Рациональный человек это какой: Рациональный человек — это… Понятие и признаки рационального человека – Кто такой рациональный и иррациональный человек? (P/J)

Содержание

Рациональный человек — это… Понятие и признаки рационального человека

Рациональный человек это какой: Рациональный человек - это... Понятие и признаки рационального человека – Кто такой рациональный и иррациональный человек? (P/J)

Рациональный человек — это личность, которая в своих действиях стремится руководствоваться исключительно разумом. Такой индивид склонен к познанию, но отличается от эмпирика, который готов проявить действие и сделать вывод на основе опыта. Рационалисты привыкли созерцать и мыслить, поэтому нередко такой тип мировоззрения проявляется среди научных сотрудников. Такого рода установка позволяет раскрыть свою ментальность для новых знаний, которые, в свою очередь, признаны дать определение тому или иному критическому вопросу владельца пытливого ума. Рациональное мышление создает многогранный коридор возможностей, позволяет взглянуть на мир и события в нем иначе, а также избавиться от предвзятого отношения к чему-либо.

Что есть рационализм в классическом его понимании?

признаки рационального человека

Есть вопрос и ответ на него. Проблема и ее решение, которое можно найти при помощи разума. Нет нематериального или же не созданного для понимания в этом мире, поскольку вся Вселенная материальна. Примерно так можно описать рационализм. Это своеобразная установка для последователя, который оценивает окружающее пространство исключительно в качестве вопросов и ответов. Он пытается постигнуть происходящее, руководствуясь своим ментальным сознанием.

Также рационализм — это превалирование доводов разума над голой убежденностью. Фактически данная идея стоит у истоков философии, призванной объяснить разумному человеку то, как устроен мир. Нередко рационализм проявлял себя в натуре и поведении великих математиков и физиков, которые как раз занимаются тем, что делят и систематизируют окружающее пространство, давая возможность понять и принять его.

Суть рационализма

рациональный человек это

Рациональный человек — это вовсе не фанатик и не последователь культа. Само течение не обладает характерными чертами идеи, пригодной для формирования круга последователей. Можно сказать, что рационализм — это курс, который человек может выбрать сознательно. Правда, способен сделать это тот, кто убежден в царствовании разума над иррациональным стремлением придать той или иной вещи нематериальную и необъяснимую природу.

Не стоит наделять рациональное мышление чертами негативизма, поскольку эту не так. Сторонник этого мировоззрения не отрицает факт, но пытается найти ему объяснение с помощью разума. Рациональные и иррациональные люди — это заядлые оппоненты в дискуссии. Некоторые сторонники второго лагеря даже указывают на Канта, ошибочно полагая того рационалистом, принявшим тот факт, что существует необъяснимое. Впрочем, не стоит путать иррационалистов с обычными фанатиками.

Кем представляются рационалисты

рациональный человек характеристики

Зачастую это люди, деятельность которых напрямую связана с мыслительным процессом. Характеристики рационального человека — это открытость мышления, пытливость ума, готовность постигать новое и страстное желание получать знания. Они скептически относятся к прописным истинам, навязанным обществом и подвергают сомнению любой факт, который не был доказан, например, математической теоремой, то есть способом, возможным к повторению.

Нередко рационализм просыпается в перфекционистах, поскольку и тех и других не устраивает определенный объект, вернее, его природа, в сложившейся картине мира. В попытке восстановить свой баланс они стремятся любой ценой придать характеристику предмету, что порой вызывает непонимание у людей более творческих, воспринимающих окружающее таким, какое оно есть, не задавая вопросов.

Что определяет рационализм?

Существует несколько ключевых факторов, определяющих принадлежность индивида к данной идее виденья мира. Рациональный человек — это исследователь, он открыт для новых идей и считает любое знание ключевой целью развития человека. В его понимании навыки и информация не могут быть плохими или хорошими, они существуют для конкретизации и уточнения мира. Те, кто пребывает в постоянной задумчивости, склонны к рационализму. С точки зрения данной идеи, мысль определяет сознание и материальное окружение, а потому является главенствующей. Рациональный человек — это личность с огромным кругозором, которая готова постигать новое вне зависимости от обстоятельств и собственного возраста.

Принципы рационализма

как стать рациональным человеком

Течение во многом формируется благодаря тем или иным краеугольным камням, заложенными его исследователями и основателями. Таким фундаментом в случае с рационализмом выступают его принципы:

  • Знание добывается разумом. Любая информация, навык должны постигаться умом человека. Фактически знание является продуктом исследования того или иного объекта мыслью индивида. Оно бесценно. Именно знание является главной ценностью сторонников рационализма.
  • Мир материален. Рационалисты верят, что весь окружающий мир материален и пригоден к познанию. Объекты, отдаленные от человечества, являются лишь вещами, скрытыми от мысли, но узнать их можно, воспользовавшись новым знанием. Таким образом цикл познания замыкается. Поэтому некоторые люди называют рационализм бесконечной гонкой за знанием ради самой информации, а не высшей цели.
  • Наука превыше всего. Все в этом мире может быть опознано и исследовано с помощью научного инструментария. Рационалисты ставят науку в качестве единственно возможного способа познать себя и мир.
  • «Духовное» не существует без материального. Под духовным в этом случае подразумевается, например, чувство прекрасного или хороший вкус. Они являются продуктом ментального восприятия человека, которое, в свою очередь, базируется на мыслительном процессе, разуме, материальном по своей природе.
  • Нравственность является продуктом материального, поскольку призвана воспретить и препятствовать нанесению урона объекту, способному породить мысль.

Рациональные люди нередко дисциплинированы и во многом полагаются на свой разум. Не стоит ждать от них поддержке в спиритизме или окультизме, сторонник этого течения просто не поймет говорящего. Впрочем, как уже упоминалось ранее, рационалисты открыты для нового знания.

Основы течения

рационализм это

Большинство исследователей сходятся во мнении касательно того, где именно появился рационализм. Его основоположником стал Сократ (приблизительно 469-399 до н. э., Древняя Греция), который призывал познать себя до того, как исследовать мир. Хоть он и не был убежденным сторонником мировоззрения, но все же сформировал его основы. Позднее, идею рационализма довели до ее логического завершения ученые Декарт, Лейбниц, Спиноза, сторонники точных наук и привнесшие в свои отрасли определенный фактор упорядоченности. Эпоха «Просвещения» считается периодом, когда рационализм вышел на первое место. Человек обрел возможность мыслить о возвышенном и заниматься изысканиями, поскольку более не находился в постоянном поиске пропитания или же в попытках выжить. Это открыло путь науке.

Противопоставление эмпиризму

рациональное мышление

Несмотря на то что идеи рационализма и эмпиризма нельзя противопоставлять в первичном их виде, сторонники этих двух идей мировоззрения нередко вступают в конфронтацию касательно методики познания мира. Так, к примеру, рационалисты выступают за придание объекту качественной характеристики на основе лишь мыслительного процесса, тогда как эмпирик должен его потрогать, попробовать, испытать. Противопоставление мысли опыту нелогично, но все же имеет место. Непосредственно сам Лейбниц в своей работе «Монадология» отмечает:

«Мы все на три четверти эмпирики.»

Это указывает на то, что сторонники рационализма нередко являются эмпириками и наоборот.

Вклад Канта

рациональные и иррациональные люди

Сторонники идей Канта наверняка осведомлены о том, что этот философ начинал в качестве рационалиста. Позднее он трансформировал классическую идею познания мира через мысль и опыт в нечто единое — трансцендентальный идеализм. В его понимании определение природы объекта с помощью разума и опыта является взаимодополняющими понятиями, служащими единственной цели — поиску знаний. Он создал определение «вещь в себе», что означает некий объект, который невозможно определить и приписать ему характеристики. Более того, такой предмет не следует изучать. Он считал, что работа разума начинается тогда, когда мысль доходит до порога известного.

Понимание мировоззрения

Стать рациональным человеком не так просто. Для этого нужно потрудиться. Итог во многом зависит от принятия индивидом мировоззрения этой категории людей. Признаки рационального человека — это вовсе не рост, вес или же тип темперамента. Важно также понять, это не культ — рационалистом может быть, например, учитель, шахтер, бизнесмен и даже уборщик, который ночью читает труды по биологии. Эти люди не стремятся получить признание, их истинный Грааль — это понимание всего сущего, бесконечное знание, характеристики всех объектов. Научится этому чрезвычайно трудно, кроме того, процесс предполагает отказ от принятых ранее истин. Рациональный человек — это тот, кто ставит под сомнение все, включая собственную осведомленность.

Кто такой рациональный и иррациональный человек? (P/J)


Приветствуем вас, дорогие наши коллеги и читатели! Сегодня мы предлагаем не менее важную тему о двух различных способах действия человека и две его разные реакции на изменения в окружающей среде — это рациональность (J) и иррациональность (Р).

Рациональный человек — оценивает окружающий мир собственноручно созданной мыслью, меняется его мнение — меняется оценка; поведение зависит не от ситуации, а от заранее составленного плана.

Иррациональный человек — поводит себя так, что все зависит от ситуации. Меняются условия — меняется их оценка.

Действия рациональных — последовательны и планомерны, иррациональных — гибкие и импульсивные.

Иррациональный человек принимает и оценивает ситуацию, гибко меняет поведение, непринужденно импульсивно приспосабливается к меняющимся обстоятельствам. Трудно принимает решения, откладывает их, считая, что ситуация разрешится сама и время все расставит на свои места. Не спешит с выводами: чтобы прийти к чему-то, необходимо вызреть и ощутить внутренний толчок — «пора». Его кредо — лабильность и гибкость. Спокойно и легко идет на взаимные уступки.

Действует по ситуации, экспромтом, а не обременяет себя планами. Склонен к поиску альтернатив и разнообразных подходов, выбирает лучший. Справляется с внезапными и критическими ситуациями. Может держать несколько ситуаций под контролем. На данный момент выбирает самую действенную, оптимальную , а при необходимости быстро перестраивается.

К делам заранее не готовится. Может медлить с делами, откладывать их до последней минуты. Возлагается на свое вдохновение, умение импровизировать или на счастливый случай. Доверяет ощущениям. Все действия зависят от настроения. Отвлечение в процессе работы и переключение с одного вида деятельности на другой стимулирует работоспособность. Рассказывает не последовательно, отвлекается на ассоциации.

Обязательство неукоснительно придерживаться плана тревожит его. Эмоции импульсивны, ими трудно управлять. Чувство является причиной поступков. Поэтому не может действовать, пока не охватило какое-то чувство. Ест когда захочет, и то, что на данный момент хочется, понемногу, чтобы только утолить голод, 4 — 6 раз в день.


Стимулом для плодотворной жизни есть все то, что может принести новые впечатления и разнообразие. Экстремальные ситуации вдохновляют. Жизненный стиль отличается гибкостью и непредсказуемостью.

Рациональный человек консервативен, жизненный стиль характеризуется планомерностью и размереностью.

Подчиняет все собственной определенной последовательности, раскладывает «по-полках». Рациональный человек идет своим путем, в другом убедить трудно. В каждой ситуации действует по схеме и плану. Заблаговременно готовит свой план, продуманно и последовательно работает по нему.

Новую работу начинает только после завершения предыдущей, иначе это выбивает из колеи. Придерживается принципов, правил, норм. Стоит на своем, не уступает свои позиции, стремится быть хозяином положения. Следует формальностям, соблюдает порядок, пунктуальность, аккуратность, точность.

Рациональный человек придерживается распорядка на работе и дома, нервничает, когда отвлекают, потому раздражает все случайное, неожиданное, и любая незапланированная смена может вызвать бурную реакцию. Незнакомое равноценное противному.

Если условия и обстоятельства меняются и необходимо перестроиться, напрягается, прикладывая много усилий. Поэтому часто бывает так, что обстоятельства уже изменились, а человек продолжает думать и действовать в соответствии с предварительно установленного плана, что приводит его впоследствии в тупик. Это можно назвать своеобразным «застреванием».

Реагирует на эмоцию эмоцией, на поступок — поступком, причем сразу, без колебаний, на основе жизненного опыта. Кажется более суровым, решительным, эмоции резкие и холодные. Чувство является не причиной поступка, а следствием: после правильного поступка улучшается самочувствие, после неправильного — ухудшается.

Поэтому рациональный человек свои поступки тщательно обдумывает. Приступает к действиям, когда нужно создать какое-то состояние или самочувствие. Ест редко, может и 2 раза в день, но съедает много, пока не почувствует, что давит под горло.


Развернутые характеристики соционических типов, а также о том, как их определять по чертам лица есть в книгах нашей школы, которые вы можете приобрести через онлайн-форму.

Вы можете продолжать самостоятельно изучать соционику, приобретя книги, а можете заказать услугу определения социотипа или пройти тренинг по визуальному определению социотипов, если хотите быстро и точно владеть этим бесценным умением.

Чтобы получить новую порцию информации о врожденных качествах характера, подпишитесь на рассылку центра.

     

Рациональный человек | Психологическое консультирование и психотерапия — «Перцепция»

Недавно у меня возникла идея написать статью о видах сопротивления. И пока статья не готова, немного напишу в блоге об одном из видов сопротивления — рационализации. Мы привыкли считать рациональных людей умными и рассудительными. Такие люди часто вызывают доверие, могут объяснить что угодно и наверное, как угодно, особенно, если они бизнесмены или по роду деятельности много общаются. К сожалению, или, скорее всего, к счастью не все можно померить или логично объяснить. У нас есть чувства и эмоции, а они иррациональны, и объяснить, почему человек чувствует, так или иначе, испытывает такую эмоцию или другую по отношению к какой-либо ситуации довольно неблагодарное дело.

Что же такое сопротивление? Кроме сопротивления электрического, механического или иного другого, которые я рассматривать не буду, есть сопротивление психологическое. Это естественный механизм психики человека, направленный на ее защиту от изменений поведенческих, мыслительных паттернов, и т.д.
Человеческая психика устроена так, что однажды получив опыт, из которого нашелся выход с результатом которого можно существовать — этот опыт запоминается. Таких опытов (первых, новых) много в нашем детстве. И поскольку ребенок по большей части ведет бессознательный образ жизни, весь этот опыт и выходы из различных ситуаций бессознательно записываются «на корочку». Далее этот опыт защищается от изменения, так как однажды привел к приемлемому результату, то есть после которого удалось выжить. В жизни маленького человека, как и у животных, все устроено именно по такому принципу — «нужно выжить». Именно поэтому психика взрослого человека настолько не гибкая.



Все бы хорошо, но есть опыты травматические, то есть те, что наносят серьезный урон психическому развитию. Не нужно думать, что это должна быть автокатастрофа или еще что-то ужасное. Ребенок маленькое и одинокое, в экзистенциальном смысле, существо как и все люди. У него все происходит впервые, и иногда, не получив поддержки матери в какой-нибудь, казалось бы для взрослого человека, незначительной ситуации, — споткнулся, не так завязал шнурки, испачкался, и при этом еще получив осуждение, формируется патологический иррациональный паттерн поведения. Например, мать отругала за то, что я испачкался — я должен быть всегда чистым. Во взрослой жизни это может превратиться в навязчивую идею и будет серьезно мешать. Начиная разбирать на психотерапевтическом сеансе, почему же человек моет руки каждые пять минут или у него должна быть идеально чистая и выглаженная одежда мы выходим, например, на ситуацию в детстве, описанную выше.

Тогда в детстве ребенок получил осуждение от единственного родного человека, которому он всецело доверял и любил, за то, что испачкался — он в одночасье стал плохим. Подобное переживание создало конструкцию: чтобы меня любила мать, я должен быть всегда чистым. Когда мы подходим к этому на терапевтическом сеансе, мы начинаем постепенно трансформировать эту патологическую связку, и появляется сопротивление, потому что тогда для маленького существа быть чистым — был единственный шанс выжить. Так он решил на основе своего опыта. Потому что если мать не любит, то как мне дальше жить? Ведь, в таком возрасте ребенок полностью зависим от матери. Теперь, умом мы понимаем, что это не так или не совсем так, но ум наш теперешний рациональный, а вот эмоции — ни логики, ни рациональности не имеют, и тогда в детстве, возникнув, так и остались жить, так как эмоция не знает, что такое время. Мы трансформируем единственно верное принятое тогда решение, которое помогло ребенку выжить, и выходим на страх. Кроме страха, связанного с той ситуацией, который живет в связке с патологическим поведением, мы разрушаем это замороженное поведенческое решение, а нового психика пока не знает, и как можно поступать по-другому тоже. А когда психика чего-то не знает, она сопротивляется — старое проверенное лучше неизвестного нового.


Здесь и включается механизм рационализации. Человек начинает, прежде всего, объяснять себе, почему так вышло. «У нас в семье всегда было чисто». «Я люблю чистоту». «А что в этом вообще плохого?». «Грязью порасти нужно, что ли?» Часто такие люди в жизни и другим объясняют свою позицию, а зачастую навязывают просто потому, что им нужна поддержка в своей рационализации. Ведь в глубине души живет та эмоция, возникшая в ситуации с осуждением, и человек ее чувствует, хоть и не осознает, а также чувствует шаткость своих суждений.

В процессе работы, при поддержке терапевта, как в описанном примере, страх, связанный с осуждением и невозможностью дальнейшего существования без патологической, конструкции можно пережить. Человеческая эмоция, в отличие от идей, конечна. После чего патологическая конструкция разрушается или трансформируется. Обычно, человеку становится легче, и он становится свободнее.
Есть более понятные рационализации, лежащие на поверхности. Однажды у меня был клиент, который довел себя до психосоматических нарушений (телесных проявлений), объясняя себе, какая у него нормальная жизнь, хороший партнер, дети и работа. Очень часты случаи, когда партнер, видя наплевательское отношение на себя, свою жизнь или на что-то совместное, оправдывает другого партнера и рационализирует — «нет времени», «работа», «еще не вырос/ла», «много лет прожили вместе», «да в душе он/она все равно любит» и тд. Как бы близка не была для понимания такая рационализация, она все равно имеет глубокие корни из детства, преимущественно не здоровые. И в глубине души чувства совсем иные от положительных оправданий. Я сам иногда так делал, — «хорошая работа, сам себе хозяин, есть время на свои дела, вот только тошнит, когда на нее иду, но это ничего, везде есть минусы». В процессе жизни мы часто забываем, что чувства и есть истина. Это мы. Никакая работа и никакие отношения не принесут удовлетворения, если не испытывать эмоции радости, а рассказывать какие они радостные.


Помните, в фильме «Начало» была очень правильная мысль, что идею можно внедрить? Так вот, это правда. Строя свои предположения на идеях и доводах, рационализируя, легко ошибиться, потому что эта идея может быть и не ваша вовсе, а, например, позаимствованная у кого-то. А вот эмоцию или чувство внедрить нельзя. Поэтому чувствуйте, учитесь понимать свои чувства и эмоции, доверяйте им, и решайте так, как они вам подсказывают.

Рациональность Рациональный | Что такое Рациональность Рациональный

Рационализм — это не изобретение велосипеда, это всего лишь здравый

смысл и метод принятия правильных решений.

Дмитрий Соло. Принципы Рационализма. Начало

— Я думал, Карпов ничего не боится. — Тебе разницу между страхом,

рациональностью и глупостью объяснить?

Сериал «Глухарь»

       Рациональность как качество личности – склонность отличаться чрезмерно рассудочным отношением к жизни; способность направлять свои действия к наиболее разумно обоснованному, целесообразному использованию чего-либо.

     Два дровосека как-то поспорили, кто из них нарубит больше леса с утра и до четырёх часов пополудни. С утра мужчины разошлись по своим позициям. Поначалу они работали в одном темпе. Но через час один из них услышал, как второй перестал рубить дерево. Поняв, что это его шанс, первый лесоруб удвоил свои усилия. Прошло десять минут, и он услышал, что второй дровосек снова принялся за работу. И снова они работали почти синхронно, как вдруг первый лесоруб опять услышал, как его противник снова остановился. Вновь дровосек обрадовано принялся за работу, уже ощущая запах победы. И так продолжалось целый день. Каждый час один из лесорубов останавливался на десять минут, а второй продолжал работу. Когда время истекло, тот, что работал не переставая, был совершенно уверен — приз у него в кармане. Каково же было его удивление, когда он узнал, что ошибся. — Как это получилось? — спросил он своего напарника. — Каждый час я слышал, как ты на десять минут прекращаешь работу. Как ты умудрился нарубить больше дерева, чем я? Это невозможно! — На самом деле всё очень просто, — прямо ответил тот. — Каждый час я останавливался на десять минут. И в то время, как ты продолжал рубить лес, я точил свой топор.

      Рациональный человек стремится найти оптимальное решение, ведущее к цели наиболее надёжным способом. Для этого он взвешивает, просчитывает, обосновывает, сопоставляет, Словом, делает всё возможное, чтобы решить проблему «с головой», рассудочно, с полученным мандатом от разума, внятной логикой и целесообразностью.

      Рациональность как качество личности проявляется, когда получено согласие разума, ибо в его функции входит анализировать входящую информацию, сопоставлять её с уже существующим знанием, примерять к своему жизненному опыту, выстраивать логические конструкции, обосновывать свои решения соображениями эффективности и целесообразности. Рациональность может быть как неторопливо рассудительной, так и стремительной, решительной, готовой к разгулу  рисков в условиях неопределённости.

     Взять, к примеру, банкиров. Кто скажет, что они работают не рационально? Оперируя в нестабильной среде и не обладая всей полнотой информации о контрагентах, коммерческие банки вынуждены продуманно посредством отработанных методов и методик управлять банковскими рисками  в своей повседневной деятельности.  «Невозможно заниматься бизнесом, не рискуя, — утверждает Ричард Боултон и его коллеги. – Не рискуя, вы ничего не заработаете». Профессор В.В. Витлинский справедливо отмечает, что «в банковском деле риск явление абсолютно нормальное, чтобы получить существенную прибыль, необходимо идти на обоснованный (допустимый) риск.  Профессор Лео Шустер, говоря о рисках, подчеркивает: «Банкир, утративший способность рисковать, банкиром больше быть не может. Эта старая мудрость напоминает о том, что риски имманентны банковской системе».

       Рациональность – мужское качество личности. У мужчины сильно развит разум, у женщины – ум. Ум женщины  на тонком уровне расположен рядом с чувствами, у мужчин – в отдалении от чувств. Поэтому женщины по своей природе более эмоциональны, чувствительны и неуравновешенны. Им больше свойственна иррациональность. Безусловная, бескорыстная любовь тоже  иррациональна.

      Мужской разум, впрочем, как и женский, призван контролировать ненасытные чувства и беспокойный, сумбурный ум.  Для этого нужен самоконтроль, самодисциплина. Тот, кто умеет контролировать свои чувства и ум, по определению не может быть нерациональным. Тот, кого колонизировали прихотливые, капризные чувства, кого обуздал вожделенный, хаотичный ум, кто находится под колпаком ложного эго, без сомнения, обладает хилым, безвольным разумом. Только мускулистый разум обеспечивает рациональность поведения личности. Когда разум подорван и надломлен вакханалией чувств, разгулом ума и взбалмошностью ложного эго, абсурдно говорить о какой-то рациональности поведения человека.

     Женщины в силу опасности или необходимости тоже могут проявлять рациональность и благоразумие, например, на работе, но, как только попадают в привычную для себя обстановку, возвращаются к тому, что им больше свойственно: проявлять эмоциональность, импульсивность и чувствительность.   То есть, когда нужно защитить своего мужа или детей, их интересы, женщины может проявить недюжинную волю, рациональность действий и благоразумие. На этот счёт замечательно высказался Пьер – Огюстен Бомарше: «Природа сказала женщине: будь прекрасной, если можешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно».

      Рациональность дружит с чувством меры. Дмитрий Соло пишет: « Хорошего должно быть понемножку, вот взять хотя бы женскую грудь, она может быть разной, но Вы представьте, если у кого-то хватит ума нарастить ее до 7-12 размера или больше… Или представьте, что среди нас будут ходить гигантские люди — 3-5 метров в высоту, а некоторые достигнут размеров небоскребов… Это будет странно, не так ли?»

     Зачем рациональность нужна? Р.Хасти и Р.Дэвис пишут: «С практической точки зрения для того, чтобы человек мог добиваться большего в жизни. Причём большего не только в плане денег, но и качества жизни, взаимоотношений с другими людьми, саморазвития и прочего. Более того, использование рационального принятия решений позволит выстроить последовательность, как достигать множества целей с минимальными усилиями».

     Рациональность, чтобы не было конфликтов,  прежде, чем принять решение, всегда должна производить всесторонний анализ реалий жизни.

     В сад были приглашены работники, чтобы починить крыльцо. Им всё время приходилось нагибаться из-за ветки яблони, которая низко висела над дорожкой, ведущей к крыльцу. Один из рабочих решил позаботиться о пожилых хозяевах, у которых, видимо, не было сил спилить эту ветку. Когда наутро хозяева увидели спиленную ветку, они страшно расстроились. Ведь из всего старого яблоневого сада плодоносила уже только эта ветка.

Петр Ковалев 2015 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

что это такое, методики выбора, рациональность у мужчин и женщин

Рациональность и рациональное мышлениеРациональность — это термин, который объясняют самыми разными способами. Некоторые говорят, что это поиск уникального решения сложной проблемы, в то время как другие дают определение, означающее выбор правильного и наилучшего решения. Так что на самом деле обозначает рациональное мышление?

Значение рациональности

Определение термина «рациональность» условно делится на несколько критериев.

  1. В основном значение рациональности определяется как совокупность мыслей и действий, сопоставление внутренней картины и реальных действий человека. Простыми словами, рациональность обозначает обдуманность будущих планов и поиск простейшего пути к достижению результата.
  2. Второе значение используется для определения мудрости выбора. Если решение принято правильно, то результат будет достигнут быстро и без лишних затрат денег, моральных или физических сил. Это называют рациональным решением. Если результат был, достигнут с большими потерями, то это называют иррациональным решением.

Фактически каждое определение в каком-то смысле правильно. Рациональное мышление — это обдуманность дальнейших действий или сам результат, который был получен благодаря выбору правильного решения проблемы.

Рациональное решение люди принимают постоянно и используют для этого несколько методик.

  1. Рациональное решение - выбор варианта с наименьшей альтернативной стоимость...Рациональное мышление принимается исходя из положения самого человека. К нему относятся экономические, эмоциональные, психологические и социальные факторы. Совокупность всех критериев человеческой жизни позволяет выбрать наилучшее решение проблемы.
  2. Во время принятия решение люди опираются и на негативные последствия. Оптимальный вариант, можно назвать рациональным.
  3. В тех случаях, когда положительные или негативные последствия не могут быть определены, используется простая теория вероятности. Человек при этом делает выбор в пользу варианта, где шансом добиться результата больше, чем отрицательных последствий.
  4. Ещё один метод, это резкий выбор решения, который основывается на опыте жизни. Если раньше уже приходилось решать подобную проблему, человек, скорее всего, выберет похожий вариант развития событий для себя.

В некоторых кругах реализацию ценностей или выбор называют «инструментальная рационализация».

В сфере психологии и философии часто встречают термин «эпистемологическая рационализация», которая обозначает выбор решения при использовании полученных знаний в течение жизни. Своего рода эпистемология определяет связь в сознании человека между образом мира и самим миром.

Зачем нужна рациональность?

Рациональный человек на протяжении всей своей жизни старается искать оптимальные решения проблем. То есть находить варианты, которые не требуют больших денежных вложений, физических и моральных сил. Для этого он использует личный опыт, расчёты, логику и возможный конечный результат в каждом из вариантов.

Если рассматривать рациональность как качество личности, то оно проявляется во время соглашения разума с полученной информацией, принятым решением, анализом принятия подходящего варианта, построенной логической конструкцией и обоснованностью варианта.

К примеру, можно привести банкиров, которые постоянно рискуют деньгами из-за недостаточной информации о своих клиентах. При этом все их действия можно назвать обоснованным риском. Для того чтобы минимизировать денежные потери в связи с возможными рисками, банкиры используют отработанные годами методы, анализируют рынки, просчитывают потенциал своей клиентуры.

Рациональность: качество мужчин или женщин?

Как мыслят и принимают рациональное решение мужчины и женщиныРациональное мышление — это качество личности, которое можно найти как в мужчине, так и в женщине. При этом рациональность свойственна больше мужчинам, ведь у них развит разум. У женщин развит ум, который сплетается с чувствами. Именно поэтому женщины часто принимают иррациональные решения. К примеру, можно привести бескорыстную и безусловную любовь, которая относится к иррациональным решениям. У мужчин центр разума действует отдельно от чувств. Даже если решение проблемы требует, эмоциональных усилий, у мужчины сделать первый шаг больше шансом, чем у женщины.

Рациональные качества прослеживаются в женщине только в некоторых ситуациях. Новая работа, нестабильная ситуация, испуг позволяют девушке обстрагиваться от эмоций и начать думать рационально, но такое состояние проходит со стабилизацией эмоционального фона или с привыканием к новому месту работы или учёбы.

Принятие решения без логики и контроля

Иррациональное мышление, это выбор, который принимается спонтанно без использования логического заключения, анализа и сбора информации. Подобные варианты, принимает каждый человек в своей жизни. Ошибки, на которых все учатся, это и есть иррациональные решения.

А. Бек, знаменитый исследователь психологии человека, разделил мышление на три уровня, которые объясняют, почему в некоторых случаях люди мыслят иррационально.

  1. Как принять рациональное решениеК первому уровню автор относит неконтролируемые, поверхностные и неосознанные самим человеком мысли. Это приводит к принятию неправильного решения.
  2. Второй уровень аналогичен первому, но тут речь идёт об автоматических мыслях. То есть человек принимает решение в апатичном или бессознательном состоянии.
  3. Иррациональное решение принимается в условиях низкого уровня мышления или собственной убеждённости. Принципы могут повлиять на принятие оптимального варианта.
  4. Бывают ситуации, когда все три уровня воздействуют на сознание человека, из-за чего он не анализирует свой выбор, а делает всё автоматически.

Мысли, которые ведут к принятию неправильного пути, А. Бек называл когнитивными ошибками. Например, к такому выбору могут вести ситуации, когда человек преуменьшает или преувеличивает проблему, не обладает достаточной информацией, использует личные принципы или эмоции, персонализирует проблему. Влиять на выбор могут и незначительные неудачи, которые приходили на протяжении всей жизни. В итоге хороший выбор просто выпадает из-за страха повторения неудачи.

Заключение

Рациональность — это качество, которое играет большую роль в жизни любого человека. Именно благодаря рациональному мышлению индивиды и целые коллективы принимают взвешенные решения, выбирают оптимальные варианты. Иррациональность часто доставляет дискомфорт и большие денежные, физические или моральные потери. Именно поэтому рекомендуется всегда думать, перед тем как что-то сделать, особенно если это касается случаев, когда выбор может серьёзно повлиять на жизнь.

Рационально — Психологос

Фильм «Ликвидация»

Повторяю, товарищ маршал: арестовывать сейчас не рационально.
скачать видео

​​​​​​​Рациональное — хорошо просчитанное, продуманное и взвешенное, имеющее внятную логику и ведущее к цели наиболее надежным образом. Рациональный — вполне разумный, обоснованный, целесообразный, сделанный «с головой». Рациональность — привычка проверять свои действия головой, логикой, обосновывать их соображениями эффективности и целесообразности. Рациональный человек может быть как неторопливо рассудительным, так и решительным, готовым к риску ради необходимой срочности.

Виды и проявления рационального

О рациональности (или отсутствие ее: нерациональности, иррациональности) — говорят применительно к мышлению, морали, способам влияния, подходе к жизни и картине мира в целом. См.→

Рациональность и тип личности

Рациональное — понятийное мышление, дигитальный канал. Кинестетикам ближе эмоциональное и чувственное.

Рациональность, как подход от головы, ближе мужскому гендеру. Женщины вполне могут быть рациональными по привычке или по необходимости (например, на работе), но за пределами этих границ достаточно быстро возвращаются к тому, что для них более естественно и природно: к чувствам и переживаниям. См.→

Оценка рационального подхода

Подходить ко всему рационально — разумно, потому что надежно, но не во всех случаях рациональный подход является самым подходящим. Путь через голову и обдумывание — путь не всегда самый быстрый и не обязательно самым эффективный (см. Прагматизм).

Рациональное решение всегда хорошо обдуманное, то есть не самое быстрое.
Оптимальное решение — лучший (наиболее рентабельный) выбор из целесообразных вариантов в рамках существующих ограничений. Иногда оптимальное решение — не самое взвешенное, а самое быстрое решение, то есть иногда решение интуитивное и импульсивное.

Вводное занятие Университета

Рациональный

Цикл передач «Обретение смыслов».
Выпуск №112.

Степан Сулакшин: Добрый
день, друзья! Позвольте поздравить вас с майскими праздниками, с
праздником Великой Победы, и вместе с вами перейти к нашему новому
трудовому семестру. Сегодня, как и планировалось, мы выносим на
обсуждение, на постижение смысла термин, категорию, понятие
«рациональный». Это интересный пример, потому что он позволяет увидеть
классическую полифункциональность гуманитарных терминов, когда
существуют равнозначные для разных контекстов смысловые нагрузки одного и
того же слова. Начинает Вардан Эрнестович Багдасарян.

Вардан Багдасарян: Существуют
различные формы познания и мышления. Есть мышление рассудочное, когда
человек из своего житейского опыта черпает какие-то знания. Есть
мышление художественное, образное, в значительной степени интуитивное,
есть религиозное познание, и наконец, есть мышление рациональное, и в
своей основе оно логическое. На рациональном мышлении выстраивается, в
частности, феномен научного познания.

Тем,
кто занимается возрастной психологией и физиологией, возрастной
эволюцией, хорошо известно, когда, на каких стадиях, какую составляющую
мышления человека нужно развивать. Это наглядно действенное мышление,
оно возникает у человека в раннем возрасте, а далее мышление уже
наглядно образное.

Неслучайно методисты
говорят, что для определенных возрастных категорий нужно вводить
иллюстративный материал. Он действенен в средней школе, его хорошо
воспринимают для подачи материала, поскольку он хорошо соотносится с
возрастной психологией. И наконец, абстрактное мышление, которое
необходимо акцентированно внедрять в старшей школе, в высших учебных
заведениях, когда мышление уже построено на логике, когда для
школьников, учащихся, студентов уже предлагают схемы, модели, и эта
составляющая развивается акцентированно.

В
таком же плане можно посмотреть и на историю человечества, ведь хорошо
прописана эволюция до образования человека, антропогенез до образования
цивилизации. Но ведь с образованием цивилизации, с образованием
государств эволюция не прекратилась, она не прекращается и сегодня.

Мы
задаемся вопросом: как случилось, что Запад, западная цивилизация
оказались исторически доминирующими в мире, за счет чего взял Запад, в
чем была его сила? Можно совершенно справедливо сказать, что Запад
использовал такие механизмы, в результате которых он стал паразитировать
на остальном мире.

Но почему же изначально Запад стал преобладать над
другими культурами в геополитическом, геоэкономическом соперничестве? И
вот здесь, пытаясь ответить на этот вопрос, мы как раз и приходим к
феномену рационального. Рациональное, логическое мышление, с которым
вышел Запад, на основе которого смогла развиваться наука и техника, были
построены правильные управленческие технологии, и дало историческое
преимущество Западу.

Известный французский
философ и антрополог Люсьен Леви-Брюль в своих трудах говорил о так
называемом до-логическом мышлении по отношению к архаическим сообществам
Мышление же современного человека в своей основе логическое. Левое
полушарие мозга человека отвечает за логику, и Леви-Брюль писал, что у
современного человека левое полушарие развито в большей степени.

Иначе
воспринимал мир человек архаических сообществ. Здесь в большей степени
играла роль интуиция, проекция на некие мистические составляющие и так
далее. Восприятие мира, действительности существенно отличалось от
восприятия мира современным человеком. Далее
происходит эволюционная фаза – развитие левополушарного сознания,
которое недостаточно описано в учебниках по антропогенезу. И вот как раз
исторический прорыв Запада, то, что называют периодом модерна, и был
связан с формированием рационального мышления.

Если
говорить об успехе Советского Союза, то можно вспомнить о том, какое
внимание уделялось научной, логической составляющей.

И когда пытаются
говорить, что Советский Союз выиграл за счет чего-то другого, и что
логика рационального мышления не играла значимой роли, это принципиально
неверно, поскольку как раз культ науки и научности в эпоху советского
рывка имел очень большое значение.

Сегодняшний
рывок, который предпринимают Китай и Индия, прослеживается даже по
различным школьным и студенческим олимпиадам – китайцы и индусы
побеждают на этих олимпиадах. Но мы традиционно воспринимаем и Китай, и
Индию, и Восток в целом в каком-то интуитивно-мистическом ключе, а значение рационального фактора для них сегодня непринципиально.

Итак,
мы определили, что исторический успех Запада, генезис подъема западной
цивилизации связан с фактором рациональности.

Но вот начинается период
наступления на рациональное, попытка дезавуировать сам факт
рационального с различных позиций. Феномен когнитивного оружия – это не только феномен современного мира, он складывался и ранее, и первое противопоставление – рациональное противопоставляется
духовному. Рациональный человек – это якобы человек, который мыслит в
категориях экономической прагматичности в духе Адама Смита, а человек
духовный – это нечто другое. Отсюда эта принципиальная подмена, которая и
была представлена.

Понятно, что
рациональное не противоречит духовному. Мы можем вспомнить многих
мыслителей, религиозных богословов, которые выстраивали рациональные
системы. В итоге образовалась подмена: с одной стороны рационалист,
буржуа, с другой – духовно центричный человек, а религиозная традиция,
мистика была как бы в такой дихотомии. Славянофилы мыслили: «Нам не
нужна логика, логоцентричная система, в которой развивается Запад.
Давайте жить на основе чувств, мистики, интуиции, чего-то еще. Наша сила
– в вере, но не в логике».

И вот это принципиальная подмена. Вроде бы, да, апелляция к русскоцентричному
фактору, но вместе с тем принципиально ошибочный путь – путь
архаизации, отказа от той силы и компоненты, которая, действительно, и в
геоэкономическом, и в геополитическом противостоянии могла бы сыграть важную роль.

Второе
направление, возникшее в конце XIX – начале ХХ веков, связанное, прежде
всего, с именами Шопенгауэра и Ницше, вызов по отношению к
рациональности – воля, воля к жизни. Воля противопоставляется как некое интуитивное психоэнергетическое начало, она противопоставляется «рацио». То есть, если отбросить «рацио», можно уйти к интуиции.

Ницше писал: «Еще одно поколение читающих людей, и закончится способность к творчеству». Опять-таки, ложное противопоставление воли и «рацио». Все это делало ставку на том, чтобы подорвать фактор, который играл принципиальную роль.

Следующая
попытка подрыва – Фрейд и связанное с ним направление. Давайте будем
анализировать. Есть подсознание, и неважна логика, неважно «рацио». Все
формируется в подсознании, а сознательная сфера – это всего лишь
сублимация некоторых инстинктов. Логический, рациональный «человек
разумный» расчеловечивается и превращается в некий свод анализируемых комплексов.

Далее
возникает направление постмодерна. Его трудно интерпретировать иначе,
чем некий проект. Одна из главных фигур постмодернистского дискурса
– Фуко. Напомню, что ключевое его исследование – «феномен
психбольницы». Клиент психбольницы вначале воспринимался как нечто
аномальное.

Сегодня в современном большом
дискурсе то, что считалось аномальным, перестает таковым быть, и вот
она – происходящая подмена. Логики нет, у каждого своя логика.
Психбольница становится нормативностью в интерпретации постмодерна и
Фуко. Зачем все это, куда все это ведет?

Чтобы
ответить на этот вопрос, я сошлюсь на опыт школы. По сути дела, что
такое сегодня система ЕГЭ? Благодаря этой системе человек отучивается
мыслить логически, рационально. Казалось бы, объем занятий, который
обрушивается на школьников, очень большой, а вместе с тем, ввиду того
что в школе не учат причинно-следственным связям, не учат мышлению
именно в рациональном плане, через большой объем не связанных между
собой знаний это рациональное, «рацио», подрывается. В результате
выпускник школы, несмотря на большой объем нагрузок, который на него
приходится, оказывается менее способным к логическому, абстрактному,
рациональному мышлению.

Для чего все это,
с чем это связано, есть ли в этом какая-то проектность? Действительно,
эволюция человека была связана, в том числе, с развитием его
интеллектуальных и рациональных способностей. И вот фиксируется проект –
проект расчеловечивания человека с целью лишить его разумного начала,
репрессировать это разумное начало.

Понятно,
что если рациональное будет подавлено, а преобладать будет интуитивное,
инстинктивное, это уже не будет человек в настоящем смысле слова, это
будет стадо, и этим стадом будет значительно легче управлять. Вот
поэтому вопрос о рациональном, о «рацио» выходит, по сути дела, к
вопросу об эволюции человечества.

Владимир Лексин: Вардан
Эрнестович подробно и детально рассказал об эволюции и о разного рода
зигзагах в понимании слова «рациональность» и всего, что с ним связано, я
же попробую остановиться на некоторых дефинициальных точках, что очень
важно именно сейчас.

Несколько лет назад
одним очень хорошим московским издательством был издан удивительный
двухтомник, он называется «Рациональность на перепутье». Сейчас эта тема
– тема перепутья – очень активно развивается во многих политологических, культурологических,
философских работах, как западных, так и восточных. Особенно активно
эта тема развивается в Китае, да и в наших отечественных работах вот это
перепутье становится как бы главной темой обсуждения, отходя от того,
что такое разум, рассудок, рациональность и так далее. А ведь это
достаточно важно.

Рационализм – это философская и мировоззренческая
установка на то, что все истинные основания бытия, нашего поведения,
познания, представления о мире основаны только на разуме. И здесь
появляется удивительная философская, политологическая и в то же время
физиологическая дефиниция «разум», возникшая из теологических
исследований.

В «Граде Божьем» Августин
очень четко говорил, что нужно освободить религию от всего, что не может
быть предметом разумного объяснения, и это будет рациональным. То есть
вот эта теологическая рациональность как освобождение от всего, что
исключает объяснение с точки зрения разума, является очень серьезным
моментом.

В этом же труде Августин начал противопоставлять
разум рассудку как низшей ступени познания. Рассудок – это такой вид
мыслительной деятельности, который связан с выделением и фиксацией
определенных абстракций, то есть каких-то изначально концептуальных
положений, которые только и позволяют составить полное истинное знание о
предмете.

Эта традиция дошла до Канта.
Кант говорил о том, что собственный рассудок – это стремление к освоению
предмета мышления через определенные правила. То есть рассудок
действует в системе привычных правил, представлений, и здесь какой-либо
полет мысли, какие-либо глубочайшие спуски в глубину предмета становятся
невозможными. И не исключено, что то, что он называл это низшей
ступенью разума, низшей ступенью познания, для нас очень существенно. Я
думаю, что мы сейчас живем более в мире рассудка, чем в мире разума.

Кант
писал, что разум возвышается над чувственным, над эмоциями, над чем-то
случайным, и истину он пытается обнаружить, прежде всего, в фактах. Он
написал две очень известные книги – ”Kritik der Reinen Vernunft” и «Kritik der praktischen Vernunft». Вторая книга посвящена именно практическому разуму, и она считается самой читаемой из всех книг Канта.

Книга
Канта о практическом разуме отвечает на самый важный вопрос, этим же
вопросом задается и наш центр – что я должен делать? Что я должен делать
с позиций представления о главных ценностях современного мира, имея в
виду систему знаний о том, что такое хорошо, и что такое плохо. Здесь
деонтология – одно из главных оснований этого дела. У Канта это проходит
через 2-3 страницы в этой его знаменитой книге. Казалось бы, это самая
простая мысль, но для нас она сейчас очень важна.

Надо
сказать, что идеи высшей разумности всего происходящего – это идеи в
основном XVII-XVIII веков. Практически все они были выстроены на
творениях известных философов Декарта, Мальбранша, Спинозы, Лейбница,
которых тогда считали чуть ли не гуру интеллектуального мира.

Тогда
же сложилось и фундаментальное основание классического рационализма –
достижение абсолютной неизменной истины, обладающей универсальной
значимостью. Это формула Лейбница. Это такой очень краткий
дефинициальный свод понятия «рациональность», но он очень существенен. Надо сказать, что гигантское количество заблуждений связано с тем, что люди руководствовались
именно этим принципом, но это уже другой вопрос и отдельная тема для
рассуждений – куда нас заводит разум, а еще более – куда нас заводит
рассудок.

Вернусь к тому, с чего я начинал, что тема рациональности сейчас звучит в большинстве культурологических, социально-философских, философско-антропологических,
политологических исследований. Существует тенденция оценивать,
например, развитие культуры по тому, насколько в ней присутствует
признак рациональности с привнесением или, наоборот, убыванием
рационального. Начинают оценивать степень демократизации общества по
тому, насколько разумно люди ко всему подходят. Кстати, один из
показателей так называемой шкалы демократизации – уровень цивилизации,
эффективность социальных институтов, и здесь важен критерий вот этой
самой рациональности. Обратите внимание, я сказал насколько разумно, а
не рассудочно люди ко всему подходят.

Здесь нужно вспомнить и нашу недавнюю историю, и то, что все мы видим сейчас. Сегодня утром в “EuroNews”
опять звучала тема Украины, где было сказано, что Запад по отношению ко
всему этому действует рационально, он действует «по уму», так, как
нужно. И это действительно так.

Мне вспомнилось, как в 1944 году главнокомандующий
всеми военными и не только военными действиями в Советском Союзе Сталин
оценил деятельность Черчилля, который говорил о том, что до той поры,
пока последняя пуговица не будет пришита к мундиру английского солдата,
он не перейдет Ла-Манш. Так вот, Сталин сказал: «Ну, что же, это
рационально». Это вот такая дихотомия того, что умно и действительно
рассудочно, правильно, и того, что на самом деле следует из этого, и это
составляет гигантскую лакуну, и мыслительную, и логическую – какую
угодно.

Я приведу небольшую
выдержку из этого двухтомника, мне эта мысль очень понравилась.
Совершенно удивительный человек, один из самых известных исследователей
историко-философской и философско-антропологической мировой
мысли, которого сейчас уже нет в живых, говорил, что сейчас раздаются
призывы вернуть рациональность, во многом утраченную в техногенной
цивилизации, вернуть рациональность и роль важнейшей культурной
ценности, вновь обратиться к разуму как к той высшей человеческой
способности, которая позволяет понимать смысловую связь не только
человеческих действий и душевных движений, но и явлений природы, взятых в
их целостности, в единстве, в их живой связи с политической жизнью
государства.

Это очень важно –
вернуть полноту рациональности, которая ушла на уровень каких-то
технических приемов. И абсолютно биологические представления о том, что
все, что выгодно кому-то, и есть разумно, наверное, это очень хороший
призыв. Спасибо.

Степан Сулакшин: Спасибо,
Владимир Николаевич. Сегодня у нас очень интересный разговор. Конечно, я
должен присоединиться, поддержать все те иллюстрации, генезисные
картины, которые позволяют подойти к смысловому содержанию термина
«рациональный», данные моими коллегами.

Очень
интересно вновь рефлексировать, как же мы сами, в каких усилиях, какими
методами, в каких информационно содержательных полях отыскиваем эти
самые смыслы. Очевидно, что мы обращаемся к словарям – энциклопедическим, специализированным,
философским и так далее. Очевидно, что мы перебираем известные из
литературы коннотационные картинки, связанные с использованием данного
термина с его иногда сложной жизнью, набирая коллекцию проявлений бытия
этого термина в пространстве человеческой деятельности и человеческого
сознания. Мы анализируем свой собственный опыт. У разных терминов есть
какой-то свой угол жизни, кусочек пространства бытия.

Чаще
всего в свой словарь и словарь будущий, который мы обязательно издадим,
подыскиваем актуальные политические, общественно-актуальные
термины, но они всегда, и иногда в очень значительной степени,
проникают, живут и цепляются за обычную рутинную бытовую сферу в жизни
любого человека.

Есть какие-то
пограничные смысловые зоны, куда этот термин то заглядывает, то
укореняется там, а то и живет на равноправном основании. Есть термины,
которые уходят в сугубо специализированные, профессиональные поля употребления, и есть термины, которые могут жить как бы жизнью смысловых многоженцев.

Сегодняшний термин относится ко второму типу. Конечно, в значительной степени основная нагрузка связана с противопоставлением
или обозначением специфики человеческого бытия как существа не только
биологического, с эмоциями, с чувствами, с инстинктивными
бессознательными контурами реагирования деятельности, но и с
деятельностью, основанной на сознании, на разуме. И вот это первая
важнейшая смысловая нагрузка, понятие, это коннотирование, связка,
иллюстрирование, некоторое специфическое раскрытие важнейшего свойства
человека, его сознания и его разумности.

Рациональный
– это значит относящийся к разуму, основанный на разуме, на логике как
специфическом и уникальном способе реализации процесса разумности,
рефлексивного, с обратными связями, отношения к окружающему мирозданию и
получения информации, переработки, использования ее и реализации в
активно-деятельностной нагрузке человека.

Здесь
тонкость в том, что в биологической природе, у животных вроде бы тоже
есть цель, как и у человека, цель – жить, но в природе неуразумленной
никогда животное не ставит эту цель, не корректирует ее и не активирует
свою деятельность по ее достижению. Эта особенность присуща только
человеку, который рационален, то есть целесообразен. Но человек не
просто сообразен цели, как животное сообразно цели жить, и у него все
инстинкты рассчитаны на это, человек сам ставит цель.

Иногда
возникает очень непростой вызов. Я продолжу пример, который привел
Владимир Николаевич. Пока Черчилль пришивал пуговицы к мундирам солдат,
затягивая время вступления вторым фронтом во Второй Мировой войне, наш
народ воевал, приносил жертвы.

И были такие моменты, когда Верховное главнокомандование
ставило задачу освободить или захватить такой-то город к знаменательным
датам – допустим, к празднованию годовщины Великой Октябрьской
Социалистической революции, еще к каким-то датам, но какая в этом
рациональность? Казалось бы, военные операции, назначения, приказы
должны исходить из критериев минимизации потерь, максимального эффекта,
должного согласования по линии фронта и так далее.

Многие
историки, а еще больше публицисты обвиняют Сталина за ту военную, даже
цивилизационную, я бы сказал, манеру ведения войны, которая была
характерна для Советского Союза с точки зрения избыточных потерь. В
Берлине мне тоже говорили представители нашего посольства, что трудно
себе вообразить последние 300 метров войны – до Рейхстага, и почему
нужно было поднимать в полный рост наши ряды пехотинцев под кинжальный
огонь, где они тысячами погибали, когда можно было заморить их голодом,
разбомбить и так далее.

Так вот, вопрос
следующий: что рационально, а что нет? Смог бы Советский Союз победить в
той войне, если бы он действовал по правилам Черчилля, и только по этим
правилам, если бы вот эта рациональность, прусская военная выкладка
использовались без взлета человеческого духа, совершенно иррационального
поведения, когда бросались собственной грудью на амбразуры?

Поэтому
здесь есть до конца не додуманная смысловая нагрузка, что человеческий
разум и человеческий дух относятся к разным пространствам смысловой
нагрузки. Возможно, вот эта нерациональность с точки зрения простых,
логических, примитивных построений – это есть человеческая
принадлежность и рациональность более высокого спиралевидно восходящего
типа разумности.

Скажу парадоксально
чудную вещь. Вне разумности, рутинной, простой, математически
выверенной, возникает разумность более высокого порядка, основанная на
жертвенности, на высших смыслах, чем просто существование собственного
бренного тела или той самой рациональности «второго сорта», а именно:
рассудочности, расчетливости, рачительности, экономности и так далее.

Поэтому,
вот смотрите, есть теоретическая смысловая нагрузка этой категории –
разумной, логически выверенной, просчитанной, но одновременно есть
самостоятельно существующая онтологическая площадка бытия термина – это
целесообразный, рачительный, экономный. Она, кстати, пересекается с
бытовой площадкой.

Но есть еще одно
забавное размножение смысловых площадок – это математическая площадка.
Дело в том, что рациональное – это есть число, просто особый тип чисел.
Он определяется как дробь – m/n, где m и n – целые числа.

То есть
рациональными числами в математике называют целые числа или
дробно-цельные дроби, а иррациональными – числа, которые находятся в
промежутке.

Зачем это придумано, для кого
это вообще важно, кто использует это в своей жизни или в гуманитарных
приложениях? Никто, нигде и ни зачем. Но существует рациональное число.
Это еще раз иллюстрирует значимую надобность очень щепетильно и
тщательно для самого себя, для диалога, для научного поиска, для
научного изложения нагружать термин в твоем контексте точным смыслом,
который помогает тебе понять себя, понять мироздание, и чтобы тебя понял
твой сосед.

Вот такая сегодня была
иллюстрация, очень, на мой взгляд, классическая, методологически и
методически интересная. Спасибо за наше сегодняшнее общение. На
следующее упражнение мы выносим слово, которое сейчас, наверное, одно из
наиболее часто употребляемых в общественно-политическом дискурсе и словаре – «референдум». Всего доброго.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *