Site Loader

Содержание

Информация и знания. Восприятие информации человеком


Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 7 классы | Планирование уроков на учебный год (учебник И.Г. Семакина и др.) | Восприятие и представление информации

§2. Восприятие и представление информации

Основные темы параграфа:

- восприятие информации;

- информация и письменность;

- языки естественные и формальные;

- формы представления информации.

Изучаемые вопросы:

- Информация как знания человека.

- Декларативные и процедурные знания.

- Информативность сообщения.

- Образная и знаковая формы восприятия информации.

- Язык – знаковая форма представления информации.

Восприятие информации

Человек воспринимает информацию из окружающего мира с помощью своих органов чувств — их пять: орган зрения (глаза), орган слуха (уши), орган вкуса (язык), орган обоняния (нос), орган осязания (кожа).


Большая часть информации поступает к нам через зрение и слух. Но и запахи, и вкусовые, и осязательные ощущения тоже несут информацию. Например, почувствовав запах гари, вы узнаете, что на кухне сгорел обед, о котором забыли. На вкус вы легко узнаёте знакомую пищу, оцениваете количество сахара или соли в блюде. На ощупь, т. е. через контакт с кожным покровом, вы узнаёте знакомые предметы даже в темноте, оцениваете температуру внешних объектов. Таким образом, существуют разные способы восприятия информации человеком, связанные с разными органами чувств, через которые она поступает:

• через зрение поступает информация в виде изображения;

• через слух воспринимается информация в звуковом виде;

• через обоняние воспринимается информация в виде запахов;

• через вкус поступает информация от вкусовых ощущений;

• через осязание мы получаем информацию в виде осязательных (тактильных) ощущений.

Можно сказать, что зрение, слух, вкус, обоняние, осязание являются информационными каналами между внешним миром и человеком. При утрате одного из таких каналов (например, зрения или слуха) усиливается информационная роль других каналов. Известно, что незрячие люди острее слышат, для них возрастает значение осязания.

Информация и письменность

Полученную информацию человек может запомнить или записать, а также передать другому человеку. В какой форме это происходит?

Чаще всего люди общаются между собой в устной или письменной форме, т. е. разговаривают, пишут письма, записки, статьи, книги и т. п. Письменный текст состоит из букв, цифр, скобок, точек, запятых и других знаков. Устная речь тоже складывается из знаков. Только эти знаки не письменные, а звуковые. Лингвисты их называют фонемами. Из фонем складываются слова, из слов — фразы. Между письменными знаками и звуками есть прямая связь. Сначала появилась речь, потом — письменность. Письменность нужна для того, чтобы фиксировать на бумаге человеческую речь.


Очень интересна история письменности! Письменность, которой пользуемся мы и большинство европейских стран, называется звуковой. В ней отдельные буквы или сочетания букв обозначают звуки речи, а знаки препинания — паузы, интонацию. А вот китайская письменность называется идеографической. В ней один значок (его часто называют иероглифом) обозначает слово или значительную часть слова (рис. 1.1). А японское письмо называется слоговым. Там один значок обозначает слог.

Самая же древняя форма письменности, которая идет от первобытных людей, называется пиктографической. Одна пиктограмма — это рисунок, который обозначает понятие или даже целое сообщение. Пиктографическая символика часто используется и сегодня. Например, всем вам знакомые дорожные знаки — это пиктограммы (рис. 1.2).

Языки естественные и формальные

Человеческая речь и письменность тесно связаны с понятием «язык». Конечно, имеется в виду не орган речи, а способ общения между людьми. Разговорные языки имеют национальный характер. Есть русский, английский, китайский, французский и другие языки. Лингвисты их называют естественными языками. Естественные языки имеют устную и письменную формы.

Кроме разговорных (естественных) языков существуют формальные языки. Как правило, это языки какой-нибудь профессии или области знаний. Например, математическую символику можно назвать формальным языком математики; нотную грамоту — формальным языком музыки.

Язык — это знаковый способ представления информации. Общение на языках — это процесс передачи информации в знаковой форме.

Формы представления информации

Итак, информацию человек представляет с помощью различных языков. Можно привести примеры разных способов знакового представления информации, заменяющих речь. Например, глухонемые люди речь заменяют жестикуляцией. Жесты дирижера передают информацию музыкантам. Судья на спортивной площадке пользуется определенным языком жестов, понятным игрокам.


Другой распространенной формой представления информации является графическая форма. Это рисунки, схемы, чертежи, карты, графики, диаграммы. При изучении многих школьных предметов вы активно пользуетесь такой графической информацией. Наглядность графической информации облегчает понимание заложенного в нее содержания.

Подведем итог разговору о формах представления информации.

Формы представления информации человеком:

• текст на естественном языке в устной или письменной форме;

• графическая форма: рисунки, схемы, чертежи, карты, графики, диаграммы;

• символы формального языка: числа, математические формулы, ноты, химические формулы, дорожные знаки и пр.

Чтобы письменный текст на любом (естественном или формальном) языке был всем одинаково понятен, он должен соответствовать правилам языка. Синтаксис — это совокупность правил записи текста на языке. Их нарушение называется синтаксической ошибкой. Семантика — это система правил и соглашений, определяющая толкование и придание смысла конструкциям языка. Таким образом, правила синтаксиса определяют форму письменного текста, а правила семантики — его смысл, содержание.

Коротко о главном

Человек воспринимает информацию из внешнего мира с помощью всех своих органов чувств. Зрение, слух, вкус, обоняние и осязание являются информационными каналами, связывающими человека с внешним миром.

Язык — это знаковая форма представления информации. Языки бывают естественными и формальными.

Человек сохраняет информацию или обменивается ею с другими людьми на естественных языках, формальных языках, в графической форме.

Письменность — важнейший способ сохранения и передачи информации. В истории человечества сформировались следующие формы письменности: звуковая, слоговая, идеографическая, пиктографическая .

Письменный текст составляется в соответствии с правилами синтаксиса и семантики языка.

Вопросы и задания

1. Какую роль в информационной деятельности человека выполняют органы чувств? Перечислите все органы чувств человека.

2. Почему восприятие вкусов и запахов можно назвать приемом информации?



3. Как читают незрячие люди? Какие органы чувств при этом задействованы?

4. Чем отличается чтение нот от прослушивания музыки с точки зрения формы принимаемой информации?

5. Грамотный музыкант способен услышанную музыку записать нотами. Какое преобразование формы музыкального произведения он при этом производит? Опишите ситуацию обратного преобразования.

6. Какую роль выполняют языки в информационной деятельности человека?

7. Что такое естественные языки, формальные языки?

8. Какие существуют формы письменности?

9. Попробуйте с информационной точки зрения объяснить такой феномен: ощущение человеком вкусов и запахов во сне. Подготовьте сообщение.

Электронное приложение к уроку

liniya

Вернуться к материалам урока


liniyaliniya

liniya


Презентации, плакаты, текстовые файлыliniyaРесурсы ЕК ЦОР

Видео к уроку


liniya

Cкачать материалы урока
liniya

«Информация как знания человека. Восприятие информации человеком».


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА 2

Тема урока: «Информация как знания человека. Восприятие информации человеком».

Цель урока: раскрыть  понятие информация; познакомить с классификацией знаний, свойствами и видами информации; воспитывать у учащихся информационную культуру; прививать интерес к предмету; формировать навыки самостоятельности и дисциплинированности.


Задачи: дать знания об информации, о свойствах и видах информации, о классификации знаний.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентации к уроку «Информация как знания человека. Восприятие информации человеком».

 

Структура и ход урока 

Организационный момент:

Здравствуйте. Присаживайтесь. Кто сегодня отсутствует? (отмечаю)

Актуализация знаний:

На прошлом уроке вам было задано домашнее задание стр. 5-7. (опрос по введению в форме обсуждения)

Объяснение нового материала:

Запишите в тетрадь число и тему: «Информация как знания человека. Восприятие информации человеком».

Информация  это  сведения об объектах и явлениях окружающего мира, их параметров, свойствах и состояниях.

Классификация информации:

Декларативные знания об определенных явлениях, событиях, свойствах объектов, зависимостях.

Процедурная определяют действия для достижения какой-либо цели.

Свойства информации

1.    Объективность информации. Информация – это отражение внешнего мира, а он существует независимо от нашего сознания и желания. Поэтому в качестве свойства информации можно выделить ее объективность. Информация объективна, если она не зависит от чьего либо мнения, суждения.

2.    Достоверность информации. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел.
Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Достоверная информация помогает принять нам правильное решение.

3.    Полнота информации. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решения.

4.    Актуальность (своевременность) информации – важность, существенность для настоящего времени. Только вовремя полученная информация может принести необходимую пользу. Неактуальной информация может быть по двум причинам: она может быть устаревшей (прошлогодняя газета) либо незначимой, ненужной (например, сообщение о том, что в Италии снижены цены на 5%).


Виды информации:

1 по способу восприятия информации.

1.    зрение; с помощью глаз люди различают цвета, воспринимают зрительную информацию, к которой относятся и текстовая, и числовая, и графическая; (90%)

2.    слух; уши помогают воспринимать звуковую информацию – речь, музыку, звуковые сигналы, шум; 9%

3.    обоняние; с помощью носа люди получают информацию о запахах окружающего мира;

4.    вкус; вкусовые рецепторы языка дают возможность получить информацию о том, каков предмет на вкус – горький, кислый, сладкий, соленый;                                                     1%

5.    осязание; кончиками пальцев (или просто кожей), наощупь можно получить информацию о температуре предмета – горячий он или холодный, о качестве его поверхности – гладкий или шершавый.

2 по форме представления информации.

1.    Текстовая информация,

2.    Числовая информация,

3.    Графическая информация:

4.    Музыкальная (звуковая) информация.

 

Закрепление нового материала:

К какому виду классификации эти знания относится?

 

Я знаю, как решить квадратичное уравнение. (процедурные)

Я знаю, что у собаки четыре лапы. (декларативные)

Я знаю, что Самая глубокая впадина в мире- Марианская впадина. (декларативные)

Я знаю, как играть в карты. (процедурные)

 

Приведите примеры информации которую получает человек и через какой орган он воспринимает эту информацию.

 

Домашнее задание:

Сегодня на уроке мы ознакомились с понятием информация, свойства и виды информации, классификация знаний. На следующий урок вам задание изучить параграф 1-2. (учебник Семакин И. Г. «Информатика и ИКТ»).

Восприятие информации человеком - свойства, формы


Жизнь современного человека трудно представить без информации. Средства массовой информации буквально изобилуют всевозможными событиями, которые могут заинтересовать личность. На сегодняшний день нет недостатка информации в какой – либо области; напротив, наблюдается ее переизбыток. Люди часто путаются в одних и тех же понятиях, поскольку информация об одном и том же предмете может быть противоречивой. Поэтому, чтобы разобраться в сложном вопросе, иногда приходится изучить кучу различных позиций.

Восприятие – это процесс отражения в сознании личности явлений и предметов в сумме их свойств, состояний, компонентов. Данный процесс тесно связан с органами чувств, поскольку мы получаем любую информацию посредством участия зрительных, слуховых и иных ощущений.

Процесс восприятия информации представляет собой высокоорганизованную внутреннюю работу, в которой участвуют все психические процессы: внимание, воображение, память, мышление. Для того, чтобы поступающая в мозг информация лучше усваивалась, ее необходимо осознавать или осмысливать. Восприятие как раз и выполняет функцию своеобразного проводника между новой информацией и ее осознанием.

Восприятие информации человеком происходит на нескольких уровнях. Все они, так или иначе, затрагивают органы чувств и связаны с познавательными процессами.

Каналы восприятия информации

Под каналами восприятия понимают преобладающую направленность в сторону одного органа чувств, которая обеспечивает лучшее усвоение поступающей информации. Стоит учесть тот фактор, что у каждого человека доминирует своя индивидуальная направленность.  Кому – то для усвоения достаточно один раз прочитать материал, другому необходимо прослушать лектора на эту же тему и т.д.

  • Визуальный канал. Направлен на усвоение информации путем большего сосредоточения на зрительных образах. У человека, которого преобладает данный канал восприятия, отмечается высокая способность усваивать информацию через чтение. В данном случае личности достаточно прочитать материал, и информация  прочно «закрепится» в мозге. Нет необходимости пересказывать прочитанное или делиться с окружающими. Если информация сама по себе носит противоречивый характер, вызывает дополнительные вопросы, провоцирует спор, то у индивида может возникнуть потребность подробно ознакомиться с разными мнениями для того, чтобы сформировать свою точку зрения.
  • Аудиальный канал. Направлен на  усвоение информации путем концентрации преимущественно на слуховых образах. Если преобладает данный канал восприятия, у человека отмечается высокая способность к запоминанию через прослушивание нужного материала. Студенты, у которых доминирует аудиальный канал, прекрасно усваивают предложенную информацию во время лекции и могут дома ничего не учить – все и так легко улеглось в голове, так что не осталось лишних вопросов! Если возникают сложные моменты, материал сложный и непонятный, такая личность обычно стремится сразу уточнить важные детали и разобраться на месте, задав лектору соответствующие вопросы.
  • Кинестетический канал. Направлен на усвоение информации путем сосредоточения преимущественно на физических ощущениях. Кинестетическое восприятие тесно связано с органами осязания, поэтому такому человеку во время разговора обязательно требуется прикасаться к собеседнику. Запах, вкус тоже имеют для этой личности первостепенное значение – она более всего внимательна к деталям и собственным чувствам. Если вы спросите человека, что с ним происходит, он сможет в красках описать свои эмоции, распознать их подлинные проявления.
  • Дигитический канал. Направлен на усвоение информации путем концентрации на абстрактно – логических образах. Такой человек склонен во всем искать смысл, раскладывать свои знания «по полочкам». Дигиталу крайне важно знать, с какой целью он выполняет то или иное действие и что из этого последует. Он обладает способностью прогнозировать ситуацию, а потому склонен к планированию и глубокому анализу происходящих событий. Чаще всего, дигиталы по жизни занимаются научной деятельностью.

Перечисленные каналы восприятия являются ведущими, но кроме них имеются и другие: вкусовой, обонятельный, семантический и т.д. В соответствии с представленными особенностями каждого из каналов в психологии выделяют следующие виды восприятия информации: зрительный, слуховой, осязательный, речемыслительный. Каждый из перечисленных видов полностью соотносится с выше обозначенными каналами восприятия информации.

Свойства восприятия

  • Предметность. Характеризуется направленностью на внешний мир. Человек всегда сосредоточивает свое внимание на таких вещах, которые находят отражение в окружающем пространстве. Это не обязательно могут быть предметы и явления, но также абстрактные понятия. В любом случае происходит глубокое умственное сосредоточение на том или ином предмете: обыденном, художественном или научном.
  • Целостность. В отличие от ощущения, которое отражает отдельные свойства предметов и явлений окружающего мира, восприятие составляет его общий образ. Он складывается из совокупности различных ощущений и формирует целостное представление о том или ином предмете.
  • Структурность. Необходимо отметить, что восприятие человека устроено таким образом, что обладает способностью систематизировать материал в определенном порядке, то есть, из общего потока поступающей информации выделять только ту, что окажется полезна в данном случае.
  • Константность. Под этим свойством понимается относительная постоянность воспринимаемой информации при различных условиях. Так, например, формы предметов, их величина, цвет представляются человеку одинаковой при разных жизненных условиях.
  • Осмысленность. Человек не просто воспринимает предметы и явления, он делает это осмысленно, целенаправленно, предвидя определенный результат и стремясь к нему. Так, например, студенты слушают лекцию для того, чтобы успешнее сдать зачет или экзамен, посещают занятия по художественной культуре для самообразования. Во всяком своем действии личность стремится поступать осмысленно, потому что иначе и не может совершаться никакая деятельность.

Сложные формы восприятия информации

Под формами восприятия информации понимают некоторые категории, имеющие в своей основе размышления и направленность на поиск истины.

  • Восприятие пространства. Каждый из нас весьма индивидуально подходит к восприятию пространства. Если нас перенести в другое место, мы не сможем сразу сориентироваться, пока не выработаем тактику поведения и не поймем, как лучше себя вести. Один человек способен сориентироваться в меняющихся условиях иначе, чем другой и у каждого свое собственное восприятие.
  • Восприятие времени. У каждого из нас есть свои биологические часы, которые напоминают о необходимости предпринимать определенные действия. Есть распространенная теория о «совах» и «жаворонках». Одним трудно просыпаться утром, они могут бодрствовать днем, другим необходимо рано вставать и также рано ложиться. Если обратиться к человеку на улице с вопросом «Который час?», большинство сейчас же начнут искать часы, чтобы вам ответить. Между тем, внутри себя всякий примерно знает, сколько времени на данный момент. Именно поэтому становится возможным процесс планирования любых дел, прогнозирование различных ситуаций еще до того, как они произойдут в реальности.
  • Восприятие движения. Впечатления движения создаются сугубо индивидуально. Кому – то достаточно наклонить вперед голову, принять соответствующее положение корпуса, чтобы создалась иллюзия того, что происходит перемещение в пространстве. Восприятие движения фиксируется мозгом и осознается личностью за счет вестибулярного аппарата и собственных мыслей, субъективных настроений.
  • Восприятие преднамеренное и непреднамеренное. Данные формы отличаются друг от друга участием сознания в восприятии каких – либо объектов. Иначе их еще можно назвать непроизвольным и произвольным. В первом случае восприятие осуществляется за счет внешних обстоятельств, которые привлекли внимание человека, а во втором им руководит сознание. Преднамеренное  восприятие характеризуется четкой целью, обозначенными задачами, ясной структурой и последовательностью в выполнении всех необходимых шагов.

Особенности восприятия информации

Каждый человек подходит к восприятию одних и тех же событий и явлений очень индивидуально. Ведь один увидит в происходящем для себя благословение, а другой сочтет в данных обстоятельствах для себя наказание. Кроме того, люди различаются еще и по ведущим каналам восприятия информации. Если кому – то необходимо прочитать изучаемый материал, то другому очень важно его прослушать на слух.

Для визуала крайне важно, чтобы вся информация находилась в поле его зрения. Замечательно, если имеется возможность ознакомиться с материалом посредством чтения. Только тогда, когда визуал увидит, как выглядит то, что ему нужно запомнить, он способен по – настоящему воспринимать.

Для аудиала всегда лучше единожды услышать материал, чем несколько раз его читать. Это тот тип восприятия, когда сказанное живьем слово приобретает колоссальное значение. Людям, имеющим ведущий аудиальный канал восприятия, всегда легче усваивать информацию на лекциях или участвовать в семинарах.

Отличительной особенностью кинестетиков является природная потребность все трогать руками. Иначе не может пойти процесс целостного восприятия. Только с помощью эмоций, подкрепляемых взаимодействием с людьми или предметами, они познают окружающую реальность. Как правило, такие люди очень эмоциональны и подвержены различным направлениям деятельности. Весьма много среди них художников, музыкантов, скульпторов, то есть к ним относятся те, кто способен проживать целую жизнь при соприкосновении с предметами и даже творить собственную реальность.

Дигиталы склонны к глубокому анализу происходящих событий. Это по сути своей настоящие мыслители и философы. Для них новая информация должна обязательно являться предметом абстрактно – аналитического мышления, плодом серьезной внутренней работы, связанной с логическим выстраиванием сложных конструкций. Познать истину – их главная цель.

Таким образом, способы восприятия информации существуют самые различные. Все вместе они создают гармоничную  и целостную картину мира, в которой приветствуется полнота многообразия. Необходимо развивать все каналы восприятия, но делать это с опорой на ведущий вид. Тогда любая деятельность человека будет успешной, приведет его к новым открытиям и свершениям.

Информация и знания. Восприятие информации человеком


Конспект урока по информатике для 8 класса на тему: «Информация и знания. Восприятие информации человеком»

Учитель: Швайко Лариса Анатольевна,

МБОУ «СШ №13» города Евпатории, РК

Цели урока:

1. Образовательные:

- формирование опорной системы знаний по теме «Информация и знания». Ввести понятия «информация», «декларативные» и «процедурные» знания, «информативность», формы восприятия информации, язык – знаковая форма представления информации.

2. Развивающие:

- развитие речи через обогащение словарного запаса учащихся при введении новых понятий.

- развитие логического мышления при анализе нового материала.

- формирование интеллектуальных умений (овладение мыслительными операциями анализа, сравнения, обобщения и т.д.).

- развитие эмоциональной и двигательной сфер при выполнении практических заданий.

- развитие самостоятельности и творческого начала в умственной деятельности.

3. Воспитательные:

- воспитание умения учиться — способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебных задач.

- воспитание дисциплинированности, собранности, требовательности к себе.

- формирование аккуратности и умения организовывать своё рабочее место.

- формирование системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.

- создание дидактических условий для обеспечения положительного эмоционального процесса обучения.

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Оборудование: интерактивная доска, компьютеры, проектор, презентация.

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Объяснение нового материала.

4. Закрепление изученного материала.

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

6. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

Объявление темы и целей урока. (слайд 1)

II. Актуализация опорных знаний. (слайд 5)

Дайте ответы на вопросы:

  1. Какие профессии, на ваш взгляд, в наибольшей степени связаны с информационной сферой деятельности человека: бухгалтер, повар, водитель, программист, учитель, портной, продавец, журналист или актёр?

( Бухгалтер, программист, учитель, журналист, актёр. )

  1. В чём отличие пользователя и программиста?

( Пользователь работает на компьютере с готовыми программами, которые созданы программистами. )

  1. Расскажите, для чего вы сами используете (если он у вас есть) или могли бы использовать (если у вас его нет) свой домашний компьютер?

( В последнее время участились ответы «Сижу в социальных сетях», «Для работы», «Для получения различной информации». )

  1. Какие проблемы со здоровьем могут возникнуть у людей, нарушающих санитарные нормы работы на компьютере (перечислить не менее трёх)?

( При нарушении санитарных норм работы за компьютером возможны:

1) ухудшение зрения,

2) искривление позвоночника,

3) головные боли, нарушение сна,

4) психологическая зависимость и т. д. )

  1. Что такое информатика и что она изучает?

( Информатика – это наука, изучающая законы и методы работы с информацией с помощью компьютера. )

  1. Как вы понимаете слово «информация»?

( Информация – это сведения, знания, которые мы получаем из книг, газет, радио, телевидения, от людей, с которыми общаемся. )

  1. Что такое компьютер?

( Компьютер – это универсальное техническое средство для работы с информацией. )

III. Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы ознакомимся с понятием, которое сопровождает нас ежедневно на протяжении всей жизни – это понятие «информация».

Информация – это сведения, которые можно собирать, хранить, передавать, обрабатывать и использовать.

В XX веке слово «информация» стало термином во множестве научных областей, получив особые для них определения и толкования. Одно из них: «Информация - это отображение окружающего нас мира с помощью знаков и сигналов или иначе сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы».

(Слайд 6) В других источниках «информация» (лат. informatio — разъяснение, изложение, осведомлённость) — одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т.п.

Мы часто используем это понятие в словосочетаниях: «оперативная информация», «информационное сообщение», «СМИ». Приведите свои примеры таких словосочетаний.

Вы должны знать, что информация не может быть передана, принята или хранима в чистом виде. Её носителем является сообщение. Цель сообщений – довести до нас сведения о каких-то событиях, о которых мы не знали до этого. Все наши знания, все, что мы знаем и умеем, мы получили от родителей, учителей, друзей, окружающих нас людей, из книг, из личного опыта и сохранили в своей памяти. Учеба в школе – это получение знаний, т. е. информации. Приведите примеры своих знаний (используя приём «закончи предложение»), а я буду записывать их на доске в два столбика, например: «Я знаю, что трава зелёная» и «я знаю, как приготовить кашу»

Я знаю, что…

Я знаю, как…

…Луна вращается вокруг Земли
…5х5=25
…вода замерзает при 0°C …

…пользоваться таблицей умножения
…решить уравнение
…включить компьютер …

(Слайд 7) Все наши знания можно разделить на две группы:

  1. Декларативные – утверждения о явлениях, свойствах, зависимостях (я знаю, что…)

  2. Процедурные – определяют действия для достижения цели (я знаю, как…)

Вернёмся к сообщениям, осведомляющим нас о положении дел, о состоянии чего-нибудь в различной форме: устной, письменной речи, видео- и аудиоматериалов и др. Сообщения, которые пополняют наши знания, бывают нам интересны. Такие сообщения называются информативными. Например, сообщение о прогнозе погоды на завтра, сообщение учителя об оценках за ответ на уроке, сообщение о курсе валют. (Слайд 8)

Некоторые из них содержат информацию, которая нам уже известна или непонятна, на непонятном языке или из неизвестной области знаний. Такие сообщения называются неинформативными. Например, вчерашняя, полностью прочитанная газета не пополняет наши знания, следовательно, количество информации данного источника равносильно нулю, так и сообщение 5∙5=25 на японском языке для нас будет непонятно, то есть неинформативно.

Определение: «Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести» будет для нас информативно в 7 классе, а в 11 классе информативным будет определение «Гравитационное взаимодействие - это взаимодействие, свойственное всем телам Вселенной и проявляющееся в их взаимном притяжении друг к другу.»

Именно поэтому получение знаний должно идти от известного к неизвестному, от простого к сложному, что является основой процесса обучения.

(Слайд 9) Для восприятия информации об окружающем мире у человека есть специальные приспособления – органы чувств, благодаря которым выглянув в окно, мы понимаем, какая на улице погода, можем на ощупь оценить поверхность предмета и с лёгкостью узнать на вкус любимую пищу и т.д.

Виды информации по способу восприятия:

орган

способ восприятия

вид восприятия

зрения

зрительное (визуальное)

изображение

слуха

слуховое (аудиальное)

звук

осязания

тактильное восприятие

тактильные ощущения

вкусовые рецепторы

вкусовое восприятие

вкусовые ощущения

обоняния

обонятельное восприятие

запах

Виды информации по форме представления (рассмотрим виды информации, которые «понимают» технические устройства):

Текстовая информация

Текст в учебнике, сочинение в тетради.

В устном общении (личная беседа, разговор по телефону) информация может быть представлена только в словесной, текстовой форме.

Числовая информация

Таблица умножения, арифметический пример, время прибытия поезда и др.

В чистом виде числовая информация встречается редко, разве что на контрольных по математике. Чаще всего используется комбинированная форма представления информации.

Пример. Вы получили телеграмму: “Встречайте восьмого. Самолёт прилетает в пять утра”. В данном тексте слова “восьмого” и “пять” мы понимаем как числа, хотя они и выражены словами.

Графическая информация

Рисунки, чертежи, фотографии. Такая форма представления информации наиболее доступна, так как сразу передаёт необходимый образ (модель).

Музыкальная (звуковая) информация

Всё, что мы слышим — человеческая речь, пение птиц, сигналы машин и т.д.

Мультимедийная (многосредовая, комбинированная)

Цветная графика сочетается со звуком и текстом, с движущимися видеоизображением и трёхмерными образами.

В настоящее время мультимедийная (многосредовая, комбинированная) форма представления информации в вычислительной техники становится основной.

Полученную информацию человек может запомнить (сохранить в памяти) или передать другому. Устная речь состоит из знаков – звуков, которые лингвисты называют фонемами, слов, фраз. Письменная речь – текст, состоящий из букв, цифр, знаков препинания, т. е. из знаков. Между письменными знаками и звуками есть прямая связь, сначала появилась устная речь, а затем – письменность.

IV. Закрепление изученного материала.

Фронтальная работа со всем классом (Слайды 10-13)

Ответьте на вопросы:

  1. Информативность сообщения, принимаемого человеком, определяется:
    а) Способом передачи сообщения
    б) Временем приема сообщения
    в) Наличием новых знаний и понятностью

  2. Из предложенных сообщений выбрать декларативные и процедурные:
    а) А.С. Пушкин – великий поэт
    б) При умножении простых дробей, их числители и знаменатели перемножаются
    в) На улице сегодня замечательная погода.
    г) Что б открыть дверь, нужно вставить ключ в замок.

  3. К какому языку относятся следующие знаки и что они обозначают? а)  б)  в)  г)  д)  е)  ж) 

  4. Что может означать запись 18-15 с точки зрения продавца в магазине, машиниста электропоездаученика на уроке математики?

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Приём «Закончи предложение»

- Мне удалось выполнить … .

- У меня лучше всего получалось … .

- У меня вызвало трудности … .

- Было интересно … .

Объявить оценки за урок, оценить работу всего класса.

VI. Домашняя работа

Запишите в дневники домашнее задание на следующий урок: §1, 2 (читать, учить определения), Д/з №2 (письменно) (Слайд 14)

Текст письменных домашних заданий выдан на прошлом уроке. Приложение 1

Литература:

  1. Cемакин И.Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 8 класса/ Cемакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. - 3-е издание. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  2. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие. 3-е изд. испр. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  3. https://kopilkaurokov.ru/informatika/presentacii/informatsiia-i-znaniia-vospriiatiie-i-priedstavlieniie-informatsii

  4. http://festival.1september.ru/articles/313251/

  5. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/e3ea83ed-f9a4-43e3-843b-0116c5e3e034/75341/

  6. http://www.5byte.ru/8/0001.php

Информация и знания. Восприятие информации человеком. Информатика 6 класс.


Информация и знания.

Основные темы:

  • сообщения — знания — информация;
  • классификация знаний;
  • информативность сообщения.

Сообщения — знания — информация
К слову «информация» люди привыкли очень давно. Если спросить вас, что такое информация, то, наверное, прежде всего, вы вспомните газеты, радио, телевидение, т. е. все то, что называют средствами массовой информации. Именно здесь чаще всего употребляются такие выражения, как «информационное сообщение» или «оперативная информация». Цель таких сообщений — довести до читателей или слушателей сведения о каких-то событиях. До получения сообщения мы не знали о данном событии, а в результате стали знать.
Все, что мы с вами знаем, мы когда-то узнали от родителей, учителей, из книг, из личного практического опыта и сохранили в своей памяти. В свою очередь все, что написано в книгах, журналах, газетах, отражает знания авторов этих текстов, а потому это тоже информация.
Учеба в школе — это целенаправленный процесс получения знаний, а значит, получения информации. Чем больше вы учитесь, тем больше информации содержит ваша память.
А теперь давайте подумаем, что же представляют собой наши знания. Попробуйте сформулировать какие-нибудь свои конкретные знания. Например, может получиться вот такой перечень:

  • Я знаю, что Земля вращается вокруг Солнца,
  • Я знаю, что Байкал — самое глубокое в мире пресное озеро.
  • Я знаю, как собрать радиоприемник.
  • Я знаю, что Пушкин родился в 1799 году.
  • Я знаю, как перемножить две простые дроби,
  • Я знаю, как выращивать помидоры,
  • Я знаю, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов (теорема Пифагора).

Классификация знаний
Всю эту «кучу» знаний можно разделить на две группы. Знания первой группы начинаются со слов «Я знаю, что...». Такие знания принято называть декларативными (от слова «декларация», что значит «утверждение», «сообщение»). К этой группе относятся знания об определенных явлениях (Земля вращается вокруг Солнца), событиях (Пушкин родился в 1799 году), свойствах объектов (Байкал — самое глубокое в мире пресное озеро), зависимостях (теорема Пифагора).
Знания второй группы, начинающиеся со слов «Я знаю, как...», называются процедурными. Они определяют действия для достижения какой-либо цели (как собрать радиоприемник, перемножить дроби, вырастить помидоры).
Классификация знаний — очень важный вопрос для науки. Данное выше разделение знаний на декларативные и процедурные является одним из возможных, но не единственным.
Информативность сообщений
Уже говорилось о том, что информацию мы получаем в форме некоторых сообщений: устной речи, текста, прочитанного в книге или в газете, кадров хроники, показанных в телевизионных новостях, и т. п. Сообщение, которое пополняет наши знания, назовем информативным. Но всякое ли сообщение несет для нас информацию? Например, слушая речь человека, говорящего на китайском языке, вы не пополните своих знаний (если, конечно, не знаете китайский язык). Такие сообщения, которые не пополняют знаний принимающего их человека, назовем неинформативными сообщениями.
Однако и на родном языке тоже можно встретить множество неинформативных сообщений. Вот, например, вы раскрыли учебник по высшей математике и прочитали там такое определение: «Значение определенного интеграла равно разности значений первообразной подынтегральной функции на верхнем и на нижнем пределах».
Пополнил этот текст ваши знания? Скорее всего, нет! Он вам непонятен, а поэтому неинформативен. Быть понятным — значит быть связанным с уже имеющимися знаниями человека. Для того чтобы понять китайский текст, надо знать китайский язык; для того чтобы понять, что такое определенный интеграл, нужно закончить изучение элементарной математики и знать начала высшей математики.
Отсюда можно сделать вывод: сообщение информативно, если оно понятно принимающему его человеку. Однако этого для информативности недостаточно. Вот пример понятных для вас сообщений:

  • Москва — столица России;
  • Дважды два — четыре.

Пополняют эти сообщения ваши знания? Конечно, нет! Данные факты вам давно известны. Следовательно, если сообщение содержит уже известные человеку сведения, то для такого человека оно тоже будет неинформативным. Сообщение «2•2 = 4» информативно для первоклассника и неинформативно для семиклассника. Чтобы быть информативным, сообщение должно содержать новые сведения для принимающего его человека. Теперь можно сделать окончательный вывод:
Сообщение, принимаемое человеком, содержит для него информацию, если заключенные в сообщении сведения являются для этого человека новыми и понятными.
Получение любых знаний должно идти от известного к неизвестному, от простого к сложному. И тогда каждое новое сообщение будет понятным, а значит, будет нести информацию для человека. На этом должно быть основано всякое обучение.

Коротко о главном

  • Человек приобретает знания, получая сообщения из различных источников.
  • Знания человека можно разделить на две группы: декларативные («Я знаю, что...») и процедурные («Я знаю, как...»).
  • Сообщение несет информацию для человека (информативно), если содержащиеся в нем сведения являются для человека новыми и понятными.

Восприятие и представление информации

Основные темы:

  • восприятие информации;
  • информация и письменность;
  • языки естественные и формальные;
  • формы представления информации.

Восприятие информации

Большая часть информации поступает к нам через зрение и слух. Но и запахи, и вкусовые и осязательные ощущения тоже несут информацию. Например, почувствовав запах гари, вы узнали, что на кухне сгорел обед, о котором забыли. Па вкус вы легко узнаете знакомую пищу, оцениваете количество сахара или соли в блюде. На ощупь, т. е. через контакт с кожным покровом, вы узнаете знакомые предметы даже в темноте, оцениваете температуру внешних объектов. Таким образом, существуют разные способы восприятия информации человеком, связанные с разными органами чувств, через которые она поступает:

  • через зрение мы получаем информацию в виде изображения;
  • через слух воспринимается информация в звуковом виде;
  • через обоняние воспринимается информация в виде запахов;
  • через вкус - информация от вкусовых ощущений;
  • через осязание — информация в виде тактильных ощущений.

Рис.1. Восприятие информации.

Можно сказать, что органы чувств являются информационными каналами между внешним миром и человеком. При утрате одного из таких каналов (например, зрения или слуха) усиливается информационная роль других органов чувств. Известно, что незрячие люди острее слышат, для них возрастает значение осязания.
Информация и письменность
Полученную информацию человек может запомнить или записать, а также передать другому человеку. В какой форме это происходит?
Чаще всего люди общаются между собой в устной или письменной форме, т. е. разговаривают, пишут письма, записки, статьи, книги и т. п. Письменный текст состоит из букв, цифр, скобок, точек, запятых и других знаков. Устная речь тоже складывается из знаков. Только эти знаки не письменные, а звуковые. Лингвисты их называют фонемами. Из фонем складываются слова, из слов — фразы. Между письменными знаками и звуками есть прямая связь. Ведь сначала появилась речь, а уже потом — письменность. Письменность для того и нужна, чтобы зафиксировать на бумаге человеческую речь. Отдельные буквы или сочетания букв обозначают звуки речи, а знаки препинания — паузы, интонацию.
Очень интересна история письменности! Письменность, которой пользуемся мы и большинство европейских стран, называется звуковой. То, что было сказано выше, относится к звуковой письменности. А вот китайская письменность называется идеографической. В ней один значок (его часто называют иероглифом) обозначает слово или значительную часть слова (рис. 2). А японское письмо называется слоговым. Там один значок обозначает слог.

Рис.2. Иероглиф.

Самая же древняя форма письменности, которая идет от первобытных людей, называется пиктографической. Одна пиктограмма — это рисунок, который обозначает понятие или даже целое сообщение (рис. 3). Пиктографическая символика часто используется и сегодня. Например, всем вам знакомые дорожные знаки — это пиктограммы.

Рис.3. Пиктограммы.

Языки естественные и формальные

Человеческая речь и письменность тесно связаны с понятием «язык». Конечно, имеется в виду не орган речи, а способ общения между людьми. Разговорные языки имеют национальный характер. Есть русский, английский, китайский, французский и другие языки. Лингвисты их называют естественными языками. Естественные языки имеют устную и письменную формы.

Кроме разговорных (естественных) языков существуют формальные языки. Как правило, это языки какой-нибудь профессии или области знаний. Например, математическую символику можно назвать формальным языком математики; нотную грамоту — формальным языком музыки. — ?
Язык - это знаковый способ представления информации. Общение на языках - это процесс передачи информации в знаковой форме.
Формы представления информации
Итак, информацию человек представляет с помощью различных языков. Можно привести примеры разных способов знакового представления информации, заменяющих речь. Например, глухонемые люди речь заменяют жестикуляцией. Жесты дирижера передают информацию музыкантам. Судья на спортивной площадке пользуется определенным языком жестов, понятным игрокам.
Другой распространенной формой представления информации является графическая форма. Это рисунки, схемы, чертежи, карты, графики, диаграммы. При изучении многих школьных предметов вы активно пользуетесь такой графической информацией. Наглядность графической информации облегчает понимание заложенного в нее содержания.

Рис.4. Формы представления информации.

Подведем итог разговору о формах представления информации.

Формы представления информации человеком:

  • текст на естественном языке в устной или письменной форме;
  • графическая форма: рисунки, схемы, чертежи, карты, графики, диаграммы;
  • символы формального языка: числа, математические формулы, ноты, химические формулы, дорожные знаки и пр.

Коротко о главном

  • Человек воспринимает информацию из внешнего мира с помощью всех своих органов чувств. Органы чувств являются информационными каналами, связывающими человека с внешним миром.
  • Язык — это знаковая форма представления информации. Языки бывают естественными и формальными.
  • Человек сохраняет информацию или обменивается ей с другими людьми на естественных языках, формальных языках, в графической форме.
  • Письменность — важнейший способ сохранения и передачи информации. В истории человечества сформировались следующие формы письменности: звуковая, слоговая, идеографическая, пиктографическая.

Информация и знания. Восприятие информации человеком



Презентация к уроку №2 — 8 класс, учебник И.Г.Семакина Урок 2 Автор: учитель информатики МБ НОУ «Гимназия №70» г. Новокузнецка Шуткова Светлана Александровна

Презентация к уроку №2 — 8 класс, учебник И.Г.Семакина

Урок 2

Автор: учитель информатики МБ НОУ «Гимназия №70» г. Новокузнецка

Шуткова Светлана Александровна


 Я знаю, что Земля вращается вокруг Солнца. Я знаю, что Байкал — самое глубокое в мире озеро. Я знаю, как собрать радиоприемник. Я знаю, что Пушкин родился в 1799 году. Я знаю как перемножить две простые дроби. Я знаю, как выращивать помидоры. Я знаю, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов (теорема Пифагора).

  • Я знаю, что Земля вращается вокруг Солнца.
  • Я знаю, что Байкал — самое глубокое в мире озеро.
  • Я знаю, как собрать радиоприемник.
  • Я знаю, что Пушкин родился в 1799 году.
  • Я знаю как перемножить две простые дроби.
  • Я знаю, как выращивать помидоры.
  • Я знаю, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов (теорема Пифагора).


ИНФОРМАЦИЯ И ЗНАНИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗНАНИЙ  ДЕКЛАРАТИВНЫЕ З Н А Н И Я ЗНАНИЯ Я знаю, что . . . Знания: о явлениях о событиях о свойствах объектов о зависимостях ПРОЦЕДУРНЫЕ З Н А Н И Я Я знаю, как . . . Знания, определяющие действия для достижения какой-либо цели

ИНФОРМАЦИЯ И ЗНАНИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗНАНИЙ

ДЕКЛАРАТИВНЫЕ

З Н А Н И Я

ЗНАНИЯ

Я знаю, что . . .

Знания:

  • о явлениях
  • о событиях
  • о свойствах объектов
  • о зависимостях

ПРОЦЕДУРНЫЕ

З Н А Н И Я

Я знаю, как . . .

Знания, определяющие действия для достижения какой-либо цели


ИНФОРМАТИВНОСТЬ СООБЩЕНИЙ  НОВИЗНА ПОНЯТНОСТЬ Принцип последовательности в обучении Информативное сообщение содержит новые сведения, ранее не известные человеку. Пример неинформативного сообщения: «Дважды два – четыре» Новые знания  Логическая связь Сообщение несет информацию для человека (является информативным), если заключенные в сообщении сведения являются для этого человека новыми и понятными. Получение любых знаний должно идти от известного к неизвестному (новому), от простого к сложному. И тогда каждое новое сообщение будет понятным, а значит, будет нести новую информацию для человека. Новые и понятные сведения

ИНФОРМАТИВНОСТЬ СООБЩЕНИЙ

НОВИЗНА

ПОНЯТНОСТЬ

Принцип последовательности в обучении

Информативное сообщение содержит новые сведения, ранее не известные человеку.

Пример неинформативного сообщения: «Дважды два – четыре»

Новые

знания

Логическая связь

Сообщение несет информацию для человека (является информативным), если заключенные в сообщении сведения являются для этого человека новыми и понятными.

Получение любых знаний должно идти от известного к неизвестному (новому), от простого к сложному. И тогда каждое новое сообщение будет понятным, а значит, будет нести новую информацию для человека.

Новые и понятные

сведения


! Информативное сообщение — сообщение, которое пополняет знания человека. ! Неинформативное сообщение — сообщение, которое не пополняет знания человека.

! Информативное сообщение — сообщение, которое пополняет знания человека.

! Неинформативное сообщение — сообщение, которое не пополняет знания человека.


Оцените информативность сообщения 1. Значение определенного интеграла равно разности значений первообразной подынтегральной функции на верхнем и нижнем пределах. 2. Москва — столица России. 3. Дважды два — четыре. 4. Öğreniyorum ve öğretiyorum. Сообщение, принимаемое человеком, содержит для него информацию, если заключенные в нем сведения являются для этого человека новыми и понятными.

Оцените информативность сообщения

1. Значение определенного интеграла равно разности значений первообразной подынтегральной функции на верхнем и нижнем пределах.

2. Москва — столица России.

3. Дважды два — четыре.

4. Öğreniyorum ve öğretiyorum.

Сообщение, принимаемое человеком, содержит для него информацию, если заключенные в нем сведения являются для этого человека новыми и понятными.


ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ  Человек воспринимает информацию из внешнего мира с помощью всех своих органов чувств, которые являются информационными каналами, связывающими человека с внешним миром. ЗРЕНИЕ зрительные образы ОБОНЯНИЕ запахи СЛУХ звуковые образы ВКУС вкусовые ощущения ОСЯЗАНИЕ тактильные ощущения

ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ

Человек воспринимает информацию из внешнего мира с помощью всех своих органов чувств, которые являются информационными каналами, связывающими человека с внешним миром.

ЗРЕНИЕ

зрительные образы

ОБОНЯНИЕ

запахи

СЛУХ

звуковые образы

ВКУС

вкусовые ощущения

ОСЯЗАНИЕ

тактильные ощущения


ИНФОРМАЦИЯ И ПИСЬМЕННОСТЬ  символы  слова  фразы символ + символ + . . . = слово слово + слово + . . . = фраза Звуковая письменность иероглиф = слово  фразы Китайская (древне-шумерская, древне-египетская) письменность Идеографическая письменность значок = слог  слова  фразы Японское письмо Слоговая письменность Пиктографическая письменность пиктограмма = понятие (сообщение) Примеры: дорожные знаки, значки на рабочем столе Windows .

ИНФОРМАЦИЯ И ПИСЬМЕННОСТЬ

символы слова фразы

символ + символ + . . . = слово слово + слово + . . . = фраза

Звуковая

письменность

иероглиф = слово фразы

Китайская (древне-шумерская, древне-египетская) письменность

Идеографическая

письменность

значок = слог слова фразы

Японское письмо

Слоговая

письменность

Пиктографическая

письменность

пиктограмма = понятие (сообщение)

Примеры: дорожные знаки, значки на рабочем столе Windows .


 ЗНАКОВАЯ И ОБРАЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБРАЗЫ ЯЗЫКИ зрительные звуковые вкусовые обонятельные осязательные ЕСТЕСТВЕННЫЕ ФОРМАЛЬНЫЕ

ЗНАКОВАЯ И ОБРАЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

ОБРАЗЫ

ЯЗЫКИ

  • зрительные
  • звуковые
  • вкусовые
  • обонятельные
  • осязательные

ЕСТЕСТВЕННЫЕ

ФОРМАЛЬНЫЕ


ЯЗЫКИ ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ФОРМАЛЬНЫЕ  ЯЗЫК – это знаковый способ представления информации. Общение на языках - это процесс передачи информации в знаковой форме. ФОРМАЛЬНЫЕ ЕСТЕСТВЕННЫЕ Письменность Устная речь фразы фонемы Формальный язык – это язык профессионального общения или определенной области знаний. фонемы фонемы фонемы слова символы математическая символика нотная грамота (язык музыки) шахматная нотация языки программирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Естественные (разговорные) языки имеют национальную принадлежность. Примеры естественных языков: русский, английский, китайский, французский и пр. . . .

ЯЗЫКИ ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ФОРМАЛЬНЫЕ

ЯЗЫК – это знаковый способ представления информации. Общение на языках - это процесс передачи информации в знаковой форме.

ФОРМАЛЬНЫЕ

ЕСТЕСТВЕННЫЕ

Письменность

Устная речь

фразы

фонемы

Формальный язык – это язык профессионального общения или определенной области знаний.

фонемы

фонемы

фонемы

слова

символы

  • математическая символика
  • нотная грамота (язык музыки)
  • шахматная нотация
  • языки программирования
  • . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Естественные (разговорные) языки имеют национальную принадлежность.

Примеры естественных языков: русский, английский, китайский, французский и пр. . . .


Формы представления информации человеком: текст на естественном языке в устной или письменной форме; графическая форма : рисунки, схемы, чертежи, графики, диаграммы; символы формального языка: числа, математические формулы, ноты, химические формулы, дорожные знаки и пр.

Формы представления информации человеком:

  • текст на естественном языке в устной или письменной форме;
  • графическая форма : рисунки, схемы, чертежи, графики, диаграммы;
  • символы формального языка: числа, математические формулы, ноты, химические формулы, дорожные знаки и пр.


Задания к уроку 1. К какому языку относятся знаки и что они означают? Формальный язык дорожных знаков. Знак СТОП. Формальный язык дорожных знаков. Знак Проезд запрещен. Формальный язык. Знак Курение запрещено.

Задания к уроку

1. К какому языку относятся знаки и что они означают?

Формальный язык дорожных знаков.

Знак СТОП.

Формальный язык дорожных знаков.

Знак Проезд запрещен.

Формальный язык.

Знак Курение запрещено.


Задания к уроку 2. Объясните, что означают жесты? Внимание! Приветствие Одобрение

Задания к уроку

2. Объясните, что означают жесты?

Внимание!

Приветствие

Одобрение


Задания к уроку 3. Какие органы чувств человека участвуют в восприятии информации, если он: Кожа Уши Кожа Уши, глаза Язык, глаза Уши, глаза

Задания к уроку

3. Какие органы чувств человека участвуют в восприятии информации, если он:

Кожа

Уши

Кожа

Уши, глаза

Язык, глаза

Уши, глаза


Задания к уроку (письменно) 4. Представьте в математической форме следующее утверждение: Если сумму чисел от одного до пяти разделить на разность чисел десять и семь, то получится пять.

Задания к уроку (письменно)

4. Представьте в математической форме следующее утверждение:

Если сумму чисел от одного до пяти разделить на разность чисел десять и семь, то получится пять.


Задания к уроку (письменно) 5. Составьте таблицу способов символьного представления информации в перечисленных областях. Если знаков много, то напишите или нарисуйте некоторые из них. Область применения Используемые символы (знаки) Математика Музыка Человеческая речь Химия География … (придумать самим)

Задания к уроку (письменно)

5. Составьте таблицу способов символьного представления информации в перечисленных областях. Если знаков много, то напишите или нарисуйте некоторые из них.

Область применения Используемые символы (знаки)

Математика

Музыка

Человеческая речь

Химия

География

… (придумать самим)


Задания к уроку (письменно) 6. Фраза на некотором иностранном языке « каля маля» в переводе на русский означает «красное солнышко», «фаля маля баля» - «большая красая груша», «цаля баля» - «большое яблоко». Как на этом языке записать слова: груша, яблоко, солнышко?

Задания к уроку (письменно)

6. Фраза на некотором иностранном языке « каля маля» в переводе на русский означает «красное солнышко», «фаля маля баля» - «большая красая груша», «цаля баля» - «большое яблоко». Как на этом языке записать слова: груша, яблоко, солнышко?


Домашнее задание №2 Тема : Восприятие и представление информации 1. Какие органы чувств человека участвуют в восприятии информации, если он: а) слушает оперу; б) смотрит футбольный матч; в) читает орфографический словарь; г) выбирает букет цветов в магазине; д) ест мороженое; е) разговаривает по телефону; ж) гладит кошку; слушает по радио сообщение о курсе доллара? 2. При написании электронных писем для выражения эмоций часто используют так называемые смайлики. Например, :) - улыбка, :( - огорчение. Придумайте набор смайликов для выражения следующих эмоций: Удивление, Злость, Смех, Равнодушие. 3.Определите, какое из сообщений содержит для вас информацию (почему) а) Площадь ТИхого океана - 179 млн. кв. км. б) Москва - столица России. в) Вчера весь день шел дождь. г) Завтра ожидается солнечная погода. д) Дивергенция однородного векторного поля равна нулю. е) Dog - собака (по-английски). ж) Ro do, my si, lot do may. з) 2 * 2 = 4.

Домашнее задание №2

Тема : Восприятие и представление информации

1. Какие органы чувств человека участвуют в восприятии информации, если он:

а) слушает оперу;

б) смотрит футбольный матч;

в) читает орфографический словарь;

г) выбирает букет цветов в магазине;

д) ест мороженое;

е) разговаривает по телефону;

ж) гладит кошку;

слушает по радио сообщение о курсе доллара?

2. При написании электронных писем для выражения эмоций часто используют так называемые смайлики. Например, 🙂 - улыбка, 🙁 - огорчение. Придумайте набор смайликов для выражения следующих эмоций: Удивление, Злость, Смех, Равнодушие.

3.Определите, какое из сообщений содержит для вас информацию (почему)

а) Площадь ТИхого океана - 179 млн. кв. км.

б) Москва - столица России.

в) Вчера весь день шел дождь.

г) Завтра ожидается солнечная погода.

д) Дивергенция однородного векторного поля равна нулю.

е) Dog - собака (по-английски).

ж) Ro do, my si, lot do may.

з) 2 * 2 = 4.


Домашнее задание №2

Тема : Восприятие и представление информации

4. Предположим, что на «марсианском» языке выражение « lot do may » означает «кот съел мышь» ; « may is »«серая мышь» ; « ro do »«он съел» . Как написать на марсианском языке «серый кот» ?

5. Из предложенного списка выбрать декларативные и процедурные знания:

а) Чтобы определить кислотность раствора, нужно опустить в него лакмусовую бумажку и посмотреть на ее цвет: если цвет красны, то раствор кислотный; если цвет синий, то раствор щелочной; если цвет не изменился, то раствор нейтральный.

б) Вашингтон - столица США.

в) Чтобы найти площадь прямоугольника, нужно его ширину умножить на длину.

г) Для определения числа решений квадратного уравнения нужно вычислить его дискриминант: если он меньше 0, то решений нет; если он равен 0, то решение одно; если он больше 0, то решений два.

д) А.С. Пушкин - автор поэмы "Полтава".

е) Н. Винер - основатель кибернетики.

ж) Чтобы сократить дробь, нужно найти наибольший общий делитель числителя и знаменателя и разделить на него и числитель и знаменатель.

з) Для удаления текущего файла с помощью Windows Commander нужно нажать клавишу F8.

и) Юрий Гагарин - первый космонавт.

Информация и знания. Восприятие информации человеком. 8-й класс


Класс: 8.

Цель урока:

  1. Формирование опорной системы знаний по теме
  2. Первичное осознание нового учебного материала
  3. Осмысление связей и отношений в объектах изучения

Задачи:

обучающие

  1. Формирование опорной системы знаний по теме Информация и знания. Ввести понятия «информация», «декларативные» и «процедурные» знания, «информативность», формы восприятия информации, язык – знаковая форма представления информации.

развивающие

  1. Развитие речи через обогащение словарного запаса учащихся при введении новых понятий.
  2. Развитие логического мышления при анализе нового материала.
  3. Формирование интеллектуальных умений (овладение мыслительными операциями анализа, сравнения, обобщения и т.д.).
  4. Развитие эмоциональной и двигательной сфер при выполнении практических заданий.
  5. Развитие самостоятельности и творческого начала в умственной деятельности.

воспитательные

  1. Воспитание умения учиться — способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебных задач.
  2. Воспитание дисциплинированности, собранности, требовательности к себе.
  3. Формирование аккуратности и умения организовывать свое рабочее место.
  4. Формирование системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.
  5. Создание дидактических условий для обеспечения положительного эмоционального процесса обучения:
    • привлечение яркого фактического материала,
    • опора на явление окружающей жизни и опыт учащихся,
    • побуждение их к оценке и выражению собственного отношения к изучаемым явлениям.

Тип урока: Урок открытия новых знаний учащимися.

Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, АРМ учителя, мультимедиа проектор, экран, маркерная доска, презентация PowerPoint к уроку.

Ход урока

I. Организационный этап.

Приветствие.

Ответить на вопросы по домашнему заданию.

Собрать тетради с письменным домашним заданием.

Озвучить тему урока, записать на доске (или на слайде презентации), ребята записывают в тетрадях число и тему урока. (Слайд 1)

II. Этап подготовки к активному сознательному усвоению знаний (этап актуализации знаний).

Фронтальный опрос по домашнему заданию (Слайд 2).

Вопрос учителя: Какие профессии, на ваш взгляд, в наибольшей степени связаны с информационной сферой деятельности человека: бухгалтер, повар, водитель, программист, учитель, портной, продавец, журналист, актёр.

Ответ ученика: Бухгалтер, программист, учитель, журналист, актер

Вопрос учителя: В чём отличие пользователя и программиста?

Ответ ученика: Пользователь работает на компьютере с готовыми программами, которые созданы программистами.

Вопрос учителя: Для каких целей могут использовать компьютер люди следующих профессий: а) конструктор автомобилей; б) писатель; в) бухгалтер; г) врач; д) физик.

Ответ ученика:

а) конструктор автомобилей на компьютере создает чертежи будущих машин;
б) писатель использует компьютер для создания рукописей своих произведений;
в) бухгалтер выполняет расчеты;
г) врач использует компьютер для диагностики болезней;
д) физик на компьютере проводит эксперименты и расчеты.

Вопрос учителя: Расскажите, для чего вы сами используете (если он у вас есть) или могли бы использовать (если у вас его нет) свой домашний компьютер?

Ответ ученика: (в последнее время участились ответы «Сижу в социальных сетях», «Для работы», «Для получения различной информации»).

Вопрос учителя: Какие проблемы со здоровьем могут возникнуть у людей, которые нарушают санитарные нормы работы на компьютере (перечислить не менее трех)?

Ответ ученика: При нарушении санитарных норм работы за компьютером возможны: 1) ухудшение зрения, 2) искривление позвоночника, 3) головные боли, нарушение сна, 4) психологическая зависимость и т. д.

Вопрос учителя: Что такое информатика? Что изучает информатика?

Ответ ученика: Информатика – это наука, изучающая законы и методы работы с информацией с помощью компьютера.

Вопрос учителя: Как вы понимаете слово «информация»?

Ответ ученика: Информация – это сведения, знания, которые мы получаем из книг, газет, радио, телевидения, от людей, с которыми общаемся.

Вопрос учителя: Что такое компьютер?

Ответ ученика: Компьютер – это универсальное техническое средство для работы с информацией.

III. Этап открытия новых знаний. Рассказ учителя, диалог, беседа.

Что такое информация? Информация – это фундаментальное понятие в науке информатике и не только. Это понятие аналогично понятию «точка» в геометрии, всем понятно, что это такое, но строго научного определения невозможно дать, только можно описать этот объект.

Можно постараться дать наиболее точное определение понятию «информация», получится примерно следующее:

«Информация - это отображение окружающего нас мира с помощью знаков и сигналов или иначе сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы».

(Слайд 3) В Википедии дано следующее определение «Информация (от лат. informatio, разъяснение, изложение, осведомленность) — сведения о чем-либо, независимо от формы их представления».

Мы с вами договоримся, для нас

Информация – это знания, сведения, которые мы получаем из различных источников.

К этому слову человек привык уже давно. Его мы используем в словосочетаниях:

«Средства массовой информации», «оперативная информация», «информационное сообщение». Ребята, приведите свои примеры таких словосочетаний. (Обсудить).

Цель сообщений – довести до нас сведения о каких-то событиях, о которых мы не знали до этого.

Все наши знания, все, что мы знаем и умеем, мы получили от родителей, учителей, друзей, окружающих нас людей, из книг, из личного опыта и сохранили в своей памяти. Учеба в школе – это получение знаний, т. е. информации.

Давайте попробуем назвать свои конкретные знания:

«Я знаю, что…Земля круглая».

«Я знаю, как…Сварить борщ». Учащиеся приводят примеры своих знаний, учитель на доске записывает их в два столбика:



Я знаю, что… Я знаю, как…
…Земля круглая

…2х2=4

 …сварить борщ

…отремонтировать розетку

(Слайд 4) Все наши знания можно разделить на две группы:

  1. Декларативные – утверждения о явлениях, свойствах, зависимостях (я знаю, что…)
  2. Процедурные – определяют действия для достижения цели (я знаю, как…)

Вернемся к сообщениям, с помощью которых мы получаем информацию в различной форме: устной или письменной речи, видеокадров и т. д. Некоторые сообщения пополняют наши знания, поэтому нам бывают интересны. Такие сообщения называются информативными (Слайд 5).

Например, сообщение о прогнозе погоды на завтра, сообщение учителя об оценках за ответ на уроке.

Некоторые сообщения содержат информацию, которая нам уже известна или нам непонятна, на незнакомом языке или из непонятной области знаний. Такие сообщения называются неинформативными.

Например, 2х2=4, сообщение на китайском языке для нас будет непонятно, следовательно неинформативно, «производная функции определяется как предел отношения приращения функции к приращению ее аргумента при стремлении приращения аргумента к нулю, если таковой предел существует» определение будет для нас информативно в 11 классе.

Именно поэтому получение знаний должно идти от известного к неизвестному, от простого к сложному. На этом основывается обучение.

(Слайд 6) Для восприятия информации у человека есть специальные приспособления – органы чувств. Они отвечают за восприятие информации в различной форме. С помощью зрения – визуальная информация, слуха – звуковая информация, обоняния – запахи, вкус – информация о вкусовых ощущениях, осязание – информация в виде тактильных ощущений.

Всю эту информацию по форме представления можно разделить на (записать на доске)



образную знаковую
Запахи, звуки, зрительные образы, тактильные ощущения Текст, речь (письменная и устная), числа, формулы, условные обозначения

Полученную информацию человек может запомнить (сохранить в памяти) или передать другому в форме письменной или устной речи. Устная речь состоит из знаков-звуков, которые лингвисты называют фонемами, слов, фраз. Письменная речь – текст, состоящий из букв, цифр, знаков препинания, т. е. из знаков. Между письменными знаками и звуками есть прямая связь, сначала появилась устная речь, а затем – письменность.

В основе речи лежит такое понятие, как «язык», не тот язык, который у нас во рту, а язык, как способ общения между людьми. (Слайд 7)

Язык – это знаковый способ представления информации. Языки бывают естественными, на которых общаются люди, и формальными, это языки какой-нибудь профессии или области знаний.

А какие вам книжки больше всего нравятся? (Толстые, тонкие, интересные, главное С КАРТИНКАМИ)

Другой распространенной формой представления информации является графическая форма. Всем детям с раннего детства нравятся книжки с картинками. А еще есть такая поговорка «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать». Рисунки, чертежи, графики, схемы облегчают восприятие текста. При изучении многих школьных предметов вы пользуетесь такой формой представления информации (Слайд 8).

Обсудить содержание слайда.

IV. Этап закрепления новых знаний.

Фронтальная работа со всем классом (Слайды 9-11)

Ответьте на вопросы:

  1. Информативность сообщения, принимаемого человеком, определяется:

    а) Способом передачи сообщения

    б) Временем приема сообщения

    в) Наличием новых знаний и понятностью

  2. Из предложенных сообщений выбрать декларативное

    а) А.С. Пушкин – великий поэт

    б) При умножении простых дробей, их числители и знаменатели перемножаются

    в) На улице сегодня замечательная погода.

    г) Что б открыть дверь, нужно вставить ключ в замок.

  3. Из предложенных сообщений выбрать процедурное

    (Сообщения те же)

  4. К какому языку относятся следующие знаки и что они обозначают? (Приложение 2)

    а)  б)  в)  г)  д)  е)  ж)

  5. Что может означать запись 18-15 с точки зрения продавца в магазине, машиниста электропоезда, ученика на уроке математики?

V. Этап информирования учащихся о домашнем задании и инструктаж к его выполнению.

Запишите в дневники домашнее задание на следующий урок: §1, 2 (читать, учить определения), Д/з №2 (письменно) (Слайд 12)

Текст письменных домашних заданий выдан на прошлом уроке. Приложение 1

VI. Этап подведения итогов урока.

Объявить оценки за урок, оценить работу всего класса.

Литература:

  1. Cемакин И.Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 8 класса/ Cемакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. - 3-е издание. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  2. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие. 3-е изд. испр. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о