Техника мозгового штурма: Техника мозгового штурма без стыда — Личный опыт на vc.ru – Мозговой штурм и 10 правил его эффективного проведения

Мозговой штурм для бизнеса: техники и шаги

Сталкиваясь с серьёзной проблемой, задачей или проектом, перед нами встаёт необходимость поиска уникальных идей, не только с целью решения этих задач, но, чтобы сделать это красиво и оригинально. Вот только как найти эти идеи? Ведь творческий подъём, когда идеи льются из нас потоком, мы испытываем лишь изредка, ну а самостоятельно запускать его можем ещё реже. Как быть? В действительности, генерация новых идей не самая сложная задача и может быть запущена вами в любое время, а сам процесс этот называется мозговой штурм. В этой статье будут приведены восемь техник мозгового штурма для бизнеса, которые помогут вам найти лучшие бизнес идеи.

Техники мозгового штурма для бизнеса:

1. Посмотрите на вашу идею глазами других людей. Как будет видеть её психолог, журналист, инженер, учитель, юрист, актёр, художник, домохозяйка, бухгалтер или ребёнок, либо представитель любой другой профессии или сообщества. Если ничего не идёт в голову, просто поинтересуйтесь мнением этих людей.


2. Взгляните на вашу идею глазами критика. Для каждой идеи составьте список всех критических замечаний, которые возникают в процессе этого размышления. Старайтесь найти столько решений, сколько возможно, они помогут вам в преодолении препятствий и устранении недостатков вашей идеи.

3. Как соотносится ваша идея с разными сферами и областями. Что будет представлять собой ваша идея в мире политики, искусства, культуры, науки, медицины, истории, астрономии, астрологии, музыки, образования и так далее? Можете ли вы провести аналогии между вашей идеей и этими областями, и какие идеи приходят на ум?

4. Произведите преувеличение идеи. Как вы можете увеличить, ускорить, расширить или любым другим образом произвести преувеличение своей идеи? Не ограничивайте своё воображение, делайте преувеличение, даже если итог кажется вам чересчур неправдоподобным.

5. Сделайте упрощение своей идеи. Поработайте над упрощением вашей идеи, уменьшите количество деталей, урежьте, скомпонуйте, сузьте свою идею. В процессе упрощения вы можете найти массу полезных мыслей относительно вашей бизнес идеи.

6. Измените свою идею. Поработайте над названием вашей идеи, цветом, звуком, формой, функциями, запахом, вкусом и другими её свойствами. Не забывайте на полную мощность использовать своё воображение, это источник целого моря идей для бизнеса и не только.

7. Увеличьте масштаб применения. Какой должна стать ваша идея, чтобы удовлетворить потребности и желания большего количества людей? Даёт ли ваша идея больше комфорта, денег, еды, жилья, времени, пространства, удобства, привлекательности, здоровья и красоты? Что вы можете сделать с идеей, чтобы она удовлетворяла больше потребностей и желаний?

8. Увеличение добавочной стоимости. Что может увеличить добавочную стоимость вашей идеи? Быть может, это могут быть дополнительные функции, большая долговечность, безопасность и так далее. Как вы можете улучшить вашу идею?


Не слишком спешите с реализацией вашей бизнес идеи, рассмотрите её со всех сторон. Проведите с ней несколько сеансов мозгового штурма, дабы найти наилучший вариант. Подключите к процессу улучшения вашей идеи ваших родственников или друзей, совместно вы сможете намного лучше рассмотреть вашу бизнес идею. Далее приведены шаги, которым вам нужно следовать, чтобы провести свой мозговой штурм для бизнеса.

Мозговой штурм в бизнесе, шаги:

1. Мозговой штурм может быть проведён с одним человеком или вместе с большой группой людей, не имеет значения. Хотя, чем больше людей вы подключаете к нему, тем больше идей можете получить в итоге, однако, если людей будет слишком много, не все участники смогут высказаться. Главное, чтобы участники мозгового штурма знали, о чём вообще идёт речь.

2. Оставьте критическое мышление или осуждения, они могут лишь замедлить или погубить творческий процесс на этом этапе. Ваша цель – позволить воображению проявить себя во всех направлениях, и не важно, насколько окажутся нереалистичными или абсудрными предлагаемые идеи – вы сможете отсеять их потом.

3. Создайте непринуждённую обстановку, в которой каждому будет комфортно высказывать свои идеи. Пусть идеи будут бредовыми, смейтесь над ними, и высказывайте ещё больше бредовых идей. Юмор расслабит точки сопротивления в вашем мозгу, от чего творческий процесс будет проходить с большей лёгкостью. Поэтому, если есть такая возможность, начните сессию мозгового штурма с просмотра кинокомедии или рассказа нескольких шуток.

4. Убедитесь, что все высказанные идеи будут записаны. Приготовьте ручку и листок бумаги, и, если вы в группе, назначьте кого-нибудь записывать идеи. Неплохо будет использовать для этого доску, подобно той, на которой пишут в учебных заведениях – так всем будет видно, какие идеи уже были предложены. Можете записывать всё на диктофон, но в таком случае будет сложнее работать с сырым материалом.


5. Установите минимальный период времени проведения каждой сессии мозгового штурма и количество идей, которые вы хотите получить. Это позволит каждому участнику сосредоточиться на поставленной цели. Однако, проследите, чтобы время не было слишком коротким, как уже говорилось выше, обстановка должна быть непринуждённой, а идеи не должны быть выдавленными.

6. Постарайтесь разбить один большой вопрос, который вы хотите разобрать в процессе мозгового штурма на несколько простых. Предположим, если вы хотите поговорить о развитии вашего предприятия, разберите вопросы об улучшении выпускаемой продукции, об улучшении процесса работы, об улучшении взаимодействия между работниками и так далее. И по каждому вопросу проведите отдельный сеанс мозгового штурма, в течение одной большой сессии.

7. Позвольте высказаться каждому. Не старайтесь перекричать друг друга, позвольте каждому выдвинуть свою идею, однако не создавайте из сеанса мозгового штурма поочерёдный опрос – это ограничивает творческое мышление, поскольку вы не можете знать, в какой момент идея придёт вам в голову.

8. Подведите итоги мозгового штурма. К завершению процесса мозгового штурма начинайте подводить итоги. Вам, как руководителю, здесь отводится право первому исключать из предложенных идей лишнее, однако, старайтесь выслушивать доводы других участников мозгового штурма.

Результаты мозгового штурма могут быть просто ошеломляющими, однако не рассчитывайте, что в течение одной сессии мозгового штурма вы обязательно найдёте нужное решение. Его может не быть в первый раз, но не отчаивайтесь, и если необходимо, продлите время проведения сессии мозгового штурма. Успехов вам!

Почему техника мозгового штурма не работает

Техника мозгового штурма, или брейнсторма, была придумана рекламщиком Алексом Осборном в 1939 году. Впервые она упоминается в книге How to Think Up в 1942-м. Вот какое определение даёт этой технике Джеймс Манктелоу, CEO MindTools — компании, которая популяризирует технику как «способ креативного решения бизнес-проблем»:



Брейнсторм часто используется для того, чтобы вдохновлять команду на поиск оригинальных идей. В нашей компании брейнсторм проходит в виде ничем не ограниченного собрания, на котором лидер задаёт проблему, требующую решения. Участники собрания предлагают свои решения, и главное правило, которого придерживаются все, — не критиковать чужие слова.

Осборн считал идею мозгового штурма успешной. В качестве примера он приводил собрание Казначейства США, в рамках которого группа за 40 минут придумала 103 идеи, как продавать облигации. Большие корпорации вскоре внедрили технику среди своих подчинённых. К концу двадцатого столетия брейнсторм стал использоваться повсеместно, и сейчас уже ни у кого не возникает вопроса, что это такое.

Доказательства того, что брейнсторм работает, лежат на поверхности:

  1. Группа людей может придумать больше идей, чем один человек.
  2. Отсутствие критики благоприятнее сказывается на идее, чем её мгновенная оценка.

Однако далеко не все считают брейнсторм панацеей при создании новых идей:

Работайте в одиночку. Вы сможете создать наилучший продукт, только если будете работать одни. Не с помощниками. И не в команде.

Стив Возняк

Техника брейнсторма основывается на том, что идея — это то, что важно. Однако идеи как семена: их огромное количество, но лишь некоторые из них прорастают во что-то стоящее. Идея также редко бывает оригинальной. Попросите несколько независимых групп провести мозговой штурм на одну и ту же тему. Скорее всего, вы получите список примерно похожих идей.

Это происходит потому, что идеи рождаются не из скачков, а из небольших шагов. Учёные Уильям Огбурн и Дороти Томас изучали этот феномен и обнаружили, что 148 больших идей пришли к нескольким людям одновременно. И чем дольше продолжалось это исследование, тем больше становился этот список.


Поэтому брейнсторм не работает. Придумать идею не значит быть креативным. Креативность предполагает не вдохновение, а создание чего-либо. У всех нас есть идеи, но лишь некоторые делают шаги для воплощения их в реальность.

Planet Design » Мозговой штурм как основа вашего творческого потенциала

Для каждого из нас поиск и генерация идей является одним из самых важных этапов на пути создания продукта. Для поиска той самой, «звездной», идеи порой затрачивается неимоверное количество ресурсов, однако найти верное решение удается не всегда.

Творческое мышление является неотъемлемой частью любой профессии, особенно в профессии дизайнера. Многим кажется, что творческому человеку легко генерировать блестящие идеи, но проблема в том, что нужно научится быть творческими регулярно, в соответствии с графиком работы, а не с внезапными  вспышками вдохновения.

Уже было изобретено множество инструментов и методов  для решения этой дилеммы. Метод мозгового штурма  стал наиболее популярным.

Мозговой штурм — это техника, с помощью которой люди пытаются найти решения для конкретных проблем, собирая идеи, предложенные различными членами команды или одного человека, и исследуют их. Эта техника может включать составление списков, рисование диаграмм или просто обсуждение.

Популярным этот термин сделал Алекс Осборн в своих книгах о творческом мышлении. Он выступал за то, что это сугубо групповой процесс. Однако, в последнее время стали возникать жаркие дискуссии вокруг этого мнения, что ставит под сомнение эффективность такого формата штурма.

Некоторые исследования показывают, что отдельные люди справляются с мозговым штурмом лучше, в связи с отсутствием социальных и коммуникационных барьеров. С другой стороны, многие творческие коллективы и дизайн бюро говорят об успешном принятии этой практики.


Основные принципы

brainstorming

Чтобы мозговой штурм был по-настоящему эффективным, он должен основываться на ряде принципов:

Сосредоточьтесь на количестве

Генерируйте столько идей, сколько возможно. Начните с очевидных, а затем расширьте границы своего  воображения дальше, чтобы получить доступ к интересным и неожиданным идеям. Попробуйте следующее простое упражнение: заставить себя думать о 77 решениях для вашей проблемы, не позволяя себе остановиться, пока не будет достигнута эта цифра. Вы будете впечатлены результатом.

Отделяйте генерацию идей от их оценки

Не беспокойтесь о качестве или жизнеспособности идей во время мозгового штурма. Оценка должна произойти позже (лучше всего на следующий день). Критика должна быть исключена из процесса. Людям должно быть удобно и комфортно говорить, без заявлений типа «нет, но …» и «Вы уверены?».

Принимайте необычные идеи

Необычные идеи могут привести к захватывающим решениям, так что используйте все возможности, чтобы найти их. Наиболее распространенным подходом является представить себя на месте другого человека; подойти к проблеме, как если бы вы были из другой страны, эпохи, или просто имели другие вкусы и интересы. От неожиданных точек зрения, необычные идеи становятся видимыми.

Комбинируйте идеи

Большим преимуществом группы мозгового штурма является возможность использовать идеи, представленные различными участниками в сотрудничестве. Поощряйте друг друга с помощью стимулирующих конструкций типа «да, и …». Если вы работаете в одиночку, вы можете добиться того же эффекта, организовав идеи по-разному, чтобы увидеть различные отношения между ними.

Найдите время, чтобы освободить место

Мозговой штурм является мыслительным процессом, но не отделимым от физического мира. Конечно, некоторые идеи могут прийти к нам спонтанно, когда мы меньше всего этого ожидаем, но задачей мозгового штурма является заставить работать творческое мышление.

Итак: необходимо выделить время для него, выбрать хорошо организованное место и обеспечить себе основные инструменты. В случае группы, эти аспекты являются более важными: нужно быть уверенным, что, как минимум, все участники имеют возможность прийти, имеют достаточно времени для сессии, и есть просторное место, где все могут собраться. Это кажется очевидным, но когда очевидные вещи отрабатываются плохо, это приводит к разочарованию.

Пребывание в теме и работа в рамках

Мозговой штурм хотя и является свободным процессом, но всегда необходимо помнить о его теме. Во время сессии каждый участник должен оставаться сосредоточенным на этой теме.

На самом деле, установленные лимиты часто повышают  производительность. Когда наш мозг работает в рамках, это подталкивает появление идей.

Необходимо уметь отсеивать идеи

brainstorming

Существует очень простое, но важное правило: идеи должны быть отобраны во время мозгового штурма. Это необходимо, чтобы построить фундамент для продвижения дальше.

Не отчуждать мозговой штурм от рабочего процесса

Даже самые креативные идеи бесполезны, если они не будут реализованы на практике. Оцените результат  мозгового штурма. Некоторые хорошие идеи не могут быть реализованы сразу. Можете составить список идей, которые хорошо было бы реализовать. Некоторые из них сразу же докажут свою безнадежность. Их тоже можете  выписать в список выброшенных.

После каждого мозгового штурма старайтесь сразу же реализовать отобранные идеи, иначе рискуете «перегореть» и вообще ничего не сделать.

Практическое применение метода

Так как мозговой штурм это процесс генерации идей, следует научиться понимать аспекты такого процесса для облегчения умственной деятельности. Результатом будет повышение производительности.

Интересные шаги в этом направлении были сделаны Эдвардом де Боно. В своих книгах де Боно рассказывает, что в процессе мышления люди выполняют несколько операций одновременно: анализ информации, поиск  аргументов, выражение эмоций, создание идей и т.д.  Автор предлагает разделить эти процессы так, чтобы они происходили параллельно.

Де Боно предложил подход под названием «Метод шести шляп». Методика позволяет упорядочить творческий процесс с помощью мысленного надевания одной из шести цветных шляп. Так, в белой человек беспристрастно анализирует цифры и факты, затем надевает черную и во всем ищет негатив. После этого наступает очередь желтой шляпы — поиска позитивных сторон проблемы. Надев зеленую, человек генерирует новые идеи, а в красной может позволить себе эмоциональные реакции. Наконец, в синей подводятся итоги.

Тони Бьюзен, в свою очередь, предлагает использовать метод «Ментальных карт». По его мнению, креативность связана с памятью, а значит, укрепление памяти улучшит и качество креативных процессов. Однако традиционная система записи с заголовками и абзацами препятствует запоминанию. Бьюзен предложил поместить в центр листа ключевое понятие, а все ассоциации, достойные запоминания, записывать на ветвях, исходящих от центра. Не запрещается подкреплять мысли графически. Процесс рисования карты способствует появлению новых ассоциаций, а образ получившегося древа надолго останется в памяти.

Еще одним способом улучшить процесс мозгового штурма является синектика. Ее автор — Уильям Гордон.
Гордон считает, что основной источник креативности —  в поиске аналогий. Сначала нужно выбрать объект и нарисовать таблицу для его аналогий. В первый столбец записывают все прямые аналогии, во второй — непрямые (например, отрицание признаков первого столбца). Затем нужно сопоставить цель, объект и непрямые аналогии. Скажем, объект — карандаш, задача — расширение ассортимента. Прямая аналогия — объемный карандаш, ее отрицание — плоский карандаш. Результатом будет карандаш-закладка.

idea
Существует еще много подобных методик и техник. Одни более популярны и используемы, другие весьма редкие, но продуктивные. Какие использовать – выбор за вами.

В целом, чтобы результат мозгового штурма был наиболее удачным, необходима практика, много практики. Если вы видите, что что-то не срабатывает или не приносит должных результатов, передохните и попробуйте «зайти с другой стороны», посмотреть на проблему под другим углом. В любом случае, чем больше вы практикуетесь, тем больше вы учитесь и набираетесь опыта.

 

Автор — Anna Ladoshkina

Перевод — Planet Design

Приемы мозгового штурма: примеры применения

Сталкиваетесь ли вы с проблемами, с которыми не можете справиться? Нуждаетесь ли в новых идеях и решениях? Попробуйте использовать техники мозгового штурма, что позволит выйти за пределы привычного мышления, которое не позволяет разрешить проблему.

Мозговой штурм может быть применён к большинству ситуаций. В целом про него можно прочитать в статье Правила и методы мозгового штурма, но какого-то единого и универсального метода не существует, и здесь я решил привести различные дополнительные приемы мозгового штурма, которые можно использовать в тех или иных ситуациях.

приемы мозгового штурма

Всего таких получилось 21 штука. Разные приемы могут лучше или хуже подходить к той или иной ситуации, с которой вы сталкиваетесь.

  1. Путешествие во времени. Как бы вы справились с проблемой, если бы оказались в другом времени? 10 лет назад? 100 лет назад? 1000 лет назад? А если представить будущее? Через 10 лет? 100? через 1000?
  2. Телепортация. Что, если бы вы столкнулись с этой проблемой в другом месте? В другой стране? В другом географическом регионе? Как бы вы справились с этим?
  3. Меняйте характерные свойства. Как бы вы думали об этом, если бы принадлежали к другому полу? Расе? Были другого возраста? Обладали бы другим интеллектом? Весом? Национальностью? Разумом? С каждым изменением свойства, вам открывается новый спектр возможных мыслей, который ранее для вас был закрыт.
  4. Изменение роли. А чтобы вы делали, если были бы кем-то другим? Кем-то из ваших родителей? Учителем? Вашим руководителем? Вашим лучшим другом? Вашим врагом? и т.д.
  5. Знаменитые личности. Как бы вы действовали, если бы были известной фигурой прошлого? Эйнштейном? Эдисоном? Буддой? Как бы вы тогда думали об этой ситуации?
  6. Суперсила. Это ещё один частный случай изменения роли. Что, если бы вы вдруг стали обладателем суперсилы, супервозможностей? Чтобы вы сделали?
  7. Восполните ощущения. Определите своё текущее положение – точку А – и вашу конечную цель – точку В. Что находится между ними? Что вам необходимо почувствовать, чтобы заполнить эту пустоту? Запишите эти чувства и найдите пути, с помощью которых вы можете их испытать.
  8. Интеллект-карта. Отличный инструмент для генерации максимально возможного количества идей, представляя их в виде дерева. Начните с вашей основной цели, поместив её в центр, нарисуйте рядом несколько основных подцелей (ветвей), продолжайте деление на столько подцелей, насколько необходимо.
  9. Эффект Медичи. Эффект Медичи – термин, введенный Франсом Йоханссоном в своей одноименной книге, и  относящийся к заимствованию идей, принадлежащих к другим областям. Как пример, идея заимствовать приемы, используемые термитами в строительстве своих жилищ, для проектирования зданий.
  10. СВОТ-анализ. Осуществите СВОТ-анализ своей ситуации – какие есть сильные и слабые стороны? возможности? угрозы?
  11. Продолжение идеи. Соберите группу людей из 5-7 человек и предложите каждому написать свою идею на своём листке бумаги. Через несколько минут они должны обменяться листками, и каждый должен записать на полученном листке что-то, продолжив и развив записанную на нем идею. Продолжайте обмен листками, пока каждый не напишет что-то на каждом листе.
  12. Развивайте лучшее. С помощью группы или самостоятельно сгенерируйте максимальное количество идей. Отберите лучшие из них и осуществите мозговой штурм, развивая эти идеи – они послужат своего рода пусковым механизмом для появления  новых идей.
  13. Работа с переменными. Определите переменную характеристику в том конечном результате, которого вы планируете достигнуть. Например, если ваша цель – привлечь Х посетителей на ваш сайт, переменной величиной будет количество посетителей. Во-вторых, напишите на листе максимальное количество характеристик возможных посетителей. Различными значениями переменной “посетители” будет пол, возраст, национальность, место работы, интересы и т.д. Подумайте над вашей основной целью – увеличение посещаемости, применив его к различным характеристикам посетителей. Например, для пола: как вы можете привлечь больше женщин на свой сайт? Как вы можете привлечь больше мужчин на свой сайт? Или с точки зрения социальных сегментов: студенты, домохозяйки или работающие в той или иной сфере. И т.д.
  14. Возражения. Напишите на листе основные предпосылки вашей ситуации и поставьте их под сомнение. Например, вы хотите с помощью мозгового штурма найти идею для книги, которую планируете написать. Есть несколько предположений, с которыми можно работать:
    1) Жанр книги: Детектив. Почему это должен быть детектив? Может стоит писать в другом жанре? 2) Какой должен быть основной носитель? Бумажный. Может лучше сделать электронную книгу? Или записать аудиокнигу? И так далее.
  15. Анализ противоположностей. Посмотрите на исходные посылки вашей цели, затем преобразуйте их и попробуйте взглянуть на проблему под новым, как бы противоположным углом. К примеру, вы хотите получить больше доходов от продажи книг. Вашей посылкой может быть “Люди покупают книги для себя”. Преобразуйте ее, например, таким образом: “Люди Не покупают книги для чтения”. К чему это приведёт? Вы можете сделать вывод о таком типе потребителей, который покупает книги в качестве подарков, как экземпляры коллекции и т.д. Другая возможная посылка – “Люди читают книги”. Изменение этой посылки может звучать так: люди рассматривают книги (рисунки). Исходя из этих посылок, вы сможете открыть для себя новое направление для поиска способов достижения цели.
  16. Нейтрализация противодействующих сил. Какие противодействующие силы действуют в вашем сценарии? К примеру, если вы хотите увеличить приток людей на свой сайт, есть две противодействующих тенденции: количество размещаемой рекламы и количество просмотров вашего сайта. Чем больше рекламы вы размещаете, тем больше это может раздражать посетителей и отталкивать их от вашего сайта. Что вы можете сделать, чтобы нейтрализовать противодействие или проконтролировать его? Вот возможные варианты решения: 1) Размещать рекламу, которая близка тематике вашего сайта. 2) Использовать контекстную рекламу, которая является частью содержимого,  в большей степени, нежели отдельные блоки и т.д.
  17. Анализ движущих сил. Какие силы помогают вам продвигаться в вашей ситуации? Какие силы работают против вас? Подумайте, как бы вы могли увеличить первые и уменьшить вторые.
  18. Преувеличение. Измените масштаб своей цели и посмотрите, как бы вы справились с ней в этом случае.
    Увеличьте её: Что, если бы она была в 10 раз больше? или в 100?
    Уменьшите её: А если бы она была в 10 раз меньше? или в 100?
  19. Случайные входные данные. Выберите случайный стимул и подумайте, как вы можете применить его к своей ситуации. Возьмите случайное слово/изображение из словаря/со страницы сайта/книги/журнала/газеты/ТВ, случайный объект из вашей комнаты/дома/рабочего места и т.д.
  20. Медитация. Сконцентрируйтесь на вашем ключевом вопросе – например, “Как я могу решить такую-то проблему?” или “Как я могу достичь такой-то цели?” и медитируйте над ним в тихом месте. Захватите с собой ручку или карандаш, чтобы вы могли немедленно записать всё, что придёт в вашу голову. Занимайтесь этим 30 минут или настолько долго, насколько нужно.
  21. Список из 20 идей. Напишите список из 20 или более идей, как можно справиться с вашей ситуации. Не останавливайте и не ограничивайте себя, пишите всё, что можете придумать. Не останавливайтесь, пока не наберётся минимум 20 идей.

Можно видеть, что описываемые методы похожи на те, что применяются в ТРИЗ, что и неудивительно, поскольку все эти техники служат одной цели – поиску решения поставленной задачи.

Понравилась статья?

Подпишитесь на обновления сайта через или получайте обновления по электронной почте:

Комбинированный мозговой штурм | Genvive

Surrealism artwork by Michael Parkes, boosting creativityMichael Parkes. Battle of Mare Imbrium

Комбинированный мозговой штурм

1. Двойной мозговой штурм 

После классического мозгового штурма, участники делают перерыв на 2-3 дня, а затем повторяют его снова. В перерыве — подсознание участников активизируется и генерирует новые неожиданные и фундаментальные идеи.

2. Обратный и классический (прямой) мозговой штурм 

После обратного мозгового штурма, участники делают перерыв на 2-3 дня, а затем проводят классический мозговой штурм. (И наоборот).

3. Негативный — классический (прямой) — негативный мозговой штурм

1. Сначала с помощью обратного мозгового штурма выявляются все недостатки, слабости и противоречия существующих объектов, а также составляется их рейтинг.
2. Затем проводится  классический мозговой штурм с целью устранения наиболее серьезных недостатков.
3. Проводится негативный  мозговой штурм, направленный на критику идей порожденных на второй этапе.

4. Челночный мозговой штурм

1. Формируются две группы участников, обладающих различными способностями — генерирования и критики идей.
2. Эти группы участников работают в разных комнатах.
3. Группа генераторов идей проводит мозговой штурм: лидер определяет проблему, призывает каждого члена группы  генерировать новые идеи, записывает их и отправляет список идей в группу критиков.
4. Критики выбирают наиболее интересные и перспективные идеи, и на их основе расширяют и уточняют задачу и после перерыва вновь передают их  группе генераторов идей.
5. Сессия циклически повторяется вплоть до достижения приемлемого результата. Группа из шести людей может выдвинуть в процессе челночного штурма до 150 идей в течение 30 минут.

 

Навигация по теме<< Предыдущая записьСледующая запись >>

(Visited 147 times, 1 visits today)

Предыдущая записьОбратный мозговой штурмСледующая записьМозговой штурм «генерация вопросов»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *