Техника кайдзен: всё о японской системе бережливого производства – Система кайдзен – японская философия успешного бизнеса

Содержание

Японская методика против лени, или Принцип 1 минуты

Японская методика против лени, или Принцип 1 минуты

Японская методика против лени, или Принцип 1 минуты

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook
и ВКонтакте

«С понедельника начну новую жизнь, буду ходить в тренажерный зал, заниматься йогой, делать самомассаж, качать пресс…» — каждый из нас периодически ставит себе какие-то цели и не достигает их, переносит на следующий месяц, на несколько месяцев, на год.

Иногда мы рьяно начинаем выполнять задуманное, но, прозанимавшись, к примеру, 3 раза в неделю в тренажерном зале по несколько часов, бросаем занятия на долгое время. Почему так происходит? Потому что нагрузка большая, потому что надоедает, а привычка еще не выработана.


Методика кайдзен, или Принцип 1 минуты

Существует японская методика кайдзен, в которую заложен так называемый принцип 1 минуты. Суть этой методики состоит в том, что человек занимается определенным делом ровно 1 минуту, но изо дня в день и в одно и то же время. 1 минута времени — это совсем мало, а значит, легко выполнимо для любого человека. Лень не встанет на вашем пути. Те же самые действия, которые вы не хотели выполнять в течение получаса, придумывая отговорки или оправдания, вы с легкостью выполните за минуту.

Попрыгать на скакалке, покачать пресс, сделать гимнастику для глаз, позаниматься йогой, почитать книжку на иностранном языке — когда время ограничено 1 минутой, занятия не кажутся вам трудно выполнимыми, а наоборот, приносят радость и удовлетворение

. А делая маленькие шаги, вы совершенствуетесь и достигаете больших результатов.

Немаловажно то, что вы побеждаете неуверенность в своих силах, освобождаетесь от чувства вины и беспомощности, ощущаете успех и победу. Вдохновляясь чувством успеха, вы постепенно увеличиваете минутные занятия на пятиминутные и так далее. Потом незаметно подойдете и к получасовым занятиям. Прогресс налицо!

Кайдзен зародился в Японии. Само слово является составным и включает в себя два других — «кай» («перемена») и «дзен» («мудрость»). Автором этой концепции менеджмента является Масааки Имаи. Он считает, что кайдзен — это настоящая философия, которая может быть одинаково успешно применима и в бизнесе, и в личной жизни.

Людям западной культуры японская методика может показаться неэффективной, так как на Западе устоялось мнение, что без больших усилий хороших результатов не добиться. Но масштабные программы, отнимающие много сил, могут сломить человека и остаться безрезультатными.


А принцип кайдзен подойдет всем и может быть применим для многих сфер жизни. Японцы, например, используют стратегию постепенного и постоянного улучшения в сфере менеджмента.

Осталось только определиться с вашими потребностями и начать применение методики кайдзен на практике.

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook
и ВКонтакте

Японская методика кайдзен против лени

Люди часто ставят перед собой цели, и также часто, в конце концов, их не достигают. Ленивый человек постоянно находит новые отговорки: заболел, устал, еще не готов, сделаю это на следующей неделе, в следующем месяце или даже в следующем году.

Почему же люди так легко сдаются? Ответ довольно-таки прост: человек стремится достичь слишком многого и очень быстро, но такая ответственность быстро утомляет. Поменять старые привычки и попробовать что-то новое нелегко, в результате работа над собой быстро надоедает.

Как избавиться от лени

Существует отличное решение для борьбы с ленью и достижения чего угодно. Упражнение занимает меньше минуты, а результаты просто впечатляют. Эта техника называется «Кайдзен», или «Принцип 1 минуты».

Методика кайдзен — ключ к успеху

Родиной данной методики является Япония, изобрел ее Масааки Имаи. Само слово содержит 2 корня — «кай» («изменение») и «дзен» («мудрость»). Это означает, что человек должен менять свою жизнь не спонтанно, а медленно и мудро. Новые привычки должны быть результатом ваших размышлений и жизненного опыта.

Масааки Имаи считает, что философия «Кайдзен» может применяться ко всем сферам человеческой жизни, то есть в семейных отношениях, быту, бизнесе и т.д. Например, японцы часто используют технику для улучшения методов управления.


Методика кайдзен

Методика кайдзен, или Принцип 1 минуты

Как же работает этот метод? В его основе лежит идея, что вы должны делать что-то определенное в течение 1 минуты, каждый день в одно и то же время. Всего 1 минуту, не больше! Следовать такому принципу несложно ни для кого, правда? Даже самый ленивый человек может выполнять задание так недолго. Легко отлынивать от дел, которые занимают полчаса или час, но если требуется всего 60 с — никаких отговорок.

Почему метод кайдзен работает?

Поначалу у многих японский метод вызывает сомнения. Нас всегда учили, что достичь своих целей возможно только в случае огромных усилий, поэтому сложно поверить в эффективность принципа 1 минуты. Однако это совсем не так. Некоторые усилия способны затормозить процесс. Замудренные и сложные упражнения по самосовершенствованию могут в конечном счете измотать и не дать ощутимых результатов. А с техникой «Кайдзен» любое занятие (качание пресса, изучение иностранного языка, построение бизнеса и т.д.) не будет казаться чем-то не приятным. Вместо этого оно принесет вам удовольствие и удовлетворение. Вы почувствуете радость от своих действий. Делайте 1 маленький шаг за раз, и вы перейдете на путь самосовершенствования.

Принцип 1 минуты позволяет прослеживать ваш прогресс, а ведь эта весьма важная часть в процессе формирования новых привычек. Важно преодолеть неуверенность в своих силах, также освободить себя от чувства вины и беспомощности.

С техникой «Кайдзен» вы испытаете чувство успеха, который поможет вам двигаться вперед. Это также вдохновит вас постепенно увеличивать количество времени, которое вы тратите на поставленную цель. Может быть сначала это будет всего на 5 мин больше, но вскоре вы начнете уделять себе полчаса, а затем час и т.д. Благодаря этому результаты только улучшатся.

Выходит, вам всего лишь нужно понять, чего вы хотите достичь, и начать делать это всего лишь 1 минуту каждый день.



Вы уже пробовали методику «Кайдзен»? Как вам результат? Поделитесь своим опытом в комментариях, это поможет другим улучшить свою жизнь, и наконец прекратить откладывать. 😉

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Кайдзен: план достижения цели

Что отличает цель от мечты? Прежде всего — план. Если у вас есть план достижения цели, вы готовы идти к ней. Как приучить себя действовать планомерно? Используйте кайдзен-вопросы!

В переводе с японского «кайдзен» означает «улучшение, изменение к лучшему». Эта техника родилась в Японии после Второй мировой войны под влиянием американских техник самоорганизации и традиций, имеющих местные корни. Между прочим, именно период активного использования кайдзен совпадает с временем подъема японского хозяйства, феноменом, который позже окрестили «экономическим чудом» Японии. Из мира предпринимательства методы кайдзен перекочевали в сферу повседневной жизни.

 Что особенного в кайдзен?

Главное достоинство кайдзен-техники в ее максимальной конкретности и последовательности. Все цели, которые вы ставите перед собой, начиная с самих прозаичных (навести порядок в доме) и заканчивая глобальными (обрести финансовое благополучие, высокий статус, добиться успеха в работе), должны методично разбираться по пунктам.

Другая важная черта — осознанность. Если мы хотим составить работающий план достижения цели, важно не только каждое утро мотивировать себя, но и приучать себя следить за своим продвижением, постоянно тормошить себя, отмечать каждый сделанный шаг.

Основа кайдзен — направляющие вопросы, которые нужно периодически себе задавать

При этом сами вопросы ранжируются по их величине: от маленьких, на которые вы можете потратить не более 30 секунд (вроде «Что мне следует выбирать на обед, чтобы похудеть?»), до крупных, в которых отражается смысл нашей жизни («Что я хотел бы делать, чтобы чувствовать удовлетворение от работы?»). Крупные нужны для того, чтобы очерчивать направление движения, а маленькие — непосредственно для работы над целью.


Существует четыре принципа, которые помогут овладеть искусством задавать себе небольшие, но точные вопросы.

  • Конкретика. Чтобы оперативно работать над целью, нужно задавать вопрос четко и ясно.
  • Реалистичность. Вопрос должен быть сформулирован так, чтобы стимулировать вас к действию. Чем меньше вам нужно, чтобы совершить это действие, тем больше шанс, что вы не прерветесь на полпути.
  • Последовательность. Переходите к новому вопросу только тогда, когда разобрались с предыдущим.
  • Регулярность. Не пропускайте ни одного дня. Если случайно пропустили, задайте вопрос дважды на следующий день — утром и вечером.

 Как практиковать кайдзен?

Для начала выберите какую-нибудь цель, который вы бы хотели добиться. Допустим, вы хотите научиться печь капкейки. Спросите себя: какой конкретный шаг я могу предпринять, чтобы приблизиться к цели? Избегайте вопросов, на которые нельзя ответить столь же конкретно. Скажем, перед тем как написать эту статью, я задал себе вопрос: «Какую конкретную полезную идею я хочу высказать при помощи этой статьи?».

Ответ ясен: «Я хочу сказать, что кайдзен — удобный способ организовать свое мышление таким образом, чтобы последовательно добиваться своих целей».

Выпишите свой вопрос и задавайте его себе регулярно, лучше всего — в одно и то же время. Записывайте ответ, давая себе немного времени на раздумья. Не пытайтесь придумать нечто умное и существенное. Если ничего не получается — пишите первое, что приходит в голову. Любые ответы, которые рождаются в течение дня, тоже нужно фиксировать.

Примеры вопросов из разных сфер жизни

  • Здоровье: Что я могу сделать в течение дня, чтобы улучшить свою физическую форму?
  • Работа: Какой один маленький шаг приблизит меня к завершению проекта?
  • Отношения: Какую одну маленькую хорошую вещь я могу сказать об этом человеке?
  • Отношение к себе: Какую одну маленькую хорошую вещь я могу сказать о себе?

  • Саморазвитие: Какое маленькое действие я могу сделать сегодня, чтобы узнать что-то новое?

Помните, что ваш мозг может найти ответ не только в процессе работы над задачей, но и в то время, когда вы заняты совсем другими делами или даже спите. Более того — часто именно во время отдыха высвобождаются творческие силы. Раз в неделю проводите ревизию: актуален ли этот вопрос сейчас? Возможно, вы уже научились печь капкейки и хотите перейти к более сложным блюдам? Или вы хотите применить свои знания на практике? Тогда более уместно было бы спросить: «Что мне предпринять, чтобы продемонстрировать другим мое кулинарное искусство?»

Читайте также

Как сделать уборку по принципам кайдзен

Кайдзен — практика, которая была придумана на заводах Toyota, чтобы довести рабочие процессы до совершенства, затратив минимум средств на организацию производства. Так были сформулированы принципы отсутствия больших складов, постоянного контроля качества на каждом этапе работы, наблюдения за процессом в поисках недоработок и ещё многое другое. В том числе и система 5S, с которой обычно и начинается изучение и внедрение системы кайдзен.

5S: сортировка, систематизация, содержание в чистоте, стандартизация, совершенствование — принципы, на которых должна строиться идеальная работа.

Дома у нас занятий не меньше, чем на работе, так почему бы не использовать полезные советы в личных целях? 5S иногда воспринимают только как обязательную уборку рабочих мест в конце трудового дня, поэтому и результаты не видны. Какой смысл раскладывать вещи по местам, если ими неудобно пользоваться! Нет, с помощью простой уборки автомобиль не собрать.

5S — это инструмент организации рабочего места для эффективного исполнения функций.

Уборка по принципам кайдзен должна дать определённые результаты. Должно появиться больше места, ежедневные дела станут выполняться легче, а поддержание дома в чистоте станет естественной привычкой. Кайдзен подразумевает бесконечное стремление к совершенству, поэтому не рассчитывайте, что после одной генеральной уборки ваш дом засияет. Кайдзен вводится постепенно и потребует времени.

Цель уборки — не просто сделать чисто. Главная задача — создать такое пространство в вашей квартире или в вашем доме, которое будет удобно и просто убирать. Для этого нужно делать не так уж много. А много надо думать. От ваших решений будет зависеть скорость и комфорт уборки.

Инструменты, которыми нужно запастись перед чисткой: цветные стикеры (они будут выполнять роль канбана — значка, маркирующего объект), энтузиазм и готовность перевернуть привычный порядок. Переходим к системе 5S.

1. Сортировка

Это чёткое разделение вещей на нужные и ненужные, причём от последних необходимо быстро избавляться.

Каким образом это сделать? Сначала нужно освободить место в середине комнаты, туда будем отправлять временно вещи, для которых не найдётся места. Затем определите зону, с которой начнёте сортировку. Обязательно займите то положение, в котором вы функционируете на месте. Если это рабочий стол — садитесь на стул. Если это гардероб — вставайте перед зеркалом. Если это кухня — стойте у раковины или у плиты. Это отправная точка, с которой вы будете решать, как и что делать с вещами. Берите в руки любой предмет и отвечайте на несколько вопросов:

  • Насколько мне нужен этот предмет?
  • Нужен ли этот предмет здесь?
  • Как часто я его использую?
  • Когда я брал его в руки в последний раз?

Если предмет необходим в этом месте, часто используется и должен находиться на расстоянии вытянутой руки, то маркируйте его зелёным стикером. Нужные предметы, которые используются редко, отмечайте жёлтым.

Если предмет не нужен на этом месте, перенесите его туда, где он должен быть. Если вы не знаете, куда его отправить прямо сейчас, наклейте оранжевый и складывайте в середину комнаты. Если вы не брали предмет в руки больше полугода, он получит красную метку.

Что делать с красными метками? Оптимально — выбросить. Философия кайдзен несовместима с большими запасами, один из её постулатов — сокращение складских помещений. Конечно, не всё так просто. Иногда отсутствие запасов просто невыгодно, но мы привыкли складывать «на всякий случай» старые вещи, сломанную технику, а вдруг пригодится?

Выбрасывать старьё и мусор нужно без жалости!

Дайте честный ответ на вопрос, когда вы закончите вышивать эту подушку, которую начали ещё в школе на уроке рукоделия? Когда вы соберёте из двух сломанных вентиляторов третий, работающий? Когда снова придёт мода на такое платье, которое ещё ничего? Сейчас или никогда. Достаточно выбросить весь мусор, чтобы дома стало намного чище. В конце концов, держать в доме пыльный музей невыгодно: посчитайте просто для сравнения, сколько стоит годовая аренда нескольких квадратных метров в вашем районе.

2. Соблюдение порядка или систематизация

Необходимые вещи надо хранить так, чтобы быстро находить и использовать. Это эргономика в чистом виде, только ваш опыт и ваша практика должны здесь помогать. Когда вы раскладываете вещи по своим местам, важно освободиться от шаблонов, которые были закреплены в поведении. Если вы привыкли, что кресло стоит всегда справа от дивана, потому что так его всегда ставили ваши родители, то подумайте, может, стоит расположить кресло там, где это будет удобно?

Узнать, что вы неправильно складываете вещи, очень просто. Если один и тот же предмет постоянно оказывается не на своём месте, это просто не его место. Ваша задача — найти для каждой вещи такое пространство, в которое будет удобно её возвращать. Когда предмет удобно не просто взять, но и положить обратно, чистота доводится до автоматизма.

Если предметы используются вместе, храните их рядом. Поближе — с зелёными маркерами. С жёлтыми — подальше.  Добраться до любого предмета с зелёной меткой должно быть легко, траектории ваших движений должны быть очень простыми. Например, коробка с украшениями удачно вписывается на верхнюю полку, но достаёте вы её каждый день, а до полки нужно дотянуться. Значит, это место не подходит.

Складывайте похожие вещи в контейнеры. Для каждого ящика стола определите своё назначение. Если в одном месте вы держите технику, не складывайте туда документы. Распределите ваши документы по разным папкам. И не ленитесь подписывать ящики и папки!

Не бойтесь тратить средства на функциональную мебель и качественные инструменты. Хорошая мебель — половина вашего успеха. Во время уборки сразу поменять обстановку не получится, зато вы сможете наметить план изменений.

Не торопитесь. Кайдзен — постепенные изменения, а не революционные преобразования.

3. Содержание в чистоте

Продумайте шаги, которые помогут каждый день содержать дом в порядке. Например, если в шкафу между полками слишком большое расстояние, то большие стопки вещей сбиваются и сминаются. Чтобы этого не случалось, измените расстояние между полками и сделайте его меньше — вы уместите на них столько же вещей, а мяться они не будут. С учётом распространённости мебельных ателье такая задача будет вам под силу.

Если у вас много комнат, в каждой имеет смысл поставить корзину для мусора. Так преодолевается апатия: когда бумаги со стола не хочется нести в мусор, просто сбрасывайте их в корзину под столом, а один раз в день собирайте отходы со всей квартиры.

Определите источники мусора, крошек и грязи и поставьте барьеры на пути: постелите коврики перед дверью или выделите место для совка и щётки около кухонного стола, чтобы не бежать за ним в другую комнату каждый раз, когда нужно подмести.

Такие мелочи, уменьшающие нашу работу, кажутся лёгким решением для ленивых. Но, даже если вы готовы броситься мыть полы в любую секунду, они сэкономят ваше время.

4. Стандартизация

Правила уборки и чистоты должны быть обязательными для всех, а удачные решения должны стандартизироваться и применяться на практике. Дома вряд ли стоит развешивать указания и собирать подписи со всех членов семьи под графиками уборки, но закрепить ответственность каждого за один участок работы в устной форме будет полезно. Убираться мало кто любит. Но не зря же мы ищем решения для ленивых.

Стандартизируйте систему поощрений: если кто-то предлагает новое эргономичное решение, нужно обязательно отметить это наградой. Особенно хорошо способ работает, когда нужно стимулировать детей. Детская фантазия — лучший источник нестандартных решений, даже если речь идёт об уборке.

5. Совершенствование

Принципы системы должны войти в привычку, чтобы вам хотелось сделать дом лучше при каждой уборке. Нет смысла каждую неделю сортировать все вещи в квартире, но повторять генеральную уборку с нанесением цветных меток полезно один раз в несколько месяцев. Включите в планирование бюджета средства на обновление вашей мебели и ремонт. Чертите схемы расположения вещей и не бойтесь делать перестановки. Оценивайте результаты с помощью фотографий до и после.

Принципы кайдзен не открывают Америку. Они основаны целиком и полностью на здравом смысле и опыте. Но они включены в единую систему, которую мы все так или иначе уже применяем (или хотя бы стараемся).

Если вы захотели навести порядок на рабочем столе и увидели, что уборка отнимает много времени и сил, хочется бросить всё и вернуться к старому беспорядку. Но выгоднее проанализировать причины сложностей, поставить стол поменьше или завести специальную полку для хранения бумаг. Так можно совершенствовать рабочее место, да и себя вместе с ним до бесконечности. Это и будет философия кайдзен в действии лично для вас.

Читайте также
🏠✨

Система кайдзен: как освоить непрерывное улучшение

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Валерия Харламова! У японцев особый, последовательный подход к рабочему процессу. Если их не устраивает должность, они не считают увольнение выходом, а принимают решение усовершенствовать свои навыки, чтобы деятельность начала приносить успех и удовольствие. Такова философия, её ещё называют система кайдзен, благодаря которой японцы славятся своей работоспособностью, качественным и модернизированным производством. И сегодня я познакомлю вас с её основными принципами и положениями.

Характеристика системы

Кайдзен расшифровывается и переводится, как, «постоянное, непрерывное улучшение»

То есть, о чём я говорила в начале, если человек попал на работу в качестве уборщика, существует огромная вероятность того, что до конца своих дней он им и пробудет. Зато станет мастером своего дела, не обвиняя судьбу и окружающих в том, что так сложилась жизнь.

За счёт постоянного улучшения результат деятельности не будет краткосрочным, именно в этом и заключается стратегия этого подхода, он ориентирован на перспективу, экономию внутренних ресурсов и времени. Не имеет ограничений, являясь способом мышления, поэтому применять могут люди с абсолютно разными обязанностями, как на работе, так и в повседневной жизни.

японский домик на берегу водоемаяпонский домик на берегу водоема

Принцип кайдзен состоит в том, что считает важным решать проблемы сообща и сразу же, по мере возникновения. Не так, как обычно принято, искать виноватых и ответственных, а непосредственно все усилия бросать на поиски вариантов исправления ошибок, при чём, они должны быть бюджетными. Всегда ставить под вопрос даже привычный, налаженный процесс, придумывая, как его модернизировать и упростить.

Правила

Эта методика в основном ориентированная на то, чтобы качественно и быстро устранять сложности. Ведь, какой бы успешной компания ни была, без проблем не обойтись. И чтобы управление было эффективным, руководитель большую часть времени обязан проводить непосредственно на производстве, а не в своём кабинете. Потому что должен владеть информацией о своём продукте, зная все тонкости и нюансы, только тогда он сможет принимать верные решения касательно деятельности предприятия. В статье, про 14 принципов Дао Тойота, упоминалось о том, что эта успешная корпорация неукоснительно придерживается стратегии «работай как черепаха, а не заяц», уделяя максимальное внимание процессу, а не гонке за результатами.

Первое правило «одна минута»

Заключается в том, что каждый день предпринимать очень маленький шажок, длиной в минуту в сторону своей мечты и реализации планов. На первый взгляд, кажется, что совсем за такой промежуток невозможно что-то успеть сделать, но на самом деле это не так. К примеру, вы хотите выучить иностранный язык. Уделяя ежедневно по 60 секунд на одно новое слово, вы со временем значительно пополните словарный запас. Этот способ убивает все попытки придумать отговорку про то, что нет времени осуществлять желаемое. У личности, практикующей этот метод, повышается уровень самооценки и падает тревога в связи с откладыванием чего-то важного на потом. Кстати, привыкнув уделять внимание одному и тому же делу каждый день, попробуйте немного увеличить время с одной минуты до пяти.

Правильный вопрос

Если при каждой неудаче и сложности вы будете задавать вопрос «Почему так случилось?», то сможете осознать свои ошибки. Только есть один момент – спрашивать следует пять раз подряд. Хоть и выглядит излишне надоедливо и «дотошно», но так вы дойдёте до истинной причины возникновения проблемы.

Пять принципов

принципы кайдзенпринципы кайдзен

Придерживаться их просто необходимо, чтобы уверенно, шаг за шагом двигаться к своей цели и достигать успеха.

  • Чистота. Не только вы должны быть чистым и опрятным, но и рабочее место, и неважно, в офисе вы или в цехе. К примеру, вечером, перед тем, как собираться домой, приберите сначала за собой, и тогда на следующий день вам не придётся тратить время на уборку, когда будут стоять вопросы намного важнее.
  • Дисциплина. Очень важно придерживаться правил техники безопасности и уважительно относиться к руководителям. В странах СНГ до сих пор наблюдается разобщённость работников, которые не согласовывают порядок действий, считая своё мнение единственно верным, от чего возникает масса сложностей уже у самой корпорации. Помните басню «Лебедь, рак и щука»?
  • Порядок и приоритеты. Если вы читали статью, про биологические ритмы, то в курсе, что первые часы после пробуждения являются самыми эффективными, а, следовательно, самые сложные вопросы необходимо решать с утра, иначе после обеда уровень энергии падает, и мозг не способен так быстро обрабатывать информацию. Составляйте план действий на каждый день, тогда вы сможете объединить выполнение поставленных перед собой задач, значительно сэкономив время, ресурсы и силы.
  • Избирательность. Вы должны пересмотреть не только финансовые, временные затраты на выполнение задачи, но и даже свои предпочтения и привычки. Может, вы с утра привыкли пить кофе с коллегами, ежедневно теряя минут по 20-30 рабочего времени, отчего не успеваете выполнить свои обязанности в срок? Или проверяете почту несколько раз в час? Вы должны избирательно подойти к планированию своего рабочего процесса.
  • Стандартизация. Сущность стандартизации состоит в том, что, как только вы обнаружили баланс в производстве, что что-то даёт хороший, ожидаемый результат – обязательно сделайте это стандартом организации, на который будете равняться в дальнейшем. Например, когда мы приобретаем товар немецкого или японского производства, то точно знаем, что можем быть спокойны по поводу качества, потому что он прослужит дольше, чем несколько дешёвых китайских.

Подробнее о 5s, можно почитать тут.

Этапы совершенствования

Любая компания, решившая принять меры, чтобы выйти из кризиса, должна пройти следующие этапы:

  1. Поставить перед собой основную цель – усовершенствовать качество товара и повысить конкурентоспособность организации. При чём, эта цель обязана быть стабильной, независимо от успеха и популярности продукции.
  2. Принять философию кайдзы, при чём, начиная от руководителя и заканчивая уборщиком или дворником.
  3. Наладить производство так, чтобы акцент делался на его качестве, а не количестве.
  4. Свести к минимуму затраты и всяческие издержки, сбои в работе.
  5. Не останавливаться в совершенствовании качества обслуживания, думая о том, как максимально позаботиться о клиентах.
  6. Постоянно обучать и повышать квалификацию своим сотрудникам, создав, так называемый, Институт Работы.
  7. Организовать процесс так, чтобы было комфортно не только клиентам, но и работникам.
  8. Персонал должен ощущать свою значимость и нужность, тогда он будет готов брать на себя ответственность за развитие компании.
  9. Производственная деятельность должна быть без ограничений и барьеров. Я имею в виду, что не стоит ставить границы между подразделениями, лучше, если они будут работать вместе. Так они смогут спрогнозировать какие-либо проблемы и совместно найти пути их решения.
  10. Важно понять, что сама система отвечает за эффективность работы и качество продукта, поэтому не следует обвинять и штрафовать сотрудников за снижение либо отсутствие продаж.
  11. Обязательно изучить все нюансы, что мешают полноценной деятельности персонала, для того, чтобы устранить их и повысить результативность производства.
  12. Приобрести технику, которая упростит рабочий процесс.
  13. Ввести программу саморазвития на корпоративном уровне.
  14. Замотивировать абсолютно каждого работника, чтобы он не только стремился приносить пользу корпорации, но и хотел остаться в ней как можно дольше, совершенствуясь и продвигаясь.

Применение в обыденной жизни

книга с надписью kaizenкнига с надписью kaizen

Японская система эффективна не только в управлении огромными корпорациями, её можно применить абсолютно в любой сфере жизни человека. К примеру, вы прочитали статью, про здоровый образ жизни, и решили пересмотреть свои привычки, чтобы как можно дольше сохранить молодость и здоровье. Для разработки плана действий отлично подойдёт схема пяти принципов, чтобы было понятнее, распишу пошагово:

  1. Избирательность – берёте лист бумаги и выписываете все плюсы и минусы своего образа жизни, что приносит пользу, а что лучше исключить.
  2. Приоритетность – составляете план действий, то есть чёткий график посещения тренажёрного зала, меню с запрещёнными продуктами, записываетесь на тренировки и т.д.
  3. Чистота – при ведении здорового образа жизни мысли также должны быть упорядочены, поэтому включите в расписание дыхательные техники и медитацию.
  4. Дисциплина – чтобы добиться результатов, не стоит давать себе поблажек, неукоснительно выполняя рекомендации и график.
  5. Стандартизация – сделайте здоровый образ жизни постоянным, внося коррективы в питание и тренировки.

Заключение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Напоследок хочу порекомендовать книгу, которую написал Масааки Имаи, чтобы вникнуть во все нюансы философии страны Восходящего Солнца «Кайдзен: ключ к успеху японских компаний». А также не забывайте подписываться на блог, чтобы быть в курсе новой и полезной информации, которая поможет вам стать лучше и успешнее.

Материал подготовила Журавина Алина

О методе Кайдзен

Техника кайдзен: всё о японской системе бережливого производства – Система кайдзен – японская философия успешного бизнеса

Как раскрываются знания?

Известно, что во все времена человек искал и открывал глубочайшие знания о себе, о природе жизни, о строении вселенной, двигая эволюционный прогресс материального мира, через исследование посредством самовопрошания.

Человек задавался конкретным вопросом, в желании познать что либо, затем, когда этот вопрос становился для него единственной целью, очень остро стоящей перед ним на данный момент, вся его воля направлялась в познание этой тайны и благодаря определённому состоянию тишины ума, ему открывались эти знания истины. 

Самовопрошание – это когда вы задаётесь конкретным вопросом, который вам необходимо решить, и всё время находитесь под его «воздействием» задавая его себе вновь и вновь, до тех пор, пока решение не принесёт вам озарение или инсайт.

Принося эти знания во внешний мир человек создавал и создаёт эволюцию проявленной жизни.

Если рассматривать этот вопрос более детально, то мы везде найдём его проявление, как в самых величайших открытиях и прорывах науки, так и в создании невероятных шедевров творчества человека. Везде, где мы видим значительные преображения внешнего и внутреннего миров мы столкнёмся именно с такой системой проявления существования, из непроявленного, непознанного нами.

Дальше я более детально опишу принцип действия этого механизма, для того чтобы вы могли использовать его в своей повседневной жизни осознанно для познания себя и преображения своей жизни.

Любая мысль, идущая к своему началу, раскроет вам свою истинную суть.

Пусть не смущает вас тот факт, что в своём описании я буду обращаться и показывать вам связь в раскрытии знаний, как к некоторым духовным практикам прошлого, так и современным методам познания человека, и также к последним достижениям науки.

Будучи в своё время обычным человеком, имеющим вполне материалистический склад ума, пройдя осознанно такой процесс познания себя, мне открылись немыслимые просторы знания о том, как всё существует, и о том что нами движет.

В контексте того процесса это явление называлось просветлением.

Исходя из того факта, что на тот момент я не занимался никакими духовными практиками, а имел вполне научный, технический склад ума; это позволило мне всесторонне и непредвзято исследовать этот механизм познания, который во все времена использовали чтобы прийти как к просветлению (осознанию своей истинной природы), так и раскрытию тайн вселенной на благо материального мира.

Поэтому в своём повествовании я буду придерживаться целостного подхода к жизни и вести параллели науки и духовных течений, указывая на то, что оба эти подхода используют один и тот же метод познания преобразовывая жизнь.

Как двигается научный прогресс?

 

Давайте сейчас перенесёмся в недалёкое прошлое и посмотрим, как человек обретал знания о мире. Моё рассмотрение начнётся с научного подхода к получению знаний.

Если вам удавалось углубиться в метод, который использует каждый учёный чтобы раскрыть необходимые ему знания, то вы сможете заметить некоторую неочевидную закономерность в поиске решений.

Сначала, в некоем «определённом» состоянии вдохновения, в уме учёного зарождается мысль, как своего рода предчувствие чего-то значимого для него, того знания, раскрыв которое он получит решение или ответ на свой вопрос. Затем он начинает активно мыслить над этим чувством, и когда мысли становятся настолько активными, что их уже трудно удержать в голове, он начинает их записывать, фиксировать. По ходу фиксирования своих мыслей у него уже возникают определённые инсайты, все больше возбуждая чувство вдохновения, а по сути, подпитывая этим его собственный поиск и исследование. В какие-то моменты ему кажется, что разгадка уже близко и он прикладывает ещё больше усилий, в этот момент он не замечает ничего, что могло бы отвлечь его от самого процесса исследования, он как-бы отходит от внешних факторов (внутренняя аскеза), которые могли бы помешать его творческому поиску, с той лишь целью чтобы полностью посвятить себя этому исследованию.

Далее прикладывая всё больше усилий, он начинает замечать, что сделано уже много, а решения по-прежнему все нет, он прикладывает ещё больше усилий, так как его не покидает предчувствие разгадки.

На каком-то этапе, в процессе своего поиска, он видит, что все попытки познания упираются в какой-то непреодолимый барьер; уже изжиты множество мыслей, которые по началу казались очень важными и значимыми, и остаётся буквально парочку мыслей и всеобъемлющее желание (намерение) разобраться с данным вопросом.

У многих на этом этапе случаются моменты тишины, как бы некоего «отупения» чувственных переживаний, отстранённости от всего происходящего, но внутри по-прежнему есть намерение получить решение, да и то уже кажется где-то очень далеко.

Этот этап может пройти как быстро, так и занять значительное время, пока не случится определённая тишина ума (безмыслие), где останется лишь «тихое» намерение узнать ответ.

И вот, когда достигнуто достаточно расслабленное состояние «тишины ума», на человека снисходит озарение, в состоянии безграничной благости, в течении короткого промежутка времени, перед его взором разворачивается искомое решение в подробностях и с неоспоримой точностью.

После таких озарений человек отмечает, что он и сам как-то изменился.

Пределов познания не существует, есть лишь ограниченность вашей воли, управляемой вашим умом.

Вот так работает этот механизм познания для учёного. Вы можете проследить описанный мной выше метод познания у довольно известных нам учёных, которые внесли значительный вклад в развитии науки и техники: Пифагор, Дмитрий Менделеев, Никола Тесла, Рон Хаббард и т.д. Если бы великие мыслители и учёные взглянули на процесс своих открытий под таким углом, они всегда обнаружат там этот метод.

Из описания поля безграничного знания Никола Теслой:

В разговорах об «эфире» Тесла упоминал, что он не только несёт бесконечную энергию, но и бесконечное знание – всю информацию, которой обладали и ещё только будут обладать люди, и будто бы сам именно оттуда черпал все свои идеи. Он всегда говорил, что никогда ничего не создал «из ничего» — все открытия он сделал исключительно, основываясь на достижениях других учёных или наблюдая за природой.  

«Если передо мной стояла какая-то изнурительная задача, я набрасывался на нее снова и снова, пока не делал. Так я практиковался день за днем, с утра до ночи. Сначала это требовало сильного умственного усилия, направленного против склонностей и желаний, но шли годы, и это противоречие ослабевало, и наконец мои воля и желание стали одним и тем же. Таковы они и сегодня, и в этом лежит секрет всех моих успехов.»

О сне Менделеева:

Многие слышали историю, что Д. И. Менделееву его таблица приснилась. Эта версия активно распространялась вышеупомянутым соратником Менделеева А. А. Иностранцевым в качестве забавной истории, которой он развлекал своих студентов. Он говорил, что Дмитрий Иванович лёг спать и во сне отчётливо увидел свою таблицу, в которой все химические элементы были расставлены в нужном порядке. Менделеев работал над таблицей без сна и отдыха, и Иностранцев однажды застал его уставшим и вымотанным. Днём Менделеев решил немного передохнуть, а некоторое время спустя, резко проснулся, сразу же взял листок бумаги и изобразил на нём уже готовую таблицу.

Я знаю, что и каждый из вас, решая подобные неразрешимые задачи сталкивался с подобным переживанием, просто не рассматривал его с такой точки зрения.

Таким же самым образом, в состоянии «потока», создаётся любое произведение искусства, любое музыкальное произведение, любое ваше творчество, в переживании чувства вдохновения.

Состояние «потока» — это мгновение, когда ваш ум является наблюдателем, а ваше выражение происходит посредством ваших чувств, движимое «тихим намерением»

 

Как открываются духовные знания?

Теперь переведём свой взгляд на не менее интересную область нашей жизни – на духовное сподвижничество.

Все религии однозначно переместят вас в своего рода аскезу, будь то монастырь, или ашрам, или иной способ уединения.  Цель этой аскезы – отделить вас от привычного вам образа жизни, дабы «утончить» переживания в вас духовного порядка.

В основе своей идея выглядит верно, если бы только не «приукрашалась» разными мистификациями и религиозностью, чтобы вселить в вас однозначную отделённость от материального мира, дабы быть «послушниками» мира духовного. Именно приверженность религии и создаёт иную, духовную, альтернативу того материального мира из которого вы выбрались, также управляя вашей волей, только более «впечатлительно».

Но мне сейчас куда более интереснее взглянуть на сам процесс познания, который, по сути, существует везде, где есть действительный поиск знания, а не быть разоблачителем иллюзий, уводящих вас с пути познания себя.

Итак, когда адепт религиозного воззрения удаляется в келью, он все равно приходит к этому же процессу познания себя, постоянно выделяя себе время на изучение духовных писаний и выполнению определённых ритуальных действий, таких как службы или иная работа. Эти действия призваны «утончить» его ум и создать некую однонаправленность мысли, благодаря которой к нему «явятся» переживания тонкоматериального мира, что само собой укрепит его веру в однозначность выбранного пути к Богу.

Будут ли эти переживания чем-то более значимым, чем я описал ранее, или останутся только мистическими переживаниями, зависит от того наставника, который сопровождает его на этом пути, а также от целей религиозной доктрины.

Любая религия имеет чётко обозначенные корневые концепции, которые и определяют направление взгляда и поиска своих сподвижников. Достижение глубоких знаний о собственной природе, здесь определяется либо зрелостью уже пришедшей сюда души, либо авторитетом и знаниями наставника.

 

О Дзене, как о пути осознанных озарений.

Теперь особое внимание стоит уделить такому направлению познания себя как Дзен, — родоначальнику осознанного применения процесса созерцания мысли.

Почему дзен?

Дзен, в чистом виде, – это не религия, не философия – это способ пробуждения сознания.

Этот способ лежит за пределами концептуальности, это своего рода зеркало, лишь отражающее вашу подлинную природу, вынося наружу все то, чем вы обусловлены в данный момент.

Обращаясь к истории, мы узнаем, что родоначальником Дзен был Бодхидхарма, пришедший из Индии в Китай. Он принёс некий вид созерцательной сидячей медитации, которая «успокаивала» ваш ум и при зарождении в вас мысли о поиске того, кто вы есть, приводила к состоянию сатори.

Сатори – это проблеск, озарение, о истинной природе вашего существа. Он может иметь как некую длительность во времени, так и стать окончательным пробуждением, неизменным во времени (просветление).

Естественно, что Бодхидхарма будучи 28 патриархом буддизма, нёс знание медитации Будды, как формы. Он провёл в такой медитации в пещере 9 лет до просветления, но зарождение того метода, о котором я писал выше, вы можете проследить и здесь.

Но пока, в дзен-буддизме, на данном этапе своего развития мы ещё не наблюдаем данной методологии в осознанном её исполнении, все больше личный опыт мастеров, указывающий на ум, как на преграду на пути просветления.

И только семь веков спустя, в Японии, в школе дзен-буддизма Риндзай вводит понятие коана, как вопроса, который способен остановить деятельность ума и привести человека к состоянию сатори.

Вот что описано в википедии о том, что такое коан:

Попытка понять коан логически неизбежно ведёт к противоречию. Это противоречие играет важную роль в постижении своей истинной природы (природы Будды). Ученик, получивший коан от мастера, пытается решить коан всеми возможными способами и «подключает» всё больше и больше сил для решения логически неразрешимой проблемы. В результате, когда «отключаются» все пять чувств, ученик находится на стадии, полной концентрации ума на коане. В этом состоянии коан и ученик остаются один на один (плюс некоторое блуждание ума). Если ум ученика достаточно «зрелый», то однажды блуждания ума затихают и остаётся лишь коан. В этот момент коан и ученик — целое, ученик испытывает проблеск реальности, известный как просветление или сатори.

На данном этапе уже отчётливо прослеживается важность не только тихого созерцательного состояния ума, а и направленность мысли, которая в свою очередь приводит к переживанию сатори, постижению истинной природы бытия. Направление мысли посредством коана, ускорило процесс познания ищущих, и быстрее приводило к состоянию сатори.

Но пока на этом этапе мы имеем вопрос, который приводит ум в замешательство своим алогизмом – коан.

Наше время и «интенсив по просветлению» Чарльза Бернера.

Уже ближе к нашему времени в 80-е годы прошлого столетия Чарльз Бернер, сайентолог свободной зоны, предоставил свою методологию, ведущую к познанию своей истинной природы, основываясь на учениях дзен Риндзая и знаний сайентологии, синтезировав знания Дзен и методов сайентологии.

Техника кайдзен: всё о японской системе бережливого производства – Система кайдзен – японская философия успешного бизнесаОн назвал этот метод «Интенсив по просветлению», насколько мне известно, до сих пор проводящийся в Европе. Сам Бернер ушёл из жизни в 2007 году, но оставил подробное руководство по проведению данного интенсива, которое можно найти в англоязычном варианте на его сайте.

Сам он говорил об интенсиве так:

«Я проверял эту технику, и сравнивал её с другими методами просветления. Эта техника где-то в 50-100 раз быстрее приводит к опыту просветления чем классические методики».

Как раз эта методология и определила более точное следование поиска на пути к истинным знаниям, без парадигм и идеологий, сохранив чистоту восприятия реальности как есть.

Чуть ниже я подробно расскажу об этом процессе, а сейчас напишу несколько строчек о том, как я оказался на подобном интенсиве.

В 2005 году, после моей первой поездки в Индию, моё представление о мире и о нашей жизни было потрясено. До этого я был руководителем инжиниринговой компании и жил обычной жизнью. В Индии я увидел иной мир, который не казался мне несчастным, а манил своей открытостью и естественностью. Именно естественность, это то чего мне не хватало тогда. Я видел это тогда, в глазах тех людей которые встречались мне. После Индии я решил во что бы то ни стало заняться медитацией, хоть и не понимал, что это такое. Где-то через полгода после приезда я оказался на интенсиве «Сатори». На четвёртый день интенсива со мной случилось озарение с коаном – Кто Я?;- я осознало свою истинную природу.

Годами позже я узнал, что интенсив «Сатори», это копия интенсива Чарльза Бернера, с некоторыми изменениями.

После просветления, мои исследования жизни не прекратились, и даже по сей день; потребовалось некоторое время чтобы углубить свои знания и осознать весь этот механизм познания в своей основе.

На момент написания этой статьи мною уже проведено порядка трёх десятков подобных интенсивов в течении трёх лет, и есть достаточный опыт многих участников, кардинально изменивших свою жизнь к лучшему.

После некоторых видоизменений, явно идущих в сторону улучшения и ускорения процесса озарений участников, мной было принято решение назвать этот метод Кайдзен.

Кайдзен – это авторское название данного метода осознанного поиска и решения жизненных вопросов (коанов), взятое из японского языка, как словосочетание в буквальном смысле означающее – «путь постоянного совершенствования», не более того.

Как вы могли заметить, я не претендую на уникальность данного процесса, как и ни на что в этой жизни, да это и не имеет важности для меня, куда более значимо пробуждение сознания каждого человека и реальные изменения в его жизни.

Проявляя свою истинную природу, я не вижу разницы между вами и «собой», осознавая нашу безграничную общность, я лишь хочу максимально приблизить к вам знания, которые помогли мне прийти к истине происходящего, если вы находитесь в таком поиске.

О методе сегодняшнего дня. Техника.

А теперь пришло время подробнее ознакомиться с техникой и методом осознанных озарений, имея возможность наблюдать на протяжении моего повествования как она трансформировалась и дошла до наших дней в таком виде.

Как работает эта техника?

Эта техника, работает с вопросами, на которые ум не может получить ответ путём логики, интеллекта, но может пережить их «напрямую», посредством своих чувств. Эти вопросы также называются коанами.

На сегодняшний день, в отличии от техники Дзен, коаны являются не только алогизмами, но и жизненно важными вопросами, решение которых, меняет вашу точку зрения и восприятие в жизни.

Примеры коанов из нашей жизни: Что такое любовь? Что такое жизнь? Что такое сознание? Кто Я? и т.д.

Основой этой техники является сессия коммуникации между партнёрами. Сейчас я вам постараюсь описать что такое сессия коммуникации.

Двое партнёров сидят друг напротив друга на краях коврика или матраса на подушках для сидения. В течении 40 минут (длительность одной сессии) они попеременно, в течении каждых 5 минут, находятся в двух разных состояниях. В одной пятиминутке вы — спрашивающий партнёр, в другой –слушающий. Каждый раз по завершению пяти минут вы слышите звук колокольчика и это означает смену этих состояний.

Есть несколько общих, важных моментов, для эффективной работы данной сессии, прежде чем я расскажу вам о технике слушающего и спрашивающего партнёра.

Все 40 минут вы находитесь в контакте со своим партнёром посредством смотрения (контакта) глаза в глаза, вы не сводите с него глаз, не закрываете глаза, каковы бы ни были ваши переживания; но это не означает что нельзя моргать или вытирать их если они слезятся. Таким образом вы выстраиваете линию коммуникацию между вами и вашим партнёром, вы даже можете ощущать, как между вами двигается энергия.

Следующее правило вы ни при каких обстоятельствах не прикасаетесь к своему партнёру, не разговариваете с ним, если это не время вашей коммуникации.

Дальше я расскажу вам технику работы для каждого из состояний.

Первая позиция, — это когда вы слушающий партнёр.

В тот момент, когда вы в позиции слушающего партнёра, выполняете следующее: один раз в течении 5 минут, вы задаёте партнёру его коан и замолкаете, оставаясь присутствующими для коммуникации вашего партнёра, -вы слушаете то, что говорит вам ваш партнёр, находясь в позиции сообщающего. Также вы становитесь словно «пустое зеркало» лишь являясь поддерживающей связью между вами и вашим партнёром: вы молчите, не киваете головой, не совершаете движений, не проявляете никаких эмоций, вы абсолютно не замутнены ничем, из того, что приходит к вам в этой коммуникации.

Затем через 5 минут вы слышите звук колокольчика, оба благодарите друг друга кивком головы, сохраняя контакт глаза в глаза, не меняясь местами, меняетесь просто своими ролями. Теперь тот, кто был слушающим становится сообщающим, а сообщающий – слушающим, и продолжаем выполнять технику коммуникации.

Следующая позиция – это когда вы сообщающий партнёр.

Что делает сообщающий партнёр? Когда вам задал коан ваш слушающий партнёр, в этот момент вы выполняете следующую технику, состоящую из 4 шагов:

Первый шаг – соединяетесь со своим коаном, это ваш способ как вы это будете делать. Например, представляете, как будто вы пропитываете всего себя этим вопросом, или ощущаете, как он проваливается в глубину вашего существа, растворяясь там. (в общем, входите с ним в резонанс.)

Второй шаг – создаёте намерение получить ответ на этот вопрос, — пережить свой коан. Это опять ваш вариант как вы это будете выполнять. Но на этом шаге вы создаёте предельную концентрацию на этом вопросе, как будто ответ на него — это вопрос жизни и смерти. (вы создаёте поток от собственного существа к вашей безграничной вселенной чтобы получить ответ в виде переживания коана.)

Третий шаг – в этот момент, вы прислушиваетесь ко всему тому, что приходит к вам изнутри вас, или то, что затрагивает из вне. Что это может быть? —  мысли, воспоминания, образы, звуки, запахи, чувства, эмоции, ощущения в теле и т.п.

На этом шаге вы выявляете всё то, что «имеет движение» внутри вас благодаря восприятию ваших шести чувств.

Четвёртый шаг – на этом шаге, все что вы обнаружили на предыдущем, вы сообщаете своему партнёру. Если вас затронули эмоции или чувства, выразите их; если это просто воспоминания, просто сообщите о том, что видите и т.д. Главное, чтобы вы оставили в стороне контроль ума, его аналитику, сравнение, суждения, а дали возможность себе просто «вытаскивать» эти переживания оставляя свой собственный ум в позиции наблюдающего.

На что необходимо обратить внимание сообщающему партнёру!

Вы используете любой способ выражения своих переживаний, оставаясь все время в контакте с глазами слушающего партнёра, ни при каких обстоятельствах не обращаетесь напрямую к своему партнёру, не прикасаетесь к нему.

Своё повествование ведёте от первого лица, используя в своём сообщении местоимение я, а не ты, обращённое как к себе, так и к партнёру.

Озарения случаются сами собой, их не притянешь умом или интеллектом, а только создашь условия выбрасывая не существенное.

Ещё несколько общих положений в целом для техники коммуникации.

Когда вы задаёте коан своему партнёру вы добавляете к нему словосочетание-приставку: «Скажи мне…» и коан партнёра. Например, если коан – любовь, «Скажи мне, что любовь есть?» и т.д.

Длительность сессии 40 минут, — это проверенный научный подход, т.е. ваше внимание, спокойно в течении этих 40 минут, способно удерживаться на одном вопросе.

Четыре шага, которые я описал для сообщающего партнёра, вы проделываете их «внутри себя», осознавая каждый шаг, давая себе на его выполнение хотя бы несколько секунд. Наблюдайте что вы не выпаливаете сразу заготовленный в уме ответ, а присутствуете в моменте «здесь и сейчас», давая каждый раз себе время на выполнение этих шагов.

Когда сессия заканчивается вы делаете небольшой перерыв для отдыха и затем снова можете к ней вернуться.

Как работать дома одному?

Опять здесь нет сложности, кроме истинного стремления, направить свою волю в процесс познания себя.

Вы берете обычное зеркало, ставите его перед собой, так чтобы вы могли поддерживать контакт глаза в глаза со своим отражением в зеркале и выполняйте технику следующим образом.

Когда вы одни, вы, в своей коммуникации все 40 минут находитесь в позиции сообщающего партнёра, вы сами себе в слух задаёте коан и затем выполняя эти четыре шага, все время сообщаете о своих переживаниях, поддерживая контакт глазами со своим отражением.

Что такое ритрит Кайдзен?

Естественно, выполняя подобную технику, вы затронете свою систему представлений, чему активно будет сопротивляться ваш ум. Поначалу он будет управлять вашей волей, но затем вы станете его хозяином.

Иногда некоторым людям бывает проще пройти семидневный интенсив под руководством мастера, и затем, имея больше власти над своей волей, работать самостоятельно.

О роли мастера в таком процессе, я расскажу отдельно, в конце, исходя из своих наблюдений и опыта проведения интенсивов, а сейчас об отличиях.

Чем таким существенным отличается 7-дневный ритрит-интенсив от самостоятельного выполнения данной техники?

Во-первых, вы лишены каких-либо внешних раздражителей, забирающих ваше внимание, — энергию. Вы 7 дней находитесь в изоляции от внешнего мира без телефонов, книг, компьютеров, без всего привычного вам. Вы лишены любого рода общения даже с участниками интенсива, кроме только техники коммуникации. Все это выстраивает вашу энергию и направляет ваш поиск в решение коанов, получение прямых переживаний-озарений.

Во-вторых, это структурированный процесс, — это означает что есть расписание и чёткий поминутный распорядок дня, своего рода дисциплина. Встаём мы в 6 часов, в течении дня у нас 11 сессий коммуникаций, три активных медитации, медитация погружения Healing Light, вечерняя встреча с ведущим, медитация на свежем воздухе, плюс трёхразовое питание и отдых, ложимся спать в 23 часа.

Без чёткого графика и структуры здесь не обойтись, тем более что подобный ритм напрямую способствует взращиванию внутренней силы – вашей воли, это необходимо для глубоких трансформаций и однонаправленности вашего ума на решение конкретной задачи.

Когда вы находитесь на ритрите вы замечаете, что 24 часа в сутки с вами происходят изменения и озарения, даже на отдыхе, в душе, или во время сна.

Процесс имеет накопительный эффект, и с каждым днём вы двигаетесь все глубже и глубже, высвобождая отягощающие вас убеждения и раскрывая чувственные переживания. Вы становитесь чище; чище в своих мыслях, в своём восприятии, в своих чувствах, обретаете большую ясность собственного сознания.

Вы оказываетесь в поле интенсивной работы и интенсивных озарений.

Вот так, я попытался кратко и по возможности доходчиво, изложить вам путь и историю зарождения и трансформации ныне существующего метода познания, которому я дал название Кайдзен, с той точки зрения как вижу и провожу его я.

Поняв этот инструмент, как я его называю «сотворения реальности», при бдительном взгляде на процесс вашего познания, вы найдёте его там и сможете осознанно совершенствоваться вместе с ним.

Роль мастера в процессе трансформации человека.

Каждый раз, когда вы растёте на пути собственной жизни, вы замечаете, что в процессе получения знаний, обращаетесь к разным людям, за подобной помощью. Эти люди, совершенствуя ваши знания в разных областях вашей жизни, становятся для вас своего рода учителями, мастерами своего дела. Вы получаете у них знания до тех пор, пока сами не становитесь знающими настолько насколько вам это необходимо; а затем «идёте в жизнь» и учите других таких же, которым нужны ваши знания.

Таким образом, вся наша жизнь построена на принципе «брать-отдавать», а это означает что каждый из вас, хоть иногда, бывает в позиции как учителя, так и ученика.

Такой способ познания, как «учитель – ученик», ускоряет любой процесс познания, плодотворно способствуя вашему совершенствованию.

Исходя из вышесказанного, становится понятно, что любой, кто «дальше» других, находясь в таком знании, «тянет» другого за собой.

Раз это очевидно, перейдём к основам самого процесса, чтобы понять, как знание «случается» посредством связки ученик-мастер.

Когда я описывал выше технику работу с коаном, вы могли заметить, что любые знания, в виде озарений, приходят к человеку, когда есть восприимчивость, открытость; другими словами, способность их принимать (3 шаг, сообщающий партнёр).

Способность принимать – это фактор притяжения знаний от источника к приёмнику.

Вы, как ученик, становитесь приёмником, а учитель становится источником – проводником, необходимых вам знаний. Как ученик, вы опустошаете свой ум, — свои системы воззрения на жизнь, способствуя как можно более чистому восприятию знаний, и мастер, будучи простым проводником, направляет вашу мысль в сторону раскрытия истинных знаний.

Когда вы получаете переживание знаний, которые затрагивают все ваши шесть чувств, они становятся для вас истинными, меняя вашу жизнь и знание «себя».

Если ваш ум не становится «пустым», то любое знание, воспринятое от мастера к ученику, пропускается через фильтр вашего восприятия, вы начинаете рассуждать, оценивать его, и в конце концов спорить с мастером, -сопротивляться его словам и действиям. Для такого процесса есть выражение: «Ты не можешь принять мастера внутри себя». Это в буквальном смысле означает что ваш ум находится в паттерне выживания и борьбы со всеми, в том числе и с мастером или учителем, выискивая в нем личность- внешнюю форму, которую уму легче «обыграть», вы не можете его принять; — вы создаёте линию напряжения.

В таком случае знания не достигают своей конечной точки, которая находится в глубине существа ученика, в той же самой природе что и существо мастера, а лишь остаются в напряжении на поверхности – в уме самого ученика.

В этом и есть суть нарушения процесса коммуникации, потому что в основе своей, борясь с мастером, вы боретесь с самим собой; а против собственной природы ваш ум бессилен, его бой заведомо проигрышный.

Если вы готовы принять мастера, не давая своему уму ухватится за внешнее, вы значительно преуспеваете в своём внутреннем росте на пути получения знаний.

Духовный мастер, в основе своей, отлично понимая природу вашего ума, никогда не пойдёт с ним на компромисс, — в этом и заключается прогрессирование ваших знаний. Находясь рядом с таким человеком, вы не будете бесконечно блуждать в поиске себя, а сразу будете идти верным путём. С мастером вы сможете сэкономить время поиска и оставить его себе для более интересной и плодотворной жизни с «чистым умом и ясным сознанием», получая удовольствие от неё.

Из собственного наблюдения…

Вокруг мастера, постоянно пребывающего в «потоке жизни» образуется поле, в буквальном смысле – поляризация квантов. Это поле, будучи не обусловленным внешними атрибутами обладает чистотой источника, энергией жизни, «благостью без границ». Находясь в поле мастера ваша система квантуется, то есть сонастраивается с полем мастера, входя всё больше с ним в резонанс. Этот резонанс ускоряет ваши озарения и осознания, рядом с таким человеком вы ощущаете чувство благости и безграничной силы, позволяя высвободиться разрушительным свойствам вашей системы выживания.

Если осознанность мастера находится вне границ времени и пространства, идей и концепций, шаблонов поведения и реакций, такой мастер способен явить вам суть вашего существа, пребывая в единстве с безграничным знанием.

Вот то, что я хотел сказать о роли мастера на пути «постоянного совершенствования».

На самом деле мы все здесь, на Земле, учёные-открыватели, просто области приложения нашего познания определяются нашей собственной уникальностью и интересами.

Глубоких вам познаний и трансформаций на пути под названием жизнь!

С благодарностью, Алунайя.

Система Кайдзен в бизнесе

Японская методика Кайдзен существует уже несколько десятилетий и успешно применяется во всем мире. Она заключается в постепенном совершенствовании бизнеса и его результатов путем изменения принципов мышления сотрудников: от производственных рабочих до высшего руководства. Постоянное улучшение, открытая система управления, бережливое производство – данную методику отличает особый стиль становления внутренних стандартов. Рассмотрим ее подробнее.

Особенности применения японской техники

Внедрение в менеджмент любой организации системы Кайдзен означает отказ от имеющихся принципов работы и отношения к сотрудникам, направленность на устранение существующих проблем (согласно методике, без них нет ни одной компании), долгосрочное, почти незаметное, совершенствование всего механизма предприятия по крупицам. Начинается такое изменение с «верхушки», когда деятельность по улучшению бизнеса провозглашается целесообразной, а сама концепция фиксируется в документах.

Яркий пример успешного применения техники Кайдзен – крупнейшая японская корпорация Toyota. В ней эта философия была внедрена после Второй Мировой войны и действует до сих пор. Практика улучшения не только помогла компании удержаться на рынке, но и сделала ее ведущим автопроизводителем мира. Примеру Toyota последовало множество других предприятий, чей успех трудно недооценить: Canon, Honda, Komatsu, Matsushita и прочие великие компании.

Главная цель методики – достучаться до всех умов, участвующих в процессе производства и реализации. Каждый сотрудник должен понимать, что совершенствование его собственной работы – это необходимо и значимо для всего предприятия, и совершенствоваться нужно непрерывно и ежедневно. В Кайдзен существует даже «принцип минуты», когда человек каждый день отводит на определенное дело ровно одну минуту. Это может быть уход за рабочим местом, заучивание нового иностранного слова, контроль данных.

Принципы методики

Основной принцип методики Кайдзен – ежедневное совершенствование всех направлений деятельности и непрерывный процесс саморазвития, но можно выделить ряд ее вспомогательных принципов:

  • Главное – удовлетворить потребности клиента. Японский подход предполагает отказ от спонтанного производства и больших запасов материалов и готовой продукции, цель – произвести то, что нужно потребителю, не больше.
  • Проблемы надо признавать и решать. Причем их не стоит выносить на всеобщее обсуждение, организуя собрания и мозговые штурмы непосредственно с работниками производственных цехов.
  • Начальник должен быть в гембе (так в методике Кайдзен обозначается место, где производится продукция или отпускаются услуги: цеха, стойки администраторов, зал в ресторане) чаще, чем в своем кабинете. Вникая в суть работы и контролируя ее, проще искать пути совершенствования.
  • Информация о компании должна быть открытой. Нерациональна психологическая пропасть между руководящим составом и подчиненными. Сотрудники чувствуют большую ответственность за работу в компании, о которой знают все.
  • Качество в приоритете. Если ради него нужно жертвовать штатными единицами или дополнительными средствами, выбирается такой путь.
  • Стандартизация высоких результатов. Ее сущность в том, что улучшенные показатели работы должны становится нормой для каждого.
  • Мотивация на результат. Непременное условие стимулирования нового мышления персонала – это достойное вознаграждение за идею или качественное предложение по улучшению производства.

Можно выделить еще несколько десятков тезисов, присущих методике Кайдзен и характеризующих ее основные задачи. Это философия бизнеса, идейный стержень компании, направленный не на сиюминутный успех, а на постоянный рост в результате работы над собой каждого сотрудника.

Кайдзен – это философия бизнеса, направленная не на сиюминутный успех, а на постоянный рост в результате работы над собой каждого сотрудника.

Отличие японской методики от традиционного подхода

В России технология Кайдзен еще не прижилась в полном объеме. Виной тому постоянно меняющиеся условия жизни, русский менталитет, высокие издержки на производство и низкое качество продукции, не соответствующее мировым стандартам. Эксперты считают, что опыт японских гуру бизнеса нашей стране крайне необходим. Постепенно крупные российские компании, среди которых можно выделить ГАЗ, РУСАЛ, КамАЗ, встают на путь совершенствования бизнеса с помощью японской методики.

Рассмотрим, насколько принципиально отличается техника Кайдзен от традиционного в России подхода к ведению бизнеса:

  1. Следует не побеждать конкурентов, а завоевывать своих потребителей.
  2. Ориентироваться нужно не на конечный результат, а на сам процесс, который и определяет результат.
  3. Нет нужды искать виновного в возникновении какой-то проблемы. Куда важнее найти причину и ликвидировать ее (неисправность станка, низкое качество материала, несоответствие температуры нормам).
  4. Непрерывное изменение менее затратно и более эффективно, чем разовые капиталовложения в новаторское оборудование и технологии. Японцы считают, что постоянный внутренний рост в совокупности с технологическими «прыжками» могут сделать компанию оптимально успешной.
  5. Производственная структура и отдел продаж – это единое целое, а не два полярных сегмента бизнеса.
  6. Руководители не являются начальниками в полном смысле, а выступают в роли тренеров и союзников для низших звеньев. Они должны обладать широким спектром знаний и навыков.
  7. Сотрудники являются основным активом, а не одной из статей затрат.
  8. Вопросы решаются на производстве, а не за столом переговоров.
  9. Обучение персонала необходимо не ради новой квалификации и повышения оплаты труда, а ради возможности показать высокий результат и улучшить производительность всей компании.

Для большинства предпринимателей смена принципов работы может показаться непосильным грузом и лишней проблемой. Согласно методике Кайдзен, проблемы – это благодать, и совершенствование без них невозможно. Опираясь на опыт серьезных корпораций, успешно применяющих японскую философию в системе управления кадрами и становлении производства, можно резюмировать данную статью народной пословицей: «Тише едешь – дальше будешь».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *