Site Loader

Психологического климата в коллективе: что это такое. Формирование благоприятного климата – Морально-психологический климат в коллективе — Курсовая работа


Доклад ««Психологический климат в коллективе – основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»


Сообщение на тему:

«Психологический климат в коллективе –

основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»

(выступление на педагогическом совете)

                                                               

Более трети своей жизни мы проводим на своем рабочем месте. И от того, каким образом у нас сложатся взаимоотношения с окружающим нас рабочим пространством, зависит очень многое – и наше настроение, и здоровье, работоспособность, инициативность. Образно, в одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о  психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал,  с энтузиазмом рассказывают о царящих в коллективе обычаях, с удовольствием участвует во всех мероприятиях.


Практически от того, насколько дружелюбна сложившаяся атмосфера, зависит время успешной жизни коллектива, достижение поставленных целей. А тем более климат в образовательном учреждении оказывает мощное влияние на успехи и неуспехи каждого педагога, и, безусловно, влияет на сегодняшнюю жизнь и завтрашние взгляды наших воспитанников. А это значит, уровень комфортности  в педагогическом коллективе напрямую взаимосвязан с эффективностью образовательного процесса.

С понятием «психологический климат» очень тесно граничит понятие «психологический комфорт», то есть  такие  условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, и у него нет необходимости защищаться.

Важнейшие признаки благоприятного морально-психологического климата:


— доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; 
— доброжелательная и деловая критика;

— свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;

— достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;

— удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
— принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов.

Учительство в своей массе профессия очень энергозатратная, требующая больших душевных сил, связанная с творчеством, а значит, и с воплощением чувств и вечной погоней за информацией, базирующаяся на постоянной эксплуатацией всех видов памяти, сопровождающаяся взлётами и падениями, стрессами, профессиональными страхами и неуверенностью, нередко приводящая к преждевременным срывам нервной системы, мнительности, профессиональному выгоранию, – и всё это требует от самого учителя серьезного осознания того, что психологическое, умственное, физическое, нравственное, профессиональное здоровье учителя является главным условием педагога, основанием для благоприятного психологического климата в школе, качества обучения и воспитания,


Разминка — упражнение

«Нетрадиционное приветствие»

        — Как чаще всего вы приветствуете друг друга при встрече?

        — Что Вы при этом испытываете?

(наверно, не очень много эмоций, так как это привычно, потому что мы всегда это делаем).

        — А сейчас давайте попробуем испытать новые эмоции, заодно освоим нетрадиционные способы приветствия.

        — Хаотично передвигаясь по классу, вам необходимо при встрече с кем-либо приветствовать его следующим образом:


  • кивком головы;

  • улыбкой;

  • глазами;

  • посредством рукопожатия;

  • прикосновением плеча к плечу;

  • прикосновением спины к спине;

  • лбами, щеками, локтями.

  • прикосновением коленки к коленке.

Упражнение «Поздороваемся»

Предлагаю всем поздороваться за руку, но особенным образом…

Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, руки не должны оставаться без дела больше секунды.


Задача — поздороваться, таким образом, со всеми членами группы. Во время игры не должно быть разговоров, использовать только контакт глаз.

Психологический смысл упражнения. Разминка. Установление контакта между участниками. Рукопожатие — это символический жест открытости и доброй воли. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами — это способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки. То, что действие происходит без слов, повышает концентрацию внимания членов группы и придает действию прелесть новизны.

Игра-сплочение (за основу взята игра-метафора «Мандала»).

Цель игры: сплочение коллектива.

Предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть. Перед вами фигурки разной формы и разных цветов. Выберите любую из них, какая вам нравится. Теперь нарисуйте на ней ручкой что-то, что вам было бы по душе, доставило удовольствие. Это может быть какой-нибудь узор, цветок, солнышко и т.д. А теперь из всех фигурок вам необходимо сложить одну общую фигуру, которая бы нас всех объединяла как коллектив. (Обсуждение, приклеивание фигур на ватман).


А теперь посмотрим, что же у нас получилось. Эта общая фигура — это выражение души нашего коллектива, в котором есть частичка каждого из нас и все мы вместе. Каждый имеет свой смысл и место в этой красочной гармоничной композиции. Посмотрите, сколько здесь разных элементов. Найдите свою фигурку. Обратите внимание, как каждая фигурка находится близко друг к другу. Если убрать хотя бы одну из них – вся композиция нарушится. Каждый из нас – частичка коллектива и каждому из нас в нем есть достойное место.

Игру можно использовать в целях диагностики. Интерпретация выбранных фигур и цветов проводится по психогеометрическому тесту и цветовому тесту Люшера в виде психологической консультации, с учетом присутствия слушателей.


Квадрат. Трудолюбивые, упорные, выносливые, эрудированные (по крайней мере в своей области), аккуратны, дисциплинированы. Идеал квадрата – распланированная, предсказуемая жизнь, не по душе сюрпризы, изменение привычного хода событий. Все эти качества способствуют тому, что они могут стать (и становятся) отличными администраторами, исполнителями. Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость и холодность мешают квадратам устанавливать контакты с разными лицами.

Треугольник. Эта форма символизирует лидерство, способность концентрироваться на главной цели и достигают ее, они энергичные, неудержимые, сильные личности, уверенные, постоянно соперничают, конкурируют с другими. Доминирующая установка в любом деле – это установка на победу, выигрыш, успех. Он часто рискует, бывает нетерпеливым и нетерпимым к тем, кто колеблется в принятии решения. Треугольники не любят оказываться неправыми и с большим трудом признают свои ошибки. Треугольники категоричны, не признают возражений, честолюбивы. Отрицательные качества: сильный эгоцентризм, могут идти к своей цели «по головам» других.


Прямоугольник. Символизирует состояние перехода и изменения, это временная форма личности. Это люди неудовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас. Психические состояния: замешательство, запутанность в проблемах и неопределенность в отношении себя на данный момент времени. Характерные черты: непоследовательность, непредсказуемость поступков, имеет низкую самооценку, стремятся стать лучше в чем – то, ищет новые методы работы, стиль жизни. Позитивные качества: любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость, легко усваивают все новое.


Круг. Доброжелательные, самые лучшие коммуникаторы, обладают высокой чувствительностью, развита эмпатия, люди тянутся к Кругам. Круги «болеют за свой коллектив» и высоко популярны среди коллег на работе. Это слабые менеджеры и руководители в сфера бизнеса. Круги нерешительны, слабы в «политических играх» и часто не могут подать себя нужным образом. Круги проявляют твердость: если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости. Круг прирожденный психолог.

Интерпретация М. Люшера

Серый – бесцветен, нейтрален. Каждый, кто его выбирает, хочет отгородиться, оставаясь свободным от каких – либо обстоятельств, ни в чем не принимать участия.

Синий – цвет спокойствия, довольства, удовлетворенности. Выбор синего цвета отражает потребность в эмоциональном покое, мире, гармонии, удовлетворенности, либо физиологическую потребность в отдыхе: потребность в спокойном упорядоченном окружении, свободном от беспорядка и ограничений, в котором события происходят плавно, в большем или меньшем согласии с традициями, при безмятежных и свободных от разногласий отношениях. Предпочтение синего цвета связано с потребностью ощущения доверия к окружающим, отношения взаимного доверия.


Зеленый  – отражает настойчивость, волевое напряжение. Люди, предпочитающие зеленый цвет, часто честолюбивы, стремятся к самоутверждению, жаждут высокого престижа. Их характеризует целеустремленность, воля, упорство, твердость, постоянство, сопротивляемость. У них высокая оценка своего «Я», включающего все формы обладания, желание повысить уверенности в своей ценности, попытка настойчиво отстаивать свои претензии; зеленый цвет символизирует  гордость, ощущение превосходства, суровость характера, автокритические тенденции, возможность управлять другими, направлять их. Предпочтение зеленого цвета часто связано со скрупулезностью в уточнении  фактов, точностью памяти, ясностью изложения, способностью к критическому анализу.


Красный – символизирует возбуждение, энергетизм. Он означает желания, устремления, многочисленные склонности. Это – стремление получать результаты, добиваться успеха. Выбор красного цвета символизирует волю к победе, все формы жизнеутверждения от революционно – преобразовательной до сексуальной, влечение к активному действию, спорту, борьбе, соревнованию, эротике, инициативе во всем.

Желтый – символизирует раскованность, освобождение от проблем и ограничений, несдержанную экспансивность. Предпочтение желтого – это желание свободы,  надежда и ожидание большого счастья.

Фиолетовый – выбор фиолетового цвета связан с состоянием эмоциональной неустойчивости, когда трудно различается действительное от воображаемого. Этот выбор отражает особое состояние потребности в тонком понимании со стороны партнера: потребность в одобрении, желании нравится окружающим своим обаянием, манерами: чувствительность, тонкость; потребность в том, чтобы излишние откровения не обременялись излишней ответственностью.


Коричневый – отражает стремление к простым примитивным чувственным радостям. Выбор его в качестве предпочтительного говорит о физическом истощении, повышенной требовательности в ощущении физической лености и чувственного довольства, в избавлении от ситуации, вызывающей чувство дискомфорта. Такой ситуацией может быть конфликтная атмосфера или существование проблем, с которыми человек не может справиться.

Упражнение «Отражение»

Цель: развитие психологического контакта участников друг с другом.


Участники семинара разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает определенные замедленные движения. Задача другого – в точности копировать все движения напарника, быть его «зеркальным отражением».

«.Прекрасный сад» (упражнение под музыку)

А сейчас небольшая релаксация…

«Примите удобную позу, закройте глаза, расслабьтесь. Почувствуйте, как ваше тело тяжелеет, и теплая волна расслабления растекается по мышцам. Сейчас вы будете представлять образы, но не заставляйте себя, а просто позвольте себе понаблюдать за собой.

Перед вами из темноты появляются красивые резные ворота. Вы протягиваете руку и открываете их. За ними виден прекрасный сад. Вы идете по дорожке и любуетесь яркими цветами, шелковистой изумрудной травой, слышите шелест листьев и пение птиц. Ветер доносит до вас аромат цветов и свежесть утреннего воздуха. Вас наполняет ощущение легкости и свободы. Вы гуляете по дорожкам и впереди замечаете необычное сияние. Чем ближе вы подходите, тем яснее проявляются контуры прекрасного цветка. Вас тянет к нему, вы чувствуете что-то близкое и родное. Подойдите и всмотритесь в него. Он единственен и неповторим, он прекрасен. А теперь представьте цветком себя. Представьте, какой вы цветок…

Какие у вас листья, стебель, а может быть шипы?

Высокий или низкий? Яркий или не очень?

— А теперь, после того, как все представили это — нарисуйте свой цветок.

Предлагаю вырезать свой цветок. Перед вами поляна сада, которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок.

А теперь полюбуйтесь на «прекрасный сад», постарайтесь запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией.

Посмотрите, несмотря на то, что нас много, всем хватило места, каждый занял только своё, то, которое выбрал сам. Обратите внимание, в окружении каких разных, непохожих на цветов растет ваш. Но есть и общее — у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание.

Психологический смысл упражнения

Сама по себе арт-терапия очень мощный инструмент, который используется для психологической коррекции и служит для изучения чувств, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. В данном случае упражнение позволяет понять и ощутить себя, быть самим собой выразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира.

Наш педсовет мне хотелось бы закончить притчей.  
Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец не такой уж и мудрый и все знать не может. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
 В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя уютно, успешно, комфортно

Приложение 3

Рекомендации педагогам

по созданию благоприятного психологического климата в коллективе:

  1. Развивайте в себе такое качество, как терпимость к другим людям, коллегам, ученикам. Нетерпимость приводит к накоплению агрессии, которая в любой момент может вылиться на не в чем не повинных людей, в том числе и на близких.

  2. Будьте положительной личностью. Избегайте критиковать других. Учитесь хвалить других за те вещи, которые вам в них нравятся. Сосредоточьтесь на положительных качествах окружающих.

  3. Учитесь снимать эмоциональное напряжение после рабочего дня; боритесь с эмоциональным выгоранием.

  4. Радуйтесь успехам своих коллег, тогда при вашем успехе, за вас будет кому порадоваться.

  5. Избегайте ненужной конкуренции. В жизни много очень ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление к выигрыванию в слишком многих областях жизни создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным.

  6. Находите время для развлечений, хобби. Встречайтесь с коллегами в неформальной обстановке – это способствует сплочению.

  7. Ведите здоровый образ жизни: не забывайте о пользе физических нагрузок, прогулках на свежем воздухе и полезной пище.

  8. Учитесь планировать. Наличие большого количества планов одновременно часто приводит к путанице, забывчивости и чувству, что незаконченные проекты висят над головой. Уделите планам некоторое время, когда это будет возможно, и поработайте над ними до тех пор, когда это будет возможно, и поработайте над ними до тех пор, пока не закончите.

  9. Признавайте и принимайте ограничения. Многие из нас ставят себе совершеннейшие и недостижимые цели. Но человек не может быть совершенным, поэтому часто возникает чувство несостоятельности или несоответствия вне зависимости от того, насколько хорошо мы выполнили что-либо. Ставьте достижимые цели.

  10. Рассказывайте о своих неприятностях. Найдите друга, с которым вы можете быть откровенны. Это снимет ваше напряжение.

Материал (2 класс) на тему: Психологический климат в коллективе


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Поселковская средняя школа № 1»

Доклад

«Психологический климат в коллективе»

 

                                  Воспитатель группы продленного дня 2 «В» класса  

                                                                                                               Леенкова Н.А.

рп. Атяшево, 2017 год

Активное развитие личности, формирование базисных качеств происходят в школьные годы и во многом зависят от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок. Особое значение в этом смысле (становление личности) представляет младший школьный возраст, что обуславливает актуальность разработки проблемы формирования психологического климата в начальных классах.

Социально – психологический климат — качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Психологический климат в детском коллективе прежде всего проявляется в общих эмоционально насыщенных отношениях детей к происходящему; в активности обучающихся, их сознательном отношении к образовательному процессу, в доброжелательных отношениях со сверстниками и взрослыми.

Ученые выделяют следующие факторы, влияющие на состояние психологического климата: факторы макросреды и микросреды, личные качества членов коллектива и стиль руководства. Особая роль в жизни каждого человека принадлежит школьным годам, классу, эмоционально — психологическому климату класса. Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное  развитие личности. Как утверждают специалисты и свидетельствует практика, эмоциональное благополучие в классе — одно из важнейших условий развития личности школьника.

Формирование и совершенствование социально-психологического климата — это постоянная практическая задача классных руководителей, педагогов – предметников, школьного психолога и администрации. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим,  требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов детского коллектива. Формирование хорошего социально – психологического климата требует понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.

Для того, чтобы изучить социально — педагогический климат в классе, педагоги должны знать:

Характеристики благоприятного социально- психологического климата:

  1. В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравиться участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.
  2. В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых учащихся, выступают в их защиту, помогают новичкам.
  3. В классе высоко ценят такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.
  4. Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, добиваются высоких показателей в учебе и досуговой деятельности.
  5. Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.
  6. В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

 Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала школьником, и полноценному развитию его личности, следовательно, создание благоприятного психологического климата в классе является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди  представляют  особую ценность для современного общества.

Под благоприятным психологическим климатом принято понимать эмоционально- психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами.

Характеристики неблагоприятного социально- психологического климата:

1.В классе преобладают подавленное настроение, пессимизм. Наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу. Присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов. Ребята позволяют себе принижать личность другого,  

каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.

2. В классе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, он заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых». Здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их. Новички чувствуют себя  лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.

3. Такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.

4. Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, класс невозможно поднять на общее дело.

5.Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.

6.В классе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности.

7.В трудных случаях класс не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения, коллектив закрыт и не стремиться сотрудничать с другими коллективами.

 Нездоровый психологический климат тормозит развитие детского коллектива и личности в нем, так как связан с преобладанием отрицательных эмоций.

        Преобладающими эмоциями, испытываемыми ребенком при благоприятном психологическом климате, являются: доброжелательность, защищенность, мобильность, креативность, оптимизм, инициативность, работоспособность, свобода своего «я».

При неблагоприятном климате:  незащищенность, леность, агрессивность, пессимизм, зажатость, пассивность.

        К условиям, определяющим эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие:

  • Личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность).
  • Профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая вооруженность).
  • Ориентация педагогов на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.

Эмпирические референты социально- психологического климата класса:

Благоприятный СПК

Параметры

Вербальные референты

Невербальные референты

Эмоциональный фон

Словесное выражение позитивного отношения к процессу взаимодействия и отдельным ученикам

Доброжелательные улыбки, смех. Позитивный или спокойный тон высказываний

Способность к сотрудничеству

Обращения к собеседнику с уточняющими вопросами. Высказывание заинтересованности во мнениях других( «А как ты думаешь?»,

« Вам это нравиться ?».

Выслушивание с демонстрацией внимания (поддакивания, угуканием), контактом глаз. Равноправные позиции

( по предпочитаемой позе, расположению в помещении и относительно друг друга)

Эффективность взаимодействия

Словесное подтверждение решения поставленной задачи. Словесное выражение удовлетворения результатом

Жесты, выражающие удовлетворение проделанной работой. Улыбка при подведении итогов работы

Неблагоприятный СПК

Параметры

Вербальные  референты

Невербальные референты

Эмоциональный фон

Словесное выражение негативного отношения к процессу взаимодействия и отдельным ученикам

 Недоброжелательные улыбки

смех, обидные слова в адрес одноклассников.  Печальный или враждебный тон высказываний.

Способность к сотрудничеству

Перебивание собеседника. Высказывание незаинтересованности во мнении других  « А кто тебя спрашивает?», « А ты здесь причем?»

Отсутствие угукания, поддакивания или контакта глаз. Неравноправные позиции

(стремление доминировать или подчиняться, по позе и расположению)

Эффективность взаимодействия

Словесное отрицание решения поставленной задачи. Словесное выражение неудовлетворения результатом

Жесты, выражающие неудовлетворение проделанной работой. Печаль или враждебность при подведении итогов работы.

Если психологический климат связан с моральным состоянием детей, задействованы важные понятия – добро, совесть, честь, справедливость, то говорят о морально- психологическом климате.

Воспитательная сила, огромные, формирующие каждую личность возможности коллектива зависит от его психологического климата. Успешное формирование  моральной атмосферы в любом звене общественной жизни предполагает знание структуры, особенностей проявления коллектива. В совместных и взаимных действиях людей, в их общении возникает прямой обмен мыслями, взглядами, идеями, проявляются различные формы взаимных отношений людей друг к другу, симпатии, антипатии и другие так называемые межличностные отношения.

В процессе общения и взаимоотношений возникают и развиваются различные социально-психологические явления и процессы: взаимные требования и внушения, постоянные общие  взаимные оценки. Сопереживание и сочувствие, психологическое соперничество и соревнование, подражание и самоутверждение, престиж — таков их неполный перечень. Все они являются стимулами деятельности и поведения, механизмами саморазвития и формирования личности.

Стабильность в поведении человека играет большую роль в установлении его взаимоотношений с окружением. Если человек стабилен, ответственен и в целом предсказуем, то окружение воспринимает его положительно. Если же он постоянно неуравновешен, капризен и склонен делать непредсказуемые шаги, то коллектив негативно реагирует на такого человека.

В любой организации человек работает в окружении коллег, товарищей по работе. Он является членом формальных и неформальных групп. И это оказывает  на него исключительно большое влияние либо, помогая более полно раскрываться его потенциалу, либо подавляя его способности и желание работать производительно, с полной отдачей. Группы играют очень важную роль в жизни каждого члена организации.  

То же самое и в детском коллективе.

Отношения между коллегами образуют сложную, изменяющую, взаимосвязанную систему, в которой в исследовательских целях можно выделить несколько видов отношений. Личные отношения иногда имеют любопытные синонимы, такие как

 «честь мундира», «дух коллектива», «лицо команды». В чрезвычайных или критических ситуациях, в отсутствие или при разрушении официальных отношений на первый план выходят личные.

Большее психологическое значение для взаимоотношений в коллективе имеют особенности слов, мимики, жестикуляции, действий коллег в зависимости от отдельных ситуаций и условий. Всё это составляет источник дополнительной информации.

Возьмем, к примеру, слово «спасибо». Им выражают, например, благодарность за выполненную работу, на которую было затрачено достаточно много времени.

 «Спасибо», сказанное сердечно, с теплотой, выраженное рукопожатием или другим жестом, может согреть вас, улучшить ваше самочувствие, и вы не жалеете о затраченном труде. «Спасибо» можно сказать официально, протокольно, из чего можно сделать вывод, что вы ничего особенного не сделали, а просто выполнили обыкновенный служебный долг. «Спасибо» можно сказать и с иронией, намекая, что вы напрасно потеряли  время  и что труд ваш не принес  результата. Тоже самое в общении с детьми.

Важен также способ передачи информации, например кто передает информацию, сообщает решение: руководитель, его заместитель или технический работник. Сообщение информации наедине, перед коллективом или публично увеличивает или уменьшает ее ценность.

Таким образом, социально — психологический климат- это преобладающий в группе или коллективе относительно устойчивый  психологический настрой его членов, проявляющийся в отношении друг к другу, к труду, к окружающим событиям и к организации в целом на основании индивидуальных, личностных ценностей и ориентаций.

В зависимости от характера социально-психологического климата его воздействие на личность будет различным — стимулировать к труду, поднимать настроение, вселять бодрость и уверенность или, наоборот, действовать угнетающе, снижать энергию, приводить к производственным и нравственным потерям.

Кроме того, социально-психологический климат способен ускорять или замедлять развитие ключевых качеств работника: готовность к постоянной информационной деятельности, умение действовать в экстремальных ситуациях, принимать нестандартные решения, инициативность и предприимчивость, готовность к непрерывному повышению квалификации, сочетание профессиональной и гуманитарной культуры.

Нельзя рассчитывать на то, что необходимые отношения к коллективе(детском или взрослом) возникнут сами собой, их надо сознательно формировать.

Многие педагоги серьезно подходят к вопросу о создании благоприятного психологического климата, но не все владеют приемами и методами его создания.

Способы формирования и поддержания благоприятного психологического климата в классе аналогичны способам формирования и управления детским коллективам. Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива.

Знание способов формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для педагогов.

Наиболее эффективными способами формирования и поддержания социально- психологического климата в классе, которые могут использоваться и педагогами, являются следующие:

  • так как социально — психологический климат — это результат совместной деятельности учащихся класса, их межличностного взаимодействия. То для его укрепления необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их  о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность;
  • находить общие интересы, которые объединили бы детей класса, и на их основе организовывать общие дела;
  • формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах;
  • если есть свободное время — привлекать ребят проводить его вместе, сходить в поход, отдохнуть;
  • создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка. Для этого важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и классу;
  • привносить общечеловеческие ценность в жизнь классного коллектива, поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций; не навязывать друг другу свое мнение, а, учитывая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;
  • создавать условия для повышения  комфортности самочувствия детей в школе и сохранения стабильно- положительных отношений между учителями и учащимися;
  • развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;
  • развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.

        И хочется перечислить принципы создания здоровой рабочей атмосферы, предложенные Девидом  Мейстером  в книге «Делай, что исповедуешь», которые могут быть полезны педагогам:

1.Всегда исходите из того, что самый большой грех-нежелание хотя бы попытаться что – либо сделать.

2.Действия  руководителя должны свидетельствовать о его заинтересованности в личном успехе каждого члена коллектива.

3.Активно помогайте ребятам подняться на качественно новую ступень.

4.Предоставляйте детям возможность испытать себя в различных видах деятельности.

5.Будьте последовательны , никогда не нарушайте своего слова.

6.Поддерживайте в себе твердую веру в собственное предназначение.

7.Забудьте о покровительственном тоне.

8. Создавайте условия, а не диктуйте их.

9.Верьте людям, с которыми работаете.

10. Являйте собой пример, будьте такими, каким хотели бы видеть своего коллегу.

11.Найдите индивидуальный подход к каждому ребенку, не управляйте людьми так, как вам удобно. Для этого требуется обычная человеческая чуткость.

12. Будьте полны энтузиазма, помните: энтузиазм заражает.

Памятка

Как создать благоприятный психологический климат

1.Заходи в школу только с радостным настроением, оставляя за порогом весь негатив. Пусть дети не будут заложниками ваших семейных неурядиц, проблем со здоровьем, вечного недосыпания…

2.Помни: ты нуждаешься в учениках так же , как они нуждаются в тебе- каждый день!

3. «Смертельный грех учителя – быть скучным». Так сказал И.Ф.Гербарт. Постарайтесь сделать каждый день незабываемым для учеников.

4.Когда в ученике гаснет искра успеха. Он перестает интересоваться предметом. Старайтесь поддерживать огонь в душе ученика!

5. Ученик перестает делать ошибки тогда, когда научиться их исправлять. Не отказывай ученику в возможности исправить свои ошибки.

6. Слово – это мощное оружие в руках учителя. Неосторожное слово может навсегда посеять в ребенке чувство неуверенности в себе. Избегай необдуманных слов!

7.Не проходи мимо детских слез! То, что сейчас кажется нам наивным и глупым, для наших детей составляет целый мир.

8.Ученик – это «пришелец» из семьи. Постарайся расположить к себе родителей своих учеников, ведь у тебя с ними одна задача — учить и воспитывать. Пусть на смену выражению « ваш ребенок» придет выражение « наш ребенок». Родители это обязательно оценят.

9.Ничто так не сближает учителей и учеников, как совместное творчество. Пусть в школьной жизни будет больше праздников!

10. Улыбка открывает все двери! Улыбайся,  открывая дверь в детские сердца! Улыбайся чаще.

Становление личности ребенка( подростка) происходит в общении с окружающими людьми.

Школа – это место, где ребенок находит новых друзей, занимается интересным делом с учетом своих потребностей и возможностей, учится общаться, выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми. Именно в детских коллективах приобретается тот жизненный опыт, который формирует личность и в дальнейшем определяет сложную систему ее отношений к жизни и людям.

Поэтому педагогам необходимо осознавать, что, создание благоприятного психологического климата в коллективе помогает ребенку чувствовать себя спокойно, уверенно и комфортно на занятиях; помогает раскрыть свои личностные качества; адаптироваться в сложных жизненных ситуациях.

 

Значение и способы создания благоприятного психологического климата в коллективе


Ключевые слова: благоприятный климат, производительность, удовлетворенность сотрудника, корпоративная культура, культура доверия

 

В каком месте вы хотели бы работать? Там, где холодно и где у вас чувство, что всем все равно, или там, где вы чувствуете себя хорошо и вас ценят? Деньги и нематериальные выгоды важны, но исследования показывают, что, в конечном счете, рабочая среда — чувство, которое получают, когда приходят на работу — важнее для удержания и мотивации людей.

К 2011 году, рынок труда столкнулся с нехваткой рабочей силы в 8–10 миллионов человек. Во многих отраслях промышленности сегодня, рабочие места незаполнены. Излишне говорить, что, если вы не можете привлечь и сохранить вашу рабочую силу, то вы должны изменить то, что вы делаете или столкнуться с вымиранием.

В настоящее время абсентеизм рассматривается как индикатор отношения сотрудника к компании и своей работе. Данный феномен негативно сказывается на эффективности работы компании. Естественно, каждому руководителю, перед которым стоит задача обеспечения слаженной работы коллектива, хочется повысить уровень удовлетворенности сотрудника работой. В связи с этим представление о первостепенной важности психологического климата для обеспечения эффективности как отдельного подразделения, так и организации в целом в настоящее время превратилось из гипотезы в аксиому менеджмента. [1]

Люди предпочитают работать в дружелюбных местах. Дружественный фактор не требует больших инвестиций и затрат, но он требует времени и вдумчивого подхода.

Если вы хотите создать и взрастить успешную компанию, необходимы счастливые, продуктивные сотрудники. Итак, в чем же секрет поддержания ваших сотрудников довольными? Ключ — поддержание великолепной рабочей среды.

Все, начиная от физических изменений (таких как освещение и организация) до изменений в корпоративной культуре и методах управления могут превратить компанию из места для проведения времени и получения зарплаты в место, куда сотрудники любят ходить каждый день. Даже незначительные изменения могут поднять вашу компанию на следующий уровень — не только, чтобы помочь вам сохранить ваших текущих сотрудников, но также, чтобы возбудить интерес потенциальных новых сотрудников.

Рабочая среда стала наиболее важным фактором в удовлетворенности сотрудников сегодня. Всего двадцать лет назад, на тот же вопрос только 9 процентов специалистов утверждали, что место работы является решающим фактором. Работа может быть требовательной и напряженной, с большим количеством профессионалов, испытывающих чувство неудовлетворенности от полученных доходов по сравнению с испытываемым стрессом, которую позорно окрестили как убийцу номер один во всем мире.

Современное рабочее место иное, разнообразное и постоянно изменяющееся. Типичные взаимоотношения работодатель — работник изменились коренным образом. Люди живут в условиях растущей экономики и имеют почти неограниченные возможности для трудоустройства. Эта комбинация факторов создает среду, где бизнес должен своим сотрудникам больше, чем сотрудники должны бизнесу.

Для растущего числа современных работников, корпоративная культура становится одним из ключевых факторов при выборе организации на долгосрочную перспективу.

Чтобы сохранить сотрудников удовлетворёнными, сегодня требуется совсем другой подход, чем это было несколько лет назад. В самом деле, одна треть руководителей изменили своё мнение, и теперь говорят, что рабочая среда является наиболее важным фактором в поддержании удовлетворенности сотрудника в современном деловом мире.

Положительная рабочая среда — место, где сотрудники счастливы, здоровы, мотивированы и чувствуют, что они будут вознаграждены. Люди проводят большую часть своей жизни на работе; следовательно, оно и понятно, что ее выбор играет такую важную роль. Когда сотрудники чувствуют себя более позитивно, они более мотивированы. Это создает здоровую конкуренцию среди работников, которая является полезной как для компании, так и для сотрудников.

Вот несколько ключевых факторов, которые влияют на формирование благоприятного климата в коллективе и соответственно на желание работать в данном коллективе:

—                   любой сотрудник может дать уверенный ответ на вопрос о целях компании и о своих личных целях на год;

—                   совместимость членов коллектива;

—                   цели структурного подразделения определяются руководителем подразделения совместно с сотрудниками, а не единолично;

—                   ежегодно для ключевых сотрудников компании проводятся выездные конференции по подведению итогов года и постановке целей на следующий год;

—                   при проектировании офиса и рабочих мест учитываются пожелания сотрудников;

—                   в компании отлажены и продуманы бизнес-процессы;

—                   информационные потоки направлены вниз, вверх и по горизонтали.

—                   каждый сотрудник имеет доступ к любой информации, необходимой ему для решения рабочих задач;

—                   сотрудники выполняют свою работу и рассказывают о ней с энтузиазмом;

—                   компания реализует проекты по развитию персонала, проводит ротацию;

—                   руководитель понимает, какая именно работа нужна каждому из сотрудников: кому-то — интересная, кому-то — «с вызовом», кто-то мечтает о карьере и счастлив делать работу, которая находится в зоне ответственности коллеги или руководителя, а кому-то нужна спокойная и постоянная трудовая деятельность;

—                   в организации развита культура доверия. Действия менеджеров не расходятся со словами, это обусловливает доверительное отношение к ним со стороны работников;

—                   персонал свободно обсуждает с руководителями рабочие проблемы, высказывает разные точки зрения;

—                   существует система адаптации, в рамках которой новый сотрудник проникается целями организации и начинает испытывать ответственность за их достижение. [2]

Если все указанные выше факторы получают высокую оценку сотрудниками, это означает, что в коллективе складывается благоприятная атмосфера.

Роль руководителя в создании оптимального климата является решающей. На рабочем столе одного из президентов США очень долго простояла взятая в рамочку надпись: «Фишка дальше не идет». Фишка — это предмет, который передавали игроку в покер, для напоминания, что сейчас его черед сдавать карты. Каждый из игроков пытался как можно быстрее спихнуть с себя эту ответственность. Как пишет британский публицист-сатирик Сирил Норткот Паркинсон в своей книге Законы Паркинсона, сегодня эту фразу используют американские и британские чиновники, имея в виду, что передающий фишку перекладывает ответственность на другого человека. Чтобы разорвать этот порочный круг безответственности, глава Белого Дома и поставил у себя на столе табличку — Фишка дальше не идет. Это отличная демонстрация роли руководителя в создании атмосферы.

Если руководитель предъявляет завышенные требования, прилюдно критикует сотрудников, часто наказывает и редко поощряет, не ценит их вклад в совместную деятельность, угрожает, пытается запугать увольнением, лишением премии и т. д., ведет себя в соответствии с лозунгом «начальник всегда прав», не прислушивается к мнению подчиненных, невнимателен к их нуждам и интересам, то он формирует нездоровую рабочую атмосферу. Отсутствие взаимного уважения и доверия заставляет людей занимать оборонительную позицию, защищаться друг от друга, сокращается частота контактов, возникают коммуникативные барьеры, конфликты, появляется желание покинуть организацию и, как следствие, происходит снижение производительности и качества труда [3].

Многие из лидеров говорят, что труднее создать значимые рабочие места, когда внимание полностью сосредоточено на нижнем уровне и лидеры имеют меньше личной свободы распределять ресурсы. Возможно, именно поэтому лидеры, как правило, сосредоточены на самом главном и так упорно трудятся, чтобы создать целостную культуру на рабочем месте. Они создают здоровую атмосферу, обращая внимание на систему вознаграждения и предоставление мест для ума, тела и духа. Таким образом, руководитель может существенно повлиять на характер межличностных отношений в рабочем коллективе, на отношение к совместной деятельности, удовлетворенность условиями и результатами работы, т. е. на психологический климат, от которого во многом зависит эффективность деятельности в целом.

Можно сказать, что для благоприятной атмосферы важны все факторы и такие как, удовлетворенность работой, характер выполняемой деятельности, организация совместной деятельности, сработанность. Хорошая среда характеризуется высокой степенью доверия и уважения среди сотрудников всех уровней. Это позволяет избежать конфликта и нездоровой конкуренции. Она также создает ощущение открытости.

Важность позитивной рабочей среды не может быть преувеличена. Трудное испытание — преобразовать отрицательное рабочее место в положительное, и изменение идеалов и общепринятых моделей поведения занимает значительное время. Работа менеджеров — сделать первый шаг, чтобы сотрудники, в конечном счете, следовали за ними.

Если вы можете найти работу, которая имеет все факторы, то вы будете заводить новых друзей, найдете счастье, и позволите лучшему варианту себя светить и внести свой вклад в уже успешное предприятие.

 

Литература:

 

1.                  Базарова Г. Создание благоприятного психологического климата в коллективе. Справочник по управлению персоналом. № 6. 2013

2.                  Ремезова О. Р. Психологический климат коллектива. URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/09/17/psikhologicheskiy-klimat-kollektiva. (дата обращения: 24.04.2015)

3.                  Игнатьева А. В. Исследование систем управления: учебное пособие для вузов / А. В. Игнатьева, М. М. Максимцов.- М.: Изд-во ЮНИТИ — ДАНА, 2001. С. 48

4.                  Helmrich. B. 23 Ways to Create a Better Work Environment. URL: http://www.businessnewsdaily.com/7932-create-better-work-environment.html. (дата обращения: 25.04.2015)

Методическая разработка на тему: Формирование благоприятного психологического климата в классном коллективе.


Формирование благоприятного психологического климата в классном коллективе

Активное развитие личности, формирование базисных качеств происходят в школьные годы и во многом зависят от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок. Особое значение в этом смысле (становление личности) представляет младший школьный возраст, что обуславливает актуальность разработки проблемы формирования психологического климата в начальных классах.

Социально – психологический климат — качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Психологический климат в детском коллективе прежде всего проявляется в общих эмоционально насыщенных отношениях детей к происходящему; в активности обучающихся, их сознательном отношении к образовательному процессу, в доброжелательных отношениях со сверстниками и взрослыми.

Ученые выделяют следующие факторы, влияющие на состояние психологического климата: факторы макросреды и микросреды, личные качества членов коллектива и стиль руководства. Особая роль в жизни каждого человека принадлежит школьным годам, классу, эмоционально- психологическому климату класса. Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное  развитие личности. Как утверждают специалисты и свидетельствует практика, эмоциональное благополучие в классе — одно из важнейших условий развития личности школьника.

Формирование и совершенствование социально-психологического климата — это постоянная практическая задача классных руководителей, педагогов – предметников, школьного психолога и администрации. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим,  требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов детского коллектива. Формирование хорошего социально – психологического климата требует понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.

Для того, чтобы изучить социально- педагогический климат в классе, педагоги должны знать:

Характеристики благоприятного социально- психологического климата:

  1. В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравиться участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.
  2. В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых учащихся, выступают в их защиту, помогают новичкам.
  3. В классе высоко ценят такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.
  4. Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, добиваются высоких показателей в учебе и досуговой деятельности.
  5. Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.
  6. В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

 Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала школьником, и полноценному развитию его личности, следовательно, создание благоприятного психологического климата в классе является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди  представляют  особую ценность для современного общества.

Под благоприятным психологическим климатом принято понимать эмоционально- психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами.

Характеристики неблагоприятного социально- психологического климата:

1.В классе преобладают подавленное настроение, пессимизм. Наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу. Присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов. Ребята позволяют себе принижать личность другого,  

каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.

2. В классе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, он заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых». Здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их. Новички чувствуют себя  лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.

3. Такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.

4. Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, класс невозможно поднять на общее дело.

5.Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.

6.В классе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности.

7.В трудных случаях класс не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения, коллектив закрыт и не стремиться сотрудничать с другими коллективами.

 Нездоровый психологический климат тормозит развитие детского коллектива и личности в нем, так как связан с преобладанием отрицательных эмоций.

        Преобладающими эмоциями, испытываемыми ребенком при благоприятном психологическом климате, являются: доброжелательность, защищенность, мобильность, креативность, оптимизм, инициативность, работоспособность,свобода своего «я».

При неблагоприятном климате:  незащищенность, леность, агрессивность, пессимизм, зажатость, пассивность.

        К условиям, определяющим эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие:

  • Личностные качества педагогов ( открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность).
  • Профессиональные качества педагогов( теоретическая и методическая вооруженность).
  • Ориентация педагогов на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.

Эмпирические референты социально- психологического климата класса:

Благоприятный СПК

Параметры

Вербальные референты

Невербальные референты

Эмоциональный фон

Словесное выражение позитивного отношения к процессу взаимодействия и отдельным ученикам

Доброжелательные улыбки, смех. Позитивный или спокойный тон высказываний

Способность к сотрудничеству

Обращения к собеседнику с уточняющими вопросами. Высказывание заинтересованности во мнениях других( «А как ты думаешь?», « Вам это нравиться ?».

Выслушивание с демонстрацией внимания (поддакивания, угуканием), контактом глаз. Равноправные позиции( по предпочитаемой позе, расположению в помещении и относительно друг друга)

Эффективность взаимодействия

Словестное подтверждение решения поставленной задачи. Словестное выражение удовлетворения результатом

Жесты, выражающие удовлетворение проделанной работой. Улыбка при подведении итогов работы

   

Неблагоприятный СПК

Параметры

Вербальные  референты

Невербальные референты

Эмоциональный фон

Словесное выражение негативного отношения к процессу взаимодействия и отдельным ученикам

 Недоброжелательные улыбки

смех, обидные слова в адрес одноклассников .Печальный или враждебный тон высказываний.

Способность к сотрудничеству

Перебивание собеседника. Высказывание незаинтересованности во мнении других ( « А кто тебя спрашивает?», « А ты здесь причем?»

Отсутствие угукания, поддакивания или контакта глаз. Неравноправные позиции( стремление доминировать или подчиняться, по позе и расположению)

Эффективность взаимодействия

Словестное отрицание решения поставленной задачи. Словестное выражение неудовлетворения результатом

Жесты, выражающие неудовлетворение проделанной работой. Печаль или враждебность при подведении итогов работы.

Если психологический климат связан с моральным состоянием детей, задействованы важные понятия – добро, совесть, честь, справедливость, то говорят о морально- психологическом климате.

Воспитательная сила, огромные, формирующие каждую личность возможности коллектива зависит от его психологического климата. Успешное формирование  моральной атмосферы в любом звене общественной жизни предполагает знание структуры, особенностей проявления коллектива. В совместных и взаимных действиях людей, в их общении возникает прямой обмен мыслями, взглядами, идеями, проявляются различные формы взаимных отношений людей друг к другу, симпатии, антипатии и другие так называемые межличностные отношения.

В процессе общения и взаимоотношений возникают и развиваются различные социально-психологические явления и процессы: взаимные требования и внушения, постоянные общие  взаимные оценки. Сопереживание и сочувствие, психологическое соперничество и соревнование, подражание и самоутверждение, престиж — таков их неполный перечень. Все они являются стимулами деятельности и поведения, механизмами саморазвития и формирования личности.

Стабильность в поведении человека играет большую роль в установлении его взаимоотношений с окружением. Если человек стабилен, ответственен и в целом предсказуем, то окружение воспринимает его положительно. Если же он постоянно неуравновешен, капризен и склонен делать непредсказуемые шаги, то коллектив негативно реагирует на такого человека.

В любой организации человек работает в окружении коллег, товарищей по работе. Он является членом формальных и неформальных групп. И это оказывает  на него исключительно большое влияние либо, помогая более полно раскрываться его потенциалу, либо подавляя его способности и желание работать производительно, с полной отдачей. Группы играют очень важную роль в жизни каждого члена организации.  

То же самое и в детском коллективе.

Отношения между коллегами образуют сложную, изменяющую, взаимосвязанную систему, в которой в исследовательских целях можно выделить несколько видов отношений. Личные отношения иногда имеют любопытные синонимы, такие как « честь мундира», « дух коллектива», « лицо команды». В чрезвычайных или критических ситуациях, в отсутствие или при разрушении официальных отношений на первый план выходят личные.

Большее психологическое значение для взаимоотношений в коллективе имеют особенности слов, мимики, жестикуляции, действий коллег в зависимости от отдельных ситуаций и условий. Всё это составляет источник дополнительной информации.

Возьмем, к примеру, слово «спасибо». Им выражают, например, благодарность за выполненную работу, на которую было затрачено достаточно много времени. « Спасибо», сказанное сердечно, с теплотой, выраженное рукопожатием или другим жестом, может согреть вас, улучшить ваше самочувствие, и вы не жалеете о затраченном труде. «Спасибо» можно сказать официально, протокольно, из чего можно сделать вывод, что вы ничего особенного не сделали, а просто выполнили обыкновенный служебный долг. «Спасибо» можно сказать и с иронией, намекая, что вы напрасно потеряли  время  и что труд ваш не принес  результата. Тоже самое в общении с детьми.

Важен также способ передачи информации, например кто передает информацию, сообщает решение: руководитель, его заместитель или технический работник. Сообщение информации наедине, перед коллективом или публично увеличивает или уменьшает ее ценность.

Таким образом, социально- психологический климат- это преобладающий в группе или коллективе относительно устойчивый  психологический настрой его членов, проявляющийся в отношении друг к другу, к труду, к окружающим событиям и к организации в целом на основании индивидуальных, личностных ценностей и ориентаций.

В зависимости от характера социально-психологического климата его воздействие на личность будет различным- стимулировать к труду, поднимать настроение, вселять бодрость и уверенность или, наоборот, действовать угнетающе, снижать энергию, приводить к производственным и нравственным потерям.

Кроме того, социально-психологический климат способен ускорять или замедлять развитие ключевых качеств работника: готовность к постоянной информационной деятельности, умение действовать в экстремальных ситуациях, принимать нестандартные решения, инициативность и предприимчивость, готовность к непрерывному повышению квалификации, сочетание профессиональной и гуманитарной культуры.

Нельзя рассчитывать на то, что необходимые отношения к коллективе(детском или взрослом) возникнут сами собой, их надо сознательно формировать.

Многие педагоги серьезно подходят к вопросу о создании благоприятного психологического климата, но не все владеют приемами и методами его создания.

Способы формирования и поддержания благоприятного психологического климата в классе аналогичны способам формирования и управления детским коллективам. Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива.

Знание способов формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для педагогов.

Наиболее эффективными способами формирования и поддержания социально- психологического климата в классе, которые могут использоваться и педагогами, являются следующие:

  • так как социально- психологический климат- это результат совместной деятельности учащихся класса, их межличностного взаимодействия. То для его укрепления необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их  о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность;
  • находить общие интересы, которые объединили бы детей класса, и на их основе организовывать общие дела;
  • формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах;
  • если есть свободное время — привлекать ребят проводить его вместе, сходить в поход, отдохнуть;
  • создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка. Для этого важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и классу;
  • привносить общечеловеческие ценность в жизнь классного коллектива, поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций; не навязывать друг другу свое мнение, а, учитывая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;
  • создавать условия для повышения  комфортности самочувствия детей в школе и сохранения стабильно- положительных отношений между учителями и учащимися;
  • развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;
  • развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.

        И хочется перечислить принципы создания здоровой рабочей атмосферы, предложенные Девидом  Мейстером  в книге « Делай, что исповедуешь», которые могут быть полезны педагогам:

1.Всегда исходите из того, что самый большой грех-нежелание хотя бы попытаться что – либо сделать.

2.Действия  руководителя должны свидетельствовать о его заинтересованности в личном успехе каждого члена коллектива.

3.Активно помогайте ребятам подняться на качественно новую ступень.

4.Предоставляйте детям возможность испытать себя в различных видах деятельности.

5.Будьте последовательны , никогда не нарушайте своего слова.

6.поддерживайте в себе твердую веру в собственное предназначение.

7.Забудьте о покровительственном тоне.

8. Создавайте условия, а не диктуйте их.

9.Верьте людям, с которыми работаете.

10. Являйте собой пример, будьте такими, каким хотели бы видеть своего коллегу.

11.Найдите индивидуальный подход к каждому ребенку, не управляйте людьми так, как вам удобно. Для этого требуется обычная человеческая чуткость.

12. Будьте полны энтузиазма, помните: энтузиазм заражает.

Памятка

Как создать благоприятный психологический климат на уроке

1.Заходи в школу только с радостным настроением, оставляя за порогом весь негатив. Пусть дети не будут заложниками твоих семейных неурядиц, проблем со здоровьем, вечного недосыпания…

2.Помни: ты нуждаешься в учениках так же , как они нуждаются в тебе- каждый день, каждый урок!

3. « Смертельный грех учителя – быть скучным». Так сказал И.Ф.Гербарт. Постарайтесь сделать свой урок незабываемым для учеников.

4.Когда в ученике гаснет искра успеха. Он перестает интересоваться предметом. Старайтесь поддерживать огонь в душе ученика!

5. Ученик перестает делать ошибки тогда, когда научиться их исправлять. Не отказывай ученику в возможности исправить свои ошибки.

6. Слово –это мощное оружие в руках учителя. Неосторожное слово может навсегда посеять в ребенке чувство неуверенности в себе. Избегай необдуманных слов!

7.Не проходи мимо детских слез! То, что сейчас кажется нам наивным и глупым, для наших детей составляет целый мир.

8.Ученик – это «пришелец» из семьи. Постарайся расположить к себе родителей своих учеников, ведь у тебя с ними одна задача- учить и воспитывать. Пусть на смену выражению « ваш ребенок» придет выражение « наш ребенок». Родители это обязательно оценят.

9.Ничто так не сближает учителей и учеников, как совместное творчество. Пусть в школьной жизни будет больше праздников!

10. Улыбка открывает все двери! Улыбайся,  открывая дверь в детские сердца! Улыбайся чаще.

Становление личности ребенка( подростка) происходит в общении с окружающими людьми.

Школа – это место, где ребенок находит новых друзей, занимается интересным делом с учетом своих потребностей и возможностей, учится общаться, выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми. Именно в детских коллективах приобретается тот жизненный опыт, который формирует личность и в дальнейшем определяет сложную систему ее отношений к жизни и людям.

Поэтому педагогам необходимо осознавать, что, создание благоприятного психологического климата в коллективе помогает ребенку чувствовать себя спокойно, уверенно и комфортно на занятиях; помогает раскрыть свои личностные качества; адаптироваться в сложных жизненных ситуациях.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о