Социальная экономика социальная политика: Социальная политика и экономика – Тема 15. Социальная политика в рыночной экономике

Содержание

Социальная политика и экономика

Обеспечение социально-экономической политики

Определение 1

Социальная политика — это инструмент воздействия государственного института на социально-общественные процессы путем бюджетных, административных, законодательных, общественных и других мер воздействия.

Замечание 1

Экономическая система неразрывно связана с социальной, важнейшей её целью является обеспечение социальной политики государства.

Рассматривая многоплановую историю развития социальных структур различных государств, подтверждается положение о взаимодополняющей роли экономической и социально-государственных систем. Независимо от каких-либо факторов, экономический прогресс является следствием проведения успешной социальной политики и общественного довольства обеспечения пакетом соц. услуг. Уровень развития экономико-социальной сферы обусловливается масштабом и новизной принятых государством мер по усовершенствованию структуры экономики, ключевыми показателями которых являются актуальность (своевременность) и качественность.


Замечание 2

Социальная политика в контексте экономического развития страны является сложной системой, цели которой: обеспечить общество необходимым минимальным уровнем жизни, гарантировать безопасность каждого члена данного общества, являться непосредственным заинтересованным субъектом государственного управления в повышении качества проводимых соц. услуг, способствовать сохранению мира и стабильности в обществе.

Неравное распределение доходов, постоянно существующее в трудовом рынке, различие социального и экономического положения граждан, отсутствия равномерного распределения социальных благ являются постоянными факторами социально-экономического роста в государстве. Таким образом, экономика характеризуется несколькими социально-важными аспектами:

  • осуществление социально-справедливого распределения благ в стране;
  • удовлетворение важнейших потребностей населения;
  • предоставление минимального пакета соц. услуг;
  • постоянное улучшение уровня человеческого капитала;
  • увеличение благосостояния народа, в связи с чем и увеличение благосостояния государства.

Ключевые вопросы экономической системы

Характер и индивидуальность в общественном развитии, социальной устойчивости и благополучности страны напрямую зависят от успешности или неуспешности решения поставленных вопросов перед экономической государственной системой. Устойчивость в обществе, стабильность и благополучие всех его членов — основные признаки социально-ориентированной политики государства. Под понятием социальная устойчивость понимают:

  • обеспечение населения социальной защитой и обеспечение помощью всех индивидуумов в качественной и надежной системой соц. защиты;
  • реализация равноправия во всех социальных группах, независимо не от каких-либо факторов;
  • создание перспектив для молодого поколения в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты, а также условий формирования индивидуального потенциала;

  • осуществление доступности простого населения к основным предметам потребления и услугам, определяющим качественный уровень человеческой жизни;
  • недопущение радикальных показателей в явлении дифференциация доходов.

Замечание 3

Следовательно, основная и конечная цель социальной политики — дать шанс и равные возможности каждому гражданину в вопросах индивидуального повышения благосостояния и в повышения статуса.

Экономическая система государства, ориентированная на человека, обеспечение его потребностей и защищенности подразумевает, что общество и все его представители непосредственно заинтересованы в целях собственного экономического обогащения и, как следствие, обогащение государства. Для реализации предложенного необходимо чтобы были соблюдены, как минимум, 3 обязательных положения:

  • Трудовое распределение и рост деловой занятости должен быть обусловлен причинами улучшения экономико-социального положения населения в меру требуемого;
  • Минимальная дифференциация доходов экономических субъектов в меру их потребления, определяющая результаты предпринимательской трудовой активности населения. Данный механизм служит для постоянной мотивации и стимула увеличения человеческого капитала.
  • Допустимый уровень затрат на минимальное обслуживание населения пакетом социальных услуг в доле от ВВП государства.

При высокой значимости государственного аппарата в решении социальных проблем есть вероятность возникновения дисбаланса между государственным вмешательством в соц. проблемы населения и общественным. Однако, допущение ситуации с неравным распределением социальных благ не является возможным в практической стороне вопроса, т.к. политика равных возможностей для всех поощряет социальные программы, реализованные дополнительными негосударственными организациями.

Значение социальной политики и экономики в жизни государства

Современная социальная политика классифицируется на жесткую и мягкую политику. Жесткий вариант политики включает в себя минимизирование налогов на доходы населения для мотивирования предпринимательской деятельности в стране; ужесточение условий получения социального пособия путем соц. страхования; временное приостановление, либо отмену индексации социальной заработной платы и различных соц. доходов от инфляции цен на рынке.


Жесткая социальная политика подразумевает уменьшение расходов государства на сферы соц. обеспечения для стимулирования частного сектора страны и увеличения его доходов. Структура жесткой политики не всегда учитывает мнение индивидуума в обществе, или же социальной группы, а действует во благо государству и развитию экономического роста в государстве. Однако, внедрение подобной стратегии в реальную политическую жизнь страны характеризуется недовольством соц.настроения и общества в целом, обедневшем в результате относительно зловредных действий государства.

Мягкая социальная политика расширяет соц. программы, их значимость и общественные приоритеты, повышает налоговые поступления для финансирования программ социального равенства между разными слоями населениями (с разным доходом и разной территориальной расположенностью), тем самым способствуя улучшению благосостояния народа. Такой тип экономико-социальной политики наиболее характерен для современного цивилизованного общества и государства, которое фокусируется на человеке, его интересах, правах, свободах и благосостоянии.

Однако, при активизации мягкой политики, как основного органа управления экономически-социальной сферой может оказаться вредной мерой правительства, как показывает практика отдельных государств. Такая политика сталкивается с некоторыми проблемами в экономических сферах.

Во-первых, постоянный рост налогов как первоисточника расходов на социальные нужды страны государства сдерживает предпринимательскую деятельность, которая потенциально могла бы стать причиной появления дополнительного финансирования в государственный бюджет.

Во-вторых, любое перераспределение дохода человека с помощью налогов, государственных проектов и соц. программ, на практике оказываются мало или вовсе неэффективными, поскольку уровень неравенства уменьшается, но не значительно.



В практической жизни страны социальная политика приобретает тип амплитудного движения между жестким и мягким характерами соц. политики. К примеру, в послевоенные годы, до середины 70-ых годов 20 века, социальные расходы государства в большинстве цивилизованных стран повышались, начиная с 80-х годов формируется тенденция к стабилизации ситуации, либо к сокращению реальных доходов населения.

Внутренняя структура, цели и задачи социальной политики зависят и от экономического потенциала страны, демографической ситуации, темпов и характера роста индустриализации в обществе, государственных и общественных институтов благосостояния и т.д. Таким образом, процесс социально-экономического пути страны зависит от делового цикла и ряда политических факторов, которые были сформированы историей, народом, его культурой, традицией и т.д.

Тема 15. Социальная политика в рыночной экономике

В
предшествующем разделе было показано,
что ускорение или замедление
темпов
экономического роста оказывает влияние
на объем занятости и уровень
жизни
населения. Экономическая деятельность
людей в конечном счете имеет це-
лью
создание материальной базы для улучшения
условий жизни. Однако рыноч-
ный
механизм не может автоматически решить
все социальные проблемы, поэто-
му
государство осуществляет коррекцию
рынка с помощью социальной политики.
В
широком смысле слова социальным
принято
называть все, что непосредствен-
но
относится к обществу, людям, их жизни.

15.1. Сущность и основные направления социальной политики

Социальная
политика

система
мероприятий, осуществляемых государ-
ством
для решения социальных проблем, связанных
с удовлетворением потребно-
стей
людей.


Однако
это общее определение нуждается в
конкретизации и уточнении.
Всякое
общество состоит из разнообразных
социальных групп, каждая из которых
обладает
своими интересами, ценностями и
потребностями. Социальные
блага

материальные
и духовные — дефицит, их не хватает для
удовлетворения потреб-
ностей всех.
В результате создается конкуренция
между группами за овладение
источниками
социальных благ, в том числе за право
установления правил их рас-
пределения.
Главным же рычагом реализации интересов
общественных групп яв-
ляется власть,
которая дает возможность одним социальным
группам навязывать
свою волю остальным
группам через государственные институты.

Социальная
политика охватывает социальную
сферу:

  1. материальные
    условия внепроизводственной
    жизнедеятельности челове-
    ка
    — жилье, услуги, здравоохранение,
    образование, торговлю, общественное
    пита-
    ние, общественный транспорт,
    материальную базу культуры и спорта и
    т.п.;

  2. нематериальные
    блага — совокупность разнообразных
    видов духовной
    деятельности,
    включая самоорганизацию и самоуправление.

Цель
социальной политики — достижение
социальной справедливости и
уменьшение
социального неравенства.
Категории
«социальная справедливость»
и
«социальное равенство» не
тождественны. Нельзя считать, что наличие
соци-
ального
неравенства означает социальную
несправедливость, что достижение
со-
циальной справедливости устранит
социальное неравенство.

Социальное
неравенство
есть
неравное положение в социальной
сфере,
выражается
оно в том, что одни группы населения
потребляют больше, чем дру-
гие,
играют большую роль в управлении,
например, производством, имеют боль-
шие
возможности в проведении досуга и т.д.
Справедливо это или нет? Такой во-
прос
в абстрактной форме не имеет смысла.
Оценка
справедливости
зависит
от
норм и ценностей конкретного
общества, от состояния массового и
группового
сознания
в конкретное историческое время. То,
что считается справедливым в
данном
обществе, в прошлом могло восприниматься
как несправедливое, и на-


оборот.
Значит, и социальная политика имеет
исторический характер, со време-
нем
видоизменяется.

В
принципе социальная справедливость в
обществе с рыночной экономикой
связывается
с распределением благ в соответствии
с достигнутым уровнем эф-
фективности
труда и производства. В ряде развитых
стран в последнее время со-
циальная
справедливость предполагает обеспечение
достойного уровня жизни
каждому
гражданину, выравнивание уровня жизни
людей.

Появление
тенденции к социальному
выравниванию
в
развитых странах
выражается
в формировании так называемого среднего
класса, к которому отно-
сят ту часть
населения, которая имеет стабильный и
относительно высокий уро-
вень
доходов. Например, в США средний класс
составляет примерно 70% всего
населения.

Рыночная
экономика предполагает наличие и
сохранение социального нера-
венства,
поскольку в ходе конкурентной борьбы
одни хозяйствующие субъекты
достигают
высокого уровня эффективности и доходов,
а другие, действуя менее
удачно,
несут потери или даже разоряются. В
конечном счете это неравенство
оп-
ределяется различиями участников
рынка по их способностям, знаниям,
умениям.

Однако
на более высокой фазе своего развития
рынок дает условия для со-
циального
выравнивания, но лишь в определенных
пределах. Этому есть два объ-
яснения:

  1. рынок
    по своей природе — форма компромисса
    между его участниками.
    Его
    результаты могут реализовываться
    только при условии обоюдного, встречно-
    го
    удовлетворения потребностей;

  2. на
    более высокой ступени развития, при
    насыщенности рынка и острой
    конкуренции
    участники сбыта заинтересованы в
    высоких доходах потребителей.

В
некоторых случаях противоречия между
общественными группами могут
быть
настолько велики, что функция рынка
социального выравнивания может
быть
стерта, тогда необходима сильная
государственная социальная политика.

В
нормальных условиях государство лишь
осуществляет коррекцию
рын-
ка.
Она
заключается в выработке и реализации
определенных принципов.

1.
Определение степени свободы. Государственная
политика должна исхо-
дить из
предоставления свободы деятельности,
самореализации групповых инте-
ресов,
но в рамках принятых законов. Свобода
и права одних граждан ограничи-
ваются
свободой и правами других граждан.

2 Решение социальных
проблем государством, путем согласования
интере-
сов различных общественных
групп, нахождение компромисса между
ними.

3. Совместная
ответственность социальных групп по
отношению к тем гра-
жданам страны,
которые слабы или ограничены в своих
трудовых возможностях.

Основные задачи социальной
политики:

формирование
у различных групп населения таких
уровней благосостояния,
дифференциация
которых не противоречила бы принципам
социальной справед-
ливости;

создание
в обществе таких механизмов формирования
благосостояния, ко-
торые
бы стимулировали население к эффективному
труду, развитию экономики;

удовлетворение
разумных материальных потреОностей
всех членов общест-
ва
в размерах, максимально способствующих
развитию человеческой личности.

Показатели
результативности социальной политики

уровень
и ка-
чество
жизни населения. Качество
жизни
характеризует
общие условия, в кото-
рых живут люди,
весь диапазон ее свойств, отражает
степень удовлетворения по-
требностей
людей, комфортность, удобство жизненных
условий, их приспособ-
ленность
к современным требованиям, безболезненность
и продолжительность

жизни.

Понятие
«уровень
жизни»
в
большей степени характеризует
количествен-
ную меру благосостояния
людей, уровень потребления материальных
благ. Для
оценки
уровня жизни используются такие
показатели, как потребление
основ-
ных
продуктов на душу населения
или
на
одну семью,
которые
затем сравнива-
ются
с нормативами потребления. Важное
значение для оценки уровня жизни
имеют
показатели структуры
потребления
(для
продуктов питания, предметов
длительного
пользования, услуг и т.д.).

К
числу широко распространенных общепринятых
показателей уровня жиз-
ни
относятся денежные
доходы населения
в
расчете на одного человека или
семью.

Социальная политика
включает в себя две основные части:
политику дохо-
дов и политику занятости.

1.2. Экономическая и социальная политика государства.

1.2.1. Экономические функции государства.

Главной
целью социально-экономической политики
на долгосрочную перспективу является
последовательное повышение уровня
жизни населения.

Государство,
как один из субъектов реализации
экономических функций социальной
работы, призвано корректировать
негативные стороны, присущие рыночному
механизму. Назовем некоторые недостатки
рынка. Во-первых, рынок не учитывает
влияния так называемых отрицательных
внешних эффектов — производители не
хотят нести затраты по восстановлению
ресурсов. Во-вторых, рынок не в полной
мере учитывает влияние таких положительных
внешних эффектов, как услуги образования,
здравоохранения. Учитывается только
индивидуальный коммерческий аспект
этих эффектов, но при этом не учитывается
значение социального воздействия этих
факторов. Рынок как бы не недооценивает
полезность этих благ и услуг. В-третьих,
рыночной системе свойственны неполная
занятость и безработица, но она не
способна решить социальные проблемы
безработных. Рынок безразличен к
производству общественных благ, он
ориентирован на удовлетворение запросов
тех, кто имеет деньги. Как пишет А.
Бломквист, «…Хотя рынок обеспечивает
высокую степень свободы участникам
экономической деятельности, но слабым
и беззащитным он может дать не больше,
чем умереть с голоду». Рынку чужды
нравственные идеалы добра и справедливости.

В
современных условиях ни в одной развитой
стране мира нет экономической системы,
которая бы функционировала без
вмешательства государства. Рыночный
механизм нуждается в регулировании.

Государственное
регулирование экономики — это система
экономических мероприятий государства,
посредством которых оно может
воздействовать на социально-экономическое
развитие общества. Роль государства в
рыночной экономике проявляется через
его многообразие экономических функций.

Выделим
основные направления экономических
функций государства.

  • Разработка
    и утверждение правовых основ экономики.
    В социальной рыночной экономике особое
    место отводится законодательству,
    регулирующему социальные отношения.
    Государство в лице своих парламентских
    и правительственных структур определяет
    правила экономической игры, которую
    ведут экономические субъекты
    (производители, потребители, государство).
    Когда говорят о правилах экономической
    игры, то имеют в виду правовую основу,
    созданную государством. В свою очередь
    под правовой основой подразумевают
    законы и другие нормативные акты,
    регулирующие экономическую деятельность
    (например, определяющие права
    собственности, регулирующие
    предпринимательскую деятельность и
    др.). Государство устанавливает
    продолжительность рабочей недели,
    минимальную заработную плату, определяет
    механизм обязательного социального
    страхования, порядок начисления пенсий.
    Кроме этого разрабатываются специальные
    законы, гарантирующие населению
    социальную стабильность: помощь семьям,
    установление различного вида пособий,
    возможность получения образования,
    услуг здравоохранения, жилья.

  • Антимонопольное
    регулирование. Целью антимонопольного
    регулирования является предотвращение
    последствий, связанных с несовершенством
    конкуренции. Государство посредством
    соответствующего законодательства
    устанавливает контроль над ценами,
    препятствует слиянию крупных фирм.
    Государство не ставит перед собой
    задачу только бороться с монополиями,
    а предлагает сделать возможным доступ
    к достоверной информации о ситуации
    на рынке и о состоянии экономики в
    целом.

  • Проведение
    стабилизации экономики. Правительство,
    используя финансовую и денежную
    политики, стремится преодолеть кризисные
    явления, спад производства, снизить
    безработицу, сгладить инфляционные
    процессы. Известны два пути проведения
    стабилизации экономики: увеличение
    государственных расходов при снижении
    налогов или сокращение государственных
    расходов при увеличении налогов. Эта
    функция направлена на предотвращение,
    торможение экономического спада,
    закрепление и поддержание показателей
    функционирования экономики на
    определенном уровне.

  • Распределение
    ресурсов. Государство своей экономической
    политикой регулирует деятельность
    предприятий на микроэкономическом
    уровне. Оно создает условия для развития
    сельского хозяйства, связи, транспорта,
    определяет расходы на здравоохранение,
    образование.

  • Перераспределение
    ресурсов. Перераспределение доходов
    представляет изъятие части дохода у
    одних лиц с целью их передачи другим
    лицам или добровольная передача доходов
    одними лицами другим, более нуждающимся.
    Через налоговое перераспределение
    доходов, принятые программы социальной
    защиты государство берет на себя заботу
    о не защищенных гражданах.

  • Обеспечение
    социальных гарантий. Государство
    гарантирует выполнение своих обязательств
    на уровне минимальных социальных
    стандартов.

К
средствам государственного регулирования
экономики относятся административные
и экономические средства.

Административные
средства — запрещение, разрешение,
принуждение. Запрещение — запрет
какой-либо деятельности, признание
общественно вредной. Продукт не
допускается к использованию, применению.
Разрешение — это согласие, выданное в
письменной форме на ведение экономической
деятельности. Принуждение это метод
управления, основанный на порицании и
применении мер наказания за нарушение
установленных норм.

Одним
из экономических средств государственного
регулирования является финансовая
политика государства, которая станет
предметом рассмотрения следующей темы.

Экономическая
деятельность человека имеет цель —
создание материальной базы для улучшения
условий жизни. Экономическое развитие
— средство улучшения жизни. В своей
экономической деятельности люди тесно
взаимосвязаны: изменение условий жизни
одного человека зависит от изменения
условий жизни другого. Эти изменения
требуют согласования деятельности по
обеспечению благоприятных условий
жизни.

Деятельность
государства и его институтов, учреждений,
общественных организаций, граждан по
развитию и управлению социальной сферой
общества и есть социальная политика.

ЭКОНОМИКА. Социальная политика Российского государства. |

ТЕРМИНЫ. ЭКОНОМИКА.

Социальная политика Российского государства.

Социальная политика – это  совокупность принципов, норм и методов, используемых государством для регулирования социально–экономических условий жизни общества и отношений между его социальными группами.

Социальная политика – внутренняя политика государства, призванная обеспечить расширенное воспроизводство населения, гармонизацию общественных отношений, политическую стабильность, гражданское согласие и реализуется через государственные решения, социальные мероприятия и программы, взаимодействие всех сфер жизнедеятельности общества в решении социальных проблем. Цель социальной политики — повышение благосостояния населения, обеспечение высокого уровня и качества жизни характеризующихся следующими показателями: доход как материальный источник существования, занятость, здоровье, жилье, образование, культура, экология.

 

Основные функции социальной политики:
  • стабилизационная – стабилизация социальных отношений в обществе;
  • регулирующая – поддержание и стимулирование экономической и социальной активности населения;
  • гарантирующая – создание основы для обеспечения нижнего порога материальных возможностей жизнедеятельности;
  • защитная функция – помощь гражданам в условиях наступления состояния социального риска и кризиса.

Принципы социальной политики:
  • принцип социального равенства членов данного общества, означающий равенство перед законом;
  • принцип социальной солидарности – понимание общности основных жизненных интересов и целей населения данной страны; принцип социальной справедливости — определённая социально–экономическая симметричность в жизни общества и его социальных групп ( соответствие  прав и обязанностей, свобод и ответственности, вклада и реального экономического положения человека и т.п.
  • Пять основных направлений социальной политики.
  • Обеспечение занятости.
  • Регулирования доходов населения.
  • Обеспечение социальных гарантий.
  • Обеспечение социальной защиты.
  • Защита здоровья и экологическая безопасность населения.
Приоритетные направления социальной политики в современной РФ.
  • Индексация доходов населения: комплекс мер по повышению реального потребительского содержания основных доходов населения;
  • Обеспечение минимальных социальных гарантий по доходам, главное – прожиточный минимум.
  • Регулирование минимальных стандартов и нормативов: минимальные нормативные расходы консолидированного бюджета на образование, здравоохранение, жилье, социальное обслуживание и т.д.
  • Предоставление льгот, скидок и субсидий.
  • Обязательное социальное страхование. Обязательное социальное страхование предназначено для возмещения материальных потерь, вызванных временным или постоянным прекращением работы в связи с возрастом, болезнью, производственной травмой (выплата пенсий, оплата больничных, пособий по безработице и т.п.).
  • Социальное обеспечение – направлено на содержание нетрудоспособных членов общества: престарелых, инвалидов, детей, лиц, потерявших кормильца. В эту систему входит и социальное обслуживание: дома престарелых, центры пребывания, протезирование.
Из Конституции РФ.

Статья 7.

1.Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2.В Российской Федерации охраняются труд, здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда , обеспечивается государственная поддержка семьи,  материнства, отцовства, детства инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и  иные гарантии социальной защиты.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

2. Роль социальной политики в развитии экономики и укреплении социального государства

Изначальной
интегральной функцией социального
государства являются разработка и
осуществление программ удовлетворения
социальных и духовных потребностей
населения. Реализация социальной
политики осуществляется че­рез
воздействие, на социальные подсистемы
общества, с одной стороны, и придание
социальной направленности экономике
— с другой. Социальная направленность
экономики обусловлена: во

первых,
социальной ориентацией экономики в
виде возможнос­тей
повышения жизненного уровня как
результата экономичес­кого роста;
во-вторых,
воспроизводством экономической
структурой определенной социальной
структуры и общественных отношений;
в-третьих,
включением в работу социальных ме­ханизмов
экономического роста и стимулов повышения
трудовой (предпринимательской) активности
населения.

Социальная
политика в социальном государстве
становится ориентиром и стимулом
социального рыночного хозяйства.

Развитая
си­стема
образования,
науки, здравоохранения, культуры и в
целом социальной
сферы является
абсолютной необходимостью
для
экономического прогресса, так как это
не затратные, а инвестиционно-
воспроизводящие
отрасли. Успешно может развиваться
только социально ориентированная,
регулируемая государством рыноч­ная
экономика,
базирующаяся изначально на идее
удовлетворе­ния
потребностей
населения. Работа рыночного механизма,
рост эф­фективности
производства способствуют обеспечению
занятости, повышению
жизненного
уровня населения. Социальная ориента­ция
экономики
должна выражаться не только в подчинении
про­изводства потребителю,
удовлетворении социальных потребнос­тей
населения, но и
а необходимом социально приемлемом
пере­распределении
доходов в пользу менее обеспеченных
работни­ков,
аккумуляции средств
для оказания помощи слабообеспеченным
и наиболее
нуждающимся людям и предоставлении
опреде­ленных социальных
гарантий всему населению. Если первая
зада­ча
решается как бы
автоматически, то социальная
справедли­вость, социальная защита,
обеспечиваются прежде всего посред­ством
государственного вмешательства в
экономику (перераспре­деление
создаваемых
благ, налоговая политика, правовое
обеспе­чение
и
т.п.).

Таким
образом,
одним из важнейших, критериев социаль­ной
рыночной экономики
(при прочих, равных условиях)
является приоритет социальной
защиты, социальной справедливости над
эко­номической эффективностью,
который отдается ради социально­го
спокойствия в
обществе и обеспечивается в процессе
государ­ственного
регулирования
экономики.

Соци­альное
государство должно
создавать необходимые
условия
для обеспечения
высокой эффективности развития социальной
рыночной
экономики. В свою очередь, социальная
рыночная эконо­мно может способствовать
выполнению социальным государ­ством
своих социальных функций. В странах с
социальным рыночным хозяйством задача
госу­дарства состоит в обеспечен ни
баланса между рыночной эффек­тивностью
и социальной справедливостью. Социальное
государ­ство активно ориентирует
рыночную экономику на достижение
социальных целей обществам государств

Фундаментальной
основой оптимизации процесса реализации
социальных программ является поддержание
баланса между потребностями социальной
сферы в ресурсах и наличием экономических
возможностей, сведением к минимуму
естественных противоречий между
социальной справедливостью и экономическим
прагматиз­мом.

Лекция
№8. Социальная политика российского
государства

Вопросы.

1.
Модель социальной политики России

2.
Основные приоритеты правительства
Российской Феде­рации на ближайшую
среднесрочную перспективу

3.Приоритеты
государства в стабилизации демографической
си­туации

4.
Политика в сфере образования

5.
Трудовые отношения, занятость и миграция
населения

6.
Социальная поддержка населения

7.
Пенсионная реформа

2. Экономические основы социальной политики

Понятие
«экономика» носит многогранный характер.
В узком смысле это «совокупность отраслей
народного хозяйства страны и «совокупность
производственных отношений» В широком
воспроизводственном плане — это динамично
организованная система хозяйствования,
обеспечивающая процесс производства,
распределения, обмена и потребления
общественно-полезных материальных благ
и услуг.

«Экономика
– это умение пользования жизнью наилучшим
образом», — Бернард Шоу.

Реализация
государственной социальной политики,
её эффективность и качество напрямую
зависит от уровня развития экономики,
бюджетного обеспечения и финансирования.

Для
того, чтобы установить эту параллель,
назовём основные направления социальной
политики:
1. Политика доходов населения
(жизненный уровень, прожиточный уровень,
потребительская корзина).
2. Политика
в социально-трудовой сфере (оплата и
охрана труда, социальное страхование,
занятость населения).
3. Социальная
поддержка и социальная защита населения
(пенсионное обеспечение, социальное
обслуживание и социальные гарантии).
4.
Развитие отраслей социальной сферы
(образование, здравоохранение, культура,
спорт, туризм).
5. Политика в области
развития социальной инфраструктуры
(ЖКХ, транспорт, дороги, связь, энергетика,
торговля и бытовое обслуживание).
6.
Миграционная политика (беженцы и
вынужденные переселенцы, защита прав
соотечественников, внешняя трудовая
миграция).
7. Политика в области социально
незащищённых групп населения (политика
в отношении пожилых людей, инвалидов и
ветеранов, молодежная и семейная
политика)
8. Демографическая политика
(родовой сертификат, материнский капитал,
перинатальные центры и т.д).

Все
эти направления (для их адекватного
развития) требуют финансовых вложений.

В
настоящее время в РФ много социальных
проблем (бедность, безработица, высокая
смертность и т.д.), которые объясняются
экономическими проблемами, ограничением
финансовых ресурсов.

В
то же время уровень развития социальной
политики и социально-трудовой сферы
оказывают влияние на экономический
рост. Качество рабочей силы повышает
темпы производства, а это в свою очередь
увеличивает доходную часть бюджета. Но
для того, чтобы при этом избежать
инфляцию, необходимо использовать
формулу Фишера:

MV=QP,
где
М – объём денежной массы в стране;
V
– скорость оборота денежной массы;
Q
– объем товара и услуг;
P
– средняя цена товаров и услуг.

Данная
формула показывает, что в обществе денег
должно быть столько, сколько создано
(в денежном выражении) товаров и услуг.
В противном случае возникает инфляция,
отрицательно влияющая на государственную
социальную политику.

Примером
взаимосвязи экономики и социальной
политики является пенсионная система.
Чем больше труда человек вкладывает в
производство, тем выше его социальная
защита в виде размера пенсии в пенсионном
возрасте. Такая же зависимость между
экономикой, занятостью, охраной труда,
страхованием, развитием образования,
здравоохранения, науки, культуры и т.д.

Таким
образом, экономика и социальная политика
связаны непосредственно.

Завершая
разговор об экономике в условиях рынка
необходимо подчеркнуть, что есть два
вида:
— рыночная экономика
— социальная
рыночная экономика.

В
основе рыночной экономики лежит
конкуренция, экономическая эффективность,
прибыль, незначительное решение таких
социальных вопросов как занятость и
заработная плата.

В
основе социальной рыночной экономики
находится правовое регулирование
социально-трудовых отношений, регулирование
доходов населения, обеспечение социальной
защиты, регулирование рынка труда и
занятости, охрана труда, социальная
защита при вмешательстве государства.

Экономическая и социальная политика России

Сущность и принципы социально-экономической политики России

Ход истории доказывает, что чем более развитой является национальная экономика, тем сильнее она испытывает необходимость в активной социально-экономической политике. В конце XX – начале XXI века сформировался новый уклад, в ключевом направлении которого явно прослеживаются признаки новой социальной и экономической культуры — общества с глобальной информационной экономикой, новой интернациональной культурой, можно сказать, «реальности в виртуальности».

Определение 1

Социальная политика – система проводимых мероприятий, направленных на повышение уровня и качества жизни населения (социальных групп). Также социальная политика – сфера исследования вопросов, относящихся к такой политике, в том числе, исторических, экономических, политических, правовых и социологических аспектов, анализ причинно-следственных связей в области социальных вопросов.

В роли субъектов социальной политики выступают: государство, надгосударственные образования, отдельные административные образования, предприятия и организации (в том числе, ТНК).

Основной формой реализации социальной политики становится оказание социальных услуг. В качестве объекта получения социальных услуг выступают как отдельные социальные группы, так и все население в целом.

Стратегией социальной политики на определенном историческом этапе является генеральное решение системы социальных проблем. Главные приоритеты социальной политики:

  1. Условия жизни и развития человека от рождения до старости;
  2. Культивация института семьи, приоритетное внимание на матерей;
  3. Гарантия экономической безопасности, защита прав и свобод человека, закрепленных в Конституции;
  4. Обеспечение эффективной защищенности граждан, охрана здоровья, культуры, обеспечение жильем, улучшение демографической ситуации.

Рисунок 1. Принципы социальной политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В ходе разработки и внедрения социальной политики всегда возникает вопрос о социальных приоритетах, то есть задачах, признаваемых обществом наиболее срочными и требующими незамедлительного решения. В социальной политике к социальным задачам относятся (рис.2).

Рисунок 2. Задачи социальной политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Правовым обеспечением социальной политики в России является Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, ГК РФ, ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ», ФЗ «О государственной социальной помощи», ФЗ «О социальной защите инвалидов». Статья 114 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Правительство России обеспечивает проведение в государстве единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии. Социальная защита населения России должна происходить в двух направлениях – это защита нетрудоспособных граждан и защита экономически активной части населения страны.

«Стратегия 2020» — концепция социально-экономического развития России

На данном этапе Россия следует принятой стратегии – «Стратегия 2020». «Стратегия 2020» является общепринятым названием обновленного варианта социально-экономического развития Российской Федерации вплоть до 2020 года, то есть в долгосрочном периоде. Данная концепция стратегического развития по ключевым направлениям (экономическом, социальном, инновационном и т.д.) по заказу российского правительства в 2011 году.

«Стратегия 2020» является приоритетным направлением движения России в перспективе выхода на устойчивую траекторию сбалансированного роста не только в экономическом направлении, но, что существенно, в переходе на модель новой социальной политики. Очевидно, что перспективная социальная политика не сможет обойтись без достаточно высокого темпа макроэкономического развития – как минимум 5% в год. «Стратегия 2020» в данном случае, предлагает задействовать факторы конкурентоспособности, недоиспользованные в предыдущем периоде (в том числе качество человеческого капитала и потенциал научного капитала).

Поэтапная ориентация на снижение уровня инфляции, новые бюджетные правила, целенаправленные усилия по устранению институциональных барьеров, оздоровление делового климата в государстве и максимальные устремления в сфере диверсификации российского экспорта и остальные усилия, должны позволить взять российскому государству ориентацию на постиндустриальную экономику. Можно обозначить «Стратегию 2020» как новую модель роста, направленную на гарантированный рост макроэкономической и социальной стабильности, совершенствования делового климата и подъема инвестиционной заинтересованности и стимулирования инноваций, в целях перевода на модель устойчивого роста.

«Стратегия 2020» оказывает влияние на показатели НД и ЛД. НД – национальный доход, часть стоимости национального продукта, которая остается после возмещения истраченных ресурсов производства и обобщающий показатель макроэкономического развития государства. ЛД – это личный доход работника (единицы трудоспособного населения), в совокупности складывающийся из заработной платы и дополнительных платежей (прочие доходы, в том числе дивиденды, проценты, рента и т.п.). КДР 2 была разработана в 2011 году. С этого момента динамика личного дохода, конкретно рост реальной заработной платы, претерпевают различные изменения. Например, в 2012 году рост реальной заработной платы ускорился до 8,4% (в сравнении с 2011 годом). На эту положительную динамику повлиял, в первую очередь, рост оплаты труда военнослужащих и работников сектора образования и медицины. В 2014, 2015 – 2016 гг. динамика реально располагаемых доходов претерпевает неравномерное, но стабильное снижение (рис. 3).

Рисунок 3. Динамика реальных располагаемых денежных доходов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

По статистическим данным НД на душу населения Россия на 2015 год занимает 57-е место и показатели 13220 долларов. В 2010 году до внедрения концепции «Стратегия 2020» данный показатель составлял – 9900 и Россия находилась на 67 месте. Источник: Рейтинг стран и территорий по размеру валового национального дохода на душу населения /World Development Indicators: Gross National Income per Capita 2015.

Социально-экономическая политика как одна из важнейших задач государства

Социальная ориентация национальной экономики – это серьезная государственная задача, в основании которой располагается деятельность, направленная на социальную защиту населения, включая все слои общества. Важнейшим направлением для решения этой задачи становится регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда, соответственно увеличение национального дохода.

Без сомнения, одним из важнейших инструментов регулирования развития социальной сферы является бюджет. В процессе осуществления государством определенных функций, возникает необходимость образования бюджетных ресурсов. В этом случае, имеется в виду финансирование затрат на целый комплекс мероприятий, направленных на улучшение жизнедеятельности населения в масштабах государства.

Задачи, цели и технологии социальной политики должны основываться на достоверной информации, собираемой, анализируемой и систематизированной. Поскольку социальная политика – это управленческое решение в определенных масштабах, как региональных, так и национальных, то в процесс технологии должны входить два этапа:

  1. Разработка социально-экономической политики;
  2. Реализация социально-экономической политики.

Для реализации социально-экономической политики чрезвычайно важным аспектом становится соответствующий механизм финансирования и контроля, то есть четкая система получения обратной связи.

В основе разработки находятся следующие принципы:

  • Обоснованность – расчетное обеспечение целей, направлений и задач социальной политики;
  • Реалистичность – ориентация социальной политики на все проблемы одновременно.

Замечание 1

В практическом применении очень важно учитывать конкретизацию социальной политики в общем механизме социальных и экономических программ и социально-экономического планирования. Также любые действия должны быть результативны, то есть социальная политика должна давать результаты через определенный период времени.

В случае отсутствия конкретных результатов, практически всегда имеются две причины – необоснованность и не реалистичность социально-экономической политики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *