Технический прогресс на рубеже веков: Урок по теме Научно-технический прогресс на рубеже XIX-XX в. – Научно-технический прогресс на рубеже 19-20 веков

Научно-технический прогресс на рубеже 19-20 веков


Возраставший в течение всего
19 века интерес к естественным наукам
и образованию стал давать свои результаты.
Общая доля грамотных людей в России 1910-х
годов составляла уже около 30%. С каждым
годом среди учеников школ и гимназий
росло количество выходцев из крестьян,
рабочих, бедных слоев. Всё более демократическим
становился состав студенческих аудиторий,
где дети дворян и духовенства составляли
уже только 1/3. В стране действовало 10 университетов
и десятки других высших учебных заведений,
число представителей интеллектуальных
профессий превысило 1 млн человек. Конечно,
для 165-миллионов России этого было мало. Достижения Российских ученых тоже сыграли свою роль в развитии
государства.

В 1904 году русскому физиологу,
основоположнику теорий высшей нервной
деятельности Ивану Петровичу Павлову
(1849—1936) была присуждена Нобелевская премия,
а в 1908 году этой награды был удостоен
Илья Ильич Мечников за исследования в
области инфекционных заболеваний.

Многие русские профессора
в естествознании, ученые, писатели, интеллигенты
других профессий были ещё и выдающимися
общественными деятелями. Так к примеру,
Вернадский входил в состав центрального
комитета партии кадетов. Поэт Александр
Блок в своих статьях призывал интеллигенцию
не сторониться политической жизни: «Наши
ценности невещественны. Уменье, знанье,
методы, таланты, навыки – что же нам терять?»…


Огромный вклад в развитие мировой науки внёс Владимир Иванович Вернадский
(1863—1945) – основатель биогеохимии, геохимии,
радиогеологии. За глубокую осведомленность
во многих научных дисциплинах его часто
называли Ломоносовым 20 века. Его труды,
посвященные вопросам взаимодействия
человека с окружающей средой, заложили
основы современной экологии и учения
о биосфере.

Дедушкой русской авиации называют
Николая Егоровича Жуковского (1847—1921).
Его самолёту так и не удалось удачно взлететь,
однако сделанные им физико-математические
расчёты позволили успешно строить самолёты
новым поколениям конструкторов. «Человек
в 72 раза слабее птицы по отношению веса
тела к весу мускулов. Но думается мне
он сможет полететь не при помощи мускулов,
а при помощи разума», — пророчески обещал
Жуковский.

В 1913 году по проекту авиаконструктора
Игоря Ивановича Сикорского (1889—1972) был
построен четырёхмоторный самолёт «Русский
витязь».  В течение почти двух часов 20-ти
метровая металлическая птица кружила
над Петербургом, приводя в восторг своих
семерых пассажиров и в изумление многочисленных
зрителей. Ещё в 1903 году Константин Эдуардович
Циолковский (1857—1935) – учитель физики
и математики опубликовал часть своей
статьи «Исследование мировых пространств
с помощью реактивных приборов». Он описал
его великие открытия посадки звездолетов
на планеты, лишенные атмосферы, в теории
движения планет.

В то же время бурные события
модернизации, революции 1905—1907 годов
многих представителей интеллигенции
если не напутали, то сильно насторожили,
заставив их задуматься и над ценностями,
и над ценой прогресса. Обострившиеся
социальные проблемы вносили в атмосферу
того времени чувства растерянности, отчаяния,
неверия в благополучный исход перемен.
Революция многим мыслителям представлялась
как страшная разрушительная сила истории.
Деятели культуры искали пути улучшения
жизни в занятиях искусством, в нравственных
и религиозных учениях, духовном возрождении
людей. Многие из них обратились к религии
и мистике. В 1901 году последователи знаменитого
философа Владимира Сергеевича Соловьёва
(1853—1900) создали Русское религиозно-философское
общество. Религиозными философами стали
многие бывшие социалисты и либералы.
Некоторые из них, в частности Сергей Булгаков
и Павел Флоренский, приняли сан священников
Русской православной церкви.


 

Связь науки и производства

Как бы мы жили, если
бы не научные открытия именно в 19-20 веках?

 

Достижения науки к
рубежу 19-20 стали расти. Жизнь частных
предприниматели и руководителей государств
перевернулась, они в полной мере  осознали
огромную роль науки для успешного развития
как отдельных фирм, так и стран в целом.
На частные и государственные капиталы
создавались исследовательские лаборатории
с дорогим оборудованием, научно-исследовательские
институты, денежные фонды для поощрения
ученых. Благодаря шведскому предпринимателю
Альфреду Нобелю, появилось ежегодное
присуждение Нобелевской премии за выдающиеся
достижения в физике, химии, биологии.
Он пожертвовал свои капиталы особому
общественному комитету, который и стал
присуждать Нобелевскую премию.

 

Практически каждый
раздел науки получил свое продолжение
в виде соответствующей отрасли производства.
Так, химия и химическая промышленность
обеспечили выпуск новых материалов, призванных
заменить редкие природные, — было начато
производство пластмасс, алюминия, синтетических
волокон, синтетического каучука для изготовления
резины и т.д. Достижения науки в 19-20 веках
такого раздела физики, как механика, позволили
усовершенствовать различные механизмы
и создать автоматические станки (ткацкий,
наборный типографский и другие). Они без
участия человека выполняли все производственные
операции по заданной программе. Соединение
достижений физики и химии дало возможность
использовать в строительстве дешевые
сталь и бетон. Через реки были переброшены
стальные мосты, через горы прорыты туннели.
В городах появились дома в 5-8 этажей, что
оказалось особенно важным в крупных индустриальных
центрах, где стоимость земли была чрезвычайно
высока. В Нью-Йорке были построены первые
небоскребы в 10-20 этажей.

 

Для освещения растущих
городов все более активно применяли электричество.
Некоторое время препятствием на этом
пути была малая мощность генераторов
тока (динамо-машин) и сложность передачи
тока на большие расстояния. Справиться
с этой проблемой удалось, когда в 1870-х
годах были созданы гигантские турбины
– паровая и гидротурбина, вращаемые соответственно
силой пара и силой падающей воды. В 1890-х
годах были построены первые тепло- и гидроэлектростанции
в Европе и США. Самая мощная из них – Ниагарская
– поставила на службу людям силу Ниагарского
водопада. От электростанций к городам
и заводам протянулись линии электропередачи.
Дешевое электричество позволило широко
применять изобретенные ранее электродвигатели.
Получив ток по проводам, они стали приводить
в движение различные механизмы. На фабриках
загудели станки с электроприводами. По
улицам городов загрохотали электрические
трамваи, под землей помчались электропоезда
метро, по железным дорогам – первые электровозы.


 

Достижения науки в
19-20 веках нельзя представить без радиоволн.
Используя электричество, телефонные
и телеграфные компании прокладывали
линии связи по суше и даже по дну океанов.
Проблему передачи информации без проводов
удалось решить с помощью открытых в 1870-е
годы электромагнитных или, как их позднее
стали называть, радиоволн. Первым сообщение
по радио в 1896 году смог передать и принять
аппарат россиского ученого-физика Александра
Попова. Одновременно радиоприемник создал
и широко разрекламировал его итальянец
Гульельмо Маркони. Возникли новые отрасли
производства – электротехника и радиотехника.
Параллельно развивались и другие способы
передачи и хранения информации. Музыку
и выступления ораторов стали записывать
на восковые валики фонографов и пластинки
граммофонов. В 1889 году основатель фирмы
«Кодак» — американец Джордж Истмен 
создал первый маленький фотоаппарат,
использующий фотопленку. С этого момента
любому новичку Истмен предлагал: «Вы
только нажимаете кнопку, мы сделаем все
остальное». У многих появились семейные
фотоальбомы, на лотках торговали фотооткрытками
с видами городов и пейзажами. В 1895 году
в маленьком кафе на бульваре Капуцинок
в Париже все 35 посетителей вскочили из-за
столиков, увидев первое кино – прибытие
поезда на вокзал, заснятое братьями Люмьер.
Так человек использовал еще одно не объясненное
наукой 19 века явление – свет.

Изменение среды
обитаний

 

 

Научно-технический прогресс на рубеже 19-20 веков


ГБОУ СПО «ЛАТТ»

 

 

 

 

Реферат



На тему:

Научно-технический
прогресс на рубеже 19-20 веков.

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель

Дисциплины
история

Рябтяев
В.В.

 

 

 

 

 

 

Лысково 2014

Содержание.

  • Энергетика
  • Физика
  • Распространение
    информации
  • Транспорт
  • Естественные науки
  • Связь науки и производства
  • Изменение среды
    обитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Энергетика

Достижения научной
мысли конца XIX-начала XX вв. послужили основой
технической революции, происшедшей в
этот период, она получила название второй
научно-технической революции (НТР) .  
 
Выдающиеся изобретатели второй
НТР: Э. В. Сименс (динамомашина) , Т. Эдисон
(современный генератор) , Ч. Парсонс (паровая
турбина) , Г. Даймлер и К. Бенц (двигатель
внутреннего сгорания) , Р. Дизель (двигатель
внутреннего сгорания с большим КПД) ,
А. Н. Лодыгин (лампа накаливания) , П. Н.
Яблочков ("электрическая свеча").
Т. Эдисон и Д. Юз (микрофон) , А. Б. Строуджер
(автоматическая телефонная станция) ,
А. С. Попов (радио) , Г. Маркони (передача
электрических импульсов без проводов)
, Дж. А. Флеминг (диод) , Г. Бессемер, П. Мартен,
С. Томас (новые способы выплавки стали)
, Г. Даймлер и К. Бенц (автомобили) , Дж.
Дэнлоп (резиновые шины) , Д. И. Менделеев,
К. Э. Циолковский, Н. Е. Жуковский - вопросы
воздухоплавания, А. Ф. Можайский, К. Адер
- самолетостроение с паровым двигателем,
Дж. Хайетт (целлулоид) и многие другие.  

 
Сердцевиной второй НТР стала
энергетика - изобретение электричества
и двигателя внутреннего сгорания, что
предопределило переход от пара и каменного
угля к электричеству и жидкому топливу.
Переворот в энергетике, изобретение способа
передачи электричества на дальние расстояния
обусловили рождение новых видов транспорта
- автомобиля, самолета, электровоза, тепловоза,
трамвая.  
 
Автомобиль и самолет не только
революционизировали транспорт, но дали
толчок к преобразованию всех смежных
отраслей - металлургии, машиностроении,
химии. Были изобретены новые способы
выплавки стали, получило развитие производство
разнообразных видов качественных сталей,
двинулось вперед производство цветных
металлов.  


 
Вторая НТР знаменовала быстрое
развитие новых средств связи - телеграфа,
телефона, радио, что сыграло огромную
роль в распространении информации во
всем мире.  
 
Массовое производство катализаторов,
красителей, лекарств, минеральных удобрений
было итогом прогресса в химической промышленности.  
 
Свершился технологический
переворот в сельском хозяйстве, где широкое
применение нашли химические удобрения,
машины (тракторы и другие сельскохозяйственные
машины) . В результате значительно выросла
урожайность сельскохозяйственных культур,
продуктивность скота, производительность
труда, благодаря чему этот сектор экономики
высвободил значительную массу рабочих
рук, необходимых для индустрии. Ведущие
страны мира перешли к промышленному (индустриальному)
типу занятости.  
 
Достижения науки и техники
стали основой очередной военно-технической
революции. В конце XIX - начале ХХ вв. появились
военная авиация и танки, были созданы
мощные военно-морские суда (броненосцы,
дредноуты) , автоматическое артиллерийское
оружие, изобретены новые взрывчатые вещества,
отравляющие газы, широко стала использоваться
радиосвязь. Известно, что в этот период
ведущие страны мира усилили гонку вооружения,
подготовив материально-техническую базу
для Первой, а затем и Второй мировой войн.  

 
На стадии завершения Второй
мировой войны началась третья научно-техническая
(научно-технологическая) революция . Она
связана с кардинальными изменениями
в области производительных сил в связи
с развитием атомной энергетики, космонавтики,
вычислительной техники, биотехнологии,
производства новых конструкционных материалов.  
 
Следует отметить, что пока
нет общепризнанной периодизации этой
НТР. Мы выделяем в развитии третьей НТР
два этапа: 1) с середины 40-х гг до середины
60-х гг. ; 2) с середины 60-х гг. до настоящего
времени. Границей между этими этапами
принято создание и внедрение в систему
хозяйства ведущих стран ЭВМ четвертого
поколения.

Физика

Конец XIX — начало XX в. — это
время важнейших открытий в науке, которые
расширили представления о природе и человеке,
изменили сложившуюся до этого научную
картину мира. Особенно значительными
были открытия в физике, современники
назвали их переворотом, революцией в
науке. Вспомним важнейшие из них. В конце
XIX в. немецкий физик Г. Герц открыл электромагнитные
волны, В. К. Рентген — икс-лучи, проникающие
в материальные предметы (на основе этого
был создан аппарат, позволявший видеть
внутреннее строение предметов и получивший
название рентгеновского). Голландец Г.
А. Лоренц разработал электронную теорию
строения вещества. В 1896—1898 гг. французские
учёные А. Беккерель, М. Склодовская-Кюри
и П. Кюри положили начало изучению радиоактивности.
Эти исследования опровергли утвердившиеся
в XVIII в. каноны механистической физики,
традиционные представления об энергии,
о неделимости атома.


В начале XX в. английский физик
Э. Резерфорд обосновал новую модель строения
атома и теорию радиоактивности. Немецкий
физик М. Планк и датчанин Н. Бор развили
квантовую теорию, которая объясняла природу
передачи энергии в излучениях. Немецкий
физик А. Эйнштейн разработал теорию относительности.
В ней, в отличие от закона всемирного
тяготения И. Ньютона, механизмы взаимного
притяжения материальных объектов связывались
с изменением свойств пространства и времени.
Эти открытия означали настоящий переворот
в физике. Считавшийся неделимым атом
«распался». Это вызывало неоднозначную
оценку в научном мире. Одни считали, что
открытия свидетельствовали о несостоятельности
материалистической картины мира, другие
увидели в них новые возможности научного
познания природы и человека.

Мария Склодовская-Кюри (1867—1934).
Полька по происхождению, высшее образование
получила в Варшаве. Затем переехала в
Париж, где вместе с мужем Пьером Кюри
занялась исследованием радиоактивности.
В 1903 г. и 1911 г. удостоена Нобелевских премий
в области физики и химии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Распространение
информации.

Могущество инженерии подготавливает
и ее кризис. Сегодня обозначились по меньшей
мере четыре области такого кризиса: поглощение
инженерии нетрадиционным проектированием,
поглощение инженерии технологией, осознание
отрицательных последствий инженерной
деятельности, кризис традиционной научно-инженерной
картины мира. 
 
Если инженерное (техническое)
проектирование имеет дело с разработкой
процессов, описанных в естественных или
технических науках, то другие виды проектирования
(архитектурное, градоcтроительное, дизайнерское,
организационное и т.д.) разрабатывают
помимо таких процессов и другие – описанные
в опыте или даже априорно задаваемые
(желаемые). Впрочем, и в инженерном проектировании
не все процессы задаются и рассчитываются
на основе знаний естественных наук. Например,
при проектировании автомашин, самолетов,
ракет до последнего времени не учитывались
и не рассчитывались: загрязнение воздушной
среды, тепловые выбросы, уровень шума,
изменение инфраструктур (требования
к коммуникациям, экономике, технологии
изготовления, образованию и т.п.), влияние
на людей и ряд других, как сегодня выясняется,
важных моментов. Экспансия проектного
мышления в инженерии заставляет инженеров
не только организовывать инженерное
дело по образу проектирования (как инженерные
проекты), но и, что более существенно,
мыслить проектно. 
 
Инженер все чаще берется за
разработку процессов, не описанных в
естественных и технических науках и,
следовательно, не подлежащих расчету.  
 
Проектный фетишизм ("все,
что задумано в проекте, можно реализовать")
разделяется сегодня не только проектировщиками,
но и многими инженерами. Проектный подход
в инженерии привел к резкому расширению
области процессов и изменений, не подлежащих
расчету, не описанных в естественной
или технической науке. Эта область содержит
процессы трех видов: влияние на природные процессы (например, загрязнение воздушной среды,
изменение почвы, разрушение озонного
слоя, тепловые выбросы и т.п.), трансформация деятельности
и других искусственных компонент и систем (например, инфраструктурные изменения)
и воздействие на человека и общество
в целом (например, влияние транспорта
или ЭВМ на образ жизни, сознание, поведение
человека). 
 
В рамках современной технологии
сложились и основные демиургические
комплексы, включая и "планетарный",
т.е. воздействующий на природу нашей планеты.
Важно обратить внимание на то, что, развиваясь
в рамках технологии, инженерия все больше
становится стихийной, неконтролируемой
и во многом деструктивной силой и фактором.
Постановка инженерных задач определяется
теперь не столько необходимостью удовлетворить
ближайшие человеческие желания и потребности
(в энергии, механизмах, машинах, сооружениях),
сколько имманентными возможностями становления
техносферы и технологии, которые через
социальные механизмы формируют соответствующие
этим возможностям потребности, а затем
и "техногенные" качества и ценности
самих людей. В связи с этим можно говорить
и о более сложном процессе формирования
особого типа современного человека с
научно-технической ориентацией. Это вопрос
об известной теории двух культур – технической
и гуманитарной. 
 
Последствия инженерной деятельности
вносят свой "вклад" в три основные
виды кризиса: разрушение и изменение
природы (экологический кризис), изменение
и разрушение человека (антропологический
кризис) и неконтролируемые изменения
второй и третьей природы: деятельности,
организаций, социальных инфраструктур
(кризис развития). "Георг Питг, – пишет
Фредерико Майор, – задается вопросом:
не сводится ли защита окружающей среды
на деле к простому сомнению – можно ли
обеспечить выживание человека как вида
или же слишком поздно? Пока продолжается
нынешняя техническая экспансия и столь
безответственная, беспощадная эксплуатация
природы, утверждает он, экономический
рост будет означать ущерб нашей биосфере
и даже ее разрушение". 
 
Влияние технического развития
на человека и его образ жизни менее заметно,
чем на природу. Тем не менее оно существенно.
Здесь и полная зависимость человека от
технических систем обеспечения (начиная
от квартиры), и технические ритмы, которым
должен подчиняться человек (производственные,
транспортные, коммуникационные – начало
и окончание программ, скорости процессов,
кульминации), и потребности, которые исподволь
или явно (реклама) формируют технические
новации. 
 
Неконтролируемые изменения
второй и третьей природы стали предметом
изучения в самое последнее время, когда
выяснилось, что человек и природа не успевают
адаптироваться к стремительному развитию
технической цивилизации. И раньше одни
технические новшества и изменения влекли
за собой другие. Например, развитие металлургии
повлекло за собой создание шахт и рудников,
новых заводов и дорог и т.п., сделало необходимым
новые научные исследования и инженерные
разработки. Однако до середины XIX столетия
эти трансформации и цепи изменений разворачивались
с такой скоростью, что человек и отчасти
природа успевали адаптироваться к ним
(привыкнуть, создать компенсаторные механизмы
и другие условия). В XX же столетии темп
изменений резко возрос, цепи изменений
почти мгновенно (с исторической точки
зрения) распространяются на все стороны
жизни. В результате отрицательные последствия
научно-технического прогресса явно проступили
на поверхности и стали проблемой. 
 
Следующая настоятельная культурная
проблема нашего времени – учесть влияния
на первую природу самой человеческой
культурной активности. Действительно,
традиционное понимание природы исходит
из убеждения, что человеческая деятельность
(познавательная, инженерная, производственная)
не изменяет параметры и характеристики
природы, поскольку исходит как раз из
ее законов. Фрэнсис Бэкон говорил, что
природу мы побеждаем, подчиняясь ей, ее
законам. Но в XX столетии выяснилось, что
человеческая культурная деятельность
достигла таких масштабов, что стала влиять
на саму окружающую человека природу,
менять ее характеристики и законы. 

Транспорт

Неизмеримо возросла роль науки в развитии
производства. Наука превращается в непосредственную
производительную силу, становится составным
специфическим элементом производительных
сил общества.

Основа современной научно-технической
революции — электрификация и электронизация
всех звеньев производственного процесса.
Следовательно, важнейшие изменения в
развитии производства непосредственно
связаны с развитием энергетики, электротехники,
электроники. Создание крупного автоматизированного
машинного производства, сложных автоматизированных
систем управления, внедрение электронных
вычислительных машин на производстве,
транспорте, в строительстве, в научно-исследовательских,
конструкторских, плановых организациях
невозможно осуществить без огромных
затрат электроэнергии, без создания новых
электротехнических и электронных устройств.

Самым общим качественным показателем
уровня развития техники служит производительность
труда. Этот показатель непосредственно
связан с другими — производительностью
машины, выражающейся в количестве вырабатываемого
ею продукта в единицу времени.

Производительность машин, а
вместе с ней и производительность техники
в целом постоянно растут. Качество машины
можно оценить ее производительностью.
Но производительность, в свою очередь,
является следствием ряда факторов, наиболее
существенные из которых — интенсивность,
напряженность работы. Интенсивность
работы машин достигается увеличением
скорости движения, концентрации и интенсификации
механических, физических и химических
процессов. В качестве примера интенсификации
процессов в электротехническом устройстве
можно сослаться на значительные повышения
напряжения в линиях электропередач —
от десятков и сотен до сотен тысяч вольт.

Другим качественным показателем
развития техники является коэффициент
полезного действия, позволяющий оценить
совершенство машин. Можно сказать, что
кпд машин имеет тенденцию роста. Как правило,
после достижения 95% рост кпд замедляется,
хотя могут происходить отдельные скачки.

Однако в современных условиях
развития научно-технического прогресса
качественный прогресс техники ни в коем
случае нельзя оценивать только по значениям
кпд и другим экономическим показателям.

Все более проникая в тайны природы,
человек, как уже отмечалось, научился
создавать такие могучие технические
объекты, что развиваемые ими мощности
оказываются соизмеримыми с геофизическими
и космическими.

При разработке таких объектов
требуется комплексный системный подход
с учетом не только технико-экономических,
но и социальных, экологических последствий
их деятельности. Современный специалист
всегда должен помнить, что наше общество
должно быть ориентировано прежде всего
на человека, на создание условий для его
здоровой, творческой жизни, для его всестороннего
развития.

В творческой деятельности инженера
или ученого большое значение имеет не
только умение видеть ростки нового, но
и правильно оценивать старое. В процессе
развития техники происходят постоянные
замены одного вида технических объектов
другими, более соответствующими новым
потребностям. В период своего возникновения
эти объекты ускоряли промышленный прогресс,
но с течением времени они стали тормозить
его дальнейшее развитие, несмотря на
то, что постоянно совершенствовались.
Например, паровозы, широко применявшиеся
еще в первой половине нашего века, были
во много раз мощнее, быстроходное и экономичнее
паровозов Стефенсона или Черепановых.
Но если первые паровозы являлись новым
шагом в развитии транспортной техники,
то сен-чес они уже давно выглядят анахронизмом.

Следовательно, в отличие от
живых существ технические объекты уступают
место более современным в период своего
наивысшего расцвета. Это тоже одна из
закономерностей техники. Понимание этого
процесса позволяет легче преодолевать
старые традиции в отношении технических
объектов, которым иногда отданы многие
годы творческой деятельности, помогает
легче отказаться от них, если они не имеют
перспектив развития в будущем.

И оценивая вклад того или иного
деятеля науки и техники, нужно прежде
всего иметь в виду, что им сделано нового
по сравнению со своими предшественниками.

Важной особенностью развития
техники является возврат к старым идеям
на основе достижений научно-технического
прогресса. Так, первые трехфазные трансформаторы
М. О. Доливо-Добровольского имели пространственный
магнит провод, но вследствие сложности
технологии их изготовления они не получили
применения. Прошло более 75 лет. Технический
уровень трансформатор строения значительно
повысился, освоение производства рулонной
холоднокатаной стали и использование
для обмоток алюминиевой фольги и ленты
позволили наладить серийное производство
мощных трансформаторов с пространственным
магнит проводом.

Следует иметь в виду еще одну
характерную особенность развития техники:
новое часто создается в старых конструктивных
формах, которые кажутся ученым и изобретателям
наиболее совершенными. Например, один
из первых электродвигателей XIX в. (двигатель
Бурбуза) по своим внешним формам почти
в точности повторял паровую машину: возвратно-поступательное
движение поршней заменялось аналогичным
движением магнитов в соленоидах, переключение
осуществлялось изменением полярности,
вращательное движение вала достигалось
с помощью кривошипно-шатунного механизма.
О возможности использования линейного
двигателя в то время еще и не помышляли.

При разработке новых устройств
всегда приходится сталкиваться и с собственно
техническими противоречивыми требованиями
к объекту, например, требованиями к надежности
и интенсивности работы, быстродействию
и прочности.

Естественные науки.

Возраставший в течение всего
19 века интерес к естественным наукам
и образованию стал давать свои результаты.
Общая доля грамотных людей в России 1910-х
годуов составляла уже около 30%. С каждым
годом среди учеников школ и ги Возраставший
в течение всего 19 века интерес к естественным
наукам и образованию стал давать свои
результаты. Общая доля грамотных людей
в России 1910-х годов составляла уже около
30%. С каждым годом среди учеников школ
и гимназий росло количество выходцев
из крестьян, рабочих, бедных слоев. Всё
более демократическим становился состав
студенческих аудиторий, где дети дворян
и духовенства составляли уже только 1/3.
В стране действовало 10 университетов
и десятки других высших учебных заведений,
число представителей интеллектуальных
профессий превысило 1 млн человек. Конечно,
для 165-миллионов России этого было мало. Достижения Российских ученых тоже сыграли свою роль в развитии
государства.

В 1904 году русскому физиологу,
осново Возраставший в течение всего 19
века интерес к естественным наукам и
образованию стал давать свои результаты.
Общая доля грамотных людей в России 1910-х
годов составляла уже около 30%. С каждым
годом среди учеников школ и гимназий
росло количество выходцев из крестьян,
рабочих, бедных слоев. Всё более демократическим
становился состав студенческих аудиторий,
где дети дворян и духовенства составляли
уже только 1/3. В стране действовало 10 университетов
и десятки других высших учебных заведений,
число представителей интеллектуальных
профессий превысило 1 млн человек. Конечно,
для 165-миллионов России этого было мало. Достижения Российских ученых тоже сыграли свою роль в развитии
государства.

В 1904 го Возраставший в течение
всего 19 века интерес к естественным наукам
и образованию стал давать свои результаты.
Общая доля грамотных людей в России 1910-х
годов составляла уже около 30%. С каждым
годом среди учеников школ и гимназий
росло количество выходцев из крестьян,
рабочих, бедных слоев. Всё более демократическим
становился состав студенческих аудиторий,
где дети дворян и духовенства составляли
уже только 1/3. В стране действовало 10 университетов
и десятки других высших учебных заведений,
число представителей интеллектуальных
профессий превысило 1 млн человек. Конечно,
для 165-миллионов России этого было мало. Достижения Российских ученых тоже сыграли свою роль в развитии
государства.

В 1904 году русскому физиологу,
основоположнику теорий высшей нервной
деятельности Ивану Петровичу Павлову
(1849—1936) была присуждена Нобелевская премия,
а в 1908 году э Возраставший в течение всего
19 века интерес к естественным наукам
и образованию стал давать свои результаты.
Общая доля грамотных людей в России 1910-х
годов составляла уже около 30%. С каждым
годом среди учеников школ и гимназий
росло количество выходцев из крестьян,
рабочих, бедных слоев. Всё более демократическим
становился состав студенческих аудиторий,
где дети дворян и духовенства составляли
уже только 1/3. В стране действовало 10 университетов
и десятки других высших учебных заведений,
число представителей интеллектуальных
профессий превысило 1 млн человек. Конечно,
для 165-миллионов России этого было мало. Достижения Российских ученых тоже сыграли свою роль в развитии
государства.

История развития технического прогресса


Научно-технический прогресс этот термин означает развитие, в первую очередь эволюционное (человечества), движение науки и техники, на основе накопленного опыта и знаний. Результат: повышение производительности, новый уровень техники и т. д.
В рамках научно-технического прогресса наука и техника, будучи разными сферами общественного труда, всегда были относительно самостоятельны; научное познание направлено было на познание законов развития природы и общества, а техника занимала промежуточное положение между наукой и практическими потребностями человека.
Одним из первых результатов научного прогресса по праву считается паровая машина Джона Уатта (вторая половина восемнадцатого века).
Современную цивилизацию не без оснований называют техногенной. Масштабы технической деятельности, возможностей техники несопоставимы ни с чем в истории человечества.
Веком технологическим можно по праву назвать двадцатый век. Он стал веком как социального, экономического так и технического скачка для человечества. Ему предшествовал век девятнадцатый, - изобретение электроэнергии, лампочки Ладыгина/Эдисона, подводной лодки и т. д.
Двадцатый век, стал революционным и не только в политическом плане но и в плане научно-техническом, ознаменовался он двумя кровопролитными войнами (первая и вторая мировая война). Поэт А. Ахматова, не без основания заметила «двадцатый век начался с 1914 года», то есть с началом войны мир (Европа), сразу очутилась втянутой в кошмар первой мировой. В двух мировых войнах учувствовало множество государств с общим населением 2 миллиарда человек.
Лучшие силы и талант человечество тратило на изобретение и производство средств уничтожения друг друга.
На рубеже столетий, девятнадцатого и двадцатого, великие державы готовились к кровопролитию. За пятьдесят лет предшествующие войне, начали появляться новое вооружение массового уничтожения, отравляющие газы, пулемёты, пушки большого калибра.
Химик (лауреат Нобелевской премии) изобрёл отравляющие газы (запрещённые Гаагской конференцией), активно применяемые как на Западном так и на Восточном фронте.
В 1916 году русский учёный В. Г. Фёдоров изобретает автомат (не нужно передёргивать затвор что бы вылетала гильза). Это безусловно увеличило количество убитых немцев. Но не только русские занимались разработкой автоматического оружия.
Лучшие учённые корпорации Круп изобретали огромные гаубицы (больших калибров) способные стрелять на дальние расстояние.
Одновременно с эти появляются танки (типа Марк пятый) активно применялись в битве при Вердене. Затем они активно (уже модифицированные) применялись во время Второй мировой войны.
Апофеозом разрушительности силы технического прогресса было изобретение ядерной бомбы и её применение в 1945 году.
Одновременно с этим американским микробиологом Ваксманом были изобретены антибиотики.
Помимо исключительно разрушительных целей технико-научный прогресс служил и целям созидательным (что бы спасать человеческие жизни).
Ведь именно этим целям и должен служить прогресс, не разрушение а созидание. Именно в творчестве и развитии лежит путь к прогрессу и совершенствованию мира.

Научно-технический прогресс на рубеже XIX – XX вв. Практическая работа № 18


Раздел 10.  От новой истории к новейшей
Тема 10.3.  Научно­технический прогресс на рубеже  XIX – XX  вв.  
Практическая работа № 18
  
Тема: Научно­технический  прогресс на рубеже  XIX – XX  вв.   
 Учебная цель:  формирование умения изучать письменные источники,  извлекать из них новые
знания.
Учебные задачи:   научиться работать с источниками, научиться   обосновывать свою точку
зрения в дискуссии по исторической тематике, научиться   составлять  сравнительные таблицы.
Предметные     результаты:  сформированность   представлений   о   современной   исторической
науке, её специфике, методах исторического познания; сформированность  умения самостоятельно
анализировать документальную базу по исторической тематике,  составлять таблицы.
 Задачи практической работы
1.  Повторить материал по теме  
2. Ответить на вопросы
 3.  Заполнить таблицу: "Достижения НТП в начале XX в. и их внедрение" 
4.  Составить список из пяти научно­технических достижений, которые изменили мир в лучшую 
сторону
5.    Составить   список   из   пяти   научно­технических   достижений,   которые   вы   оцениваете
негативно.
Обеспеченность занятия 
1. Тетрадь для практических занятий
2. Ручка
3. Тексты заданий
4. Учебник: Артемов В.В., Лубченков  Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО.
– М.: Академия,  2014
Краткие теоретические и учебно­методические материалы по теме 
50—60­е гг. XIX в. были периодом освоения достижений промышленной революции и
подготовки условий для перехода стран Запада на качественно новый уровень развития.   На
рубеже   XIX—XX  вв.   основной   чертой   экономического  развития   ведущих   стран  Запада  стал
небывалый подъем производительных сил и глубокая перестройка всей системы общественного
производства. За последние три десятилетия XIX в. объем мировой промышленной продукции
вырос более чем в 3 раза.  Благодаря росту производства и развитию транспорта оборот мировой
торговли увеличился в 3 раза. Таким образом, в начале XX в. в странах Запада утвердилась
индустриальная  экономическая система,  основанная на новейших  технологиях  и динамичном
экономическом   росте.   Основными   последствиями   технико­технологических   изменений
последней трети XIX в. были, во­первых, формирование зрелого индустриального общества, во­
вторых — вступление капитализма на новую монополистическую стадию развития.  Социально­
1 экономическое развитие западного общества в рассматриваемый период и проходило под знаком
кардинальных перемен, которые влекла за собой вторая промышленная революция.
Характерными чертами последней были: 
1. Качественная трансформация технико­технологической базы промышленности: выход
на   ведущие   позиции   тяжелой   индустрии   (отраслей   группы   «А»),   решающей   теперь   судьбу
экономики страны, и создание системы крупного машинного производства.
2. Резкое возрастание роли фундаментальной науки в преобразовании технологической
базы   производства:   на   основе   научных   открытий   и   изобретений   формировались   новейшие
отрасли,   имевшие   приоритетное   значение   в   экономическом   развитии   (электротехника,
моторостроение,   нефтепереработка   и   т.   п.).   Производство   все   более   становилось
технологическим применением науки.
3.   Изменение   энергетической   базы   производства:   переход   на   новый   топливно­
энергетический источник — электричество и нефтепродукты.
4.   Глубокие   изменения   в   технико­организационной   системе:   рост   концентрации
производства   и   централизации   капитала,   создание   акционерных   обществ   и   монополий,
повышение уровня обобществления труда.
5.   Быстрый   рост   производительности   труда,   повышение   общей   эффективности
воспроизводства, возрастание уровня жизни населения.
6. Качественные изменения в составе и уровне квалификации рабочей силы, возрастание
числа ученых, инженеров, техников, непосредственно включенных в процесс производства.
7. Удешевление, расширение номенклатуры и повышение качества многих товаров.
8.   Углубление   противоречий   технического   прогресса:   более   разрушительный   характер
получили экономические кризисы, резко возросла интенсивность труда, обострились социальные
проблемы, новейшие технические достижения все более широко использовались для создания
средств уничтожения людей.
Вопросы для закрепления теоретического  материала к практическому занятию
1.  Назовите   основную черту экономического развития ведущих стран Запада на рубеже XIX—
XX вв. 
2. Перечислите    основные последствия технико­технологических изменений последней трети 
XIX в.
3.    Назовите характерные черты второй промышленной революции.
Задания для практического занятия
 Задание 1.  Прочитайте текст и  заполните таблицу: "Достижения НТП в начале XX в. и
их внедрение" 
Развитие фундаментальных и отраслевых наук.
В   конце   XIX   ­   начале   XX   века   произошла   революция   в   естествознании,   которая   оказала
огромное   влияние   на   развитие   общества.   В   этот   период   были   сделаны   крупнейшие   научные
открытия, которые привели к пересмотру прежних представлений об окружающем мире. Ведущую
роль в науке играли страны Западной Европы, в первую очередь, Англия, Германия и Франция. В
2 сам  
состоит
  из
  более
  материи,
1897   г.   английский   физик   Дж.   Томсон   открыл   первую   элементарную   частицу   ­   электрон,
входивший в состав атома. Оказалось, что атом, который раньше рассматривался как неделимая
последняя   мера
  мелких   частиц. 
Французские физики А.Беккерель, Пьер и Мария Кюри исследовали эффект радиоактивности и
пришли к выводу, что некоторые элементы произвольно излучают энергию. В 1901 г. М.Планк
(Германия) установил, что энергия выделяется не сплошными потоками, как думали раньше, а
отдельными пучками ­ квантами. В 1911 г. английский физик Э.Резерфорд предложил первую
планетную   теорию   строения   атома,   согласно   которой   атом   представляет   собой   подобие
Солнечной системы: вокруг положительного ядра движутся электроны ­ отрицательные частицы
электричества.   Нильс   Бор   (Дания)   в   1913   г.   ввел   представление   о   скачкообразном   переходе
электрона   с   одной   орбиты   на   другую,   при   этом   он   получает   или   поглощает   квант   энергии.
Открытия   Бора   и   Планка   послужили   фундаментом   для   развития   теоретической   физики. 
После исследований в области квантовой физики новый феномен не укладывался в ньютоновское
понимание   вещества,   материи.   Объяснение   этому   явлению   дал   Л.Эйнштейн,   который   в   своей
теории   относительности   (1905)   доказал,   что   материя,   про   странство   и   время   взаимосвязаны.
Ньютоновская   картина   мира   с   абсолютным   пространством   и   абсолютным   временем   была
окончательно   отвергнута:   по   Эйнштейну,   время   при   скоростях,   близких   к   скорости   света,
замедлялось,   а   пространство   могло   искривиться.   Работы   ученого   получили   всемирную
известность. 
В 1869 г. великий русский ученый Д.И.Менделеев открыл периодический закон химических
элементов. Было установлено, что порядковый номер элемента в периодической системе имеет не
только химический, но и физический смысл, так как он соответствует числу электронов в слоях
оболочки того или иного атома. Быстрыми темпами развивались электрохимия, фотохимия, химия
органических  веществ естественного происхождения  (биохимия)  и химическая  фармакология. 
        Развитие генетики, биологии, медицины 
Опираясь   на   достижения   биологии   (учение   о   клеточном   строении   организмов)   и   теорию
чешского натуралиста Г.Менделя о факторах, влияющих на наследственность, немецкий ученый I
А.Вейсман   и   американский   ученый   Т.Морган   создали   основы   генетики   ­   науки   о   передаче
наследственных   признаков   в   растительном   и   животном   мире.   Классические   исследования   в
области физиологии сердечно ­ сосудистой системы, органов пищеварения осуществил русский
ученый   И.П.Павлов.   Изучив   влияние   высшей   нервной   деятельности   на   ход   физиологических
процессов, он разработал теорию условных рефлексов.
Достижения  биологии  дали мощный толчок развитию медицины.  Продолжая  исследования
выдающегося   французского   бактериолога   Л.Пастера,   сотрудники   Пастеровского   института   в
Париже впервые разработали предохранительные прививки против ряда болезней: сибирской язвы,
куриной   холеры   и   бешенства.   Немецкий   микробиолог   Р.Кох   и   его   многочисленные   ученики
открыли возбудителей туберкулеза, брюшного тифа, дифтерита, сифилиса и создали лекарства
против них. 
Благодаря успехам химии медицина пополнилась рядом новых препаратов. В лекарственном
арсенале   врачей   появились   широко   известные   ныне   аспирин,   пирамидон   и   другие   средства.
Врачами   разных   стран   мира   разрабатывались   основы   научной   санитарии   и   гигиены,   меры   по
профилактике и предупреждению эпидемий. 
3 Достижения в области техники, новых технологий, транспорта 
Научные   достижения   в   различных   отраслях   знаний   сделали   возможным   стремительное
развитие   техники,   технологии   производства,   транспорта   и   связи.   Ведущее   место   занимают
машиностроение,   электроэнергетика,   горное   дело,   химическая   промышленность,   транспорт.
Крупнейшим   шагом   в   повышении   энерговооруженности   промышленного   производства   и
транспорта   стало   получение   электроэнергии   в   больших   объемах   при   помощи   динамо­машин,
первые   образцы   которых   появились
годы   XIX   века. 
Настоящим переворотом в технике стало появление новых классов моторов, сконструированных
немецкими   изобретателями   H.Ommo   (1876)   и   Р.Дизелем   (1897).   Эти   компактные,
высокоэкономичные   двигатели,
  вскоре   на
шли   себе   применение   в   первом   автомобиле   Г.Даймлера   и   К.Бенца   (1886,   Германия),   первом
самолете братьев У. и О.Райт (1903, США) и первом дизельном локомотиве (тепловозе) компании
Клозе­Шульцер (1912, Германия). 
  работавшие   на   жидком   топливе,
  еще   в   70­е  
В металлургии  был  открыт новый  способ выплавки  стали  ­конверторный, а  также способ
получения алюминия и меди методом электролиза. Был внедрен в промышленность крекинг ­
процесс разложения сырой нефти с целью получения легкого жидкого топлива. В Германии был
разработан способ получения бензина из угля. 
Большие изменения произошли в строительстве, где стали широко применяться качественные
марки стали. Применение стальных и железобетонных конструкций позволяло возводить здания,
мосты,   виадуки,   тоннели   небывалых   размеров.   Так,   в   1905   г.   под   Альпами   был   проложен
Симплонский  тоннель протяженностью  около 20 км. Центральный  пролет Квебекского  моста,
сооруженного в Канаде в 1917 г., достигал 550 м, а высота нью­йоркского небоскреба Вулворта,
возведенного в 1913 г., составляла 242 м. 
В этот период происходили кардинальные изменения в организации производства, связанные с
выпуском массовой  стандартизованной продукции и переходом к конвейерному  производству.
Сущность   конвейерного   производства   заключалась   в   том,   что   обрабатывающие   механизмы   и
рабочие места располагались по ходу технологического процесса, а сам процесс, расчлененный на
ряд простых операций, совершался непрерывно. Впервые конвейер был применен на заводах Т.
Форда в США.  
Один из крупнейших автомобильных магнатов мира Генри Форд родился в семье фермеров.
После   окончания   школы   он   стал   учеником   в   автомобильном   магазине   и   вскоре   открыл
собственную мастерскую по ремонту сельскохозяйственной техники. С 1887 по 1899 год Форд
работал   в   компании   Эдисона   и   закончил   свою   карьеру   в   ней   главным   инженером. 
С   1890   г.   он   увлекся   автомобилестроением   и   в   свободное   время   построил   свой   первый
автомобиль, который имел двухцилиндровый двигатель. В 1899 г. Форд перешел в Детройтскую
автомобильную компанию. С тех пор Форд занимался только конструированием автомобилей. Но
настоящий   успех   пришел   к   нему   только   в   1903   г.,   когда   модель   «Форд­99»   с   двигателем
мощностью 80 лошадиных сил выиграла множество соревнований на скорость. В это время Форду
исполнилось сорок лет, и он основал свою собственную компанию по производству автомобилей. 
Форд поставил  перед собой совершенно новую задачу ­ сделать  первый общедоступный и
массовый автомобиль. Для этого он должен быть достаточно дешевым и в то же время прочным и
4 долговечным.   Применив   легкую,   прочную   сталь,   Генри   Форд   стал   делать   дешевые   машины,
которые мог купить практически каждый. 
Совершенствование военной техники 
Рост агрессивности ведущих держав, с одной стороны, и технические возможности, с другой,
привели к быстрому развитию и совершенствованию  военной техники. Американский  инженер
Х.Максим в 1883 г. изобрел станковый пулемет. Затем появились легкие пулеметы других систем.
К   началу   Первой   мировой   войны   было   создано   несколько   типов   автоматических   винтовок.
Тенденция   к   автоматизации   наблюдалась   и   в   артиллерии,   где   появились   образцы
полуавтоматических орудий. 
Первые   проекты   боевой   бронированной   машины,   названной   впоследствии   танком,   были
предложены   в   России   (1911­1915)   инженерами   В.Д.Менделеевым,   А.А.Пороховщиковым,
А.А.Васильевым', в Великобритании ­Де Молем (1912), в Австро­Венгрии ­ Г.Бурштыном (1913),
но они не получили развития, хотя боевая машина Пороховщикова («Вездеход») была изготовлена
в мае 1915 г. Англичане к осени 1916 г. создали несколько десятков танков («Марка­1») и 15
сентября первыми применили их в сражении близ р.Сомма (32 машины) во время Первой мировой
войны. В ходе войны Франция производила танки «Рено», а у немцев они появились только в
1918г. Всего за время войны было выпущено в Великобритании ­ 2 900, Франции ­ 6 200, Германии
­ 100 танков. 
Появление первых военных самолетов относится к 1909­1910 гг. В России самолеты в военных
целях   впервые   были   использованы   на   маневрах   Петербургского,   Варшавского   и   Киевского
военных округов в 1911 г. В боевых действиях самолеты впервые применялись в ходе Балканских
войн   (1912­1913).   К   началу   Первой   мировой   войны   Россия   имела   263   военных   самолета
(преимущественно французского производства), Франция ­156, Великобритания ­ 30, США ­ 30,
Германия ­ 232, Австро­Венгрия ­ 65. 
В   России   в   1914   г.   на   вооружение   был   принят   первый   в   мире   бомбардировщик   «Илья
Муромец». В 1915 г. на вооружение поступили одноместные самолеты­истребители: во Франции
«Ньюпорт» и «Спад», в Германии «Фоккер». 
В   военно­морском   флоте   первенство   принадлежало   паровым   броненосным   кораблям   с
толщиной брони до 610 мм. Одним из первых таких кораблей был русский броненосец «Петр
Великий» (1877). Гонка морских вооружений привела к созданию сверхмощных броненосцев с
тяжелым артиллерийским вооружением. Первый корабль такого класса был построен в Англии
(1905­1906). Его назвали «Дредноут». Вскоре подобные корабли стали строить США, Россия и
Германия. 
Для   борьбы   с   морским   превосходством   Англии   германское   командование   начало
строительство подводных лодок. В ходе войны появились  новые классы  кораблей: авианосцы,
сторожевые корабли, торпедные катера. Первый авианосец со взлетно­посадочной палубой был
переоборудован в Великобритании  из недостроенного крейсера  «Фьюриес» и мог принимать 4
разведывательных   самолета   и   истребителя. Развитие   науки   и   техники   открывало   возможности
прогресса,   но   в   то   же   время   привело   к   гонке   вооружений,   а   это   усиливало   международную
напряженность. 
 
5 Задание 2. Составьте список из пяти научно­технических достижений, которые изменили
мир в лучшую сторону.
Задание 3. Составьте список из пяти научно­технических достижений, которые изменили
мир в лучшую сторону.
Инструкция по выполнению практической работы
1. Прочитайте краткие теоретические и учебно­методические материалы по теме
2.   Устно   ответьте   вопросы   для   закрепления   теоретического     материала   к   практическому
занятию
3. Внимательно прочитайте задания для практического занятия
5. Запишите в тетради название практической работы
4. Выполните задания, ответы запишите в тетрадь
 Критерии оценки практической работы
Задание 1 – 3 балла
Задание 1 – 1 балл
Задание 3 – 1 балл
 
Форма контроля выполнения практической работы: 
Выполненная работа представляется преподавателю в  тетради для выполнения практических 
работ 
Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:
1. Артемов В.В., Лубченков  Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО. –
М.: Академия,  2014.
2. Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до
конца  XIX  века: Учебник для 10 класса. – М.: Русское слово, 2014.
 
6

Научно-технический прогресс: основные направления. - история, уроки


Потребность в возрастании объемов продукции требовали также и усовершенствования организации производства. В производстве внедряется принцип разделения труда на отдельные операции (система Тэйлора). Впервые применил Форд. Это позволяло увеличить объемы производста за единицу времени, улучшить качество и удешевить рабочую силу, т.к. от них не требовалось высокого уровня квалификации, только лишь по своей операции. Все это удешевляло продукцию и делало ее конкурентноспособной на мировой рынке.

Конвеерное производство больше подходило для крупной промышленности с большими объемами производства. Произошла монополизация некоторыми промышленными гигантами внутренних рынков своих стран и постепенное наступление на зарубежные рынки. Развитие международной торговли. Чтобы удешевить себестоимость товара производители снижали заработную плату рабочим при увеличении продолжительности рабочего дня. Это приводило к протестам, сопротивлению со стороны рабочих и развитию рабочего движения, профсоюзов за защиту интересов. Правительства в интересах стабильности общества принимало новые законы, разрабатывало трудовые кодексы и проводило гибкую социальную политику. Поэтому производители избирали другой путь: использование более совершенных машин и оборудования, переход на энергосберегающие и ресурсосберегающие технологии.

Томас изобрел новый вид стали из чугуна (томасовский способ переплавки чугуна в сталь), изобретение железобетона и прочной стали позволили строить новые высокие сооружения (н-р небоскребы, понтонные мосты), спрос на алюминий возрос, с развитием химических и физических наук стало возможным получать вещества с заданными ранее свойствами. Искусственные волокна: капрон, перлон, нейлон, синтетические смолы. Совершенствование энергетики. ТЭЦ уступают место ГЭС.

Спрос на углеводороды растет: нефть, газ.

Разработка и улучшение транспорта: Бенц и Даймлер – двигатели работающих на жидком топливе, Данлоп – пневматические резины из каучука, что улучшило колеса авто, в США – трактор на гусеничной тяге с двигателем внутреннего сгорания (повысило обработку земель), впервые использование танков в 1916 г., II мировая – война моторов, впервые конвеерное производство авто Фордом сделало авто народным автомобилем. Все это сопровождалось развитием побочных производств: металлургии (прочные стали, конструкционные материалы), мощные и экономичные двигатели, строительство дорог, мостов, дало толчок развитию ж/д транспорта, морских судов и авиатехники.

Переворот в естествознании: ранее атомы считались неделимыми и неразрушимыми кирпичиками мироздания, но с открытием Рентгеном х-лучей, дальнейшими разработками Беккереля, супругов Жолио-Кюри, Резерфорда было установлено, что при распаде радиоактивных элементов возникает 3 вида излучения: альфа, бета, гамма. Томсон открыл электрон, а Планк доказал, что излучение идет по порциям – квантам.

Резерфорд предположил, что атом имеет сложное строение, состоящее из положительно заряженной частички позитрона, вокруг которой вращаются отрицательно заряженные электроны. Нильс Бор уточнил Резерфорда, доказав, что электроны могут менять свои орбиты, выделяя и поглощая при этом кванты энергии. Т.о. была подорвана незыблемая основа материального мира. Теория относительности разработанная Эйнштейном разрушила прежние представления. Природные процессы подчиняются более сложным закономерностям, чем казалось раньше. Это переворот в умах.

Дальнейшие открытия позитронов, нейтронов и изотопов привели к разработке ядерного оружия. В США Манхэттенский проект (программа по разработке ядерного оружия)

Нашествие Батыя на Русь. Золотая Орда.


Период
монголо-татарского владычества на Руси
продолжался около двух с половиной
столетий, с 1238 по 1480 гг. В эту эпоху
окончательно распалась Древняя Русь и
началось формирование Московского
государства.

В начале XIII в. у
монголов, издавна кочевавших в степях
Центральной Азиии, происходит разложение
родового строя, на смену которому
приходят раннефеодальные отношения.
Знать постепенно накапливает богатства.
Важным источником обогащения становится
военная добыча. Складывается сильное
государство, которое возглавляет
Чингис-хан.

Первое вооруженное
столкновение между русскими дружинами
и монгольскими войсками произошло в
1223 г. на реке Калке. Против монгол
выступили объединенные силы русских и
половцев. В походе участвовали многие
князья, кроме сильнейшего в ту пору Юрия
Всеволодовича Владимирского. Однако
отсутствие единого командования, амбиции
русских князей, несогласованность в
организации военных действий, измена
половцев в ходе сражения привели к
поражению русских дружин, во главе с
киевским князем Мстиславом Романовичем.
Погибло шесть русских князей, погиб
каждый десятый воин. Русские князья
потеряли до 90 % профессиональных дружин.
Такого поражения Русь не знала за все
прошлые годы своей истории. Однако
монголы не воспользовались этой победой
для дальнейшего продвижения на территорию
Руси - они повернули на восток и ушли в
заволжские степи. Таким образом, русский
народ получил исторический шанс
сплотиться, объединить усилия перед
грядущей опасностью, нависшей над
страной. Однако царившая на Руси
феодальная раздробленность, нежелание
князей поступиться своими интересами
ради общих, помешали объединению.

В
1235 г. на курултае (съезде) монгольских
феодалов было принято решение о походе
монголов на Запад, в Европу. Поход
возглавил хан Батый, внук Чингисхана.
Общая численность монгольских войск,
участвовавших в агрессии против Руси,
составляла, по арабским источникам от
20 до 300 тыс. человек (по другим подсчетам
она не превышала 120-140 тыс. человек).
Северная и Южная Русь могли выставить
вместе около 100 тыс. воинов, но русские
княжества практически по одному
противостояли объединенным монгольским
силам.

Первым подверглось
нападению Рязанское княжество. Это
произошло в 1237 г. Владимирский князь
Юрий Всеволодович не оказал помощи
рязанцам. Несмотря на героическое
сопротивление, Рязанская земля была
полностью опустошена.

Затем
Батый двинулся на Владимир, разорил
Коломну и Москву, взял Владимир. 4 марта
1238 г. на реке Сити состоялось сражение
основных сил Северо-Восточной Руси,
возглавляемых князем Юрием, с
монголо-татарами. В этой битве русское
войско было уничтожено, владимирский
князь Юрий Всеволодович убит, а Батый
двинулся на Новгород. Однако не дойдя
100 верст до него, в районе Торжка монголы
повернули на юг. По дороге они взяли
Курск и Козельск.

В
1239 г. полчища монголов вторглись в земли
Южной Руси. Они взяли и сожгли Переславль,
Чернигов и другие населенные пункты. 6
декабря 1240 г. после упорного сопротивления
пал Киев. В декабре - январе 1240-1241 гг.
были захвачены практически все города
Южной Руси.

К 1240 г. большая
часть территории некогда великого
государства Древней Руси оказалась под
властью монгол. После этого Батый "огнем
и мечом" прошел по территории
европейских государств: Польше, Венгрии,
Чехии и Словакии. Летом 1242 г. он вышел к
границам северной Италии, однако поход
не продолжил и вернулся в степи. В
1242-1243 гг. Батый в низовьях Волги создал
государство Золотая Орда.

Что
же произошло в целом с русскими
княжествами? Номинально они сохранили
свою независимость, хотя по предложению
ряда князей хан Батый был провозглашен
русским царем. Каждый князь обязан был
получить разрешение на власть от
монгольского хана, так называемый
"ярлык". Деятельность каждого князя
во вверенной ему земле контролировалась
ставленниками монгольского хана -
"баскаками". Покоренные русские
княжества и земли обязаны были выплачивать
ежегодный "выход" - дань монголам,
а также нести другие многочисленные
повинности. За отказ исполнять требуемое:
смерть или рабство. Была проведена
перепись населения. Монголы угоняли в
Каракорум лучших мастеров. Основным
методом управления, также как в собственной
империи Чингизидов, являлся террор,
особенно на раннем этапе оккупационного
режима.

Относительно
легкое завоевание Руси монголо-татарами
объясняется раздробленностью и
разобщенностью русских княжеств, а
также превосходством боевого искусства
монголов.

По масштабам
разрушения монгольское завоевание
отличалось от бесконечных междоусобных
войн русских князей и набегов кочевников
лишь тем, что оно было осуществлено
одновременно по всей стране. В течение
35 лет после 1238 г. Владимирская Русь не
только не подвергалась крупным татарским
нашествиям, но там не происходило и
междоусобных войн. Этих 35 лет оказалось
достаточно для восстановления хозяйства.
Сходное положение существовало и в
Южной Руси.

Русь
не вошла с состав Золотой Орды, но
практически на всей ее территории
установилась система татарского
владычества. Население было обложено
тяжелой данью, которую первоначально
собирали баскаки. Постоянной угрозой
стали татарские набеги, сопровождавшиеся
опустошениями и уводом населения. Татары
жестоко подавляли восстания, вспыхивавшие
в 1227 г. в Твери, в 1262 г. в Ростове, Ярославле,
Суздале. Русские князья были обязаны
ездить в Орду для получения ярлыка на
право княжения. Ханы умело использовали
выдачу ярлыков для усиления распрей
между князьями.

В конце XIII в.
институт баскачества практически
прекратил свое существование. С этого
времени единственным средством влияния
была выдача ярлыков на княжение и
оказание военной поддержки тем или иным
князьям в междоусобной войне.

Итак,
следствием монгольского завоевания
были: установление 240 - летнего ига;
задержка экономического, политического
и культурного развития Руси на 250 лет;
ослабление, даже разрыв экономических
и политических связей Руси с Западом,
из-за чего наметилось отставание Руси
от Западной Европы, особенно проявившееся
в будущем; углубление феодальных
противоречий в стране; раскол древнерусской
народности.

В
то же время международное значение
героического сопротивления Руси монголам
было колоссальным. Ослабленные этим
сопротивлением, монголы не могли
поработить Центральную и Западную
Европу. Русь оказалась барьером,
ограждавшим европейскую цивилизацию
от угрозы с Востока.

49. Научно-технический прогресс на рубеже 19-20вв. Перемены в социальной сфере.


Научно-технический
прогресс - это совершенствование средств
труда, предметов труда, методов организации
производства, труда и управления на
базе опережающей науки. Практически
для функционирующей экономики это
означает новая, более совершенная
технология и его масштабное внедрение
в производство.

Научно-технический
прогресс эволюционирует, совершенствует
в рамках осуществленной научно-технической
революции. Задача заключается в масштабном
их использовании для повышения
эффективности производства, т.е.
увеличения объемов продукции, удешевлении
её и повышении качества. Эффективность
от научно-технического прогресса для
отрасли - больше, дешевле, лучше.Помимо
этого, научно-технический прогресс
способствует и обеспечивает предприятиям
основы для динамичного социально-экономического
развития. При этом:

1.
Увеличиваются масштабы и темпы роста
объема производства необходимой рынку
продукции.

2.
Повышается конкурентоспособность
продукции по ценовому и качественному
фактору.

3.
Улучшаются условия труда.

4.
Облегчается решение социальных проблем.

5.
Создаются возможности переработки на
месте отходов обеспечивая существенный
экологический эффект.

6.
Внедряются безвредные технологии, тем
самым создаются привлекательные условия
для потребителей, работников, смежников.

 Научно-технический
прогресс -- процесс многогранный,
противоречивый. Есть в нем и свои плюсы
и свои минусы.Научно-технический прогресс
означает переворот в производительных
силах, величайшую экономию живого труда,
вытеснение его из собственно
производственного процесса. Он же
обостряет проблему занятости, усиливает
антропогенную нагрузку на природную
среду.Научно-технический прогресс
неизмеримо увеличивает технические
возможности производства предметов
потребления, создает условия для
повышения эффективности здравоохранения
и образования. Но он же позволяет создать
гигантские силы разрушения и массового
уничтожения.Научно-технический прогресс
создал средства, благодаря которым
высшие достижения культуры стали
достоянием миллионов людей, но он же
создал и невиданные возможности для
манипулирования сознанием людей в
чуждых им целях.

Реализовать
в полной мере потенциал научно-технического
прогресса в интересах человека может
лишь гуманный, демократический строй,
используя его достижения на благо всех
и не допускающий присвоения его плодов
лишь частью общества.

50.Россия в начале 20 века.

В начале 20 века
Россия была огромным государством.
Население страны составляло более 140
млн человек. Крупными городами были
Москва и Санкт-Петербург. В начале 20
века в этих городах было уличное
освещение, работала телефонная станция.
Россия тогда являлась монархией.
Последним императором был Николай
Романов 2. В начале 20 века сложилась
революционная ситуация. У революции
были свои причины:

  • Тяжкое положение
    рабочих;

  • Эк. кризис;

  • Поражение в
    русско-японской войне;

  • Не до конца решенный
    крестьянский вопрос

Первая революция
началась 9 января 1905 года. Революция
началась с мирного шествия, который
возглавил Поп Гапон. Но мирное шествие
расстреляли, и в стране началась первая
русская революция. По всей стране
начинается волнение, крестьянские
выступления. Рабочие организуют митинги,
стачки. 17 октября 1905 года Николай 2
публикует Манифест, согласно которому
гражданам России дается право слова,
совести и т.д. Появляются первые партии.
Начинает работать первый русский
парламент- гос. дума.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *