Стадии жизненного цикла человека: Этапы жизненного цикла человека – Журнал «Человек без границ» — Философия возраста. Загадочные циклы в жизни человека

Этапы жизненного цикла человека

Этапы жизни человека в социуме

Определение 1

Стадии жизненного цикла – это основные возрастные интервалы жизни, характеризующиеся различным уровнем трудовой активности.

В жизни любого человека выделяются основные этапы:

  • детство,
  • отрочество,
  • юность,
  • зрелость,
  • старость.

Каждый этот этап по-своему значим и необходим. Каждый этап жизни человека имеет свой уникальный характер и вносит свой вклад в мир. Родившийся младенец ничего не знает о мире, в котором появился, он пока чистый лист, на который жизненные этапы будут наносить свои штрихи.

Родители и близкие родственники постепенно знакомят малыша с миром, учат выживать, знакомят с элементарными вещами – ребенок узнает, что вода мокрая, а огонь горячий. Ребенок, взаимодействуя с другими, учится понимать, как можно получить то, что ему надо, как общаться с взрослыми, с другими детьми.

Наверное, потому, что в среде людей взаимоотношения устроены непросто, процесс входа нового человека в это общество долгий и сложный. Невозможно сразу всё объяснить, на пути огромное количество скрытых подтекстов, поэтому ребенок задает много вопросов и совершает ошибки. Это ранний этап социализации.


Чтобы стать действительным членом общества необходимо пройти несколько этапов. На смену сложному подростковому периоду приходит время юношеского максимализма и только потом человек вступает во взрослую жизнь.

Если первые этапы проходят без существенных отклонений, то с завершением юношеского возраста (25-26лет), человек понимает и принимает правила общества – так заканчивается следующий этап социализации и формируется социальное «Я».

На новом этапе своей жизни человек уже знает, как ему себя вести, чтобы добиться поставленных целей – это этап достижений. Для работодателей данный этап является очень ценным, поскольку человек очень активен, стремится сделать карьеру, готов работать и самое главное, верит в свое светлое будущее.

Замечание 1

Общество в жизни каждого человека играет большую роль, и развиваться вне общества невозможно. У каждого человека в обществе есть определенное место – это его статус, который может быть достигнутым (ученый, артист, студент) и может быть предписанным – возраст, национальность, пол и др.

Достигнутые статусы, как правило, дают каждому перспективу. В принципе каждый человек является носителем нескольких статусов, например, отец/мать, студент, преподаватель, бабушка/дедушка и др.

Никому ещё не удавалось избежать следующего этапа, когда начинается переоценка ценностей, появляется внутренняя направленность на себя.

Этот сложный период жизни человека специалисты называют кризисом среднего возраста. Такие возрастные кризисы будут продолжаться.

Общество оказывает влияние на жизнь любого человека, и никто из людей не может жить вне него. Каждый может оказаться в сложномположении и многое зависит от того, как поведет себя общество, поэтому игнорировать его нельзя.


Жизненный цикл развития

Жизненный цикл человека в традиционном плане делят на:

  • внутриутробный период;
  • период детства;
  • период отрочества;
  • зрелость;
  • преклонный возраст, старость.

Каждый из этих периодов состоит из ряда стадий с характерными для них особенностями.

Перинатальный или внутриутробный период включает период до родов, период родов, послеродовой период. Функции, необходимые для самостоятельного существования организма новорожденного, созревают в перинатальном периоде. На состояние функциональных систем плода роды оказывают значительное воздействие и являются испытанием их биологической надежности. Способ родоразрешения определяет степень и характер реакций адаптации плода и новорожденного.

Период детства имеет свои стадии:

  • новорожденность и младенчество от момента рождения до 1 года;
  • раннее детство с 1 года до 3-х лет;
  • дошкольное детство от 3-х до 6 лет, когда происходит развитие личности ребенка и когнитивных процессов;
  • младшее школьное детство с 6 до 12 лет – период развития интеллектуальных умений и знаний, включение ребенка в социальную среду;

Следующий жизненный этап – отрочество и его два периода – подростковый (пубертатный) с 12 до 15 лет, время формирования представления о себе и юношеский (ювенильный период) с 16 до 23 лет. Ювенильный период является с биологической точки зрения взрослым, но ещё не достигшим социальной зрелости. Это время принятия ответственных решений, выбор профессии, формирование мировоззрения, самосознания.

Зрелость тоже делится на ряд стадий:

  • Ранняя зрелость или молодость от 23 до 33 лет – это время вступления человека в интенсивную личную и профессиональную жизнь, время самоутверждения себя в любви, карьере, сексе, семье, обществе.
  • В возрасте 30-35 лет наступает кризисный период, когда человек уже достиг определенного положения и начинает что-то лихорадочно менять в своей жизни – это может быть работа, семья, хобби и др.;

  • Кризис сменяется недолгой стабилизацией от 35 до 40-43 лет. В этот период закрепляется всё, что было достигнуто – профессионализм, авторитет, успех в карьере, материальный достаток, положение в семье, да и со здоровьем всё хорошо;
  • На смену периоду стабильности приходит критическое десятилетие – 45-55 лет. Чувствуется приближение старости возраста, появляются признаки ухудшения здоровья, теряется физическая форма. В семье происходит отчуждение с повзрослевшими детьми, возникает чувство усталости от действительности, возникает депрессивное настроение. Разные люди выходят из этого состояния по-разному – одни мечтают о новых победах и свершениях, другие – совершают реальные поступки в попытках доказать, что ещё молоды и востребованы;
  • Завершающим является период с 55 до 65 лет – время физиологического и психологического равновесия, постепенного отхода от активной трудовой и социальной жизни.

О первой старости начинают говорить с 65 до 75 лет, а после наступает преклонный возраст – возраст духовных раздумий о прожитых годах.

Понятие «возраст человека»

Замечание 2

Одной из сложных категорий психологии является возраст. Выделяют два уровня этого понятия – абсолютный, т.е. хронологический, выраженный количеством прожитых лет и условный возраст.

Условный возраст по- другому называют возрастом развития, который определяется на основании каких-либо качественно-количественных признаков. Его установление – это элемент периодизации, предполагающей выбор, как хронологических единиц измерения, так и самой системы отсчета.

Возраст конкретного человека с точки зрения его жизненного пути, может быть рассмотрен с нескольких позиций.

Средний статистический уровень развития характерен для всей популяции одного хронологического возраста, а биологический возраст связан и определяется состоянием обмена веществ и функций организма.



Биологический возраст будет меньше хронологического, если у человека в его возрасте отсутствуют ожидаемые изменения, что означает отставание в биологическом развитии.

Если наступают изменения, которые должны произойти в старшем возрасте, то его биологический возраст значительно больше хронологического.

Психический возраст человека определяется путем соотнесения психического развития с соответствующим нормативным уровнем.

Чтобы определить социальный возраст нужно уровень социального развития соотнести с тем, что является статистически нормальным для сверстников человека.

Различают ещё и субъективный возраст – он имеет внутреннюю систему отсчета, когда человек сам оценивает свой возраст.

В основе субъективного возраста лежат самоощущения, поэтому субъективный возраст от хронологического относительно свободен. Человек может ощущать себя как старше своих лет, так и младше.

Жизненный цикл Человека (стр. 1 из 4)

Исаенко А.Н., Денискин С.А.

Отделить патологические процессы развития от естественных возможно, если проследить тенденцию развития живых структур, частью которых является Человек. Основа такой закономерности отражена в нашей таблице биологических элементов. Рассмотрим жизненный цикл Человека с этих позиций, выделив для начала интересуемый нас участок.

В жизненном цикле Человека четко различаются три больших периода: 1) создание организма, 2) развитие до зрелости, 3) старение.

Первый период начинается с оплодотворения яйцеклетки и заканчивается рождением. Ведущая роль в управлении процессом принадлежит матери: под влиянием внешней среды, в которой она находится, формируется соответствующая внутренняя среда, в которой происходит развитие плода. Параметры внутренней среды и внешние воздействия во время беременности являются активными факторами развития ребенка, а сам процесс протекает автоматически и, если нет повреждающих факторов, результат достаточно хорошо предсказуем.

Во время второго периода — от рождения до зрелости — происходит поэтапное создание человеческих способностей путем освоения человеческих поведенческих программ через постоянный контакт с различными уровнями социума. Ключевое слово — эволюционное развитие: увеличение способностей, возможностей, силы, расширение пространства. По существу содержанием периода является обучение центральной нервной системы, которая за период развития до зрелого индивидуума несколько раз принципиально меняет алгоритм работы и, соответственно, свою структуру и биохимию. Результат развития на втором этапе полностью зависит от среды обитания организма и абсолютно не предсказуем.

На третьем периоде — от зрелости до смерти — наблюдаются принципиально иные жизненные процессы. Суть его в пересмотре и переосмыслении прожитой жизни и в изменении напрвления процессов адаптации изнутри наружу, что выражается в перходе от изменения своей структуры под среду к целенаправленному изменению среды обитания под себя. Со временем силы падают, возможности уменьшаются, пространство сужается. В результате все в большей степени процесс развития приобретает характер инволюции и заканчивается смертью.

Рассмотрим наиболее подробно второй период, как наименее концептуально проработанный в специальной литературе, и начнем с его периодизации, а закончим обсуждением фактических вариантов современного развития.

1. Периодизация жизненного цикла.

На рис.1 показана схема, поясняющая различаемые периоды жизненного цикла Человека. Начало координат совмещено с моментом рождения. Предшествующий период в 9 месяцев (1-й этап) соответствует внутриутробному развитию. Восходящей линией показано, как развивающийся из одной клетки организм последовательно проходит через все этапы создания собственной иерархической структуры.

2-й этап размечен в соответствии с общепринятым различением периодов взросления. По оси ординат отложены в виде равных интервалов уровни адаптации (из таблицы биологических взаимодействий), соответствующие ступеням психоэволюции. По оси абсцисс — возраст. Заметим, что вид кривой аналогичен графикам других параметров организма, таким как вес, рост и др.. Точки графика означают моменты времени, когда активизируется развитие очередного уровня адаптации (так называемые сенситивные периоды или психологические новообразования по [1]). Примерно на середине отрезка между соседними точками наступает освоение и осознание текущего уровня адаптации: жить становится легче и веселее.

После достижения пика развития наступает 3-й этап — инволюционный — постепенное угасание жизненных функций. Протекание процесса аналогично тому, как снижаются адаптационные возможности при патогенных воздействиях — алкоголь, яды и т.п. — в последовательности, обратной их появлению. Как установлено биологами, наиболее уязвимыми оказываются наиболее молодые управляющие структуры (т.е. образовавшиеся в последнюю очередь).

Нисходящая линия 3-го периода проведена нами более круто, чем восходящая, из соображений несимметричности цикла развития всех живых структур, установленной в опубликованных многочисленных наблюдениях. Это означает, что расчетный срок жизни Человека должен быть менее 100 лет. Плавное проведение кривой последовательно через все уровни адаптации, как показано на рис. 1, дает оценку в диапазоне 80-90 лет. Это ожидаемая продолжительность жизни при естественном гармоничном развитии. Фактически наблюдающиеся и возможные варианты будут рассмотрены позже. И еще одну очень важную закономерность необходимо рассмотреть, прежде чем приступить к детальному анализу этапов. Речь идет о соотношении уровня развития и диапазона осознания макро- и микроуровней. Дело в том, что восприятие мира осуществляется путем построения его моделей на основании сенсорной информации: чем сложнее модель, тем более детальная картина мира. Эта зависимость хорошо прослеживается в эволюционном ряду животных, а принципиальное отличие Человека от всех остальных млекопитающих заключается в его качественно другом уровне восприятия, на основании чего его и можно признать венцом эволюции. В свою очередь возможная сложность модели зависит от уровня сложности нейроструктуры головного мозга, которая, как известно, изменяется по мере развития.

Обсуждаемое соотношение иллюстрируется риунком 2. По горизонтальной оси отложены этапы развития, соответствующие уровням адаптации рисунка 1, а по вертикальной оси — иерархические уровни социальных структур (вверх — означает наружу) и структур организма (вниз — внутрь).

В начале развития формируется Я-концепция и различение Я — Не Я. Ребенок выделяет себя как единое целое из среды обитания. На втором этапе развития нейроструктура усложняется настолько, что он в состоянии смоделировать отношения в системе МЫ: модель, например, сверстника, и как он представляет меня. Это уже принципиально новое качество — способность посмотреть на себя глазами другого. Именно благодаря этой способности появляется возможность взаимодействия в социальной группе сверстников, т.е. с такими же как я. То, что включается в область осознания, воспринимается человеком как Мое, т.е. освоенной контролируемой частью среды обитания, личной зоной. Наиболее ярко это проявляется в раннем детстве по отношению к своим вещам. А детализация концепции Я внутрь означает возможность осознать свой организм, состоящий из различных систем в их взаимосвязи. И так далее.

Описанная концепция периодизации успешно использовалась авторами в качестве системы координат для ориентации в многомерном объеме знаний о Человеке, и в первую очередь для прояснений базовых понятий. Например, что такое Человек и в чем его смысл жизни? Известное определение Человека как двуногого без перьев воспринимается как шутка только потому, что не имеет практического значения. Глядя на приведенные иллюстрации, ответ не вызывает затруднений.

Человек — млекопитающее отряда приматов, имеющее потенциал развития до пятого уровня адаптации. Смысл его жизни — стать Человеком Разумным, т.е. реализовать свой потенциал развития. Остальное, как говорится, приложится. Уместно вспомнить древних: важно не то, чем ты занимаешься, а кто ты есть.

Тогда Ребенок — это Человек первого уровня адаптации, т.е. находящийся на втором этапе развития, с соответствующими способностями и мотивацией. Обратите внимание, что это прежде всего Человек, а не «девочка или мальчик», как трактуется в энциклопедических словарях. Маугли — это не ребенок, если у него нет импринта человеческой программы развития. Поэтому очеловечивать тех, кто провел младенчество не среди людей, бесполезное и даже вредное занятие — они быстро умирают.

Теперь максимально обобщенно посмотрим на процесс развития. Человек от нулевого уровня адаптации (полная беспомощность и отсутствие механизма адаптации) доходит до зрелости — полная самостоятельность с личной ответственностью за свои действия и механизм пятого уровня адаптации. Совершенно очевидно, что переход этот осуществляется не одномоментно, а растянут на весь период развития. Отсюда следует важный методологический вывод: содержание развития — последовательное увеличение самостоятельности с соответствующей ответственностью и последовательное создание механизмов адаптации. Процесс управления развитием со стороны взрослого обозначен в социуме как воспитание. Если управление организовано с осознанием особенностей развития в каждом периоде, целей и способов, то точнее будет говорить о выращивании Человека.

Имея перечисленные факторы как систему координат для анализа, рассмотрим наиболее принципиальные особенности физиологии и психологии Человека, отличающие периоды его развития (Табл.1). Напомним, что акцент делается не на наблюдаемых в социуме явлениях, а на тех, которые должны происходить из логики естественного развития в соответствии с ходом исторического развития живых структур и Человека в частности (подобие исторического и индивидуального развития, т.е. фило- и онтогенеза).

Таблица 1. Параметры периодов жизненного цикла Человека Разумного.

2. Развитие Человека Разумного — от рождения до зрелости.

Этапы жизненного цикла человека | Психология Жизни

Человеческая жизнь делится на определенные этапы и периоды: детство, отрочество, юность, зрелость и старость. Деление немного произвольное, но отражающее суть. Так вот, в каждый период, человек проходит определенный этап развития.

Когда человек рождается, он вообще ничего не знает о том мире, в который он попал – чистый лист. И благодаря родителям вначале и другим взрослым, в последствии – он познает мир. Учиться как в нем выжить, осваивая элементарные вещи. Что вода мокрая, а огонь горячий и т.д. Взаимодействуя с другими, ребенок учиться понимать, как получить то что он хочет. Как общаться с другими детьми и взрослыми. Это ранний этап социализации.

Роль общества в жизни человека

От других он получает знания о том, как жить в этом мире. Знание и взаимоотношения в человеческой среде удивительно непросто устроены. Может быть поэтому, процесс входа в это общество нового человека так долог и сложен. Не всего можно добиться простым способом. Есть очень много скрытых подтекстов, которые так сразу и не объяснишь. Поэтому, ребенок растет и постоянно совершает какие-то ошибки и постоянно задает вопросы. А почему так? Почему, то что ему кажется справедливым, оказывается совершенно не таким. А ведь именно это ему объясняли родители, что это хорошо. Ребенок уверен, что он совершает добро, а оказывается это плохо и его еще за это наказывают. Часто не объясняя почему.

На пути к тому, чтобы общество его приняло, как действительного члена, проходит много этапов его жизни. Детство, сложный подростковый период бунтарства, период юношеского максимализма и наконец то вступление во взрослую жизнь. Если эти этапы прошли благополучно, без сильных отклонений, то можно сказать, что к концу юности (25-26 лет), человек понял и принял правила общества. Можно сказать, что этап социализации завершен. Полностью сформировалось социальное «Я».

Наступает новый этап. Когда человек знает, как ему себя вести, чтобы добиться поставленных целей. Осуществить желания и получить то что он хочет от жизни. Это этап достижений. Человек активен, он охотно работает, строит свою карьеру, он готов работать на будущее, за идею. Этот возрастной этап очень ценят работодатели, человек становиться очень востребованным. Энергии много, потребностей огромное количество и главное вера в светлое будущее. Оно вот-вот настанет, если еще чуть-чуть затянуть пояса и поработать на благо общего дела. В этом возрасте еще много наивности и веры, что так ценно и востребовано на рынке труда.

Особенности среднего возраста

А дальше кому как повезет, кто как усвоил уроки. Человек либо добивается успеха, выстраивает свою жизнь, так как ему хочется. Либо, имеет проблемы во всех областях жизни, и с работой, и с семьей, если она есть. Желания (в основном материальные) осуществить не может. Находится в полной неудовлетворенности своей жизнью.

Ни одному, ни другому не удастся избежать следующего этапа. Этапа, когда человек начинает понимать, что он всю свою жизнь соответствовал, тому что от него ждут другие: родители, сотрудники, начальство, жена, дети и т.д. А где же он сам? Наступает момент переоценки ценностей, изменений внутренне направленности с других на себя. Период крайне непростой. Именно его называют кризисом среднего возраста.

Это этап своеобразного бунтарства, когда человек меняет поведение в свою пользу. Раньше он мог поступиться своими интересами ради другого. Ради родственника или друга, ради работы (начальник попросил задержаться), или сделать что-то, ради детей, которым всегда что-то нужно. Человек перестает быть удобным, как раньше, когда он, ради того, чтобы соответствовать ожиданиям других, готов был жертвовать собой. Теперь он хочет понять себя и свои желания, найти свою идентичность и обрести свою гармонию с миром. Вступая в этот период человек начинает понимать, что всю жизнь до этого он только и делал, что соответствовал социуму, в котором он находился. Взрослый человек начинает заново искать себя, свое предназначение, новые смыслы в жизни. Рождение собственного «Я», осознание своих истинных желаний, достигается ощущением внутренней свободы и сформированной внутренней позиции.

Кризисы возрастных периодов

Следующий яркий этап жизненного пути, когда человек заканчивает свою трудовую деятельность и уходит на пенсию. Меняется вся его жизнь и не всегда эти изменения легки и приятны. Каждый этап развития завершается возрастным кризисом. И от того как будет пройден кризис зависит дальнейший вектор развития человека. Пройденный кризис со всеми усвоенными уроками дает толчок к дальнейшему развитию и достижению. Возрастные кризисы люди переживают по-разному, кто-то спокойно без последствий, а кто-то тяжело с депрессией и перевернутой жизнью, с ног на голову. Но в любом случае, это временный этап, который пройдет. Детский кризис 3-х лет, проходит приблизительно за полгода, в кризисе среднего возраста можно задержаться на несколько лет, все зависит от индивидуальных особенностей и опыта пройденного жизненного пути. В сложные кризисные периоды человеку бывает нужна помощь, чтобы понять, что с ним происходит и как с этим справиться.

Обращайтесь буду рада помочь Вам.

Психолог Мартынова Ирина Викторовна

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ

ТЕСТ по выбору метода психологической консультации

Метод психологической консультацииПредлагаем пройти тест, который поможет определить метод работы психолога, с учетом личных особенностей. Знание своего метода, позволит вам выбрать психолога, специализирующегося именно в этой области и позволит получить максимальный результат и удовлетворение от консультации. Вы можете пройти тест в режиме онлайн абсолютно бесплатно, без регистрации, по этой ссылке:

  • Тест французского психолога Анн Шварцвебер (Anne Schwartzweber) содержит 10 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один из трех предложенных вариантов ответа. Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”

ТЕСТ на определение потребности в психологической помощи

Потребность в психологической помощиТест на потребность в психологической помощи с легкостью поможет вам определить, необходима ли вам консультация психолога. У каждого из нас бывают тяжелые моменты в жизни, и каждый справляется с ними по-своему. Кто-то самостоятельно, кому-то хватает беседы с лучшим другом или подругой, а порой просто не обойтись без помощи специалиста. Для определения этого момента и разработан опросник на потребность в психологической помощи.

  • Тест содержит 18 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один вариант ответа «Да, согласна(сен)» или «Нет, не согласна(сен)». Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”

ТЕСТ Долговечен ли ваш союз?

Как cохранить семьюБольшинство из нас мечтает о любви, которая будет с нами всегда — о вечном союзе. А как обстоят дела в вашей паре? Она крепкая и надежная? Или, может быть, хрупкая, не очень устойчивая? В любом случае вопрос о том, сколько продлится союз, составляет сердцевину отношений в любой паре, какой бы момент в своем развитии она ни переживала. Этот тест поможет понять, на какой стадии отношений находится ваш дуэт, и оценить вашу способность придать устойчивость отношениям, как бы они ни были устроены.

  • Тест французского психоаналитика Ален Эриль (Аlain Heril) содержит 15 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один из четырех предложенных вариантов ответа. Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”

Как выбрать своего психолога Как выбрать хорошего психолога

Сколько нужно ходить к психологу Может ли психолог помочь за один час

Вам не поможет психолог Когда консультация психолога не помогает

Стереотипы по психологии Стереотипы о скайп-консультациях с психологом

Как может помочь психолог В чем заключается работа психолога

Анализ семейного конфликта Семейные конфликты и пути их разрешения

Самоопределение в семью Жизненный сценарий в семейной психологии

Длительность психотерапии Сколько нужно консультаций психолога

Чего я хочу Как понять чего я хочу

Жизненные циклы человека — Психология Дома Солнца

Таким образом, периоды детства, юности, молодости, взросления, зрелости, старости, угасания происходят каждые семь лет. Важно учитывать их влияние на жизнедеятельность и активность человека, чтобы не хвататься «в детстве» за дела, которые способен решить лишь переживающий очередную «зрелость».

Долгое время верования о семилетнем цикле жизни человека представлялись людям пустыми сказками, однако современная наука доказала, что примерно за семь лет клетки нашего организма полностью обновляются — и начинается следующий жизненный цикл. А значит, правы были Учителя древности, считавшие, что человек рождается, взрослеет и умирает несколько раз в рамках одной земной жизни – и ровно столько раз он получает возможность пережить молодость, обновить свою жизнь, на новом уровне пережить и детство, и зрелость, и угасание. И, конечно же, на собственном опыте убедиться, что за смертью всегда следует возрождение, что нет окончания пути – есть только завершение очередного этапа, пауза перед новым подъемом.

Как распределяются «возраста» в нашей семилетке? Традиционно их представляют следующим образом. Первые два года соответствуют детству и юности, следующие два – это молодость и взросление, еще два – зрелость и старость, и, наконец, последний год соответствует угасанию и перерождению. И каждый возраст открывает перед человеком свои перспективы, дарит свои возможности.

Молодо-зелено

Итак, годы детства и юности – время свершений. В этот период человек ощущает, что ему все по плечу, он способен горы своротить. И это правда! Кровь кипит, силушка по жилушкам переливается, однако мудрости и предусмотрительности не хватает: ведь «в этой жизни» вы ее еще не накопили, «эта жизнь» еще только начинается.

Если на предыдущем этапе, в годы только что завершившейся «старости», вы размышляли над будущим, строили планы, разрабатывали проекты – отлично, в «детстве» и «юности» вам удастся воплотить их в жизнь. Если же на последнем этапе прежней семилетки человек поддался тоске и депрессии, никакого задела на начало нового периода не имеется, то бросаться в авантюры не стоит. Путешествуйте, учитесь, осваивайте новые профессии и сферы деятельности, заводите романы – и никто не скажет, что очередная «юность» прошла зря.

В первые два года семилетки не следует принимать важных ответственных решений: менять работу, вступать в брак или разрывать семейные отношения. Не стоит также планировать на этот возраст рождение детей: родители, сами находящиеся в периоде «детства», не скоро сумеют наладить правильные отношения с малышами. Скорее, хочется играть в «дочки-матери», чем серьезно заниматься воспитанием и развитием ребенка.

Аттестат зрелости

Следующие два года цикла, «молодость и взросление», отмечены активным духовным ростом. В этот период перед человеком встает необходимость совершить некий жизненный выбор: на новом уровне осознать свой путь, переосмыслить отношения с друзьями и близкими, пересмотреть ключевые жизненные принципы. В общем, вспомните себя в возрасте 24-25 лет – и вам сразу станет ясно, отчего в 38-39 лет вам вновь приходится думать о смысле жизни, о Боге и о своем предназначении, почему отношения с мужем или женой, которые еще вчера вы считали нормальными, вдруг показались пресными, выхолощенными, лишенными содержания.

На втором этапе семилетнего цикла надо утвердиться в своем жизненном выборе или решиться ступить на новый путь. Если вы уверены, что ваш брак себя исчерпал, именно сейчас стоит принять решение о разводе: впереди еще немного «молодости» и «зрелость» — периоды, самой судьбой предназначенные для выбора партнера. Да и одиночество в этом возрасте обычно бывает только на пользу.

Точно также тем, кто недоволен своей работой, следует в это время искать новое место. Можно переезжать на другую квартиру, но строить собственный дом (даже если речь идет всего-навсего о летней даче) пока не следует: молодости не свойственно привязываться к земле, оседлость ей противопоказана.

В зените

Следующие два года семилетнего цикла – годы «зрелости». К этому моменту человек накопил достаточно мудрости для решения важнейших жизненных задач, да и сил для свершений немало. В общем, можно и нужно приступать к реализации масштабных проектов – тех, что задумывались на прошлом этапе, в «молодости».

Главное условие успеха в этом периоде: перестать метаться, «пустить корни» там, куда вас вывела судьба. Разводиться и менять работу не следует, но холостякам, ощутившим потребность создать семью, самое время посетить ЗАГС. Точно также те, кто предыдущие два года посвятил поиску более перспективной области деятельности, смело могут принимать предложения от работодателей.

Самое время рожать детей: с первых же дней у малыша и родителей, находящихся в возрасте «зрелости», установятся правильные, гармоничные отношения. Этот период оптимально подходит для того, чтобы приступить к строительству собственного жилья: ведь как раз сейчас вы отлично понимаете, чего хотите от жизни, а значит, хорошо представляете себе, каким должен быть ваш дом — дом, в котором будет тепло и уютно и вам, и вашим близким.

В пору «зрелости» люди не так часто, как в предыдущие два года, придумывают новые проекты, зато они не строят воздушных замков. Это самые креативные годы, когда любая идея отличается оригинальностью и может быть реализована.

Серебряный век

Конечно, к концу возраста «зрелости» вашу голову не посеребрят нити седины, но приготовьтесь: вам предстоит в некотором смысле «постареть». Обычно на этот возраст приходятся последние шесть-восемь месяцев периода, и они требуют особого поведения, особого отношения к жизни. Это очень важное время, постарайтесь его не упустить!

Обычно «старость» ощущается как упадок сил: вроде, только вчера вы были бодры и энергичны, а уже сегодня хочется лечь, укрыться пледом и мирно подремать… Не перечьте себе, слушайте подсказки организма. Сейчас не стоит ничего в жизни менять: возможно, под влиянием эмоций вы готовы все перевернуть с ног на голову, но «вписаться» в новый жизненный сюжет — построить отношения с новым возлюбленным, проявить себя на новой работе – сил уже не хватит.

Период «старости» — не для действий, а для размышлений. Настала пора строить планы на будущее, вынашивать новые проекты – не тревожась, что время для них придет еще не скоро, года через полтора-два. Пусть: главное, что вы сейчас все продумаете и просчитаете — ведь таким образом вы прокладываете себе путь в будущее! Помните: впереди новое «детство» и новая «юность», когда опять вы ощутите прилив жизненных сил, но вряд ли будете способны принимать взвешенные решения.

Жизненные циклы человека. Итоги

Когда «зрелость» и «старость» пройдены, мы переходим на новый виток: вступаем в возраст «угасания». Не стоит пугаться, вспомните: такое же «угасание» вы переживали в семь, четырнадцать лет, в двадцать один год… Как видите, ничего страшного!

Разумеется, при том условии, что вы не поддадитесь пессимизму, который свойствен этому периоду. Да, временами может быть нелегко. Жизненный потенциал на минимуме, новые идеи и свежие мысли редко посещают голову, отношения, которые недавно наполняли вашу жизнь смыслом, будоражили душу и сердце, всего лишь немного согревают… Что ж, такова особенность этого важнейшего периода. Сейчас противопоказано не только браться за новое, но и мечтать о будущем. Наша задача в этот последний год семилетки – как можно глубже и полнее проанализировать минувшее, особенно все, что произошло на последнем жизненном цикле. Извлечь все уроки, понять, где были совершены ошибки, какие промахи были сделаны. Только тогда следующий жизненный цикл позволит вам подняться на новый виток своего развития, шагнуть на новый уровень.

Главное – помнить: «угасание» необходимый этап перед «возрождением», чтобы возродиться, непременно надо завершить предыдущий жизненный цикл. Перечитайте легенды о птице Феникс: доживая до старости, Феникс сгорал дотла – и вновь возрождался птенцом. Пусть же огонь уничтожит все отжившее, чтобы в новое «детство» вы могли вступить очищенными от грехов прошлого!

СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА — это… Что такое СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА?

– этапы возрастного развития человека от младенчества до его зрелости.

   В психоанализе значительное внимание уделяется рассмотрению этапов, стадий, фаз развития человека, особенно развития ребенка. Этот исследовательский интерес связан с первоначальными разработками З. Фрейда, нашедшими отражение в его работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905), в которой рассматривались догенительные (оральная, анальная, фаллическая) и генитальная стадии психосексуального развития. Последующие психоаналитики продолжили исследования в этой области знания, внося свои уточнения в предложенную З. Фрейдом схему развития ребенка или по-своему переосмысливая периоды становления и развертывания его жизнедеятельности.

   Так, американский психоаналитик Г.С. Салливан (1892–1949) выделил шесть эпох или стадий развития: младенчество (раннее и позднее), детство, ювенильная эра (от поступления в школу до установления прочных дружеских взаимоотношений), предподростковый период, подростковый период (пубертатное созревание), юношество (начинающееся с процесса формирования образцов предпочитаемой генитальной активности и продолжающееся до установления зрелого репертуара межличностных отношений, основанных на использовании личностных и культурных возможностей). По мнению Г.С. Салливана, выраженному им в посмертно опубликованном труде «Межличностная теория психиатрии» (1953), каждая эпоха или стадия развития имеет свои специфические особенности, изучение которых является важной частью психоаналитического исследования.


   Более полный цикл человеческой жизни, относящийся не только к инфантильному развитию, но и к зрелой личности, был предложен американским психоаналитиком Э.


Эриксоном (1902–1994). В своей книге «Детство и общество» (1950) он рассмотрел восемь стадий жизненного цикла или возрастов человека, каждая из которых характеризуется существованием полярных отношений, способных привести к кризисному состоянию.

   Первая стадия – орально-сенсорная, характеризующаяся базисным доверием против базисного недоверия. Даже при благоприятных обстоятельствах эта стадия «вносит в психическую жизнь ощущение внутреннего раскола и всеобщей тоски по утраченному раю».

   Вторая стадия – мышечно-анальная, соответствующая проявлению автономии против стыда и сомнения. Исход этой стадии зависит от соотношения любви и ненависти, сотрудничества и своеволия, свободы самовыражения и ее подавления.

   Третья стадия – локомоторно-генитальная, связанная с инициативой против чувства вины. Она соответствует «эдиповой» стадии, связана с введением деспотического правления морального чувства, задает направление движения к реальному и возможному, которое позволяет мечты раннего детства связать с целями активной взрослой жизни.

   Четвертая стадия – латентная, соотносящаяся с трудолюбием против чувства неполноценности. На этой стадии ребенок учится завоевывать признание, занимаясь полезным и нужным делом, но в то же время сталкивается с опасностями, состоящими в чувстве неадекватности и неполноценности. Это «наиболее решающая в социальном отношении стадия».


   Пятая стадия – подростковый возраст и ранняя юность, где наблюдается идентичность против смешения ролей. В рамках данной стадии происходит интеграция в форме идентичности Я в сочетании с тождественностью и непрерывностью значения индивидуума для других. Но опасность состоит в смешении ролей, проецировании образа собственного Я на других. Это – психологическая стадия «между детством и взрослостью, между моралью, уже освоенной ребенком, и этикой, которую еще предстоит развить взрослому.

   Шестая стадия – ранняя взрослость, характеризующаяся близостью против изоляции. На этом уровне «новоиспеченный взрослый» готов к близости с другими, способен связывать себя отношениями интимного и товарищеского характера. Опасность этой стадии – изоляция, то есть избегание контактов, которые обязывают к близости. «В психопатологии это нарушение может приводить к тяжелым „проблемам характера“.

   Седьмая стадия – взрослость, где имеет место генеративность против стагнации. Генеративность – это заинтересованность в устройстве жизни и наставлении нового поколения. Она является важной стадией как психосексуального, так и психосоциального развития. Однако на этой стадии развития возможна регрессия к «обсессивной потребности в псевдоблизости, часто с глубоким чувством застоя и обеднением личной жизни», и ранняя физическая и психологическая инвалидность, становящаяся средством сосредоточения заботы человека на самом себе.

   Восьмая стадия – зрелость, соотносящаяся с целостностью Я против отчаяния. Целостность Я – это накопленная уверенность человека в своем стремлении к порядку и смыслу, «постнарциссическая любовь» как переживание опыта, передающего некий мировой порядок и духовный смысл, принятие своего единственного и неповторимого цикла жизни, как того, чему суждено было произойти. При отсутствии или утрате этой целостности Я превалирует страх смерти. Отчаяние выражает сознание того, что «времени осталось мало, слишком мало, чтобы попытаться начать новую жизнь и испытать иные пути к целостности».

   С точки зрения Э. Эриксона, целостность Я – это итог постепенного вызревания плода предшествующих семи стадий развития человека, адаптировавшегося к победам и поражениям, проявляющего заботу о делах и людях, являющегося продолжителем рода и производителем материальных и духовных ценностей. В конечном счете суть отношений между целостностью взрослого и младенческим доверием, то есть жизненный цикл человека, можно выразить, сказав, что «здоровые дети не будут бояться жизни, если окружающие их старики обладают достаточной целостностью, чтобы не бояться смерти».


   

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
2013.

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ • Большая российская энциклопедия

  • рубрика

  • родственные статьи

  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 80-81

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


Авторы: Л. В. Полищук, М. М

ЖИ́ЗНЕННЫЙ ЦИКЛ (англ. life cycle), 1) в био­ло­гии – со­во­куп­ность всех фаз раз­ви­тия ор­га­низ­ма от оп­ло­до­тво­рён­ной яй­це­клет­ки до ста­дии зре­ло­сти, ко­гда ор­га­низм ста­но­вит­ся спо­соб­ным дать на­ча­ло сле­дую­ще­му по­ко­ле­нию. В про­стей­шем слу­чае Ж. ц. вклю­ча­ет толь­ко од­но по­ко­ле­ние: от зи­го­ты до взрос­ло­го ор­га­низ­ма (напр., у боль­шин­ст­ва по­зво­ноч­ных), в бо­лее слож­ных – неск. по­коле­ний (см. Че­ре­до­ва­ние по­ко­ле­ний). При этом на про­тя­же­нии Ж. ц. про­ис­хо­дит сме­на раз­ных спо­со­бов раз­мно­же­ния – напр., обыч­ное по­ло­вое раз­мно­же­ние сме­ня­ет­ся пар­те­но­ге­не­зом (у тре­ма­тод, ря­да круг­лых чер­вей, ко­ло­вра­ток, даф­ний, тлей и др.) или бес­по­лым раз­мно­же­ни­ем пу­тём по­пе­реч­но­го де­ле­ния или об­ра­зо­ва­ния мно­го­кле­точ­ных ве­ге­та­тив­ных тел (в т. ч. у ки­шеч­но­по­ло­ст­ных – сци­фо­ид­ных и гид­ро­ид­ных, у обо­лоч­ни­ков – ас­ци­дий, сальп). Со­от­вет­ст­вен­но про­дол­жи­тель­ность Ж. ц. оп­ре­деля­ет­ся дли­тель­но­стью су­ще­ст­во­ва­ния од­но­го по­ко­ле­ния (напр., од­но­лет­ние, дву­лет­ние и мно­го­лет­ние рас­те­ния) или чис­лом по­ко­ле­ний (ге­не­ра­ций) в со­ста­ве од­но­го Ж. ц. На­ря­ду с ак­тив­ной фа­зой дли­тель­ность Ж. ц. вклю­ча­ет так­же пе­ри­од по­коя, или диа­пау­зы.

Раз­ли­ча­ют про­стой Ж. ц. – при пря­мом раз­ви­тии ор­га­низ­мов (напр., у боль­шин­ст­ва по­зво­ноч­ных, у пау­ков) и слож­ный – с ме­та­мор­фо­зом или с че­ре­до­ва­ни­ем по­ко­ле­ний. При раз­ви­тии с ме­та­мор­фо­зом особь из­ме­ня­ет свой внеш­ний вид, внутр. строе­ние и об­раз жиз­ни. У май­ско­го жу­ка, напр., это яй­цо – личин­ка – ку­кол­ка – има­го, у ля­гуш­ки – яй­цо – го­ло­ва­стик – взрос­лая особь. В Ж. ц. с че­ре­до­ва­ни­ем по­ко­ле­ний сме­ня­ют­ся осо­би с раз­ным спо­со­бом раз­мно­же­ния. У сци­фо­ид­ных, напр., яй­цо – пла­ну­ла – сци­фи­сто­ма (раз­мно­жа­ет­ся по­пе­реч­ным де­ле­ни­ем) – эфи­ра – ме­ду­за, вы­мё­ты­ваю­щая яй­ца; у тлей: яй­цо – сам­ка-ос­но­ва­тель­ни­ца – бес­кры­лые осо­би (раз­мно­жа­ют­ся пар­те­но­ге­не­ти­че­ски) – кры­ла­тые осо­би-ми­гран­ты – сам­цы и сам­ки, от­кла­ды­ваю­щие яй­ца. Из про­стей­ших наи­бо­лее слож­ны Ж. ц. у спо­ро­ви­ков, в т. ч. у ге­мо­спо­ри­дий. У па­ра­зи­тич. гри­бов Ж. ц. по слож­но­сти сход­ны с Ж. ц. у па­ра­зи­тич. чер­вей, раз­ви­ваю­щих­ся со сме­ной хо­зя­ев; напр., в Ж. ц. ржав­чин­ных гри­бов име­ют­ся ста­дии раз­ви­тия, даю­щие раз­ные ви­ды спор: га­п­ло­ид­ные пик­нос­по­ры, дву­ядер­ные эци­ди­ос­по­ры, уре­дос­по­ры и те­лей­тос­по­ры, а так­же га­п­ло­ид­ные ба­зи­ди­ос­по­ры.

С эко­ло­гич. по­зи­ций Ж. ц. пред­став­ля­ет со­бой со­во­куп­ность эта­пов раз­ви­тия с раз­ным со­от­но­ше­ни­ем за­трат энер­гии на под­дер­жа­ние су­ще­ст­во­ва­ния, рост и раз­мно­же­ние. Напр., мо­ло­дые не­по­ло­во­з­ре­лые осо­би зна­чит. часть энер­гии вкла­ды­ва­ют в рост, а взрос­лые по­ло­воз­ре­лые осо­би – в раз­мно­же­ние. Осо­бый ин­те­рес вы­зы­ва­ет дли­тель­ность пре­бы­ва­ния ор­га­низ­ма на той или иной ста­дии (в ча­ст­но­сти, воз­раст на­сту­п­ле­ния по­ло­вой зре­ло­сти). Со­от­но­ше­ния за­трат энер­гии за­ви­сят от био­тич. и абио­тич. ус­ло­вий, а так­же от ог­ра­ни­че­ний, на­кла­ды­вае­мых пред­ше­ст­вую­щим эво­люц. раз­ви­ти­ем, и не­воз­мож­но­сти в си­лу ог­ра­ни­чен­но­сти ре­сур­сов вкла­ды­вать энер­гию во все ви­ды жиз­не­дея­тель­но­сти од­но­вре­мен­но.

С ге­не­тич. по­зи­ций Ж. ц. – это че­ре­до­ва­ние ди­п­ло­ид­ной и га­п­ло­ид­ной фаз раз­ви­тия. У всех мно­го­кле­точ­ных жи­вот­ных, боль­шин­ст­ва выс­ших рас­те­ний (за ис­клю­че­ни­ем мхов) и ря­да дру­гих ор­га­низ­мов (напр., бу­рая во­до­росль ла­ми­на­рия) в Ж. ц. пре­об­ла­да­ет ди­п­ло­ид­ная ста­дия; у мно­го­кле­точ­ных жи­вот­ных га­п­ло­ид­ны толь­ко га­ме­ты. У мхов га­п­ло­ид­ная ста­дия (га­ме­то­фит) до­ми­ни­ру­ет над ди­п­ло­ид­ной (спо­ро­фи­том) и мо­жет быть пред­став­ле­на лис­то­сте­бель­ным рас­те­ни­ем (сфаг­нум, ку­куш­кин лён). Др. при­ме­ры пре­об­ла­да­ния га­п­ло­ид­ной ста­дии да­ют гри­бы и не­ко­то­рые во­до­рос­ли (кут­ле­рия). У ря­да во­до­рос­лей (напр., у уль­вы) ди­п­ло­ид­ная и га­п­ло­ид­ная ста­дии раз­ви­ты оди­на­ко­во.

2) В со­цио­ло­гии и пси­хо­ло­гии – осн. ста­дии жиз­нен­но­го пу­ти че­ло­ве­ка. Вклю­ча­ет: ро­ж­де­ние, мла­ден­че­ст­во, дет­ст­во, под­ро­ст­ко­вый воз­раст, юность, зре­лость, по­жи­лой воз­раст, ста­рость, смерть. Оп­ре­де­лён­ным цик­лам под­чи­ня­ет­ся так­же сме­на по­ко­ле­ний в об­ще­ст­ве.

Пе­ре­ход от од­ной ста­дии Ж. ц. к дру­гой пред­став­ля­ет со­бой не про­сто био­ло­гич. со­зре­ва­ние ин­ди­ви­да, а его со­ци­аль­ное взрос­ле­ние и ста­ре­ние. Та­ким об­ра­зом, воз­раст (см. Воз­раст че­ло­ве­ка) есть не­кий со­ци­аль­ный кон­ст­рукт, ко­то­рый к то­му же име­ет чёт­ко вы­ра­жен­ные осо­бен­но­сти в раз­ных куль­ту­рах и ген­дер­ных общ­но­стях. В совр. трак­тов­ке Ж. ц. рас­смат­ри­ва­ет­ся как со­во­куп­ность дос­та­точ­но са­мо­стоя­тель­ных и вме­сте с тем взаи­мо­свя­зан­ных ме­ж­ду со­бой эта­пов, как про­цесс са­мо­реа­ли­за­ции ин­ди­ви­да на про­тя­же­нии всей его жиз­ни. Так, ещё не­дав­но дет­ст­во счи­та­лось под­го­то­вит. пе­рио­дом к взрос­ло­сти. Се­го­дня оно трак­ту­ет­ся как са­мо­цен­ный пе­ри­од.

Од­ним из пер­вых, кто об­ра­тил вни­ма­ние на «ста­ди­аль­ные» осо­бен­но­сти ин­ди­ви­ду­аль­но­го раз­ви­тия, был амер. пси­хо­лог Э. Эрик­сон. Ему при­над­ле­жит став­шая се­го­дня клас­си­че­ской мо­дель Ж. ц., вклю­чаю­щая во­семь по­сле­до­ва­тель­ных эта­пов пси­хо­со­ци­аль­но­го раз­ви­тия че­ло­ве­ка, сме­на ко­то­рых про­ис­хо­дит в ре­зуль­та­те воз­рас­тных кри­зи­сов, обу­слов­лен­ных фи­зио­ло­гич. из­ме­не­ния­ми в ор­га­низ­ме. Про­бле­мы Ж. ц. рас­смат­ри­ва­лись так­же в ра­бо­тах оте­че­ст­вен­ных (Л. С. Вы­гот­ский, А. Н. Ле­он­ть­ев, Д. Б. Эль­ко­нин) и за­ру­беж­ных (Ж. Пиа­же, М. Мон­тес­со­ри) пси­хо­ло­гов.

По­ня­тие «Ж. ц.» ис­поль­зу­ет­ся при­ме­ни­тель­но к ши­ро­ко­му кру­гу со­ци­аль­но-эко­но­мич. про­цес­сов. Ж. ц. ор­га­ни­за­ций – со­во­куп­ность ста­дий – от ро­ж­де­ния до ста­ре­ния и воз­ро­ж­де­ния, ко­то­рые про­хо­дит ор­га­ни­за­ция за пе­ри­од функ­цио­ни­ро­ва­ния. Ж. ц. ин­но­ва­ций вклю­ча­ет 5 эта­пов: за­ро­ж­де­ние (прив­не­се­ние), ап­ро­ба­цию (се­лек­ция), адап­та­цию, ин­те­гра­цию, ути­ли­за­цию про­дук­та. См. так­же Жиз­нен­ный цикл то­ва­ра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *