Психология способности: Способности в психологии и их виды – Способность — психология

Содержание

Способности в психологии и их виды

Все люди разные, это трудно не заметить. Но отличаются они не только внешностью или чертами характера, но и своими способностями. И все мы, что греха таить, нет-нет, да и вздохнем завистливо – вот, есть же способные и талантливые люди, и почему у нас таких талантов нет? Способности — это одно из значимых, ценных качеств, ведь с ними связывают и успех, и славу, и материальное благополучие. Что же это такое, может, дар Божий, и кто-то его имеет, а кто-то обделен? Давайте разберемся, стоит ли сетовать и завидовать или лучше обрести эти способности и гордиться собой.

Что такое способности

Слово «способность» мы часто употребляем, не вникая в его суть. Вот, например, выражения «способный человек» или «способный ребенок» не совсем верные. Нельзя быть способным вообще, способность всегда связана с конкретным видом деятельности, в нем она проявляется и развивается.

Под способностью в психологии понимают комплекс качеств человека, обеспечивающих ему возможность заниматься определенной деятельностью и достигать в ней успеха. То есть если мы говорим, что этот ребенок способный, то надо уточнить – к чему. Можно иметь способности к математике, к изобразительному искусству, к бегу на дальние дистанции или к хирургии. Есть, правда, общие способности, необходимые в разных видах деятельности, но о них мы поговорим чуть позже.


Можно с уверенностью сказать, что неспособных людей, тем более детей, вообще нет. Не имея способностей к математике, человек может добиться успехов в сфере управления или дизайна, в кулинарии или спорте. И проблемы с правописанием в школе – это не повод называть ученика неспособным. Может, у него дар великого художника?

Происхождение способностей и их структура

Спор о том, какую природу имеют способности, длился не одну сотню лет. Часть ученых считала, что человек рождается, словно чистый лист бумаги, написать на котором можно все что угодно. Если правильно выбрать методику воспитания, тогда по желанию из ребенка можно вырастить великого художника, гениального математика или выдающегося политического деятеля.

Другие ученые с ними не соглашались, утверждая, что способности – дар Божий, а воспитание может только помешать. И если у тебя нет музыкального слуха, то ты никогда не станешь великим композитором. И вообще, никаким композитором не станешь.

Как часто случается, истина оказалась в середине между этими двумя крайними точками зрения.

Задатки – природная основа способностей

Индивидуальность

Способности имеют сложную структуру. Среди качеств и свойств личности, которые объединяются понятием «способность», есть природные (врожденные или наследственные). Эту природную основу способностей называют задатками. К ним относятся в первую очередь психофизиологические и анатомо-физиологические особенности.

  • Например, тип высшей нервной деятельности или темперамент – в ряде профессий более успешны люди с сангвиническим темпераментом, а в других – флегматики или холерики. А чувствительность меланхолика может сделать великим художником или поэтом.

  • К задаткам относятся и врожденные особенности сенсорной системы. Например, человек с высокой чувствительностью к цветоразличению может стать хорошим художником-колористом, а с задатками музыкального слуха – музыкантом.
  • Для того чтобы стать стайером – бегуном на длинные дистанции, — необходим большой объем легких и выносливость, а для занятий баскетболом – высокий рост.

Но определяет роль задатков в жизни человека ключевое слово «может». Задатки не предопределяют жизненный путь человека и могут не развиться в способности, а остаться «балластом». А с другой стороны, способность к определенной деятельности можно развить и при слабых природных предпосылках, было бы желание. Только усилий и времени на это понадобится больше, и не всякому это нужно. Например, сейчас доказано, что при должном упорстве научиться рисовать может каждый человек.

Задатки – это предпосылки, своеобразный потенциал, который нужно еще развить до уровня способностей. И в этом развитии главную роль играет социальный фактор – среда, в которой формируется личность, социальное окружение, стимулы и мотивы.

Социальный фактор

Наряду с задатками, способности включают в себя совокупность навыков, умений и знаний, связанных с конкретной деятельностью. И только при наличии их задатки будут работать. Формирование способностей включает в себя ряд процессов, так или иначе связанных с взаимодействием общества и человека.

  • Развитие потенциала, которое возможно только в деятельности. То есть чтобы стать музыкантом, нужно научиться играть хоть на одном музыкальном инструменте. Чтобы стать писателем, надо не только уметь писать, но и знать законы стилистики, композиции и т. д. Но главное, надо заниматься той деятельностью, способности к которой хотите развить. Просто так, как манна небесная, они не свалятся.
  • Любая способность – это комплекс и, кроме задатков, включает много личностных качеств. Так, для способностей в области художественного творчества важно развитие образного мышления, воображения, интуиции, а для успеха в точных науках требуется абстрактно-логическое мышление.

  • Освоение деятельности – обязательное условие развития способностей. Это предполагает обучение приемам, методам, техники деятельности. Если человек с хорошими задатками пловца не научится плавать, то эти задатки никогда и не проявятся.

Таким образом, способности – это результат развития всех сфер личности. Причем развивать способности, переводить потенциальные задатки в реальное мастерство можно в любом возрасте. Хоть лучше всего, конечно, начинать процесс развития в детстве, когда и психика более гибкая, и восприятие живое и яркое, и любая деятельность осваивается в игровой форме.

Правильное воспитание и чуткое отношение к потребностям и интересам ребенка – гарантия того, что он вырастет способным человеком. А внимательно присматриваться к малышам нужно. Дело в том, что есть одно интересное психическое явление, которое может подсказать о наличии задатков и возможности развития способностей к определенному виду деятельности. Это склонности.

Что такое склонности

К разным видам деятельности мы относимся по-разному – что-то нам категорически не нравится, чем-то мы хотели бы заниматься, но времени не хватает, а на какие-то занятия мы всегда находим время даже в ущерб собственному отдыху или домашним делам.

  • Есть виды деятельности, к которым у человека склонность, то есть буквально непреодолимое желание ими заниматься. Он стремится к этому, преодолевая препятствия, прилагая массу усилий, чтобы освоить понравившуюся деятельность, наслаждаясь самим процессом. Психологи считают, что склонности – это показатель наличия потенциальных способностей человека к понравившейся ему деятельности. А если склонностей нет, и занятия не доставляют удовольствия, а результат неинтересен, то и способности, скорее всего, развить не удастся.


  • Правда, наряду с истинными склонностями есть и мнимые. Они чаще всего появляются под влиянием чувства зависти, когда человеку так нравится результат труда других, что ему тоже хочется научиться так же, например, рисовать, или добиться успехов в спорте, издать свою книгу и т. д.

Мнимые склонности могут возникать как результат подражания. В детстве часто случается, что ребенок идет в спортивную секцию или художественную школу вслед за своим другом, не испытывая никакого интереса к самой деятельности. Или девочки нередко хотят стать певицами, подражая любимой актрисе.

Отличить мнимые склонности от истинных несложно. Освоение деятельности в этом случае не доставляет удовольствия, а первые же неудачи приводят к потере интереса.

Виды способностей

Талант

В психологии выделяется два основных вида способностей: специальные и общие.

  • Специальные способности связаны с конкретной деятельностью. Они в ней проявляются и в ней же развиваются. Если вы никогда не брали в руки карандаш или кисть и не пытались ничего нарисовать, то и никогда не узнаете, есть ли у вас способности к рисованию. Точнее, предрасположенность к развитию этих способностей. Каждая специальная способность – это сложный набор врожденных задатков, качеств, свойств личности. Играя важную роль в данной деятельности, они могут не иметь никакого значения для развития другой. Например, музыкальный слух никак не поможет вам научиться рисовать.
  • Общие способности имеют значение во многих сферах деятельности. К ним в первую очередь относятся познавательные способности: развитость внимания, памяти, воображения, интеллект. Немалую роль среди общих способностей играет волевая сфера – такие качества, как упорство, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.

Высокий уровень развития общих способностей называют одаренностью. Одаренный человек может овладеть разными видами деятельности, даже не имея ярко выраженных задатков, но опираясь на высокий уровень интеллекта, подключая образное или абстрактно-логическое мышление и проявляя настойчивость.


А талант – это совокупность одаренности и определенной специальной способности. Если при высоком уровне одаренности специальных способностей к разным видам деятельности много, то обладающего ими человека называют гением.

К общим способностям также относят такие, которые требуются не во всех видах деятельности, но во многих, например, организаторские способности, коммуникативные, педагогические.

А вот творческие способности, о которых говорят в последнее время очень много, к особому виду способностей не относятся. Таких способностей, по сути, нет. И вот почему.

Уровни развития способностей

Способности – результат сложного и динамичного процесса формирования под влиянием целого ряда факторов. И в своем развитии способности проходят два уровня или две ступени.

  1. Первый уровень – репродуктивный (воспроизводящий). На нем способности проявляются в рамках воспроизведения деятельности, то есть обучения приемам, технике или при выполнении заданий по образцу. Пройдя процесс обучения, человек может остаться на репродуктивном уровне своих способностей, стать профессионалом и даже мастером своего дела. Но его будет отличать стандартность, шаблонность деятельности. Он виртуозно, мастерски будет воспроизводить вещи, музыку или мысли по заданному образцу, чертежу, проекту, нотам и т. д. И большинство людей в развитии своих способностей на этом уровне и остаются. И лишь единицы идут дальше, поднимаются на следующую ступень.
  2. Второй уровень – творческий. На нем оказываются те, кто в своем развитии отходит от общепринятых стандартов. Им не интересно выполнять задание по чужому образцу, и они придумывают что-то свое: изменяют приемы выполнения деятельности, вносят новшество в технику, создают новые вещи, открывают новые законы. Этот уровень развития способностей предполагает наличие у человека особого типа мышления – творческого, нешаблонного, нестандартного. Для творческих личностей характерна активность образного мышления, воображения и интуиции. То есть творческий уровень связан не только со специальными, но и с общими способностями.

Следовательно, творческими могут стать способности к любой деятельности при желании человека развиваться и наличии у него творческого мышления, которое тоже, кстати, можно сформировать.

Сфера способностей – это та область, в которой каждый человек может проявить свою индивидуальность, показать себя уникальной, неповторимой личностью. Не стоит завидовать тем, кто кажется вам более способным и одаренным. Лучше посмотрите вокруг, и вы обязательно обнаружите область приложения собственных способностей, ту сферу, где вы добьетесь успеха, славы, признания. А такая сфера обязательно найдется, ведь неспособных людей нет.

Психология способностей (стр. 1 из 3)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Психологические теории способностей

2. Понятие способностей в психологии

3. Виды способностей

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Термин психология способностей применяется к большому числу теорий, которые подразделяют разум на множество отдельных сил или способностей. Эта идея очень стара и привлекательна, к тому же она прекрасно согласуется с обывательским пониманием психологии. Когда мы говорим про кого-то, что «у него хорошая память», мы имеем в виду способность человека к запоминанию. Это легкий и прямой способ объяснения поведения личности.

Проблема способностей является одной из наиболее сложных и наименее разработанных в психологии. Рассматривая её, прежде всего следует учесть, что реальным предметом психологического исследования является деятельность и поведение человека. Человеческие способности — это величайший из даров природы. Этим даром награждён каждый человек. Но разница состоит в том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше.

Способности образуются в ходе жизни людей, изменяются с изменением объективных условий, а следовательно воспитуемы и преобразуемы. Способности человека, разные их типы и степени относятся к важнейшим проблемам психологии. Однако, научная разработка вопроса о способностях ещё крайне недостаточна.

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ СПОСОБНОСТЕЙ

История научно-психологического изучения способностей отсчитывается от XIX века с момента начала исследований английского психолога Френсиса Гальтона (GaltonFrancis), который предпринял оригинальную попытку анализа биографий и родословных выдающихся людей. В ходе своей работы он пришел к выводу о наследовании способностей, определяющих высокий уровень достижений человека. Предмет исследования был настолько интересен для Ф. Гальтона, что он более чем три десятилетия настойчиво собирал данные о физических и мыслительных различиях между индивидами. Для этой цели он организовал в Лондоне антропометрическую лабораторию, где с помощью анкетирования, эксперимента и статистики проводил свои изыскания.

Эстафета изучения способностей впоследствии была подхвачена другими психологами. В частности, Чарльзом Эдвардом Спирменом (SpearmanChalesEdward), который был в XX столетии одним из самых влиятельных английских психологов. Он стал одним из первых ученых, осуществивших эмпирическое исследование структуры способностей. Ему принадлежит разработка «двухфакторной теории интеллекта», согласно которой в основе любой интеллектуальной способности лежит общая интеллектуальная функция (g) и конкретная функция (s), требующаяся для выполнения данного задания. Ч. Спирмен, тяготея к прикладным исследованиям, сконструировал ряд тестов, по которым можно было оценивать умственные способности детей, и разработал технику факторного анализа, позволяющего выявлять и описывать структуру интеллектуальных способностей.

Модель структуры способностей, предложенная Ч. Спирменом, еще при его жизни стала предметом критического осмысления. Многие психологи считали, что человеческий интеллект невозможно объяснить столь просто, как это предлагал делать Ч. Спирмен. У такой точки зрения нашлись свои защитники и адепты. Одним из них был Луис Леон Терстоун (ThurstoneLouisLeon), отстаивавший многофакторную модель интеллекта. Он составил перечень первичных умственных способностей и предложил ряд различных вариантов тестов для их измерения. Проведя широкий комплекс психометрических исследований, Л. Терстоун обнаружил не один общий, как у Ч. Спирмена, фактор интеллекта, а идентифицировал двенадцать совершенно независимых факторов способностей. Открытие Л. Терстоуна вызвало живую дискуссию среди ученых и послужило катализатором для проведения дальнейших исследований человеческих способностей.

Следующий крупный шаг в раскрытии феномена способностей суждено было сделать Джою П. Гилфорду (GuilfordJoyP.). Д. Гилфорд отказался от факторного анализа как средства изучения структуры способностей и сконструировал модель, согласно которой каждая способность имеет три главных качества: «содержание», «операции», «продукты». «Содержание» как качество способности определяется типом предъявляемого материала: графическое, символическое, семантическое, поведенческое. «Операции» характеризуют наиболее общие мыслительные действия, которые используются при решении задач. «Продукты», по Д. Гилфорду, характеризуют результаты решения проблемы. Модель Д. Гилфорда, при всей своей искусственности и тяжеловесности, стала ценным эвристическим инструментом для составления психологической карты интеллектуальных способностей человека[1].

На процесс исследования способностей, сложный и противоречивый, существенным образом повлияли разработки Роберта Д. Стернберга (SternbergRobertJ.), приходящиеся на вторую половину XX столетия. Его теория способностей носит название «триархической». Согласно этой теории интеллект выступает в качестве психического самоуправления собранием механизмов, структур содержаний, которые позволяют индивидууму осуществлять взаимодействие с самим собой, окружающими и внешней средой.

Исследования феномена способностей в отечественной психологии осуществлялись преимущественно на фундаменте деятельностной теории. Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес отечественный ученый Борис Михайлович Теплое. Он был убежден, что способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития, а та способность, которая не используется человеком в практической деятельности, со временем утрачивается. Рассуждая о природе способностей, Б.М. Теплов неизменно подчеркивал, что успешность выполнения конкретной деятельности зависит не от одной, а от сочетания различных способностей. В основе способностей лежат задатки, при отсутствии которых невозможно развитие способностей. Важным открытием Б.М. Теплова стали его Доказательства того, что дефицит одних способностей может быть восполнен за счет развития других. Эффект компенсации (одних способностей другими, установленный и описанный отечественным ученым, самым существенным образом повлиял на разработки в области педагогической психологии, психологии труда, педагогики.

К исследованию способностей, каждый в свое время, обращались Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, В.Н. Дружинин, М.А. Холодная и многие другие известные отечественные психологи. Благодаря их исследовательским усилиям в отечественной психологии сложился ряд устойчивых классификаций способностей человека. В этих классификациях в качестве основных представлены природные (естественные), биологически обусловленные способности и специфические способности, имеющие историческое и культурное происхождение.

Потенциал современной психометрии, ориентированной на исследование человеческих способностей, весьма разнообразен. Психодиагностический инструментарий разработан с учетом богатого фактического материала и позволяет содержательно интерпретировать разные аспекты способностей. Для психометрического изучения способностей применяются разнообразные приемы: наблюдение, естественный и лабораторный эксперимент, анализ продуктов деятельности, экспертная оценка специалистов[2].

2. ПОНЯТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ В ПСИХОЛОГИИ

Способности человека не даны непосредственно в его самонаблюдениях или переживаниях. Мы лишь опосредствованно заключаем о них, соотнося уровень овладения деятельностью одним человеком с уровнем ее овладения другими людьми. При этом оказывается необходимым условием выявления способностей анализ условий жизни человека, его обучения и воспитания, а также его жизненного опыта в овладении данной деятельностью. В связи с этим особо важное значение приобретает проблема соотношения в способностях врожденного и приобретенного, наследственно закрепленного и сформированного в процессе индивидуального развития.

Способности человека, разные их типы и степени, относятся к важнейшим и сложнейшим проблемам психологии. Однако, научная разработка вопроса о способностях ещё крайне недостаточна. Поэтому в психологии не существует единого определения способностей.

По Б.М. Теплову, способности — это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

С.Л. Рубинштейн понимает под способностями пригодность к определённой деятельности.

Психологический словарь определяет способность как качество, возможность, умение, опыт, мастерство, талант. Способности позволяют совершать определённые действия в заданное время.

Способность — это готовность индивида к выполнению какого-либо действия; годность — имеющийся потенциал для выполнения какой-либо деятельности или возможность достичь определённого уровня развития способности.

Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда. При прочих равных условиях (уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические усилия) способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми.

Высокие достижения способного человека являются результатом соответствия комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности.

Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные требования к психическим и физическим силам человека. Если наличная система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек способен успешно и на высоком уровне осуществлять деятельность. Если такого соответствия нет, то у индивида обнаруживается неспособность к данному виду деятельности. Вот почему способность нельзя свести к одному какому-либо свойству (хорошее цветоразличение, чувство пропорции, музыкальный слух и т. п.). Она всегда синтез свойств человеческой личности.

Способности в психологии. Структура и виды способностей :: SYL.ru

А вы знаете, какие способности в психологии существуют? Нет? Давайте рассмотрим данный вопрос в этой статье. Известно, что в психологии категория способностей считается одной из самых сложных. Она растворяется в таких психологических понятиях как умения, знания, личностные качества, интеллект, психические процессы и так далее.

Итак, изучим нюансы, из которых состоят важнейшие положения общепсихологической характеристики.

Способности отличаются от иных психологических явлений по трём базовым признакам:

  1. Способностями являются личностно-психологические качества, отличающие одну персону от другой.
  2. Это лишь те качества, от которых зависит плодотворность действий.
  3. Способности нельзя относить к знаниям, навыкам и умениям, уже выработанным у индивидуума, хотя они и способствуют лёгкости и быстроте их приобретения.

Способности в психологии характеризуются количественными и качественными гранями. В качественной грани они познаются как симптомосочетание психологических свойств человека, которые обеспечивают успешность его действий. Количественный параметр предполагает выявление уровня одарённости.

Структура

Интересно, что способности в психологии структурированы. В данной структуре отмечают их две базовые группы – общие способности и специальные. Они развиваются и формируются на основе задатков. Фактически это функциональные и морфологические признаки системы нервной и всего организма, которые выделяются в виде основных предпосылок для созревания таланта.

способности в психологии

Уровни

Способности в психологии имеют ещё одну общую позицию: известно три качественно различных уровня их представленности – это простые способности, талант (одарённость) и гениальность. Дилемма о степени наследия одарённостей в их теории весьма важна, но ещё пока не решена. Считают, что развитие таланта неотделимо от изменения индивидуума в принципе.

Дар влияет на характер создания личностных особенностей, одновременно испытывая на себе воздействие со стороны создающегося человека. Это двуединое обновление. Вообще понятие «способности» в общем устройстве психологических понятий находится на промежуточном месте между группами личности и деятельности.

Психология и педагогика

Проблема творческих способностей в психологии всегда будоражила умы и с практической, и с теоретической стороны. Сталкиваясь с проявлениями ярких дарований, мы восхищаемся и удивляемся им. Почти каждый желает выяснить потенциал своих способностей. Но как их развить, раскрыть? Почему они у некоторых имеются, а у других их нет?

 виды способностей в психологии

Что же собой представляют способности? Давайте получше разберёмся в этой категории, а для этого рассмотрим три подхода: научный, житейский и этимологический.

  • Обыденный подход к термину «способности». В наших ежедневных беседах мы часто используем понятие «способности» не только в отношении людей, но и в отношении предметов. К примеру, выражение «алмаз умеет резать стекло» используется для обозначения качества, свойства. Такой же смысл мы закладываем, когда оповещаем кого-либо об удививших нас умениях (скорый счёт, воссоздание мелодии, ловкая работа и так далее). В будничной практике способностями мы именуем любые умения и навыки людей, которыми те обладают, независимо от того, являются ли они приобретёнными либо врождёнными, сложными либо элементарными.
  • Подход к понятию «талант» с этимологической точки зрения. В русскоязычных толковых словарях термин «даровитый» очень часто связывается с иными терминами – «талантливый», «одарённый» и употребляется как их синоним. Отсюда следует, что одарённость имеет различный порог проявления. Толковый словарь В.Даля слово «способный» определяет как «годный к чему-либо либо склонный, сручный, ловкий, удобный, пригодный». В этой же книге имеются иные термины: «способляться» и «способливый». Способливым называют находчивого и изворотливого человека. Он умеет сладить, устроить, управиться с делом. Фактически, здесь термин «способный» идентифицируется лишь через аналогию с успехом в практике и уравнивается с понятием «умный».
  • Научное отношение к термину «способности» отличается от повседневного житейского более узким значением. В науке одарённость классифицируется на врождённую (от задатков) и приобретённую (от умений, навыков, знаний).

Изучение таланта

Одарённость (как и человека в целом) исследуют всевозможные науки – философия, медицина, социология и иные. Но ни одна из них не рассматривает так разносторонне и глубоко проблему талантов, как психология. Кроме того, необходимо отметить, что для педагогики более, чем для иных наук, важно изучение способностей каждого индивидуума.

Виды способностей в психологии играют значительную роль. Ведь именно через них личность превращается в субъект деятельности в обществе. Фактически, развивая талант, люди достигают своей вершины как в личностном, так и в профессиональном смысле.

 способности и задатки психология

Уровни развития способностей в психологии изучали многие отечественные учёные. Серьёзный вклад в науку внесли С. Л. Рубинштейн, Н. С. Лейтес, Б. М. Теплов и другие. Сегодня этими вопросами заняты В. Д. Шадриков и В. Н. Дружинин.

Направления

В жизни человека огромную роль играют способности и задатки. Психология выделяет в этой области два направления. Первое – психофизиологическое, изучающее связи базовых свойств задатков (нервной системы) и психических общих талантов человека (работы В. М. Русалова, Э. А. Голубевой).

Второе направление занимается исследованием умений в игровой, индивидуальной, учебной и трудовой деятельности (деятельный подход А. Н. Леонтьева). Данное направление в основном изучает деятельностные детерминанты улучшения таланта, при этом роль задатков либо не изучается, либо просто трактуется.

интеллектуальные способности психология

Вообще, в параметрах школы С. Л. Рубинштейна (К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский) образовалась половинчатая точка зрения на зондирование проблем одарённости. Учёные, поддерживающие её, рассматривали талант, возникающий у человека на базе задатков, как улучшение способов активности. Вообще в науке чётко разграничивают понятия «задатки» и «способности».

Задатками именуют врождённые физиолого-анатомические качества мозга, нервной системы, движения и органов чувств, функциональные особенности человеческого организма, составляющие природную базу развития его умений.

Какую базу для развития используют способности в современной психологии? Конечно же это задатки, которыми наделены люди от природы. Те задатки, которые не в то время развивались, исчезают бесследно. Многие знают случаи, когда малыши, попадая в логово зверей, не получают возможности развивать свои дарования, и тогда они теряют их навсегда.

Способности

Итак, мы рассмотрели виды способностей в психологии. Двигаемся далее. Известно, что дарования — это формирующиеся в деятельности на базе задатков личностно-психологические качества, отличающие одну личность от другой, от которых зависит удачность действий.

Необходимо отметить, что ещё советский сердцевед А. В. Петровский образно приравнивал талант к зерну, которому ещё нужно формироваться. Ведь как брошенное зерно считается лишь вероятностью превращения в колос при определённых условиях (погода, влажность и структура почвы), так и дарования человека именуют лишь шансом для получения умений и знаний при подходящих условиях.

 способности в современной психологии

Такие шансы трансформируются в реальность в результате настойчивого труда. В зарубежной и отечественной науке существуют различные толкования структуры и видов способностей, но самыми общепринятыми принято считать выделение таланта по видам деятельности.

А ведь интересно изучать способности и задатки? Психология — очень занимательная наука! Вообще, способностями называют устойчивые качества людей, которые обуславливают успехи, достигнутые ими в разнообразных видах активности. К примеру, существует талант к приобретению знаний, который определяется качеством и скоростью освоения людьми навыков. Также существуют математические, музыкальные, литературные, инженерные, артистические, организаторские и колоссальное количество иных дарований.

Виды

Чем хороши интеллектуальные способности? Психология и это дарование изучает. Но мы сейчас к структуре таланта подойдём с другой стороны. В итоге мы выявим два вида дарований, которые рассматриваются с точки зрения развития: актуальные и потенциальные. Потенциальным даром именуют вероятность развития личности, проявляющую себя тогда, когда перед ней появляются новые проблемы, требующие молниеносных решений.

проблема творческих способностей в психологии

Необходимо отметить, что совершенствование человека зависит не только от его психологических параметров, но и от той социальной среды, в которой могут быть реализованы либо не реализованы данные потенциалы.

Фактически, в данном варианте говорят о действующих дарованиях. Это можно объяснить тем, что далеко не каждый может реализовать собственные потенциальные умения в соотношении со своим психологическим естеством. Ведь для этого могут отсутствовать объективные условия и возможности. Итак, можно вынести вердикт, что актуальные способности составляют лишь часть потенциальных.

Состав дарований

Свойства способностей в психологии имеются самые различные. Именно поэтому талант структуризуется на специальные и общие дарования. Общими способностями называют те, которые равным образом показывают себя в самых разных видах человеческой активности. К ним относятся, к примеру, степень общего духовного развития индивидуума, его внимательность, обучаемость, воображение, память, речь, работоспособность, ручные движения.

Специальными способностями именуют талант к определённым видам деятельности: музыкальный, математический, лингвистический.

Конечно же, в состав каждого таланта, делающего человека пригодным к осуществлению какой-либо деятельности, всегда входят отдельные способы активности и операции, посредством которых данная активность выполняется. А посему, как говорил С. Л. Рубинштейн, ни одно дарование не считается актуальным, реальным, пока не впитало в себя систему подобающих общественно наработанных операций. С этой точки зрения определённый талант всегда представляет собой запутанную систему действий, способов и операций.

Основы способностей

Способности человека в психологии рассматриваются как некий объект, который имеет основу. Основа эта заложена в человеке генетически, она зависит от задатков. К примеру, людям свойственно овладевать логическим менталитетом и членораздельной речью.

А что такое групповые способности? Это умения, которые группируются и развиваются на основе общих и специальных задатков. Человек выбирает профессию в 16-18 лет. Именно в этом возрасте у личности меняется структура дарований, проявляются профессиональные способности. Вообще, по мере развития умений сужается диапазон вероятности, но зато возрастает специализация дарований.

Развитие способностей в психологии происходит в течение деятельности. Здесь немаловажную роль играет контакт между умениями и талантом. Эти два параметра не идентичны, но они координированны.

Сообразно с массовыми профессиями производственно-материального труда структура кадровых умений может быть представлена именно так:

  • Общечеловеческие умения – в основном работоспособность (и гарантирующие её личностные качества – аккуратность, ответственность). Создание данного компонента дарований связано с обучением человека как субъекта труда (в первую очередь его ценностно-мотивационной сферой).
  • Общие дарования – «родовые» разноразрядные возможности людей, являющиеся результатом их универсальной жизнедеятельности в определённую историческую секунду и в определённой культуре.
  • Специальные умения – продиктованное практикой нестандартное качество либо уровень развития высокопрофессиональных параметров, требующих для своего развития определённой длительной активности, особой тренировки.

Одарённость

Весьма интересно изучать познавательные способности. Психология их напрямую связывает с одарённостью. Рассмотрим же подробнее данное понятие. Появление этого термина опирается на представление о «даре» — высочайших задатках, которыми природа награждает одних либо других людей. Задатки базируются на наследственности либо на особенностях внутриутробного развития.

Именно поэтому одарённость нужно понимать как показатель высокого уровня умений, опирающихся на природную предрасположенность. Известно, что Н. С. Лейтес отмечает, что в реальности иногда трудно отследить, являются ли умения в большей степени результатом целенаправленного воспитания (саморазвития) либо они – воплощение задатков.

Вообще в науке установилось понимание этого термина, которое свидетельствует о более высоком, чем у большинства людей, уровне развития способностей, особенно если речь идёт о малышах. Известно, что уровнями такой одарённости являются гениальность и талант.

Разницу таланта и способностей весьма подробно рассматривали соавторы И. Акимов и В. Клименко. Они подчеркнули, что между гением и талантом существует не количественное, а качественное различие. Во-первых, у них различное чувствование мира. А во-вторых, продуктом деятельности таланта является оригинальность, а у гения – это простота.

И всё же В. Клименко и И. Акимов считают, что гений не появляется из ниоткуда. Он рождается из таланта как результат многолетней работы над качеством.

Иная точка зрения гласит, что гениальность и талант не являются стадиями, что это совершенно непохожие психологические качества. Ведь если талантливый индивидуум может применять свой талант, а может не применять, то гениальный фактически является заложником своей гениальности: он не может не работать в том русле, в котором одарён. Фактически, для него наказанием считается лишение его возможности творить. Очень часто одарённость именуют «девиацией», хоть и позитивной.

Б. М. Теплов

А что нам может поведать психология способностей Теплова? Известно, что Б. М. Теплов является выдающимся отечественным психологом с мировым именем.

Он — блестящий экспериментатор и теоретик, исследователь индивидуальных различий, способностей и индивидуальности. Он написал книгу «Психология музыкальных способностей», в которой предложил новую структуру музыкальных талантов, включающую в качестве обязательных такие компоненты, как ладовое и ритмическое чувство, одарённость к произвольному оперированию слуховыми музыкальными представлениями. Данная книга – основной труд в его творческом наследии, впервые изданный в 1947 году.

уровни развития способностей в психологии

Кстати, колоссальное значение имеет предложенный им психологический анализ феномена музыкальности как единства эмоциональной отзывчивости на музыку и совокупности синхронических музыкальных способностей.

Итак, выделяют следующие уровни развития таланта:

  • репродуктивный;
  • творческий;
  • реконструктивный.

Необходимо отметить, что результаты эмпирических тестов показывают: творческая способность и репродуктивная имеют совершенно разную природу. Именно поэтому они развиваются независимо друг от друга, в каждой из них можно найти самостоятельные уровни развития.

СПОСОБНОСТИ. Общая психология

По определению Б. М. Теплова, способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения деятельности. Говоря о способностях, необходимо иметь в виду следующее:

1. Это особенности, отличающие одного человека от другого. Важнейшим признаком способностей Б. М. Теплов считает индивидуальное своеобразие продуктивной деятельности, оригиналь-ность и самобытность приемов, используемых в деятельности.

2. Способности служат успешному выполнению деятельности. Некоторые исследователи, например Н. А. Менчинская, полагают, что в данном случае логичнее говорить об обучаемости как успешности в приобретении умений, знаний, навыков.

3. Для способностей характерна возможность переноса выработанных умений и навыков в новую ситуацию. При этом новая задача должна быть сходна с разрешавшимися ранее задачами не последовательностью способов действия, а требованиями к тем же психическим свойствам человека.

Основу способностей составляют задатки. Задатки – это природные предпосылки, которые являются условием развития способностей не только в смысле того, что они придают своеобразие процессу их развития, но и в смысле того, что они в известных пределах могут определять содержательную сторону и влиять на уровень достижений. К задаткам относятся не только анатомо-морфологические и физиологические свойства мозга, но и психические свойства в той степени, в которой они прямо и непосредственно обусловлены наследственностью.

Способности – понятие динамическое. Они формируются, развиваются и проявляются в деятельности.

Общие и специальные способности

Специальные способности – способности к определенным видам деятельности (математические способности, музыкальные способности, педагогические и т. д.).

Общие способности – это способность к развитию специальных способностей.

Одаренность – это качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности.

Понятие способностей обычно ассоциируется с умственной деятельностью. Но оснований для такого узкого толкования способностей нет, хотя традиционно именно сфера умственной деятельности исследовалась и продолжает исследоваться в связи со способностями.

Высокое общее умственное развитие может не сопровождаться проявлением в какой-нибудь специальной области способностей или каким-либо видом специальной одаренности. Однако проявление и достижение высоких специальных способностей, специальной одаренности немыслимо без наличия общих способностей, общей одаренности. См.:

1. Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. Т. 2. Способности. – Л.: ЛГУ, 1960.

Литература:

1. Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. Т. 2. Способности. – Л.: ЛГУ, 1960.

2. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. – М.: Просвещение, 1968.

3. Лазурский А. Ф. Классификация личностей. – Пг., 1922.

4. Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности. Вып. 6. – Пермь, 1970.

5. Одаренные дети. Пер. с англ. /Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991.

5. Платонов К. К. Проблемы способностей. – М.: Наука, 1972.

6. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Тема 6. Психология способностей

1.1.Понятие
о способностях и их природе

1.2.Задатки
как природные предпосылки способностей

1.3.Качественная
и количественная характеристики
способностей

1.4.Способности
и интеллект

1.5.Развитие
способностей

1.6.Индивидуальный
стиль деятельности

1.7.Психодиагностика
креативности

1.8.Гениальность

1.1.Понятие
о способностях и их природе

Когда мы
пытаемся понять и объяснить, почему
разные люди, обстоятельствами жизни
поставленные в одинаковые или примерно
одинаковые условия, достигают разных
успехов, мы обращаемся к понятию
способности, полагая, что разницу в
успехах можно вполне удовлетворительно
объяснить ими. Это же понятие используется
нами тогда, когда нужно осознать, в силу
чего одни люди быстрее и лучше, чем
другие, усваивают знания, умения и
навыки. Что же такое способности?

Термин «способности»,
несмотря на его давнее и широкое
применение в психологии, наличие в
литературе многих его определений,
неоднозначен. Если суммировать его
дефиниции и попытаться их представить
в компактной классификации, то она будет
выглядеть следующим образом:

  1. Способности —
    свойства души человека, понимаемые как
    совокупность всевозможных психических
    процессов и состояний. Это наиболее
    широкое и самое старое из имеющихся
    определений способностей. В настоящее
    время им практически уже не пользуются
    в психологии.

  2. Способности
    представляют собой высокий уровень
    развития общих и специальных знаний,
    умений и навыков, обеспечивающих
    успешное выполнение человеком различных
    видов деятельности. Данное определение
    появилось и было принято в психологии
    XVIII- XIX вв., отчасти является — употребимым
    и в настоящее время.

  3. Способности — это
    то, что не сводится к знаниям, умениям
    и навыкам, но объясняет (обеспечивает)
    их быстрое приобретение, закрепление
    и эффективное использование на практике.
    Это определение принято сейчас и
    наиболее распространено. Оно вместе с
    тем является наиболее узким и наиболее
    точным из всех трех.

Значительный
вклад в разработку общей теории
способностей внес наш отечественный
ученый Б. М. Теплов. Он-то и предложил
третье из перечисленных определений
способностей, на которое мы будем
опираться. Уточним его, пользуясь
ссылками на работы Б. М. Теплова. В понятии
«способности», по его мысли, заключены
три идеи. «Во-первых, под способностями
разумеются индивидуально-психологические
особенности, отличающие одного человека
от другого… Во-вторых, способностями
называют не всякие вообще индивидуальные
особенности, а лишь такие, которые имеют
отношение к успешности выполнения
какой-либо деятельности или многих
деятельностей… В-третьих, понятие
«способность» не сводится к тем
знаниям, навыкам или умениям, которые
уже выработаны у данного человека».

Способности, считал
Б. М. Теплов, не могут существовать иначе,
как в постоянном процессе развития.
Способность, которая не развивается,
которой на практике человек перестает
пользоваться, со временем теряется.
Только благодаря постоянным упражнениям,
связанным с систематическими занятиями
такими сложными видами человеческой
деятельности, как музыка, техническое
и художественное творчество, математика,
спорт и т. п., мы поддерживаем у себя и
развиваем дальше соответствующие
способности.

Успешность
выполнения любой деятельности зависит
не от какой- либо одной, а от сочетания
различных способностей, причем это
сочетание, дающее один и тот же результат,
может быть обеспечено различными
способами. При отсутствии необходимых
задатков к развитию одних способностей
их дефицит может быть восполнен за счет
более сильного развития других. «Одной
из важнейших особенностей психики
человека, — писал Б. М. Теплов, — является
возможность чрезвычайно широкой
компенсации одних свойств другими,
вследствие чего относительная слабость
какой-нибудь одной способности вовсе
не исключает возможности успешного
выполнения даже такой деятельности,
которая наиболее тесно связана с этой
способностью. Недостающая способность
может быть в очень широких пределах
компенсирована другими, высокоразвитыми
у данного человека».

Рассмотрим
вопрос о классификации способностей
человека. Их довольно много. В первую
очередь необходимо различать природные,
или естественные, способности (в основе
своей биологически обусловленные) и
специфические человеческие способности,
имеющие общественно-историческое
происхождение.

Многие из природных
способностей являются общими у человека
и у животных, особенно высших, например
— у обезьян.

Такими
элементарными способностями являются
восприятие, память, мышление, способность
к элементарным коммуникациям на уровне
экспрессии. Эти способности непосредственно
связаны с врожденными задатками, но не
тождественны им, а формируются на их
основе при наличии элементарного
жизненного опыта через механизмы
научения типа условнорефлекторных
связей, оперантного обусловливания,
импринтинга и ряда других. В остальном
по своим способностям, по их набору и
механизмам формирования человек и
животные принципиально отличаются друг
от друга. У человека, кроме биологически
обусловленных, есть способности,
обеспечивающие его жизнь и развитие в
социальной среде. Это общие и специальные
высшие интеллектуальные способности,
основанные на пользовании речью и
логикой, теоретические и практические,
учебные и творческие, предметные и
межличностные.

Общие
способности включают

те, которыми определяются успехи человека
в самых различных видах деятельности.
К ним, например, относятся умственные
способности, тонкость и точность ручных
движений, развитая память, совершенная
речь и ряд других. Специальные способности
определяют успехи человека в специфических
видах деятельности, для осуществления
которых необходимы задатки особого
рода и их развитие. К таким способностям
можно отнести музыкальные, математические,
лингвистические, технические, литературные,
художественно-творческие, спортивные
и ряд других. Наличие у человека общих
способностей не исключает развития
специальных и наоборот. Нередко общие
и специальные способности сосуществуют,
взаимно дополняя и обогащая друг друга.

Теоретические
и практические способности

отличаются тем, что первые предопределяют
склонность человека к абстрактно-теоретическим
размышлениям, а вторые — к конкретным,
практическим действиям. Такие способности
в отличие от общих и специальных,
напротив, чаще не сочетаются друг с
другом, вместе встречаясь только у
одаренных, разносторонне талантливых
людей.

Учебные и
творческие способности

отличаются друг от друга тем, что первые
определяют успешность обучения и
воспитания, усвоения человеком знаний,
умений, навыков, формирования качеств
личности, в то время как вторые — создание
предметов материальной и духовной
культуры, производство новых идей,
открытий и изобретений, словом —
индивидуальное творчество в различных
областях человеческой деятельности.

Способности
к общению, взаимодействию с людьми, а
также предметно -деятельностные, или
предметно-познавательные, способности
— в наибольшей степени социально
обусловлены
.
В качестве примеров способностей первого
вида можно привести речь человека как
средство общения (речь в ее коммуникативной
функции), способности межличностного
восприятия и оценивания людей, способности
социально-психологической адаптации
к различным ситуациям, способности
входить в контакт с различными людьми,
располагать их к себе, оказывать на них
влияние и т. п.

Примеры способностей
предметно-познавательного плана хорошо
известны. Они традиционно изучаются в
общей и дифференциальной психологии и
именуются способностями к различным
видам теоретической и практической
деятельности.

До сих пор в
психологии преимущественное внимание
обращалось именно на предметно-деятельностные
способности, хотя способности
межличностного характера имеют не
меньшее значение для психологического
развития человека, его социализации и
приобретения им необходимых форм
общественного поведения. Без владения
речью как средством общения, например
без умения адаптироваться к людям,
правильно воспринимать и оценивать их
самих и их поступки, взаимодействовать
с ними и налаживать хорошие взаимоотношения
в различных социальных ситуациях,
нормальная жизнь и психическое развитие
человека были бы просто невозможными.
Отсутствие у человека такого рода
способностей явилось бы непреодолимой
преградой как раз на пути превращения
его из биологического существа в
социальное.

В становлении
способностей к общению можно, вероятно,
выделить свои этапы формирования, свои
специфические задатки. Одним из них,
вероятно, является врожденная способность
детей реагировать на лицо и голос матери.
Она обусловливает первичную форму
общения в виде комплекса оживления. В
дальнейшем к способности эмоционально
общаться добавляется, развиваясь на ее
базе, способность понимать состояния,
угадывать намерения и приспосабливать
свое поведение к настроению других
людей, усваивать и следовать в общении
с ними определенным социальным нормам.

С психологической
точки зрения социальная норма поведения
не что иное, как идеально воплощенная
в соответствующих знаниях и требованиях
способность общаться с людьми, вести
себя так, чтобы быть принятым и понятым
ими. Усваивая социальные нормы, индивид
приобретает способность эффективно
взаимодействовать с людьми. В повседневной
жизни на привычном для нас языке мы не
случайно называем человека, знающего
нормы этикета и умеющего следовать им,
способным общаться с людьми.

С неменьшим
основанием способностями могут быть
названы умения убеждать других, добиваться
взаимопонимания, оказывать влияние на
людей. Что касается умения воспринимать
людей и давать им верные оценки, то оно
в социальной психологии давно считается
способностью особого рода. Более того,
на протяжении уже многих лет в специальной
литературе активно обсуждается вопрос
о врожденности или приобретенности
этой способности, а также о возможности
ее развития у разных людей.

И межличностные,
и предметные способности взаимно
дополняют друг друга. Благодаря их
сочетанию человек получает возможность
развиваться полноценно и гармонично.

Не отдельные
способности непосредственно определяют
успешность выполнения какой-либо
деятельности, а лишь их удачное сочетание,
именно такое, какое для данной деятельности
необходимо. Практически нет такой
деятельности, успех в которой определялся
бы лишь одной способностью. С другой
стороны, относительная слабость
какой-нибудь одной способности не
исключает возможности успешного
выполнения той деятельности, с которой
она связана, так как недостающая
способность может быть компенсирована
другими, входящими в комплекс,
обеспечивающий данную деятельность. К
примеру, слабое зрение частично
компенсируется особым развитием слуха
и кожной чувствительности, а отсутствие
абсолютного звуковысотного слуха —
развитием тембрального слуха.

Способности не
только совместно определяют успешность
деятельности, но и взаимодействуют друг
с другом, оказывая влияние друг на друга.
В зависимости от наличия и степени
развития других способностей, входящих
в комплекс, каждая из них приобретает
иной характер. Такое взаимное влияние
оказывается особенно сильным, когда
речь идет о взаимозависимых способностях,
совместно определяющих успешность
деятельности. Сочетание различных
высокоразвитых способностей называют
одаренностью, и эта характеристика
относится к человеку, способному ко
многим различным видам деятельности.

Виды способностей человека

Способности играют
немаловажную роль в достижении
поставленной цели. У одного и того же
человека могут быть разные способности,
но одна из них может быть более
значительной, чем другие. В то же время
у различных людей наблюдаются одни и
те же способности, но различающиеся по
уровню развития.

Выделяют три
типа способностей
:

  • художественный —
    характеризуется относительным
    преобладанием первой сигнальной системы
    в психической деятельности человека.
    Первая сигнальная система базируется
    на ощущениях и восприятиях, и люди, у
    которых преобладает эта система,
    обладают художественными, музыкальными,
    литературными способностями;

  • мыслительный —
    характеризуется относительным
    преобладанием второй сигнальной
    системы. Те, у кого преобладает вторая
    сигнальная система, базирующаяся на
    речи, относятся к мыслительному типу
    людей;

  • промежуточный (средний)
    тип — характеризуется примерно равным
    соотношением двух сигнальных систем.

Современные
научные данные показывают, что преобладание
той или иной сигнальной системы зависит
от работоспособности полушарий головного
мозга: те люди, у которых более развито
правое (образное) полушарие мозга, более
эмоциональны, открыты, у них лучше
развиты воображение, образное мышление;
те люди, у которых более активно левое
(словесно-логическое) полушарие мозга,
отличаются рассудительностью,
рациональностью, так как в этом полушарии
находятся центры логического мышления,
счета и письма; у многих людей работа
правого и левого полушарий сбалансирована.
К «правополушарным» композиторам-классикам
относят: П.И. Чайковского, В.А. Моцарта,
Ф. Шопена, к «левополушарным» композиторам
относят: Д.Д. Шостаковича, Л. ван Бетховена,
И.С. Баха. Иногда задатки проявляются в
раннем детстве. Так, М.И. Глинка уже в
3-4 года старался извлечь приятные
ритмические звуки, ударяя палочкой о
звучащие предметы. Моцарт в 5 лет сочинял
серьезные произведения. Литературные
задатки проявляются позже. Например,
А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов
стали писать стихи, когда им было около
9 лет.

Отечественные
и зарубежные ученые предлагают выделять
способности по направленности и
специализации.

Способности
по направленности
 в
свою очередь подразделяются на две
группы:

  • общие
    элементарные — способности, присущие
    всем людям в разной степени. Это
    способности ощущать, запоминать,
    воспринимать, мыслить;

  • сложные
    — способности к труду, учебе, общению.

Основы
способностей заложены генетически —
в виде задатков (рис. 1). В структуру
способностей входят общие, специальные
и групповые способности. Последние
группируются и развиваются на базе
задатков, общих и специальных способностей.
В 16-18 лет, когда происходит выбор
профессии, структура способностей
личности меняется, проявляются
профессиональные способности, которые
завершают «конус». «Конус способностей»
формируется в направлении снизу вверх,
а их разрушение происходит в противоположном
направлении.

Виды
способностей по специализации

Способности
по специализации
 подразделяются
следующим образом:

  • специальные
    — определяют успехи человека в
    специфических видах деятельности, для
    осуществления которых необходимы
    задатки особого рода и их развитие. Это
    музыкальные способности, математические,
    лингвистические, технические,
    литературные, спортивные,
    художественно-творческие и др.;

  • теоретические
    — определяют склонность человека к
    абстрактно-теоретическим размышлениям;

  • практические
    — определяют склонность к конкретным,
    практическим действиям;

  • учебные
    — определяют успешность обучения и
    воспитания, усвоения человеком знаний,
    умений, навыков, формирования качеств
    личности;

  • творческие
    — определяют возможности человека по
    созданию предметов духовной и материальной
    культуры, производству новых идей,
    открытий и изобретений, короче говоря,
    они определяют индивидуальное творчество
    в различных областях человеческой
    деятельности.

Виды
способностей по уровню развития

По уровню
развития
 способности
разделяют на репродуктивные — способности,
связанные с высоким умением осваивать
знания, овладевать деятельностью по
заданному образцу; творческие —
способности, обеспечивающие создание
нового, оригинального. К этому уровню
относятся:

  • талант
    — сочетание выдающихся способностей,
    талантливый человек отличается
    самостоятельностью и оригинальностью
    выполнения какой-либо деятельности;

  • гениальность
    — высшая степень талантливости; гений
    создает принципиально новое (в науке,
    искусстве), т.е своим открытием делает
    переворот, революцию в какой-либо
    области;

  • одаренность
    — сочетание различных высокоразвитых
    способностей. Одаренный человек способен
    ко многим видам деятельности.

При
этом всякая репродуктивная деятельность
включает элементы творчества, а творческая
деятельность включает репродуктивную,
без которой она невозможна. Кроме того,
уровни развития способностей не есть
нечто данное и неизменное, застывшее.
В процессе овладения знаниями и умениями,
в процессе деятельности человек
«переходит» с одного уровня на другой,
соответственно изменяется и структура
его способностей.

Возможности
человека огромны, и они могут быть
безграничными, если он стремится их
совершенствовать. Человеку нужно
определить свои ведущие способности и
реализовать их в профессиональной
деятельности, ставя перед собой трудные,
но достижимые цели. Через способности
личность становится субъектом деятельности
в обществе, через развитие способностей
достигает своей вершины в профессиональном
и личностном смысле.

Основные
виды направленности личности

Потребностно-мотивационная
сфера составляет лишь часть направленности
личности и служит как бы ее фундаментом,
на котором формируются жизненные цели
человека.

Целенаправленность
поведения особенно очевидна, когда
человек пытается достичь одну цель
различными способами.

Если
первая попытка наталкивается на преграду,
избирается другой путь, иногда обходной.
Следует различать цель деятельности и
жизненную цель. Человеку в течение жизни
приходится выполнять множество
разнообразных видов деятельности, в
каждой из которых реализуется определенная
цель. Но цель любого отдельного вида
деятельности раскрывает лишь какую-то
одну сторону направленности личности,
проявляющуюся в данный момент жизни.
Жизненная цель как бы объединяет,
интегрирует все частные цели, связанные
с отдельными видами деятельности. Вместе
с тем достижение каждой из них — это
новый шаг на пути к общей жизненной
цели. Уровень достижений личности связан
с жизненными целями, в которых заключены
ее взгляды на собственное будущее.
Осознание человеком не только самой
цели, но и реальности ее осуществления
рассматривается как перспектива
личности.

Личная
направленность
 создается
преобладанием мотивов собственного
благополучия, стремлением к личному
первенству, престижу. Такой человек
чаще всего бывает занят самим собой,
своими чувствами и переживаниями и мало
реагирует на потребности окружающих,
игнорирует интересы коллег или работу,
которую должен выполнять, а в работе
видит прежде всего возможность
удовлетворить свои притязания вне
зависимости от интересов других
сотрудников.

Направленность
на взаимные действия
 проявляется
тогда, когда поступки человека определяются
потребностью в общении, стремлением
поддерживать хорошие отношения с
окружающими. Такой человек проявляет
интерес к совместной деятельности, хотя
его фактическая помощь может быть
минимальной.

Деловая
направленность
 отражает
преобладание мотивов, порождаемых самой
деятельностью, увлечением процессом
деятельности, бескорыстным стремлением
к познанию, овладению новыми навыками
и умениями. Такой человек стремится к
сотрудничеству и добивается наибольшей
продуктивности группы, членом которой
он является, вносит свои предложения,
полезные для выполнения поставленной
задачи.

Совокупность
устойчивых существенных свойств, которая
проявляется во всех видах деятельности,
присуща каждому человеку. Приобретенные
в конкретных социальных условиях общие
способы взаимодействия личности со
средой, составляющие тип ее жизнедеятельности,
обусловливают характер человека. Черты
характера определяются и классифицируются
прежде всего в зависимости от направленности
личности, от системы устойчивых отношений
человека к явлениям действительности.
Своеобразие характера каждого человека
определяется его направленностью
(устойчивой мотивационной сферой
личности) и особенностями осуществления
деятельности — волевыми качествами

Основные понятия и определения психологии способностей. Задатки

Основные понятия и определения психологии способностей. Задатки

Большой вклад в разработку теории способностей внес Б. М. Теп-лов. Им показано, что способности проявляются в динамике приобретения и формирования знаний, умений и навыков в условиях конкретной деятельности. Но способность ни в коем случае не тождественна деятельности и несводима к психологическим образованиям, каковыми являются знания, умения и навыки. От способностей зависят качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижения целей деятельности. Прежде чем дать определение понятию «способность», рассмотрим основные признаки этого понятия. Б. М. Тепловым выделено три основных его признака [67, с. 20–21].

Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Эти способности имеют психологическую природу и варьируют от одного индивидуума к другому.

Во-вторых, способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо конкретной деятельности.

В-третьих, понятие «способность» не сводимо к психологическим образованиям (знаниям, умениям, навыкам), которые выработаны у данного конкретного человека.

Исходя из вышеперечисленных признаков, можно дать следующее определение понятию «способность».

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

Исходя из этого определения, можно выяснить общее правило, применимое к сущности развития человеческих способностей. Способность обнаруживается только в деятельности и только в такой, которая не может осуществляться без наличия этой способности.

К примеру, способность человека к рисунку обнаруживается тогда, когда выясняется, насколько быстро и легко он осваивает цветовые ощущения, приемы работы, научается видеть прекрасное в окружающем мире. Однако без соответствующих условий способности развиваться не могут. Показателен в этом отношении эпизод из жизни художника В. И. Сурикова. На экзамене в Академию художеств Сурикову было отказано в обучении, так как, по мнению экзаменаторов, у него полностью отсутствуют способности к изобразительной деятельности. Инспектор Академии, просмотрев представленные ему рисунки, заявил: «За такие рисунки вам даже мимо Академии надо запретить ходить». Ошибка преподавателей Академии заключалась в том, что на экзамене они оценивали вовсе не способности, а лишь определенные умения и навыки рисования. В дальнейшем Суриков опроверг делом этот отзыв, овладев в течение трех месяцев новыми умениями и навыками. Педагоги сочли нужным на этот раз зачислить его в Академию.

Показательной может быть и история Альберта Эйнштейна, который в школе был весьма заурядным учеником.

Говоря о способностях, мы оперируем философскими категориями «возможность» и «действительность». «Способности – это возможность, – говорит А. В. Петровский, – а достигаемый уровень мастерства в том или ином деле – это действительность. Выявившиеся у ребенка музыкальные способности ни в коей мере не гарантируют, что ребенок будет музыкантом. Чтобы это произошло, необходимы специальное обучение, музыкальный инструмент, ноты, огромная выдержка и терпение, свободное время, хорошее состояние здоровья и многие другие условия, без которых способности могут заглохнуть, так и не развившись» [53, с. 208].

Способность к овладению той или иной деятельностью у различных людей различна. Если человек не справляется с требованиями, предъявляемыми к нему для осуществления конкретной деятельности, это означает полное отсутствие у него способностей к этому виду деятельности. Вполне вероятно, что такому человеку потребуется больше времени на овладение знаниями, умениями и навыками, чтобы ему было под силу выполнить эту деятельность, а педагогам потребуется больше усилий для его обучения [62, с. 421].

Говорят, когда В. Немировича-Данченко спросили, каждый ли может стать режиссером, он ответил: «Каждый, только одному потребуется для этого три года, другому – 30 лет, а третьему – 300 лет».

Способности тесно связаны с общей направленностью личности, интересами и склонностями человека.

В процессе обучения и воспитания подрастающего поколения важнейшим моментом является сенситивный возраст, который благоприятствует формированию тех или иных способностей. Это присущий возрастному периоду ребенка оптимальный срок формирования определенных психологических свойств и психических процессов. Преждевременное или запаздывающее по отношению к этому периоду обучение недостаточно эффективно и может неблагоприятно повлиять на развитие психологии ребенка. Для развития, например, общих способностей средний сенситивный возраст составляет период 6–7 лет от рождения.

Способности, обеспечивающие жизнедеятельность человека и его развитие в социальной среде, делятся на две большие группы: общие и специальные способности.

Общие способности – это система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает продуктивность в овладении знаниями, умениями и навыками при осуществлении различных видов деятельности. Основа развития общих способностей заложена в психологических процессах. Овладение определенными мыслительными операциями (анализ, синтез, классификация, систематизация, абстрагирование) начинается в детском возрасте. В подростковом (отроческом) возрасте (от 11–12 до 14–16 лет) общие способности развиваются особенно интенсивно. Данный возраст, согласно Ж. Пиаже, является периодом рождения гипотетико-дедуктивного мышления, способности абстрагировать понятия, формулировать и перебирать альтернативные гипотезы и делать предметом анализа собственные мысли. При соответствующем обучении уже третьеклассники способны решать абстрактные алгебраические задачи. Однако широкий диапазон индивидуальных различий приводит к тому, что одни люди обладают таким мышлением уже в 10–11 лет, другие же не способны к этому и во взрослом возрасте [50].

Специальные способности – это такая система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например музыкальной, литературной, изобразительной, сценической, математической, спортивной, военной и т. п.

В юношеском возрасте (от 14–15 до 18–19 лет) наступает период первичной социализации, происходит выбор и в большинстве случаев – обучение профессии. В эту пору значительно дифференцируются способности и интересы обучаемых, формируется и вырабатывается жизненная позиция. Мыслительная деятельность юношей более активна, появляется тяга к обобщениям, поиску общих принципов и закономерностей, стоящих за частными фактами. Широкие умственные интересы в данный период сочетаются с разбросанностью. Иногда юноши склонны преувеличивать свои умственные способности. Н. С. Лейтес отмечает у юношей значительное развитие теоретической мысли [36]. У них развиваются творческие способности, интеллектуальная инициатива, способность ставить проблемы. В этом возрасте еще больше увеличиваются индивидуальные различия в уровне и направленности умственных интересов, в способностях обучаемых.

Как общие, так и специальные способности взаимосвязаны. Общие способности развиваются одновременно с развитием и формированием познавательных (психических) процессов (ощущение, восприятие, представление, память, речь, мышление, внимание). Разумеется, формирование специальных способностей невозможно представить без общих способностей у индивида. Это хорошо показано В. А. Крутецким на примере развития математических способностей. Изучая математические способности, В. А. Крутецкий установил, что для успешного выполнения математической деятельности необходимы [33]:

? активное, положительное отношение к математике, склонность заниматься ею, переходящая на высоком уровне развития в страстную увлеченность;

? некоторые характерологические черты, прежде всего трудолюбие, организованность, самостоятельность, целеустремленность, настойчивость, а также интеллект;

? благоприятное психическое состояние во время деятельности;

? определенные знания, умения и навыки в соответствующей области;

? определенные индивидуально-психологические особенности в сенсорной и умственной сферах, отвечающие требованиям данной деятельности.

Первые четыре из названных пунктов отражают общие психологические свойства, необходимые для всякой деятельности. В пятом пункте указаны качества личности как специфичные составляющие математических способностей.

В последнее время в особую группу стали выделять и способности к общению, взаимодействию с людьми. Эти способности в наибольшей степени обусловлены социально и рассматриваются в п. «Способность к общению и ее значение в развитии организаторских и коммуникативных качеств».

Способности можно различать по степени их проявления в той или иной деятельности. Различают четыре уровня способностей:

1) репродуктивный;

2) творческий;

3) высокий;

4) наивысший.

На репродуктивном уровне человек формирует умения усваивать знания, овладевать деятельностью по представленным образцам (например, умение решать математические задачи, вытачивать детали по образцам и т. п.).

На творческом уровне человек создает новое, оригинальное. Сперва в репродуктивную деятельность включаются элементы творчества, новизны. Эти элементы развиваются, совершенствуются, на основе чего формируется творческая деятельность. Таким образом, всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность включает репродуктивные элементы.

На высоком уровне способностей деятельность отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода к решению проблемных вопросов и т. д. Говорят, что люди, имеющие такой уровень способностей, талантливы (способности у них на уровне таланта).

Наивысший уровень развития способностей предполагает создание человеком оригинального, нового в области научных исследований, производства, искусства, литературы и др. О людях с таким уровнем развития способностей говорят, что они гениальны.

Задатки – это первичная природная основа способностей, еще не развитых, но заявляющих о себе при первых пробах деятельности. Очень важно как можно раньше выявить задатки детей, чтобы начать формировать их способности, не пропустить сенситивный возраст. Зависимость развития способностей от задатков изучается психологией индивидуальных различий. Согласно А. Анастази, индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и его средой.

Различают два вида задатков: врожденные (природные) и приобретенные (социальные).

Врожденными задатками называются такие, которые проявляются уже при рождении ребенка. Даже дети-близнецы, несмотря на схожесть общих черт, отличаются друг от друга психическими состояниями и стилем поведения, что объясняется не только влиянием среды, но и воздействием наследственности, генетическим влиянием.

Приобретенные задатки рассмотрим на примере математических способностей. Для того чтобы освоить высшую математику, необходимо обязательно знать элементарную. Эти знания по элементарной математике по отношению к высшим математическим способностям будут выступать как задатки.

И конечно, способность к общению во многом зависит непосредственно от влияния внешней среды, а задатки к этим способностям социально обусловлены.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *