Психологическая обстановка в коллективе: что это такое. Формирование благоприятного климата – Как улучшить психологический климат в коллективе?

Содержание

5 способов нейтрализовать негативную ситуацию в коллективе — HR-портал

Вера Альшевская, HR-директор корпорации «Баркли», делится своим опытом разрешения негативных ситуаций на работе. 

«Прежде чем выбрать тот или иной инструмент нейтрализации негативной ситуации в коллективе, нужно разобраться в истинных причинах ее формирования — только в этом случае попытки исправить ситуацию будут эффективными. Ухудшение морально-психологического климата в коллективе может пагубно сказаться на работе, поэтому в интересах руководства улучшить обстановку, используя для этого как стандартные, так и нетривиальные методы.

Корпоративная культура

Обстановка внутри коллектива напрямую зависит от типа корпоративной культуры. Кулуарные обсуждения и междоусобные разборки свидетельствуют о нездоровой атмосфере ― в такой ситуации руководитель должен своевременно пресекать любую деструктивную информацию. Необходимо отметить, что большая часть неприятных кейсов, связанных с распространением «сплетневируса» по офису, происходит с молчаливого согласия руководства. В рамках профессиональной этики нужно открыто и четко дать понять своим подчиненным, что подобный вариант выстраивания взаимоотношений в коллективе категорически недопустим. Пресекайте такие действия решительно и публично! Выявляйте «зараженных» сотрудников и своевременно «лечите». Чем дольше вы позволяете таким «коллегам» распространять вирусную информацию, тем хуже становятся отношения между отдельными сотрудниками и в команде в целом.


Тимбилдинг

Бывает так, что в коллективе плохо налажены межличностные коммуникации, отсутствуют общие интересы. Особенно часто это встречается в проектных командах, где коллектив подбирается для совместного решения задач из разных структур или даже отдельных офисов компании. Это неизбежно приводит к трениям, провоцирует сложности в решении совместных задач, приводит к скрытой конфронтации. Самый короткий путь в решении такой ситуации ― организация командного мероприятия. Рынок таких услуг сейчас достаточно развит, поэтому каждая компания может найти мероприятие, подходящее корпоративной культуре. Даже без существенных финансовых затрат можно самостоятельно справиться с решением этой проблемы — это может быть и организация шахматного турнира прямо на территории офиса, и товарищеский футбольный матч, и совместное посещение интересной выставки. Все зависит от типа корпоративной культуры, возрастных особенностей, гендерного состава и, конечно, личных пристрастий ваших коллег. Результат не заставит себя долго ждать!

На практике я сталкивалась с ситуациями, в которых негатив зарождался вне офиса, а проецировался на рабочий процесс. Обычно это происходит в компаниях с крайне высоким объемом работы персонала на пике проектных загрузок. Когда сотрудники остаются в офисе сверхурочно, вынуждены отвлекаться на рабочие задачи в свое свободное время, часто и подолгу находятся в командировках. Родные и близкие крайне неодобрительно относятся к таким обстоятельствам, оказывают давление, принуждают к смене работы. Как следствие, и у самого сотрудника формируется негативное отношение к рабочей нагрузке. В таком случае тимбилдинги также полезны, поскольку всегда можно пригласить на мероприятия близких родственников. Например, организовать День открытых дверей для членов семей работников, с рассказом о компании, общением с руководством, последующим совместным чаепитием отлично поможет снять негатив и сформировать образ благонадежного работодателя. Для детей, если позволяет территория, можно позвать клоунов и аниматоров. Это очень запоминающееся событие, позволяющее людям сблизиться еще больше и прийти к взаимопониманию.


Профессиональные тренинги

Зачастую негативная среда формируется в молодых и малоопытных командах — для успеха им может просто не хватать знаний и навыков успешных коммуникаций. У них пока еще отсутствует должным образом сформированное умение правильно доносить информацию, разрешать конфликты, работать в команде, делегировать полномочия и расставлять приоритеты. Здесь стоит важная задача ―  обеспечить молодым бойцам непрерывное наращивание компетенции в области конфликтологии и психологии рабочих отношений. Сегодня это очень востребованное и важное направление. Можно организовать Soft-skill тренинг, где такие сотрудники могли бы на практике овладеть инструментами эффективных коммуникаций, получить знания в области разрешения конфликтов и успешно применять их для качественного взаимодействия с коллегами и партнерами. Это позволит повысить уровень передачи и получения информации среди персонала.

Комната психологической разгрузки

Высокий темп и постоянно растущий объем задач нередко бывают тесно связаны с повышением уровня недовольства персонала. Плотная интенсивность работы и неподвижность в рабочее время напрямую влияют на психоэмоциональное состояние сотрудников. В таком случае можно организовать комнату психологической разгрузки. Форматы могут быть разными ― от мини- спортзала до релакс-помещения с тихой музыкой и удобными креслами-трансформерами. Мужчинам, например, достаточно подтянуться на турнике 10 раз и сделать несколько физических упражнений, чтобы почувствовать себя комфортней эмоционально и физически.


Транслирование перспектив

Как бы банально не звучал совет ― не пренебрегайте возможностью открыто и честно доносить до персонала текущее состояние дел в бизнесе.  В информационном вакууме сотрудники склонны преувеличивать текущие сложности, искажать факты, домысливать. А это неотвратимо провоцирует рост напряженности, повышает уровень неуверенности в завтрашнем дне и, как следствие, оказывает негативное влияние на атмосферу в коллективе.  Главная задача руководства в такой ситуации — регулярно информировать персонал об изменениях и возможных перспективах преодоления кризисных моментов, которые в компаниях периодически случаются. Когда сотрудники видят открытую позицию руководства, знают о том, что бизнес предпринимает максимум усилий для улучшения сложившейся обстановки, планирует свою деятельность как в отдаленной, так и в ближайшей перспективе, уровень их лояльности стабилизируется. Для этого топ–менеджерам достаточно проводить периодические личные встречи с подчиненными или же использовать внутренние информационные ресурсы для информирования персонала. Руководство должно раскрыть сотрудникам стратегию компании и перспективы развития либо преодоления сложностей, несмотря на текущие непростые рыночные условия, нездоровую конкуренцию и непрерывное повышение стоимости продуктов и услуг. Это очень эффективный инструмент.»

Вера Альшевская, HR-директор корпорации «Баркли»

Поделиться с коллегами:

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

Похожее

Психологи дали 9 советов, которые помогут погасить конфликт на работе и остаться на коне

Психологическая обстановка в коллективе: что это такое. Формирование благоприятного климата – Как улучшить психологический климат в коллективе?

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,



что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook
и ВКонтакте

Статистика показывает: менеджеры среднего звена тратят 25–40 % своего времени на конфликты на рабочем месте. А ведь его можно было бы использовать для улучшения карьерных показателей или просто для приятного общения. В этой статье мы расскажем, как решать конфликты на работе, чтобы чувствовать себя комфортно в кругу коллег.

Мы в AdMe.ru составили список ситуаций, которые могут создать напряженную атмосферу на работе, и расскажем, как из них выйти.

1. Излишняя требовательность босса

Психологи дали 9 советов, которые помогут погасить конфликт на работе и остаться на коне

Выстраивать коммуникацию с вышестоящими сотрудниками непросто. Большинство боссов ориентированы на действия, они уверены в себе и требовательны, они беспокоятся об упущенных возможностях.

Но руководители не всегда могут учитывать малейшие нюансы: они ведь управляют всем процессом, а не вникают в тонкости работы каждого сотрудника или отдела. Вот почему некоторые решения могут просто сводить с ума исполнителя, которого беспокоит то, как выполнить поставленную задачу качественно в каждой детали.

Если и руководитель, и подчиненный в достаточной степени компетентны, почему бы им путем переговоров не прийти к партнерству, сбалансировав качества друг друга? Не нужно подчиняться слепо. Лучше вежливо и обоснованно выражать свое мнение, чтобы потом не пришлось отвечать своей головой за просчет шефа.

2. Травля в коллективе

Психологи дали 9 советов, которые помогут погасить конфликт на работе и остаться на коне


Если большинство стрессов, с которыми мы сталкиваемся в офисе, можно запланировать и предотвратить, то реакции коллег являются неконтролируемой переменной. Особенно это касается такой офисной проблемы, как конфликты на почве личностных качеств и ценностей. Несколько простых советов помогут выжить в атмосфере травли.

  • Не позволяйте человеку, систематически унижающему вас, «сколотить коалицию»: общайтесь с другими сотрудниками как ни в чем не бывало.
  • Некоторые личности задевают очень сильно. Если вы не можете снизить интенсивность своей реакции, то по крайней мере ограничьте контакты с обидчиком.
  • Сосредоточьтесь на сильных сторонах оппонента, напомните себе о его вкладе в общее дело. Это снимет раздражение.

3. Провокации конфликтных личностей

Психологи дали 9 советов, которые помогут погасить конфликт на работе и остаться на коне

По данным исследования, представленного на ежегодном собрании Американской психиатрической ассоциации, 5–10 % работников могут страдать расстройством личности. Существуют 4 их основных типа.

Самый фанатичный и неприятный из этих типов условно называется «звезда». Такие люди фантазируют о безграничном успехе, считают, что они все знают лучше всех, любят командовать и не терпят возражений. Общаясь с ними, следует сохранять хладнокровие и уважать их мнение, но все же стоять на своем, иначе с вами перестанут считаться.

Если нужно убедить в чем-либо такого человека, постарайтесь говорить максимально аргументированно, расскажите о


Социально-психологический климат в коллективе — от чего зависит?

Социально-психологический климат в коллективе, т.е. взаимоотношения сотрудников, оказывает существенное влияние на эффективность труда, на отношение работников к организации, своим непосредственным обязанностям и руководству. Умение сформировать благоприятную атмосферу и хорошее настроение в коллективе подчиненных – одна из первостепенных задач каждого руководителя. Если в коллективе отсутствует социальная напряженность, отношения сотрудников доброжелательные и товарищеские, в такой обстановке значительно быстрее и легче проходит адаптация новых сотрудников.

Что отличает благоприятный социально-психологический климат

анкета психологический климат в коллективе

анкета психологический климат в коллективеБлагодаря отсутствию социальной напряженности среди персонала организации, повышается трудоспособность, активность, а также улучшается самочувствие работников. Отличительными особенностями благоприятной обстановки в социуме являются:

  • требовательное отношение работников друг к другу при установленных доверительных отношениях;
  • объективная критика касательно деловых качеств;
  • свободное обозначение своей позиции относительно тех или иных обсуждаемых в коллективе вопросов;
  • высокий уровень информированности о целях функционирования организации и ходе выполнения тех или иных производственных задач;
  • лояльное отношение к предприятию, руководству и коллективу;
  • каждый сотрудник в коллективе готов нести ответственность по результатам работы всей группы;
  • готовность оказывать помощь и поддержку каждому члену коллектива.

При этом психологическая обстановка в группе зависит от различных факторов. Это межличностные и межгрупповые отношения, которые определяются как горизонтальными, так и вертикальными связями. Для обеспечения благоприятного психологического климата руководству всего предприятия и каждого подразделения необходимо грамотно взаимодействовать с подчиненными, получая обратную связь, а также контролировать взаимоотношения между коллегами одного уровня.

С целью создание благоприятного психологического климата в коллективе необходимо на постоянной основе регулировать и подстраивать управленческие методы и средства, учитывая конкретные обстоятельства и условия. Нужно грамотно разграничить служебные обязанности и права сотрудников.

Методы оценки эмоциональной обстановки в коллективе

психологический климат в коллективе тест

психологический климат в коллективе тестБыстро, эффективно и доступно определяет психологический климат в коллективе тест. Одним из вариантов такого теста может стать формирование специальной таблицы, где записаны пары слов, имеющие противоположное по смыслу значение. Каждому сотруднику предлагается выбрать наиболее подходящий для оценки психологической обстановки в организации вариант. В результате чего на основе индивидуальных ответов формируется общая оценка, характеризующая эмоциональную обстановку.

Другим методом может стать анкета на психологический климат в коллективе. Тогда каждому работнику необходимо ответить на несколько вопросов. Подведение общих результатов позволит дать правильную оценку психологической обстановки в коллективе.

Создание благоприятного психологического климата в коллективе

создание благоприятного психологического климата в коллективе

создание благоприятного психологического климата в коллективеНа данный момент разработано достаточно много различных стратегий, позволяющих сформировать благоприятный психологический климат в организации. Большинство из них предполагает использование следующих инструментов:

  • Формирование коллектива предприятия с учетом психологической совместимости работников. При этом желательно объединять в одной группе работников с разными типами поведения. Таки образом, для эффективной и результативной работы в группе следует совмещать ждущих указаний и инициативных работников.
  • Грамотный подбор руководителей подразделений, их своевременное обучение, аттестационные мероприятия.
  • Необходимое соотношение руководителей и подчиненных (на одного руководителя от 5 до 7 подчиненных).
  • Своевременный подбор сотрудников на свободные вакансии, а также отсутствие переизбытка персонала. Данный факт обусловлен тем, что переизбыток, так же как и недостаточная численность работников, приводит к неустойчивой психологической обстановке в коллективе. В подобных ситуациях возможно возникновение конфликтных ситуаций, поскольку это приводит к неравномерным трудовым нагрузкам.
  • Поддержка и оказание доверия опытным и активным сотрудникам, которые являются неформальными лидерами и пользуются уважением среди других членов коллектива.
  • Предотвращение и своевременное разрешение конфликтных ситуаций.
  • Формирование основных составляющих социально-психологического климата – поведенческих норм, общегрупповых ценностей, ожиданий и т.д…

Немаловажным инструментом формирования благополучной психологической обстановки в коллективе является организация таких мероприятий, как деловые игры, тренинги и т.д…

Методики создания благоприятного психологического климата в коллективе

создание благоприятного психологического климата в коллективе

создание благоприятного психологического климата в коллективеНаиболее распространенными социально-психологическими методами формирования благоприятного климата в коллективе являются тренинги, арт-терапия и методы телесной психотерапии.

Тренинги предполагают использование обучающей модели, постановки целей, а также дают возможность измерить и оценить поведение персонала. Это могут быть тренинги, объединенные в группы. Они позволяют обучить персонал карьерному планированию, принятию решений, развитию умений справляться с волнением и тревогой, совершенствовать навыки общения с коллегами.

Арт-терапия основана на отражении внутреннего состояния сотрудников с помощью зрительных образов. Это может быть рисование, лепка скульптур и тому подобное. Полученные таким образом произведения служат для определения уровня агрессивного и негативного состояния, позволяют предотвращать и разрешать конфликты.

Методы телесной психотерапии основываются на взаимосвязи физиологических и психических процессов (т.е. позы, движения и жесты отражают характеристики личности). На некоторых предприятиях организованы специальные комнаты психологической разгрузки, позволяющие высвободиться от отрицательных эмоций.

Наряду с вышеперечисленными, существуют и другие методы, позволяющие сформировать благоприятную психологическую обстановку. Многие предприятия с этой целью пользуются услугами психологов, как штатных, так и временно привлеченных.

Отношения в коллективе. Психология отношений на работе

Отношения в коллективе имеют колоссальное влияние на эффективность рабочего процесса — об этом знает каждый грамотный руководитель. Для многих работа давно стала вторым домом. Именно поэтому знание психологии отношений в коллективе играет важную роль.

Каждый сотрудник индивидуален, имеет свой, порой непростой, характер, предпочтения и пожелания. Поэтому неудивительно, что нередко внутри коллектива происходят конфликты и ссоры. Как их избежать и создать атмосферу взаимопонимания?

Социальная психология коллектива

Психология коллектива

Коллектив на работе – это социальная среда. Она состоит из множества разных людей. У них отличные друг от друга взгляды на жизнь, воспитание, цели на будущее и способности. Однако им приходится некоторое время находится вместе и решать общие вопросы. Взаимодействие в этом случае – прямой путь к успеху компании.

Человек учится находить общий язык с коллективом с раннего детства. Сначала идет детский сад, потом школа, далее ВУЗ и, наконец, работа. И каждый раз приходится приспосабливаться к новым людям. Однако не всегда это легко делать. Как часто уже в более взрослом возрасте, люди уходят с работы из-за того, что не прижились в коллективе. И такие случаи нередки.

Отношения между коллегами можно продемонстрировать наглядным примером. Допустим, в компанию пришла новая сотрудница – молодая и красивая девушка. Что испытают в этот момент те, кто работает здесь уже давно? Скорее всего, это будет интерес и, вместе с тем, напряжение. Сотрудницу можно сравнить с инородным телом, которое находится на этапе исследования организмом (в этом случае коллективом). Ее рассматривают, изучают и оценивают.

Люди отнесутся к новому человеку по-разному. Кому-то девушка придется по душе своими профессиональными и личностными качествами. Других же она будет раздражать и нервировать. И в первом, и во втором случае мириться с новым сотрудником придется, поскольку от слаженной работы зависят отношения в коллективе в целом и деятельность компании.

Психология на работе и отношения в коллективе

Раздел психологии, изучающий отношения в коллективе, по праву считается самым сложным. И это не удивительно, потому что между коллегами постоянно возникает недопонимание. Есть несколько причин такого положения вещей:

  • сомнения в профессиональных качествах другого человека;
  • подставы перед руководством;
  • сплетни и доносы.

Подобные проблемы случаются в каждом без исключения коллективе. От них можно не только легко избавиться, но и обернуть в свою пользу. Для этого нужны минимальные знания психологии общения и отношений с коллегами.

Типы отношений на работе

Отношения с коллегами по работе бывают разными. Они строятся по трем главным схемам, каждая из которых имеет свои особенности, преимущества и недостатки.

Психология равных или дружеских отношений

Это наиболее близкое общение. Люди хвалят друг друга, но при необходимости сделают замечание. Такой тип отношений не подходит для руководителя и кого-то из сотрудников. И на это есть свои причины.

Дружба начальника и одного из членов коллектива выделяет последнего на фоне остальных. Он занимает, если так можно сказать, привилегированное положение, что точно не понравится остальным. Это прямой путь к конфликтам.

Психология отношений старшего к младшему (с позиции старшего)

Такой вид взаимоотношений на работе делится на два подвида:

  1. Наставник — ученик. Первый помогает второму советами, но никак не руководит им, тем более, не участвует в его работе. Ученик вряд ли прислушается к советам, если они идут непосредственно от начальника, который плохо разбирается в рабочих процессах. Наставник же дает возможность улучшаться и двигаться в правильном направлении.
  2. Руководитель – подчиненный. Начальник оценивает работу сотрудников, контролирует ее, при необходимости наказывает или поощряет. Здесь речь не идет о близких отношениях, потому что они разрушат дисциплину в коллективе.

Стоит отметить, что один и тот же человек не может быть руководителем и наставником.

Психология отношения младшего к старшему (с позиции младшего)

Как и предыдущий вид отношений, этот делится на подвиды:

  1. Подчиненный – руководитель. Главная задача первого – ответственно относиться к обязанностям и выполнять указания второго. Также ему нужно уважать руководителя, независимо от того, какой он есть.
  2. Ученик – наставник. Отношения в коллективе по такому типу предполагает, что первый прислушивается к советам второго. И не только слушает их, но обдумывает и старается применять на практике. Если ученик спорит и отказывается слушать наставника по работе, он не готов учиться. В этом случае все разговоры бесполезны.

Каждая из перечисленных схем развития отношений дает возможность построить в коллективе здоровую атмосферу и наладить общение.

Правила хорошего тона

Отношения с коллегами

Отношения на работе с коллегами должны строиться согласно нескольким простым правилам. Первое касается приветливости. Не стоит из-за плохого настроения грубить или хамить окружающим. Быть вежливыми и благодарными не так уж и сложно. Эти качества располагают людей.

Однако здесь нужно проявлять осторожность, поскольку близкие отношения в коллективе и неформальное общение могут сыграть злую шутку. Например, молодая сотрудница покажется женщинам из коллектива соперницей. Мужчины же из-за ее слишком свободного поведения посчитают ее ветреной и утратят всякое уважение.

Второе правило является логичным продолжением первого. Не стоит рассказывать коллегам по работе личную информацию о себе. Хорошие побуждения и доверие легко превращаются в сплетни, домыслы и зависть. Достаточно рассказать общеизвестный минимум.

Третье правило созвучно с выражением «не бежать впереди паровоза». Конечно, хорошо, если способности позволяют выполнять работу быстро и при этом качественно. Однако коллектив состоит из разных людей. Кто-то работает быстрее, кто-то, наоборот, тратит на выполнение задач больше времени. Не стоит пытаться исправить или переучить коллег. Они могут принять это за вызов.

И, наконец, четвертое правило. Оно призывает не игнорировать ритуалы и традиции коллектива. Совместные обеды и праздники только улучшат отношения.

Первый день: фатальный успех

Отношения в коллективе на работе во многом зависят от первого впечатления о сотруднике. Ему придется пройти своеобразный тест, на результатах которого будет строиться его дальнейшее общение с коллегами.

Итак, в первый рабочий день нужно придерживаться ряда простых рекомендаций:

  1. Одеваться максимально сдержанно, даже если в жизни стиль одежды вряд ли можно назвать скромным.
  2. Не забывать о правилах этикета. Минимум – приветствие и слова прощания.
  3. Не кокетничать с представителями мужского пола. Это только испортит отношения и с ними, и с женщинами.
  4. Не спорить, пытаясь доказать свою правоту.
  5. Не рассказывать слишком много о себе.
  6. Если необходимо, обращаться к коллегам за помощью.

Выполнять перечисленные советы несложно. Достаточно просто расслабиться и попытаться получить удовольствие от работы.

Мы такие разные и все-таки мы вместе

Как строить отношения

Построить здоровые отношения на работе непросто. Все из-за того, что каждый человек индивидуален. Существует несколько видов сотрудников:

  1. Злюки или ворчуны. Неприветливые люди, которые всегда чем-то недовольны и легко выходят из себя. Каждое слово или реакция окружающих для них — возможность выплеснуть негатив. У таких людей нет желания говорить о хорошем.
  2. Завистники. Любимое занятие таких членов коллектива – разносить сплетни, причем как на работе, так и за ее пределами. Они обсуждают все, начиная от новой губной помады и заканчивая профессиональной деятельностью. Таким людям просто скучно. В общении с ними нужно избегать слишком откровенных рассказов о себе и семье.
  3. Ригидные коллеги. Не любят перемены. Даже если новое в разы лучше старого, они не станут ничего менять. Отношения с такими сотрудниками должны строиться на строгом следовании установленным правилам и инструкциям.
  4. Советчики. Постоянно учат окружающих, направо и налево раздают советы. Они безвредны. Самое страшное, к чему приводит их поведение, — ссора на работе. Общаясь с коллегами такого типа, нужно проявлять инициативу и просить совета первыми.
  5. Педанты. Реагируют на малейшие неточности и детали. Умерить их пыл довольно легко. Достаточно переложить часть обязанностей, требующих большого внимания и скрупулезности.
  6. Артисты. Любят быть в центре внимания. Скандалы на работе для них – способ зарядиться энергией. Пара комплиментов и внимание позволят превратить их из врагов в союзники.

Это лишь несколько видов сотрудников. На самом деле их гораздо больше. И если не получается найти способ выстроить с ними отношения, нужно также обратить внимание на себя. Возможно, проблема кроется в вашем характере и поступках

Что может провоцировать коллег на конфликты

Согласно книгам по психологии, здоровые отношения в коллективе иногда находятся под угрозой. Причин этому много:

  • необщительность, нежелание идти на контакт;
  • жалобы и доносы на коллег;
  • плохое настроение, выплескиваемое на окружающих;
  • излишняя уверенность в своей правоте и прямолинейность;
  • страх перетрудиться;
  • сравнение бывшей работы с нынешней;
  • лишнее любопытство к коллегам;
  • громкие разговоры по телефону, повышенный тон в общении с окружающими, сильный аромат парфюма.

Еще одна причина возможного конфликта кроется в трудоголизме. Порой стремление качественно выполнить работу со стороны воспринимается как желание выслужиться перед руководством или выделиться из общей массы.

Отношения в мужском коллективе: расставим приоритеты

В мужском коллективе, равно как и в женском, часто случаются конфликты. Предотвратить их можно несколькими способами:

  1. Всегда выглядеть безупречно. Лучшая одежда для работы – строгий деловой костюм.
  2. Лишнее внимание со стороны коллег или даже кокетливость удивляют и ставят в тупик. Не нужно в ответ грубить. Лучше промолчать или перевести разговор на другую тему.
  3. Стоит помнить, что каждый член коллектива – такой же сотрудник, как и все остальные. Поэтому требовать к себе особого отношения не красиво.
  4. Не реагировать на провокации слишком эмоционально. Важно оставаться спокойными даже в тех случаях, когда на эмоции выводят специально. Здесь потребуется стойкость.

Самое главное – проявлять уважение ко всем без исключения коллегам на работе. Можно сказать, что это залог хороших отношений.

Как построить отношения после конфликта: советы психолога

Знание психологии отношений в коллективе на работе не является гарантией полного отсутствия конфликтов. Что делать, если он произошел?

  1. Успокоиться, расслабиться. Сосредоточить мысли на хороших качествах провокатора или обидчика. Это поможет, если не забыть ситуацию, то хотя бы вернуть хорошие отношения.
  2. Посмотреть на спорную ситуацию со стороны. Благодаря этому можно контролировать себя, не давая оппоненту нарушить равновесие и достичь, тем самым, желаемого.

Обезоружить человека, который планирует и дальше продолжать конфликт, можно только спокойствием и уравновешенностью. Эти качества вместе с трезвым взглядом позволяют уничтожить все намерения обидчика.

Итак, какими бывают взаимоотношения в колективе? Обычно сложными, поскольку каждый человек является сформировавшейся личностью. У всех свои взгляды на жизнь и происходящее вокруг. В коллективе есть советники, провокаторы, завистники, педанты и даже артисты. Если найти к каждому из них индивидуальный подход, отношения станут гармоничными и здоровыми.

Как строить отношения

Автор статей по саморазвитию и психологии отношений.

психологическая обстановка в коллективе, 6 букв, 1-я буква К, сканворд

психологическая обстановка в коллективе

Альтернативные описания

• застарелые привычки погоды

• метереологические условия, свойственные для данной местности

• многолетний режим погоды в данной местности

• погода, характерная для какого-либо района земной поверхности

• природный характер

• режим погоды, характерный для данной местности

• многолетний режим погоды

• этим словом древние греки называли одну из семи полос, на которые они делили населенную часть Земли

• это слово происходит от греческого слова «наклон», причем подразумевается наклон земной поверхности к солнечным лучам

• застарелые привычки природы

• режим погоды в регионе

• погода в регионе

• местная погода

• привычки погоды

• режим погоды

• земная погода

• «обстановка» в коллективе

• психологическая «погода» в коллективе

• характер погоды

• ежегодная погода

• ежегодные «привычки» погоды

• погодные условия

• «здесь вам не равнина, здесь … иной»

• местная ежегодная погода

• условия погоды

• погодный норов

• погодный «темперамент» местности

• погода из года в год одним словом

• «до чего же … здешний на любовь влиятельный»

• погода в течение года

• ежегодная погода одним словом

• психологическая обстановка

• ежегодная погода в данной местности

• погода из года в год

• масштабная погода

• «здесь вам не равнина, здесь … иной» (Высоцкий)

• Многолетний режим погоды в данной местности

• Режим погоды, характерный для данной местности

• Застарелые привычки природы

• «Застарелые привычки» погоды

• «Здесь вам не равнина, здесь … иной»

• «Здесь вам не равнина, здесь … иной» (Высоцкий)

• «Обстановка» в коллективе

• «до чего же … здешний на любовь влиятельный»

• ежегодные «привычки» погоды

• м. состояние воздуха известной местнистности, относительно жары и стужи, сухости, сырости, длительности времен года и пр., погодье. Климат зависит от широты места, близости моря, материков, от высоты местности, от гор, лесов, вод и болот и других, еще мало известных отношений. Кламатический, к климату относящ. Кламатология ж. наука о климатах, о состояниях атмосферы, погоды, погодье; погодьесловие. Климатологический, к климатологии и к погодью относящ.. Климатерические, -ричные годы человека, климактические, каждый седьмой, или, по иным, девятый год, определяющий одип из возрастов (см. это сл.)

• погодный «темперамент» местности

• психологическая «погода» в коллективе

• это слово происходит от греческого слова «наклон», причем подразумевается наклон земной поверхности к солнечным лучам

ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ

Сегодня поговорим о деловых отношениях и о том, какая должна быть психология отношений на работе. Тема отношений на работе стоит на втором по важности месте после семейных, поэтому также оказывает значительное влияние на нашу жизнь.

Знаете ли Вы, что человеку очень важно заниматься тем, что ему нравится? Когда нам не нравится  работа или бизнес, то это влечёт за собой нехорошие последствия для жизни в целом. Последствия могут проявляться в виде проблем, как на той же работе, так и в личных отношения.

КОНФЛИКТЫ В КОЛЛЕКТИВЕ

Причины конфликта — это явления, события, факты, ситуации, предшествующие конфликту и вызывающие его при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия. Причины конфликтов раскрывают источники их возникновения и определяют динамику течения.

Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов:

  1. Объективных.
  2. Организационно-управленческих.
  3. Социально-психологических.
  4. Личностных.

Первые две группы факторов носят объективный характер, третья и четвертая — субъективный.
Объективными причинами конфликтного взаимодействия считаются те обстоятельства социального взаимодействия людей, приводящие к столкновению их мыслей, интересов, ценностей и т. п.

Ограниченность ресурсов, которые распределяются (плохая обеспеченность), влечет недостатки в организации труда. На предприятиях ресурсы всегда ограничены, и руководство обязано грамотно распределять материалы, оборудование, человеческие ресурсы и финансы между различными группами работников.

Необходимость распределения ресурсов и возможность необъективного подхода к решению этой производственной цели создают предпосылки для возникновения конфликтов. Людям свойственно стремление к роли собственного вклада и значимости своего труда, в связи, с чем распределение ресурсов на любом уровне (власти, премии, земли) может привести к конфликту.

Различие в целях (нерациональная организация труда) обусловливает принципиальность взглядов людей, стиль их поведения, противоречивый характер личностных систем убеждений. Различие целей исполнителей в системе управления часто порождает противоречия между ними. Это обусловлено сложностью структур управления, поскольку подразделения практически самостоятельно формулируют задачи своей деятельности, которые со временем могут противоречить друг другу, а иногда и стратегии развития организации.

ПРИМЕРЫ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ

Пример: юридический отдел организации не рекомендует отделу материально-технического снабжения самостоятельное заключение определенных соглашений с высоким уровнем риска. Впоследствии возникают противоречия  с организацией нового отдела маркетинга, сотрудники которого считают неправильными (непрофессиональными) критерии, используемые юридическим отделом для определения степени риска соглашений.

С усилением специализации подразделений предприятий повышаются возможности для самостоятельного формулирования целей, использования специальных методов управления.

Пример: с целью повышения конкурентоспособности продукции, отдел сбыта может настаивать на повышении его разнообразия, а производственному отделу легче достичь своей цели, если номенклатура менее разнообразна. Возникает объективная причина для конфликта.

В производственных условиях существует объективная взаимозависимость задач. Однако неправильное распределение обязанностей, несогласованность структур управления, неадекватность работы конкретного подразделения повышают вероятность конфликтов, которые нарушают ритмичную деятельность организации в целом.

В условиях совместного выполнения работ всегда существует возможность конфликта через взаимозависимость деятельности, недостаточную согласованность прав, функций, ответственности, неадекватное понимание качества труда и другие ошибки в управлении.

Пример: на производственном участке цеха часто происходит выпуск бракованной продукции вследствие работы неисправного оборудования. В цехе нет механиков, отвечающих за работу какого-либо конкретного вида оборудования. К ремонту подключаются свободные работники, оплата их труда не связана с качеством выпускаемой продукции. Руководитель цеха обвиняет начальника участка за брак, а тот — работников.

Ошибки управления — это неграмотные решения, вызванные необоснованным выбором методов регулирования производственной деятельности, необъективной оценкой результатов работы сотрудников, нерациональным распределением задач, неумением квалифицированно решать вопросы социально-психологических программ трудового коллектива.

Повышение профессионально-культурного уровня руководителей (менеджеров) через их своевременное обучение, овладение практическими навыками, формирование рыночного мышления, овладение методами разрешения конфликтов в коллективе позволит своевременно определять «узкие» места и предотвращать возникновение нежелательных конфликтов.

Слабая разработанность нормативно-правовых процедур, отсутствие объективных критериев оценки и решения межличностных противоречий , стандартных способов защиты интересов работников — способствуют возникновению противоречий.

Пример: если руководитель, используя свое служебное положение, неоправданно унизил или оскорбил своего подчиненного, то он может пойти на конфликт, защищая свое достоинство.

Недостаток необходимых для нормальной жизнедеятельности благ (низкая заработная плата) существенно повышает уровень конфликтности в организациях и в обществе. Неустроенный, обделенный человек, который не реализовал свои возможности, более конфликтен по сравнению с теми, у кого подобные проблемы решены.

Плохая сплоченность трудового коллектива, неудовлетворительные коммуникации, несовместимость сотрудников, невозможность нужного общения являются катализаторами конфликтов в организациях.

Пример: невозможность получить грамотное разъяснение по поводу изменения системы оценки и оплаты труда может вызвать негативные эмоции сотрудников и стать объективной причиной возникновения конфликта в коллективе.

Причиной большинства конфликтов является недостаток или искажение информации: неполные и неточные факты, слухи, изменение содержания (случайное или намеренное). Это приводит к неправильному восприятию определенной ситуации, неадекватному поведению личностей, непонимания, а затем и к конфликтам.

Пример: перед проведением аттестации в организации до сведения работников не была доведена информация об изменении критериев отбора, о предстоящем сокращении. В результате появилось множество слухов, сплетен, производственную деятельность в организации было затруднено на период времени проведения аттестации, а взаимоотношения сотрудников можно было охарактеризовать как противоречивые — предвестник конфликта.

ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ

Объективные причины только тогда превращаются в источники реального конфликта, когда препятствуют реализации потребностей лица или коллектива, не удовлетворяют индивидуальные или групповые интересы.

Перечисленные причины могут привести к каждому из рассмотренных ранее видов конфликтов. Однако существуют причины, которые чаще всего встречаются. Так, 75-80% межличностных конфликтов порождаются и затрагиваются материальными интересами отдельных работников, то есть ограниченностью ресурсов, подлежащих распределению, хотя внешне это может проявляться как несовпадение характеров, личных взглядов, моральных ценностей.

Конфликты между личностью и группой в основном обусловлены расхождением индивидуальных и групповых норм поведения.

Межгрупповые конфликты порождаются в основном расхождением во взглядах и интересах, хотя подобные различия зачастую сводятся к борьбе за ресурсы. Объективные условия определяют особенности деятельности для многих участников социального взаимодействия, но лишь для отдельных лиц, чьи интересы нарушены, они могут стать причиной конкретного конфликта.

На всю сеть объективных детерминант, обусловливающих возникновение конфликтов, зачастую накладывается действие целого ряда субъективных факторов, укорененных в социально-психологических особенностях индивидов и их межличностных взаимодействиях .

Среди них к возникновению конфликтов зачастую приводят:

  1.  Нарушение принципов управления, которые проявляются в неправильных действиях руководителей (нарушение трудового законодательства, несправедливое использование поощрений и наказаний, самонадеянное использование кадрового потенциала, деструктивное влияние на социальные статусы и роли подчиненных, недостаточный учет психологических особенностей, личных интересов и потребностей работников).
  2. Неправильные действия подчиненных (несерьезное отношение к труду, личная неорганизованность, эгоистические желания).
  3. Психологическая несовместимость сотрудников, столкновение их целей, установок, интересов, мотивов, потребностей, поведения в процессе и результате общения, а также в процессе их сотрудничества в трудовом коллективе.
  4. Наличие в коллективе так называемых «трудных людей» — «агрессоров», «жалобщиков», «зануд» и т. п., которые своим поведением создают в ближайшем социальном окружении состояние социальной напряженности, что приводит к возникновению конфликтов
  5. Возникновение в межличностных контактах работников коллектива противоречий, которые приводят к тому, что одни индивиды своими словами, суждениями, поступками касаются или унижают социальный статус других, их материальные и духовные интересы, моральное достоинство, престиж.
  6. Манипулирование, то есть скрытое управление собеседником, партнером против его воли, во время которого манипулятор получает односторонние преимущества за счет жертвы.
  7. Несоответствие слов, оценок, поступков одних членов коллектива ожиданиям, требованиям других его членов.

Субъективные причины конфликтов обусловлены индивидуально-психологическими особенностями и непосредственным взаимодействием людей во время объединения их в социальные группы. В основном это обусловлено значительными потерями и искажением информации в процессе коммуникации. Нередко часть информации искажается через ее субъективное восприятие, нечеткую и неправильную трактовку, нехватку времени. Другая часть может намеренно утаиваться собеседником, если ему невыгодно ее сообщать. Много информации в устной форме ее передачи в ходе разговора не усваивается из-за невнимательности или проблемы с быстрым пониманием.

Социально-психологическими факторами конфликтов является психологическая несовместимость, несбалансированное взаимодействие людей.

К возникновению социально-психологических конфликтов приводит также непонимание людьми того, что во время обсуждения проблемы противоположность позиций может быть вызвана не реально расхождением во взглядах оппонентов, а подходом к этой проблеме с разных сторон. Одной из наиболее типичных причин конфликтов, относящихся к этой группе, является внутригрупповой фаворитизм, т.е. предоставление преимущества членам своей группы перед представителями других социальных групп.

Личностные факторы конфликтов обусловлены особенностями психики человека (степени ее возбудимости, эгоцентризма, устойчивости к стрессам, уровнем настойчивости, самооценки и т. п.).

Нельзя не учитывать тот факт, что в определенных ситуациях источником возникновения конфликта является сам руководитель и его действия, особенно если он склонен вносить в принципиальную борьбу мнений много «мелочей» и позволяет себе личные выпады, а также он является злопамятным и недоверчивым, всегда публично демонстрирует свои симпатии и антипатии.

Причинами конфликта могут стать также беспринципность руководителя, ложное понимание им единоначалия как неоспоримого принципа управления, тщеславие и чванство, резкость и грубость в обращении с подчиненными.

Многие конфликты возникают по вине руководителей, которые стремятся находить лазейки и обходить директивы и нормативные акты, продолжая незаметно все делать по-своему. Не проявляя должной требовательности к себе, они превыше всего ставят личный интерес и создают вокруг себя атмосферу вседозволенности. Несдержанность менеджера, неспособность правильно оценить ситуацию и найти правильный выход из нее, неумение понимать и учитывать образ мыслей и чувства других людей порождают конфликт.

Описанные типы объективных и субъективных причин конфликтов наиболее часто встречаются, однако они не исчерпывают всех возможных вариантов.

СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

1. Уход от конфликта — наиболее популярный метод управления
Суть данного метода управления конфликтом: группа стремится избежать конфликта, покидая «сцену» экономически, физически или психологически. Его преимущество: решение такого рода принимается очень быстро.

Метод применяется в случае ненужности данного конфликта, когда он не подходит к ситуации, сложившейся в организации. Показание к его применению — очень высокая цена издержек возможного конфликта. Причины применения данного метода:

  • Тривиальность проблемы, лежащей в основе конфликта.
  • Давление более важных обстоятельств.
  • Охлаждение разгоревшихся страстей.
  • Сбор дополнительной информации и уход от принятия немедленного решения.
  • Более эффективный потенциал у другой стороны, способной разрешить конфликт.
  • Ситуацию, когда тема конфликта лишь косвенно затрагивает существо проблемы или когда указывает на другие и более глубокие причины.
  • Страх перед противоположной стороной.
  • Неудачное время надвигающегося конфликта.

Типичное поведение в случае разрешения конфликта методом ухода от него: чаще всего отрицается существование проблемы конфликта вообще, в надежде на то, что проблема исчезнет сама собой.
Метод неприменим в случаях: когда потеря времени в перспективе приводит к потере инициативы и большим издержкам. Считается, что результат конфликта при таком методе управления вмещается в схему «выигрыш-проигрыш».

2. Метод бездействия — разновидность метода «ухода от конфликта»

Суть данного метода управления конфликтом: никаких действий и расчетов не производится вообще.
Данный метод оправдан в условиях полной неопределенности, когда невозможно просчитать варианты развития событий.

Последствия этого метода непредсказуемы, хотя может случиться и выгодный для администрации или социальной группы поворот событий.

3. Метод уступок и приспособления
Администрация идет на уступки за счет уменьшения собственных притязаний. Данный метод используется в случаях разрешения конфликтов: когда администрация обнаруживает свою неправоту и когда ей полезнее прислушаться к предложениям противоположной стороны, показать свою рассудительность.

Наиболее вероятный результат метода: «проигрыш-выигрыш».

4. Метод сглаживания
Данный метод разрешения конфликта, используется в организациях, ориентированных на коллективные методы взаимодействия, а также в странах традиционного коллективизма. Метод показан в случаях несущественных расхождений интересов в условиях привычных моделей поведения людей в коллективе.
Метод основан на подчеркивании общих интересов, когда различия приуменьшаются, а на общих чертах делается акцент: «Мы одна дружная команда и не следует раскачивать лодку».

Вероятный результат использования этого метода предполагает наличие двух вариантов: «выигрыш-проигрыш», «выигрыш-выигрыш».

5. Метод скрытых действий

Данный метод разрешения конфликта, применяется тогда, когда управление конфликтом нуждается, по мнению администрации, в скрытых средствах его урегулирования.

Причины выбора данного метода: стечение экономических, политических, социальных или
Используемая техника: как джентльменские, так и далекие от них формы воздействия (кулуарные переговоры, политика «разделяй и властвуй», подкуп, обман, создание помех).

Исход метода зависит от опыта и способностей противоположной стороны и может колебаться от варианта «проигрыш-проигрыш» до варианта «выигрыш-выигрыш».

Негативные последствия метода:
скрытое или открытое сопротивление такого рода секретным действиям
распространение среди работников негативных настроений по отношению к руководству.

6. Метод «быстрого решения»

Его суть: решение по предмету и проблеме принимается в самые короткие сроки, почти мгновенно.

Данный метод разрешения конфликта используется:

  • При лимите времени для принятия решения в связи с возникновением различных обстоятельств.
  • Когда одна из сторон в конфликте меняет свою позицию под влиянием аргументов другой или в связи с получением новой «объективной» информации.
  • Когда обе стороны желают участвовать в поиске наиболее лучших вариантов соглашений.
  • Когда отсутствует опасное обострение конфликтной ситуации и поэтому нет необходимости в тщательной выработке решений.
  • При расчете, что быстрое решение резко снизит издержки по сравнению с другими сценариями конфликта.

Наиболее вероятный результат применения метода: ближе к модели «выигрыш- выигрыш», но для этого необходимо взаимное согласие сторон.

Его преимущества: быстрота, взаимоуважительные формы убеждения сторон в ходе дебатов, подготовка решений на основе принципа консенсуса.

7. Метод компромисса

Компромисс — вид соглашения, в котором обе стороны занимают средние позиции в рамках имеющихся расхождений и поля проблем.

В демократических странах является классическим методом в разрешении конфликтов.

Суть метода: управление конфликтом посредством достижения соглашения в ходе непосредственных переговоров сторон.

Метод компромисса применяется в случаях:

  1. Когда цели конфликта достаточно важны, но затрачивать еще больше усилий на его продолжение нет необходимости.
  2. Когда оппоненты с равными силами действуют во взаимоисключающих направлениях и имеют прямо противоположные цели.
  3. Достижения временных соглашений по комплексным проблемам.
  4. Достижения целесообразных решений в условиях давления фактора времени.
  5. Выхода из ситуации, когда сотрудничество или соперничество не дают успеха.
  6. Когда обе стороны считают, что их цели могут быть лучше реализованы с помощью переговоров на основе соглашений типа: «дай-возьми».
  7. Если обе стороны имеют достаточно времени.
  8. Ограниченности ресурсов.
  9. Нежелательности исхода «выигрыш-проигрыш».

Технология метода: переговоры; каждая сторона вносит свой вклад в движение к компромиссу; поиск приемлемых решений.

Ограничения для применения метода компромисса:

  • Нереалистичность первично занятой позиции по причине ее неадекватной оценки (например, преувеличения).
  • Принятое решение слишком аморфно и не будет эффективным.
  • В случае оспаривания участниками принятых обязательств.

Результат компромисса: нет откровенно проигравшей стороны и нет явного победителя.

Достоинства метода:
возможность решения спорных вопросов для обеих сторон; фокусирование внимания на взаимных интересах; разработка взаимовыгодных решений.

8. Метод сотрудничества — соперничающие стороны действуют в поиске наилучшего варианта решения конфликтной ситуации.

Применяется в случаях:

  • Выработки интегративного решения, когда «корзины» проблем обеих сторон слишком важны для принятия только компромисса.
  • Когда одна из сторон нуждается в выявлении своих объективных целей в конфликте.
  • Выявления позиций социальной группы, придерживающейся другой линии в перспективе.
  • Выработки соглашения на основе принципа консенсуса.
  • Когда есть время для поиска альтернативы, удовлетворяющей притязания обеих сторон.
  • Соблюдения принципа обязательности конфликтующих сторон и умения использовать процесс сотрудничества.

Специфические действия конфликтующих сторон:
ориентация на разрешение проблемы; акцент не на различия, а на разделяемые обеими сторонами идеи и информацию;

Методика решения конфликта через решение проблемы, предложенная Аланом Фили, заключается в следующем:

  1. Определите проблему в категориях целей, а не решений.
  2. Когда проблема определена, определите решения, приемлемые для обеих сторон.
  3. Сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личных качествах другой стороны.
  4. Создайте атмосферу доверия, увеличив взаимное влияние и обмен информацией.
  5. Во время общения создайте положительное отношение друг к другу, проявляя симпатию и выслушивая мнения другой стороны, сводя к минимуму проявления гнева и угроз.

Ограничения в применении метода: необязательность сторон, неблагоприятные временные условия.

Результат применения метода: «выигрыш-выигрыш» для обеих сторон.

9. Метод силы — стремление одной стороны навязать другой свое решение

Применяется в следующих ситуациях:

  • Когда необходимо быстрое, решительное действие, иногда даже в условиях чрезвычайных обстоятельств.
  • В случае жесткой необходимости введения непопулярных решений (дисциплинарных ограничений, понижения размера зарплаты).
  • В жизненно важных для организации ситуациях, когда сильная сторона осознает свою правоту.
  • Против социальных групп с деструктивным поведением.

Вероятные модели поведения: навязывание стратегий типа «выигрыш-проигрыш»; использование конкуренции; использование власти путем принуждения.

Данный метод эффективен в ситуациях, при которых администрация имеет значительное преимущество перед работниками.

ЧЕМ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ПСИХОЛОГ

Взаимоотношения сотрудников в коллективе зависят от психологического климата и от методов руководства в организации. Человек заинтересован в комфортной рабочей атмосфере: в дружелюбных, позитивных взаимоотношениях с коллегами и руководством, в минимизации стрессовых ситуаций. Но не всегда ожидания соответствуют действительности. Сотрудник попадает в конфликтные ситуации, подвергается психологическому давлению со стороны коллег и руководства (моббинг), сталкивается с негативным к нему отношением коллег. Как следствие снижается работоспособность, пропадает мотивация к работе, вплоть до увольнения.

Причины возникновения таких ситуаций в рабочей деятельности связаны не только с компетенцией сотрудника, но и с внутренним (психологическим) состоянием самого человека (с теми убеждениями и программами, которые «сидят» в нём), которое определяет, как его (человека) воспринимает окружение. С помощью психологических техник (интегративного подхода) негативные, конфликтные ситуации можно разрешить.

Как показывает практика, даже самое корректное поведение на рабочем месте – еще не гарант того, что конфликт с коллегами не возникнет. Если в вашем коллективе уже развился конфликт, то Вам необходимо принять решение, хотите ли Вы в нем участвовать. Если чувствуете, что этот конфликт не затрагивает ваших интересов, то можете попробовать уйти от него, не участвовать в нем, избегать его, не дать втянуть себя в перепалку и дебаты. Если Вы чувствуете, что конфликт затрагивает ваши интересы, то придется вмешаться.

Причем открыто заявить о себе как о стороне конфликта, например так: «Я хотел бы высказать свое мнение. Мне тоже важно принять участие в обсуждении этого вопроса». При этом надо соблюдать правила безопасности. Их сформулировал психолог-консультант коуч центра Nekrizis (Санкт-Петербург) Родион Чепалов. Вот его советы:

  1. Главное не втягиваться эмоционально в спор. Не повышайте голоса, даже если на вас кричат.
  2. Попытайтесь структурировать информацию: какие есть стороны конфликта и какова их позиция, чего хочет каждый участник.
  3. Помогите людям рационально сформулировать свои требования, если они не могут этого сделать.
  4. Помогите выработать несколько рациональных решений конфликта и предложите их на обсуждение.
  5. Задайте регламент обсуждения: время, способ (письменно, устно).
  6. Выясните, кто будет арбитром, судьей (например, начальник).
  7. Если возник трудовой спор, нужно его решать рационально, с четким прописыванием позиций, возможностей, пожеланий.

ПРОФИЛАКТИКА ЗДОРОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ

В настоящее время проблема конфликтов выступает объектом повышенного внимания в различных отраслях научного знания, закономерно порождаемого ее актуальностью. Насыщенность нашей жизни различного рода конфликтами диктует необходимость разработки проблемы эффективного управления ими.

Конфликт в организации это осознанное противоречие между общающимися членами этого коллектива, которое сопровождается попытками разрешить конфликт на фоне эмоциональных отношений в рамках организации. В статье проанализированы результаты апробации программы психологической профилактики конфликтных отношений в трудовом коллективе.

Возросший интерес к проблеме конфликта объясняется повышением общего уровня конфликтности современного общества. Поэтому не случайно одной из наиболее интенсивно развивающихся областей современного теоретического знания и практической деятельности является конфликтология, в качестве междисциплинарного подхода к пониманию, описанию и управлению конфликтными явлениями разного уровня.

Сложная система отношений в трудовом коллективе таит в себе возможность возникновения самых различных конфликтов, которые специфичны как по содержанию и динамике, так и по способам их разрешения.

Проблема психопрофилактики конфликтных отношений в трудовых коллективах в последние годы приобретает особую актуальность и практическую значимость. Это определяется трудоемкостью непосредственного разрешения уже развернутых конфликтов. Значительно доступнее осуществлять не только и не столько преобразование и разрешение конфликтов, сколько предупреждать их возникновение, то есть осуществлять психопрофилактику и принимать меры по предупреждению и предотвращению конфликтов.

Критерии нездорового психологического климата в коллективе

Один из важнейших критериев нездорового психологического климата — склонность сотрудников предприятия негативно реагировать на события и изменения: при тревоге основное внимание сотрудников направлено на отрицательные явления. Среди сотрудников преобладает скованное, схематическое воображение. На предприятии царит слабая открытость и нетерпимость к различиям как между сотрудниками, так и при сравнении заданий, выполнении работ разными отделами. При выполнении заданий большинство сотрудников склонно к срочности и атаке. В отношениях преобладают проекция, обвинения, критика. Любовь к постановке диагнозов как отдельным сотрудникам, так и предприятию и руководителям в целом. Поддерживаются таинственность и секреты на предприятии.

Все эти качества наиболее ярко проявляются в ситуации «стадности» членов предприятия. Каждый член предприятия в группе думает не об успехе предприятия, а заботится лишь о собственных интересах, потребностях и целях. Бывают случаи, когда подобные члены предприятия объединяются в группу, которая не вписывается в рамки предприятия, а соблюдает собственные интересы и цели, отличные от целей руководства. Часто такие группы являются конфликтными, саботирующими указания руководства. Поведение членов таких групп отличается повышенным беспокойством. В большинстве случаев они стремятся замкнуться внутри себя, не идут на контакт с другими группами как на предприятии, так и вне его.

При решении же каких-либо сложных ситуаций члены подобных групп стараются видеть проблемы вне себя. Они пытаются найти вину других отделов, руководства, правительства и тому подобное. Часто злоупотребляют доверием других, в сложных ситуациях укоряя в том, что помощи было недостаточно. При этом стараются не давать оценок собственной деятельности. Члены таких групп предпочитают не брать ответственность на себя, стараясь переложить ее на других. Если они чем-либо недовольны, то в этом, как правило, виноваты другие.

При нездоровом психологическом климате на предприятии бытует традиция «скорых решений». Это явление включает в себя следующие показатели: сотрудники находятся в слишком тревожном состоянии, чтобы быть терпеливыми. У коллектива низкий болевой порог: стараются искать облегчения симптома, а не разрешения его. Коллектив характеризует «линейное» мышление — потребность знать наверняка что-либо, отсутствие вариантов в достижении целей. Работникам присуща незрелость суждений и низкая способность к установлению различий.

В ситуации сложившегося нездорового психологического климата на предприятии лидерство, как правило, оказывается ослабленным или отсутствует. У руководителя нет своей позиции. Он пытается найти чудодейственные средства и верит в «волшебные» обещания. В этот период развития предприятия рядом с руководителем находится «козел отпущения» (таких несчастных может быть несколько и они могут меняться, в зависимости от ситуации на предприятии). Это сотрудник (или отдел), на которого списываются все неудачи руководства. Если на данный период «козел отпущения» еще не найден, но его стараются найти, то это уже сигнал складывающегося нездорового психологического климата на предприятии.

Позиции лидера при руководстве предприятием с нездоровым психологическим климатом могут быть разными по содержанию, но примерно одинаковыми по своей сути. Все позиции ослабляют команду подчиненных и уменьшают их эффективность.

Выделяют три позиции подобного руководства:

1. Позиция сверхфункционирования. Руководитель, находящийся в этой позиции, стремится давать советы своим подчиненным, пытаясь реализовать чувство ответственности и беспокойства за окружающих. При этом он говорит больше, чем слушает. Делает за подчиненных то, что они могли бы сделать сами. Ставит другим цели, которые они сами себе не ставят. Такая позиция руководства приводит лидера к накоплению эмоциональной усталости, возникновению стрессовых факторов. Сотрудники при таком стиле руководства начинают приспосабливаться к действительности, устраняться от принятия решений, проявляют пассивность, покорность и скрытый саботаж.

2. Позиция преследования. Руководитель, находящихся в этой позиции, излишне погружен в дела других. Он начинает указывать подчиненным не только, что им следует делать, но и как им следует думать, чувствовать, действовать. Он постоянно пытается спасать своих подчиненных, чувствуя при этом свою незаменимость и значимость. Находясь в этой позиции, руководитель часто меняет эмоциональную окраску своего поведения — от услужливого до контролирующего и обвиняющего. Подчиненные при таком руководстве полностью отказываются от своего стиля поведения и своего мнения в присутствии руководителя. На предприятии присутствует напряженная, нервная обстановка, так как предугадать эмоции и действия руководителя сотрудники практически не могут.

3. Позиция «обороны». В этой позиции руководитель в основном занят тем, что защищает, объясняет и оправдывает свое поведение. Для него важно не собственное мнение, а мысли других о его мнении. Происходит процесс подкрепления поведения тех, кто положительно оценивает любые действия руководителя, и устранения сотрудников, которые оценивают действия руководителя негативно или не понимают их. Такой стиль руководства вызывает беспокойство на предприятии. Сотрудники выбирают позицию молчания и уходят от обсуждения состояния дел. Руководитель при этом больше занят подкреплением собственной значимости, чем достижениями целей предприятия.

К социально-психологическим свойствам личности, оказывающим положительное влияние на формирование климата, можно отнести:

— принципиальность;

— ответственное отношение к делу, к людям, заботу об их благополучии;

— дисциплинированность в труде и общественной деятельности;

— активность в межличностных и межгрупповых отношениях; общительность, контактность, доброту и отзывчивость в сочетании с высокой культурой поведения, тактичность в обращении с людьми.

Личности, оказывающей отрицательное влияние на психологический климат коллектива, являющейся причиной конфликтных отношений в коллективе, свойственны:

— эгоизм, проявляющийся в корыстолюбии;

— бестактность в обращении (грубость, оскорбительный тон), недоброжелательность;

— карьеризм и зазнайство, неуважение интересов и достоинств других людей;

— низкая культура поведения.

Что касается эмоциональных особенностей личности, то они в наибольшей степени, чем что-либо другое, заражают остальных людей. Человек в силу своей социальной природы сорадуется и сопечалится другому человеку. Об этом свидетельствуют опыт жизни и специальные социально-психологические исследования. Люди оптимистического склада, веселые, жизнерадостные создают в коллективе повышенный жизненный тонус, что способствует его работоспособности и сплоченности.

И наоборот, лица с отрицательными эмоциями, вечно недовольные коллективом или подверженные страху и панике, подавляют настроение окружающие людей, вызывают снижение жизненного тонуса. Отрицательно действует и слабовольная личность. Постоянные колебания, нерешительность и неуверенность в себе могут вызвать у людей возмущение и негодование, что косвенно сказывается на самочувствии всего коллектива.

Отрицательные типы руководителей:

· А: Сам ничего не делает и с других ничего не требует. Работа идёт самотёком, вопросы ставятся по указанию свыше или по инициативе кого-либо из подчинённых. Для людей ответственных в таком коллективе тягостно, они не находят удовлетворения в работе, так как их труд не ценится, их беспокоит существующий ход дел, но их активность молчаливо осуждается пассивными сотрудниками.

· Б: Сам ничего не делает, а с других требует строго, не учитывая ни сложившихся обстоятельств, ни индивидуальности членов коллектива. Его требования безапелляционны и максимальны. В случае невыполнения его распоряжений, планов он строго взыскивает с работника, и, как правило, публично, якобы в назидание другим. При таком руководителе в коллективе устанавливается напряженная обстановка. Слабые работники жалуются на строгости, сильные не удовлетворены тем, что их работа не оценивается по достоинству, так как, по мнению руководителя, она не достигает минимума; их успехи руководитель иногда по каким-то причинам замалчивает. Авторитет такого руководителя невысок, потому что сотрудники видят, что его вклад в дело или нулевой, или минимальный. Резкость его суждений и строгость требований воспринимаются как проявление несправедливости. Но его стиль руководства не подвергается открытой критике из стремления избежать неприятностей. Отдельные члены коллектива приспосабливаются к психологии руководителя и чувствуют себя более или менее комфортно.

· В: Руководитель сам работает с максимальной отдачей сил и от людей требует того же. Однако стиль руководства при этом, как правило, авторитарный – давление на членов коллектива осуществляется без учета обстоятельств, состояния и индивидуальных особенностей работников. Данный стиль руководства зависит от сложившейся ситуации в коллективе, уровня его развития, но в большей мере он определится характером руководителя, присущей ему властностью и самолюбием. Такая обстановка подавляет инициативу, ограничивает свободу каждого, раздражает и вызывает протест, особенно в достаточно зрелом и развитом коллективе. Климат устанавливается ровный, постоянно прохладный. К нему адаптируются одаренные и работоспособные сотрудники. Так называемые средние работники ощущают напряжённость, но остаются в коллективе ради перспективы собственного роста. Слабые работники испытывают чувство отчаяния и оставляют коллектив.

Как показывают научные данные, члены коллектива испытывают удовлетворённость работой руководителя в тех случаях, когда создаются следующие условия:

1. Доброжелательное, уважительное отношение руководителя к работнику. Человек тяжело переживает равнодушное, а тем более отрицательное отношение к нему руководителя. При этом он думает о переходе в другой коллектив и при случае осуществляет свое намерение.

2. Человеку предоставляется возможность работать там и делать то, к чему он чувствует призвание и интерес. Если этого нет, то люди, как правило, испытывают чувство неудовлетворённости и стремятся найти новое место работы.

3. Каждый человек рассчитывает, что его работа будет замечена и отмечена. Если руководитель хотя бы морально поощряет хорошую работу, то человек испытывает глубокое удовлетворение от признания общественной значимости, своего труда. Глубоко несчастным бывает тог, чью добросовестную работу никто не замечает и не отмечает. Даже критика иногда переносится легче, чем безразличное или равнодушное отношение к тому, что делает работник.

4. Работник заинтересован в росте своего мастерства и общекультурного уровня. Если для такого роста создаются условия, то он глубоко удовлетворен жизнью и работой в данном коллективе. Если таких условий нет, то он склонен искать новое место работы. Этот факт отмечен во многих работах.

5. Каждый добросовестный работник ожидает продвижения пи службе, с чем связаны не только его материальное положение, но и престиж в коллективе и, наконец, самоуважение. Если человек всё время работает в одной и той же; должности, а способен делать лучше и больше, то постепенно гаснут его творческие способности, он может деградировать и как личность.

6. Члены коллектива бывают глубоко удовлетворены, когда поощрение их трудовых заслуг определяется руководителем при согласовании с активом. И наоборот, они негодуют, когда руководитель поощряет работника, исходя из личной симпатии, а не из объективной опенки его работы.

7. Работник желает видеть в своём руководителе авторитетного человека, высококвалифицированного, принципиального и доброжелательного, настоящего наставника коллектива. Если руководитель отвечает этим представлениям людей, то они испытывают глубокое удовлетворение его работой и своим положением в коллективе.

источник: Бойко В. В., Ковалёв А. Г., Панфёров В. Н. «Социально-психологический климат коллектива и личность».

Иосефович Н. «Ты босс! Как стать толковым руководителем «

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *