Прогноз относительно темпов и направлений развития научных знаний в 21 в: Попробуйте сделать прогноз относительно темпов и направлений развития научных знаний в XXI в – Используя материалы Интернета и текущей прессы, попробуйте сделать прогноз относительно темпов и направлений развития научных знаний в XXI в.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_7",blockId:rtbBlockID,pageNumber:7,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_7").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_7");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Перспективы развития науки в 21 веке
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_6",blockId:rtbBlockID,pageNumber:6,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_6").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_6");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»
Институт экономики и
управления
Кафедра продюсерства
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Науковедение»
на тему: «Перспективы развития
науки в 21 веке»
Выполнила:
Студентка Чикунова Н.К.
142 гр., 2 курс, ФаУ, менеджмент
Проверила:
ассистент кафедры продюсерства
Бейнарович Любовь Андреевна
Санкт-Петербург
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Наука в целом, её составляющие
и особенности, вклад учёных и организаций
в науку…………………………………………………………….5
1.1. История и научное сообщество………………………………………..5
1.2. Вклад учёных и организаций
в развитие науки……………………..6
Глава 2. Перспективы развития
науки…………………………………………9
2.1. Прогнозы о перспективах развития
науки………………………….9
2.2. Конкретные
прогнозы учёных о новых достижениях и
открытиях………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………….…16
Введение
До того, как начать говорить
о науке, нужно знать, что такое
наука в общем. Итaк, нaука — сфeра
дeятельности чeловека, нaправленная нa
рaзвитие и систeматизацию oбъективного
знaния дeйствительности. Основа этoй дeятельности
– сбoр фaктов, иx постоянное oбновление
и систeматизация, a тaк жe критичeский aнализ
и, на этой основе, синтез нового знания
или обобщения, которые не только описывают
видимые естественные или общественные
явления, но также и позволяют строить
отношения причины и следствия и, в результате
этого – предсказать. Те теории и гипотезы,
подтверждённые фактами или событиями,
сформулированы в форме общественных
законов или законов природы.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_5",blockId:rtbBlockID,pageNumber:5,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_5").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_5");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
С начала ХХ века, наука достигла
огромных достижений. Созданы и атомная
энергетика, и телевидение, и радиолокация,
и магнитофоны, компьютеры, сверхзвуковая
авиация, полимеры, волоконная оптика,
транзисторы и интегральные микросхемы,
жидкокристаллические дисплеи, лазеры,
сотовая связь, ракетно-комическая техника,
Интернет. В большей степени это стало
возможно благодаря достижениям физики
XIX–XX вв., в первую очередь, благодаря максвелловской
электродинамики и квантовой механики.
Были также созданы
различные открытия в области биологии,
химии и других точных науках. В том числе
структура ДНК, генетический код живых
организмов и на этой основе развиваются
генная инженерия и клонирование, механизм
мутаций и эволюции биологических организмов.
Также проводится пересадка органов, происходит
появление новых отраслей науки, например,
синергетика и фрактальная геометрия.
Я думаю, что развитие мысли
никогда не будет останавливаться. Наоборот,
развитие науки и технологии будет идти
еще быстрее. Необходимо заметить, что
80% ученых, когда-нибудь живших на земле,
– это наши современники.
Обсуждение будущего науки,
как и вообще будущего в целом, дело
очень деликатное, тем более что проблема
развития науки в наше время достаточно
актуальна. История показывает, что даже
самые великие учёные не всегда делали
точные предположения и предсказания.
Таким образом, к настоящему
времени наука достигла очень больших
результатов. Было сделано большое количество
открытий и создано очень много необходимых
для нас вещей, например, магнитофоны,
компьютеры, TV, сотовая связь и Интернет,
ракетно-комическая техника и т.д.
Цель моего реферата заключается
в следующем: рассмотреть и глубоко изучить
перспективы развития науки в современном
обществе.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_4",blockId:rtbBlockID,pageNumber:4,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_4").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_4");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Для того чтобы добиться
поставленной цели, нужно рассмотреть
следующие задачи:
- изучить историю зарождения науки и состав научного сообщества;
- оценить вклад учёных и организаций в развитие науки;
- рассмотреть прогнозы экспертов по поводу будущего науки;
- перечислить конкретные будущие открытия, которые могут быть достигнуты.
Глава 1. Наука
в целом, её составляющие и особенности,
вклад учёных и организаций в науку
- История и научное сообщество
Наука в современном понимании
начала развиваться с XVI—XVII веков. Пока
шло историческое развитие, её влияние
вышло за рамки развития техники и технологии.
Наука стала важнейшим социальным, гуманитарным
институтом, оказывающим существенное
воздействие на все сферы общества и на
культуру. Объём научной деятельности
с XVII века удваивается примерно каждые
10—15 лет (рост открытий и достижений, научной
информации, числа научных работников).
В развитии науки чередуются
экстенсивные и революционные периоды
— научные революции, которые приводят
к изменению её структуры, принципов познания,
категорий и методов, а также форм её организации.
Для науки характерно переплетение процессов
её разнообразия и объединения, а также
развития фундаментальных и прикладных
исследований.
Люди, занимающиеся наукой,
– научное сообщество. Научное сообщество
– это сложная самоорганизующаяся система,
в которой действуют государственные
институты, общественные организации
и неформальные группы. Чертой, которая
отличает это сообщество от других,
— высокая степень признания авторитета,
достигнутого научными успехами, и сниженный
уровень признания авторитета властного,
что порой приводит к конфликту государства
и научного сообщества. Также необходимо
отметить более высокую, чем в других социальных
сферах, эффективность неформальных групп
и особенно отдельных личностей. Важные
функции научного сообщества – признание
или отрицание новых предположений и выводов,
которые обеспечивают развитие научного
знания, а также поддержка системы образования
и подготовка новых научных кадров.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_3",blockId:rtbBlockID,pageNumber:3,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_3").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_3");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
1.2.Вклад учёных и
организаций в развитие науки
Учёный — представитель
науки, который осуществляет осмысленную
деятельность для формирования научной
картины мира, чью научную деятельность
и квалификацию признали со стороны научного
сообщества. Основной официальный признак
признания квалификации — публикация
материалов исследований в различных
научных изданиях, имеющих авторитет,
и доклады на серьёзных научных конференциях.
Доклад на всероссийских и международных
научных конференциях приравнивается
к научной публикации, но для соискателей
учёной степени имеется ряд ограничений.
Среди учёных принято любую
достаточно долгую работу по анализу какой-либо
определенной темы заканчивать публикацией
соответствующей монографии, которая
обычно содержит подробное описание методики
исследования, изложение результатов
сделанной работы, а также их обоснование.
В учёном сообществе особо ценится
педагогическая работа. Право читать лекции
в престижном учебном заведении – это
признание высочайшего уровня и квалификации
учёного. Высоко также ценится создание
научной школы, то есть подготовка нескольких
учёных, которые развивают идеи своего
учителя.
Принадлежность к профессиональной
науке, а так же уровень квалификации учёного
могут официально определяться локальными
и национальными квалификационными комиссиями
(например, совет по защите диссертаций,
аттестационная комиссия, Высшая Аттестационная
Комиссия). В России квалификация учёного
официально подтверждается учёной степенью
и учёным званием. Присвоение как степеней,
так и званий происходит под контролем
Высшей Аттестационной Комиссией. Высшая
ступень — членство в Академии наук. В
России есть две ступени членства: первая
— член-корреспондент Академии, и высшая
— академик. Академии — самоорганизующиеся
научные сообщества, они выбирают академиков
и член-корреспондентов на своих собраниях.
Кандидатов выдвигают ВУЗы или НИИ. При
этом выборы всегда происходили на многовариантной
основе. В настоящее время в России, кроме
Академии наук, действуют отраслевые Академии,
некоторые из них, например, Академия медицинских
наук, имеют многолетнюю историю, другие
— появились совсем недавно. Их организация
подобна организации Академии наук, но
статус, конечно, ниже.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_2",blockId:rtbBlockID,pageNumber:2,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_2").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_2");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
В научном сообществе есть
достаточно большое количество научных
организаций. В развитии науки активную
роль играют добровольные научные общества,
главная цель которых – обмен научной
информацией, в том числе, в ходе конференций,
и благодаря публикациям в периодических
изданиях, выпускаемых обществом. Участие
в научных обществах является добровольным,
свободным и может требовать членских
взносов. Государство может поддерживать
эти общества, общество, в свою очередь,
может излагать свои позиции и размышления
властям. В некоторых случаях деятельность
добровольных обществ охватывает и наиболее
широкие вопросы, например, стандартизации.
Одним из самых авторитетных и массовых
обществ является IEEE. Международные научные
союзы допускают как коллективное, так
и индивидуальное членство. Национальные
академии наук в некоторых странах исторически
выросли из национальных научных обществ.
В Великобритании, к примеру, роль Академии
играет Королевское научное общество.
Необходимость ускоренного
развития науки и техники потребовала
от государства очень активного участия
в развитии науки. Соответственно, в ряде
стран, например, в России, Академии созданы
по указу государства. Но в большинстве
Академий наук приняты демократические
уставы, которые обеспечивают им относительную
независимость от государства.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_1",blockId:rtbBlockID,pageNumber:1,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_1").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_1");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Список научных организаций:
- ЮНЕСКО (Организация способствует сотрудничеству учёных и других научных организаций со всего мира).
- ИЮПАК (международная организация, которая способствует прогрессу в области химии).
- Международный астрономический союз (признан в качестве высшей международной инстанции в решении астрономических вопросов, требующих сотрудничества и стандартизации, таких как официальное наименование астрономических тел и деталей).
Таким образом, зарождение науки
в современном понимании произошло в XVI-XVII
веках, на науку часто оказывали влияние
научные революции, большой вклад вносят
учёные и организации, что вместе составляет
научное сообщество (также общество).
Глава 2. Перспективы
развития науки
2.1. Прогнозы о
перспективах развития науки
Значение науки очень
огромно, но, как показывает практика,
рост её кадров имеет границы.
— В первую очередь, необходимо
помнить о том, что, как считают специалисты,
наукой имеют способность заниматься
не более 6—8% населения.
— Также нужно иметь в виду,
что в обществе есть множество других
различных сфер человеческой деятельности,
которые тоже развиваются, совершенствуются,
требуя все больших усилий людей, активизации
их способностей и таланта.
Понятно, что для того,
чтобы общество гармонично развивалось,
следует учитывать все его
возможности и потребности, оптимально
распределить усилия. Все сферы деятельности
имеют значимость, и не нужно забывать
о том, что наука лишь одна из них. Не подлежит
сомнению, что ее эффективное существование
может быть только в гармоническом развитии
со всеми остальными сферами жизни.
Итак, трудно сказать, какой
процент людей занимается наукой. В развитых
странах в научных и инженерных разработках
занято в настоящий момент приблизительно
0,3% населения.
Как могут измениться возможности
общества, если выделять материальные
и интеллектуальные ресурсы для развития
науки?
Скорее всего, они будут увеличиваться,
в том числе и в большой степени в результате
воздействия науки на общество.
Следует учитывать и тот
факт, что наука сама резко увеличивает
свою эффективность. Компьютеризация
науки, оснащение многими современными
техническими средствами сразу увеличивает
производительность труда ученого. Следовательно,
производство и непосредственно подготовка
научной продукции необязательно должно
сопровождаться ростом научных кадров.
Если учитывать опыт истории, можно быть
уверенными, что наука получит новейшие
фундаментальные результаты, которые
раз и навсегда изменят наши представления
о действительности.
Скорее всего, математика
так и будет первой в науке и представит
новые, невиданные доселе возможности
для ее широкого применения в других предметах.
Кто знает, возможно, сбудется пожелание
великого Г.В.Лейбница, который в XVII в.
мечтал о том, что придет время, когда люди
прекратят бессмысленные дискуссии. Вместо
того, чтобы спорить друг с другом, они
скажут: «будем вычислять».
Мы все прекрасно понимаем,
что науки о человеке и об обществе, хотя
и имеют огромные достижения, вместе с
тем, всё-таки уступают по своему развитию
естествознанию.
Сегодня, как никогда раньше,
человечество ощущает огромный дефицит
знаний об обществе и о человеке. Их недостаток
сегодня не просто оказывает значительное
воздействие на нашу жизнь. Он все в большей
степени ставит под угрозу существование
всего человечества. Огромная мощь, которую
приобрел человек из-за развития техники,
не находится в гармонии с нашим умением
умно распорядиться ею.
Возможно, в соответствии с
этой новой для людей ситуацией, оно найдет
в себе силы сфокусировать внимание лучших
умов на гуманитарных проблемах.
Попробуйте сделать прогноз в виде сочинения-эссе относительно содержания и темпов ускорения развития научных знаний в XXI веке. (объем 150-200 слов)…
ПОЖАЛЙСТА ОЧЕН НАДО, ХОТЯ БЫ ЧТО НИБУДЬ ИЗ ЭТОГО
1. Определённая группа людей, объединившихся для общения, совместной деятельности – это
1)активное сообщество 2)научное объединение 3)общество 4)этап исторического развития
2. Сходство в поведении животного и деятельности человека
1)целеполагание 2)целесообразность 3)творческая активность 4)преобразование природы
3. Верны ли утверждения?
А. Многообразные связи, возникающие между социальными группами в процессе экономической, политической, культурной деятельности называются общественными отношениями.
Б. Человек может самостоятельно определять или изменять цель деятельности.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
4. Верны ли утверждения?
А. К материальной культуре относятся научные теории, художественные произведения, нравственность.
Б. К общественным наукам относятся археология, политология, эстетика, социальная психология.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
5. Признак общества как системы:
1)постоянные изменения в общественной жизни 2)наличие сфер общества 3)деградация элементов общества
6. Обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения – это
1)активное сообщество 2)научное объединение 3)общество 4)этап исторического развития
7. Отличие в поведении животного и деятельности человека
1)целеполагание 2)целесообразность 3)забота о потомстве 4)самосохранение
8. Верны ли утверждения?
А. В широком смысле «культура» — это всё созданное человеком.
Б. И поведение животного, и деятельность человека целесообразны.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
9. Верны ли утверждения?
А. К духовной культуре относятся предметы быта, железные дороги, оборудование предприятий.
Б. К общественным наукам относятся культурология, правоведение, экономика, история.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
10. Признак общества как динамической системы:
1) наличие сфер общества 2) постоянные изменения в общественной жизни
3)человек – универсальный элемент общества 4)наличие разных групп
11. Целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества – это
1)природоцентризм 2)наукоцентризм 3)мировоззрение 4)социоцентризм
12. Процесс освоения знаний и навыков, способов поведения называется:
1)воспитание 2)адаптация 3)социализация 4)модернизация
13. Присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром – это
1)потребность 2)деятельность 3)цель 4)программа
14. Определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определённые отношения с другими людьми и природой:
1)социализация 2)воспитание 3)самореализация 4)самосознание
15. Присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром – это
1)потребность 2)деятельность 3)цель 4)программа.
16. Термин «общество» не включает в себя понятие:
1) Форму объединения людей
2) Части материального мира
3) Природной среды обитания
4) Способов взаимодействия людей
17. Переход от подсечно-огневого к пашенному земледелию являтся примером взаимосвязи:
1) Общества и природы
2) Общества и культуры
3) Экономики и религии
4) Цивилизации и формация
18. Все примеры, за исключением двух, относятся к понятию «социальные потребности». Укажи лишние примеры.
Создание культурных ценностей, трудовая деятельность, общение, социальная активность,
участие в игре, сон.
19. Завершите предложения:
1)Соответственно потребности в воспроизводстве рода сформировался социальный
институт — ….
2)Человек является продуктом биологической, культурной и социальной ….
3)То, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества
– это ….
4)Соответственно общественным потребностям сложились социальные ….
5)Происхождение человека называется ….
6)Совершенство, высшая цель человеческого стремления – это …
20. Духовное и телесное в человеке:
1)Предшествуют друг другу
2)Связаны друг с другом
3)Противостоят друг другу
4)Независимы друг от друга
21. Отличительным свойством человека является
1)Удовлетворение потребностей
2)Приспособление к окружающей среде
3)Осмысление мира и самого себя
4)Использование орудий труда
22. Геннадий обладает знанием и способностями защищать личные права, уважает права других, неукоснительно выполняет свои обязанности, соблюдает законы страны. Какими качествами обладает Геннадий?
1) Гражданственностью
2) Совестью
3) Патриотизмом
4) Ответственностью
Тема 1.1 Человечество на рубеже новой эры
Цель, форма работы: используя материалы Интернета и текущей прессы, попробуйте сделать прогноз относительно темпов и направлений развития научных знаний в XXI в. Выделите направления развития по вашей специальности. Какие дополнительные знания (по вашему мнению), могут вам пригодится в будущем, исходя из выполненной вами работы.
Свой ответ оформите в виде таблицы по приведенному образцу:
Новая технология | Состояние развития | Область применения | Какую технологию вытеснит |
Управляемый термоядерный синтез | Теория и эксперименты более 50 лет | Энергетика:
выработка электроэнергии, космические полеты | Ядерную технологию,
ископаемое топливо |
… |
Формируются : ОК 1,2,4,5,8,9
Список рекомендуемой литературы:
3. Загладин Н.В. Всеобщая история. Конец XIX – начало XXI в./ Н.В. Загладин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» — РС», 2010. – С. 189-202.
Дополнительная
6. Википедия.
Интернет ресурс:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Список_новых_перспективных_технологий
7. Дудышев В.Д. Революционные открытия, изобретения и технологии для решения глобальной энергетической проблемы.
Интернет ресурс:
http://www.ntpo.com/techno/techno2_2/9.shtml
8. Костина А. В. Тенденции развития культуры информационного общества: анализ современных информационных и постиндустриальных концепций // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 4 — Культурология
Интернет ресурс:
http://zpujournal.ru/ezpu/2009/4/Kostina_Information_Society/
9. Шендрик А. И. Информационное общество и его культура: противоречия становления и развития // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2010. — № 4 — Культурология.
10. Интернет ресурс: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2010/4/Shendrik/
Порядок проверки выполнения самостоятельной работы: работа оформляется в тетрадях для самостоятельной работы, проверяется на семинарском занятии.
Тема 2.1 Страны Запада и США на рубеже XX-XIX вв
Цель, форма работы: используя материалы Интернета и текущей прессы, составьте перечень доминирующих политических сил (идеологий) в современной Европе и США. Идеология какой из партий (движений) наиболее близки вашим идеалам?
Свой ответ оформите в виде таблицы по приведенному образцу:
Страна | Название политической организации | Идеология |
Германия | Свободная демократическая партия (СвДП) | относится к семье либеральных европейских партий. Ее политическое кредо – минимальное (насколько это возможно) вмешательство государства в дела рынка. СвДП поддерживают, прежде всего, лица со сравнительно высокими доходами и высоким уровнем образования. |
… |
Формируются : ОК 2,3,4,5,8
Список рекомендуемой литературы:
Основная
1. Загладин Н.В. Всеобщая история. Конец XIX – начало XXI в./ Н.В. Загладин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» — РС», 2010. – С. 264-295.
Дополнительная
2. Политическая система Германии.
Интернет ресурс:
http://www.tatsachen-ueber-deutschland.de/ru/political-system/main-content-04/the-political-parties.html
3. Политическая система США
Интернет ресурс: http://www.infousa.ru/government/system.htm
4. Политическая система Великобритании
Интернет сайт: http://investuk.ru/uk/politics.htm
5. Политическая система Франции
Интернет ресурс: http://www.sander.ru/articles/155.html
Порядок проверки выполнения самостоятельной работы: работа оформляется в тетрадях для самостоятельной работы, проверяется на семинарском занятии.
Тема 2.3 Страны Азии, Африки и Латинской Америки:
Проблемы модернизации
Цель, форма работы: преобразуйте текст лекции в форму сравнительной таблицы: «Страны Азии, Африки и Латинской Америки на пути модернизации»
Свой ответ оформите в виде таблицы по приведенному образцу:
Регион | Страна | Модернизация |
Азия | Китай | «Китайская модель» — рыночная экономической система, политическая приверженность демократизации, новый стиль партийного руководства, формирование гражданского общества |
… |
Формируются: ОК 8
Список рекомендуемой литературы:
Основная
2. Загладин Н.В. Всеобщая история. Конец XIX – начало XXI в./ Н.В. Загладин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» — РС», 2010. – С. 330-372.
Дополнительная
4. Всемирная история – Новейший период (1939-2007 г.)
Интернет ресурс : http://www.ukrmap.kiev.ua/index.php?id=716&lang=ru
5. Ланьков А. Модернизация в Восточной Азии 1945-2010.
Интернет ресурс: http://www.polit.ru/lectures/2010/03/11/lankov.html
6. Страны Азии и Африки в ХХ веке
Интернет ресурс: http://www.iaas.msu.ru/projects/prog_cours/prog1.html
Порядок проверки выполнения самостоятельной работы: работа оформляется в тетрадях для самостоятельной работы, проверяется на семинарском занятии.
Прогноз развития технологий до 2099 года
Американский изобретатель и футуролог Рэй Курцвейл стал автором множества технологических прогнозов. Свои первые предсказания он опубликовал в книге «Эпоха мыслящих машин», вышедшей в 1990 году. Последний раз Рэй озвучил своё видение будущего неделю назад на международном конгрессе SAE 2015 в Детроите. Если собрать названные даты в единый список, то получится подробный прогноз развития ключевых отраслей до конца XXI века.
Рэймонд Курцвейл (Raymond Kurzweil) стал интересоваться параллельным развитием людей и машин ещё во время обучения в Массачусетском технологическом институте. Он всегда находил неожиданные направления – от разработки систем распознавания речи до решения проблемы бессмертия. Пока оцифровка сознания и его помещение в компьютерную модель мозга кажется научной фантастикой, но лауреат множества премий и автор книги «Как создать разум» готов уже сейчас назвать даты появления способствующих этому технологий.
Рэймонд Курцвейл даёт прогноз развития технологий до конца XXI века (фото: huffpost.com).
С недавних пор претворять фантастические идеи в жизнь стало для него непосредственной задачей, поскольку вот уже три года он занимает пост технического директора подразделения по развитию методов машинного обучения и обработки естественного языка компании Google.
Футурологические анонсы Рэя интересны хотя бы потому, что многие из его ранних прогнозов сбываются на наших глазах. Речь идёт о системах дополненной и виртуальной реальности, носимой электронике, «умной» одежде, электронных ассистентах (вроде Google, Siri и Cortana), автомобилях с автопилотом и десятках других изменений в привычной жизни. Что же ждёт нас в ближайшем будущем, если нам хватит ума дожить до него?
Пока мы ждём одного варианта будущего, наступает другой (фото: toptenz.net).
2019
Большинство людей будет иметь несколько компьютеров, хотя смысловая нагрузка самого термина тоже изменится. Вычислительная мощность компьютеров стоимостью до $4000 достигнет 20 квадриллионов вычислений в секунду. Микрокомпьютеры будут встраиваться повсеместно – в одежду, ювелирные изделия, мебель и даже в стены. Это же касается фото и видеокамер, объективы которых уменьшаться до размера булавочной головки.
Люди получат системы виртуальной реальности, формирующие изображение непосредственно на их сетчатке. Пользователи будут общаться со своими компьютерами через двусторонний речевой и жестовый интерфейс, практически не пользуясь клавиатурой. Кабели и проводные интерфейсы периферийных устройств почти полностью исчезнут.
Виртуальность в очках GearVR (изображение: vrscout.com).
Все студенты получат доступ к компьютерам. Основное обучение будет построено в виде дистанционных адаптивных курсов, на которых слушатели и преподаватели будут присутствовать удалённо.
Слепые и слабовидящие люди смогут надевать очки, которые будут интерпретировать реальный мир с помощью речи. Аналогично глухие люди станут использовать носимые устройства, преобразующие речь в текст или знаки, а музыку – в образы или тактильные ощущения. Также появится искусственная сетчатка, бионическое ухо и другие нейроимплантаты, но они будут существовать в ограниченном числе.
Бионическое ухо, созданное в Принстонском университете (фото: Frank Wojciechowski).
Пациенты с повреждениями спинного мозга вновь смогут ходить, используя экзоскелет с управлением через интерфейс мозг – компьютер или непосредственные команды от собственных нервных окончаний.
Появятся многочисленные устройства обратной тактильной связи. Например, перчатки или даже целые костюмы, транслирующие удалённые прикосновения. Они будут использоваться в системах виртуальной реальности и для более эмоционального общения людей через интернет, включая виртуальный секс.
Запрограммированная сексуальность (изображение: blogspot.com).
Объёмные решётки из нанотрубок вытеснят кремний из микроэлектроники. Вместо традиционных алгоритмов массово начнут использоваться параллельные нейронные сети и генетические алгоритмы.
Системы автоматического перевода станут настолько эффективными, что будут широко использоваться в профессиональных областях и повседневной жизни.
2021
Доступ в интернет будет доступен с 85% земной поверхности. Он станет преимущественно беспроводным и очень дешёвым. Формальная оплата за него будет списываться автоматически.
Коллаж по материалам bidnessetc.com.
Компьютерные программы научатся создавать предметы искусства на уровне современников, или даже лучше них. Появятся созданные AI картины, музыкальные композиции и скульптуры.
Бумажные книги станут раритетом. Основным средством для просмотра текстов будут тонкие легкие портативные дисплеи с очень высоким разрешением.
2022
Роботы станут настолько же привычными, как домашние животные. Правительства развитых стран начнут принимать законы, регулирующие взаимоотношения между людьми и роботами. На несколько лет раньше это произойдёт с виртуальными персонажами, общению с которыми некоторые станут уделять больше времени, чем беседам с живыми людьми.
Все ходы записаны! (изображение: imagine.pics).
2024
Системы автопилота и помощи водителям будут широко распространены в легковых, грузовых автомобилях и общественном транспорте. В ряде стран людям вовсе запретят управлять автомобилем без электронного ассистента водителя. В период с 2020 по 2025 годы появятся компактные персональные летательные аппараты.
Реклама на Компьютерре
2025
Носимая электроника начнёт вытесняться имплантируемой. Мы научимся эффективно бороться с процессами старения и будем постоянно продлевать свою жизнь с помощью нанороботов и других технологий, которым пока нет даже названия.
2028
Альтернативная энергетика станет одной из ключевых технологий для развития всех остальных. Она будет утверждена как доминирующая концепция. Солнечные батареи станут настолько эффективными, что их хватит на покрытие большей части энергетических затрат.
Солнечная электростанция Gemasolar вблизи Севильи (фото: swns.com).
2029
Программа не только сможет полностью пройти тест Тьюринга, а сделает это лучше многих реальных собеседников. Компьютер за тысячу долларов будет на порядки превосходить мозг среднего человека в большинстве областей.
Моделирование мозга станет гораздо точнее. Будут определены функции сотен различных субрегионов, алгоритмы их развития и работы. Они будут расшифрованы и включены в алгоритмы нейронных сетей.
2031
Многие люди добровольно станут киборгами, а из-за обилия имплантатов будет переосмыслен и сам термин «человеческое существо». Органы будут изготавливать машины в любой крупной больнице.
Появятся компьютерные имплантаты с прямым подключением к мозгу и отдельным группам нейронов. Они будут способны наделить человека сверхспособностями – усилить восприятие, улучшить память, увеличить скорость реакции и сократить время обучения.
3D печать органов уже не выглядит фантастикой (изображение: Frank Wojciechowski).
2033
Компьютеры станут обучаться без участия человека. Небиологические формы интеллекта объединят тонкость организации человеческого разума со скоростью, памятью и безграничными возможностями обмена знаниями машинного интеллекта.
Практически все автомобили станут самоуправляемыми. Сельскохозяйственные работы и системы транспорта также будут полностью автоматизированы.
2034
Развитие ИИ приведёт к появлению общественных движений за права машин. Глобальная программа орбитальной защиты будет эффективно предотвращать падение на Землю крупных метеоритов и астероидов.
Ле Боуг (Les Baugh) потерял в аварии обе руки, а теперь управляет двумя роботизированными благодаря специалистам из университета Джона Хопкинса (фото: jhuapl.edu).
2038
Трансгуманизм станет одним из ключевых направлений. Нейроимплантаты позволят быстрее получать профориентацию и любые специфические познания. Собственные клетки тела можно будет запрограммировать на новые функции и лечение болезней.
2041
Инернет-трафик возрастёт в сотни миллионов раз, а поисковые системы будут встроены повсюду. Запросы в них можно будет отсылать даже силой мысли через BCI.
2045
Первая реализация физического бессмертия: нанороботы помогают преодолевать апоптоз и защищают организм от любых негативных воздействий.
Рэй Курцвейл на конференции TED (фото: blog.ted.com).
2049
Еда обычно ассемблируется нанороботами из подручных материалов. Такая пища совершенно неотличима от «природной», но может быть как угодно видоизменена простой модификацией программы. Например, она может стать более или менее калорийной, изменить содержание аминокислот, витаминов, микроэлементов, или даже изначально включать в свой состав ферменты для её переваривания. Технология производства синтетической пищи решит проблему голода и сделает добычу продовольствия независимой от климатических условий и наличия природных ресурсов.
Различие между виртуальной реальностью и тем, что пока принято называть «настоящим миром», полностью сотрётся. Способствовать этому будет как развитие систем дополненной реальности, так и тот факт, что практически все физические объекты смогут выполнять немедленную самосборку или изменение своих свойств.
Кадр из фильма Ex Machine.
2072 — 2099
Нанотехнологии породят пикотехнологии. Люди научатся манипулировать структурами размерностью в одну триллионную долю метра. Начнётся эра технологической сингулярности, которая распространится за пределы Земли вместе с человечеством. Наше мышление больше не обладает преимуществами над искусственным разумом. Люди и машины слились на всех уровнях бытия. Многие люди вообще не имеют постоянной формы. Они существуют в виде программ, их сознание способно контролировать сразу несколько разных физических тел и создавать новые. Границы между вещественными проявлениями личностей постепенно стираются, поэтому невозможно точно определить, сколько людей живёт на Земле и за её пределами.
Тенденции развития естествознания
Основные направления развития естествознания
Любая научная дисциплина стремится к накоплению знаний, естествознание не является исключением. Однако со временем количество накопленной информации начинает влиять на сам предмет, изменяя его, так появляются определенные тенденции иначе направления, по которым движется наука. На формирование тенденций влияет картина мира, складывающаяся в определённый период времени, с усложнением экспериментальной и доказательной баз наступает пора сменить и курс исследований.
Развитие естествознания шло по трём основным направлениям:
- натурфилософия Древней Греции;
- дифференциация знания в 15-16 вв.;
- интеграция знаний в новое время (20-21вв).
Натурфилософия Древней Греции
Период античности в науке можно охарактеризовать как созерцание или наблюдение. Экспериментальной базы в то время не существовало, познания об окружающем мире были скудны и отрывочны, единственным доступным способом было наблюдение с последующим документированием и систематизированием. По сути, все знания были интегрированы, не существовало чёткого деления на отдельные науки.
Дифференциация знаний (15 – 16 вв.)
Качественное изменение в познании мира происходит в 15 -16 вв., благодаря работам Галилея появился экспериментальный метод исследования. Единая наука древности начинает распадаться на отдельные направления, так появляются: физика, химия, биология, астрономия, математика.
Дифференциация знания происходила по принципу, каждой науке положен свой предмет. В этот период особо чётко формируются цели, задачи, объект изучения, истинная наука не имела право быть без такого свода данных.
Замечание 1
Такое дробление и специализация были в первую очередь связаны с освоением новых областей, и как следствие углубления знаний. Наук выделялось всё больше, и они становились всё более узконаправленными. Такая тенденция сохранялась весь 19 век, вплоть до 20 века.
Интеграция знаний (20 -21 вв.)
С вступлением человечества в новую эпоху, с появлением новых технологий, таких как ядерный синтез, нанотехнологии, биомолекулярные исследования, пришло понимание взаимопроникновения и взаимовлияния различных наук, произошла интеграция знаний. Метод уже не принадлежит одной науке, а может использоваться в разных областях, так методы химии и физики всё больше заимствуются биологией.
Процесс интеграции в современном естествознании образует комплекс взаимодействующих наук. В основе изучения находится единый предмет, но методы исследования для создания общенаучных теорий привлекаются из смежных дисциплин. Так на стыке знаний появилась квантовая механика, теории строения ядра, атома, были выработаны новые понятия – энтальпия, энтропия, информационная система и т.д. Благодаря интеграции мы получили целый пласт междисциплинарных наук – биохимия, биофизика, астрофизика, молекулярная биология.
Отдельно стоит сказать об объединяющих науках и их особенности. Здесь можно выделить два главных аспекта:
- Науки, описывающие различные формы движения, управления или самоорганизации систем, сюда относятся термодинамика, синергетика, кибернетика;
- Универсальные (базовые) науки, объединяющие все отрасли познания, это математика и философия.
Мировозренческо-методологические тенденции
Тенденции развития естествознания также можно проследить с точки зрения исторической смены научной картины мира. Понятие научной картины или научной парадигмы стало активно использоваться лишь с конца 19 века.
Выделяют следующие картины мира:
- общенаучные, то есть такие картины мира, которые свойственны всем наукам. Это целостные представления о закономерностях природы, например, смена дня и ночи из-за вращения Земли;
- частные, то есть картины мира, формировавшиеся под воздействием определенных стилей мышления, направлений или представлений, господствовавших в отдельный период времени. Например, эволюционная картина мира, возникшая под влиянием учения Дарвина. Или это могут быть картины мира с точки зрения отдельно взятых наук, например, физическая картина мира.
По своей сути научная картина мира даёт мировоззренческо-методологическую тенденцию в развитии естествознания. Вернёмся к началу статьи и вспомним с чего началось естествознание, а именно с натурфилософии и её метода – наблюдения. На смену приходит механистическая картина мира Ньютона, и основным методом становится – эксперимент. С появлением в 19 веке термодинамической картины мира, сменился и метод исследования, на вероятностно-статистический. 20 век с его исследованиями микромира, открытием электромагнитных поле, теорией хаоса и невозможностью объяснить всё законами ньютоновской механики, подарил нам релятивистскую картину мира. 21 век предлагает нам слияние человека и машины, попытки создания искусственного интеллекта, самообучающихся и саморазвивающихся систем. Всё говорит о том, что наука готова предложить нам принципиально новую материальную цивилизацию. Основной тенденцией стало изучение открытых систем с возможностью формирования собственной структуры и характеризующейся необратимостью процессов.
Современные тенденции основываются на построении сценариев возможного развития событий, основным моментов является изучение точек бифуркации, то есть критических состояний системы, после которых невозможен возврат в исходное состояние. Так же мы всё чаще прибегаем к методу исторической реконструкции объекта с целью воссоздания первоначального состояния системы и возможности отследить изменения или спрогнозировать дальнейшие развитие. Таким образом, мы приходим к синтетической тенденции в естествознании, объединяющий весь раннее накопленный опыт.
Cовременная наука перспективы развития
Куда движется современная наука?
Каждый человек, ощущающий себя членом общества и получающий о нем информацию из самых разных источников, чувствует, что жизнь на планете стоит на грани перелома. Современный этап нашей цивилизации – переходный период в качественно другое состояние мира. Куда в этом контексте движется наука?
Современные тенденции развития и применения науки
Существует несколько заметных тенденций, которые позволяют предположить буквально фантастичное будущее:
1.Развитие робототехники и автоматизированных систем. Это возможность выполнять всю механическую работу без применения человеческих ресурсов, что потребует от обычного человека улучшения базового уровня образования.
2.Термоядерная энергетика и прочие альтернативные возобновляемые источники питания позволят отказаться от использования природных ресурсов, что значительно расширит возможности человечества.
3.Генная инженерия – несмотря на некоторые опасения, эта система знаний позволяет прокормить активно растущее население земли уже сейчас. В будущем эта наука будет активнее развиваться, в том числе и ее последствия.
4.Фотоника, изучающая оптические сигналы, позволит усовершенствовать визуализацию объектов, медицину, влиять на климат в будущем и многое другое.
5.Био- и нано- технологии – позволят воздействовать и работать на уровне микро мира. Кроме прочего это позволит выполнять самые разнообразные устройства в микроскопических размерах, что сделает их более функциональными и эффективными.
Мир активно развивается и в информационных технологиях – глобальные сети будут охватывать все новые и новые сферы жизни рядового человека. Все это значительно изменит и экономику планеты – на данный момент большие средства получают от продажи ресурсов, впоследствии, значение будут иметь технологии, знания и умение их оперативно применять.
Ближайшее будущее науки направлено на снижение потребления ресурсов, как традиционных энергетических источников, так и других, не возобновляемых материалов, требующихся для производства.
Немаловажным направлением в науке является и изучение космоса. Астрофизика и ее понимание открывает дверь к новому пониманию традиционной физики. В будущем освоение космоса позволит получить доступ не только к новым ресурсам, но и к новым знаниям.
Гуманитарная составляющая научного мира
Ближайшее будущее человечества тесно связано и с гуманитарными науками. Активно развивается лингвистика языков программирования, их число увеличивается. С помощью новейших разработок в этой сфере в будущем будут решать самые разнообразные задачи.
Философия, психология, археология и история тоже меняются. Последние находки ученых меняют традиционные представления о прошлом человечества, о жизни в доисторические времена, о происхождении самого вида Хомо Сапиенс. Первой ступенью в этом становится находка Денисовского человека в одноименной пещере в России. Она позволяет предположить гораздо более богатую историю образования видов человекообразных обезьян, наличие у них специфических культур, ранее неизвестных.
Будет изучаться мозг человека – как его биологическая составляющая, так и мысли и поступки индивида и его роль и поведение в социуме. Философия уже сейчас предполагает, что новый, технически более совершенный мир, потребует нового человека, с новыми мыслями и душой. Лингвистические науки расширяют поле своей деятельности благодаря активному слиянию различных культур, их доступности.
Подводя итог, можно сказать, что все виды наук находят новые направления, позволяющие на привычные вещи взглянуть по-новому. В результате этих перемен должны появиться два качественно других субъекта – наука нового поколения и человек ей соответствующий.