Современный человек какой он: Современный человек: каков он? – 5 вещей, которые современный человек себе никогда не позволит

Что значит быть современным человеком? » Новости Узбекистана сегодня: nuz.uz

Что значит быть современным человеком?

Идет по улице раскованный, весь в «лейблах», молодой человек, сосредоточенный на своем айфоне: если не слушает музыку через наушники, то ведет на ходу с кем-то переговоры. Современный парень, что тут скажешь. Если, конечно, судить лишь по одежде, по айфону, по пульту от машины… А по чему же еще можно судить? Безусловно, сейчас кто-то убежденно и вдохновенно возразит: есть еще нравственные ценности, глубина личности, то, что этот молодой человек делает для блага общества, и т.д. и т.п. Все абсолютно правильно, и все эти слова мы слышали много раз. Но я сейчас, как ни странно, хочу связать именно эти два понятия – современность и мода, одежда и внутренняя готовность к переменам.

Понятно, что нельзя причислять людей к современным или «отсталым», основываясь только на их внешнем облике. И все-таки поговорка о том, что «встречают по одежке», родилась не на пустом месте. С тем, что современным может быть лишь человек, который не боится перемен, наверное, согласятся многие. Причем перемен, чего бы они ни касались: от общественных тенденций до новых веяний в искусстве. Самый же наглядный показатель открытости всему новому, как ни странно, – следование моде в одежде. Именно манера одеваться может свидетельствовать о внутренней гибкости человека, его открытости всему новому – или закоснелости, стремлению скрыться в «футляре», подобно чеховскому Беликову. С тем, что первое лучше, чем второе, тоже, думается, спорить никто не станет. А гибкость, способность принимать новое в первую очередь подразумевает толерантность, умение жить рядом с другими людьми и ладить с ними, быть терпимым к мнению других, уважать чужие суждения. Великое искусство, без которого говорить о гармонии в современном мире, увы, не приходится. Тогда как нетерпимость – страшный порок, язва современного общества, неиссякаемый источник вражды, непонимания, войн.


Сейчас все больше входят в нашу жизнь и сознание такие понятия, как экология культуры, экология совести. К ним примыкает и проблема охраны человеческой личности. Человеческая жизнь должна быть «подтверждена» смыслом души.Если это не так, то это несчастье, бедствие для человека – не сознавать смысла своего прихода в этот мир. Все мы рождены для какой-то цели, все мы существуем для того, чтобы принести определенную пользу, способствовать доброте и чистоте окружающего нас мира, а вместе с тем и своего поколения. Цивилизация имеет некий высший смысл лишь в том случае, если каждое последующее поколение оказывается хоть в чем-то лучше предыдущего. И жизнь и дела его – не более скоростными, не более техничными, а более гуманными, более человечными. При этом совершенствование человеческого духа невозможно без духовного общения. Общения не только с себе подобными: духовности исполнено все, весь мир вокруг нас. Постоянное совершенствование духа, постоянная работа над собой– вот смысл человеческого существования. Конечно, требует это от каждого из нас огромного терпения, усилий, воли. Любой человек в идеале должен оставить какой-то след, сделать что-то не только для самого себя, но и для общества. Пусть даже его имя не будет известно многим, – оставленный добрый след все равно не уйдет «в песок».


Достаточно ли для этого просто изо дня в день выполнять выбранную когда-то работу, заботиться о своей семье, в случае необходимости помогать соседям, подкармливать бездомных кошек? Возможно. Все перечисленное – это вовсе не мало. Но все эти каждодневные наши «малые», хоть и необходимые дела еще не гарантируют, что однажды ты ощутишь себя по-настоящему духовной, самоценной личностью. Человек может добросовестно работать, принося пользу на определенном поприще, быть добрым в отношении к окружающим – и при этом проживать свою жизнь слепо, следуя инстинктам и общепринятым нормам, не являясь самостоятельной личностью. А личность не позволяет вести себя, как теленка, она сама выбирает свой маршрут и сверяется с направлением, которое указывали истинно великие учителя и духовные наставники. То есть понятие духовности, без которого нет современного человека, непреложно подразумевает присутствие определенной внутренней культуры.

С чего начинается внутренняя культура человека? Как ни странно – в первую очередь с такого простого и, казалось бы, само собой разумеющегося понятия, как порядочность. Можно иметь высшее образование и быть «крутым» эрудитом, но при этом в серьезном жизненном испытании проявить себя корыстолюбцем, негодяем, предателем. Одно лишь образование и усвоенная сумма знаний, понятно, не сделают такого человека личностью высоконравственной, не наделят автоматически культурой поведения. Между тем, все мы знаем людей, не получивших, возможно, достаточного образования, но которые, сами о том не догадываясь, служат для окружающих мерилом нравственности, такта, неподкупности, чистоты. Я слышала рассказ об одном пожилом человеке, всю жизнь прожившем в глухом кишлаке: он не знал грамоту, но даже если в комнату входил ребенок, он вставал. Оглянитесь – таких людей с чуткой, прекрасной душой немало и вокруг нас, особенно среди стариков… Пусть они не разбираются в современной технике, не бывают в театре и кино, – у них есть чему поучиться.


Тем не менее, начав этот разговор, конечно, нельзя обойти тот факт, что современный человек не может существовать без кино, театра, литературы, музыки, науки, политики. Быть современным – значит быть интеллектуально развитым, высококвалифицированным специалистом, владеть информационными технологиями, иностранными языками– неизбежное сегодня требование времени. Современный человек познает действительность в огромной степени через науку и искусство, это его неотъемлемая духовная потребность. Отнимите у него такую возможность – и это сразу скажется на уровне интеллекта, на полноценности, насыщенности его жизни и в конечном счете – на способности приносить пользу обществу. Взаимосвязь здесь очевидна: чем больше человек готов отдать людям, тем он нравственнее, чем более он наделен нравственным чувством, тем более ощущает потребность отдавать.

И степень этой отдачи впрямую зависит от степени развитости его интеллекта и ума – гарантии правильного ориентирования во всех сферах человеческой деятельности.

Еще одно необходимое условие, определяющее место человека в современном обществе: комфортное и полезное существование его в социуме зависит не только от ума, образования, профессиональных навыков, но и от того, каким он проявляет себя в коллективе: отзывчив или эгоистичен, общителен или замкнут, способен ли«сохранить лицо» в сложной ситуации, не обособляться от коллектива, чтобы в конечном итоге не оказаться в одиночестве. Очень и очень многое здесь зависит от того, каким был его опыт общения с самого раннего детства: было ли ему о ком заботиться, с кем поспорить, перед кем отстоять себя, научился ли он жалеть, сочувствовать, понимать других, привелось ли ему в свое время узнать ни с чем не сравнимую радость сделать что-то для людей или животных, радость отдачи, ощущения своей необходимости для других.



Все эти проблемы очень сложны. Ведь человечество накапливало и шлифовало свой нравственный опыт тысячи лет, а каждый индивидуум должен усвоить этот опыт, чтобы соответствовать уровню культуры того времени, в котором ему выпало жить, за какие-то полтора-два десятилетия. А чтобы вступить в разнообразное общение с людьми, ему этот опыт или хотя бы основы его надо усвоить еще раньше – в пять-семь лет! Какое бы разнообразие жизни и деятельности ни предоставила ребенку семья, как бы ни были развиты его связи с людьми и окружающим миром, все равно этот мир будет узок и беден без соотнесения его с нравственным опытом человечества, со всем тем богатством, которое накопило оно за свою многовековую историю.

Но как сравнить свой личный опыт с тем, что уже было, что есть и должно быть, что будет?

Вот для этого и необходимо великое искусство толератности, способности и готовности слышать и понимать других людей, их ценности и установки. Без этого немыслима жизнь современного человека. Искусство толерантности вооружает его тем, чего не постигнешь простым житейским опытом. Оно как прометеев огонь, который поколения людей передают друг другу с надеждой донести до сердца и разума каждого, кому посчастливилось родиться человеком. А чтобы донести – нужно уметь найти путь к сердцу другого, обладать той самой внутренней гибкостью и готовностью принимать перемены, о которых мы говорили в начале. И в первую очередь – принимать окружающих такими, какие они есть, не подгоняя их под свои рамки, не меряя только своими мерками. Потому-то, увидев ярко, непривычно-дерзко одетую девушку или юношу, обвешанного непонятными вам гаджетами, не спешите внутренне их осудить: возможно, они просто умеют лучше вас принимать и приспосабливаться к переменам? А значит, у них есть чему поучиться. Хотя бы более широкому и открытому представлению о том, что же это значит – быть современным человеком.


ДИЛОРОМ НУРМУХАМЕДОВА

новости в telegram

Homo culturalis: какой он — современный культурный человек?

Человек, бесспорно, существо разумное, но это утверждение не всегда применимо по отношению к каждому отдельному представителю человечества. Печально, но в эпоху развитых технологий и высоких научных достижений по-прежнему встречаются индивидуумы, чьи интеллектуальные способности и уровень культуры оставляют желать лучшего.

Какими главными качествами должен обладать современный человек?

Итак, каким же набором качеств должен обладать человек, чтобы его можно было назвать достойным членом высокоразвитого общества? Как показывают психологические исследования, каждый из нас на подсознательном уровне уже знает, что должно наполнять современного психически здорового человека. Но есть и общепризнанные черты характера, которые нуждаются в выработки. На первом месте среди них — стремление к развитию. В условиях старого мира приоритетной задачей человека было выживание. Сегодня же условия жизни большинства значительно улучшились и появилось время для духовного развития и самосовершенствования. Здоровое желание стать лучше (умнее, сильнее, красивее, талантливее, добрее) побуждает к преодолению негативных черт и развитию позитивных качеств.

Гуманность — черта, которую также нужно в себе культивировать. Участие в благотворительных акциях, активная помощь нуждающимся, альтруистические поступки развивают человечность и делают мир добрее. Еще один способ тренировки гуманности — помощь обычным людям, например, упавшему на улице, потерявшему что-то и т. д.

Еще одно важное качество, дефицит которого часто приводит к конфликтам и агрессии, – толерантность. Толерантность – терпимое отношение к личности другого человека, к его мнению, действиям, его инаковости. Все мы разные и смотрим на мир по-своему, но это не должно быть препятствием к мирному сосуществованию. Научитесь принимать людей такими, какими они есть и перестаньте навязать им свое мнение. И очень скоро вы заметите, насколько проще и лучше стала ваша жизнь.


Какими качествами должен обладать культурный человек?

В течение тысячелетий наше общество прошло через большие преобразования. Постепенно люди придумывали новые средства самосовершенствования и регулировки отношений между собой — конструктивные стили взаимодействия, адекватные методы решения конфликтных ситуаций, мораль, нравственность, человеческие и юридические законы. Все это и является культурой общества.

Что касается, отдельно взятой личности, то культурным можно назвать человека, который:

  • умеет быть благодарным
  • ответственным за свои поступки
  • образован
  • уважает других
  • доброжелателен
  • вежлив
  • принимает мнение других, даже отличное от своего
  • тактичен
  • воспитан
  • инициативен

Культурный человек соблюдает нормы общества, коллектива, семьи. Он всегда знает меру в своих высказываниях и поступках. Кроме того, он пытается привнести вклад в развитие общества. Культурный человек всегда ведет себя естественно, не пытается заискивающе вести себя с другими. Лицемерие и злой сарказм не присутствуют в его манере общения. Он выстраивает свою систему ценностей, которая не идет наперекор с его собственной моралью и принципами других.

Таким образом, культурным можно назвать индивидуума, который сумел совместить в себе положительные качества и доброе отношение к окружающим. Конечно, набор приведенных выше черт является далеко не полным, ведь понятие культуры очень широкое. Но с уверенностью можно сказать, что человека, обладающего хотя бы половиной качеств из этого списка, можно назвать достойным представителем современного высокоразвитого общества.

А каковы на ваш взгляд, характеристики современного культурного человека?

Homo culturalis: какой он — современный культурный человек?

Человек, бесспорно, существо разумное, но это утверждение не всегда применимо по отношению к каждому отдельному представителю человечества. Печально, но в эпоху развитых технологий и высоких научных достижений по-прежнему встречаются индивидуумы, чьи интеллектуальные способности и уровень культуры оставляют желать лучшего.

Современный человек какой он: Современный человек: каков он? – 5 вещей, которые современный человек себе никогда не позволит

РЕКЛАМА




Какими главными качествами должен обладать современный человек?

Итак, каким же набором качеств должен обладать человек, чтобы его можно было назвать достойным членом высокоразвитого общества? Как показывают психологические исследования, каждый из нас на подсознательном уровне уже знает, что должно наполнять современного психически здорового человека. Но есть и общепризнанные черты характера, которые нуждаются в выработки. На первом месте среди них — стремление к развитию. В условиях старого мира приоритетной задачей человека было выживание. Сегодня же условия жизни большинства значительно улучшились и появилось время для духовного развития и самосовершенствования. Здоровое желание стать лучше (умнее, сильнее, красивее, талантливее, добрее) побуждает к преодолению негативных черт и развитию позитивных качеств. 

Гуманность — черта, которую также нужно в себе культивировать. Участие в благотворительных акциях, активная помощь нуждающимся, альтруистические поступки развивают человечность и делают мир добрее. Еще один способ тренировки гуманности — помощь обычным людям, например, упавшему на улице, потерявшему что-то и т. д.

Еще одно важное качество, дефицит которого часто приводит к конфликтам и агрессии, – толерантность. Толерантность – терпимое отношение к личности другого человека, к его мнению, действиям, его инаковости. Все мы разные и смотрим на мир по-своему, но это не должно быть препятствием к мирному сосуществованию. Научитесь принимать людей такими, какими они есть и перестаньте навязать им свое мнение. И очень скоро вы заметите, насколько проще и лучше стала ваша жизнь.
Какими качествами должен обладать культурный человек?

В течение тысячелетий наше общество прошло через большие преобразования. Постепенно люди придумывали новые средства самосовершенствования и регулировки отношений между собой — конструктивные стили взаимодействия, адекватные методы решения конфликтных ситуаций, мораль, нравственность, человеческие и юридические законы. Все это и является культурой общества.

Что касается, отдельно взятой личности, то культурным можно назвать человека, который:

  • умеет быть благодарным
  • ответственным за свои поступки
  • образован
  • уважает других
  • доброжелателен
  • вежлив
  • принимает мнение других, даже отличное от своего
  • тактичен
  • воспитан
  • инициативен

Культурный человек соблюдает нормы общества, коллектива, семьи. Он всегда знает меру в своих высказываниях и поступках. Кроме того, он пытается привнести вклад в развитие общества. Культурный человек всегда ведет себя естественно, не пытается заискивающе вести себя с другими. Лицемерие и злой сарказм не присутствуют в его манере общения. Он выстраивает свою систему ценностей, которая не идет наперекор с его собственной моралью и принципами других.

Таким образом, культурным можно назвать индивидуума, который сумел совместить в себе положительные качества и доброе отношение к окружающим. Конечно, набор приведенных выше черт является далеко не полным, ведь понятие культуры очень широкое. Но с уверенностью можно сказать, что человека, обладающего хотя бы половиной качеств из этого списка, можно назвать достойным представителем современного высокоразвитого общества.

https://emosurf.com/post/8002
 

Основные черты современного молодого человека

Цель размышления, предлагаемого вниманию благосклонного читателя, – прояснить картину отношений между поколениями и попытаться выявить существенные особенности мировоззрения современного молодого поколения.

Объективный взгляд на молодое поколение

«Нынешняя молодёжь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей». Это изречение приписывается Сократу – знаменитому древнегреческому мыслителю V века до Р.Х. С тех пор, заметит читатель, мало что изменилось. Поэтому прежде обращения к предмету исследования нам необходимо разобраться в логическом методе, с помощью которого мы будем исследовать этот предмет. В его исследовании нельзя спешить, ибо, руководствуясь привычными для себя суждениями, мы рискуем потратить время впустую и сформировать о столь важном предмете, как молодежь, субъективное, случайное мнение, не раскрывающее её сущности. В этом случае вместо исследования современной молодёжи будет происходить ретрансляция нам наших же представлений о ней, которые возникли благодаря особенностям нашего восприятия молодых людей.

Прежде всего, зададимся вопросом, можем ли мы считать взгляд старшего поколения на поколение молодое объективным, то есть научным, истинным, или всеобщим и необходимым? Что есть молодёжь по сути своей? В восприятии представителей старшего поколения молодёжь есть не просто их продолжение. Молодые люди есть мы, взрослые, изменяющиеся сообразно нашим ценностям, убеждениям и культуре. Но если в себе эти изменения может увидеть далеко не каждый, то в своём продолжении, отличном от нас (к примеру, – воспитанных нами детях), эти изменения становятся наглядными для всех.

Нам нужно уйти от поверхностного взгляда на молодёжь как на представителей какого-то другого рода людей. Жизнь человечества от поколения к поколению не прерывается; она вечно развивается во времени и есть духовное единство, разворачивающееся из себя самого в окружении природы через конечные духовные противоречия, воплощением которых является каждый человек. Проницательный французский мыслитель Блез Паскаль заметил, что вся последовательная смена людей не что иное, как один и тот же постоянно существующий человек. Поэтому и отношение поколений в сущности диалектично, так как отцы и дети есть одно и тоже человечество, но – как отличные друг от друга.

Таким образом, в молодом поколении мы обязаны понять себя. Наше отношение к молодёжи есть процесс самопознания. Чтобы этот процесс был результативным, необходимо не только смотреть на юное поколение своими глазами, но и взглянуть на себя глазами юношества. Для этого требуется отвлечься, абстрагироваться от себя, от своих субъективных намерений и убеждений, то есть познавать объективно. В процессе нашего самопознания, таким образом, появятся уже две стороны. Они, конечно, будут противоречить друг другу, но обе будут выражать одну и ту же сущность – современное состояние нашего народа и человечества в целом. Чтобы наше мнение о молодёжи стало объективным, или истинным знанием её сути, требуется достичь их примирения между собой. В противном случае мы не сможем преодолеть их односторонность, то есть ущербность.

Стало быть, для объективного исследования молодёжи нам нужно соединить наше отношение к ней как не упавшей с неба, а порождённой и воспитанной нами, и отношение молодёжи к нам, к старшему поколению. Тем самым мы сможем понять, уяснить себе её взгляды, составляющие юношеское мировоззрение.

Цель исследования мировоззрения молодёжи

Святитель Иоанн Златоуст так выразился о причинах морального разложения общества: «Оттого-то у нас города и развратились, что худы наставники юношества». Если мы для начала уже определились с методом познания, то теперь пора высветить конечную цель наших воспитательных усилий. Так как слова Иоанна Златоуста актуальны и адресованы именно к нам как воспитателям юношества, делающим это через свою профессиональную деятельность, через любовь к книгам, через интерес к искусству, религии и философии, то эту цель можно без ложной скромности определить как благо человечества, ибо мы хотим воспитать в представителях молодёжи действительно нравственных и по-настоящему духовных, то есть разумно мыслящих людей. Ведь разумное мышление, состоящее, прежде всего, в постижении нравственного закона, есть высшее проявление сущности человека как такового. Если наше природное тело, в отличие от бесконечности духа, ограничено, то наше дело – пестовать в молодёжи ростки разумно мыслящего духа, любовно ухаживать за ними, продолжая работу, начатую не нами, а нашими предками.

Сегодня общество в нашей стране по примеру других, так называемых «развитых» стран, сориентировано на прагматические цели. Прагматическое мировоззрение видит во всём только материальную пользу – пользу, как правило, личную. Этим обусловлена и величайшая духовная разъединённость представителей современной эпохи, когда произвол и испорченность индивидуумов достигают своих крайних пределов. Наша эпоха вместо христианской любви людей друг к другу знает лишь страстное себялюбие. Индивидуальность замыкается на себе, утрачивает сознание своего единства со всем человеческим родом. Но наше я – конечно, а духовный мир – бесконечен. Он есть сомкнутое с собой единство, отчего и любовь в нём есть способность забыть себя и в этом забвении обрести блаженство.

Но случайно ли современное состояние мира? Нет, столь дисгармоничное его состояние неизбежно, ибо моральное добро и нравственность существуют только там, где есть противоположное, то есть зло и борьба с ним, нравится нам это или нет. Таков необходимый процесс развития человечества, руководимый законом всеобщего отрицания, так как именно отрицание не даёт существующему покоя и является движущей силой мироздания.

С таким посылом и учитывая необходимое различие поколений, мы можем приступить к рассмотрению различных сфер духовной деятельности современной молодёжи, её характерных особенностей и ценностей.

Сферы деятельности современной молодёжи,

характерные особенности и ценности юношества

Начнём рассуждение об особенностях современной молодёжи с наблюдений за её общественной деятельностью, а через особенности этой деятельности перейдём к анализу душевных и личных качеств молодого человека.

Среди различных социальных явлений особое значение имеет патриотизм как понятие многогранное, содержащее в себе взаимосвязь каждого человека с такими важнейшими для жизни людей институтами, как семья, народ, церковь и государство. Понимание патриотизма сегодняшней молодежью можно охарактеризовать как амбивалентное (то есть двойственное) по содержанию, принимающее весьма разные, в том числе и радикальные, формы. Этим объясняется причина появления, с одной стороны, националистически настроенных молодых людей, а с другой – молодых людей, столь же непримиримо отвергающих патриотизм, видящих в нём опасность ограничения личной свободы. Неадекватному отношению к патриотизму мы обязаны, помимо других факторов, недостаточно ясной политике его воспитания. Поверхностное и фрагментарное изложение сущности патриотизма, акцент на единичные примеры, на самоотверженные подвиги наших соотечественников, происходящие во время великих войн (в периоды, когда национальный дух достигает наивысшей сплочённости) и, в тоже время, игнорирование иных моментов общественно-государственной жизни, важных для целостного понимания природы патриотизма – таковы наши упущения, требующие исправления. В противном случае навязчивая декларация правильных убеждений вряд ли разовьёт у молодёжи любовь к своей Родине – скорее наоборот, она вызовет у молодых людей раздражение и возражения.

Когда мы говорим о патриотизме, мы действительно ведём речь о любви. Доктор философских наук А. Н. Муравьёв, выступая на эту тему перед весьма юной аудиторией, сказал: «Говорить о любви вообще очень трудно, поскольку любовь есть чувство очень интимное и слишком выпячивать, разглашать себя оно не любит, хотя сказать: «Я люблю свою Родину» очень даже легко, особенно если от тебя ждут такие слова, а ты ждёшь, что тебя за них похвалят. Но становится ли от таких наших слов нашей Родине лучше и не лучше ли нам вместо них просто сделать для неё что-то хорошее – это ещё большой вопрос. Ещё больший вопрос состоит в том, что значит слово любовь, если оно для нас действительно что-то значит». Одна моя знакомая (имеющая детей, которые как раз находятся в том юношеском возрасте, о котором мы говорим) написала в социальной сети: «Пока есть те, кто нас любит, всё в порядке будет». В этом афоризме выражено представление о любви современного молодого человека с его надеждами, требованиями и убеждениями. Сегодняшнее положение дел таково, что при слове любовь мыслится, прежде всего, внимание к себе, а уже потом, с учётом напряженности этого внимания, к тому человеку, с которым нас связывает это чувство. Однако, во-первых, это – типичные признаки партнёрских отношений, то есть отношений, находящихся в сфере договорных обязательств («Ты – мне, я – тебе»). Эти признаки, разумеется, не раскрывают понятие действительной любви, охваченный которой человек, преодолевая свой эгоизм, чувствует в другом человеке себя, а себя – в другом и потому стремится к благополучию другого, не отделяя его благополучия от своего собственного. Во-вторых, действительная любовь не ограничивается отношением к определённому человеку и перерастает в отношение человека к миру вообще, ибо если человек любит только одного человека и безразличен к другим, то его любовь несовершенна.

«Нам дана от Господа заповедь любви к людям, к нашим ближним. Но любят ли они нас или нет – нам об этом нечего беспокоиться! Надо лишь о том заботиться, чтоб нам их полюбить», – сказал архимандрит Иоанн Крестьянкин. Влечение к наслаждениям и мирской суете – вот возвеличиваемый современностью принцип так называемой «любви», и он правит бал, несмотря на классическую русскую литературу, раскрывающую истинный смысл этого понятия. Этот принцип льстит молодому человеку и потакает его неугасающей страсти к себе: «Ты самый лучший, самый успешный, у тебя всё получится!». Такими рекламными лозунгами мы повсеместно разлагаем дух молодого поколения, питая в его представителях ложную самоуверенность и чувство собственного превосходства, грозящие обернуться если не катастрофой, то глубокой душевной депрессией.

Следующее понятие, которое вместе с любовью является основой мировоззрения современного молодого человека, это свобода. Разговор о свободе тоже должен внести ясность в её истинное значение. Свобода в глазах современной молодёжи есть чаще всего произвол, то есть своенравное своеволие, требующее осуществления многообразных влечений индивидуума. Но действительная свобода есть понятие, раскрывающее в человеческих действиях единый разумный смысл и потому относящееся не к отдельной личности, а к всеобщему благу. Быть действительно свободным – значит действовать согласно цели, имеющей всеобщий интерес. Это требует не только внутренних усилий, но, прежде всего, понимания нравственного закона: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе». Поэтому можно сказать, что свобода есть разумное самоопределение человека.

Важнейшая сфера социальной активности молодого человека – его профессиональное образование. Я намеренно начинаю с профессионального образования, потому что общее образование молодого человека сегодня, к сожалению, ориентировано на профессию. Это значит, что свобода самоопределения, о которой сказано выше, носит несколько условный характер. Есть такие, кто уже в начальных классах школы определили свою будущую профессию. Однако чаще бывает так, что, развиваясь интеллектуально и приобретая жизненный опыт, человек узнаёт свои неведомые ему прежде потенциальные возможности. «Нас было четыре тысячи студентов. Из них только пятнадцать мальчишек и девчонок вместе со мной наблюдали звёзды. Остальные бегали по дорожкам и наблюдали за собственными ногами», – заметил по этому поводу американский писатель Рэй Бредбери. Слишком рано профессионально ориентируя общее образование, мы рискуем получить специалистов, деятельность которых будет сродни вычислительным машинам, успешно справляющимся с множеством технологических операций. Следует признать, что популярные сегодня в среде молодёжи технократические установки есть результат нашего влияния на молодое поколение, проводником которого служит, прежде всего, модернизация образования.

Образование сегодня нацелено на комфортное пребывание индивидуума в общественной среде и ради этого оно культивирует прагматизм в ущерб целостному развитию человеческого духа, что, разумеется, не способствует появлению у молодых людей тех качеств, о которых можно говорить с уважением. Необходимость конкретного тождества теоретического и практического образования налицо. К примеру, сегодня много говорят об искусственном интеллекте, о цифровизации различных сфер. Этим вопросам придаётся особая важность, но природа этих понятий не исследуется. Тем самым открывается поле бесполезных усилий, а юношество настраивается на обожествление цифры. В тоже время идёт явное огрубление его нравов, происходит падение качества образования, в том числе из-за того, что молодые люди не читают, а если и читают, то далеко не то, что способствует развитию разумного мышления. Молодой человек уверен, что он начитан, ибо каждый день он пользуется поисковыми системами и проглатывает огромное количество информации. В связи с этим напомним слова Конфуция: «Учиться и не размышлять – напрасно терять время; размышлять, не учась – опасно».

Интерес к чтению в нашей стране явно падает. Это признают не только эксперты, но и чиновники. По данным Министерства культуры РФ, 35% населения вообще не читают книги после школы, а 44% россиян за год не открыли ни одной книги. Потребности же людей различаются в зависимости от образования и свободного развития. От этого зависят предъявляемые ими требования, их вера в авторитеты и доверие к ним. В известном произведении Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» сатирически раскрыты проблемы современного общества, пагубность исключительно материальных ценностей и неизбежная бедность мысли людей, одержимых лишь чувственными благами. «А Шекспира они читают?– спросил Дикарь, когда, направляясь в биохимические лаборатории, они проходили мимо школьной библиотеки. – Ну разумеется, нет, – сказала директрисса, зардевшись. – Библиотека наша, – сказал доктор Гэфни, – содержит только справочную литературу. Развлекаться наша молодежь может в ощущальных кинозалах. Мы не поощряем развлечений, связанных с уединением». Так происходит обмеление духа; знания приобретаются специализированные, нужные материальному производству, оно же в ответ, словно кость, бросает человеку пакет с примитивными удовольствиями. По результатам социологического опроса «Что нужно для достижения успеха в современной России?» на первом месте стоят связи с нужными людьми и деньги, и только после них называются трудолюбие и образование.

Говоря об образовании, нельзя исключать воспитание как переход от своеволия к воле истинной и разумной. В процессе воспитания происходит снятие природной непосредственности воли. «Воспитание должно быть надежным и сознательным искусством образовывать в человеке устойчивую и безошибочную добрую волю», – утверждал великий немецкий философ Фихте. В этом своём качестве оно есть главный фактор духовного развития молодого человека. В процессе воспитания возникает и совершенствуется разумное мышление, которое определяет содержание мировоззрения и представлений личности, ибо облагораживает её чувства. Поэтому отсутствие воспитания означает превращение человеческого общества в то, что другой великий немецкий мыслитель Гегель назвал духовным царством животных. Как сказано в Библии, «из сердца выходят дурные мысли, убийства, неверность». Радует, конечно, что молодые люди ныне со всё большим вниманием воспринимают от старших наставления о том, как правильно жить. Вопрос в том, что разговор по таким темам носит чаще личный характер, не становясь принципом российского образования.

«Народ, имеющий плохое понятие о Боге и вере, имеет и плохое государство, плохое правительство, плохие законы». Эти слова Гегеля чрезвычайно актуальны в наши дни. Возомнив себя творцом мира, современный человек стал снисходительно смотреть на религию, видя в ней лишь институт управления массами и не осознавая того, что его собственные личные проблемы коренятся в его презрительном отношении к абсолюту. Думаю, что такой примитивный взгляд на один из высших способов духа есть индикатор опустошённости сознания, ограниченности мышления, по существу – возврат к непосредственному восприятию реальности. Многие молодые люди наивно полагают, что поиск божественной истины не нужен «прогрессивно» мыслящему человеку. «В наше время никого не тревожит, что он ничего не знает о боге; – продолжает Гегель, – более того, уверенность в невозможности подобного познания считается проявлением необычайной проницательности». Современная эпоха превратила божество в далёкий от нас призрак. Это тоже способствует росту высокомерия, поскольку человек полагает, что в этом знании незнания он выразил своё величие и истинное предназначение. В связи с этим вновь встаёт вопрос к нам: отчего мы не привили юношеству уважение к религии, к глубине и возвышенности религиозного сознания?

Не менее проблематично сегодня и отношение молодёжи к искусству. При многообразии современных форм искусства единая природа искусства явно недостаточно раскрывается юным сознанием. Поэтому великое в его представлении перемешано с ничтожным, прекрасное – с отвратительным, но претендующим на восхищение. Такое умонастроение не только бесплодно, но и вредоносно, так как понять искусство – значит открыть великое богатство красоты мира.

Несколько слов – об общественной активности молодёжи. Не нужно быть социологом, чтобы заметить её существенный рост. Причина этого роста понятна – накопившийся в советский период запрос на свободную общественную деятельность естественно начинает реализовываться. Молодёжных объединений сегодня множество, но далеко не все они способствуют развитию гармоничной личности. В послании апостола Павла к коринфянам сказано: «Худые сообщества развращают добрые нравы». Разумеется, от цели общественной деятельности зависит и мотивация к ней. Это либо социальное служение, либо ресурс для удовлетворения личных потребностей. Институт общественных организаций сегодня находится в стадии становления, поэтому об опыте предыдущего поколения говорить можно с натяжкой. Тем не менее, отношение к некоторым личным качествам у различных поколений определённо различное. К примеру, сегодня старшее поколение часто желает молодым людям быть амбициозными. Они же, полагаясь на авторитет взрослых, видят в амбициозности ценность. Но что значит слово амбициозный? Дословно оно переводится как исполненный тщеславия, своенравный. С каких пор качества приземлённые, всегда считавшиеся негативными, вдруг стали идеалом, которого желают? Конечно, можно сказать, что имеется ввиду амбициозность в лучшем смысле этого слова. Но его лучший смысл выражают другие слова, например, целеустремленность, настойчивость, волевой характер. Или, наоборот, возьмём слово лох, которое, обозначая человека, не умеющего выгодно устроиться и доверяющего к людям, есть слово ругательное и оскорбительное. Отчего произошло такое превращение положительных человеческих качеств в отрицательные? Оттого, что из голов старших путаница переносится в головы молодых людей.

Широкое поле социальной активности молодёжи представляет собой добровольчество, или волонтёрство. На мой взгляд, первое, исконно русское слово более точно выражает смысл служения во имя добра. Волонтёрство же как слово, заимствованное из французского языка, означает в нём вовсе не добрую, а лишь охотную волю, то есть то, что делается в охотку, а такие дела отнюдь не всегда бывают добрыми. Первыми волонтёрами были французские солдаты, которые шли на войну, не имея средств к существованию и предполагая добыть их в бою. Отношение молодого человека к добровольчеству тоже различное. Кто-то занимается добровольчеством ради приобретения социального опыта, кто-то – потому, что это ему сейчас в охотку, а кто-то – руководствуясь принципом: «Делай добро ради него самого». Последний вариант есть, конечно, самый верный, и чем чаще он будет встречаться, тем лучше будет нам всем.

Сегодня много внимания молодёжь уделяет здоровому образу жизни. Правда, под здоровым образом жизни чаще понимается физическое состояние организма. Это, разумеется, очень важно и здорово, что сегодня в моде у юношества уже не наркотики, не пиво и не сигареты, а спорт и физическая культура, но этого недостаточно. Крылатое выражение «В здоровом теле – здоровый дух» изначально имело более определённое значение. У римского поэта Ювенала оно звучало так: «Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом», то есть здоровье ума стояло для него на первом месте. Молодёжь же смотрит на спорт только как на гимнастику тела, но не гимнастику ума. Поэтому нам необходимо привить ей понимание, ради чего требуется физическое здоровье. Настроим «качалок» да стадионов и будем ждать от них высокой культуры подрастающего поколения, а в итоге получим грозную безумную силу, которую тот, кто себе на уме, бросит туда, куда ему потребуется.

«Чтобы жизнь государственная сильно и правильно развивалась, процветала образованностью, приносила плод общественного благоденствия – для этого надо, чтобы жизнь семейная была крепка благословенной любовью супружеской, священной властью родительской, детской почтительностью и чтобы вследствие того возникали столь же чистые начала жизни государственной, чтобы любовь ребенка к матери была преддверием любви к отечеству», – утверждал святитель Филарет Московский (Дроздов). В отношении молодого человека к семье скрыто будущее нации, ибо семья есть малое государство. В ней испытываются ответственность, истинная любовь, терпение и смирение. Плохой семьянин это, как правило, никудышный гражданин. Семейные ценности, находясь среди значимых ценностей молодёжи, воспринимаются ею всё более утилитарно и своевольно. Сегодня семья в представлении юношества основывается преимущественно на инстинктивном влечении или договоре, но почти никогда не характеризуется как общественный долг и служение. Вот откуда наши рекорды по количеству разводов и убыли населения! Для справки: по данным Росстата в 2016 году распалось более 60% браков и наблюдается тенденция к увеличению этого показателя.

Теперь перейдём к тому, как молодое поколение мыслит. «Границы моего языка есть границы моего мира», – эти слова австрийского философа Людвига Витгенштейна выражают роль и значение языковых форм выражения мысли. Говорит не собственно человек, а в нём говорит и обнародует себя другим, ему равным, единая человеческая природа, состоящая в том, что он есть мыслящее существо. Народ, в сущности, есть сущий язык, как сказал Александр Сергеевич Пушкин в одном из своих хрестоматийных стихотворений. Поэтому основным условием для успешного продолжения жизни народа является не только рост его благосостояния, но и в гораздо большей степени сохранение и развитие его родного языка. Национальный дух не может не опираться на национальную культуру, основой которой является родной язык народа, на котором пишется национальная художественная литература. Язык есть сущее для других сознание, и в художественных произведениях он выражает сознание нации. Чистота языка есть гарантия нравственного благополучия народа, ибо родная речь является одним из главных, если не самым главным инструментом и национально-государственного развития, и индивидуального самоопределения. Отсюда становится очевидной выдающаяся роль сохранения и развития языка народа в деле воспитания молодёжи. Не надо доказывать, что огромный потенциал русской классической прозы и поэзии далеко не в полной мере используется образовании юношества.

На каком же языке говорит современный молодой человек? Наш язык, как и наше сердце, открыто различным угрозам. Можно заглянуть в современный толковый словарь и посмотреть на языковые изменения, произошедшие с конца ХХ века. Чем обогатился наш язык, да и обогатился ли он? Слов новых немало, но какие это слова? Бабки (в значении денег), байк (мотоцикл), баксы, бой-френд, випы, секьюрети, транссексуал, тусовка, шейпинг, шопинг и другие слова, которые можно услышать из уст видных политиков, но изменяющие психологию масс в откровенно-криминальном направлении – уже упомянутый лох, кинуть, беспредел и тому подобные словечки. Изменяет наш язык и массовое вторжение в него англицизмов, принятых в экономике, торговле и интернете: маркетинг, менеджмент, контроллинг, тайминг, лизинг, ОК, инфа, имхо, аватар. Разумеется, для того, что обозначают эти слова, можно было бы найти выражения и в русском языке, но мы приняли в него инородные, попутно оценив наш язык как устаревший, негодный для новинок современности. Примечательно, что некоторые слова, ранее заимствованные из других языков, сегодня в очередной раз заменяются на иностранные, отчего тенденция становится трендом и так далее. Нашему сознанию непросто угнаться за таким постоянным обновлением нашего языка. В связи с этим происходит стремительная жаргонизация русской речи. Жаргонизмы, наряду с её упрощением, выражают и явное падение нравов, заражённых индивидуализмом и потребительством. Модный жаргон (отвали, урод и другие, более жесткие, слова) деформирует отношения людей, разъединяет и отстраняет их друг от друга, делает правилом безразличие к чужой беде (мне по барабану, параллельно, или фиолетово). Призывы молодёжи к моральной ответственности и нравственным идеалам тщетны потому, что через язык в её дух уже проникли совсем другие принципы мышления и поведения.

Возникает вопрос: можем ли мы повлиять на современное состояние русского языка и тем самым – на формирование мировоззрения юношества? Этот вопрос направляет внимание и на будущее библиотек (в том числе, в контексте темы нашей конференции: «Современная библиотека в эпицентре молодёжных интересов»). Замечу, что тема конференции сформулирована несколько двусмысленно. К сожалению, библиотека не находится в эпицентре интересов современной молодёжи. Это библиотекам важно, чтобы юношество вернулось к чтению полезных ему книг. Задача поставлена весьма актуальная и обнадёживает, что её обсуждение вышло за стены библиотек.

Конечно, будущее библиотек – не в увеличении их числа. Молодёжь уже не пойдёт в библиотеки только из-за наличия там массы книг. Электронную копию любой книги сегодня можно найти в Интернете, да и любителям печатной книги книжные магазины ныне предлагают весьма привлекательные условия, так как то время, когда за приобретение популярных изданий желающим приходилось сдавать килограммы макулатуры, уже миновало. Но неужели библиотеки, которые прежде, по выражению Гёте, были сокровищницами или, по меньшей мере, полезными кладовыми знаний, передаваемых из поколения в поколения, уходят в небытие? Думается, что кроме научных и специализированных библиотек, в которых хранятся рукописные и печатные оригиналы выдающихся произведений, остальные, известные нам в том виде, в котором они существовали последнее столетие, уже не соответствуют требованиям современности. Информация сегодня доступна как никогда прежде и библиотеки станут анахронизмом, если не приспособятся к современной реальности. Они должны пересмотреть свои задачи и от накопления книг перейти к действиям по сближению молодого человека с их содержанием. Нам сегодня важно развивать не только культуру чтения, но равным (если не преимущественным) образом – культуру обсуждения и общения. В библиотеках нам предстоит увидеть одно из средств формирования разумного мировоззрения. Достижение этой цели, разумеется, есть задача не только библиотекарей; здесь нужна государственная стратегия, ориентированная на взаимодействие всех ответственных за это структур.

Создание творческих площадок – мест, где молодые авторы представляют свои произведения, есть один из первых шагов по приобщению молодых людей к содержанию книг. К примеру, поэтическая площадка «Свободный микрофон» даёт возможность молодым поэтам и чтецам открыть себя для других. Естественное желание обнародовать своё творчество мобилизует авторов к внутренней работе, к поиску более совершенных приёмов поэтического мастерства. Такие места объединяют не только деятелей искусства; они привлекают и поклонников литературных жанров как личностей, находящихся в жизненном поиске. Библиотека должна стать для молодого человека общественным пространством, где он может реализовать свои особенные интересы. Возвышенный слог, импозантная риторика, актёрское мастерство – эти умения всегда привлекали юношеские сердца. Поэтому театрализованные постановки и театры юного зрителя – вот ещё одна сфера творческого пространства, развивающая художественное восприятие зрителей пьес и актерское мастерство.

Книги сопровождают нас с детства. Сначала это сказки, которые в исполнении наших родителей дают нам первые представления о природе и жизни людей, рассказывают о добре и зле. «Чтение – вот лучшее учение!», – так А. С. Пушкин без лишних слов выразил первое условие образования личности. «Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное», – продолжил его мысль Ф. М. Достоевский. Нам же, как представителям взрослого поколения, предстоит воспитать в юношестве понимание, что каждый человек должен родиться дважды: один раз – естественным, природным путём, а в другой раз – духовно, то есть осмыслить и создать самого себя. Найти своё призвание и сделать себя тем, кем он хочет (например, дельным комбайнёром, умелой дояркой или замечательным хлебопёком, хорошим рабочим, техником, инженером, надёжным солдатом или офицером, хорошим врачом, или чиновником, на совесть исполняющим какое-нибудь государственное поручение, выдающимся спортсменом, учёным, художником, священником или философом) – это за молодого человека никто сделать не сможет. Лишь тогда, когда он сделает это, он сделается отцом самому себе и, преодолев свою природную ограниченность, внесёт неповторимый духовный вклад в жизнь своего народа и человечества. Родина его за это, разумеется, никогда не забудет.

По мотивам выступления на конференции по развитию библиотек ««Современная библиотека в эпицентре молодёжных интересов»».

2018 г

Каков современный человек?. Психическая природа современного человека в России

Каков современный человек?

Вопрос изучения внутреннего мира человека является одним из важнейших для современного левого движения. Он же является и самым слабым звеном в марксистской теории. Однако падение духа неуместно в процессе познания, для которого слабое есть лишь то, что необходимо превратить в сильное. Таков первый вывод.

Обрисовывая ответ на поставленный вопрос о внутренней природе нашего современника можно отметить сумму черт характеризующих этого человека. Их четыре. Это: индивидуализм, депрессия, пассивность и садомазохизм.
Конечно, данные качества не способны дать нам полную картину психического в индивиде, но именно они являются теми характеристиками, без которых нельзя верно оценить состояние современного человека и динамику изменений в нем.

XXI столетие это новая эпоха. Это эра ускоряющейся глобализации, время всеобщего распространения капитализма и его развития до исторического предела глубин этой формации. Но вместе с тем наш век это и новый цикл противоречий. В его хронологическом измерении капиталистическая система погружается в период обострения старых, внутрисистемных противоречий, возникновения и углубления новых — межсистемных противоречий. Противоречий, в которых новое общество — коммунизм, вызревая в недрах старого, сталкивается с ним, вступает в многоплановую борьбу и постепенно берет верх. Без понимания этих процессов невозможно разобраться в психике современного человека.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Современный человек

Вид, к которому принадлежим мы и который называется Homo sapiens, то есть человек разумный, распространился во всем мире в основном в течение последних 10 000 лет. Отличи­тельные признаки строения нашего скелета — относительная легкость костей, надбровье, представленное только двумя не­большими выпуклостями на лбу, впалые щеки, хорошо разви­тый подбородок и выступающий нос. Два последних признака связаны с исчезновением морды: без развития выступающего носа осталось бы довольно мало места для носовой полости, а без изменения формы нижней челюсти мышцы языка были бы очень небольшими, что привело к появлению подбородка.

Нос и подбородок

Нос и подбородок

Казалось бы, сейчас подходящий момент для того, чтобы нарисовать хорошо известные портреты длинноволосых и грубоватых существ — такими обычно изображают наших предков. Но мы знаем, что точно восстановить по черепу внешний вид современного человека, исключая длительно существующие типы, невозможно (нашему читателю, конечно, известны работы М. М. Герасимова в области портретной реконструкции по черепу людей прошлого. В высказы­вании автора звучит сомнение в возможности реконструкции по черепу не обобщенного «типового» облика, а индивидуального портрета, в котором немалая роль отводится мимике и отражающимся на лице душевным пе­реживаниям. Оставим эти сомнения на совести автора). Поэтому, несмотря на всю их занимательность, мы не приводим эти портреты.

Лучше всего нам известны изменения, которые претер­пели зубы. Мы располагаем непрерывным рядом зубов со­временных и ископаемых форм, от обезьяньих до человече­ских. У человека изменились клыки и коренные зубы, приспособленные к разрыванию мяса. Скорее всего, клыки умень­шились в размерах, а коренные зубы стали только перети­рать пищу в тот период, когда сами наши предки были боль­ше ростом или по крайней мере имели очень массивный скелет и крупные зубы, способные разрывать мясо без спе­циальных приспособлений. У современных людей наблюдает­ся тенденция в сторону уменьшения зубов за счет коренных. Наши зубы справляются с разнообразной, но не очень твер­дой пищей. Фактически ассортимент потребляемой человеком лищи гораздо разнообразнее, чем у большинства млекопи­тающих. Такую, как у нас, всеядность трудно встретить у кого-нибудь еще, разве что у крыс и мышей, которые делят с нами нашу пищу.

Исчезновение волосяного покрова также может быть след­ствием увеличения размеров тела. Чем больше размеры, тем меньше отношение поверхности к объему, поэтому крупные млекопитающие теряют с поверхности тела меньше тепла и, следовательно, меньше нуждаются в волосах для сохранения тепла. Так, слоны и другие крупные млекопитающие относи­тельно безволосы. Возможно, и наши предки утратили воло­сяной покров в результате эволюционного процесса в тот период, когда были крупного роста. Отсутствие волос у со­временного человека дает ему больше возможности приспо­сабливаться, так как, меняя одежду, он может жить в местах с самым разнообразным климатом. Вряд ли можно найти такой вид животных, который был бы столь широко распро­странен на Земле, как Homo sapiens.

Приспособляемость человека связана в основном с уди­вительной природой его конечностей и мозга. Необычен сам способ передвижения человека. Передвижение в «выпрямлен­ном» положении — особенность обезьян. Этот способ пере­движения называется брахиацией и состоит в перебрасыва­нии тела при помощи одних только рук; в наше время он особенно хорошо развит у гиббонов с их длинными руками и короткими ногами. У человека иное соотношение длины рук и ног: руки короче, чем у обезьян, а ноги относительно длинны, что связано с приспособлением к прямохождению. Предполагают, что к человеку привела та линия приматов, которая не развила специализированных конечностей, необ­ходимых для жизни на деревьях и, следовательно, несовме­стимых с привычками к наземной жизни.

Для прямохождения недостаточно простого увеличения длины ног. Изгибы позвоночника изменяются таким обра­зом, что мы не наклоняемся при ходьбе вперед, как обезья­ны. Не менее важные изменения произошли и в стопе: боль­шой палец не противопоставлен другим, так что мы не мо­жем захватывать им предметы. По этому признаку человек имеет две руки, а обезьяна — четыре. Но у нас еще есть остатки мышц, использовавшихся некогда нашими предками при действии большого пальца ног, как и большого пальца рук. Вместе с изменением функций пальцев на ногах измени­лось и строение костей ног. У обезьян очень подвижная нога с плохо выраженной пяткой. Человек обладает двумя проч­ными сводами, позволяющими, подниматься на носках, и хо­рошо развитой пяткой. Поэтому мы можем и ходить и бегать. Движения обезьяны на земле ограничены так же, как были бы ограничены наши, если бы мы ходили только на пятках, не используя подошвы стоп.

Использование ног только для ходьбы, а рук — для дру­гих целей, несомненно, сыграло большую роль в развитии че­ловека. При переходе к прямохождению наши предки, ви­димо, уже обладали высокоразвитой координацией движения рук со зрением: это было необходимо в прошлом при их древесном образе жизни. Когда руки освободились от функций передвижения, связь их движений со зрением могла быть использована в других целях. Руки чаще и шире использова­лись для манипуляций. Но эти изменения происходили в те­чение длительного периода времени — нескольких миллионов лет. Разумеется, наши предки не выбирали преднамеренно способа употребления своих конечностей. Они проходили медленный процесс эволюционных изменений, — об этом про­цессе мы уже говорили в начале главы.

Большинство млекопитающих соприкасается с каким-либо объектом прежде всего мордой, поэтому обоняние является одним из наиболее важных чувств, оно важнее, чем зрение. У, человека, как и у других приматов, исследовательским орга­ном стали руки. У нас нет морды, наше обоняние не столь чувствительно, но мы обладаем исключительно хорошим зре­нием. Многие наши наиболее важные особенности — велико­лепное зрение, способность к размножению в течение всего года, мышцы, позволяющие мимикой лица выражать самые разные эмоции, — присущи и современным человекообразным обезьянам (а преобладание зрения над обонянием — всем приматам в целом: человекообразным, обезьянам, долгопя­там и лемурам). Но у человекообразных в отличие от чело­века нет речи. Наша способность к созданию и использова­нию сложных звуков уникальна в природе и вместе со способностью к сложным движениям рук является основой человеческого общества. Не менее важно для связи между индивидуумами чрезвычайно тонкое развитие мимических мышц и, как указал М. Аберкромби, глазного яблока, позво­ляющего определить направление человеческого взгляда. Воз­можно, что и красный цвет наших губ существен для связи, так как движение губ помогает точнее понимать речь.

Все эти изменения сопровождаются соответствующими изменениями в строении мозга. Отделы мозга, связанные с обонянием, сильно уменьшились, в то время как зрительные увеличились (hечь идет в основном о перераспределении удельного веса функций в пределах морфологических отделов мозга). Как и у обезьян (чего нельзя сказать о других млекопитающих), у человека есть особая чувствительная зона, сетчатки глаза ближе к ее середине — желтое пятно. Именно эта зона и дает вам возможность читать эту стра­ницу и различать цвета. Кроме того, наше зрение объемно, мы рассматриваем объект сразу обоими глазами, в то время как у большинства млекопитающих глаза обращены в раз­ные стороны. Благодаря этому мы можем точно судить о расстояниях, относительных размерах предметов и соответ­ственно контролировать движения, особенно рук.

Наиболее заметны различия в размере мозга человека и человекообразных обезьян или любого млекопитающего. Ко­нечно, мозг самых больших млекопитающих — китов — и даже слонов больше, чем наш. Но если мозг человека составляет около 1/46 веса тела, то у слона — лишь около 1/560, а у боль­шого кита — около 1/8000 (Отношение массы мозга (Е) к массе тела (S) — недостаточно стро­гий показатель развития мозга. Превосходя по этому индексу крупных млекопитающих, человек вместе с тем отстает от мелких, например от белки и др. По показателю E2/S, предложенному советским антропологом Я.Я. Рогинским, человек превосходит всех животных). В следующей главе мы рассмотрим особенности строения мозга человека и обусловленное ими сложное поведение человека.

Ирина Гартвих о том, каким должен быть дом для жизни современного человека

Мой дом — моя крепость, а еще место, где встречаю гостей, отдыхаю, работаю и строю семью. Итак, каким должен быть дом для жизни современного человека?

Представим, что вы сейчас в поиске квартиры, какие факторы подтолкнут сделать выбор? Локация, год постройки, соседи. Да, всему этому есть место, но, если заходя в квартиру, вы не чувствуете себя комфортно, то тут ничего не поделаешь. Именно поэтому я выделяю планировки, как определяющий фактор покупки нового жилья.

Идеальные планировки

Современный человек какой он: Современный человек: каков он? – 5 вещей, которые современный человек себе никогда не позволитИРИНА ГАРТВИХ, директор компании «ИнтерПроект»

Понятно и функционально — вот два столпа, на которых держится идеальная планировка. Планировка должна быть понятной, чтобы человеку не нужно было задумываться, куда и что поставить.

Чтобы добиться такого эффекта, проектировщику нужно прожить историю за клиента. Подумать, где он будет разуваться, хранить лыжи, где будет спальня, а где он сможет поставить большой круглый стол для приема гостей.

И во всем этом должна быть функциональность. Вы можете здесь жить втроем, а в случае необходимости сделать дополнительную комнату. Квартира на вырост — реальность, достижению этого поможет грамотное проектирование.

Дом

Потребитель давно не хочет видеть подъезды в покраске или побелке, узкие проходы,  лифт на два человека и свою дверь. Людям нужен красивый холл, возможно предусмотреть зону отдыха. Например, кто-то к тебе приехал, ты спустился в лаунж-зону и обсудил все дела.

Плюс человеку явно не хочется нести велосипед в квартиру, поставил в колясочную, закрыл на ключ и все. У людей есть безумная проблема выкинуть жалко, а хранить негде — для этого предусмотрены кладовые.

Современный человек какой он: Современный человек: каков он? – 5 вещей, которые современный человек себе никогда не позволитИзолированная трехкомнатная студия

Благоустройство

«Мастхэв» делить зоны по возрастам. Зоны для малышей удалены от окон, чтобы звуки бурной игры не беспокоили жителей. Для детей постарше есть воркаут площадки, лаунж-зоны.

Сегодня наш потребитель — это человек «поколения инстаграм», ему нужно видеть красоту. И мы, проектировщики, даем ему такую возможность. Создаем фотозоны во дворе, придумываем фасады отличные от других, продумываем насаждения.

Все под рукой 

Особенно много стало аутсорсеров и тех, кто работает из дома.  Для них есть коворкинги на первом этаже или лаунж-зоны с розеткой и вай фай. С 10-го этажа на первый спустился, тут же купил кофе, поработал в лобби и обратно поднялся.

Современный человек какой он: Современный человек: каков он? – 5 вещей, которые современный человек себе никогда не позволитПроект велосипедной в доме у реки «Маяк»

Экология

Раздельное хранение мусора и системы энергосбережения — вот, что сейчас ценит современный человек. Соберите все вышеперечисленные показатели, и дом мечты готов.

Дом современного человека — это то, что мы получаем, когда смотрим на тенденции. Мир не стоит на месте, и если раньше вы покупали квартиру исходя из площади и этажа, то сейчас критериев стало намного больше: безопасный двор, колясочные, кладовые, датчики воды и огня. Человек знает цену своему времени, поэтому если вы сократите скорость его действия от принятия решения до результата, например позволите ему включить кондиционер с телефона, пока он едет с работы домой, то это будет большим плюсом. Именно в этом направлении и важно прикладывать свои усилия проектировщикам уже сегодня.

Посмотреть проекты компании на официальном сайте «ИнтерПроект»

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту [email protected] или через наши группы в Facebook и ВКонтакте

Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *