Творческая работа что это такое: Творческая работа — Википедия – Творческая работа — что это такое, определение, какая бывает

Содержание

Творческая работа — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Творческая работа — результат творческих усилий человека. Под это понятие попадают изобразительное искусство, литература, живопись, музыка, хореография и т. д.

Творческая работа подразумевает создание чего-то нового и уникального (маловероятно, что два человека создадут одно и тоже произведение). Термин упоминается в законах разных государств и широко распространён. Также часто используется в контексте авторского права[1].

Творческая работа — основополагающий элемент авторского права. Согласно Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах», автор — физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение[2]. Произведения защищаются в том случае, если в работе есть факт творчества. Однако, второе лицо вправе купить у автора работу и права на неё, после этого оно становится правообладателем, но не автором.

Республика Беларусь[править | править код]

Раздел V «Творческая деятельность» закона «О культуре в Республике Беларусь» полностью посвящён творческой работе. Статья 21 указывает: «В Республике Беларусь создаются необходимые условия для творческого развития всех видов профессионального искусства и литературы, архитектуры и дизайна, работы народных мастеров.» Статья 22 о свободе творческой деятельности гласит: «Предприятия и учреждения культуры, творческие организации и коллективы самостоятельно утверждают свои творческие планы и определяют репертуарную политику, несут ответственность за организационно-творческую деятельность, определенную в соответствии с их уставами и положениями»


[3].

Великобритания[править | править код]

В разделе 221 (2) (с) Закона о подоходном налоге (торговля и другие доходы) 2005 года выражение «творческие работы» (англ. creative works) означает литературные, драматические, музыкальные или художественные произведения, либо дизайны, создано налогоплательщиком лично или в партнерстве с одним или несколькими партнёрами[4].

Российская Федерация[править | править код]

В Законе РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» есть определение творческой деятельности. Согласно статье 3 Закона, это «создание культурных ценностей и их интерпретация». Статья 10 гласит: «Каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями». Также в статье 10 отмечается равенство профессионального и непрофессионального творческих работников в области авторского права и смежных прав[5].

Творческая работа — что это такое, определение, какая бывает

Творческая работа что это такое: Творческая работа — Википедия – Творческая работа — что это такое, определение, какая бываетСейчас творческая работа становится все более востребованной — она действительно привлекает многих людей, так как предлагает особые преимущества и имеет множество плюсов. Однако, точного определения творческой работы не существует, и поэтому многим людям интересно, какая бывает творческая работа, а также как именно можно разделить профессии и виды работы в принципе. К тому же, полезным будет ознакомиться также не только с плюсами, но и с минусами творческой работы, которые у нее имеются.


Творческая работа — что это, определение

Под творческой работой подразумевается любая профессиональная деятельность, в которой главным аспектом является именно использование творчества. И творчеством в этом контексте называется в первую очередь процесс создания чего-то нового, попытка выразить себя через имеющиеся у человека инструменты.

Конечно, в первую очередь под творческой работой подразумевается деятельность в сфере искусства. К творческим людям относят писателей, музыкантов, художников, скульпторов, архитекторов, актеров театра, кино и озвучки, а также представителей множества других профессий. Более подробно со списком творческих профессий можно ознакомиться в отдельной статье. Однако на практике, творческая работа является куда более широким термином и включает в себя не только сферы деятельности, прямо связанные с искусством.

Так, творчество в том или ином виде присуще практически  любой человеческой работе. Программисты создают новые программы и пишут код, которого до этого не существовало. Работники заводов придумывают новые инструменты и методики производства. Даже руководители регулярно используют творчество в своей деятельности, создавая новые способы мотивации персонала и управления подчиненными. Конечно, в некоторых случаях работа действительно может быть лишена какого-либо творчества, которое может даже считаться ненужным и наказываться руководством. Например, когда задача человека состоит исключительно в выполнении однообразной рутинной работы в соответствии с установленным планом и без малейших отклонений от имеющихся инструкций.

Однако современные тенденции развития общества и научно-технического прогресса однозначно свидетельствуют о том, что творческая работа становится все более доминирующей на рынке труда и услуг. Ведь в случае, когда задачи человека сводятся к простым рутинным операциям, это значит, что его теоретически можно было бы заменить каким-либо механизмом, запрограммированным на повторение подобных действий. А вот заменить человека в контексте творчества пока еще не представляется возможным даже


теоретически.

Если рассматривать способность к творческой работе в контексте профессиональных или личностных качеств сотрудника, то в современной российской сфере управления персоналом необходимо отделять это качество от креативности. Так, креативность — это умение создавать, в первую очередь, практически полезные и применимые компанией или человеком творения. Творчество же отнюдь не всегда предполагает извлечение практической пользы из его результата и часто может иметь исключительно нематериальную ценность само по себе.

Плюсы творческой работы — каковы ее преимуществам

Творческая работа, как уже было отмечено ранее, обладает множеством преимуществ. Именно они влияют на то, что люди выбирают для себя подобное направление самореализации. К однозначным плюсам творческой работы можно отнести следующие ее особенности:

  • Творческая работа что это такое: Творческая работа — Википедия – Творческая работа — что это такое, определение, какая бываетОтсутствие рутины. Творчество — это практически всегда процесс создания чего-либо нового, поиска новых решений и непосредственно решения новых вопросов. Таким образом, оно само по себе практически целиком исключает существование какой-либо рутины и всегда позволяет человеку находить новые грани в своей деятельности, не сталкиваясь с чрезмерным однообразием.
  • Самореализация. Занимаясь творческой работой человек, получает возможность поделиться исключительно своим мышлением, своими переживаниями и идеями с окружающими, создавая что-то, что выражает конкретно его умения, чувства и стремления. Это позволяет творчеству быть не только работой — множество людей занимаются творчеством преимущественно для себя, в качестве хобби или иного увлечения, даже не задумываясь об использовании его для получения дохода.


  • Признание.
    Конечно, далеко не каждый деятель искусства, не говоря уже о представителях творческих профессий, не связанных напрямую с искусством, добивается значительной известности. Однако все же в творческих профессиях намного выше вероятность добиться какого-либо признания, чем в большинстве других видов деятельности. Мало кто может вспомнить просто успешных купцов прошлого или тем более работников более «приземленных» сфер деятельности. В то же самое время, творческие люди могут оставить заметный след о себе и быть значимыми как при своей жизни, так и после нее.
  • Свобода. В рамках творческой работы человек обычно куда менее связан какими-либо ограничениями и условностями, чем за ее пределами. Творческая работа позволяет лучше планировать свое время, не следовать дотошно чужим указаниям и творить в удобном темпе и в соответствии с настроением. При этом многие современные работодатели стремятся улучшать уровень свободы у творческих работников и стимулировать их творить, а не просто сидеть на рабочем месте от звонка и до звонка.
  • Растущая востребованность. Практически все профессии будущего в том или ином виде относятся к творческой работе. В рамках рутинных задач человека на протяжении всей истории успешно заменяют различные механизмы. Ткацкие станки, паровые машины — все эти достижения еще в прошлом успешно заменяли человека и выполняли, по сути, работу, которая ранее выполнялась только при прямом участии людей. Сейчас с развитием роботизации и автоматизации многие профессии исчезают. Однако творческая работа не имеет подобных рисков в принципе, а за счет роста важности сферы услуг — становится еще более востребованной, чем раньше.

Минусы творческой работы — каковы ее недостатки

Следует понимать, что творческая работа не только имеет положительные стороны, но и обладает определенными недостатками, которые следует учитывать людям, собирающимся выбрать этот способ самореализации. К минусам творческой работы можно отнести следующие характерные для неё черты:


  • Меньший уровень мотивации. Простая работа часто имеет простые и удобные механизмы мотивации — например, сдельную систему оплаты труда. В таком случае человек может быть уверен в завтрашнем дне и понимает, что именно ему необходимо делать, чтобы развиваться в своей сфере и зарабатывать больше. Творческая же работа часто может загонять человека в тупик.
  • Отсутствие гарантий. Часто многие виды творческой работы не предполагают предоставления людям каких бы то ни было гарантий стабильности и заработка в принципе. Можно получить высшее образование и стать дипломированным художником, но не добиться никакого успеха, а можно — не иметь образования и стать всемирно известным творцом. В то же время получив рабочую профессию или в целом выбрав не самое творческое направление деятельности, шансов на трудоустройство и получение стабильного дохода будет намного больше.
  • Кризисы.

    Несмотря на то, что простая и рутинная работа также приводит к возникновению у человека стрессов и прохождению через череду профессиональных кризисов, творческий кризис может стать по-настоящему разрушительным для занятого в этой сфере человека, фактически уничтожив его благополучие и мотивацию.

  • Непонимание со стороны окружающих. Сейчас во многих современных обществах есть множество деструктивных стереотипов, связанных с творческой работой. Самые простые из них выглядят как таковые, что указывают на практическую бесполезность творчества в контексте удовлетворения базовых потребностей человека и общества. Другие же вообще могут быть целиком дискриминационными по своей сути, например, мнение, что «художник должен быть голодным».

Как определить и развить способности к творческой работе

Творческая работа что это такое: Творческая работа — Википедия – Творческая работа — что это такое, определение, какая бываетВопреки распространенному мнению, творческая работа совсем не обязательно требует от человека наличия какого-либо таланта, как особого дара свыше, который есть не у каждого. Более того, тщательное изучение биографии большинства всемирно известных творческих людей свидетельствует об обратном. Практически все известные композиторы, художники и иные творцы посвящали саморазвитию, образованию и своей работе значительное количество времени — то есть, по сути, занимались именно постоянной работой над собой, а не творением от случая к случаю.


Конечно, из этого правила есть и исключения — но во многом те люди, которые прославились практически без каких-либо значительных усилий, во многом и являются знаменитыми из-за того, что подобное происходит крайне редко. Поэтому творческая работа — это в первую очередь все-таки работа человека над самим собой и развитие необходимых профессиональных творческих навыков и умений.

Стоит помнить о том, что творческая работа, как уже было отмечено ранее, не обязательно должна быть связана именно с искусством. Творческие способности человека могут пригодиться в самых разных направлениях деятельности, в том числе и в наиболее банальных и кажущихся совсем рутинными и лишенными каких-либо перспектив. Даже простой рабочий на заводе может найти новый метод работы над станком, не говоря уже о таких профессиях, как работа маркетолога, программиста или инженера, которые постоянно требуют поиска и внедрения различных новых методик и решений.

Таким образом развить способности к творческой работе можно. Но для этого необходимо действительно работать. Так, выбирая направление для творчества в обязательном порядке следует ознакомиться с уже существующими решениями в этом направлении деятельности. Мало кто из музыкантов мог стать знаменитым, не изучая другие музыкальные произведения в принципе, хотя бы в рамках простого прослушивания чужих мелодий и принципов игры на инструменте. И это актуально для практически любой творческой профессии. Не следует считать, что заимствование тех или иных решений является плагиатом — это в первую очередь является использованием человеческого опыта. Ведь мало кто сейчас будет рисовать примитивные наскальные рисунки добытой охрой. Так и во всех иных направлениях творчества, а не только изобразительного искусства, можно провести аналогичную тенденцию — чем больше человек знает в сфере планируемой деятельности, тем больше у него будет возможностей создать что-то по-настоящему новое и свое собственное. К тому же, если не изучать выбранную сферу деятельности, всегда есть риски совершенно случайно повторить чьи-то решения и быть слепо обвиненным в плагиате.

Наконец, следует помнить и о том, что многие сугубо технические профессии являются в первую очередь творческой работой. Так, деятельность инженеров, конструкторов и архитекторов, а также научных работников просто невозможна без определенной базы знаний и понимания широкого перечня технических деталей. В то же время, все вышеприведенные лица регулярно занимаются именно поиском и создание чего-то нового и разработкой уникальных решений, что однозначно относит их деятельность к творческой.

Творческая работа что это такое: Творческая работа — Википедия – Творческая работа — что это такое, определение, какая бывает

Творческая работа что это такое: Творческая работа — Википедия – Творческая работа — что это такое, определение, какая бывает Загрузка…

Значение словосочетания ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА. Что такое ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА?

  • Творческая работа — результат творческих усилий человека. Под это понятие попадают изобразительное искусство, литература, живопись, музыка, хореография и т. д.

    Творческая работа подразумевает создание чего-то нового и уникального (маловероятно, что два человека создадут одно и тоже произведение). Термин упоминается в законах разных государств и широко распространён. Также часто используется в контексте авторского права.

Источник: Википедия

Делаем Карту слов лучше вместе


Творческая работа что это такое: Творческая работа — Википедия – Творческая работа — что это такое, определение, какая бывает

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.


Насколько понятно значение слова ларингофон (существительное):

Кристально
понятно

Понятно
в общих чертах

Могу только
догадываться

Понятия не имею,
что это

Другое
Пропустить

Статья «Творческая работа – это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд».

Творческая работа педагога-организатора

«Творческая работа – это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд».

Николай Алексеевич Островский

Творчество – это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерны использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.

Творческий педагог — это думающий, постоянно позитивно мыслящий человек. Поэтому первым и необходимым условием творчества выступает широта кругозора творца. В нашем случае — это огромный запас идей и свободная в них ориентация. А для этого надо знать достижения, в первую очередь, современной психолого-педагогической науки и образования детей.

В настоящее время в современной школе от педагога-организатора требуется все более высокий уровень профессионализма в работе с детьми, умение организовать общение, выстроить отношения с каждым ребенком таким образом, чтобы способствовать его духовному развитию и воспитанию.

Педагог, работающий в качестве организатора, находится в постоянном поиске творческого наполнения всей организации его жизни и деятельности.

Для того, чтобы досуг учащихся был более насыщенным и ярким, педагоги — организаторы постоянно работают над созданием новых программ и форм организации досуга, т. е. прибегают к использованию инновационной деятельности и инновационных технологий.

Организация культурно-досуговой деятельности учащихся – главная задача педагога-организатора. Эта должность требует особого творческого подхода, учитывающего особенности детей. Педагог-организатор выполняет целый ряд функций, позволяющих разнообразить и усовершенствовать учебно-воспитательный процесс, обеспечить полноценную досуговую деятельность учащихся. Такая должность требует особых качеств: организаторских способностей, умения работать детьми, наличия эстетического вкуса, коммуникабельности, психологической устойчивости, ораторских способностей и, конечно же, любви к детям.

Педагогическая деятельность – процесс постоянного творчества. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата, ведь вся работа педагога-организатора направлена на организацию досуга лицеистов, проведения всех лицейских праздников. Дополнительно в обязанности данного специалиста входит организация экскурсий, планирование деятельности на базе лицея внеклассных занятий: секций и кружков, создавая интересную постановку с привлечением наиболее артистичных и творчески одаренных лицеистов. Среди личных качеств важно отметить моральную устойчивость и ответственность.

Творческое начало рождает живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

Нередко творческую природу труда педагога выводят из умозаключения: педагогический труд по преимуществу умственный, а умственный – значит творческий. Но умственный труд нельзя прямо отождествлять с творческим. Без специальной подготовки, знаний, представляющих собой отражение обобщенного социального опыта, накопленного предшествующими поколениями, педагогическое творчество, кроме как на уровне проб и ошибок, невозможно. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку педагог способен найти новые, оригинальные, пути и способы решения проблемы путем творческого воображения.

«Творческой можно считать личность, значимой характеристикой которой является способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс».

Ведь творчество  процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий является уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества педагог-организатор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности.

Работа педагога-организатора творческая, требующая ответственности, тщательной продуманности и отменных организационных способностей. Наладив контакт с детьми, правильно поставив перед ними задачу, можно получить превосходный результат проведения всех праздников, что является профессиональными качествами педагога.

К профессионально важным качествам педагога-организатора относятся:

  • коммуникабельность;

  • организаторские способности;

  • практицизм;

  • развитая интуиция;

  • любовь к детям;

  • психологическая устойчивость;

  • жизнерадостность;

  • развитый эстетический вкус;

  • высокий уровень культуры;

  • активность.

Подводя итоги, можно утвердить, что каждый педагог-организатор сам должен быть личностью творческой, яркой, профессионально грамотным, любящим детей человеком, ведь творческая работа – это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд в педагогической деятельности.

Творчество — Википедия

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материалы и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом в процессе творчества автор вкладывает в материал, кроме труда, некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства. В творчестве имеет ценность не только результат, но и сам процесс.

Иллюстрацией несводимости процесса и результата творчества к логическому выводу из известных положений могут служить слова Нильса Бора: «Эта теория недостаточно безумна, чтобы быть верной».

Творчество — мыслительный процесс свободной реализации во внешнем мире, в том числе с помощью инструментов, внутренних ощущений человека представляющих для него и для окружающих интерес и имеющий эстетическую ценность.
Необходимым элементом творческой деятельности человека, выражающимся в построение образа продуктов труда, а также обеспечивающим создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью, является воображение[1].

Отраслью знания, изучающей творчество, является эвристика.

Существуют разные виды творчества:

  • производственно-техническое
  • изобретательское
  • научное
  • правовое
  • политическое
  • социальное
  • организаторское
  • предпринимательское
  • философское
  • культурное
  • педагогическое
  • художественное
  • мифологическое
  • религиозное
  • музыкальное
  • повседневно-бытовое
  • спортивное
  • игровое

Иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности. Исследователь творческого фактора человека и феномена интеллигенции Виталий Тепикин выделяет художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество в качестве самостоятельных видов.[2]

С. Л. Рубинштейн впервые правильно указал на характерные особенности изобретательского творчества: «Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который разрешает определённую проблему. Этим определяется своеобразие творческой работы изобретателя: изобретатель должен ввести что-то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий. При этом действительность исторически опосредствована деятельностью человека, техникой: в ней воплощено историческое развитие научной мысли. Поэтому в процессе изобретения нужно исходить из контекста действительности, в который требуется ввести нечто новое, и учесть соответствующий научный контекст. Этим определяется общее направление и специфический характер различных звеньев в процессе изобретения».[3]

Творчество как процесс (творческое мышление)[править | править код]

Стадии творческого мышления[править | править код]

Из истории вопроса[править | править код]

Ещё в XIX веке Герман Гельмгольц в общем виде, описывал «изнутри» процесс совершения научных открытий. В этих его самонаблюдениях уже намечаются стадии подготовки, инкубации и озарения. Гельмгольц писал о том, как рождаются у него научные идеи:

Эти счастливые наития нередко вторгаются в голову так тихо, что не сразу заметишь их значение, иной раз только случайность укажет впоследствии, когда и при каких обстоятельствах они приходили: появляется мысль в голове, а откуда она — не знаешь сам.

Но в других случаях мысль осеняет нас внезапно, без усилия, как вдохновение.

Насколько могу судить по личному опыту, она никогда не рождается в усталом мозгу и никогда — за письменным столом. Каждый раз мне приходилось сперва всячески переворачивать мою задачу на все лады, так чтобы все её изгибы и сплетения залегли прочно в голове и могли быть снова пройдены наизусть, без помощи письма.

Дойти до этого обычно невозможно без продолжительной работы. Затем, когда прошло наступившее утомление, требовался часок полной телесной свежести и чувства спокойного благосостояния — и только тогда приходили хорошие идеи. Часто… они являлись утром, при пробуждении, как замечал и Гаусс.

Особенно охотно приходили они… в часы неторопливого подъёма по лесистым горам, в солнечный день. Малейшее количество спиртного напитка как бы отпугивало их прочь(Адамар Ж.).[4]

А. Пуанкаре[править | править код]

Анри Пуанкаре в своём докладе[5] в Психологическом обществе в Париже (в 1908 году) описал процесс совершения им нескольких математических открытий и выявил стадии этого творческого процесса, которые впоследствии выделялись многими психологами.

Стадии[править | править код]
1. Вначале ставится задача, и в течение некоторого времени делаются попытки решить её.

«В течение двух недель я пытался доказать, что не может существовать никакой функции, аналогичной той, которую я назвал впоследствии автоморфной. Я был, однако, совершенно неправ; каждый день я садился за рабочий стол, проводил за ним час или два, исследуя большое число комбинаций, и не приходил ни к какому результату».

2. За этим следует более или менее продолжительный период, в течение которого человек не думает о так и не решённой пока задаче, отвлекается от неё. В это время, полагает Пуанкаре, происходит бессознательная работа над задачей.
3. И наконец наступает момент, когда внезапно, без непосредственно предшествовавших этому размышлений о задаче, в случайной ситуации, не имеющей к задаче никакого отношения, в сознании возникает ключ к решению.

«Однажды вечером, вопреки своей привычке, я выпил чёрного кофе; я не мог заснуть; идеи теснились, я чувствовал, как они сталкиваются, пока две из них не соединились, чтобы образовать устойчивую комбинацию».

В противоположность обычным сообщениям такого рода, Пуанкаре описывает здесь не только момент появления в сознании решения, но и будто чудом ставшую видимой работу бессознательного, непосредственно предшествовавшую этому; Жак Адамар, обращая внимание на это описание, указывает на совершенную его исключительность: «Я никогда не испытывал этого чудесного чувства и я никогда не слышал, чтобы его испытывал кто-нибудь, кроме него [Пуанкаре]»[6].
4. После этого, когда ключевая для решения идея уже известна, происходит завершение решения, его проверка, развитие.

«К утру я установил существование одного класса этих функций, который соответствует гипергеометрическому ряду; мне оставалось лишь записать результаты, что заняло только несколько часов. Я хотел представить эти функции в виде отношения двух рядов, и эта идея была совершенно сознательной и обдуманной; мной руководила аналогия с эллиптическими функциями. Я спрашивал себя, какими свойствами должны обладать эти ряды, если они существуют, и мне без труда удалось построить эти ряды, которые я назвал тета-автоморфными».

Кэри Муллис[править | править код]

Яркое описание взаимодействия памяти, воображения, интуиции, мышления, СПРРМ, игры свободного воображения при решении творческой задачи, понимания течения полимеразной цепной реакции (ПЦР), дал Кэри Муллис [7][8][9], получивший в 1993 году Нобелевскую премию по химии за разработку метода ПЦР. [10]
-«Хонда прилежно тянула нас в гору», — рассказывал он позднее. — «Руки чувствовали дорогу и повороты, но мысленно я был в лаборатории. Перед глазами мелькали цепочки ДНК, вспыхивали яркие сине-розовые картинки электризованных молекул».

Догадки носились как щенки, перемешивая, сравнивая и объединяя обрывки информации. Машина притормозила у обочины, возле столба с отметкой «46,58 миль», и внезапно разрозненные фрагменты стали складываться в единую картину. Во время утомительной ночной поездки мозг Муллиса поднял идеи на поверхность, дав возможность позднее отсортировать их и отшлифовать

Теория[править | править код]

Размышляя о природе бессознательной фазы творческого процесса (на примере математического творчества), Пуанкаре представляет её как результат работы двух механизмов, осуществляющих 1) комбинирование элементов будущих идей и 2) отбор полезных комбинаций[11].
Возникают вопросы: что за частицы участвуют в бессознательном комбинировании и как происходит комбинирование; как действует «фильтр», и по каким признакам он отбирает «полезные» комбинации («и некоторые другие, имеющие признаки полезных, которые он [изобретатель] затем отбросит»), пропуская их в сознание? Пуанкаре даёт следующий ответ.

Первоначальная сознательная работа над задачей актуализирует, «приводит в движение» те элементы будущих комбинаций, которые имеют к ней отношение. Затем, если, конечно, задача не решается сразу, наступает период бессознательной работы над задачей. В то время как сознание занято совсем другими вещами, в подсознании получившие толчок частицы продолжают свой танец, сталкиваясь и образуя разнообразные комбинации. Какие же из этих комбинаций попадают в сознание? Это комбинации «наиболее красивые, то есть те, которые больше всего воздействуют на это специальное чувство математической красоты, известное всем математикам и недоступное профанам до такой степени, что они часто склонны смеяться над ним». Каковы же характеристики этих красивых комбинаций? «Это те, элементы которых гармонически расположены таким образом, что ум без усилия может их охватывать целиком, угадывая детали. Эта гармония служит одновременно удовлетворением наших эстетических чувств и помощью для ума, она его поддерживает и ею он руководствуется. Эта гармония даёт нам возможность предчувствовать математический закон», — пишет Пуанкаре. — «Таким образом, это специальное эстетическое чувство играет роль решета, и этим объясняется, почему тот, кто лишен его, никогда не станет настоящим изобретателем».

Сходные с описанными Пуанкаре этапы выделял в процессе художественного творчества Б. А. Лезин в начале XX века.[12]

  1. Труд наполняет сферу сознания содержанием, которое затем будет перерабатываться бессознательной сферой.
  2. Бессознательная работа представляет собой отбор типичного; «но как та работа совершается, об этом, конечно, нельзя судить, это тайна, одна из семи мировых загадок».
  3. Вдохновение есть «перекладывание» из бессознательной сферы в сознание готового вывода.
Г. Уоллес[править | править код]

Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, восходящее к классическому докладу А. Пуанкаре 1908 года, дал англичанин Грэм Уоллес[en][13] в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:

  1. Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения.
  2. Инкубация — временное отвлечение от задачи.
  3. Озарение — появление интуитивного решения.
  4. Проверка — испытание и/или реализация решения.

Стадии изобретательского процесса[править | править код]

П. К. Энгельмейер (1910)[14] полагал, что работа изобретателя состоит из трёх актов: желание, знание, умение.

  1. Желание и интуиция, происхождение замысла. Эта стадия начинается с появления интуитивного проблеска идеи и заканчивается уяснением её изобретателем. Возникает вероятный принцип изобретения. В научном творчестве этому этапу соответствует гипотеза, в художественном — замысел.
  2. Знание и рассуждение, выработка схемы или плана. Выработка полного развёрнутого представления об изобретении. Производство опытов — мысленных и действительных.
  3. Умение, конструктивное выполнение изобретения. Сборка изобретения. Не требует творчества.

«Покуда от изобретения имеется только идея (I акт), изобретения ещё нет: вместе со схемой (II акт) изобретение даётся как представление, а III акт даёт ему реальное существование. В первом акте изобретение предполагается, во втором — доказывается, в третьем — осуществляется. В конце первого акта — это гипотеза, в конце второго — представление; в конце третьего — явление. Первый акт определяет его телеологически, второй — логически, третий — фактически. Первый акт даёт замысел, второй — план, третий — поступок».

П. М. Якобсон (1934)[15] выделял следующие стадии:

  1. Период интеллектуальной готовности.
  2. Усмотрение проблемы.
  3. Зарождение идеи — формулировка задачи.
  4. Поиск решения.
  5. Получение принципа изобретения.
  6. Превращение принципа в схему.
  7. Техническое оформление и развёртывание изобретения.

Г. С. Альтшуллер и Р. Б. Шапиро (1956)[16] разрабатывали ТРИЗ, в основе которого лежала крамольная мысль о том, что творческий результат можно получать «по формулам», используя закономерности присущие развитию данной технической системы. Это становилось возможным за счет обобщения изобретательского опыта, подобно тому как в математике задача может решаться «в общем виде». Правда, на практике переход от общего к частному требовал нетривиальных творческих усилий, в том числе учёта дополнительных ограничений.

Соответственно, схему творческого процесса они представляли в следующем виде:

I. Аналитическая стадия

1. Выбор задачи.

2. Определение основного звена задачи.

3. Выявление решающего противоречия.

4. Определение непосредственной причины противоречия.

II. Оперативная стадия

1. Исследование типичных приемов решения (прообразов):

а) в природе,

б) в технике.

2. Поиски новых приемов решения путем изменений:

а) в пределах системы,

б) во внешней среде,

в) в сопредельных системах.

III. Синтетическая стадия

1. Введение функционально обусловленных изменений в систему.

2. Введение функционально обусловленных изменений в методы использования системы.

3. Проверка применимости принципа к решению других технических задач.

4. Оценка сделанного изобретения.

Факторы, мешающие творческому мышлению[править | править код]

Американский исследователь в области теории личности Гарднер Линдсей выделил следующие свойства мышления, препятствующие творчеству:[17][18]

  • Конформизм — желание быть похожим на другого — основной барьер для творческого мышления.
  • Цензура — в особенности внутренняя цензура. Последствия внешней цензуры идей бывают достаточно драматичными, но внутренняя цензура гораздо сильнее внешней. Люди, которые боятся собственных идей, склонны к пассивному реагированию на окружающее и не пытаются творчески решать возникающие проблемы. Иногда нежелательные мысли подавляются ими в такой степени, что вообще перестают осознаваться. Суперэго — так назвал Фрейд этого интернализованного цензора.
  • Ригидность, жесткость мышления часто приобретаемая в процессе школьного обучения. Типичные школьные методы помогают освоить и закрепить известные знания, но затрудняют постановку и решение новых проблем, улучшение существующих решений.
  • Желание найти ответ немедленно. Чрезмерно высокая мотивация на скорость получения ответа часто способствует принятию непродуманных, неадекватных решений. В то же время поиск творческих решений требует выхода за пределы известного, туда, где результат никак не гарантирован, в том числе по времени его достижения.

К этому списку можно добавить также боязнь новизны, лень.

Выделяется другая совокупность причин, препятствующих творческому мышлению.
«В ситуациях, требующих творческого подхода, мозг обычно пытается дать отпор по одной из четырех причин, явных или скрытых, сознательных либо подсознательных: страх неизвестности, непереносимость неопределенности, смятение перед важностью задачи или ее сложностью».[9]

См. также[править | править код]

Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности.

Характер связи творчества и личности[править | править код]

«Личность характеризуется активностью, стремлением субъекта расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний; направленностью — устойчивой доминирующей системой мотивов — интересов, убеждений и т. д.…»[19]. Действия, выходящие за границы требований ситуации, и являются творческими действиями.

В соответствии с принципами, описанными С. Л. Рубинштейном[20], производя изменения в окружающем мире, человек меняется сам. Таким образом, человек изменяет себя, осуществляя творческую деятельность.

Б. Г. Ананьев считает, что творчество — это процесс объективации внутреннего мира человека[21][22]. Творческое выражение является выражением интегральной работы всех форм жизни человека, проявлением его индивидуальности.

В наиболее острой форме связь личностного и творческого раскрывается у Н. А. Бердяева. Он пишет:

Личность есть не субстанция, а творческий акт.[23]

Мотивация творчества[править | править код]

В. Н. Дружинин пишет:

В основе творчества лежит глобальная иррациональная мотивация отчуждения человека от мира; оно направляется тенденцией к преодолению, функционирует по типу «положительной обратной связи»; творческий продукт только подстёгивает процесс, превращая его в погоню за горизонтом.[24]

Таким образом, через творчество осуществляется связь человека с миром. Творчество само стимулирует себя.

Психическое здоровье, свобода и творчество[править | править код]

В соответствии с З. Фрейдом, творчество является результатом действия сублимации — защитного механизма психики, обеспечивающего перенаправление энергии внутреннего психического напряжения на достижение социально приемлемых целей.

Источником творчества, по К. Г. Юнгу, являются архетипы — базовые узловые структуры миропонимания, функционирования психики человека, направляющие потоки психической энергии, зафиксированные в бессознательном, сформированные, отобранные и накопленные предшествующими поколениями и переданные ими по наследству. К. Г. Юнг также обращал внимание на наличие тесной связи творчества и игры:

Создание нового является делом не интеллекта, а влечения к игре, действующего по внутреннему понуждению. Творческий дух играет теми объектами, которые он любит.[25]

А. Адлер рассматривал творчество как один из способов компенсации комплекса неполноценности.

По Э. Нойманну творческой функцией обладает бессознательное, которое создает свои формы спонтанно, примерно так же, как это делает природа, которая — от атома и кристалла до органической жизни и планетных систем — спонтанно создает формы, способные производить впечатление на человека своей красотой.

Архетипы коллективного бессознательного являются изначально бесформенными структурами, приобретающими видимые очертания в искусстве.[26]

По утверждению Э. Нойманна у огромного количества писателей и художников доминирующее положение занимает архетип матери, превалирование которого является символом определяющего значения архетипического мира, как целого, влияние, которого может доставать до биопсихического уровня. При этом определяющим фактором доминирования архетипа матери являются отношения с матерью, в котором находится эго ребёнка, а не взрослого человека.[27]

Так же, как и Юнг, на связь творчества с игрой обращал внимание Д. В. Винникотт, представитель психоаналитического направления, который писал:

В игре, а возможно, только лишь в игре, ребёнок или взрослый обладает свободой творчества.[28]

Игра является механизмом, который позволяет человеку быть креативным. Через творческую деятельность человек стремится найти свою самость (себя, ядро личности, глубинную сущность).

По мнению Д. В. Винникотта, творческая деятельность — это то, что обеспечивает здоровое состояние человека.

Р. Мэй (представитель экзистенциально-гуманистического направления) подчёркивает, что в процессе творчества осуществляется встреча человека с миром. Он пишет:

…То, что проявляется как творчество — это всегда процесс… в котором осуществляется взаимосвязь личности и мира…[29].

Для Н. А. Бердяева вся жизнь человека представляет собой творчество:

Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление. В нём есть переживание силы.[30]

Таким образом, творчество — это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью.

Творчество применяют для терапии болезненных состояний психики (арт-терапия).

Нейробиологические основы творчества[править | править код]

Одной из основных нервных сетей нервной системы, непосредственно участвующих в процессах творчества, является сеть пассивного режима работы мозга (СПРРМ).

  • СПРРМ обеспечивает гибкость мышления[31][32]. Расфокус, отключение от режима целенаправленного решения задач по известным процедурам, служит средством разветвления, которое обеспечивает переключение внимания с одной задачи на другую. Правильное использование СПРРМ, позволяет сделать мышление более гибким, что необходимо при решении творческих задач.
  • Она способствует творческому самовыражению[33][34] СПРРМ обладает способностью устанавливать связи между отдельными участками мозга, и таким образом, появляются уникальные ассоциации и осуществляется развитие самобытности человека. Благодаря этому  обеспечивается возможность действовать спонтанно и непосредственно.
  • Она способствует более четкому проявлению смутных воспоминаний[35][36]. СПРРМ помогает задействовать память, лежащую за пределами границы внимания, процессы спонтанного вспоминания, извлечь из неё информацию, не извлекаемую другими способами.
  1. ↑ Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов /А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.: Под ред. А. В. Петровского. −3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 464 с., стр. 348.
  2. Тепикин В.В. Творческий фактор интеллигенции и интеллектуалов // Кристаллизация интеллигенции. — Иваново, Изд-во Ивановского университета, 2011. — С. 107-127.
  3. ↑ Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 1946. С. 575.
  4. ↑ Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970. C. 146—147.
  5. ↑ Пуанкаре А. Математическое творчество // Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970. Приложение III.
  6. ↑ Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970. C. 19.
  7. ↑ Dr. Kary Banks Mullis, n. d.: http://www.karymullis.com/biography.shtml
  8. ↑ K. Mullis, «Polymerase Chain Reaction, Dr. Kary Banks Mullis, http://www.karymullis.com/pcr.shtml
  9. 1 2 Пиллэй, Шрини. Варгань, кропай, марай и пробуй. Открой силу расслабленного мозга / Шрини Пиллэй ; пер. с англ. Е. Петровой ; [науч. ред. К. Бетц]. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2018. ISBN 978-5-00100-996-2
  10. ↑ K. Mullis, «Dancing Naked in the Mindfield» (New York: Vintage Books, 1998). P. 3–4.
  11. ↑ Пуанкаре А. Математическое творчество // Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970. Прил. III. С. 142—143; см. также: Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970. C. 31—33 (Гл. III).
  12. ↑ Художественное творчество как особый вид экономии мысли // Вопросы теории и психологии творчества. Т. 1. Харьков, 1907; см. также: Пономарёв Я. А. Психология творчества. М., 1976. С. 145.
  13. ↑ Wallas G. The Art of Thought. N. Y., 1926; См. также: Солсо Р. Когнитивная психология. 1996.
  14. ↑ Энгельмейер П. К. Теория творчества. СПб., 1910; см. также: Пономарёв Я. А. Психология творчества. М., 1976. С. 146.
  15. ↑ Якобсон П. М. Процесс творческой работы изобретателя. М.-Л., 1934; см. также: Пономарёв Я. А. Психология творчества. М., 1976. С. 147.
  16. Альтшуллер Г. С., Шапиро Р. Б. О психологии изобретательского творчества (неопр.). «Вопросы психологии» (№ 6, 1956. — с. 37-49). Сайт Официального Фонда Г. С. Альтшуллера (1956).
  17. ↑ Lindzey G, Hall C. & Thompson R. F., Psychology, New York, «Worth Publishers», 1975
  18. ↑ Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М., Изд-во Моск. ун-та, 1981. 400 с. С. 150—151
  19. ↑ Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. С. 165.
  20. ↑ Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2005. С. 551.
  21. ↑ Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001.
  22. ↑ Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. Москва-Воронеж. 1996.
  23. ↑ Бердяев Н. А. Опыт эсхатологической метафизики// Творчество и объективация / сост. А. Г. Шиманский, Ю. О. Шиманская. — Мн.: Экономпресс, 2000. С. 20.
  24. ↑ Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002. С. 166.
  25. ↑ Юнг К. Г. Психологические типы /Пер. с нем. Софии Лорне/Под ред. Зеленского В. В. -С-Пб: Ювента, М.: Издательская фирма «Прогресс-Универс», 1995. −718 с.
  26. ↑ Нойманн Э. Искусство и время. В кн.: Юнг К. Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. Пер. с англ. -М.: REFL-book, К.: Ваклер, 1996. −304 с. Стр.153-193.
  27. ↑ Нойманн Э. Творческий человек и трансформация. В кн.: Юнг К. Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. Пер. с англ. -М.: REFL-book, К.: Ваклер, 1996. −304 с. Стр.206-249.
  28. ↑ Винникотт Д. Игра и реальность. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. С. 99.
  29. ↑ Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества. Львов: Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. С. 43.
  30. ↑ Бердяев Н. А. Смысл творчества // Философия творчества, культуры и искусства. М.: Искусство, 1994. С. 40.
  31. Vatansever D., Manktelow A. E., Sahakian B. J., Menon D. K., Stamatakis E. A. Cognitive Flexibility: A Default Network and Basal Ganglia Connectivity Perspective. (англ.) // Brain Connectivity. — 2016. — April (vol. 6, no. 3). — P. 201—207. — doi:10.1089/brain.2015.0388. — PMID 26652748. [исправить]
  32. Sali A. W., Courtney S. M., Yantis S. Spontaneous Fluctuations in the Flexible Control of Covert Attention. (англ.) // The Journal Of Neuroscience : The Official Journal Of The Society For Neuroscience. — 2016. — 13 January (vol. 36, no. 2). — P. 445—454. — doi:10.1523/JNEUROSCI.2323-15.2016. — PMID 26758836. [исправить]
  33. Beaty R. E., Benedek M., Wilkins R. W., Jauk E., Fink A., Silvia P. J., Hodges D. A., Koschutnig K., Neubauer A. C. Creativity and the default network: A functional connectivity analysis of the creative brain at rest. (англ.) // Neuropsychologia. — 2014. — November (vol. 64). — P. 92—98. — doi:10.1016/j.neuropsychologia.2014.09.019. — PMID 25245940. [исправить]
  34. Andreasen N. C. A journey into chaos: creativity and the unconscious. (англ.) // Mens Sana Monographs. — 2011. — January (vol. 9, no. 1). — P. 42—53. — doi:10.4103/0973-1229.77424. — PMID 21694961. [исправить]
  35. Yang J., Weng X., Zang Y., Xu M., Xu X. Sustained activity within the default mode network during an implicit memory task. (англ.) // Cortex; A Journal Devoted To The Study Of The Nervous System And Behavior. — 2010. — March (vol. 46, no. 3). — P. 354—366. — doi:10.1016/j.cortex.2009.05.002. — PMID 19552900. [исправить]
  36. Ino T., Nakai R., Azuma T., Kimura T., Fukuyama H. Brain activation during autobiographical memory retrieval with special reference to default mode network. (англ.) // The Open Neuroimaging Journal. — 2011. — Vol. 5. — P. 14—23. — doi:10.2174/1874440001105010014. — PMID 21643504. [исправить]
  • Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970.
  • Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. Москва-Воронеж. 1996.
  • Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2001.
  • Беляев И. А. Творчество как форма становления индивидуальной целостности человека / И. А. Беляев // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2010. — № 10 (116), октябрь. — С. 57-61. http://elibrary.ru/item.asp?id=15250017
  • Бердяев Н. А. Опыт эсхатологической метафизики// Творчество и объективация / сост. А. Г. Шиманский, Ю. О. Шиманская. — Мн.: Экономпресс, 2000.
  • Бердяев Н. А. Смысл творчества// Философия творчества, культуры и искусства. — М.: Искусство, 1994.
  • Бочкарёв Л. Л. Психология музыкальной деятельности -М.:ИП РАН,1997; «Классика-ХХ1»-2006,2007,2008.
  • Винникотт Д. Игра и реальность. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2002.
  • Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002.
  • Император ВАВА Названия картин и демиургическая триада
  • Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества. — Львов: Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.
  • Петрова В. Н. Формирование креативной личности в процессе обучения в вузе // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 9 — Комплексные исследования: тезаурусный анализ мировой культуры.
  • Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, — СПб.: Питер, 2005.
  • Сабанеев Л. Л. Психология музыкально-творческого процесса // Искусство, 1923. — № 1. — С.195-212.
  • СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА И ТВОРЧЕСТВА /Под ред. А. Л. Журавлева, Д. В. Ушакова, М. А. Холодной. — М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2015. — 303 с.
  • Юнг К. Г. Психологические типы.
  • Яковлев В. Философия творчества в диалогах Платона // Вопросы философии. — 2003. — № 6. — С. 142—154.
  • Психология и поэтическое творчество (недоступная ссылка) Карл Густав Юнг
  • О психологии изобретательского творчества // Вопросы психологии, № 6, 1956. — С. 37-49 © Альтшуллер Г. С., Шапиро Р. Б., 1956
  • Психология детского творчества (часть 1) Элла Прокофьева

Творческие профессии

Современный городской человек все чаще жалуется на рутинность его работы и хочет, чтобы работа его была хоть немного творческой. И часто они заглядываются на традиционно творческие профессии, в которых рисуют, снимают, танцуют и музицируют. Тут я должна заметить, что творчество стоит понимать шире: любая деятельность, в которой вы что-либо создаёте по-своему — есть творческая деятельность. Даже если вы не создали продукт, а создали метод, способ, подход. И всё это возможно и в нетворческих профессиях. И в этом смысле, нет профессий, в которых не было бы места творчеству.

Я называю творческим такого человека, который жаждет творчества и творит.

Но какую профессию выбрать творческому человеку — зависит от того, с каким материалом он бы хотел работать: со словом, с деревом, со звуками, с едой, с одеждой или чем-то другим.

Список творческих профессий

  • дизайнер, художник, скульптор
  • музыкант, композитор, хормейстер, дирижёр, певец
  • режиссер
  • актер
  • хореограф, танцовщик
  • фотограф, кинооператор
  • звукорежиссер
  • писатель, поэт, сценарист, журналист

Я бы все же добавила к этим креативным профессиям список таких профессий, как программист, инженер, ученый-естественник, психотерапевт, маркетолог, продавец… Эти специалисты работают творчески и добиваются результата, которого мир не видывал до сих пор! Но эти профессии традиционно не считаются творческими и не входят в список творческих профессий.

Выбор творческой профессии

Выбор творческой профессии — нередко болезненное дело для семьи творческого подростка.

Творческие профессии, будучи очень привлекательными для школьников и взрослых, все же их и настораживают и даже отталкивают.

Чем же они пугают людей? Тем, что «для них нужен талант» и » вдохновение» (а где же его взять вдохновение-то — сетуют сами подростки?) и еще тем, что «ими не заработаешь».

Талант

Да, талант нужен, но на одном таланте не уедешь далеко. Нужно же научиться чему-то, что ты потом будешь продавать: рисовать, играть на музыкальном инструменте и прочее. А это труды — ежедневные и тяжкие. Не каждый талант проходит эти годы учёбы, как не всякая мука превращается в хлеб. А кто позволит себе годы труда, тот и состоится как творец. И так хорошо состоится, так хорошо станет рисовать или танцевать, что люди-то скажут: ну, конечно, ведь это талант!

Некоторые мудрые люди даже считают, что если таланта нет, то трудолюбие восполнит этот пробел.

Над этим утверждением стоит задуматься.

Но если вы взялись учиться чему-то творческому и вам стало невыносимо лень и вы видите, что вы не продвигаетесь нисколечко — наверно, стоит что-то изменить (график учебы, учителя, школу и еще что-то) прежде, чем бросить учебу.

Вдохновение

Писатель Владимир Войнович сказал: Какое вдохновение! Просто сажусь и пишу. Работа есть работа.

Дмитрий Пригов, оставивший после себя много бесценного текста, жил по правилу: утром четыре часа пишу, после обеда четыре часа рисую. Он и художником был, но больше известен как очень хороший писатель.

Композитор Чайковский тоже не ждал вдохновения. Просто работал: с утра садился за рояль. Именно по

Что такое творчество / Habr

UPD: 8 января 2017 статья переписана. теперь она понятнее и носит более общий характер, без углубления в одну из моделей понятия

Главное в статье для неосиляторов: творчество — это создание качественно новых материальных и нематериальных ценностей. Что сводится к постановке качественно новых проблем, задач, их решению, а так же созданию качественно новых способов (алгоритмов) решения уже решённых задач. В посте будет рассматриваться модель творчества, компиляция материалов нескольких авторов. Для умеренных осиляторов презентация. Остальных приглашаю в статью.

Много думал насчёт того, в каком хабе опубликовать. Если есть более подходящий, прошу написать мне название.

Я пишу эту статью сюда не только потому, что часто слышал: «программирование/дизайн/управление проектами — творческая профессия» и уверен, что тема интересна здешним программистам, дизайнерам, верстальщикам, управленцам и т.д. Кроме этого, здешняя аудитория сможет помочь мне улучшить модель, поделившись примерами, указав на ошибки и неизвестные мне материалы по теме.

Началось всё с эмоций. Я вроде как музыкант и вроде как занимаюсь творчеством. Однако было ощущение, что ни я, ни куча снобствующих музыкантов, поэтов, художников и т.д. на деле ничего в общество не привносят, совсем ничего. Кроме того, творческими людьми, талантамИ, гениями называли и людей искусства, и изобретателей, и учёных, и философов. И методы с основными подходами в этих направлениях разные, по многим параметрам противоположные, как и результаты.

Я начал копаться вместе с ещё несколькими интересующимися в этой теме. После того, как перечитал несколько книг, кучу статей, в том числе с замечательного портала vikent.ru, поговорил с умными людьми, я убедился, что в теме творчества, искусства, одарёности и талантливости куча мифов, часть из которых давно опровергнуты фактами, и люди продолжают им верить. Но главное — люди очень по-разному понимают, что такое талант, творчество и т.д. Мне кажется, что наши труды могут помочь разобраться в этом бардаке.

Люди понимают под творчеством и талантом разные вещи

Если покопаться в словарях и поговорить с людьми, обнаружится, что определений этому слову куча, в том числе кардинально разных:

  1. Художественная деятельность, искусство (это не одно и то же, кстати, но об этом потом)
  2. Результат этой деятельности («вот моё творчество» — песни, картины и т.д.)
  3. Недоискусство (вышло из предыдущих определений)
  4. Творчество — это САМОВЫРАЖЕНИЕ! (тоже перенесено из одного из определений и направлений искусства)
  5. Создание чего-то с использованием воображения
  6. Создание чего-то с использованием новой идеи
  7. Создание чего-то нового
  8. Нестандартность, необычность
  9. И т.д.

Речь в том числе и про аналогичные термины в других языках. Все эти определения сходятся в том, что творчество — деятельность. Либо её результат. Сразу разделим — мы будем называть творчеством именно деятельность, а результат — творческим результатом. Просто для разделения, ведь творческая деятельность подразумевает творческие же результаты. Откуда мы это взяли?

Разберём общепризнанные с научной точки зрения творческие области

Раньше о творчестве в основном говорила и писала интеллигенция. Естественно, поэтому творческой деятельностью считается искусство, часто и вообще вся художественная деятельность.

Но уже в середине XX века к этой области добавляли ещё две, итого:

Все эти области деятельности объединяет то, что успешный результат подразумевает что-то качественно новое и ценное. Это не противоречит многим другим распространённым определениям творчества (не считая вышедших из «творчество=искусство»), наоборот, объединяет и дополняет их. В том числе нестандартность и оригинальность вполне себе определяются через качественную новизну.

Итого творчество — создание качественно новых материальных и нематериальных ценностей.

Что такое качественно новые материальные и нематериальные ценности

Новизну можно разделить на 3 уровня:

  1. номинальная
  2. количественная
  3. качественная

Попробуем измерять новизну предмета мебели относительно дома. В доме есть только столы, стулья и кровати. Если мы сделаем точную копию одного из стульев — тот будет номинально новым. Если копия будет отличаться количественной характеристикой — например, ножки подлиннее, чтобы одному из членов семьи удобнее было сидеть за столом — новизна будет количественной. А вот если мы сделаем стул без спинки — он лишится одного качества и получит другое. Теперь спиной не опереться на спинку, зато сесть можем куда угодно лицом. И даже называться этот стул будет иначе — табуретка. Потому что стул характеризуется спинкой, сиденьем и ножками. А если мы сделаем стул или табуретку без ножек и повесим на верёвки к потолку, получим качели. У них есть новое качество — возможность использовать не только как сиденье, но и развлечение.

Или пример, в котором новые и старые качества имеют чёткие названия. Раньше чулки крепились к трусам разными способами, но потом кто-то придумал сделать их единым целым, и получились колготки. Раньше одежда для нижней части тела обладала качеством «дискретность» («раздельность»), а колготки избавились от этого качества и получили «непрерывность» («цельность»).

Ценность определяется по-разному, в зависимости от области. Но минимальная ценность — интерес хотя бы для одного человека. Если что-то качественно новое при этом никого хотя бы не заинтересовало, то его никто не заметит. А если заметит, не придаст значения и забудет.

Как оценить уровень творческого результата?

Можно исследовать количество новых качеств в творческих процессе и результате и сводить это к каким-то количественным параметрам. Можно воспользоваться подходом патентных бюро и изобретателей — для этого использовать диаграмму Викентьева-Джефферсона (творческая эффективность):

То есть новизна и польза (ценность) только для себя — это тоже творчество, только низкого уровня. Возможен результат с разными показателями полезности и новизны. Скажем, новизна на уровне страны, а польза только для города.

Кроме того, пользу тоже можно измерять по-разному. Иногда непосредственно для людей. Но тот же пулемёт для огромного числа людей был вреден. Смертельно вреден. Поэтому в некоторых ситуациях полезность стоит оценивать для области, в данном случае — области оружейного, военного дела.

Используем системный подход для более точного определения полезности и нового качества

Творчество в таком понимании возможно не только в упоминаемых выше областях, оно возможно в любой деятельности. Как отличить творческую деятельность от нетворческой? Воспользуемся системным подходом. Любая деятельность — это решение какой-то задачи. Но что такое задача?

Определение задачи через понятие системы

Есть система — набор элементов с функциями и процессами. Функция — связь между элементами. Такая, что изменение в одном элементе порождает изменения в другом. Процесс — последовательное изменение состояний элемента, группы элементов или системы.

Задача — это исходные данные, цель и способ решения. Исходные данные — это исходная система. Решая задачу, мы преобразуем систему в новую, удовлетворяющую заданным параметрам цели.

Если более точно, условием будет первая система вместе с указанием подсистем, которые:

  1. нужно изменить
  2. можно изменить
  3. нельзя изменить

Добавим, что в таком понимании любая совместимая тройка «Система-1→преоборазование→Система-2» будет задачей. И появиться они могут в любом порядке. Например, кто-то, давно знакомый с каким-то преобразованием, встретит Систему-1 и попробует применить к ней это преобразование, и в результате этого эксперимента получит цель новой задачи. Насколько эта тройка будет востребована и популярна, зависит от отличий получаемой системы.

Но что определяет ценность, востребованность задачи? Это определяет проблема/проблемы, которую/которые задача разрешает. Часто проблема и порождает задачу.

Определение проблемы через понятие системы

В системе могут возникать противоречия. Когда одна функция какого-нибудь элемента негативно влияет на функцию этого же или другого элемента совсем. Иными словами, один процесс негативно влияет на другой процесс. Может не давать реализовываться совсем, может «искажать».

Это противоречия в системе и называется проблемами.

Пример проблемы, задачи и решения

Есть предприятие. На нём работает много женщин. В здании предприятия лифты, которым пользуются часто, в основном сотрудницы. Но лифты очень медленно ездит. Сотрудницы из-за этого нервничают, расстраиваются, раздражаются и капают на мозги начальству. Начальство выясняет, что ускорить лифт в ближайшие два года нельзя, слишком много издержек. Как быть?

Проблема: особенности функции лифтов (Лифт.Ехать()) оказывают влияние на функцию элементов (или объектов) типа сотрудниы (Сотрудница.Работать()) и через них на начальство (Начальник.Работать()). Нужно решить проблему для противоречия между классами элементов.

Изначально ставится задача — изменить состояние элементов класса Лифт, чтобы повлиять функцию. Но эта задача не имеет подходящего решения. Тогда начальство ставит другую задачу — повлиять на элементы класса Сотрудница. Анализируется информация по классу. Находится решение — перенаправить сотрудниц на другие процессы во время ожидания лифта и езды в нём.Вводятся новые классы элементов, ЗеркалоВозлеЛифта и ЗеркалоВЛифте. Зеркала вешают на каждом этаже возле двери лифта и в каждом лифте. Расстройства и жалобы прекращаются.

Исходная проблема осталась — медленная скорость лифта влияет на эффективность работы, сотрудницы успевают сделать меньше работы из-за его медленной скорости. Но уменьшилась степень влияния до приемлемой.

А теперь представьте, что начальство видело бы проблему именно как «лифт ездит медленно»? То есть видело по сути только задачу, не видя порождающей проблемы? В итоге ещё года два всё это продолжалось бы.

Если мы умеем формулировать проблему, ставить и решать задачи, то что мы получаем?

Мы получаем возможность придумать несколько способов разрешения одной и той же проблемной ситуации:

Заметьте, что некоторые формулировки не позволяют найти решение, а некоторые сильно ограничивают количество вариантов. Это следствие психологической инерции, склонности стереотипно мыслить, действовать и чувствовать. Для преодоления психологической инерции Г. С. Альтшуллер (он называл её инерцией мышления) советовал формулировать проблемы и задачи неконкретно, максимально абстрактно, в терминах «штуковина», «фиговина» и т.д. Для этого и нужен системный подход, в котором можно переназвать систему фигнёй, элемент системы фиговиной, функцию связью. А можно не переназывать.

Итого

Как видно из примера, важно и умение правильно ставить проблему, и ставить задачу относительно неё, и уметь создавать новые способы решения этих задач. Из этого мы вывели определение творчества:

творчество — это создание качественно новых материальных и нематериальных ценностей: постановка новых проблем, задач, их решение, а так же создание новых способов (алгоритмов) решения уже решённых задач.

Авторы, чьи материалы использовались

  • Акимов И.А., Клименко В.В. (читать с осторожностью, много эзотерики и неподкреплённых утверждений)
  • Кастанеда К. (много эзотерики, но много материалов почерпнул о шаблонах и работе с ними, читать не рекомендую)
  • Гринберг Д, Падески К. («Управление настроением», да и вообще рекомендую ознакомиться с когнитивной психологией)
  • Чиксентмихайи М. (материалы о состоянии потока)
  • Викентьев В.Л. (статьи, видеолекции, а также vikent.ru, крупнейшая база по творчеству в Европе по его словам)
  • Альтшуллер Г.С. (ТРИЗ)
  • Гладуэл М. (материалы о мифах, связанных с творческими и успешными людьми)
  • Юдковский Э. (lesswrong.ru, материалы об эффективном принятии решений и работе с собственными привычками)
  • Талеб Н.Н. (материалы о вреде шаблонов и как его избежать)

О Design-thinking («Дизайн-мышление», «проектное мышление») не знал до создания презентации и статьи, уже после мне рассказал один из знакомых айтишников о нём. Внушительную часть модели можно теперь не дорабатывать, а взять из этой методики. Но в основном методика расписана именно для создания инновационных продуктов, на которых можно заработать, целевая аудитория — программисты, дизайнеры. Многие другие творческие люди не поймут, прочитав кратко об этой методике, зачем им она. В дальнейшем я изучу, разберусь и включу Design-thinking в модель. Со всеми ссылками на источники, естественно.

О планах и как можете помочь

Готовы материалы ещё для нескольких статей и презентаций. Если эта статья будет интересна хабрасообществу, следующая — «Зачем нужно творчество». Там будет расписана роль в обществе и практическая польза использования творчества отдельным человеком.

Вы можете помочь, дав ссылку на полезные материалы (только без эзотерики, пожалуйста, очень трудно в ней копаться и полезного минимум), задав вопрос по теме, указав на ошибки и белые пятна. А так же поделившись интересными и неожиданными проблемами, задачами и их решениями из разных областей.

UPD Человек, посоветовавший «Думай медленно, решай быстро» — спасибо и извини! Я вроде нажал ответить на комментарий, а он исчез. Видимо, я случайно его удалил. Книга интересная, многие из моих авторов на неё ссылались, обязательно прочитаю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *