Понятие деятельности признаки деятельности: Понятие деятельности – Главные признаки деятельности

Содержание

Понятие деятельности

БПонятие деятельности признаки деятельности: Понятие деятельности – Главные признаки деятельностиез
деятельности невозможна человеческая
жизнь. В процессе деятельности человек
познает окружающий мир, создает духовные
продукты, изменяет окружающую
действительность. Деятельность человека
формирует и изменяет его самого. Одним
словом, деятельность — этоактивность
человека, направленная на достижение
сознательно поставленных целей,
связанных с удовлетворением его
потребностей
и интересов,
на выполнение требований к нему со
стороны общества и государства.

Деятельность
человека принципиально отличается от
поведения животных, даже если это
поведение достаточно сложно. Во-первых,
деятельность человека носит сознательный
характер — человек осознает цель и
способы ее достижения, предвидит
результат. Во-вторых, деятельность
человека связана с изготовлением,
употреблением и хранением орудий труда.
В-третьих, деятельность человека носит
общественный характер, она осуществляется,
как правило, в коллективе и для коллектива.
В процессе деятельности человек вступает
в сложные отношения с другими людьми.


Деятельность
детерминируется общественно — историческими
условиями. Человек не может отделить
свою деятельность от окружающей его
жизни, требований общества, в котором
он живет. И деятельности его прибредает
различный характер в зависимости от
требований общества.

Необходимые условия
человеческой деятельности — психические
процессы. Они являются, с одной стороны,
обязательной характеристикой всякой
деятельности человека. С другой стороны,
все психические процессы протекают,
формируются и регулируются в деятельности.
Так осуществляется взаимосвязь
психических процессов и деятельности
человека (13).

Активность –
всеобщая характеристика живого в
человеческом обществе, имеет своеобразное
проявление и называется – деятельность.


Сознание
формируется и проявляется в деятельности.
Любой вид деятельности связан с
движениями. Система движений, направленных
на предмет с целью его присвоения или
изменения называется действием.
Различают физические
(внешние) и умственные
(внутренние) действия.

Исследования
Выгодского и Леонтьева показали, что
умственные действия формируются вначале
как внешние и постепенно переносятся
во внутренний план. перевод внешнего
действия во внутренний: план –
интериоризация.
Реализация умственного действия во вне
в виде действий с предметом –
экстериоризация.

Деятельность
– совокупность действий, объединенных
общей целью и выполняющих определенную
функцию. Цель деятельности – идеальное
представление ее будущего результата.
(Чужой реферат)

Деятельность
является необходимым условием формирования
личности и в то же время зависит от
уровня развития личности, выступающей
как субъект этой деятельности.


В общем виде под
деятельностью понимается активность
живого организма, направленная на
удовлетворение потребностей и регулирующая
осознанной целью. В процессе деятельности
устанавливается тесное взаимодействие
человека с окружающей средой. Как
конечный результат деятельности
выступает цель,
которая
может представлять собой реальный
предмет, создаваемый человеком,
определенные знания, умения, навыки,
творческий результат. Побудителем к
деятельности выступает мотив.
Именно мотив
придает деятельности определенную
специфику в отношении выбора средств
и способов достижения цели. Мотивами
могут быть разнообразные потребности,
интересы, установки, привычки, эмоциональные
состояния. Многообразие деятельности
человека порождает и многобразие
мотивов. В зависимости от мотивов люди
по-разному
относятся
к своей деятельности. Цель деятельности
не равнозначна ее мотиву, хотя иногда
мотив и цель совпадают.

Сознательная
деятельность человека коренным образом
отличается от поведения животных. Эти
отличия относятся к следующему: не
обязательно связана с биологическими
мотивами, не определяется только
наглядными впечатлениями, формируется
путем усвоения общественного опыта
(3).

Главные признаки деятельности

1. Деятельность
человека носит продуктивный, творческий,
созидательный характер.

2. Деятельность
человека связана с предметами материальной
и духовной культуры, которые используются
им или в качестве инструментов, или в
качестве предметов удовлетворения
потреб­ностей, или в качестве средств
собственного развития.

3.
Деятельность человека преобразует его
самого, его способ­ности, потребности,
условия жизни.


4.
Человеческая деятельность в ее
разнообразных формах и сред­ствах
реализации есть продукт истории.

5.
Предметная деятельность людей с рождения
им не дана.
Она «задана»
в культурном предназначении и способе
использования окружающих предметов.
Такую деятельность необходимо форми­ровать
и развивать в обучении и воспитании. То
же относится к внутренним, нейрофизиологическим
и психологическим структурам, управляющим
внешней стороной практической
деятельности.

Деятельность
отличается не только от активности, но
и от поведения. Поведение
не всегда целенаправленно, не предполагает
создания определенного продукта, носит
зачастую пассивный характер. Деятельность
всегда целенаправленна, активна, нацелена
на создание некоторого продукта.
Поведение спонтанно («куда поведет»),
деятельность организована; поведение
хаотично, деятельность систематична.

Деятельность
человека имеет следующие основные
характеристики: мотив, цель, предмет,
структуру и средства. Мотивом деятельности
называется то, что побуждает ее, ради
чего она осуществляет­ся. В качестве
мотива обычно выступает конкретная
потребность, которая в ходе и с помощью
данной деятельности удовлетворяется.
Мотив – это осознанная потребность.

Мотивы
человеческой деятельности

могут быть самыми различными: органическими,
функциональными, материальными,
социаль­ными, духовными. Органические
мотивы направлены на удовлетворе­ние
естественных потребностей организма
(у человека – на создание условий, в
наибольшей степени этому способствующих).
Такие моти­вы связаны с ростом,
самосохранением и развитием организма.
Это – производство продуктов питания,
жилища, одежды и т. п. Функциональные
мотивы удовлетворяются с помощью разного
рода культурных форм активности,
например, игр и занятий спортом.
Материальные мотивы побуждают человека
к деятельности, направленной на создание
предметов домашнего обихода, различных
вещей и инструментов, непосредственно
в виде продуктов, обслуживающих
естественные потребности. Социальные
мотивы порождают различные виды
деятельности, направленные на то, чтобы
занять определенное место в обществе,
получить признание и уважение со стороны
окружающих людей. Духовные мотивы лежат
в основе тех видов деятельности, которые
связаны с самосовершенствованием
человека. Тип деятельности обычно
определяется по ее доминирующему мотиву
(доминирующему потому, что всякая
человеческая деятельность полимотивирована,
т. е. побуждается несколькими раз­личными
мотивами).



В
качестве цели
деятельности

выступает ее продукт. Он может представлять
собой реальный физический предмет,
создаваемый человеком, определенные
знания, умения и навыки, приобретаемые
в ходе деятельности, творческий результат
(мысль, идея, теория, произведение
искусства).

Цель
деятельности не равнозначна ее мотиву,
хотя иногда мотив и цель деятельности
могут совпадать друг с другом. Различные
виды деятельности, имеющие одну и ту же
цель (конечный результат), могут
побуждаться и поддерживаться различными
мотивами. Напротив, в основе ряда
деятельностей с разными конечными
целями могут лежать одни и те же мотивы.
Например, чтение книги для человека
может выступить как средство удовлетворения
материальных (продемонстрировать знания
и за это получить высокооплачиваемую
работу), социальных (блеснуть познаниями
в кругу значимых людей, добиться их
расположения), духовных (расширить свой
кругозор, подняться на более высокий
уровень нравственного развития)
потребностей. Такие разные виды
деятельности, как приобретение модных,
престижных вещей, чтение литературы,
забота о внешнем виде, выработка умения
себя вести, могут, в конечном счете,
преследовать одну и ту же цель: добиться
во что бы то ни стало чьего-либо
расположения.

Предметом
деятельности

называется то, с чем она непосредственно
имеет дело. Так, например, предметом
познавательной деятельности является
всякого рода информация, предметом
учебной деятельности – знания, умения
и навыки, предметом трудовой деятельности
– создаваемый материальный продукт.


Всякая
деятельность имеет определенную
структуру.
В ней обычно выделяют действия и операции
как основные составляющие деятельности.
Действием называют часть деятельности,
имеющую не вполне самостоятельную,
осознанную человеком цель. Например,
действием,
включенным в структуру познавательной
деятельности, можно назвать получение
книги, ее чтение; действиями, входящими
в состав трудовой деятельности, можно
считать знакомство с задачей, поиск
необходимых инструментов и материалов,
разработку проекта, технологии
изготовления предмета и т. п.; действиями,
связанными с творчеством, являются
формулировка замысла, поэтапная его
реализация в продукте творческой работы.

Операцией
именуют способ осуществления действия.
Сколько есть различных способов
выполнения действия, столько можно
выделить различных операций. Характер
операции зависит от условий выполнения
действия, от имеющихся у человека умений
и навыков, от наличных инструментов и
средств осуществления действия. Разные
люди, к примеру, запоминают информацию
и пишут по-разному. Это значит, что
действие по написанию текста или
запоминанию материала они осуществляют
при помощи различных операций

.
Предпочитаемые человеком операции
характеризуют его индивидуальный стиль
деятельности.

В
качестве средств
осуществления деятельности

для человека выступают те инструменты,
которыми он пользуется, выполняя те или
иные действия и операции. Развитие
средств деятельности ведет к ее
совершенствованию, в результате чего
деятельность становится более продуктивной
и качественной.

Мотивация
деятельности в ходе ее развития не
остается неизменной. Так, например, у
трудовой или творческой деятельности
со временем могут появиться другие
мотивы, а прежние отойти на второй план.
Иногда действие, ранее включённое в
состав деятельности, может выделиться
из нее и приобрести самостоятельный
статус, превратиться в деятельность с
собственным мотивом. В этом случае мы
отмечаем факт рождения новой деятельности.


С
возрастом по мере развития человека
происходит изменение мотивации его
деятельности. Если человек изменяется
как личность, то мотивы его деятельности
преобразуются. Прогрессивное развитие
человека характеризуется движением
мотивов в сторону их все большего
одухотворения (от органических к
материальным, от материальных к
социальным, от социальных к творческим,
от творческих к нравственным).

Всякая
человеческая деятельность имеет внешние
и внутренние компоненты. К внутренним
относятся анатомо-физиологические
структуры и процессы, участвующие в
управлении деятельностью со стороны
центральной нервной системы, а также
психологические процессы и состояния,
включенные в регуляцию деятельности.
К внешним
компонентам

можно отнести разнообразные движения,
связанные с практическим выполнением
деятельности.

2.
Виды и развитие человеческой деятельности.

У современного человека имеется множество
различных видов деятельности, число
которых примерно соответствует количеству
имеющихся потребностей (с учетом
полимотивированности деятельности).
Для того чтобы представить и описать
все эти виды деятельности, необходимо
перечислить наиболее важные для человека
потребности. Но такая задача на практике
представляется непростой, так как число
разнообразных потребностей велико и
они индивидуально варьируют.

Проще
определить основные параметры, в
соответствии с которыми можно описывать
систему человеческих потребностей, и
далее, пользуясь ими, давать характеристики
видов деятельности, присущих конкретному
человеку. Таких параметров три: сила,
количество и качество потребностей.

Под
силой потребности имеется в виду значение
соответствующей потребности для
человека, ее актуальность, частота
возникновения и побудительный потенциал.
Более сильная потребность является
более значимой, возникает чаще, доминирует
над другими потребностями и заставляет
человека вести себя таким образом, чтобы
в первую очередь была удовлетворена
именно данная потребность.

Количество
– это число разнообразных потребностей,
имеющихся у человека и время от времени
становящихся для него актуальными. Есть
люди, у которых число потребностей
относительно невелико, и они вполне
успешно справляются с их систематическим
удовлетворением, получая удовольствие
от жизни. Но есть такие люди, которые
имеют множество различных, порой
противоречащих друг другу, несовместимых
потребностей. Актуализация таких
потребностей требует одновременного
включения человека в различные виды
деятельности, причем нередко возникают
конфликты между разнонаправленными
потребностями, и ощущается дефицит
времени, необходимого для их удовлетворения.
Такие люди обычно жалуются на нехватку
времени и испытывают неудовлетворение
от жизни, в частности оттого, что вовремя
не успевают делать все дела.

Под
своеобразием потребности имеются в
виду предметы и o6ъекты,
с помощью которых та или иная потребность
может быть достаточно полно удовлетворена
у данного человека, а также предпочитаемый
способ удовлетворения этой и других
потребностей. Например, познавательная
потребность одного человека может быть
удовлетворена в результате систематического
просмотра только развлекательных
передач по телевидению. Другому для
полного удовлетворения аналогичной
потребности мало чтения газет, книг,
прослушивания радио и просмотра
телепередач. Третьему помимо перечисленного
необходимо систематическое общение с
людьми – носителями полезной информации
познавательного характера, а также
включение в интересную самостоятельную
творческо-поисковую
работу.

В
соответствии с описанными параметрами,
характеризующими систему человеческих
потребностей, можно индивидуально
представить и описать совокупность
деятельностей, характерных для отдельно
взятого человека и для групп людей. В
этом случае по каждому
из названных
параметров и по разнообразию их сочетаний
можно составить и предложить классификации
видов человеческой деятельности.

Но есть и другой путь: обобщить и выделить
основные виды деятельности, свойственные
всем людям. Они будут соответство­вать
общим потребностям, которые можно
обнаружить практически у всех без
исключения людей, а точнее – видам
социальной чело­веческой активности,
в которые неизбежно включается каждый
человек в процессе своего индивидуального
развития. Это – общение, игра, учение и
труд. Их следует рассматривать в качестве
основных видов деятельности людей.

Психологическая характеристика деятельности | Диплом по психологии

Понятие деятельности в психологии

Понятие «деятельность», наряду с такими понятиями, как «сознание», «личность», «общение», является одним из основополагающих в психологической науке. Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. Деятельность является формой активности человека, т.е. формой его взаимодействия со средой. Но деятельность – это не любая активность, деятельность – это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта (определение Шадрикова).

Психологические особенности деятельности

Деятельность имеет следующие особенности, свойственные только ей:

  1. Предметность: каждая деятельность имеет свой предмет. Предмет деятельности выступает двояко: первично – в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично – как образ предмета, продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может.
  2. Осознанность и целенаправленность. Деятельность регулируется не потребностями человека, а осознаваемой целью как идеальным образом будущего результата. Цель выступает системообразующим фактором деятельности, т. е. главным критерием определения ее содержания, структуры и динамики. В этом заключается важнейшее отличие деятельности от иных форм активности человека.
  3. Социальная обусловленность. При всем своем своеобразии деятельность человека представляет собой систему, включенную в систему социальных отношений. Вне этих отношений человеческая деятельность не существует. Человек находит в обществе не просто внешние условия, к которым он должен приспосабливать свою деятельность, – общественные условия сами несут в себе мотивы и цели его деятельности, ее средства и способы. По сути, общество производит деятельность образующих его индивидов.
  4. Системность. Деятельность предстает не простой суммой своих компонентов, а их организованной целостностью. Важно отметить, что у деятельности как целостности имеются такие свойства, которых нет ни у ее отдельных компонентов, ни у их простой суммы.

Психологическая структура деятельности

Системность организации деятельности обусловливает существование двух основных планов ее психологического анализа – внешнего (предметно-действенного) и внутреннего (собственно психологического). Каждая деятельность имеет следующую структуру:

  • Мотив деятельности – причина, побудившая человека к деятельности и придающая этой деятельности определенную направленность.
  • Цель деятельности – образ потребного будущего, предполагаемый результат деятельности. Цель формируется на основе мотива деятельности.
  • Предмет деятельности – тот объект внешней среды, на изменение которого направлена деятельность человека. Однако предмет деятельности может быть не только материальным, но и идеальным (мыслительная деятельность).
  • Средства и условия деятельности. К средствам относятся орудия труда, психофизиологические ресурсы организма. К условиям труда относятся не только физические характеристики среды, но и психологические состояния человека.
  • Продукт деятельности – результат деятельности. Продукт может быть прямым и побочным: прямой продукт – объективный результат деятельности, созданное в процессе деятельности изменение во внешней среде; побочный продукт – субъективный результат деятельности, изменение во внутреннем мире человека (удовлетворенность, приобретенные знания, умения, навыки и т.п.).

Иерархическая структура деятельности (Леонтьев): деятельность осуществляется при помощи действий, а действия, в свою очередь, при помощи операций (деятельность – цепочка действий, а действия – цепочки операций).

  1. Деятельность.
  2. Действие — это элемент деятельности, в процессе которого достигается конкретная, не разлагаемая на более простые, осознанная цель. Действие – относительно самостоятельный и завершенный акт деятельности. Действия направлены на достижение целей деятельности и выступают единицей анализа деятельности. В процессе упражнений изменяется структура действий, они становятся «свернутыми», более экономными и быстрее выполнимыми, превращаясь в навыки.
  3. Операции – способы осуществления действий в определенных условиях. Операции направлены на решение задач деятельности и определяются средствами и условиями деятельности. Как правило, операции носят автоматизированный и неосознаваемый характер.

Виды деятельности

Деятельность человека не только предельно сложна по содержанию и строению, но и крайне разнообразна в своих общих разновидностях и конкретных проявлениях. Традиционно принято считать, что основным делением деятельности на ее типы является дифференциация на трудовую, учебную и игровую деятельность:

  1. Трудовая деятельность – процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей. Трудовая деятельность предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата, в отличие от учебной и игровой деятельности, где этот результат является не общественно, а индивидуально значимым и состоит в освоении субъектом социально выработанного опыта, знаний и т.д. для последующего осуществления трудовой деятельности.
  2. Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть не организованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она непосредственно служит средством психологического развития индивида.
  3. Игра – особый вид деятельности, в котором исторически закрепились типичные способы действия и взаимодействия людей. Результатом игровой деятельности не становится про-изводство какого-либо материального или идеального продукта. Тем не менее, игры имеют большое значение в жизни людей. Включение ребенка в игровую деятельность обеспечивает возможность овладения общественным опытом, накопленным человечеством, а также когнитивное, личностное и нравственное развитие ребенка. Особое значение имеет ролевая игра, в процессе которой ребенок принимает на себя роли взрослых и действует с предметами в соответствии с приписанными значениями. Механизм усвоения социальных ролей через ролевые игры обеспечивает возможность социализации личности. Специфическим признаком игровой деятельности является то, что главным ее мотивом выступает сам процесс деятельности, а не ее результат.

Указанные виды деятельности имеют разное значение для развития человека на разных этапах онтогенеза. Деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на определенном этапе онтогенетического развития, называется ведущей деятельностью.

Понятие о деятельности, её структура.

Деятельность — это специфически
человеческая, регулируемая соз­нанием
ак­тивность, порождаемая потребностями
и направленная на позна­ние и
преобразование внеш­него мира и
самого себя.

Деятельность — это процесс активного
отношения человека к дейст­вительности,
в ходе которого происходит достижение
субъектом постав­ленных ранее целей,
удовлетворение раз­нообразных
потребностей и ос­воение общественного
опыта.

Понятие деятельности признаки деятельности: Понятие деятельности – Главные признаки деятельности

Основные черты деятельности

Отличительными
чертами человеческой деятельности
являются ее общественный характер,
целенаправленность, плановость,
систематич­ность.

Понятие деятельности признаки деятельности: Понятие деятельности – Главные признаки деятельности

Основными характеристиками деятельности
человека являются предметность и
субъ­ектность.

Понятие деятельности признаки деятельности: Понятие деятельности – Главные признаки деятельности

При анализе деятельности выделяют три
плана ее рассмотрения:

ге­нетический, структурно-функциональный
и динамический.
Понятие деятельности признаки деятельности: Понятие деятельности – Главные признаки деятельности

Структура деятельности

Деятельность — это внутренняя (психическая)
и внешняя (физиче­ская) активность
че­ловека, регулируемая сознательной
целью.

Деятельность имеет свою структуру:
мотивы, способы и приемы, цель и результат.

Понятие деятельности признаки деятельности: Понятие деятельности – Главные признаки деятельности

Мотивы
— это те
внутренние цели, которые связаны с
потребностя­ми личности и по­буждают
ее к определенной деятельности. Мотивом
дея­тельности называется то, что
побуж­дает ее, ради чего она
осуществляется.

Мотивы человеческой
деятельности могут быть самыми
различны­ми: органическими,
функциональными, материальными,
социальными, ду­ховными.

Мотив и цель
образуют своего рода вектор деятельности,
опреде­ляющий ее направле­ние, а
также величину усилий, развиваемых
субъектом при ее выполнении. Этот вектор
ор­ганизует всю систему психических
процессов и состояний, Формирующихся,
развертываю­щихся в ходе дея­тельности.

Цели
— наиболее значимые для человека
предметы, явления, задачи и объекты,
дости­жение и обладание которыми
составляют существ6 его дея­тельности.
Цель деятельности — это идеальное
представление ее будущего результата.
Следует различать конечную цель и
промежуточные цели. Достижение конечной
цели равнозначно удовлетворению
потребно­сти. К промежуточным относятся
цели, намечаемые человеком в качестве
усло­вия достиже­ния конечной цели.

Цели могут быть
близкими и далекими, личными и
общественными в зависимости от того,
какую значимость им придает человек и
какую роль в общественной жизни играет
его деятельность.

Способы и приемы
(действия) — относительно законченные
элемен­ты деятельности, направленные
на достижение промежуточных целей,
подчиненных общему мотиву.

Сложное внешнее
действие для своей реализации может
потребовать целого ряда ак­тов,
связанных друг с другом определенным
образом. Эти акты, или звенья, на которые
рас­падается действие, являются
операциями.

Всякая деятельность
включает в себя внутренний и внешний
компо­ненты.

По своему
происхождению внутренняя (умственная,
психическая) деятельность про­изводна
от внешней (предметной). Первоначально
совер­шаются предметные действия и
лишь потом, по мере накопления опыта,
человек приобретает способность
совершать те же действия в уме. Перевод
внешнего действия во внутренний план
называется интериориза­цией.

Овладение внутренней
деятельностью приводит к тому, что
прежде чем приступить к внешней
деятельности, направленной на достижение
же­лаемой цели, человек проделывает
действия в уме, оперируя образами и
речевыми символами. Внешняя деятельность
в этом случае подготавлива­ется и
протекает на основе выполнения умственной
деятельности. Реали­зация умственного
действия вовне, в виде действий с
предметами, называ­ется эксте­риоризацией.

Деятельность
осуществляется в виде системы действий.
Действие ­главная структур­ная
единица деятельности, которая определяется
как про­цесс, направленный на достижение
цели. Выделяют практические (предметные)
и умственные действия.
Понятие деятельности признаки деятельности: Понятие деятельности – Главные признаки деятельности

Понятие деятельности признаки деятельности: Понятие деятельности – Главные признаки деятельности

В каждом действии
можно выделить ориентировочную,
исполнительную и контроль­ную части.

Понятие деятельности признаки деятельности: Понятие деятельности – Главные признаки деятельности

Освоение
деятельности: навыки и умения.

При осуществлении
деятельности человек вступает во
взаимодейст­вие с предметным (реальным
или мысленным) миром: происходит
преоб­разование предметной ситуации,
соз­даются определенные предметные
си­туации, достигаются промежуточные
результаты. Каж­дая операция в
структуре действия определяется
условиями изменяющейся ситуации, а
также умениями и навыками субъекта
деятельности.

Навык
— это стереотипный способ совершения
отдельных действий — операций,
сфор­мировавшийся в результате
многократного их повторения и отличающийся
свернутостью (сокращением) его
сознатель­ного контроля.

Выделяют простые
и сложные навыки

Понятие деятельности признаки деятельности: Понятие деятельности – Главные признаки деятельности

Навыки образуются
в результате упражнений, т.е.
целенаправленных и систематиче­ских
повторений действий. По мере упражнения
изменяются как количественные, так и
ка­чественные показатели работы.

Навык возникает
и функционирует как автоматизированный
прием выпол­нения дей­ствия. Его
роль заключается в высвобождении
сознания от кон­троля над выполнением
прие­мов действия и переключении его
на цели действия.

Понятие деятельности признаки деятельности: Понятие деятельности – Главные признаки деятельности

Успешность
овладения навыком зависит не только
от количества по­вторений, но и от
других причин объективного и субъективного
характера.

Понятие деятельности признаки деятельности: Понятие деятельности – Главные признаки деятельности

Поскольку в
структуру действий и различных видов
деятельности входит множество навыков,
они обычно взаимодействуют друг с
другом, образуя сложные системы. Характер
их взаимодействия может быть раз­личным:
от согласованности до противодействия.
Понятие деятельности признаки деятельности: Понятие деятельности – Главные признаки деятельности

Для сохранения
навыка им следует систематически
пользоваться, в противном случае
воз­никает деавтоматизация, т.е.
ослабление или почти полное разрушение
выработанных авто­матизмов. При
деавтоматизации движения становятся
более медленными и менее точными,
координация нарушается, движения
начинают выполняться неуверенно,
требуют специ­аль­ного сосредоточения
внимания, усилению сознательного
контроля.

Умение
— это освоенный субъектом способ
выполнения действий, обеспечиваемый
со­вокупностью приобретенных знаний
и навыков.

Умения образуются
в результате координации навыков, их
объеди­нения в системы с помощью
действий, которые находятся над
сознательным контролем. Через регуляцию
таких действий осуществляется
опти­мальное управление умениями,
которые должны обеспечить безошибоч­ность
и гибкость выполнения действия.

Одно из основных
качеств умений заключается в том, что
человек в состоянии изме­нять их
структуру (навыки, операции и действия,
входящие в состав умений, последователь­ность
их выполнения), сохраняя при этом
неизменный конечный результат.

Умения опираются
на активную интеллектуальную деятельность
и обязательно вклю­чают в себя процессы
мышления. Сознательный интел­лектуальный
контроль — это главное, что отличает
умения от навыков. Ак­тивизация
интеллектуальной деятельности в умениях
происходит в те мо­менты, когда
изменяются условия деятельности,
возникают нестандарт­ные ситуации,
требующие оперативного принятия
различных решений.

Большое значение
в формировании всех типов умений и
навыков имеют упражнения, благодаря
им происходит автоматизация навыков,
совершенствование умений, деятельности
в целом. Упражнения необходимы как на
этапе выработки умений и навыков, так
и в про­цессе их сохранения. Без
постоянных, систематических упражнений
умения и навыки обычно утрачиваются,
теряют свои качества.

16. Общее понятие о деятельности. Структура и основные виды деятельности.

Деятельность— это активное
взаимодействие человека со средой, в
которой он достигает сознательно
поставленной цели, возникшей в результате
появления у него определенной потребности.

Деятельность— внутренняя
(психическая) и внешняя (физическая)
активность человека, регулируемая
сознаваемой целью.

Психологическая структура деятельности:

1) Цель деятельности– это то, ради
чего человек предпринимает определенные
усилия или это идеальное представление
будущего результата деятельности.

2) Мотивы деятельности– это внутреннее
побуждение к активности, реализующее
соответствующие потребности человека.

3) Средства деятельности– это то,
пользуясь чем можно добиться определенного
результата. Некоторое следствие
деятельности носит предметный характер
или психологический характер. Основным
психологическим средством деятельности
является речь.

4) Способ деятельности– это то,
каким образом применяется соответствующее
действие; операция, прием действия.

В В психологии выделяют следующие
действия:

— сенсорные

— мыслительные (центральное мыслительное)

— моторные

— речевые и другие

5) Результат деятельности– это
воплощенная в реальность цель деятельности.
Результат всегда бывает двояким:

— внешним, отчуждаем от личности творца

— внутренним, который остается достоянием
личности.

Виды деятельности:

1)игра.Связь игровой деятельности
с энергетическим обменом организма
объясняет возникновение побуждений к
игре. Особенность игрового поведения
— его целью является сама «деятельность»,
а не практические результаты, которые
достигаются с ее помощью. У ребенка игра
— форма реализации активности, т.е. она
доставляет ему удовольствие;

2)учение.Научение, или освоение
опыта — главный фактор развития ребенка.
Деятельность направлена на усвоение
определенной информации, форм поведения,
но учение возможно только тогда, когда
человек сам нацелен на усвоение
определенных знаний, умений, навыков;

3)труд— деятельность, направленная
на производство определенных
общественно-полезных продуктов —
материальных или идеальных. Трудовая
деятельность человека — видовое
поведение, которое обеспечивает его
выживание, использование им сил и веществ
природы.

17.Темперамент – биологический фундамент личности. Типы темперамента, учет их особенностей в учебной деятельности.

Темперамент
это психическое свойство личности,
которое характеризуется динамикой
протекания психических процессов. Это
природная основа, биологическая данность.

САНГВИНИК
– сильный, уравновешенный, подвижный
тип темперамента, обычно находится в
хорошем настроении, быстрое и эффективное
мышление. Работоспособность высокая.
Легко перестраивается на новые условия.
Легко устанавливает контакты, общителен.
Чувства быстро возникают и сменяются.
Ярко выраженная мимика. При отсутствии
серьёзных целей может вырабатываться
поверхностность и непостоянство.

ХОЛЕРИК
– сильный, неуравновешенный, с
преобладанием процесса возбуждения
тип. Легко заводится, конфликтный, но
быстро отходит. Повышенная возбудимость,
впечатлительность, эмоциональность.
Может выглядесь самонадеянным и
высокомерным. Может быть
инициативным/энергичным, либо
раздражительным/конфликтным. Проявляет
высокую социальную активность и
общительность.

ФЛЕГМАТИК
– сильный, невозмутимый, уравновешенный,
инертный тип. Не ярко выраженное
проявление эмоций, чувств. Инертный.
Ровен, не склонен к аффектам, редко
выходит из себя. Вялость, лень, безучастность
в поведении.

МЕЛАНХОЛИК
– слабый тип. Стеснённость в движении,
стеснительность, робость, колебания в
принятии решений, осторожность. Не
кричит. Среди меланхоликов очень много
людей с творческими профессиями –
актёров. У него присутствуют глубокие
мысли, чувства, переживания. Сложно
заводить новые знакомства.

В зависимости от особенностей
темперамента люди различаются не
конечным результатом действий, а способом
достижения результатов. Перед сангвиником
следует непрерывно ставить новые, по
возможности интересные задачи, требующие
от него сосредоточенности и напряжения.
Необходимо постоянно включать его
активную деятельность и систематически
поощрять его усилия.

Флегматика нужно вовлечь
в активную деятельность и заинтересовать.
Он требует к себе систематического
внимания. Его нельзя переключать с одной
задачи на другую. В отношении меланхолика
недопустимы не только резкость, грубость,
но и просто повышенный тон, ирония. Он
требует особого внимания, следует
вовремя хвалить его за проявленные
успехи, решительность и вол. Отрицательную
оценку следует использовать как можно
осторожнее, всячески смягчая ее негативное
действие. Меланхолик — самый чувствительный
и ранимый тип с ним надо быть предельно
мягким и доброжелательным.

15. Понятие деятельности. Структура деятельности.

Деятельность можно
определить как специфический вид
активности человека, направленный на
познание и творческое преобразование
окружающего мира, включая самого себя
и условия своего существования. В
деятельности человек создает предметы
материальной и духовной культуры,
преобразует свои способности, сохраняет
и совершенствует природу, строит
общество, создает то, что без его
активности не существовало в природе.
Творческий характер человеческой
деятельности проявляется в том, что
благодаря ей он выходит за пределы своей
природной ограниченности, т.е. превосходит
свои же генотипически обусловленные
возможности. Вследствие продуктивного,
творческого характера своей деятельности
человек создал знаковые системы, орудия
воздействия на себя и природу. Пользуясь
этими орудиями, он построил современное
общество, города, машины, с их помощью
произвел на свет новые предметы
потребления, материальную и духовную
культуру и в конечном счете преобразовал
самого себя. Исторический прогресс,
имевший место за последние несколько
десятков тысяч лет, обязан своим
происхождением именно деятельности, а
не совершенствованию биологической
природы людей.

Всякая деятельность
имеет определенную структуру.
В ней обычно выделяют действия и операции
как основные составляющие деятельности.

Действием
называют часть деятельности, имеющею
вполне, осознанную человеческом цель.
Например, действием, включенным в
структуру познавательной деятельности,
можно назвать получение книги, ее чтение;
действиями, входящими в состав трудовой
деятельности, можно считать знакомство
с задачей, поиск необходимых инструментов
и материалов, разработку проекта,
технологии изготовления предмета и
т.п.; действиями, связанными с творчеством,
являются формулировка замысла, поэтапная
его реализация в продукте творческой
работы.

Операцией именуют
способ осуществления действия. Сколько
есть различных способов выполнения
действия, столько можно выделить
различных операций. Характер операций
зависит от условия выполнения действия,
от имеющихся у человека умений и навыков,
от наличия инструментов и средств
осуществления действия. Разные люди, к
примеру, запоминают информацию и пишут
по-разному. Это значит, что действие по
написанию текста или запоминанию
материала они осуществляют при помощи
различных операций. Предпочитаемые
человеком операции характеризуют его
индивидуальный стиль деятельности.

16. Основные виды деятельности, их характеристика.

Различают три
генетически сменяющих друг друга и
сосуществующих на протяжении всего
жизненного пути вида деятельности:
игру, учение и труд. Они различаются по
конечным результатам (продукту
деятельности), по организации, по
особенностям мотивации.

Игра
не создает общественно значимого
продукта. В игре начинается формирование
человека как субъекта деятельности, и
в этом ее огромное, непреходящее значение.
Обучение является непосредственной
подготовкой личности к труду, развивает
ее умственно, физически, эстетически и
лишь на конечном этапе освоения профессии
связано с созданием материальных и
культурных ценностей.

В психическом
развитии ребенка игра выступает прежде
всего как средство овладения миром
взрослых. В ней на достигнутом ребенком
уровне психического развития происходит
освоение объективного мира взрослых.
Игровая ситуация включает в себя
замещения (вместо людей — кукла) ,
упрощения (обыгрывается, например,
внешняя сторона приема гостей). В игре,
таким образом, огрубленно имитируется
действительность, что позволяет ребенку
впервые самому стать субъектом
деятельности.

Учение
— это процесс систематического овладения
знаниями, навыками, умениями, необходимыми
в конечном счете для выполнения трудовой
деятельности, для воспитания гражданской
зрелости. В учебной деятельности
участвуют непременно два лица: учитель
и учащийся. Но это не просто передача
знаний от одного к другому. Это прежде
всего процесс активного овладения
знаниями, умениями и навыками под
руководством учителя. Учение должно
быть развивающим. Сообщая учащимся
знания, преподаватель учит их мыслить
и наблюдать, выражать понятое в речи.
Ученик овладевает не только знаниями,
но и способом самостоятельно мыслить,
добывать знания. Хорошо организованное
обучение носит воспитывающий характер.
В процессе обучения формируется личность
ученика: ее направленность, волевые
черты характера, способность и т. д.

Труд
— деятельность, направленная на создание
общественно полезного продукта,
удовлетворяющего материальные или
духовные потребности людей. В трудовой
деятельности раскрываются, по словам
Маркса, “человеческие сущностные силы”.
Участвуя в создании продуктов труда,
человек вступает в существующую систему
производственных отношений, у него
формируются отношение к трудовой
деятельности, мотивы труда.

1. Понятие деятельности в психологии

Существует множество эмпирических и
феноменологических оснований для
описания и характеристики различных
видов деятельности человека:

  • Индивидуальная и совместная, творческая
    и рутинная.

  • Игровая, учебная, трудовая (производственная).

  • Деятельность по преобразованию предметов
    физического мира и деятельность по
    преобразованию сознания и поведения
    других людей (деятельность общения).

  • Внешняя (предметно-практическая) и
    «внутренняя» (умственная) деятельность.

В
отечественной психологии термин
«деятельность» фиксирует теоретическое
понятие:

Деятельность– это подчиненная
определенному мотиву целенаправленная
активность субъекта, обеспечивающая
удовлетворение каких-либо потребностей.

2. А.Н. Леонтьев

Теория развития и функционирования
психики человека в общественной
деятельности

1. Что выступает предметом исследования психологии как самостоятельной науки?

Психология– наука о порождении
и функционировании вдеятельностииндивида психического отражения
реальности – «образа мира»,
который обеспечивает ориентировку
субъекта в предметном мире и организациюдеятельности(поведения).

2. Что представляет собой деятельность в контексте психологического анализа?

Деятельностьэто единица жизни,
опосредованная психическим «образом
мира» (психической ориентировкой,
психическим отражением), которая
представляет системный процесс: а)
имеющий сложную функциональную структуру,
б) развивающийся на основе «внутренних»
и «внешних» факторов и условий («движущих
противоречий»), в) порождающий и
развивающий психику – «образ мира».

Анализ человеческой деятельности может
иметь:

  • Исполнительно-технологический
    (непсихологический) характер, когда
    деятельность анализируется на основе
    внешне наблюдаемых результатов
    (продуктов) и способов их получения: а)
    деятельностькак система
    действий, обеспечивающих получение
    определенных конечных результатов; б)действия, как системы операций,
    обеспечивающих получение конкретных
    результатов; в)операции, как
    способы и приемы выполнения действий
    в разных условиях.

  • Смысловой (собственно психологический)
    характер, где любая активность человека:
    а) по отношению к мотивусубъекта
    выступает в качестве деятельности,
    имеющей личностный смысл; б) по отношению
    к поставленным субъектомцелям– в качестве действия или системы
    действий; в) по отношению кспособам
    психической ориентировки
    ,
    планирования и исполнения действия в
    конкретных предметных условиях – как
    система операций.

4. Какие составляющие компоненты включаются в психологическую структуру человеческой деятельности?

Психологическая структура деятельности
включает ряд составляющих компонентов:

Потребность– внутреннее
побуждение организма к активности, в
основе которого лежит нужда организма
в каких-либо внешних предметах или
условиях.

  • Потребность переживается в форме
    органических (физиологических) и
    эмоциональных (психических) состояний.

  • Исходно потребности запускают
    ненаправленное поисковое поведение,
    которое обеспечивает обнаружение
    предметов, удовлетворяющих потребности.

  • Предметы, обеспечивающие удовлетворение
    потребностей, в последующем начинают
    направлять активность организма,
    преобразуясь в мотивы.

Мотив– «опредмеченная
потребность» – предмет (воспринимаемый
или представляемый), который служит
удовлетворению потребности и на который
направляется жизненная активность
(деятельность) субъекта.

  • Развитие предметного содержания
    потребностей и мотивов в процессах
    реализации действий деятельностей –
    есть процесс развития потребностно-мотивационной
    сферы субъекта.

  • В человеческом обществе мотивы
    формируются и развиваются через
    производство новых предметов и овладение
    способами их использования в разделенных
    с другими людьми действиях.

  • Мотивы в деятельности человека выполняют
    побудительную, направляющую и
    смыслообразующую функции.

  • Один и тот же мотив (предмет) может
    удовлетворять разные потребности; одна
    и та же потребность может удовлетворяться
    через разные мотивы (предметы).

Осознаваемыецели,которые достигаются посредствомдействий, благодаря чему
реализуется процесс деятельности.

  • Процесс деятельности реализуется
    посредством действий, каждое из которых
    подчиняется промежуточной осознаваемой
    цели и включает ориентировочную,
    исполнительную и контрольно-корректировочную
    части
    .

  • Всякое действие и всякую цель можно
    рассматривать: а) в объективных предметных
    связях и отношениях – как имеющие
    объективные значения; б) в
    отношении к потребностям и мотивам
    субъекта – как приобретающие субъективный
    личностный смысл.

  • По отношению к любому текущему
    целенаправленному действию человека
    мотивы выстраиваются в иерархические
    отношения и связи друг к другу.

Автоматизированные способы
ориентировки, планирования, исполнения,
контроля
и коррекциив
составе целенаправленных действий
операции
.

  • Каждое действие складывается из
    операций, которые представляют собой
    автоматизированные способы ориентировки,
    планирования, реализации, контроля и
    коррекции целенаправленного действия.

  • Следует условно различать технологические,
    исполнительные операции и психические,
    операции, обеспечивающие предварительную
    ориентировку и планирование действий.

  • Используемые операции зависят от: а)
    внешних средств и условий, в которых
    действие реализуется; б) от имеющихся
    у субъекта автоматизированных способов
    ориентировки, планирования и
    автоматизированных способов реализации
    действий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *