Процесс и система управления: 3. Процесс и система управления – Система управления в организации
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_7",blockId:rtbBlockID,pageNumber:7,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_7").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_7");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
3. Процесс и система управления
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_6",blockId:rtbBlockID,pageNumber:6,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_6").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_6");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Управление является
процессом (имеет процессуальные,
динамические характеристики), а система
управления является механизмом,
обеспечивающим этот процесс.
Процесс управления
реализуется в деятельности руководителя,
где выделяется такие моменты:
диагностика и
прогнозирование состояния и изменений
управленческой подсистемы;формирование
программы деятельности подчиненных,
направленной на изменение состояний
управляемого объекта в заданном
направлении;организация
исполнения решения.
Процесс управления,
как система управляющих воздействий,
сводится к следующим главным моментам:
к целенаправленному
воздействию на управляемый объект;
воздействие
осуществляется в некой системе, у
которой существует структура, организация;воздействие носит
информационный характеринформация
функционирует между частями системыэлементами, тем
самым осуществляется связь как внутри
системы, так и вне ее;мера функционирующей
информации и ее качество определяют
уровни организации системы;информационное
обращение в системе и межсистемном
плане определяет существование систем
управления.
Система управления
— совокупность всех элементов, подсистем
и коммуникаций между ними, а также
процессов, обеспечивающих заданное
(целенаправленное) функционирование
организации.
Для системы
управления организаций необходимо:
распределить
функции производства и управления;if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_5",blockId:rtbBlockID,pageNumber:5,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_5").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_5");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
распределить
задания между работниками;установить порядок
взаимодействия работников и
последовательность выполняемых ими
функций;приобрести или
модернизировать технологию производства;наладить систему
стимулирования, снабжение и сбыт;организовать
производство.
В системах управления
под субъектом управления понимают
элемент системы, который оказывает
воздействие, генерирует и передает
информацию. Объект управления эту
информацию принимает и утилизует
различными способами, меняя свое
внутреннее или внешнее состояние (баланс
энергетических характеристик, структурных,
организационных изменений). Система
управления состоит из четырех подсистем
: методологии, процесса, структуры и
техники управления.
Методология
управления включает цели и задачи,
законы и принципы, функции, средства и
методы, школы управления.
Процесс управления
— часть управленческой деятельности,
включающая формирование системы
коммуникаций, разработку и реализацию
управленческих решений, создание системы
информационного обеспечения управления.
Структура управления
— совокупность устойчивых связей объектов
и субъектов управления организации,
реализованных в конкретных организационных
формах. Структура управления включает
функциональные структуры, схемы
организационных отношений, организационные
структуры и систему обучения или
повышения квалификации персонала.
Техника и технология
управления включают компьютерную и
организационную технику, офисную мебель,
сети связи, систему документооборота.
К основным свойствам
систем управления можно отнести:
1. Неаддитивность.
Этим термином обозначается несводимость
интегративной композиции системы к
сумме ее подсистем (входящих в нее
элементов). Так, рассматривая организацию
в качестве системы, принципмально нельзя
характеризовать его с позиции набора
отдельных подразделений. Свойство
неаддитивности выражается в категориях
целостной системы, а не суммы ее частей.
В случае декомпозиции системы разрываются
ее информационные связи (их неповторимая
комбинация), а качества системы
утрачиваются, происходит своеобразное
перепрограммирование и в результате
получаются новые качества.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_4",blockId:rtbBlockID,pageNumber:4,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_4").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_4");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
2. Эмерджентность.
Проявляется в том, что целевые функции,
целевое предназначение целостной
системы, как правило, не совпадает с
целевыми функциями ее подсистем. Т.е.
целое проявляет свойства, возникающие
только в результате взаимодействия его
компонентов. Например, в большой
производственной системе ее элементы
(подсистемы) имеют целевые функции —
управления, производства, сбыта,
экономической стратегии (планирования)
и другие, функции которых по отдельнось
различны.
3. Синергичность.
Направленность действий, влияний в
системе, приводящая к усилению конечного
результата. Наука синергетика изучает
связи между элементами подсистемы в
процессе активного обмена энергией,
веществом, информацией с самой системой
и окружающей средой. При хорошем
согласовании подсистем возрастает
степень упорядоченности системы,
усиливается ее синергичность. Примером
может служить управление хорошо
подготовленной армейской операцией,
где конечный результат определяется
высоким согласованием действий различных
подразделений (подсистем) армейской
системы. Такой эффект наблюдается при
положительной синергичности. Отрицательная
синергичность дезорганизует
функционирование системы. В системах
менеджмента, например, наиболее значимым
синергетиком будет согласование действий
подсистем: профессиональной культуры;
знаний психологии, этики, физиологии;
рынков; экономических основ управления,
правовых и нормативных документов и
прочих.
4. Мультипликативность.
Это свойство выражается в том, что
взаимодействия между элементами в
системе (как положительные, так и
отрицательные) чаше всего обладают
свойством умножения (и даже возведения
в степень), а не сложения. Если это
свойство в положительной ситуации
управления, например, надо еще заметить,
то в отрицательных — деструктивных
процессах — мультипликативность имеет
ярко выраженную тенденцию к саморазрушению.
«Если неприятность возможна, то она
обязательно произойдет».
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_3",blockId:rtbBlockID,pageNumber:3,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_3").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_3");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
5. Целостность.
Обозначает такое свойство систем,
существующих как организационно-функциональное
образование, согласно которому каждый
элемент системы выполняет определенные
функции. Целостность может быть определена
как свойство, определяющее устойчивость
функционирования системы при ее
минимальной структурной сложности и
минимально необходимых ресурсах.
Целостностью определяется процесс
оптимизации системы.
2.2 Управление как процесс и система
Управление
как процесс — это
совокупность последовательных действий
субъекта и объекта управления, направленных
на достижение определенных результатов.
В
самом общем виде управление в современной
науке понимается как интегрированный
процесс планирования, организации,
мотивации, контроля, необходимый для
достижения целей организации. При этом
термин «управленческий процесс» (или
«процесс управления») обозначает
«совокупность скоординированных
мероприятий, направленных на достижение
поставленных целей»1.
Классическая
модель управленческого процесса,
используемая в теории управления,
включает несколько элементов. Главным
из них является субъект управления,
имеющий цель, волю к достижению этой
дели и ресурсы другой ключевой элемент
это объект управления, воздействие на
которого позволяет субъекту достигнуть
своей цели. Актом управления выступает
управленческое воздействие субъекта
на объект. Последним элементом в процессе
у правления является результат. Его
главным свойством является соответствие
цели, поставленной субъектом. Для
эффективного управления субъект должен
иметь вспомогательный элемент – обратную
связь, которая позволяет сравнивать
результат с целью и вносить поправки в
управляющие воздействия по мере
приближения или удаления результата
от цели
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_2",blockId:rtbBlockID,pageNumber:2,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_2").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_2");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);2.
Таким
образом, цикл управления сводится к
стандартному набору действий субъекта:
1.
формирование цели;
2.
формирование критериев (показателей)
достижения цели;
3.
выбор управленческого воздействия;
4.
осуществление управляющего воздействия;
5.
определение показателей изменения
объекта;
6.
сопоставление полученного результата
(показателей) с целью.
Далее,
если цель достигнута, управляющее
воздействие прекращается. Если цель
близка, управляющее воздействие
корректируется и повторяется. Если цель
по-прежнему далека и недостижима при
существующих ресурсах, субъект
корректирует цель управления, и цикл
повторяется.
В
наиболее общем виде процесс
управления
можно разделить на две составные,
взаимообусловленные и взаимосвязанные
части:
административную,
областью которой является разработка
и определение политики (как системы
целей, задач и путей их решения),и
собственно управленческую (оперативную,
исполнительскую, направленную
преимущественно на технологическую и
техническую организацию объекта
управления).
Связующее
звено между двумя частями единого
процесса социального управления —
непосредственное руководство людьми,
обеспечивающее, с одной стороны,
разработку и постановку задач, а с
другой — их принятие и выполнение.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_1",blockId:rtbBlockID,pageNumber:1,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_1").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_1");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Управление
как система
– это
совокупность
механизма
управления, структуры управления,
субъектов управления объектов управления,
функций управления, кадров управления
и процесс управления. Система управления —
это форма реализации взаимодействия и
развития отношений управления, выраженных,
прежде всего, в законах и принципах
управления, а также в целях, функциях,
структуре, методах, процессе и механизме
управления.
Механизм
управления
представляют
собой динамичную структуру гибкого
взаимодействия социальных субъектов,
характер которой складывается и
определяется социальным поведением
этих субъектов. Механизм управления
создается
и целенаправленно изменяется людьми,
которые осуществляют регламентацию
всей совокупности функций, форм, методов,
рычагов и стимулов управления, чтобы
достичь наибольшей его эффективности
в данных конкретно-исторических условиях.
Общество как сложная, многоцелевая
социальная система требует, чтобы
механизм управления обеспечивал четкое
взаимодействие всех его подсистем и
решение стоящих перед ним задач. С эти
позиций в общем механизме управления
выделяют экономический, организационный
и социально-культурный механизмы, основу
взаимосвязанного функционирования
которых составляют требования системы
объективных законов социального развития
и управления.
Функции
управления —
это особые виды деятельности, выражающие
направления или стадии осуществления
целенаправленного воздействия на связи
и отношения людей в процессе
жизнедеятельности общества и управления
им. К основным функциям социального
управления относятся планирование,
организация, мотивацию и контроль.
Структура
управления
отражает состав и соподчиненность
различных элементов, звеньев и ступеней
управления, функционирующих для
достижения определенной цели. Функции
и структура управления являются двумя
сторонами единого целого — организации
системы социального управления и
выступают соответственно как содержание
и форма процесса управления.
Структура
системы управления
может быть малоступенчатой (плоской) и
многоступенчатой (высокой), а также
относиться к одному из трех основных
типов организационных структур —
линейной, функциональной или
линейно-функциональной (штабной). При
этом особенности объекта управления
во многом определяют создание
соответствующих систем управления.
Если, например, какая-либо система имеет
выраженное “женское” начало, то стиль
управления в ней должен в большей мере
носить демократический и коллегиальный
характер, а наиболее приемлемыми типами
организационной структуры будут
функциональный, матричный, штабной. В
условиях же социальной системы с
преобладанием “мужского” начала стиль
управления должен тяготеть к авторитарности
и единоначалию, что отражается и на
организационной структуре, которая
должна быть линейной, линейно-функциональной
и т.п.
Управление
как особый вид человеческой деятельности
возникает из необходимости организации
совместной деятельности людей и
порождается, с одной стороны, разделением
труда (в основе которого лежит неравенство
способностей), а с другой —
социально-историческими условиями
конкретного общества. При этом управление
является деятельностью, охватывающей
весь процесс общественной жизни, —
политическую, экономическую и духовную
сферы.
Социально-экономические
системы являются одновременно субъектом
и объектом управления,
что определяет необходимость рассматривать
субъект и объект управления как две
системы (управляющую и управляемую),
находящиеся в постоянном взаимодействии.
При этом управляющая система (субъект
управления) выступает как часть
управляемой (объект управления), и ее
величина и границы зависят от масштабов
и особенностей последней. Отсюда следует,
что функционирование субъекта управления
определяется в основном особенностями
объекта.
В
самой системе и в ее крупных составляющих
(управляемой и управляющей системах)
ясно просматриваются своеобразные
системы меньшего уровня:
• техническая
система представляет собой пропорциональное
сочетание отдельных технических средств
из множества отдельных видов различного
оборудования;
• технологическая
система основана на делении материального
и духовного производства, политической
деятельности на стадии и процессы. Она
представляет собой набор правил и норм,
определяющих последовательность
операций в процессе материального или
духовного производства и управления
ими;
• организационная
система с помощью разработки структуры
управления, соответствующих положений
и инструкций позволяет рационально
использовать технические и технологические
средства, площади и трудовые ресурсы;
• экономическая
система представляет собой единство
хозяйственных и финансовых процессов
и связей;
• социальная
система является совокупностью
социальных отношений, образуемых в
результате совместной деятельности, и
вместе с экономической определяет цели
материального и духовного производства,
общественной политики, формирует
принципы и методы их организации.
Все
системы взаимосвязаны и в своем единстве
составляют целостный социальный
организм. При этом техническая,
технологическая и организационная
системы в совокупности обеспечивают и
характеризуют организационно-техническую
сторону управления, а экономическая и
социальная — социально-экономическую.
Каждая
такая система в определенные периоды
развития социальных целых может занимать
доминирующее положение, характеризуя
тем самым особенности различных частей
организационной структуры управления
(ведущее положение технико-технологических,
организационно-правовых, экономических
или социальных служб), а также господствующее
положение в сфере социального управления
представителей тех или иных управленческих
профессий. При этом смена ведущих позиций
представителей различных управленческих
профессий соответствует, на наш взгляд,
циклическому превалированию то
организационно-технической, то
социально-экономической сторон
управления, а также одной из систем
низшего уровня
Тема 8 процесс управления
В
этой теме для изучающих менеджмент
будут освещены следующие вопросы:
• понятие процесса
управления;
• свойства процесса
управления;
• содержание
процесса управления;
• этапы процесса
управления;
• стадии процесса
управления;
• роль управляющего
воздействия в процессе управления;
• постоянные
воздействия;
• периодические
воздействия;
• понятия:
«действие», «воздействие», «взаимодействие»;
• направления и
типы воздействия;
• источники
воздействия в процессе управления.
В
предыдущей теме мы показали, что каждая
из систем предприятия (как системы
управления) – управляемая и управляющая
– имеет свою
организационную структуру, которая
служит формой существования процесса.
Следовательно, каждая из названных
систем имеет и свой процесс.
Ранее уже
шла речь о процессе управляемой
(производственной) системы, называемом
производственным, независимо от того,
материальное это или духовное
(нематериальное) производство, где он
протекает.
Процесс
управления, протекающий в управляющей
системе, имеет сходство с производственным
процессом и свои особенности, объясняемые
природой управленческого труда.
Производственный процесс направлен на
производство благ и услуг, а итогом
процесса управления является подготовка
управляющего воздействия и решений. В
этом основное различие этих процессов.
8.1. Понятие процесса управления
Процесс
(от лат. processus
– продвижение) означает:
• последовательную
смену явлений, состояний в развитии
чего-нибудь;
• совокупность
последовательных действий для достижения
какого-либо результата (производство
продукции, подготовка решений).
Процесс
управления –
это совокупность целенаправленных
действий руководителя и аппарата
управления по согласованию совместной
деятельности людей для достижения целей
организации.
Таблица 8.1.1.
Параметры
процесса управления.
Все протекающие на предприятии процессы
(в сфере производства и управления)
прежде всего являются
процессами труда,
поскольку и производство и управление
– это совместный труд людей, совершающих
целенаправленные действия по определённой
программе. К параметрам (характеристикам)
процесса управления можно отнести:
• предмет труда;
• средства труда;
• продукт труда;
• исполнитель
трудового процесса (рис. 8.1.1.).
Рис. 8.1.1.
Общие функции
выполняются во всех без исключения
организациях с вещественным и духовным
производством. Формирование конкретных
функций зависит, как известно, от
специфики производственной системы,
сфер деятельности предприятия. Поэтому
перечень конкретных функций может быть
как угодно малым и как угодно большим
в зависимости от размера организации
и масштаба её производства.
На
каждом конкретном предприятии в процессе
управления задействованы все
общие и
конкретные функции для подготовки
управляющего воздействия, подготовки,
принятия и реализации решений.
8.2. Общая характеристика процесса управления
Процесс
управления – это
деятельность субъекта управления по
согласованию
совместного труда работающих для
достижения целей организации.
Как
научное понятие процесс управления
выступает в единстве трёх своих сторон:
1) содержания;
2) организации;
3) процедуросуществления
(технологии управления).
1. С
содержательной стороны
процесс управления может быть
охарактеризован как целенаправленное
воздействие на состояние элементов,
образующих систему управления. Процесс
этот выражает единство различных
частичных процессов (технических,
экономических, социальных и др.),
выполняемых аппаратом управления в
определённых пространственных и
временных границах применительно к
конкретным объектам и уровням управления.
2. Организационная
характеристика
процесса управления выражает
пространственную и временную
последовательность его протекания,
определяемую
циклом
управления. Последний включает 1)
определение целей и 2) осуществление
функций управления. Важная роль в этом
аспекте принадлежит делению процесса
управления по принадлежности к компонентам
системы управления и её уровням.
На уровне предприятия
различают следующие типовые компоненты
системы управления как объекты приложения
процесса управления:
1) подсистему
линейного руководства;
2) целевые
подсистемы;
3) функциональные
подсистемы;
4) подсистему
обеспечения управления.
Подсистема
линейного руководства
включает всех линейных руководителей
– от мастера до директора предприятия.
Целевые
подсистемы охватывают:
• управление
выполнением плана производства и
поставок продукции;
• управление
качеством продукции;
• управление
ресурсами;
• управление
развитием производства;
• управление
социальным развитием трудового
коллектива;
• управление
охраной окружающей среды.
Функциональные
подсистемы
характеризуются
специализацией
управленческой деятельности по выполнению
соответствующих 1) конкретных и
2) специальных функций управления.
