему «Письмо» (5 класс)

Урок по русскому языку

в 5 классе в системе ФГОС

Тема: «Напиши мне письмо…».

Тип урока: новых знаний с опорой на изученный материал и жизненный опыт.

Цели:

1.На основе творческих заданий познакомить учащихся с жанром письма, его видами, раскрыть значение письма как средства общения людей на расстоянии.

2.Изучить алгоритм написания письма и правила заполнения конверта.

3.Привить интерес к эпистолярным жанрам, воспитывать сознательное отношение к русскому языку как основному средству общения.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:учащиеся научатся писать письма, соблюдая правила эпистолярного стиля; понимать роль писем в жизни человека.

Метапредметные: умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

Личностные: формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявление креативных способностей.

Развиваемые УУД:

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

Регулятивные:осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции;

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования жанра письма.

Образовательные ресурсы: 1.Учебник «Русский язык 5 класс» (часть 1). Автор-

Т. А. Ладыженская и др.

Оборудование: медиапроектор, компьютер, чистые конверты.

Ход урока

1.Приветствие, эмоциональный настрой на работу.

— Улыбнитесь друг другу, садитесь.

Руки? На месте!

Ноги? На месте!

Локти? У края!

Спина? Прямая!

1.Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

II.Создание проблемной ситуации.

Формулирование темы и целей урока.

Актуализация знаний.

1.Беседа.

( Стук в дверь. Входит почтальон Печкин). Сегодня к нам в гости пришёл почтальон Печкин. Он нам что-то принёс. Ответ вы узнаете из загадки.(Учитель загадывает загадки.

Из-за тридевять земель
Мчит бумажный Журавель.
Мог бы он лететь и дальше,
Но нырнул в почтовый ящик.

Что вы научитесь делать? Сформулируйте тему и цели нашего урока. (Слайд 3)

2.Слово учителя.

Мы живем среди людей, и главную прелесть человеческого общения составляет возможность устного и письменного общения. В общении мы обмениваемся информацией, мыслями, чувствами, эмоциями. Часто люди оказываются далеко друг от друга, и на помощь приходит письмо. До середины 20 века письмо было основным средством общения людей на расстоянии.

На уроке вы познакомитесь с историей возникновения писем, их разновидностями, научитесь правильно писать письма.

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

3.Актуализация знаний обучающихся по теме урока.

— Ребята! Когда ваша семья получила последнее письмо?
— Кому оно было адресовано и от кого вы его получили?
— Какое это было письмо? О чем в нем говорилось?
— В вашей семье любят писать письма?
— А может быть, вы больше любите их получать?
— У кого в семье хранятся письма, которые были получены давно?

Выслушав вас, я поняла, что личные письма в наш стремительный век стали редкостью. Как вы думаете, почему?

К сожалению, сегодня писать письма не модно. Современный молодой человек не стесняется произнести: « Я не умею писать писем, лучше я вам по телефону позвоню». Утрачено искусство письма. А ведь когда-то наши соотечественники умели и любили писать. Их письма становились оригинальными художественными произведениями. Я надеюсь и верю, что после нашего урока вы полюбите писать письма, станете уделять этому способу общения между людьми больше внимания и времени.

А сейчас мы совершим путешествие в прошлое.

Ответы детей:

Урок посвящён жанру письма. Научимся писать письма.

Дети записывают в тетрадях дату и тему урока

Ответы учащихся

III.

Презентация – экскурс в прошлое. История происхождения письма.

1. Слово учителя о появлении письма сопровождается слайдами презентации.

Письмо возникло еще задолго до появления письменности. Не было телефона, интернета, телеграфа, но была потребность сказать что-то, передать тому, кто находился далеко. Австралийские аборигены для этого использовали дым. Около 10 тысяч лет назад люди стали использовать предметное письмо. Представьте себя на месте непобедимого персидского царя Дария I. В вашем шатре появляется гонец из стана врага и кладет перед вами птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Как бы вы разгадали это послание? Персидский царь увидел в нем знак покорности и отказ от сопротивления. Он ошибся, поэтому и потерпел поражение. А в послании было передано следующее: «Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не ускачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные стрелами».

Появилось пиктографическое письмо, то есть письмо рисунками . Но оно со временем стало не удобным. Почему? С развитием общества появлялись новые слова, а для их обозначения требовались новые рисунки. Запомнить десятки тысяч значков было крайне трудно.

В Древнем Египте появились иероглифы – специальные значки для изображения слогов, звуков или слов.

Древние инки посылали друг другу узелковые письма – кипу. Древние инки использовали идеографическое письмо .У американских индейцев письмо представляло собой бусы из разноцветных камешков или ракушек – вампумы.

На чем только не писали письма!

2.Слово учителя о доставке письма сопровождается слайдами презентации

.Сообщение ученика.

Мы живём среди людей, и главное в нашей жизни – возможность устного и письменного общения, при помощи которого мы передаём свои мысли, чувства, эмоции, получаем и сообщаем информацию. Устная речь возможна лишь при непосредственном общении людей, а когда нас разделяют тысячи километров на помощь приходит письмо. До середины двадцатого века письмо было основным средством общения людей на расстоянии. Затем появился телефон, а сейчас – Интернет. Вследствие чего письмо всё реже используется людьми как средство общения. А ведь это не совсем справедливо. Почему мы ждем писем от близких нам людей? Мы ждём именно писем, а не звонков? Ответ очевиден: письма помогают общаться душою. Письмо – это художественное произведение, искусство слова. А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам? Им не хватает теплоты, душевности, ведь, когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком. В этом заключается тайна письма.

IV.Лексическая работа.

1.Беседа по вопросам, письменная работа.

Давайте выясним, что такое письмо, его этимологию. А поможет нам в этом самая умная книга — “Словарь”. Найдите, пожалуйста, в словаре слово “эпистола”.

Проецируется на экране

Эпистола,-ы,ж.(греч. epistole

Эпистолярный,-ая (фр. йpistolaire< греч. — см. эпистола]. 1. Относящийся к частной переписке, письмам. Эпистолярное наследие писателя. 2. Имеющий форму переписки. Э. роман (роман в письмах).

Эпистолярная литература (от греч. epistole — письмо),

  1. Изданные письма частного характера.

  2. Совокупность произведений, использующих форму письменного обращения к другому лицу.

Мотивация деятельности в игровой форме. Учитель загадывает загадки /слайд 14/.

Почту, письма и журналы

По домам разносит он.

Ходит он во все кварталы

И заходит в каждый дом! /почтальон/

Синий домик у ворот.

Угадай, кто в нём живёт.

Дверца узкая под крышей-

Не для белки, не для мыши.

В эту дверь влетают вести,

полчаса проводят вместе.

Вести долго не гостят,

Во все стороны летят! /почтовый ящик/

Ребята, а кто такой адресат?

— Как называется человек, который посылает письма? (адресант)

(В ходе беседы на слайде появляются названные слова.

Запишите эти слова в тетрадь, подчеркните орфограммы.

А теперь продолжим словарную работу другими словами, связанными с темой «Почта» ( к доске по одному человеку выходят учащиеся, называющие слова).

Адресат, адресант, почтальон, почтовый ящик, письмо, телеграмма, газета журнал,почтамп, посылка, бандероль, денежный перевод.

Учащиеся записывают слова на доске и в тетради, устно комментируют лексическое значение слов

V.Объяснение нового материала.

1.Работа с учебником. Знакомство с видами писем.

Ребята, с какой целью мы пишем письма? (обменяться новостями с близкими, друзьями, поблагодарить за что-либо, поздравить с праздником, передать деловую информацию, просим о чем-либо)

Чтение материала учебника на стр.88. А какими же бывают письма?

В зависимости от цели общения выделяют различные виды писем.

С сообщениями о каждом виде письма выступают учащиеся — консультанты, подготовившие индивидуальные сообщения. На выступление каждого отводится 1 минута.

2.Знакомство с алгоритмом написания письма.

Написать интересное письмо – настоящее искусство.

Перед вами алгоритм написания письма, давайте обсудим каждый пункт

1.Приветствие или обращение.

2.Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес.

3.Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.

4.Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.

5.Подпись. Дата.

Выступление консультантов.

1.Деловое письмо

2.Письмо-рассказ

3.Письмо-поздравление

4.Письмо-просьба

5.Благодарственное письмо

Дети читают каждый пункт алгоритма, обсуждают и записывают в тетради. /можно алгоритм распечатать для каждого ученика/.

VI. Практическая работа. Оформление конверта.

1.Слово учителя.

Чтобы письмо дошло до адресата, необходимо правильно заполнить конверт. У вас на столах лежит современный почтовый конверт. Но он не всегда так выглядел. Послушайте, как был придуман почтовый конверт.

2.Практическая работа. Правила заполнения конверта.

Очень часто бывают случаи, когда письмо не находит своего адресата. Как вы думаете, почему это письмо не дошло?

А теперь приступим к заполнению конверта.

— В левом верхнем углу заполняется строка- от кого это письмо, ниже указывается адрес отправителя и индекс почтового отделения.

— А вы знаете индекс нашего почтового отделения? Это своего рода цифровой код, которому соответствует определенный населенный пункт.

— В правом нижнем углу вы должны написать, кому адресуете письмо, а ниже куда, в какой населенный пункт, указав при этом его индекс. В каждом почтовом отделении есть справочник, где можно уточнить индекс каждого населенного пункта России.

Если вы правильно всё заполните, то ваше письмо обязательно дойдет до адресата.

3.Самостоятельная работа учеников по заполнению адреса на конверте.

Дети заполняют чистые конверты вместе с учителем.

VII.Подведение итогов.

Рефлексия.

Учитель предлагает учащимся лист самооценки и предлагает ответить на вопросы:

  • Какой теме был посвящён урок?

  • Что вы узнали нового?

  • Чему научились на уроке?

  • Что вам запомнилось больше всего?

Дети заполняют лист самооценки и комментируют свои записи.

VIII.Домашнее задание.

1.Учитель объясняет домашнее задание. На выбор: 1. Напишите письмо Деду Морозу. 2. Напишите письмо почтальону Печкину.

2.Заключительное слово учителя. Стремительно летит время. Оно несет с собой перемены во всем: в жизни, в науке, технике, культуре. Старое уступает дорогу новому, передовому.История письма в России и ее уроки современны и актуальны в век компьютеризации. Письмо требует времени, а при бешеном ритме нашей жизни его хватает разве что на телефонный звонок. Это удобнее. Но мы должны помнить: при этом теряется очень важная вещь: ведь письмо « дышит эмоциями, теплотой». Мысль водит рукой — в этом есть нечто божественное: невыразимое обретает форму. Письмо позволяет сказать то, о чем, может быть, не решаешься сказать вслух. Письма – те же мемуары, документы эпохи, живые свидетели прошлых лет. Пишите письма! Сколько бы лет не прошло, они сохраняют душевное тепло своих авторов!

Урок развития речи по русскому языку на тему «Письмо» (5 класс)

Урок развития речи в 5-м классе по теме «Письмо»

Цель: — знакомство учащихся со структурой письма, с разными видами писем;

— формирование навыка написания писем родным, близким, друзьям;

— совершенствование общей культуры письменной речи.

Целеполагание

— Приходилось ли вам писать или получать письма? Может быть, не вам, а вашим родителям? Как часто?

На сегодняшнем уроке вы научитесь писать такие письма, которые будут радовать ваших адресатов, на которые вы непременно получите ответ.

Актуализация знаний

Лексико-орфографическая работа

Письмо – 1. Умение, навыки писать, а также само писание.

2. Система графических знаков, употребляемых для писания.

3. Бумага с написанным текстом, посылаемая кому-либо для сообщения чего-либо.

4. Стиль, манера художественного изображения.

Адресант – тот, кто пишет письмо, автор письма.

Адресат – тот, кому адресовано письмо.

Словарная диктовка

Адресант, адресат, отправитель, получатель, примите наши поздравления, почтальон, информация, хочется пожелать, обращение, здравствуйте, привет, благодарю, пожалуйста, всего доброго, до встречи, до свидания.

— Найдите синонимы.

— Назовите этикетные слова, я хочу, чтобы они были вашими верными спутниками и в написании писем, и в жизни вообще.

Изучение нового материала

Письмо – это особый жанр. Это не просто текст, посылаемый кому-либо с какой-то информацией. У письма как вида речевого произведения свои особенности, оно строится по определенной схеме, и я предлагаю вам с ней познакомиться.

СТРУКТУРА ПИСЬМАhello_html_m4f362327.gif

ЗАЧИН

Обращение Начальная фраза о состоянии переписки

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Основное содержание письма, новости Вопросы, просьбы, благодарности

КОНЦОВКА ПИСЬМА

Прощание Подпись Дата, место написания письма

На ваших партах лежит конверт с письмом, давайте его вскроем, прочтем и найдем те композиционные части, которые мы сейчас назвали.

Здравствуй, милая Люда!

Получила твое письмо, сразу отвечаю. Я пока не могу ходить в школу. Нога уже не болит, но гипс снимут только через 10 дней.

Хочу рассказать тебе о чуде, которое появилось у нас в доме. Вчера нам подарили цветок. У него есть иголки. Это кактус. Он напоминает колючего ежика. Я узнала, что родился кактус в пустыне. Он занимает немного места, и уход за ним простой. У кактуса сочный стебель ярко-зеленого цвета. За окном лежит снег, а на подоконнике красными огоньками цветет кактус. Он напоминает яркий букет.

Люда, пожалуйста, приезжай к нам скорей! Я хочу показать тебе это чудо. Передавай привет Вике, Кате. До свидания.

Твоя подруга Надя.

20 января 2009 года

Ребята читают и определяют композиционные части письма.

— Кому адресовано письмо Нади?

(Подруге. Это дружеское письмо)

-Какие ещё бывают письма?

(Поздравительные, официальные, в газету.)

— Чем различаются эти виды писем?

(Они обращены к разным лицам: дружеские – к друзьям или знакомым, официальные – к официальному лицу, поздравительные – к другу, к лицу официальному.)

– Они различаются по содержанию.

В дружеских письмах мы говорим о себе, узнаем о том человеке, с которым переписываемся, в них может быть шутка, новость семейная или дружеская. Официальное письмо – это сухое, точное, короткое письмо – сообщение о чем-либо.

В поздравительном письме содержится поздравление с каким-то событием.

Эти письма различаются и формой обращения.

— Как вы будете обращаться в дружеском письме, адресованном приятелю?

(Можно написать: «Дорогой друг Петр!», «Милая моя Света», «Любимый рыжик…»)

– Можно ли в этих письмах в обращении выражать свои отношения к адресату? Как это можно сделать?

(Можно употреблять распространенные обращения, добавлять в них оценочные прилагательные.)

– Какие обращения уместны в официальном письме? Приведите примеры.

(Уважаемый…, глубокоуважаемый…, Иван Петрович.)

Попробуйте по обращению определить характер письма.

а) Золотая моя Журавушка! Знаешь ли ты, моя милая, что… (А.Алексин)
б) Вечная моя заботница, ненаглядная моя матушка!..
в) Уважаемый Сергей Леонидович!..

— Каким правилам должно подчиняться написание письма? Нужно ли соблюдать этикет?

(Письмо должно быть грамотным, аккуратным, корректным, не грубым, не обидным, последовательным, чтобы быть понятным.)

Народная мудрость гласит: Красиво писать – людей уважать. Никому не мило письмо хило. Пиши, да не спиши.

Обсуждение пословиц.

— Послушайте письмо. Определите автора и название произведения, а также адресатов и адресантов.

Здравствуйте, мои мама и папа!
Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он теплый. В нем одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили. И трактор тр-тр Митю. Трактор хороший, только бензин не любит, а любит суп.
Мама и папа, я без вас очень скучаю. Особенно по вечерам. Но я вам не скажу, где я живу. А то вы меня заберете, а Матроскин и Шарик пропадут.
А еще у нас печка есть теплая. Я так люблю на ней отдыхать. Здоровье-то у меня не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. Потому что, дорогие мои папа и мама, жизнь у меня была сложная, полная лишений и выгоняний. Но сейчас все по-другому. И колбаса у меня есть, и молоко стоит в мисочке на полу. Пей – не хочу. Мне мышей даже видеть не хочется. Я их просто так ловлю, для развлечения. Или на удочку, или пылесосом из норок вытаскиваю и в поле уношу. А днем я люблю на крышу вскарабкаться. И там глаза вытаращу, усы расправлю и загораю, как ненормальный. На солнышке облизываюсь и сохну.
А на днях я линять начал. Старая шерсть с меня сыплется – хоть в дом не заходи. Зато новая растет – чистая, шелковистая! Просто каракуль. Да еще я охрип немножко. Прохожих много, и на всех лаять приходится. Час полаешь, два полаешь, а потом у меня не лай, а свист какой-то получается и бульканье.
Дорогие мои папа и мама, вы меня теперь просто не узнаете. Хвост у меня крючком, уши торчком, нос холодный и лохматость повысилась. Мне теперь можно зимой даже на снегу спать. Я теперь сам в магазин хожу. И все продавцы меня знают. Кости мне дают бесплатно. Так что вы за меня не переживайте. Я такой здоровый стал, прямо ух! Если я на выставку попаду, мне все медали обеспечены. За красоту и сообразительность.
До свидания. Ваш сын дядя Фарик.

(Э.Успенский. Дядя Федор, пес и кот)

– Что вызвало ваши улыбки и непонимание родителей?

Закрепление материала, проверка усвоения

Предлагаю поработать редакторами. Вам предстоит навести «порядок» в письме.

Здравствуй дорогая мамуля!

Мне очень нравится отдыхать у бабушки она учит меня ухаживать за коровами и курами с Таней Петровой мы ходим на речку и в лес но все равно скучаю без тебя папы и Бима. Напишите когда вы приедете захватите ракетки для бадминтона и воланчики. Алёна.

Учащиеся делят текст на предложения, расставляют недостающие знаки, добавляют композиционные части, вежливые слова, потом читают получившееся, комментируют свой вариант. Удачные варианты записываются в тетрадь.

Домашнее задание. Напишите письмо другу, учителю, любимому литературному герою, фантастическому существу…. Главное, чтобы при написании письма вы учитывали всё то, что узнали на уроке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *