Технология личностного развития: Технологии развития личности – Личностный рост: тактика и стратегия саморазвития

Содержание

Технологии развития личности

Факторы, влияющие на технологии формирования личности

Определений понятия личность очень много, так как они формулируются в зависимости от доминанты, которая по мнению авторов является основной в данном понятии. Если рассматривать личность с точки зрения процесса развития, можно определить ее как индивида, который наделен определенными умственными задатками, развивающимися в процессе жизни, обучения, деятельности и общения и дающими возможность формирования мировоззрения и собственной уникальной личностной позиции.

Рассматривая понятие фактора, можно сказать, что это определенное условие, движущая сила развития, причина движения вперед какого-либо явления или процесса.

Определение 1

Технология формирования личности – это развитие качеств и свойств личности, возникающих в процессе жизнедеятельности индивида.

Основную роль в технологии формирования личности играют следующие факторы:

  • Биологический фактор – суть которого состоит в том, что человек является частью природы и наиболее развитым и гармоничным ее существом. Существование человека сопровождается его активной деятельностью по обогащению и сбережению природных ресурсов. Основным аспектом при рассмотрении биологического фактора является наследственность – именно благодаря ей человек сохраняет способность сохраняться как природное существо.

  • Вторым фактором является среда – основной характеристикой которой являются ее составные части или физические данные, которые включают в себя воду, пищу, воздух, окружающую человека среду. Именно среда определяет уровень развития организма, который является оптимальным для человека с учетом климатических и средовых условий. Помимо вышеперечисленных условий существует еще оно не менее важное – общение, которое можно разделить на устное и письменное. В процессе общения человека с окружающими людьми, с окружающей его средой – природой, животными идет активный процесс развития личности человека.
  • Третий фактор, влияющий на процесс формирования личности человека – это деятельность.

Деятельность человека можно подразделить на следующие виды:

  • игровая деятельность, благодаря которой осуществляется процесс развития ребенка и познания им социальных норм и правил, принятых в данном обществе и воплощенных им в игре;
  • учебно-познавательная деятельность;
  • творческая деятельность личности;
  • художественно-эстетическая;
  • спортивная деятельность.

Технология социализации личности

Еще одним смыслообразующим понятием технологии формирования личности является понятие социализации.

Определение 2

Социализация — это двусторонний процесс, который включает в себя, с одной стороны усвоение человеком социального опыта, накопленного обществом в ходе истории его развития, путем вхождения в эту социальную среду, а с другой стороны, процесс активного воспроизведения индивидом этой же системы социальных связей благодаря активному участию в деятельности данной среды.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что технология формирования личности является сложным динамическим процессом, который протекает во времени и пространстве и предусматривает:


  • процесс развития интеллекта и моральных качеств;
  • процесс подготовки к творческому труду в обществе и выполнению функций гражданина.

Стадии социализации

Для эффективного протекания процесса личностного развития процесс социализации должен происходить по определенным стадиям, рассмотрим их более подробно.

Первая стадия представляет собой первичную социализацию, или адаптацию, в процессе которой идет усвоение социального опыта. Период данной стадии длится с роения и до подросткового возраста, в течении которого ребенок адаптируется к окружающей среде, приспосабливается к ней и нормам поведения, подражает значимым близким и социальному окружению.

Вторая стадия — стадия индивидуализации, в ходе которой у человека появляется желание выделиться среди других людей, формируется критическое отношение к принятым общественным нормам поведения и моральным основам общества. Данная стадия характерна для подросткового возраста, в течение которого активно протекают процессы индивидуализации и самоопределения. Однако следует отметить, что данная стадия социализации является промежуточной, так как в подростковом возрасте характер и мировоззрение являются неустойчивыми.

Третья стадия охватывает юношеский возраст и характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, в процессе которой вырабатываются устойчивые свойства личности.

Четвертая стадия интеграции находи свое проявление в желании найти свое место в обществе, утвердится в нем, выполнять определенные роли, иметь уважение со стороны окружающих людей.

Вхождение в общество происходит благополучно, если особенности и свойства личности принимаются группой и обществом. В случае непринятия, возможен следующий исход событий:

  • сохранение своей непохожести и особенности и как следствие проявление агрессивного отношения к людям и окружающему обществу в качестве защитной реакции;

  • стремление к изменению себя и желание «стать как все»;
  • конформизм, внешнее соглашательство и адаптация к окружающим условиям и требованиям общества.

Трудовая стадия социализации, охватывающая практически весь период зрелой жизни человека и характеризующаяся воспроизведением социального опыта за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

Шестая стадия — послетрудовая стадия проявляющаяся, как правило, в пожилом возрасте и имеющая основной своей целью воспроизведение полученного социального опыта в процессе передачи его новым поколениям.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что все этапы человеческой жизни кардинально отличаются друг от друга по своему содержанию и это в свою очередь требует различных методов и подходов в разработке технологий личностного развития личности и проведение детального анализа процесса формирования личности на основе изучения каждого возрастного этапа.

Личностный рост: тактика и стратегия саморазвития


Вопросы, рассмотренные в материале:

  1. Что имеется в виду под личностным ростом человека.
  2. Условия для личностного роста.
  3. Поэтапный план личностного роста.
  4. Эффективные методики личностного роста.
  5. Тренинги по личностному росту и саморазвитию.
  6. 8 главных ошибок на пути к личностному росту.
  7. Лучшие книги по саморазвитию и личностному росту.


Многие из нас часто задумываются о личностном росте. Из великого множества существующих на сегодняшний день методик саморазвития как выбрать правильную?


Прежде чем начать этот непростой путь, стоит хотя бы получить общее представление об основных понятиях и методах, используемых при саморазвитии. Если допустить ошибки, то все ваши усилия будут потрачены напрасно. Также разочарование, настигнувшее вас, может навести на мысли о том, что тренинги личностного роста – это программы, которые никогда не работали и никому не помогли получить результаты.



Что имеется в виду под личностным ростом человека


Кто на пути к своим целям добивался успеха, не желал останавливаться на достигнутом, не хотел прозябать в состоянии болота, тому наверняка знакомо понятие личностный рост. Без этого процесса жизнь человека похожа на бесцельное существование.


В каждом из нас с самого рождения заложен огромный потенциал для совершенствования своих навыков и умений. Мы самостоятельно выбираем тот путь, по которому пойдем по жизни. Процесс личностного роста возможно запустить лишь тогда, когда у человека появляется непреодолимое желание к развитию, самосовершенствованию. На это можно потратить огромное количество усилий и труда. Это длительный и достаточно трудоемкий процесс улучшения самого себя, превращения в индивидуальную, сильную личность со своими особенностями и уникальными чертами характера. Этот процесс несёт в себе не только личную, но и социальную выгоду.


Личностный рост человека


Человек выбирает этот путь для того, чтобы достигать высоких результатов в своем деле, утвердиться в социальной сфере и громко заявить о себе в обществе. Он получает как духовное, так и личностное развитие, а также обретает признание в обществе.


Врезка мета


Врезка мета


В нашем подсознании существует некий образ своего “Я”, к которому мы идем на протяжении всей жизни. Это тот идеал, которым мы хотим быть, отождествляя себя с кумирами, а также исходя из собственных представлений о понятиях «хорошо» и «плохо».



Мы в течение всей жизни создаем себя как скульпторы, встраивая новые полезные привычки, которые помогут нам быстрее дойти до поставленной цели. Это является самым точным показателем личностного роста.


К основным признакам развития личности В.Л. Леви, известный российский психолог, относит следующие:

  • увеличение количества личных интересов, хобби;
  • укрепление жизненных позиций и взглядов;
  • возникновение более глубокого понимания поступков других людей;
  • осознание своих потребностей, желаний;
  • обретение внутренней свободы, раскрепощение мыслей;
  • принятие полной ответственности за свои действия;
  • отстаивание собственного мнения и интересов;
  • безусловное принятие себя, как уникальной личности;
  • неизбежная работа над собственными недостатками;
  • поиск и постоянное развитие внутренних талантов.


Если вы с уверенностью скажете, что один из перечисленных признаков присутствует в вашей жизни, то вы выбрали верный путь к личностному росту и саморазвитию. Следуя по нему, не стоит прерываться на половине пути, ведь впереди вас всегда ждет множество интересной работы.

Условия для личностного роста

  1. Самопознание


    Даже древние греки не сомневались в том, что самопознание крайне важно. В Дельфах на стенах храма Аполлона до сих пор сохранилась старая надпись: “Познай самого себя”. Для собственного развития очень важно знать личностные качества, сильные и слабые стороны, уникальные особенности характера, то, что доставляет нам счастье или навеивает грусть, то, к чему мы стремимся на самом деле. Самопознание


    Также нужно изучить, насколько сильна наша эмоциональная реакция на разные события, которые с нами происходят. Для укрепления своих слабых сторон нужно самопознание. Как это работает? Стоит наблюдать за своими эмоциями, анализировать их источники и причины. Нужно понимать, что доставляет вам удовольствие, а что наоборот заставляет плакать и переживать. Одна из полезных техник, способствующая личностному росту и саморазвитию – регулярное ведение собственного дневника, в котором вы записываете об изменениях вашего настроения. Это помогает держать свои чувства и эмоции под контролем.

  2. Осознание ответственности за свою жизнь


    Очень часто, когда в нашей жизни что-то идет не по тому сценарию, который мы нарисовали в своей голове, мы начинаем обвинять кого-то другого, жаловаться и становиться жертвой. Придерживаться такой позиции всегда более выгодно, ведь к жертве все стараются проявить максимум сочувствия. В данном случае стоит применять следующую стратегию личностного роста – ни в коем случае не винить в том, что с вами происходит, других людей. Всегда вы и только вы отвечаете за свою жизнь и в каждой ситуации последнее слово будет всегда за вами. Даже если кто-то причастен к происходящим событиям, вы не получите желаемого развития до тех пор, пока не научитесь брать ответственность за свою жизнь.

  3. Выход из зоны комфорта


    Та часть жизненного пространства, в которой вы чувствуете себя в безопасности, называется зоной комфорта. В ней минимальный уровень риска, а род деятельности максимально привычен и неизменен. Именно по этой причине выход из зоны комфорта считается достаточно сложным. Но до тех пор, пока вы не попытаетесь это сделать, вы препятствуете саморазвитию и личностному росту.


    Не думайте, что, находясь в зоне комфорта, вы совершаете что-то плохое. В этом состоянии вы максимально расслаблены и ресурсны, уверены в себе и легко можете восполнить запас жизненных сил и энергии. Но для полноценной жизни вам просто необходимо покидать эту зону.


    Как именно это сделать? Совершать то, что больше всего вызывает у вас страх, важно для саморазвития. Это почти всегда риск и испытание самого себя как личности. Это крайне сложно, если в течение всей жизни кто-то за вас все продумывал и принимал решения.


    Ведь если посмотреть на биографии известных людей, то мы увидим, что почти в большинстве случаев, какая-то нестандартная ситуация стала своеобразным ускорителем прогресса этого человека в плане его развития и совершенствования. Выход из зоны комфорта


    Чем мы юнее, тем нам легче пробовать что-то новое. Мы не боимся выйти за рамки нашей зоны комфорта и рвануть вперед. С возрастом же мы как будто сами себе запрещаем развиваться дальше, привыкая к жизненной рутине. Когда мы молоды, то любое решение, кардинально меняющее нашу жизнь, мы принимаем за считанные минуты: с легкостью переезжаем в другой город, женимся или выходим за муж за человека, которого знаем несколько недель, увольняемся с работы просто потому, что захотелось поехать в отпуск. Человек в осознанном возрасте вряд ли совершит что-то подобное. Скорее это будет исключением из правил.


    Стратегия личностного роста подразумевает то, что вы начинаете выполнять привычные дела по-другому, добавляете по чуть-чуть изменения в свою жизнь. Даже если дорога от дома до работы у вас не менялась в течение последнего десятилетия, попробуйте уже сегодня пройти по другому маршруту.


    Часто мы даже не пытаемся предпринять попытки для того, чтобы попробовать что-то сделать. Мы сами себя останавливаем, говоря: «У меня не получится», «Это может стать провалом» и т.д. В действительности самым большим провалом и ошибкой будет то, что вы так и не попробуете сделать шаг навстречу переменам. Вы сами себя загоняете в определенные рамки. Рискните, отбросьте страхи и включите логику: «От чего оберегает меня подсознание? Почему у меня это не получится? Что мне это даст?»

  4. Наведение порядка в привычках


    Часто мы имеем те привычки, которые сильно тормозят наш личностный рост. Для этого стоит провести полный самоанализ и выяснить, какие из них являются положительными и помогут нам достичь цели, а которые наносят нам вред. Все привычки формируются не за один день, а в течение длительного времени, поэтому и изменить их мгновенно не получится. Для этого стоит постараться. Кроме недостаточной силы воли существует множество внешних и внутренних факторов, препятствующих этому. Если тема развития своей силы воли вызывает у вас неподдельный интерес, то об этом вы сможете прочитать ниже.

  5. Составление плана действий


    Для того чтобы достичь личностного роста, не достаточно лишь поставить одну цель и продолжать мечтать о ее исполнении, не предпринимая при этом никаких действий. Проведение детального анализа своих целей и составление подробного поэтапного плана по их реализации – полезная техника саморазвития, приводящая, как правило. к нужному результату.


Все начинается с внутренних изменений. Видео от Бизнес Молодости:

Поэтапный план личностного роста


При написании алгоритма действий во время процесса самосовершенствования нужно учитывать многие факторы: характер человека, его личностные особенности и способность к обучению, так как каждый из нас уникален.


Ниже, в качестве общих шаблонов, приведены этапы личностного развития, которые нужно всего лишь адаптировать под себя, и они будут также эффективны.


Поэтапный план личностного роста


Перечислим эти этапы: самоанализ, выбор приоритетов, эмоциональное и ментальное очищение, самопрограммирование, наработка необходимых внутренних качеств.

  • Выбор приоритетов


    Каждый человек нуждается в правильном выборе и расстановке приоритетов, на которые он будет ориентироваться по жизни. Мы определяем то, к чему стремимся, что стоит добавить в нашу жизнь, а от чего наоборот избавиться.

  • Ментальное очищение


    На следующем этапе человек очищается на эмоциональном и ментальном уровнях – это способствует повышению личностного потенциала. В этот момент происходит обновление внутренних индивидуальных программ человека, идентификация разрушающих и деструктивных.

  • Самопрограммирование


    Мы запускаем программы, которые помогут нам совершенствоваться, а не деградировать. Нам стоит самостоятельно ответить на вопрос: с чего же начать личностный рост?


    Во время реализации следующего этапа формируются определенные жизненные принципы и привычки. Происходит внедрение выбранной модели поведения в повседневную жизнь. Таким образом человек обретает уверенность в своих силах.

  • Наработка необходимых внутренних качеств


    Завершающим этапом будет использование встроенных внутренних качеств в процессе личностного роста человека.


    Стоит учитывать, что во время реализации этих этапов нужно все рекомендации адаптировать под самого себя. Так вы будете четко знать, с чего именно начать процесс саморазвития и как его продолжать, развивая полезные привычки. Также нужно исходить из поставленных целей: кто-то желает самоутвердиться в социуме, а кто-то стремится взлететь по карьерной лестнице.


    Здесь нужно помнить о главном: во время личностного роста не стоит зацикливаться на процессе приобретения знаний и навыков, из-за чего вы рискуете отклониться от основной цели, ради которой и затевался весь этот круговорот событий. Наработка необходимых внутренних качеств


    Если это все же произойдет, то вам нужно будет вернуться в самое начало пути, к истокам. Метод глубокого самоанализа поможет определить тот этап, на котором вы допустили ошибку и сбились с выбранного курса.

Эффективные методики личностного роста


Существует огромное количество известных методик, позволяющих стимулировать личностный рост человека. Суть большинства из них состоит в том, чтобы работать над укреплением своих слабых сторон. Основными целями данных методик являются развитие способности брать ответственность за свою жизнь, уверенности в своих силах, убеждения о необходимости самосовершенствования, возможности реализации своей жизни по собственному сценарию.


Скорость освоения методик напрямую зависит от способности человека воспринимать новые знания, четкого следования рекомендациям.


Самая доступная на сегодняшний день методика самопознания и личностного развития – это изучение специализированной литературы. Главным недостатком ее считается отсутствие возможности получить, когда это крайне необходимо, оперативную обратную связь, другие ценные советы, рекомендации и поддержку профессионалов.


Не менее доступной по праву считается методика просмотра обучающих видеоуроков. Эффективность ее крайне низка, так как информация при передаче подвергается искажению. Это может происходить из-за низкой компетентности источника.


Гораздо выше уровень эффективности таких методик как посещение обучающих курсов, тренингов, семинаров, сессий. В случае, если лицо, проводящее обучение, обладает достаточно высоким уровнем компетентности в этой области знаний, то он может давать информацию с учетом индивидуальных особенностей каждого участника. В противном случае адресная работа с каждым участником не проводится, что является минусом данной методики.


Самой высокой степенью эффективности обладают индивидуальные занятия с тренером личностного роста. Явным недостатком такого метода может стать лишь его высокая стоимость. Взаимодействие с тренером тет-а-тет позволяет вовремя провести необходимые корректировки, учесть все индивидуальные особенности человека, направить 100 % внимания тренера на участника обучения, оперативно отвечать на возникающие вопросы, давать рекомендации.


В качестве психологической техники применяется метод визуализации, который представляет собой преподнесение информации с помощью зрительных образов.


Эффективные методики личностного роста


В течение всей жизни наше подсознание хранит в себе визуальные образы того, что с нами происходило. При этом часть из них находятся в инертном состоянии. Но для решения какой-либо задачи мы может извлечь эту информацию из глубин нашего мозга и применить. Такое происходит в том случае, когда с помощью сознания мы не можем найти решений проблемы.


Основная часть всех существующих методик по трансформации личности основана на использовании аффирмаций, визуализации и постановке целей. Аффирмация – это короткая фраза (словосочетание), содержащая в себе положительное утверждение. Другими словами, это короткое предложение, улучшающее эмоциональное поле человека с помощью своей смысловой нагрузки, что в последствии приводит к прогрессу реальной жизни личности.


При многократном повторе аффирмаций у человека происходит замена старых установок, содержащихся в его подсознании, на новые, более позитивные.


Есть некоторые правила, которые нужно соблюдать при составлении аффирмаций, чтобы они были максимально действенными:

  • смысл, заложенный во фразу, должен быть однозначный;
  • слова и эмоции, которые испытывает человек во время их произношения, должны быть положительными;
  • установка должна быть максимально конкретной, четко определять потребности;
  • все аффирмации должны быть направлены исключительно на активацию жизненной позиции.


Необходимыми составляющими самосовершенствования являются выработка индивидуальной модели личностного роста и проведение различных экспериментов с уже существующими методиками и техниками. Это объясняется тем, что существующие методики чаще всего эффективны на начальных этапах процесса самопознания.

Тренинги по личностному росту и саморазвитию


Все тренинги по личностному росту, в первую очередь, направлены на положительную трансформацию их участников. После их прохождения человек ощущает большую уверенность, обретает спокойствие, чувствует себя более счастливым вне зависимости от внешних обстоятельств. Так происходит из-за того, что во время тренингов человек программируется на успех во всех сферах жизни.


Тренинги по личностному росту


Тренинги бывают двух видов: способствующие активному и пассивному (естественному) личностному росту.


Тренинги, направленные на пассивный (естественный) личностный рост


Этот вид тренингов призван укрепить потенциал личности, снять накопившиеся блоки, ограничивающие убеждения, мешающие дальнейшему развитию личности. Человек как будто заново проживает все негативные ситуации, которые с ним когда-то происходили. Это помогает ему сбросить накопившийся груз отрицательных эмоций, который мешает дальнейшему движению. Естественный (пассивный) рост личности обуславливается лишь его глубинными программами. Ведущий тренинга в данном случае должен всего лишь создать благоприятные условия, которые спровоцируют рост личности.


Такие обучающие мероприятия направлены на работу не только с прошлым, но и с настоящим. Они помогают человеку правильно выходить из случившихся сложных жизненных ситуаций и учат проще относиться к подобным событиям в будущем.


Трансформационные тренинги по праву считаются лучшими в данном виде. Их главная направленность – это проработка глубинных убеждений и ценностей, механизмы компенсаторной и психологической защиты и др. После посещения такого тренинга вы можете заметить положительные изменения: освобождение от старых негативных убеждений, расширение мировоззрения, появление чувства озарения. В результате перед вами могут открыться новые возможности для дальнейшего саморазвития.


Тренинги, направленные на активный личностный рост


На таких тренингах происходит трансформация личности на уровне самоидентификации. Здесь дается направленность на получение знаний и прокачку определенных навыков. Обучение по развитию лидерских способностей, повышению профессиональной эффективности, отработке навыков правильной постановки целей – все это нацелено на активный личностный рост.


Врезка мета


Врезка мета


Любые тренинги способствуют стимуляции мыслительного процесса. Они могут проводиться как офлайн, так и онлайн. Как правило, участвуя в живую в подобном обучении, человек получает больший заряд энергии и сильнейший импульс к совершению дальнейших действий, так как получает энергию не только тренера, но и других слушателей. После обучения человек начинает задумываться о смысле жизни, о своих жизненных целях, ценностях.


Тренинги, направленные на активный личностный рост


В любом из тренингов применяются комплексы упражнений, ориентированных на развитие личностного роста. Вот примеры некоторых из них:

  • упражнение «я в будущем» – человек рисует себя в будущем и защищает полученную картину перед другими участниками;
  • упражнение «шприц» помогает человеку выработать иммунитет, защиту к любому психологическому воздействию из вне;
  • упражнение «табу» помогает участникам выявить и понять, как проявляется у них отношение к различного рода ограничениям и запретам;
  • упражнение «самопрезентация» запускает механизмы приспособления, также происходит проработка эмоций;
  • упражнение «пессимист, оптимист, шут» формирует единое отношение человека к происходящим проблемным ситуациям, позволяет приобретать опыт разбора сложных ситуаций с различных сторон;
  • упражнение «на какой я ступеньке?» помогает участникам обрести адекватную самооценку;
  • упражнение «комиссионный магазин» дает навыки самопонимания, самоанализа, самокритичности.


Все тренинги личностного роста направлены исключительно на повышение потенциала человека, на выявление самых ключевых его качеств и характеристик, которые помогут в дальнейшем достичь успеха во всех сферах жизни. После прохождения таковых человек приобретает способность по-другому смотреть на обычные вещи, ситуации, у него меняются стереотипы, которые ранее тормозили его развитие.


Зачастую в России эффективность многих тренингов вызывает сомнение у людей, так как они являются новшеством. Это происходит по причине того, что многим из нас бывает непросто поверить в обещания, данные кем-то со стороны, пока мы не увидим результат собственными глазами.


Обычная лень является одной из основных проблем обучающих мероприятий. Тренер может сколько угодно пытаться вложить новые знания и мотивацию в голову слушателя, но пока не начнется упорная самостоятельная работа, результата не будет, а соответственно и цель не будет достигнута.


Критика тренинговых программ


Отсюда идет и критика всех тренинговых программ. Также ошибкой многих является то, что они ждут моментального результата, но не хотят прилагать даже малейшие усилия. В этом случае тоже чуда не произойдет. Положительный эффект тренингов личностного роста, как и любого дела, наступает только в случае приложения немалых собственных усилий.

8 главных ошибок на пути к личностному росту

  1. Отсутствует четко сформулированная цель. Казалось бы, что тут сложного? Придумал цель и приступил к ее реализации. Но не все так просто. Большинство людей вообще редко превращают свои желания в конкретные планы и так и не приступают к действиям по их достижению. Многие используют обтекаемые фразы в формулировках, которые даже понять бывает достаточно сложно, а уж тем более выполнить. Кроме ответа на вопрос «Что?» вы также должны ответить на вопрос «Зачем мне это?». Ведь зарабатывать миллион долларов – это просто нечетко сформулированное желание, а не конкретная цель.
  2. Возникающие сомнения. Когда вы начинаете решать какую-то задачу или только думаете приступить к ее реализации, мозг начинает слать определённые сигналы. Они называются неуверенностью и выражаются в вопросах: «Смогу ли я?» «Достаточно ли я готов к этому?», «Вдруг что-то пойдет не так?» и др. Это конечно же будет мешать достижению целей. Но, как не странно, это звучит, но именно сомнения и неуверенность помогают нам расти и развиваться. Многие известные личности совершили прорыв именно благодаря своим страхам.
  3. Нет планирования. После того, как цель определена, составьте детальный план по ее достижению. Пропишите поэтапно все действия, которые вы будете совершать на пути к цели. Далее смело приступайте к их выполнению. Очень важно осуществлять постоянное движение. Пусть ваши шаги будут небольшими, но ежедневными.
  4. Отсутствие настойчивости. Никто не говорит, что при достижении цели все будет получаться с первого раза. Но ведь успешный человек тем и отличается от неудачника, что не останавливается на достигнутом даже при отсутствии результата или провальной попытке. Пробуйте несколько раз, до тех пор, пока у вас не начнет получаться. Ведь любая известная личность, кто сейчас является мастером своего дела, тоже когда-то начинал и, наверняка, проходил все этапы личностного роста. Скорее всего, он тоже набил себе не одну шишку на пути к успеху, но не испугался этого и не свернул с намеченного пути.
  5. Постоянно прислушиваетесь к мнению других людей. Многие часто совершают такую ошибку. Бывает, что советчик транслирует вам свою точку зрения, личный опыт, который не имеет к вам никакого отношения. Если он потерпел неудачу, то это совсем не значит, что так будет и у вас. Многие, выслушивая советы других, начинают терять свою истинную цель, принимая чужие советы за свое мнение. Это не означает, что все слова, которые вам говорят, стоит пропускать мимо. Если близкий человек высказывает конструктивную критику, то это только пойдет вам на пользу. Отсутствие наставника
  6. Отсутствие наставника. Конечно, многие справляются и без него. Но если вы впервые начали свой путь к цели, то достаточно сложно будет преодолеть некоторые преграды. К тому же вы можете затратить гораздо больше времени, идя в одиночку. Для этой ответственной миссии выбирайте не первого встречного с улицы, а человека, к мнению которого вы будете прислушиваться, кто является для вас экспертом. Наставник на протяжении всего пути должен поддерживать советами, рекомендациями и мотивацией. Если для вас наилучшим толчком к действию стала книга или биография известной личности, то смело выбирайте их в качестве наставника.
  7. Негативное окружение. Всем известно, что наше окружение сильно влияет на достижение успеха. Если вы обычно общаетесь с лентяями и бесцельными людьми, то вряд ли быстро придете к желаемым целям. Постарайтесь отыскать успешных, целеустремленных личностей и заведите с ними общение. Они будут не только подавать вам пример, но и стимулировать к действиям.
  8. Недостаток обучения или его полное отсутствие. Запомните, что без обучения невозможно достичь саморазвития и самосовершенствования. Новые знания неизбежно приведут вас к успеху, личностному и профессиональному росту. Спектр возможностей напрямую зависит от количества полученных знаний.


Когда ТЯЖЕЛО, тогда происходят ИЗМЕНЕНИЯ в жизни! Видео от Бизнес Молодости:

Лучшие книги по саморазвитию и личностному росту


Если в вашей жизни наступил момент, когда опустились руки, пропало стремление двигаться дальше, для достижения поставленных целей нужен стимул из вне, то хорошая книга по личностному росту – именно то, что сможет вам помочь. Авторы таких книг, как правило, отлично знают как поступать в подобных жизненных ситуациях. Они подскажут на собственном примере, как дойти до вершин по карьерной лестнице, построить гармоничные отношения со своей второй половинкой, реализоваться в профессии и т.д. Такие книги дают ценные знания в области саморазвития. Часто они выглядят как настоящие учебные пособия с таблицами и схемами. Их можно найти в огромном ассортименте.


Вот наиболее ценные и полезные из них по данной теме.

  1. Автор Брайан Трейси: «Выйди из зоны комфорта. Измени свою жизнь» Выйди из зоны комфорта. Измени свою жизнь


    В этой книге автором описывается поразительная история – один мальчик из небогатой семьи к своему 25-летию стал вице-президентом крупнейшей торговой компании. Сейчас он является обладателем собственного онлайн-университета, ежегодно ведет консультации и помогает более 350 предприятиям по всему миру. Эта книга заслуженно признана бестселлером. В ней Брайан Трейси приводит 21 совет, который можно брать и применять в своей жизни. Автор помогает каждому читателю найти в себе скрытый потенциал и учит правильно его использовать.


    Большое внимание Б. Трейси также уделил вопросам тайм-менеджмента. По его мнению, если с умом подходить к вопросу планирования времени и распределять дела в течения дня, то можно добиться максимальной отдачи и получить блестящие результаты. На каждой странице книги вы найдете для себя полезные советы и идеи.

  2. Автор Андрей Курпатов: «Красная таблетка. Посмотри правде в глаза!» Красная таблетка. Посмотри правде в глаза!


    Эта книга написана отечественным автором – практикующим врачом-психотерапевтом, телеведущим Андреем Владимировичем Курпатовым – и основана на результатах глубокого научного исследования в области нейробиологии. В ней рассказывается о возможностях человеческого мозга, его правильной стимуляции. Автор помогает осознать нам истинные цели и найти способы их достижения. Прочитав эту книгу, человек может избавиться от домыслов о смысле жизни и предназначении, навязанных ему обществом.


    Приведенная Курпатовым А. информация, помогает изменить сознание, ответить на вопросы, мучавшие читателя всю жизнь. Один из таких: почему человек способен сделать для других больше, чем они для него и др. Автором применены важнейшие знания в разных областях науки. На каждой странице содержится много полезной информации, интересных научных фактов, описанных доступным языком.

  3. Автор Игорь Манн: «Номер 1. Как стать лучшим в том, что ты делаешь» Номер 1. Как стать лучшим в том, что ты делаешь


    Игорь Манн – уникальная личность. Он умеет мотивировать читателя к совершению реальных действий. В книге он составляет подробный план достижения определенных целей с помощью заполнения таблиц по развитию навыков и способностей, прокачке сильных и слабых сторон, становлению имиджа и др. Книга удобна еще и тем, что одновременно является рабочей тетрадью, в которой читатель может сразу фиксировать ключевые моменты.


    Если у вас имеются конкретные цели и задачи, тогда «Номер 1» обязательна к прочтению. Она помогает сделать первые шаги к вершинам успеха уже сегодня. На своем примере И. Манн показывает, как круто может измениться жизнь любого человека.

  4. Автор Дейл Карнеги: «Как перестать беспокоиться и начать жить» Как перестать беспокоиться и начать жить


    Дейл Карнеги – автор с мировой популярностью, который способен перевернуть ваше сознание с ног на голову. Прочитав книгу, вы сможете сделать вашу жизнь более яркой и продуктивной. Почти 6 миллионов человек уже последовали советам автора и круто изменили свое мышление, а затем и жизнь к лучшему. Все правила, приведенные автором в книге, очень легко можно применять на практике. Вы перестанете беспокоиться по пустякам и начнете легко преодолевать любые препятствия на пути к своим целям.


    После прочтения этой книги по саморазвитию вы избавитесь от ограничивающих мыслей, начнете получать удовольствие даже от самых обычных ситуаций, потому что именно положительные эмоции от самого жизненного процесса позволяют нам проявлять инициативу, необходимую на всех этапах личностного роста.

  5. Автор Наполеон Хилл: «Думай и богатей» Думай и богатей


    Эта книга была написана более 70 лет назад. За это время она помогла миллионам людей стать не только гораздо счастливее и успешнее, но еще и более богаче. Автор, основываясь на своем личном опыте, предлагает каждому читателю применять предлагаемые им идеи в своей повседневной жизни. Книга написана очень легким и доступным языком, так что будет понятна любому читателю. Основная мысль: сознание человека — основа нашей объективной реальности. С его помощью, направляя его в нужную сторону, мы способны изменить свою жизнь. Мысль первична.

  6. Автор Стив Павлина: «Личностный рост для умных людей» Личностный рост для умных людей


    Автор книги Стив Павлина является одним из самых известных экспертов в области личностного роста как в США, так и в России. На протяжении долгого времени он изучал информацию о саморазвитии человека и сделал вывод, что на сегодняшний день до сих пор не выведено действительно эффективного подхода. Есть немало методов по духовному развитию человека, но все они противоречат друг другу. С. Павлин при попытках внедрить все эти идеи в жизнь, получил лишь сумбурное смешение взглядов, которое не давало нужного результата. Тогда он вплотную стал заниматься изучением этой проблемы. В итоге он вывел единую схему и создал свой универсальный метод. Он базируется на определении своих истинных характеристик, основанных на убеждениях, в таких сферах как духовность, семья, карьера, здоровье, взаимоотношения. Далее автор предлагает совершить ряд простых упражнений, которые помогут изменить не только убеждения, но и данную аспект жизни к лучшему.

  7. АвторРичард Брэнсон: «К черту все! Берись и делай!» К черту все! Берись и делай!


    Автор этой книги – невероятно интересная и смелая личность. Он основал крупнейшую корпорацию, в которую входят более 400 компаний – Virgin. На страницах книги Ричард Брэнсон передал свой личный опыт и впечатления, полученные им от самых различных жизненных ситуаций. Он предлагает ряд правил, каждое из которых перекликается с основным призывом книги «Берись и делай!». Автор убежден, что если вы не получаете настоящий кайф от самого процесса, то лучше не тратьте на совершение данного дела драгоценные часы, дни, а иногда и годы. Если же во время выполнения задачи вы испытываете истинное наслаждение, тогда успех в ее достижении вам гарантирован.


    Нестандартный подход к жизни, креативное мышление автора, яркие примеры из жизни – все это может вдохновить каждого из читателей на смелые и решительные действия. Книга помогает поверить в безграничность наших возможностей.


Ты управляешь мозгом, а не мозг управляет тобой! Видео от Бизнес Молодости:


Подведем итог. В этой статье вы узнали, что же такое личностный рост, познакомились с основными его методиками, этапами и инструментами, определили для себя все плюсы тренингов по саморазвитию, а также узнали, что на этом непростом пути к успеху не все будет так легко и просто. Только вам решать, пойдете вы в одиночку или с наставником. Будьте аккуратны с чужим мнением и не воспринимайте его слишком близко к сердцу. Помните, что только вы являетесь вершителем своей судьбы. Закончить хотелось бы фразой самого известного в мире коуча в сфере личностного роста Энтони Роббинса: «Живите со страстью!».


Вам подарок


Вам подарок

Личностный рост — Википедия

«Личностный рост» — понятие психологии.

Изначально было сформулировано в рамках гуманистической концепции К. Роджерса и А. Маслоу[1][неавторитетный источник?], однако в настоящее время широко используется и другими психологическими направлениями. Представление о личностном росте основывается на позитивном видении изначальной природы человека и возможности развития внутреннего потенциала. Однако далеко не все современные психологические концепции исходят из наличия у человека доброй, конструктивной и саморазвивающейся сущности, и по представлению о сущностной природе и потенциале человека эти концепции достаточно чётко разделяются на четыре группы:

Природа человекаСмысл воспитанияОсновные представители
Безусловно позитивнаяПомощь в актуализацииКонцепции К. Роджерса, А. Маслоу
Условно позитивнаяПомощь в выбореЭкзистенциальный подход В. Франкла, Дж. Бюджентала
НейтральнаяФормирование, коррекцияБихевиоризм, большинство подходов в советской психологии
ПовреждённаяИсправление, компенсацияКлассический фрейдизм, представители ортодоксальной православной психологии

К группе «доверяющих» (оптимистов) с самой радикальной точкой зрения, утверждающей безусловно-позитивную, добрую и конструктивную сущность человека, заложенную в виде потенциала, который раскрывается при соответствующих условиях, относятся представители школы К. Роджерса и А. Маслоу[2]. В данном подходе личностный рост естественен[3], хотя может быть заторможен в случае негативного окружения и поддержан окружением позитивным[4].

Экзистенциальный подход В. Франкла и Дж. Бюджентала придерживается более осторожного взгляда на человека, который исходит из того, что изначально человек не обладает сущностью, но обретает её в результате самосозидания, причём позитивная актуализация не гарантирована, но является результатом собственного свободного и ответственного выбора человека.

Достаточно распространена позиция (бихевиоризм и большинство подходов в советской психологии), согласно которой у человека природной сущности нет, он изначально представляет собой нейтральный объект формирующих внешних влияний, от которых и зависит обретаемая человеком «сущность». В данном подходе о личностном росте в точном смысле говорить затруднительно, можно говорить скорее о возможности личностного развития.

Согласно взглядам христианской антропологии природа человеческого естества после грехопадения Адама находится в извращенном состоянии, а его «самость» есть не личностный потенциал, но преграда между человеком и Богом, а также и между людьми[5]. Христианский идеал человека простого, смиренного и целомудренного бесконечно далек от гуманистического идеала успешно адаптирующейся в этом мире самореализующейся, самодостаточной личности, наслаждающейся актуальным моментом, верящей в «могущество человеческих возможностей». По православному учению, человеческая душа не только стремится к высшему, но и подвержена наклонности ко греху, которая лежит не на периферии духовной жизни, но поражает самую её глубину, извращая все движения духа[6].

В НЛП понятие «личностный рост» не используется, поскольку этот подход только моделирует успешные технологии и принципиально отказывается решать вопросы «что в природе человека есть на самом деле».

Понятие личностного роста в тренинговой практике[править | править код]

В современной тренинговой практике понятие «личностный рост» связано в первую очередь с тренингами личностного роста и имеет свои особенности.

Г. А. Спижевой говорит о том, что личностный рост есть совокупность таких составляющих, как «Я-Я — отношения» (отношения с самим собой, внутренняя гармония), «Отношения Я — Другие» (отношения с окружающим миром) и самореализация. Развитие этих составляющих, по мнению Спижевого, и есть личностный рост.[7]

Определение формулируется в прикладном ключе, согласно которому личностный рост — это качественные изменения личностного потенциала, успешно решающие жизненные задачи и открывающие богатую жизненную перспективу. В. Леви, в частности, писал об этом так:

Что такое личностный рост?

Если у человека становится больше:

  • интересов, а с тем и стимулов жить — смыслового наполнения жизни,
  • возможности анализировать — отличать одно от другого,
  • возможности синтезировать — видеть связи событий и явлений,
  • понимания людей (себя в том числе), а с тем и возможности прощать,
  • внутренней свободы и независимости,
  • ответственности, взятой на себя добровольно,
  • любви к миру и людям (к себе в том числе),

то это и значит, что человек растёт личностно.

Синонимы: душевно, духовно.

(В. Леви из книги «Куда жить. Человек в цепях свободы.»)

Понятие «личностный рост» часто используется в рекламных целях для завлечения в группы и организации с сомнительным с точки зрения научной психологии статусом, иногда причисляемые к психокультам («Синтон»[8][9][10], «Симорон», «Лайфспринг»), в группы Нью Эйдж (ДЭИР, Трансерфинг реальности) и в новые религиозные движения (саентология).

  1. ↑ o psychology: Общие положения гуманистических теорий К. Роджерса и А. Маслоу (неопр.). o-psychology.blogspot.ru. Дата обращения 16 июня 2016.
  2. ↑ Тиллих, К. Роджерс: диалог // Моск. психотерапевтич. журн. 1994. № 2. с. 136.
  3. ↑ Лэндрет Г., 1994, с. 63 «это внутренняя тенденция, она не мотивируется извне, и научить этому невозможно»
  4. ↑ Братченко С. Л., Миронова М. Р. Личностный рост и его критерии
  5. ↑ В. X. Манёров. Самореализация личности: взгляд с позиций христианской психологии
  6. ↑ М. Ю. Медведев. Православное учение о личности и его некоторые прикладные аспекты
  7. Спижевой Г. А. Личностный рост. — Диля, 2015. — 160 с. — ISBN 978-5-4236-0285-7.
  8. ↑ Журнал практического психолога, 2002, № 6 Специальный выпуск: Практическая психология per se
  9. ↑ Мифы и тупики поп-психологии/С. С. Степанов. — Дубна.: Феникс+, 2006. — 232 с.
  10. Сергей Степанов. Личностный рост: издержки цивилизации // Школьный психолог : Газета. — 2001. — № 30.
  • Карен Хорни. Невроз и личностный рост. Борьба за самоосуществление = Neurosis and Human Growth: The Struggle Toward Self-Realization. — 1950. — ISBN 0-393-00135-0.

Личностный рост и развитие. Технологии личностного роста

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 4
2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЫБОР ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 8
3. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22

Введение
Вопрос формирования и развития личности слишком велик и неоднозначен и рассматривается приверженцами разных концепций с разных сторон. Так, например, биогенетическая ориентация исследования развития человека ведет изучение в основном фенотипических особенностей созревания организма. Социогенетическая ориентация — разрабатывает представления о развитии «социального индивида» или «личности» в понимании Б.Г.Ананьева. Персонологическая ориентация приводит к анализу преимущественно формирования самосознания личности, проявлений ее индивидуальности. Но развести эти модели по разным «носителям» (организм, социальный индивид, личность) невозможно, ибо органические, социальные и психические свойства интегрируются в личности и развиваются в совокупности, оказывая влияние друг на друга.
Личность есть системное качество. С этой точки зрения исследование личности — это не исследование отдельно индивидных свойств, психических процессов и состояний человека, это исследование его места, позиции в системе общественных связей — это исследование того, что, ради чего и как использует человек свое врожденное и приобретенное. Соответственно исследование развития личности поднимает вопросы, что и как влияет на этот результат.
Целью данной работы является рассмотрение технологии личностного развития личности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 Описать этапы становления личности;
 Охарактеризовать предпосылки развития личности;
 Рассмотреть технологию личностного развития.

1. Понятие процесса становления и развития личности
Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.
Прежде чем рассматривать технологии личностного развития, необходимо уточнить понятия личности, его отличие от понятий человек, индивид.
Человек – с одной стороны существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны человек – существо общественное, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми.
Личность – это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической природной его стороны. Не всякий человек является личностью.
Индивидуальность – это личность конкретного человека как неповторимое сочетание своеобразных психических особенностей.
Индивид – человек как единица общества.
Одни ученые считают, что психика человека биологически обусловлена, что все стороны личности являются врожденными. Например: характер, способности наследуются как цвет глаз, волос.
Другие ученые считают, что каждый человек всегда находится в определенных отношениях с другими людьми. Эти общественные отношения и формируют человеческую личность, т.е. человек усваивает принятые в данном обществе правила поведения, обычаи, нравственные нормы.
Но и природные биологические особенности совершенно необходимы для психического развития человека. Необходимы человеческий мозг и нервная система, чтобы на этой основе стало возможно формирование психических особенностей человека.
Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности.
Большинство психологов полагает, что человек личностью не рождается, а становится и все теоретические подходы психологии пытаются найти технологию становления личности и ее дальнейшего развития. Однако в современной психологии нет единой технологии формирования и развития личности. Рассмотрим кратко некоторые из технологий развития личности, например:
 биогенетический подход – (С. Холл, 3. Фрейд и др.) считает основой развития личности биологические процессы созревания организма,
 социогенетический — (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.) структуру общества, способы социализации, взаимоотношения с окружающими и т.д.
 психогенетический — (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.) не отрицая ни биологических, ни социальных факторов, выдвигает на первый план развитие собственно психических явлений.
В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов и все эти совокупности факторов также необходимо учитывать в технологиях личностного развития.
Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, п

СТАТЬЯ «Личностно – развивающие технологии»

Лисина Н.Н. преподаватель профессиональных

дисциплин ГБПОУ ВЛАТТ

«Личностно – развивающие технологии»

Методика проведения интегрированного учебного занятия

Методика интегрированного урока

Процесс подготовки и проведения интегрированного урока имеет свою специфику. Он состоит из нескольких этапов.

Первый этап работы подготовительный. 

Он включает в себя следующие элементы:планирование, организация творческой группы, конструирование содержания урока, репетиции. Рассмотрим каждый элемент подробно.

Планирование урока. Во время работы над календарно-тематическим планированием необходимо определить количество интегрированных уроков, их тематику и сроки проведения. Это избавит от элемента случайности в проведении интегрированных уроков, позволит четко определить их роль и место в системе уроков, поможет планомерно вести работу по подготовке к интегрированному уроку. На этом этапе необходимо определить оптимальное количество интегрированных уроков. Критериями оптимальности являются их необходимость и достаточность для достижения поставленных образовательных целей. Цель интегрированного урока — достичь целостного представления об изучаемом (явлении, событии, процессе, которые отражаются в теме, разделе программы и т.п.). Если стоит цель сформировать целостные пропедевтические знания (вводно-обзорные) в начале изучения темы или раздела программы, то интегрированный урок проводится как вводный в тему или раздел. Если урок проводится в конце изучения раздела, то он проводится как обобщающий. Возможно, сочетание того и другого подходов одновременно, т.е. вначале дать вводно-обзорный урок, а в конце изучения темы или раздела как урок обобщения знаний по пройденному материалу. По мнению А.И. Пайгусова, последний вариант является наиболее приемлемым, так как он наиболее полно соответствует логике познавательного процесса: от общего к частному, от частного к общему.

Анализ педагогической практики показывает, что в настоящее время интегрированные уроки используются в основном как обобщающие. Это обусловлено тем, что учебный материал, как правило, изучается индуктивным методом, т.е. линейно-поступательно, шаг за шагом от частного к общему. В этом случае целостное представление об изучаемом у учащихся должно сформироваться в конце изучения материала на обобщающем уроке. Процесс усвоения программы в данном случае напоминает составление мозаики из различных цветных кусочков стекла, когда ученики соединяют расчлененные знания в единую картину. Учащиеся при таком способе, как правило, не видят взаимосвязи между уроками. А так как раздел программы представляет собой развернутую во времени картину, наполненную множеством фактов, то не каждому ученику удается сформировать в своем сознании целостный ее образ. Если на основе дедуктивного подхода использовать интегрированный урок как пропедевтический, когда материал урока укрупняется до обзора раздела программы, то это поможет преодолеть фрагментарность видения, сформирует у учащихся целостную и всестороннюю картину изучаемого, подготовит необходимую базу для более углубленного изучения на последующих уроках. При таком способе основной дидактической единицей становится не урок, а раздел программы. Отсюда логически вытекает решение проблемы определения оптимального количества интегрированных уроков. Количество разделов в программе определит количество и тематику интегрированных уроков в учебном году. Таким образом, формируется система интегрированных уроков, обусловленная логикой изучения предмета.

Данный подход соответствует диалектико-материалистическому методу познания: от общего (первичный синтез) к частному (анализ), от частного к общему (синтез). Вводно-обзорный урок создает у учащихся целостную картину изучаемого. На последующих уроках материал детально рассматривается и анализируется. На заключительных уроках по разделу программы делаются обобщения и выводы.

В процессе календарно-тематического планирования необходимо определить оптимальное количество интегрируемых предметов. Слишком большое их число может привести к следующим проблемам.

*​ перегруженности материала урока, излишней детализации и отсутствию целостности подаваемого материала;

*​ переутомлению учащихся вследствие перегруженности информацией, отсюда к потере внимания учащихся на уроке;

*​ отсутствию взаимопонимания и взаимосогласованности действий учителей в ходе урока.

На этапе планирования необходимо согласовать и скоординировать тематику уроков с учителями-партнерами по интегрированным урокам. Наиболее удачный вариант — это когда вы совместно планируете предстоящие уроки.

На первый взгляд создается впечатление, что проблем с планированием интегрированных уроков нет. Однако анализ показывает, что существующие программы имеют слабые межпредметные связи, что не способствует интеграции знаний.

Каждый предмет имеет свою логику построения содержания учебного материала, отличную от других предметов. Поэтому в настоящее время осуществить интеграцию предметов крайне трудно без нарушения логики программы.

В процессе планирования необходимо определить основания интеграции, т.е. ответить на вопрос: на основе каких знаний будет осуществляться интеграция? Например, при интеграции предметов гуманитарного и художественно-эстетического циклов интегратором(ядром интеграции) может стать история, так как логика изучения этого курса рассматривает развитие общества разносторонне (интегрировано): развитие исторических событий (собственно история), развитие политических систем (политология), развитие культуры (культурология) и т.д. Внутри этих знаний существует собственная интеграция. Так, например, темы по культуре интегрируют знания по истории науки, техники, изобразительного искусства, литературы, музыки, архитектуры и театра. Следовательно, логика формирования учебного материала истории создает условия для интеграции с другими предметами, в частности, художественно-эстетического цикла.

Организация творческой группы. Формирование команды учителей — это один из ответственейших моментов работы над уроком, так как от взаимной совместимости и слаженности работы команды зависит успех урока. Общеизвестно, что психологическая совместимость является важным фактором успеха работы любой группы людей. Поэтому важно, чтобы творческая группа создавалась с учетом взаимной совместимости. Только в атмосфере партнерства и взаимной доброжелательности может родиться хороший урок.

Конструирование содержания урока. На первом этапе урок моделируется в общих чертах, без конкретизации материала. Необходимо разработать композицию урока, определить ее основные части. Для этого члены творческой группы методом«брейнсторминга» (мозговой атаки) предлагают различные варианты урока, методы и формы работы. Из всего многообразия идей и вариантов необходимо выбрать оптимальное решение, соответствующее поставленной цели.

Следующий этап работы над содержанием урока — этап самостоятельного творчества. Каждый учитель самостоятельно подбирает материал по своему направлению. Задача состоит в том, чтобы найти по возможности исчерпывающий материал по тематике урока, выявить интересные факты, подобрать необходимые иллюстрации, музыкальные произведения и другой материал.

Затем группа приступает к созданию плана-конспекта урока. На данном этапе, рассмотрев и обсудив весь собранный материал, творческая группа производит отбор лишь самого необходимого из всего массива информации, отказавшись от всего малосущественного. Это связано с необходимостью соблюдать временные рамки урока. Главная задача этого этапа заключается в том, чтобы создать целостную ткань урока без четких границ между интегрируемыми частями.

Репетиционный этап. В ходе репетиции творческой группы учителей отрабатывается режиссура урока, оттачивается сценарий. На этом этапе определяются «роли» учителей на уроке: кто отвечает за технические средства, кто читает стихи и т.д. Необходимо продумать мизансцены: кто, где стоит, как двигается (чтобы не загородить проецируемый слайд или другого учителя), что делает и т.д. Необходимость в такой детальной проработке хода урока обусловлена особенностью работы ансамбля учителей. Учитель, работающий с классом сольно (в одиночку), находится в более комфортных условиях, чем группа учителей, так как он один управляет ходом урока. Он может вводить, когда это ему нужно, различные импровизации в ходе урока. Гораздо труднее импровизировать, когда работает ансамбль учителей. Каждая несогласованность, непродуманная импровизация может поставить напарников в тупик. Поэтому необходимо отработать все переходы от монолога к монологу, чтобы возможные импровизации текста не озадачивали партнеров. Так, например, можно четко придерживаться последней фразы монолога, чтобы партнер мог сориентироваться, когда ему начинать. Такой прием позволяет учителям свободно импровизировать. Опыт показывает, что импровизированный текст лучше воспринимается, чем заученный. Однако, мастерское исполнение заученного текста всегда лучше плохой импровизации. Все зависит от профессионализма учителя, его актерского мастерства.

Отсутствие слаженности в работе творческой группы могут привести к снижению качества урока. Необходимо избегать излишней суетности, неловкости, непродуманности в ходе урока, так как все эти «мелочи» могут в значительной мере испортить впечатление от урока.

Практика показывает, что во время репетиций необходимо проводить хронометраж урока, который поможет четко определить ход урока и уложиться в установленные временные рамки.

Все вышеизложенное относится к учителям, не имеющим большого опыта проведения интегрированных уроков. При наличии достаточного опыта от репетиций можно отказаться. Достаточно отработать общую схему урока. Чтобы урок был живым, желательно к репетициям не привлекать учеников. Если в композиции урока предусмотрены сценки с участием учащихся, то они должны быть отработаны отдельно.

Второй этап подготовки и проведения урока — исполнительский. Начало урока должно оказать на учащихся сильное эмоциональное воздействие, чтобы настроить их на его восприятие. В современной дидактике этот этап урока называется фазой вызова. Цель этого этапа — вызвать интерес обучающихся к теме урока, к его содержанию. Способы вызова интереса учащихся могут быть различные, например, описание проблемной ситуации или интересного случая.

В заключительной части урока необходимо обобщить все сказанное на уроке, подвести итог рассуждениям учеников, сформулировать четкие выводы. Как и начало урока, концовка должна произвести на учащихся сильное эмоциональное воздействие.

ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОГЕНЕТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Огнев А.С.,Лихачева Э.В.

Российский новый университет


Технология личностного развития: Технологии развития личности – Личностный рост: тактика и стратегия саморазвития

Номер: 1-4

Год: 2017

Страницы: 137-142

Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

субъектогенетический подход, технологии личностного развития, профессиональное образование, subject-genesis approach, technology for personal development, professional education

Аннотация к статье

В статье раскрывается сущность, возможности и эффективность использования технологии личностного развития (ТЛР), которая получила многократное подтверждение в целом ряде исследований отечественных и зарубежных ученых и практиков, работающих над решением задач личностного развития в системе профессионального образования

Текст научной статьи

Сегодня человеческий капитал как способность человека к созидательному труду всеми ведущими политиками страны назван главным богатством России, одним из способов преумножения которого считается развитие образования. При этом многие специалисты по развитию такого вида ресурсов сходятся во мнении, что национальным достоянием его делает не просто накопление человеком некоторой суммы знаний, а именно обретение и применение качеств зрелого субъекта жизнедеятельности [1-8, 13-18, 47, 51, 53, 56-58, 63-65]. Для операционального описания таких качеств чаще всего используются общекультурные и общепрофессиональные компетенции как ожидаемые и измеряемые результаты обучения, к которым относятся: — готовность к ответственному целеполаганию и реализации своих намерений, способностью к принятию самостоятельных мотивированных решений в нестандартных ситуациях и готовность нести ответственность за их последствия; — умение строить партнерские отношения, готовность к взаимодействию с коллегами, готовность к руководству коллективом в сфере профессиональной деятельности, умение организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения, способность к работе в команде; — способность к проектированию траектории своего профессионального развития, готовность развивать инициативу и самостоятельность, способность выпускника к самоорганизации и саморазвитию, умение выстраивать персональную жизненную стратегию. Казалось бы, что при такой мощной политико-административной поддержке и вполне понятных параметрах цели вузы без труда должны были развернуть активную работу по формированию указанных компетенций. В ряде случаев даже появилась группа дисциплин, которые часто обозначают как технологии личностного развития — ТЛР. Но единой системы по-прежнему нет. Более того, на фоне вполне справедливо сохраняемой традиционной формы сугубо предметной подготовки ТЛР все еще относят к разряду маргинальной части образовательной программы и не без оснований полагают ответственным за развитие перечисленной группы компетенций воспитательный блок образовательной работы вуза, который часто сводят исключительно к культурно-досуговым формам активности студентов. Как показал наш опыт многолетнего внедрения образовательных модулей, включающих и технологии личностного развития, только привычным для вузов консерватизмом проблема в этом случае не ограничивается. Прежде всего, разработчикам и организаторам исполнения образовательных программ не вполне ясна теоретико-методологическая основа работы по формированию указанной группы компетенций. Есть и другая группа проблем, в значительной степени связанная с традиционной системой организации всей работы отечественной системы профессионального образования. Привычная для отечественной высшей школы система трансляции знаний и сохраняющаяся практика доведения владения этими знаниями в лучшем случае до уровня умений просто мешают организовывать образовательный процесс (т.е. не только учебный, но и сопряженный с ним воспитательный!) в ориентации на выработку устойчивых навыков. Указанные проблемы не следует относить к разряду проявлений принципиальной невозможности наладить такую работу в отечественной системе профессионального образования. Более четверти века мы успешно реализуем в ряде классических, технических и гуманитарных университетов образовательную программу подготовки квалифицированных пользователей психолого-педагогическими знаниями, целью которой как раз и является развитие субъектного потенциала студентов. Теоретико-методологическим основанием для этой работы стало субъектно-деятельностное направление в изучении природы человеческой личности. В его рамках нами был сформулирован субъекто-генетический подход к организации и реализации различных видов психолого-педагогической практики [10, 21-29, 32-36, 47, 50, 51, 53, 59-62, 65], в котором учебная и воспитательная работа рассматривается как единая образовательная деятельность. В ней главной считается задача становления и развития личности студента в качестве детерминирующего начала собственной активности, организующего всю свою жизнедеятельность в ориентации на социально приемлемый персональный успех, благополучие и процветание. Успешно внедренные как составляющие ТЛР образовательные модули «Прикладная психология личности», «Технологии эффективного общения», «Жизненная навигация» предполагают сочетание аудиторных занятий с повседневной практикой, направленной на преобразование полученных знаний и умений в устойчивые навыки. При этом в качестве ключевых образовательных задач студенты овладевают приемами оценки личности как субъекта жизнедеятельности, технологиями проектирования и организации переговоров как способов разрешения межличностных конфликтов, алгоритмами планирования и оптимизации различных видов собственной жизнедеятельности [9-12, 15-19, 23, 27, 32-35, 39-44, 46-51, 53-55, 62, 65]. Инвариантной основой для всех этих разновидностей технологий личностного развития служат такие осваиваемые студентами процедуры, как: — организация — целесообразное упорядочение ими различных видов собственной жизнедеятельности; — оптимизация — наилучшее использование ресурсов в ходе решения жизненно важных задач; — регуляция — формирование и поддержание психического и физического состояния, обеспечивающего требуемый уровень результативности и наиболее подходящего для конкретной ситуации. ТЛР субъектогенетической ориентации также подразумевает освоение студентами технологий принятия решений в индивидуальном и групповом режимах работы, алгоритмов эффективного межличностного общения, приемов ролевого регулирования социального поведения, методов проектирования предстоящей деятельности. Важно отметить, что в используемых для этого образовательных модулях содержатся приемы как логического, так и интуитивного поиска решений и оценки полученных результатов [11, 12, 15-23, 40-47, 49-51, 53-55, 59-62, 65]. Связанная с прогнозированием возможного и желаемого будущего работа сочетается с различными вариантами оценки полученных результатов при построении и реализации студентами индивидуальных программ саморазвития, при создании и воплощении различных персональных проектов. Такие проекты могут выполняться в рамках учебной, научной, досуговой деятельностью студентов, их хобби, участия в волонтерском движении, работы в строительных и педагогических отрядах и т.д. [8, 10, 14-18, 47-51, 53]. Показатели успешности ТЛР с учетом их субъектогенетический ориентации подразделены нами на две группы. В группу субъективных показателей нами были включены признаки позитивного эмоционального реагирования учащихся на получаемые результаты и сопутствующие им события, увлеченность совершаемым, укрепление позитивных отношений с референтной группой, отношение к происходящему и достигнутому как к чему-то достойному, социально приемлемому и наполненному глубинным смыслом, а также общая удовлетворенность жизнью [9, 12, 15, 16, 18, 19, 23, 26-32, 35-38, 44, 47, 50-54, 59-62, 65]. В группу объективных показателей включены соответствие результатов замыслам, эффективность действий, величина и знак отклонения от нормы/эталонов благополучия (детальное описание выполняемых при этом процедур дано в работах [47, 51, 65]). Действенность описанного варианта ТЛР получила многократное подтверждение в целом ряде исследований отечественных и зарубежных ученых и практиков, работающих над решением задач личностного развития в системе профессионального образования [14, 18, 23, 28, 35, 47, 51, 59-62, 65]. Тем не менее, остается ряд принципиально важных вопросов, ответы на которые в значительной степени будут определять судьбу самой идеи включения ТЛР в отечественную систему профессиональной подготовки. Прежде всего нам предстоит определиться, готовит ли эта система натренированных исполнителей заданной извне деятельности или формирует и развивает деятелей. Вопрос этот перестает казаться риторическим, если учесть явную тенденцию считать нормой массированное информирование учащихся и стремление оценивать результаты работы системы образования исключительно по точности репродуктивного воспроизведения студентами сообщаемых им сведений. Уже имеющиеся методические разработки эффективных вариантов ТЛР найдут широкомасштабное применение только в том случае, если все без исключения звенья системы профессионального образования по-настоящему будут настроены на подготовку студентов к созидательному труду и в целом к успешной жизнедеятельности.

Современные образовательные технологии и их влияние на личностное развитие обучающихся — Администрация — Каталог статей

  Преимущества этих технологий состоят не только в усилении роли самостоятельной работы учащихся, но и в нацеленности этих технологий на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации и дифференциации учебного процесса, содействие эффективному самоконтролю и самооценке результатов обучения, умению применять полученные знания.

Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. Ученики сегодня другие, и роль учителя должна быть другой. Задача педагога – подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний, то есть формировать информационную компетенцию. Ценностью современного общества становится коммуникативная компетентность. Необходимо выработать у ученика умения продуктивного общения со сверстниками, техникой, информационным полем и так далее.

Я думаю, вы со мною согласитесь, что чаще учителя в школе пользуются традиционными технологиями. В чем же минусы?

Традиционные технологии – это технологии построенные на объяснительно-иллюстративном методе обучения. При использовании данной технологии учитель основное внимание в своей работе отводит трансляции готового учебного содержания. При подготовке к урокам педагог озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающей рассказ наглядности. При этом преподнесение учащимся информации практически всегда происходит в форме монолога учителя.

В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем, главными из них являются низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточное включение слушающих ответ школьников в общее обсуждение. Корень этих проблем лежит в процедуре, которую задает применяемая технология.

Главная задача педагога, использующего традиционные методы обучения, рассказать предусмотренный программой материал, заставить ученика его выучить и оценить степень усердия. Педагог идет в класс с готовым заданием, он пытается включить ученика в свою деятельность, подчинить своему режиму. Учащиеся же личностно в этот процесс чаще всего не включаются. Педагог продавливает информацию с помощью многократных повторений, обеспечивает внешнее принятие заданий за счет игровых форм и других приемов, стимулирует послушание и исполнительство.

Можно сделать вывод о том, что учителя за отношения сотрудничества часто принимают послушание, добросовестное выполнение учебных действий, хотя на самом деле сотрудничество- это совместная деятельность по добыванию новых знаний, доверительность и теплота в межличностных отношениях.

Традиционные объяснительно-иллюстративные технологии предписывают учителю особую роль и место в учебном процессе. У него на уроке не просто активная, а сверхдоминирующая позиция: он командир, судья, начальник, он как бы стоит на пьедестале, но при этом обременен угнетающим чувством ответственности за все, что происходит в классе. Соответственно, ученик играет пассивную роль, которая сводится к соблюдению тишины и строгому выполнению предписаний учителя

. Ещё А. Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить».

Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию современных людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, сколько мыслящими, инициативными, самостоятельными.

При традиционном варианте организации учебного процесса развитие личности, конечно же, происходит. Дети стихийно развиваются, даже если им не оказывают особого внимания и заботы. Но этот процесс можно многократно усилить, если сделать его основной целью работы учителя и разумно организовать.

Организовать обучение через желание, активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний позволяют перспективные современные технологии обучения.

Организовать обучение через желание, активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний позволяют современные технологии обучения.

Технология обучения – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленных целей. Таким образом, технология обучения – это то, что характеризует учебный процесс и является руководством для достижения поставленных целей обучения, она основана на дидактическом применении научного знания, научных подходов к организации учебного процесса и направлена на достижение высоких результатов в развитии личности учащихся.

Структурными составляющими такой системы являются цели обучения, содержание обучения, средства педагогического взаимодействия, в том числе мотивация и средства преподавания, организация учебного процесса.

Новые технологии обучения не отбрасывают преподнесение информации ученикам. Просто меняется роль информации. Она необходима не столько для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали ее в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта. Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности.

В основе деятельностного похода в обучения – личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. При данном подходе обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках. Создаются благоприятные предпосылки для повышения уровня развития личности.

Для повышения развивающей функции обучения принципиально важна деятельность ученика с изучаемым материалом. На уроках русского языка, биологии, географии, истории учащиеся по возможности трудятся самостоятельно, а педагоги умело руководят этим самостоятельным трудом, стремятся к тому, чтобы ученики не были пассивными слушателями, а активно работали: думали, рассуждали, сравнивали, доказывали, делали выводы ( коммуникативные технологии: диспуты, дискуссии). Создание, а не получение в готовом виде знаниевых интеллектуальных продуктов – цель и критерии эффективности образования.

Школа должна выступать для ребенка первой и основной моделью социального мира. Школьный опыт должен помочь ученику осваивать те законы, по которым живет взрослый мир. Поэтому сегодня мы обращаем особое внимание на деятельностный подход, на использование продуктивных методов преподавания.

Современный урок отличается тем, что включает в себя создание учениками собственного образовательного продукта. Эврестический эффект коллективных классно-урочных занятий достигается во многом благодаря сформулированным на них проблемам. Занятия становятся эффективны, если учитель грамотно организует деятельность учащихся: учащиеся сами ставят цели, планируют свою работу, обсуждают возникшую проблему, распределяют работу в рамках запланированного времени. Затем контролируют, анализируют и оценивают свою деятельность. Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность, которая начинается на уроке, продолжается в индивидуальной работе. Метод проектов используют в нашей школе учителя информатики, физики, иностранного языка, технологии.

Основная цель, которую преследуют педагоги: научить самостоятельному достижению целей, конструирование полученных знаний, умение видеть минипроблемы, которые предстоит при этом решить, сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве. Используя в обучении метод проектов педагоги добиваются того, что учащиеся проходят весь путь от постановки проблемы до представления результата деятельности.

Основным фактором личностного развития является особая форма организации педагогического процесса в виде учебно-исследовательской деятельности, которая является смежной по своему характеру с проектной. В школе организована работа научного общества, итогом которой служит ежегодная школьная научно-практическая конференция «Мы – будущее XXI века». С результатами своих работ учащиеся выступают на городской научно-практической конференции «Шаг в будущее», областной Краеведческой конференции «Отечество», областном Смотре-конкурсе письменных работ по краеведению, городском Конкурсе рефератов по краеведению «Мой Шадринск», показывая хорошие результаты.

Исследовательские работы, защита рефератов, проектов формируют и развивают жизненно важные качества личности: умение решать проблемы, договариваться, работать в группе, свободно держаться в любом обществе, учиться жить в конкурентных условиях, уметь преподнести себя. Наряду с хорошим образованием эти качества сегодня необходимы для успешной жизненной и профессиональной карьеры.

Задача педагога состоит в том, чтобы включить каждого ребенка в разные виды деятельности для обеспечения развития его личности. Правильно выбранная цель определяет отбор методов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя». Что могут означать для нас эти слова? По существу в них заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели.

Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать использование современных педагогических технологий основанных на личностно-ориентированном взаимодействии учителя с учениками. А как следствие, обеспечение комфортного психологического самочувствия обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках и во внеурочной деятельности, создание благоприятных предпосылок для всестороннего развития личности, благоприятного микроклимата в классе и школе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *