Site Loader

Психологическая задача "Конкретная ситуация"


Задача 8.

Вы учитель — ответственный за подготовку к проведению предметной недели для обучающихся основной школы. Предложите варианты взаимодействия учителей разных предметов, которые помогут учащимся осознать взаимосвязь предметных знаний и раскроют ценностный аспект и творческий потенциал предметов.

1. Сформулируйте конкретную задачу с учетом реального контекста раскрытия описанной ситуации профессиональной деятельности. Контекст (условие, при котором задача может быть решена) определите самостоятельно с учетом Вашего профессионального опыта и кратко опишите его (не более 200 слов, что составляет примерно ½ страницы текста формата А4, кегль 12, интервал 1,0).

Цель – создание кадровых условий при проведении предметной недели, которые позволят осознать учащимся ценностный аспект и творческий потенциал предметов, посредством организации предварительного взаимодействия учителей.

Мероприятия Предметной Недели позволяют создать дополнительные условия для раскрытия творческих способностей учеников, выявить одаренных и талантливых детей и оказать поддержку интеллектуальному развитию:


-          является массовым и увлекательным ученическим соревнованием;

-          позволяет приспосабливать массовое обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка;

-          рассматривает проблему обучения и развития школьников посредством использования внутренних ресурсов активизации познавательной деятельности развитие осознанных мотивов учения;

-          связана с основным программным курсом обучения, углубляет, дополняет его и тем самым повышает уровень образования обучающихся, способствует их развитию, расширяет их кругозор;

-          даёт хорошую возможность и учителям лишний раз продемонстрировать значимость изучаемых в школе предметов как часть общечеловеческой культуры;

-          показывает не только возможности учащихся, она еще показывает возросшие способности педагогов, их творчество, мастерство и зрелость своего профессионализма.

Контекст ситуации. В школе работают …. учителей, обучаются … учащихся. В проведении предметной недели планируется задействовать 5 учителей по предметам: русский язык, математика, история, а также 10 учащихся. При решении данной профессиональной задачи планируется использовать социальный капитал школы – профессиональные связи между педагогами школы, которые уже существуют, а также потенциальные связи. Исходя из этого, будут отобраны формы взаимодействия учителей.

Специфика Предметной Недели как одной из форм учебной деятельности заключает в себе обеспечение перехода познавательной деятельности в творческую с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий, средств и результатов.

2. Сформулируйте перечень вопросов, на которые нужно найти ответы для поиска решения задачи в описанном Вами контексте, и предложите конкретные действия, необходимые для их выполнения. В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений

3. Какую информацию (о чем?) и из каких источников (научная, методическая, художественная литература, документы, люди и др.) вам необходимо собрать для решения этой задачи? Какими методами работы с информацией Вы при этом будете пользоваться? В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений:


4. Предложите решение задачи в виде конкретного материала (плана урока, описания применения конкретного метода, технологии, организации деятельности субъектов образовательного процесса, фрагмента рабочей программы и др. – вариант описания выберите сами), учитывающего предложенное содержание ситуации профессиональной деятельности и заданный Вами контекст.

Форма представления – аннотированный перечень возможных форм взаимодействия педагогов.

5. Сформулируйте способ (метод, методику, прием и т.п.) оценки эффективности предложенного Вами решения.

Разработанные критерии эффективности проекта «Предметная неделя как средство развития интеллектуальности личности», позволяют выявить

-          успешность проекта и его значимость для ОУ

·        Массовость проекта.

·        Удовлетворенность участников проекта своей деятельностью.

-          развитие индивидуальности личности ученика

-          Владение предметными компетентностями:

·        Индивидуальные достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.

·        Достижения классных коллективов в образовательных областях.

-          Владение школьниками социальной и коммуникативной компетентностями.

·        формирование имиджа образовательного учреждения

·        развитие индивидуальности личности учителя

-          Рейтинговая оценка проведения ПД методическими объединениями на конкурсной основе в рамках творческого отчета предметно-методической кафедры.

6. Аргументируйте предложенное решение (обоснуйте, почему Вы выбрали именно этот вариант решения).

Школа: сформирует и подготовит творческую команду учеников и педагогов; получит эффективную образовательную среду; пополнит методическую базу по предметам; сформирует банк педагогических технологий для развития учащихся.


На уровне администрации: мониторинг уровня профессионализма учителя; представление материалов об опыте учителя на аттестацию, награждение, конкурсы; подготовка материалов к публикации.

На уровне обучающегося

Ученики продемонстрируют сформированность:

-          информационной, социальной, коммуникативной компетенции:

·        умение понимать поставленную задачу, суть учебного задания, характер взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требования к представлению выполненной работы;

·        умение планировать конечный результат работы и представить ее в вербальной форме;

·        умение вносить коррективы в ранее принятые решения;

·        умение оценивать результаты;

·        умение поиска и нахождения необходимой информации самостоятельно;

·        умение конструктивно обсуждать результаты и проблемы каждого этапа деятельности.

-          предметной, познавательной компетенции:

·        подтверждение имеющихся у обучающихся базовых знаний в соответствии с тематикой Предметной Недели;

·        расширение историко-научного кругозора учащихся в предметной области.

На уровне педагога

-          создадут условия для формирования информационной, коммуникативной, социальной, познавательной и предметной компетентностей своих учеников;

-          помогут ученикам проявить себя в предмете, больше заинтересоваться им;

-          овладеют творческими подходами к преподаванию своего предмета;

-          усовершенствуют профессиональное мастерство через подготовку, организацию и проведение мероприятий Предметной Недели.

На уровне родителей

1.      Сформированность мотивации к сотрудничеству со школой;

2.      Высокая степень включенности родителей в деятельность школы;

3.      Повышение коммуникативной культуры.

Данный вариант решения базируется на использовании андрагогического подхода в обучении и основан на научных разработках С.Г. Вершловского, С.И. Змеева, А.И, Кукуева, Л.И. Вавиловой и др., а также на анализе опыта работы практикующих методистов. Решение научно обоснованно и практико-ориентировано. Поэтому мной выбран этот вариант решения.



7. В каких других ситуациях профессиональной деятельности применимо предложенное решение? Что именно может быть использовано в предложенном решении в других ситуациях.

Данное решение применимо для организации взаимодействия педагогов при решении других задач внутри школы (наставничество, кураторство, тьюторство и пр.), при подготовке педагогов к аттестации и пр. При этом могут быть использованы:

- предложенные формы взаимодействия;

- средства взаимодействия (совместная работа в сети, электронная учительская и т.п.).

На мой взгляд, необходимость изучения любого предмета будет более осознана учеником, если учитель примет следующие позиции:

  1. Расширение кругозора.

  2. Актуализация ведущих идей науки и глобальных проблем человечества, связанных со своим предметом.

  3. Акцентирование внимания на необходимых элементарных знаниях по предмету для повседневной жизни и быта.

  4. Создание условий для реализации возрастных психологических потребностей ученика - подростка в процессе обучения.

  5. Предоставление возможностей для приобретения личного опыта познания, мышления и творчества через процесс обучения.

  6. Приобщение учащихся к процессу познания.

Иными словами, это возможность расширить свой кругозор, понять, насколько увлекательна, сложна и необходима другая, не твоя, область знания. Ученик при этом становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению, раскрыть творческий потенциал. При применении нетрадиционных методов и приёмов обучения у детей развивается образное и логическое мышление.

8. Укажите, какие действия необходимо предпринять педагогу в процессе подготовки и реализации предложенного решения, чтобы не были нарушены этические нормы профессиональной деятельности педагога и/или права других субъектов образовательного процесса, профессионального сообщества в процессе реализации этого решения. В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений:


9. Опишите возможные последствия предложенного Вами решения задачи в ближайшей перспективе (на следующем уроке, в данной четверти, в течение учебного года и т.д.) для Вас как педагога и обучающихся.

И в заключение хотелось бы привести слова И. С. Якиманской. Она подчёркивает, что «…построение предметного обучения по интегрированному типу отвечает задачам личностно- ориентированного обучения, поскольку позволяет выявить основной тип отношения ученика к окружающему миру, который выступает для него целостно, многосторонне, динамично».

Перспективы предложенного решения – развитие профессионализма учителей посредством организации взаимодействия, использования социального капитала школы не только для проведения предметной недели, но и для участия учителей в профессиональных конкурсах, методических мероприятиях и конференциях, прохождения аттестации и пр.

Сформулируйте способ (метод, методику, прием и т.п.) оценки эффективности предложенного Вами решения.



Методы рефлексии, применяемые на уроке, наблюдение за развитием учащихся во внеклассной работе, на последующих уроках.

 

6. Аргументируйте предложенное решение (обоснуйте, почему Вы выбрали именно этот вариант решения).

Задача организации учебного и межличностного сотрудничества в рамках урока наиболее эффективно решается через работу в группах. Цель группового обучения – создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы.

Результаты совместной работы учащихся в группах, как правило, всегда значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым учащимся индивидуально. Члены группы помогают друг другу, несут коллективную ответственность в результатах отдельных членов группы. Наряду с помощью учителя каждый получают помощь и со стороны сильных учеников-консультантов в своей группе, а также из других групп. Причем, помогающий ученик получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.


При совместной работе учащиеся приучаются сотрудничать друг с другом при выполнении общего дела, формируются положительные нравственные качества личности. Перед детьми постоянно возникают новая коммуникативная задача, а это проблема, требующая разрешения противоречия: «ты знаешь - я не знаю, ты умеешь - я не умею, а мне надо знать и уметь (у меня есть потребность в этом)». Понимание, принятие друг друга в группе или паре нацеливает на деятельность, а не на выяснение отношений, фокусирует внимание обучающегося на проблеме, на решении возникающих проблем, что способствует сплочению класса и решению межличностных проблем. Один из способов работы в группах – соревнования команд, что и изложено в данном плане урока.


 

В каких других ситуациях профессиональной деятельности применимо предложенное решение? Что именно может быть использовано в предложенном решении в других ситуациях.

 

Работа в группах эффективна еще и тем, что применяется практически на всех уроках. Условия ее организации известны учащимся, ее легко организовать. Основное условие – обоснованность выбора данного приема в конкретном контексте урока.

Использовать в других ситуациях можно:

1. Фронтальный опрос

2. Прием использования элементов предметной среды: запись материалов на интерактивной доске или планшетах учащихся, объединенных с ней, с их последующим обсуждением. Причем это может быть использовано не только в рамках одного урока, но и на протяжении всей темы. Этот прием может быть использован также и для прослеживания роста учащегося: «Что знаем в начале темы?» - «Что знаем в конце темы?»

3. Совершение намеренных ошибок в какой-либо информации с их последующим поиском и обязательным обсуждением.

4. Звукозапись домашнего задания на уроках по другим предметам.

 

8. Укажите, какие действия необходимо предпринять педагогу в процессе подготовки и реализации предложенного решения, чтобы не были нарушены этические нормы профессиональной деятельности педагога и/или права других субъектов образовательного процесса, профессионального сообщества в процессе реализации этого решения. В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений:

 

Действия учителя, совершаемые в процессе решения задачи Этические нормы и/или права, которые могут быть нарушены Действия учителя по предотвращению нарушения этических норм и/или прав
Общение с детьми Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их Слушать детей, не перебивать. В случае ошибок учащихся использовать обороты «Давай будем рассуждать», «Давай вспомним определения» и т.д.
Создание мотивации к обучению Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися Показывать «красоту» математических решений, возможность выбора одного решения из нескольких
Проектирование ситуаций по развитию личности учащегося Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка Сопереживать деятельности групп, команд

 

 

Опишите возможные последствия предложенного Вами решения задачи в ближайшей перспективе (на следующем уроке, в данной четверти, в течение учебного года и т.д.) для Вас как педагога и обучающихся.

 

На следующем уроке – научатся договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей.

В конце четверти – научатся организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.), критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

К концу года – научатся принимать позицию собеседника, строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности, корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, высказывать свои мысли четко, выражать свои идеи вслух, предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации.

Это поможет мне в следующем году реализовать групповые проекты и учебные исследования, рассчитанные на продолжительное время.

 



Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Умение выявить и организовать работу с одарёнными детьми»


Сформулируйте конкретную задачу с учетом реального контекста раскрытия описанной ситуации профессиональной деятельности. Контекст определите самостоятельно с учетом Вашего профессионального опыта и кратко опишите его (не более 200 слов, что составляет примерно ½ страницы текста формата А4, кегль 12, интервал 1,0).

    Актуальной проблемой современного образования является вопрос обучения, развития и воспитания одаренных детей.  Любому обществу нужны одаренные люди и задача школы, состоит в том, чтобы поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которым неинтересна работа на уроке. У таких ребят возникают множество вопросов, выходящих за рамки образовательной программы, и они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний.

    Что же понимается под термином «одаренность»? В обыденной жизни одаренность сравнима с талантом. Советский психолог Борис Михайлович Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности». Детей, обладающих незаурядными способностями, в школе достаточно. Если не разглядеть одарённость ребёнка и не развить, то этот талант так и останется не востребованным. Одаренные дети отличаются высокой скоростью переработки и усвоения информации. Работать с такими детьми трудно, но очень интересно; на уроке или вне урока, они всегда требуют особого подхода. Что же должна включать в себя система работы с одаренными детьми?

    Задача, решение которой я хочу рассмотреть: Умение выявить и организовать работу с одарёнными детьми

    Сформулируйте перечень вопросов, на которые нужно найти ответы для поиска решения задачи в описанном Вами контексте, и предложите конкретные действия, необходимые для их выполнения. В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений:

      Вопрос, на который нужно найти ответы для поиска решения задачи

      Конкретные действия по поиску ответа на поставленный вопрос

      1) Как выявить и заинтересовать предметом одаренных детей?

      Для повышения интереса  и мотивации учащихся к процессу обучения я использую свой сайт. Для каждого класса на сайте есть страничка: «Дополнительные задания», где ребята могут выполнить различные задания, по своему интересу, например: качественные и расчётные задачи; мини – проекты (доклады, презентации, физические приборы, домашние лабораторные работы). Перед учащимися ставится учебная задача и дается максимальная самостоятельность при выполнении. В результате такой работы у учащихся развивается любознательность, творческий подход к учебному процессу. Например, при выполнении мини – проекта, при котором необходимо либо создать презентацию, либо подготовить доклад, ставится цель: найти материал по данной теме. Учащийся учится в море информации найти нужную, интересную, доступную.

      Темы для работ я обычно даю расширяющие кругозор по данной теме, это помогает лучше усвоить материал и удовлетворить интерес учащихся, интересующихся предметом. Есть задания изготовить самостоятельно простейший физический прибор. Изготовление прибора своими руками побуждает учащихся проявить смекалку, изобретательность. Задание на составление кроссвордов по предмету, достаточно трудное занятие, так как в основном такие кроссворды создаются по определённой теме и выбор вопросов и ответов весьма ограничен. Достоинство данной работы заключается в том, что она активизируют умственную деятельность, стимулируют сознательный поиск в изучаемой области. 

      2) Что необходимо сделать, чтобы создать условия для всестороннего развития одаренных детей?

      Дальнейшим шагом является разработка плана работы с одаренными детьми.

      Создание и пополнение в течение года портфолио одаренных детей.

      3) С помощью чего можно развить способности на уроках?

      В своей работе я использую дифференцированный подход к учащимся, систематизирую задачи по уровню сложности, чтобы каждый ученик мог подняться до «своей ступеньки». Материал делится по уровню сложности: вопросы и задачи отличаются уровнями

      А, В, С. Например, я использую КИМы ФИЗИКА 7 – 11 класс/ составитель Н.И.Зорин. Задания содержат не менее 9 вопросов, которые разделены на три уровня сложности.

      Группу А составляют задачи, в ходе решения которых применяется одна, две формулы, несложные преобразования и расчеты. К каждому заданию даются четыре варианта ответа, только один из которых правильный.

      Группу В более сложные задачи. Каждое задание требует краткого ответа (в виде букв или цифр). Как правило, это задачи, решение которых возможно при использовании двух, трех формул.

      Группу С представляют задачи, повышенной сложности (2 вопроса). При выполнении заданий этого уровня требуется привести развёрнутое решение. Такие задачи рассчитаны на учащихся интересующихся физикой и проявивших способности при ее изучении. Некоторые из задач требуют для решения углубленных знаний по теоретическим вопросам. Содержание большинства из них не ограничивается рамками одной темы. Учащимся предоставляется право выбора уровня задачи, который в значительной степени определяет оценку за ее решение. Способные дети выбирают более сложные задачи.

      4) Чем заинтересовать способных учащихся во внеурочное время?

      Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в моей практике являются олимпиады, конкурсы, конференции. Они способствуют становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности.

       

      Какую информацию (о чем?) и из каких источников (научная, методическая, художественная литература, документы, люди и др.) вам необходимо собрать для решения этой задачи? Какими методами работы с информацией Вы при этом будете пользоваться? В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений:

         

        Чтобы решить поставленную задачу, необходимо собрать информацию:

        Содержание собираемой информации (о чем?)

        Источник этой информации

        Метод работы с этой информацией

        О работе с одарёнными детьми

        Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми // Вестник НГУ. Серия: Педагогика. 2008.

        Одаренные дети в школе (из опыта работы)

        Журнал «Учитель в

        школе» №3, 2010

        Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2010.

        Поиск, систематизация, анализ и использование информации в своей работе.

        Составление методической копилки по данной проблеме.

        Предложите решение задачи в виде конкретного материала (плана урока, описания применения конкретного метода, технологии, организации деятельности субъектов образовательного процесса, фрагмента рабочей программы и др. – вариант описания выберите сами), учитывающего предложенное содержание ситуации профессиональной деятельности и заданный Вами контекст.

          В работе с одарёнными детьми считаю необходимым применять метод проектов, в основном использую исследовательский и информационный проекты. И в дальнейшем готовлю ребят на научно практические конференции. Ребята готовятся к выступлению на протяжении всего времени обучения. Работа учителя в подготовке заключается в том, чтобы направить ребёнка: что искать, где можно найти, помочь с материалом. Затем проанализировать собранный материал, помочь скомпоновать и разбить на параграфы, что-то добавить, что-то убрать. Ещё раз проанализировать готовый материал, снабдить его наглядностью, проверить наличие необходимых пунктов, прорепетировать выступление.

          Работа над проектом кропотливая, требует много времени.

          1этап.

          Подготовка к проекту. На этом этапе происходит определение темы, проблемы и целей. Тема проекта должна быть интересной и доступной, т.е. находиться в зоне ближайшего развития учащихся.

          2 этап.

          Планирование и организация деятельности. На этом этапе планируется работа учащегося. Определяются источники информации, способы сбора и анализа информации, форма отчёта, вид презентации.

          3 этап.

          Осуществление деятельности. Этот этап наиболее интересен учащимся, так как именно на этом шаге высока степень их самостоятельности. У учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него.

          4 этап.

          Представление результатов исследования. Этот этап необходим для завершения работы, для анализа проделанного, демонстрации результатов.

          Деятельность учащегося и учителя на этапах создание творческого проекта

          «Занимательный эксперимент. Овощная батарейка».

          Данный проект может быть выполнен учащимися 8 -9 классов, как на уроке физики, так и во внеурочное время

          Цель работы:

          получить электрический ток из овощей и исследовать зависимость величин электрического напряжения и силы тока от физико-химических свойств сырых и вареных овощей.

          Задачи:

          найти информацию о первых гальванических элементах;

          изучить литературу о химических источниках электроэнергии

          собрать батарейку из разных овощей

          экспериментальным путем провести исследование зависимости силы тока и напряжения от физико-химических свойств овощей

          сделать выводы

          Гипотеза:

          Овощи в своём составе содержат кислоты, значит, они могут служить источниками тока

           

          Этапы работы над проектом

          Деятельность учителя

          Деятельность учащихся

          1. Подготовка к проекту

          Знакомит с замыслом проекта, мотивирует учащегося. Помогает в постановке цели и задач.

          Обсуждает предмет исследования с учителем. Изучает историю гальванических элементов; изучает литературу о химических источниках электроэнергии.

          2. Планирование и организация деятельности

          Предлагает предположения по решению задач проекта.

          Готовит подручные материалы, с помощью которых можно осуществить данный эксперимент:

          пластины из меди и цинка, изолированный провод, милливольтметр, миллиамперметр и овощи из холодильника: лук, морковь и картофель.

          3. Осуществление деятельности

          Наблюдает, комментирует выполнение проекта, помогает справиться с затруднениями, возникающими в ходе выполнения работы

          Проводит эксперимент с сырыми овощами, далее с овощами, прошедшими термическую обработку. Делает выводы, строит диаграмму результатов исследования. Готовит материалы к презентации. Оформляет работу.

          4. Представление результатов исследования

          Слушает, задаёт вопросы, оценивает результаты решения проблемы, качество отчёта. Подводит итоги.

          Докладывает о результатах своей работы. Участвует в оценке путём коллективного обсуждения.

           

           

          Актуальность: 

          Поиск альтернативы повседневным источникам энергии возможность получения источников питания из фруктов и овощей.

          Сформулируйте способ (метод, методику, прием и т.п.) оценки эффективности предложенного Вами решения.

            Наибольший эффект обучения достигается за счет использования инновационных образовательных технологий и методов, которые позволяют развивать самостоятельность учащихся, учитывать индивидуальные интересы и способности. Я думаю, что метод проектов призван активизировать процесс обучения, формировать и далее развивать мотивацию обучения, давая простор для творческой и созидательной деятельности. Данный метод обучения придаёт процессу обучения проблемный характер, учит учащихся самим находить и формулировать проблемы, формировать умение к проявлению самостоятельности и креативности.

            Аргументируйте предложенное решение (обоснуйте, почему Вы выбрали именно этот вариант решения).

              У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности. Выполнение проектных работ развивает интеллектуальные и творческие способности таких детей. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжать учиться вместе со сверстниками и вместе с этим, качественно углублять свои знания в области, вызывающей у него интерес. Занятие проектной деятельностью развивает самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные ситуации. В результате ребёнок получает ценный опыт поисковой деятельности по решению проблем, возникающих перед ним. Это требует от него самостоятельного использования ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных.

              В каких других ситуациях профессиональной деятельности применимо предложенное решение? Что именно может быть использовано в предложенном решении в других ситуациях.

                Метод проектов эффективен не только при работе с одарёнными детьми. Проект может быть выполнен не только одним учащимся, а парой или группой школьников. В проектной группе формируются навыки сотрудничества, а это очень важно для жизни в современном обществе. Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне. Учитель при работе с несколькими учащимися проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные темы. Учащиеся же определяют свои роли и группируются в соответствии с ними в команды. Результат совместной работы учащихся в группах значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым учащимся индивидуально. При этом каждый участник группы несёт ответственность за выполнении проекта. Кроме того метод проектов эффективен в обучении ещё тем, что носит межпредметный характер. Межпредметный проект предполагает использование знаний по двум и более предметам. Результатом таких проектов будет: заинтересованность учащихся; развитие мотивации к обучению; развитие познавательного интереса к предметам.

                Укажите, какие действия необходимо предпринять педагогу в процессе подготовки и реализации предложенного решения, чтобы не были нарушены этические нормы профессиональной деятельности педагога и/или права других субъектов образовательного процесса, профессионального сообщества в процессе реализации этого решения. В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений:

                  Действия учителя, совершаемые в процессе решения задачи

                  Этические нормы и/или права, нарушение которых предотвращает предложенное действие

                  1.

                  Общается с детьми. Помогает подготовиться к проекту. Знакомит с замыслом проекта, мотивирует учащегося. Помогает в постановке цели и задач.

                  Педагог должен проявлять корректность, соблюдать культуру речи, выдержку, быть тактичным и внимательным в обращении с учащимся.

                  2.

                  Общается с детьми.

                  Формирует положительную мотивацию

                  к обучению. Предлагает предположения по решению задач проекта.

                  Педагог должен быть доступным для общения, открытым и доброжелательным

                  3.

                  Общается с детьми. Наблюдает, комментирует выполнение проекта, помогает справиться с затруднениями, возникающими в ходе выполнения работы

                  Положительно оценивает любые достижения обучающихся, стимулирует

                  их инициативу, поддерживает их работу.

                  4.

                  Общается с детьми. Слушает, задаёт вопросы, оценивает результаты решения проблемы, качество отчёта. Подводит итоги.

                  Проявляет вежливость, выдержку, внимательность, соблюдает культуру речи, уважает мнения учащихся.

                  Опишите возможные последствия предложенного Вами решения задачи в ближайшей перспективе (на следующем уроке, в данной четверти, в течение учебного года и т.д.) для Вас как педагога и обучающихся. Возможные последствия предложенного Вами решения задачи в ближайшей перспективе:

                    Со следующих уроков начать работу по выявлению одарённых детей.

                    Выявить их интересы и уже по интересам предложить ребятам темы кратковременных проектов.

                    Организовать индивидуальную работу, составить план.

                    После того как учащиеся овладеют умениями и навыками работы с проектом, можно предложить более сложный проект, работу над которым необходимо проводить в течение полугода – года.

                    На протяжении всей работы учащихся, учителю необходимо наблюдать и корректировать выполнение проекта.

                    С выполненным проектом выступить на научно – практической конференции.

                    Решение профессиональной задачи в рамках апробации модели уровневой оценки компетенции учителей математики.


                    Условие профессиональной задачи.

                    В вашем классе обучается явно одаренный по вашему предмету ребенок. Он победил на школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по вашему предмету. Вы предложили ему участие в районном этапе олимпиады, однако, ребенок отказывается, никак не мотивируя свое решение. Кого и каким образом вы можете привлечь, чтобы помочь осознать ученику личностную значимость участия в олимпиаде? Отразите свое профессиональное мнение в решении (форму представления решения выберите на свое усмотрение)

                    1. Сформулируйте конкретную задачу с учетом реального контекста раскрытия описанной ситуации профессиональной деятельности. Контекст (условие, при котором задача может быть решена) определите самостоятельно с учетом Вашего профессионального опыта и кратко опишите его (не более 200 слов, что составляет примерно ½ страницы текста формата А4, кегль 12, интервал 1,0).

                    В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сказано: «Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников…»

                    Однако многие школы ориентируются на такую модель образования, когда в центре внимания стоит выполнение учебной программы или внедрение новых методов и технологий. В подобной ситуации ученик является лишь объектом процесса обучения и после окончания школы в реальной жизни готов играть только роль исполнителя.

                    Но современное общество требует от человека, чтобы он был не просто исполнителем, а человеком, способным самостоятельно образовываться в течение всей жизни, готового к принятию решений, способного нормально «функционировать в сложном и требовательном обществе». Чем выше уровень образованности, тем выше профессиональная и социальная мобильность.

                    Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становятся одной из приоритетных задач современного образования. Основная задача учителя - повышение удельного веса внутренней мотивации учения, формирование познавательной активности, организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в реализации творческого потенциала.

                    Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.

                    Поэтому, конкретная задача, которую я поставлю,- сформировать положительную мотивацию к участию в олимпиадах.

                    В своей профессиональной деятельности учителя математики я сталкивалась с ситуацией, когда дети не понимали важности и личной значимости участия в олимпиаде. А между тем, предметные конкурсы и олимпиады развивают интерес к изучаемым предметам, активизируют инициативность и самостоятельность ребят во время самоподготовки и в работе с дополнительной литературой. Они развивают активность во внеклассной деятельности, побуждают школьников формировать свой уникальный, особенный внутренний мир.

                    Конкурсы и олимпиады – это  еще и импульс к самосовершенствованию, саморазвитию, непрерывному творческому поиску. Нестандартные задания учат школьников преодолевать психологические нагрузки, свойственные работе в незнакомой обстановке, оперативно находить оптимальный выход в нестандартных ситуациях.

                    В то же время, нужно учитывать, что олимпиада, особенно для младших школьников, – это экстремальная ситуация: непривычные условия работы, необходимость принятия самостоятельных решений, необычное содержание заданий, ограниченное время на их выполнение. И организаторам, и преподавателям особенно важно учитывать психологические особенности каждой возрастной категории участников.

                    2. Сформулируйте перечень вопросов, на которые нужно найти ответы для поиска решения задачи в описанном Вами контексте, и предложите конкретные действия, необходимые для их выполнения. В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений.

                    Вопрос, на который нужно найти ответы для поиска решения задачи

                    Конкретные действия по поиску ответа на поставленный вопрос

                    1.

                    Какие психофизиологические особенности одаренных детей существуют?

                    Изучение научно-педагогической, методической литературы, поиск информации в интернет-источниках.

                    2.

                    Какие формы взаимодействия с участниками образовательных отношений существуют?

                    3.

                    Какие формы и методы повышения учебной мотивации у учащихся существуют?

                    4.

                    Какие проблемы по формированию мотивации к участию в олимпиаде у данного ученика существуют?

                    Взаимодействие с родителями, школьным психологом, учителями - предметниками, классным руководителем, близкими друзьями ученика: обсуждение с ними мнений об участии ребенка в районом этапе ВОШ.

                    5.

                    Кто из известных ученику людей (ученики прошлых лет, учителя, успешные люди города) были призерами и победителями олимпиад? Каким образом привлечь их для решения данной проблемы?

                    Поиск через знакомых, социальные сети успешных людей, участников ВОШ. Организация интернет-форума, личных встреч или СМС переписки таких людей с учеником.

                    6.

                    Как эффективно спланировать работу по мотивации ученика к участию в районном этапе олимпиады по математике?

                    Изучение методической литературы, интернет-ресурсов, участие в вебинарах, анализ бесед с родителями и коллегами. Составление плана работы по мотивации ученика к участию в районном этапе олимпиады по математике. Разработка траектории индивидуального развития ребенка.

                    7.

                    Как оценить эффективность работы по решению поставленной задачи?

                    Самоанализ реализованного плана.

                    3. Какую информацию (о чем?) и из каких источников (научная, методическая, художественная литература, документы, люди и др.) вам необходимо собрать для решения этой задачи? Какими методами работы с информацией Вы при этом будете пользоваться? В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений:

                    Содержание собираемой информации (о чем?)

                    Источник этой информации

                    Метод работы с этой информацией

                    1.

                    Психофизиологические особенности одаренных детей.

                    Научно-педагогическая, психологическая, методическая литература, предметные вебинары.

                    Сайты «ФИПИ», издательства «Просвещение», «Вентана-Граф», «Инфоурок», «1 сентября», «Педсовет», «Социальная сеть работников образования» и др.

                    Изучение материалов (сайтов, литературы), анализ, синтез, систематизация полученных знаний.

                    2.

                    Формы и методы повышения учебной мотивации у учащихся.

                    Изучение материалов (сайтов, литературы), отбор методов и приемов для повышения мотивации ученика.

                    3.

                    Формы взаимодействия

                    участников образовательного процесса.

                    Изучение материалов (сайтов, литературы), отбор форм взаимодействия с участниками образовательного процесса.

                    4.

                    История развития Всероссийской олимпиады школьников, известные люди - победители и призеры этой олимпиады.

                    Интернет - ресурсы, социальные сети, знакомые.

                    Изучение материалов. Поиск и отбор нужных людей.

                    4. Предложите решение задачи в виде конкретного материала (плана урока, описания применения конкретного метода, технологии, организации деятельности субъектов образовательного процесса, фрагмента рабочей программы и др. – вариант описания выберите сами), учитывающего предложенное содержание ситуации профессиональной деятельности и заданный Вами контекст.

                    Форма представления – план работы по мотивации ученика к участию в районом этапе олимпиады по математике.

                    Мероприятие

                    Краткая характеристика

                    1.

                    Встреча с родителями ученика.

                    Необходимо узнать позицию родителей по данному вопросу. Привлечь их на свою сторону, рассказать им о преимуществах олимпиадников при поступлении в вузы (дополнительные баллы, поступление по результатам заключительного этапа олимпиады), о существующей материальной поддержке победителей олимпиад – региональных и федеральных грантах.

                    2.

                    Консультация со школьным психологом.

                    Системное знание детской психологии, позволяет понять, зачем ребенку участвовать в школьных олимпиадах и конкурсах в каждом конкретном случае.

                    3.

                    Малый педагогический совет.

                    Совместно с классным руководителем, администрацией школы, учителями- предметниками обсудить возможность участия данного ребенка в олимпиаде.

                    4.

                    Личные беседы с учеником.

                    Постараюсь заинтересовать ребенка, рассказав ему, что при подготовке к олимпиадам рассматриваются темы, которые учащийся будет изучать в вузе (если школьник учится в 10-11 классе), о возможности эфира на местном радио или телевидении, если он станет призером или победителем олимпиады, о возможности встречи с представителями власти, с Министром образования региона, Губернатором, то есть получит общественное признание.

                    5.

                    Дискуссионная площадка в сети Интернет или в группах мобильных приложений.

                    Найду возможность через сеть Интернет связаться с известными в городе победителями и призерами олимпиад, которые уже работают, чтобы они рассказали о том, как участие в олимпиадах помогло им в жизни. С помощью чата, форума, мобильных приложений для передачи текстовых сообщений, организую обсуждение данного вопроса.

                    6.

                    Совместная проектная деятельность учеников и учителя.

                    Творческая группа из нескольких учащихся, включая данного ученика, под моим руководством готовит проект «История олимпиадного движения в России. Выдающиеся ученые, математики призеры и победители ВОШ».

                    7.

                    Встреча с известными ученику участниками олимпиад.

                    Среди учителей - предметников, старшеклассников, выпускников школы, знакомых ребенку, найду тех, кто был участником ВОШ, и попрошу их встретиться с ребенком и рассказать о своем опыте участия в олимпиаде.

                    8

                    Организация общения с другими одаренными детьми через сеть Интернет.

                    Расскажу ребенку о таких сайтах как,

                    http://globaltalents.ru,http://www.globalkid.ru, https://sochisirius.ru, http://kladtalant.ru/index.php.

                    Помогу зарегистрироваться на них, для того чтобы он мог общаться с близкими ему по духу людьми, развивать свои таланты, получать признание, поддержку профессионалов.

                    5. Сформулируйте способ (метод, методику, прием и т.п.) оценки эффективности предложенного Вами решения.

                    Наблюдение в процессе внеклассной работы, в ходе уроков за изменением интереса ребенка к данному вопросу.

                    6. Аргументируйте предложенное решение (обоснуйте, почему Вы выбрали именно этот вариант решения).

                    Задача организации работы по усилению мотивации ученика к участию в районном этапе олимпиады по математике, на мой взгляд, может быть решена только при взаимодействии всех участников образовательных отношений.

                    Наше современное общество характеризуется большим объемом информации, высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности образовательного учреждения становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.

                    Ведущими идеями образования сегодня становится идея диалога, принятия коллективных решений, привлечения всех участников образовательного процесса к партнерским отношениям.

                    Важная роль здесь отводится родителям. Одни считают, что участие в олимпиаде интересно, полезно, престижно. Другие не понимают, зачем отнимать у ребенка детство. Некоторые же хотят во что бы то ни стало сделать из ребенка победителя всевозможных олимпиад и конкурсов и его жизнь превращают в сплошную подготовку к испытаниям, где нет места улице и праздному времяпровождению.

                    Любой ребенок, участвуя в олимпиадах, конкурсах приобретает новый опыт, получает возможность реализации своих способностей, имеет шанс на общественное признание своего таланта. Системное знание детской психологии позволяет понять, зачем ребенку нужно участвовать в школьных олимпиадах и конкурсах в каждом конкретном случае, и без помощи школьного психолога здесь не обойтись.

                    Кроме того, предложенный мною план работы способствует расширению кругозора и интеллектуальному росту учащегося, станет для него стимулом к углублению своих знаний по предмету, позволит познакомиться с новыми интересными людьми.

                    7. В каких других ситуациях профессиональной деятельности применимо предложенное решение? Что именно может быть использовано в предложенном решении в других ситуациях.

                    Предложенный мной план работы может быть использован для мотивации ученика к участию в районном этапе олимпиады по другим предметам, в научно-практических конференциях, конкурсах различных уровней и направлений, и в целом для повышения мотивации к обучению как у одаренных, так и слабоуспевающих детей.

                    8. Укажите, какие действия необходимо предпринять педагогу в процессе подготовки и реализации предложенного решения, чтобы не были нарушены этические нормы профессиональной деятельности педагога и/или права других субъектов образовательного процесса, профессионального сообщества в процессе реализации этого решения. В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений:

                    Действия учителя, совершаемые в процессе решения задачи

                    Этические нормы и/или права, которые могут быть нарушены

                    Действия учителя по предотвращению нарушения этических норм и/или прав

                    Общение с детьми.

                    Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их. Не навязывать свое решение, понимая, что участие в олимпиаде - дело добровольное.

                    Слушать детей, не перебивать их. Дать возможность самим принять решение.

                    Общение с родителями.

                    Уважительное отношение к родителям, их мнению. Соблюдение принципа невмешательства в личную жизнь семьи.

                    Быть тактичным и деликатным, не переносить отношение с родителем на отношения с ребенком, и наоборот.

                    Создание мотивации к обучению.

                    Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.

                    Показывать «красоту» математических решений, возможность выбора одного решения из нескольких.

                    Проектирование ситуаций по развитию личности учащегося.

                    Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка.

                    Сопереживать деятельности групп, команд.

                    9. Опишите возможные последствия предложенного Вами решения задачи в ближайшей перспективе (на следующем уроке, в данной четверти, в течение учебного года и т.д.) для Вас как педагога и обучающихся.

                    Я думаю, что предложенное мною решение задачи поможет ученику:

                    1. В ближайшее время принять положительное решение об участии в районном этапе олимпиады.

                    2. В течение года повысить интерес к углубленному изучению математики.

                    3. Избежать в дальнейшем проблемы выбора участия – неучастия в олимпиадах.

                    Мне, как педагогу, это позволит повысить интерес учащихся к изучению математики, вовлечь больше детей в олимпиадное движение, реализовывать групповые проекты и учебные исследования.

                    Статья по теме: Целесообразность и эффективность методов, приемов и средств обучения, используемых в лицее для достижения оптимальных результатов образования.


                    Целесообразность и эффективность методов, приемов и средств обучения, используемых в лицее для достижения оптимальных результатов образования.

                                                                                 

                    Учителями на уроках используется огромное количество методов, приемов и средств обучения для достижения наиболее оптимальных результатов образования. Учитель на своих уроках не только обучает и воспитывает, он еще и развивает своих учеников.

                    При работе с ребятами на уроках наиболее часто используются следующие методы – беседа, работа с книгой, упражнения, обучающий контроль, самостоятельные работы. Менее часто используется рассказ, лекция, демонстрация, иллюстрация, практический метод.

                    Урок в первую очередь должен быть эффективным, а для этого необходимы следующие критерии:

                    1. активная мыслительная деятельность каждого ученика на уроке;
                    2. обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и к деятельности других;
                    3. мотивация познавательной деятельности;
                    4. наличие самостоятельной работы на уроке;
                    5. наличие контроля на уроке;

                    Для достижения активной мыслительной деятельности на уроке учащиеся включаются в проверку домашнего задания, слушают  объяснение нового материала, участвуют в его закреплении, выполняют самостоятельную работу. Для активизации мыслительной деятельности используются следующие  методы -  упражнения, самостоятельная работа - обучающая, координирующая  и контролирующая, беседа.

                    Для обеспечения эмоциональной сопричастности учащихся к  собственной деятельности и деятельности других  учитель ставит перед учащимися реальные задачи - упражнения, выполняя которые ребенок верит в свои силы, в следующий раз он поднимается выше и старается добиться лучших результатов. Например, при составлении самостоятельной работы  можно сделать два варианта: один «сильный» для учеников сильных и средних, вариант на пять, а другой «слабый» - для слабых учеников, вариант на три-четыре.

                    На уроках каждому учащемуся предоставлена возможность раскрыть свой потенциал, проявить свои знания и умения в практической деятельности. Для этого учащиеся работают на уроках в группах, что позволяет включить ученика во взаимодействие с другими учащимися. При рассказе или лекции учителя также происходит побуждение ученика к мыслительной деятельности.

                    Практически ни один урок не проходит без самостоятельной работы. Это может быть любой вид работы: и обучающая, и координирующая, и контролирующая. Первые самостоятельные работы по теме носят в основном обучающий и корректирующий характер. С их помощью осуществляется оперативная обратная связь в обучении: учитель видит все недостатки в знаниях учащихся и своевременно устраняет их. От занесения в классный журнал оценок "2" и "3" можно воздержаться (выставляя их в тетради учащихся либо в собственный журнал учителя). Если самостоятельная работа носит контролирующий характер, то в журнал выставляются все оценки. Такая система оценивания является достаточно гуманной, хорошо мобилизует учащихся, помогает им лучше осмысливать свои затруднения и преодолевать их, способствует повышению качества знаний. Учащиеся оказываются лучше подготовленными к контрольной работе, у них исчезает страх перед такой работой, боязнь получить двойку. Количество неудовлетворительных оценок, как правило, резко сокращается. У учащихся вырабатывается положительное отношение к деловой, ритмичной работе, рациональному использованию времени урока.

                    Наличие контроля на уроке можно осуществлять несколькими способами. Например, можно после проведения самостоятельной работы по-вариантно обменятся с соседом и по написанным на доске ответам сверить ответы соседа с правильными. Другой вариант: работа по группам - проверка самостоятельных работ идет в группах. Немаловажен и самоконтроль, когда учащийся сам отслеживает свои результаты и оценивает их. При этом постепенно у учащихся исчезает страх перед плохими отметками.

                    Немало времени отводится и на работу с книгой. С ее помощью учащиеся приучаются работать самостоятельно, находить нужный материал и выделять главное. Важно приучить ребенка выделить именно ту часть текста, которая нужна и важна для дальнейшей работы.

                    На уроках  использование игры или ее элементов способствует лучшему запоминанию материала. Например, при изучении производной или первообразной, класс можно поделить на две команды и по очереди из каждой команды к доске выходит по одному человеку и пишет формулы, которые до этого были написаны на доске учителем. Ребята соревнуются, вспоминают формулы, поправляют своих одноклассников. Все это способствует лучшему запоминанию материала.

                    Обязательно использование разнообразных плакатов с геометрическими фигурами, если это урок геометрии. Если проводится урок алгебры и изучаются какие-либо формулы, то плакаты с этими формулами.

                    При соблюдении вышесказанного урок становится более интересным, эффективным и результативным.

                    Статья на тему "Метод экспертной оценки"


                      1. Метод экспертной оценки и его назначение

                    Экспертная оценка — процедура получения оценки проблемы на основе мнения специалистов (экспертов) с целью последующего принятия решения (выбора).

                    Метод экспертных оценок используется для анализа, диагностики состояния, прогнозирования вариантов развития деятельности ДОУ при:

                    • наличии объектов (технологий, средств, программ, форм взаимодействия с другими институтами и т.д.), развитие которых полностью или частично не поддается предметному описанию или математической формализации;

                    • отсутствии достаточно представительной и достоверной статистики по характеристикам объекта;

                    • неопределенности связей с внешней средой (факторов риска, конкуренции, возможности связи и партнерство и т.п.) и внутренней средой ДОУ как организационных и содержательных условий развития ребенка.

                    Другими словами можно сказать, что экспертная оценка - это система методов, приемов, специально разработанных технологий и методик, тестовых заданий, позволяющих определить уровень профессиональной компетентности педагогов, уровень развития ребенка, а также диагностировать причины недостатков и определить пути улучшения качества образования.

                    Экспертный подход в ДОУ позволяет решать задачи, не поддающиеся решению обычным аналитическим способом, в том числе:

                    • Выбор лучшего варианта решения среди имеющихся;

                    • Прогнозирование развития процесса;

                    • Поиска возможного решения сложных задач.

                    В групповых экспертных оценках важен способ согласования мнений экспертов. В одном случае, мнения экспертов может обрабатывать заказчик экспертизы (в ДОУ – заместитель заведующего по УВР, педагог, работающий на группе). В другом - эксперты принимают единое заключение на основе совместного обсуждения индивидуальных мнений

                    Перед началом экспертного исследования необходимо четко определить его цель (проблему) и сформулировать соответствующий вопрос для экспертов в ДОУ. При этом рекомендуется придерживаться следующих правил:

                    • Четкое определение условий, времени, внешних и внутренних ограничений проблемы ДОУ;

                    • Возможность ответа на вопрос с доступной человеческому опыту точностью;

                    • Вопрос лучше формулировать как качественное утверждение, чем как оценку числа. Для численных оценок не рекомендуется задавать более пяти градаций;

                    Эксперты оценивают возможные варианты, и не следует ожидать от них построения законченного плана действий, развернутого описания возможных решений.

                      1. Практическая реализация метода экспертной оценки

                    и условия её эффективности

                    В настоящее время проводятся экспертная оценка уровня квалификации, профессиональной компетентности, продуктивности и качества управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения и экспертная оценка уровня квалификации, профессиональной компетентности, продуктивности и качества педагогической деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения проводятся с целью аттестации на вторую, первую, высшую квалификационную категорию для педагогических работников и на высшую квалификационную категорию для руководящих работников.

                    Целью экспертизы деятельности руководителя и воспитателей ДОУ является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий [8]. Основными задачами аттестации являются: стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников.

                    Во многих ДОУ проводятся собеседования с педагогическими сотрудниками ДОУ. Они могут проводиться в рамках тематики дневника инспекторско-методической практики, затрагивающим содержание практических тем дисциплины или конкретных заданий от преподавателя, который ее преподает [6]. Данные задания, как правило, связаны с внутренним функционированием деятельности ДОУ и практической профессиональной работой его сотрудников. Задания могут содержать рассматривание и обсуждение отдельных практико-ориентированных вопросов представленных в виде анкетирования, опросников, составления схем и пр. Собранный материал обсуждается в период обобщения результатов практики на итоговых занятиях.

                    Из практики заведующей "МДОУ № 324", г. Красноярск, Дарьи Александровны Медведевой.

                    Проведение экспертной оценки в образовательном учреждении носило коллективный характер, в нем принимали участие администрация, педагоги и родители. Системный и коллегиальный характер организации и проведения экспертной оценки способствовал повышению квалификации и профессионального мастерства каждого педагога и коллектива в целом, активизации воспитателей и педагогов к профессиональному и личностному саморазвитию. А как следствие позволило качественно на новом уровне организовать реализацию образовательных программ и выстроить коррекционно-образовательный процесс. Системная, целенаправленная работа педагогического коллектива позволила добиться:

                    • положительной динамики и стабильности по всем показателям образовательного уровня воспитанников;

                    • обеспечить доступность и высокое качество образования дошкольников.

                    Данная работа позволила определить основные направления экспериментальной инновационной работы ДОУ: учебно-методическое и кадровое обеспечение образовательной деятельности, формирование ключевых компетентностей воспитанников определяющих современное качество образования; развитие модели гуманистической системы воспитания; внедрение информационно-коммуникативных технологий.

                      1. Плюсы и минусы метода в исследовательской практике

                    Независимо от индивидуального или группового участия экспертов в работе целесообразно получать информацию от множества экспертов. Это позволяет получить на основе обработки данных более достоверные результаты, а также новую информацию о зависимости явлений, событий, фактов, суждений экспертов, не содержащуюся в явном виде в высказываниях экспертов.

                    При использовании метода экспертных оценок возникают свои проблемы. Основными из них являются: подбор экспертов, проведение опроса экспертов, обработка результатов опроса, организация процедур экспертизы.

                    Достоинства: специалистов много, опросить их легко.

                    Недостатки: «узкий специалист подобен флюсу - полнота его односторонняя».

                    Среди достоинств экспертных методов следует указать их сравнительную простоту и понятность, возможность вовлечения большого количества экспертов разной специализации из разных отраслей.

                    Так же достоинства метода позволяет получить первичную информацию о явлениях, процессах за относительно короткий период времени, что может составить основу для их более углубленного исследования.

                    • в профессиональном отношении метод экспертных оценок более доступен для усвоения по сравнению с другими методами.

                    • метод с одной стороны достаточно универсален и применим для оценки различных выборок.

                    • метод ориентирован на решение, прежде всего, практических задач.

                    • метод нередко используется в тех условиях, когда имеются серьезные трудности в оценке явления, процесса с помощью других методов, и которые могут оказаться недостаточно надежными.

                    Основной недостаток экспертных методов - неизбежный субъективизм экспертов: знания, основанные на прошлом опыте, ограниченность эксперта своей предметной областью, принцип получения «средней температуры» при коллективной оценке, отсюда риск пропустить новую тенденцию - то есть неверно спрогнозировать.

                    Есть и другие недостатки:

                    • мнение большинства не всегда правильное; креативные, наиболее эффективные решения меньшинства могут быть отброшены;

                    • анализ сгенерированного коллективом экспертов «сырого материала» требует больших трудозатрат; опрашиваемые должны уметь хорошо излагать свои мысли, так как метод основан на получении информации в письменной форме, в противном случае обработка затрудняется;

                    • имеет место конформизм экспертов, боязнь показаться «белой вороной», стремление присоединиться к мнению большинства;

                    • наличие у экспертов тенденции «отрицания негатива» (нежелания принять неприятность) при анализе ситуации в ДОУ и возникновении негативных прогнозных сценариев; сокрытие информации о том, «как оно было на самом деле» в ДОУ.

                    Адекватная оценка качества образовательных услуг, основанная на всестороннем анализе информации, полученная в результате проведения экспертной оценки, позволяет сформулировать цели преобразования, разрабатывать и реализовывать планы развития ДОУ, обеспечивающие его переход в новое качественное состояние, удовлетворяющее возрастающие образовательные потребности и требования государственного стандарта.

                    1. Работа с информационным источником

                    1.Журнал «Дошкольное воспитание».

                    2.Главный редактор - Гризик Татьяна Ивановна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник (доцент), член Экспертного совета по дошкольному образованию при Комитете Государственной Думы по образованию.

                    3.Журнал выходит с 1928 г.

                    4.Периодичность – ежемесячно (12 выпусков в год)

                    5.Постоянные рубрики и их тематики:

                    - социально-коммуникативное развитие

                    - познавательное развитие

                    - речевое развитие

                    - художественно-эстетическое развитие

                    - коррекционная работа

                    - профессия-педагог

                    - взаимодействие с семьей

                    6.Эпизодические рубрики:

                    - управление ДОУ

                    - предметно-пространственная среда

                    - ранний возраст

                    - готовимся к празднику

                    - научный поиск

                    - мастер-класс

                    - методическая картотека

                    - проблемы времени

                    - программы и технологии

                    - физическое развитие

                    - специалисту детского сада.

                    В журнале публикуются только авторские наработки, накопленные личным жизненным опытом педагогов дошкольных учреждений.

                    Освещает все аспекты системы дошкольного образования: нормативно-правовую базу, вопросы управления, программно-методического обеспечения, коррекции развития ребенка, методической службы, подготовки и переподготовки кадров.

                    В журнале печатаются научные, научно-практические статьи; передовой, оригинальный опыт практических работников ДОУ.

                    Предназначен широкому кругу читателей: управленцам, ученым, преподавателям колледжей и университетов, студентам, практическим работникам ДОУ и родителям. Входит в перечень ВАК.

                    Журнал решает важнейшую просветительскую и образовательную задачу, создает условия для совершенствования подготовки и переподготовки педагогических кадров и самообразования, развивает педагогическое мышление, критичность, аналитические и прогностические навыки, формирует профессиональные компетенции, способствует осознанию требований современных образовательных парадигм.

                    В целом, в журнале представлен огромный опыт по различным тематика дошкольного воспитания, который надо применять на практике.

                    Дошкольное воспитание, 2015. - № 1.

                    Н.Афонина. Диагностическое исследование когнитивной сферы ребенка раннего возраста, воспитывающегося в национально-смешанной семье

                    Статья опубликована в журнале «Дошкольное воспитание» за 2015 г. в 1-м выпуске.

                    Автор статьи – Наталья Анфонина, аспирант, кафедра педагогики, Мурманский государственный гуманитарный университет,

                    Статья посвящена проблеме диагностики когнитивной сферы ребенка раннего возраста в условиях воспитания в национально-смешанной семье.

                    В статье представлена разработанная автором диагностическая методика, направленная на выявление уровня развития когнитивной сферы ребенка раннего возраста, воспитывающегося в национально‐смешанной семье.

                    Ключевые слова, использованные в статье. Поликультурная (национально‐смешанная) семья, двуязычие, педагогическая диагностика, когнитивная сфера развития ребенка.

                    Статья адресована, прежде всего, воспитателям, но будет также интересна и родителям и любым заинтересованным лицам.

                    План текста статьи

                    1.Вступление

                    2.Суть проблемы, актуальность

                    3.Особенности методики (диагностики)

                    4.Исследование, представление результатов исследования

                    5.Выводы.

                    Конспект статьи

                    Важной возрастной особенностью ребенка раннего возраста является становление речевого общения как одного из основных источников развития мышления.

                    В раннем детстве на формирование познавательной сферы ребенка огромное влияние оказывает общение с окружающими взрослыми людьми.

                    В ходе работы над данной методикой адаптированы и модифицированы следующие разработки: методика определения уровня развития речи ребенка, методика диагностического обследования детей от 1-го до 3‐го года жизни.

                    Диагностический пакет № 1 (возраст 1 год – 1 год 3 месяца).

                    Исследуемые параметры. Понимание речи (уровень понимания названий окружающих предметов). Активная речь (уровень ее развития)

                    Оборудование. Четыре игрушки.

                    Задание. Методика проведения. Специально подготовленная ситуация. Перед ребенком раскладывают четыре контрольных предмета. На вопрос взрослого: «Где?» – ребенок должен отыскать все предметы. После этого их убирают, ставят в другом порядке и вновь предлагают найти.

                    Проводилось наблюдение за ребенком в естественной ситуации во время самостоятельной деятельности в течении 30 минут. Отмечалось проявление речевой активности ребенка в моменты двигательной активности.

                    Диагностический пакет № 2 (возраст 1 год 3 месяца – 1 год 6 месяцев).

                    Задание. Исследуемые параметры. Понимание речи (способность к обобщению предметов по существенным признакам в понимаемой речи). Выявление уровня активной речи.

                    Оборудование. Две кошки разного цвета, два зайца разного цвета и контрольный предмет, например кукла. Кукла, зайчик, петушок, котенок.

                    Методика проведения. Специально подготовленная ситуация. Перед ребенком раскладывают предметы в такой последовательности: собака черная, кошка черная, кошка белая, кукла. Взрослый предлагает показать сначала одну кошку, затем другую, потом собаку, куклу. Затем предметы меняют местами и ребенку предлагают найти их еще раз.

                    Взрослый вынимал из мешка предмет спрашивал «Кто это?»

                    Диагностический пакет № 3 (возраст 1 год 6 месяцев –1 год 9 месяцев).

                    Исследуемые параметры. Понимание речи (выявление степени понимания ребенком обращенной к нему речи взрослого). Активная речь.

                    Оборудование. Набор сюжетных картинок.

                    Методика проведения. Специально подготовленная ситуация. Взрослый кладет на стол картинки, предлагает ребенку посмотреть на них и задает соответствующие вопросы («Где дети умываются?» и др.).

                    Естественная ситуация. Наблюдения речевого проявления ребенка во время игры.

                    Диагностический пакет № 4 (возраст 1 год 9 месяцев – 2 года).

                    Исследуемые параметры. Понимание речи (выявление степени понимания ребенком обращенной к нему речи взрослого). Активная речь (выявление уровня развития речи)

                    Оборудование. Сюжетные картинки.

                    Методика проведения. Специально подготовленная ситуация. Взрослый кладет на стол картинки, предлагает ребенку посмотреть на них и задает по содержанию картинок вопросы.

                    Естественная ситуация. Наблюдения речевого проявления ребенка во время игры.

                    Диагностический пакет № 5 (возраст 2 года – 2 года 6 месяцев).

                    Исследуемые параметры. Понимание речи. Активная речь.

                    Оборудование. Книга с понятными ребенку иллюстрациями.

                    Методика проведения. Предложить ребенку книгу для совместного просмотра, наблюдая за реакцией на картинки и при необходимости задавая наводящие вопросы по картинке.

                    Наблюдение речевого развития во время игры, в режимных процессах, при общении со взрослым.

                    Диагностический пакет № 6. (возраст 2 года 6 месяцев – 3 года)

                    Исследуемые параметры. Активная речь, понимание речи и словесной инструкции.

                    Оборудование. Отдельные сюжетные картинки. Бумага, карандаш. Рассказ знакомый ребенку.

                    Методика проведения. Взрослый задавал вопрос по сюжетным картинкам.

                    Ребенка просят нарисовать дорожку или домик.

                    Взрослый читает рассказ и задает вопросы.

                    Предложенная методика педагогического обследования, направленная на изучение речевого развития в раннем возрасте, помогает выявить уровень развития когнитивной сферы ребенка, воспитывающегося в условиях двуязычия.

                    Список литературы

                    1. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. Учебник. М.: Академия. 2006. 128 с.

                    2. Борикова Л.В. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. М.: Академия, 2000. 128 с.

                    3. Н. Афонина. Диагностическое исследование когнитивной сферы ребенка раннего возраста, воспитывающегося в национально‐смешанной семье //Дошкольное воспитание. 2015. №1 С.90-98.

                    4. Метод экспертных оценок в педагогике [Электронный ресурс] – URL: http://center-yf.ru/data/Marketologu/Metod-ekspertnyh-ocenok-v-pedagogike.php (Дата обращения: 6.02.2015)

                    5. Подласый И.П.Педагогика начальной школы. М.: Владос. 2008. 463с.

                    6. Педагогический анализ как основа экспертной оценки качества дошкольного образования [Электронный ресурс] – URL: http://festival.1september.ru/articles/574567/ (Дата обращения: 6.02.2015)

                    7. Сазонова Н.П. Дошкольная педагогика. Курс лекций. СПб.: Детство-Пресс. 2010. 272с.

                    3.Оценка эффективности обучения


                    1.
                    Классификация методов обучения

                    В
                    1988 году журнал «Harvard Business Review» опубликовал
                    статью Арье де Гейза, менеджера компании
                    Royal Shell, которая называлась «Организационное
                    обучение». Его статья наделала немало
                    шума, особенно фраза:
                    «…
                    Мы понимаем уже сегодня, что единственное
                    конкурентное преимущество компании
                    будущего – это способность ее
                    сотрудников учиться быстрее, чем их
                    конкуренты».
                    Восемью
                    годами позже генеральный директор
                    General Electric Джек
                    Уэлч,
                    пользующийся большой популярностью
                    среди коллег, высказал в годовом отчете
                    корпорации весьма близкое по смыслу
                    наблюдение:
                    «Наша
                    политика подчинена базовому соображению:
                    конечными источниками конкурентного
                    превосходства являются желание и
                    способность организации постоянно
                    учиться и быстро преобразовывать
                    новые знания в действия».
                    В
                    современные российские организации
                    со всех сторон доносится эхо: единственным
                    бесконечно воспроизводимым ресурсом
                    компании является обучение. Все другие
                    виды ресурсов – капитал, труд, сырье,
                    лучшие специалисты, даже технологии
                    и знания – могут быть перехвачены или
                    скопированы конкурентами, но никто
                    не в состоянии купить, скопировать
                    или воспроизвести способность
                    организации учиться.
                     Специфика
                    обучения персонала организаций состоит
                    в том, что речь идет об обучении взрослых
                    людей, которые уже получили среднее
                    или среднее специальное, а часто и
                    высшее образование. Это, с одной
                    стороны, накладывает определенные
                    ограничения на процесс обучения, а с
                    другой – открывает перед преподавателем
                    широкие возможности в силу наличия у
                    большинства слушателей хорошего
                    уровня базовых знаний .
                     Сегодня
                    мы сталкиваемся с огромным многообразием
                    учебных программ, предназначенных
                    для самых разных категорий сотрудников
                    – от рядового персонала до высшего
                    руководства. Все многообразие
                    используемых при этом методов обучения
                    можно разбить на три большие
                    группы:
                    • традиционные
                    методы обучения;
                    • методы
                    активного обучения;
                    • методы
                    обучения на рабочем месте.

                    1.1. Традиционные
                    методы обучения:

                    Лекции

                    преподаватель устно передает информацию
                    группе. Преимуществами данного метода
                    являются контроль содержания и
                    последовательность изложения материала,
                    возможность охвата большой аудитории
                    и относительно низкие затраты. К
                    недостаткам следует отнести низкую
                    активность слушателей, невозможность
                    учета различий в образовательном
                    уровне и отсутствие обратной
                    связи.
                    Семинары
                    – обобщение знаний по теме, контроль
                    уровня знаний. Этот метод помогает
                    слушателям лучше разобраться в
                    содержании изучаемой темы. Семинары
                    предполагают большую активность
                    слушателей и умение преподавателя
                    создать в ходе занятия такой микроклимат,
                    который побуждает участников к
                    творческой или научной
                    деятельности.
                    Видеозанятия
                    – предполагают использование
                    видеоматериалов по темам изучаемого
                    курса. В учебных целях действие каждого
                    фильма представлено в форме отдельных
                    эпизодов (фрагментов). Каждый видеокурс
                    включает учебный видеофильм, пособие
                    по теме курса и методическое пособие
                    для преподавателей. Плюсами данного
                    метода являются наглядность и
                    доступность подачи материала,
                    возможности повторного самостоятельного
                    просмотра и многократного использования,
                    удобство и экономия средств.

                    1.2. Методы
                    активного обучения:

                    Тренинги
                    – метод краткосрочного обучения, в
                    котором теоретические блоки материала
                    минимизированы и основное внимание
                    уделяется практической отработке
                    навыков и умений. Привлекателен именно
                    тем, что передает спрессованный,
                    практически ориентированный опыт в
                    интенсивном режиме. Опытный тренер,
                    как правило, обладает определенными
                    приемами, повышающими эффективность
                    обучения.
                    Программированное
                    и компьютерное обучение

                    – метод состоит в том, что учебная
                    информация предъявляется небольшими
                    блоками в печатном виде либо на мониторе
                    компьютера. После изучения блока
                    материала обучающийся должен ответить
                    на вопросы, оценить глубину понимания
                    и степень усвоения изучаемого материала.
                    После каждого ответа обучающиеся
                    имеют возможность получения обратной
                    связи, показывающей его правильность.
                    Основное преимущество состоит в том,
                    что оно позволяет обучающемуся
                    двигаться в собственном, удобном для
                    него темпе, когда переход к следующему
                    блоку информации происходит только
                    после того, как усвоен предыдущий.
                    Деловые
                    игры

                    – предполагают отработку учебной
                    тематики на основе ситуаций и материала,
                    моделирующих те или иные аспекты
                    профессиональной деятельности
                    слушателей.
                    Поведенческое
                    моделирование

                    – относительно новый метод обучения
                    навыкам межличностного общения и
                    изменения установок. Он учит конкретным
                    умениям и установкам, связанным с
                    выполнением профессиональной
                    деятельности. Сначала обучающимся
                    предъявляется «поведенческая модель»,
                    которая служит примером профессионального
                    поведения, затем на практике обучают
                    применению модели в учебной или рабочей
                    ситуации и осуществляют обратную
                    связь по результатам с дальнейшей
                    корректировкой профессионального
                    поведения.
                    Метод
                    конкретных ситуаций (кейсов)

                    – состоит в разборе практических
                    ситуаций; основная цель – научить
                    слушателей анализировать и структурировать
                    информацию, выявлять ключевые проблемы,
                    генерировать альтернативные пути
                    решения, оценивать их, выбирать
                    оптимальное решение и вырабатывать
                    программы действий.
                    Баскет-метод
                    (разбор деловых бумаг)

                    – в ходе использования данного метода
                    обучаемому предлагают выступить в
                    роли сотрудника, которому требуется
                    в срочном порядке разобрать накопившиеся
                    на его столе деловые бумаги (письма,
                    докладные записки, телефонограммы,
                    факсы, отчеты и т.п.) и предпринять по
                    ним определенные действия.

                    1.3. Методы
                    профессионального обучения:

                    Обучение
                    на рабочем месте

                    – заключается в передаче работнику
                    необходимых знаний и точных представлений
                    о профессиональной роли в процессе
                    выполнения функциональных обязанностей
                    (в сфере торговли, обслуживания).
                    Наставничество

                    метод состоит в том, что обучаемый
                    закрепляется к более опытному сотруднику
                    и наблюдает как на практике выполняются
                    различные процедуры и работы. После
                    этапа наблюдения следует этап
                    самостоятельной деятельности обучаемого
                    под контролем наставника. Затем
                    сотрудник допускается к работе в
                    организации.
                    Стажировки
                    – в ходе которых работник, обучающийся
                    в различных подразделениях компании
                    или за ее пределами, получает новую
                    информацию о профессиональной
                    деятельности. Стажировка является
                    полезным средством активизации
                    творческого потенциала работников и
                    пересмотра старых подходов к
                    работе.
                    Ротация
                    – метод самостоятельного обучения,
                    при котором работник временно
                    перемещается на другую должность с
                    целью приобретения новых навыков.
                    Таким образом преодолевается
                    профессиональная узость знаний,
                    стимулируется усвоение новых навыков.
                    В
                    практике работы учебных центров,
                    институтов повышения квалификации,
                    бизнес-школ и других учебных заведений,
                    работающих в системе бизнес-образования,
                    доля использования данных методов
                    существенно различается :

                    1. Центр
                    по изучению функций управления
                    предприятием (Италия):
                    лекции
                    – 25%;
                    разбор
                    кейсов – 40%;
                    деловые
                    игры – 20%;
                    поведенческое
                    моделирование – 15%.

                    2. Международный
                    институт повышения квалификации
                    руководящих кадров (Женева):
                    лекции
                    – 45%;
                    разбор
                    кейсов – 30%;
                    деловые
                    игры – 10%;
                    стажировка
                    – 15%.

                    3. Очная
                    программа МВА в Манчестерской школе
                    бизнеса:
                    лекции
                    – 25%;
                    разбор
                    кейсов – 20%;
                    работа
                    по проектам – 35%;
                    консультации
                    научных руководителей – 10%;
                    аналитические
                    работы – 10%.

                    В
                    заключение необходимо отметить, что
                    выбор форм и методов обучения сотрудников
                    в современной организации во многом
                    зависит от целого ряда факторов, таких
                    как: цели организации, кадровая
                    политика, характеристики обучающегося
                    персонала (должностной уровень,
                    образование, опыт работы, возраст и
                    т.д.), а также от численности обучающихся
                    и бюджета компании на повышение
                    квалификации персонала.

                    Отправить ответ

                    avatar
                      Подписаться  
                    Уведомление о