Виды методы: Виды методов исследования в курсовой работе с примерами — 100umov.com – Виды методов исследования
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_7",blockId:rtbBlockID,pageNumber:7,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_7").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_7");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Виды методов исследования в курсовой работе с примерами — 100umov.com
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_6",blockId:rtbBlockID,pageNumber:6,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_6").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_6");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Работа с первой курсовой часто вызывает у студентов проблемы. После выбора темы необходимо определить цели и задачи, которые надо будет достичь. Основная деятельность заключается в поиске информации. Необходимые данные можно получить различными способами. Достаточно внимания студент должен уделить методам исследования в курсовой работе, которые могут отличаться от выбранной тематики.
Инструменты научных исследований
На протяжении всей учёбы студенты пишут несколько курсовых работ. Количество научных проектов зависит от выбранной специальности, программы обучения и самого образовательного учреждения. Исследования могут проводиться по разным предметам, но пишутся они по одному принципу.
Раскрыть тему помогает методология. Написание курсовой работы подразумевает использование способов и техник, которые необходимы для научных исследований. Отмечают их во введении к проекту.
Метод — это специальный инструмент, с помощью которого получают, обрабатывают и фиксируют информацию, нужную для данной научной работы. Общенаучные способы едины для всех дисциплин. Для конкретной области также характерны частнонаучные способы. Они применяются конкретно для неё.
Методы для исследовательских проектов бывают двух видов:
- теоретические;
- практические (или эмпирические).
Эти приёмы могут использоваться и в других видах научной деятельности. Для некоторых проектов применяется только одна группа техник.
Методы исследования в реферате не включают практическую часть, поскольку работа строится на основе уже имеющегося материала и не требует от студента его мнения о проделанном труде.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_5",blockId:rtbBlockID,pageNumber:5,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_5").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_5");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
С помощью теоретических и эмпирических способов удаётся решить поставленные задачи курсовой работы и достигнуть заявленных целей. Но для начала необходимо узнать подробнее об инструментах научных исследований. Не следует выбирать технику наугад. Она должна быть обоснована для конкретной работы.
Теоретические способы
К таким приёмам относятся общие техники научного познания. Они представляют собой логико-познавательный аппарат, который используется наукой ещё с античных времён.
Теоретические методы написания курсовой работы:
- Абстрагирование. При этом способе конкретизируется отдельное свойство объекта или предмета, который изучается в рамках проекта. Другие характеристики и свойства исключаются. Абстрагирование применяется в гуманитарных науках.
- Аналогия. К исследуемому предмету подбирают подобный ему по характеристикам и свойствам объект. На основе знаний о рассматриваемых аспектах делаются выводы. Такой приём эффективен, но не даёт стопроцентного результата. Аналогию применяют, когда исследуемый объект сложно изучать непосредственно.
- Классификация. Самый простой, но эффективный способ применяется в исследовательской деятельности. Его суть заключается в разделении и структуризации объектов на группы по сходным признакам, например, по хронологии, стилю, геополитической принадлежности и т. д. В курсовой может использоваться любая классификация, которая кажется самой точной и удобной.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_4",blockId:rtbBlockID,pageNumber:4,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_4").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_4");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);Обобщение. Метод используется, когда необходимо объединить несколько объектов и предметов в более крупную группу по сходным признакам, чтобы выявить общие особенности.
- Сравнительный анализ. Теоретический способ исследования заключается в сопоставлении двух или более предметов, между которыми выявляют сходства и различия. Анализ применяют, если необходимо сравнить стили художников, характеристики товаров, методы управления.
- Синтез. Этот способ группирует выявленные свойства и характеристики предмета в единое целое. Синтез применяется в сочетании с анализированием.
С помощью анализа литературы делают выводы по тем или иным изученным аспектам.
Этот приём помогает определить, какие труды принесли дополнительные знания, а какие ещё следует изучить. Чем больше имеется работ на конкретную тему, тем более исследованным считают предмет или явление. Такой же принцип предполагает метод изучения документации и архивов.
Практические средства
Эмпирические методы применяют в экспериментальной части исследовательской деятельности. Они исследуют практику и её результаты. На основании полученной информации и теоретических средств делают умозаключения.
Известные практические способы:
- Эксперимент. Самый действенный приём выступает главной составляющей для серьёзной научной деятельности. С его помощью исследователь вмешивается в настоящие условия действия и возникновения явлений. Главные принципы эксперимента — повторяемость и доказательность. Для опытов создают определённые условия. Этот метод наглядно демонстрирует и открывает то или иное свойство предмета. Действия во время проводимого эксперимента должны иметь возможность повторяться.
- Наблюдение
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_3",blockId:rtbBlockID,pageNumber:3,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_3").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_3");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);. Это средство применяется при любом научном познании и выступает ключевым исследовательским методом. Наблюдателю необходимо смотреть за нужным объектом и фиксировать все важные для работы нюансы.
- Измерение. С помощью этого метода фиксируются любые физические параметры объекта (длина, ширина, вес, рост, объём). Полученные результаты выражаются в численных показателях и единицах измерения.
- Моделирование. Модель представляет собой уменьшенную и структурированную копию или имитацию изучаемого объекта. Предметное моделирование предполагает исследование отдельной части аспекта. При знаковом способе используются чертежи, схемы, формулы. Третий вид заключается в мысленных процессах или операциях, проводимых на компьютере.
- Интервью. Сущность метода — личный разговор с человеком, который может донести нужную информацию. Индивидуум может выступать объектом исследования. Интервью отличается регламентированным характером. Во время разговора человек отвечает на вопросы. Интервьюер заранее их формулирует, чтобы без задержек получать необходимые ответы.
- Беседа. Приём напоминает интервью, но он обладает более непринуждённым характером. Во время беседы интервьюер может задавать спонтанные вопросы и озвучивать своё мнение.
- Анкетирование, опросы. Методы охватывают большую группу людей. Оба способа включают заранее составленные вопросы, которые иногда задаются с несколькими готовыми вариантами ответов. Но есть между этими методами и отличия. Анкетирование для респондентов проводится только в письменной или компьютерной версии, а опрос может быть и в устной форме.
Существует ещё один практический метод — описание. Способ напоминает наблюдение, однако при нём фиксируются не только явления и поведение наблюдаемых объектов, но и их внешние признаки.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_2",blockId:rtbBlockID,pageNumber:2,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_2").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_2");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Варианты использования методологии
При выборе приёмов исследования необходимо отталкиваться от темы научного проекта, а также его целей и задач. Теоретические и практические средства должны соответствовать содержанию исследовательской работы. Расшифровывать и прописывать классификационную принадлежность методов не требуется. Также не надо приписывать лишние приёмы, поскольку преподаватель может поинтересоваться, зачем и где они использовались.
Примеры методов исследования в курсовой работе:
- Педагогика. В курсовом проекте был использован анализ теоретической базы, классификация, аналогия и обобщение полученных результатов. Практическая часть включала методы наблюдения, описания и опроса.
Психология. Главными методами этой работы были классификация и сравнительный анализ. Для практической части использовались способы наблюдения, анкетирования, опроса и анализа полученной информации.
- Юриспруденция. Методологическая основа курсовой работы включает: анализ, аналогию, классификацию и обобщение полученных данных. Частнонаучная методология состоит из сравнительно-правового и технико-юридического метода, а также нормативно-правового анализа.
- Лингвистика. Методологическая база включает сравнительно-языковой и сравнительный анализ, классификацию, синтез научных концепций и гипотезу.
- История. Для раскрытия темы этой работы использовались методы сравнительно-исторического анализа, изучения архивных материалов и закрытых фондов Музея боевой славы, интервью ветеранов Великой Отечественной войны и обобщения.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_1",blockId:rtbBlockID,pageNumber:1,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_1").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_1");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);Экономика и финансы
. В курсовом исследовании использовались следующие методы: анализ, синтез и классификация полученной информации, библиографический анализ и экономические расчёты.- Математические дисциплины. Методологическая основа научного проекта включает классификацию, сравнение, синтез, обобщение, математическое моделирование, функциональный анализ и методику дифференциальных уравнений.
- Информационные технологии. Для курсового проекта применялись научный анализ, классификация, сравнение, обобщение и дедукция. Из специальных методов использовались компьютерное моделирование, системный анализ и информационно-аналитические технологии.
Другие примеры методологии в курсовой работе можно найти в готовых статьях в интернете.
Максимально точные результаты можно получить только с правильно подобранными методами. Они должны соответствовать объекту и предмету исследования, задачам и собранным данным. А также необходимо, чтобы используемые приёмы были научно обоснованными и взаимосвязанными друг с другом. Когда методы соответствуют логике рассмотрения, они дают новые и надёжные результаты для научного исследования.
Виды методов исследования
Методы эмпирического уровня:
— наблюдение
— интервью
— анкетирование
— опрос
— собеседование
— тестирование
— фотографирование
— счет
— измерение
— сравнение
С помощью этих методов исследования изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы.
Методы экспериментально-теоретического уровня:
— эксперимент
— лабораторный опыт
— анализ
— моделирование
— исторический
— логический
— синтез
— индукция
— дедукция
— гипотетический
Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.
Методы теоретического уровня:
· изучение и обобщение
· абстрагирование
· идеализация
· формализация
· анализ и синтез
· индукция и дедукция
· аксиоматика
Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.
Примеры записи методов исследования
Пример 1.
Методы исследования: наблюдение, интервью, анализ статистики, изучение СМИ, литературы.
Пример 2.
Методы исследования:
1. теоретический: теоретический анализ литературных источников, газет;
2. эмпирический: интервью, социологический опрос-анкетирование.
Пример 3.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий об истории города из архивов и фондов музеев, библиотек, экскурсии в окрестностях, где происходили исторические события.
Пример 4.
Методы исследования:
1. библиографический анализ литературы и материалов сети Internet;
2. проведение замеров температуры;
3. системный анализ;
4. выделение и синтез главных компонентов.
Пример 5.
Методы исследования:
— изучение и анализ литературы;
— опрос студентов;
— проведение замеров …;
— анализ полученных данных.
Пример 6.
Методы исследования:
1) Для начала мы составим вопросы и проведем анкетирование. Затем, зная энергетическую ценность пищевых продуктов, подсчитаем количество белков, жиров и углеводов, потребляемых каждым студентом.
2) Результаты проведенного нами анкетирования обработаем при помощи компьютерной программы. Исходя из полученных данных, можно будет пронаблюдать динамику изменения доли риска заболеваний печени и ЖКТ.
В различных отраслях некоторые методы исследования могут иметь свои особые названия:
Пример 7.
Методы исследования:
1. Метод сканирования: наблюдения за двигательной активностью студентов путем регистрации положения через равные промежутки времени.
2. Метод фиксации отдельных поведенческих проявлений: наблюдения с
записью значками в таблицу.
3. Метод фотографирования.
4. Анализ полученных данных.
Теоретическая значимость проекта
Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении индивидуального проекта в случае, если результаты Вашего исследования могут иметь дальнейшее полезное теоретическое применение.
Теоретическая значимость проекта – это раскрытие теоретического значения (применения) индивидуального проекта, описание того, как могут применяться полученные результаты.
Теоретическая значимость индивидуального проекта означает ее нужность, и обычно отвечает на вопрос, чего ради эта работа делалась?
Обычно описание теоретической значимости индивидуального проекта можно начать так: «Теоретическая значимость моего индивидуального проекта заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в … для…».
Желательно, прежде всего, сделать акцент на той пользе, которую принесет ваш проект техникуму. Возможно, результаты индивидуального проекта обобщат собранную информацию, расскажут людям что-то новое и интересное, способствуют улучшению экологической ситуации, улучшению отношения к животным и природе, пригодятся при написании курсовой работы (проекта), дипломной работы (проекта) и т.д.
Примеры описания теоретической значимости проекта
Теоретическая значимость моего индивидуального проекта заключается в том, что я на основании изучения темы СМС-мания выявила влияние СМС-мании на психику и подняла этот вопрос в своем техникуме.
Теоретическая значимость моего проекта заключается в том, что многие подростки и не только, возможно обратят внимание на моё исследование, и сделают выводы, подтверждая их действиями. Работники сотовых связей также должны задуматься, т.к. именно в их силах обеспечить счастливое будущее здоровым детям.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
Поиск по сайту
Виды методов
Право
Виды методов
Количество просмотров публикации Виды методов — 2805
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Виды методов |
Рубрика (тематическая категория) | Право |
1. Всеобщие методы.
a) Диалектика;
b) Метафизика;
c) Синергетика.
А) Диалектика – искусство вести беседу.
Составляющие˸
- Древняя диалектика;
- Диалектика в немецкой классической философии.
B) Метафизика – раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности мира и бытия как такого.
Различают˸
- Античную (древнюю)
- Классическую (нового времени)
- Современную
C) Синергетика – представляет любое явление в виде системы.
Принципы синергетики˸
- Гомеростатичность
- Иерархичность
- Нелинейность
- Неустойчивость
- Наблюдаемость
2. Общенаучные методы.
Формируются из методов многих наук, поддерживают выбранную философскую школу.
1) Логический – основан на использовании диалектики и законов логики. Наиболее используются˸
· Анализ (деление целого на части)
· Синтез (обобщение в рамках целого знания, отдельных элементов)
· Индукция (от частного к общему)
· Дедукция (от общего к частному)
· Абдукция (генерирование и проверка новых гипотез)
2) Исторический — основан на изучении возникновения, формирования и развития объектов в хронологической последовательности.
3) Системный
4) Структурно – функциональный
5) Комплексного исследования
6) Герминифический метод
3. Специальные (частнонаучные) и частноправовые методы.
1) Специальные – разработаны другими науками, применяются в правоведении.
· Математический
· Кибернетический
· Статический
· Конкретно – социально исследовательский
· Психологический
2) Частноправовой метод – разработан в юридической науке.
· Формально – юридический метод – позволяет определить юридические понятия, выявить их признаки
· Сравнительно – правовой – позволяет сопоставить различные правовые системы, либо их отдельные элементы.
9.Власть˸ понятие, особенности, формы.
Понятия˸
· Власть – волевое воздействие на поведение людей со стороны субъекта власти.
· Власть – способность одной стороны, влиять на поведение другой стороны вне зависимости от того, готова ли эта сторона, последняя, к сотрудничеству.
· Механизм организации и регулирования совместной деятельности.
Формы˸
- Власть, основанная на убеждении˸ влияние через активную передачу своей точки зрения. Власть построена на признании руководителя, ᴇᴦο компетентности.
- Власть, основанная на принуждении˸ влияние через страх, угрозу удовлетворению потребностей человека. При этом используются различные формы наказаний.
- Власть, основанная на авторитете˸ на личных качествах руководителя, на отношении к нему подчиненных.
- Традиционная власть˸ основана на готовности людей признать власть руководителя. Пределы такой власти – культура, обычаи и система ценностей
Читайте также
Как уже отмечалось выше, методы государственного управления довольно разнообразны, что предопределяет необходимость их классификации на виды в зависимости от того или иного критерия классификации. Так, Г. Атаманчук выделяет такие виды методов:… [читать подробнее].
§ 1. Понятие и особенности метода осуществления
управленческих действий 433
§ 2. Виды методов осуществления управленческих действий 438 § 3. Методы прямого и косвенного
административного воздействия 444
§ 4. Убеждение как метод осуществления
управленческих действий 446
§… [читать подробнее].
Методы государственного управления способы, приемы воздействия субъекта управления на объект управления в рамках управленческих отношений, которые используются для достижения целей и задач управления, реализации функций управления.
Основные черты методов… [читать подробнее].
Наиболее распространёнными методами во взаимоотношениях субъектов административного права и в их отношениях к другим участникам являются следующие методы:
— убеждение и принуждение, как универсальные методы деятельности, то есть применяемые как в сфере… [читать подробнее].
§ 1. Понятие и особенности метода осуществления
управленческих действий 433
§ 2. Виды методов осуществления управленческих действий 438 § 3. Методы прямого и косвенного
административного воздействия 444
§ 4. Убеждение как метод осуществления
управленческих действий 446
§… [читать подробнее].
Методы государственного управления способы, приемы воздействия субъекта управления на объект управления в рамках управленческих отношений, которые используются для достижения целей и задач управления, реализации функций управления.
Основные черты методов… [читать подробнее].
Деятельность исполнительной власти по своему содержанию есть не что иное, как выполнение общих функций, возникающих в процессе совместного труда, а по способу осуществления — это властная деятельность. Наличие власти означает, что ее субъект может односторонне… [читать подробнее].
Методология ТГП – это совокупность принципов, приемов и способов исследования закономерностей возникновения, развития и функционирования государственно-правовой системы.
Методы ТГП — это приемы, способы, подходы, которые используются данной наукой для познания ее… [читать подробнее].
Методы, используемые в процессе реализации исполнительной власти, разнообразны. Но в их основе два универсальных метода любой государственной или общественной работы – убеждение и принуждение.
Убеждение является главным методом деятельности. Проявляется оно в… [читать подробнее].
Говоря о методе административного права, мы должны, прежде всего, отметить то обстоятельство, что административное право относится к тем немногим отраслям, которые обладают собственным методом правового регулирования. Метод правового регулирования позволяет ответить… [читать подробнее].
Тема 6. Методология и методика научного исследования. Виды методов. План
Понятие методологи и методики научного
познания. Соотношение методологи и
методикиВиды методов научного познания
Общенаучные методы
Специально-научные методы
Частно-научные методы
Рекомендованная литература и нпа:
Лудченко А.А. Основы научных исследований:
Учебн. пособие. – К.: Знание, 2000.Пилипчук
М.І., Григор’єв
А.С., Шостак В.В. Основи наукових
досліджень. – К., 2007. – 270с.П’ятницька-Позднякова
І.С. Основи наукових досліджень у вищий
школі. – К., 2003. – 270с.Романчиков В.І.
Основи наукових досліджень. – К.: Центр
учбової літератури, 2007. – 254с.Сабитов Р.А. Основы
научных исследований. – Челябинск:
Изд-во Челябинского государственного
ун-та, 2002. – 139с.Стеченко Д.М., Чмир
О.С. Методологія наукових досліджень.
– К.: Знання, 2007. – 317с.Шейко В.М.,
Кушнаренко Н.М. Організація та методика
науково-дослідницької діяльності:
Підручник. – К.: Знання-Прес, 2002. – 295с.. Іванов В.
Контент-аналіз як формалізований метод
дослідження документів // Філософська
і соціологічна думка. – 1994. – №3-4. –
С.211-224.
Миренский
Б.А. Методологические основы и методы
совершенствования
законодательства. –
Нукус: Каракалпакстан, 1990.
10..
Таллер
Р.И. Философия как логика и методология
познания права. –
Куйбышев: Изд-во Куйбышевского ун-та,
1989.
-1-
Современные ученые дают определение
методологи как «учение о способах
организации и построении теоретической
и практической деятельности человека».
В научной
традиции методологию рассматривают
(1) учение
о методах познания или систему научных
принципов, на основании которых
основывается исследование и осуществляется
выбор совокупности познавательных
средств, методов, приемов (2) как
совокупность способов исследования,
которые применяются в науке.
Методика исследования
— это система правил использования
методов, приемов и способов для проведения
какого-либо исследования (то есть
алгоритм, технология получения желаемого
результата).
Специфика научной деятельности
в значительной мере определяется
методами. Метод –
это совокупность способов или приемов
практического или теоретического
освоения действительности, подчиненных
решению конкретной задачи
Существует два подхода к
содержанию самого метода. А именно, (1)
метод необходимо отграничить и от
способа познания, поскольку метод
является более широким понятием и
состоит, как правило, из ряда способов;
(2) метод- это и способ, с помощью которого
можно исследовать определенный объект.
В этом дискуссионном вопросе, необходимо
обратить внимание на то, что не всегда
метод это совокупность способов, то
есть метод может быть представленный
как и один способ, поэтому метод нельзя
отграничивать от способа познания.
-2.1.-
Общенаучные
методы
—
составляют
мировоззренческую
основу
всех
наук,
то есть используются многими
науками
в
процессе
исследования
объекта
и
предмета
(их еще называю общефилософскими),
а именно:
—
диалектический метод;
—
метафизический метод;
— метод
анализа;
-метод
синтеза;
—
индукция;
—
дедукция;
—
исторический метод;
—
логический метод;
—
системный метод.
-2.2.-
Специальные методы— методы
которые являются частнонаучными методами
для других наук, но используются
конкретной наукой с целью получения
полной информации о предмете исследования
(например, психологический метод для
науки «психология» — частнонаучный,
однако для юриспруденции он является
специальным).
К специальным методам (в области
юриспруденции) относятся:
— социологический метод;
— статистический метод;
— синергетический метод;
— кибернетический метод;
— психологический метод.
-2.3.-
Частнонаучные
методы
— это
методы,
которые
используются
конкретной наукой
для исследования
предмета
(можно
сказать,
что
каждая
конкретная
наука
разрабатывает
свои
методы).
К таким методам
можно отнести:
— формально-юридический
метод;
— метод
правового моделирования;
— метод
сравнительного
правоведения
— правовой
эксперимент.
Необходимо
обратить
внимание
на классификацию
методов
на теоретические,
эмпирические
и используемые
как на теоретическом,
так и на
эмпирическом
уровне.
Теоретические: метафизический,
диалектический, идеалистический,
системный, исторический, аксиоматический,
метод формализации.
Эмпирические: метод
наблюдения, сравнения, экспериментальный
метод.
Теоретико-эмпирические:
анализ, синтез, индукция, дедукция,
абстрагирование.
Кроме того, при написании
научной работы исследователю необходимо
соблюдать законы формальной и
диалектической логики в научных
исследованиях.
Законы формальной логики:
— закон
тождества;
— закон непротиворечивости;
— закон
исключенного
третьего;
— закон
достаточного основания.
Законы диалектики:
—
закон
единства
и борьбы
противоположностей;
— закон
перехода
количества
в качество
и
наоборот;
— отрицание отрицания.
Виды методов обучения в педагогике
Замечание 1
Степень успешности обучения зависит в первую очередь от применяемых в его ходе методов обучения.
Определение 1
Метод обучения в педагогике — это комплекс поэтапных и связанных друг с другом вариантов работы педагога и учащихся, нацеленных на решение определенных дидактических задач.
Определяют несколько способов обучения:
- практические;
- наглядные;
- словесные;
- опыты и эксперименты;
- моделирование;
- игровые методы.
Практические методы
К числу практических можно отнести такие методы, как упражнения, схемы, иллюстрации или же познавательные игры. Приведенный метод по сравнению с иными в лучшей степени приучает ребенка к добросовестному решению данных ему задач. Как результат применения этого метода, у детей происходит формирование полезных привычек, а именно привычка правильно организовывать трудовой процесс, которая основывается на понимании цели предстоящей работы, анализе существующих целей и условий их достижения, составлении плана деятельности, подготовке необходимых для процесса материалов, внимании по отношению к качеству выполняемой работы, анализе и выводах.
Определение 2
Основой всех практических методов в педагогике можно назвать упражнение, другими словами поэтапное, организованное, циклическое выполнение действий, цель которых заключается в овладении определенными навыками, необходимыми для упражнения или повышения качества владения этими навыками.
Дидактические игры являются процессом, отлично сочетающимся с учением. Игровые моменты, включенные в образовательный процесс, делают ход обучения более интересным для учащихся, позволяют сформировать у детей рабочий настрой и помогают преодолеть возникающие в процессе трудности. Игра представляет собой важнейший триггер умственного развития детей.
Наглядные методы
Определение 3
В качестве наглядных методов обучения в педагогике можно определить демонстрацию и наблюдение.
Определение 4
Метод наглядности позволяет учащимся прочно запомнить преподаваемый материал. Наглядные методы можно применять на каждом из этапов хода педагогического процесса. Они способствуют образному, гармоничному восприятию, выступают в качестве опоры для развития мышления.
В большей мере важность наглядных методов раскрывается при их применении по отношению к ученикам дошкольного возраста, у которых на данном этапе основу форм мышления составляют наглядно-образная и наглядно-действенная, а проявление понятийной фо
маркетинговые исследования виды методы кабинетные исследования
Маркетинговое исследование – это совокупность действий по сбору, анализу и характеристике информации, данных, которые организация осуществляет с целью разработки и повышения качества своих маркетинговых усилий.
Г. Л. Багиев считает, что маркетинговые исследования – это экономически целесообразный способ определения того, в чем люди нуждаются, чего желают, о чем думают, во что верят или что делают.
Система маркетинговой информации – это постоянно действующая система взаимосвязи людей, оборудования и методических приёмов, предназначенная для сбора, анализа и распространения своевременной и точной информации для использования её маркетологами с целью совершенствования планирования, реализации и контроля маркетинговых мероприятий. Она включает:
Рисунок 1. Элементы системы маркетинговой информации организации
Статистический банк – совокупность современных методик статистической обработки информации. К таким методикам можно отнести корреляционный, факторный, регрессионный анализ и т.д.
Банк моделей – набор математических моделей, способствующих принятию оптимальных маркетинговых решений деятелями рынка. К ним можно отнести модель расчета цены, модель разработки рекламного бюджета и т.п. Эти модели могут способствовать получению ответов на вопросы типа «а что, если?» и «что лучше?».
Типичные задачи маркетинговых исследований:
- изучение характеристик рынка;
- замеры потенциальных возможностей рынка;
- анализ распределения долей рынка между фирмами;
- анализ сбыта;
- изучение тенденций деловой активности;
- изучение товаров конкурентов;
- краткосрочное прогнозирование;
- изучение реакции на новый товар и его потенциала;
- долгосрочное прогнозирование;
- изучение политики цен .
Рисунок 2 – Основные этапы процесса маркетингового исследования
На практике определение проблемы исследования проводится путём организации опроса руководителей высшего и среднего звеньев управления фирмы. Зачастую именно им приходится решать эти проблемы, преодолевать опасные моменты в деятельности организации. Но маркетологи способны подтолкнуть к более глубокому обдумыванию складывающейся ситуации, проблемы. Важно, чтобы при её поиске был найден ответ на вопрос «Почему?» (например, почему продавцы не прилагают усилий к сбыту продукции?)
На втором этапе проведения маркетинговых исследований необходимо чётко и ясно сформулировать цель, детализировать её путь достижения конкретными задачами. При этом нужно помнить о том, что цель и гипотезы связаны между собой, но гипотезы всегда более конкретны по содержанию (например, мероприятия по стимулированию сбыта неэффективны).
В разных источниках можно столкнуться с различными классификациями целей маркетинговых исследований.
Виды целей маркетинговых исследований (Липсиц И.В.):
На этапе формирования плана проведения исследования детально разрабатываются его процедуры. Классическим подходом принято считать широко используемый маркетологами метод «6W»: Who (кто?), What (что?), When (когда?), Where (Где?), Why (Зачем?), Way (каким образом?), которые исследователь задаёт себе. Например:
- Кто: кого можно считать постоянным покупателем?
- Что: какую информацию нужно получить от респондентов?
- Когда: в какой момент получать эту информацию?
- Где: в каком месте контактировать с респондентом?
- Зачем: для чего нужна добываемая информация?
- Каким образом: как получать искомую информацию от респондента?
Виды источников информации для маркетинговых исследований:
По виду используемой информации маркетинговые исследования делятся соответственно на первичные и вторичные. Первичные исследования, как правило, являются более затратными и всегда требуют наличия стимула, например, в виде ответа на вопрос, который будет получен в ходе исследования.
На этапе интерпретации полученных результатов по исследованию организуется совместная работа маркетолога и руководителя компании. Выводы, которые будут получены, представляют собой знание. Рекомендации по устранению проблемы должны быть прозрачными, а последствия их внедрения понятны менеджерам. В заключение отчёта должны быть чётко обозначены изменения, которые произойдут в компании, или подтверждена правильность курса, выбранного компанией в момент исследования.
Кроме рассмотренных выше видов, маркетинговые исследования делятся на качественные и количественные.
Качественные исследования предназначены для изучения потребностей, мнений, поведения потребителей, разработки новых идей, предложений, программ. Методами проведения качественных маркетинговых исследований являются:
1. Фокус-группа – это метод, при котором модератор по специально разработанному сценарию организует беседу с 8–12 приглашенными из населения, потребителей, мнение которых наиболее интересно компании по исследуемой проблеме. Длительность беседы обычно составляет от 1 до 1,5 ч и фиксируется видеозаписью. Число фокус-групп по одной и той же проблеме может варьироваться от 3 до 5, причём они формируются из одной целевой группы. Задача модератора создать обстановку для открытого диалога. В основе сценария проведения беседы определены цель
и задачи. Преимущество данного метода состоит в получении разнообразной информации и генерировании различных идей в ходе проведения беседы.
К фокусам-группам предъявляются определенные требования:
- должна быть однородной по социальным, демографическим и экономическим показателям;
- участники должны иметь примерно одинаковый опыт по обсуждаемой проблеме;
- не рекомендуется привлекать к беседе профессиональных респондентов, имеющих большой опыт участия в фокус-группах.
2. Углубленные интервью проводятся так же, как и фокус-группы по разработанному сценарию с респондентом, но позволяют получить более детальную информацию о потребительском мнении, обсудить конфиденциальные вопросы, вызывающие у опрашиваемых смущение, разобраться в мотивации поведения потребителей, получить профессиональное мнение. Преимущество подобных интервью заключается в более свободном поведении респондента, поскольку на его позицию не влияет мнение других опрашиваемых.
3. Проективные технологии проводятся таким образом, что истинная цель исследования скрыта от опрашиваемого, а сценарий специально делают запутанным и двусмысленным. Вопросы носят косвенный характер и направлены на выявление мотивов, ощущений, мнений, отношений респондентов. В проективных технологиях просят проанализировать мнение других покупателей. На практике используют четыре проективных метода:
3.1 метод ассоциаций – суть метода состоит в прослушивании респондентами перечня слов и произнесении ими первого, что придёт в голову. Принято считать, что эта первая реакция и отражает глубинное отношение к изучаемому предмету. В результате для каждого тестового слова определяется: частота возникновения ассоциации; время реакции; доля респондентов, не отреагировавших за отведенное время;
3.2 метод завершения, при котором респондент должен закончить предложение или рассказ. Анализ ответов даёт информацию об оценке своих эмоциональных усилий и времени;
3.3 методы конструирования – основаны на том, чтобы респондент составил диалог или описание. Используются две технологии: описание рисунка или тестирование с помощью комиксов;
3.4 выразительные методы – к ним относят ролевые игры и метод третьего лица.
4. Наблюдение осуществляется не с помощью вопросов, а путем наблюдения и фиксации фактов в поведении объекта в реальных условиях (жесты, взаимодействие с другими индивидами и др.).
5. Этнографическое исследование – это разновидность метода наблюдения, при котором исследователи проводят один день жизни с покупателями и таким образом получают информацию о культуре потребления, способах использования товара, системе убеждений.
6. Блоги и «wiki» представляют собой онлайновые «книги жалоб и предложений» и создаются или индивидами, или самими компаниями. Они позволяют оценить качество работы организации и обеспечивают её обратной связью с покупателями.
Количественные исследования основаны на использовании числовых данных и методов математического анализа,которые получены в результате обработки крупных репрезентативных выборок. Используют несколько методов получения количественных данных для исследования:
Таким образом, с помощью маркетинговых исследований компания может достичь значительных преимуществ в конкурентной борьбе и снизить неэффективные затраты.
Определение и виды исследовательских методов и методик
В процессе каждого исследования используются определенные методики и методы, которые в совокупности образуют единую систему. Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических способов, чья связь дает возможность с максимальной достоверностью изучать настолько сложный, многосторонний и функциональный объект, как педагогический процесс. Применение некоторых методов и приемов исследования помогает со всех сторон изучить проблему и каждый из ее элементов, а также параметров.
Определение 1
Педагогические исследовательские методы — это самостоятельные приемы исследования педагогических явлений и процессов, а также приобретения научных данных о них для установления закономерных связей и взаимоотношений и с целью формирования и обоснования научных концепций.
Виды исследовательских методов и методик
Исследовательские методы и методики многочисленны и обладают весьма большим разнообразием. В самом общем смысле они могут быть подразделены на три следующие базовые группы:
- методы и методики исследования педагогического опыта, другими словами эмпирические;
- методы и методики теоретического исследования;
- математические и статистические методы.
Методы исследования педагогического опыта подразумевают под собой определенные приемы работы по исследованию реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. Изучению подвергаются в равной степени передовой опыт и опыт обыкновенных рядовых учителей. Их проблемы достаточно часто отражают реальные противоречия педагогического процесса, сформировавшиеся либо находящиеся на стадии формирования трудности. При этом в большей части случаев свое применение находят такие из них как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, анализ письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации в целом.
Рисунок 1
Исследовательские методы и методики
Наблюдение в качестве метода исследования в педагогике свое применение находит достаточно часто и является неким целенаправленным восприятием педагогической реальности, в процессе которого изыскатель может получить точный фактический материал. При этом осуществляется запись (протоколы) исследований.
Обычно перед тем, как начать наблюдение, создают план, в котором отмечаются все точные объекты исследования и по которому в дальнейшем строится процесс. Структура метода наблюдения проходит ряд следующих этапов:
определение задач и цели;
- выбор объекта, предмета, а также ситуации;
- выбор метода исследования;
- выбор методов