Социально психологический климат в коллективе методики: Методы и методики исследования социально-психологического климата в коллективе – Экспресс-методика оценки социально-психологического климата в трудовом коллективе

МЕТОДИКА «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА» (Столяренко Л.Д.)

МЕТОДИКА «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА» (Столяренко Л.Д.)

Цель: изучение психологического климата коллектива.

Инструкция: оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные ниже свойства психологического климата в вашей группе, выставив ту оценку, которая, по вашему мнению, соответствует истине. Степень выраженности тех или иных качеств можно определить с помощью шкалы, помещенной в центре листа.

При этом надо иметь в виду, что оценки означают:

3 — свойство, указанное слева, проявляется в коллективе всегда;

2 — свойство проявляется в большинстве случаев;

1 — свойство проявляется достаточно часто;

0 — противоположные свойства (указанные справа и слева) не проявляются достаточно ясно, или то и другое проявляются в одинаковой степени.


Свойство псих.климата А

3

2

1

0

1

2

3

Свойство псих.климата В

  1. В группе преобладает бодрое и жизнерадостное настроение.

Преобладает подавленное настроение, пессимистический тон.

  1. Преобладает доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии.

Преобладает конфликтность в отношениях, агрессивность,

антипатии.

  1. В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание.

Группировки конфликтуют

между собой.

  1. Членам коллектива нравится быть вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время.

Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности

  1. Успехи вызывают сорадость, неудачи сопереживание, искреннее участие всех членов группы

Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов.

  1. Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга.

В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению товарищей.

  1. Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные.

Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей


  1. В трудные дни для группы происходит эмоциональное единение «один за всех и все за одного»

В трудные дни группа «раскисает»: растерянность, ссоры, взаимные обвинения.

  1. У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители.

К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся

равнодушно

  1. Группа активна, полна энергии.

Группа пассивна, инертна

  1. Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоится

Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность

12.В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту

Коллектив разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым.

13.Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно

Группу невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о

собственных интересах.

Обработка результатов: чтобы представить общую картину психологического климата, необходимо:

1. Построить профиль, соединив все знаки. Профиль показывает по каким свойствам психологический климат в классе благоприятный ( высокая положительная оценка), а по каким свойствам — негативный ( высокая отрицательная оценка).

2. Суммировать общее количество баллов, в группе свойств А, а потом в В.

Найти разницу А-В=С


Если С=0или имеет отрицательную величину, то имеет ярко выраженный неблагоприятный психологический климат с точки зрения индивида.

Это значит, что преобладают враждебность, несогласие, неудовлетворенность взаимоотношениями, равнодушие, непродуктивность учебной деятельности, эмоциональная холодность, отсутствие сотрудничества, недоброжелательность, скука, неуспешность деятельности.

Если С более 25 то псих климат благоприятный.

Это указывает на высший уровень эмпатийного педагогического общения в группе (наличие дружбы, согласия, полной удовлетворенности общением, взаимной поддержки, занимательности, успешности в деятельности).

Если С менее 25, то псих климат неустойчиво благоприятный

Для большей объективности картины целесообразно, чтобы такую оценку сделали куратор, другие педагоги, работающие с этой группой, а также сами студенты.

10. Социально-психологический климат, его роль в оргкультуре компании. Методы диагностики социально-психологического климата.

Социально-психологический
климат — это результат совместной
деятельности людей, их межличностного
взаимодействия. Он проявляется в
коллективных настроениях, во
взаимоотношениях, связанных с процессом
труда и решением общих задач коллектива.
Члены коллектива как личности определяют
его социальную микроструктуру, своеобразие
которой обуславливается социальными
и демографическими признаками (возрастом,
полом, профессией, образованием,
национальностью, социальным статусом).
Психологические особенности личности
способствуют или мешают формированию
чувства общности, то есть влияют на
формирование социально-психологического
климата в трудовом коллективе.

наиболее
полно содержание социально-психологического
климата коллектива раскрывается в
работах А.Д. Глоточкина, который
характеризует социально-психологический
климат как «совокупность
социально-психологических процессов
и явлений — систему межличностных
отношений, групповых настроений и
состояний, коллективного мнения,
внутригрупповых традиций»



При
изучении социально-психологического
климата за основные показатели берутся:

1.
Удовлетворенность членов группы
характером и содержанием труда.

2.
Удовлетворенность взаимоотношениями
с товарищами по работе, менеджерами.

3.
Удовлетворенность системой морального
и материального стимулирования.

4.
Стиль руководства фирмой.

5.
Отношение сотрудников фирмы к работе,
товарищам, менеджерам.

6.
Установки и ценностные ориентации
сотрудников фирмы.

7.
Трудовая и общественная активность
сотрудников.

8.
Уровень конфликтности сотрудников.

9.
Реальная и потенциальная текучесть
кадров.

10.
Профессиональная подготовка персонала

При
этом выделяются два основных уровня
социально-психологического климата.
Первый уровень — статический, относительно
постоянный. Это устойчивые взаимоотношения
членов коллектива, их интерес к работе
и коллегам по труду. На этом уровне
социально-психологический климат
понимается как устойчивое, достаточно
стабильное состояние, которое, однажды
сформировавшись, способно долгое время
не разрушаться и сохранять свою сущность,
несмотря на те трудности, с которыми
сталкивается организация. С этой точки
зрения сформировать благоприятный
климат в группе довольно трудно, но в
то же время легче поддержать его на
определенном уровне, уже сформированном
ранее. Контроль и коррекция
социально-психологического климата
осуществляется членами группы
эпизодически. Они чувствуют определенную
стабильность, устойчивость своего
положения, статуса в системе взаимоотношений.
«Поскольку состояние климата менее
чувствительно к различным воздействиям
и изменениям со стороны окружающей
среды, поскольку оно оказывает определенное
воздействие на результаты коллективной
и индивидуальной деятельности, на
работоспособность членов группы, на
качество и количество продуктов их
труда»


Второй
уровень — динамический, меняющийся,
колеблющийся. Это каждодневный настрой
сотрудников в процессе работы, их
психологическое настроение. Этот уровень
описывается понятием «психологическая
атмосфера». В отличие от
социально-психологического климата
психологическая атмосфера характеризуется
более быстрыми, временными изменениями
и меньше осознается людьми. Изменение
психологической атмосферы влияет на
настроение и работоспособность личности
в течение рабочего дня. Изменения же
климата всегда более выражены, заметны,
они осознаются и переживаются людьми
более часто; чаще всего человек успевает
адаптироваться к ним. Накопление
количественных изменений в психологической
атмосфере ведет к переходу её в иное
качественное состояние, в другой
социально-психологический климат .

Сущность
каждого человека открывается только в
связях с другими людьми и реализуется
в формах коллективного взаимодействия,
в процессах общения. Через взаимоотношения
человек осознает свою общественную
ценность. Таким образом, самооценка
выступает в качестве группового эффекта,
как одна из форм проявления
социально-психологического климата.
Оценка своего положения в системе
общественных отношений и личных связей
порождает чувство большей или меньшей
удовлетворенности собой и другими.
Переживание взаимоотношений отражается
на настроениях, вызывает улучшение или
ухудшение психологического самочувствия
человека. Посредством подражания,
заражения, внушения, убеждения различные
настроения в коллективе распространяются
на всех людей и, вторично отражаясь в
их сознании, создают психологический
фон коллективной жизни. Психологическое
самочувствие и настроение, характеризуя
психическое состояние людей, свидетельствует
о качестве социально-психологического
климата в коллективе. Самооценка,
самочувствие и настроение — это
социально-психологические явления,
целостная реакция на воздействие
микросреды и всего комплекса условий
деятельности человека в коллективе.
Они выступают как субъективные формы
проявления социально-психологического
климата.


Методика
исследования социально-психологического
климата

социальный
психологический климат коллектив

Для
оценки психологического климата
первичного трудового коллектива О.С.
Михалюк и А.Ю. Шалыто разработали
специальную методику, в которой
социально-психологический климат
понимается как социально обусловленная,
относительно устойчивая система
отношений членов коллектива к коллективу
как целому. Методика разработана на
кафедре социальной психологии факультета
психологии Санкт-Петербургского
Университета

Опыт
показывает, что проводимые исследования
психологического, климата, как правило,
преследуют две цели:

)подтверждение
гипотезы о взаимосвязи между особенностями
психологического климата в группах и
закономерностями протекания в них ряда
процессов, т.е. предположения о том, что
производственные, социальные или
социально-психологические процессы
по-разному протекают в коллективах с
различным психологическим климатом;

)
выработку конкретных рекомендаций по
оптимизации психологического климата
в коллективе.

Если
для решения второй группы задач необходимо
создание в каждом случае специальной
методики, то в первом случае, как
показывает практика, возникает потребность
делать периодические «срезы» с
целью диагностики состояния психологического
климата в коллективе, прослеживать
действенность тех или иных мероприятий
и их влияние на психологический климат
и т.д. Такие измерения могут быть полезны,
например, при изучении адаптации новых
работников, отношения к труду, эффективности
руководства, продуктивности деятельности.

Психологический
климат первичного трудового коллектива
понимается авторами как социально
обусловленная, относительно устойчивая
система отношений членов коллектива к
коллективу как целому. Методика позволяет
выявить эмоциональный, поведенческий
и когнитивный компоненты отношений в
коллективе.

когнитивный
компонент групповой идентификации
состоит в осознании человеком
принадлежности к группе и достигается
путем сравнения своей группы с другими
группами по ряду значимых признаков.
Таким образом, в основе групповой
идентичности лежат когнитивные процессы
познания (категоризации) окружающего
социального мира;

эмоциональный
компонент групповой идентичности
неразрывно связан с когнитивным
компонентом. Эмоциональная сторона
идентичности заключается в переживании
своей принадлежности к группе в форме
различных чувств — любви или ненависти,
гордости или стыда;

поведенческий
компонент проявляется тогда, когда
человек начинает реагировать на других
людей с позиций своего группового
членства, а не с позиций отдельной
личности с того момента, когда различия
между своей и чужими группами становятся
заметными и значимыми для него.

Экспресс-методика по изучению психологического климата в коллективе

Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в коллективе.
Методика разработана О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто на кафедре социальной психологии факультета психологии СПб. университета.

Методика позволяет выявить эмоциональные, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности — на уровне понятий “нравится — не нравится”, “приятный — не приятный”. При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживался критерий “желание — не желание работать, учиться вместе”. Основным критерием когнитивного компонента избранна переменная “знание — не знание особенностей членов коллектива”.

Инструкция
Целью исследования является диагностика существующего психологического климата в коллективе.
Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо:
— Внимательно ознакомится с вариантами ответов.
— Выбрать один из них наиболее соответствующий вашему мнению.

Предложенные вопросы

I. Отметьте с каким из приведенных ниже утверждений вы больше всего согласны?
1. Большинство членов нашего коллектива — хорошие, симпатичные люди.
2. В нашем коллективе есть всякие люди.
3. Большинство членов нашего коллектива — люди малоприятные.

II. Считаете ли вы, что было бы хорошо, если бы члены вашего коллектива жили близко друг от друга?
1. Нет, конечно.
2. Скорее нет, чем да.
3. Не знаю, не задумывался об этом.
4. Скорее да, чем нет.
5. Да, конечно.

III. Как вам кажется могли бы вы дать достаточно полную характеристику
А. Деловых качеств большинства членов коллектива?
1. Да.
2. Пожалуй, да.
3. Не знаю, не задумывался над этим.
4. Пожалуй, нет.
5. Нет.

Б. Личных качеств большинства членов коллектива.
1. Да.
2. Пожалуй, да.
3. Не знаю, не задумывался над этим.
4. Пожалуй, нет.
5. Нет.

IV. Представлена шкала от 1 до 9, где цифра 1 характеризует коллектив , который вам очень нравится, а цифра 9 — коллектив , который вам очень не нравится. В какую цифру вы поместите ваш коллектив.
1 2 3 4 5 6 7 8 9

V. Если бы у вас появилась возможность провести каникулы с членами вашего коллектива, то как бы вы к этому отнеслись?
1. Это меня бы вполне устроило.
2. Не знаю не задумывался над этим.
3. Это меня бы совершенно не устроило.

VI. Могли бы вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам.
1. Нет, не мог бы.
2. Не могу сказать, не задумывался над этим.
3. Да, мог бы.

VII. Какая атмосфера обычно преобладает в вашем коллективе?
Представлена шкала от 1 до 9, где цифра 1 соответствует нездоровой, недружеской атмосфере, а 9, наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения. К какой из цифр вы отнесли бы свой коллектив?
1 2 3 4 5 6 7 8 9

VIII. Как вы думаете, если бы вы заболели или долго не появлялись по какой-либо причине, стремились бы вы встречаться с членами вашего коллектива?
1. Да, конечно.
2. Скорее да, чем нет.
3. Затрудняюсь ответить.
4. Скорее нет, чем да.
5. Нет, конечно.

Обработка результатов

Анализируются 3 компонента: эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. Каждый из них тестируется 3 вопросами: I, IV и VII относятся к эмоциональному компоненту; II, V и VIII — к поведенческому; когнитивный компонент определяется вопросами III и VI, причем вопрос III содержит 2 вопроса — причем ответ на каждый из них принимает только одну из трех возможных форм: +1; -1; 0. Следовательно, для целостной характеристики компонента полученные сочетания ответов каждого испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщены следующим образом:

— положительная оценка (к этой категории относятся сочетания в которых положительные ответы даны на все три вопроса, относящихся к данному компоненту, или два ответа положительные, а третий имеет любой другой знак)

— отрицательная оценка (сочетания, содержащие три отрицательных ответа, или два ответа отрицательные, а третий может выступать с любым другим знаком)

— неопределенная, противоречивая оценка (когда на все три вопроса дан неопределенный ответ; ответы на два вопроса неопределенны, а третий ответ имеет любой другой знак; один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки).

Полученные по всей выборке данные можно свести в таблицу. В каждой клетке таблицы должен стоять один из трех знаков: +, — , 0.

На следующем этапе обработки для каждого компонента выводится средняя оценка по выборке. Например, для эмоционального компонента

Где — количество положительных ответов, содержащихся в столбце, — количество отрицательных ответов, n — число членов коллектива, принявших участие в исследовании. Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от — 1 до +1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются полученные средние. Для этого континуум возможных оценок делится на три равные части: от -1 до -0,33; от -0,33 до +0,33; от +0,33 до +1.

Средние оценки, попадающие в первые интервал, будем считать отрицательными, во второй — противоречивыми, а третий — положительными.

Произведенные вычисления позволяют вывести структуру отношения к коллективу для рассматриваемого подразделения. Тип отношений выводится аналогично процедуре, описанной выше. Следовательно, возможны следующие сочетания рассматриваемого отношения:

Полностью положительное — психологический климат трактуется как весьма благоприятный;

Положительное — в целом благоприятный;

Полностью отрицательное — совершенно неудовлетворительный;

Отрицательное — в целом неудовлетворительный;

Противоречивое, неопределенное — тенденции противоречивы и неопределенны.

Социально-психологический климат в детском коллективе и методы его диагностики

МБОУ “Башкирская гимназия №102”

Городского округа города Уфа

Демского района

Доклад

Социально-психологический климат в детском коллективе и методы его диагностики

Социальный педагог:

Салихова Рафиня Агзамовна

Уфа 2018

Социально-психологический климат в детском коллективе и методы его диагностики

Обучение в школе занимает большую часть жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие его личности. Поэтому важным условием благополучного развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного социально-психологического климата.

Психологический климат класса/группы — это система отношений, влияющих на самочувствие личности и темсамым определяющих направленность и характер деятельности, а, значит, и развития личности. Он слагаетсяиз устойчивых отношений группы к человеку, к делу, объединяющему членов класса/группы, к педагогу/руководителю группы, а также к событиям, происходящим в классе/группе и за ее пределами.

Психологический климат — чрезвычайно тонкий феномен, существующий благодаря динамике выражаемых отношений, идущих от одного субъекта (ученика/учителя) к другому.

Психологический климат складывается в течение некоторого времени деятельного существования групп, рождаясь как устойчивое образование из многократного воспроизведения социально-психологической атмосферы, которая, в отличие от климата, неустойчива, переменчива. Для установления климата необходимо время и некоторая история жизнедеятельности группы.

Климат класса/группы благоприятен, если отношения позитивны. Неблагоприятным становится психологический климат, как только одно из отношений принимает свое негативное направление. Если дело не интересно, если руководителю не доверяют, если учащиеся неуважительны по отношению друг к другу, если каждый или большинство несет в себе антиобщественную направленность, то климат классы/группы становится разлагающим фактором, тормозящим развитие каждого, в том числе и того, кто выбивается в лидеры.

Для того чтобы изучить социально-психологический климат в классе, педагоги должны знать характеристики социально-психологического климата и факторы, которые его формируют.

Характеристики благоприятного социально-психологического климата:

  • В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения стоятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.

  • В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают «слабых», выступают в их защиту, помогают новичкам.

  • В классе высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.

  • Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности.

  • Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.

  • В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата:

  • В классе преобладает подавленное настроение, пессимизм, наблюдается конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу, присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, ребята позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.

  • В классе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, класс заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.

  • Такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.

  • Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, класс невозможно поднять на общее дело.

  • Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.

  • В классе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участияв совместной деятельности.

  • В трудных случаях класс не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения; коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами.

Данные характеристики определяют состояние ребенка в группе, а ключевые отношения в группе обусловливают формирование ценностных отношений ребенка. Первое и второе тесно связаны. Неблагоприятное состояние ребенка препятствует свободному развитию его ценностных отношений и влияет на развитие личности в целом.

Кроме того, следует учитывать и то, что существует целый ряд факторов, косвенно определяющих психологический климат в ученическом коллективе:

  • Глобальная макросреда. Обстановка в обществе, совокупность экономических, культурных, политических и др. условий. Стабильность в экономической, политической жизни общества обеспечивают социальное и психологическое благополучие его членов и косвенно влияют на психологический климат класса.

  • Локальная макросреда. Организация, в структуру которой входит классный коллектив (школа).

  • Физический микроклимат. Санитарно-гигиенические условия обучения. Жара, духота, холод, плохая освещенность, постоянный шум могут стать источником повышенной раздражительности и косвенноповлиять на психологическую атмосферу в классе. Напротив, хорошо оборудованное рабочее место, благоприятные санитарно-гигиенические условия повышают удовлетворенность от деятельностив целом, способствуя формированию благоприятного психологического климата.

  • Удовлетворенность деятельностью. Большое значение для формирования благоприятного психологического климата имеет то, насколько деятельность является для ученика интересной, разнообразной, творческой, соответствует ли она его уровню, позволяет ли реализовать творческий потенциал, расти.
    Привлекательность деятельности зависит от того, насколько ее условия соответствуют ожиданиям субъекта и позволяют реализовать его собственные интересы, удовлетворить потребности личности:

    • в хороших условиях деятельности;

    • в общении и дружеских межличностных отношениях;

    • в успехе, достижениях, признании и личном авторитете, обладании властью и возможностью влиять на поведение других;

    • творческой и интересной работе, возможности личностного развития, реализации своего потенциала.

  • Характер выполняемой деятельности. Монотонность деятельности, ее высокая ответственность, наличие риска для здоровья и жизни школьников, стрессогенный характер, эмоциональная насыщенность и т.д.— все это факторы, которые косвенно могут негативно сказаться на психологическом климате в классном коллективе.

  • Организация совместной деятельности. Формальная структура группы, способ распределения полномочий, наличие единой цели влияет на ПК. Взаимозависимость задач, нечеткое распределение функциональных обязанностей, психологическая несовместимость участников совместной деятельности повышают напряженность отношений в группе и могут стать источником конфликтов.

  • Организация учебной деятельности. Организация учебного места, наличие своевременного питания, возможность снятия психологических и учебных нагрузок, наличие учебников и т.д.

  • Физическое здоровье. Очень часто определяет возможности и способности к обучению.

  • Психологическая совместимость. Является важным фактором, влияющим на ПК. Под психологической совместимостью понимают способность к совместной деятельности, в основе которой лежит оптимальное сочетание в коллективе личностных качеств участников. Психологическая совместимость может быть обусловлена сходством характеристик участников совместной деятельности. Людям, похожим друг на друга легче наладить взаимодействие. Сходство способствует появлению чувства безопасности и уверенности в себе, повышает самооценку. В основе психологической совместимости может лежать и различие характеристик по принципу взаимодополняемости. Условием и результатом совместимости является межличностная симпатия, привязанность участников взаимодействия друг к другу. Вынужденное общение с неприятным субъектом может стать источником отрицательных эмоций.

  • Стиль руководства классного руководителя. Педагог может влиять на атмосферу, а, изменяя ее, улучшая ее, и каждый раз воссоздавая ее в благоприятных характеристиках, он, создает климат, как длительную и устойчивую атрибутику группы.

Важным фактором благополучия психологического климата являются отношения учителя с группой воспитанников, что выражается в стиле руководства группой и стиле педагогического общения.

Различают авторитарный, демократический и либеральный стиль руководства классным коллективом. Самым лучшим вариантом в практике классного руководителя является разумное сочетание данных стилей. Стиль управления оказывает большое влияние на психологический климат в классе, на формирование межличностных отношений, на которых строится коллектив.

В классе, где классный руководитель применяет демократический стиль управления классом, учащиеся оценивают психологический климат класса словами «дружелюбие», «согласие», «теплота», «сотрудничество», «взаимоподдержка», «успешность» и т.д. Уровень благополучия взаимоотношений составляет 91%, нет «отверженных», мало «пренебрегаемых». Важно и то, что родители учащихся также оценивают стиль общения аналогично с учениками.

В классе, где классный руководитель применяет либеральный стиль общения, взаимоотношения в классе,в целом, благоприятные, но настораживает тот факт, что есть «отверженные», много «пренебрегаемых». Уровень благополучия взаимоотношений составляет только 40%. Ребята также отмечают в классе наличие «враждебности», «непродуктивности», «холодности», «несогласованности» и т.д.

Кроме стиля руководства, одним важнейших факторов, определяющих эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе, являются следующие:

  • личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность)

  • профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая вооружённость).

  • ориентация педагогов на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.

Таким образом, психологический климат классного коллектива является существенным фактором жизнедеятельности человека, оказывающим влияние на всю систему социальных отношений, на образ жизни учащихся, на их повседневное самочувствие, работоспособность и уровень творческой и личностной самореализации. Влияние это может быть самым разнообразным, и его характер зависит от множества факторов, которые были рассмотрены выше.

Однако существуют не менее важные стороны жизнедеятельности класса, его психологического климата, которые почти целиком определяются руководителем.

Советы о том, как классный руководитель может улучшить психологический климат в классе:

  • Организация общих коллективных дел, совместных переживаний.
    Коллективные поздравления с днем рождения учащихся; выражение искреннего сочувствия от именикласса в дни печальных событий, болезни, неудачи; совместные поездки-экскурсии по памятным местам, походы; совместное посещение концертов, спектаклей; совместное проведение праздничных дней, совместная организация общего школьного классного пространства.

  • Умение правильно строить свои взаимоотношения с учащимися.
    Верный сигнал доброжелательности — добрая улыбка, приветливость. К доверию располагает, если вы не подчеркиваете разницы в социальном статусе, возрасте между собой и учеником, высказываете свои соображения доброжелательно, в форме совета, умеете внимательно и заинтересованно слушать учащихся.

    • Учитываете индивидуальные особенности школьника (вспыльчивость, молчаливость, обидчивость, замкнутость), его состояние в данный момент, его отношение к вам.

    • Умейте выслушать учащегося, особенно в минуты напряженного, нервного состояния, возникшего в результате каких-либо неприятностей, недоразумения. Сохраняйте «секреты», доверительная беседа требует осторожности, деликатности.

    • Относитесь уважительно к мнению других людей. Не исключайте возможности того, что вы можете ошибаться, старайтесь убеждать, не спешите использовать административные права.

    • Старайтесь сказать об учащемся доброе слово, если он того заслуживает. Одобрение действует сильнее, чем порицание. Учтите, что захваливание одних и тех же людей, противопоставление их успехов недостаткам других способствует плохому отношению к ним всего класса.

    • Критика по форме и содержанию должна исходить из уважительного отношения к людям.

    • Старайтесь отчитывать наедине, выслушайте смягчающие обстоятельства, говорите конкретно о случае плохого поведения. К провинившемуся относитесь справедливо, уважая его человеческое достоинство. Будьте сдержаны, не переходите на крик и злость, старайтесь не угрожать, применять строгие меры. Покажите провинившемуся, что вы верите в него. Все этопомогает создавать положительныйпсихологический климат.

Выше перечисленные несложные психолого-педагогические советы помогут учителю оптимизировать психологический климат в классе.

А также блок методик, исследующий эмоциональные состояния, еще методики на диагностику [См.Приложение 1.]

  • Для определения уровня текущего психоэмоционального состояния школьников используется диагностическая методика цветовой тест М. Люшера, которая позволяет исследовать уровень комфортности обучающихся в школе, выявить склонность к депрессивным состояниям и аффективнымреакциям. Результативные значения методики отражают эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребенка, и вегетативный коэффициент, характеризующий энергетический баланс организма, способность к энергозатратам.

  • Для определения оперативной оценки самочувствия, активности, настроения используется диагностика психических состояний САН.

Также используются диагностики показателей тревожности, т.к. тревожность во многом обуславливает поведение и психоэмоциональное состояние обучающихся, а также общий негативный эмоциональный фон отношений с взрослыми и сверстниками в школе, снижающий успешность обучения.

  • Диагностика школьной тревожности Филлипса (учащиеся начальной и средней школы). Школьная тревожность отражает общее эмоциональное состояние учащихся, связанное с различными формами включения в жизнь школы.

  • Диагностика личной и реактивной тревожности Спилберга – Ханина (учащиеся старшей школы). Личностная тревожность прямо коррелирует с наличием эмоциональных и невротических срывов, психосоматическими заболеваниями.

Чтобы представить общую картину психологического климата коллектива необходимо пофамильно записать результаты диагностических обследований учащихся по всем используемым психологическим методикам, что позволит увидеть психологическое самочувствие каждого учащегося и его вклад в общую психологическую атмосферу класса.

Качественный анализ, полученной в ходе обследования информации, позволяет сделать вывод о том, что в коллективах отдельных классов и в образовательном учреждении в целом психологический климат можно считать достаточно благоприятным.

Приложение 1.

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ В КОЛЛЕКТИВЕ (Ф. Фидлер)

Методика используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. В основе лежит метод семантического дифференциала. Ниже представлен бланк методики. Ответ по каждому из 10 пунктов шкалы оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак *, тем ниже балл, тем благоприятнее психологическая атмосфера в коллективе, по мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная).
На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе. Методика интересна тем, что допускает анонимное обследование, а это повышает ее надежность. Надежность увеличивается и в сочетании с другими методиками (например, социометрией).
Пример заполненного бланка методики:
В таблице 2 приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в вашем коллективе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре ты поставишь знак *, тем более выражен этот признак в Вашем коллективе.

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА «ЦВЕТОПИСИ» (А.Н.Лутошкин)

Материал и оборудование: шкала цветового диапазона настроений, набор из 8 цветов, предложенный А.Н.Лутошкиным, в который входят: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый, черный и белый цвета. Комплект цветов составляют из цветной бумаги в виде квадратов размером 3х3 см.
Для определения эмоционального состояния с помощью цвета испытуемым предъявляется шкала цветового диапазона настроений и объясняется принцип ее использования. Шкала цветового диапазона настроений:

Инструкция учащимся: «Посмотрите на шкалу цветового диапазона настроений. Ориентируясь на обозначения цветов этой шкалы, выберите из своего цветового набора тот цвет, который соответствует Вашему настроению сегодня». Диагностика настроений может быть одноразовой, и тогда достаточно однодневного исследования. Но может быть поставлена задача исследовать динамику настроений в период некоторого отрезка времени, и тогда исследования повторяются в течение месяца, четверти или более.
Задача педагога – зафиксировать определенное каждым ребенком настроение в цветоматрице с помощью цветных карандашей или фломастеров. Оперативная цветоматрица настроений участников исследования выглядит следующим образом
Оперативная цветоматрица настроений N

пп

Ф.И.О. участника исследования

Дата исследования

1

2

3

4

5

6

7

И т.д.

1

Воробьева Мария Викторовна

2

Зябликов Виктор Тимофеевич

3

Петров Андрей Борисович

4

Сидорова Валентина Андреевна

5

И т.д.

Настроение каждого участника фиксируется в клеточке, находящейся на пересечении его номера или фамилии с днем, соответствующим дате исследования.
Обработка результатов
Результаты подлежат обработке в случаях, когда проводится самодиагностика настроений учеников проводится на каждом занятии. Цель обработки результатов – высчитать индивидуальные и групповые показатели настроений. Для получения индивидуальных показателей настроений подсчитывают частоту встречаемости каждого цвета представленного в шкале цветового диапазона настроений. Чтобы сравнить настроения всех участников исследования, подготавливают итоговую цветоматрицу настроений.

Итоговая цветоматрица настроений

N

пп

Ф.И.О. участника исследования

Дата исследования

1

2

3

4

5

6

7

И т.д.

1

Воробьева Мария Викторовна

к

к

к

о

ж

к

г

2

Зябликов Виктор Тимофеевич

к

к

о

о

з

ф

г

3

Петров Андрей Борисович

к

о

о

о

ф

г

о

4

Сидорова Валентина Андреевна

к

о

о

ж

з

ж

з

5

И т.д.

В цветоматрице или буквами или посредством закраски соответствующего количества клеточек цветом, обозначающим настроение, фиксируют количество дней, когда имело место то или иное настроение. При этом начинают с восторженного (красный цвет), затем – радостного (оранжевый цвет), приятного (желтый цвет) и т.д.

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА

6-7лет
Диагностическая рисуночная методика «Мои друзья» Цель: Диагностика межличностных отношений детей в классе. 19 Детям предлагается нарисовать своих друзей, как им хочется: или как людей, или в виде животных, птиц, цветов, деревьев и т.п. После рисования можно обсудить рисунки детей, спросить, кто здесь нарисован, почему нарисованы именно эти дети и др.

Диагностическая методика «Солнце, тучка, дождик»
Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трех вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие в классе, дома, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.
В классе мне —
С друзьями мне —
Дома мне —

8 лет
Диагностическая методика «Пьедестал» Учащимся класса раздают листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из пяти ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести лишь пять человек из класса. Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению, является значимой фигурой в жизни класса. Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.

ЭКСПРЕСС-МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В УЧЕБНОМ КОЛЛЕКТИВЕ (А.Н.Лутошкин)

Отметь знаком «+» ту оценку некоторого свойства коллектива твоего класса, которая, по-твоему, является правильной. +3 – положительное свойство, описанное слева, проявляется в коллективе всегда; +2 – свойство, описанное слева, проявляется в большинстве случаев; +1 – свойство, описанное слева, проявляется достаточно часто; 0 – затрудняюсь ответить, т.к. противоположные свойства, описанные справа и слева проявляются одинаково часто; — 1 – отрицательное свойство, описанное справа, проявляется достаточно часто; — 2 – свойство, описанное справа, проявляется в большинстве случаев; — 3 – свойство, описанное справа, проявляется в классном коллективе всегда. Итак, оцени состояние вашего классного коллектива в баллах по следующим свойствам

Обработка результатов
Подсчитывается средний показатель оценки социально-психологического климата учебного коллектива. Интерпретация результатов:
+2 – +3 – высокая степень благоприятности социально-психологического климата учебного коллектива;
0 – +2 – достаточная степень благоприятности социально-психологического климата;
-1 – 0 – недостаточная степень благоприятности социально-психологического климата;
-3 – -1 – неблагоприятный социально психологический климат.

Список литературы

1. Лысова Н. Ф., Боровец Е. Н., Шуленина Н. С. Исследование социально-психологического климата в классных коллективах // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 133-135. 

2. Афанасьева Т.А. Социально-психологический климат организации/ http://psi.lib.ru/soveti/sbor/spkliorg.htm

3.  Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность.- М.: Мысль, 1998

Методическая разработка по психологии (6 класс) по теме: “Экспресс-методика” по изучению социально-психологического климата в коллективе.

“Экспресс-методика” по изучению социально-психологического климата в коллективе.

Чтобы пройти тест Вам понадобятся лист бумаги и ручка.

Описание:

Методика разработана О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто на кафедре социальной психологии факультета психологии СПб. университета.

Методика позволяет выявить эмоциональные, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности — на уровне понятий “нравится — не нравится”, “приятный — не приятный”. При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживался критерий “желание — не желание работать, учиться вместе”. Основным критерием когнитивного компонента избранна переменная “знание — не знание особенностей членов коллектива”.

Инструкция:

Целью исследования является диагностика существующего психологического климата в коллективе.
Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо:
— Внимательно ознакомится с вариантами ответов.
— Выбрать один из них наиболее соответствующий вашему мнению.

Предложенные вопросы:

1. Отметьте с каким из приведенных ниже утверждений вы больше всего согласны?
1. Большинство членов нашего коллектива — хорошие, симпатичные люди.
2. В нашем коллективе есть всякие люди.
3. Большинство членов нашего коллектива — люди малоприятные.

2. Считаете ли вы, что было бы хорошо, если бы члены вашего коллектива жили близко друг от друга?
1. Нет, конечно.
2. Скорее нет, чем да.
3. Не знаю, не задумывался об этом.
4. Скорее да, чем нет.
5. Да, конечно.

3. Как вам кажется могли бы вы дать достаточно полную характеристику.
А. Деловых качеств большинства членов коллектива?
1. Да.
2. Пожалуй, да.
3. Не знаю, не задумывался над этим.
4. Пожалуй, нет.
5. Нет.

Б. Личных качеств большинства членов коллектива.
1. Да.
2. Пожалуй, да.
3. Не знаю, не задумывался над этим.
4. Пожалуй, нет.
5. Нет.

4. Представлена шкала от 1 до 9, где цифра 1 характеризует коллектив , который вам очень нравится, а цифра 9 — коллектив , который вам очень не нравится. В какую цифру вы поместите ваш коллектив.
1 2 3 4 5 6 7 8 9

5. Если бы у вас появилась возможность провести каникулы с членами вашего коллектива, то как бы вы к этому отнеслись?
1. Это меня бы вполне устроило.
2. Не знаю не задумывался над этим.
3. Это меня бы совершенно не устроило.

6. Могли бы вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам.
1. Нет, не мог бы.
2. Не могу сказать, не задумывался над этим.
3. Да, мог бы.

7. Какая атмосфера обычно преобладает в вашем коллективе?
Представлена шкала от 1 до 9, где цифра 1 соответствует нездоровой, недружеской атмосфере, а 9, наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения. К какой из цифр вы отнесли бы свой коллектив?
1 2 3 4 5 6 7 8 9

8. Как вы думаете, если бы вы заболели или долго не появлялись по какой-либо причине, стремились бы вы встречаться с членами вашего коллектива?
1. Да, конечно.
2. Скорее да, чем нет. 
3. Затрудняюсь ответить.
4. Скорее нет, чем да.
5. Нет, конечно.

Обработка результатов:

Анализируются 3 компонента: эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. Каждый из них тестируется 3 вопросами: I, IV и VII относятся к эмоциональному компоненту; II, V и VIII — к поведенческому; когнитивный компонент определяется вопросами III и VI, причем вопрос III содержит 2 вопроса — причем ответ на каждый из них принимает только одну из трех возможных форм: +1; -1; 0. Следовательно, для целостной характеристики компонента полученные сочетания ответов каждого испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщены следующим образом:

— положительная оценка (к этой категории относятся сочетания в которых положительные ответы даны на все три вопроса, относящихся к данному компоненту, или два ответа положительные, а третий имеет любой другой знак)

— отрицательная оценка (сочетания, содержащие три отрицательных ответа, или два ответа отрицательные, а третий может выступать с любым другим знаком)

— неопределенная, противоречивая оценка (когда на все три вопроса дан неопределенный ответ; ответы на два вопроса неопределенны, а третий ответ имеет любой другой знак; один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки).

Полученные по всей выборке данные можно свести в таблицу. В каждой клетке таблицы должен стоять один из трех знаков: +, — , 0.

На следующем этапе обработки для каждого компонента выводится средняя оценка по выборке. Например, для эмоционального компонента

Где — количество положительных ответов, содержащихся в столбце, — количество отрицательных ответов, n — число членов коллектива, принявших участие в исследовании. Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от — 1 до +1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются полученные средние. Для этого континуум возможных оценок делится на три равные части: от -1 до -0,33; от -0,33 до +0,33; от +0,33 до +1.

Средние оценки, попадающие в первые интервал, будем считать отрицательными, во второй — противоречивыми, а третий — положительными. 

Произведенные вычисления позволяют вывести структуру отношения к коллективу для рассматриваемого подразделения. Тип отношений выводится аналогично процедуре, описанной выше. Следовательно, возможны следующие сочетания рассматриваемого отношения:

Полностью положительное — психологический климат трактуется как весьма благоприятный; 

Положительное — в целом благоприятный;

Полностью отрицательное — совершенно неудовлетворительный;

Отрицательное — в целом неудовлетворительный;

Противоречивое, неопределенное — тенденции противоречивы и неопределенны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *