Задачи для мозгового штурма с ответами: Логические задачи | Сайт Бояркина Д.В. – Задания для проведения «Мозгового штурма»

Задания для проведения «Мозгового штурма»

Материал для проведения «мозгового штурма»

«Мозговой штурм» является методом, позволяющим снять психологическую инерцию и получить максимальное количество новых идей в минимальное время.
При проведении « мозгового штурма» запрещается критика и поощряется любая идея, даже шуточная и явно нелепая.
С целью активизации мышления младших школьников можно использовать следующие задания.

Задача №1

Сгорело деревянное строение на берегу моря в лесу. Откуда пришёл огонь? Ответы детей: подожгли дети; курящий мужчина бросил сигарету; туристы не потушили костер; в избушку ударила молния и.т.д.

Задача №2

У К.Чуковского в книге «Доктор Айболит» встречается Тянитолкай – фантастическое животное с двумя головами, расположенными сзади и спереди. Скажите, какие преимущества появились у Тянитолкая благодаря этому качеству?
Ответы детей: способность постоянно бодрствовать, так как головы спят по очереди; быстрее ест; видит всё, что находится вокруг; имея две головы, веселее жить; животное лучше видит и слышит, а значит, может вовремя заметить опасность.


Задача №3

Игра «Остров»

Представьте себе, что произошло кораблекрушение и вы, чудом уцелев, оказались на необитаемом острове в южных широтах океана. Что необходимо делать, чтобы выжить?

Ответы детей: необходимо строить жильё, охотиться, ловить рыбу, охранять лагерь.
Второй метод активизации мышления, называется «Синектика».Автор этого метода Уильям Дж. Гордон выделил два вида процессов творчества: интуиция, вдохновение и использование различных видов аналогии.

Широко распространена аналогия по форме, например:

Сосулька – карандаш, нож, перчатки, ручка, нос, клюв.
Часы – луна, солнце, цветок, диск телефона, тарелка.

Для знакомства детей с прямой аналогией можно использовать художественные произведения. Например:

На свете всё
На всё похоже:
Змея –
На ремешок из кожи;
Луна – 
На круглый глаз огромный;
Журавль –
На тощий кран подъемный;
Кот полосатый –
На пижаму;
Я –
На тебя, а ты – на маму. (Роман Сеф)

Фантастические аналогии позволяют отказаться от стереотипов, снять психологическую инерцию, пойти неизвестным ранее путем. Она способна любую ситуацию, любое действие перевести в сказку и рассматривать волшебство, фантастических и сказочных зверей, насекомых. Пришельцев с других планет для решения задач, для выхода из создавшейся ситуации.

К прямой аналогии относится и функциональная аналогия: надо определить, какие функции выполняет объект, а потом в окружающем мире найти объект, который выполняет такие же функции. Например:

Ветер – вентилятор, пылесос, дыхание.
Петух – будильник, радио, солнышко, гром.
Машина – лошадь, ослик, муравей, поезд, сороконожка, велосипед, птица.

Тест: Картотека вопросов для мозгового штурма

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №111»

Муниципального образования города Братска

КАРТОТЕКА ВОПРОСОВ

ДЛЯ МОЗГОВОГО ШТУРМА.

                                                                          Составила

                                                                               воспитатель:

Куликова И.М.

Братск, 2019г

                                          ***

1. По какому животному ходят люди и проезжают машины? (Зебра.)
2. В каком слове «нет» употребляется 100 раз? (Стонет.)
3. Какой слон без носа?  (Шахматный.)
4. Как человеку не спать 8 дней? (Спать по ночам.)
5. Идет то в гору, то с горы, но остается на месте. (Дорога.)
6. В каком городе спрятались мужское имя и сторона света? (Владивосток.)
7. На каком языке говорят молча? (Язык жестов.)
8. Сколько лет в году? (Один.)
9. По какому пути ещё никто никогда не ходил и не ездил? (Млечный путь.)
10. В каком слове «спрятался» напиток и природное явление? (Виноград.)
11. У чего за носом пятка? (Обувь.)
12. Река, которая «помещается» во рту? (Десна.)
13. Сырым не едят, вареным выбрасывают. Что это? (Лавровый лист.)
14. Какие 2 ноты обозначают съедобный продукт? (Фасоль.)
15. Какую маленькую лошадку нужно поставить между двумя местоимениями, чтобы получилось название страны? (Пони (Япония).)
16. Из какого крана нельзя помыть руки? (Из строительного.)
17. Какая птица носит название фрукта? (Киви.)
18. Летела стая, совсем не большая. Сколько птиц и каких? (Семь сов)
19. Зачем вода в стакане? (За стеклом.)
20. Когда идет дождь, под каким кустом сидит заяц? (Под мокрым.)
                                           ***

1. У бабушки Даши есть внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Один)
4. Что с пола за хвост не поднимешь? (Клубок ниток)
3. Саша тратит на дорогу в школу 10 минут. Сколько времени он потратит, если пойдет вместе с другом? (10 минут)
4. В парке 8 скамеек. Три покрасили. Сколько скамеек стало в парке? (8 скамеек)
5. Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? (Юра)
6. Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов? (Два разреза)
7. Что легче: 1 килограмм ваты или 1 килограмм железа?
(Одинаково)
8. Грузовик ехал в деревню. По дороге он встретил 4 легковые машины. Сколько машин ехало в деревню?
(Одна)
9. Два мальчика играли в шашки 2 часа. Сколько времени играл каждый мальчик? (2 часа)
10. Знаменитый фокусник говорит, что может поставить бутылку в центре комнаты и вползти в неё. Как это?
(Вползти в комнату может каждый)
11. Один шофер не взял с собой водительские права. Был знак одностороннего движения, но он двинулся в обратном направлении. Полицейский это видел, но не остановил его. Почему? (Шофер шёл пешком)
12. Может ли дождь лить 2 дня подряд? (Нет, между ними ночь)
13. Когда аист стоит на одной ноге? (Когда поджимает под себя вторую ногу)
14. Два раза родится. Что это? (Цыплёнок)
15. Что всегда увеличивается и никогда не уменьшается?
(Возраст)
16. Чем больше из неё берешь, тем больше становится. Что это? (Яма)
17. Что можно приготовить, а съесть нельзя? (Уроки, домашнее задание)
18. В 9-этажном доме есть лифт. На первом этаже живёт 2 человека, на втором — 4 человека, на третьем — 8 человек, на четвертом — 16, на пятом — 32 и так далее. Какая кнопка в лифте этого дома нажимается чаще других? (Кнопка первого этажа)
19. Может ли кошка выйти из погреба с двумя головами? (Да, если поймает мышку)
20. Что идёт то в гору, то с горы, но остается на месте?
(Дорога)
21. На заборе сидели 7 воробьёв, одного из них поймала кошка. Сколько воробьёв осталось на заборе? (Ни одного, оставшиеся воробьи разлетелись)
22. К тебе пришли гости, а в холодильнике бутылка лимонада, пакет с ананасовым соком и бутылка минеральной воды. Что ты откроешь в первую очередь?
(Холодильник)
23. Какой город летает? (Орёл)
24. Какая река самая страшная? (Тигр)
25. Каким гребешком нельзя расчесаться? (Петушиным)
26. Что сырым не едят, а сварят — выбросят? (Лавровый лист)
27. Его выбрасывают, когда он нужен, а поднимают,  когда не нужен. Что это? (Якорь)
28. Термометр показывает плюс 15 градусов. Сколько градусов покажут два таких термометра? (15 градусов)

                                           ***

1. Назовите три дня, не называя чисел и названий дней недели. (Вчера, сегодня, завтра)

2. От чего гусь плавает? (От берега)

3. Палка, которую согнули, чтобы свести концы с концами. (Колесо)

4. Почему в лес ходят? (По земле)

5. Почему раньше муку не мололи? (Мелят зерно)

6. Стоит на месте, а без устали идет. (Время)

7. Под каким кустом сидит заяц, когда идет дождь? (Под мокрым)

8. Ты да я, да мы с тобой. Много ли всех? (Двое)

9. Сколько концов у трех палок? (Шесть)

10. Сколько грецких орехов можно положить в пустой стакан? (Ни одного)

11. Сколько дней рождения у человека, дожившего до 80 лет? (Один)

12. Чем до неба докинешь? (Взглядом)

13. У кого усы длиннее ног? (У таракана)

14. У какого дерева не растут сучья? (Сухого)

15. Чем кончаются день и ночь? (Ь)

16. У семерых братьев по одной сестрице. Много ли всех? (Восемь)

17. Что может быть в порванном кармане? (Дырка)

18. Что делает охранник, когда у него на берете сидит воробей? (Спит)

19. Что было «завтра», а будет «вчера»? (Сегодня)

20. Что женщине достается за деньги, а мужчине бесплатно? (Губная помада)

21. Что зимой в доме замерзает, а на улице нет? (Стекло)

22. Что идет без ног? (Дождь)

23. Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон)

24. Что мы говорим в начале урока? (Буква У)

25. Что находится между горой и долиной? (Буква И)

26. Что нужно взять от паровоза и кита, чтобы лодка поплыла? (Пар + ус)

27. Что никогда в кастрюлю не поместится? (Крышка)

28. Что посреди Волги стоит? (Буква Л)

29. Какая птица носит фамилию известного русского писателя? (Гоголь)

30. Шесть ног, две головы, а хвост один. (Всадник)

31. Что отвечает без языка? (Эхо)

32. Какой химический элемент является лесом? (Бор)

33. Я хожу, а он остается. (След)

34. Вы заходите в темную комнату со спичками в руках. В комнате есть свеча, лампа и печка. Что вы зажжете в первую очередь? (Спичку)

35. Какой газ утверждает, что он не он? (Не-он)

36. Какой химический элемент состоит из двух животных? (Мышь-як)

37. Какой химический элемент вращается вокруг Солнца? (Уран)

38. Что поднимается вверх, когда дождь идет вниз? (Зонт)

39. Какую одежду и селедка носить будет? (Шуба)

40. Какую баранку нельзя съесть? (Руль)

41. Что общего у елок и мальчишек? (Шишки)

42. Каким ключом нельзя отвернуть гайку? (Родниковым)

43. Какие звери дружат с электромонтером? (Кошки)

44. Какую соль не кладут в суп? (Нота соль)

45. Из какого крана не льется вода? (Подъемного)

46. Какой журавль никогда не летает? (Колодезный)

47. Какой кистью не выкрасишь стенку? (Виноградной)

48. Если ели хлеб с ухой, то откуда рыбьи кости? (Хлеб сухой)

49. Какая птица носит название танца? (Чечетка)

50. Какими нотами можно измерить пространство? (Ми-ля-ми)

51. Какой болезнью никто никогда на земле не болел? (Морской)

52. На чужой спине едет, а на своей груз везет. (Седло)

53. Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно)

54. Что все слышит и ничего не говорит? (Ухо)

55. Что ест зимой жаба? (Ничего, она спит)

56. У стола четыре угла, один отпилили. Сколько углов осталось? (Семь)

57. Без чего хлеб не испечь? (Без корки)

58. В какую косу не вплетешь ленту? (Коса для косьбы)

59. Зачем вода в бутылке? (За стеклом)

60. Если из стакана вылить воду, что в нем останется? (Воздух)

61. Горело 5 электрических лампочек, три лампочки выключили. Сколько лампочек осталось? (Пять)

62. Какие ноты растут в огороде? (Фа-соль)

63. Где край света? (Где кончается тень)

64. Какой  цветок имеет и женское, и мужское имя? (Иван-да-марья)

65. а чем во рту язык? (За зубами)

66. Зачем мы едим? (За столом)

67. Из какого полотна не сошьешь рубашку? (Железнодорожного)

68. Какая птица из яйца родится, а яйца не несет? (Петух)

69. Какая птица из сорока букв? (Сорока)

70. Каким гребешком не причешешься? (Петушиным)

71. Какое колесо не крутится у машины? (Запасное)

72. Какое слово жалуется, что у него не хватает до сотни? (Станет)

73. Какой ключ не бьет и не отмыкает? (Музыкальный)

74. Какой слон без хобота? (Шахматный)

75. Когда петух бывает курицей? (В супе)

76. Когда строят новый дом, во что вбивают первый гвоздь? (В шляпку)

77. Кто говорит на всех языках? (Эхо)

78. Кто первый землю пашет? (Червяк)

Игра по станциям «Мозговой штурм» (неделя естественно-математических наук)

 


МБОУ Кадетская школа  №43 г. Липецка имени майора милиции А.Коврижных

 

 

 

Методическая разработка игры по станциям для 5-х классов в рамках проведения предметной недели естественно-математического цикла.

 

 

 

ИГРА ПО СТАНЦИЯМ

«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»

 

 

 

 

 

Занчурина Ольга Петровна, учитель биологии.

Умникова Светлана Михайловна, учитель физики и математики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г. Липецк.

 

2015 г

 

 

 

ИГРА ПО СТАНЦИЯМ

«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»

 

Целью предметной недели является повышение интереса учащихся к изучению предметов естественно-математического цикла: математики, физики, биологии, химии, географии, формирование умения применять полученные знания в нестандартной ситуации, обогащение кругозора и интеллекта дополнительными знаниями, приобретение опыта самопознания, самореализации и коллективного действия.

Цель игры: развитие личности кадет через решение логических, математических, физических задач во внеурочной деятельности.

Задачи: способствовать развитию математических способностей, формированию интереса к изучению предметов естественно-математического цикла, углубление знаний по этим предметам, способствовать развитию логического мышления; формировать чувство ответственности через проведение командной игры, формировать такие качества, как умение участвовать в общем диалоге, умение работать в группе, участвовать в конкурентной борьбе, формировать лидерскую позицию, внимательность, быстроту реакции, критичность мышления, следовать установленным правилам игры.

Проводя игру в год 70-летия Великой Победы, в рамках Акции «Победа в сердце каждого», дети ориентируются на осознание боевого духа соперничества, на понимание личного вклада каждого участника, а также болельщиков (тыла) в общую Победу. Названия станций имеют военизированную направленность. В качестве баллов – ордена.


Правила игры: Игра рассчитана на 3 команды из кадет 5-х классов. Каждая команда должна пройти 5 станций согласно маршрутному листу. Ещё 1 станция организована для болельщиков, которые могут дополнительно заработать ордена (баллы) для своей команды. На каждой станции команда может получить определённое количество баллов за выполненные задания, за оригинальность и дисциплину. Баллы записываются в маршрутные листы членами жюри (старшеклассники) и затем суммируются. Подведение итогов происходит после прохождения всеми командами всех станций. Победитель определяется по сумме орденов-баллов, полученных на всех станциях.

 

Организационный момент.  Команды строятся в рекреации.

Ведущий: Друзья! Мы рады приветствовать вас здесь и сейчас. Вам предстоит Великая битва на нашем «Мозговом штурме». Вас ждет пять сражений на различных направлениях науки!

Командирам приготовиться к приветствию и представлению своих команд.

 

Команды озвучивают свои название и девиз. Командирам вручаются маршрутные листы.

 

Старт игры. Команды готовы??? Все – на штурм!

 

Станции:

1. «Тяжелая артиллерия» (математика)

2. «Физический рубеж» (физика)

3. «Полевая кухня» (химия)

4. «Безымянная высота» (география)

5. «Биологическая атака» (биология)

6. «Запасной аэродром» (болельщики).

 

1.    «Тяжелая артиллерия» (математика)

Встреча команды.

Представление: название, девиз.

Время: 10 минут.

За каждое верно выполненное задание – 1-5 ордена в маршрутный лист (по сложности).

Дополнительные баллы за оригинальность и дисциплину.

 

Задание 1.

Вырежьте в листе бумаги отверстие, чтобы через него пролезла вся команда.



 

Задание 2. Со спичками.

 

А)  Как, переложив всего две спички, заставить дом повернуться в другую сторону?

Б) Как, переложив всего две спички, получить пять равных квадратов?

 

Задание 3. ЗАДАЧИ.

А) Как трем братьям Петру, Павлу и Якову пройти к своим огородам, не встречаясь по пути? (Их дорожки не должны пересекаться)

Ответ:

Б)

Ответ:  3 бегемота, 28 крокодилов

2. «Физический рубеж» (физика)

Встреча команды.

Представление: название, девиз.

Время: 10 минут.

За каждое верно выполненное задание – 3 ордена в маршрутный лист.

Дополнительные баллы за оригинальность и дисциплину.

 

Задание 1. Опыт.

Как в цилиндрическую мензурку налить воды ровно наполовину? Пользоваться другими предметами нельзя.

Ответ: наклонить по диагонали.

 

Задание 2.

Сопоставить имена и фамилии ученых. (За каждое имя – орден)

Исаак

Ньютон

Софья

Ковалевская

Константин

Циолковский

Михаил

Ломоносов

Александр

Попов

Галилео

Галилей

Альберт

Эйнштейн

Николай

Коперник

Рене

Декарт

Джордано

Бруно

Сергей

Чаплыгин

Дмитрий

Менделеев

Нильс

Бор

Владимир

Вернадский

Альфред

Нобель

Леонардо

Да Винчи

Томас

Эдисон

Никола

Тесла

Архимед

Сиракузский

Андрей

Туполев

Михаил

Калашников

 

Задание 3.

 

 

 

2.      «Полевая кухня» (химия)

Встреча команды.

Представление: название, девиз.

Время: 10 минут.

За каждое верно выполненное задание – 3 ордена в маршрутный лист.


Дополнительные баллы за оригинальность и дисциплину.

 

Задание 1.

 Как отличить вареное яйцо от сырого, не разбивая его?

 

Ответы:

1.      Вареное яйцо будет вращаться на столе в отличие от сырого ,т.к. вареное яйцо -твердое тело ,следовательно, имеет центр тяжести ,значит может вращаться .В сыром яйце белок и желток препятствуют движению ,пытаясь по инерции сохранить покой.

ВОПРОСЫ:

1.      Какое вещество меняет свое название при переходе из одного состояния в другое? (Вода)

2.      Из чего состоит вещество? (молекулы)

3.      Как называют частицы, из которых состоят молекулы? (атомы)

4.      Как одним словом назвать изменение формы, размера и объема тела? (деформация)

5.      Из чего состоят тела? (из веществ)

6.      Как называется взаимодействие веществ с кислородом? (окисление)

7.      Где самые большие промежутки между молекулами, в твердом, жидком или газообразном? (газы)

8.      Как определить, содержится ли крахмал в том или ином продукте? (капнуть йод)

9.      Что такое воздух? (смесь газов)

10.  Какие живые организмы делают воздух чище? (растения)

11.  Какой газ мы вдыхаем? (кислород)

12.  Какой газ мы выдыхаем? (углекислый)

13.  Какие металлы называют драгоценными? (золото, серебро, платина)

14.  Бывает ли металл жидким? (да, ртуть)

15.  Из какого металла раньше делали солдатиков? (олово)

 

 

3.    «Безымянная высота» (география)

Встреча команды.

Представление: название, девиз.

Время: 10 минут.

За каждое верно выполненное задание – 1-2 ордена в маршрутный лист.

Дополнительные баллы за оригинальность и дисциплину

 

Задание1.

Найдите соответствие между животными и континентами, где они обитают:

 

КЕНГУРУ

ПИНГВИН

УССУРИЙСКИЙ ТИГР

ЛАМА

ИНДИЙСКИЙ СЛОН


БИЗОН

ПАНДА

ЛЕВ

ЖИРАФ

КОАЛА

ЕВРАЗИЯ

АФРИКА

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

ЮЖНАЯ АМЕРИКА

АНТАРКТИДА

АВСТРАЛИЯ

 

 

 

 

Задание 2. ЗАГАДКИ О ЯВЛЕНИЯХ ПРИРОДЫ И ГЕРГРАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТАХ.

 

 

 

4.    «Биологическая атака»  (биология)

Встреча команды.

Представление: название, девиз.

Время: 10 минут.

За каждое верно выполненное задание – 1-2 ордена в маршрутный лист.

Дополнительные баллы за оригинальность и дисциплину

 

Решите кроссворд «Части микроскопа»

1.      Часть для укрепления предмета на столике (зажим)

2.      Подставка для прикрепления всех частей (штатив)

3.      Мельчайшая часть живого (клетка)

4.      Часть, которая помогает направить свет (зеркало)

5.      Верхняя часть, состоящая из линз, обеспечивающая увеличение предмета (окуляр)

6.      Часть, служащая для размещения объекта исследования (столик)

7.      Первый микроскоп создал Роберт ___ (Гук)

8.      Нижняя система линз, увеличивающая предмет (объектив)

9.      Исследуемый _____ (предмет)

 

 

 

5.    «Запасной аэродром» (для болельщиков)

Викторина (за каждый правильный ответ – балл-орден)

1.                                    Назовите «математические» растения.
(Тысячелистник, столетник, золототысячник)

2.                                    Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (Без дроби)

3.                                    Какая цифра всегда катается в электричке?
(Цифра три – элекТРИчка)

4.                                    Какие геометрические фигуры дружат с солнцем? (Лучи)

5.                                    Какую форму имеют соты пчёл и ос, ячейки глаз насекомых?
(Форму правильного шестиугольника)

6.                                    В какой воде легче плавать? (в соленой)

7.                                    Сколько градусов в развернутом угле? (180)

8.                                    Отрезок, соединяющий точку на окружности с её центром (радиус)

9.                                                                          Почему высыхает мокрое бельё? (происходит испарение воды)

10.                                Состоит из трех точек и трех отрезков, их соединяющих (треугольник)

11.                                Прибор для построения прямой (линейка)

15.        Горело 5 свечей. Две из них потушили. Сколько свечей осталось?
(2 свечи, те, что потушили, остальные сгорели)

16.        Летела стая уток. Всего 5. Одну убили. Сколько осталось?
(одна, остальные улетели)

17.        0 ∙ 112 =? (0)

18.        Как называется сумма длин всех сторон многоугольника? (периметр)

19.        Пара лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30)

20.        Единица скорости на море? (узел)

21.        Сколько вершин у куба? (8)

22.        Ограниченная часть прямой? (отрезок)

23.        В колесе 10 спиц. Сколько промежутков между спицами? (10)

24.        Общее название 12 созвездий (зодиак)

25.        Ученый, открывший один из основных законов, сидя в ванне? (Архимед)

26.        Линия, которую описывает тело при своем движении? (траектория)

27.        Как звали Ломоносова? (Михаил Васильевич)

28.        Как называется прибор для измерения давления воздуха? (Барометр) 

 

Второй этап для болельщиков – «ЗАГАДКИ»

 

16.  Вспомните названия литературных произведений, в названиях которых есть явления природы или физические тела.  

(«Гроза», «Незнайка на Луне», «Туманность Андромеды», «Ёжик в тумане» и т.п.)

17.  Назовите литературные произведения, пословицы и поговорки, в которых встречаются числа.

(«Три поросенка», «Семеро козлят», «Один в поле не воин», «Семеро одного не ждут», «Один с сошкой – семеро с ложкой» и т.п.)

 

 

 

 

 
Подведение итогов.

 

Награждение участников.

Веселые вопросы и задачи. «Мозговой штурм». Урок КВН.

Тема занятия №19. Веселые вопросы и задачи. «Мозговой штурм». Урок КВН

образовательные: подведение учащихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира;

развивающие: способствовать усвоению логических приемов УУД, через решение текстовых задач;

воспитательные: воспитывать толерантность, умение слушать и слышать других.

Тип урока: урок практикум (урок комплексного применения знаний)

Формы организации работы на уроке: групповая.

В данном мероприятии участвуют 2 команды 5 класса в каждой. Игрокам предлагаются задания в соответствии с конкурсами. Команда, капитан готовит ответ в течение 1-3 минут в зависимости от конкурса. После каждого вопроса должен прозвучать верный ответ и количество полученных баллов.

Для проведения игры: мультимедийный комплекс (компьютер, проектор, интерактивная доска), презентация в Power Point, скакалка.

Для жюри и членов команд подготовить ручки и бумагу. По желанию можно приготовить кубки для команд.

Сводная таблица соотношений и последовательностей проведения этапов игры, способствующих выполнению учебных задач.

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1. Организационный этап.

Создать благоприятный психологический настрой на работу.

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока.

1

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

2. Приветствие, деление на команды.

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Организация начала игры.

Начала участия в игре КВН.

4

Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные: определение функций учащихся и способов взаимодействия. Регулятивные: мобилизация сил энергии. Личностные:самоопределение.

3. Конкурсная программа.

Проведение конкурсной программы

Проводит урок КВН. Организует работу всех участников игры.

Решают предложенные «задачи». Играют

34

Познавательные: развитие и закрепление приемов логических УУД.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий.

Регулятивные: оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

4. Заключительный этап урока. Подведение итогов. Награждение команд. Рефлексия.

Подвести итоги игры. Определить психологическое восприятие урока

Организует награждение команд.

5

Познавательные: формирование интереса к предмету.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно

8. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания.

Дает комментарий к домашнему заданию

Обучающиеся записывают в дневники домашнее задание.

1

Поэтапная деятельность учителя, направленная на выполнение учебных задач

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный этап

Какая лодка в море смеха,
Ложась порою в сильный крен,
Проводит свой маршрут с успехом наш КВН.
Кто там медлителен и скучен,
Как лед сползающих морей,
Поближе сядьте к сцене лучше,
Сейчас начнется КВН.

hello_html_3006a8b6.gif

Рисунок 18

Обучающиеся слушают учителя.

2. Приветствие, деление на команды.

Выбираются два сильных ученика по предмету, с явными лидерскими способностями и каждый набирает себе команду.

После представления и приветствия команд. Приветствуются жюри ученики 10-11 классов.

Чтоб игра пошла, как надо,

Я жюри представить рада:

Тот, что справа, — Ломоносов —

Математик и философ.

Лобачевский слева здесь,

Гордость русская и честь!

Третья — им как раз под стать.

Софьей Ковалевской звать!

Итак, турнир я открываю,

Всем успехов пожелаю,

Думать, мыслить, не зевать,

Быстро все в уме считать!

— Начнем с конкурса «Разминка».

— За каждый верный ответ начисляется 2 балла.

Делятся на команды.

Команда «Треугольники»

Наш девиз:

«Наш девиз всего три слова – слушай, думай, отвечай!»

Друзья, приветствовать мы рады

Вас всех на встрече КВН

Другой награды нам не надо

Победу мы хотим взамен.

Чтоб имя дать своей команде

Пятёрку в степень возвели

Лежит пятёрка в основании

Успеха, что ни говори!

Соперникам нашим

Огромный привет

Везенья и счастья,

Улыбок букет

Хотя противники сильны,

Но мы не лыком шиты тоже.

Хоть Пифагора мы моложе

Зато удалы и сильны.

Команда – «Квадраты»

Наш девиз:

Наш девиз 4 слова:

Сам тони, спасай другого.

Давно уже мы с вами не встречались

И, наконец, настал, друзья, тот час

И даже если вы сейчас сильнее

Мы очень рады видеть вас.

В КВН играть мы рады

И в жару, и в холода

Пораженье иль победа –

Это вовсе не беда.

Мы будем петь и веселиться

Отгадывать, шутить, острить

И пусть жюри определит

Того из нас, кто победит.

Болельщиков наших попросим

Активней поддерживать нас

Уверены, что вы тоже хотите

Чтоб мы победили сейчас.

3. Конкурсная программа.

Первый тур мы начинаем,

Победителей узнаем.

Здесь загадки и шарады.

За разгадку – всем награды.

hello_html_m243576a5.gif

Рисунок 19

hello_html_1deb4f64.gif

Рисунок 20

hello_html_7c8cf3ac.gif

Рисунок 21

hello_html_71e7b73a.gif

Рисунок 22

hello_html_m4f2a5b34.gif

Рисунок 23

hello_html_4d364673.gif

Рисунок 24

hello_html_m4751c824.gif

Рисунок 25

hello_html_fc4ca98.gif

Рисунок 26

— Тур второй: пусть всякий знает,

Кто же лучше вычисляет?

Мне задачки прочитать,

Вам же думать и считать!

— За правильный ответ начисляется 1 балл.

hello_html_m4b6a4231.gif

Рисунок 27

— Третий тур мы начинаем,

Капитанов приглашаем.

Будут трудные задачи,

Пожелаем им удачи!

— Капитаны смогут заработать по 1 баллу за 1 ребус.

hello_html_1a944b5b.gif

Рисунок 28

hello_html_m638ee15f.gif

Рисунок 29

— Вы, ребята, все устали.

Много думали, считали.

Отдохнуть уже пора!

Так четвертый тур – «Игра»!

— За каждый правильно выполненный пример 1 балл.

hello_html_m38a019f1.gif

Рисунок 30

hello_html_m74390493.gif

Рисунок 31

hello_html_2543e11d.gif

Рисунок 32

— Пятый конкурс начинаем,

Творчество свое включаем.

Пляшем, прыгаем, поем

И ответы выдаем.

— За каждое творческое задание судьи начисляют от 3 до 5 баллов.

hello_html_3618e0db.gif

Рисунок 33

hello_html_333cc259.gif

Рисунок 34

hello_html_m169de05f.gif

Рисунок 35

— Сейчас болельщики вступают,

Своим командам помогают.

Решайте задачи,

Желаем удачи.

hello_html_2d66321a.gif

19. Рисунок 36

hello_html_59de84d1.gif

Рисунок 37

hello_html_m6fb204e6.gif

Рисунок 38

hello_html_5ecb6872.gif

Рисунок 39

hello_html_3b0bf3.gif

Рисунок 40

Обучающиеся решают задачи.

— Решают ребусы.

— Выполняют предложенное задание.

— Разыгрывают сценку « Ученый и его открытие. Как это было».

— Составляют слова.

— Болельщики решают задачи и отдают свои баллы выбранной команде.

  1. Заключительный этап урока. Подведение итогов. Награждение команд. Рефлексия.

-Вот закончилась игра,

Результат узнать пора.

Кто же лучше всех трудился

И в турнире отличился?

Жюри объявляет результаты, называет лучших участников турниров. Награждение победителей.

8. Информация о домашнем задании

Обучающиеся записывают домашнее задание.

В разработке использованы некоторые материалы из разработок Фархутдиновой В.А.

Использование ТРИЗ-технологий. Метод мозгового штурма

Метод мозгового штурма


Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Тренинг мозгового штурма. 

Метод «мозгового штурма» еще называют «мозговой атакой», имея в виду атаку на задачи. Но существует красивая и поучительная легенда о торпедной атаке, связанная с автором этого метода коллективного мышления. Эта легенда придает методу, наряду с красивым названием, еще некий героический шарм, столь важный для детей. Расскажите эту историю детям. 

Во время Второй мировой войны морской офицер США Алекс Осборн был капитаном торгового судна, которое совершало рейсы между Америкой и Европой, переправляя из Америки военную технику и продукты питания. Однажды в Атлантическом океане судно оказалось без охраны, и была получена радиограмма о возможной атаке немецкой подводной лодки. Против вооруженной до зубов лодки судно было беззащитной мишенью для учебной стрельбы. По традициям времен великих географических открытий, Осборн собрал всю команду на палубе и объявил о том, что скоро они могут стать пищей для акул. Что делать? 

Один из членов экипажа предложил «гениальную» идею: когда экипаж увидит пенный след торпеды, мчащейся к борту судна, надо всем морякам встать у борта и дружно дунуть на торпеду, и она, как воздушный шарик, отвернет от судна. (Известно, что торпеда пробивает обшивку торговых судов и взрывается внутри судна.) 

К счастью, рейс закончился благополучно, но бредовая идея лихого матроса оказалась плодотворной. Осборн поставил по бортам своего судна мощные водяные насосы и однажды действительно «отдул» сильной струей воды торпеду, чем спас судно и жизнь команде и себе. 

Осборн задумался — бредовая идея спасла жизни, что-то здесь есть! Может быть, в любой идее есть рациональное зерно? Говорят, так родилась идея создания метода мозгового штурма, который в шестидесятые годы был очень популярен, его считали самым перспективным, преподавали в университетах и выработали много модификаций. 

Методика мозгового штурма. 

Рассмотрим сначала классическую методику мозгового штурма для решения «взрослых» задач, а потом его многоцелевое использование для детей. На первый взгляд, метод предельно прост, так как содержит всего четыре шага: 

1. Постановка задачи. 
2. Выдвижение идей. 
3. Обсуждение идей. 
4. Принятие решения. 

Достоинства метода мозгового штурма. 

— Метод весьма прост, доступен и детям, и взрослым, эффективен, даже если участники не очень компетентны. Не требуется предварительное обучение участников кроме ведущего, который должен знать теорию метода, методику проведения сеансов и виды мышления. 

— Это коллективный метод решения задач, поэтому срабатывает системный эффект — увеличивается сила решений от объединения усилий многих людей (эффект «коллективного» ума) и возможности развивать идеи друг друга. 

— Мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания детей. 

— Можно показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий. 

— Можно научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться. 

— Можно научить слушать товарищей, уважать и свое, и чужое мнение, сдружить группу (класс). — Можно поднять статус робкого ребенка, сделать его более смелым и раскованным, если обращать общее внимание на его решения, пусть и слабые. 

— Можно научить детей позитивной критике. 

— Метод почти не требует от преподавателя предварительной подготовки к занятиям. 

Возможный порядок проведения мозгового штурма в группе. 

1. Разделить детей на две группы. Одна группа: «Генераторы идей», другая группа: «Проницательные аналитики» или «Эксперты». 

2. Объяснить детям правила игры, рассказать об обязанностях обеих групп. Подчеркнуть, что высказывать можно любые идеи, самые дикие и фантастичные, никто смеяться не будет. Каждый должен высказать хотя бы одну идею, чем больше, тем лучше. За все идеи выдавать фишки, можно разного цвета. 

3. Поставить обеим группам задачу. 

4. Попросить «генераторов» высказывать свои решения, а «аналитиков» внимательно слушать, запоминать или записывать все идеи, но молчать! Если будет гвалт у «генераторов», то это нормально, даже хорошо. Дети должны выплеснуть свои эмоции вместе со своими идеями. Время на «орание» надо неуклонно сокращать, через некоторое время дети научатся «орать» по очереди, а потом и нормально говорить по очереди. 

Очень хороший прием для успокоения расшумевшегося класса предложил И. Викентьев. Заранее надо договориться с группой, что все замолкают, когда учитель громко хлопнет в ладоши и вытянет руки вперед. В течение нескольких дней надо потренировать детей — сказать: «Шумите! А когда хлопну в ладоши, в тот же миг замолкайте». Более трех повторов команды за одно упражнение делать не следует — дети могут не успокоиться, им просто понравится шуметь. 

Если дети уже обучены началам сильного мышления, то при проведении сеанса мозгового штурма предложите им помогать себе фантазировать (управлять своим мышлением), используя методы аналогий, ассоциаций, эмпатии, инверсии, образного представления и т. д. Никогда не исключается здравый смысл и все приемы ТРИЗ, если они известны юным генераторам идей. 

5. Все идеи детей надо умудриться записать на доске или запомнить. Уместен магнитофон. 

6. Когда идеи иссякнут, надо дать слово «аналитикам». Пусть они дружелюбно оценят каждое решение и выберут несколько лучших, а также предложат свои решения. 

Обязательно предоставьте возможность каждому ребенку защитить свое решение, найти ему оптимальную область или условия применения. Это очень важный момент — вырабатывается умение отстоять свое мнение или согласиться с более сильными доводами. 
Похвалите всех детей, отметьте самых активных и остроумных. 

7. В следующий раз поменяйте детей ролями. Скоро выявятся лучшие «генераторы» и «аналитики». 

8. Вообще говоря, делить ребят на две группы не обязательно, обе операции могут выполнять одни и те же дети, но только операции надо разнести во времени. 

9. Великолепным стимулом активности является постановка детей в ситуацию, когда им надо кого-то спасти, кому-то помочь, кому-то посоветовать. Только этот «кто-то» должен быть «хорошим человеком». «Давайте поможем птенчику, Красной Шапочке, Аленушке…» 

Научите детей задавать себе вопросы: 
— Какие части участвуют в задаче? 
— Какие у этих частей есть свойства, могущие помочь решить задачу? 

Например, задача: вам надо быстро(!) охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти 10 решений. 
Что есть в условии задачи? Стакан, кипяток, вы, кухня и все, что есть на кухне — это ресурс для решения задачи. Используем приемы: «посредник» + физический эффект (переход тепла от горячего к холодному телу). 

Решения: 
— Добавить холодную воду, заварку или молоко. 
— Налить в блюдечко, в суповую тарелку, в массивную миску. 
— Много раз переливать из стакана в стакан, держа их на большом расстоянии друг от друга. 
— Добавить много варенья или сахара. 
— Переливать через воронку. 
— Погружать холодные ложки. 
— Поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег… 

Бывает, дети дружно повторяют ранее высказанную идею, не предлагая своих. Не обостряйте ситуацию, спросите: «А что ты предложишь свое?». Повторите вопрос ребенку лично. Бывает, дети молчат. Ни у кого нет ни одной идеи. Задайте наводящие вопросы, обратитесь к самому сообразительному или к самому бойкому ребенку. Расшевелите их. Если не удалось установить процесс генерирования, значит, предложенная тема детей не вдохновила, им скучно или они боятся принимать участие в обсуждении. 

Темы мозгового штурма для детей. 

Сначала приведем «классические» примеры. (В конце раздела приведены решения некоторых задач.) 

Примеры. 
1. Как доставить тяжелую пирогу Робинзона к морю? 
2. Как измерить длину всех ядовитых змей в террариуме? 
3. Как обезопасить пешеходов от падающих с крыш сосулек? 
4. Как защитить бассейн, из которого подается питьевая вода в город, от купальщиков? 
5. Как обогревать людей на улицах в лютый мороз? 

6. Как не ссориться с мамой? 
7. Как спасти собаку, плывущую на льдине по реке в ледоход? 
8. Что бы вы предложили сделать безудержно веселое? 
9. Как спасти птиц в суровую зимнюю бескормицу? 
10. Чем можно рисовать на асфальте? 

11. Надо размешать сахар в стакане с горячим чаем, когда ложечки нет. Что делать? 
12. Что будет, если слоны увеличатся до размеров синего кита? (Высота слонов достигает 4,5 м, а вес до 5 т, длина китов достигает 30 м, а вес более 100 т.) 
13. Что будет, если у зайцев в десять раз увеличить длину ног? 
14. Придумайте дом будущего. (Сформулируйте функции дома, улучшите их, измените на обратные, сформулируйте потребности человека, пусть дом их удовлетворяет). 
15. Что будет, если уничтожить всех волков? 

16. Что будет в озерах, если уничтожить всех щук? 
17. Придумайте насекомое с необычными свойствами. 
18. Как сделать разноцветную льдинку? 
19. Как спастись герою сказки? Что ему надо сделать? 
20. Как курочке спасти своих цыплят от коршуна? 

21. Как можно поприветствовать человека? 
22. Как космонавтам закреплять летающие по кабине мелкие предметы (ручки, расческу, блокнот…): магнитом, липучкой, скрепкой, пружинным прижимом, булавкой… Какие способы не подойдут? 
23. Аборигены Австралии ловят черепах, когда те выползают на берег. Их просто переворачивают на спину, и они становятся совершенно беспомощными. Как им помочь? 
24. Число людей на Земле стремительно увеличивается. Придет время, когда не будет хватать еды, воды, топлива, места. Что делать? 
25. Вождю племени надо определить, кого больше: мужчин или женщин? Считать он умеет только до 10, а в племени более 100 человек. 

26. Как проникнуть в комнату, не открывая дверей? 
27. Как достать сосульку с крыши? 
28. Как украсить класс к Новому году? 
29. Что можно положить в торт, чтобы он был вкусным? 
30. Куда в комнате можно спрятать куклу? 

31. Куда я спрятал конфету? 
32. Как обеспечить 100%-ную посещаемость школы? 
33. Какие качества птиц ты хотел бы иметь? 
34. Как найти самого умного человека в королевстве? 
35. Чем полезен, а чем вреден комар? 

Задачи. 

1. Семья уезжает на месяц в отпуск. Надо поливать комнатные растения. Как быть? 
2. Как можно определить время, если нет часов? 
3. Что надо сделать, чтобы кукла Барби никогда не терялась? 
4. Надо вычистить изнутри извилистую трубу. Как быть? 
5. Придумайте новое невиданное природное явление. Как помочь себе фантазировать? 

Ответы на задачи. 

1. Понятно, что надо сделать какое-то предварительное действие. Лучше совместно использовать разные приемы. 

Попросить соседей приходить поливать; поставить горшки в таз с водой; наполнить бутылки водой, перевернуть их и воткнуть в землю; закопать в землю цветочного горшка фитиль (жгут из ваты), а другой конец поместить в банку с водой; отнести цветы соседям; накрыть растения стеклянными банками или пластиковыми мешками; раздарить цветы. 

2. Приемлемый ответ зависит от конкретных обстоятельств. Позвонить по телефону; включить радио и ждать, когда объявят точное время; выйти на улицу и спросить прохожего; приблизительно можно определить по положению солнца или луны; по первым петухам; по количеству прохожих на улице; по чувству голода; по цветам; по положению «тарелки» подсолнуха; по поведению собаки (хочет ли она на прогулку)… 

3. Не выносить куклу из дома; привязать к платью; играть всегда в одном месте; класть всегда в одно и то же место; никому не давать играть; вделать в куклу автоматическую пищалку, которая через каждые полчаса подает звуковой сигнал. 

4. Используем, например, прием «посредник»: промыть водой с песком; продуть пылесосом; прогнать внутри трубы кошку; прокалить на костре, а потом проколотить и прочистить; прочистить вращающимся гибким тросиком. 

5. Подсказка: назовите, какие природные явления вы знаете? Ветер, дождь, снег, оползни, грозы, затмения, северные сияния… Сделайте их необычными: усильте, переверните, поменяйте местами… Например: дождь из конфет и игрушек… Быстрое перемещение материков… 

Вопросы по географии для Мозгового штурма

Вопросы по географии

для Мозгового штурма

Шиженская Н.Н. ГБОУ школа 104 СанктПетербурга

1. Согласно космогоническим представлениям, у Земли есть свое имя, которое несет закодированную информацию. Его Вы произнесете, сказав по-древнеарийски:«3-я планета от Солнца». Попробуйте.

/Тер- (три), Ра -(бог солнца)/

2. Самая низкая температура на Земле за всю историю метеорологических измерений составляет –82,9°С и была зарегистрирована в 1983 г. на станции «Восток» в Антарктиде. Самая низкая температура Северного полушария, зарегистрированная в Верхоянске, –67,8°С и Оймяконе –67,7°С (1885г. и 1933 г.). Тем не менее полюсом холода планеты считается район Верхоянска – Оймякона. Почему?

/Антарктическая станция «Восток» находится на высоте 3488 м над уровнем моря.

Как известно, с увеличением высоты на 1 км, температура понижается в среднем на 6,5 °.

Таким образом, для чистоты сравнения от антарктической температуры необходимо отнять как минимум 22,5 °/

3. Примерно на высоте 50 км над Землей молекулы свободного кислорода встречаются с ультрафиолетовой частью солнечного излучения и распадаются на отдельные атомы, которые, присоединяясь к вновь поступающим молекулам кислорода, образуют молекулы озона. Этот слой и защищает все живое от космической радиации.

А что спасает Землю от космического холода?

/Да все тот же озоновый слой: подвергаясь бомбардировке космических лучей, озон нагревается до температуры +100 °/

4. На какой географический объект можно попасть, если идти по магнитной стрелке строго на север?

/На Северный магнитный полюс (на расстоянии 1600 км от географического)/

5. Чему равна одна десятимиллионная часть четверти длины земного меридиана?

/Одному метру (именно так и был рассчитан его эталон)/

6. В каком месте земного шара скоплены самые большие запасы пресной воды?

/На полюсах (в качестве правильного ответа засчитывается упоминание любого из них)/

7. Еще в XVI в. к этой идее одобрительно отнесся король Испании Филипп II, но, вняв аргументам одного епископа, решил, что людям не стоит соединять то, что разъединил Бог. Что же хотели соединить еще в XVI в.?

/Тихий и Атлантический океан (имеется в виду Панамский канал)/

8. Вероятность этого события, произошедшего крайне давно, сравнивается с вероятностью сборки полностью исправного «Боинга-747» в результате урагана, пролетевшего над мусорной свалкой. Но, если бы это событие не произошло, никто не смог бы оспаривать его возможность. Какое событие?

/Возникновение жизни на Земле/

9. Что, по мнению древних римлян, уравнивало земной шар?

/Экватор (по-латински – «уравниватель»)/

10. Ежесуточно Земля прибавляет в весе 400 тонн. За счет чего? /За счет космической пыли/

11. По расчетам О. Х. Муна, 5 июня 8499 г. до н. э. на Земле произошел взрыв, в 30 000 раз превосходивший по мощности взрыв в Хиросиме. В результате водяной столб высотой 10 км смыл все живое, над планетой установилась мгла на 2000 лет. В памяти человечества это запечатлено как хаос, единство неба и земли. Именно с этой даты начинается календарь майя. Что послужило причиной взрыва?

/Столкновение с астероидом/

12. В XVIII в. потребовались две экспедиции, в разные концы земного шара, чтобы решить спор между сторонниками апельсина и лимона. Какой научный факт был установлен в их результате?

/Что Земля имеет форму апельсина, т. е. сплюснута с полюсов/

13. В 1909 г. некий американец, совершив длительное путешествие, приблизился к центру Земли на такое расстояние, как никто другой до него. Назовите его фамилию.

/Роберт Пири (он достиг Северного полюса)/

14. На сколько миль западнее вы окажетесь, если проплывете 20 миль по Панамскому каналу из Атлантического океана в Тихий?

/Ни на сколько (окажетесь восточнее)/

15. Нелепо спрашивать что больше: метр или секунда, но, тем не менее, вопрос: «Сколько миль в секунде?» вполне уместен. Попытайтесь дать на него обоснованный ответ.

/Географическая миля равна 1/60 градуса, что на карте равняется 7,420 км/

16. В 1912 г. ученый А. Вегенер обратил внимание, что каменный уголь залегает во всем Северном полушарии, хотя получается из растений, растущих в тропических лесах. Сопоставив это еще с одним наблюдением на географической карте, он пришел к грандиозному выводу. Какому? /О движении континентов/

17. 22 июня на параллели 66° 33 ′ северной широты солнце не заходит за линию горизонта,

а на параллели 66° 33 ′ южной широты вообще не освещает поверхность. Как называются эти параллели?

/Северный и Южный полярные круги/

18. По какому временному поясу (Гринвич, Москва, Нью-Йорк) можно определить время на Северном полюсе?

/По любому/

19. В Закарпатье, неподалеку от села Деловое, стоит каменный столб с полустёршейся надписью по латыни: «Вечное место, старательнейшим образом определенное по приборам измерением градусов меридиана и параллели». Чем замечательно это столь тщательно выверенное место? /Это центр Европы/

20. «Южная», «Закатная», «Пенная», «Восходящая», «Противомедвежья»… Назовите шестую.

/Америка (приведены буквальные переводы названий стран света: Австралия, Европа, Африка, Азия и Антарктида)/

Разработка математической игры «Мозговой штурм» (10 класс)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 45

Разработка математической игры

«Мозговой штурм»,

10 класс.

Автор: учитель математики

первой категории

МАОУ СОШ №45 г. Калининграда

Борисова Алла Николаевна.

г. Калининград

2018 – 2019 учебный год

Цель:

развитие познавательного интереса к математике, повторение тем: «Логарифмы», «Тригонометрические формулы».

Задачи:

Образовательные:

  • способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала;

  • расширение кругозора учащихся;

  • способствовать практическому применению умений и навыков в нестандартной ситуации;

  • уметь выполнять преобразование выражений, содержащих логарифмы и тригонометрические формулы.

Развивающие:

  • развитие познавательного интереса к предмету;

  • формирование потребности в приобретении знаний; 

  • развивать мыслительную деятельность и творческие способности;

  • развивать навык самоорганизации и самооценки.

Воспитательные:

  • воспитание ответственности, умения принимать самостоятельные решения;

  • воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению;

  • культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе, умение работать в группе.

Оборудование и материалы: проектор, экран, презентация для сопровождения урока, раздаточный материал.

Форма проведение: игра- соревнование.

Ход игры.

— Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы проводим математическую игру “ Мозговой штурм ”. Цель нашей игры – развитие познавательного интереса к математике, повторение тем: «Логарифмы», «Тригонометрические формулы», узнать, кто из вас имеет больше всего знаний по этим темам. Победители будут награждены грамотами.

Представление команд – название команды и выбор капитана команды.

Представление членов жюри.

— Итак, игроки готовы. Ответы прошу не выкрикивать, поднимать руку, так как в этом случае ответ засчитан не будет, и баллы будут сняты.

— Нашу игру я его хочу начать словами (слайд 1):

Есть множество важных наук,
Но, что есть важней математики?
Она как усердный паук
Сплетает науку и практику.

Сплетает по нитке бионику,
Точками плетет сеть ботаники,
Плетет она электронику,
Плетет и стратегию с тактикой.

И шахматы с ней, и фантастика,
Нейлон и другая пластика.
Есть математика в логике,
Есть в газе, в ударе молнии.

Всего вряд ли нам всё и везде перечесть,
Везде и во всём математика есть!

I конкурс. «Блиц опрос» (слайды 4 — 12).

Команды по очереди отвечают на вопросы.

1. В какой четверти лежит угол 4π\3?

2. Знак косинуса во II четверти.

1. Как определяется посторонний корень логарифмического уравнения?

2. Как называется действие нахождения логарифма?

1. Какой знак имеет синус в 4 четверти?

2. В какой четверти лежит угол 7π/6?

1. log a a = …

2. Найти область определения функции y = log3(3 – x).

1. сos (−х) равен …

2. Что больше градус или радиан?

1. log a ac = …

2. log a 1 = …

1. sin 90° равен …

2. В какой четверти косинус отрицателен?

1. Найти область определения функции  y = log2(11 – x).

2. log c 0 = …

1. В каких четвертях тангенс отрицателен?

2. Для какого угла косинус и синус равны.

II конкурс. «Соберите рассыпавшиеся формулы».

Команды получают карточки с заданиями.

Соедините стрелочками «рассыпавшиеся» формулы и запишите в таблицы номера соответствующих ответов.

1) Логарифмы.

  1. 1)

  2. 2)

  3. 3)

  4. 4)

  5. 5)

  6. 6)

  7. 7)

2) Тригонометрия

  1. 1)

  2. 2)

  3. 3)

  4. 4)

  5. 5)

  6. 6)

  7. 7)

Логарифмы

№ задания

№ ответа

1

2

3

4

5

6

7

Тригонометрия

№ задания

№ ответа

1

2

3

4

5

6

7

Логарифмы − баллов

Тригонометрия − баллов

Итого − баллов

III конкурс. «Верны ли утверждения?» (слайды 15 — 20).

Команды отвечают на вопросы. Балл зачисляется команде, первой ответившей на вопрос.

Логарифмы.

1. Логарифмом положительного числа b по основанию а, где а > 0, а ≠ 1, называется показатель степени, в которую надо возвести число а, чтобы получить b.

2. Функцию вида у = ах, где а > 0, а ≠ 1, называют логарифмической.

3. Функция y = log0,2 возрастает на (0;+∞)

4. Натуральный логарифм это логарифм по основанию 10.

5. Верно ли равенство: log-327 = 3 ?

6. Верно ли:  log0,415 > log0,420?

7. Логарифм произведения двух положительных чисел равен сумме

логарифмов этих чисел.

8. Логарифм дроби равен разности логарифмов делимого и делителя.

9. Корнем уравнения log2x = −3   является число 8.

Тригонометрия.

1. Синусом угла α называется ордината точки, полученной поворотом точки

(1; 0) вокруг начала координат на угол α.

2. Вписанный угол, опирающийся на дугу, длина которой равна радиусу

окружности, называется углом в 1 радиан .

3. От π/2 до 0 – это граница I четверти.

4. В I четверти знаки всех тригонометрических функций одинаковы.

5. Тангенсом угла α называется отношение косинуса угла α к синусу угла α.

6. От π до 3π/2 — это границы III четверти.

7. Значение tg(π/3) равно √3.

8. Значение sin(−π/4) равно √2/2.

9. Значение cos(π/6) равно ½

IV конкурс. «Домашнее задание»

Ученики из каждой команды представляют презентации, подготовленные заранее, на темы: «Логарифм в окружающем мире», «Тригонометрия вокруг нас»

V конкурс. Мозговая атака «Кто больше?» (7 мин)

Команды получают карточки с заданиями.

π + cos

13

Вычислить: sin — cosπ.

14

Вычислить:

15

Вычислить:

16

Упростите выражение 1 – cos²α — sin²α

17

Упростите выражение sin²α – tgα·ctgα

18

Вычислить:

Финал

Жюри подводит итоги и поздравляет команду, победившую в этом состязании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *