Рост профессиональный и карьерный рост: Карьерный рост или как добиться колоссальных высот: 16 советов – Чем отличается карьерный рост от профессионального

Содержание

Чем отличается карьерный рост от профессионального

Понятия карьерного и профессионального роста очень близкие и могут друг друга дополнять, но все же различия есть. Профессиональный рост предполагает овладение специальностью на высоком уровне. У настоящего профи процесс познания никогда не заканчивается. Он постоянно стремится углубить свои знания в узком вопросе, приобрести дополнительные навыки, повысить мастерство. Хороший специалист может решить самую сложную проблему в пределах специальности. Путем самообразования, занятий на различных курсах он расширяет рамки своей компетенции.

Профессиональный рост отмечается повышением востребованности данного специалиста, более качественным и быстрым выполнением работы, ростом заказов на его услуги. Он не всегда сопровождается повышением по службе, ростом заработной платы или приобретением статуса успешного человека.

Каждый работник сам для себя определяет критерий профессионального роста. Один задается целью освоить новейшую технологию, для другого важно признание коллег или конкурентов, третьему необходимо повышение оплаты труда. Специалистом высокого класса стать легче, если изначально выбрана профессия по душе, а работа вызывает интерес и приносит удовлетворение.

В идеале человек, глубоко овладевший свой профессией, вправе рассчитывать на карьерный рост. Но в реальной жизни так бывает не всегда. Часто благодаря другим своим качествам (организационным, лидерским способностям), человек быстро продвигается по служебной лестнице. Он не владеет всеми тонкостями профессии, но ему это и не нужно: перед ним стоят другие задачи. Он занимается глобальными вопросами развития компании, перспективным планированием, созданием команды и оптимальной организацией труда. Для выполнения отдельных узких задач руководитель имеет штат специалистов. Конечно, в общих вопросах он должен разбираться, но к высокому профессионализму это не имеет отношения.

Для любой компании будет оптимальным вариантом, когда руководитель является хорошим организатором, признанным лидером, досконально знающим свою специальность. Для этого человек должен постигнуть все тонкости своего дела и в результате получать более высокие должности. Примером такого карьерного и профессионального роста является работа в науке.

Человек может начать свою карьеру с должности лаборанта. Выполнив диссертационную работу на соискание кандидата наук, он расширил свои знания, освоил различные методики. Это дает ему право занять должность научного сотрудника. Проведя более глубокие исследования и защитив докторскую диссертацию, он переходит на следующую ступеньку заведующего отделом. Такой карьерный рост сопровождается повышением оплаты труда, более высоким социальным статусом, определенными льготами.

Нет таких работ и специальностей, где нельзя самосовершенствоваться и стремиться к карьерному росту. Но этот процесс требует самоотдачи в работе и тогда Вас непременно заметят и предложат повышение по службе.

По материалам сайта поиска работы и подбора персонала Карьерист.ру

Профессиональный рост. Карьерный рост.

Профессиональный рост — это направление работы, основной задачей которого является развитие человека в профессиональной сфере, за счет приобретения необходимых знаний и опыта, развития соответствующих практических навыков, образцов мышления и поведения, качеств и характеристик личности, которые, в свою очередь, формируют определенные компетенции специалиста, как профессионала своего дела, и влияют на его карьерный рост.

Профессиональный рост включает в себя:

1. Профессиональную ориентацию. Профориентация — это фундамент профессионального успеха! Изначально очень важно сделать правильный выбор будущей деятельности в профессиональном мире, т.е. четко увидеть и понять чего я хочу от будущей профессии. А затем определиться, куда я иду учиться или работать (развивать свое могу), что я буду делать, для чего и зачем мне это надо. К сожалению, в современном обществе существует огромнейшая проблема — это бесцельное поступление молодых людей в то или иное учебное заведение. В итоге тратятся впустую два самых важных ресурса для достижения успеха, которыми, кстати сказать, обладает абсолютно любой человек — это время, как невосполнимый ресурс и информация. А точнее — это то драгоценное время, которое мы тратим на приобретение ненужной информации и не совсем понятного опыта. Из практики переориентации взрослых и молодёжи можно выделить основные ошибки выбора (см. на стр.: профориентация школьников). Лучше разработать индивидуальный план профессионального развития в ближайшей и долгосрочной перспективе, что позволит с достоверной значимостью принять осознанное, целенаправленное решение, т.е. качественно произвести профессиональное самоопределение.


2. Получение качественного (практико-ориентированного) профессионального образования. И тут мы также сталкиваемся с серьезной проблемой — это широко распространенное ошибочное мнение (установка, отношение) — вот поступлю в престижный ВУЗ, и мне там дадут хорошее образование. Не тут-то было, на самом деле Вы там никому не нужны, пока сами не возьмете ответственность за своё образование на себя, пока не начнете качественно «грызть гранит науки», пока не заявите о себе, чтобы о Вас узнали и т.д. Помните, что учебное заведение обеспечивает возможность получить образование, а от того как Вы его получите, зависит многое. Всё в Ваших руках и в первую очередь зависит от Вас и силы Вашей мотивации достижения результата.

3. Успешное трудоустройство — это когда Вы устраиваетесь на желаемую работу в ту компанию, которую сами для себя выбрали, изучая рынок труда. Это когда Вы ходите на работу с удовольствием, без напряжения… Люди хотят работать на любимой работе и заявляют: Я хочу интересную работу или хочу ходить на работу как на праздник и т.д. Но и здесь вновь мы упираемся в ещё более масштабную проблему. Дело в том, что многие не знают, чего хотят, вот и меняют одно место работы на другое, как «шило на мыло». Пример 1. Опрос студентов старших курсов показал, что в подавляющем большинстве ребята подрабатывают где угодно, но только не по специальности. Опять на лицо бесцельная трата времени на приобретение ненужного опыта. И только единицы целенаправленно проходят практику там, где нужно, т.е. самостоятельно выбирают компанию, в которой хотят работать. И порой подрабатывают по специальности не за деньги, а за практический опыт. Немудрено, что таких ребят работодатели расхватывают как горячие пирожки, предлагают им работу и устраивают, когда те еще учатся на 4-5 курсе. Эти молодые специалисты не знают проблем трудоустройства в начале своего карьерного роста. Пример 2. Как устраиваются на работу взрослые? В большинстве своём, составляют резюме на работных сайтах и отправляют его на те вакантные позиции, которые предлагает интернет, и ждут ответа. И вроде всё окей. Да, я активно ищу работу… Но это не совсем так, данный вид поиска работы — пассивноведомый, потому что всем управляет ситуация, не Вы, а внешние предложения. Предлагаем рассмотреть другую концепцию активного поиска будущей работы и успешного трудоустройства. Во-первых, необходимо четко понять, кем и где Вы хотите работать. Затем изучить рынок труда и подобрать минимум пять лучших компаний, в которых Вы хотели бы работать, а также несколько компаний для тренировки своей самопрезентации. Следующий этап — это изучение компаний, в которые Вы пойдете. Далее составляем резюме, в идеале профессиональное портфолио (портфолио всегда можно составить, даже если кажется, что не из чего), и готовим самопрезентацию. Для каждого работодателя своё резюме (как правильно составить резюме). Понять кем и где работать, составить резюме, портфолио и подготовить самопрезентацию Вам может помочь специалист. Теперь, когда всё готово, идем в менее значимые компании, и тренируемся проводить самопрезентацию. Приобретаем опыт прохождения собеседований и уверенность в своих силах. В завершении производим успешное трудоустройство.


4. Повышение квалификации за счет получения доп. образования или второго высшего, проведения научной, исследовательской работы, участия в тематических семинарах, тренингах, развивающих профессионально-важные качества и практические навыки.


5. Карьерный рост. Важно понять, куда расти, где и как. Здесь поможет профориентация. Традиционно выделяем три направления карьерного роста: вертикальный, горизонтальный и рост «два в одном». Вертикальный рост — это путь к руководителю, администратору, организатору как наёмному менеджеру, или как имеющему собственный бизнес, который организует деятельность других людей. Горизонтальный рост — это путь исполнителя. И рост «два в одном» — сам себе хозяин, когда человек и как руководитель и как исполнитель работает на себя, развивая свой проект.

Профессиональное консультирование: 

Отзывы.

Записаться на консультацию: +7 953 355-22-52; +7 963 321-64-92

Бег на месте. Что делать, если карьерный рост остановился | Карьера и свой бизнес

Разумеется, это не означает, что в таких случаях вероятность совершенствования полностью отсутствует. При грамотном подходе возможно организовать эффективную систему роста, направленную на повышение как собственно профессиональных, так и управленческих навыков.

К примеру, можно разделить развитие сотрудников на два типа — карьерное и профессиональное. Если визуализировать эту систему на оси координат, то на горизонтали окажется развитие в роли руководителя, по вертикали — в качестве специалиста, а график будет выражать динамику роста по обоим параметрам. Любая карьера имеет дуальный характер — профессиональное развитие и карьерный рост, это практикуется по всему миру. Те, у кого есть амбиции и управленческие способности, стремятся занять соответствующие позиции. Конечно, не все столь честолюбивы, есть люди, которые равнодушны к роли руководителя, им интереснее их профессиональные проекты, и они растут в роли эксперта. 

В разных компаниях по-разному, однако наиболее удачной моделью развития сотрудника является та, что делает акцент на совершенствовании человека в качестве специалиста. Можно разработать систему грейдов, каждый из которых будет подразумевать свой набор компетенций, от специалиста до управленца.



Освоение новых навыков является ключевым условием перехода на следующую ступень, так как повышение всегда предусматривает дополнительные рабочие задачи.

Параллельно с этим в компании нужно растить и собственные кадры, стараться предусмотреть возможности внутреннего продвижения для каждого сотрудника, чтобы в перспективе на будущий год или полтора предложить ему повышение. Это касается как конкретных должностей, так и расширения круга обязанностей, например, работы во внутренних проектах компании, в которых участвуют коллеги самых разных специализаций. Также можно привлекать сотрудников к инициативе, связанной с деятельностью вне работы: участие в спортивных мероприятиях, командные соревнования, квесты.

Большую ошибку совершают те организации, которые не уделяют внимания внутреннему обучению. Оптимальным будет разработать собственную программу, кастомизированную под потребности компании и сотрудников. В нее могут входить основы менеджмента, эффективных коммуникаций, а также различные отраслевые курсы — зависит от направленности компании и актуальной ситуации внутри коллектива. Вести такие занятия могут как сами руководители, так и приглашенные спикеры. Такая деятельность очень часто имеет большую популярность внутри коллектива.

Рекомендации сотрудникам

1. Не стесняйтесь заявить о себе

Зачастую сотрудники не высказывают своего желания развиваться и ждут, что руководство рано или поздно само заметит, какие они талантливые и перспективные. Если вы хотите карьерного роста, то необходимо отбросить ложную скромность и напрямую обратиться к своему руководителю или HR-менеджеру. Практика показывает, что обычно руководство рассуждает иначе, чем подчиненные, и полагает, что если у человека есть какие-то потребности, то он сам придет о них рассказать.


Современный бизнес очень динамичен, и в компаниях часто появляются новые направления. Так что не стоит бояться предложить какие-то идеи по развитию, из них вполне может родиться внутренний проект, который поручат именно вам. Это касается как сотрудников, уже занимающих серьезные позиции, так и начинающих специалистов. Нередки примеры, когда сотрудники, начинавшие свой путь со стартовых позиций, добивались невероятных высот.

2. Ваше развитие происходит здесь и сейчас

Часто менеджеры, занимающие топовые позиции, считают, что они остановились в своем развитии и что дальнейший рост уже невозможен. Это не так. Как правило, сотрудник не является специалистом по карьерному менеджменту и поэтому не всегда может объективно оценить свои перспективы в компании. Тем временем периоды «застоя» обычно только кажутся таковыми. За период работы на конкретной позиции человек сталкивается с похожими задачами, которые в вечно меняющихся обстоятельствах требуют абсолютно разного подхода, часто даже противоположного.

Поэтому я уверена, что говорить о «карьерном потолке» для менеджера высшего звена неактуально, в этой роли нет предела совершенству. Повторюсь, сегодня бизнес очень быстро развивается, нередко директора некоторых функций, длительное время будучи очень успешными и эффективными, по мере увеличения масштаба бизнеса попросту перестают справляться, и компания вынуждена переводить их на позиции заместителей, а на роль топ-менеджера привлекать кандидата со стороны. Бывает наоборот, активное развитие компании и расширение стратегического горизонта подстегивает профессиональный рост руководителей, и они охотно берутся за свежие задачи и покорение новых вершин.

3. Обучение и рост

Прекрасно, если работодатели предоставляют возможность обучения за счет компании. Тем не менее далеко не все организации готовы вкладываться в профессиональное развитие сотрудников, так что большинство из них занимаются повышением квалификации за собственные деньги.  


Так как карьерное развитие предполагает постоянное освоение новых компетенций, необходимо уделять должное внимание самообразованию. Этот совет может показаться довольно банальным, однако практика показывает, что самые успешные истории карьерного роста происходят с теми, кто находится «в тренде» и успевает ориентироваться в непрерывно меняющемся мире бизнеса.

Сегодня люди часто меняют сферу деятельности, а ключевым условием профессионального успеха является умение учиться и быстро адаптироваться к новым реалиям. Поэтому необходимо постоянно расширять свой профессиональный кругозор: читать бизнес-литературу, специализированные интернет-порталы, посещать конференции, а также интересоваться смежными областями. Кроме того, в подавляющем большинстве сфер есть автономные области, которые вполне реально освоить самостоятельно, например, при помощи мастер-классов или онлайн-курсов. Впоследствии полученные навыки можно реализовать на рабочем месте, расширив зону своей ответственности. Во многих компаниях, кстати, за это выплачивают дополнительные премии.

Карьерный и профессиональный рост: в чем разница?

Автор:
Владимир Мананников

Ошибочно думать, что профессиональный рост провоцирует карьерный – это не всегда так. И тем более, это не одно и то же.

Хотя оба термина подразумевают персональную эволюцию, развитие в рабочей плоскости и освоение новых вершин, между ними есть различие. Это движение в разных направлениях – вверх, вглубь и иногда даже вширь.

В самом начале трудовой деятельности человек должен трезво оценить свой потенциал, взвесить свои желания на одной чаше весов и черты характера – на другой, и выбрать свой единственный путь.

Как стать профессионалом?

Профессиональный путь движется линейно, а не вверх. При этом издалека может показаться, что человек стоит на месте, застыл и не интересуется карьерными ступеньками.

Однако его развитие идет либо в глубину специальности, либо в сторону наращивания собственных компетенций. Как правило, выбирают одну ветвь, не пытаясь освоить их параллельно.

Погружение вглубь профессии дает максимальное понимание одного из ее направлений: как итог, человек становится единственным узконаправленным специалистом в своем городе.

Личностный рост в профессии. Самосовершенствование через карьеру.

Время чтения 10 минут

Никто не станет спорить о том, как важен личностный рост в профессии. Если человек занят любимым делом, у него появляется чувство самоуважения, он способен видеть мир в более ярких тонах. Каждому человеку, чтобы найти себя, нужна как поддержка семьи, так и самореализация в работе.

личностный рост в профессии

Сейчас эксперты по профессиональному определению выделяют следующие критерии удачного карьерного выбора: это сочетание интересов человека, его интеллектуальных возможностей, личностных характеристик, а также потребностей рынка труда. В этой статье мы рассмотрим связь социального статуса с профессиональным уровнем, роль способностей в построении карьеры, методы саморазвития в профессии.

<<Оглавление>>

Профессиональный рост, возраст и статус

Разговор о профессии охватывает достаточно продолжительный период жизни. Некоторые считают, что о проблеме самоопределения можно судить, начиная от возникновения первых мыслей на тему «Кем я стану, когда вырасту?» и вплоть до того момента, когда человек прекращает трудовую активность, переставая быть личностью.

Процесс личностного и профессионального роста, становления карьеры, с одной стороны, тесно связаны с возрастом человека. Принадлежность к возрастной категории часто означает не столько биологический возраст, сколько положение в иерархии. Слово «отрок» на Руси имело следующие значения: «слуга», «раб», «воин княжеской дружины». Такая связь существует и между профессиональными навыками и возрастом. Солдат, который отслужил два года, не зря называется «дедом». Для умаления и подчеркивания незрелости, напротив, используют другие слова – «салага», «малец», «зеленый».

Психологическая наука накопила немало знаний о том, какие факторы влияют на личностный рост в профессии. На жизненном пути человек подвергается воздействию разнообразных факторов, но определяющее значение имеют три из них.

Это биологический фактор (наследственность, возраст, состояние здоровья), социальная среда (начиная от семейного окружения и заканчивая государством), активность личности (зависит от самооценки, уровня притязаний и пр.)

Профессиональное развитие человека разбивается на категории, соответствующие возрасту либо стажу. Например, выделяют следующие стажные категории: от 1 до 5 лет (первая), от 6 до 10 (вторая), от 11 до 15 (третья), и так далее. Популярностью пользуется и рассмотрение этапов, длящихся по 10 лет.

Также о профессиональном развитии говорят без привязки к определенному сроку, выделяя студентов, специалистов, пенсионеров. Каждый этап профессионального становления заканчивается кризисом – происходит переосмысление своей профессиональной деятельности, выбор новых путей самореализации.

личностный рост в профессии

Интересы, склонности, способности…

Термины «склонности» и «интересы», хотя они и связаны между собой, являются разными понятиями. Интерес к предметной области может порождать склонность. Некоторым людям нравится музыка – они проявляют к ней интерес. Но один человек будет склонен исполнять музыкальные произведения, другой обнаружит в себе композитора, третьему понравится преподавать игру на инструменте детям.

Различна деятельность радиомонтажников, инженеров, настройщиков аппаратуры, несмотря на то, что их интересы лежат в одной профессиональной плоскости. Если интересы обладают динамикой, могут меняться на протяжении жизненного пути, то склонности говорят о заложенных способностях, являясь более устойчивыми.

Исследователи считают, что каждая профессия требует от человека определенных склонностей, набора качеств – они определяют, пригоден человек к этой профессии, или нет. Способности также облегчают личностный рост в профессии, прохождение всех этапов карьерного пути.

В обыденной жизни слово «способности» может наделяться разным смыслом. Иногда говорят о физических возможностях человека: «Он способен пробежать 10 километров». Иногда – об интеллектуальных – «Он не способен решить это уравнение». Но в психологии к категории способностей относят только те свойства, которые являются психологическими и которые варьируют от человека к человеку. Например, каждый человек умеет разговаривать и способен к прямохождению. Однако речь не относят к категории способностей, она не является психологическим свойством. Прямохождение свойственно всем людям, поэтому оно не относится к способностям. Это качество не варьируется.

Личностный рост в профессии будет очень затруднен без наличия у человека определенных задатков. Поэтому круг умений ограничивают только теми, которые будут приносить человеку пользу во время работы. Неспособные люди отличаются от способных. Последним освоение профессии дается легче и быстрее, результаты их работы – качественнее.

Способности являются комплексным образованием. Они включают не только природную предрасположенность к деятельности, но и уровень развития личности. Если возникают сложности с определением своих наклонностей, можно обратиться к психологу, специализирующемуся на профориентации, или же к представителям профессии «Тренер личностного роста». Тренинги помогают узнать о себе немало новой информации.

личностный рост в профессии

Способности и личностный рост в профессии

Однако способности еще не являются гарантом того, что человек будет иметь успех на своем поприще. Они являются некой потенциальной возможностью того, что может произойти, а, может быть, и нет. Способности можно сравнить с зерном. Внутри него заложены все свойства, которые позволят ему вырасти, стать колосом. Однако для того, чтобы это произошло, должны соблюдаться немало условий. Точно также наличие у ребенка музыкальных талантов еще ни в коей мере не говорит о том, что он станет великим музыкантом. Если не будет адекватных условий – возможности заниматься творчеством, благоприятной атмосферы дома, специального образования – расположенность к музыке заглохнет, никогда не став чем-то большим.

Кроме этого, наклонности могу реализовываться по-разному. Общительный человек, обладающий задатками лидера, может провести полжизни в недостойной компании; или же его заинтересует профессия «тренер личностного роста». Увлекающийся преступным миром может нарушить закон и получить срок заключения, а может стать следователем уголовного розыска. Мы никогда не узнаем об истинном количестве одаренных людей и гениев, которые не были признаны обществом.

Пока человек не осваивает определенные навыки, самореализация остается для него недоступной. Способности могут быть обнаружены только в процессе деятельности личности. По мере же освоения новых знаний формируется личность. Никак нельзя обнаружить у ребенка способности к математике, если не дать ему возможности обучиться числам, математическим правилам.

Если человек не справляется с учебой или рабочей нагрузкой, это не всегда говорит об отсутствии способностей. Возможно, ему необходимо дольше времени на освоение нужных навыков и умений. Однажды В. Немировичу-Данченко задали вопрос: каждый ли может освоить режиссерскую профессию? На это драматург и режиссер ответил: каждый, однако одному потребуется для этого три года, другому – три десятка лет, а третьему – все триста.

личностный рост в профессии

Наследственность и одаренность

Существует тип семей, где родителей слабо интересует самореализация ребенка, его личные предпочтения и склонности. Родители говорят ребенку: «В нашем роду все были врачами», «Ты пойдешь по стопам отца» и т. д. Таким детям впоследствии бывает очень тяжело поменять свой карьерный путь.

Однако этот подход не является полностью безосновательным, хотя сама по себе ситуация с подобными семьями требует психологического вмешательства. Мнения о наследуемости способностей придерживался еще Платон. Он был уверен, что способности имеют исключительно биологическое происхождение, и зависят только от того, кем были родители ребенка. Обычно, чтобы доказать наследуемость талантов и способностей, указывают на их проявление в раннем детстве. Ведь воздействие воспитания и обучения еще не столь сильно у маленьких детей, чтобы определить проявившиеся таланты.

Известно, что у Моцарта способности к музыке проявились уже в возрасте 3 лет. У Гайдна – в 4 года. Идеи наследования способностей придерживался английский ученый Ф. Гальтон. По его мнению, этот подход был логическим продолжением теории эволюции Дарвина.

В исследованиях, посвященных наследуемости талантов, особенно поразителен пример семьи Баха. Музыкальные способности в семье Бахов проявились в 1550 году. Т. Рибо в своей книге «Наследственность душевных расстройств» писал о том, что булочник В. Бах снимал напряжение после работы при помощи пения и музыки. У булочника было два сына, с которых начался род музыкантов. Всего в немецкой семье было 60 музыкантов, и 20 из них достигли значительных высот. Лишь И. С. Бах стал известен на весь мир.

Также учеными был установлен любопытный факт: Л. Н. Толстой и А. С. Пушкин были дальними родственниками. Их прабабушки – Ольга и Евдокия Трубецкие – были сестрами.

Пятеро выдающихся представителей немецкой культуры также были связаны родственными связями. Это Иоганн Шиллер, произведения которого стали частью всемирной драматургии; поэт Фридрих Гельдерлин; Гегель и Шеллинг, стоявшие у истоков классической немецкой философии; а также ффизик-теоретик Макс Планк. У всех этих людей был один предок – Иммануил Кант.

личностный рост в профессии

Развитие профессиональных способностей

Регулярное занятие определенным видом деятельности способствует тренировке психических функций, обеспечивает стабильный личностный рост в профессии. Было установлено, что уже на первом этапе профессионального становления молодые психиатры развивают способность чутко улавливать эмоциональное состояние больного. Для определенных навыков наиболее сензитивными оказываются определенные возрастные периоды. Отечественный психолог Б. Г. Ананьев установил, что лучший возраст для развития способностей к запоминанию – это 18-24 года, а также 29-33 лет.

Интересные исследования были проведены психологами университета в Бристоле. Проработав порядка 5 лет на борту самолетов, бортпроводницы начинали жаловаться, что им сложно ориентироваться в пространстве и запоминать новую информацию. Психологи обследовали стюардесс до 28 лет, и сделали выводы: их объем мозга действительно уменьшен, а когнитивные способности ослаблены. Здесь разумно утверждать, что немолодые бортпроводницы мыслят хуже, чем их более юные коллеги, и не совсем понятно, кто кого обязан обучать.

К 30 годам постепенно человек освобождается от иллюзий и чувственных бурь, начинает смотреть на события жизни более реалистичным взглядом. Исследователи отмечают, что 15-17-летние юноши, которые были склонны к опрометчивым и даже предосудительным действиям, к 30 годам становятся организованными и вполне компетентными людьми. В 30 лет человек впервые подводит итоги: молодость миновала, и теперь впереди – серьезная жизнь. Если ранее выбор пути был совершен правильно, то теперь человек не думает о смене занятий, он продолжает свой профессиональный рост.

личностный рост в профессии

А в каком возрасте можно забыть о карьере?

Самое известное несчастливое число – «13» – в последнее время с успехом можно заменить на «45». Этот возраст прочно осел в сознании народных масс, как своеобразная граница «до» и «после». Уже не первое поколение оказалось под влиянием бесчеловечного явления эйджизма – дискриминации по возрасту. Несмотря на это, постепенно поколение, для которых карьера заканчивается в 50 лет, сменяется другими людьми, которые упорно не желают стареть ни в 50, ни в 60, ни в 85. Это говорит о прогрессе.

По мнению некоторых ученых, этап молодости длится от 25 до 44 лет. За ним следует средний возраст, длящийся до 60. Однако жизнь в российских условиях имеет некоторые особенности. Они тормозят личностный рост в профессии, не позволяют сравнивать развитие людей одной возрастной категории, живущих в разных странах. Например, пенсионный возраст у немки составляет 67 лет. В 50 лет жительница Германии чувствует себя на пике карьеры – ведь до пенсии ей еще целых 17 лет. Для сравнения, в России ощущение «осталось 17 лет до пенсии» возникает уже в возрасте 38-40 лет.

Ученые отмечают, что тренд стремления к молодости и к тем возможностям, которые она дает, становится все более устойчивым. Многие понятия сейчас уходят в прошлое – например, сложно назвать «домохозяйкой» ухоженную женщину, которая помимо домашних хлопот успевает вести свой бизнес. А профессиональное развитие тех, кто сейчас очень молод, будет продолжаться в течение всей жизни – возможно, в будущем исчезнет и понятие пенсии.

личностный рост в профессии

Саморазвитие в профессии

Люди, занимающиеся умственным трудом, хорошо осознают необходимость самосовершенствования. Не всегда, однако, у них получается достичь определенного результата – намерения так и остаются намерениями.

Личностный рост в профессии можно значительно ускорить при помощи специальных методов. Они являются двигателями саморазвития даже в тех случаях, когда уровень мотивации оставляет желать лучшего. Рассмотрим эти методы.

1. Оценка и контроль профессиональных качеств, приобретенных навыков.

Оценивать прогресс можно при помощи ведения регулярных записей, или используя специальные тесты. При этом важно не измерение приобретенных навыков, а наблюдение за положительной динамикой, качественными достижениями. Так можно отслеживать личностный рост в профессии, его реальные показатели. Самооценка приобретенных качеств не должна проводиться с помощью самонаблюдения – для этого лучше использовать специальные инструменты. Планирование также является одной из форм контроля.

личностный рост в профессии

2. Составление профессиональных целей.

Создание целей и периодическое их редактирование помогают лучше осознать свои внутренние мотивы – понять, зачем необходимо профессиональное развитие, чего оно позволяет добиться.

3. Развитие мотивации.

Необходимо брать на себя полную ответственность за собственную жизнь и карьеру. Чем больше контроля человек ощущает над собственной жизнью, тем счастливее и продуктивнее он становится. Также необходимо прорабатывать психологические установки относительно кризисов. Трудные периоды нередко несут в себе возможности для развития. В особенности необходимо поддерживать высокий уровень мотивации тем, чья работа связана с общением: это работа преподавателя, HR-менеджера, профессия «тренер личностного роста».

4. Самодисциплина.

Минимальный срок для того, чтобы стать профессионалом, составляет от 3 до 5 лет. Успех не приходит случайно, он представляет собой следствие сделанного человеком выбора. Поэтому для того, чтобы достичь профессиональных высот, просто необходимо развивать имеющиеся навыки.

личностный рост в профессии

Заключение

Мастерство дает человеку возможность повысить самооценку, наполнить жизнь смыслом, обрести социальный статус. Самореализация и развитие заложенных в человеке способностей, происходит через профессиональную деятельность. Таланты не могут реализоваться самостоятельно – для этого необходимо благоприятное окружение. Каждый человек ответственен за то, чтобы его умения и навыки нашли приложение. Личностный рост в профессии открывает перед человеком широкие горизонты для достижения поставленных целей, реализации своего потенциала, преобразования жизни.

Профессиональный и карьерный рост – в чем отличие? | Проза жизни

В данной статье мы рассмотрим, что такое профессиональный рост, в чем его сходство и отличие от роста карьерного, а также преимущества продвижения по тому или иному пути для Вас, как профессионала.

Очень часто слова «профессиональный рост» и «карьерный рост» используют как синонимы. Отчасти это правильно, поскольку руководитель — это тоже профессия, которая может иметь свои уровни мастерства, или «разряды». Но если посмотреть на данные понятия в активно используемом сейчас формате 3D, мы увидим, что «профессиональный» и «карьерный» движутся в разных плоскостях.

Можно представить, что профессиональный рост осуществляется в горизонтальной плоскости. При этом сам профессионал выбирает, как ему двигаться — «вглубь» профессии, или же на расширение профессиональной компетентности. Погружение в узконаправленную деятельность позволяет становиться единственным и неповторимым профессионалом в данном направлении и быть востребованным у ограниченного числа постоянных и уверенных в мастере клиентов.

Расширение профессиональной компетентности — это освоение профессии во всей ее полноте и разнообразии. Такой человек знает о профессии все, очень хорошо разбирается во всех процессах, делает качественный анализ и решает самые сложные задачи. Специалист такого плана может иметь более широкий круг клиентов за счет большей зоны компетентности.

Если говорить о профессиональном росте на языке компетенций — то сотрудник усовершенствует важные компетенции, свойственные данной профессии, повышает их уровень.

Карьерный рост устроен иначе. Для эффективного роста работнику необходимо овладевать новыми компетенциями, которые не были задействованы прежде. Карьерный рост — это расширение полномочий и ответственности сотрудника, движение вверх, переход с одного уровня управления на другой. Да, на более высокой должности сотруднику приходится расширять кругозор и понимать процессы, но это уже не процесс ради процесса, как у профессионала. Повышение уровня знаний необходимо для наиболее эффективного управления, например, для повышения качества обратной связи с сотрудником и оценки результатов.

Карьерный рост более очевиден, чем профессиональный. Во многих случаях именно продвижение по карьерной лестнице отмечается окружающими и считается престижным. А управленческие навыки, приобретенные в процессе работы, могут быть применены во многих экономических областях.

Таким образом, при построении карьерного плана, очень полезно изначально определять, какие именно изменения Вы планируете видеть в ближайшие 3−5 лет.

Профессиональный и личностный рост — самая трудная задача! ⋆ Саморазвитие, самосовершенствование, самопознание.

Профессиональный и личностный рост — самая трудная задача!

 

профессиональный и личностный рост

профессиональный и личностный рост

Существует крылатая фраза: «Самое трудное — это борьба с самим собой». Она же, как нельзя больше, подходит и в качестве объяснения тому факту, что как профессиональный, так и личностный рост представляют собой, если не борьбу, то постоянную тяжелую работу над самим собой… При этом, начало этой работы является самой настоящей битвой со своими сложившимися установками и стереотипами, сложившимися в обществе, а логическое завершение, по сути, отсутствует, так как «нет предела совершенству». Давайте попробуем вместе подробнее разобраться в том, что же все-таки, на самом деле, означают понятия: «личностный рост» и «профессиональный рост», а также с какими сложностями чаще всего приходится сталкиваться на пути саморазвития.

Ошибочное мнение о том, что необходимо для профессионального и личностного роста.

Одним из самых известных пожеланий является: « Здоровья, успехов в карьере и счастья в личной жизни!». Что наглядно объясняет, что для достижения удовлетворенности жизнью, кроме здоровья, — финансовое благополучие и состояние гармонии с самим собой и своими близкими — это одни из самых необходимых условий.

Сами определения понятий «профессиональный рост» и «личностный рост», расшифровываются, как: постоянное развитие человека и накопление им разнообразного опыта и знаний в течение жизни.

Естественное накопление жизненного опыта без дополнительного саморазвития личности, зачастую, приводит к ситуации, когда все уже ясно и понятно, но, увы, уже слишком поздно (см. для чего нужны тренинги личностного роста ).

Кажется вполне логичным, что для развития и накопления большего количества опыта, за меньшее количество времени, необходимо больше  времени посвятить изучению информации по интересующим вопросам. То есть, для активного профессионального роста: как минимум — постоянно повышать свою квалификацию, а, как максимум – получить дополнительное образование, быть в курсе всех изменений и нововведений в той профессиональной области, которая вас интересует.

Соответственно, для личностного роста: изучать психологическую литературу, узнавать механизмы и тактики поведения в той или иной ситуации и пр. Понятно, что образование требует определенного количества времени, усидчивости и трудолюбия, но вот, пресловутой «самой высочайшей степени сложности» пока вроде не наблюдается, правда?

«В чем же непосильная трудность?», — спросите вы. А за плечами у вас наверняка уже школа, ВУЗ или колледж, а возможно, и не одни курсы повышения квалификации. Так что опыт изучения и накопления информации, скорее всего — довольно обширный. Да и определенный житейский опыт тоже, безусловно, присутствует, а, быть может, вы уже давно интересуетесь всякого рода психологической литературой.

С чего в реальности начинается профессиональный и личностный рост.

Начнем, как обычно, с теории. Выделяют основные элементы, определяющие личность:

  • Познание себя.
  • Побуждение себя.
  • Продвижение профессионального и личностного роста.
  •  Самореализация.

«Профессиональный и личностный рост – это не только количество прочитанной в книгах или прослушанной на специальных курсах профессиональной и психологической информации. Рост личности происходит только тогда, когда человек может эти знания применить с пользой для своей жизни. Плюс, каким бы образованным не был человек, в узкоспециализированной области своей профессиональной деятельности, без навыков ответственности, общения и взаимодействия, ему вряд ли удастся достичь весомых карьерных высот.

Это формирование абсолютно нового взгляда на свою жизнь и возможные перспективы (как профессиональные, так и личные)». Можно прочитать неимоверное количество литературы, сходить не к одному психологу, посетить приличное количество тренингов личностного и профессионального роста. Но пока все полученные вами знания лежат «мертвым грузом» исключительной теории, ни о профессиональном, ни о личностном росте и речи быть не может. А вот начать внедрять полученные знания в жизнь – это действительно куда сложнее, поскольку именно с этого момента вы начинаете меняться и, соответственно, сталкиваться с ответными реакциями, как собственной психики, так и окружающего мира.
Ответная реакция собственного организма на начальные этапы вашего развития личности и профессионального роста: страх и попытка вернуть ситуацию в привычное русло.
Итак, вы перелопатили большое количество литературы, основательно покопались в себе, возможно, сходили к психологу, или на тренинг личностного роста, осознали возможные проблемы с самооценкой, неуверенность в себе и негативные установки, которые мешают вашей жизни и успешному воплощению ваших планов и желаний. Теоретически, понимаете «откуда ноги растут» и что именно хотели бы поменять, но, в первую очередь, вас терзает безумный страх навредить и сделать все только хуже, чем есть на данный момент.

Страх показаться глупым и смешным, боязнь наворотить ошибок, которые невозможно будет исправить. Плюс, личностный и профессиональный рост на начальном этапе нельзя ощутить и измерить, чтобы убедиться в верности своего пути.

К примеру, если вы решили похудеть и накачать определенные мышцы, то отражение в зеркале, весы и свободно болтающаяся одежда, которая раньше сидела в обтяжку, уже буквально через считанные недели подскажут Вам, что вы все делаете правильно, или о том, что где-то надо что-то поменять. Плюс, эйфория от первых достигнутых результатов будут подбадривать на покорение новых вершин. В случае с саморазвитием все происходит несколько иначе и дорога значительно длиннее и тернистее.

Возможно, на каком-либо тренинге, вы даже с успехом выполнили определенные упражнения, и это подзарядило вас энергией на некоторое время. Но одно дело игровая ситуация, а совсем другое – реальная жизнь. В реальной жизни гораздо тяжелее сказать «нет» близким людям или коллегам на работе, которые нагружают вас лишними, мешающими вашему развитию просьбами, или пытаются использовать вас и ваше время в своих корыстных целях.

Сложнее взять на себя ответственность за выполнение конкретного задания по работе или за принятие решения о том, что больше не намерены терпеть пренебрежительное отношение от коллег или знакомых. Так что в мечтах, конечно, полетать приятно, но реальность пугает и шипит, призывая не покидать свою уютную норку, в которой «тепло и сыро».

Страх и неуверенность могут сильно помешать даже самой сильной мотивации, лишить покоя и сна и даже спровоцировать панические атаки и психосоматические заболевания, как ответную реакцию организма, при помощи которой он старается защитить свой сложившийся внутренний мир от серьезных изменений.
Ответная реакция общества на начальные этапы вашего личностного и профессионального роста: непонимание и агрессия.
Представьте себе замкнутую систему, населенную некими организмами. Каждый из них занимает определенное место и выполняет определенные обязанности. Кто-то занял более удобные ниши, кому-то досталось что-то попроще, но все привыкли и всех более-менее все устраивает. И вдруг, один из организмов выбивается из привычного ритма и начинает вести себя совсем иначе, нежели раньше. Как вы думаете, системе это понравится? Примерно так же происходит и в том случае, когда вы начинаете менять свою, привычную для общества, линию поведения и систему реагирования. Одно дело, когда вы просто изучаете что-то непонятное. На это обычно реагируют в духе: «Тратит время на, черт знает что, лучше бы отдохнул, телек посмотрел, да пивка попил с нами. Ну да и фиг с ним!». Это банальное непонимание.

А вот, когда вы переходите от теории к действиям, начинается реальная ответная агрессия, ибо всех устраивал незаметный «Вася Пупкин» или «Маша Иванова», которые тихо сидели и корпели за весь отдел, даже не намекая о премии/повышении, или тихий муж/жена, кладущие свою жизнь, на благо родных и близких. А пресловутые «Вася» или «Маша» вдруг возомнили себя достойными стать руководителями, отказываются выполнять чужие обязанности.

Или тихая жена и мать семейства вспомнила о себе, не позволяет задвигать свои потребности на последнее место, придумывает новые обязанности для членов семьи и пр. В подобной ситуации даже самые близкие люди начинают борьбу за «возвращение блудного попугая» на привычную жердочку и в ход идут, в первую очередь, призывы опомниться, не страдать фигней из которой, по любому, ничего путного не выйдет (по их мнению, разумеется).
Выход есть: не ставьте глобальных целей, не корите себя и продолжайте гнуть свою линию!
Подводя промежуточные итоги, можно подумать, что задачи личностного и профессионального роста действительно непомерно сложны и лучше даже и не пытаться «высунуть нос» за рамки обыденного, предоставив жизни идти своим чередом. Ведь в то время, когда и так безумно сложно и страшно сделать первые шаги, вместо малейшей поддержки на пути будет встречаться лишь отторжение и агрессия. Проще всего все забросить и продолжить жить так, как раньше: иногда мечтая, о большем, но сразу одергивая себя, что воплотить эти мечты в реальность непосильно сложно, и вы уже было попытались раз или два, да не вышло.

Выход есть!

Но выход действительно есть, и он заключается:

  1.  В разбивании каждой крупной цели на несколько мелких.
  2.  В поощрении любых своих достижений (даже самых минимальных).
  3. В грамотном анализе возможных промахов. Ведь, как известно: «Не ошибается только тот, кто ничего не делает».

Все это, в совокупности, поможет личности сначала адаптироваться к начавшимся переменам, сформировать адекватную самооценку, а впоследствии к формированию адекватного и трезвого взгляда на вещи, для приобретения более удобных форм поведения, которые, в свою очередь, помогут выдержать ответную реакцию общества более уверенно и независимо и не свернуть с намеченных целей.

Постепенно появятся и первые положительные результаты, а с ними и азарт на новые свершения. На работе вас будут воспринимать совсем иначе, да и вы будете получать от рабочего процесса гораздо более положительные эмоции.

Со временем, может прийти в голову идея сменить сферу деятельности или открыть свое дело, и если, по-прежнему, продолжать двигаться небольшими, но уверенными шагами к новым и новым целям, то рано или поздно вы осознаете, что между мечтой и реальностью вовсе не пропасть, а четкая стратегия.

Родные и близкие постепенно не только примут ситуацию, но и начнут вами гордиться. Круг общения, возможно, изменится, но в лучшую сторону и по вашему же, непосредственно, желанию.
Удачи и терпения вам в этих непростых начинаниях на пути личностного и профессионального роста, ведь благодаря самореализации жизнь способна заиграть новыми яркими красками и обрести совершенно иные перспективы!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *