Site Loader

Содержание

основные принципы и функции регионального менеджмента


Особенности
организации регионального управления

Противоречия
и неурегулированность взаимоотношений
между федеральными, региональными и
муниципальными структурами управления
являются следствием перехода к новой
модели управления экономикой, направленной
на рыночные отношения.

Можно
выделить следующие условия и предпосылки
формирования регионального менеджмента
в современных российских условиях.

1.
Система новых отношений создается в
условиях, когда планово-директивные
методы управления региональным хозяйством
разрушены, а рыночные находятся в
процессе формирования. Следовательно,
создаваемой системе региональных и
муниципальных субъектов управления
приходится постоянно адапти­роваться
к новым условиям и принципам
функционирования.

2.
В новых условиях субъекты Федерации
сосредоточили большую часть властных
и хозяйственных функций. Регион является
основным субъектом собственности,
который делегирует функции собственника
широкому кругу хозяйствующих субъектов.
В этих условиях естественно возникает
стремление к большей эко­номической
самостоятельности региональных и
муниципальных образований.


3.
Упразднение государственной отраслевой
системы управления экономикой диктует
необходимость формирования новых,
партнерских отношений в системах:
субъект Федерации — муниципалитет;
муниципалитет — основное производственное
звено; субъект Федерации — основное
производственное звено.

4.
В этих условиях меняются регулирующая
и стимулирующая функции субъектов
регионального управления, которые, с
одной стороны, поощряют любое
предпринимательство, стимулируя субъекты
хозяйствования этой сферы деятельности,
а с другой — вынуждены формировать
механизм взаимодействия с предприятиями
и организациями всех форм собственности
на взаимовыгодных условиях юридически
равных партнеров.

5.
Чтобы обеспечить заинтересованность
субъектов Федерации в развитии рыночных
отношений в производственной и социальной
сферах, необходимо законодательно
закрепить их функции, компетенцию и
ресурсы в строгом соответствии с целями
регионального управления и объемом
решаемых задач.

6.2.
Сущность и задачи регионального
управления

Региональный
менеджмент как один из видов специального
менеджмента представляет собой
совокупность принципов, методов, форм
и средств воздействия на хозяйственную
деятельность региона.

С
точки зрения современной российской
практики региональный менеджмент —
это управление социально-экономическими
процессами в регионе в условиях перехода
его хозяйства к рыночным отношениям.

Суть
перехода от планово-директивной системы
управления хозяйством региона к
региональному менеджменту состоит в
таких изменениях, как:

• ориентация
развития региона на решение социальных
проблем, на воспроизводство условий,
обеспечивающих высокое качество и
высокий уровень жизнедеятельности
человека как наивысшей ценности общества;

• формирование
организационно-экономических условий
для реализации всеми хозяйствующими
субъектами региона принципов экономической
свободы и хозяйственной самостоятельности;

• ориентация
инвестиционной и структурной политики
региона на спрос и потребности рынка,
на запросы внутри- и внерегиональных
потребителей и организация производства
тех видов продукции, которые пользуются
спросом на межрегиональном и зарубежном
рынках и могут способствовать повышению
финансовой самостоятельности региона;


• формирование
и развитие регионального маркетинга
как основы разработки и реализации
программ текущего и стратегического
развития региона;

• переход
от региональной статистики к региональному
мониторингу с использованием современной
информационной базы для осуществления
системного анализа и контроля
социально-экономической, политической
и экологической ситуации в регионе;

• оценка
конечного результата регионального
менеджмента в зависимости от степени
соответствия уровня экономического
развития региона и уровня жизнедеятельности
населения (социальные стандарты,
бюджетная обеспеченность, структура
доходов и расходов семей, экология,
демографическая ситуация, экологическая
безопасность и др.). Региональный
менеджмент можно рассматривать как
науку и практику управления
социально-экономическими процессами
региона в условиях рыночной экономики.
Научные основы регионального менеджмента
— это система научных знаний, которая
является его теоретической базой:
принципы регионального менеджмента;
методы и модели регионального менеджмента;
механизмы регионального менеджмента;
система регионального менеджмента.
Научные основы регионального менеджмента
в нашей стране находятся в стадии
формирования. Зарубежный опыт мало
пригоден к специфике территориальной
организации России с ее огромными
пространствами, многообразием
природно-климатических, национальных,
исторических и других особенностей.
Тем не менее опыт формирования
регионального менеджмента в странах с
рыночной экономикой может быть использован
для анализа нашего собственного опыта
и практики, а также для использования
некоторых его элементов в формирующейся
системе регионального менеджмента в
России.

Региональный
менеджмент функционирует в соответствии
с законами развития рыночной системы
хозяйствования, и его механизм должен
обеспечивать гибкое регулирование
социально-экономических процессов в
регионе в изменяющихся рыночных условиях.

Перед
региональным менеджментом как наукой
управления стоит задача найти и
разработать механизмы, методы и средства,
которые позволят обеспечить наиболее
эффективное достижение целей и задач
регионального развития.


Задачи
и объект регионального управления.
Задачи регионального менеджмента
многообразны и обусловлены особенностями
переходного периода.

В
процессе перехода от планово-централизованной
к рыночной системе регулирования
хозяйства региона разрушаются вертикальные
связи, зарождаются и стабилизируются
горизонтальные, внутри- и межрегиональные
связи. С переводом части хозяйства
региона на рыночные отношения изменяется
функцио­нальная структура механизма
регионального управления, что ведет к
деформации и сокращению его организационной
и иерархической структур. Резко возрастает
роль опосредованных методов взаимодействия
субъектов и объектов федерального,
регионального и муниципального
управления, усложняются их хозяйственные
связи, отношения по поводу использования
собственности и т.д. Все это служит
объективной основой для становления и
развития регионального менеджмента,
задачи которого отличаются от задач
планово-директивной системы территориального
управления.

В
число основных задач регионального
менеджмента входят:

• обеспечение
расширенного воспроизводства условий
жизнедеятельности населения региона,
высокого уровня и качества жизни;

• экономическая
и социальная трансформация хозяйства
региона, анализ, прогнозирование и
программирование регионального развития;

• оптимизация
финансовых потоков, формирование условий
и механизмов укрепления экономической
базы региона и муниципальных образований;

• обеспечение
экологической безопасности в регионе,
защита окружающей среды;

• формирование
и реализация структурной, инвестиционной
и научно-технической политики в регионе,
создание и развитие рыночной инфраструктуры.

Исходя
из сущности, содержания и задач
регионального менеджмента, сформулированных
выше, его объект можно классифицировать
по следующим основным признакам.

1.
Принадлежность объекта к той или иной
форме собственности (федеральная,
муниципальная, собственность субъекта
Федерации).

2.
Характер продукции или услуг, производимых
субъектом хозяйствования (продукция
целиком или в основном потребляется
внутри региона, продукция имеет
межрегиональное потребление, экспортная
продукция и др.).



3.
Характер и степень воздействия субъекта
хозяйствования на экономические,
социальные, экологические и другие
процессы в регионе.

4.
Воспроизводство условий жизнедеятельности
населения, удовлетворение потребностей
людей вне сферы производства (охрана
здоровья, удовлетворение потребностей
в образовании и культуре, социальная
защита и поддержка).

Анализ
приведенной классификации объектов
позволяет сделать вывод о том, что к
объектам регионального менеджмента
можно отнести все хозяйственные единицы
региона. Однако непосредственным
объектом регионального менеджмента
являются предприятия и организации,
отнесенные к собственности субъектов
Федерации, а также инфраструктурные
звенья, деятельность которых направлена
на воспроизводство условий жизнедеятельности
населения вне сферы производства. На
указанные объекты региональный менеджмент
оказывает прямое (непосредственное)
воздействие, на все другие объекты —
опосредованное.

6.3.
Принципы и методы регионального
управления

Содержание
регионального менеджмента как совокупности
принципов, методов, форм и средств
целенаправленного воздействия на
социально-экономические процессы,
протекающие в регионе, сложно и
разнопланово. Анализ зарубежной практики,
а также опыта регионального менеджмента
в России показывает, что его эффективность
во многом зависит от соблюдения вполне
определенных, проверенных самой жизнью
принципов, обусловленных законами
рыночной экономики.

К
основным принципам регионального
менеджмента относятся: децентрализация,
партнерство, субсидиарность, мобильность
и адаптивность, а также принцип выделенной
компетенции.

Суть
принципа децентрализации заключается
в перемещении принятия решений от
центральных органов управления к агентам
рынка. Этот принцип ограничивает
монополию регионального менеджмента
на всевластие, обеспечивает экономическую
свободу субъектов хозяйствования в
регионе и полицентрическую систему
принятия решений, а также делегирование
функций управления сверху вниз.

Принцип
партнерства предполагает отход от
жесткой иерархической соподчиненности
по вертикали. Он диктует правила поведения
объектов и субъектов регионального
управления в процессе их взаимодействия
как юридически равных партнеров.


Принцип
субсидиарности заключается в выделении
финансовых ресурсов под заранее
определенные цели. Он реализуется в
региональном менеджменте через
формирование механизмов перераспределения
финансовых ресурсов в целях обеспечения
минимальных государственных социальных
стандартов для всего населения региона,
а также минимальной бюджетной
обеспеченности.

Содержанием
принципа мобильности и адаптивности
является способность системы регионального
управления чутко реагировать на изменения
внешней среды. Этот принцип проявляется
через постоянную трансформацию
функциональной и организационной
структур регионального менеджмента,
позволяющую субъектам управления
адаптироваться к быстро меняющимся
рыночным условиям функционирования.

Принцип
выделенной компетенции (в отличие от
принципа разграничения функций) состоит
в дифференциации функций не между
сферами регионального управления, а
внутри них. По такому принципу
осуществляются перераспределение
функций субъектов федерального,
регионального и муниципального
управления, а также ресурсное обеспечение
реализации каждой функции. Принцип
выделенной компетенции более детально
будет рассмотрен ниже.

Методы
регионального менеджмента также
обусловлены системой рыночного хозяйства
региона. Под методами регионального
менеджмента принято понимать совокупность
приемов и средств воздействия на
хозяйствующие субъекты региона. В
практике регионального менеджмента
используются два основных метода: методы
прямого (непосредственного) воздействия
на субъекты хозяйствования и методы
опосредованного воздействия. Как
отмечалось ранее, первые из них в большей
мере касаются объектов, относящихся к
собственности субъектов Федерации,
вторые — по всем другим объектам.

6.4.
Разделение функций, ресурсов и
ответственности

на
федеральном, региональном и муниципальном
уровнях

Функции
регионального менеджмента как конкретные
формы воздействия на экономические,
социальные, экологические, политические
и другие процессы в регионе можно
дифференцировать по назначению и
содержанию. Такая дифференциация
опирается на сущность и социальную
ориентацию регионального менеджмента
как инструмента рыночной экономики.


Многообразие
функций регионального менеджмента
опосредуется широким кругом его задач,
рассмотренных ранее. При этом выделяют
следующие основные функции: целеполагание,
регулирование и стимулирование.

Реализация
функции целеполагания обусловлена
необходимостью осуществления научного
прогнозирования социально-экономического
развития региона и разработкой
региональных целевых программ. Учитывая,
что главной целью социально ориентированной
рыночной экономики является воспроизводство
условий, обеспечивающих высокий уровень
жизнедеятельности человека, функция
целеполагания реализуется в процессе
экономической и социальной трансформации
хозяйства региона, обоснования направлений
его реструктуризации. Особое значение
эта функция приобретает в переходный
период, когда каждый регион вынужден
искать и завоевывать определенную нишу
на российском и мировом рынках, вписываться
в межрегиональные и мирохозяйственные
экономические связи и рыночные отношения.

Функция
регулирования в региональном менеджменте
реализуется в основном в системе
объектов, относящихся к государственной
собственности субъектов Федерации, а
также объектов федеральной собственности,
переданных в собственность регионов.
В реализации функции регулирования
могут использоваться методы как прямого,
так и опосредованного воздействия. При
этом степень воздействия субъекта
управления на все объекты, в том числе
и на объекты региональной собственности,
будет постоянно меняться, поскольку
объем и полнота реализации функции
регулирования находятся в определенной
зависимости от степени зрелости рыночных
отношений и их внедрения в хозяйство
региона. Например, предприятия
автомобильного транспорта, являющиеся
собственностью субъектов Федерации,
могут быть переданы на договорных
условиях акционерному обществу, сданы
в аренду любому хозяйствующему субъекту.
В этом случае объем функции регулирования
снизится, а сама функция субъекта
управления будет сведена по сути к
контролю за соблюдением договорных
обязательств.

В
условиях перевода хозяйства регионов
на рыночные отношения особое место в
региональном менеджменте отводится
функции стимулирования. Это связано
прежде всего с ограниченностью
использования в региональном менеджменте
методов непосредственного воздействия.
В многоукладном хозяйстве региона
функционируют предприятия и организации,
относящиеся к самым разным формам и
видам собственности — федеральной,
региональной, муниципальной, коллективной,
частной и др. Но методы

непосредственного
воздействия регионального менеджмента
правомерны лишь в отношении объектов
региональной собственности. Для всех
других объектов эффективными могут
быть только методы опосредованного
воздействия, и прежде всего, стимулирования
деятельности субъектов хозяйствования.

Стимул,
как известно, — активный побудитель
деятельности предприятий и организаций
любых форм собственности. Стимулирующая
функция регионального менеджмента дает
субъекту управления мощные средства
для реализации интересов региона,
муниципальных образований, предприятий
и организаций, социальных групп. Таким
образом, сущность функции стимулирования
заключается в целенаправленном
воздействии субъекта управления на
социально-экономические процессы
региона через опосредованное воздействие
на все объекты, функционирующие на
территории региона. Так, администрация
области не может обязать предприятие,
относящееся к федеральной, муниципальной
или другой форме собственности, выделить
средства, например, для строительства
какого-либо объекта (даже социально
значимого и необходимого) общерегионального
значения. Однако администрация области
может заключить с этим пред­приятием
договор, в соответствии с которым
предприятие обеспечит какую-то часть
финансирования строительства, а
администрация создаст ему определенные
стимулирующие условия хозяйствования
— освободит от налога на прибыль (части,
причитающейся областному бюджету),
предоставит льготные условия водо-,
энергопользования и т.д.

Рассматривая
функциональную структуру регионального
менеджмента, следует хотя бы кратко
остановиться на проблеме взаимодействия
функций субъектов управления на
федеральном, региональном и муниципальном
уровнях. Как отмечалось ранее,
перераспределение и взаимодействие
функций указанных субъектов управления
осуществляется на основе принципа
выделенной компетенции.

Этот
принцип, в корне отличающийся от
традиционного принципа разграничения
функций, не получил освещения ни в
отечественной, ни в зарубежной литературе.
Дальнейший отказ от использования
указанного принципа в российской
практике региональных реформ — это
мощный фактор их сдерживания.

Следует
отметить, что и в условиях планово-директивной
системы управления хозяйством регионов
проблема разграничения функций всегда
стояла очень остро. К сожалению, от
старой болезни не могут пока избавиться
и высшие органы государственной власти
новой России, пытаясь искусственно
разграничить функции управления между
исполнительными и законодательными
(представительными) органами, между
регионами и центром, между субъектами
федерации и муниципальными структурами.

Между
тем в странах с рыночной экономикой
давно отказались от принципа разграничения
функций, взяв на вооружение его
противоположность — принцип выделенной
компетенции. Суть этого принципа состоит
в наделении каждого субъекта управления
точно очерченными функциями, которые
законодательно закрепляются за ним.
При этом для реализации каждой функции
закон устанавливает соответствующие
объемы ресурсов и их источники.

Кардинальное
отличие принципа выделенной компетенции
заключается в том, что если в российской
практике разграничение функций
осуществляется между различными сферами
деятельности и между различными отраслями
хозяйства, то в зарубежной — каждый
субъект хозяйствования наделяется
опреде­ленной компетенцией в сфере
деятельности или в каждой отрасли
хозяйства (табл. 6.1).

В
России, например, в сфере образования
все субъекты управления (федеральные,
региональные, муниципальные) занимаются
всеми ее объектами. Руководство
общеобразовательной средней школой
осуществляют министерства (в республиках),
краевые (областные) управления или
департаменты образования, районные
(городские) отделы народного образования.
Таким образом, в условиях, казалось бы,
четкого разграничения функций между
сферами внутри этих сфер у нас действует
принцип «все занимаются всем». Например,
в странах Западной Европы муниципалитет
несет ответственность только за состояние
средней школы. В нашей стране, если на
территории какого-либо города или района
находится вуз или профессионально-техническое
училище, то глава местной администрации
несет за них ответственность на­равне
с региональными и федеральными органами
управления.

Необходимость
реализации принципа выделенной
компетенции обусловлена ограничивающими
факторами рыночного регулирования
регионального и муниципального хозяйства.
Региональный и муниципальный менеджмент
сами по себе не гарантируют
социально-экономическую стабильность
в стране, не устраняют дифференциации
уровней и качества жизни населения
регионов и муниципальных образований.
В этих условиях принцип выделенной
компетенции становится одним из
эффективных инструментов реализации
государственной региональной
социально-экономической политики. Как
отмечалось, компетенция субъектов
управления каждого уровня в странах
Западной Европы закреплена соответствующими
законами.

Например,
в Германии принцип выделенной компетенции
реализуется на трех уровнях: федеральном,
региональном (земля) и локальном
(коммуна). Их субъекты управления
осуществляют функции в строгом
соответствии с принципом выделенной
компетенции и объемом средств,
предназначенных для реализации этих
функций. Анализ данных, приведенных в
табл. 6.2, позволяет еще раз убедиться в
целесообразности использования принципа
выделенной компетенции в процессе
формирования и развития механизма
взаимодействия федеральных, региональных
и муниципальных органов управления.

Глава 3 Менеджмент регионального туризма


§ 3.1. Основные понятия и методологическая база регионального менеджмента

Региональный
менеджмент как управленческая наука и
практика соединяет множество отраслей
человеческого знания и умения. Располагая
этими знаниями, можно брать на себя
ответственность за судьбы людей,
управлять экономическими процессами
на больших территориях, какими являются
регионы.

Качественное
изменение статуса и функций региональных
органов управления диктует необходимость
формирования принципиально новой
системы
регионального менеджмента.

Ее экономической
базой

выступают
плюрализм собственности и экономическая
демократия, политической
базой

сдвоенная представительная власть на
местах и договорно-экономические
отношения территориальных и административных
органов с хозяйствующими субъектами.

Региональный
менеджмент

это
отрасль экономической науки, занимающаяся
изучением экономических и социальных
факторов и явлений, которые обусловливают
функционирование хозяйства регионов,
а также разработку форм и методов
управления этим процессом.

Субъектом
регионального менеджмента

выступают
государственные органы управления,
представительные органы экономических
районов (регионов), представительные и
исполнительные органы регионов, органы
местного самоуправления (муниципалитеты)
городов и сельских районов, а также
руководители организаций (предприятий),
функционирующих на соответствующих
территориях. Эти структуры и осуществляют
в основном региональное управление,
или региональный менеджмент.

Особенностью
регионального менеджмента

является
его проявление в двух основных аспектах:
с одной стороны, невозможно на материалах
одной хозяйствующей организации выявить
тенденции функционирования территориального
хозяйства как потенциального сегмента
рынка; с другой — невозможно выявить
факторы, влияющие на организацию извне
лишь на ее собственных материалах; для
этого необходимо знание условий и
факторов экономической жизни территории,
места и роли организации в экономическом
комплексе этой территории.

Для
управления эти аспекты особенно важны,
поскольку обеспечение социального
равновесия на территории является одной
из основных функций государственного
и муниципального менеджмента.

Методологической
базой регионального менеджмента являются
теоретические исследования об управлении
хозяйствами территорий как едиными
комплексами взаимовлияющих и
взаимообусловленных элементов, связанными
с управлением жизнедеятельностью
населения, последствия которого влияют
на судьбы больших масс людей. Это выводит
региональный менеджмент за пределы
отдельной отрасли экономической науки
и практики и даже внедряет его в такую
непривычную область, как человеческая
мораль.

Экономическая
автономия российских регионов представляет
собой закономерный процесс, характерный
для государств с развивающейся
экономической демократией. Важным
моментом для построения структуры
пространственной организации экономики
региона и разработки механизмов
регионального менеджмента является
категорирование.

Категорирование

это определение сущности, содержания
и внешних проявлений базового
хозяйствующего субъекта, в качестве
которого выступает регион.

В
экономической литературе в трактовке
сущности региона и его границ нет
единства в определении понятия «регион».
Одни авторы в качестве детерминанты
(различителя) рассматривают
экономико-географические особенности
и общности территорий, другие —
целостность общественного воспроизводства
на территории, третьи — границы
административно-территориального
деления.

Часто
в качестве основного критерия выделения
региона выбирают общность народнохозяйственных
задач, основанную на совокупности
используемых или намечаемых к эксплуатации
Природных богатств, а также на исторически
сложившейся
структуре
хозяйственной деятельности или плановой
структуре экономического развития.
Перечисленные признаки действительно
характеризуют регион. Но они характерны
как для одной области (края, республики),
так и для ее части, а также для группы
областей. Поэтому названное определение
региона представляется неопределенным
как в содержательном выражении, так и
в указании границ [Папирян
Г. Л., 1998].

Достаточную
определенность в понятие «регион»
вносит Налоговый кодекс Российской
Федерации, который также корректирует
российское законодательство в направлении
общепринятой мировой практики относительно
понятий «организация» и «предприятие»,
т. е. базовых хозяйствующих субъектов
территорий.

Это
обеспечивает юридическую базу для
категорирования субъекта хозяйствования
(в нашем случае — региона). Так, в статье
12 п. 1 Налогового кодекса налоги и сборы
в субъектах Российской Федерации
определены как «региональные».
Это
указывает на то, что в юридической
терминологии для обозначения республик,
краев и областей вводится обобщающее
понятие «регион», который выступает и
как субъект,
и
как объект государственного управления.

Таким
образом, Налоговый кодекс юридически
определяет такие хозяйствующие субъекты,
как город и сельский район, в которых
административно-хозяйственное управление
на самостоятельной (негосударственной)
основе осуществляют соответствующие
выборные органы власти, но деятельность
и свободы органов местного (городского,
районного) самоуправления ограничиваются
соответствующими законодательными
актами. Основными из них являются
Конституция Российской Федерации (глава
8), Закон РФ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ,
Налоговый кодекс Российской Федерации.

Современный
менеджмент должен учитывать все нюансы,
связанные с определением «туристский
регион», так как этот регион представляется
для него соответствующей конкурентной
единицей. По этой причине при определении
продукта туристского региона следует
использовать ориентированное на
потребителя мышление. Производственный
аппарат всего региона производит только
тот комплекс услуг, который имеет спрос
у потребителя, и этот комплекс услуг
может изображаться как цепь услуг.

Цепи
услуг
— это аналитические инструменты, которые
с точки зрения потребителя разделяют
полную услугу на отдельные элементы и
частичные процессы. Потребитель не
ориентируется при пользовании различными
элементами услуг на предприятия,
оказывающие их, а относит услугу и ее
качество к региону как к единому целому.
Таким образом, регионы через все элементы
цепи услуг должны стремиться к
перспективному развитию.

Региональный
менеджмент осуществляется на конкретной
территории (поле
регионального менеджмента
),
содержащей множество различных
формирований с соответствующими
административно-управленческими
структурами. Их построение и организация
целенаправленного функционирования
составляют основу регионального
администрирования.

Региональный
менеджмент в нашей стране претерпел
существенные изменения. Как и технология
управления хозяйственными организациями,
системы территориального (регионального
и муниципального) управления изменялись
в соответствии с общественно-экономическими
процессами. В то же время на технологию
территориального менеджмента оказывали
решающее влияние политические приоритеты
соответствующих периодов.

Высокая
степень обусловленности территориального
администрирования политическими
приоритетами является первой
отличительной чертой

регионального
менеджмента. Вместе с тем существуют
универсальные территориально-управленческие
структуры, которые в меньшей степени
подвержены влиянию политических
институтов. В различных эшелонах власти
известна поговорка: «Вожди приходят и
уходят, а аппарат остается». Такая
живучесть аппарата является не столько
недостатком, сколько его достоинством.

Устойчивость
аппарата обеспечивается его системностью.
Это позволяет ему непрерывно управлять
территориальными процессами независимо
от политических перестановок. На
формирование системы уходят годы, и
изменить ее можно только путем длительного
систематического воздействия. Система
позволяет минимизировать затраты на
анализ ситуации и принятие Управленческих
решений, оперативно вовлекать значительные
Ресурсы в достижение поставленной цели,
своевременно предупреждает о нежелательных
последствиях предпринимаемых Мероприятий.
Она же предоставляет возможность
прогнозировать реакцию на конкретные
управленческие действия.

Все
это требует от каждого участника системы
управления (от рядового исполнителя до
высшего руководителя) уважительного к
ней отношения. В числе жизненно важных
качеств для руководителя следует
выделить умение чувствовать и понимать
аппарат.

Эффективная
структура аппарата и четкая организация
прохождения управленческих команд
являются залогом успешного управления
социально-экономическими процессами
на подведомственных территориях.

В
отличие от административно-управленческого
аппарата хозяйственных организаций
(заводов, строек, учебных заведений
транспортных и сельскохозяйственных
предприятий и т. п.), аппарат региональных
и муниципальных органов менее стабилен
по структуре и составу. Систематические
реорганизации аппарата территориальных
органов являются нормой жизни. В этих
перестановках имеются и плюсы, и минусы.
Высокая изменчивость структуры и
кадрового состава аппарата территориальных
органов является второй
отличительной чертой регионального
менеджмента
.
Изменчивость
обеспечивает аппарату адаптивность
управляемой системы, постоянный приток
новых идей и их исполнителей. Такой
динамизм состава аппарата поддерживает
его авангардные позиции в обществе и
высокую энергетику при разработке и
осуществлении территориальных программ.

Практика
показывает, что в тех региональных и
муниципальных органах, где подолгу не
меняется структура и не обновляется
кадровый состав аппарата, меньше
управленческих новаций, медленнее
прохождение решений.

В
то же время высокая изменчивость состава
целесообразна не для всех структурных
подразделений территориальных органов.
В таких областях хозяйствования, как
архитектура и градостроительство,
управление финансами и жилищно-коммунальное
хозяйство, высокая сменяемость кадров
аппарата может привести к ослаблению
системы управления. Это является одной
из основных причин того, что состав
финансовых и коммунальных служб, как
правило, длительный период сохраняется
неизменным.

В
стабильности состава аппарата
жизнеобеспечивающих отраслей территории
существует своя логика. Если фирма,
производственное и иное предприятие
могут «уйти на каникулы», прервать на
длительный период свою хозяйственную
деятельность, то аппарат жизнеобеспечения
территориального хозяйства (энергетические,
сантехнические и транспортные
коммуникации, учреждения, обеспечивающие
медицинское, торговое и бытовое
обслуживание, охрану правопорядка и
др.) не может прервать свою деятельность
ни на один день. Непрерывность работы
— это третья
отличительная черта регионального
менеджмента.

Региональное
администрирование осуществляется на
целостных территориях, содержащих
различные хозяйствующие субъекты,
коммуникации, социальные объекты,
население и др. Их совокупность образует
поле регионального менеджмента, т. е.
объект его осуществления.

Как
отмечено выше, определяющим фактором
хозяйственной освоенности территории
является наличие населения. Будучи
основным объектом регионального
регулирования, оно в то же время выступает
и главной составляющей субъекта
управления. Это обусловливает жесткую
зависимость системы регионального
менеджмента от демографического фактора.

Хозяйственный
комплекс региона образуется из множества
различных по имущественной принадлежности,
форме и содержанию хозяйствующих
организаций (фирм). Их отраслевая
ориентация и размеры определяют основной
хозяйственно-отраслевой профиль
соответствующей территории.

Региональный менеджмент это что такое Региональный менеджмент: определение — Экономика.НЭС


Региональный менеджмент

это организационно-распорядительная деятельность органов власти и управления региона, направленная на удовлетворение общих потребностей его населения. Организационная деятельность - формирование норм и правил совместной жизнедеятельности в регионе. Распорядительная деятельность -определение специфических характеристик региона в национальном и международном разделении труда и на рынках товаров, услуг и капитала. Существуют два подхода к определению общих потребностей населения региона: 1.Общие потребности региона состоят в разделении ответственности государства в целом и региона за отдельными видами государственной деятельности. Как правило, разделение ответственности между государством в целом и регионами проходит в форме, когда в Конституции страны оговаривается, что за центральным правительством остается ограниченный круг сфер ведения (оборона, денежная эмиссия, почта, железные дороги, пограничная служба). Остальные сферы ведения остаются за регионами. Путем организационно-распорядительной деятельности региональные органы власти и управления формируют необходимые материальные, трудовые и финансовые предпосылки для производства общественных товаров и услуг и регулирования экстерналий регионального масштаба1. 2. Подход к определению природы общих потребностей региона состоит в том, что для региона общественным благом является управление региональной собственностью (формирование прав и обязанностей лиц, которым доверяется распоряжение, использование и потребление объектов региональной собственности). Управление региональной собственностью включает три равнозначные составляющие: объекты сделок и операций, субъекты сделок и операций, систему правил заключения сделок и операций. Наиболее известными формами сделок и операций с объектами собственности являются купля - продажа, аренда, закладное кредитование, финансирование, региональное законодательство, распоряжение, приказ, субсидии, планирование и отчетность по распоряжению объектами собственности, учреждение предприятий, агентирование, снабжение, повышение квалификации, лицензирование.

Оцените определение:

Источник: Основные понятия менеджмента: глоссарий

Региональная экономика | Понятие и объект регионального менеджмента


В число основных задач регионального управления входят:

- обеспечение расширенного воспроизводства условий жизнедеятельности населения региона, высокого уровня и качества жизни;

- экономическая и социальная трансформация хозяйства региона, анализ, прогнозирование и программирование регионального развития;

- оптимизация финансовых потоков, формирование условий и механизмов укрепления экономической базы региона и муниципальных образований;

- обеспечение экологической безопасности в регионе, защита окружающей среды;

- формирование и реализация структурной, инвестиционной и научно-технической политики в регионе, создание и развитие рыночной инфраструктуры.

Противоречия и неурегулированность взаимоотношений между федеральными, региональными и муниципальными структурами управления являются следствием перехода к новой модели управления экономикой, основанной на рыночных отношениях. Можно выделить следующие условия и предпосылки формирования регионального менеджмента в современных российских условиях.

1. Система новых отношений создается в условиях, когда планово-директивные методы управления региональным хозяйством разрушены, а рыночные находятся в процессе формирования. Следовательно, создаваемой системе региональных и муниципальных субъектов управления приходится постоянно адаптироваться к новым условиям и принципам функционирования.

2. В новых условиях субъекты Федерации сосредоточили большую часть властных и хозяйственных функций. Регион является основным субъектом собственности, который делегирует функции собственника широкому кругу хозяйствующих субъектов. В этих условиях естественно возникает стремление к большей экономической самостоятельности региональных и муниципальных образований.

3. Упразднение государственной отраслевой системы управления экономикой диктует необходимость формирования новых, партнерских отношений в системах: субъект Федерации – муниципалитет; муниципалитет – основное производственное звено; субъект Федерации – основное производственное звено.

4. В этих условиях меняются регулирующая и стимулирующая функции субъектов регионального управления, которые, с одной стороны, поощряют любое предпринимательство, стимулируя субъекты хозяйствования этой сферы деятельности, а с другой – вынуждены формировать механизм взаимодействия с предприятиями и организациями всех форм собственности на взаимовыгодных условиях юридически равных партнеров.

5. Чтобы обеспечить заинтересованность субъектов Федерации в развитии рыночных отношений в производственной и социальной сферах, необходимо законодательно закрепить их функции, компетенцию и ресурсы в строгом соответствии с целями регионального управления и объемом решаемых задач.

Региональный менеджмент как один из видов специального менеджмента представляет собой совокупность принципов, методов, форм и средств воздействия на хозяйственную деятельность региона.

С точки зрения современной российской практики региональный менеджмент – это управление социально-экономическими процессами в регионе в условиях перехода к рыночным отношениям.

Суть перехода от планово-директивной системы управления хозяйством региона к региональному менеджменту состоит в таких изменениях, как:

- ориентация развития региона на решение социальных проблем, на воспроизводство условий, обеспечивающих высокое качество и высокий уровень жизнедеятельности человека как наивысшей ценности общества;

- формирование организационно-экономических условий для реализации всеми хозяйствующими субъектами региона принципов экономической свободы и хозяйственной самостоятельности;

- ориентация инвестиционной и структурной политики региона на спрос и потребности рынка, на запросы внутри- и внерегиональных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом на межрегиональном и зарубежных рынках и могут способствовать повышению финансовой самостоятельности региона;

- формирование и развитие регионального маркетинга как основы разработки и реализации программ текущего и стратегического развития региона;

- переход от региональной статистики к региональному мониторингу с использованием современной информационной базы для осуществления системного анализа и контроля социально-экономической, политической и экологической ситуации в регионе;

- оценка конечного результата регионального менеджмента в зависимости от степени соответствия уровня экономического развития региона и уровня жизнедеятельности населения (социальные стандарты, бюджетная обеспеченность, структура доходов и расходов семей, экология, демографическая ситуация, экологическая безопасность и др.).

Региональный менеджмент функционирует в соответствии с законами развития рыночной системы хозяйствования, и его механизм должен обеспечивать гибкое регулирование социально-экономических процессов в регионе в изменяющихся рыночных условиях.

Исходя из сущности и содержания регионального менеджмента, сформулированных выше, его объект можно классифицировать по следующим основным признакам.

1. Принадлежность объекта к той или иной форме собственности (федеральная, муниципальная, собственность субъекта Федерации).

2. Характер продукции или услуг, производимых субъектом хозяйствования (продукция целиком или в основном потребляется внутри региона, продукция имеет межрегиональное потребление, экспортная продукция и др.).

3. Характер и степень воздействия субъекта хозяйствования на экономические, социальные, экологические и другие процессы в регионе.

4. Воспроизводство условий жизнедеятельности населения, удовлетворение потребностей людей вне сферы производства (охрана здоровья, удовлетворение потребностей в образовании и культуре, социальная защита и поддержка).

Анализ произведенной классификации объектов позволяет сделать вывод о том, что к объектам регионального менеджмента можно отнести все хозяйственные единицы региона. Однако непосредственным объектом регионального менеджмента являются предприятия и организации, отнесенные к собственности субъектов Федерации, а также инфраструктурные звенья, деятельность которых направлена на воспроизводство условий жизнедеятельности населения вне сферы производства. На указанные объекты региональный менеджмент оказывает прямое (непосредственное) воздействие, на все другие объекты - опосредованное.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: - это организационно-распорядительная деятельность органов власти и




РЕГИОНАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: - это организационно-распорядительная деятельность органов власти и

- это организационно-распорядительная деятельность органов власти и управления региона, направленная на удовлетворение общих потребностей его населения. Организационная деятельность - формирование норм и правил совместной жизнедеятельности в регионе. Распорядительная деятельность - определение специфических характеристик региона в национальном и международном разделении труда и на рынках товаров, услуг и капитала.
Существуют два подхода к определению общих потребностей населения региона:
1.Общие потребности региона состоят в разделении ответственности государства в целом и региона за отдельными видами государственной деятельности. Как правило, разделение ответственности между государством в целом и регионами проходит в форме, когда в Конституции страны оговаривается, что за центральным правительством остается ограниченный круг сфер ведения (оборона, денежная эмиссия, почта, железные дороги, пограничная служба). Остальные сферы ведения остаются за регионами. Путем организационно-распорядительной деятельности региональные органы власти и управления формируют необходимые материальные, трудовые и финансовые предпосылки для производства общественных товаров и услуг и
регулирования экстерналий регионального масштаба .
2. Подход к определению природы общих потребностей региона состоит в том, что для региона общественным благом является управление региональной собственностью (формирование прав и обязанностей лиц, которым доверяется распоряжение, использование и потребление объектов региональной собственности). Управление региональной собственностью включает три равнозначные составляющие: объекты сделок и операций, субъекты сделок и операций, систему правил заключения сделок и операций. Наиболее известными формами сделок и операций с объектами собственности являются купля - продажа, аренда, закладное кредитование, финансирование, региональное законодательство, распоряжение, приказ, субсидии, планирование и отчетность по распоряжению объектами собственности, учреждение предприятий, агентирование, снабжение, повышение квалификации, лицензирование.

Еще по теме РЕГИОНАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ:

  1. РЕГИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
  2. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
  3. РЕГИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
  4. РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ
  5. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
  6. СТРУКТУРА РЕГИОНАЛЬНАЯ
  7. РЕГИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
  8. РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
  9. Целевые программы региональных инвестиций
  10. РЕГИОНАЛЬНЫЕ РЫНКИ
  11. РЕГИОНАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ
  12. РЕГИОНАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖЕР
  13. РЕГИОНАЛЬНЫЙ РИСК
  14. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОНД
  15. РЫНОК РЕГИОНАЛЬНЫЙ
  16. РЕГИОНАЛЬНЫЙ СТРАХОВОЙ РЫНОК
  17. Тенденции развития региональной инвестиционной политики
  18. РЕГИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ
  19. РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД (РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)
  20. ВЗГЛЯД НА ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ С ПОЗИЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА И ОРГАНИЗАЦИИ

Должностная инструкция регионального менеджера


В этой должностной инструкции регионального менеджера вы найдете полный перечень должностных обязанностей, программу обучения, а также готовый шаблон объявления о вакансии регионального менеджера.

 Региональный менеджер – это молодая и достаточно перспективная профессия. Она появилась в связи с финансовым развитием регионов и необходимостью открытия региональных представительств и филиалов предприятия.

Эта должность нужна для предоставления интересов организации в регионе и выполнения трех важных задач:

  1. Составление стратегического плана развития в регионе.
  2. Поиск деловых партнеров и закупщиков.
  3. Анализ потребительской активности в регионе.

Позиция регионального менеджера в компании может иметь и другие альтернативные названия, например:

  • Региональный менеджер по продажам;
  • Менеджер по развитию регионального бизнеса;
  • Менеджер по вопросам регионального развития.

Должностные обязанности регионального менеджера согласно должностной инструкции:

1. Изучение и анализ потребительского спроса, а также сбор информации о финансовых возможностях потребителей на закрепленной территории (уровень доходов) и деятельности конкурентов компании.

2. Анализ полученных данных о рынке в регионе и разработка стратегических планов по продвижению товаров и услуг предприятия.

3. Проведение расчетов средств, полученных от реализации товаров.

4. Проведение маркетинговой политики в регионе.

5. Разработка планов по увеличению доходов на закрепленной территории.

6. Поиск деловых партнеров и клиентов.

7. Организация конференций для завлечения новых деловых партнеров и продвижения товаров на региональном рынке.

8. Управление торговыми представителями, анализ их работы и контроль обучения.

9. Координация договорной деятельности в сфере финансов, экономики и хозяйственных вопросов предприятия в регионе.

10. Составление отчетности руководству по таким вопросам:

  •  уровень спроса на товары и услуги компании;
  • перечень неликвидных товаров;
  • характеристика объемов продаж, а также финансовых и экономических показателей работы предприятия в регионе.

11. Контроль выполнения указаний вышестоящего руководства.

12. Предоставление и защита интересов организации на закрепленном участке.

Требования, предъявляемые к кандидату на позицию регионального менеджера:

  • высшее образование по направлению «Менеджмент предприятия»;
  • стаж работы (при наличии образования по специальности не обязателен) от двух лет или последипломное обучение специальности «Менеджмент»;
  • целеустремленность;
  • активная жизненная позиция и лидерские качества;
  • владение компьютером на уровне уверенного пользователя.

Навыки, которыми должен обладать региональный менеджер:

  • умение собирать и анализировать информацию;
  • способность ставить понятные и четкие задачи подчиненным и добиваться их выполнения;
  • умение прогнозировать спрос и эффективность проектов;
  • способность проводить переговоры, конференции и семинары, убеждать и добиваться поставленных целей.

Приступая к работе, региональный менеджер обязательно должен знать:

  1. Законодательство и нормативные акты, регулирующие предпринимательскую и коммерческую деятельность;
  2. Специфику регионального рынка.
  3. Основы менеджмента и маркетинга, экономики, административного права и трудового кодекса.
  4. Ассортимент товаров предприятия, их классификация и потребительские характеристики.
  5. Организационные принципы торговли и ценообразования.
  6. Потребительские перспективы и потребности потенциальных клиентов и покупателей.
  7. Основы этики деловой переписки и общения.
  8.  Учет и отчетность в сфере менеджмента.
  9.  Психологические аспекты продаж.

Позиция регионального менеджера на сегодняшний день входит в десятку самых востребованных профессий. Часто при подборе подходящей кандидатуры на эту должность, работодатели сталкиваются с двумя основными проблемами:

  • наличие высшего образования по специальности «Менеджмент предприятия», но отсутствие опыта в этой сфере, а также навыков и умений нужных для успешной работы;
  • отсутствие образования по специальности при наличии ярко выраженных лидерских, организаторских и аналитических способностей и желании работать в сфере продаж.

В таком случае встает вопрос о подготовке будущего специалиста «с нуля». Как и где это сделать? Приблизительная программа обучения регионального менеджера описана ниже.

1409890154656_hugeBlock

Как быстро обучить регионального менеджера

  • Для начала следует выбрать, с помощью кого будет проводиться обучение. Подготовку специалиста могут осуществить:
    тренинги, семинары, конференции;
  • приглашенный компанией специалист;
  • опытный наставник из числа специалистов предприятия.
Часто организации согласны подготовить специалиста собственными усилиями. Это оптимальный вариант, так как в таком случае значительно экономиться деньги и время (продолжительность в среднем до двух недель). Случается и так, что компания не может задействовать специалиста для обучения, но имеет финансовые возможности для организации тренингов будущему менеджеру.

Какой бы метод и форму обучения не избрали, основная программа подготовки специалиста должна состоять из следующих этапов:

  1.  Обучение эффективным инструментам управления.
  2. Ознакомление с основными методами мотивации команды.
  3. Обучение основам анализа рынка регионов, а также стратегического планирования на близкую и долгосрочную перспективу.
  4. Знакомство с этикой деловых взаимоотношений.
  5. Ознакомление с законодательной базой, которая регулирует экономическую, хозяйственную и кадровую сферу деятельности предприятия.
  6. Ознакомление с документооборотом в сфере менеджмента.

Пример объявления о вакансии регионального менеджера

Крупная международная компания приглашает специалиста в сфере продаж на позицию регионального менеджера.
Мы предлагаем:
· полный рабочий день в дружном, молодом коллективе;
· стабильно высокую оплату труда;
· официальное трудоустройство и социальный пакет.
Наши требования:
· высшее образование по специальности «Менеджмент предприятия»;
· опыт работы в сфере продаж до двух лет;
· развитые лидерские и коммуникативные качества;
· целеустремленность;
· ответственность.
Ваши обязанности:
· управление штатом торговых представителей;
· анализ рынка и разработка стратегических планов региона;
· проведение деловых переговоров с партнерами
Готовы рассмотреть способных и амбициозных кандидатов без опыта работы. Гарантируем качественное обучение и поддержку.

Как разместить объявление о вакансии
на более чем 40 сайтах за 1 раз

Чтобы кандидат на должность регионального менеджера нашелся как можно быстрее, эффективнее всего разместить ваше объявление на максимальном количестве специализированных площадок по теме работы и вакансий. Таких как:

Однако, регистрироваться в ручную на каждой из них будет весьма муторно и трудоемко. Поэтому,проще и быстрее будет сделать это через специальный онлайн-сервис Jcat.

Какие удобства предоставляет данный сервис:

  • Управление вакансиями на всех сайтах в 1 личном кабинете. То есть,чтобы обновить, продлить или снять вакансии с публикации нужно сделать всего 1 действие и изменения вступят в силу сразу на всех сайтах.
  • Отклики и резюме со всех сайтов вакансий в одном списке. Выбирайте кандидатов и проводите собеседования. Сохраняйте историю работы по вакансии в личном кабинете. Система статусов позволит быстро найти нужного кандидата.
  • Ответы кандидатам в 1 клик. Можно использовать встроенные шаблоны для ответа кандидатом или создавать свои.
  • Отслеживание кандидатов на каждом этапе HR воронки. Деление кандидатов на группы: «Новые», «Подумать», «Телефонное интервью», «Собеседование», «Предложение о работе», «Принят на работу» — позволит не потерять кандидата ни на одном из этапов.

   Попробуйте сервис Jcat по ссылке тутэто действительно удобно!

Должностная инструкция регионального менеджера


 

В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция постепенного и равномерного развития региональных рынков. Позиции центра, как законодателя торговли, начинают ослабевать. Финансовое развитие регионов обусловливает необходимость борьбы за сегменты новых рынков.

С этой целью предприятия открывают свои региональные представительства и филиалы. Основным руководителем такой работы в регионе является региональный менеджер (district sales manager / regional sales manager). По своему статусу он обычно приравнивается к коммерческому директору в регионе.

В его задачи входит представление в регионе интересов головного предприятия в соответствии с утвержденной стратегией развития последнего, формирование рынка продвигаемого товара в данном регионе, поиск новых клиентов и партнеров, развитие дистрибьюторской сети, координация финансовых потоков, связанных с продукцией, реализуемой в регионе.

На должность регионального менеджера приглашается, как правило, специалист с высшим экономическим образованием, имеющий опыт работы на руководящих должностях не менее трех лет, знающий текущее состояние рынка купли-продажи в регионе, умеющий видеть перспективы развития рынка, обладающий талантом руководителя и организатора.

Основными задачами регионального менеджера являются: стимулирование потребности в товаре (услугах, работах), обозначение коммерческой стратегии предприятия в регионе, сертификация торговых представителей, поиск заказчиков и партнеров, организация маркетинга, выяснение потребностей регионального рынка.

 

ИНСТРУКЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО МЕНЕДЖЕРА

 

I. Общие положения

 

1. Региональный менеджер относится к категории руководителей.

2. На должность регионального менеджера назначается лицо, имеющее

 

 

 

(высшее; среднее)

профессиональное (экономическое) образование, дополнительную подготовку по менеджменту и маркетингу, стаж работы в области торгового менеджмента не менее

 

(3 лет; 5 лет; др.)

 

3. Региональный менеджер должен знать:

3.1. Федеральные законы и нормативные правовые документы, регламентирующие осуществление предпринимательской и коммерческой деятельности, в том числе законодательство и правовую базу регионов (субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, пр.).

3.2. Рыночную экономику, предпринимательство и основы ведения бизнеса.

3.3. Региональный рынок, его конъюнктуру, особенности и специфику.

3.4. Методы ценообразования, стратегию и тактику ценообразования.

3.5. Основы маркетинга (концепцию маркетинга, основы управления маркетингом, способы и направления исследования рынка).

3.6. Теорию менеджмента, макроЧ и микроэкономики, делового администрирования.

3.7. Основы рекламы, формы и методы ведения рекламных кампаний.

3.8. Ассортимент, классификацию, характеристику и назначение предлагаемых товаров (услуг, работ).

3.9. Условия хранения и транспортировки товаров (оказания услуг, выполнения работ).

3.10. Принципы организации торговли в регионе (оказания услуг, выполнения работ).

3.11. Психологию и принципы продаж (оказания услуг, выполнения работ).

3.12. Порядок разработки бизнес-планов и коммерческих условий соглашений, договоров.

3.12. Перспективы развития и потребности региональных потребителей (покупателей, клиентов).

3.13. Гражданское, торговое и патентное законодательство, законодательство о рекламе.

3.14. Основы организации работы по формированию спроса и стимулированию сбыта товаров (оказания услуг, выполнения работ) в регионе.

3.15. Действующие формы учета и отчетности.

3.16. Этику делового общения.

3.17. Правила установления деловых контактов.

3.18. Основы социологии, психологии и мотивации труда.

3.19. Принципы управления региональными подразделениями предприятия.

3.20. Методы обработки информации с использованием современных технических средств коммуникации и связи, компьютера.

 

4. Назначение на должность регионального менеджера и освобождение от должности производится приказом руководителя предприятия по представлению

 

(коммерческого директора предприятия; иного должностного лица)

 

5. Региональный менеджер подчиняется непосредственно

 

 

(коммерческому

 

.

директору предприятия; иному должностному лицу)

 

 

6. На время отсутствия регионального менеджера (командировка, отпуск, болезнь, пр.) его обязанности выполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

 

II. Должностные обязанности

 

Региональный менеджер:

1. Осуществляет сбор информации о региональном рынке (количество и профиль хозяйствующих субъектов в регионе, количество населения, общий уровень цен и соотношение заработной платы, основной потребительский спрос, деятельность конкурентов в регионе, др.).

2. Анализирует информацию о региональном рынке и на основе результатов анализа разрабатывает стратегию по представлению товаров (услуг, работ) в регионе.

3. Осуществляет руководство финансово-хозяйственной деятельностью предприятия в регионе (материально-техническим обеспечением, заготовкой и хранением сырья, необходимого для производства; сбытом продукции (предоставлением услуг, выполнением работ) на региональном рынке; расчетами за реализованные товары (оказанные услуги, выполненные работы).

4. Обеспечивает реализацию рекламных кампаний по продвижению товаров (услуг, работ) в регионе, реализацию PR-кампаний по формированию благоприятного имиджа предприятия в регионе с учетом местной специфики, организует представление товаров (услуг, работ) на региональных выставках, ярмарках.

5. Разрабатывает планы сбыта в регионе, программы по увеличению объемов сбыта и координирует их выполнение.

6. Организует и развивает систему дистрибьюции в регионе, осуществляет поиск оптовых покупателей (клиентов), партнеров (для совместного освоения регионального рынка).

7. Организует семинары для потенциальных партнеров с целью разъяснения политики предприятия по продвижению товаров и вовлечению в этот процесс новых партнеров.

8. Организует внутреннюю сертификацию региональных партнеров с целью гарантирования качества реализуемых (производимых) товаров, оказываемых услуг, выполняемых работ, поддержания имиджа предприятия.

9. Организует работу торговых представителей (офисов компании и самостоятельных специалистов) в регионе, осуществляет координацию мерчандайзинга в регионе.

10. Координирует заключение хозяйственных и финансовых договоров с региональными контрагентами и контролирует своевременность и качественность выполнения договорных обязательств; координирует расчеты за проданные товары (оказанные услуги, выполненные работы) и финансовые потоки (в центральный офис предприятия, в резерв регионального подразделения, пр.), работу по расширению прямых и длительных хозяйственных связей.

11. Обеспечивает целевое использование финансовых ресурсов, предоставленных для работы в регионе, подготавливает и представляет отчеты руководству предприятия по следующим направлениям: спрос на отдельные наименования товаров (услуг, работ) и перечень товаров (услуг, работ), не имеющих сбыта; объемы продаж; финансовые и экономические показатели деятельности в регионе; изменение положения предприятия в регионе после первого выхода на региональный рынок, тенденции его изменения; __________________________.

12. Координирует свою работу с центральным офисом предприятия (головным предприятием), обеспечивает выполнение руководящих указаний и распоряжений руководства центрального офиса (головного предприятия).

13. Представляет и защищает интересы предприятия в регионе.

 

III. Права

 

Региональный менеджер имеет право:

1. Вносить предложения по корректировке стратегии освоения нового региона, разработанной специалистами центрального офиса (головного предприятия).

2. Распоряжаться вверенными ему финансовыми и товарно-материальными ресурсами.

3. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

4. Вносить на рассмотрение руководства центрального офиса (головного предприятия) предложения по продвижению и представлению новых продуктов на региональный рынок, по освоению новых региональных рынков.

5. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

6. Запрашивать от руководства и специалистов центрального офиса (головного предприятия) информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

7. Требовать от руководства центрального офиса (головного предприятия) обеспечения организационно- технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

 

IV. Ответственность

 

Региональный менеджер несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, Ч в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, Ч в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба предприятию Ч в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о