Признаки деятельности: Главные признаки деятельности – Attention Required! | Cloudflare

Главные признаки деятельности



Признаки деятельности: Главные признаки деятельности – Attention Required! | Cloudflare






ТОП 10:








⇐ ПредыдущаяСтр 26 из 31Следующая ⇒

1. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер.

2. Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потреб­ностей, или в качестве средств собственного развития.

3. Деятельность человека преобразует его самого, его способ­ности, потребности, условия жизни.

4. Человеческая деятельность в ее разнообразных формах и сред­ствах реализации есть продукт истории.

5. Предметная деятельность людей с рождения им не дана.Она «задана» в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов. Такую деятельность необходимо форми­ровать и развивать в обучении и воспитании. То же относится к внутренним, нейрофизиологическим и психологическим структурам, управляющим внешней стороной практической деятельности.


Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения. Поведение не всегда целенаправленно, не предполагает создания определенного продукта, носит зачастую пассивный характер. Деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Поведение спонтанно («куда поведет»), деятельность организована; поведение хаотично, деятельность систематична.

Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляет­ся. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется. Мотив – это осознанная потребность.

Мотивы человеческой деятельности

могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социаль­ными, духовными. Органические мотивы направлены на удовлетворе­ние естественных потребностей организма (у человека – на создание условий, в наибольшей степени этому способствующих). Такие моти­вы связаны с ростом, самосохранением и развитием организма. Это – производство продуктов питания, жилища, одежды и т. п. Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например, игр и занятий спортом. Материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов, непосредственно в виде продуктов, обслуживающих естественные потребности. Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей. Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека. Тип деятельности обычно определяется по ее доминирующему мотиву (доминирующему потому, что всякая человеческая деятельность полимотивирована, т. е. побуждается несколькими раз­личными мотивами).




В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конечный результат), могут побуждаться и поддерживаться различными мотивами. Напротив, в основе ряда деятельностей с разными конечными целями могут лежать одни и те же мотивы. Например, чтение книги для человека может выступить как средство удовлетворения материальных (продемонстрировать знания и за это получить высокооплачиваемую работу), социальных (блеснуть познаниями в кругу значимых людей, добиться их расположения), духовных (расширить свой кругозор, подняться на более высокий уровень нравственного развития) потребностей. Такие разные виды деятельности, как приобретение модных, престижных вещей, чтение литературы, забота о внешнем виде, выработка умения себя вести, могут, в конечном счете, преследовать одну и ту же цель: добиться во что бы то ни стало чьего-либо расположения.

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности – знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности – создаваемый материальный продукт.




Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием называют часть деятельности, имеющую не вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например,действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение; действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов и материалов, разработку проекта, технологии изготовления предмета и т. п.; действиями, связанными с творчеством, являются формулировка замысла, поэтапная его реализация в продукте творческой работы.


Операцией именуют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. Разные люди, к примеру, запоминают информацию и пишут по-разному. Это значит, что действие по написанию текста или запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций

. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становится более продуктивной и качественной.

Мотивация деятельности в ходе ее развития не остается неизменной. Так, например, у трудовой или творческой деятельности со временем могут появиться другие мотивы, а прежние отойти на второй план. Иногда действие, ранее включённое в состав деятельности, может выделиться из нее и приобрести самостоятельный статус, превратиться в деятельность с собственным мотивом. В этом случае мы отмечаем факт рождения новой деятельности.

С возрастом по мере развития человека происходит изменение мотивации его деятельности. Если человек изменяется как личность, то мотивы его деятельности преобразуются. Прогрессивное развитие человека характеризуется движением мотивов в сторону их все большего одухотворения (от органических к материальным, от материальных к социальным, от социальных к творческим, от творческих к нравственным).



Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности.

 

2. Виды и развитие человеческой деятельности. У современного человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей (с учетом полимотивированности деятельности). Для того чтобы представить и описать все эти виды деятельности, необходимо перечислить наиболее важные для человека потребности. Но такая задача на практике представляется непростой, так как число разнообразных потребностей велико и они индивидуально варьируют.

Проще определить основные параметры, в соответствии с которыми можно описывать систему человеческих потребностей, и далее, пользуясь ими, давать характеристики видов деятельности, присущих конкретному человеку. Таких параметров три: сила, количество и качество потребностей.

Под силой потребности имеется в виду значение соответствующей потребности для человека, ее актуальность, частота возникновения и побудительный потенциал. Более сильная потребность является более значимой, возникает чаще, доминирует над другими потребностями и заставляет человека вести себя таким образом, чтобы в первую очередь была удовлетворена именно данная потребность.

Количество – это число разнообразных потребностей, имеющихся у человека и время от времени становящихся для него актуальными. Есть люди, у которых число потребностей относительно невелико, и они вполне успешно справляются с их систематическим удовлетворением, получая удовольствие от жизни. Но есть такие люди, которые имеют множество различных, порой противоречащих друг другу, несовместимых потребностей. Актуализация таких потребностей требует одновременного включения человека в различные виды деятельности, причем нередко возникают конфликты между разнонаправленными потребностями, и ощущается дефицит времени, необходимого для их удовлетворения. Такие люди обычно жалуются на нехватку времени и испытывают неудовлетворение от жизни, в частности оттого, что вовремя не успевают делать все дела.


Под своеобразием потребности имеются в виду предметы и o6ъекты, с помощью которых та или иная потребность может быть достаточно полно удовлетворена у данного человека, а также предпочитаемый способ удовлетворения этой и других потребностей. Например, познавательная потребность одного человека может быть удовлетворена в результате систематического просмотра только развлекательных передач по телевидению. Другому для полного удовлетворения аналогичной потребности мало чтения газет, книг, прослушивания радио и просмотра телепередач. Третьему помимо перечисленного необходимо систематическое общение с людьми – носителями полезной информации познавательного характера, а также включение в интересную самостоятельную творческо-поисковуюработу.

В соответствии с описанными параметрами, характеризующими систему человеческих потребностей, можно индивидуально представить и описать совокупность деятельностей, характерных для отдельно взятого человека и для групп людей. В этом случае по каждомуиз названных параметров и по разнообразию их сочетаний можно составить и предложить классификации видов человеческой деятельности.

Но есть и другой путь: обобщить и выделить основные виды деятельности, свойственные всем людям. Они будут соответство­вать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее – видам социальной чело­веческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Это – общение, игра, учение и труд. Их следует рассматривать в качестве основных видов деятельности людей.


Общение

Общение – первый виддеятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т. е. при включении и активном участии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личностное развитие.

Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует цели установления взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказания взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга. Общение может быть непосредственным и опосредствованным, вербальным и невербальным. При непосредственном общении люди находятся в прямых контактах друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вербальной или невербальной информацией, не пользуясь для этого никакими вспомогательными средствами. При опосредствованном общении прямых контактов между людьми нет. Они осуществляют обмен информацией или через других людей, или через средства записи и воспроизведения информации (книги, газеты, радио, телевидение, телефон, телефакс и т. п.).

 

Игра

Игра — это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых людей и детей). Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Иногда игры служат средством символической разрядки напряженностей, возникших под влиянием актуальных потребностей человека, которые он не в состоянии ослабить иным путем.

Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые — включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность чело­века каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Наконец, игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Нередко в жизни встречаются смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т. п. Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, носят искусственный характер в том смысле этого слова, что окружающими они не принимаются всерьез и не являются основаниями для выводов о человеке. Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, по крайней мере, среди взрослых.

Тем не менее, игры имеют большое значение в жизни людей. Для детей игры имеют по преимуществу развивающее значение, а у взрослых служат средством общения, разрядки. Некоторые формы игровой деятельности приобретают характер ритуалов, учебно-тренировочных занятий, спортивных увлечений. Для детей игра является способом освоения общественных отношений, социальных ролей, овладения культурно-историческим опытом.

 

Учение

Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.


Труд

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом, прежде всего, связано создание и совершенствование орудий труда. Они, в свою очередь, явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.

Когда говорят о развитии человеческой деятельности, то имеют в виду следующие аспекты прогрессивного преобразования деятельности.

1. Филогенетическое развитие системы деятельности человека.

2. Включение человека в различные виды деятельности в процессе его индивидуального развития (онтогенез).

3. Изменения, происходящие внутри отдельных видов деятельности по мере их развития.

4. Дифференциацию деятельностей, в процессе которой из одних деятельностей рождаются другие за счет обособления и превращения отдельных действий в самостоятельные виды деятельности.

Филогенетическое преобразование системы человеческих деятельностей совпадает по существу с историей социально-экономического развития человечества. Интеграция и дифференциация общественных структур сопровождались появлением у людей новых видов деятельности. То же самое происходило по мере роста экономики, развития кооперации и разделения труда. Люди новых поколений, включаясь в жизнь современного им общества, усваивали и развивали те виды деятельности, которые характерны для данного общества.

Этот процесс интеграции растущего индивида в действующую систему деятельностей называется социализацией, и ее поэтапное осуществление предполагает постепенное вовлечение ребенка в общение, игру, учение и труд – те четыре основные вида деятельности, которые были кратко описаны выше. При этом каждый из названных видов деятельности сначала усваивается в самом элементарном виде, а затем усложняется и совершенствуется. Общение взрослого с окружающими людьми так же мало похоже на общение младенца или младшего школьника, как трудовая деятельность взрослых людей на детскую игру.

В процессе развития деятельности происходят ее внутренние преобразования. Во-первых, деятельность обогащается новым предметным содержанием. Ее объектом и соответственно средством удовлетворения связанных с ней потребностей становятся новые предметы материальной и духовной культуры. Во-вторых, у деятельности появляются новые средства реализации, которые ускоряют ее течение и совершенствуют результаты. Так, например, усвоение нового языка расширяет возможности для записи и воспроизводства информации; знакомство с высшей математикой улучшает способность к количественным расчетам. В-третьих, в процессе развития деятельности происходит автоматизация отдельных операций и других компонентов деятельности, они превращаются в умения и навыки. Наконец, в-четвертых, в результате развития деятельности из нее могут выделяться, обособляться и дальше самостоятельно развиваться новые виды деятельности. Этот механизм развития деятельности описан А. Н. Леонтьевым и получил название сдвига мотива на цель.

Действие этого механизма представляется следующим. Некоторый фрагмент деятельности – действие – поначалу может иметь осознаваемую индивидом цель, которая в свою очередь выступает как средство достижения другой цели, служащей удовлетворению потребности. Данное действие и соответствующая ему цель являются привлекательными для индивида постольку, поскольку они обслуживают процесс удовлетворения потребности. В дальнейшем цель этого действия может приобрести самостоятельную ценность, стать потребностью или мотивом. В этом случае говорят, что в ходе развития деятельности произошел сдвиг мотива на цель и родилась новая деятельность.

3. Деятельность и психические процессы.Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.

Но оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности. Приведем некоторые примеры.

Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства. Практическое манипулирование ребенка с объемными, близлежащими и удаленными предметами открывает ему тот факт, что предметы и пространство имеют определенные измерения: ширину, высоту, глубину. В результате человек обучается воспринимать и оценивать формы. Следящие движения руки и глаза, сопровождаемые синергическими, координированными сокращениями определенных групп мышц, способствуютстановлению восприятия движения и его направления. Изменения скорости движущихся объектов автоматически воспроизводятся в ускорениях и замедлениях сокращений определенных групп мышц, и это обучает органы чувств восприятию скорости.

Воображение тоже связано с деятельностью. Во-первых, человек не в состоянии представить или вообразить такое, что когда-либо не выступало в опыте, не было элементом, предметом, условием или моментом какой-либо деятельности. Фактура воображения есть отражение, хотя и не буквальное, опыта практической деятельности.

Еще в большей степени это относится к памяти, причем к двум ее основным процессам одновременно: к запоминанию и воспроизведению. Запоминание осуществляется в деятельности и само представляет особого рода мнемическую деятельность, которая содержит действия и операции, направленные на подготовку материала к лучшему его запоминанию. Это – структурирование, осмысление, ассоциирование материала с известными фактами, включение разнообразных предметов и движений в процесс запоминания и т. п.

Припоминание также предполагает выполнение определенных действий, направленных на то, чтобы вовремя и точно вспомнить запечатленный в памяти материал. Известно, что сознательное воспроизведение деятельности, в ходе которой некий материал был запомнен, способствует тому, что он легче припоминается.

Мышление в ряде своих форм идентично практической деятельности (так называемое «ручное», или практическое, мышление). В более развитых формах – образной и логической – деятельностный момент выступает в нем в виде внутренних, мыслительных действий и операций. Речь также представляет собой особого рода деятельность, так что часто, характеризуя ее, пользуются словосочетанием «речевая деятельность». «Поскольку внутренние психические процессы у человека обнаруживают то же строение, что и внешние действия, есть все основания говорить не только о внешнем, но и внутреннем действии» [2].

Было экспериментально доказано, что внутренние, т. е. психические, процессы, называемые высшими психическими функциями, по происхождению и структуре являются деятельностями. Ни один из названных психических процессов не протекает как чисто внутренний и обязательно включает какие-либо внешние, обычно двигательные, звенья. Зрительное восприятие, например, неразрывно связано с движениями глаз, осязание – с движениями рук, внимание – с мышечными сокращениями, определяющими его сосредоточенность, переключаемость и рассеянность. При решении человеком задач почти всегда работает его артикуляционный аппарат; речевая деятельность без движений гортани и лицевых мышц невозможна. Следовательно, всякая деятельность – это соединение внутренних и внешних, психических и поведенческих действий и операций.

4. Умения, навыки, привычки.Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками.

Умения – то элементы деятельности, позволяющиечто-либоделать с высоким качеством, например, точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций. Умения обычно включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками.

Навыки – это полностью автоматизированные, инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать автоматизированный компонент действия. Лишние, ненужные движения исчезают, а количество ошибочных резко падает.

Контроль за действием или операцией при их автоматизации смещается с процесса на конечный результат, скорость выполнения действия и операции резко возрастает, достигая неко­торого оптимума или максимума. Все это обычно происходит в ре­зультате упражнений и тренировки.

Развитие и совершенствование деятельности можно понимать, таким образом, как переход компонентов отдельных умений, действий и операций на уровень навыков. В качестве навыка, кстати, могут выступать и операции. Тогда они являются частью более сложного навыка. Поскольку навыки входят в структуру действий и различных видов деятельности в большом количестве, они обычно взаимодействуют друг с другом, образуя сложные системы навыков.

Важное значение для понимания процесса формирования навыков имеет их перенос, т. е. распространение и использование навыков, сформированных в результате выполнения одних действий и видов деятельности, на другие. Для того чтобы такой перенос осуществился нормально, необходимо, чтобы навык стал обобщенным, универсальным, согласующимся с другими навыками, действиями и видами деятельности, доведенным до автоматизма.

Умения в отличие от навыков образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Через регуляцию таких действий осуществляется оптимальное управление умениями. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия, т. е. получение в результате надежного итога действия. Умение обучать означает, что учитель в состоянии научить любого нормального ученика тому, что знает и умеет сам.

Умения в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль – это главное, что отличает умения от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит как раз в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия разумных решений. Умения и навыки делятся на несколько типов: двигательные, познавательные, теоретические и практические.

Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения. Благодаря им происходит автоматизация навы­ков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.

Еще один элемент деятельности – это привычка. От умения и навыков она отличается тем, что представляет собой так называемый непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, предполагают получение какого-либо продукта и достаточно гибки (в структуре сложных умений), то привычки являются негибкой (часто и неразумной) частью деятельности, которая человеком выполняется механически, не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. В отличие от простого навыка привычка может в определенной степени сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда является разумной и полезной (дурные привычки). Привычки как элементы деятельности представляют собой наименее гибкие ее части [2].

 

Деятельность изобретателя

В изобретении и изобретательстве многие склонны усматривать совершенно исключительное явление, доступное лишь немногим исключительным людям. И, конечно, большие изо­бретения и великие изобретатели – не повседневное явление. Но в больших изобретениях и великих изобретателях находит себе лишь исключительное выражение явление, которое в менее ярких формах и более скромных размерах встречается значительно чаще, чем можно было думать. Сейчас мы по опыту знаем, что изобретательство – явление массовое; оно часто вырастает из трудовой прак­тики и широко распространено среди трудящихся. Элементы изобретательства заключены при этом не только в изобретении или усовершенствовании какой-либо машины или прибора, но и в введении нового приема, способа, организации работы.

Если, с одной стороны, делались попытки превратить изобретение в нечто совершенно исключительное, в проявление творческого гения, плод интуиции, наития, нечто будто бы принципиально отличное от обыкновенной интеллектуальной деятельности, то, с другой стороны, делались и попытки признать изобретение, открытие характерной особенностью и принадлежностью всякой интеллектуальной деятельности (К. Бюлер). Это также неверно. Изобретение имеет свои специфические особенности и предъявляет свои специфические требования, которые особенно тесно связывают его с практической деятельностью. Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или прием, который разрешает определенную проблему. Этим определяется своеобразие творческой работы изобретателя; изобретатель должен ввести что-то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий. При этом действительность исторически опосредована деятельностью человека, техникой: в ней воплощено историческое развитие научной мысли. Поэтому в процессе изобретения нужно исходить из контекста действительности, в который требуется ввести нечто новое, и учесть соответствующий научный контекст. Этим определяется общее направление и специфический характер различных звеньев процесса изобретения.

Процесс изобретательской работы в подлинном смысле слова начинается обычно с выявления точки приложения изобретательской мысли и исканий изобретателя. Выявление этой точки – первый этап в его работе. У изобретателя должно выработаться специфическое восприятие вещей. Оно определяется повышенным интересом к технической стороне деятельности и установкой на ее изменение, улучшение, рационализацию, переделку. Для изобретательской работы очень важна постепенно вырабатывающаяся тенденция: присмотреться, где и что надо и можно изменить, переделать, улучшить.

«Пошлите меня в любое дело, – говорит один русский изобретатель, – и я сам без всякого понуждения буду искать в нем нового лучшего решения. Я стал бы думать: а нельзя ли сделать легче и лучше. Некоторые машины меня раздражают; я вижу, как много там нецелесообразного, и мне хотелось бы их переделать»(Якобсон).

В процессе изобретательской деятельности начинается своеобразный процесс стягивания к этой точке и вбирания в нее самых различных наблюдений и всевозможных знаний, которые приходят ему на ум, в голове изобретателя возникает множество иногда самых неожиданных сопоставлений.

С этим связана роль, которую играет случай в процессе изобретения. Эта роль случая в изобретательской деятельности неоднократно отмечалась в истории техники. Так, открытию телескопа содействовало, по-видимому, случайное обстоятельство. Изобретатель или один из изобретателей его, Янсен, случайно как-то взглянув через находившиеся в его руках выпуклое и выгнутое стекло, заметил, что два таких стекла, находящиеся на некотором расстоянии друг от друга, дают большее увеличение, чем одно двояковыпуклое стекло.

Изобретатель кардочесальной машины Гейльман говорил, что на изобретение его натолкнуло случайное наблюдение за тем, как его дочери расчесывали свои волосы. Можно привести и ряд других аналогичных случаев.

Эта роль случая в процессе изобретения непосредственно связана с общим характером процесса изобретательской работы. Она обусловлена тем, что мысль отправляется в данном случае не от теоретической проблемы, имеющей определенное место в системе науки, а от какой-то точки в действительности и должна вне ее найти нечто, что может быть введено в ее контекст, в какое-то место его. Для этого по большей части приходится двигаться не систематически в одном определенном направлении, а экспериментировать в самых различных, нащупывая возможность приблизиться к цели то одним, то другим путем, улавливая все, что даже в самых отдаленных и, на первый взгляд, чуждых областях может в результате неожиданных сопоставлений пригодиться.

Роль случайности в изобретении никак, конечно, не исключает закономерной необходимости этого процесса. Эта закономерность и необходимость проявляется прежде всего в том, что самая потребность в том или ином изобретении очень часто осознается одновременно целым рядом изобретателей, возникая, очевидно, законо­мерно; неоднократно случалось даже, что одно и то же открытие делалось одновременно или почти одновременно несколькими изобретателями (помимо Янсена, телескоп изо­брел одновременно Галилей и, по-видимому, еще ряд лиц; чесальную машину, помимо Гейльмана, ряд других изобретателей). Закономерная необходимость процесса изобретения проявляется и внутри его; то или иное наблюдение, сопоставление, может подвернуться случайно, но использование его для изобретения уже не может быть делом случая, оно дело мысли, которая постигает явления в их закономерной необходимости. Случай бывает полезен только тому, кто умеет его использовать; случай наводит нас на нужную мысль, только когда мысль эта для нас не случайна, когда мы сосредоточены на ней и ищем ее.

Роль случая в процессе изобретения проявляется в значительной роли, которую в ходе его играет мысленное экспериментирование.

Экспериментирование в процессе изобретения в свою очередь теснейшим образом связано с деятельностью воображения.

Решение обычно первоначально зарождается в уме в виде некоторой идеи, которая получает лишь схематическое выражение; часто сначала лишь как бы угадан общий принцип решения. Его в таком случае нужно перевести в схему. Но, в конечном счете, изобретателю нужна не схема, а то конкретное, что вошло бы в конкретный контекст преобразованной таким образом действительности и стало бы в ней на свое место. С этим связано своеобразие ин­теллектуальной работы в заключительных этапах изобретательской деятельности. Отсюда часто необходимость в расчетах, калькуляциях и в чертежах. Чертеж, проект, детализированное графическое изображение или модель служит не только для того, чтобы довести мысль изобретателя до другого человека, но и конкретизировать, уточнить ее. Лишь когда это достигнуто, изобретение сделано, работа изобретателя закончена.

Типичным, классическим изобретением являются орудия. Изобретение орудий – прототип всякого изобретения. Поэтому изобретение органически связано с трудом. Исторически оно так же древне, как пользование орудиями, т. е. как труд. Весь процесс исторического развития техники был длинным рядом изобретений, проходящим через всю историю развития производительных сил.

Труд художника

Свой специфический характер носит и художественное творчество – работа писателя, поэта, художника, музыканта.

Несмотря на ложные представления о вдохновении, внезапном наитии и т. д., особенно распространенные именно по отношению к художественному творчеству, можно сказать, что и художественное творчество – прежде всего большой, напряженный, сосредоточенный и часто кропотливый труд.

Реализация замысла художника предполагает обычно более или менее длительное собирание и впитывание или вбирание в себя многообразных впечатлений. Иногда этот материал собирается «впрок», иногда это специальная работа по собиранию материалов для осуществления определенного замысла. Достаточно напомнить, как Пушкин работал над «Борисом Годуновым», Толстой – над замыслом «Декабристы» или, если говорить о современниках, Тынянов – над романом «Пушкин». При накоплении материалов, собираемых впрок, они либо просто впитываются и как бы отлеживаются и зр











Тема 5: Психология деятельности человека

Деятельность –
предмет изучения многих наук: философии,
социологии, психологии и др. Деятельность
– это форма активного отношения субъекта
к действительности, направленная на
достижение сознательно поставленных
целей и связанная с созданием общественно
значимых ценностей или освоением
социального опыта. Согласно теории
деятельности А.Н. Леонтьева, деятельность
человека носит сознательный характер,
предполагает осознание цели и путей ее
достижения, предвидение результата.
Когда человек не осознает поставленной
перед ним цели, нет оснований говорить
о деятельности в человеческом смысле
слова; в этом случае можно лишь
констатировать, что имеет место
импульсивное поведение, которое
непосредственно управляется биологическими
потребностями и эмоциями. Особенности
деятельности человека:

  1. она является
    инструментом удовлетворения жизненных
    потребностей человека;

  2. с помощью
    деятельности осуществляется преобразование
    окружающего мира и создание материальных
    и духовных благ;

  3. в процессе
    деятельности происходит субъективное
    воссоздание окружающей действительности
    и построение ее субъективной модели;

  4. деятельность
    выступает как инструмент психического
    развития человека: его мышления, памяти,
    внимания, воображения и т.д.;

  5. активная деятельность
    является одним из условий существования
    человека как полноценного субъекта и
    как личности;

  6. творческая
    деятельность является одним из средств
    самореализации человека как личности
    и инструментом обретения смысла
    существования.

Психологический
анализ деятельности предполагает
выделение в ней основных структурных
компонентов и установление характера
связи между ними. К ним относятся мотив,
цель, условия реализации цели, отдельные
деятельности, действия и операции.

Мотив – это
внутренний психологический источник
деятельности, являющийся констатирующим
элементом ее. Под целью понимается
мысленное или образное представление
конечного или промежуточного результата
деятельности. Действием называется
элемент или этап деятельности, направленный
на достижение отдельной самостоятельной
цели. В психологии различают следующие
формы деятельности: 1) предметно-практическая
деятельность по производству материального
продукта; 2) теоретико-мыслительная
деятельность, оперирующая идеальными
конструктами и моделирующая познаваемый
мир; 3) эстетическая деятельность,
заключающаяся в создании произведений
искусства как объектов идеальной
эстетической реальности; 4) идеологическая
или мировоззренческая деятельность,
связанная с выделением духовных оснований
и ценностных ориентиров человеческого
бытия.

По аспектам
социального бытия различают следующие
виды деятельности: игру, учение и трудовую
деятельность. Структурными элементами
деятельности являются умения, навыки,
привычки.

Психика является
продуктом длительного и сложного
процесса развития органической природы.
В свете системного подхода психика –
это многоуровневая, самоорганизующаяся,
динамическая и открытая система, которая
отличается рядом специфических свойств
и характеристик:

      1. Активный и
        избирательный характер отражения
        явлений действительности, их отношений
        и взаимосвязей, позволяющий субъекту
        не только ориентироваться в окружающем
        мире, но и познавать его.

      2. «Опережающий»
        характер психического отражения.

      3. Способность к
        преобразованию энергии внешних
        воздействий в целостную информацию
        о мире (картину мира).

  1. Активный и
    целенаправленный характер приспособления
    (адаптации) к окружающему миру.

  2. Обусловленность
    процессов развития и самоорганизации
    факторами социокультурного окружения.

  3. На высших уровнях
    развития тенденция к таким сложным
    формам организации и саморегуляции
    как сознание, самосознание, личность.

Психическая
деятельность осуществляется посредством
множества специальных физиологических
механизмов мозга. Одни из них обеспечивают
восприятие воздействий, другие –
преобразование их в сигналы, третьи –
планирование и регулирование поведения
и т.п. Вся эта сложная работа обеспечивает
активную ориентацию организма в среде.

Взаимодействие
разных частей организма между собой и
установление взаимосвязи с окружающей
средой осуществляется нервной системой.
Основной элемент нервной системы –
нервные клетки или нейроны. Центральная
нервная система (ЦНС) состоит из спинного
и головного мозга. Чем выше расположена
та или иная часть мозга, тем сложнее ее
функции.

Наиболее высокие
отделы ЦНС представлены большими
полушариями головного мозга. У самой
поверхности полушарий расположен слой
нервных клеток – кора головного мозга.
Она обеспечивает сложную психическую
деятельность человека. В его психической
жизни особая роль принадлежит лобным
долям.

Качественно новым
уровнем развития психики явилось
возникновение человеческого сознания.
Сознание – высший уровень отражения
человеком действительности. Главным
условием возникновения и развития
человеческого сознания является
совместная, опосредованная речью
орудийная деятельность людей. Сознание
трактуется в отечественной психологии
как присущая только человеку высшая
форма психического отражения
действительности в свете исторически
сложившихся общественных отношений и
социокультурного опыта. Наряду с
социокультурной обусловленностью,
сознание характеризуется активностью,
интенциональностью (направленностью
на определенный объект), различной
степенью ясности, мотивационно-ценностным
характером и способностью к рефлексии
– самонаблюдению и отражению собственных
содержаний.

В сферу научных
интересов психологии попадают две
фундаментальные проблемы сознания: 1)
социально обусловленный характер
становления сознания в онтогенезе; 2)
динамическое соотношение сознательных
и бессознательных подструктур в целостной
системе человеческой психики.

Психологическая
структура сознания включает следующие
важнейшие характеристики:

  1. Первая характеристика
    сознания дана уже в его наименовании:
    сознание есть знание об окружающем
    мире. Знания человек получает с помощью
    познавательных процессов.

  2. Вторая характеристика
    сознания – закрепленное в нем различие
    субъекта и объекта, т. е. того, что
    принадлежит «Я» человека и его «не —
    Я».

  3. Третья характеристика
    сознания – обеспечение целеполагающей
    деятельности человека.

  4. Четвертая
    характеристика – наличие эмоциональных
    оценок в межличностных отношениях.

Характеристики
сознания формируются в речевой
деятельности людей.

Не все психические
явления осознаются человеком. Некоторые
явления действительности, которые
человек воспринимает, но не отдает себе
отчета в этом восприятии, фиксируются
низшим уровнем психики, который в свою
очередь образует область бессознательного.
Под бессознательным началом в психологии
понимается специфическая форма отражения
действительности, при которой не отдается
отчет в совершаемых действиях, утрачивается
полнота ориентировки во времени и месте
действия, нарушается речевое регулирование
поведения. Бессознательное начало
представлено практически во всех
психических процессах, свойствах и
состояниях человека.

Особую подструктуру
личности образуют способности.

Способности – это
индивидуально-психологические особенности
человека, выражающиеся в готовности к
овладению определенным видом деятельности
и являющиеся условием успешности ее
осуществления.

Способности
характеризуются скоростью, глубиной,
легкостью и прочностью процесса овладения
знаниями, умениями и навыками,
эффективностью использования их на
практике, но сами к ним не сводятся.

В структуре любой
способности имеются компоненты,
составляющие ее биологические основы
или предпосылки. Это может быть повышенная
чувствительность органов чувств,
свойства нервной системы и другие
биологические факторы. Они называются
задатками. Задатки представляют собой
морфологические и функциональные
особенности строения мозга, органов
чувств и движения. Это предпосылки
развития способностей, в их развитие
они входят как исходный момент.

Способности
подразделяют на: общие и специальные.
Под общими способностями понимается
такая система интеллектуальных свойств
личности, которая обеспечивает
относительную легкость и продуктивность
в овладении знаниями. Общую способность
часто называют термином «одаренность»;
в зарубежной литературе ее обычно
отождествляют с интеллектом. Но если
под общей одаренностью подразумевать
совокупность всех качеств человека, от
которых зависит продуктивность его
деятельности, то в нее включается не
только интеллект, но и другие свойства
и особенности личности.

Под специальными
способностями понимают такую систему
свойств личности, которая помогает
достичь высоких результатов в специальной
области деятельности (литературной,
музыкальной, изобразительной т.д.).

Формирование и
развитие способностей человека невозможно
без овладения им продуктами человеческой
культуры, без усвоения достижений многих
поколений, которые зафиксированы в
культурном наследии. Овладение
достижениями общественного развития,
«перевод» их в «свои» способности
совершается через других людей, т.е. в
процессе общения, являющимся по своей
функции процессом воспитания.

Основными условиями
и факторами, от которых зависит
эффективность формирования способностей,
являются:

  1. Наличие благоприятной
    социальной среды.

  2. Наличие благоприятных
    задатков.

  3. Ориентация на
    ранние возрастные сроки.

  4. Ориентация на
    сенситивные периоды.

  5. Включенность
    ребенка в соответствующие виды
    деятельности и общения.

  6. Комплексный
    подход.

  7. Правильная
    организация системы необходимых
    упражнений.

  8. Соответствие
    тренировочных действий возможностям
    ребенка.

  9. Положительная
    стимуляция тренировочных действий и
    насыщение их положительными эмоциями.

Общение имеет
особое значение для человека:

1. Через общение
человек удовлетворяет свои многочисленные
потребности, в первую очередь социогенные.

  1. Общение выступает
    как важнейшее условие психического
    развития человека.

  2. В процессе общения
    происходит воздействие людей друг на
    друга, познание ими друг друга,
    установление межличностных отношений,
    обмен информацией.

  3. Общение составляет
    необходимое условие развития и
    существования предметной деятельности
    человека.

  4. Общение образует
    самую сущностную характеристику
    человека как субъекта и как личности.

  5. Общение оказывает
    влияние на все психические функции и
    свойства человека. В условиях общения
    происходит существенное изменение
    работы памяти, внимания, воображения,
    восприятия, мышления, эмоций, воли,
    механизмов мотивации и всего поведения
    в целом. Эти изменения носят индивидуальный
    характер и могут происходить как в
    сторону улучшения, так и в сторону
    ухудшения.

Общение – сложный
многоплановый процесс установления и
развития контактов между людьми,
порождаемый потребностями совместной
деятельности. Однако прямой контакт
между ними невозможен. Он осуществляется
через реальные чувственно созерцаемые
акты общения: речевые, мимические,
практические и т.п. В нем выделяют три
взаимосвязанные стороны: коммуникативную,
интерактивную, перцептивную. Существует
множество классификаций общения. В
зависимости от содержания, целей и
средств общение может быть нескольких
видов. По содержанию общение может быть:
материальным (обмен предметами),
когнитивным (обмен знаниями), кондиционным
(обмен физиологическими и психологическими
состояниями), мотивационным (обмен
потребностями, мотивами, интересами),
деятельностным (обмен умениями, навыками,
действиями).

По целям общение
делится на биологическое (поддержание,
сохранение и развитие организма) и
социальное (расширение и укрепление
межличностных контактов).

По средствам
общение может быть непосредственным
(с помощью естественных средств «лицом
к лицу»: речи, мимики, пантомимики, жестов
и т.п.) и опосредованным (с использованием
специальных средств и орудий, когда
партнеры разделены в пространстве и во
времени), прямым (непосредственное
восприятие друг друга) и косвенным
(через посредников).

Среди видов общения
выделяют также деловое (при совместной
продуктивной деятельности) и личностное
(проблемы затрагивают личность человека),
инструментальное (общение – не самоцель,
а преследует какую-то иную цель) и целевое
(служит средством удовлетворения
потребности).

В зависимости от
формы протекания различают два вида
общения: внешнее и внутреннее.

Общение можно
классифицировать и по многим другим
основаниям: в зависимости от количества
участников, статусных позиций партнеров,
целей, мотивов, соотношения интересов
партнеров и т.д.

Представление о
другом человеке связано с уровнем
собственного самосознания. Анализ
осознания себя через другого человека
производится с помощью двух понятий:
идентификация и рефлексия.

Идентификация –
это один из механизмов познания и
понимания другого человека, заключающийся
чаще всего в неосознанном уподоблении
себя значимому другому. Эмпатия – это
постижение эмоциональных состояний
другого человека в форме сопереживания.
Еще один механизм понимания другого
человека – это рефлексия. Под рефлексией
понимается осознание действующим
индивидом того, как он воспринимается
партнером по общению, т.е. как будет
партнер по общению понимать меня. В
обыденной жизни люди, как правило, не
зная истинных причин поведения другого
человека в условиях дефицита информации,
начинают приписывать друг другу причины
поведения. Такое приписывание причин
поведения другому человеку называется
каузальной атрибуцией.

При восприятии
людьми друг друга часто возникают
различные эффекты. Более всего исследованы
два из них: эффект ореола и эффект
стереотипизации.

3. Человеческая деятельность, ее особенности и виды.

Проявления
человеческой сущности многообразны.
Однако отличительным для человека
признаком, выделяющим его из всего мира
живых существ, определяющим его сущность,
является человеческая деятельность.

Деятельность
– присущий
только человеку способ отношения
к миру, представляющий собой процесс,
в ходе которого человек сознательно и
целенаправленно изменяет мир и самого
себя. Именно человеческая деятельность
является основой единства биологического
и социального в
человеке.

Посредством
деятельности человек
изменяет условия своего существования,
преобразует окружающий мир в соответствии
со своими постоянно развивающимися
потребностями. Человеческая деятельность
невозможна
в
единичном
проявлении и с самого начала выступает
как коллективная, социальная.
Вне
деятельности
невозможна
ни жизнь общества, ни бытие каждого
отдельного человека. В процессе
человеческой деятельности создается
мир
материальной
и духовной культуры и при этом сама
деятельность является
феноменом человеческой культуры.

Основными
видами
человеческой деятельности
являются труд и творчество. Труд
– это
целесообразная материально-предметная
деятельность людей, имеющая своим
содержанием освоение и преобразование
природной и социальной среды для
удовлетворения исторически сложившихся
потребностей человека и общества. Труд
– это и производство материальных благ,
и воспитание человека, и врачевание, и
управление людьми.

С
трудовой деятельностью тесно связана
деятельность творческая. Творчество
– способность
человека создавать качественно новые
материальные и духовные ценности,
созидать новую реальность,
соответствующую общественным потребностям.
К творческой деятельности можно отнести
научные
исследования,
создание произведений литературы и
искусства и т.д.

Труд
и творчество
неразрывно связаны:
материальный труд содержит в себе
интеллектуальную составляющую, моральный
и эстетический аспекты, т.е. элементы
творчества. Человеческая
деятельность играет важнейшую роль
в формировании личности.

4. Понятия «человек», «индивид», «личность». Структура личности.

Следует
различать понятия «человек», «индивид»,
«личность».

«Человек»
– это
общее, родовое понятие, оно указывает
на наличие в мире такой исторически
развивающейся общности, как человеческий
род (homo
sapiens),
которая
отличается присущим только ей способом
жизнедеятельности.

Понятие
«индивид»
указывает
на отдельного, конкретного представителя
человеческого рода, с его уникальными
биологическими, психическими и социальными
характеристиками.

Понятие
«личность»
подчеркивает
социальную сущность индивида. Понятие
«личность» обозначает целостность
социальных свойств человека, характеризует
индивида как продукт общественного
развития, результат включенности в
систему социальных отношений посредством
общения и активной деятельности. Личность
– это носитель правовых, этических,
эстетических и иных социальных норм,
это субъект познания и преобразования
мира.

Понятия
«человек» – «индивид» – «личность»
диалектически
взаимосвязаны:
они соотносятся соответственно как
общее
единичное
особенное.

Понятие
«личность» является интегрирующим,
объединяющим в единое целое и биологическое,
и психическое, и социальное в человеке.
Поэтому в
структуре личности

можно
выделить три уровня: биологический,
психический, социальный.

Личность
обладает морфологическими отличиями,
особенностями своей телесной организации:
фигурой, походкой, выражением лица,
манерой говорить. Биологический уровень
личности подчеркивает также тесную
связь человека с окружающей его природной
средой. Биологический компонент является
необходимым условием обеспечения
целостности личности, ее проявления.

Психологическим
стержнем личности является
ее характер, воля. Характер
личности проявляется в достижении
социально значимых целей, в соответствии
выработанным обществом идеалам. Без
воли невозможны ни нравственность, ни
гражданственность, невозможно общественное
самоутверждение индивида как личности.

В
то же время человек является личностью
не по своей телесной или психической
организации, а по социальным качествам.
Личность формируется в процессе
коллективной деятельности и общения.
Эти факторы проявляются в процессе
социализации. Социализация
– это
процесс усвоения индивидом образцов
поведения, социальных норм и ценностей,
процесс формирования социальных качеств,
знаний и умений, необходимых для успешной
реализации себя в данном обществе.
Социализация – это процесс, играющий
огромную роль в жизни как отдельной
личности, так и общества. От успеха
социализации зависит, насколько личность
сумеет реализовать себя, свои способности
в обществе. Для общества от успеха
процесса социализации зависит, сумеет
ли новое поколение перенять опыт, умения,
ценности, достижения культуры старших
поколений, сохранится ли преемственность
в развитии общества.

Необходимым
условием становления личности является
формирование мировоззрения – системы
взглядов на мир и место человека в нем.
Только выработав определенное
мировоззрение, личность получает
возможность осознать смысл своего бытия
в мире, возможность самоопределения в
жизни, реализации своей сущности.

Личность
включает в себя:

-общие
черты, присущие ей как представителю
человеческого рода,

-особенные
признаки в качестве представителя
определенного общества с его специфическими
национальными чертами, социально-политическими
особенностями,
культурными традициями,

-уникальные
индивидуальные особенности, обусловленные
наследственными
чертами, неповторимыми условиями
микросреды, в которой личность формируется
(семья, друзья, учебный или трудовой
коллектив и т.п.), а также неповторимым
индивидуальным опытом.

ВОПРОС ╣ 17 Деятельность. Характеристика основных видов деятельности

4

Вопрос
№ 17

Деятельность.
Характеристика основных видов
деятельности.
.

Деятельность можно определить как
специфический вид активности человека,
направленный на познание и творческое
преобразование окружающего мира, включая
самого себя и условия своего существования.

Структуру деятельности составляют
следующие компоненты: Потребность →
Мотив→ Цель→ Средства→ Действие→
Результат

Потребность — это нужда,
неудовлетворенность, ощущение недостатка
чего-то необходимого для нормального
существования. Для того чтобы человек
начал действовать, необходимо осознание
этой нужды и ее характера. Маслоу разделил
потребности на первичные, или
врожденные, и вторичные, или
приобретенные.

Мотивы – внутренние побудительные
силы человека, заставляющие его заниматься
той или иной деятельностью.

Цель – предметы, явления,
задачи и объекты, достижение и обладание
которыми являются значимыми для человека.

Всякая деятельность человека определяется
целями, задачами, которые он перед собой
ставит. Если нет цели, то нет и деятельности.
Цели могут быть близкими и дальними,
личными и общественными в зависимости
от того, насколько они важны для человека,
и какую роль в общественной жизни играет
его деятельность.

Цель – это то, ради чего действует
человек; мотив – это то, почему действует
человек.

Рассмотрим это с позиции обучения в
колледже. Какова ваша цель? Почему вы
стали учиться? Почему поставили перед
собой цель окончить колледж?

Обычно деятельность человека определяется
не каким-нибудь одним мотивом и одной
целью, а целой системой целей и мотивов
– ближайшими, все более общими и
отдаленными.

Важно, чтобы человек видел не только
ближайшие перспективы, цели, но и
отдаленные – это придает силы преодолевать
трудности.

В качестве средств осуществления
деятельности
для человека выступают
те инструменты, которыми он пользуется,
выполняя те или иные действия и операции.

Развитие средств деятельности ведет к
ее совершенствованию, в результате чего
деятельность становиться более
продуктивной и качественно.

Деятельность состоит из отдельных
действий.

Действия бывают вполне осознанными,
когда поставлена и осознана цель, намечен
порядок и последовательность движений
и предполагаются результаты действия.

Малоосознанные действия производятся
под влиянием сильных чувств,
сильнодействующих раздражителей, часто
неожиданных, их называют импульсивными.

На основе практических действий возникают
умственные действия – действия в уме.

Результат деятельности — это
конечный итог, то состояние, в котором
потребность удовлетворяется (полностью
или частично). Например, результатом
учебы могут быть знания, умения и навыки,
результатом труда – товары, результатом
научной деятельности — идеи и изобретения.
Результатом деятельности может быть и
сам человек, т.к. в ходе деятельности он
развивается и меняется.

Умения, навыки и привычки

Автоматизированные, сознательно,
полусознательно и бессознательно
контролируемые компоненты деятельности
соответственно умениями, навыками и
привычками.

Умения — это способы успешного
выполнения действия, соответствующие
целям и условиям деятельности. Они
всегда опираются на знания.

Навыкиэто полностью
автоматизированные, компоненты действий,
сформированные в процессе упражнений.

Умения в отличие от навыков всегда
опираются на активную интеллектуальную
деятельность и обязательно включают в
себя процессы мышления.

Сознательный интеллектуальный контроль
— это главное, что отличает умения от
навыков.

Умения и навыки делятся на несколько
типов: двигательные, познавательные,
теоретические и практические.

Двигательные включают разнообразные
движения, сложные и простые, составляющие
внешние, моторные аспекты деятельности.

Познавательные умения включают
способности, связанные с поиском,
восприятием, запоминанием и переработкой
информации.

Теоретические умения и навыки связаны
с абстрактным интеллектом.

Они выражаются в способности человека
анализировать, обобщать материал,
строить гипотезы, теории, производить
перевод информации из одной знаковой
системы в другую. Такие умения и навыки
более всего проявляются в творческой
работе, связанной с получением идеального
продукта мысли.

Большое значение в формировании всех
типов умений и навыков имеют
упражнения.

Благодаря им происходит автоматизация
навыков, совершенствование умений,
деятельности в целом. Упражнения
необходимы как на этапе выработки умений
и навыков, так и в процессе их сохранения.
Без постоянных, систематических
упражнений умения и навыки обычно
утрачиваются, теряют свои качества.

Еще один элемент деятельности — это
привычка. В ее основе
лежит потребность
.

В отличие от простого навыка привычка
может в определенной степени сознательно
контролироваться. Но от умения она
отличается тем, что не всегда является
разумной и полезной (дурные привычки).
Привычки как элементы деятельности
представляют собой наименее гибкие ее
части.

Виды деятельности

Основными видами деятельности являются:
общение, учебная, трудовая и игровая.

Общение рассматривается
как вид деятельности, направленной на
обмен информацией между общающимися
людьми.

Помимо этого целью общения является
установление взаимопонимания, добрых
личных и деловых отношений, оказание
взаимопомощи и учебно-воспитательного
влияния людей друг на друга.

Это первый вид деятельности, возникший
в процессе индивидуального развития
человека, за ним следуют игра, учение и
труд.

Общение может быть непосредственным
и опосредствованным, вербальным
и невербальным.

При непосредственном общении люди
находятся в прямых контактах друг с
другом, знают и видят друг друга, прямо
обмениваются вербальной и невербальной
информацией, не пользуются никакими
вспомогательными средствами.

При опосредствованном общении
прямых контактов между людьми нет. Они
осуществляют обмен информацией или
через других людей, или через средства
записи и воспроизведения информации
(книги, радио, телевидение, телефон,
телефакс и т.п.).

Труд – деятельность,
направленная на создание общественно
полезного продукта, удовлетворяющая
материальные и духовные потребности
людей.

Труд занимает особое место в системе
человеческой деятельности. Именно
благодаря труду человек построил
современное общество, создал предметы
материальной и духовной культуры. С
трудом, прежде всего, связано создание
и совершенствование орудий труда.

Учениепроцесс систематического
овладения знаниями, навыками, умениями
необходимыми для выполнения трудовой
деятельности.

Учение может быть организованным
и осуществляться в специальных учебных
учреждениях.

Оно может быть неорганизованным и
происходить попутно, в других видах
деятельности как их побочный, дополнительный
результат.

У взрослых учение может приобретать
характер самообразования.

Учебная деятельность школьника
осуществляется под руководством учителя.

Содержание учебной деятельности
определяется учебными планами и
программами.

Учение школьника носит развивающий
характер
. В результате ученик не
только приобретает знания и умения, но
у него развивается активное, самостоятельное,
творческое мышление, расширяется
кругозор, формируется наблюдательность,
совершенствуется память и внимание.

Учение носит воспитывающий характер:
в процессе учения формируется личность,
складываются такие ценные черты, как
целеустремленность, настойчивость,
формируются нравственные качества.

Игра вид деятельности в
условных ситуациях, имитирующих реальные,
в которых усваивается общественный
опыт.

Существует несколько типов игр:

  • индивидуальная игра представляют
    собой род деятельности, когда игрой
    занят один человек.

  • групповая игра – включает несколько
    участнико.

  • предметная игра связана с включением
    в игровую деятельность человека
    каких-либо предметов.

  • сюжетно-ролевая игра в этой
    игре дети воспроизводят человеческие
    отношения и роли.

  • игры с правилами регулируются
    определенной системой правил поведения
    их участников.

  • дидактические игры — это разновидность
    игр с правилами, специально создаваемых
    педагогикой в целях обучения и воспитания
    детей.

Отношения, складывающиеся между людьми
в игре, как правило, носят искусственный
характер в том смысле слова, что
окружающими они не принимаются всерьез
и не являются основанием для выводов о
человеке.

Игра имеет особо важное значение в жизни
детей дошкольного и младшего школьного
возраста.

Игра – средство познания детьми
окружающего мира и подготовки их к
учению и труду.

Игра имеет огромное воспитательное
значение. Она готовит ребенка к творческому
труду, деятельности, жизни.

Игра удовлетворяет не только физические,
но и духовные потребности ребенка.

С возрастом школьники переходят к
спортивным играм (футбол, хоккей,
волейбол, баскетбол). В спортивной игре
правила более строгие. Помимо этого,
большое значение в них приобретает
момент соревнования. Спортивные игры
позволяют игроку широко проявлять
инициативу.

10. Определение деятельности. Структура деятельности. Виды и развитие деятельности. Деятельность и психические процессы.

Де́ятельность— процесс (процессы)
активного взаимодействия субъекта с
объектом, во время которого субъект
удовлетворяет какие-либо свои потребности,
достигает цели. Деятельностью можно
назвать любую активность человека,
которой он сам придает некоторый смысл.
Деятельность характеризует сознательную
сторону личности человека.

Под субъектомдеятельности понимается
источник активности, действующее лицо.
Поскольку активность проявляет, как
правило, человек, то чаше всего именно
он именуется субъектом.

Объектомназывают пассивную,
страдательную, инертную сторону
взаимоотношений, над которой производится
деятельность. Объектом деятельности
может быть природный материал или
предмет (земля в сельскохозяйственной
деятельности), другой человек (студент
как объект обучения) или сам субъект (в
случае самообразования, спортивных
тренировок).

Структуру деятельностиобычно
представляют в линейном виде, где каждый
компонент следует за другим во времени.

Потребность → Мотив→ Цель→ Средства→
Действие→ Результат

1.Потребность— это нужда,
неудовлетворенность, ощущение недостатка
чего-то необходимого для нормального
существования. Для того чтобы человек
начал действовать, необходимо осознание
этой нужды и ее характера. Наиболее
разработанная классификация потребностей
человека разработана Маслоу – пирамида
(физиологические потребности; потребность
в безопасности и защищенности; соц.
потребности; потребность в уважении;
потребность в самовыражении).

2. Мотив — основанное на потребности
осознанное побуждение, обосновывающее
и оправдывающее деятельность. Потребность
станет мотивом, если она осознана не
просто как нужда, а как руководство к
действию. В процессе формирования мотива
участвуют не только потребности, но и
другие побуждения. Как правило, потребности
опосредованы интересами, традициями,
убеждениями, социальными установками
и т.д.

3. Цель– это предполагаемый результат
действия, направленного на предмет, при
помощи которого человек намеревается
удовлетворить ту или иную потребность.
Цель разбивается на конкретные задачи:
если все эти задачи будут решены, то
будет достигнута и общая цель.

екции, учебники, задания. Чтобы быть
хорошим специалистом, требуется получить
профессиональное образование, иметь
опыт работы, постоянно практиковаться
в своей деятельности и т.д.

4. Средства— это используемые в ходе
деятельности приемы, способы действия,
предметы и т.п. Средства должны
соответствовать целям в двух смыслах:1)
средства должны быть соразмерны цели.
Они не могут быть недостаточными (иначе
деятельность будет безрезультатной)
или избыточными (иначе энергия и ресурсы
будут потрачены зря). Например, нельзя
построить дом, если для этого недостаточно
материалов; бессмысленно также покупать
материалов в несколько раз больше, чем
нужно для его постройки. 2) средства
должны быть моральными: нельзя оправдывать
аморальные средства благородством
цели. Если цели аморальны, то аморальной
является вся деятельность.

5. Действие— элемент деятельности,
имеющий относительно самостоятельную
и осознанную задачу. Деятельность
состоит из отдельных действий. Например,
преподавательская деятельность состоит
из подготовки и чтения лекций, проведения
семинарских занятий, подготовки заданий
и т.д. Особыми формами действий являются:
поступки — действия, которые имеют
ценностно-рациональное, нравственное
значение, и деяния — действия, имеющие
высокое положительное социальное
значение. Например, помочь человеку-это
поступок, выиграть важную битву —
деяние.

6. Результат— это конечный итог, то
состояние, в котором потребность
удовлетворяется (полностью или частично).
Например, результатом учебы могут быть
знания, умения и навыки, результатом
труда — товары, результатом научной
деятельности — идеи и изобретения.
Результатом деятельности может быть и
сам человек, поскольку в ходе деятельности
он развивается и меняется.

Виды деятельности.

Общение— рассматривается как вид
деятельности, направленной на обмен
информацией между людьми. Оно также
преследует цели установления
взаимопонимания, личных и деловых
отношений, оказания взаимопомощи и
учебно-воспитательного влияния людей
друг на друга.

Игра— это такой вид деятельности,
результатом которого не становится
производство какого-либо материального
или идеального продукта. Для детей игры
имеют развивающее значение, а у взрослых
служат средством общения, разрядки.
Некоторые формы игровой деятельности
приобретают характер ритуалов,
учебно-тренировочных занятий, спортивных
увлечений.

Учение выступает как вид деятельности,
целью которого является приобретение
человеком знаний, умений и навыков.
Учение может быть организованным и
осуществляться в специальных
образовательных учреждениях. Оно может
быть неорганизованным и происходить
попутно, в других видах деятельности
как их побочный, дополнительный результат.
У взрослых людей учение может приобретать
характер самообразования. Особенности
учебной деятельности состоят в том, что
она прямо служит средством психологического
развития индивида.

Особое место в системе человеческой
деятельности занимает труд. В труде
существенна не только техника труда,
но и отношение человека к труду. Трудиться
— значит проявлять себя в деятельности.
В труде, как в реальной деятельности
человека, участвуют в той или иной мере
все стороны и проявления его личности.

Когда говорят о развитии человеческой
деятельности, то имеют в виду следующие
аспекты прогрессивного преобразования
деятельности:

1. Филогенетическое развитие системы
деятельности человека —
совпадает по
существу с историей социально-экономического
развития человечества. Интеграция и
дифференциация общественных структур
сопровождались появлением у людей новых
видов деятельности. То же самое происходило
по мере роста экономики, развития
кооперации и разделения труда.

2. Включение человека в различные виды
деятельности в процессе его индивидуального
развития (онтогенез) —
Это процесс
интеграции растущего индивида в
действующую систему деятельностей
называется социализацией, и ее поэтапное
осуществление предполагает постепенное
вовлечение ребенка в общение, игру,
учение и труд. При этом каждый из названных
видов деятельности сначала усваивается
в самом элементарном виде, а затем
усложняется и совершенствуется.

3. Изменения, происходящие внутри
отдельных видов деятельности по мере
их развития —
В процессе развития
деятельности происходят ее внутренние
преобразования. Во-первых, деятельность
обогащается новым предметным содержанием.
Ее объектом и соответственно средством
удовлетворения связанных с ней
потребностей становятся новые предметы
материальной и духовной культуры.
Во-вторых, у деятельности появляются
новые средства реализации, которые
ускоряют ее течение и совершенствуют
результаты.

4. Дифференциацию деятельностей, в
процессе которой из одних деятельностей
рождаются другие за счет обособления
и превращения отдельных действий в
самостоятельные виды деятельности —
действие — поначалу может иметь
осознаваемую индивидом цель, которая
в свою очередь выступает как средство
достижения другой цели, служащей
удовлетворению потребности. Данное
действие и соответствующая ему цель
являются привлекательными для индивида
постольку, поскольку они обслуживают
процесс удовлетворения потребности, и
только по этой причине. В дальнейшем
цель этого действия может приобрести
самостоятельную ценность, стать
потребностью или мотивом. В этом случае
говорят, что в ходе развития деятельности
произошел сдвиг мотива на цель, и родилась
новая деятельность.

Деятельность и психические процессы.

Психические процессы:восприятие,
внимание, воображение, память, мышление,
речь — выступают как важнейшие компоненты
любой человеческой деятельности.

Восприятие-в деятельности формируются
его основные виды: восприятие глубины,
направления и скорости движения, времени
и пространства. Практическое манипулирование
ребенка с объемными, близлежащими и
удаленными предметами открывает ему
тот факт, что предметы и пространство
имеют определенные измерения: ширину,
высоту, глубину.

Воображениетоже связано с
деятельностью. Во-первых, человек не в
состоянии представить или вообразить
такое, что когда-либо не выступало в
опыте, не было элементом, предметом,
условием или моментом какой-либо
деятельности. Фактура воображения есть
отражение, хотя и не буквальное, опыта
практической деятельности.

Еще в большей степени это относится к
памяти, причем к двум ее основным
процессам одновременно: к запоминанию
и воспроизведению.

Мышление в ряде своих форм идентично
практической деятельности (так называемое
«ручное», или практическое мышление).
В более развитых формах — образной и
логической — деятельностный момент
выступает в нем в виде внутренних,
мыслительных действий и операций.

Речьтакже представляет собой
особого рода деятельность, так что
часто, характеризуя ее, пользуются
словосочетанием «речевая деятельность».
Поскольку внутренние психические
процессы у человека обнаруживают то же
строение, что и внешние действия, есть
все основания говорить не только о
внешнем, но и внутреннем действии.

Вопрос 1. Понятия правоохранительной деятельности, ее основные признаки и задачи.

Асташкина
Елена Николаевна -204/5

Бугрова
Татьяна Михайловна- семинары

8
февраля. Начало подготовки к летней
сессии.

Предмет,
система и основные понятие курса
правоохранительные органы.

Вопросы:

  1. Понятие
    правоохранительной деятельности, ее
    признаки и задачи.

  2. Функции(виды)
    правоохранительной деятельности

  3. Правоохранительные
    органы, понятия и система, круг
    негосударственных органов, способствующих
    осуществлению правоохранительной
    деятельности

  4. Предмет
    и система учебной дисциплины, ее
    соотношения и связь с другими юридическими
    дисциплинами

  5. Правовое
    регулирование организации и деятельности
    правоохранительных органов

Наличие:

-Конституция
РФ от 12.12.1993 с поправками 2008

-Федеральные
конституционные закон (ФКЗ) о судебной
системе

РФ
от 31.12.1996 с изменениями от25.12.2012

-Федеральный
закон о прокуратуре РФ от 17.01.1992 с
изменениями от 30.12.2012

-Федеральный
закон о системе государственной службы
РФ от 27.05.2003 с изменениями от 06.12.2011

-Закон
РФ о частно-детективной и охранной
деятельности в РФ от 11.03.1992 с изменениями
от 03.12.2011

Учебная
литература:

Божьев
В.Г. Правоохранительные органы. Москва
2012

Гуценко
К.Ф. Ковалев М.А. Правоохранительные
органы. Москва 2012

Дмитриев
Ю.А. Шапкин Ю.А.

Правоохранительные
органы Учебно-методическое пособие
Саратов 2012(синее)

Учебное
пособие Соколов. Саратов 2012г. (зеленый)

Деятельность
государства охватывает различные
аспекты жизни общества. Одни из самых
значимых и приоритетных направлений
такой деятельности является охрана
прав и свобод человека и гражданина,
интересов общества и государства,
обеспечение законности, правопорядка,
что провозглашается в конституции и
федеральном законодательстве. В частности
ст.2 в КРФ гласит- «Человек, его права и
свобода являются высшей ценностью, а
признание соблюдение и защита прав и
свобод человека и гражданина- это есть
обязанность государства.» Государство
соблюдает и защищает права и свободы
человека и гражданина посредством
издания законов и создания системы
государственных органов, деятельность
которых направлена на защиту прав и
свобод человека и гражданина, правопорядка,
права в целом, поэтому такие органы
называются правоохранительными.

Правоохранительная
деятельность*- деятельность специально
уполномоченных государственных органов,
которая осуществляется в целях охраны
законности, правопорядка, прав и свобод
человека и гражданина, интересов общества
и государства путем применения юридических
мер воздействия в строгом соответствии
с законом и при неуклонном соблюдении
установленного законом порядка.

Признаки
правоохранительной деятельности:

1)ПД
осуществляется только специально
уполномоченными государственными
органами в отношении которых законом
установлено:

  1. Определенная
    организационная форма

  2. Конституционно-
    правовой статус в виде специфической
    компетенции

  3. Системное
    построение правоохранительных органов
    с учетом федеративного устройства РФ

  4. Структурное
    построение с учетом особенностей сферы
    деятельности.

2)ПД
направлена на защиту права, а именно
установленных в законе прав и свобод
человека и гражданина, интересов общества
и государства в целях обеспечения
законности и правопорядка посредством
борьбы с преступлениями и другими
правонарушениями.

3)ПД
осуществляется при неуклонном соблюдении
установленного законом порядка.
(должностное лицо осуществляющее
правоохранительную деятельность при
принятии какого-либо решения должен
соблюдать установленные законом правила)

4)ПД
осуществляется с помощью применения
юридических мер воздействия

5)Законность
юридических мер воздействия

Задачи:

Деятельность
всех
правоохранительных органов направлена
на решение общих
задач:

-Охрана
личности, ее прав и свобод

-Охрана
общества, его материальных и духовных
ценностей

-Охрана
государства, его конституционного
строя, суверенитета и территориальной
целостности

Однако
каждому конкретному правоохранительному
органному присуще свои специфические
задачи, которые закреплены в соответствующем
нормативном акте, регламентирующем
деятельность этого правоохранительного
органа.

Вопрос 2. Функции(виды) пд

Функция-
это направление деятельности
правоохранительного органа, направленная
на решение задач правоохранительной
деятельности.

  1. Отправление
    правосудия- деятельность суда, основанная
    на демократических принципах
    судопроизводства по рассмотрению
    присущих ему дел в рамках установленного
    процессуального порядка и применении
    на этой основе мер государственного
    принуждения.

  2. Конституционный
    контроль- осуществляется в целях защиты
    основ конституционного строя, основных
    прав и свобод человека и гражданина,
    обеспечение верховенства и прямого
    действия конституции РФ на всей
    территории РФ и направлен на обеспечение
    соответствия конституции РФ действующих
    НПА

  3. Организационное
    обеспечение деятельности судов-
    деятельность специально- уполномоченных
    органов, призванных обеспечивать
    нормальное функционирование судебных
    органов.

  4. Прокурорский
    надзор- осуществляется от имени
    государства за соблюдение конституции
    и исполнение законов действующих на
    территории РФ

  5. Предупреждение,
    выявления и расследование преступлений.
    Данная функция направлена на установление
    событий преступления, лиц виновных в
    совершении преступления, привлечение
    их к ответственности, а также установление
    и устранение причин и условий,
    способствующих совершению преступления.

  6. Обеспечение
    юридической помощи, которая осуществляется
    в виде консультаций по правовым вопросам,
    защиты в ходе уголовного судопроизводства,
    либо представления интересов в
    гражданском судопроизводстве.

Все
функции находятся во взаимосвязи друг
с другом (например правосудие по
уголовному делу не может быть осуществлено
законно, обоснованно и справедливо,
если это дело не было предварительно
расследовано специально уполномоченными
органами)

Деятельность — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Де́ятельность — присущая только человеку форма активности, сознательное целенаправленное взаимодействие с окружающим миром, осуществляемое для достижения определенных результатов и удовлетворения потребностей и интересов. Деятельность представляет собой совокупность взаимосвязанных актов, направленных к конкретной цели. Человеческая деятельность — основа для возникновения и развития социальных связей и процессов.

Всем живым существам свойственна активность как способность реагировать на разнообразные процессы в окружающей среде в соответствии со своими нуждами и потребностями. Однако животные в ходе жизнедеятельности приспосабливаются к природным условиям, тогда как человек не только адаптируется к окружающей природной и социальной среде, но и изменяет ее в соответствии со своими целями и интересами.
Поведение животных подчиняется инстинктам, биологической программе, которая заложена в них природой, и имеет потребительский характер. При этом поведение животных направлено к определенной цели, не осознаваемой ими. Человек способен управлять своими инстинктами, он исходит из конкретных социально-исторических условий, опирается на обобщенный опыт предыдущих поколений и создает новые программы действий. Только человеческой деятельности присуще целеполагание — сознательное определение цели и путей ее достижения.

Выделяют следующие основные черты человеческой деятельности.

1. Сознательный характер: человек как субъект деятельности осознает ее цель, ищет и реализует способы ее достижения и предвидит результат. Все это требует от человека осознания причинно-следственных связей в природных и социальных процессах.
2. Продуктивный (созидательный, творческий) характер: деятельность направлена на получение определенного результата.
3. Преобразующий характер: в ходе деятельности человек изменяет окружающий мир, природу и социальную реальность. Значительное место в деятельности человека занимает изготовление и употребление орудий труда, с помощью которых он воздействует на условия жизни, изменяя их для удовлетворения своих потребностей. Результатом деятельности человека становится искусственная среда – культура и общество.
4. Общественный характер: в процессе деятельности человек вступает в контакты с другими людьми. Многие потребности человека могут быть удовлетворены только в коллективе, в результате совместной деятельности.Главные компоненты человеческой деятельности — субъект и объект.
Субъект — тот, кто осуществляет деятельность. Субъектом может быть один человек, группа людей или общественная организация. Неодушевленные предметы и живые существа, неспособные к сознательным действиям, не могут быть субъектами деятельности (механизмы, животные, явления природы).
Объект — то, на что направлена деятельность субъекта. Объектом человеческой деятельности могут быть природные и социальные явления, материальные предметы, другие люди, сам действующий субъект.Деятельность имеет определенную структуру: она возникает на основе мотивов, которые побуждают субъект к постановке цели, определению средств ее достижения и выполнению определенных действий для получения желаемого результата.
Мотивы деятельности – это потребности, убеждения, интересы, идеалы субъекта деятельности, которые выступают в качестве внутренних побудительных сил, вызывают активность, направленную к достижению определенной цели.
Цель — это осознанный образ желаемого результата, ради которого субъект предпринимает действия. Мысленно предвосхищая результат, человек определяет целесообразные средства его достижения.
Средства достижения цели — это совокупность знаний, приемов, жизненного опыта, орудий труда, предметов и приспособлений для осуществления деятельности. Чем разнообразнее набор средств, тем больше вероятность успеха.
Деятельность представляет собой цепь действий. Действие — это волеизъявление субъекта, процесс, направленный на реализацию поставленной цели.
Результат — продукт деятельности, ее итог, реализованная цель. Если результат деятельности совпадает с сознательно поставленной целью, он является положительным (позитивным). Если результат не соответствует заданной цели, его называют отрицательным (негативным). Отрицательный результат может быть полезен тем, что расширяет границы практического знания, увеличивает опыт.Согласно теории социального действия, разработанной немецким социологом Максом Вебером, действия субъекта можно разделить на несколько основных групп, в зависимости от мотивов, которыми он руководствуется.1. Целенаправленные действия ориентированы на сознательно поставленную цель и опираются на рациональные средства ее достижения. Пример целенаправленного действия — посещение школьником дополнительных учебных курсов для подготовки к поступлению в выбранный вуз.
2. Ценностно-рациональные действия ориентированы на следование определенным убеждениям (о долге, благе, достоинстве, истине, красоте). Действия такого рода направлены не столько на достижение конкретной цели, сколько на соответствие поведения индивида его ценностным установкам. Ценностно-рациональным действием является, например, паломничество верующего человека к святым местам.
3. Аффективные действия обусловлены эмоциональным состоянием человека и направлены на немедленное удовлетворение той или иной потребности. Пример аффективного действия — нанесение человеком физического или материального ущерба обидчику в приступе гнева.
4. Традиционные действия основаны на длительной привычке и задаются принятыми в обществе на протяжении долгого времени стереотипами поведения. Пример традиционного действия — приготовление ритуальных блюд в день праздника, который утратил религиозный характер.На основании разных принципов классификации выделяют разные виды человеческой деятельности.
1. Внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) деятельность. Внутреннюю деятельность составляют мыслительные процессы, внешнюю — движения тела, мышеч­ные усилия, действия с реальны­ми предметами.
2. Материальная (практическая) и духовная деятельность. Материальная (практическая) деятельность направлена на преобразование природы и общества для удовлетворения человеческих потребностей (материально-производственная и социально-преобразующая деятельность). Духовная деятельность связана с познанием мира, изменением сознания людей, созданием научных идей, художественных образов (познавательная деятельность), с формированием мировоззрения и системы ценностей (ценностно-ориентировочная деятельность), предвидением возможных изменений реальности (прогностическая деятельность).
3. Моральная и аморальная деятельность. Критерием для выделения этих видов деятельности служит ее соответствие или несоответствие принятым в обществе нравственным нормам.
4. Законная и незаконная деятельность. Основа выделения этих видов деятельности – соответствие или несоответствие действий человека законодательным нормам.
5. Коллективная, массовая, индивидуальная формы деятельности обусловлены сущностью действующего субъекта (человек, группа людей, общественная организация и т. п.).
6. Добровольная и принудительная деятельность. Добровольная деятельность осуществляется субъектом по собственному желанию, принудительная –— под влиянием воздействий извне, не совпадающих с желаниями самого субъекта.
7. По сферам общественной жизни различают политическую, экономическую, социальную, духовную деятельность.К основным видам человеческой деятельности относятся общение, игра, учение, труд, творчество. Каждый вид сознательной активности человека имеет специфические черты и выполняет определенные функции, однако все виды деятельности тесно связаны друг с другом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *