Сферы личности: 6 сфер личности, которые подскажут сильные и слабые стороны – Когнитивная сфера личности | Блог 4brain
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_7",blockId:rtbBlockID,pageNumber:7,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_7").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_7");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
6 сфер личности, которые подскажут сильные и слабые стороны
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_6",blockId:rtbBlockID,pageNumber:6,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_6").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_6");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Источник
Как человек, занимающийся саморазвитием, вы наверняка задумывались о совершенствовании каких-либо навыков. Но их так много, что порой не знаешь, за что взяться.
Что важнее: сила воли или целеустремленность? Этот и подобные вопросы могут поставить в тупик.
Однако если вы знаете о концепции сферы личности, разобраться становится намного проще. Например, зная, что сила воли и целеустремленность относятся к одной группе способностей, вы можете сделать определенные выводы.
Сферы личности – это совокупность особенностей человека, которые характеризуют его поступки, мотивации, пути достижения целей, восприятие информации, потребности и т.д.
Подобная категоризация нужна не только тем, кто занимается саморазвитием, но и, к примеру, компаниям, которые ищут работников.
Выделяют следующие сферы личности человека:
- мотивационная;
волевая;
- органическая и социальная;
- познавательная.
В этой статье мы рассмотрим эти сферы личности человека и попытаемся понять, как они формируются и от чего зависят.
Мотивационная сфера личности
Каждый человек имеет свои определенные потребности, которые побуждают его на то или иное поведение, направленное на удовлетворение этих потребностей.
Уровень и количество потребностей отличаются от человека к человеку: это обусловлено условиями существования, разным образом жизни, уровнем организации и места в обществе.
Если основные потребности (еда, питье, тепло) не особенно меняются в процессе жизни, разве что их количество, то иные (самореализация, поиск смысла существования) эволюционируют вместе с человеком. Многое зависит от моральных ценностей.
Если говорить о структуре мотивационной сферы личности, то, несмотря на некоторые различия, все же можно выделить определенные тенденции. Вот приблизительная схема:
- Органические (потребность в еде и питье).
- Материальные (потребность в имуществе и деньгах).
- Социальные (потребность в авторитете, уважении, чувстве справедливости, чувстве собственного достоинства).
- Духовные (вера, повышение духовного уровня).
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_5",blockId:rtbBlockID,pageNumber:5,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_5").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_5");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Психологи уделяют мотивационной сфере личности основное внимание, потому что от мотивации зависит поведение человека, направленное на достижение целей. Множество поступков в своей жизни мы совершили исключительно потому, что хотели этого.
Основные характеристики мотивационной сферы личности:
- Мотивационная сила: если человек достаточно мотивирован, он способен на многое.
- Динамичность мотивов: изменение силы и приоритетности мотивов.
- Устойчивый характер мотивов: они не исчезают после удовлетворения определенных потребностей.
- Наличие структуры: несколько потребностей можно объединить в одну мотивацию.
- Существование определенной иерархии: есть второстепенные и доминирующие мотивы.
- Гибкий характер: каждый человек может удовлетворять свои потребности при помощи разных способов.
- Множественный характер: увеличение самих потребностей, средств и способов для удовлетворения таких нужд.
- Разнообразие мотивов: большое количество побуждений к действиям.
Следует помнить, что мотивационная сфера личности – лишь одна из нескольких. По ней одной нельзя судить о человеке. Рассмотрим другие.
Волевая сфера личности
Волевая сфера личности – это совокупность волевых качеств, которая характеризует человека в его способности достигать целей в трудных условиях.
Три самых главных качества этой сферы: целеустремленность, сила воли, стойкость воли.
Целеустремленность – это способность в любых ситуациях помнить о намеченных планах, быть сфокусированным на ней до победного конца.
Изучая основы тайм-менеджмента, мы понимаем важность постановки целей. Но из-за раздражителей теряем фокус и начинаем заниматься совершенно другими делами, при этом испытывая стыд и пытаясь избавиться от когнитивного диссонанса при помощи отговорок и поиска оправданий.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_4",blockId:rtbBlockID,pageNumber:4,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_4").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_4");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Чтобы воспитать целеустремленность, нужно в первую очередь использовать хитрости, не имеющие к ней прямого отношения: даже простые стикеры, расклеенные по всей квартире, окажут существенный эффект. Но при этом вам нужно развивать силу воли.
Сила воли – это способность человека принимать сложные решения, а также направлять свои действия и мысли в соответствии с принятым решением.
Она является невероятно важным компонентом в достижении успеха. Даже если у человека сильно развита мотивационная сфера, пробелы в волевой будут тянуть его вниз при каждой неудаче.
Сила воли необходима как для совершения действия, так и для отказа от него (что не менее важно). Например, отказаться от торта ради будущего в спорте или от вечеринки с друзьями ради изучения английского языка. Сейчас существует наибольшее количество соблазнов за всю историю человечества, поэтому наличие силы воли является одним из самых серьезных преимуществ.
Сейчас модно считать, что сила воли переоценена, но она, скорее, недооценена (все выдающиеся личности ею обладали). А если вы сумеете объединить ее с мотивацией, то достигнете самых амбициозных целей.
Стойкость воли – это уровень постоянства и повторения усилий, которые человек прилагает при достижении сложной цели на протяжении длительного периода времени. Проще говоря, это шкала измерения силы воли.
Да, сила воли является исчерпаемым ресурсом, но при этом можно повышать ее количество. Это и есть стойкость воли: сколько минут или часов вы сможете работать над задачей, не получая никаких результатов?
Волевая сфера личности проявляется и в других аспектах жизни человека. Например, в склонности к риску и локусе контроля.
Склонность к риску
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_3",blockId:rtbBlockID,pageNumber:3,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_3").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_3");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true); – это характеристика поведения человека в неопределенных ситуациях. Считается, что развитая сила воли делает индивида более рискованным.
Локус контроля – это склонность человека приписывать свои неудачи или успехи либо внутренним, либо внешним факторам. Индивид, обладающий развитой волевой сферой, будет брать на себя полную ответственность за провалы и неудачи (при этом не страдая от самобичевания и чувства вины).
Такой человек знает, что лишь он ответственен за свою жизнь и даже реакции других людей на него. В то время как личность с внешним локусом контроля (винящая обстоятельства) развивает в себе синдром жертвы.
Органическая и социальная сфера личности
Человека нельзя рассматривать вне контекста общества. Помимо волевой и мотивационной сферы личности, одновременно развивается органическая и социальная (ее изучал русский психиатр и невропатолог Владимир Бехтерев).
Органическая сфера проявляется в реакциях на раздражители окружающего мира, в то время как социальная имеет связь с установлением взаимопонимания с членами общества, в котором находится человек.
Как подчеркивает Бехтерев, «сложный процесс развития социальной сферы личности нисколько не устраняет органическую сферу личности, он ее только дополняет, хотя и частично подавляет, так сказать, наслаивает на нее новые сочетания, вытекающие из деяний, относящихся условиям социальной жизни».
На самую вершину социальной сферы личности Бехтерев ставил характер. И уже потом идут сосредоточенность, умственная работоспособность. При этом он подчеркивал, что очень сильно на эти параметры влияет темперамент.
Он также утверждал, что для личности присущи волевые проявления, внутренние мотивы действий и поступков, то есть те психические явления, которые в психологии и философии связаны с волей.
Познавательная сфера личности
Познавательная сфера личности – это набор способностей, при помощи которых человек познает явления окружающего его мира. Существует мнение, что совокупность всех этих элементов и называется интеллектом.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_2",blockId:rtbBlockID,pageNumber:2,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_2").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_2");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Эта сфера состоит из следующих компонентов: восприятие, ощущения, внимание, воображение, память, мышление.
Ощущения – это то, что воспринимают наши рецепторы из внешней или внутренней среды.
Восприятие – это то, как мы интерпретируем сигналы, полученные при помощи ощущений. То есть это явление можно назвать психологическим, потому что он может менять свое восприятие при помощи волевого усилия и изменения мышления.
Внимание нам помогает сосредотачиваться на одном раздражителе, выбирая его из всего, что есть вокруг.
Память очень сильно зависит от внимания, потому что запоминается лучше всего то, на чем человек был сфокусирован. При этом память тесно связана со всеми остальными элементами познавательной сферы человека.
Воображение – это способность человека вызывать в уме образы. Считается, что данное умение присуще исключительно человеку, оно помогает планировать достижение сложнейших целей.
Мышление – это умение человека анализировать полученную информацию. Ощущения, восприятие, внимание, память и воображение являются пищей для ума, которая затем перерабатывается мышлением.
Все познавательные сферы личности человека и их элементы поддаются тренировке.
Когнитивная сфера личности | Блог 4brain
Ученые со всего мира в разное время задавались вопросами о природе интеллекта. Один из важнейших таких вопросов – какого человека можно назвать умным? Ответ до сих пор не найден. Но если мы и приблизились к нему, то кроется он в когнитивной сфере личности.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_1",blockId:rtbBlockID,pageNumber:1,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_1").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_1");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);Когнитивная сфера личности – это познавательная сфера, которая включает в себя такие познавательные процессы как:
- Мнемические процессы: память. В частности – сохранение, запоминание, забывание, воспроизведение. Главная функция их в том, чтобы сохранять информацию в памяти.
- Перцептивные процессы: восприятие, ощущения, внимание. Главная их функция в том, чтобы принимать информацию из внутренней и внешней среды.
- Интеллектуальные процессы: воображение, мышление, речь. Главная их функция состоит в том, чтобы порождать информацию, восполнять пробелы в информации и обмениваться ею.
Многие когнитивные психологи считают, что наиболее важными процессами в познавательной сфере являются память, воображение и внимание.
Память. Играет ключевую роль в когнитивной сфере личности, можно сказать – определяющую. Она является основным компонентом интеллекта и ее функции намного шире, чем простое «запомнить как можно больше».
Существует несколько видов памяти. Вот некоторые из них (по критерию содержания):
- Эмоциональная память – память на эмоциональное состояние, возникающее во всех без исключения ситуациях. В какой-то мере она дополняет все остальные виды памяти.
- Двигательная память – это память на движения. Если человек обладает развитой двигательной памятью, он владеет сноровкой в труде, физической ловкостью, усваивает виды деятельности, требующие координации движений.
- Словесно-логическая память – память на мысли, которые оформлены при помощи слов.
- Образная память – память на слуховые, образные, обонятельные, вкусовые и другие образы. Отлично развита у художников, архитекторов, писателей и ученых.
По критерию времени есть кратковременная, долговременная, рабочая и промежуточная память.
Следует сказать, что все виды памяти нельзя рассматривать отдельно, они в той или иной мере взаимосвязаны.
Воображение. Человек может представлять то, чего не существует, а также планировать, исходя цепочки взаимосвязанных мыслей. Это возможно благодаря воображению.
Воображение помогает человеку представить конечный результат своего труда и, что не менее важно, промежуточные его результаты. В этой связи стоит заметить, что, несмотря на то, что воображение считается инструментом представителей образных профессий, на самом деле этот навык жизненно необходим каждому человеку.
Функции воображения таковы:
- управление физиологическими состояниями;
- создание и реализация внутреннего плана действий;
- произвольная регуляция познавательных процессов;
- управление эмоционально-потребностными состояниями;
- активизация наглядно-образного мышления.
По видам воображение бывает активным и пассивным. Во время активного человек представляет преображение окружающего его мира, планирует достижение своей цели. Под пассивным стоит понимать грезы и мечты, которые не воплощаются в жизнь.
Внимание. Это некая направленность ума, позволяющая выделить нечто конкретное из огромного количества раздражителей. Сенсоры позволяют человеку впитывать стимулы из окружающей среды и благодаря этому сознательно решать, на что обращать внимание.
Внимание бывает произвольным (когда мы сознательно его направляем при помощи волевого усилия) и непроизвольным (возникает без волевого усилия и управляется случайными факторами).
Основные свойства внимания:
- Сосредоточенность (концентрация) – то, до какой степени вы можете фокусироваться на одних объектах и игнорировать другие.
- Устойчивость – то, как долго вы можете сосредоточиться на определенных объектах.
- Распределение – то, насколько вы способны держать в сознании несколько разнородных объектов.
- Объем – то число объектов, на которое вы можете обратить свое внимание с одинаковой ясностью и отчетливостью.
- Переключаемость – то, насколько быстро вы можете переключить свое внимание с одного объекта на другой.
Следует сказать, что в той или иной сфере познавательные способности развиты и у животных. Чем более развит организм, тем более развита их когнитивная сфера.
Например, дождевые черви являются примитивными организмами, потому что обладают лишь ощущениями. Тогда как лягушки, поедающие их, имеют развитое восприятие. А цапли, которые поедают лягушек, обладают не только восприятием, но и мышлением и памятью. Если говорить о самых умных, то среди птиц таковыми считаются вороны. А вот среди животных – приматы.
В мире людей ситуация несколько другая. Когнитивная сфера личности формируется у всех, но способности конкретные люди развивают по-разному. Отсюда и трудности с ответом на вопрос об интеллекте и роли развития познавательных процессов в достижении успеха в жизни.
Но есть очевидные выводы. Если у человека развита когнитивная сфера, он:
- Лучше воспринимает входящую информацию, поэтому лучше ориентируется в происходящем.
- Лучше и быстрее обрабатывает входящую информацию: выбрасывает несущественное и принимает важное. Это позволяет ему работать с правильным материалом.
- Лучше запоминает информацию: это значит, что он быстрее извлекает нужный аргументы и оперирует ими, способен удерживать в голове сложные схемы и концепции.
- Делает правильные выводы: если он умеет отсеивать зерна от плевел, запоминать сложные концепции и обладает хорошей памятью, значит есть вероятность того, что он сделает правильный вывод и примет грамотное решение.
Следует также сказать, что познание не является пассивным процессом. Для того чтобы воспринять и переработать информацию, нужно обратить на нее сознательное внимание и сделать интеллектуальное усилие.
Диагностика когнитивной сферы
Существует (в том числе в интернете) много тестов, которые в той или иной мере обещают показать уровень развития когнитивной сферы человека. Вот некоторые известные.
Диагностика внимания:
- Методика Мюнстенберга;
- Методика «корректурной пробы»;
- Кольца Ландольта.
Диагностика памяти:
- Проба на запоминание десяти слов (десять слов, подобранных таким образом, чтобы между ними нельзя было установить связь).
- Субтест Векслера.
- Проба на ассоциативную память (зачитывают десять пар однородных слов, между которыми легко устанавливаются смысловые связи. Затем зачитывают первое слово каждой пары, а испытуемый называет второе слово).
Диагностика воображения:
- Тест Тулуза-Пьерона.
- Тест Торренса.
- Тест «Художник – Мыслитель».
При помощи этих тестов вы сможете составить примерное впечатление о каждом из аспектов когнитивной сферы.
Когнитивная сфера личности у ребенка
Первым, кто задался вопросом о когнитивном развитии, был Жан Пиаже. Он много писал о том, что человек должен развивать воображение, логику, восприятие, память и прочие познавательные процессы.
По мнению Пиаже, предпосылкой возникновения речи у ребенка является развитие сенсомоторного интеллекта. Его теория была конструктивистской, то есть утверждала, что человек может развивать когнитивные способности с помощью сознательных действий в окружающей среде. При этом Пиаже настаивал на том, что дети мыслят не так, как взрослые.
Это особенно важно для дошкольников. В этом возрасте закладывается интеллектуальный фундамент. При этом усвоение образных форм познания поможет ребенку понять объективные законы логики и усваивать сложные концепции.
Исследованиями в области когнитивной сферы личности ребенка занимались в свое время С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выгоцкий, А. А. Леонтьев, А. М. Шахнарович, Ф. А. Сохин. Если обобщить их взгляды, то можно вывести следующие положения:
- Речь и язык – это своего рода «узел», в который сплетаются различные линии психического развития: воображение, память, мышление, эмоции и другое.
- Речь ребенка развивается в ходе обобщения языковых явлений, собственной речевой активности и восприятия речи взрослых.
- Главная задача при обучении языку – формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи.
- В ребенке необходимо развить три функции речи: коммуникативную, познавательную и регулирующую.
Дети, как и взрослые, также могут пройти диагностику своих способностей. При помощи тестов выясняются, к примеру, причины школьной неуспеваемости и успешность интеллектуального развития. Также может быть сделан вывод о необходимости коррекции умственного развития.
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook
Психологические сферы личности, помощь на пути к успеху
01.03.2012 Ярослав Борщов
Психологические сферы личности — помощь на пути к успеху
Что такое психологические сферы личности? Как они могут помочь понять, что мы хотим, что мы можем, и в каком направлении нам двигаться? Разберем сперва, что это вообще такое.
Психологические сферы личности – это совокупность особенностей человека, которые характеризуют его мотивации, его поступки, пути достижения целей, потребности, восприятие информации и т.д.
Существуют основные три психологические сферы личности человека. Они взаимодействуют между собой, и находятся в определённом подчинении друг у друга.
Сфера направленности наиболее полно характеризует человека. Именно она отвечает за наши потребности, интересы, убеждения. Эта сфера объединяет наши желания, наше мышление, характер использования возможностей, и отвечает за то, что нас влечет, и чего мы добиваемся. Данная сфера является основополагающей в особенностях того или иного человека.
Операциональная сфера направлена на определение способов и средств, которыми личность удовлетворяет свои потребности, и достигает намеченных целей. То есть, важно не только то, какая цель перед нами, но и то, какой способ мы выберем для её достижения.
Модуляционная сфера влияет на появление способов, мотивов, целей путём возникновения разной степени силы, скорости, подвижности, эмоциональности всех психических состояний и процессов.
Ещё эту сферу называют психофизиологической, то есть отвечающей за психические и физиологические процессы личности. Эта сфера обслуживающая, низшая.
Но, безусловно, все они одинаково важны для человека! Ведь только благодаря своим целям, потребностям, интересам, навыкам, скорости ориентации мы можем достичь определённых успехов в жизни.
Развивая свои сферы личности, мы тем самым расширяем своё поле возможностей, и эту важность нельзя переоценить. Ведь без развития всех сфер личности не может быть никакой речи о прогрессе.
Крайне важно, чтобы все три психологические составляющие сферы развивались и дополняли друг друга одновременно. От своевременности правильного выбора направления, и способа решения практически всегда зависит вероятность благоприятного результата!
Есть народная мудрость – «Под лежачий камень вода не течёт.» Поэтому не нужно превращать свои психологические сферы личности в этот лежачий камень. Без неустанного развития личности не представляется возможным достижение успеха в любом деле.
Эти статьи блога Вам должны быть интересны:
Личностные сферы человека
Введение
Смысл
педагогической профессии выявляется
в деятельности, которую осуществляют
ее представители и которая
педагогической. Она представляет собой
особый вид социальной деятельности,
направленной на передачу от старших
поколений младшим накопленных человечеством
культуры и опыта, создание условий для
их личностного развития и подготовку
к выполнению определенных социальных
ролей в обществе.
Очевидно,
что эту деятельность осуществляют
не только педагоги, но и родители, общественные
организации, руководители предприятий
и учреждений, производственные и другие
группы, а также в известной мере средства
массовой информации. Однако в первом
случае эта деятельность — профессиональная,
а во втором — общепедагогическая, которую
вольно или невольно осуществляет каждый
человек и по отношению к самому себе,
занимаясь самообразованием и самовоспитанием.
Педагогическая деятельность как профессиональная
имеет место в специально организованных
обществом образовательных учреждениях:
дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических
училищах, средних специальных и высших
учебных заведениях, учреждениях дополнительного
образования, повышения квалификации
и переподготовки.
Для
проникновения в сущность педагогической
деятельности необходимо обратиться к
анализу ее строения, которое можно представить
как единство цели, мотивов, действий (операций),
результата. Системообразующей характеристикой
деятельности, в том числе и педагогической,
является цель (А.Н.Леонтьев).
Цель
педагогической деятельности связана
с реализацией цели воспитания, которая
и сегодня многими рассматривается как
идущий из глубины веков общечеловеческий
идеал гармонично развитой личности. Эта
общая стратегическая цель достигается
решением конкретизированных задач обучения
и воспитания по различным направлениям.
Глава
I. Классификация сущностных
сфер человека.
- Мотивационная
сфера человека.
Мотивационная
сфера личности — это иерархическая
система мотивов личности. Структура мотивационной
сферы очень сложная. При этом мотивация
выстраивается в определенную иерархию
не только внутри каждого вида деятельности,
но и происходит ранжирование мотивации
различных видов деятельности.
Мотивационная
сфера, как и другие структурные
образования личности, проявляется
во множестве качеств. От особенностей
преобладающих мотивов зависит, какие
именно свойства и качества личности будут
формироваться легче, быстрее, а какие
— с большими трудностями, медленнее.
Поскольку
наиболее общая структура личности
состоит из совокупностей качеств
личности, проявляющихся в отношении к
себе, обществу и выполняемой деятельности,
в мотивационнопотребностной сфере соответственно
существуют три вида направленности личности:
личная, коллективная и деловая. Возможное
преобладание одной из них проявляется
в отвечающей этой направленности группе
качеств.
В
мотивационной сфере особое место
занимают социальные мотивы, существенно
влияющие на деятельность человека в организации
(стремление завоевать высокий авторитет,
чувство собственного достоинства), а
также мотив самовыражения, самоактуализации,
заключающийся в стремлении личности
проявить и развить свои способности,
умения, качества. В иерархии мотивов личности
эти и другие мотивы могут поразному соотноситься,
взаимодействовать, быть ведущими или
подчиненными. Поэтому руководитель, стремясь
понять того или иного человека, по сути,
должен разобраться в структуре его мотивов,
в особенностях построения его мотивационной
сферы. Помимо того, что мотивационная
сфера человека имеет сложное строение,
она имеет также очень сложную, тонкую
динамику.
К
важнейшим характеристикам мотивационной
сферы личности относятся множественность,
структурность, иерархичность, сила, устойчивость
мотивов, их определенность и динамичность.
Множественность
мотивов является следствием увеличения
не только количества потребностей современного
человека, но также средств и предметов
их удовлетворения. Это свойство мотивов
проявляется также в том, что реализация
одной и той же потребности связана обычно
с совокупностью не только однородных,
но и разнородных мотивов. Множественность
отражает прежде всего развитость содержания
мотивации, которая обеспечивает положительное
устойчивое отношение к деятельности.
Она предполагает наличие достаточного
количества мотивов, измеряемых с помощью
количественных и качественных показателей.
Структурность
мотивации оценивается по наличию определенных
ее видов исходя из желательности, а иногда
и необходимости определенных видов мотивов.
Иерархичность
мотивации определяется на основании
оценки «главенствования» различных
групп мотивов в соответствии с определенным
порядком соподчиненности, ранжирования.
Сила
мотивации как показатель непреодолимого
стремления личности оценивается по степени
и глубине осознания (понимания, «присвоения»,
«принятия») потребности и мотива,
по его интенсивности.
Устойчивость
мотивов проявляется в длительном сохранении
действенности мотивации (по крайней мере
большинства составляющих мотивов). Кроме
того, устойчивые мотивы не исчезают по
мере их реализации в деятельности. Например,
хороший заработок как мотив трудовой
деятельности не исчезает при ежемесячном
получении высокой заработной платы; стремление
заслужить поощрение не исчезает при получении
очередной благодарности; принятие руководством
мнений и предложений подчиненных не ослабляет
стремлений последних к новым творческим
поискам, чаще даже способствует новым
поискам. Обычно мотивы претерпевают лишь
некоторые изменения — усиливаются или
ослабевают, что в значительной степени
зависит от особенностей деятельности,
ее организации.
Определенность,
своеобразие мотивационной сферы каждого
человека означает, что мотивационные
сферы личностей различаются содержанием
и структурой мотивации, иерархией, силой
и устойчивостью мотивов.
Динамичность
мотивационной сферы проявляется в изменении
силы как отдельных мотивов, так и мотивации
в целом. Динамика мотивов может быть положительной
или отрицательной относительно деятельности;
стремление выполнить какую-либо задачу
может ослабевать, угасать или укрепляться,
усиливаться. Динамичность мотивационной
сферы личности проявляется и в изменении
структуры мотивации, иерархии основных
групп мотивов.
Оценка
особенностей мотивационной сферы
имеет важное значение для прогнозирования
успешной деятельности. Исследования
показывают, что для устойчивой,
высокоэффективной деятельности человека
необходимы такие факторы:
- развитость
мотивов определенной деятельности (их
множественность), обеспечивающая положительное
отношение к ней; - достаточная
сила мотивов; - устойчивость
мотивов; - определенная
структура мотивации; - определенная
иерархия мотивов.
Мотивационная
сфера характеризует личность лишь
с одной стороны. Наряду с ней
различают и другие сферы: эмоциональную,
волевую, интеллектуальную. Все они
важны и взаимозависимы. Например,
зависимость мотивационной
от интеллектуальной выражается в том,
что первая формируется и развивается
при участии второй. Эмоциональная сфера
влияет на мотивацию с энергетической
стороны. От ее особенностей зависит внешняя
выраженность мотивации, ее динамика в
процессе поведения и деятельности. От
особенностей волевой сферы в значительной
степени зависит устойчивость мотивационной.
В свою очередь, мотивационная сфера также
влияет на них. Ее воздействие на интеллектуальную
сферу проявляется в познавательных процессах,
определяя избирательность восприятия,
особенности памяти, воображения, мышления
и речи человека. Мотивация влияет и на
эмоции, задавая их характеристики. Например,
одни и те же явления вызывают у одних
людей радость, а у других — гнев и возмущение.
Воля
как способность управлять
поведением также пронизана мотивами,
которые входят в волевое действие как
одно из его важнейших составляющих. Таким
образом, сохраняя самостоятельность,
мотивация тесно связана с другими сферами
личности.
- Эмоциональная
сфера человека.
Эмоциональная
сфера человека очень хорошо проявляется
в его темпераменте.
В
психологии принято разделять эмоции
на низшие и высшие. К первым относят
эмоциональные реакции, возникающие
в связи с биоло-гическими
— чувством голода, жажды, половым влечени-ем,
оборонительным инстинктом. Переживание
этих эмоций формирует мотивы определенных
поступков: избегание болевых раздражителей,
поиск пищи, сексуального партнера и т.д.
Повторное удовлетворение таких потребностей
формирует и закрепляет поведенческие
стереотипы.
На
основе простых эмоций происходит формирование
присущих лишь человеку высших социальных
эмоций (или чувств), которые ино-гда
определяют еще как интеллектуальные:
они возникают в процессе познания
личностью окружающей действительности.
Таковы чувства долга, ответственности,
солидарности, дружбы, творческого вдохнове-ния.
Без
эмоций — как положительных, так и
отрицательных — человек лишается побуждений
к деятельности, теряет способность
развиваться. Эмоции поддерживают интерес
к жизни, к происходящему вокруг
нас. Отсутствие раздражителей, вызывающих
эмоции, приводит к эмоцио-нальному голоду.
Если он длится долго, то, как и пищевой
голод, приво-дит к болезни.
Формы
проявления человеческих переживаний
чрезвычайно слож-ны и многообразны,
однако в пестром мире эмоций принято
выделять такие состояния, как настроения,
страсти и аффекты. Эти состояния различаются
продолжительностью и интенсивностью.
Настроение
— это самое распространенное эмоциональное
состоя-ние, характеризующееся слабой
интенсивностью. Его продолжитель-ность
зависит от внешних и внутренних воздействий.
Настроение под-вержено колебаниям в тесной
связи с многообразными социальными воздействиями.
В
большой степени устойчивость нашего
настроения определяется жизненным
тонусом, который содействует поддержанию
высокой умст-венной и физической работоспособности,
умению преодолевать имею-щиеся неприятности.
Вместе с тем, настроение представляет
собой фон для других эмоциональных реакций,
определяет их тональность.
Страсть
— представляет собой сильное и длительно
протекающее эмоциональное состояние,
глубоко затрагивающее волевые процессы.
Оно может как формировать личность, так
и разрушать ее. Нужно отме-тить, что этим
эмоциональном состоянием питается творческий
процесс.
Особо
следует сказать об аффектах. Это
эмоциональное пережи-вание, протекающее
с большой и резко выраженной интенсивностью.
Его отличают: а) бурное внешнее проявление
(резкое возбуждение или торможение нервных
процессов), доводящее человека до чрезмерной
агрессивности, или наоборот, до оцепенения;
б) кратковременность (бы-стро изживает
себя, так как протекает очень интенсивно
— сгорает много энергии). Хотя аффект длится
недолго, человек успевает в эти мгнове-ния
«сказать все, что он думает». Аффективность
является признаком легко возбудимой
нервной системы человека, но может быть
и результа-том его низкой культуры, невоспитанности.
К аффективному реагирова-нию склонны
холерики и меланхолики. В этих случаях
полезен психот-ренинг. Зная закономерности
возникновения и выражения эмоций, чело-век
может сознательно не допускать или избегать
ситуаций, в которых может быть сильное
возбуждение. Аффект оставляет очень глубокие
следы в долговременной памяти.
Таковы
основные виды эмоциональных состояний.
Нужно сказать, что они практически
никогда не обнаруживаются в «чистых»
вариантах, а находятся в «сплаве».
Мы
часто слышим в ответ на какие-либо
эмоциональные проявле-ния: не волнуйся,
не грусти, не расстраивайся, не радуйся
раньше време-ни, не нервничай. Все это
сводится к одному — не чувствуй того,
что ты чувствуешь, хотя даются они из
добрых побуждений. Чаще всего подоб-ное
желание сменить характер эмоциональных
переживаний или вообще избавиться от
них приводит к искажению эмоциональной
экспрессии. В результате может случиться
так, что какие-либо чувства, вызванные
конкретной ситуацией, укореняться в человеке
надолго. Такие «укоре-нившиеся» чувства
переносятся в другие ситуации, воспринимаются
че-ловеком неадекватно. А все потому,
что человек не разрядился эмо-ционально.
Так, человек, вынесший с работы чувство
раздражения и не сумевший разрядиться,
будет набрасываться на своих близких,
вести се-бя дома озлобленно. Такой человек
может разрядиться (хотя бы частич-но),
например, пересказав кому-либо возникшую
на работе ситуацию, сопроводив рассказ
богатой эмоциональной экспрессией. Это
поможет снизить накал эмоциональной
энергии.
Некоторые
люди умеют скрывать свои эмоции, но
это удается не всем и не полезно
для здоровья. Часто причиной затруднений
в эмоцио-нальной экспрессии является
недостаточное осознание человеком собст-венных
чувств и эмоций. Неумение выразить эмоции
мешает человеку вести себя конструктивно
в отношениях с другими, мешает взаимопо-ниманию.
Эмоции следует выражать, но так, чтобы
они не ранили чув-ствительную гордость
другого человека.
что это такое в психологии, структура и значение
Главная основа психогенеза личности заключается в познании и преобразовании окружающей обстановки. Благодаря собственному опыту, ошибкам и успехам, горю и радостям в человеке происходит формирование модели мира, которая впоследствии становится ключевой частью его психики. За эти процессы отвечает когнитивная сфера личности. Что она из себя представляет, необходимо изучить более подробно.
Когнитивная сфера личности
Когнитивная сфера личности что такое
В 60-х годах, когда большинство ученых было увлечено кибернетикой, в научной среде вошло в привычку сравнивать человека с биокомпьютером. Высшие умы нередко пытались смоделировать психические процессы человека. Благодаря этим опытам, в обиход вошло слово «когнитивные», что значит с лат. cognitio – изучение, познание, знание. Если результаты можно было представить в виде логичной и осмысленной последовательности действий по переработке информации, то их называли когнитивными процессами, в случае неудачи – аффективными.
На сегодняшний день в психологии и педагогике познавательные или когнитивные процессы являются важнейшими компонентами сознания человека. Именно они помогают людям познать окружающий мир и подстроиться под него в зависимости от ситуации.
Важно! Если когнитивная сфера работает правильно, любой человек имеет возможность воспринять, обработать и запомнить информацию. Главное – все должно происходить логично и рационально.
Другими словами, когнитивная сфера личности – это своеобразный механизм, который позволяет человеку обучаться на протяжении всей жизни и параллельно применять полученные знания. Когнитивную сферу изучает когнитивная психология.
Что изучает когнитивная психология
Структура
Когнитивная сфера является познавательным инструментом. Поэтому включает в себя следующие процессы:
- Перцептивные, к которым относятся внимание, восприятие, ощущения. Их главная функция заключается в том, чтобы получить как можно больше информации из внутренней и внешней среды.
- Мнемические, к которым относятся память и все ее компоненты: забывание, воспроизведение, сохранение, запоминание. Их работа направлена на то, чтобы надолго сохранить полученную информацию в психике.
- Интеллектуальные, к которым относятся речь, воображение, мышление. Эти процессы отвечают за обмен информацией, восполнение недостающих данных, а также порождение новых образов и умозаключений.
От развития организма зависит активность познавательной сферы. К примеру, у дождевых червей зафиксированы только ощущения, у лягушек, которые любят лакомиться длинными червяками, хорошо развито восприятие, у цаплей, которые с удовольствием употребят лягушку, можно наблюдать не только восприятие, но и мышление с памятью.
Дополнительная информация. Самыми интеллектуальными среди птиц являются вороны, среди животного мира – приматы.
Аналогичным образом существует связь между когнитивной сферой и развитием у людей. Успешным человеком в социальной среде будет более развитый индивид.
Внимание
Человеком перерабатывается не вся информация, которая встречается у него на жизненном пути. Предпочтение отдается только тем стимулам, которые связаны с интересами и потребностями определенной личности.
Виды внимания
Важно! Поэтому можно говорить о том, что внимание представляет собой возможность психики сосредотачиваться на определенных объектах. При этом индивид может без труда отвлекаться от всего остального.
Существует две классификации внимания:
- внешнее, которое направлено на окружающих;
- внутреннее, которое сосредоточено на собственных чувствах и мыслях.
Это разделение считается условным, так как в большинстве случаев люди предпочитают погружаться в размышления о своем поведении и поступках.
Если брать за основу разделения внимания волевую регуляцию, то в этом случае его можно разделить на 3 группы:
- произвольное;
- непроизвольное;
- послепроизвольное.
Возникновение непроизвольного внимания происходит без каких-либо усилий со стороны индивида. У него отсутствуют цели и специальные намерения. Возникнуть этот вид внимания может по следующим причинам:
- Из-за внутренних побуждений. К ним можно отнести потребности человека, его интересы или настроение.
- Как следствие определенного раздражителя. Контрастность может сыграть решающую роль (например, афроамериканец привлечет больше внимания среди европейцев), а также необычность (прическа или наряд), новизна (новое изобретение), неожиданность (если кто-то громко начнет говорить в толпе).
Возникновение произвольного внимания происходит в тот момент, когда индивид ставит перед собой цель что-то узнать. Среди основных триггеров можно выделить:
- Осознание собственных обязанностей и задач;
- Привычные условия, в которых ежедневно выполняются одни и те же работы;
- Если задействованы косвенные интересы. Например, если человек хочет научиться играть на гитаре, ему придется вначале учить теоретическую часть.
Послепроизвольное внимание занимает промежуточную позицию между произвольным и непроизвольным. Для него характерны черты этих двух видов. Все типы внимания могут переходить из одного в другое на протяжении короткого времени.
Память
Вся информация, которую человек получает из внешнего мира, непрерывной волной поступает в мозг. Там она перерабатывается и записывается для последующего хранения и воспроизведения. Это и есть память.
Типы памяти
Существует 3 типа памяти у человека:
- Долговременная. Самый важный и сложный тип памяти. Ее объемы безграничны. За все, что человек удерживает в голове более, чем 2 минуты, отвечает долговременная память. Главная трудность этого типа заключается в поиске необходимой информации.
- Кратковременная. Память этого типа неспособна воссоздать полную картину происшедших событий. Она может воспроизвести только небольшую часть. Время хранения информации составляет не более 30 с.
- Мгновенная. Такая память представляет собой определенную систему, которая способна удержать информацию в течение 0,1-0,5 с.
Помимо основных типов памяти, существует большое количество ее видов. По характеру психической активности можно выделить:
- Моторную память. Благодаря ей, человек в состоянии запомнить и воспроизвести различные движения.
- Эмоциональную память. Она связана с чувствами индивида, которые сохраняются в виде определенных сигналов. Они могут, как побуждать к действию, так и, наоборот, удерживать.
- Образную память. Связана с запоминанием картин, событий жизни, звуков, вкусов, запахов.
- Словесно-логическую память. Она работает с мыслями человека. Запоминает и воспроизводит размышления, переживания, содержание прочитанных книг, разговоров со знакомыми.
Все эти виды памяти тесно связаны друг с другом и не активизируются поодиночке.
Воображение
Воображение представляет собой такой психический процесс, благодаря которому человек способен создать образ ситуации или предмета при помощи перестройки имеющихся данных о них.
Важно! Образы в воображении не всегда соответствуют действительности. В них присутствуют элементы вымысла и фантазии.
Процесс воображения неразрывно связан с мышлением и памятью. Проявляться он может по-разному. Чтобы это осознать, необходимо изучить основные виды воображения.
Виды воображения
Исходя из степени активности, существуют:
- Пассивное воображение. Созданные образы не находят отражения в реальной жизни. Они заменяют действительность грезами, фантазиями.
- Активное воображение. Оно связано с выполнением конкретной задачи. Сначала человек представляет образ результата, которого он хочет достигнуть, затем разрабатывает план по реализации задуманного.
Активное воображение также подразделяется на:
- Воссоздающее. Для этого вида воображения характерно представление нового материала, который подкрепляется словесным описанием или условным изображением. Например, это чертежи, карты, ноты. Данный тип воображения активизируются во время обучения.
- Творческое. Для него характерно самостоятельное создание ранее неизвестных образов. Этот вид воображения используется при написании романов, музыкальных произведений.
Взаимосвязь эмоциональной и когнитивной сфер
Если человек психически развит, у него в полной мере активизирована, как когнитивная, так и эмоциональная сфера. Благодаря ним, он является целостной личностью.
Дополнительная информация. Некоторые люди нередко поддаются эмоциональным порывам, но, несмотря на это, в сложных и ответственных ситуациях задействуют когнитивную сторону личности.
Взаимосвязь рациональной и эмоциональной сфер заключается в том, что, чем бы человек ни занимался, какую бы работу он ни выполнял, он не перестает чувствовать. Если у него начинают активизироваться эмоциональные порывы, он прикладывает все усилия к тому, чтобы логически осмыслить свои последующие поступки и последствия от них.
Диагностика когнитивной сферы
Существует, в том числе в интернете, большое количество тестов, которые позволяют определить, на каком уровне развития находится когнитивная сфера у человека. С основными методиками диагностики можно ознакомиться в таблице.
Методики для диагностики когнитивной сферы
Процесс когнитивной сферы | Процесс когнитивной сферы |
---|---|
Внимание | Методика Кольца Ландольта |
Методика «корректурной пробы» | |
Методика «Мюнстенберга» | |
Память | Проба для анализа ассоциативной памяти. Для этого требуется зачитать 10 пар однородных слов, которые взаимосвязаны по смыслу. После этого проверяющий должен зачитать первое слово, а испытуемый – произнести второе. |
Субтест Векслера | |
Проба по запоминанию 10 слов, между которыми отсутствуют смысл и общая связь. | |
Воображение | Тест «Мыслитель-Художник» |
Тестирование Торренса | |
Тест Тулуза-Пьерона |
Благодаря этим тестам, можно выявить проблемы, которые присутствуют в когнитивной сфере человека.
Когнитивная сфера личности у ребенка
Жан Пиаже был первым, кто обратил внимание на когнитивное развитие. В своих трудах он много излагал мыслей о том, что людям необходимо развивать память, воображение и другие познавательные процессы.
Дополнительная информация. Он считал, что мыслительные процессы дошкольников ничем не отличаются от взрослых. Поэтому все сознательные действия, которые они выполняют, ведут к развитию когнитивных способностей. Чем больше малыш тратит времени на познание окружающего мира, тем легче ему становится усваивать сложную информацию.
Помимо Пиаже, когнитивную сферу изучали такие известные психологи, как А.А. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубенштейн. Они считали:
- основой развития познавательной сферы являются язык и речь;
- благодаря восприятию разговоров взрослых и сверстников, малыши развивают собственные речевые навыки.
Когнитивную сферу детей младшего дошкольного, школьного и подросткового возрастов можно проверить так же, как и у взрослых – при помощи тестов. Своевременное выявление проблем помогает исправить неуспеваемость в школе.
Примеры когнитивных процессов
У каждого человека есть определенный набор когнитивных способностей, который позволяет выполнять ежедневные задачи. Благодаря восприятию и ощущениям, индивид может легко познавать мир без видимых усилий.
Например:
- Благодаря зрению, люди способны наблюдать за большим количеством визуальных объектов, к которым относятся люди, дома, дорожные знаки.
- Школьник может при взгляде на книгу вспоминать урок литературы.
- При помощи слуха человек способен слышать огромный спектр звуков и тональностей.
- При помощи памяти люди способны находить ответы на множество вопросов, а также воспроизвести любую важную информацию в необходимый момент времени.
Например:
- благодаря памяти, люди знают дату своего рождения, адрес и номер телефона;
- человек способен воспроизвести информацию из прошлого;
- различные запахи, картины и звуки могут напоминать людям о каком-то значимом событии;
- слушая песню, человек может вспоминать детство или возлюбленную.
Благодаря вниманию, люди улавливают необходимые для них сигналы, информацию, знания и навыки.
Например:
- когда человек хочет что-то сказать, его собеседник старается акцентировать внимание на нем, чтобы не пропустить важные слова;
- если в школе педагог просит ученика сделать доклад, то, благодаря вниманию, у школьника получится его выполнить.
Без когнитивной сферы человек не смог бы насладиться всеми прелестями окружающего мира. Общение с другими людьми было бы невозможно. Поэтому людям стоит беречь свои познавательные процессы, постоянно развивать их и поддерживать в хорошем состоянии. В случае определения возрастных проблем незамедлительно обращаться к врачу.
Видео
Cфера личности в разных теориях. Особенности сферы личности.
Шпрангер представлен своей типологией личностей. В ее основу он кладет типы человеческих «ценностей». В соответствии со своей идеалистической установкой Шпрангер абсолютизирует эти ценности, рассматривая, их как выражения человеческой природы. Антиисторизм Шпрангера проявляется в том, что он рассматривает свои типы как вечные, не зависящие от конкретно-социальных условий жизни и деятельности людей. Вместе с тем, при соответствующей методологической коррекции взглядов Шпрангера, его концепцию можно оценить как одну из ярких попыток описания личности со стороны «вершинного» (Л. С. Выготский) в человеке.
Второй раздел сборника посвящен вопросу динамики и организации личности. В работах этого раздела содержится анализ жизни личности со стороны движущих сил ее поведения, ее эмоционально-волевой сферы, ее конфликтов, целевых и смысловых образований, ее самосознания.
Подбирая статьи этого раздела, мы пытались отразить различные точки зрения на широкий круг указанных вопросов, которые разрабатывались в различных школах и в различные периоды развития психологии. Поэтому данный раздел невозможно было построить по единому жесткому плану, соблюдая какой-то один принцип отбора и классификации статей.
Здесь, как и в первом разделе, представлены позиции советских психологов, (см. статьи Леонтьева, Рубинштейна, Узнадзе) и зарубежных авторов, классические и современные подходы, оригинальные и обзорные статьи. Содержание данного раздела не может также претендовать на полноту; помещенные в нем тексты — это скорее образцы разработки проблем, относящихся к различным аспектам динамики, организации и «внутренней картины» личности.
Прокомментируем более подробно статьи второго раздела в порядке их следования.
Раздал открывается (по хронологическим соображениям) главой из учебника У. Джемса. Здесь мы находим одну из первых попыток дать систематическую картину личности. Анализ личности проводится У. Джемсом целиком в рамках психологии сознания; личность для него — это только то, что человек переживает как Я или как «свое». Вместе с тем У. Джемсом намечается ряд важных тем, получивших впоследствии разработку в других теоретических школах. Среди них можно назвать уровень притязаний, иерархию мотивов («забот» о физическом, социальном и духовном Я), образ самого себя, самооценка и т. д.
В работе А. Н. Леонтьева углубленно анализируются потребностно-мотивационная и эмоциональная сферы личности с позиций общепсихологической теории, деятельности. Рассматриваются виды и функции мотивов, их отношение к сознанию, их иерархии и значение для формирования и развития личности. Вступая в спор с гедонистическими концепциями человека, согласно которым истинным мотивом поведения является в конечном счете стремление к удовольствию, А. Н. Леонтьев противопоставляет им концепцию личности, достигающей действительного счастья лишь на пути постановки и реализации высоких жизненных целей, таких, которые «сливают ее жизнь с жизнью людей, их благом».
В работе другого советского психолога — Д. Н. Узнадзе — дается сопоставление понятий мотива, потребности и установки. С позиции психологии установки проводится анализ волевых актов личности.
Большой вклад в разработку динамических аспектов личности внесли исследования школы К. Левина. В этой школе были разработаны остроумные методики исследования мотивационных и смысловых образований личности, многие из которых стали классическими. Включенный в хрестоматию отрывок из статьи К. Левина и его сотрудников — пример такого исследования. Наряду с другой статьей К. Левина, посвященной типам конфликта, он дает представление о понятийном аппарате, использовавшемся в этой школе для описания структуры и динамики личности. Теоретические представления, созданные в школе К. Левина, оказались пригодными для анализа поведения личности во многих важных жизненных ситуациях. Вместе с тем левиновские модели имели явно выраженный физикалистский характер, в силу чего анализ аффективно-мотивационной сферы личности был ограничен формально-динамическими аспектами. В нем отсутствует сколько-нибудь серьезный учет социальных источников мотивации и конфликтов (см. содержательное рассмотрение последних со стороны их социальной детерминации в статье К. Хорни). Наконец, следует заметить, что К. Левин остается в рамках гомеостатической модели поведения, согласно которой ведущим мотивом является стремление к редукции напряжения.
формирование личности – предыдущая |следующая – психология сознания
Оглавление. Психология личности. Тексты.
Эффективная консультация психолога в Москве.
ППР. А.А. Гостев. Образная сфера личности
Психологические феномены
рекламной взаимодеятельности
А.А. Гостев
ОБРАЗНАЯ
СФЕРА ЛИЧНОСТИ
Углубление
анализа полифункциональности психического образа в его разновидностях
подчеркивает теоретическое и прикладное значение изучения «образной сферы» человека.
Актуальным становится развитие дифференциально-психологического подхода к раскрытию прежде всего когнитивной и регулирующей функций
психического образа в деятельности, заключающегося в демонстрации того вклада,
который вносят те или иные характеристики образов конкретного типа (взятые как
индивидуально изменчивые, переменные) в адекватность психического отражения и
соответственно в обеспечение успешности конкретного вида деятельности. Особую
значимость данный подход приобретает, в частности, в связи с необходимостью
углубления исследований по изучению процесса построения человеком субъективной
картины окружающего его мира, в частности социальной действительности в
различных аспектах, т.е. в формировании мировоззрения в целом. Какую роль
играют индивидуальные особенности образной сферы человека в формировании
картины мира?
На
наш взгляд, ключевым является положение об опосредованном характере
психического отражения некоторым интегральным образом реальность (ИОР) (образом
мира). Психический образ является, как известно, и обусловленным и
обуславливающим. В единстве трех своих составляющих (чувственная ткань,
значение и смысл) психический образ (мира) рассматривается А.Н. Леонтьевым как
своеобразная «призма», опосредующая внешние воздействия в процессе регуляции
деятельности. В свою очередь внешние воздействия, формируя соответствующие
образы (мир образов), а также индивидуальные системы значений, изменяют ИОР.
Важным
является также то, что «отражение человеком действительности всегда оказывается
опосредованным особенностями, которые характеризуют этого человека как
личность, как субъект труда, познания и общения». Например, как показал Ю.М.
Жуков, адекватность познания людьми друг друга опосредуется рядом особенностей
когнитивной сферы субъекта. На необходимость изучения влияния
эмоционально-мотивационной сферы личности, особенностей психических процессов
(внимания, памяти, мышления, воображения и др.) на характеристики общения и в
более широком аспекте в ситуациях социального познания (например, в связи с изучением
общественного мнения, формирования стереотипных представлений) указывал в своих
работах В.Н. Мясищев. В последние годы подходы, «увязывающие» процессы
социальной перцепции с индивидуальными особенностями человека, стали явно
заметнее. Сказанное подчеркивает значимость исследования процессов социального
отражения в зависимости от индивидуальных особенностей человека, в частности от
особенностей образного отражения мира. Изучение индивидуальных особенностей
образной сферы является, следовательно, важным аспектом проблемы
опосредованного характера психического отражения.
Существование
психического образа в определенных взаимосвязанных формах (в общественно
выработанных формах поведения, деятельности, знаковых системах, в
наглядно-чувственном образе объясняет как единство отражающей и регулирующей
его функций, так и факт отражения в образе значения объекта. Образ не
существует и вне отношения –
оценки субъекта отражения (как личности) к объекту (личностный смысл). Подобная
«личностная привязка» проявляет себя на любом уровне психического образа,
особенно на уровне мировоззрения. Чувственная ткань, значение, личностный смысл
как компоненты индивидуального сознания выполняют роль
связующего звена между психологией познавательных процессов и психологией
личности. Тесное взаимодействие в самой основе психического отражения
наглядно-образного и личностного указывает на необходимость специальной
разработки проблемы образного отражения мира конкретной личностью, в частности
изучение образных явлений в структуре личности. Только на этом пути возможно
объяснение того, как, почему, для чего в сознании конкретной взаимодействующей
с миром личности возникает образ определенного вида и содержания.
«Персонификация» образной сферы является следствием системного изучения психического
образа, его многомерности и многоуровневости. С другой стороны, более
пристальное внимание психологии личности к образной проблематике представляется
не менее ценным, и, хотя связь личностных особенностей с характеристиками
различных образных явлений очевидна и имплицитно присутствует во многих
областях психологического знания, мы имеем недостаток исследований,
рассматривающих ее прицельно. Остановимся на некоторых аспектах проблемы.
В
нашем исследовании (совместно с Б.М. Петуховым) было показано, что
индивидуальные особенности вторичных образов во многом определяют личностный
стиль общения, который проявляется в выборе «ролей» при групповом обсуждении
проблемы. Релевантными представляются факты о связи индивидуальных особенностей
образной сферы с характеристиками внушаемости и решением творческих задач.
«Личностным выходом» обладают характеристики яркости образов функциональных
состояний, переживаний, настроений и т.п., ибо речь идет о способности к
эмпатии.
Еще
в более явном виде искомая взаимосвязь образного и личностного присутствует в
«острой» психологической проблеме личностно-смыслового осознания человеком всей
полноты субъективного опыта. Практика психотерапии
показывает, что человек не осознает все факторы, приводящие к формированию его
образов, и не может полностью дать отчет о всех
образах, возникающих в данный момент времени в сознании. Наши исследования
(совместно с В.Г. Зазыкиным и Н.Б. Шкопоровым), например, показали, что у режиссеров
телевидения характер личностных проблем и внутриличностных конфликтов во многом
определяет как содержание мысленных образов в «потоке сознания», так и
содержание творческого замысла и его художественного решения в «экранном
образе».
Подобные
факты понятны, ибо процесс формирования образа не может быть понят вне
рассмотрения личностной мотивации. Личностные детерминанты образных явлений
особо четко «прорисовываются» при исследовании образов травмирующих событий в
связи с изучением потери контроля над ними. Почему подобный образ эпизодически
возвращается в сознание в течение продолжительного периода времени с большими интенсивностью и навязчивостью, несмотря на
неосознаваемые защитные механизмы или попытки сознательного контроля?
Немногочисленные ответы, к сожалению, психоаполитичны по своей сути, вместе с
тем рассмотрение поставленных вопросов актуально для психологической теории и
заслуживает самого пристального внимания в отечественной психологии. Здесь нам
хочется особо подчеркнуть роль специалистов в области психологии неврозов и
психотерапевтов. Без привлечения имеющихся в данной области наработок
конструктивное продвижение в анализе этого вопроса вряд ли возможно.
С
личностью человека, особенно с его мотивационной, эмоционально-волевой сферой,
интересами, способностями, тесно связано воображение. Остановимся на этом более
подробно. В определенном смысле можно утверждать: «Скажи мне, о чем ты
мечтаешь, и я скажу, кто ты». Не случайно ярко выраженное воображение человека
оценивается окружающими как одухотворенность личности прозаичность обычно
ассоциируется с недостатком воображения. Важным для психологии личности должно
стать изучение такой разновидности воображения, как мечтание – формирование образа желаемого
будущего, содержание которого определяется социальной направленностью личности
и системой потребностей.
Из
сказанного ясно, что в исследованиях воображения следует усилить акцент на
изучение его в контексте не только когнитивных, но и личностных образований
(примером могут служить исследования Р.Г. Натадзе,
сделать связь измерений различных аспектов воображения и личностных показателей
предметом специального анализа).
Но
что конкретно мы знаем о процессе человеческих мечтаний, фантазий, грез (в
норме, «пограничных состояниях» в связи с содержанием личностных конфликтов и
патологии)? Каковы основные измерения данных образов? В каком отношении они
находятся друг к другу, к особенностям образных явлений (представлений,
сновидений и др.), различным психическим процессам и функциям, характеристикам
личности? Много вопросов возникает в связи с изучением образов фантазии
(впрочем, равно как и других вторичных образов).
В зарубежной экспериментальной психологии существуют специальные
опросники по изучению образов фантазии (например, составленные Сингером и Антробусом (ЗЭЭО).
Анализ полученных в исследованиях данных не позволяет однозначно говорить о
человеке как о «фантазере-мечтателе» без тщательного изучения особенностей его
воображения в единстве со структурой личности. Эмпирические факты весьма
противоречивы. Единственным, на наш взгляд, «отстоявшимся материалом» является
«тревожная погруженность в фантазии» при достаточно негативном отношении
человека к образам и конструктивное использование образов в регуляции поведения
при положительном к ним отношении: «счастливый мечтатель», способный
наслаждаться своим внутренним миром, при различной степени «мыслительной
интроверсии». Иными словами, можно довольно определенно говорить, с одной
стороны, о невротизации всей образной сферы личности и, с другой, выделять
разновидности конструктивного использования образов.
Тем
самым особенности фантазии могут выступить инструментом диагностики личностной
патологии. Как компоненты самосознания их следует изучать в качестве средств для самоудовлетворения, планирования личностью своего
поведения или творческой деятельности.
Создание
структуры и типологии образной сферы личности предполагает
прежде всего выявление устойчивых: а) взаимосвязей максимально возможного числа
характеристик образных явлений (не только фантазий), б) их корреляций с
личностными и деятельностными показателями. Решение
этой задачи – дело будущих
исследований. В настоящей работе мы ограничимся выделением некоторого
предварительного и не претендующего на завершенность набора переменных образной
сферы личности. Будут приведены лишь
некоторые эмпирические иллюстрации связи образных и личностных измерений. Мы
также оставляем за собой право комментировать содержание переменных в той мере,
в которой считаем это необходимым.
Начнем
с переменных, связанных с особенностями воображения.
Степень
активности мечты. Переменная оценивает, в какой мере фантазия, мечты носят у
личности активный характер и направлены на достижение поставленных целей
(«мечта всей жизни»), т.е. участвуют в прогнозе и планировании деятельности. В
этой связи следует оценивать случаи, когда мечта, а) субъективно реальна и
личности известны пути претворения ее в жизнь; б) субъективно реальна, но
личность не знает путей ее претворения в жизнь; в) в принципе реальна, но при
данных обстоятельствах в жизнь непретворима.
В
отдельную переменную можно выделить «неоправданную
веру в реальность воображаемого», оценивающую степень, в которой человек
«строит воздушные замки», отдается своей мечте, несмотря на то, что жизнь не
«подкрепляет его оптимизм». Переменная связана с адекватностью формирования
образа будущего, адекватностью фантазии относительно социальных событий, прежде
всего в сфере твоего непосредственного окружения. В определенной мере
переменная может служить показателем оптимистичности личности.
Переменная
«компенсационный
уход в фантазию» призвана оценить степень, в которой фантазия
осуществляет свою компенсаторную функцию при неудовлетворенных потребностях и
желаниях, при жизненных неудачах («разбитые мечты»), когда воображаемое
заменяет реальность. Она также оценивает степень «отключенности» от активного
социального отражения и может быть конкретизирована следующими двумя
переменными.
Переменная «частота фантазирования»
положительно коррелирует как с позитивным отношением к воображаемому, так и с
тревожностью, нейротизмом (а также с отвлекаемостью, склонностью испытывать
скуку) и отрицательно связана с «чувством благополучия», «социализацией»,
самоконтролем, с эмоциональной стабильностью, конформизмом в достижении
поставленных целей и др.
Переменная
«поглощенность
в образы воображения» показывает степень «ухода» человека в содержание
собственной фантазии. Переменная, связанная с эмоциональной нестабильностью,
тревожностью, часто входит в состав фактора «невротичности» («тревожные»
мечтатели). Она положительно коррелировала с частотой фантазирования, «блужданием
мысли», положительным отношением к собственной фантазии и отрицательно – с «чувством благополучия».
Погруженность
в фантазию может иметь и позитивное значение; в этой связи важна переменная
«решение проблем в воображении», призванная оценить сознательную ориентацию
воображения на решение проблем. Отмечены положительные корреляции переменной с
навязчивой эмоциональностью, с ориентацией «на достижение» в воображении и
отрицательные – с
«объективностью» и самоконтролем.
Переменная
«спонтанно
творческая фантазия» призвана оценить то, насколько для человека
характерно спонтанное решение проблем в образах непроизвольного воображения
(готовое решение приходит в виде образа).
Переменная
«развитость
произвольного воображения» помимо своего прямого предназначения дает
также информацию о такой специфической характеристике воображения, как
агглютинация (а это одно из измерений творческих способностей).
Переменная
«развитость
непроизвольного воображения» отражает самопроизвольный «наплыв»
образов-воспоминаний и фантазий с точки зрения их частоты и «удельного веса» во
внутренней психической жизни. Крайним видом подобной пассивной фантазии в
практически полном отрыве образов от реальности являются «грезы». У некоторых
людей с определенными личностными особенностями подобные «сны наяву» играют
гипертрофированную роль, являясь отчасти уже произвольными образами, – роль заменителя реальности,
поскольку человек живет в созданном им мире и это доставляет ему удовольствие.
Переменная
«развитость
воссоздающего воображения» предназначена для оценки легкости, с которой
человек может вообразить что-то на основе опосредованной знаковой информации.
Переменная представляет значительный интерес в связи с проблемой формирования
образов социальной действительности, ибо они в значительной степени строятся на
основе информации, получаемой по каналам массовой коммуникации.
Важным
аспектом является отношение человека к своим образам, в частности с точки
зрения того «эмоционального заряда», который передается от типичного для
человека отношения к образам, к представлению о социальных явлениях.
В
этой связи следует выделить переменные «позитивного»
и «негативного» отношения к образам
воображения. Последняя призвана выявить наличие тревожности, создаваемой образами
фантазии. Переменная положительно коррелирует с нейротизмом и отрицательно – с «чувством благополучия»,
самоконтролем, эмоциональной стабильностью, «объективностью».
Переменная «реалистичность воображаемого»
призвана оценить такие аспекты отношения к образу, как некоторое «чувство
слитности с образом», вера в то, что воображаемое сбудется, понимаемые, однако,
не в смысле галлюцинаторности. Переменная должна быть отнесена также и к
образам-воспоминаниям, поскольку воссоздание прошлых впечатлений с большой
реалистичностью требует участия хорошо развитого воображения. Переменная,
несомненно, важна для исследования социального отражения, например, в связи со
способностью принимать «близко к сердцу» социальные проблемы.
Следующие
шесть переменных оценивают некоторые важные содержательные аспекты образов
фантазии, которые, в частности, представляют определенные «априорные» взгляды
личности на социальную реальность в контексте своего непосредственного
окружения (мотивы, потребности, отношения, установки).
Адекватность
фантазии оценивает степень соотнесенности содержания фантазии с реальной жизнью
(с «земными делами»). Переменная отделяет образы, не связанные с практической,
наиболее вероятной стороной жизни и проблемами человека. В этой связи
оценивается степень «эксцентричности» фантазии (насколько для личности типично
воображать невероятные ситуации). Высокая степень эксцентричности фантазии
рассматривается в качестве определенного показателя личностной патологии.
Переменная положительно коррелировала с нейротизмом и склонностью скучать;
отрицательно – с эмоциональной
стабильностью и «чувством благополучия».
Переменная
«воображаемые
неудачи» положительно связана с воображаемой агрессивностью,
воображаемой виновностью и мечтами о героическом.
Считается, что переменная может выступать как индикатор навязчивых
невротических состояний.
Переменная,
условно названная нами «воображаемый реванш», оценивает
различные аспекты формирования образов, касающихся темы субъективно
справедливой мести человека за нанесенную ему обиду (на межличностном уровне).
Близкая по смыслу шкала «воображаемая агрессивность» в опроснике
Сингера и Антробуса была
связана с некоторыми навязчиво-эмоциональными аспектами фантазии; шкала
положительно коррелировала с мечтами о «достижении», со «страхом воображаемой
неудачи», с воображаемой виновностью и отрицательно – с «чувством благополучия», самоконтролем, дружелюбием, а также
«интеллектуальной эффективностью».
Переменная
«эротические
фантазии» положительно коррелирует с нейротизмом, мечтами о достижении,
со склонностью скучать, с отвлекаемостью и отрицательно – с эмоциональной стабильностью, чувством благополучия,
самоконтролем, толерантностью. Показано, что для одних людей этот тип фантазии – здоровое и положительное явление,
для других – навязчивые
размышления, для третьих –
тревожно угнетающая, невротическая картина. В этой связи возникает вопрос об
определении «нормальной сексуальной фантазии».
Переменная
«героические
фантазии» связана с воображением личности себя героем. У женщин
подобные образы встречаются гораздо реже, поскольку здесь имеет место очевидная
идентификация с традиционными мужскими ролями.
Переменная «воображаемая виновность» высоко
положительно коррелирует со страхом воображаемой неудачи, с воображаемой
агрессивностью, мечтами о достижении, героическими фантазиями; отрицательно – с чувством благополучия,
самоконтроля, толерантностью, дружелюбием, а также интеллектуальной
эффективностью. Она также может диагностировать навязчиво-эмоциональные
состояния человека, поскольку явно связана с «муками самокопания», сомнением в
себе и т.п.
Личностное
содержание переменной «фантазерство» определяется
склонностью человека к созданию искаженного репродуктивного образа в сторону
выдачи желаемого за действительное.
Следующую
группу переменных мы связываем с особенностями некоторых видов репродуктивных
образов. В частности, интересны оценки особенностей образов-воспоминаний (что
дополняет картину временной направленности личности), способности к эйдетизму и
особенностей образов кратковременной памяти. Связь данных переменных с
личностными особенностями интересна прежде всего с
точки зрения нахождения того уровня организации образной сферы, на котором
происходит резкое возрастание личностной детерминированности образов.
Образная
сфера должна включать и сновидения с их особенностями. Актуальность их оценки
связана с ролью сновидений в сознательной жизни человека (известно, например,
что люди при интерпретации социальных фактов могут опираться на «толкование сновидений»).
Частота
и вербализованность сновидений. Переменная направлена на определение
субъективной частоты сновидений, что предполагает оценку способности к
вербализации сновидений. Переменная, следовательно, оценивает степень
включенности сновидений в сознательную жизнь человека (их «удельный вес» в
системе образных явлений). Память на сны, несомненно, вносит свой вклад в
показатель «общей образности»
внутреннего мира личности. Было предположено, что акцент на воспроизведение
сновидений связан с шизоидными тенденциями. Переменная отрицательно коррелировала
с «чувством благополучия» и самоконтролем; положительно – с предпочтением мыслительной деятельности. Есть мнения, что
воспроизведение сновидений имеет некоторую тонкую связь с самопознанием, но
больше характеризует вид «социального ухода».
Существенной
характеристикой сновидений является доминирующая в них временная ориентация,
т.е. преобладание одного из следующих основных видов сновидений с точки зрения
отражения, в образе той или иной формы времени: ретроспективные, оперативные,
проспективные сновидения.
Мы
также выделяем такой показатель сновидений, как преимущественное их протекание
в виде ночных кошмаров. Какую роль играют воспоминания этих образов с пугающим
содержанием? Какими особенностями отличаются люди, страдающие ночными
кошмарами?
Логически
можно предположить существование личностных коррелят и такой существенной
характеристики сновидений, как их яркость,
отчетливость, цветность.
Гипнагогические
и гипнопомпические образы как бы отделяют с обеих сторон процесс сна, поэтому
оценка наличия у человека подобного опыта существенно дополняет картину его
образной сферы. Поиск коррелятов данных показателей прояснит функциональную
значимость этих образных явлений. В частности, личностные корреляты выступят в
качестве психодиагностического показателя. Оценка наличия гипнагогических
образов важна, например, с точки зрения прогноза возможности
возникновения суеверий.
В
перечень характеристик образной сферы мы включаем также знакомство с «чувством
галлюцинации», склонность к перцептивным иллюзиям частоту deja-vu-образов,
наличие опыта отрицательных галлюцинаций. Данные переменные, конечно, менее
распространенные образные явления, но они существуют, поэтому необходим их учет
хотя бы в самом общем виде. Экспериментальных данных о связи переменных с личностными
измерениями нет, однако некоторые возможные тенденции в подобных взаимосвязях тем не менее имеются. Так, «знакомство с чувством
галлюцинации» может коррелировать с определенными формами личностной
патологии, склонность к перцептивным иллюзиям – с проявлениями тревожности, а также
может быть проанализирована с точки зрения общих инвариантов «иллюзорности»
психического отражения. Частота deja-vu-образов может
рассматриваться с точки зрения склонности к «сверхъестественному» объяснению
происходящего. Данные образы часто связаны с параллельным переживанием чувства
дереализации и деперсонализации. Отрицательные галлюцинации гипотетически
связаны с некоторой личностной деформацией в плане функционирования
неосознаваемых образов.
Для
оценки образной сферы личности важны такие общие характеристики вторичных
образов, как панорамность, взаимообособление
фигуры и фона, степень обобщенности (схематизации) образов, сдвиги в
воспроизведении цвета и др. Особое место занимает такая интегральная
характеристика, как яркость (четкость, ясность) вторичных образов различной
модальности. Связь данной переменной с личностными измерениями хорошо
иллюстрируется на примере образов воображения, особенно зрительного компонента
в фантазиях.
Доминирование
слуховых образов при фантазировании в комбинации с другими показателями
является, по мнению некоторых исследователей, характерным для определения
шизоидных тенденций. Яркость образов положительно связана с погруженностью в
фантазии, страхом воображаемой неудачи, воображаемой агрессивностью и
виновностью.
В
исследовании Б.М. Петухова показано, что яркость вторичных образов как
интегральная характеристика связана со многими личностными особенностями.
Двумя
другими интегральными характеристиками мысленных образов являются подвижность
(«живость») и контролируемость (соответственно скорость и легкость
формирования образов и оперирования образным материалом). Показано, что люди,
имеющие нейротизм выше среднего, испытывают затруднения с контролируемостью.
Характеристики живости и контролируемости
в упомянутом уже исследовании имели также тенденцию к связи с личностными
показателями, причем «заострению» той или иной интегральной характеристики
соответствовал определенный тип настроения, а также особенности формирования
установки. В рассматриваемом контексте интересны некоторые частные проявления контролируемости мысленного образа, такие как «вторгаемость навязчивого образа», а также легкость
изменения отношения к образу. К измерениям образной сферы в силу яркой
специфичности внутреннего мира человека следует отнести также способность к
синестезии.
Важнейшим
показателем в рассматриваемом контексте является «временная ориентация личности».
Созданный Б.М. Петуховым тест позволяет оценить
преимущественную направленность сознания в форме психологического времени: на
настоящее, будущее, прошлое, а также на неопределенное (ощущение тщеты, апатии
и т.п.), чему соответствует определенный тип личности – «наблюдающий»,
«мечтающий», «вспоминающий», «скучающий», характеризуемый специфическими
установками, отношениями, ценностными ориентациями, мотивами и другими
особенностями. Например, «мечтающая» личность с учетом высказанных выше
суждений с большей вероятностью будет оптимистичной, ибо неслучайно фантазии,
ориентированные на будущее, связаны с положительным отношением человека к своим
образам, направленностью личности на социальные достижения, предпочтением
мыслительной деятельности. ВОЛ соответствует также доминирование образов
определенного типа (например, образов-воспоминаний, образов воображения).
Мы
склонны оценивать такие психические особенности, как отвлекаемость и блуждание
мысли, а также тенденцию к саморефлексии. Первая
из них нацелена на трудности в концентрации внимания при воздействии помех.
Она, нагружая фактор «тревожно-невротической погруженности в фантазию»,
помогает прояснить связь нейротизма и тревожности с навязчивыми или
«нормально-конструктивными» аспектами фантазии. Связанное с данной переменной «блуждание
мысли» положительно коррелирует с погруженностью в фантазии (мечтания,
фантазии могут переживаться как блуждание мысли), со склонностью скучать, с
нейротизмом; отрицательно – с
эмоциональной стабильностью, «чувством благополучия», интеллектуальной
эффективностью. Переменная представляется также полезной в дополнении к шкалам
для измерения невротических компонентов личности.
Тенденция же к самоотчету важна для
оценки степени, в которой разговор о внутреннем мире личности рассматривается
людьми положительно или отрицательно. Переменная была связана с дружелюбием,
«социальностью», со способностью к эмпатии.
Мы
перечислили ряд переменных, которые могут с определенной степенью полноты
характеризовать образную сферу личности. Естественно, они не исчерпывают
содержания последней. Исходя из многомерной природы
психической реальности, можно брать другие измерения образной сферы,
дублировать некоторые переменные посредством применения различных методов
измерения (в частности, оценивать «метафоричность» как один из
показателей способности к синестезии), дифференцировать некоторые переменные
(например, «реалистичность» образа, более полно используя подход Р.Г. Натадзе и Б.М. Петухова). Необходимо также «развести»
уровни рассмотрения личностных особенностей в связи с многоуровневостью
психического образа.
Однако
пока ограничимся перечисленными переменными, ибо в настоящее время усилия
следует сконцентрировать на создании процедур хотя бы приближенного их
измерения. В этой связи нами проводится работа по созданию «Краткого
анамнестического опросника образной сферы личности», основанного на методе субъективного
оценивания характеристик образов и включающего шкалы, соответствующие
содержанию рассмотренных переменных.
Изучение
взаимосвязи измерений, получаемых на этой основе, с личностными показателями в
планируемых исследованиях, надеемся, позволит уточнить представления о
типологии образной сферы человека, соотнести ее с типологией личности и решить
многие теоретические и практические вопросы. Например, для педагогической
практики чрезвычайно актуально определить типы личности, воспринимающие
окружающую социальную реальность определенным способом (в связи с типологией
К.А. Абульхановой-Славской), и изучить субъективную
форму данных образов в плане выявления зависимости их содержания от
индивидуально-типичной формы «образности» внутреннего мира человека.
Итак,
рассмотрение особенностей образной сферы в более общем,
личностном контексте, анализ места и роли образных форм отражения в структуре
личности – еще один важный
аспект системного рассмотрения категории психического образа.
◄◄
к содержанию ►►