Смит адам труды: Адам Смит Википедия – Смит, Адам — это… Что такое Смит, Адам?

Адам Смит Википедия


Адам Смит Википедия

17.05.2017 Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ада́м Смит (англ. Adam Smith; крещён 5 (16) июня 1723, Керколди, Шотландия, Королевство Великобритания — 17 июля 1790, Эдинбург, Шотландия, Королевство Великобритания) — шотландский экономист, философ-этик; один из основоположников современной экономической теории.

На сайте есть другая статья Биография Адама Смита.

Смит, Адам

Дата рождения Адама Смита не выяснена - считается: 5 июня 1723[1]

Место рождения Адама Смита Керколди, Шотландия

Дата смерти Адама Смита 17 июля 1790[1] (67 лет)

Место смерти: Эдинбург, Шотландия

Страна: Королевство Великобритания

Научная сфера: экономика

Место работы: Университет Глазго

Альма-матер: Баллиол-колледж в Оксфорде

Научный руководитель: лорд Кэймс

Адам Смит известен как: один из основоположников современной экономической теории


Награды и премии: член Лондонского королевского общества

Адам Смит в Викицитатнике

Адам Смит на Викискладе

Биография АДАМА СМИТА

Как отмечал английский экономист и публицист конца XIX века Уолтер Бэджгот, «книги Адама Смита едва ли можно понять, если не иметь представления о нём как о человеке»[2]. В 1948 году Александр Грей писал: «Кажется странной наша плохая осведомлённость о подробностях его жизни… Его биограф почти поневоле вынужден восполнять недостаток материала тем, что он пишет не столько биографию Адама Смита, сколько историю его времени» [3].

Научной капитальной биографии Адама Смита до сих пор не существует [4][5].

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Идеи Адама Смита
  • 3 Основные работы
  • 4 Работы Смита
  • 5 Память
  • 6 Медаль имени Адама Смита
  • 7 Издания на русском языке
  • 8 См. также
  • 9 Примечания
  • 10 Литература
  • 11 Ссылки

Адам Смит родился в июне 1723 года (точная дата его рождения неизвестна) и крещён 5 июня в городке Керколди в шотландском округе Файф. Его отец, юрист, адвокат и таможенный чиновник, которого также звали

Адам Смит, умер через 2 месяца после рождения сына[6]. Мать, Маргарет Дуглас, была дочерью значительного землевладельца. Предполагается, что Адам был единственным ребёнком в семье, так как нигде не найдено записей о его братьях и сёстрах. В возрасте 4-х лет он был похищен цыганами, но быстро спасён своим дядей и возвращён матери[7][8]. Считается, что в Керколди была хорошая школа, и с детства Адама окружали книги [4][5].

В возрасте 14 лет он поступил в Университет Глазго, центр так называемого Шотландского просвещения, где два года изучал этические основы философии под руководством Фрэнсиса Хатчесона [9]. На первом курсе он изучал логику (это было обязательным требованием), далее перешёл в класс нравственной философии; изучал древние языки (особенно древнегреческий), математику и астрономию. Адам Смит имел репутацию странного, — например, среди шумной компании он мог вдруг глубоко задуматься[4][5]. В 1740 году он поступил в Баллиол-колледж в Оксфорде, получив на продолжение образования стипендию [4][5], и закончил обучение в нём в 1746 году.


Адам Смит критически отзывался о качестве обучения в Оксфорде, написав в «Богатстве народов», что «в Оксфордском университете большинство профессоров, в течение уже многих лет, совсем отказались даже от видимости преподавания» [4][7][10][11][12][5]. В университете он часто болел, много читал, но ещё не проявлял интереса к экономике [4][5].

Летом 1746 года после восстания сторонников Стюартов он возвратился в Керколди, где два года занимался самообразованием[4][5].

В 1748 году Смит приступил к чтению лекций в Эдинбургском университете — под покровительством лорда Кэймса (Генри Хьюма), с которым познакомился во время одной из поездок в Эдинбург. Изначально это были лекции по английской литературе, позднее — по естественному праву (включавшему юриспруденцию, политические учения, социологию и экономику)[4][5]. Именно подготовка лекций для студентов этого университета и стала толчком к формулировке Адамом Смитом его представлений о проблемах экономики. Идеи экономического либерализма он стал высказывать, предположительно, в 1750—1751 годах [4][5].

Около 1750 года Адам Смит познакомился с Дэвидом Юмом, который был старше его почти на десятилетие. Сходство их взглядов, отражённых в их трудах по истории, политике, философии, экономике и религии, показывает, что вместе они формировали интеллектуальный альянс, игравший важную роль в период Шотландского просвещения.

В 1751 году А. Смит был назначен профессором логики в Университете Глазго [13]. Смит читал лекции по этике, риторике, юриспруденции и политической экономии, в 1758 году был избран деканом факультета[8]. В 1759 году Адам Смит опубликовал книгу «Теория нравственных чувств», основанную на материалах его лекций. В данном произведении Смит проанализировал этические стандарты поведения, обеспечивающие социальную стабильность. При этом он фактически выступил против церковной морали, основанной на страхе перед загробной карой и обещаниями рая, предложил в качестве основы нравственных оценок «принцип симпатии», согласно которому нравственно то, что вызывает одобрение беспристрастных и проницательных наблюдателей, а также высказался в пользу этического равенства людей — одинаковой применимости моральных норм ко всем людям[4][5].

Круг его знакомств в Глазго, помимо Дэвида Юма, включал Джозефа Блэка (пионера в области химии), Джеймса Уатта (изобретателя парового двигателя), Роберта Фоулиса (художника и издателя, основателя первой британской академии дизайна), а также предпринимателей, после объединения Шотландии с Англией в 1707 году активно развивавших колониальную торговлю. Из общения с последними Смит почерпнул фактический материал для написания «Богатства народов»[8].


В Глазго Адам Смит жил 12 лет, регулярно уезжая на 2-3 месяца в Эдинбург; здесь он пользовался уважением, завёл себе круг друзей, вёл образ жизни клубного человека-холостяка[4][5].

Сохранились сведения, что Адам Смит дважды, в Эдинбурге и в Глазго, едва не женился, но по каким-то причинам этого не произошло. Ни в воспоминаниях современников, ни в его переписке не сохранилось доказательств того, что это всерьёз затронуло бы его. Смит жил с матерью (которую пережил на 6 лет) и незамужней кузиной (умершей за два года до него). Один из современников, посетивших дом Смита, сделал запись, согласно которой в доме подавалась национальная шотландская пища, соблюдались шотландские обычаи. А. Смит ценил народные песни, танцы и стихи, один из его последних книжных заказов — несколько экземпляров первого вышедшего тома стихов Роберта Бёрнса (который сам высоко ценил Смита, и неоднократно ссылался на его работы в своей переписке). Несмотря на то, что шотландская мораль не поощряла театр, сам

Адам Смит любил его, особенно французский театр[4][5].

Источником информации о развитии идей Смита являются записи лекций Смита, сделанные предположительно в 1762-63 годах одним из его студентов и найденные экономистом Эдваном Кэннаном. Согласно лекциям, курс нравственной философии в исполнении Смита к тому моменту являлся скорее курсом социологии и политической экономии; высказывались материалистические идеи, а также начала идей, получивших развитие в «Богатстве народов». К другим источникам относятся найденные в 1930-х годах наброски первых глав «Богатства»; они датируются 1763 годом. В этих набросках содержатся идеи о роли разделения труда, понятия производительного и непроизводительного труда, и так далее; критикуется меркантилизм и даётся обоснование Laissez-faire [4][5].

Книга «Теория нравственных чувств» принесла Адаму Смиту большую известность, в частности заинтересовала лорда Чарльза Тауншенда, впоследствии ставшего канцлером казначейства; он предложил Смиту стать наставником его пасынка, Генри Скотта, герцога Баклю. Ежегодное вознаграждение в £300 фунтов и возмещение дорожных расходов существенно превосходило его профессорское жалование, кроме того давало возможность совершить путешествие по Европе, поэтому Смит в 1763 году ушёл из университета и отправился с Генри в Тулузу. Во время 18-месячного пребывания в Тулузе



Адам Смит начал работу над «Богатством наций», после этого на 2 месяца он и Генри отправились в Женеву, где посетили Вольтера в его женевском поместье. После Женевы они отправились в Париж, где Дэвид Юм, работавший в то время секретарём британского посольства, познакомил Смита с деятелями французского просвещения [8]. В Париже он присутствовал в «антресольном клубе» Франсуа Кенэ, то есть лично познакомился с идеями физиократов; впрочем, по свидетельствам, на этих собраниях он больше слушал, нежели говорил. Однако, учёный и писатель Аббат Морелле в своих мемуарах говорил, что талант Смита ценился месье Тюрго; он неоднократно беседовал со Смитом о теории торговли, банках, государственном кредите и других вопросах «большого сочинения, которое он замышлял» [14]. Из переписки известно, что Смит общался также с д’Аламбером и Гольбахом, кроме того, он был введён в салон мадам Жоффрен, мадемуазель Леспинасс, бывал у Гельвеция [4][5].

Вопрос влияния физиократов на Смита является дискуссионным; Дюпон де Немур считал, что главные идеи «Богатства народов» были заимствованы, и поэтому находка профессором Кэннаном лекций глазговского студента была крайне важна как доказательство того, что основные идеи уже сложились у Смита ещё до французской поездки[4][5].

После возвращения из Франции Адам Смит полгода, до весны 1767 года, работал в Лондоне в качестве неофициального эксперта при канцлере казначейства лорде Тауншенде, за это время он был избран членом Лондонского королевского общества и расширил круг знакомств Эдмундом Бёрком (политический деятель), Сэмюэлом Джонсоном (литературный критик), Эдуардом Гиббоном (историк) и, возможно, Бенджамином Франклином [8]. С весны 1767 года он шесть лет затворнически прожил в Керколди, работая над книгой «Богатство народов». При этом книгу он не писал сам, а диктовал секретарю, после чего правил и обрабатывал рукопись и давал переписывать её набело. Он жаловался, что напряжённая однообразная работа подрывает его здоровье, и в 1773 году, уезжая в Лондон, даже счёл нужным формально передать Юму права на своё литературное наследство. Сам он считал, что едет в Лондон с готовой рукописью, однако, на самом деле, в Лондоне ему потребовалось более двух лет на доработку с учётом новых статистических сведений и иных публикаций. В процессе доработки для облегчения понимания он исключил большую часть ссылок на произведения других авторов [4][5].


Адам Смит всемирно прославился после публикации книги «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 году. Эта книга детально анализирует, как могла бы действовать экономика в условиях полной экономической свободы и разоблачает всё, что этому препятствует. В книге обоснована концепция laissez-faire (принцип невидимой руки рынка или принцип свободы экономического развития), показана социально полезная роль индивидуального эгоизма, подчеркнуто особое значение разделения труда и обширности рынка для роста производительности труда и национального благосостояния. «Богатство народов» открыло экономику как науку на основе доктрины свободного предпринимательства.

В 1778 году экономист Адам Смит был назначен одним из пяти таможенных комиссаров Шотландии в Эдинбурге. Имея очень высокий по тем временам оклад в 600 фунтов стерлингов, он продолжал вести скромный образ жизни, тратил деньги на благотворительность; единственной оставшейся после него ценностью была собранная за жизнь библиотека.

К службе он относился серьёзно, что мешало научной деятельности; первоначально, впрочем, он планировал написать третью книгу, всеобщую историю культуры и науки. После его смерти было опубликовано то, что автор сохранил накануне — заметки об истории астрономии и философии, а также об изящных искусствах. Остальной архив Смита был сожжён по его требованию. При жизни Смита «Теория нравственных чувств» была издана 6 раз, а «Богатство народов» — 5 раз; третье издание «Богатства» было значительно дополнено, в том числе главой «Заключение о меркантилистической системе». В Эдинбурге у Смита был свой клуб, по воскресеньям он устраивал ужины для друзей, бывал, среди прочих, у княгини Воронцовой-Дашковой [4][5]. Смит скончался в Эдинбурге после продолжительной болезни кишечника 17 июля 1790 года.

Адам Смит был чуть выше среднего роста; имел правильные черты лица, серо-голубые глаза, крупный прямой нос и прямую фигуру. Он одевался неброско, носил парик, любил ходить с бамбуковой тростью на плече, иногда говорил сам с собой[4][5].


Идеи Адама Смита


Развитие промышленного производства в XVIII веке привело к росту общественного разделения труда, что потребовало увеличения роли торговли и денежного обращения. Складывавшаяся практика вступала в противоречие с господствовавшими представлениями и традициями в экономической сфере. Возникла необходимость пересмотра существовавших экономических теорий. Материализм Смита позволил ему сформулировать идею объективности экономических законов.[15]

Адам Смит изложил логичную систему, которая объяснила работу свободного рынка на базе внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления. Этот подход до сих пор является основой экономического образования.

А.Смит сформулировал концепции «экономического человека» и «естественного порядка». А.Смит считал, что человек является основой всего общества, и исследовал поведение человека с его мотивами и стремлением к личной выгоде. Естественный порядок в представлении Смита — это рыночные отношения, в которых каждый человек основывает своё поведение на личных и корыстных интересах, сумма которых и образует интересы общества. В представлении Смита, такой порядок обеспечивает богатство, благополучие и развитие как отдельного человека, так и общества в целом[15].

Для существования естественного порядка требуется «система естественной свободы», основу которой Адам Смит видел в частной собственности.

Самый известный афоризм Смита — «невидимая рука рынка» — фраза, которую он использовал для демонстрации автономности и самодостаточности системы, основанной на эгоизме, который выступает эффективным рычагом при распределении ресурсов. Суть её в том, что собственная выгода достижима лишь через удовлетворение чьей-то потребности. Таким образом, рынок «подталкивает» производителей к реализации интересов других людей, а всех вместе к росту богатства всего общества.

Ресурсы же при этом, под воздействием «сигнальной системы» прибыли, перемещаются через систему спроса и предложения в те сферы, где их использование наиболее эффективно. Смит рассматривает проблему установления некоторого «естественного» уровня цены каждого фактора производства — заработной платы, процента и ренты. Эти уровни имели принципиальное значение для теории «естественной» цены, так как цена любого товара является «естественной» тогда, когда она складывается из «естественных» уровней доходов каждого из факторов.

Исследования Смита позже положили начало развитию теории распределения доходов по каждому фактору, применению принципа предельной производительности для определения доходов каждого из факторов производства.

Основные работы Адама Смита

  • Лекции по риторике и написанию писем (1748 год)
  • Теория нравственных чувств (1759 год)
  • Лекции по риторике и написанию писем (1762—1763, опубликованы в 1958 году)
  • Лекции по юриспруденции (1766 год)
  • Исследование о природе и причинах богатства народов (1776 год)
  • Сообщение о жизни и работах Дэвида Юма (1777 год)
  • Мысли о состоянии соревнования с Америкой (1778 год)
  • Эссе на философские темы (1785 год)
  • Система двойного вложения (1784 год)

Работы Адама Смита

Работы Смита были наиболее влиятельны в Англии и Франции. Однако в Англии крупные и самостоятельные мыслители, до Рикардо, Смита не поддерживали; первыми критиками Смита стали люди, выражающие интересы землевладельцев, среди которых самыми важными являются Мальтус и граф Лодердейл. Во Франции поздние физиократы встретили было учение Смита холодно, но в первые годы XIX века Жермен Гарнье сделал первый полноценный перевод «Богатства народов» и опубликовал его со своими комментариями. В 1803 году Сэй и Сисмонди опубликовали книги, в которых выступили преимущественно последователями Смита [4][5].

Согласно некоторым сведениям, в Испании книга Адама Смита изначально была запрещена инквизицией[16]. Причина запрета была в том, что в Испании очень настороженно следили за событиями французской революции, в том числе старались не допустить распространение идей разрушения феодальной системы правления. Поступающие из Франции книги очень тщательно изучались для выявления революционных идей. Указание во французском издании на первоначальную публикацию «Богатства народов» в Лондоне инквизиторские цензоры в 1791 году сочли выдумкой. Работу рекомендовали к запрещению. Идеи Смита о защите ростовщичества и эгоизма признавались как скандальные и анти-евангельские.

В Германии профессоры-камералисты изначально не хотели признавать идеи Смита, но позднее в Пруссии либерально-буржуазные реформы проводились последователями Смита[4][5].

Учитывая то, что в книге Смита излагались порой противоположные концепции, довольно многие люди могли объявлять себя его последователями. [4][5]

В ходе следствия по делу декабристов мятежникам задавался вопрос об источниках их мыслей; имя Смита фигурировало в ответах несколько раз[4][5].

Память о Адаме Смите



Волчок Адама Смита

В 2009 году в голосовании шотландского телеканала STV был назван среди величайших шотландцев всех времён[17]. В 2005 году «Богатство народов» было включено в список 100 лучших шотландских книг[18]. Маргарет Тэтчер утверждала, что носила экземпляр этой книги с собой[19].

Экономист Адам Смит в Великобритании был увековечен на банкнотах двух разных банков: его портрет появился в 1981 году на облигации в 50 фунтов стерлингов, выпущенной Банком Клайдсдейл в Шотландии[20][21], а в марте 2007 года Смит попал на новую серию в 20 фунтов, выпущенных банком Англии, что сделало его первым шотландцем, изображённым на английской банкноте [22].

Крупный памятник Смиту авторства Александра Стоддарта был открыт 4 июля 2008 года в Эдинбурге. Он 3 метра в высоту, сделан из бронзы и расположен на площади Парламента[23]. Скульптор XX века Джим Сэнборн создал несколько памятников работам Смита: в Центральном университете штата Коннектикут расположен «оборотный капитал», высокий перевернутый конус, в нижней половине которого расположена выписка из «Богатства народов», а в верхней части — тот же текст в двоичном коде [24]. В Университете Северной Каролины в Шарлотте расположен «волчок Адама Смита» [25][26], и ещё один памятник Адаму Смиту стоит в Кливлендском университете[27].

Медаль имени Адама Смита

Европейский научно-промышленный консорциум (EUROPEAN SCIENTIFIC AND INDUSTRIAL CONSORTIUM «ESIC»), как одно из направлений своей деятельности осуществляет разработку и внедрение общественных наград (медалями и дипломами), которыми награждает лучших специалистов и экспертов в различных областях науки и производства.

«ESIC» учредил МЕДАЛЬ АДАМА СМИТА (MEDAL EUROPEAN SCIENTIFIC AND INDUSTRIAL CONSORTIUM «ESIC» — ADAM SMITH), которая служит подтверждением общественного признания заслуг специалистов и ученых в области экономики и финансов.

Медалью награждаются высокопрофессиональные специалисты в области экономики и финансов за: личные заслуги в совершенствовании мировой финансовой системы, формировании и развитии её отдельных институтов; разработку новых научных направлений в экономике и решение актуальных социально-экономических задач; подготовку квалифицированных кадров в области экономики и финансов[28][нет в источнике].

Издания Адама Смита на русском языке
  • Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. / Вступит. статья и комментарий В. С. Афанасьева. — М.: Издательство социально-экономической литературы, 1962. — 684 с.
  • Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов (книги I—III). / Пер. с англ, вводная статья и комментарии Е. М. Майбурда. — М.: Наука, 1993. — 572 с.
  • Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Эксмо, 2007. — (Серия: Антология экономической мысли) — 960 с. — ISBN 978-5-699-18389-0.
  • Смит А. Теория нравственных чувств. — М.: Республика, 1997. — 352 с. — (Серия: Библиотека этической мысли). — ISBN 5-250-02564-1.

См. также

Примечания

↑ Перейти к: 1 2 data.bnf.fr: платформа открытых данных — 2011.

↑ W. Bagehot. Historical Essays. — NY, 1966. — P. 79.

↑ Alexander Gray. Adam Smith. — London, 1948. — P. 3.

↑ Перейти к: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Аникин А. В. Шотландский мудрец: Адам Смит // Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Эксмо, 2009. — С. 879-901. — 960 с. — (Антология экономической мысли). — ISBN 9785699183890.

↑ Перейти к: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Аникин А. В. глава 9 // Юность науки. — М., 1971.

↑ Bussing-Burks 2003, pp. 38–39

↑ Перейти к: 1 2 Rae 1895, С. 5

↑ Перейти к: 1 2 3 4 5 Robert L. Heilbroner. Adam Smith (Scottish philosopher) (англ.). Encyclopædia Britannica, Inc.. Проверено 18 декабря 2016.

↑ Bussing-Burks 2003, С. 39

↑ Bussing-Burks 2003, С. 41

↑ Buchholz 1999, С. 12

↑ Rae 1895, С. 24

↑ Смит // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.

↑ A. Morellet. Memoires sur le XVIII-e siecle et sur la revolution francaise. — Paris, 1822. — Т. I. — С. 244.

↑ Перейти к: 1 2 Г. А. Шмарловская и др. История экономический учений. Учебное пособие для вузов. — 5. — Минск: Новое знание, 2006. — С. 59-61. — 340 с. — (Экономическое образование). — 2010 экз. — ISBN 985-475-207-0.

↑ The Wealth of Nations censored Early translations in Spain 1 // Pedro Schwartz, Contributions to the History of Economic Thought: Essays in Honour of R.D.C. Black. Front Cover. Antoin Murphy, Renee Prendergast. Taylor & Francis, Jan 4, 2002, стр. 121—122

↑ The Greatest Scot STV. Retrieved 31 January 2012

↑ 100 Best Scottish Books, Adam Smith Retrieved 31 January 2012

↑ David Smith (2010) Free Lunch: Easily Digestible Economics p.43. Profile Books 2010

↑ Clydesdale 50 Pounds, 1981. Ron Wise's Banknoteworld. Проверено 15 октября 2008. Архивировано из первоисточника на Wayback Machine 30 октября 2008 года.

↑ Current Banknotes : Clydesdale Bank. The Committee of Scottish Clearing Bankers. Проверено 15 октября 2008. Архивировано из первоисточника на Wayback Machine 3 октября 2008 года.

↑ Smith replaces Elgar on £20 note, BBC (29 октября 2006). Архивировано из первоисточника на Wayback Machine 6 апреля 2008 года. Проверено 14 мая 2008.

↑ Blackley, Michael. Adam Smith sculpture to tower over Royal Mile, Edinburgh Evening News (26 сентября 2007).

↑ Fillo, Maryellen. CCSU welcomes a new kid on the block, The Hartford Courant (13 марта 2001).

↑ Kelley, Pam. Piece at UNCC is a puzzle for Charlotte, artist says, Charlotte Observer (20 мая 1997).

↑ Shaw-Eagle, Joanna. Artist sheds new light on sculpture, The Washington Times (1 июня 1997).

↑ Adam Smith's Spinning Top. Ohio Outdoor Sculpture Inventory. Проверено 24 мая 2008. Архивировано из первоисточника на Wayback Machine 5 февраля 2005 года.

↑ Main — Euscience

Литература

Аникин А. В. Глава 1. Адам Смит // Всемирная история экономической мысли: В 6 томах / Гл. ред. В. Н. Черковец. — М.: Мысль, 1988. — Т. II. От Смита и Рикардо до Маркса и Энгельса. — 574 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-244-00038-1.

Аникин А. В. Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1975. — С. 183-224. — 384 с. — 50 000 экз.

Блауг М. Адам Смит // Экономическая мысль в ретроспективе = Economic Theory in Retrospect. — М.: Дело, 1994. — С. 32-61. — XVII, 627 с. — ISBN 5-86461-151-4.

Блауг М. Смит, Адам // 100 великих экономистов до Кейнса = Great Economists before Keynes: An introduction to the lives & works of one hundred great economists of the past. — СПб.: Экономикус, 2008. — С. 279-283. — 352 с. — (Библиотека «Экономической школы», вып. 42). — 1 500 экз. — ISBN 978-5-903816-01-9.

Люксембург Р. Глава вторая. Анализ процесса воспроизводства у Кенэ и у Адама Смита // Накопление капитала: Том I и II. — 5-е изд. — М.-Л.: Соцэкгиз, 1934. — С. 18-30. — XLIV, 463 с.

Смит Адам / Хандруев А. А. // Сафлор — Соан. — М. : Советская энциклопедия, 1976. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 23).

Туган-Барановский М. И. Очерк II. Адам Смит // Очерки из новейшей истории политической экономии: (Смит, Мальтус, Рикардо, Сисмонди, историческая школа, катедер-социалисты, австрийская школа, Оуэн, Сен-Симон, Фурье, Прудон, Родбертус, Маркс). — СПб.: Изд. журнала «Мир божий», 1903. — С. 28-45. — X, 434 с.

Туган-Барановский М. И. Смит, Адам // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Bussing-Burks Marie. Influential Economists. — Minneapolis: The Oliver Press, 2003. — ISBN 1-881508-72-2.

Rae John. Life of Adam Smith. — New York City: Macmillan Publishers, 1895. — ISBN 0722226586.

Buchholz Todd. New ideas from Dead Economists: An introduction to modern economic thought. — Penguin Books, 1999. — ISBN 0140283137.


Ссылки

Артемьева Т. В. Адам Смит в России.// Философский век. — вып. 19. — с. 39-66 (2002)

Читатель, дочитавший статью до СЮДА может посмотреть обсуждение этой статьи, которая с моими комментариями перепечатывалась на сайт worldcrisis.ru под заголовком Биография Адама Смита:

Адам Смит — Циклопедия


Адам Смит

Adam Smith

 

Место смертиЭдинбург, Шотландия, Королевство Великобритания
Подпись

Выдающиеся экономисты мира. Адам Смит // Плеханов ТВ Официальный телеканал РЭУ [3:16]

Адам Смит (англ. Adam Smith; крещён и возможно родился 5 (16) июня 1723, Керколди, Шотландия, Королевство Великобритания — 17 июля 1790, Эдинбург, Шотландия, Королевство Великобритания) — шотландский экономист, философ-этик; знаменитый представитель Шотландского Просвещения; один из основателей современной экономической теории.

Родился в небольшом шотландском городе Керколди в семье таможенника. Отец Адама Смита умер за 2 месяца до его рождения. В 4 года Адама Смита похитили цыгане, был спасен дядей и возвращен матери.

С 1737 по 1746 гг. учился в университетах Глазго и Оксфорда. С 1748 года читал лекции в Эдинбурге. Подготовка лекций для студентов университета этого города стало толчком к формулированию Адамом Смитом его представлений о проблемах экономики.

В 1750 году знакомится с Дэвидом Юмом, вместе с которым они интеллектуально оформят социальное движение, известное как Шотландское Просвещение.

В 1776 году переезжает в Лондон и публикует свою самую известную работу «Исследование о природе и причинах богатства народов». В этой работе он изложил логичную систему объяснения свободного рынка на основании внутренних экономических механизмов, а не внешнего (политического, административного) управления. Этот подход по сегодняшний день является основой экономического образования.

С 1778 года до самой смерти в 1790 году работает руководителем таможенного управления Эдинбурга.

Экономические взгляды изложил в своей главной работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.), которая состоит из 5 книг. В ней рассмотрены теория стоимости и распределения доходов, капитал и его накопление, экономическая история Западной Европы, критика меркантилизма и взгляды на экономическую политику, финансы государства. При жизни автора книга выдержала 5 английских и несколько зарубежных изданий и переводов. Основой его экономических взглядов было представление, что законы экономики действуют подобно законам природы и определяют жизнь общества. В этом контексте он наиболее всесторонне выразил идеи экономического либерализма — предоставление экономике как можно большей свободы. В своей работе Адам Смит высказывает идею о том, что рынок регулируется самостоятельно в процессе конкуренции частных товаропроизводителей, и через него лежит путь к экономическому росту и достатку[1].

Адам Смит всесторонне раскрыл внутреннюю связь многих явлений экономической жизни. Он отклонил взгляд физиократов об исключительном характере земледельческой работы как работы продуктивной и развил положение, что стоимость создается трудом независимо от отрасли производства. Вместе с тем он считал, что находящийся в товарах труд является основой их меновой стоимости только «в раннем и примитивном состоянии общества». Но его теория в том виде, как он ее излагал, не могла объяснить двух важнейших фактов реальности: сохранение эквивалентности обмена при купле-продаже труда (рабочей силы) и тенденцию к усреднению прибыли, то есть к пропорциональности прибыли капитала, который используется для производства данного товара.

Смиту принадлежит концепция стоимости, которая определяется покупательной работой, то есть заработной платой, а также представление, что стоимость товара, который создается, состоит из суммы полученной от его реализации трех основных доходов — заработной платы, прибыли и земельной ренты. Эта концепция стала исходной для теории факторов производства. Учение Смита имело большое влияние на развитие экономической мысли. В конце XVIII — начале XIX вв. оно было очень распространено в Великобритании, Франции и других странах. Ближайшим преемником Адама Смита в экономической теории был Давид Рикардо, который завершил создание классической политической экономики.

Адам Смит был первым, кто в контексте современного ему общества осмыслил моральную дилемму отношения индивидов к социальным благам, которую пытались решить философы и просветители. Он считал, что система, которая базируется на естественной свободе индивида, свободе рынка и конкуренции, ведет к благополучию народа. В свободной конкуренции корыстолюбивых индивидов он видел источник экономического роста, социального порядка и общественного счастья. Индивидуализм ведет не к хаосу, но к порядку и процветанию.

[править] Основные работы

  1. ↑ Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. — Мн: Изд. В. М. Скакун, 1998. С.365.

Адам Смит — человек, разрушивший стереотипы | История | ИноСМИ


Гораздо более, чем своей мудростью, он славился своей рассеянностью. Однажды кучер дилижанса, следующего по маршруту Эдинбург — Киркалди посреди чистого поля в нескольких милях от города назначения увидел одинокую фигуру. Остановив лошадей, он спросил человека, не нужна ли ему помощь. Только тогда тот, удивленно оглянувшись кругом, понял, где находится. Погруженный в раздумья, Адам Смит (Adam Smith) уже несколько часов шел, куда глаза глядят (а вернее, думал). А как-то в воскресенье его увидели в домашнем халате в Данфермлине, в пятнадцати милях от Киркалди: он смотрел в пустоту и разговоривал сам с собой. Спустя годы жители Эдинбурга привыкли к тому, что по старому городу в самое неподходящее время бродит без определенной цели одинокий старик с потерянным взглядом и шевелящимся губами, которого все называли мудрецом.

О его детстве и отрочестве мало что известно. Адам Смит родился в Киркалди в один из дней 1723 года. Неправда, что его украли цыгане и забрали в табор. Адам ходил в местную школу и был, очевидно, таким прилежным учеником в греческом и латыни, что, когда поступил в университет в Глазго четырнадцати лет от роду, его взяли сразу на второй курс, освободив от изучения классических языков, которому был посвящен первый. Три года спустя он получил стипендию в Оксфорский университет, но о его шестилетнем пребывалии в Баллиол-колледже мы знаем только, что он был наказан на чтение втихаря «Трактата о человеческой природе» Дэвида Юма (David Hume) (позже его ближайшего друга), ненавидимого тогдашнеми реакционными университетскими властями за атеизм. После выпуска Смит читал свои знаменитые лекции в Эдинбурге, дошедшие до нас только по записям двух присутствоваших на них студентов. С тех пор он превратился в одного из выдающихся деятелей так называемого «шотландского Просвещения».

Адам Смит преподавал в университете Глазго сначала логику, а затем — моральную философию, и его лекции имели такой успех, что их приезжали слушать со всей Англии и Европы, в том числе Джеймс Босуэлл (James Boswell), оставивший яркое свидетельство о его элегантном стиле изложения. Господин Смит чрезвычайно удивился бы, узнав, что потомки будут называть его «отцом экономики». Сам себя он всегда считал моральным философом, был влюблен во все науки — точные и гуманитарные, и, как все шотландские интеллектуалы того поколения, преклонялся перед законами, поддерживавшими естественный и общественный порядок, будучи убежденным в том, что только разум — но не религия — может постичь и объяснить их.

Смит адам труды: Адам Смит Википедия – Смит, Адам - это... Что такое Смит, Адам?

La Nación Argentina

Financial Times

El País

La Nación Argentina

La Nación Argentina


Первой книгой Адама Смита, опубликованной посмертно, была «История астрономии». Следующей — исследование о происхождении языков. Всю жизнь он мечтал понять, что же обеспечивает обществу единство и стабильность, когда его члены — отдельные люди — такие эгоистичные, строптивые и разобщенные. Он стремился узнать, если ли в истории закономерности эволюции, и в чем причина прогресса и процветания одних народов и застой и дикость других.

Первая книга Смита, увидевшая свет при жизни автора, была «Теория нравственных чувств» (1759), которая пытается объяснить, из чего состоит тот самый цементирующий раствор, который поддерживает общество единым вопреки разъединяющим силам, действующим внутри него. Автор называет симпатией это естественное движение к ближнему, которое, поддерживаемое воображением, приближает нас к нему и побеждает отрицательные инстинкты и страсти, отдаляющие нас от других. Такое позитивное видение человеческих отношений предполагает, что «моральные чувства» в конечном итоге возобладают над жестокостью и ужасами, совершаемыми в любом обществе. Эта любопытная книга, временами напоминающая учебник хороших манер, объясняет, однако, с большой тонкостью, как складываются человеческие отношения, и каким образом они позволяют обществу функционировать, не распадаясь.

Только однажды Адам Смит покинул Англию, но его поездка длилась целых три года, с 1764-ого по 1767 год. В качестве наставника молодого герцога Баклю (Buccleuch) он отправился во Францию и Швейцарию, где познакомился с Вольтером, которого с восхищением цитировал в своей «Теории нравственных чувств» В Париже Смит дискутировал с Франсуа Кенэ (François Quesnay) и физиократами, которых раскритиковал в своей следующей книге, несмотря на прекрасное личное впечатление, произведенное на него основоположником этой школы, с которым он впоследствии переписывался. По возвращении в Шотландию Смит практически безвыездно поселился в Киркалди со своей матерью, которую обожал, и значительную часть нескольких следующих лет провел в своей прекрасной библиотеке за написанием «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776). Первое издание было раскуплено за полгода и принесло ему 300 фунтов стерлингов. При жизни автора книга переиздавалась еще пять раз (в третий — со значительными исправлениями и дополнениями), была переведена на французский, немецкий, датский, итальянский и испанский языки. Похвалы ей были почти единодушны, а Юм, убежденный в том, что этот «запутанный» труд не сразу, но позже завоюет огромные массы поклонников, сравнил его по важности с «Закатом и падением Римской Империи» Эдварда Гиббона (Edward Gibbon).

Адам Смит даже не подозревал, насколько огромное значение приобретет его книга в будущем во всем мире, даже там, где ее мало кто читал. Перед смертью он сокрушался о том, что так и не написал трактат о юриспруденции, который, по его мнению, должен был дополнить предпринятое им изучение систем, объясняющих прогресс человечества. Он и впрямь был первым, кто растолковал людям, каким образом и почему они вышли из пещер и стали развиваться во всех областях (кроме, увы, нравственной), пока не подчинили себе материальный мир и не замахнулись на звезды. Простой и одновременно архисложный движитель этого процесса, который зиждется на свободе и превращает эгоизм в общественную ценность, Смит сформулировал в одной фразе: « Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму, и никогда не говорим им о наших нуждах, а об их выгодах».

Книга произвела настоящую революцию в экономике, истории, философии, социологии. В ней утверждалось, что благодаря частной собственности и разделению труда смогли развиться исключительные производительные силы, и что конкуренция в условиях свободного рынка является наилучшим механизмом распределения богатства, награждая хороших производителей и наказывая дурных, однако при этом не они, а потребитель есть истинный регулятор процесса. И что свобода, не только в политической, общественной и культурной областях, но и в экономической, является главной гарантией процветания и цивилизации. Возможно, капитализм, общество и законы сильно изменились со времен написания Смитом в XVIII веке этого гигантского трактата на 900 страниц. Но никто лучше него не объяснил, почему же одни страны процветают, а другие прозябают, и где проходит истинная граница между цивилизацией и варварством.

Смит был некрасив и неловок. Лексикограф Сэмюэл Джонсон (Samuel Johnson), которого «отец экономики» обругал в одном из споров, утверждал, что тот был похож на «грустную собаку». При этом это был скромный и очень аскетичный человек, лишенный тщеславия и жаждущий познавать. Нигде не упоминается, была ли у него невеста. Возможно, он так и умер девственником в 1790 году.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Читать книгу Адам Смит


Андрей Аникин
АДАМ СМИТ


ПРЕДИСЛОВИЕ

Адам Смит — основоположник классической политической экономии. Очень хорошо, что в серии «Жизнь замечательных людей» выходит его биография. Советский читатель мало знает о жизни и деятельности Смита.

Его земляку-шотландцу и современнику Джемсу Уатту больше повезло в популяризации дела его жизни. Судьбы этих великих людей тесно связаны. Смит помог Уатту найти пристанище в университете города Глазго и работать в нем над созданием паровой машины. Оба они разными путями способствовали делу социального прогресса.

Машина Уатта, ставшая, по выражению Энгельса, матерью крупных городов, создала материальную базу английского капитализма. Вместе с тем она нанесла решающий удар по идиотизму деревенской жизни, косности, застою, однообразному повторению из поколения в поколение патриархальных способов производства материальных благ. В крупных городах формировалась самая динамичная сила истории — рабочий класс, в них вместе с ростом промышленности расцветала наука.

Учение Смита способствовало созданию механизма функционирования капиталистической экономики и выработке основ экономической политики.

Промышленная революция в Англии несет на себе не только печать изобретения Уатта, но и печать идей Смита.

В XVIII веке Англия сделала наибольший вклад в революционное преобразование материального производства. Франции в этом веке принадлежит первенство в революционном преобразовании социальной структуры общества. Но эти революции были взаимосвязаны. Мы можем обнаружить взаимодействие материальных и духовных сил в прогрессе общества через жизнь великих людей, бывших его творцами и провозвестниками.

Вольтер, приехавший из отсталой феодальной Франции в Англию, был восхищен не только бурным прогрессом ее экономики, но и парламентскими учреждениями. В английском парламентаризме он видел победу над королевским абсолютизмом и деспотизмом светских и духовных феодалов, под гнетом которых задыхалась Франция. Поездка в Англию в сильной мере способствовала формированию философских идей Вольтера, сыгравших столь важную роль в подготовке революции 1789 года. В то же время путешествие Смита во Францию, беседы с энциклопедистами имели важное значение для создания его классического труда, заложившего фундамент научной политической экономии. Эта политическая экономия стала одним из источников революционной теории Маркса и Энгельса.

Смит не только разработал экономические основы наиболее рациональной для своего времени системы организации общественного производства. Он был борцом против феодализма, идеологом буржуазной демократии, представлявшей собой в то время огромный шаг вперед — по пути общественного развития.

В Англии, несмотря на то, что ее свободами восхищался Вольтер, борьба с феодализмом была далека от завершения. Буржуазия господствовала в экономике, но не стала в полной мере хозяином в сфере политики. Маркс писал: «…загадка консервативного характера английской революции… объясняется длительным союзом между буржуазией и большей частью крупных землевладельцев, союзом, составлявшим существенное отличие английской революций от французской, которая путем парцеллирования уничтожила крупное землевладение».

Для Смита было характерно критическое отношение к государству, содержание которого он относил к непроизводительным издержкам общества. Его идеалом было дешевое правительство, не выходящее за пределы роли «ночного сторожа», при буржуазной экономике. Чтобы понять и оценить эту позицию, надо помнить, что Смит боролся против использования государственной власти в интересах отживающих классов, особенно феодальной аристократии.

Смит решительно выступил против попыток королевского двора, земельной аристократии и купцов укрепить свою власть в колониях. Он прозорливо показал, насколько противоречит интересам самой Англии меркантилистская политика в колониях, стремившаяся удержать их на положении аграрно-сырьевых придатков метрополии «…Монополия колониальной торговли, — писал Смит, — подобно всем другим низменным и завистливым мероприятиям меркантилистской системы, подавляет промышленность всех других стран, главным образом колоний, ни в малейшей степени не увеличивая, а, напротив, уменьшая промышленность страны, в пользу которой она устанавливается».

Своей жизнью и творчеством Смит совершил подлинный научный подвиг. Марксизм и социализм — преемники лучшей, прогрессивной части его учения.

Теперь, когда экономическая наука в нашей стране приобретает все возрастающее значение не только как важнейший компонент марксистско-ленинского мировоззрения, но и как мощное средство повышения эффективности народного хозяйства во всех его звеньях, очень полезно ознакомить широкие читательские массы, особенно молодежь, с жизнью и деятельностью Адама Смита.

Книга доктора экономических наук А. В. Аникина хорошо послужит этому делу. В ней глубокое и обстоятельное изложение экономической теории Смита, не содержащее нарочитых упрощений во имя популяризации, сочетается с увлекательным сюжетным построением, что придает книге, помимо ее научной ценности, достоинства беллетристического произведения. Книга доставляет эмоциональное удовольствие образного познания исторической действительности.

Эту книгу с одинаковым интересом прочтут и молодые люди и уже искушенные читатели, имеющие достаточную эрудицию в политической экономии.

Член-корреспондент Академии наук СССР А. Милейковский


ПРОЛОГ

Доктор Смит, вы говорите, что труд — источник всякого богатства. Разве это не поджигательское заявление? Среди якобинцев поговаривают, что вы один из них, более того, что вы — санкюлот. Будущие поколения, пожалуй, скажут, что вы даже не просто марксист, а большевик.

«Ренегат» Боб Саути[1] в фантастической беседе Смита с потомками и последователями в Элизиуме теней. Сочинение англичанина Дж. БОНАРА, 1926 г.


1. ЭДИНБУРГ, 1790 ГОД

В равнинной Шотландии февраль — самый отвратительный месяц. Погода стоит теплая, сырая. Морозов, которые только и могут сковать потоки нечистот, заливающих древнюю столицу и отравляющих воздух зловонием, нет и в помине. Третий день над городом висит туман, сквозь него моросит холодный, унылый дождь. Это тот самый шотландский туман, в который согласно поговорке англичанин промокает насквозь, хоть и у него на родине туманы тоже не редкость.

Два человека в тяжелых мокрых плащах, пройдя короткий переулок, входят в подъезд Панмур-хауза, барского особняка, в котором снимает квартиру доктор Смит, один из королевских таможенных комиссаров Шотландии и известный философ. Это нотариус и писец. Они пришли, чтобы по всей форме засвидетельствовать завещание доктора Смита, составленное несколько дней назад, аккуратно переписанное и теперь лежащее в большой сумке, которую несет писец.

Они стряхивает с плащей воду и снимают их в прихожей. Старый слуга проводит обоих наверх, в кабинет хозяина.

«Похоже, — что старику недолго осталось. Вовремя он занялся завещанием», — думает нотариус, глядя на клиента.

И в самом деле, черты Смитова лица заострились, тонкий нос с горбинкой выдается над впалыми щеками, светло-голубые, точно выцветшие, глаза ушли глубоко в коричневатые глазницы.

Несмотря на явное недомогание, Смит держится в своем большом кресле, как всегда, прямо и чуть-чуть строго, одет и побрит безукоризненно. Парик тщательно завит и напудрен. Парики выходят из моды, но старику уже поздно менять привычки.

Писец начинает гнусаво и медленно читать:

— «Я, Адам Смит, доктор прав, один из комиссаров таможни его величества в Шотландии, из любви и благосклонности, которые я питаю к моим друзьям и родственникам, поименованным ниже, и для лучшего устройства моих дел на случай смерти…»

Нотариус знает завещание наизусть. Оно не очень большое и, вопреки разговорам в городе, касается весьма скромных сумм и владений. Почти все пойдет единственному близкому человеку одинокого старика — его любимому племяннику и воспитаннику Дэвиду Дугласу. Взгляд нотариуса останавливается на юноше, который с

Адам Смит - биография, список книг, отзывы читателей


дата рождения:
16 июня 1723 г.

место рождения:
Керколди, Шотландия, Великобритания

дата смерти:
17 июля 1790 г.

Биография писателя

Адам Смит - великий шотландский философ и экономист, один из основоположников современной экономической теории.

Как отмечал английский экономист и публицист конца XIX века Уолтер Бэджгот, «книги [Адама Смита] едва ли можно понять, если не иметь представления о нём как о человеке». В 1948 году Александр Грей писал: «Кажется странной наша плохая осведомлённость о подробностях его жизни… Его биограф почти поневоле вынужден восполнять недостаток материала тем, что он пишет не столько биографию Адама Смита, сколько историю его времени».

Научной капитальной биографии Адама Смита до сих пор не существует.

Адам Смит родился в июне 1723 года (точная дата его рождения неизвестна) и крещён 5 июня в городке Керколди в шотландском округе Файф. Его отец, таможенный чиновник, которого также звали Адам Смит, умер за 2 месяца до рождения сына. Предполагается, что Адам был единственным ребёнком в семье, так как нигде не найдено записей о его братьях и сёстрах. В возрасте 4-х лет он был похищен цыганами, но быстро спасён своим дядей и возвращён матери. Считается, что в Керколди была хорошая школа, и с детства Адама окружали книги.

В возрасте 14 лет он поступил в Университет Глазго, где два года изучал этические основы философии под руководством Фрэнсиса Хатчесона. На первом курсе он изучал логику (это было обязательным требованием), далее перешёл в класс нравственной философии; изучал древние языки (особенно древнегреческий), математику и астрономию. Адам имел репутацию странного, — например, среди шумной компании он мог вдруг глубоко задуматься, — но умного человека. В 1740 году он поступил в Бейллиол-Колледж в Оксфорде, получив на продолжение образования стипендию, и закончил обучение в нём в 1746 году. Смит критически отзывался о качестве обучения в Оксфорде, написав в «Богатстве народов», что «в Оксфордском университете большинство профессоров в течение уже многих лет совсем отказалось даже от видимости преподавания». В университете он часто болел, много читал, но ещё не проявлял интереса к экономике.

Летом 1746 года после восстания сторонников Стюартов он возвратился в Керколди, где два года занимался самообразованием.

В 1748 году Смит приступил к чтению лекций в Эдинбургском университете — под покровительством лорда Кэймса (Генри Хьюма), с которым познакомился во время одной из поездок в Эдинбург. Изначально это были лекции по английской литературе, позднее — по естественному праву (включавшему юриспруденцию, политические учения, социологию и экономику). Именно подготовка лекций для студентов этого университета и стала толчком к формулировке Адамом Смитом его представлений о проблемах экономики. Идеи экономического либерализма он стал высказывать, предположительно, в 1750—1751 годах.

Основой научной теории Адама Смита было стремление взглянуть на человека с трёх сторон: с позиций морали и нравственности, с гражданских и государственных позиций, с экономических позиций.

Адам читал лекции по риторике, искусству написания писем и позднее по предмету «достижение богатства», где он впервые детально изложил экономическую философию «очевидной и простой системы природной свободы», что нашло отражение в его самой известной работе «Исследование о природе и причинах богатства народов».

Около 1750 года Адам Смит познакомился с Дэвидом Юмом, который был старше его почти на десятилетие. Сходство их взглядов, отражённых в их трудах по истории, политике, философии, экономике и религии, показывает, что вместе они формировали интеллектуальный альянс, игравший важную роль в период возникновения так называемого Шотландского просвещения.

В 1751 году Смит был назначен профессором логики в Университете Глазго. Смит читал лекции по этике, риторике, юриспруденции и политической экономии. В 1759 году Смит опубликовал книгу «Теория нравственных чувств», основанную на материалах его лекций. В данном произведении Смит проанализировал этические стандарты поведения, обеспечивающие социальную стабильность. При этом он фактически выступил против церковной морали, основанной на страхе перед загробной карой и обещаниями рая, предложил в качестве основы нравственных оценок «принцип симпатии», согласно которому нравственно то, что вызывает одобрение беспристрастных и проницательных наблюдателей, а также высказался в пользу этического равенства людей — одинаковой применимости моральных норм ко всем людям.

В Глазго Смит жил 12 лет, регулярно уезжая на 2-3 месяца в Эдинбург; здесь он пользовался уважением, завёл себе круг друзей, вёл образ жизни клубного человека-холостяка.

Сохранились сведения, что Адам Смит дважды, в Эдинбурге и в Глазго, едва не женился, но по каким-то причинам этого не произошло. Ни в воспоминаниях современников, ни в его переписке не сохранилось доказательств того, что это всерьёз затронуло бы его. Смит жил с матерью (которую пережил на 6 лет) и незамужней кузиной (умершей за два года до него). Один из современников, посетивших дом Смита, сделал запись, согласно которой в доме подавалась национальная шотландская пища, соблюдались шотландские обычаи. Смит ценил народные песни, танцы и стихи, один из его последних книжных заказов — несколько экземпляров первого вышедшего тома стихов Роберта Бёрнса (который сам высоко ценил Смита, и неоднократно ссылался на его работы в своей переписке). Несмотря на то, что шотландская мораль не поощряла театр, сам Смит любил его, особенно французский театр.

Источником информации о развитии идей Смита являются записи лекций Смита, сделанные предположительно в 1762-63 годах одним из его студентов и найденные экономистом Эдваном Кэннаном. Согласно лекциям, курс нравственной философии в исполнении Смита к тому моменту являлся скорее курсом социологии и политической экономии; высказывались материалистические идеи, а также начала идей, получивших развитие в «Богатстве народов». К другим источникам относятся найденные в 1930-х годах наброски первых глав «Богатства»; они датируются 1763 годом. В этих набросках содержатся идеи о роли разделения труда, понятия производительного и непроизводительного труда, и так далее; критикуется меркантилизм и даётся обоснование Laissez-faire.

В 1764-66 годах Смит проживал во Франции, будучи воспитателем герцога Баклю. Данное наставничество сильно улучшило его положение: он должен был получать не только жалованье, но и пенсию, что в дальнейшем позволило ему не возвращаться в Глазговский университет и работать над книгой[3][4]. В Париже он присутствовал в «антресольном клубе» Франсуа Кенэ, то есть лично познакомился с идеями физиократов; впрочем, по свидетельствам, на этих собраниях он больше слушал, нежели говорил. Однако, учёный и писатель Аббат Морелле в своих мемуарах говорил, что талант Смита ценился месье Тюрго; он неоднократно беседовал со Смитом о теории торговли, банках, государственном кредите и других вопросах «большого сочинения, которое он замышлял»[11]. Из переписки известно, что Смит общался также с д’Аламбером и Гольбахом, кроме того, он был введён в салон мадам Жоффрен, мадемуазель Леспинасс, бывал у Гельвеция[3][4].

До поездки в Париж (с декабря 1765 года по октябрь 1766 года) Смит и Баклю полтора года жили в Тулузе, и несколько дней — в Женеве. Здесь Смит посетил Вольтера в его женевском поместье[3][4].

Вопрос влияния физиократов на Смита является дискуссионным; Дюпон де Немур считал, что главные идеи «Богатства народов» были заимствованы, и поэтому находка профессором Кэннаном лекций глазговского студента была крайне важна как доказательство того, что основные идеи уже сложились у Смита ещё до французской поездки[3][4].

После возвращения из Франции Смит полгода работал в Лондоне в качестве неофициального эксперта при канцлере казначейства, а с весны 1767 года он шесть лет затворнически прожил в Керколди, работая над книгой. При этом книгу он не писал сам, а диктовал секретарю, после чего правил и обрабатывал рукопись и давал переписывать её набело. Он жаловался, что напряжённая однообразная работа подрывает его здоровье, и в 1773 году, уезжая в Лондон, даже счёл нужным формально передать Юму права на своё литературное наследство. Сам он считал, что едет в Лондон с готовой рукописью, однако, на самом деле, в Лондоне ему потребовалось более двух лет на доработку с учётом новых статистических сведений и иных публикаций. В процессе доработки для облегчения понимания он исключил большую часть ссылок на произведения других авторов[3][4].

Смит всемирно прославился после публикации книги «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 году. Эта книга детально анализирует, как могла бы действовать экономика в условиях полной экономической свободы и разоблачает всё, что этому препятствует. В книге обоснована концепция laissez-faire (принцип свободы экономического развития), показана социально полезная роль индивидуального эгоизма, подчеркнуто особое значение разделения труда и обширности рынка для роста производительности труда и национального благосостояния. «Богатство народов» открыло экономику как науку на основе доктрины свободного предпринимательства.

В 1778 году Смит был назначен одним из пяти таможенных комиссаров Шотландии в Эдинбурге. Имея очень высокий по тем временам оклад в 600 фунтов стерлингов, он продолжал вести скромный образ жизни, тратил деньги на благотворительность; единственной оставшейся после него ценностью была собранная за жизнь библиотека. К службе он относился серьёзно, что мешало научной деятельности; первоначально, впрочем, он планировал написать третью книгу, всеобщую историю культуры и науки. После его смерти было опубликовано то, что автор сохранил накануне — заметки об истории астрономии и философии, а также об изящных искусствах. Остальной архив Смита был сожжён по его требованию. При жизни Смита «Теория нравственных чувств» была издана 6 раз, а «Богатство народов» — 5 раз; третье издание «Богатства» было значительно дополнено, в том числе главой «Заключение о меркантилистической системе». В Эдинбурге у Смита был свой клуб, по воскресеньям он устраивал ужины для друзей, бывал, среди прочих, у княгини Воронцовой-Дашковой[3][4]. Смит скончался в Эдинбурге после продолжительной болезни кишечника 17 июля 1790 года.
Портрет Адама Смита работы Джона Кея

Адам Смит был чуть выше среднего роста; имел правильные черты лица, серо-голубые глаза, крупный прямой нос и прямую фигуру. Он одевался неброско, носил парик, любил ходить с бамбуковой тростью на плече, иногда говорил сам с собой

СМИТ, АДАМ | Энциклопедия Кругосвет


СМИТ, АДАМ (Smith, Adam) (1723–1790), шотландский экономист и философ, основатель классической школы политической экономии. Родился в Керколди (близ Эдинбурга, Шотландия), был крещен 5 июня 1723. Учился в местных школах и в университете Глазго, где испытал влияния Ф.Хатчесона, затем в Бейллиол-колледже Оксфордского университета (1740–1746). В 1748 читал лекции в Эдинбурге. В 1750 познакомился с Д.Юмом. В 1751 получил кафедру логики в университете Глазго, на следующий год – кафедру моральной философии, которую занимал до 1764. Став наставником юного герцога Баклея (приемного сына канцлера казначейства Чарлза Таунзенда), много путешествовал с ним по Франции, где, по-видимому, встречался с Кенэ, Тюрго и Неккером, а также с Вольтером, Гельвецием и Д'Аламбером и начал работу над Богатством народов.

В 1759 Смит опубликовал труд Теория нравственных чувств (The Theory of Moral Sentiments), в котором доказывал, что нравственные чувства возникают из чувства симпатии и направляются разумом, несмотря на то, что главной движущей силой являются страсти, прежде всего направленные на самосохранение и преследующие эгоистические интересы. Внутри каждого человека имеется своего рода «внутренний человек», «беспристрастный наблюдатель», судящий все его поступки и вынуждающий индивида к самосовершенствованию; на социальном уровне эти же функции выполняют общественные институты. (В Богатстве народов Смит рисует картину эволюции общественных институтов и излагает принципы современного устройства, при котором они обусловлены рыночной экономикой – или действием закона laissez-faire; предложенную им концепцию общества – последней, коммерческой стадии общественного развития – Смит называл «системой совершенной свободы».) После возвращения из Франции (1766) Смит жил в Лондоне, тесно сотрудничая с лордом Таунзендом, был избран членом Королевского общества, познакомился с Бёрком, Сэмюэлом Джонсоном, Эдуардом Гиббоном и Бенджамином Франклином, а затем поселился в своем доме в Керколди, чтобы вплотную заняться написанием своего главного труда. В 1773 он вернулся в Лондон. 9 марта 1776 вышло в свет его знаменитое Исследование о природе и причинах богатства народов (An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations), состоявшее из пяти разделов: 1) разделение труда и рента, заработная плата и прибыль; 2) капитал; 3) исторический обзор развития Европы, анализ и критика меркантилизма как системы привилегий; 4) свобода торговли; 5) доходы и расходы государства. Труд содержал также известный тезис Смита о «невидимой руке» конкуренции как движущей силе развития экономики и важнейшем общественном институте, представляющем на социальном уровне «внутреннего человека». Вскоре после выхода в свет Богатства народов Смит получил должность таможенного комиссара Шотландии и поселился в Эдинбурге. В ноябре 1787 стал почетным ректором университета Глазго.

Умер Смит в Эдинбурге 17 июля 1790.

Незадолго перед смертью Смит, по-видимому, уничтожил почти все свои рукописи. Сохранившееся было опубликовано в посмертных Опытах о философских предметах (Essays on Philosophical Subjects, 1795).

 Library of Congress     АДАМ СМИТ

Адам Смит - биография, личная жизнь, фото


Адам Смит – шотландский экономист и философ-этик, один из родоначальников экономической теории как науки, основатель ее традиционной школы.

Биография Адама Смита насыщена разными открытиями и интересными фактами из личной жизни.

Предлагаем вашему вниманию краткую биографию Адама Смита.

adam-smit

Биография Адама Смита

Адам Смит предположительно появился на свет 5 (16) июня 1723 г. в шотландской столице – Эдинбурге. Он рос и воспитывался в образованной семье.

Его отец, Адам Смит, ушел из жизни через несколько недель после рождения сына. Он работал юристом и таможенным чиновником. Мать будущего ученого, Маргарет Дуглас, была дочерью состоятельного землевладельца.

Детство и юность

Когда Адаму едва исполнилось 4 года его похитили цыгане. Однако благодаря усилиям дяди и знакомым семьи, малыша удалось найти и возвратить матери.

С детства у Смита был доступ ко многим книгам, из которых он черпал разные знания. Достигнув 14-летнего возраста он успешно сдал экзамены в Университет Глазго.

Затем Адам стал студентом оксфордского Баллиол-колледжа, проучившись в нем 6 лет. В этот период биографии он постоянно болел, уделяя все свободное время чтению книг.

В 1746 г. парень отправился в Керколди, где около 2-х лет занимался самообразованием.

Идеи и открытия Адама Смита

Когда Смиту исполнилось 25 лет он начал читать лекции в Эдинбургском университете по праву, английской литературе, социологии и экономике. Именно в это время биографии он всерьез увлекся проблемами экономики.

adam-smit

Через несколько лет Адам представил общественности свои идеи относительно экономического либерализма. Вскоре он встретился с Дэвидом Юмом, который имел похожие взгляды не только на экономику, но также на политику, религию и философию.

В 1751 г. Адам Смит получил назначение профессора логики в Университете Глазго, а позже был избран деканом факультета.

В 1759 г. Смит издал книгу «Теория нравственных чувств». В ней он критиковал церковные устои, а также призывал к этическому равенству людей.

После этого ученый представил работу «Исследование о природе и причинах богатства народов». Здесь автор делился своими идеями относительно роли разделения труда и критиковал меркантилизм.

В книге Адам Смит обосновал так называемый принцип невмешательства – экономическую доктрину, согласно которой государственное вмешательство в экономику должно быть минимальным.

Благодаря своим идеям Смит приобрел огромную популярность не только у себя на родине, но и далеко за ее пределами.

Позже философ отправился в путешествие по Европе. Посещая Женеву он встретился с Вольтером в его поместье. Во Франции ему удалось познакомиться со взглядами физиократов.

После возвращения домой, Адама Смита избрали членом Лондонского королевского общества. В период биографии 1767-1773 гг. он вел затворнический образ жизни, занимаясь исключительно писательской деятельностью.

skulptura-adama-smitaСкульптура Адама Смита

Всемирную известность Смиту принесла его книга «Богатства народов», опубликованная в 1776 г. Помимо всего прочего, писатель во всех подробностях объяснял, как могла бы действовать экономика в условиях полной экономической свободы.

Также в труде говорилось о положительных сторонах индивидуального эгоизма. Подчеркивалась важность распределения труда и обширности рынка для роста производительности труда.

Все это позволило посмотреть на экономику, как на науку, базирующуюся на доктрине свободного предпринимательства.

В своих работах Смит логическим путем обосновал работу свободного рынка на основе внутриэкономических механизмов, а не путем внешнеполитического воздействия. Такой подход и сегодня считается основой экономического образования.

Пожалуй, наиболее популярный афоризм Адама Смита – «невидимая рука». Суть данной фразы состоит в том, что собственная выгода достижима только путем удовлетворений чьих-либо потребностей.

В результате, «невидимая рука» побуждает производителей к реализации интересов других людей, а, следовательно, и благополучию всего общества.

Личная жизнь

Согласно некоторым источникам Адам Смит чуть было дважды не женился, однако по каким-то причинам он так и остался холостяком.

Ученый жил с матерью и незамужней двоюродной сестрой. В свободное время он любил посещать театры. Кроме этого ему нравился фольклор в любом его проявлении.

adam-smit

Будучи на пике популярности и имея солидный оклад, Смит вел скромный образ жизни. Он занимался благотворительностью и пополнял личную библиотеку.

У себя на родине Адам Смит имел собственный клуб. Как правило, по воскресеньям он устраивал дружеские застолья. Интересен факт, что однажды он гостил у княгини Екатерины Дашковой.

Смит носил обычные наряды, а также часто брал с собой трость. Иногда мужчина начинал разговаривать с самим собой, не обращая внимания на окружающих людей.

Смерть

В последние годы жизни Адам мучился от болезни кишечника, которая и стала главной причиной его кончины.

Адам Смит умер в Эдинбурге 17 июля 1790 года в возрасте 67 лет.

Если вам понравилась биография Адама Смита – поделитесь ею с друзьями. Если же вам нравятся биографии великих людей или интересные истории из их жизни, – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:


Интересные факты:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *