Смит адам труды: Смит, Адам — это… Что такое Смит, Адам? – Адам Смит – краткая биография основоположника экономической теории
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_7",blockId:rtbBlockID,pageNumber:7,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_7").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_7");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Смит Адам — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_6",blockId:rtbBlockID,pageNumber:6,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_6").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_6");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Смит Адам (Adam Smith; крещен 5 апреля 1723, Керколди, Шотландия — 17 июля 1790, Эдинбург) — шотландский экономист и философ, один из крупнейших представителей классической политэкономии. Создал теорию трудовой стоимости и обосновал необходимость возможного освобождения рыночной экономики от государственного вмешательства. В «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776) обобщил столетнее развитие этого направления экономической мысли, рассмотрел теорию стоимости и распределения доходов, капитал и его накопление, экономическую историю Западной Европы, взгляды на экономическую политику, финансы государства. Подходил к экономике как к системе, в которой действуют объективные законы, поддающиеся познанию. При жизни Смита книга выдержала пять английских и несколько зарубежных изданий и переводов.
Сын таможенного чиновника, Адам Смит поступил в университет Глазго (1737) на факультет моральной философии. В 1740 году получил степень магистра искусств и частную стипендию для продолжения учебы в Оксфорде, где до 1746 года изучал философию и литературу. В 1748-1750 годах Смит читал публичные лекции по литературе и естественному праву в Эдинбурге. С 1751 года профессор логики в университете Глазго, с 1752 года — профессор моральной философии. В 1755 году опубликовал свои первые статьи в журнале «Эдинбургское обозрение» («Edinbourgh Review»). В1759 году выпустил в свет философский труд по этике «Теория нравственных чувств», принесший ему международную известность. В 1762 году Смит получил ученую степень доктора юридических наук.В 1764 году он оставил преподавание и отправился на континент в качестве наставника юного герцога Баклю. В 1764-1766 годах посетил Тулузу, Женеву, Париж, встречался с Вольтером, Гельвецием, Гольбахом, Дидро, д’Аламбером, физиократами. По возвращении на родину жил в Керколди (до 1773), а затем в Лондоне, полностью посвятил себя работе над фундаментальным трудом «Исследование о природе и причинах богатства народов», первое издание которого вышло в 1776 году. С 1778 года Смит занимал должность таможенного чиновника в Эдинбурге, где и провел последние годы своей жизни.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_5",blockId:rtbBlockID,pageNumber:5,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_5").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_5");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);Экономическая теория, которую Смит изложил в «Исследовании о причинах и богатстве народов», была тесно связана с системой его философских представлений о человеке и обществе. Основной движитель человеческих поступков Смит видел в эгоизме, в стремлении каждого индивида улучшить свое положение. Однако согласно ему в обществе эгоистические устремления людей взаимоограничивают друг друга, образуя в совокупности гармоничное равновесие противоречий, являющееся отражением установленной свыше и царящей во Вселенной гармонии. Конкуренция в экономике, стремление каждого к личной выгоде обеспечивают развитие производства и в конечном счете рост общественного благосостояния.
Одно из ключевых положений теории Смита — необходимость освобождения экономики от государственной регламентации, препятствующей естественному развития хозяйства. Он подверг острой критике господствующую в то время экономическую политику меркантилизма, направленную на обеспечение положительного баланса во внешней торговле посредством системы запретительных мер. По мнению Смита, желание людей покупать, где дешевле, и продавать, где дороже, естественно, а потому все протекционистские пошлины и поощрительные премии за экспорт вредны, как и любые помехи свободной циркуляции денег.Полемизируя с теоретиками меркантилизма, отождествляющими богатство с драгоценными металлами, и с физиократами, видевшими источник богатства исключительно в земледелии, Смит доказывал, что богатство создается всеми видами производительного труда. Труд, утверждал он, выступает и в качестве мерила стоимости товара. При этом, однако, Смит (в отличие от экономистов 19 века — Д. Рикардо, К. Маркса и др.) имел в виду не тот объем труда, что затрачен на производство продукта, а тот, что можно приобрести за данный продукт. Деньги представляют собой всего лишь один из видов товара, не являясь главной целью производства.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_4",blockId:rtbBlockID,pageNumber:4,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_4").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_4");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);Благосостояние общества Смит связывал с ростом производительности труда. Наиболее эффективным средством ее повышения он считал разделение труда и специализацию, ссылаясь на ставший с тех пор классическим пример булавочной мануфактуры. Однако степень разделения труда, подчеркивал он, напрямую связана с размерами рынка: чем шире рынок, тем выше уровень специализации выступающих на нем производителей. Отсюда следовал вывод о необходимости отменить такие ограничения для свободного развития рынка, как монополии, цеховые привилегии, законы об оседлости, обязательном ученичестве.
Согласно теории Смита первоначальная стоимость продукта при распределении распадается на три части: заработную плату, прибыль и ренту. С ростом производительности труда, отмечал он, происходит повышение заработной платы и ренты, зато доля прибыли во вновь произведенной стоимости снижается. Совокупный общественный продукт делится на две основные части: первая — капитал — служит для поддержания и расширения производства (сюда входит и зарплата рабочих), вторая идет на потребление непроизводительными классами общества (собственниками земли и капитала, государственными служащими, военными, учеными, лицами свободных профессий и т. д.). От соотношения этих двух частей зависит и благосостояние общества: чем больше доля капитала, тем быстрее растет общественное богатство, и, напротив, чем больше средств уходит на непроизводительное потребление (прежде всего государством), тем беднее нация. Вместе с тем Смит не стремился свести к нулю влияние государства на экономику. Государство, по его мнению, должно играть роль арбитра, а также осуществлять те общественно необходимые хозяйственные мероприятия, которые не по силам частному капиталу.
- Лекции по риторике и написанию писем (1748)
- Теория нравственных чувств (1759)
- Лекции по риторике и написанию писем (1762—1763)
- Лекции по юриспруденции (1766)
- Исследование о природе и причинах богатства народов (1776)
- Сообщение о жизни и работах Дэвида Юма (1777)
- Мысли о состоянии соревнования с Америкой (1778)
- Эссе на философские темы (1785)
- Система двойного вложения (1784)
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_3",blockId:rtbBlockID,pageNumber:3,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_3").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_3");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
- Аникин А. В. Адам Смит. 1723-1790. М., 1968.
- Pike E. R. Adam Smith. Founder of the science of economics. London, 1965.
- Тимошина А. А. Adam Smith. John Maynard Keynes. John Kenneth Galbraith. James McGill Buchanan. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996.
- Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1993.
- Теория нравственных чувств. М., 1997.
- The Works of Adam Smit. London, 1825. V. 1-5.
- Смит Адам. Биржа — игра на деньги. — М.: Альпина паблишер, 2001.
Смит, Адам, подробная биография
(1723-1790) английский ученый-экономист
Адам Смит является основоположником классической политической экономии. Он впервые предложил научное объяснение общественных отношений, которые складывались вокруг материального производства, установил механизм накопления капитала и показал, что экономика страны представляет собой единый механизм.
Кроме того, он предложил рациональную систему организации производства. Не случайно труды Адама Смита продолжают постоянно цитировать и в наше время.
Адам Смит родился в небольшом шотландском городке Керколди. Он не знал своего отца, поскольку тот умер за четыре месяца до рождения сына.
После смерти кормильца вдова Смита была вынуждена вести весьма экономную жизнь, весь нажитый капитал по английским законам отошел детям ее покойного мужа от первого брака.
Адам Смит получил в наследство большую библиотеку и с детства пристрастился к чтению. Первым учителем мальчика стал его дядя по матери Д. Дуглас, в загородной усадьбе которого он обычно проводил летние месяцы.
Когда Адаму исполнилось семь лет, мать отдала его в школу, которой руководил старинный друг семьи Д. Миллар. Под его руководством Смит изучал историю, латинский язык и основы законоведения. К концу курса он настолько хорошо знал латынь, что смог получить городскую стипендию и поступить в университет Глазго.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_2",blockId:rtbBlockID,pageNumber:2,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_2").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_2");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Он поселился в доме тетки, младшей сестры своей матери, относившейся к юноше как к собственному сыну.
Адам Смит начинает учиться на философском факультете, но уже после первого курса его интересы сосредотачиваются в области экономики, и он продолжает обучение у известного английского ученого Ф. Хатчинсона.
Смит усердно занимается и через два года вместо положенных трех защищает магистерскую диссертацию и получает право на продолжение обучения в Оксфордском университете. Совет университета в Глазго единогласно проголосовал за предоставление ему стипендии в течение одиннадцати лет. Узнав об успехах юноши, богатый опекун семьи сообщил Смиту, что также будет выплачивать ему определенное вознаграждение.
Летом 1740 года Адам Смит отправляется в первое в своей жизни далекое путешествие. Он едет через всю страну в Оксфорд, который считался тогда крупнейшим в Англии научным и учебным центром.
Выбор Оксфордского университета не был случайным: неподалеку от города находилась усадьба герцога Аргайла, который хорошо знал отца Смита и мог помочь его сыну.
Поселившись в Оксфорде, Смит ведет крайне уединенный образ жизни. Все свое время он отдает посещению лекций, выступлениям на дискуссиях и чтению. Как и в Глазго, он вскоре становится одним из лучших студентов, профессора прочат ему блестящее будущее.
Однако во время учебы на третьем курсе отношение к нему со стороны преподавательского состава резко меняется. Начальству стало известно, что он читает запрещенные в Англии книги Вольтера, Дидро и Монтескье, а наибольшее возмущение вызвало чтение книг Д. Юма.
Поскольку Адам Смит был одним из самых прилежных студентов, ему разрешили продолжить учебу, но предупредили, что он не сможет сделать научную карьеру в стране. В то время репутации вольнодумца было достаточно, чтобы перед ним закрылись двери английских научных центров.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_1",blockId:rtbBlockID,pageNumber:1,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_1").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_1");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
В Оксфорде Адам Смит пережил и свой первый неудачный роман, влюбившись в дочь одного из профессоров и получив отказ. Испытанное в юности потрясение оказалось настолько сильным, что он так никогда и не женился впоследствии.
После шестилетнего пребывания в Оксфорде Смит поселяется в Эдинбурге. Он знакомится с известным шотландским юристом Г. Хьюмом. Оценив образованность Смита, тот предлагает ему место профессора в основанном им частном учебном заведении.
В течение трех лет Адам Смит читает лекции по английской литературе, праву и экономической философии, и с каждым годом растет его популярность.
Талант лектора укрепил его общественную известность. В 1751 году он получает предложение стать профессором в университете Глазго. Смит начинает руководить кафедрой логики, а на следующий год и кафедрой нравственной философии. Его материальное положение наконец становится достаточно прочным, он обретает необходимую независимость.
Через знакомых Адам Смит снимает удобный дом, расположенный неподалеку от университета, и вскоре переезжает в него вместе с матерью и двоюродной сестрой. В Глазго Смит также становится одним из лучших лекторов университета. Послушать его собираются студенты из других городов. Спустя год его выбирают ректором университета.
В 1752 году Адам Смит знакомится с английским философом Юмом. Их отношения из официальных становятся дружескими, практически все свободное время они проводят в беседах. Вероятно, именно под влиянием Юма Смит начинает заниматься экономическими теориями. Правда, в 1759 году он публикует свою первую книгу по социальным проблемам, названную им «Теория нравственных чувств». В ней он, в частности, пишет о том, что каждому человеку изначально присуще чувство симпатии к окружающим, а счастье одинаково доступно каждому, кто стремится его обрести.
Выход книги вызвал оживленную дискуссию не только в Шотландии, но и в Англии. К автору приезжают студенты даже из России. С 1761 года лекции Смита слушают русские ученые А. Десницкий и М. Третьяков, ставшие впоследствии первыми отечественными историками-экономистами.
Адам Смит становится настолько популярным, что сразу несколько английских университетов обращаются к нему с просьбой о прочтении курса лекций по социальным отношениям. Но он не забывает о нанесенной ему некогда обиде и, отказав университетам, принимает предложение герцога Баклея: стать компаньоном сына герцога и совершить вместе с ним кругосветное путешествие, за что Смиту была обещана пожизненная пенсия в 300 фунтов в год.
Путешествие продолжалось три года. Вначале Адам Смит отправился с воспитанником в Швейцарию. Там они провели несколько недель, причем большую часть времени Смит прожил в замке Ферней, где познакомился и подружился с Вольтером. Последовавшая затем переписка двух деятелей продолжалась вплоть до смерти французского философа.
Из Швейцарии Адам Смит и младший герцог отправились в Италию, а оттуда во Францию. Почти год путешественники провели в Париже. За это время Смит познакомился едва ли не со всеми выдающимися философами и писателями того времени. Он подолгу гостил в доме Д’Аламбера, чуть не ежедневно встречался с Дидро, находил общий язык с Гельвецием, Гольбахом и Дюпоном. Вероятно, Смит участвовал в обсуждении и редактировании статей «Энциклопедии», основного коллективного труда французских деятелей эпохи Просвещения.
Но особые отношения связали его с экономистами: Тюрго, будущим министром финансов Франции, и Кене. Последний побудил Смита заняться экономической историей. В дискуссиях у ученого родился замысел его главной книги «Исследование о природе и причинах богатства народов».
Вернувшись в Англию, Адам Смит поселяется в родительском доме в Керколди и ведет крайне уединенный образ жизни. Он сосредотачивается на научной деятельности, обобщая накопленные наблюдения. Почти десять лет он проводит в полном уединении. В письмах к Юму, Адам Смит рассказывает о длительных прогулках по берегу моря, где ничто не мешает его размышлениям. В 1776 году он опубликовал свою главную книгу, где сочетал абстрактную теорию с детальной характеристикой особенностей развития торговли и производства. Смит описывал ту систему, в которой жил, и показывал ее непригодность к меняющимся условиям.
Он убедительно показал несостоятельность политики меркантилизма, при которой государство искусственно поощряло отдельные отрасли промышленности. Ученый впервые выстроил стройную систему экономических взглядов, защищал свободу торговли и считал главным залогом ее успешного развития невмешательство государства. Адам Смит верил в то, что только свободный рынок обеспечит наиболее благоприятные условия для получения максимальной прибыли, а значит, будет способствовать процветанию общества. Он полагал, что функции государства нужно свести к обороне страны от внешних врагов, борьбе с преступниками и организации той хозяйственной деятельности, которая не под силу отдельным лицам.
После публикации Смит оказывается вынужденным включиться в общественную жизнь: он переписывается с читателями книги, ведет деловые разговоры с издателями о дополнительных тиражах.
По приглашению Юма ученый отправляется в Лондон, там он выступает с чтением лекций, становится одним из участников своеобразного клуба, в который входили виднейшие философы того времени — А. Босуэлл, С. Джонсон, Бенджамин Франклин. Одновременно его избирают членом Королевского общества.
После выхода книги из печати английские власти назначают Адама Смита верховным таможенным комиссаром Шотландии. Столь почетная должность соответствует его известности, он отправляется в Эдинбург, где поселяется в собственном доме. Новая должность не означала расширения круга его официальных обязанностей, она лишь давала стабильный доход.
Руководители Эдинбургского университета предлагают Смиту читать лекции по философии. Вначале он соглашается, но после смерти матери отказывается от предложения и уезжает в Лондон, где проходит курс лечения.
Поправившись, Адам Смит выполняет обязанности экономического консультанта английского премьер-министра У. Питта. Он расширяет круг своих знакомств, через русского посла встречается с княгиней Екатериной Дашковой, приехавшей в Англию вместе с сыном. По инициативе Дашковой начинается работа по переводу его книги на русский язык. Он полон желания продолжать работу, но обострение болезни не позволяет ему вести активный образ жизни.
Врачи потребовали сменить обстановку, и Адам Смит возвращается в Эдинбург. Ему становится легче, но через три месяца он умирает на руках своей двоюродной сестры.
Любопытна судьба архива Адама Смита. За две недели до смерти он попросил душеприказчика сжечь все его личные бумаги. Тот согласился, но сохранил архив нетронутым и передал его впоследствии вместе с библиотекой властям Эдинбурга.
Исследование о природе и причинах богатства народов — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Исследование о природе и причинах богатства народов (англ. An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations) — основная работа шотландского экономиста Адама Смита, опубликованная 9 марта 1776 года, во времена Шотландского просвещения.
Книга оказала значительное влияние на экономическую теорию. Является основополагающим трудом классической политэкономии.
Трактат состоит из 5 книг:
- Причины увеличения производительности труда и порядок, в соответствии с которым его продукт естественным образом распределяется между классами народа;
- О природе капитала, его накоплении и применении;
- О развитии благосостояния у разных народов;
- О системах политической экономии;
- О доходах монарха или государства.
Адам Смит предложил свой взгляд на роль государства в экономике, который в дальнейшем назвали классической теорией. В соответствии с ним государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры, гарантировать соблюдение правил. Иными словами, государство должно делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своём описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов независимо от его воли и сознания приводит к достижению экономической выгоды и пользы для всего общества. Предприниматель «невидимой рукой» направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения. Главным условием достижения таких результатов является требование, чтобы для всех субъектов хозяйственной деятельности реализовать и гарантировать основные экономические свободы: свободу выбора сферы деятельности, свободу принятия решений, свободу конкуренции и свободу торговли.
Первое издание книги вышло в начале 1776 годов. В третьем издании (1784 год) сделано несколько добавлений, в частности к главе о возвратных пошлинах и к главе о премиях. Кроме того, добавлена новая глава «Заключение о меркантилистической системе» и новый параграф в главе о расходах государя. Во всех этих добавлениях под «настоящим положением вещей» имеется в виду положение вещей в 1783 и в начале 1784 годов.
Ещё при жизни Адама Смита книга выдержала пять изданий в Англии (в 1776, 1778, 1784, 1786 и 1789), была издана во Франции (первый перевод в 1779 году) и в Германии.
В Испании книга Смита изначально была запрещена инквизицией[1]. Причина запрета была в том, что в Испании очень настороженно следили за событиями французской революции, в том числе старались не допустить распространение идей разрушения феодальной системы правления. Поступающие из Франции книги очень тщательно изучались для выявления революционных идей. Указание во французском издании на первоначальную публикацию «Богатства народов» в Лондоне инквизиторские цензоры в 1791 году сочли выдумкой. Работу рекомендовали к запрещению. Идеи Смита о защите ростовщичества и эгоизма признавались как скандальные и антиевангельские.
Огромное количество изданий было сделано после смерти Смита (1790 год).
На русском[править | править код]
Впервые книга переведена на русский в 1802−1806 годах Николаем Политковским. Следующий перевод сделан Петром Бибиковым в 1866 году.
Другими переводчиками были М. Щепкин и А. Кауфман в 1908 году, П. И. Лященко в 1924 году. Издания 1930-х годов не содержали имён переводчиков и были выпущены Институтом К. Маркса и Ф. Энгельса. Издание 1962 года, также без имени переводчика, выпущено под редакцией В. Незнанова.
Книга много раз переиздавалась на русском:
- Исследование свойства и причин богатства народов. Творение Адама Смита. Пер. с англинского. Т. 1-4. СПб., 1802—1806.
- Смит Адам. Исследования о природе и причинах богатства народов в 3-х тт. Т.1. с примечаниями Бентама, Бланки, Буханана, Гарнье, Мак-Кулоха, Мальтуса, Милля, Рикардо, Сэя, Сисмонди и Тюрго. Перевел П. А. Бибиков. СПб. тип-фия И. И. Глазунова 1866 г. 496 с.
- Смит А. Исследование о богатстве народов. М., 1895.
- Смит А. Исследование о богатстве народов. СПб., 1908.
- Смит Адам. Исследование о богатстве народов. Пг., 1924.
- Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. В 2-х т. М.-Л., 1931.
- Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. В 2 т.-М.; Л.: Госсоцэкгиз, 1935. Т.1.-371 с. Т.2.-475 с.
- Смит А. Исследование природы и причины богатства народов. М., 1954.
- Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М: Соцэкгиз, 1962. 684 с.
- Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. В 2 т. М.: Наука, 1993. 570 с.
- Смит Адам. Исследование о природе и причинах богатства народа (отдельные главы). Петрозаводск, 1993. 320 с.
- Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Ось-89, 1997. 255 с.
- Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Книга первая. М, 1997.
- Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Эксмо, 2007.
- Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Эксмо, 2016.
Адам Смит — основные идеи, биография, цитаты
Всемирно известный экономист Адам Смит родился в 1723 году в Шотландии, в семье чиновника, в 14-летнем возрасте поступил в университет Глазго, где изучал логику и философию. В 1740 году, он продолжил обучение в Оксфорде, где проучился до 1746 года.
Впоследствии, Смит критически отзывался об уровне преподавания в Оксфорде из-за того, что многие профессора даже не читали свои лекции. Вернувшись в Эдинбург, Смит занялся самообразованием и чтением публичных лекций по литературе и политэкономии. В 1751 году назначен профессором логики в университете Глазго, в следующем году перешел на кафедру моральной философии. Но интерес ученого все больше смещался в сторону экономической теории.
Смиту было характерно стремление взглянуть на человека с трёх сторон: морали, государства и экономики.
В 1764 году Смит оставляет кафедру и отправляется в двухлетнее путешествие по Европе, по возвращении из которого концентрируется на работе над «Богатством народов» – его главном труде.
В 1778 году Смит был назначен таможенным комиссаром Шотландии и оставался на этом посту вплоть до самой смерти в 1790.
Идеи и взгляды Адама Смита
Мерилом стоимости товара являлся труд, потраченный на его изготовление. Рыночные отношения это эгоистическое поведение человека с целью извлечения выгоды. Эгоистические устремления людей взаимоограничивают друг друга, образуя в совокупности гармоничное равновесие противоречий. Конкуренция в экономике, стремление каждого к личной доходу обеспечивают развитие производства и в конечном счете рост общественного благосостояния.
Свободная конкуренция – непременное условие существования рынка. Свободный рынок работает на базе внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления.
Государство должно было выступать лишь в роли арбитра и гаранта безопасности для частного капитала. Позже эту идею оспорит Кейнс.
Для существования естественного порядка требуется «система естественной свободы», основа которой – в частной собственности.
Благосостояние общества связано с ростом эффективности труда, которая растёт благодаря разделению труда и специализации.
Адам Смит (1723 – 1790)
Адам Смит – шотландский экономист, ученый. Смит является автором большого количества трудов экономической теории. Адам Смит наиболее известен как основатель экономической теории.
Рождение.
Адам Смит родился в маленьком городке Креколди в Шотландии. Несмотря на известность Смита, историки не могут определить единственную верную дату его рождения. Существует множество взглядов на этот вопрос. Кто-то утверждает, что 5 июня 1723 г. – это дата рождения философа. Некоторые заявляют, что это дата его крещения. Другие же считают, что 5 июня является одновременно днем крещения и рождения великого экономика.
Семья.
Отец Адама – Смит Старший, был таможенным досмотрщиком. Мать – Маргарет Дуглас, дочь землевладельца. Поскольку Адам был единственным ребенком в семье, он был очень привязан к матери, и даже будучи в возрасте, сохранил огромную любовь к ней.
Детство.
Совершенно точно можно сказать то, что Адам рос очень тихим и слабым ребенком. Он часто любил оставаться один, думать, размышлять. Известно, что будущий экономист учился в одной из лучших школ в городке. С самого детства он искренне полюбил учебу, книги и знания. Интересным фактом из жизни Смита является то, что в детстве он был украден цыганами. Однако маленький экономист был быстро спасен благодаря своему дяде и благополучно возвращен обратно матери.
Учеба в университете.
В 14 лет Адам Смит поступил в университет Глазго. В университете, Смит начал активно изучать философию. Его учителем был Фрэнсис Хатчесон. Сначала Адам усердно штудировал логику. Затем занимался изучением нравственной философии. Помимо этого, Смит интересовался точными науками и в особенности древними языками. Например, древнегреческим. Отучившись несколько лет в Глазго Адам закончил университет в качестве одного из лучших учеников. После этого Адам был отправлен на продолжение образования в Оксфорде. В 1740 будущий ученый поступил в Оксфорд. Проучившись 6 лет в Оксфорде Адам остался крайне недоволен качеством образования. Позже, в его книге “Богатство народов”, Смит писал, что в университете было крайне плохое преподавание со стороны профессоров.
Возвращение домой.
Оставшись недовольным обучением в Оксфорде, в 1746 году Адам решил вернуться домой в Креколди и начать заниматься самообучением. После двух лет самообучения, в 1748 году, Смит приступает к проведению лекций в Эдинбургском университете. Первый опыт лектора Смит получал с лекций по литературе. Помимо этого Смит рассуждал о юриспруденции, риторике, социологии и экономике. Некоторые из его лекций дошли до 21 века. В этом мы обязаны некоторым ученикам, Адама, которые потрудились записать их и сохранить.
Основные идеи.
Получив опыт лектора, Смит начинает все больше и больше интересоваться экономикой. На это время приходится его первые мысли об экономическом устройстве и экономике в целом. Одна из его первых идей – взгляд на человека с трех сторон: с моральной стороны, гражданской и экономической. Стоит упомянуть, что Адам также давал уроки по достижению богатства. Позже основные идеи из своих лекций Смит описал в его самом популярном труде – “Исследование о природе и причинах богатства народов”.
Популярность и знакомство с Дэвидом Юмом.
В 1750 году Смит узнает о Дэвиде Юме, человеке, который в будущем сыграет важную роль в жизни Адама. Юм был старше Смита почти на десять лет. У Юма и Смита были похожие взгляды на социальные, политические и экономические проблемы. Вместе они написали немало известных для своего времени трудов. Уже через год после знакомства с Дэвидом Юмом, в 1751 году, Адам вновь появится в университете Глазго, но не как студент, а как почетный лектор. Смит проводил лекции по этике, юриспруденции, экономике. В это время Смит был крайне популярен. Огромные толпы людей приходили для того, чтобы услышать слова ученого. Часто, Адаму было сложно начать лекцию из-за страха перед большим количеством людей. Однако, неутолимый интерес слушателей воодушевлял его, и он проводил прекрасные, захватывающие выступления. Смит был интересен людям именно из-за его манеры преподавания. У Адама была очень грамотная и красивая речь, помимо этого, он любил разбавлять свои выступления импровизациями.
“Теория нравственных чувств”.
В 1759 году, при написании работы “Теория нравственных чувств”, Смит основывался на рассуждениях из своих ранних лекций. Этот труд принес Смиту немало популярности. В “теории” Адам писал о этических принципах и в природе человека. Проще говоря, Смит заявлял, что по этическим принципам все люди равны между собой.
“Богатство народов”.
Magnum opus Адама Смита. Благодаря именно этой работе Смит обрел ту популярность, которой он пользуется сейчас. Многие люди заняты изучением этой работы даже по сей день. Начав писать ее в 1764, а закончил лишь в 1786 году. Так, эта работа отняла более 20 лет жизни у Адама Смита. Эта книга – рассуждения Смита о том, что случилось бы если бы экономика полностью обладала экономической свободой. В этой книги изложено множество интересных идей Адама Смита. В книге не раз говорилось о свободе экономического развития. Также в Смит писал о полезности и надобности индивидуального эгоизма.
Последние годы, смерть и память о экономисте.
В 1778 году Адам Смит был назначен на работу одного из таможенных комиссаров в Эдинбурге. Несмотря на то, что Адам имел большой стабильный заработок, он не позволял жить себе в роскоши и нередко жертвовал деньги. Адам Смит ушел из жизни в 1790 году в 67 лет от длительного заболевания кишечника. Интересный факт: Адам был основателем собственного клуба в Эдинбурге. По выходным в клубе Смит устраивал разные собрания и приемы с его друзьями. После смерти великого ученого его труда еще не раз издавались. Так, его самая известная работа “Богатство народов” после его окончания была издана еще 5 раз, а “Теория нравственных чувств” – 6 раз. Многие работы Адама Смита изучаются и по сей день.
Адам Смит. Кто такой Адам Смит (Adam-Smit)
Адам Смит
(июнь 1723 — 17.07.1790), шотландский экономист и
философ, один из основоположников современной экономической
теории.
Краткая биография
Адам Смит (Adam Smith)
, шотландский экономист и
философ, один из крупнейших представителей
классической политэкономии, родился в
городке Керколди (Шотландия) в июне 1723 года
(точная дата его рождения неизвестна) и
крещен 5 июня в городке Керколди в шотландском
округе Файф, в семье таможенного чиновника.
Его отец умер за 6 месяцев до рождения Адама.
В возрасте 4 лет он был похищен цыганами,
но быстро спасен его дядей и возвращен матери. Предполагается, что
Адам был единственным ребенком в семье, так как нигде не найдено
записей о его братьях и сестрах.
В 1737 году поступил в Университет Глазго. Там, под руководством
Френсиса Хатчесона он изучал этические основы философии. Хатчесон
оказал сильное влияние на его мировоззрение.
В 1740 получил степень магистра искусств и частную стипендию для
продолжения учебы в Оксфорде, где в Бейллиол-колледж Оксфордского
университета он проучился до 1746 года. Однако его не устраивал
уровень преподавания, так как большинство профессоров даже не читали
своих лекций. Смит возвращается в Эдинбург, намереваясь заняться
самообразованием и чтением лекций. В 1748 году под покровительством
лорда Кэймса он приступает к чтению лекций по риторике, искусству
написания писем, а позднее и по экономической философии.
В 1748 Смит под покровительством лорда Кэймса приступает к чтению
публичных лекций по литературе и естественному праву в Эдинбурге,
потом по риторике, искусству написания писем, а позднее и по
экономической философии, а также по предмету «достижение богатства»,
где он впервые детально изложил экономическую философию «очевидной
и простой системы природной свободы», и так до 1750 года.
С 1751 Смит — профессор логики в университете Глазго, с 1752 — профессор
моральной философии. В 1755 опубликовал свои первые статьи в журнале
«Эдинбургское обозрение» («Edinbourgh Review»). В1759 Смит выпустил в
свет философский труд по этике «Теория нравственных чувств»,
принесший ему международную известность. В 1762 Смит получил
ученую степень доктора юридических наук.
В последствии его лекции нашли свое отражение в самой известной
работе Адама Смита: «Исследование о природе и причине богатства
народов». При жизни Смита книга выдержала 5 английских и несколько
зарубежных изданий и переводов.
Примерно в 1750 году Адам Смит познакомился с Дэвидом Юмом,
который был старше его почти на десятилетие. Их труды по истории,
политике, философии, экономике и религии показывают схожесть их
взглядов. Их альянс играл одну из важнейших ролей в период
возникновения Шотландского просвещения.
В 1781 году, всего в 28 лет, Смита назначают на должность профессора
логики в Университете Глазго, в конце года он перешел на кафедру
моральной философии, на которой и преподавал до 1764 года. Он читал
лекции по риторике, этике, юриспруденции и политической экономике.
Написанная Адамом Смитом в 1759 году научная работа «Теория
моральных чувств» содержащая материалы из его лекций принесла ему
известность. В статье обсуждались стандарты этического поведения,
которые поддерживают общество в состоянии стабильности.
Однако научный интерес А. Смита сместился к экономике, отчасти это
было влияние его друга — философа и экономиста Давида Юма, а так же
участием Смита в глазговском клубе политической экономии.
В 1776 году Адам Смит оставил кафедру и, приняв предложение от
политического деятеля — герцога Баклю, сопровождать в заграничном
путешествии пасынка герцога. Прежде всего, предложение для Смита
было интересно тем, что герцог предложил ему плату, значительно
превышавшую его профессорский гонорар. Это путешествие длилось
более двух лет. Полтора года Адам Смит провел в Тулузе, два месяца в
Женеве, где он встречался с Вольтером. Девять месяцев они жили в
Париже. В это время он тесно знакомится с французскими философами:
д’Аламбером, Гельвецием, Гольбахом, а также с физиократами: Ф. Кенэ и
А. Тюрго.
Публикация в Лондоне в 1776 книги «Исследование о природе и причинах
богатства народов» (которую Смит начал еще в Тулузе) приносит Адаму
Смиту широкую известность. В книге детально описываются последствия
экономической свободы. Система, объясняющая работу свободного
рынка, до сих пор является основой экономического образования. Одно из
ключевых положений теории Смита — необходимость освобождения
экономики от государственной регламентации, препятствующей
естественному развитию хозяйства. По мнению Смита, желание людей
покупать, где дешевле, и продавать, где дороже, естественно, а потому
все протекционистские пошлины и поощрительные премии за экспорт
вредны, как и любые помехи свободной циркуляции денег. Самый
известный афоризм Смита — невидимая рука рынка — фраза, которую он
использовал для объяснения эгоизма, как эффективного рычага в
распределении ресурсов.
В 1778 году Смит получил должность таможенного комиссара Шотландии и
селится в Эдинбурге.
В ноябре 1787 года Адам Смит становится почетным ректором
университета Глазго.
Умер 17 июля 1790 года в Эдинбурге после продолжительной болезни.
Существует версия, что незадолго до смерти Смит уничтожил все свои
рукописи. Сохранившееся было опубликовано в посмертных «Опытах о
философских предметах» в 1795 году, через пять лет после его смерти.
По материалам: Википедия, ru.wikipedia.org
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников
Еще обязательно прочитайте:
СМИТ АДАМ — это… Что такое СМИТ АДАМ?
(Smith, Adam) (1723–90) Шотландский философ, создатель классической политэкономии. Родился в Керколди (графство Файф) и большую часть жизни провел в Шотландии, являясь связующим звеном между Шотландским и Французским Просвещением (Enlightenment, Scottish and French). Пройдя курс обучения в Глазго, видимо, у ведущих представителей шотландского Просвещения, Смит отправился в Оксфорд. Об этом этапе жизни он оставил следующую запись: «В Оксфордском университете большая часть профессуры в течение многих лет совершенно не занимается преподаванием». Впоследствии Смит отдалился от Англии и ее институтов. Будучи шотландцем, более тесно связанным с Францией, нежели с Англией, Смит многим напоминал своего близкого друга Дэвида Юма (Hume). С 1752 по 1764 г. Смит был профессором философии морали в университете Глазго, и его книга «Теория нравственных чувств» («The Theory of Moral Sentiments», 1759) (далее – ТНЧ) написана на основе прочитанного там курса лекций. В 1764 г. он получил предложение стать репетитором одного молодого аристократа во Франции, благодаря чему познакомился с физиократами (physiocrats). Вернувшись в Шотландию, в течение 10 лет работал над книгой «Исследование о природе и причинах богатства народов» («The Wealth of Nations», 1776) (далее – БН). Невинные откровения о стоическом атеизме умирающего Юма в 1776 г. «навлекли на меня, – пишет Смит, – неизмеримо более тяжелые оскорбления, чем те, которых я удостаивался за самые резкие нападки на всю коммерческую систему Великобритании». В 1778 г. Смит стал таможенным уполномоченным Шотландии. Такой странный выбор позволил ему непосредственно познакомиться со злоупотреблениями в торговле и явлением, неизменно сопровождающим политику в области тарифов и ныне называемым «поиск ренты» (rent-seeking).
Нет никаких указаний на то, что Смит тяготился этой деятельностью; напротив, он занимался ею весьма старательно согласно своим экономическим и политическим взглядам, заклеймил как более чем бессмысленную. Его последняя публичная должность – ректор университета в Глазго (1787). Единство идей Смита сейчас более очевидно, чем ранее. Моральным качеством, в которое он верил более, чем в другие, как следует из ТНЧ, было сочувствие – понимание того, что ты разделяешь чувства других. Смит полагал, что оно должно служить и практической, и нормативной основой для сотрудничества. «Видеть нас самих, как другие видят нас» (Роберт Бернс «Обращение к воши» – «To a Louse»). Бернс, очевидно, читал ТНЧ, т.к. эта фраза принадлежит Смиту. Однако Смит не заходит столь далеко, чтобы утверждать, что в мире достаточно благожелательности, чтобы оставить все, как есть; в отрывке из книги, где рассказывается о том, как перераспределение излишков богачей поневоле приносит пользу беднякам, проводится мысль о «невидимой руке». Возвращаясь к ней в БН, Смит переставляет акцент с сочувствия на заботу о собственных интересах. Хотя «мы ожидаем получить обед не из-за благожелательности мясника, пивовара или пекаря, а благодаря тому, что они заботятся о собственных интересах», все же стремление каждого человека к собственной выгоде заставляет его «невидимой рукой доводить дело до конца, который не входил в его намерения». Слово «сочувствие» имеет для Смита более широкий смысл, чем это принято в современном английском языке, и означает сочувствие в действии. Подобно ТНЧ, БН носит частично описательный, частично нормативный характер. Она открывается темой разделения труда (division of labour), которое Смит считал основой богатства наций. В приведенном им знаменитом примере рабочий «пустяшной» мануфактуры, выпускающей булавки, может в лучшем случае изготовить в день двадцать булавок, если будет делать все операции сам, в то время как даже маленькая фабрика, на которой работают десять человек и каждый занимается определенной операцией, может производить в день 48 тыс. булавок. Поэтому процесс, в ходе которого рабочие предлагают свою рабочую силу капиталистам, организующим производство на основе разделения труда, делает каждого в капиталистическом обществе богаче даже самых богатых членов некапиталистического, традиционного общества. Исходя из этого, Смит предлагает общие рецепты для разных форм экономической организации государства – капитализма, laissez-faire (невмешательство государства в экономическую жизнь) и свободной торговли. Каждая школа политической мысли находит в Адаме Смите то, что ей подходит. По мнению Маркса (Marx), Смит выдвинул теорию трудовой стоимости (labour theory of value), допустив ошибки, которые ему, Марксу, надлежит исправить. Маркс соглашался с идеями Смита о разделении труда, но не понимал, что это приводит к отчуждению (alienation). Защитники теории laissez-faire считают Смита своим духовным отцом, но их противники также черпают у него вдохновение. Смит был уверен в том, что оборона государства, общественные работы и образование нельзя отдавать на откуп рынку, и сторонники протекционизма и вмешательства правительства в экономику могут подкрепить свои взгляды цитатами из Смита. Обе книги Смита полны иронических замечаний («Загородный дом, этот большой предмет, разделяющий жен олдерменов, создан трудом, на который уходит половина человеческой жизни» – ТНЧ; «Дисциплина в колледжах и университетах в общем направлена не на благо студентов, а на удовлетворение интересов преподавателей, точнее ради облегчения им жизни» – БН). Реплики Смита делают его провозвестником скорее школы общественного выбора (public choice), чем какого-либо иного направления политической и экономической теории.
Политика. Толковый словарь. — М.: «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир».
Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М..
2001.