Понятие результативности финансовой политики: 18) Результативность финансовой политики. Показатели эффективности финансовой политики – 12 Факторы, влияющие на результативность финансовой политики. Показатели эффективности финансовой политики. Финансовая политика России на современном этапе.

Содержание

12 Факторы, влияющие на результативность финансовой политики. Показатели эффективности финансовой политики. Финансовая политика России на современном этапе.

Значение финансовой
политики определяет результат ее
реализации как в текущем так и в более
долгосрочном периоде.

Факторы оказывающие
влияние на результат финансовой
политики:
1.Научный
подход к разработке концепции финансовой
политики.

2.Прогонозирование
возможных последствий реализации
предполагаемых мероприятий при
определении основных направлений
использования финансов.

3.Учет накопленного
опыта реализации финн. политики в
предшествующих периодах.

4.Четкое определение
макроэк. показателей которые служат
ориентиром для оценки эффективности
финн. политики.

5.Учет национальных
и географических особенностей которые
определяют результат политики в области
межбюджетных отношений.

6.Комплексный подход
при выработке и проведении финн. политики.

7.Многовариантность
финн. политики с использование методов
финансового прогнозирования и планирования
с целью учета возможных изменений
условий функционирования эк. гос.


8.Учет внутреннего
положения и международных позиций гос.
с учетом конкуренции на мировых рынках,
защиты отечественных компаний зарубежем,
возможности привлечения иностранных
инвестиций а т.ж. поддержка собственных
производителей и экспортеров.

Фин. политика РФ.

Современная
финансовая политика явл. составной
частью эк. политики РФ, основными целями
и задачами которой явл. разработка и
реализация исполнительными органами
власти во главе с Президентом РФ и
утверждение законодательными органами
в ходе рассмотрения и утверждения
бюджетов каждого из уровней бюджетной
системы.

Основные задачи и
направления финн. политики в том числе
бюджетной политики гос. отражаются в
бюджетном послании Президента РФ ФС.

С 2000 годов в финн.
пол.гос. стали проявляться перспективные
направления
,
которыми было предусмотрено:

1.Снижение дефицит
бюджета путем регулирования налогообложения,
таможенных тарифов, а также путем
снижения гос. расходов на содержание
аппарата управления.

2.Упрощение системы
налогообложения, сокращение кол-ва
налогов.

3.Снижение уровня
инфляции.

4.Оживление
промышленности и сел.хоз. производства,
подготовка специалистов.

5.Усиление роли
кредитно – банковской системы в
мероприятиях по стабилизации экономики.

6.концентрация в
руках гос. значительной части ф.р. для
финансирования общегос. мероприятий в
различных сферах экономики.

7.Обеспечение в
перспективных социальных направлениях
гос. бюджета а т.ж. выделение фин ресурсов
по соц. потребности гос.

Финансовая пол.
гос. неразрывно связана с инвестиционной
политикой.

Инвестиционная
политика гос.

– выражает отношения гос. к финансированию
инвестиционной деятельности, определяет
цели и направления инвестиций, а т.ж.
формы гос. регулирования инвестиционной
деятельности.

Задачи инв. пол.
гос.-


мобилизация
ф.р., преодоление спада инвестиционной
активности, и повышение эффективности
капиталовложений.

13 Управление финансами: объекты, субъекты, аспекты. Автоматизированная система управления финансами.

Управление
финансами

представляет собой процесс целенаправленного
воздействия с помощью специальных
приемов и методов на финн отношения и
соответствующие им виды фин ресурсов
для реализации функций субъектов власти
и субъектов хозяйствования, а так же их
цели и задачи. В рамках управления всегда
выделяют 2 стороны:

Объект управления
(управляемая система) к котор относят
разнообразные виды фин отношений
движение фин ресурсов, кругооборот
капитала.

Субъект управления
(управляющая
подсистема) совокупность организационных
структур непосредственно осуществляющих
управление. На макроуровне – органы
гос власти. Органы местного самоуправления.
На микроуровне: отделы или службы или
финн менеджеры как управленцы.

Содержание
процесса управления финансами раскрывается
в 3 функциональных элементах:

1.финансовое
планирование и прогнозирование.

Используется для научн обоснования
текущ и перспективного развития экономики
и субъектов хоз-вания а так же обеспечивает
необходимый предварит контроль за
образованием и использованием финн
ресурсов.

2.Оперативное
управление

, которое представляет собой процесс
разработки комплекса мер, направленных
на достижение максимального эффекта
при минимальных затратах на основе
анализа текущих финансовой ситуации и
соответственно перераспределение
финансовых ресурсов. Необходимость
оперативного управления обосновано
текущими изменениями условий хозяйствования
в связи с разнообразными причинами, к
которым относят:

-Существование
границы научного предвидения

-Действие субъективных
факторов обусловленых ошибками и
просчетами работников, осуществляющих
финансовое планирование и прогнозирование


-Непредвиденные
обстоятельства возникшее при выполнении
финн плана, что нарушает заданные темпы
развития

— НТП

-Чрезвычайные
обстоятельства природного и техногенного
характера

-Непредвиденные
обстоятельства связанные с международными
осложнениями

Таким образом в
ходе оперативного управления финансами
обеспечивается стабильное развитие
экономики государства и функциональности
субъектов хозяйствования, решаются
задачи обеспечения финансовой поддержки
населения, предупреждаются и ликвидируются
чрезвычайные ситуации и их последствия.

3.финансовый
контроль

представляет собой сферу деятельности
субъектов управления по сбору и анализу
информации о действительном фин
состоянии управляемых объектов и
эффективного принятия управленческих
решений. В ходе финансового контроля
сопоставляются текущие и плановые
финансовые показатели, проверяется
адресность и целевой характер использования
финансовых ресурсов, оценивается
правомерность действий фин органов
управления. ФК используется так же в
ходе финансового планирования и
прогнозирования, что предусматривает
оценку последствий предполагаемых
финансовых решений. В рамках финансового
контроля отслеживаются долгосрочные
негативные тенденции в развитии
экономики, что позволяет принять
соответствующие предупредительные
меры.

Управление финансами
в зависимости от характера и периода
управления подразделяют на
стратегическое(общее) и оперативное(тактическое)
управление.

Стратегическое
управление
осуществляют
высшие органы законодательной и
исполнительной власти в ходе рассмотрения,
составления и утверждения прогнозов
развития экономики, долгосрочных целевых
программ развития, а так же при планировании
направления совершенствования развития
системы

Оперативное
управление
осуществляется
министерствами, службами, организациями
которые учувствуют в реализации
финансовых планов на централизованном
и децентрализованном уровне.



Эффективность финансовой политики

Сущность финансовой политики

Установление власти, ее удержание и укрепление называется политикой. Она проникает во все сферы жизни общества, именно поэтому существует множество видов политики, например, внутренняя и внешняя политика, культурная, военная, социальная и так далее.

Замечание 1

Финансовая политика выражается в совокупности мер и методов воздействия на финансы с целью их максимального и эффективного использования. Финансовая политика позволяет укреплять социальный, экономический, геополитический, экологический потенциал.

Субъектами финансовой политики являются властные органы, осуществляющие функцию регулирования и контроля над исполнением управленческих решений. Объектами политики выступают отношения, складывающиеся между экономическими агентами.

К функциям финансовой политики относят:

  1. Поддержание баланса финансовых интересов физических, юридических лиц и государства.

  2. Обеспечение бездефицитности бюджета.
  3. Формирование устойчивости валюты страны.

В реализации финансовой политики государственная власть может использовать методы косвенного и прямого воздействия. Первое направление подразумевает установление справедливой конкурентной среды, обеспечение работоспособности механизма взаимных расчетов, поддержание стабильности функционирования всех видов политических курсов в рамках финансовой системы. Прямое воздействие происходит через систему контроля и лицензирования, применение механизма целевого субсидирования, использование санкций, обеспечение защищённости определённых слоёв населения.

За долгое существование экономической науки сформировались разные подходы к осуществлению финансовой политики. Государственный аппарат управления может придерживаться методов классического, планового, регулирующего, неоклассического или монетаристского подходов.


Факторы эффективности финансовой политики

Целью финансовой политики является максимальное и эффективное использование имеющихся денег и капитала. Оценка эффективности политики необходима для понимания степени реализации ее целей и задач. Сам процесс их формирования, внедрения в практическую деятельность и извлечение определённого результата в финансовой политике испытывает влияние следующих факторов:

  1. Выбор научной концепции, способной обосновать принимаемые решения в рамках текущих и будущих общественных потребностей.
  2. Прогнозирование будущего состояния финансовой системы с учётом обоснованности предпринимаемых мер.
  3. Учет приобретённого опыта в сфере финансовой политики, его практическое применение в среднесрочной и долгосрочном планировании.
  4. Подбор макроэкономических показателей, способных идентифицировать уровень эффективности предпринимаемых в рамках финансовой политики мер.
  5. Учет территориальных и национальных особенностей, способных оказать влияние на результативность мероприятий в финансовой сфере.
  6. Степень комплексности подхода при реализации программы. Дело в том, что финансовая политика представляет собой объединение налоговой, бюджетной, таможенной, инвестиционной и кредитно-денежной политики. Каждый из сегментов способен воздействовать на эффективность другого, поэтому этот фактор важен при учёте.
  7. Финансовая политика имеет множество вариантов развития, поэтому большое внимание уделяется механизмами анализа и прогнозирования.
  8. Учет международного положения страны, влияния мировой финансовой системы на внутреннюю стабильность и независимость.

Чтобы финансовая политика имела положительные результаты, необходимо чтобы расширился перечень источников финансирования, государственная власть должна выступать в роли фундамента, обеспечивая стабильность функционирования экономики, формирования тенденций к ее росту и развитию. Такой подход позволит защитить интересы страны на международном уровне, а также обеспечить рост благосостояния населения.


Эффективность финансовой политики

Эффективность финансовой политики тем выше, чем больше она соответствует потребности общества в развитии. Кроме того, она должна быть спланирована так, чтобы конкретизировать мероприятия и сроки их исполнения. Планирование выстраивается на сборе и анализе разнообразных данных, характеризующих факторы внутреннего и внешнего воздействия.

Как правило, планирование финансовой политики на уровне государства имеет долгосрочный характер. Однако, первые результаты предпринятых шагов видны в коротком периоде. Индикатором выступает бюджетная сфера, которая показывает полученный доход и перераспределение ресурсов.

С одной стороны, существует множество параметров, свидетельствующих об эффективности финансовой политики. С другой стороны, очень сложно выделить перечень показателей, способных максимально точно идентифицировать положительные тенденции. Оценке подвергается взаимосвязь экономики и финансов, их совместная эффективная деятельность. При грамотном выстраивания финансовой политики наблюдается экономический рост, который выражается в изменении макроэкономических показателей. Финансовая и хозяйственная системы тесно связаны друг с другом, а значит, оказывают взаимное влияние. Эффективность финансовой политики во многом зависит от умения аппарата управления сопоставлять экономические и финансовые потребности общества.

Замечание 2

Результативность финансовой политики можно оценить по эффективности составляющих ее элементов. Оценку проводят по налоговой, бюджетной, таможенной, инвестиционной и кредитно-денежной политике. Каждый сегмент обладает свои набором показателей, свидетельствующих о тенденциях в системе.

Таким образом, финансовая политика – это комплекс мер, позволяющих мобилизовать и использовать финансы страны. Для того, чтобы оценить ее эффективность необходимо проанализировать показатели каждого финансового рынка, находящегося в составе общей системы движения денег и капитала.

Финансовая политика — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Финансовая политика — одна из частей экономической политики.[1] Она, прежде всего, направлена на формирование максимально возможного объёма финансовых ресурсов, которые являются материальной основой для решения конкретных задач и достижения поставленных целей. Финансовая политика рассматривается как самостоятельный и зачастую определяющий, конкретный вид политики. В теоретических разработках ученых за последние годы в определении финансовой политики обращается внимание как на роль
государства в мобилизации финансовых ресурсов, так и на формы и методы организации финансов. Одни экономисты определяют финансовую политику как «совокупность мероприятий государства, проявляемых в системе форм и методов мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использование для осуществления своих функций и задач». Другие же считают, что «финансовая политика — это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов»[2]. Третьи под финансовой политикой понимают самостоятельную сферу деятельности
государства в области финансовых отношений, направленную «…на обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития»

Содержание финансовой политики[править | править код]

  1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение её основных направлений, целей, главных задач.
  2. Создание адекватного финансового механизма.
  3. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основа финансовой политики — стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой.[3]

Задачи финансовой политики[править | править код]

  1. обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
  2. установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
  3. организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
  4. выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
  5. создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспечение её взаимосвязи с другими составными частями экономической политики — кредитной, ценовой, денежной.

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на её соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.
Важная составная часть финансовой политики — установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

Финансовый механизм — система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

Элементы финансового механизма[править | править код]

  • формы финансовых ресурсов;
  • методы их формирования;
  • система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства;
  • организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Цели финансовой политики[править | править код]

Целями финансовой политики могут являться:

  • политические цели, то есть достижение целей в области внешней и внутренней политики;
  • экономические цели, то есть достижение целей в области экономики на различном уровне;
  • социальные цели, то есть достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ).

Уровни финансовой политики[править | править код]

Финансовая политика, как совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых инструментов, рычагов и стимулов может быть реализована на различном уровне:

Финансовая политика на уровне государства[править | править код]

В качестве важнейших составляющих финансовой политики на уровне государства выступают:

Финансы: Учебник/ Под ред. В. В. Ковалёва М:ТК Велби, изд-во Проспект, 2004.

Критерии оценки эффективности финансовой политики корпорации.

4
группы критериев оценки
эффективности:

строго удовлетворяющие специфике
сформулированных целей финансовой
политики;

-­‐
общеэкономические критерии
эффективности политики в области
финансов;

-­‐
смешанные критерии эффективности
финансовой политики в системе
обеспечения сбалансированного
социально-­‐экономического
развития;

-­‐
денежно-­‐финансовые
критерии эффективности финансовой
политики.

Первая
группа

– представляет собой критерии,
характеризующие процессы
формирования, достижения,
позиционирования, завоевания,
вытеснения, ограничения, роста,
концентрации, обеспечения,
диверсификации различных сторон
или всего бизнеса в целом.
Например, устойчивый ежегодный
рост прибыли не менее, чем на
столько-­‐то
процентов, обеспечение роста
стоимости компании в темпах
опережающих рост ее активов и
т.п. Таким образом, особенность
таких критериев оценки эффективности
финансовой политики – собственно
достижение поставленной стратегической
цели этой политики, которая
может выражаться по форме, не
только в финансовой, но и в
не финансовой формулировке.

Вторая
группа

– это критерии, принятые для
оценки изменений в процессах,
отражаемых через

динамику
общих показателей эффективности
экономики. Эти общие показатели
эффективности экономики могут
носить не финансовый и финансовый
характер. В качестве таких
критериев эффективности финансовой
политики могут в принципе
выступать: рост объемов производства
и товарооборота, валового
дохода (вновь созданной стоимости),
повышение уровня использования
действующих производственных
мощностей, снижение сырьеемкости,
материалоемкости, фондоемкости,
трудоемкости и энергоемкости
бизнеса.

Третья
группа

критериев эффективности финансовой
политики представляет собой специально
вырабатываемые критерии смешанного
характера в рамках процесса управления
экономикой и финансами корпорации на
основе системы сбалансированных
показателей (ССП) или как ее нередко
называют взаимосвязанных показателей
(СВП). Система состоит из четырех
компонентов: финансы; клиенты;
бизнеспроцессы; рост и обучение.

Четвертая
группа

– это критерии, принятые для оценки
изменений в финансовых процессах,
отражаемых через динамику стоимостных,
денежных и финансовых показателей
эффективности финансовой политики.

  1. Понятие финансовой среды предпринимательства.

Финансовая
среда предпринимательства представляет
совокупность хозяйствующих субъектов,
действующих вне данного предприятия и
влияющих на возможности фин. менеджмента
размещать денежные. средства и получать
доходы. Финансовая среда предпринимательства
состоит из микросреды и макросреды.
Микросреда характеризуется субъектами,
имеющими непосредственное отношение
к данному предприятию и к возможностям
его руководства по извлечению доходов.
В нее входят поставщики, посредники,
покупатели (клиенты), конкуренты,
контактные аудитории.

Макросреда
представлена более широким окружением,
оказывающим влияние на конъюнктуру
рынка в целом, и включает природный,
технический, политический, экономический,
демографический и культурный факторы.

Факторы, влияющие на эффективность финансовой политики государства. Финансовый механизм, направления его совершенствования.

Про факторы, влияющие на эффективность финансовой политики я нашла очень мало, но если рассуждать логически, то на нееможет влиять рациональное управление, грамотное целеполагание в рамках программного бюджета и тд. Далее идут максимально подходящие цитаты из различных учебников и статей:

 

С точки зрения эффективности размещения ресурсов целью управления финансами является достижение финансовой устойчивости экономики и финансовой независимости государства. Эффективным результатом финансовой политики может считаться сбалансированный бюджет, экономический рост, оптимизация государственного долга, устойчивость национальной валюты.

 

Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев населения, конкретно-исторические условия. Обобщающими показателями эффективности финансового механизма могут служить темпы роста внутреннего валового продукта и национального дохода – основного источника роста благосостояния общества, умеренная инфляция с обязательной индексацией заработной платы, пенсий и пособий.

 

В ходе разработки и осуществления целей и задач финансовой политики на ее результативность оказывают влияние следую­щие факторы (принципы):

 

1. научный подходк разработке концепции финансовой по­литики, которая должна отвечать условиям экономического раз­вития государства, стадии экономического цикла и положениям финансовой науки, учитывать закономерности общественного развития;


2. прогнозирование возможных последствий реализации предполагаемых мероприятий при определении основных нап­равлений использования финансов на перспективу и текущий период и в ходе разработки конкретных путей реализации основ­ных направлений использования финансов. Обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений по финансовым воп­росам развития страны должна подкрепляться соответствующи­ми расчетами, позволяющими определить не только общую сто­имость затрат государства на реализацию поставленных целей и задач финансовой политики, но и оценить их финансовые по­следствия;

3. учет накопленного опыта в ходе реализации финансовой политики в предшествующем периоде с целью выявления как ее положительных итогов, так и отрицательных последствий, кото­рые могут негативно влиять на дальнейшее развитие экономики государства;

4. четкое определение макроэкономических показателей, ко­торые должны служить ориентиром для оценки эффективности финансовой политики, что предполагает проведение финансо­вой политики, нацеленной на результат;

5. учет национальных и географических особенностей, ока­зывающих непосредственное влияние на результативность поли­тики в области межбюджетных отношений и выбор приоритетов политики в области бюджетных расходов на региональном и му­ниципальном уровнях;

6. комплексный подход при выработке и проведении финан­совой политики, предполагающий согласование целей и задач бюджетной политики, политики в области государственного со­циального страхования, финансовой политики в сфере финан­сов субъектов хозяйствования, их взаимосвязь. При этом все составляющие элементы финансовой политики должны быть ориентированы на достижение общей цели экономического раз­вития, а сама финансовая политика должна быть согласована и взаимосвязана с другими составляющими экономической поли­тики государства — денежно-кредитной политикой, ценовой по­литикой, политикой в области страхования, валютной полити­кой государства;



7. многовариантность финансовой политики, строящейся с учетом возможных изменений условий функционирования эко­номики государства. В современных условиях большое внимание уделяется развитию финансового прогнозирования и средне­срочного финансового планирования, они рассматриваются как инструмент научного предвидения, вариантного анализа, полу­чения дополнительной информации при разработке финансовой политики;

8. учет внутреннего положения и международных позиций государства, которые определяют особенности его экономичес­кого развития. Финансовая политика государства строится с уче­том конкуренции на мировых рынках, предусматривается фи­нансовая поддержка собственных производителей и экспорте­ров, защита интересов национальных компаний за рубежом, возможность привлечения иностранных инвестиций в экономи­ку государства.

Реализация финансовой политики также должна предусмат­ривать рост финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении субъектов хозяйствования, способствовать созданию прочной финансовой основы деятельности органов власти для реализации задач и функций, возложенных на государство, обеспечивать ста­бильность общественного производства с целью улучшения эко­номического положения государства и социальной защиты насе­ления.

1. Финансовая политика, ее сущность, цели и задача

Финансовая
политика

это совокупность методов и направлений
влияния государства на функционирование
финансовой системы. Целью этого влияния
является укрепление экономического (а
значит и политического) потенциала
страны.

Основной целью
финансовой политики является оптимальное
распределение валового внутреннего
продукта между областями народного
хозяйства, социальными группами
населения, территориями. На этой основе
может обеспечиваться стойкое возрастание
экономики, усовершенствование ее
структуры, создание условий для развития
хозяйственных образований различных
форм собственности, совместных предприятий
с Иностранным капиталом, акционерных
обществ. При этих условиях большое
значение имеет также создание надежных
социальных гарантий населению.

Содержание
финансовой политики состоит в разработке
основных направлений использования
финансов, исходя из необходимости
решения экономических и социальных
задач. С помощью финансовой политики
государство финансирует потребности
расширенного воспроизводства, регулирует
масштабы и пропорции развития общественного
производства, совершенствует его
отраслевую и территориальную структуру.

Финансовая политика
и ее структурные
составляющие

– фискальная или налоговая политика,
кредитная политика, бюджетная политика,
денежная политика – влияют на все
стороны жизнидеятельности общества.
Субъект финансовой политики – государство
– разрабатывает стратегию развития
общества. Таким образом, финансовая
политика становится организующим
первоисточником общественного развития.

Финансовая политика
включает в себя стратегию и тактику.

Финансовая
стратегия

это основные направления использования
финансов на долгосрочную перспективу.
Она направлена на создание финансовых
концепций и программ. Примером
стратегических задач является внедрение
собственной денежной единицы, проведение
прозрачной приватизации, преодоление
инфляции и спада производства.

Финансовая
тактика

направлена на решение задач конкретного
этапа развития страны. Примером
является: усовершенствование системы
налогообложения, предоставление льгот
отдельным плательщикам, территориальное
перераспределение финансовых ресурсов
через бюджетную систему.

Основные
направления финансовой политики:

  1. Аккумуляция
    финансовых ресурсов и их распределение
    внутри государства между регионами и
    областями народнохозяйственного
    комплекса, повышение эффективности их
    использования.

  2. Содействие развитию
    производства и предпринимательской
    деятельности, создание условий для
    обеспечения экономического роста в
    государстве.

  3. Оптимизация
    структуры доходов и расходов.

  4. Усовершенствование
    государственного и местного финансового
    законодательства.

  5. Мобилизация и
    использование финансовых ресурсов на
    обеспечение социальных гарантий,
    достижение более высокого уровня жизни
    населения.

2. Факторы, влияющие на финансовую политику и этапы ее реализации

Финансовая политика
государства зависит от многих внешних
и внутренних факторов.

К внешним факторам
относятся:

  1. Зависимость
    государства от экономических
    взаимоотношений с другими государствами
    относительно поставок сырья, материалов,
    готовой продукции;

  2. Экспортные
    возможности самого государства;

  3. Уровень интеграции
    с мировыми экономическими системами.

К внутренним
факторам

относятся:

  1. Форма собственности
    на основные средства производства;

  2. Структура экономики;

  3. Уровень благосостояния
    населения и его интеллектуальный
    уровень;

  4. Стабильность
    денежной системы;

  5. Развитие форм
    кредитования.

Свое практическое
воплощение финансовая политика находит
в финансовых мероприятиях государства,
которые реализуются через финансовый
механизм.

Они направлены на мобилизацию финансовых
ресурсов, их рациональное распределение
и использование, осуществление контроля
за этими процессами. К таким финансовым
регуляторам относятся налоги, обязательные
сборы и платежи, учетная ставка
Национального банка Украины, проценты
за банковский кредит.

На использование
налогово-бюджетного и кредитно-денежного
инструментария направлена макроэкономическая
политика

государства, которая включает в себя
бюджетную, налоговую, денежную и кредитную
политики.

Второй составляющей
финансовой политики является индустриальная
политика

предусматривает стимулирование
научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ и
определяется многообразием мероприятий
административного и фискального
характера, мероприятиями финансовой
поддержки, программой стимулирования
связей между наукой и производством.

Одним из направлений
финансовой политики является инвестиционная
политика

государства. Инвестиции, которые
направляются на развитие приоритетных
областей, тех предприятий, которые
достигли высокого уровня научно-технического
прогресса и в ближайшей перспективе
смогут наращивать объемы производства
и выйти со своей продукцией на мировой
рынок, будут оказывать содействие
модернизации базовых областей
промышленности, улучшению
функционально-территориальной структуры
хозяйственного комплекса Украины.

Важным
аспектом осуществления финансовой
политики в государстве
является выбор форм и методов ее
реализации. Реализация финансовой
политики является довольно сложным
процессом, который нуждается в обработке
стратегии и тактики в использовании
финансов при управлении экономическими
и социальными процессами в государстве.

Реализация
финансовой политики проводится в
несколько этапов:

1. Разработка научно
обоснованных концепций развития
финансов, которые формируются на основе
изучения требований экономических
законов, всестороннего анализа перспектив
усовершенствования производства и
положения потребностей населения.
Определение основных направлений
использования финансов на перспективу
и текущий период, то есть разработка
стратегии и тактики финансовой политики.
Здесь, исходя из поставленной цели,
учитывают возможности возрастания или
уменьшения финансовых ресурсов, а также
внешние и внутренние политико-экономические
факторы.

  1. Осуществление
    практических действий, которые направлены
    на достижение поставленной цели.

Понятие и методы финансовой политики

Понятие финансовой политики

Определение 1

Финансовая политика представляет собой особую сферу государственной деятельности, которая направлена на мобилизацию финансовых ресурсов, а также их рациональное распределение, эффективное использование при выполнении государственных функций.

Можно выделить несколько компонентов, которые составляют финансовую политику: кредитная, бюджетная, ценовая, таможенная, инвестиционная, налоговая политика, политика в сфере международных отношений, социальная политика.

Классифицируют и три основных вида финансовой политики: классическая, регулирующая и планово-директивная. Среди задач финансовой политики выделяются:

  • обеспечить условия формирования максимально возможных финансовых ресурсов,
  • организовать регулирование и стимулирование экономических и социальных процессов,
  • установить рациональное распределение и использование финансов,
  • выработать инструменты финансового механизма, включая его развитие в зависимости от изменяющихся целей и задач стратегии,
  • создать эффективную и максимально деловую систему оперативного управления финансами.

Методы управления финансами

Определение 2

Управление финансами можно представить в виде процесса целенаправленного воздействия посредством специальных приемов и методов на финансовые отношения. Также методы воздействуют на определенные виды финансов с целью реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйства.

При управлении финансами принято выделяют две большие группы методов: экономические методы и административные методы.

Экономические методы включают в себя фискальную политику, координацию финансовых ресурсов, финансовое регулирование и планирование.

Фискальная политика представляет собой государственные меры правительственных органов в сфере изменения порядка налогообложения и структуры расходов государства для воздействия на экономику и ускорения экономического роста.

Объект финансового планирования заключается в формировании и распределении доходов и накоплений, использовании фонда денежных средств.

Административные методы включают в себя систему финансовых санкций и амортизационных отчислений, а также финансовый менеджмент.

Методы финансового планирования

Объект финансового планирования представляет собой финансовую деятельность предприятия или государства, итоговый результат которой заключается в составлении финансовых планов.

Такое планирование может характеризоваться интенсивностью, экстенсивностью и эффективностью.

Замечание 1

Интенсивность означает применение совершенной техники. Экстенсивность характеризуется широким кругом социально-политических и экономических явлений, а эффективность значит, что в результате необходимо достигать такие цели, которые поставлены перед финансовым управлением.

Среди методов финансового планирования можно выделить: автоматический, статистический и метод нулевой базы.

Автоматический метод означает, что данные этого года переносятся на следующий год и умножаются на коэффициент инфляции.

Статистический метод предполагает сложение расходов предыдущего года и деление их на количество предыдущих лет.

Метод нулевой базы рассчитывается так, что все позиции определяются снова. Данный метод способен реальные потребности увязать с возможностями.

Методы денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная политика включает в себя систему мероприятий в сфере денежного обращения и кредита. Они направлены на регулирование экономического роста, обеспечение занятости населения, сдерживание инфляции и сравнивание платежного баланса.

Денежно-кредитную политику осуществляет Центральный банк, тесно контактируя с Министерством финансов и другими государственными органами. При условии высокоразвитой рыночной экономики в основе денежных отношений находится принцип компенсационного регулирования.

Методы, которые присущи для этого принципа, заключаются в следующем: политика денежно-кредитной рестрикции, денежно-кредитной экспансии.

Через денежно-кредитную рестрикцию происходит ограничение кредитных операций, рост уровня процентной ставки, затормаживание темпа роста денежной массы в обращении.

Через экспансию происходит стимулирование кредитных операций, снижается норма процента и растет денежная масса в обращении.

Замечание 2

Основные методы денежно-кредитной политики заключаются в операциях на открытом рынке, изменении ставки процентов или норм обязательных резервов банка.

Основной субъект денежно-кредитной политики представляет собой Центральный банк, выполняющий установки правительства, но не являющийся правительственным институтом. Права самостоятельности даны Центральному банку на основе принципа разделения власти. Правительство не может требовать от Центрального банка решения собственных финансовых проблем через выпуск дополнительного количества денег. Главным образом центральным банк использует методы косвенного воздействия на денежную и кредитную сферу и связанные с ними области экономики.

Финансовый механизм

Финансовый механизм можно представить в виде системы устанавливаемых государством видов и форм финансовых отношений, через которые осуществляется образование и использования финансов.

Можно выделить два типа финансового механизма: директивные и регулирующие.

Определение 3

Директивный финансовый механизм разработан для финансовых отношений, в которых прямым образом участвует государство. Это могут быть отношения, связанные с расходами, бюджетом, налогообложением. Они предполагают обязательность для всех субъектов финансовых отношений определенных форм, методов и видов воздействия.

Директивный финансовый метод распространяется и на финансовые отношения, в которых государства непосредственно не принимает участия. Эти отношения могут иметь большое значение при реализации всей финансовой или при участии одной из сторон этих отношений, то есть агента государства.

С помощью регулирующего финансового механизма определяются основные правила поведения в сфере финансов, в которой государство не принимает участие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *