Site Loader

Духовные потребности человека - что это такое и в чем их особенность: что относится к видам социальных нужд личности и примеры их удовлетворения


Кроме прямохождения, членораздельной речи, умения создавать орудия труда, есть еще ряд качеств, отличающих людей от животных. Так или иначе, они связаны с духовными потребностями человека: о том, что это такое, я расскажу в этой статье, разобрав виды и примеры проявления этой стороны человеческого существа.

Что это за понятие

У каждого из нас есть огромное количество нужд, которые требуют удовлетворения. Они проявляются на физиологическом, социальном и психическом уровнях и без утоления этой внутренней «жажды» невозможно достижение ощущения покоя, комфорта.

Первоосновой является физиология, так как не уделив внимание этой сфере должным образом, нельзя перевести фокус на другую, более глобальную. Она, в первую очередь, определяет безопасность нашей жизнедеятельности.

Природу потребностей человека наиболее полно раскрыл в своих работах Абрахам Маслоу. Ученый ставил на уровень выше над физическими инстинктами стремления людей к социализации. И лишь после необходимости общаться, чувствовать себя частью общества, быть принятым им и защищенным стоят желания духовные (идеальные) — наиболее высокие, глубокие. Их наличие предполагает, что базовые нужды хотя бы частично, но удовлетворены.


К высшей ступени пирамиды относятся:

  • интерес к процессу познания;
  • тяга к развитию и саморазвитию;
  • намерение иметь любимую сферу деятельности;
  • осознание смысла своего существования;
  • определение жизненных целей;
  • жажда самореализации;
  • эстетические ценности.

Основная проблема, которая препятствует человеку в реализации его внутреннего потенциала – неудовлетворенность нужд более низких уровней пирамиды.

духовные потребности этодуховные потребности это

Описание

Особенностью духовных потребностей является то, что не удовлетворив их, индивид не погибает, не подвергается опасности и его здоровье. Проблемы могут возникнуть лишь в контексте его психического и эмоционального состояния. Этим они отличаются от нужд материального плана.

Отличительной чертой является и мотив, побуждающий индивида к развитию внутреннего мира. Движущей силой выступает не получение ощутимой выгоды, а искренний интерес. Развивающиеся люди стремятся мыслить шире, смотреть глубже, находить то, что любопытно и может быть полезным в будущем. При этом границы познания в современном мире определяются лишь наличием или отсутствием свободного времени и ресурсов. Эффективный способ раскрытия духовного потенциала — творческая деятельность.

Познавательная активность

Познавать мир люди стремились с древнейших времен, желая понять, как устроено окружающее их пространство. Итогом их поверхностного анализа стало появление различных мифов, суеверий, верований. Многие явления природы были непонятны первобытному человеку, и он связывал их с потусторонними силами. На тот момент это был самый простой способ объяснить происходящее вокруг – грозу, дождь, смену времен года.

Тяга к познанию вывела человечество на новый эволюционный уровень, благодаря чему и по сей день мы можем совершенствовать себя и свою среду обитания. Каждая личность считает важным процесс познавательной деятельности. В поиске собственного пути мы определяем для себя наиболее интересные сферы для изучения, а также подходящие формы (практическое применение или теория, лекции или кружки и т.п.).


При этом полученную информацию необходимо систематически применять на практике, чтобы она во всей полноте усваивалась и была полезной.

духовные потребности человекадуховные потребности человека

Самосовершенствование

Эта потребность связана с интеллектуальным, физическим и нравственным развитием, к которому стремится индивид. Одного процесса познания становится недостаточно, в постоянно меняющемся мире человек нуждается в инструментах для личностного роста.

Развитый интеллектом можно назвать такой ум, который объединяет в себе:

  • Способность быстро и рационально принимать решения.
  • Умение оперативно находить ответы на возникающие вопросы, подключая память.
  • Повышенный уровень запоминания полезной информации.
  • Развитость различных типов мышления.
  • Качественную концентрацию, продуктивность на протяжении долгого времени.
  • Эрудированность, наличие багажа знаний и навыков.

Регулярные занятия физической активностью позволяют индивиду чувствовать себя более здоровым, привлекательным, а профессиональное увлечение спортом открывает дорогу к высоким достижениям.

В течение жизни человек совершенствует свои взгляды на окружающее его пространство и других людей, решает различные моральные вопросы и растет духовно, увеличивает силу воли, становится более мудрым.

Чтобы стать умнее, рассудительнее и сильнее, необходимо систематически уделять внимание развитию своих навыков: изучать полезные публикации, читать качественные книги, смотреть высококлассные фильмы и сериалы, играть в развивающие, доставляющие эстетическое наслаждение игры.

духовные потребности человека примерыдуховные потребности человека примеры

Реализация в трудовой деятельности

Работая в той или иной сфере, большинство людей стараются добиваться высоких результатов, расти над собой. К сожалению, не каждому удается достаточно зарабатывать, занимаясь тем, что приносит удовольствие. В такой ситуации на помощь приходит хобби, помогающее индивиду реализовать свой потенциал.


Эта потребность связана не только с духовной, но и с социальной категорией человеческих стремлений. Важно, чтобы на рабочем месте тебя ценили, уважали, поддерживали. В процессе освоения какого-либо дела личность получает новые навыки, знания и начинает лучше понимать свои жизненные цели.

Работе следует уделять столько времени и энергии, сколько возможно, при этом не допуская выгорания и сохраняя в норме физическое и психическое состояние.

духовные потребности примерыдуховные потребности примеры

Удовлетворение эстетических чувств

В той или иной степени у людей есть желание находиться в красивых местах, любоваться природой, интерьером. Это стремление к эстетике побуждает многих работать над собственным внешним видом, использовать косметические средства, покупать привлекательную одежду, заниматься спортом.

Именно поэтому в мире появляется все больше художественной продукции и творческого контента: фильмы, книги, выставки, музеи, красивые улочки для прогулок – все это способствует повышению настроения и развитию вкуса. Духовные потребности личности также воплощаются в занятиях искусством.

Поиск смысла жизни

Думающий человек склонен к философии, особенно когда он переживает непростой, кризисный период. Периодически у него возникает желание проанализировать свое существование и поставить перед собой новые цели.

Не найдя ответов на глубинные вопросы, люди часто сталкиваются с внутренними конфликтами, которые, в свою очередь, порождают депрессию и апатию. Чтобы такого не происходило, нужно прислушиваться к своему «Я», анализировать происходящее и чаще рассуждать. Кроме того, не следует требовать от себя невозможного: планка, которую вы ставите перед собой, должна быть посильной. Научиться грамотно выстраивать диалог с пространством поможет моя персональная консультация.

что такое духовные потребностичто такое духовные потребности



Как формируются духовные потребности человека: идеальные условия

На формирование влияет несколько факторов:

  • Воспитание. Именно в семье ребенок впервые получает определенные представления о личных и общественных ценностях, нормах.
  • Социализация. Социум оказывает огромное влияние на становление личности, возникновение у нее различных желаний и установок.
  • Психическое и физическое состояние. Стремления больного индивида заметно отличаются от целей здорового. Кроме того, есть люди, которые в силу особенностей развития интеллекта не имеют нужды в постижении сферы идеалов.
  • Образование. В образовательных учреждениях люди проводят значительную часть своей жизни, поэтому их сила воздействия также велика.
  • Трудовая деятельность и коллеги. На взрослого человека по большей части влияет коллектив, в котором он работает, а также само дело, которому он посвящает огромный отрезок времени каждодневно.

Записаться на консультацию

-->

Базовые отличия от физических потребностей

Духовные

Материальные
Без них можно обойтись. Само существование не окажется под угрозой, проблема будет только в его качестве.Воспринимаются как крайне необходимые.
В приоритете не получение выгоды (хотя такая задача может стоять), а достижение внутреннего удовлетворения.На первом месте – владение определенными благами.
Важнее всего – психическая гармония.Направлены на обеспечение тела комфортом и безопасностью.
Определяются не видимым образом и практической функцией, а внутренним содержанием.Утилитарная направленность первична.
Распредмечивание результатов культурной деятельности.Опредмечивание творений культуры.
Долговечность ценностей: даже после физической утраты о них остается память.Недолговечность: вещь имеет вес только когда запечатлена  определенной форме, оболочке.

духовные потребности личности воплощаются в занятиях искусствомдуховные потребности личности воплощаются в занятиях искусством


Виды

Сферу «духа» можно разделить на две категории. К первой относится все, что связано с раскрытием внутреннего потенциала человека:

  • Стремление к созерцанию и приобщению к прекрасному, знакомство с работами мастеров, творцов, оценка произведений искусства.
  • Научно-познавательная деятельность, расширение границ мировосприятия.
  • Забота о физическом здоровье без видимых проблем с ним.

Ко второй – то, что относится к его реализации в обществе:

  • Желание находиться в окружении интересных, разносторонних личностей как в реальности, так и в пространстве вымыслов (художественных произведений).
  • Осуществление трудовой деятельности, что позволяет закрыть как идеальные, так и материальные «дыры».
  • Освоение моральных ориентиров, что дает возможность сравнить личные взгляды с общественным мнением.

к духовным потребностям человека относитсяк духовным потребностям человека относится

Что относят к удовлетворению духовных потребностей: примеры

О развитии внутреннего мира можно говорить, когда человек стремится к саморазвитию, познанию и достижению гармонии.Например, представим, что некто работает автомехаником. Он доволен своей деятельностью и заработком, но в нерабочее время интересуется физикой, планирует поступление в вуз и хочет повысить компетентность в интересующей его сфере, чтобы:

а) развиваться профессионально;
б) раскрыть свой потенциал;
в) расширить круг общения, наполнив его думающими людьми.

Без этих стремлений он вполне может прожить, но целеустремленность помогает ему чувствовать себя значимым.Человеку всегда не хватает чего-то, чтобы ощутить себя счастливым. Даже имея множество материальных благ, он не ощущает себя целостным, гармоничным.

Дело в том, что счастье – это в большинстве своем состояние ума, достичь которого можно лишь развиваясь внутренне.Определение духовных потребностей связано с высшими человеческими ценностям, однако зачастую они являются более доступными, чем материальные. Они помогают развивать мировоззрение, адаптироваться в обществе, найти свое место в мире.


  • Добро. Чаще всего воспринимается как оценка действий индивида в соответствии с законами морали. Противопоставляется злу.
  • Красота. Совокупность внешних качеств, приятных для восприятия органами чувств.
  • Истина. Стремление познать действительность без ее идеализации, объективно.

Формирование духовности происходит еще в детском возрасте. Тогда возникает чувство прекрасного. И чем больше любви к эстетике, желания развиваться родители постараются вложить в ребенка, тем плодотворнее и благоприятнее он будет взаимодействовать с миром в будущем. Сформированная, целостная личность сумеет без фатальных последствий преодолеть тяжелые жизненные испытания, связанные с потерей важных людей, разочарованиями, кризисами, смертью. Развивать свой духовный потенциал можно следующим образом:

  • Чаще общаясь с природой. Оказавшись на свежем воздухе, важно уметь расслабляться, любоваться окружающими прекрасными мелочами.
  • Обращайтесь к искусству. У каждого человека есть сфера, которая его вдохновляет: литература, музыка, танцы, кино, театр. Найдите свою и погружайтесь в изучение ее аспектов.
  • Налаживайте диалог с самим собой. Слушайте внутренний голос, который подскажет ваши истинные желания. Займитесь йогой, медитацией или отыщите иной способ оставаться наедине с подсознанием.
  • Общайтесь с животными. Это общение благоприятно влияет на людей даже на физическом уровне. Детям с различными психическими отклонениями я рекомендую проходить терапию с дельфинами для избавления от стрессов и облегчения процесса социализации.

что такое духовные потребности человекачто такое духовные потребности человека

Роль искусства

Действительно, приобщаясь к творчеству и произведениям выдающихся авторов, человечество не только решает вопрос с удовлетворением духовных потребностей, но и справляется с другими жизненными задачами.

Коммуникативная сторона художественной сферы раскрывается в литературе. Она позволяет проассоциировать себя и своих знакомых с определенными персонажами, буквально прожить их жизнь, оценить поступки и сформировать свою систему ценностей, идеалов. Она также порождает определенные идеи, которые часто становятся для человека определяющими.

Познавательная функция помогает обрести новые знания и умения, которые в дальнейшем можно применить на практике, что послужит достижению глобальных целей. При этом у индивида, который растет и развивается в благотворных условиях, раскрывается потенциал, расширяется кругозор.

Заключение

Не стоит полагать, что развитие внутреннего мира — второстепенное занятие. Это не менее важно, как и освоение материальной стороны жизни, производство вещественных благ. А порой и более. Взрослея ментально, вы постигаете новые стороны существования, открываете для себя огромное количество источников счастья, гармонии, удовлетворения. В свою очередь, это помогает держаться на плаву, даже если земля постепенно уходит из-под ног: наступает кризисный период в отношениях, карьере, взаимодействии с другими людьми и самим собой, появляются проблемы со здоровьем. Все можно преодолеть на уровне ума, если вы целостны, осознаны. Узнав, что относится к духовным потребностям человека и в чем их особенность, а также, что значит быть развитой личностью, запишитесь на мою консультацию, где вы сможете найти ответы на другие глубинные вопросы.

духовные потребности человека этодуховные потребности человека это

Материальные и духовные потребности (стр. 1 из 2)


Потребность человека, в широком смысле слова, - это «ощущение дефицита», необходимость в той или иной вещи, определенном явлении, событии, чувстве.

Потребности классифицируют следующим образом:

· Физиологические потребности. Состоят из основных, первичных потребностей человека, иногда даже неосознанных. Иногда, в работах современных исследователей, их называют биологическими потребностями. (Пример: в еде, воде, одежде, жилище, отдыхе, продолжительности рода).

· Потребности в безопасности. После удовлетворения физиологических потребностей их место в мотивационной жизни индивидуума занимают потребности другого уровня, которые в самом общем виде можно объединить в категорию безопасности (потребность в безопасности; в стабильности и уверенности в будущем; в зависимости; в защите; в свободе от страха, тревоги и хаоса; потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях; другие потребности).

· Социальные потребности. Человек жаждет теплых, дружеских отношений, ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями, семья, которая приняла бы его как своего (потребности в семейных, дружеских, религиозных связях).

· Потребность в признании и уважении. Каждый человек постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимо и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать самого себя. Удовлетворение потребности в оценке, уважении порождает у индивидуума чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, адекватности, чувство, что он полезен и необходим в этом мире. Потребности этого уровня подразделяются на два класса. В первый входят желания и стремления, связанные с понятием «достижение». Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы. Во второй класс потребностей мы включаем потребность в репутации или в престиже (мы определяем эти понятия как уважение окружающих), потребность в завоевании статуса, внимания, признания, славы.

· Потребность в самовыражении личности, в реализации возможностей и способностей, в творчестве. Ясно, что музыкант должен заниматься музыкой, художник — писать картины, а поэт — сочинять стихи, если, конечно, они хотят жить в мире с собой. Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Эту потребность можно назвать потребностью в самовыражении. Очевидно, что у разных людей эта потребность выражается по-разному. Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать. Похоже, что на этом уровне мотивации очертить пределы индивидуальных различий почти невозможно.

Известно, что для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходима достаточная мотивация.

Мотивация – это возбуждение в людях желания сделать что-то. Мотивация других – одна из наиболее важных работ менеджера. Она состоит из способности понять, что движет людьми, умение общаться, создавать дух соревнования, подбадривать, заряжать энергией, задавать пример, развивать людей, добывать обратную связь и предоставлять справедливое вознаграждение.

«Мотивация – это выращивание людского капитала. Основной вызов для менеджера, – не сама работа, а человек, создающий рабочую среду и управляющий ей».

Успех в бизнесе приходит благодаря людям. Секрет успеха современного менеджера – в искусстве мотивации, в знании что дает людям энергию и как поддержать их энтузиазм. Если менеджер знает, что мотивирует людей, то он владеет самым мощным инструментом управления людьми и получения от них необыкновенных результатов. "Мотивация и сила так тесно взаимосвязаны, что можно сказать, что в мотивированном человеке есть сила".

Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности наступают определенные разлады, т. е. эффективность работы ухудшается. Экспериментально установлено, что существует определенный оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации). Таким образом,

очень высокий уровень мотивации не всегда является наилучшим.

Виды мотивации:

· Материальная мотивация — стремление к достатку, более высокому уровню жизни — зависит от уровня личного дохода, его структуры, дифференциации доходов в организации и обществе, действенности системы материальных стимулов, применяемых в организации.

· Трудовая мотивация порождается непосредственно работой, ее содержанием, условиями, организацией трудового процесса, режимом труда. Это внутренняя мотивация человека, совокупность его внутренних движущих сил поведения, связанных с работой как таковой. Безусловно, каждый работник испытывает потребность в содержательной, интересной, полезной работе, заинтересован в определенности перспектив должностного роста, чувствует самоуважение, если результаты его труда оцениваются высоко. В целом трудовая мотивация связана, с одной стороны, с содержательностью, полезностью непосредственно труда, а с другой — с самовыражением, самореализацией работника.

· Статусная мотивация является внутренней движущей силой поведения человека, связанного с его стремлением занять более высокую должность, выполнять более сложную и ответственную работу, работать в престижных, социально значимых сферах организации. Кроме того, человеку может быть свойственно стремление к лидертву в коллективе, более высокому неофициальному статусу, а также стремление стать признанным специалистом, пользоваться авторитетом.

Материальные и духовные потребности человека составляют основу мотивов его поведения. Создать мотивы - значит превратить потребности человека в стимулы к трудовой деятельности. Заработная плата для работников, занятых в строительстве северных трубопроводов, является наиболее важным, но не единственным материальным стимулом. Все возрастающее значение имеют нематериальные стимулы, и в частности общественная ценность содержания трудовой деятельности. Высокий социальный статус строителя трубопроводов в Западной Сибири рождает у рабочих чувство гордости, причастности к важнейшему государственному делу.

Целью социальной политики выступает социальный прогресс, выраженный степенью удовлетворения материальных и духовных потребностей человека. Социальная политика стремится к эффективному использованию экономических достижений. В то же время она способствует приумножению материального богатства. Это происходит постольку, поскольку высокий уровень жизни влияет на рост производительности труда и деловую активность населения.

Сфера материального производства, включает совокупность отраслей материального производства, в которых создаются материальные блага, удовлетворяющие материальные и духовные потребности человека, личные или общественные.

С экономической точки зрения только те технологические процессы являются оптимальными, которые способствуют наиболее полному удовлетворению материальных и духовных потребностей человека.

Инженерное дело заключается, прежде всего, в техническом творчестве, цель которого - совершенствование и создание средств для удовлетворения материальных и духовных потребностей человека.

В свою очередь, это достигается оптимизацией такого обобщенного критерия, как средняя продолжительность жизни, который послужил для интеграции разнородных показателей удовлетворения материальных и духовных потребностей человека.

Например, деятельность по охране природы направлена на сохранение и восстановление природно-ресурсного потенциала во всей его многогранности и реализует широкий спектр целей, в том числе удовлетворение материальных и духовных потребностей человека. Охрана природы решает две задачи: сведение до минимума или полное предотвращение негативного воздействия общественного производства на природу; восстановление уже нарушенной природной среды.

В основе оценки человеческого труда в любой ее форме ( физической, умственной или информативной, причем последняя может иметь и материальную форму в виде пакета программ, то есть быть уже результатом производственной деятельности), очевидно, должна лежать величина затрат на удовлетворение биологических, материальных и духовных потребностей человека. Однако эти потребности и возможности их удовлетворения непрерывно изменяются в зависимости от исторического периода и географического региона, от развития самого общества, производительных сил, видов собственности в нем и социальных отношений. Поэтому при любом подходе к обобщенной оценке стоимости человеческого труда, в конце концов, реально вопрос будет упираться в величину национального дохода и долю в нем личного потребления населением.

Жизнь современного общества невозможно представить без применения электрической энергии. Все, что необходимо для удовлетворения материальных и духовных потребностей человека - жилище, одежда, пища, средства транспорта и связи, радио, кино, телевидение, - осуществляется с помощью электрической энергии.

Ныне речь идет не только об удовлетворении первоочередных материальных и духовных потребностей человека, но и о создании условий, благоприятно влияющих на всестороннее развитие личности, творческую активность людей, способствующих комплексному развитию всех сторон жизни. По-новому ставится вопрос об источниках роста экономики, ресурсах, необходимых для осуществления поставленной цели.

Современное производство предъявляет быстрорастущие требования не только к одним лишь машинам, технике, но и прежде всего к самим работникам, к тем, кто эти машины создает и этой техникой управляет. Специальные знания, высокая профессиональная подготовка, общая культура человека превращаются в обязательное условие успешного труда все более широких слоев работников. Но все это в значительной мере зависит от уровня жизни, от того, насколько полно могут быть удовлетворены материальные и духовные потребности человека.

Духовные потребности человека | Статья в журнале «Молодой ученый»


Духовные
потребности,
или
потребности в самореализации,
- это стремление к самореализации, выразить через творческую
активность все, на что способен человек, осуществить себя [5, с.
312].


«Духовная потребность
представляет собой не что иное, как определенное состояние сознания и
проявляется как осознанное побуждение человека к духовному
творчеству, к созданию и потреблению духовных ценностей. Последние же
есть воплощение ума и чувств людей» [11].


А.Г. Здравомыслов [4]
выделил несколько аспектов термина «духовные потребности»:


1) стремление к обладанию
результатами духовного производства: приобщение к науке, искусству,
философской культуре;


2) как формы выражения
потребностей материального порядка и социально-классовых отношений в
современном обществе;


3) гармоническое развитие
личности.

Духовные
потребности предстают как внутренние побуждения человека к духовному
творчеству, к созданию духовных ценностей и к их потреблению, к
духовному общению. «Духовные потребности людей обусловлены
внутренним миром человека, стремлением «уйти в себя»,
самоуглубиться, сконцентрироваться на том, что не связано с
физиологическими и социальными потребностями. Такие потребности
побуждают к занятию искусством, культурой, религией не ради
удовлетворения физиологических и социальных нужд, а из внутреннего
духовного побуждения, из стремления понять высший смысл своего
существования» [2].

Данные
потребности характеризуются своей ненасыщаемостью: чем больше они
удовлетворяются, тем более устойчивыми и напряженными становятся.
«Духовные потребности имеют принципиально неограниченный
характер. Пределов роста потребностей духа не существует.
Естественными ограничителями такого роста могут выступать лишь объемы
уже накопленных человечеством духовных богатств, возможности и сила
желания человека участвовать в их производстве» [2]. 

Признаки
духовных потребностей, позволяющие отличить их от материальных:


  1. духовные потребности
    возникают в сознании;


  2. духовным потребностям
    присущ относительный характер необходимости, а степень свободы в
    выборе средств и способов их удовлетворения значительно большая,
    нежели у материальных;


  3. удовлетворение большинства
    духовных потребностей связано главным образом со сферой свободного
    времени;


  4. в духовных потребностях
    связь между субъектом и объектом характеризуется определенной
    бескорыстностью;


  5. процесс удовлетворения
    духовных потребностей безграничен.

Духовные
потребности объективны
по содержанию
.
Они обусловлены всей совокупностью обстоятельств жизни людей и
выражают объективную необходимость духовного освоения ими окружающего
их природного и социального мира. «Чем более цивилизованно
развитым является оно, тем заметнее действует закон «возвышения
потребностей», т.е. тем важнее для многих людей
духовно-культурные ценности их жизни» [7]. В то же время
духовные потребности субъективны
по форме
,
ибо предстают как проявления внутреннего мира людей, их общественного
и индивидуального сознания и самосознания.

Развернутую
классификацию духовных потребностей дал Ю.В. Шаров [10]. Среди них он
выделил следующие потребности:


  1. потребности трудовой
    деятельности;


  2. потребности общения;


  3. нравственные потребности;


  4. эстетические потребности;


  5. научно-познавательные
    потребности;


  6. потребности в укреплении
    здоровья;


  7. потребности воинского
    долга.

Важнейшая
духовная потребность человека - в
познании.

Об этом говорили философы разных эпох. Аристотель писал: "Все
люди от природы стремятся к знанию". А французский мыслитель XVI
в. М. Монтень утверждал: "нет стремления более естественного,
чем стремление к знанию".

Другая
важнейшая духовная потребность - эстетическая.
Понятию «эстетические потребности» Шаров дал следующее
определение – «потребность в наслаждении прекрасным, в
постоянном общении с искусством и самовыражении в нем, в развитии
художественного кругозора, эстетического вкуса, художественных
способностей, потребности в овладении умениями и навыками
художественной деятельности в облюбованных видах искусства,
стремлении вносить красоту в окружаюшую жизнь, труд и быт» [10,
c.
55]. Тараткевич М.В. так говорит об эстетической потребности.
«Эстетическая потребность – это потребность в
”художественном освоении действительности”. В процессе
этого освоения у человека складываются свои нормы и оценки, свое
субъективное отношение не только к прекрасному - возвышенному,
комическому, трагическому, иронии, юмору, но и к
безобразно-низменному, уродливому. А поскольку эстетическое
представляет собой единство внешнего и внутреннего, то и
соответствующие потребности выступают не только в эстетических
оценках всего окружающего – вещей, людей и их действий, но и в
стремлении творить по законам красоты» [9, c.
24]. Стремление осваивать мир по законам красоты, видеть гармонию в
природе, в людях, глубоко чувствовать музыку, живопись, поэзию,
совершенствовать человеческие отношения – все это грани единой
эстетической потребности.

Еще одна
духовная потребность человека - в
общении
.
« Потребность человека в общении выступает как потребность
человека в человеке. С общения начинается процесс узнавания человеком
самого себя. В личных контактах формируется весь спектр человеческих
эмоций, этических и эстетических представлений и навыков, волевых
качеств» [9, c.22].
Любовь к человеку, дружба, товарищество – подлинно
человеческие потребности. Моральная и психологическая поддержка,
внимание друг к другу, сочувствие, сопереживание, обмен идеями,
совместное творчество - таковы некоторые проявления потребности в
общении.

Существенной
стороной духовной жизни является процесс удовлетворения духовных
потребностей, который называется духовным потреблением. Этот процесс
неизменно связан с творческим процессом. «Духовное потребление
– всегда творческий процесс, даже если он заключается «лишь»
в созерцании, это все равно активный процесс сотворчества. Таким
образом, в процессе потребления ценностей культуры человек
обогащается духовно, развивается как личность, формирует себя»
[1, c.
28]. В подтверждение сказанному, приведем высказывания Есенкулова
Б.А. «В творческой деятельности заключается сущность
человеческого способа бытия, результат человеческой свободы, форма
самораскрытия, развертывания сущностных сил. Утверждая себя в
творчестве, личность удовлетворяет высшие духовные потребности»
[3, c.45].
«От сознания того, что он творит, человек по-настоящему
испытывает духовное наслаждение, удовлетворяя тем самым свои высшие
потребности» [3, c.34].
«По мере своего интеллектуального развития человек осознает
свои потенциальные возможности созидателя, воспринимая культуру как
важный фактор активизации его жизнедеятельности» [3, c.
45].
Возникновение самодвижения
потребностей высо­кого духовного порядка, например, потребности в
позна­нии, в искусстве, в творчестве, в достижении моральных и
общественных ценностей, необходимо для полноценного формирования
личности человека. Более того, отсутствие роста этих потребностей,
обеспечивающих активное функ­ционирование человеческих
способностей, обязательно ведет сначала к застою личности, а затем и
к ее распаду. Напротив, при развитии духовных потребностей человека
будет решена проблема внутренней стимуляции его актив­ности и
непрекращающегося совершенствования его лич­ности. Следовательно,
полноценное формирование человече­ской личности решающим образом
зависит от того, какие именно по своему содержанию потребности
приобретут у него форму самодвижения, и дело воспитания заключается в
том, чтобы управлять этим процессом [8].

Потребителя
нужно воспитывать путем систематического приобщения к настоящей
духовной культуре, для этого она должна быть доступной и интересной
каждому человеку. В том случае, если духовное потребление никем не
направляется, человек, ориентируясь на свой вкус, сам выбирает для
себя духовные ценности, то такое самостоятельное приобщение находится
под влиянием того склада жизни общества, в котором человек живет. В
других случаях духовное потребление может навязываться людям
рекламой, средствами массовой культуры и т.д.


Будущее нашей страны
зависит от того, какой духовно-нравственный фундамент будет
сформирован у современной молодежи. «Проблематика духовных
потребностей молодежи приобретает особую значимость в условиях
социально-экономической и духовной культурной трансформации
российского общества, вызванной ситуацией перехода к новому
государственному укладу, социальным и гражданским отношениям,
сопровождающихся кардинальной переоценкой духовных потребностей»
[6, c.
3].

«Отечественная
система образования подошла к необходимости восстановления,
воспроизводства своих социальных и духовно-нравственных функций,
которые всегда являлись основным ценностным ориентиром ее развития»
[6, c.
3].

Литература:

  1. Дорофеева Е.В. Потребности
    студенческой молодежи в сфере художественной культуры: дисс. …канд.
    социол. Наук. – Екатеринбург, 2006. – 163 с.


  2. Духовные потребности. –
    URL:
    http://referat.mirslovarei.com/kultura-i-iskusstvo/116991-duxovnye-potrebnosti.html.


  3. Есенкулов Б.А. Духовные
    потребности личности и пути их удовлетворения в условиях развитого
    социализма: дисс. … канд. философ. наук. – Фрунзе,
    1984. – 148 с.


  4. Здравомыслов А.Г.
    Потребности. Интересы. Ценности. – М.: Политиздат, 1986. –
    223 с.


  5. Кравченко А.И. Общая
    психология: учебное пособие. – М.: Проспект, 2011. – 432
    с.


  6. Нурова А.Р. Формирование
    духовных потребностей студенчества в условиях трансформирующегося
    общества: автореф. дисс. …канд. философ. наук. – Уфа,
    2007. – 17 с.


  7. Потребности и интересы –
    движущие силы деятельности людей. Роль личностей и народных масс в
    истории. – URL:
    http://yhdgbfhjng.ru/filosofiya/filosofiya58.html.


  8. Проблема развития
    мотивационной сферы ребенка. – Электронный ресурс. –
    URL:
    http://www.psichology.vuzlib.net/book_o317_page_8.html.


  9. Тараткевич М.В. Семья и
    разумные потребности. – М.: Нар. асвета, 1983. – 143 с.


  10. Шаров Ю.В. Вопросы
    психологии духовных потребностей //Проблемы формирования духовных
    потребностей личности: науч. тр. ПГПИ. Вып. 47. – Новосибирск,
    1970.

  11. Электронный
    ресурс. – URL:
    http://bibliofond.ru/view.aspx?id=452626


  12. Яконюк В.Л. Музыкант.
    Потребность. Деятельность. – Мн.: Белорусская акдемия музыки,
    1993. – 147 с.

Основные термины (генерируются автоматически): потребность, духовная, духовное потребление, духовная потребность человека, стремление, духовное творчество, духовная потребность, потребность человека, творческий процесс, Эстетическая потребность.

Потребности — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья


Потребности — переживаемая человеком нужда в том, что необходимо для его нормального функционирования, для поддержания жизнедеятельности организма и развития личности.

Человек нуждается в определенных условиях существования. Вся деятельность людей направлена на то, чтобы удовлетворять их разнообразные потребности.
Потребности человека могут быть различными на разных этапах его жизни, однако часть из них остается неизменной: это базовые физиологические потребности, без удовлетворения которых невозможно биологическое существование человека. Структура социальных и культурных потребностей формируется и меняется на протяжении всей жизни индивида, превращая его в человеческую личность, субъекта духовной жизни. Эти потребности способствуют развитию подлинно человеческих качеств: разума, нравственности, стремления к истине, к созидательной деятельности на благо общества.
Человек способен ограничивать свои потребности, опираясь на заключения разума и ориентируясь на социальные нормы. Далеко не всегда его потребности могут быть удовлетворены в полной мере. Кроме того, их удовлетворение может противоречить нравственным нормам общества и ущемлять интересы других людей.
Потребности человека — основа для его интересов. Интерес — это форма осознанной потребности, целенаправленное отношение человека к объекту, стремление действовать определенным образом, чтобы добиться желаемого.
Потребности человека также проявляются в мотивах его деятельности. Неудовлетворенные потребности обладают побудительной силой, они вызывают активность человека, формируют и направляют его устремления к определенной цели.Во всем многообразии человеческих потребностей можно выделить две основные группы: первичные и вторичные потребности.
Первичные (врожденные) потребности человека относятся к области физиологии и необходимы для выживания и воспроизводства организма: это потребности в еде, воде, сне, убежище, отдыхе, безопасности и т. п.
Вторичные (приобретенные) потребности относятся к области психологии: потребности в общении, социальных связях, внимании со стороны других людей, самоуважении, творческой самореализации и т. п.
Вторичные потребности также называют приобретенными, потому что процесс духовного становления человека, формирования его личности связан с развитием его интереса и способностей к социальному взаимодействию и культурной деятельности. Таким образом, духовное взросление человека сопровождается возрастанием роли вторичных потребностей, удовлетворение которых превращает его в социальное существо и выделяет из мира живой природы.
В науке существует и более дробная классификация потребностей человека.
Первичные потребности подразделяются на: 1) биологические, или материальные органические потребности (пища, дыхание, жилище и т. п.), 2) экзистенциальные (связанные с чувством безопасности, уверенностью в будущем, гарантиями благополучного существования и обеспечения биологических потребностей).
Среди вторичных потребностей выделяют: 1) социальные потребности (связанные с чувством принадлежности к обществу), 2) престижные потребности (связанные с оценкой деятельности человека, уважением и самоуважением, общественным признанием его успехов в карьере и творчестве, достижением авторитета), 3) духовные, или идеальные, познавательные потребности (познание мира, самовыражение, самореализация, творческая деятельность личности, направленная на создание прекрасного).
Также можно разделить потребности человека на три основные группы: естественные (биологические), социальные и духовные (культурные) потребности.
Существование нескольких вариантов классификации потребностей обусловлено тем, что все потребности человека тесно связаны между собой и взаимно влияют друг друга. Биологические потребности у человека обретают социальную окраску, социальные потребности стимулируют духовную деятельность и т. д.Американский психолог А. Маслоу создал иерархическую теорию потребностей. Все потребности человека он расположил в восходящем порядке, от низших к высшим.Для наглядности можно расположить эти категории потребностей в виде пирамиды. Главный принцип этой иерархии: потребности каждого следующего уровня становятся актуальными, когда удовлетворены потребности предыдущей ступени.
В основании пирамиды находятся физиологические потребности (голод, жажда), на следующем уровне — потребности самосохранения (безопасность, чувство защищенности), еще выше — социальные потребности (любовь, чувство духовной близости, принадлежности к группе), на следующем уровне — потребности в уважении (признание, авторитет, социальный статус), на вершине пирамиды — потребности в самоутверждении (творчество, самореализация).Естественные потребности человека также называют врожденными, биологическими, физиологическими, материальными, органическими, природными, витальными (от латинского слова vitalis — «жизненный»).
По своей сути это потребности в условиях существования, необходимых для жизни, развития и воспроизводства организма. Неудовлетворение потребностей такого рода может привести к смерти.
В основе естественных потребностей лежат биологические инстинкты, присущие человеку как живому существу: пищевой инстинкт, инстинкты самосохранения и продолжения рода. К числу естественных потребностей относятся потребности в воздухе, воде, пище, жилище, одежде, сне, отдыхе, физических движениях, биологическом воспроизводстве людей, в возможности сохранить и защитить свою жизнь, обезопасить себя, свою семью и жилище.
Удовлетворению этих потребностей служит хозяйственная деятельность человека, создание материальных благ, благоустройство бытовой стороны жизни.Социальные потребности определяются принадлежностью человека к обществу (без этого формирование личности невозможно).
К социальным потребностям относят потребности человека в трудовой деятельности, социальной активности, разнообразных контактах с другими людьми, признании его успехов и достижений. Удовлетворить эти потребности могут только явления общественной жизни.
Социальные потребности, в свою очередь, подразделяются на три категории.
1. Потребности для себя — это потребности в самоидентификации, самоутверждении в обществе, обретении власти, авторитета, признания.
2. Потребности для других выражаются в разных формах альтруизма: родительская любовь, дружеская преданность, защита близких, помощь слабым.
3. Потребности коллективного характера основаны на общих для человеческого коллектива нуждах: потребность в социальном мире, справедливости, свободе, безопасности, ограничении внешней агрессии.Идеальные (или духовные, культурные) потребности человека — это внутренние побуждения человека к реализации своего творческого потенциала, к созданию и освоению культурных ценностей, этических и эстетических представлений и идеалов, к обретению разноплановых знаний о мире.
Основа идеальных потребностей человека — стремление к познанию окружающего мира и смысла своего существования. Эта категория потребностей стимулирует развитие науки, искусства, философии, религиозных учений.
В иерархии потребностей, составленной А. Маслоу, высшую ступень занимает самоактуализация человека — осуществление его творческих способностей, реализация талантов через созидательную духовную деятельность. Результаты самореализации нужны не только самому индивиду, который ее осуществляет, но и обществу. Профессиональное становление — один из результатов самореализации. Для общества самореализация индивидов означает развитие экономики, политических отношений, искусства, науки, спорта и т. д.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о