Подсистема
обеспечения управления
охватывает:
1) правовое
обеспечение;
2) информационное
обеспечение;
3) организацию
и внедрение нормативного хозяйства;
4) делопроизводство;
5) оснащение
предприятия техническими средствами
управленческого труда.
3. С
процедурной
(технологической) стороны процесс
управления представляет собой связь
определённых его стадий и фаз, получающих
своё выражение и закрепление в их
дальнейшем членении на виды работ,
операции и действия, а также процедур,
алгоритмов и т.д.
Понятие
процесса управления тесно связано с
категорией
потенциала
управления, под которым понимается
совокупность располагаемых системой
управления возможностей и ресурсов
управления – информационных, материальных,
трудовых, финансовых, опыта и квалификации
кадров, традиций управления.
1.Управление как информационный процесс. Структура и функции системы управления. Уровни управления. Функции управления.
Осн.
практическим применением инф. технологий
в организациях и на предприятиях явл.
автоматизация по управлению. Процесс
управления представляется в циклической
последовательности… планирования,
контроля, учёта, анализа, корректировки
планов. Процесс управления осущ. в рамках
системы управления. Система управления
состоит из объекта управления и субъекта
управления. Субъект
управления воздействует на объект
передавая инф. директивного, планового
распорядительного характера. Объект
управления(цех, завод) передает субъекту
инф. о фактических параметрах своего
состояния. Взаимодействие управленцев
и исполнителей осущ. с помощью прямой
и обратной связи. На основе полученной
инф. управляющий должен разработать
управленческие решения выбрать наиболее
оптимальное, довести до исполнителей
и проконтролировать выполнения.
Управление
–
это процесс переработки инф. и для его
поддержания необходимо создание инф.
системы управления.
На
предприятии выделяют 3 уровня управления:
1) оперативный – на нём происходит
первичная обработка данных, ввод в б.д.,
накопление регулярных отчётов. 2)
тактический- на нём решаются задачи
планирования и анализа, решения проблем
«а что будет если?».
3)
Стратигич. – на нём решаются вопросы
долгосрочного планирования, стратигич.
Развития. След. инф. система должна
охватывать все уровни управления. На
предприятии ведутся различные виды
учётов: бух, налоговый, управленч,
статистич, оперативный.
2.Понятие,
назначение, виды информационных систем.
Автоматизированная информационная
система.
Инф.
система – совокупность баз данных
средств доступа к данным. Назначения:
предоставл.
Инф., подготовка инф. для обработки
управл. решения. Инф. сист. делятся на:
автоматизированная, автоматическая,
ручная. Автоматизир.ис – система с
автоматизированной технологией получения
результатной инф. АИС – обеспечивает
руководителей предприятия инф. для
стратигического планирования,
финансового-экономич. Прогнозирования
и анализа хоз. деятельности, а рядовых
сотрудников инструм. Для сбора накопления
и обработки, выдачи, передачи, защиты
инф.
4.Обеспечивающая часть вкл. В себя след. Подсистемы:
1)
инф. Обеспечение (показатели предметной
обл, документы, классиф.инф., массивы
данных, базы данных, хранилище данных)
Инф.
обеспечение делится на:
—
внемашинное
—
внутримашинное
2)
техническое обеспечение: техническое
средство сбора, регистрации, передачи
,обработки, отображения, размножения
инф-ции.
3)
программное обеспечение: системные
прикладные программы, инструментальные
средства обработки программы, специальная
документация.
4)
лингвистическое обеспечение: совокупность
языковых средств для описания документов,
языки управления б/д, диалоговые языки,
термины и определения используемые в
процессе разработки и функционировании
АИС.(SQL,
HTML)
5)
математическое обеспечение: совокупность
математ. методов, моделей алгоритмов,
используемых для решения функциональных
задач.
6)
организационное обеспечение: комплекс
документов регламентируемых деятельность
персонала в условиях функционирования
АИС.
7)
эргономическое обеспечение: комплекс
документации содержащей требования к
рабочим местам, служебным помещениям,
условием работы персонала к уровню
подготовки персонала.
Процесс управления в системе гражданской защиты. Этапы процесса управления и их характеристика.
Процесс
управления
— совокупность
последовательных действий органа
управления для достижения цели или
результата управления.
Главной
целью системы гражданской защиты
является
— предупредить чрезвычайную ситуацию,
а при невозможности её – минимизировать
возможные
последствия
и ликвидировать ЧС.
Процесс управления этапы фазыобычно включает:
Этап
это часть процесса управления,
завершающаяся достижением промежуточной
цели в заданный интервал времени
(например, уяснение задачи, оценка
обстановки). Этапы образуют последовательность
процесса управления и завершаются
достижением поставленной цели, образуя,
таким образом, цикл управления.
Фаза
– состояние процесса управления в
определенный момент времени.
Этапы
процесса управления и их характеристика:
ЦИРП
ДНК
1.
Уяснение поставленной задачи (цели)-
целевой
этап —
Ц
(Цель
предстоящих действий и замысел старшего
начальника)
2.
Сбор информации, оценка обстановки —
информационный
этап –
И
(Изучения
и анализа факторов и условий, влияющих
на выполнение поставленной задачи и
достижение цели управления)
3.
Принятие решения – решающий
этап
— Р
(Осуществляется
на основе уяснения задачи и оценки
обстановки)
4.
Планирование действий — планирующий
этап –
П
(Планирование
осуществляется в соответствии с принятым
решением)
5.
Доведение решения – доводящий
этап –
Д
(Доведение
принятого решения осуществляется в
виде директив, приказов, распоряжений.
Они доводятся непосредственно до
исполнителей письменно или с использованием
технических средств связи)
6.
Непосредственное управление – выполняющий
этап –
Н
(Непосредственное
выполнение принятого решения сводится
к непосредственному руководству
действиями подчинённого органа управления
и силами по выполнению полученной
задачи)
7.
Контроль выполнения – контролирующий
этап –
К
(Контроль
результатов выполнения принятого
решения осуществляется на основании
докладов подчинённых лично лицу,
принявшему решение)
Комплексные
хар-ки процесса управления:
1.Непрервность
— свойство процесса управления не
допускать перерыва между последовательно
выполняемыми этапами;
2.Оперативность
— свойство процесса управления обеспечивать
завершение цикла управления в требуемые
сроки;
3.Устойчивость
— свойство процесса управления сохранять
и восстанавливать свое качество в
условиях внешних и внутренних возмущений;
4.Скрытность
— свойство процесса управления
противостоять раскрытию противником;
5.Точность
— свойство процесса управления обеспечивать
максимальную степень соответствия
реального состояния объекта управления
требуемому
2. Система управления гражданской защитой. Пункты управления в системе гз и их предназначение.
Система
– совокупность элементов, связей и
взаимосвязей между ними и внешней средой
в совокупности предназначенных для
решения конкретных задач.
Управление– процесс выработки и осуществление
управляющих воздействий.
Система
управления ГЗ
– это совокупность функционально
связанных между собой органов управления,
пунктов управления, средств связи и
оповещения, автоматизированных
информационно-управляющих систем (АИУС)
и других специальных систем
Пункт
управления
– специально оборудованное и оснащенное
техническими средствами сооружение
или ТС, предназначенные для размещения
и обеспечения работы органов управления
по руководству силами РСЧС и ГО в мир и
воен вр.
Система
ПУ ГЗ
— совокупность
ПУ РСЧС и ГО на всех уровнях реагирования,
связанных между собой линиями (каналами)
связи
Классификация:
Управление как система, процесс, деятельность
Управление является многоаспектным феноменом и предстает одновременно как система, процесс и деятельность.
Суть видения управления как системы состоит в представлении любой организации как совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, которые ориентированы на достижение конкретных целей в условиях изменяющейся среды.
Как правило, системный подход связан с построением оптимальной управляющей системы (системы управления). Под системой управления исследователи понимают совокупность взаимосвязанных между собой элементов, взаимодействие которых обеспечивает осуществление управленческих функций и соответствующих им воздействий на управляемый объект. Построить систему управления — значит выделить совокупность элементов и установить характер связей между ними, которые позволяют реализовать управленческие функции в достижении поставленной цели.
Некоторые исследователи обозначают управление как процесс. Процесс управления они рассматривают как непрерывную последовательность действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта, устанавливаются цели совместной деятельности, определяются способы их достижения, распределяется работа между участниками деятельности и интегрируются их усилия. Таким образом, суть видения управления как процесса заключается в представлении его как непрерывной системы взаимосвязанных управленческих решений. Главной движущей силой этого процесса являются люди (а не планы, программы, схемы и т.д.), и прежде всего личность управленца.
Суть видения управления как деятельности предполагает наличие общих атрибутов (признаков) деятельности – определенных оснований, целей, средств, результатов и процесса, в котором все это взаимодействует, субъектов и объектов. Управление состоит из действий, называемых функциямиуправления.
Функции управления выделяются в качестве основы построения управления образовательными системами, т.е. при построении систем управления обязательным является выделение функционального состава управления.
3. Управление образовательным процессом.
Выделяют следующие функции управления образовательными системами: информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая, регулятивно-коррекционная.
Мотивационно-целевая установка служит исходным основанием для прогнозирования и планирования деятельности, определяет организационные формы, способы, средства воздействия для исполнения принятых решений, служит нормой для контроля и оценки на диагностической основе, позволяет регулировать и корректировать педагогические процессы, поведение и деятельность всех его участников. Поэтому мотивационно-целевая функция направлена на формирование целей участников педагогического процесса на основе мотива их деятельности, возникшего из потребности в данном виде деятельности.
Информационно-аналитическая функция есть основной инструмент управления, так как одной из главных характеристик любой системы, определяющей в итоге эффективность ее функционирования, является коммуникативность, определение циркулирующих в ней информационных потоков. Аналитическая деятельность направлена на изучение фактического состояния и обоснованности применения совокупности способов, средств, воздействий по достижению целей, на объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку регулирующих механизмов по переводу системы в новое качественное состояние.
Планово-прогностическая функция — организационная основа управления и важнейшая стадия управленческого цикла. Прогнозирование и планирование можно определить как деятельность по оптимальному выбору идеальных и реальных целей и разработке программ их достижения.
Качество функционирования и развития объекта зависит от организационно-исполнительской функции. Организация характеризуется как деятельность субъекта управления по формированию и регулированию определенной структуры организованных взаимодействий посредством совокупности способов и средств, необходимых для эффективного достижения целей.
Контрольно-диагностическая функция предназначена для стимулирования деятельности педагога и обучающегося.
Регулятивно-коррекционная функция определяется как вид деятельности по внесению корректив с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления педагогической системой для поддержания ее на запрограммированном уровне.
Результативность управления можно повысить в том случае, когда каждая функция в системе управленческого цикла начнет взаимодействовать с остальными видами управленческой деятельности.
Рассмотренные функции можно увидеть в управлении педагогами образовательным процессом разного масштаба: от конкретного урока до образовательной среды образовательного учреждения в целом.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
Поиск по сайту
№1.Понятие и сущность управления. Виды управления.
2. Предмет и задачи теории управления.
Наука управления как область комплексных
междисциплинарных исследований
№3.Управление как
профессия. Профессионализация управления
и «менеджмент».Понятие «научного
менеджмента» и задачи науки управления.
№4.Управленческая
деятельность, её содержание и специфика.
Управление как процесс и как
субъектно-объектное отношение
5. Система знаний науки управления.
Соотношение науки и искусства в теории
и практике управления.
№6.Эволюция
управленческой мысли в 20 веке. «Школа
научного управления» и её значение
в становлении науки управления
(Ф.У.Тейлор).
№7.Основные принципы
административной школы. Административная
теория А.Файоля.
8. Социологическая концепция идеальной
бюрократии М. Вебера. Бюрократия и
бюрократизм. Административная концепция
В. Вильсона.
№9.Школа «человеческих
отношений» в теории управления как
социально-психологический вариант
менеджмента.
№10.Понятие
«социальная система».Основные
свойства социальных систем. Социальное
управление и его специфика.
№11.»Школа социальных систем» в
науке и практике управления.
№12.Системный
подход как методология современного
научного исследования сложных объектов
и процессов. Принципы системного подхода.
№13.Ситуационный
подход и ситуационная теория. Ситуационное
управление и модель организации как
открытой системы.
№14.Процессы хаоса,
необратимости, неустойчивости в
организации с позиции синергетического
подхода. Точки бифуркации в процессе
развития системы. Синергетика как наука
о самоорганизации.
№15.Информационный
подход в управлении: методология и
практика. Информации, система, обратная
связь как ключевые понятия управления.
№16.Киберенетический
подход в управлении. Кибернетика как
наука об общих законах управления.
№17.Понятие закона управления. Основные
законы управления. Закон синергии
№18.Понятие принципа
управления. Основные принципы управления.
Принцип иерархии управления и иерархии
связей.
19. Принципы внутреннего и внешнего
описания системы. Принцип «Черного
ящика». Технология применения принципа
«черного ящика» для описания сложной
системы
№20. Понятие
кибернетической системы. Основные
компоненты кибернетической системы.
Понятие выхода и входа системы.
21. Закон самосохранения и условия
выживаемости системы (организации).
Принцип экономии энтропии. Принцип
наименьшего действия.
22. Устойчивость динамических систем.
Принцип Ле Шателье. Понятие внутреннего
регулятора и его значение для
противодействия внешним возмущениям.
№23. Сложная система
и её особенности. Управляемость сложных
систем. Закон усиления регулирования
и управления. Управление как антиэнтропийный
процесс.
№25. Адаптация
системы к изменениям внешней среды.
Адаптивное управление.
26. Закон необходимого разнообразия и
его значение в управлении. «Разно-образие»
системы управления как необходимое
условие эффективного и оптимального
управлении.
№27. Система
управления как субъективно-объективное
отношение. Компоненты системы управления
и их характеристика .Режимы функционирования
систем управления.
№28.Регулирование
как функция сохранения устойчивости и
равновесия с внешней средой. Понятие
регулятора. Основные типы регуляторов.
№29.Системы
программного управления. Режим
программного управления. Управление
процессом реализации проектов и программ.
30. Виды целенаправленных систем
управления. Режимы управления.
«Реак-тивное» управление. Режим развития
объекта управления.
№31.Принцип обратной
связи в управлении. Виды и типы обратной
связи. Положительная и отрицательная
обратная связь и их значение в деятельности
организации.
32. Концепция обратной связи в кибернетике.
Значение и роль обратной связи в процессах
управления, адаптации и самоорганизации.
Реализация принципа обратной связи в
социальной сфере
№33. Концепция
организационной культуры. Содержание
и особенности формирования организационной
культуры. Организационная культура как
важнейший, уникальный управленческий
ресурс.
коллективные представления взаимно
усиливают друг друга.
№34. Качество и
эффективность управления. Понятие
технической эффективности. Экономическая
эффективность. Эффективность и
производительность.
№35.Анализ и оценка
эффективности управления. Критерии и
показатели эффективности. Экономические
критерии эффективности и затраты на
управление.
№36. Эффективность
как условие успешности организации.
№37. Понятие и
сущность цели управления. Классификация
целей управления. Цели и средства.
№38.Целевой подход
в управлении и его основные понятия:
ценности, цели, политика, решения.
Определение глобальной цели и её
декомпозиция на основе метода дерева
целей.
№39.Основные подходы
к определению целей управления и способы
целепологания. Формулировка и изменение
организационных целей. Неопределённость
выбора целей.
40. Управление и руководство в организации.
Архетипы руководителя (классификация
И. Ансоффа). Организационные роли
руководителя (классифи-кация Г. Минцберга).
Права, обязанности и ответственность
руководителя.
41. Управление и власть в социальных
организациях. Понятие влияния, власти
и лидерства. Основные формы власти
№42.Понятие и
сущность организационной структуры
управления. Линейные и функциональные
структуры управления.
№43.Понятие структуры
управления. Элементы, звенья и связи в
организационной структуре управления.
Современные структуры управления.
№44.Структура,организация
и порядок в системах. Иерархические
структуры управления, их виды, основные
достоинства и недостатки.
№45.Органические
(гибкие) структуры управления, их
разновидности, преимущества и проблемы
использования.
№46.Понятие
аппарата(штаба) управления. Типы
административного аппарата. Линейные
и аппаратные полномочия
47. Организация как объект управления.
Социальная подсистема организа-ции.
Типы и виды организаций как объектов
управления (классические модели
организации, полная модель организации).
48. Механистическая модель объекта
управления (организации): особенно-сти
управления, стили управления, «жесткие»
элементы управления. Централизованное
управление. Иерархическая структура
управления.
49. Органическая модель организации.
Стили управления и «мягкие» эле-менты
управления в органической модели.
Концепция совершенствова-ния человеческих
ресурсов организации. Тенденция к
децентрализации управления. Гибкие,
адаптивные структуры.
50. Основные положения концепции
организации как «открытой системы».
Взаимодействие открытой системы с
неопределенной внешней средой. Способность
открытой организации к саморегулированию
и самоорга-низации.
51. Организация как процесс принятия
решений, как система, предназначен-ная
для решения проблем. Эффективность
управления и эффективность принимаемых
решений. Системная методология в процессе
решения проблем
№52.Организация
как сложная динамическая нелинейная
система. Неустойчивость стационарного
состояния сложной системы. Значение
(роль) малых воздействий на систему.
Необходимость сочетания иерархического
управления и самоуправления.
53. Процессный подход в управлении
организацией. Управленческий процесс
как логически взаимосвязанная и
взаимодействующая система управленче-ских
действий. Основные виды и типы
управленческих процессов
№54.Понятие и
содержание процесса управления.
Общесистемные процессы управления.
Управление как организационный процесс.
41. Организация
социальная — в широком смысле — любая
организация в обществе; в узком — соц.
подсистема организации.
55. Управленческая деятельность и
режимы функционирования «системы
управления». Процесс управления как
процесс принятия решений. Процесс
принятия и реализации управленческих
решений, его содержание и основные
этапы.
56. Информация, коммуникации и связи в
системе управления. Основные способы
получения информации. Качество информации,
и ее эффек-тивность.
57. Коммуникации и коммуникационный
процесс в управлении. Вербальная и
невербальная коммуникации. Основные
информационные каналы меж-личностных
коммуникаций. Препятствия (барьеры)
обмену информацией в процессе межличностных
коммуникаций.
58. Управленческая деятельность как
совокупность рутинных процессов и
процессов решения проблем. Понятие и
сущность функции управления. Виды и
типы функций управления.
59. Организация как одна из его основных
функций управления. Элементы организации
как процесса.
60. Мотивация как функция управления
61. Контроль как функция управления.
Контроль состояния и деятельности
объекта управления. Мониторинг и
периодическая оценка ключевых по-казателей
деятельности организации
63. Планирование как функция управления.
Виды и типы планирования. Интерактивное
планирование: принципы и основные этапы
методологии интерактивного планирования.
64. Программно-целевой подход в
управлении. Методология программно-целевого
планирования. Системный характер
программно-целевого планирования.
Понятие целевой программы.
65. Стратегическое планирование:
принципы и основные этапы. Целеполагание
и прогнозирование в процессе планирования
66. Понятие метода управления.
Классификация методов управления.
Науч-ные и эмпирические методы управления.
Специфические научные мето-ды управления.
68. Административные и правовые методы
управления. Принуждение как метод
управления.
69. Организационно-распорядительные
методы управления персоналом и их
правовой аспект.
70. Экономические методы управления.
Экономический механизм как осно-ва
экономических методов управления.
Методы управления, основанные на
использовании прямых материальных
стимулов.
71. Социально-психологические методы
управления. Методы управления, основанные
на использовании моральных стимулов.
Поощрение и наказание. Убеждение как
метод управления. Методы воздействия
через культуру организации.
72. Методы выполнения функции организация:
организационно-распорядительные,
экономические, социально-психологические.
73. Методы принятия управленческих
решений: количественные, качествен-ные,
смешанные (нормативные), групповые и
методы принятия решений в условиях
неопределенности.
74. Технологии и их значение в развитии
общества. Социальная технология как
проект, как деятельность и как элемент
человеческой культуры. По-нятие и
содержание технологии управления. Виды
и типы управленче-ских технологий.
. Инициативно-программные технологии:
технологи и методологии решения
инновационных проблем.
76. Программно-целевые технологии:
технологии решения проблем в соот-ветствии
методологией системного анализа.
77. Регламентные технологии: «жесткие»
технологии, основанные на опера-циях и
процедурах формализованного типа.
Понятия и элементы техно-логии: «процедура»
и «операция».
78. Технология принятия решений и
организация их выполнения. Техноло-гия
проектирования и разработки вариантов
решений. Технология ин-формационного
обеспечения процесса подготовки и
принятия решений.
№1.Понятие и
сущность управления. Виды управления.
Управление есть элемент и одновременно
функция организованных систем различной
природы (биологических, социальных,
технических и др.) обеспечивающая
сохранение их структуры, поддержание
режима деятельности, реализацию программы
и цели деятельности. Наука управления
создает, систематизирует и распространяет
знания о том, как осуществлять
управленческую деятельность. Теория
управления это знания о том, как
осуществлять управленческую деятельность.
Общие закономерности выявлены
кибернетикой, наукой об общих принципах
и методах управления сложными системами
в природе, технике и обществе. Предмет
науки управления составляют управленческие
отношения, в которых проявляются
одновременно экономические, социальные
и политические отношения и интересы,
находящие выражение в воздействии на
общество или на его отдельные элементы
с целью их упорядочения, сохранения
качественной специфики совершенствования
и развития. Предметом науки управления
является также технологии и методы
управления и тенденции развития практики
управления. Объектами управления могут
быть отрасли (промышленность, с/х,
транспорт), территориальные общности
людей (область, район, город), отдельные
стадии воспроизводства (производство,
снабжение, сбыт), аспекты экономической
деятельности (качество продукции,
взаимодействие с потребителем, маркетинг),
виды ресурсов (финансовые, человеческие),
а также характеристики производства
(эффективность, отношение к работе,
качество жизни, уровень занятости).
Субъектами управления могут выступать
директор, менеджер, совет директоров,
мэр города, городская дума, начальник
отдела, группа качества, городская
торгово-промышленная палата, а также
любые другие группы людей осуществляющие
управленческое воздействие на объект
управления. Содержание управления можно
определить путем перечисления его
основных функций, к которым относятся:
целеполагание, анализ, прогнозирование,
планирование, организация, координация,
мотивация, обучение, учет и контроль,
коммуникация, принятие решений. Все
функции тесно связаны друг с другом и
взаимно дополняют друг друга. В
деятельности любой организации —
коммерческой и некоммерческой, большой
и малой, формальной и неформальной —
присутствуют все без исключения функции
управления.
2. Предмет и задачи теории
управления. Наука управления как область
комплексных междисциплинарных
исследований
1. Теория управления — это знания о том,
как осуществлять управленческую
деятельность.
2. Теория управления
имеет свой, только ей присущий предмет
исследования — она изучает закономерность
осуществления управленческой деятельности
и возникающие во время этой деятельности
отношения между людьми
3. Теория и
практика менеджмента в течение XX столетия
прошли путь от классической теории и
практики авторитарного менеджмента до
теории гуманистического менеджмента
и
практики современного менеджмента,
основанной на новой модели управления.
4.
Основные направления развития менеджмента
в 90-е годы включают в себя становление
корпоративной культуры как фактора
успешного управления, широкое
распространение стратегического
управления, перенос подходов и приемов
ме-неджмента из коммерческой в
некоммерческую сферу, бурное развитие
специальных видов менеджмента.
Управление в социально-экономических
системах изучается в рамках теории
управления социально-экономическими
процессами. Имеются и специальные теории
управления, изучающие отдельные аспекты,
или специфические объекты, в частности,
теория государственного регулирования
экономики, региональный и муниципальный
менеджмент. В дальнейшем под словом
«управление» понимается, как
правило, управление социально-экономическими
процессами.
Наука управления создает,
систематизирует и распространяет знания
о том, как осуществлять управленческую
деятельность. Это пограничная наука;
она сочетает в себе элементы экономики,
социологии, психологии, кибернетики,
информатики. Предмет науки управления
составляют управленческие отношения,
в которых проявляются одновременно
экономические, социальные и политические
отношения и интересы, находящие выражение
в воздействии на общество или на его
отдельные элементы с целью их упорядочения,
сохранения качественной специфики,
совершенствования и развития. Предметом
науки управления являются также
технологии и методы управления и
тенденции развития практики
управления.
Управление присуще любому
обществу или его отдельному элементу
(организации, коллективу, подразделению,
городу, региону). Необходимость управления
вытекает из системной природы объекта,
необходимости общения людей и обмена
продуктами их материальной и духовной
деятельности.
Объектами управления
могут быть отрасли (промышленность,
сельское хозяйство, транспорт),
территориальные общ-ности людей (область,
район, город), отдельные стадии
воспроизводства (производство, снабжение,
сбыт, НИОКР), аспекты экономической
деятельности (качество продукции,
взаимодействие с потребителем, маркетинг),
виды ресурсов (финансовые, человеческие
и др.), а также характеристики производства
(эффективность, отношение к работе,
качество жизни, уровень занятости).
Субъектами
управления могут выступать директор,
менеджер, совет директоров, мэр города,
городская дума, начальник отдела, группа
качества, городская торгово-промышленная
палата, а также любые другие люди или
группы людей, осуществляю-щие управленческое
воздействие на о6ъект управления.
Главный
элемент любой социально-экономической
системы — человек. Он может быть и
объектом, и субъектом управления. Каждый
член общества управляет его развитием
с помощью избирательной системы, с
помощью участия в институтах гражданского
общества, с помощью механизмов
непосредственного воздействия на
управляемые подсистемы. Каждый член
организации также в той или иной степени
управляет функционированием или
развитием этой организации. В то же
время именно на человека направлены
управляющие воздействия и в рамках
государственного управления, и в рамках
управления корпоративного.
В отличие
от технических систем, где управляющая
и управляемая подсистемы взаимодействуют
достаточно жестко, в управлении людьми
это взаимодействие более гибко. Человек
и организация в целом реагируют на
управляющее воздействие не пассивно,
а с учетом предварительных оценок и
самостоятельного анализа последствий
собственной реакции. Человек обладает
волей и сознанием и реагирует на любое
управляющее воздействие с учетом
собственных представлений и интересов.
Человек может принять управляющие
команды, следовать им, а может и не
принять. Как человек воспринимает
управленческие воздействия, как реагирует
на них — от этого зависит эффективность
работы всей системы в целом. Таким
образом, управление человеком неотделимо
от управления организацией, отраслью,
городом, регионом, страной.
Управление
можно определить путем перечисления
его осно-вых функций, к которым относятся:
целеполагание, анализ, прогнозирование,
планирование, организация, координация,
мотивация, обучение, учет и контроль,
коммуникация, приня-тие решений.
Все
функции управления тесно связаны друг
с другом и взаимно дополняют друг друга.
В деятельности любой организации —
коммерческой и некоммерческой, большой
или малой, формальной или неформальной
— присутствуют все без исключения функции
управления. В ряде случаев бывает полезно
провести анализ выполняемых функций:
в какой мере и насколько полно в
управленческой деятельности присутствуют
функции управления. Нередко для повышения
эффективности работы организации
достаточно выявить те или иные функции,
которым не придается должного внимания.
Так, например, в ряде некоммерческих
организаций недостаточно полно
осуществляется целеполагание, в
государственных организациях нередко
отсутствует должная мотивация, в
некоторых государственных и частных
организациях не всегда осуществляется
должный контроль.
Методы управления
— это способы выполнения перечисленных
выше функций. Классификация методов
управления может производиться по
различным признакам: по масштабам
применения — общие, относимые ко всей
системе, и особенные, обращенные к
отдельным составным частям этой системы;
по отраслям и сферам применения — в
сударственном управлении, в бизнесе, в
торговле, в промышленности и т. д.
Обычно
методы упраавления различаются по их
содержанию: административные
(организационно-распорядительные),
эко-номические и социально-психологические.
Данное деление ус-ловно в том смысле,
что четко разграничить каждый метод не
представляется возможным: они взаимно
проникают друг в друга и имеют немало
общих черт. В то же время присущие им
различия в способах воздействия на
объекты управления позволяют рассматривать
каждый из них в отдельности.
Важнейшей
отличительной чертой создаваемой
рыночной экономики является переход
от преимущественно административных
к преимущественно экономическим методам
управления и одновременный рост роли
социально-психологических методов. В
то же время сохраняется различие между
методами, применяемыми в государственном
и частном секторах. В государственной
службе преобладают административные
методы управления, в то время как в
большей части частных организаций
преобладают экономические.