Основополагающие идеи фирмы: Этапы развития теории организации – Основополагающие идеи теории организации.

Основополагающие идеи теории организации — презентация на Slide-Share.ru 🎓

Основополагающие идеи теории организации

Основополагающие идеи фирмы: Этапы развития теории организации – Основополагающие идеи теории организации.

разделение труда
функциональное руководство *
измерение труда («единицы времени»)
задачи-предписания **
программы стимулирования
мотивация
роль индивидуальных способностей
1911 год
* замена власти одного мастера функциональной администрацией, каждый из которых дает указания рабочему в пределах своей компетенции
** примерные инструкции по выполнению конкретных задач
«Принципы научного управления»

Основополагающие идеи фирмы: Этапы развития теории организации – Основополагающие идеи теории организации.

четкие цели
один центр подчинения(единство управления)и один центр управления (единство контроля)
равенство прав и обязанностей
рациональное разделение труда
определение ответственности за результаты труда
благоприятные возможности для проявления инициативы
А. Файоль
1916 год
«Общее и промышленное управление»


Основополагающие идеи фирмы: Этапы развития теории организации – Основополагающие идеи теории организации.

определение задач и обязанностей каждого должностного лица на основе разделения труда
организация строится на принципах иерархии
деятельность организации регулируется на основе инструкций и правил
управление организацией исключает личные эмоции
назначение на должность основывается на квалификации и заслугах
М. Вербер
до 1920 г.
«Социология власти»

Основополагающие идеи фирмы: Этапы развития теории организации – Основополагающие идеи теории организации.

разделение и нормирование труда не всегда ведут к повышению производительности
работники более отзывчивы к социальному влиянию равных им людей, а не к мерам контроля высшего руководства
менеджер должен быть профессионалом в человеческих отношениях
Э. Мэйо
1924-1927 гг.
Развитие «школы человеческих отношений»

Основополагающие идеи фирмы: Этапы развития теории организации – Основополагающие идеи теории организации.

кооперация приводит к согласованным эффективным действиям
успех организации зависит от удовлетворенности ее членов
организации могут быть формальные и неформальные (как защита индивидов перед формальной)
власть – это информационная связь (команда)
Ч. Бернард
1948 г.


Основополагающие идеи фирмы: Этапы развития теории организации – Основополагающие идеи теории организации.

управляющий строит поведение с подчиненными в соответствии со своими личными представлениями о работниках
Д. МакГрегор
1948 г.
Теория Х и У
Теория Х
(прямое применение власти)
Теория У
(субординация как партнерство)
необходимость к принуждению
награда за деятельность в соответствии с выполненными задачами
«Человеческая сторона предпринимательства»

Основополагающие идеи фирмы: Этапы развития теории организации – Основополагающие идеи теории организации.

с изменениями стратегии компании меняется и их организационная структура
необходимость стратегических перемен диктуется требованиями внешней среды
А. Чандлер
1962 г.
«Стратегия и стуктура»

Основополагающие идеи фирмы: Этапы развития теории организации – Основополагающие идеи теории организации.

обосновал связь между внешней средой и структурой организации
показал разницу между открытыми и закрытыми системами
Дж. Томпсон
1964 г.
«Организации в действии»

Основополагающие идеи фирмы: Этапы развития теории организации – Основополагающие идеи теории организации.



1967 г.
для стабильных фирм используются функциональная схема организации и простые системы контроля
для динамично развивающихся фирм используются децентрализованная схема организации и сложные системы контроля
«Организация и ее окружение»

Основополагающие идеи фирмы: Этапы развития теории организации – Основополагающие идеи теории организации.Основополагающие идеи фирмы: Этапы развития теории организации – Основополагающие идеи теории организации.

концепция «Организация как мусорная корзина» *, характерная для организованной анархии **
Р. Сайерт, Дж. Марч и Г. Саймон
1967 г.
* модель нерационального принятия решений – лица, принимающие решения, работают в условиях неопределенности ( нет совершенного знания )
** технологии неясны, текучесть кадров «пришел-ушел» (например, исследовательские организации)

1975 г.
«Рынки и иерархия: анализ и антитрестовские выводы»
«Фирму… полезнее рассматривать как способ управления сделками»
учитывается структура активов фирмы: их специфика определяет способ управления (критерий — минимизация издержек)
три типа управления компанией:
1) рыночный — внутри компании существует рынок, подразделения самостоятельны и взаимодействуют на основе договоров + трансакционные издержки;
2) иерархический — принцип пирамиды → решения принимаются наверху пирамиды + бюрократические издержки;
3) гибридный, сочетающий элементы рыночного и иерархического типов.

Основополагающие идеи фирмы: Этапы развития теории организации – Основополагающие идеи теории организации.



компания рассматривается как в статике, при наличии стабильных внешних связей, так и в динамике, то есть в условиях изменений внешней среды
первоочередная задача руководства компании — решение стратегических проблем в меняющихся условиях окружающей среды
1979 г.
«Стратегический менеджмент»

Основополагающие идеи фирмы: Этапы развития теории организации – Основополагающие идеи теории организации.

Д. Норт
1990 г.
« Институты, институциональные изменения и функционирование экономики »
«правила игры, по которым играют различные экономические организации» (влияние на организацию различных институтов – формальных * и неформальных ** )
организации не могут существовать изолированно
важность неформальных норм (например, организационная культура)
* к формальным институтам относятся нормативно-правовые акты, в рамках которых действуют экономические субъекты (меняются легко и быстро)
** к неформальным институтам относятся обычаи, мораль, договоры и другие подобные нормы (прочно укореняются в сознании людей — тяжело менять)

Основополагающие идеи фирмы: Этапы развития теории организации – Основополагающие идеи теории организации.

Весенин В.Р. Учебное пособие: Общая теория организации. М: МГИУ. 2007.
Демчук О.Н., Ефремова Т.А. Учебное пособие «Экономика и управление» (электронная книга): Теория организации. М.: Флинта. 2009.
Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Учебное пособие: Теория организации. СПб.: Питер. 2004.

Основная идея вашей компании. Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса


Основная идея вашей компании

Вы видели рекламу джинсов Calvin Klein, в которой привлекательная модель намекает на то, что такие джинсы – «моя вторая кожа». Любой из нас понимает: это сообщение не имеет никакого отношения к цене джинсов или их потребительским качествам. Компания использует в рекламе сексапильность модели, утверждающей: «Джинсы Calvin Klein сделают вас еще привлекательнее».

Множество людей осознают, что жизнь коротка, и хотят сделать что-то, чтобы реализовать себя. Это основа их бизнес-миссии.

Полин Льюис,

основательница oovoo design

Каждый бизнес несет с собой определенную идею, которую предприниматели сообщают потребителю с помощью послания. Как правило, эта идея базируется на стратегической позиции компании и подчеркивает специфические свойства ее товаров или услуг («ценовой лидер» или «обслуживание в день обращения»). Возможно, в послании излагается идея рыночной ниши: «специалисты по минимизации налогов на имущество» или «прикладные компьютерные программы для архитекторов». Возможно, послание имеет косвенный характер, апеллирует к представлению потребителя о самом себе: «выбор нового поколения» или «сегодня вы заслужили перерыв».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Основополагающие идеи теории организации, Ф Тейлор и научные основы теории организации

Ф Тейлор и научные основы теории организации


Начало серии фундаментальных работ в области теории организации положила труд. Ф. Тейлора»Принципы научного управления», опубликованная в 1911 г

Фредерик. Тейлор (1856-1915) — американский инженер. После окончания технологического института в 1876 г. Тейлор работал в металлургической компании»Мидвейл стол компани»и прошел путь от бригадира до г главного инженера завода. В 1886 г он вступил в. Американское общество инженеров-механиков. Тейлор оставил после себя солидное творческое наследие, включающее кроме социальных работ по металлургии, книги, как и прославили его имя на весь мир:»Сдельная система»(1895),»Цеховой менеджмент»(1903) и»Принципы научного менеджмента»(1911). Похоронен он в. Филадельфии и на его могиле написано:»Отец нау ного менеджмента написано: «Батько наукового менеджменту».

Своими экспериментами и научными трудами. Ф. Тейлор стремился доказать, что разработанные им методы научной организации труда и сформулированные на их основе принципы»научного менеджмента»сделают настоящую революцию в современном производстве, заменив устаревшие авторитарные методы научного подхода к управлению управління.

Из своих исследований и экспериментов. Ф. Тейлор вывел ряд общих принципов, которые составили основу классической теории организации. К ним относятся:

• разделение труда. Этот принцип не только прослеживается на уровне мастерской или цеха, но и распространяется на управленческие эшелоны. По менеджером должна быть закреплена функция планирования, а за работником — фун фу выполнения. Кроме этого разделения труда в широком смысле. Ф. Тейлор рекомендовал также распределять конкретные производственные задачи, чтобы каждый член персонала (как рабочий, так и менеджер) выполнял лишь одну функциюцію;

• функциональное руководство. Надзор за рабочими должен иметь функциональный характер и осуществляться на каждой фазе производства. Ф. Тейлор предложил перейти от единоличного к функциональному рук руководства, заменив власть одного мастера функциональной администрацией (несколькими руководителями-специалистами, каждый из которых давал бы работнику указания в пределах своей компетенции). В специальной литературе по проблемам организации таких руководителей-специалистов и их подразделения называют функциональными органами (отделами), а организацию — функциональнойною;

• измерение труда. Ф. Тейлор настаивал на изучении процессов рабочего времени, видя в этом наиболее оптимальный путь реализации производственных задач. Этот принцип предполагает измерение рабочего времени за д помощью так называемых»единиц времени», представляющие дискретные элементы трудовых процессоввих процесів;

• задачи-предписания. Согласно этому принципу производственные задачи должны быть не только ежеминутно расчленены, но и сопровождаться подробным описанием оптимальных методов их выполнения. Цели предпри тва четко запланированы, и каждому работнику выдаются письменные инструкции по его конкретных задач. Путем реализации этих мероприятий и рабочий, и менеджер получают определенные стандарты, которые способствуют измерение вания трудаці;

• программы стимулирования. Работник должен осознавать, что любой элемент труда имеет свою цену и его оплата зависит от установленного выпуска готовой продукции, а в случае достижения большей продукт ности рабочему выплачивается премия;

• труд как индивидуальная деятельность. Влияние группы делает рабочего менее производительным;

• мотивация. Суть этого принципа в том, что личная заинтересованность является движущей силой для большинства людей;

• роль индивидуальных способностей. Проводится различие между способностями рабочих и менеджеров: рабочие работают за вознаграждение в настоящем, а менеджеры — ради вознаграждения в будущем

Как видим,. Ф. Тейлор не пренебрегал человеческим компонентом организаций, как многие считают, но делал акцент, скорее, на индивидуальных, а не на коллективных качествах работника. По его мнению, применение я принципов научного управления приведет к устранению почти всех причин споров и разногласий собственников предприятий и наемных работниковів.

К сожалению, этот оптимизм не был»оценен»Профсоюзы в 20-30-х годах XX века оказали резкое сопротивление внедрению»научного управления»Методы. Ф. Тейлора рассматривали как научно обоснованную систему эксплуатации й рабочих, что приводит к интенсификации труда и рост безработицыі і зростання безробіття.

Однако. Ф. Тейлор, несомненно, был одним из великих первопроходцев в области теории организации и социальной инженерии. Он предложил новую концепцию»разделения труда», которая была принята всеми ее воз. См. все еще можно проследить и на промышленных предприятиях, и в учреждениях при организации канцелярской роботрської роботи.

5. Модели теории организаций

Модель
организации определяет структуру и
механизмы координации деятельности
организации. Основными элементами
организационной модели являются система
работ, рабочие группы и процессы,
связанные с ними. Последние определяют
отношения управления и коммуникационные
связи. Фактически модель организации
представляет собой суперструктуру, в
рамках которой протекает деятельность
организации.

Ниже
рассматриваются основные модели
организации: классическая или
механистическая модель и ее разновидность
— бюрократическая модель, неоклассическая
или органическая модель, а также
институционная и системная модели.

Классическая модель

В начале XX
века в связи с ростом концентрации
производства, образованием крупных
промышленных предприятий созрели
условия для зарождения научных систем
организации. Эти системы разрабатывались,
главным образом, и были направлены на
рациональную организацию труда и
производства. В создание и развитие
рационалистического
направления внесли
свой вклад классики теории организации
Ф. Тейлор, А. Файоль, Д. Муни и другие.

Основой
классической
модели

является представление о том, что
организация лишь результат действий
управляющих, которые ее полностью
конструируют и владеют ею. Ее сердцевина
— процесс труда. Организация рассматривается
как безличный механизм, административная
пирамида с различными уровнями управления,
пронизанными формальными связями.

Главное
в этой модели — единство командования
и четкое распределение обязанностей.
Основные средства — планирование,
координация, контроль. Организация,
прежде всего, инструмент для решения
задач, его «винтик» — человек — никого
не интересует как личность.

Основные
черты организации в классической модели
можно представить следующим образом:

  • Организационные
    цели

    получение экономических и других
    заданных результатов, вклад в их
    достижение.

  • Структура
    и процессы

    — рационально построенные иерархические
    структуры, четко регламентированные
    процессы по выполнению заранее
    специализированных функций.

  • Характер
    организационного поведения

    — выполнение предписанных функций,
    работ, полностью регулируемое рациональное
    поведение.

  • Тип
    системы управления

    — «механистический» — совокупность
    элементов формальной структуры
    (подразделений, функций, должностей и
    т.д.), взаимодействующих подобно механизму
    для достижения целей.

  • Развитие
    сознательное,
    продуманное, заранее обоснованное и
    спланированное, приспособленное к
    меняющимся условиям.

  • Главные
    направления совершенствования —
    рационализация
    формальных структур, регламентация
    процессов, планомерная переподготовка
    или замена кадров.

Основными
характеристиками модели являются цели
и соответствующая им иерархия органов
управления и должностей. Иерархия
дополняется системой формально вводимых
правил и процедур. Человек рассматривается
как исполнитель запрограммированных
предписаний. Организация рассматривается
как набор механических, более или менее
автономных частей, каждая из которых в
отдельности может быть усовершенствована
для повышения эффективности организации
в целом. Стимулирование и контроль
строятся таким образом, чтобы обеспечить
поведение людей в соответствии с
приведенными положениями.

Организация
выступает в качестве замкнутой системы,
а улучшение ее функционирования
обеспечивается за счет внутренней
рационализации без учета внешней среды.

В
последующем изложении более подробно
рассматриваются некоторые понятия и
положения, которые используются при
построении рационалистической модели
организации.

Иерархия
— это порядок подчинения низших
(должностей, структур) высшим. Каждая
организация состоит из подразделений,
которые делятся на все более мелкие
организационные единицы, т.е. имеют
иерархическую структуру. В классической
теории организации понятию иерархической
структуры соответствует «принцип
лестницы». Этот принцип предполагает
деление власти и ответственности по
вертикали иерархии и распределение
обязанностей между подразделениями.
На рис. 9 приведена схема, иллюстрирующая
иерархическую структуру системы
управления крупным предприятием.

Административная
власть.

Важным положением теории организации
является принцип узаконения власти за
некоторым центральным органом управления.
При этом тот, кто обладает властью, имеет
право отдавать кому-то приказания, а
получивший приказ обязан его выполнить.

Власть
— это способность вызывать исполнительность
у подчиненного. Основой власти является
формальное положение руководителя и
руководство с помощью поощрений и
взысканий.

Основополагающие идеи фирмы: Этапы развития теории организации – Основополагающие идеи теории организации.

Рис. 9. Иерархическая
структура системы управления крупным
предприятием

Власть
служит средством интеграции деятельности
отдельных элементов организации и их
ориентации на достижение общей цели.

Специализация.
Принцип специализации находит выражение
в делении организации на специализированные
единицы, каждая из которыхпризвана
выполнять определенные функции.

Взаимоотношения
между линейной структурой и штабными
службами.
В
классической модели линейная
структура (руководители на всех уровнях
иерархии управления) является носителем
и непосредственным

источником
административной власти, а функции
штабных служб (отделы, бюро и других
подразделенияй системы управления)
заключаются в том, чтобы помогать и
давать советы линейным руководителям.

На
рис. 10 приведена схема линейно-функциональной
структуры управления промышленного
предприятия.

31. «Обучающаяся организация», «креативная организация» как новые типы трудовых организаций в условиях возрастания роли знаний

Обучающаяся организация ? это организация, непрерывно совершенствующаяся путем обмена информацией, накопления и передачи знаний. Обучающейся организацией называют также такую организацию, в которой формируются современные идеи и мышления, а сотрудники непрерывно стремятся к достижению высоких результатов труда.

Признаки обучающейся организации:

1) персонал данной организации активно участвует в разработке стратегических бизнес-планов;

2) выработка стратегии развития основывается на гибком «обучающемся» подходе;

3) происходит активное взаимодействие между структурными подразделениями организации;

4) структура управления дает возможности к самореализации подразделений предприятия;

5) осуществляется непрерывный обмен опытом с клиентами фирмы и ее партнерами;

6) происходит создание благоприятных условий для обучения и всеобщего развития работников.

Роль менеджеров высшего звена управления «обучающейся организации» сводится к определению основных направлений развития предприятия на долгосрочный период и невмешательству в непосредственные производственные операции. В обучающейся организации широко применяется метод «командного» обучения и выработки на основе него коллегиального подхода.

Целью обучающейся организации является формирование управления организацией при помощи различных методов обучения персонала.

«Креативная организация» также рассматривается в свете знания как парадигма управления трудовым коллективом. Управление креативной организацией в большей степени направлено на стремление создать благоприятную обстановку для развития творческих способностей сотрудников и их дальнейшей реализации.

Цель создания креативной организации заключаетсяв обеспеченииспособности создаваемой организации оперативно решать возникающие вопросы в статичных системах предприятия. Данная цель достигается двумя способами:

1) уходом от общепринятых и традиционных правил и стереотипов;

2) формированием необычных, новых и «ярких» идей и мышлений.

«Креативная организация» отличается большей в сравнении с обучающейся организацией чувствительностью к возникновению проблем и неординарностью путей их решения.

Для оценки уровня креативности сотрудников применяют методы тестирования дивергентного мышления и индивидуальные опросники. Наиболее известным считается тест Торренса, позволяющий оценивать уровень образной и вербальной креативности, а также отдельные креативные элементы личности

Обучение в креативных организациях заключается, как правило, в анализе задач, решение которых требует внедрения новых нестандартных элементов. В соответствии с методом Кайдзена для увеличения креативности организации необходимо привлечение всех ее сотрудников в процесс постоянного совершенствования.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Принципы организации инновационной деятельности

Статья предоставлена специалистами сервиса

Автор24

Автор24 — это сообщество учителей и преподавателей, к которым
можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

В процессе организации инновационной деятельности исследователи выделяют ряд основополагающих принципов, которым необходимо следовать.

Основополагающие принципы организации инновационной деятельности

  1. Ориентация по цели, в качестве которой выступает непрерывность протекания инновационного процесса. Для целей данного принципа под понятием непрерывности принимается целостность всей инновационной системы, благодаря которой система преодолевает негативные аспекты в процессе передачи информации по каждой из стадий инновационного цикла.
  2. Инновационная деятельность должна быть системной, то есть в ней должны быть четко обозначены функции, исполнители и взаимодействия между ними.
  3. Адаптивность является одним из важнейших принципов организации инновационной деятельности, так как данный принцип адекватно отражает влияние факторов внутренней и внешней среды на предприятии на все процессы создания инноваций, учитывая и тенденции их изменений.
  4. Подразделения, вовлеченные в процесс, должны обладать полномочиями и нести ответственность в оптимальном сочетании для максимальной эффективности.
  5. Экономичность — инновационная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы достигнутая результативность была оптимальной. Для этого сокращается время инновационного цикла, повышается конкурентоспособность новых изделий. Субъект инновационной деятельности должен своевременно реагировать на запросы потребителей.
  6. Иерархичность — на всех горизонтальных и вертикальных уровнях системы должно быть обеспечено иерархическое взаимодействие между элементами инновационной деятельности.
  7. Любая инновация должна гарантировать экологическую безопасность для окружающей среды и человека.
  8. «Не навреди!» К любому новшеству следует подходить обдуманно, учитывая его влияние как на общество в целом в целом (например, при разработке новых видов оружия) так и на конкретную организацию в частности (финансирование инноваций, не имеющих коммерческого потенциала губительны для организаций).

Замечание 1

Наряду с главными, основополагающими принципами, указанными выше, существуют и специфические принципы организации инновационной деятельности, также выработанные в процессе практики на различных предприятиях.

Специфические принципы организации инновационной деятельности

  1. На предприятии должна быть создана атмосфера, стимулирующая сотрудников на поиск и постоянное освоение инноваций. Управление, основанное на данном принципе, должно обеспечивать относительную свободу действий сотрудников, занятых в инновационной деятельности. Их работа не должна постоянно жестко регламентироваться, а инициативы должны поощряться.
  2. Для предприятия, занимающегося инновационной деятельностью, приоритетом должны являться потребности рынка, то есть для достижения положительного коммерческого результата необходимо ориентироваться на потребителя и реализовывать только те инновации, которые ему действительно нужны. В противном случае предприятие не будет конкурентоспособным и проиграет борьбу за потребителя более продвинутым игрокам рынка.
  3. При определении приоритетных направлений инновационной деятельности необходимо исходить из того, какие стратегические цели и задачи ставит перед собой предприятие.
  4. Организация инноваций должна осуществляться таким образом, чтобы все инновационные процессы выполнялись параллельно.
  5. Для предприятий, которые занимаются инновациями, жизненно необходимо, чтобы инновационная деятельность находилась в компетенции топ-менеджмента, который обязан формировать стратегические инновационные проблемы, ставить цели и определять направления организационного развития.
  6. Набор решаемых задач для подразделений, занимающихся инновационной деятельностью, должен быть единым и оптимальным.
  7. Если предприятие занимается инновационной деятельностью, то в ней должен использоваться весь потенциал предприятия. Также, традиционное производство должно уступать инновационному, которое должно иметь на таком предприятии наивысший приоритет.

Предыдущая статья

Задачи организации инновационной деятельности

Следующая статья

Эффективность инновационной деятельности организации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *