Мотивация определение в психологии: Мотивация — Википедия – Урок 4. Мотивация деятельности человека

Понятия «мотив» и «мотивация» с психологической точки зрения

Понятия «мотив» и «мотивация» с психологической точки зрения

Среди разнообразия причин, детерминирующих активность человека, особое место занимают потребности и мотивы поведения и деятельности.

Житейская психология под мотивами понимает все то, что выступает в качестве внутренних побудителей к деятельности или поведению. При таком представлении мотивами могут быть различные потребности, интересы, стремления, желания, установки, идеалы и т. п. Другими словами, сознание обычного человека, центрированное только на выяснение причин поведения другого человека, не задумывается над многообразием психологических причин, порождающих реальное поведение или деятельность человека. Его интересует, что хочет сделать или чего хочет достичь другой человек, или почему он хочет именно это сделать или именно этого достичь. Внешнему наблюдателю представляется, что, определив предмет, необходимый другому, он знает истинную причину поведения (и деятельности) и может манипулировать его активностью. Такая стратегия в отношении другого, конечно, имеет место быть, но адекватна лишь в условиях типичных и повторяющихся ситуаций. Причем считается, что потребности являются источником порождения мотивов, имея в виду, что предмет потребности и есть мотив. [43]


Глубокое понимание механизмов формирования мотива дают гуманистические концепции в психологии. Данное направление сосредоточено на изучении гармоничной личности, достигающей вершины личностного развития, вершины «самоактуализации». Среди этих концепций особо выделяются представления Маслоу, разработавшего «иерархию потребностей».

Рис. 2. Иерархия потребностей человека по А. Маслоу

Она состоит из следующих ступеней:

1. физиологические потребности — это низшие, управляемые органами тела потребности, как дыхание, пищевая, сексуальная потребность, в самозащите;

2. потребность в надежности — стремление к материальной надежности, обеспечению по старости и т. п.;

3. социальные потребности — удовлетворение этих потребностей не объективно и трудно поддается описанию: одного человека удовлетворяют немногие контакты с другими людьми, в другом человеке эта потребность выражается очень сильно;

4. потребность в уважении, осознании собственного достоинства — уважение, престиж, социальный успех — для удовлетворения этих потребностей требуются группы;

5. потребность в развитии личности, в осуществлении самого себя, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.

Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека:

1. мотивы имеют иерархическую структуру;

2. чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности, тем дольше можно задержать их реализацию;


3. пока не удовлетворены нижние потребности, высшие остаются сравнительно неинтересными. С момента выполнения низшие потребности перестают быть потребностями, то есть они теряют мотивационную силу;

4. с повышением потребностей повышается готовность к большей активности. Возможность для удовлетворения высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших [35].

В зарубежной психологии, выделен ряд особенностей природы мотивов (потребностей), к которым можно отнести такие разнородные психические явления как влечение и стремление; раздражитель, выступающий в форме стимула; предпочтение одного стимула другому; напряжение и т. д.

В целом все эти представления объединяет попытка рассмотреть мотивы с функциональной точки зрения, то есть функции побуждения, что приводит к не различению потребностей и мотивов. В основании этих исследований лежит модель биологических потребностей и их удовлетворение, которая затем переносится на человека. Так, например, тренировочный процесс с психологической точки зрения не есть приспособление человека, здесь не к чему приспособляться, но есть процесс изготовления, производства сложноорганизованных двигательных систем, с помощью которых затем осуществляется взаимодействие с противником. Конечно — и это не требует доказательства — с физиологической точки зрения происходит адаптация организма к тем экстремальным нагрузкам, которые являются лишь необходимым условием подготовки человека к соревнованиям. Другими словами, только высоко и психологически мотивированный спортсмен может сознательно «заставить» свой организм приспосабливаться к тем экстремальным условиям, которые диктуются подготовкой.

В отечественной психологии исследование мотивов занимает ведущее место, а проблема мотивации и мотивов — одна из стержневых в психологии. Б.Ф. Ломов отмечает, что «…в мотивах и целях отчетливо проявляется системный характер психического, они выступают как интегральные формы психического отражения. Откуда берутся и как возникают мотивы и цели индивидуальной деятельности? Что они собой представляют? Разработка этих вопросов имеет огромное значение не только для развития теории психологии, но и для решения многих практических задач».


Всех исследователей мотива объединяет единая методологическая позиция, суть которой, если обобщить, в следующем. Возражая против механического смешения потребностей и мотивов, отечественные психологи исходят из того, что мотивационную сферу (ее состав, строение, динамику) и ее развитие, необходимо изучать через раскрытие связей и отношений личности человека с другими людьми и обществом. В своей жизнедеятельности человек осваивает и объективно реализует целую систему отношений, к предметному миру, к окружающим людям, к обществу и, наконец, к самому себе. Другими словами, содержательная характеристика мотива может быть раскрыта не в системе «организм — природные объекты», а только в социально-психологической по своей сути системе отношений и взаимодействий человека. [43]

Таким образом, основная функция мотивов, в самом общем виде, состоит в том, что мотивы побуждают и направляют деятельность. Само понятие «деятельность» Леонтьев соотносит, прежде всего, с понятием мотива. «Мотив — это то, что характеризует деятельность, что побуждает именно деятельность, известные виды деятельности или отдельный конкретный вид деятельности». Наряду с этими основными функциями Леонтьев, опираясь на многочисленные исследования зарубежных и отечественных психологов, выделяет и смыслообразующую функцию мотивов, которая «решающе важна для понимания строения сознания личности». Вследствие этого, мотив — это функциональная структура личности, отражающая социальную значимость явлений объективного мира в форме личностного смысла [31].

Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». В современной психологии он имеет двоякий смысл: обозначает систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят и потребности, и мотивы, и цели, и стремления, и много другое), и характеристику процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность [36].



Целью физического воспитания является не только формирование и упрочение мотивации к занятиям, но и включение их в повседневный быт человека, в систему личностных ценностей.

В литературе жизненные ценности рассматриваются как система идеалов, ценностных представлений и установок высшего диспозиционного уровня саморегуляции личности, так или иначе определяющих кратковременные и долговременные программы поведения и деятельности человека в окружающем его мире [7, 20, 24].

Исследование ценностей в социальной психологии стали проводиться в 70-е годы и были направлены на изучение особенностей мотивации, регуляции социального поведения, социальное прогнозирование [24, 25, 45, 28].

Мотивационная структура личности образует «модель должного», образ поведения каждого конкретного человека. Ряд исследователей относят ее к одной из форм существования человеческих ценностей наряду с общественными идеалами и их предметным воплощением в деяниях или произведениях людей, как силу, побуждающую человека к этому воплощению [6, 9, 14].

Упрощенно схема взаимопереходов между формами существования ценностей выглядит так: общественные идеалы усваиваются личностью и начинают в качестве «моделей должного» побуждать ее активность, в процессе которой происходит предметное воплощение этих моделей; предметно воплощенные ценности, в свою очередь, становятся основой для формирования общественных идеалов и т.д. по бесконечной спирали [2, 4].


Ценности играют ведущую роль в выборе альтернативных способов действия [49]. А.Г. Здравомыслов классифицирует способы ценностно-смысловой ориентировки, выделяет их как важнейшие факторы, влияющие на выбор личности в значимых жизненных ситуациях. По его мнению, становление и формирование ценностно-смысловых образований происходит в основном в виде деятельности – в индивидуальном способе ценностно-смысловой ориентировки. С помощью этого способа в отдельных ориентировочных актах (выборе мотивов, целей, поступков) реализовываются личностные ценности, фиксируемые в притязаниях, мотивах, убеждениях.

Он выделяет три вида ценностно-смысловых ориентировок: ситуативный, конформный и мировоззренческий.

Мировоззренческий способ обеспечивает включение глубоких, смысло-жизненных ценностей в структуру внутреннего выбора.

Конформный способ затрудняет использование ценностей в актах внутреннего выбора, реализуя ценности, принятые окружающими даже если субъективно они не одобряются).

Ситуативный способ предполагает учет в актах внутреннего выбора признаков, задаваемых ситуацией. Здесь отчетливо проступает недостаточная готовность субъекта соотносить внешние признаки ситуации с личностными ценностями, система которых еще не сложилась (в ней слабо выражена иерархичность, упорядоченность, обобщенность) [12].

Таким образом, на формирование мотивационной структуры личности, как предметного воплощения его внутреннего выбора, непосредственно влияет система ценностей, а значит и то, на основе чего она формируется: мода, социальное научение, воспитание и т.д., т.е. тех ценностей, которые предлагает человеку общество [1, 29, 32].

Некоторые авторы различают собственно ценности и рефлексивные ценностные представления, присутствующие в сознании, которые не вполне соответствуют реально значимым ценностям [19, 22].


Ценности необходимо рассматривать как основу мотивов поведения. В человеке все едино, невозможно абсолютно развести чувства и мысли, волю и ценности [3].

Процесс образования ценностей можно представить следующим образом: у человека возникают потребности, в последствие преобразующиеся в интересы, мотивы, они образуют разветвленную мотивационную систему, которая затем «превращается» в ценности, которые в свою очередь влияют на дальнейшее формирование потребностей [16].

Они неразрывно связаны с жизненными целями личности и являются их интегративным показателем [7].

Физическая культура – особая область культуры, которая возникла и развивалась одновременно с общечеловеческой культурой и является ее органической частью. Она удовлетворяет социальным потребностям в общении, игре и развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально-активную, полезную деятельность.

Физическая культура является носителем ценностей и сферой образования жизненных ценностей с учетом специфики деятельности в этой сфере [67, 69, 58]. А также местом приложения таких жизненных ценностей как благополучие семьи, интересная жизнь, счастье, самоуважение и т.д. [41].

Что такое мотивация?. Самоучитель по психологии

Что такое мотивация?

Изучение мотивации – это поиск ответов на вопросы: с какой целью некто осуществляет то или иное действие? Почему индивид поступает в конкретной ситуации определенным образом? Есть ли закономерности, объясняющие поведение людей в тех или иных условиях? В широком смысле определение мотивации таково:

Мотивация – это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.

Когда речь идет о хорошо знакомых нам людях, мы обычно не затрудняемся с объяснениями причин их поступков – мы знаем (или предполагаем, что знаем), почему они совершают те или иные действия. И уж тем более мы редко задаемся вопросом о причинах собственного поведения. И все-таки можно назвать по крайней мере три причины, заставляющие нас время от времени задумываться о мотивации.

Во-первых, порой мы сталкиваемся с ситуацией, когда кто-то в определенных условиях действует не так, как принято, или не так, как большинство других людей. Так что первую причину можно сформулировать как наличие индивидуальных различий в поведении. Эти различия прослеживаются во многих, самых разнообразных ситуациях и, в общем-то, довольно стабильны. Поэтому психологи давно сделали вывод: люди отличаются друг от друга по имеющимся у них предрасположенностям к тому, как именно действовать в различных ситуациях. Эти индивидуальные предрасположенности, имеющиеся у каждого из нас, называют мотивами.

Во-вторых, мы часто рассматриваем поведение людей не с точки зрения их личных побуждений, а с точки зрения особенностей ситуации. Нередко кажется, что причины того или иного поступка кроются не в личности человека, а в тех условиях, в которых он находится. Вспомните, как часто вы говорите о ком-то, что «обстоятельства вынудили его» поступить так, а не иначе, или же, наоборот, что некто «воспользовался ситуацией» – второй вариант объяснения хотя и предполагает активность действующего лица, но все равно указывает на внешние условия: именно они подталкивают человека к определенным поступкам.

В подобных случаях нас интересуют стимулы, побуждающие к действию. Мы постоянно подвергаемся их влиянию и в повседневной жизни, но особенно ярко воздействие внешних условий проявляется в чрезвычайных ситуациях, при появлении каких-то угрожающих обстоятельств. Помимо объяснения поведения людей, изучение механизма действия различных стимулов интересует нас и с практической точки зрения: ведь то и дело у нас возникает желание или необходимость каким-то образом воздействовать на поведение другого человека, побудить его к определенным поступкам.

В-третьих, значение имеет не только сам факт совершения действия и его возможные причины, но и то, каким именно образом это действие будет совершаться. При определенных обстоятельствах желания, едва возникнув, воплощаются в намерения и при ближайшей же возможности реализуются в действии. Одни люди отличаются «решительностью», то есть умеют хорошо организовывать себя, быстро переходят от желания к реализации намерения. Другие не могут быстро и уверенно выбрать цель, сконцентрировать внимание и усилия на ее достижении, сомневаются и колеблются.

Это наталкивает нас на мысль, что поведение человека не сводится к простой схеме «стимул – реакция» или «мотив – действие». Между побуждением сделать что-то и самим действием имеется еще некий подготовительный этап: после того как желание сформулировано, его нужно оценить, взвесить его важность, необходимость и возможность его воплощения. Нужно и спланировать, как именно вы будете действовать, чтобы осуществить желаемое. Все это превращает мотив в намерение, то есть волевой акт. Таким образом, одним из ключевых моментов в мотивационном процессе является наличие волевого компонента.

Вы можете возразить, что далеко не всегда формулируете намерения, тщательно взвешивая и обдумывая свои цели и план действий. И это возражение совершенно справедливо: разумеется, в большинстве повседневных ситуаций мы действуем автоматически, привычным образом. И в самом деле: невозможно даже представить себе жизнь человека, сознательно и последовательно обдумывающего каждый свой поступок. Для огромного числа ситуаций у нас давным-давно выработано поведение, наиболее эффективное в конкретных условиях, и нам не требуется тратить время и энергию на планирование и подготовку – мы просто действуем.

По образному описанию Х. Хекхаузена, это те ситуации, в которых «шлагбаум намерения поднят и путь к действию является свободным». Этот же автор напоминает, что «помимо волевых действий и действий по привычке существуют также импульсивные или аффективные действия. В этом случае внутреннее напряжение мотивационного импульса прокладывает себе путь к действию и при закрытом шлагбауме» (Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М.; СПб., 2003).

Итак, поведем итог. С точки зрения психологии мотивации поведение человека строится следующим образом: при сочетании внутренних потребностей, индивидуальных особенностей и внешних условий (стимулов) формируется мотив. Далее в ходе волевых процессов происходит «обработка» этого мотива, в результате чего складывается намерение – план осуществления действия, «заряженный» энергией желания. И, наконец, намерение реализуется в действии:

Мотивация => намерение => действие

Кроме того, во многих случаях этап формирования намерения является очень сжатым и незаметным (автоматизированные действия, действия по привычке) или отсутствует (импульсивные действия). Этот момент заслуживает отдельного внимания, поэтому сейчас мы немного поговорим о сознательной и бессознательной мотивации.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Феномен мотивации. Основные проблемы психологии мотивации. Понятия «потребность», «мотив», «мотивация», противоречия в их понимании разными авторами.





Стр 1 из 7Следующая ⇒

ОТВЕТЫ

на вопросы к экзамену по психологии мотивации и эмоций

© Хохлов Н.А., Петржик М.Г.

Феномен мотивации. Основные проблемы психологии мотивации. Понятия «потребность», «мотив», «мотивация», противоречия в их понимании разными авторами.

 

Психология мотиваций довольно молодая отрасль психологии. Мотивация не поддаётся интроспекции (или поддаётся условно с большими оговорками). Изучая психологию мотиваций, мы изучаем причинно-следственную связь. Слово «мотивация» имеет тот же корень, что и слово «эмоция» — латинское слово «movere» (двигать). Мотивация – это то, что куда-то нас движет.

По С.Л. Рубинштейну, «учение о мотивации выступает как конкретизация учения о детерминации». Согласно его определению, «мотивация человеческого поведения – это опосредствованная процессом отражения субъективная детерминация поведения человека миром».

Обычно и прежде всего к мотивации относят все то, что побуждает реально совершаемую активность. Полагается, что все, совершаемое человеком – как различные виды систематической деятельности, так и множество заранее не планируемых и зависящих от обстоятельств ежедневных действий – имеет свои мотивационные основания.

О мотивации мы говорим только в тех случаях, в которых мы имеем дело с детерминацией, то есть с порождением, с возникновением каких-то поведенческих актов.

 

Четыре взгляда на психологию мотиваций (по Хайнцу Хекхаузену):

1) в нас заложены внутренние причины, которые нами движут;

2) наше поведение определяется факторами ситуации;

3) взаимодействие факторов личности и ситуации;

4) существует поле возможностей, в которое заложены различные варианты поведения.

Сами ранние подходы к мотивации исходили из первого взгляда на психологию мотиваций и на аналогию с животными. В настоящее время доминирует третий взгляд на психологию мотиваций.

 

Существует актуальная и потенциальная мотивация. Потенциальная мотивация актуализируется, когда её реализация нарушается.

 

Основные проблемы психологии мотивации



Проблема свободы воли

Спор между Мартином Лютером и Эразмом Роттердамским. Мартин Лютер считал, что всё осуществляется по воле бога, поэтому у человека не может быть свободы воли. Эразм Роттердамский отвечал, что раз человек создан по образу и подобию бога, то у него как и самого бога должна быть свобода воли.

Джон Локк. Проблема свободы, из которой выросла проблема мотивации.

Сторонники дарвинизма говорили о том, что все биологические процессы предопределены.

Мы не знаем всех тех причин, которые управляют нашими действиями, поэтому думаем, что у нас есть свобода воли.

Объяснение наличия свободы воли через точку бифуркации (автор термина Илья Пригожин – Нобелевский лауреат), после которой возможны различные варианты развития ситуации, которые в неживой природе случайны (не могут быть предсказаны), а в живой природе управляются свободой воли.

 

Асмолов А.Г. – три группы процессов:

1. Источники и движущие силы деятельности (мотивационные константы)

· потребности

· ценности

· инстинкты

· либидо

· самоактуализация и др.

2. Факторы выбора направленности

· мотив

3. Организация реализации мотива в деятельности

· цели

· установки

· эмоциональные процессы

 

Разные авторы в одни и те же слова вкладывают часто совершенно разный смысл. Скажем, мотив понимают совершенно по-разному. У В.К. Вилюнаса это структура второго, ситуативного уровня. У Х. Хекхаузена мотив – это структура высшего уровня, устойчивая личностная диспозиция, которая в конкретной ситуации порождает ситуативный процесс мотивации.

У А.Н. Леонтьева, когда он говорит о соотношении мотива и цели, мотива и деятельности (1971) мотив – это структура второго уровня, то, что формируется здесь и теперь и побуждает текущую деятельность. Но когда он говорит о структуре личности (1977), в слово «мотив» он уже вкладывает другое содержание, относящееся к первому, высшему уровню. Таким образом, в области психологии мотивации употребление даже самых базовых понятий очень разное; важно отличать само слово от его содержания.

 

Понятие «потребность»

Термин «потребность» появился только в 1938 году у Генри Мюррея.

Потребность – это форма связи живых организмов с внешним миром, источник их активности. Потребность как внутренняя сущностная сила организма побуждает его к осуществлению качественно определенных форм активности (деятельности), необходимых для сохранения и развития индивида и рода. (Д.А. Леонтьев)




Потребности характеризуются: предметностью; они всегда являются потребностями в том или ином предмете (ситуации). Важная характеристика потребностей – их специфическая динамика, т.е. способность актуализироваться и изменять свою напряженность, угасать и воспроизводиться вновь.

Благодаря своей предметности потребности приобретают сигнальный характер, т.е. могут регулироваться с помощью внешних и внутренних сигналов.

 

Американский психолог У. Макдугаллполагал, что в основе тех или иных потребностей человека лежат определенные инстинкты, которые проявляются через соответствующие ощущения и мотивируют человека к определенной деятельности.

 

Жосеф Нюттен

Потребности обладают следующими характеристиками:

· предметность

· неадаптивность (главное, к чему стремится человек, реализация его в мире; это противоречии тезису об адаптации, т.к. человек скорее приспосабливает мир к своим планам и проектам)

· гетерархичность (у человека одновременно присутствуют много потребностей и все они встроены друг в друга)

Есть три уровня жизни: психофизиологический, социальный и духовный. Потребности также бывают этих трёх типов.

 

Генри Мюррей – теория потребностей опубликована в 1938 году. Достоверно известно, что любой организм взаимодействует со средой. Прежде всего, именно из-за этого взаимодействия возникают потребности. Со стороны индивида – потребность, со стороны мира встречное движение – «пресс». Комбинация потребности и пресса – «тема».

По Мюррею, потребность – это потенциальная возможность или готовность организма реагировать определённым образом при данных условиях.

Висцерогенные потребности – биологические потребности: воздух, вода, пища, секс, избегание боли, избегание вредных веществ и т.д.

Психогенные потребности. Специфические человеческие потребности в разных формах взаимодействия с миром.

 

Абрахам Маслоу. Статья 1943 года «Теория человеческой мотивации».

«Человеческая потребность в пище лучше описывается понятием «аппетит», чем понятием «голод». Вместо понятия «инстинкт» Маслоу вводит понятие «базовые потребности». Они не могут быть как полностью врождёнными, так и полностью обусловлены внешними факторами. Эти потребности не инстинктивны, в инстиктоидны. Потребности человека отличаются от потребностей других живых существ – всё это заложено изначально биологически, хотя большую роль играет приобретаемый при жизни опыт.

 

Э. Фромм

Животные потребности человека: голод, жажда, сексуальная потребность. Фромм выделяет 5 экзистенциальных потребностей, присущих только человеку:

1. Потребность соотнесённости – стремление к единению с другими людьми для преодоления своей изолированности.

2. Потребность в трансцендентности. Потребность превзойти свою роль.

3. Потребность в укоренённости. Потребность найти новые связи взамен потерянных природных корней. Негативная сторона – инцестиозное стремление к сохранению связи с матерью.

4. Потребность в идентификации. Потребность ответить на вопрос «Кто я?».

5. Потребность в ориентации. Потребность иметь картину мира.

 

А.Н. Леонтьев

В своих первичных биологических формах потребность есть сос­тояние организма, выражающее его объективную нужду в дополнении, которое лежит вне его.

Собственно, потребность – это потребность в чем-то, что лежит вне организма; последнее и является ее предме­том.

Из сказанного вытекает главная характеристика потребностей – их предметность.

Другую важнейшую характеристику потребностей составляет их спе­цифическая динамика: их способность актуализироваться и изменять свою напряженность, способность угасать и воспроизводиться вновь.

 

Понятие «мотив»

Мотив (от лат. movere – приводить в движение, толкать) – это внутреннее, т.е. исходящее от субъекта побуждение (стремление, влечение, хотение, желание) к определенным действиям, ориентированным в конечном счете на удовлетворение потребности или достижение желаемого состояния среды или собственной личности.

В бихевиоризме, а также и в некоторых других школах психологии к мотивам относят условия внешней среды, если их восприятие (а также мысленное воспроизведение, припоминание) предопределяет действия человека.

К. Левин писал: «Хорошая погода и определенный ландшафт влекут нас к прогулке. Ступеньки лестницы побуждают двухлетнего ребенка забираться наверх и соскальзывать вниз, двери побуждают его к их открыванию и закрыванию, мелкие крошки – к их собиранию, собака – к поглаживанию, ящик с кубиками – к игре. Книга влечет нас к чтению, пирожное – к еде, озеро – к плаванию, зеркало зовет посмотреться в него, запутанная ситуация – разобраться в ней».

Мотивы вырастают не только на базе неудовлетворенных потребностей. Многие мотивы формируются и вопреки потребностям.

По мнению Олпорта, неверно считать, что все мотивы направлены к «редукции напряжения», как принято думать в инстинктивизме, психоанализе и в бихевиоризме. Конечно, основные побуждения – недостаток кислорода, голод, жажда – по-видимому, стремятся к «редукции напряжения». Подлинно психогенные мотивы заставляют нас принимать новые обязанности «с тяжелым сердцем, но с радостью». Они заставляют нас неограниченно усложнять и напрягать нашу жизнь. «Стремление к равновесию», «редукция напряжения», «влечение к смерти» кажутся поэтому тривиальными и ошибочными представлениями о мотивации нормального взрослого человека. Таким образом, следует принять «принцип активности», согласно которому человек в своем поведении не реактивен, а изначально активен.

 

Гордон Олпорт выдвигает идею функциональной автономии мотивов, согласно которой, появившись для удовлетворения какой-либо детской потребности, мотивы начинают жить своей автономной жизнью, превращаясь в самостоятельные потребности, удовлетворение которых может само по себе быть источником удовольствия.

 

В отечественной психологии сходная концепция под названием «сдвиг мотива на цель» была выдвинута А. Н. Леонтьевым.

 

А.Н. Леонтьев

Предмет потребности – материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане – мы называем мотивом деятельности.

 

Понятие «мотивация»

Впервые упомянуто А. Шопенгауэром.

 

По С.Л. Рубинштейну, «мотивация человеческого поведения – это опосредствованная процессом отражения субъективная детерминация поведения человека миром».

 

А.Н. Леонтьеврассматривает явление избыточной мотивации.

 

 

Классификация подходов к исследованию мотивации

 

  Локализация источника в пространстве Локализация источника во времени Ключевые понятия Авторы, теории
Внутренние причины Индивид Прошлое Инстинкт У. Мак-Дауголл, инстинктивная теория
Влечение З. Фрейд, психоанализ
Влечение (драйв) К. Халл, бихевиоризм
Базовая потребность А. Маслоу (1)
Самоактуали-зация К. Гольдштейн, А. Маслоу (2)
Отношения с миром Связь индивид-мир Настоящее Потребность-давление Г. Мюррей
Потребность Ж. Нюттен
Потребность Э. Фромм
Целевые причины Мир Будущее Стремление, фиктивная цель, смысл А. Адлер, индивидуальная психология
Смысл В. Франкл, логотерапия
Бытийные ценности А. Маслоу (3), теория метамотивации

Дж. Уотсон

Изучение человека в целях выявления закономерностей его поведения. Классический бихевиоризм не интересуется психикой и внутрипсихическими процессами. Формула «Стимул – Реакция».

То, что раньше считалось сознанием, является внутренним поведением и происходит из внешнего, отличаясь от него лишь тем, что реакции слабы и не видимы для наблюдателя.

Эксперимент на формирования чувства страха на нейтральный или приятный объект. Ребёнку демонстрировался кролик + резкий звук, в итоге на все похожие предметы ребёнок реагировал плачем (явление генерализации). Уотсон предположил, что всё нерациональное поведение (в том числе, асоциальное) имеет в своей основе неправильно замыкание стимула и реакции.

 

Однако концепция Уотсона не учитывала прошлый опыт и привычки.

На аналогичные стимулы могут возникать разные реакции.

 

Необихевиоризм

Необихевиористами выявлено, что организм действует иногда без отчетливой внешней стимуляции. Было сделано предположение о том, что деятельность вызывается внутренним состоянием организма. Так, в необихевиоризме появляются понятия побудительной силы, потребности, нужды.

Мотивация – источник активности и направленности поведения организма; то, что побуждает, поддерживает, направляет.

Эдвард Толмен – концепция когнитивного бихевиоризма

Поведение – функция стимулов окружающей среды, промежуточных переменных (намерения, ожидания, знания — прошлого опыта, зафиксированного в системе сложившихся реакций), наследственности и возраста. Только рассматривая все эти факторы в совокупности мы можем адекватно описать поведение.

Ввел понятие когнитивной карты – целостная структура представления мира. Наличие когнитивных карт было показано на примере поведения животных; эксперимент: крыса, изучив лабиринт, бежит к корму, в независимости от точки начала движения. Она ориентируется не на последовательность движений, которые однажды привели её к успеху (налево-направо-направо), а использует целостное представление об устройстве лабиринта. Причём, крыса может научаться и без подкрепления, просто бродя по лабиринту.

В 1943 году Кларк Леонард Халл сформулировал «Общую теорию влечения». Есть единый энергетический резервуар. Энергетический резервуар питает поведение, но его направление определяется не самим неспецифическим влечением. Механизмами перераспределения влечения управляют процессы научения, стереотипы и навыки, полученные в результате жизненного опыта.

К. Халл утверждал, что поскольку потребность предшествует действию организма и сопровождает его, то она имеет мотивирующий характер. Он выделял первичные и вторичные побуждения. Первичные побуждения врожденны – это голод, жажда, дыхание, дефекация, сон и др. Вторичные побуждения – соединение с другими, господствование, зависимость, подчинение – также врожденны. Бихевиористы пытались определить силу потребности, измеряя величину электрического тока, удар которого самец согласен пережить, чтобы добраться до самки. Изучалось влияние силы потребности на научение; животные для того, чтобы получить пищу, решали задачу. К. Халл сделал вывод, что в организме животного происходят невидимые процессы, поэтому их поведение можно записать в виде формулы: стимул – организм – реакция. В большинстве случаев промежуточные переменные формируются в процессе поведения.

Первичное подкрепление существует тогда, когда объект сам обладает подкрепляющим свойством.

Вторичное подкрепление возникает тогда, когда подкрепляющие свойства переносятся на стимулы. Объекты изначально являются биологически нейтральными (пример: свет, звук).

Б. Скиннер – оперантный бихевиоризм

Отрицание существования промежуточных переменных. Недостаток простой схемы «Стимул-Реакция» заключается в неучёте роли реакции в поведении. Идея о существовании обратной связи в построении поведения. Два типа поведения:

· Респондентное (отвечающее) – условные, безусловные рефлексы

· Оперантное (произвольное) – правильные реакции закрепляются методом проб и ошибок. Здесь большую роль играет подкрепление.

Типы подкрепления:

· Положительное (добавление хорошего)

· Отрицательное (добавление или устранение плохого)

· Условное (биологически нейтральный стимул становится значимым)

· Генерализованное (обобщённое) – подкрепляется не какая-то конкретная потребность; обобщённое подкрепление может удовлетворить несколько потребностей.

К оперантному научению Скиннер относит все формы психической жизни человека: восприятие, внимания, мышление. Восприятие, по его мнению, — особое поведение, которое заключается в рассматривании, слушании, ощупывании. Подкреплением его является усиление действия воспринимаемого объекта на организм. Скиннер ввёл понятие «символическое подкрепление» и описывал социум как систему символических подкреплений.

 

 

Карл Роджерс

Стремление к актуализации – свойственная всем живым организмам направленность – «…стремление к росту, развитию, созреванию, тенденция проявлять и активизировать все способности организма в той мере, в какой эта активизация способствует развитию организма или личности». Стремление к самоактуализации инстиктоидно.

Помимо потребностей в пище, воде и др., проявлением этого стремления выступает дифференциация органов и функций, рост, использование орудий, стремление к новым впечатлениям, размножению и др. Стремление к актуализации присуще каждому индивиду и готово проявиться при наступлении благоприятных условий. Согласно Роджерсу, по мере того, как формируется и развивается личность, она также стремится актуализировать себя, и нередко направления актуализации организма и актуализации личности сказываются различными или даже противоположными (неконгруэнтными), что становится обычно причиной конфликта и, в конечном счете, невроза. Причину неконгруэнтности Роджерс видит в неадекватном социальном научении, формирующем личность, в развитии универсальной способности человека к символизации в отрыве от врожденного стремления к актуализации организма.

 

Абрахам Маслоу

Отмечает существование особого типа людей – самоактуализирующихся личностей. Они составляют ничтожное меньшинство (около 1 %) населения и представляют собой образец психологически здоровых (зрелых, развивающихся) и максимально выражающих человеческую сущность людей.

Самоактуализирующиеся люди в большей степени, чем другие, ориентированы на настоящее, на «здесь-и-теперь» С этим связана их большая опора на себя, а также склонность к самовыражению. Вместе с тем прошлое и будущее интегрированы у таких людей с настоящим, присутствуют в нем, образуя его фон и придавая ему смысл.

Более выраженная социальность (готовность к искреннему и продуктивному взаимодействию с другими людьми) и направленность на общечеловеческие интересы сочетаются у самоактуализирующихся людей с более ярко выраженной индивидуальностью.

У подавляющего большинства людей оказываются не удовлетворены потребности низших уровней, более насущные, чем самоактуализация, и потому активность человека на протяжении всей жизни направляется на удовлетворение именно этих потребностей.

Маслоу утверждает: «Самоактуализация является в какой-то степени свершившимся фактом лишь у немногих людей. Тем не менее у большинства она присутствует в виде надежды, стремления, влечения, чего-то смутно желаемого, но еще не достигнутого… Ценности самоактуализации существуют в виде реальных даже еще не будучи актуализированными. Человек является одновременно и тем, что он есть, и тем, чем он стремится быть».

Предельные переживания встречаются практически у всех людей.

Самоактуализация как эпизод, в котором индивид более эффективно актуализирует свои потенции, становится человеком в более полном смысле слова.

Плато-переживания – произвольные, более длительные и менее яркие состояния, характеризующие скорее медитацию и просветление.

Метамотивы самоактуализировавшихся людей – ценности Бытия. Маслоу выделяет 14 (15) таких ценностей: 1) истина, 2) добро, 3) красота, 4) целостность, 4а) единство противоположностей, 5) жизненность (процесс, движение), 6) уникальность, 7) совершенство, 7а) необходимость, 8) завершенность, 9) справедливость, 9а) порядок, 10) простота, 11) богатство, 12) легкость, 13) игра, 14) самодостаточность.

Критика теории Маслоу:

1. Исследование самоактуализирующихся людей, выполненное Маслоу, не отвечает критериям научности.

2. Критерии выбора этих людей субъективны и связаны с системой ценностей самого автора исследования или, по меньшей мере, культуры, к которой он принадлежит.

3. Самоактуализация в понимании Маслоу является не единственным механизмом развития и самоосуществления личности, что обнаруживается, в частности, в сравнительно-культурных исследованиях.

4. Концепция Самоактуализации рисует образ эгоцентричной личности, не учитывая моменты взаимодействия людей.

5. Самоактуализация не может выступать как конечная цель развития, она достигается как побочный продукт сознательной ориентации на что-то иное.

6. Не все потенции, заложенные в человеке от рождения, могут и должны быть реализованы, развитие предполагает выбор, какие потенции реализовывать, а какие нет.

7. Концепция Самоактуализации не позволяет объяснить конфликты и кризисы в индивидуальном развитии.

8. Стремления и ценности, направляющие Самоактуализацию, имеют социокультурную природу и исторически меняющееся содержание.

9. Человеческая сущность в теориях Самоактуализации полностью сводится к биологической природе человека.

 

Критика Карла Бюлера: осуществление себя может идти другими путями, кроме самоактуализации.

 

 

Виктор Франкл

Франкл учился немного у Фрейда, немного у Адлера. Он создал «третью школу психотерапии». Подход Франкла окончательно оформился к концу 30-х годов. Проведя 4 году в концлагерях, он написал книгу «Сказать жизни да». В которой описал свой опыт. Наибольшие шансы на выживание имели люди, которым было ради чего жить (важная жизненная задача, которую необходимо было завершить).

Суть подхода Франкла – в человеке есть разные слои (тело, душа, дух), они находятся между собой в иерархических отношениях. Закономерности низшего уровня могут быть преодолены на более высоких уровнях. Человек обусловлен на физиологическом и психологическом уровнях, но свободен на духовном (смысловом) уровне.

Способность к самотрансцендентности – найти смысл вне себя. Метафора бумеранга. Задача бумеранга – попасть в цель. Если он не попал, он возвращается. Мы возвращаемся в себя и начинаем копаться в себе, если не достигли своей цели вовне себя.

Способность к самодистанцированию. Способность к юмору в отношении себя.

Стремление к поиску и реализации смысла жизни. Человек должен верить в смысл. Смысл нельзя симулировать (работа Франкла в стационаре для самоубийц-неудачников). Отсутствие смысла порождает «экзистенциальный вакуум».

Смысл жизни доступен каждому человеку. Нахождение смысла жизни – это вопрос не познания, а признания.

Не человек ставит вопрос о смысле жизни. Жизнь ставит этот вопрос перед человеком. Смысл не субъективнее, человек его не приобретает, а находит в мире. Существует ноотическое измерение, в котором находятся смыслы жизни.

Борьба за что-либо имеет смысл, если это что-то само имеет смысл.

Три основные группы ценностей:

· Ценности творчества (труд) – наиболее естественные и важные, но не необходимые для нахождения жизненного смысла.

· Ценности любви. Не являются необходимым для смысла.

· Ценности отношений. Именно эти ценности позволяют найти смысл существования, когда других более активных возможностей нет.

 

По Франклу, важнее жизнь смыслов, чем смысл жизни. Жизнь должна быть осмысленна, а сами смыслы могут изменяться в течение жизни.

Книга «Подсознательный бог» – подсознательным богом Франкл называет совесть. Совесть может помочь человеку найти даже такой смысл, который не совпадает со сложившимися ценностями, так как они могут устаревать.

Смысл жизни всегда может быть найден человеком, даже когда он приговорён к смерти.

Учение о свободе воли – человек свободен найти смысл жизни, даже когда его физическая свобода ограничена.

Франкл характеризует организм как средство для реализации своей цели. Человек может управлять своей наследственностью.

Влияние обстоятельств на человека опосредуется его отношением к ним.

Человеку присущи две «антропологические характеристики»:

· способность к самотрансцендентности (направленность на что-то внешнее, выход за пределы самого себя)

· способность к самодистанцированию (возможность посмотреть на себя со стороны).

Идея о взаимодополнительности свободы и ответственности ещё до Франкла возникла у Фромма. Франкл предложил в противоположность статуе Свободы на восточном побережье США поставить статую Ответственности на западной побережье.

 

Теория метамотивации Маслоу – см. 7 вопрос.

В 1962 году вышла книга Маслоу «Психология бытия». Есть ли жизнь после самоактуализации и какая она? Что происходит, когда человек созрел, достиг уровня бытия? Для таких людей надо строить другую психологию.
У таких людей нет мотивации к самоактуализации, это происходит так же автоматически, как и дыхание. У таких людей существуют метамотивы – они стремятся к идеалу, высшим ценностям, достижению истины. Метамотивами таких людей выступают ценности бытия: истина, добро, красота, совершенство, справедливость, самодостаточность и другие (всего 14). Это самые предельные вещи, их трудно обозначить, эти ценности входят в само определения человеческой сущности. Мотивационная элита рассматривает их как часть самих себя. В рамках человечества эти ценности являются универсальными. Стремление к бытийным ценностям присутствует от рождения в любом человеке, но у многих это стремление оказывается подавленным социальными обстоятельствами. В здоровой структуре у человека, достигшего уровня бытия, все эти ценности взаимосвязаны и между ними нет иерархии. Мнимой самоактуализацией является фанатизм – резкое вычленение одной ценности и стремление только к ней.

 

 

Мотивы и сознание

Мотивы не отделены от сознания. Даже когда мотивы не сознаются, т.е. когда человек не отдает себе отчета в том, что побуждает его совершать те или иные действия, они все же находят свое психическое отражение, но в особой форме – в форме эмоциональной окраски действий. Эта эмоциональная окраска (ее интенсивность, ее знак и ее качественная характеристика) выполняет специфическую функцию, что и требует различать понятие эмоции и понятие личностного смысла. Их несовпадение не является, однако, изначальным: по-видимому, на более низких уровнях предметы потребности как раз непосредственно «метятся» эмоцией. Несовпадение это возникает лишь в результате происходящего в ходе развития человеческой деятельности раздвоения функций мотивов.

Теория когнитивного диссонанса (Леон Фестингер)

Основа теории – теория поля Курта Левина и теория баланса Хайдека.

Диссонанс – негативное побудительное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект располагает двумя психологическими противоречивыми знаниями, мнениями, ценностями, намерениями и т.д. относительно одного и того же объекта.

 

Типы ситуаций, в которых возникает когнитивный диссонанс:

1) конфликты после принятия решений

2) вынужденное согласие (действие было навязано)

3) селекция информации

4) несогласие с убеждениями социальной группы

5) неожиданные результаты действий и их последствия

Эксперимент с выполнением скучного задания

 

Механизм редукции диссонанса:

(Курение – угроза рака легких)

· Изменение действия (Бросить курить)

· Включение новых знаний («у многих курильщиков отменное здоровье»)

· Изменение ценности (либо увеличить ценность курения, либо уменьшить угрозу рака)

 

Каузальная атрибуция – процесс приписывания причин поведения в ситуации недостатка информации (Ф. Хайдер). Интерпретация индивидом причин поведения других людей. Под действием мотивационных факторов существенно отклоняется от логически обоснованных форм. В исследованиях выявлены отдельные закономерности каузальной атрибуции, в частности следующая: если неудачи приписываются внешним событиям, а удачи – внутренним, то это оказывает мотивирующее влияние на деятельность.

 

Наиболее существенные результаты экспериментального исследования каузальной атрибуции заключаются в установлении:

1) систематических различий в объяснении человеком своего поведения и поведения других людей;

2) отклонений процесса каузальной атрибуции от логических норм под действием субъективных (мотивационных и информационных) факторов;

3) стимулирующего воздействия, оказываемого на мотивацию и деятельность человека объяснением неудачных результатов этой деятельности внешними факторами, а успешных – внутренними.

 

Каузальная атрибуция изучается также как явление возложения или принятия членами группы персональной ответственности за успехи и неудачи в совместной деятельности. Показано, что в группах высшего уровня развития (в коллективах) это явление адекватно реальному вкладу членов коллектива в результат деятельности.

 

Закон Иеркса-Додсона (1908)

Существует определенная граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов. Существует зависимость наилучших результатов от средней интенсивности мотивации. Слишком сильная мотивация нарушает структуру решения задачи. Существует определенная граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов.

Более высокая мотивация лучше подходит для простых задач.

 

Закон показывает зависимости качества (продуктивности) выполняемой деятельности от интенсивности (уровня) мотивации.

Первый закон Йеркса-Додсона утверждает, что по мере увеличения интенсивности мотивации качество деятельности изменяется по колоколообразной кривой: сначала повышается, затем, после перехода через точку наиболее высоких показателей успешности деятельности, постепенно понижается. Уровень мотивации, при котором деятельность выполняется максимально успешно, называется оптимумом мотивации.

Согласно второму закону Йеркса-Додсона, чем сложнее для субъекта выполняемая деятельность, тем более низкий уровень мотивации является для нее оптимальным. Законы были открыты американскими психологами Р. М. Йерксом и Дж. Д. Додсоном в 1908 г. при исследовании зависимости научения от силы подкрепления (электроудара) у мышей. Впоследствии законы получили подтверждение на материале других видов деятельности и мотивации как у животных, так и у человека.

 

 

Мотивация определение в психологии: Мотивация — Википедия – Урок 4. Мотивация деятельности человека

Мотивация учения

Существует три типа ситуаций учения:

· ситуации заданного (вынужденного) учения,

· ситуации стихийного или естественного учения

· ситуации самоопределяемого учения.

В ситуцации вынужденного учения, наиболее характерной для обучения в школе, обучаемый выполняет то или иное задание или упражнение не потому, что оно интересно и ему хочется его сделать, и не потому, что он поставил себе цель чему-то научиться и идёт к ней, а просто потому, что так сказал учитель, что учитель задал ему это упражнение выполнить. Первым компонентом системы мотивирования заданного учения является власть учителя над учеником, в силу которой обучаемый должен выполнять задания и требования учителя. Вторым компонентом этой системы являются правила поведения в образовательном учреждении, система запретов. Третьим компонентом является последовательность непрерывно задаваемых конкретных целей, которые должен выполнять ученик. Четвёртым компонентом является система оценок как постоянно действующая система наград и наказаний. Кроме того, существуют дополнительные (необязательные) компоненты: дополнительные обещания наград и угрозы наказаний и возбуждение интереса обучаемого. Следствием такого способа мотивирования учения оказывается стремление всеми возможными способами уклониться от выполнения задания, общее эмоциональное напряжение и закономерное возникновение явного или скрытого, осознанного или неосознанного противостояния власти учителя, особенно в ситуации угрозы наказания. Соответственно, эффективность такого учения оказывается низкой по сравнению с потенциальными возможностями ученика.

Мотивация стихийного или естественного учения базируется на естественной любознательности ученика. Однако простое следование естественной любознательности не учит преодолевать трудности и достигать поставленных целей, как не учит и умению их ставить. Для освоения базовых культурных умений требуются определённые усилия, и не умея прикладывать усилий для достижения цели, ребёнок сразу окажется в достаточно неблагоприятной для своего развития ситуации. Поэтому на деле стихийное учение практически никогда не реализуется в чистом виде – учитель никогда полностью не отказывается от своей власти, а пытается лишь смягчить её, уменьшить прямое давление на детей и предоставить ребёнку большую свободу в общих рамках заданного учения.

Ситуация самоопределяемого учения подразумевает, что учебные действия являются не заданными, а самоопределяемыми. Способность к самоопределению складывается из умения осознавать свои чувства, желания и побуждения, умения принимать решение в ситуации конфликта побуждений и чувств и умения брать на себя ответственность, умения формулировать свою позицию и отстаивать её при столкновении с чужой волей, умения обосновывать свою позицию, противостоять чужому давлению и настаивать на своём, способности выслушивать и понимать чужую позицию, умения действовать произвольно, целеустремлённо и целенаправленно.

 

Мотивация помощи

Под оказанием помощи, альтруистическим, или просоциальным, поведением могут пониматься любые направленные на благополучие других людей действия. Действия эти весьма многообразны. Диапазон их простирается от мимолетной любезности (вроде передачи солонки) через благотворительную деятельность до помощи человеку, оказавшемуся в опасности, попавшему в трудное или бедственное положение, вплоть до спасения его ценой собственной жизни. Соответственно могут быть измерены затраты помогающего своему ближнему: внимания, времени, труда, денежные расходы, отодвигание на задний план своих желаний и планов, самопожертвование. Мюррей в своем перечне мотивов ввел для деятельности помощи особый базовый мотив, назвав его заботливостью.











Виды мотивов в психологии

Определение 1

Мотивом называется явление, которое служит стимулом для совершения необходимого действия.

Мотив придает человеку вдохновение и яркие переживания, которые характеризуются либо позитивными чувствами, связанными с ожидаемыми событиями, либо с негативными чувствами из-за разочарования при неудачно сложившихся обстоятельствах.

Виды мотивов подразделяются на 2 уровня

  1. мотив сохранения, он встречается в жизни человека чаще всего. При этом сила эмоций оказывать влияние в короткий период времени, а основная активность устремлена на то, чтобы сохранить то, что имеется;
  2. мотив достижения, он направляет основные ресурсы человека, при его активной деятельности в процессе достижения желаемого.

Функции и виды мотивов человека

Теперь проанализируем подробно имеющиеся виды мотивов:

Внешний мотив. Обуславливается различными факторами внешнего мира или чужим мнением. Например, если кто-то из знакомых купил новую вещь, а вам она тоже понравилась, тогда появляется мотивация приобрести себе такую же.

Внутренний мотив. Возникает внутри человека, например, появляется внутреннее желание отправиться в путешествие или сделать перестановку в доме.

Отрицательный мотив.Служит поводом для того, чтобы уберечь человека от возможной ошибки. Например – если я не сделаю сейчас, то потом уже будет поздно.

Положительный мотив. Строится благодаря положительным примерам и мыслеформам. Примером может служить такая формулировка – если много заниматься, тогда я стану лучшим в своей группе.

Устойчивый мотив. Формируется на основе нужд человека и не нуждается в дополнительном подкреплении со стороны других.

Неустойчивый мотив. Постоянно требует подтверждения своих мыслей со стороны авторитетных людей.

Функции мотивов

Главные функции мотивов человека заключаются в следующем:

  • побуждать к действию. Поиск мотивов и стимулов, заставляющих человека предпринимать необходимые действия;

  • направлять деятельность. С помощью этой функции можно определить вектор и направленность действий для реализации своих замыслов;

  • контроль и поддержание. Осуществляется за счет поведения, которое нацелено на достижение желаемого. Уделяя внимание конечной цели, человек может корректировать свое движение, учитывая её достижения и промежуточный результат.

Мотивы деятельности в социуме

Замечание 1

Деятельность человека – это основная жизненная функция. Поэтому мотивы деятельности создаются на потребностях человека достигать своих жизненных целей. При этом поведение человека определяется в прямой зависимости от того, к какому конечному итогу он хочет прийти.

Так как в социальной среде главной деятельностью служит работа, поэтому и мотивы связаны с процессом осуществляемой работы:

  • материальное вознаграждение. Сюда относятся денежные поощрения и уверенность в стабильности своей работы, а также социальная защищенность;

  • свободное время. Этот мотив является существенным для творческих людей и для тех, у кого есть маленькие дети или тех, кто сочетает свою работу с учебой;

  • значимость работы. Этот мотив показывает социальный статус человека, учитывается престижность профессии.

Тем не менее, важнее всех мотивов, определяющих поведение человека, будет «самомотивация» человека. Это внутренние ощущения и побуждения, которые формируют собственные устремления человека. Только из самомотивации возникают остальные виды мотивов, которые ведут к достижению желаемого.

МОТИВАЦИЯ — это… Что такое МОТИВАЦИЯ?

  • МОТИВАЦИЯ — (лат. motivatio) система внутренних факторов, вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека или животного. Разработано множество часто противоречивых теорий для объяснения того, почему индивид действует; почему… …   Философская энциклопедия

  • мотивация — побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Термин «М.», взятый в широком смысле, используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных. По… …   Большая психологическая энциклопедия

  • МОТИВАЦИЯ — (лат.). Изложение мотивов, изъяснение, оправдание. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. мотивация и, мн. нет, ж. (нем. Motivation, фр. motivation …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Мотивация — совокупность идей, увлечений, причин и интересов, которыми руководствуется покупатель, потребитель, принимая решение о предпочтительности товара при его приобретении. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • Мотивация — процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общей целей организации …   Словарь терминов антикризисного управления

  • МОТИВАЦИЯ — активные состояния психики, побуждающие человека совершать определенные виды действий. В границах парадигмы деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев) полагается вызываемой направленностью на удовлетворение потребностей под влиянием внешних стимулов …   Новейший философский словарь

  • мотивация — МОТИВИРОВАТЬ, рую, руешь; анный; сов. и несов., что чем. Привести ( водить) мотивы, доводы в пользу чего н. М. свой отказ болезнью. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • мотивация — сущ., кол во синонимов: 7 • азарт (20) • аффилиация (7) • мотивирование (5) • …   Словарь синонимов

  • МОТИВАЦИЯ — англ. motivation; нем. Motivation. 1. Осмысление индивидом ситуации, выбор и оценка различных моделей поведения, их предполагаемых результатов и формирования на этой основе мотивов. 2. Относительно стабильная система мотивов, определяющая… …   Энциклопедия социологии

  • МОТИВАЦИЯ — (от греч. motif, от лат. moveo двигаю) внешнее или внутреннее побуждение экономического субъекта к деятельности во имя достижения каких либо целей, наличие интереса к такой деятельности и способы его инициирования, побуждения. Райзберг Б.А.,… …   Экономический словарь

  • Понятие мотива и мотивации

    .
    Мотивы — это то, ради чего выполняется
    деятельность (например, ради самоутверждения,
    денег и т. п.).

    Понятие
    «мотив» (от лат. movere — двигать, толкать)
    означает побуждение к деятельности,
    побудительную причину действий и
    поступков. Мотивы могут быть различные:
    интерес к содержанию и процессу
    деятельности, долг перед обществом,
    самоутверждение и т.п.

    Если
    человек стремится к выполнению
    определенной деятельности, можно
    сказать, что у него есть мотивация.
    Например, если ученик прилежен в учебе
    — у него мотивация к учебе; у спортсмена,
    который стремится достичь высоких
    результатов, высокий уровень мотивации
    достижения; желание руководителя всех
    подчинять свидетельствует о наличии
    высокого уровня мотивации к власти.

    Мотивация
    — это совокупность побуждающих факторов,
    определяющих активность личности; к
    ним относятся мотивы, потребности,
    стимулы, ситуативные факторы, которые
    детерминируют поведение человека.

    Мотивы
    являются относительно устойчивыми
    образованиями личности, однако мотивация
    включает в себя не только мотивы, но и
    ситуативные факторы (влияние различных
    людей, специфика деятельности и ситуации).
    Такие ситуативные факторы, как сложность
    задания, требования руководства,
    установки окружающих людей, сильно
    влияют на мотивацию человека в некоторый
    промежуток времени. Ситуативные факторы
    динамичны, легко меняются, поэтому
    существуют возможности влиять на них
    и на активность в целом. Интенсивность
    актуальной (действующей «здесь и теперь»)
    мотивации состоит из силы мотива и
    интенсивности ситуативных детерминант
    мотивации (требований и влияния других
    людей, сложности заданий и т.п.).

    В
    поведении человека есть две функционально
    взаимосвязанные стороны: побудительная
    и регуляционная.

    Побуждение
    обеспечивает активизацию и направленность
    поведения, а регуляция отвечает за то,
    как оно складывается от начала и до
    конца в конкретной ситуации. Психические
    процессы, явления и состояния: ощущения,
    восприятие, память, воображение, внимание,
    мышление, способности, темперамент,
    характер, эмоции — все это обеспечивает
    в основном регуляцию поведения. Что же
    касается его стимуляции, или побуждения,
    то оно связано с понятиями мотива и
    мотивации. Эти понятия включают в себя
    представление о потребностях, интересах,
    целях, намерениях, стремлениях,
    побуждениях, имеющихся у человека, о
    внешних факторах, которые заставляют
    его вести себя определенным образом,
    об управлении деятельностью в процессе
    ее осуществления и о многом другом.
    Среди всех понятий, которые используются
    в психологии для описания и объяснения
    побудительных моментов в поведении
    человека, самыми общими, основными
    являются понятия мотивации и мотива.

    Термин
    «мотивация» — более широкое понятие,
    чем термин «мотив». Слово «мотивация»
    используется в современной психологии
    в двояком смыс-ле: как обозначающее
    систему факторов, детерминирующих
    поведение (сюда входят, в частности,
    потребности, мотивы, цели, намерения,
    стремления и многое другое), и как
    характеристика процесса, который
    стимулирует и поддерживает поведенческую
    активность на определенном уровне.

    Мотивацию,
    таким образом, можно определить как
    совокупность причин психологического
    характера, объясняющих поведение
    человека, его начало, направленность и
    активность.

    Мотивационного
    объяснения требуют следующие стороны
    поведения: его возникновение,
    продолжительность и устойчивость,
    направленность и прекращение после
    достижения поставленной цели, преднастройка
    на будущие события, повышение эффективности,
    разумность или смысловая целостность
    отдельно взятого поведенческого акта.
    Кроме того, на уровне познавательных
    процессов мотивационному объяснению
    подлежат их избирательность, эмоционально
    специфическая окрашенность.

    Представление
    о мотивации возникает при попытке
    объяснения, а не описания поведения.
    Обнаружение и описание причин устойчивых
    измене-ний поведения — ответ на вопрос
    о мотивации содержащих его поступков.

    Любая
    форма поведения может быть объяснена
    как внутренними, так и внешними причинами.
    В первом случае в качестве исходного и
    конечного пунктов объяснения выступают
    психологические свойства субъекта
    поведения, а во втором — внешние условия
    и обстоятельства его деятельности. В
    первом случае говорят о мотивах,
    потребностях, целях, намерениях, желаниях,
    интересах и т.п., а во втором — о стимулах,
    исходящих из сложившейся ситуации.
    Иногда все психологические факторы,
    которые как бы изнутри, от человека
    определяют его поведение, называют
    личностными диспозициями. Тогда,
    соответственно, говорят о диспозиционной
    и ситуационной мотивациях как аналогах
    внутренней и внешней детерминации
    поведения.

    Диспозиционная
    и ситуационная мотивации не являются
    независимыми. Диспозиции могут
    актуализироваться под влиянием
    определенной ситуации, и, напротив,
    активизация определенных диспозиций
    (мотивов, потребностей) приводит к
    изменению ситуации, точнее, ее восприятия
    субъектом.

    Поведение
    личности в ситуациях, которые кажутся
    одинаковыми, представляется разнообразным,
    и это разнообразие трудно объяснить,
    апеллируя только к ситуации. Установлено,
    например, что даже на одни и те же вопросы
    человек отвечает по-разному в зависимости
    от того, где и как эти вопросы ему
    задаются. В этой связи есть смысл
    определить ситуацию не физически, а
    психологически, так, как она представляется
    субъекту в его восприятии и переживаниях,
    т.е. так, как человек понимает и оценивает
    ее.

    Мотивация
    объясняет целенаправленность действия,
    организованность и устойчивость
    целостной деятельности, направленной
    на достижение определенной цели.

    Мотив
    — это то, что принадлежит самому субъекту
    поведения, является его устойчивым
    личностным свойством, изнутри побуждающим
    к совершению определенных действий.
    Мотив также можно определить как понятие,
    которое в обобщенном виде представляет
    множество диспозиций.

    Из
    всех возможных диспозиций наиболее
    важной является понятие потребности.
    Ею называют состояние нужды человека
    или животного в определенных условиях,
    которых им недостает для нормального
    существова-ния и развития. Потребность
    как состояние личности всегда связана
    с наличием у человека чувства
    неудовлетворенности, связанного с
    дефицитом того, что требуется (отсюда
    название «потребность») организму
    (личности).

    Второе
    после потребности по мотивационному
    значению понятие — цель. Целью называют
    тот непосредственно осознаваемый
    результат, на который в данный момент
    направлено действие, связанное с
    деятельностью, удовлетворяющей
    актуализированную потребность.

    Мотивационную
    сферу человека с точки зрения ее
    развитости можно оценивать по следующим
    параметрам: широта, гибкость и
    иерархизирован-ность. Под широтой
    мотивационной сферы понимается
    качественное разнообразие мотивационных
    факторов — диспозиций (мотивов),
    потребностей и целей, представленных
    на каждом из уровней.

    Кроме
    мотивов, потребностей и целей в качестве
    побудителей человеческого поведения
    рассматриваются также интересы, задачи,
    желания и намерения. Интересом называют
    особое мотивационное состояние
    познавательного характера, которое,
    как правило, напрямую не связано с
    какой-либо одной, актуальной в данный
    момент времени потребностью.

    Задача
    возникает тогда, когда в ходе выполнения
    действия, направленного на достижение
    определенной цели, организм наталкивается
    на препятствие, которое необходимо
    преодолеть, чтобы двигаться дальше.
    Желания и намерения — это сиюминутно
    возникающие и довольно часто сменяющие
    друг друга мотивационные субъективные
    состояния, отвечающие изменяющимся
    условиям выполнения действия.

    Интересы,
    задачи, желания и намерения хотя и входят
    в систему мотивационных факторов,
    участвуют в мотивации поведения, однако
    выполняют в ней не столько побудительную,
    сколько инструментальную роль. Они
    больше ответственны за стиль, а не за
    направленность поведения.

    Понятие
    о мотивации как о сознательном и
    бессознательном процессе

    Мотивация
    поведения человека может быть сознательной
    и бессознательной. Это означает, что
    одни потребности и цели, управляющие
    поведением человека, им осознаются,
    другие нет.

    Многие
    психологические проблемы получают свое
    решение, как только мы отказываемся от
    представления о том, будто люди всегда
    осознают мотивы своих действий, поступков,
    мыслей и чувств.

    На
    самом деле их истинные мотивы не
    обязательно таковы, какими они кажутся.

    Психологические
    теории мотивации

    Многочисленные
    теории мотивации стали появляться еще
    в работах древних философов.

    Взгляды
    на сущность и происхождение мотивации
    человека на протяжении всего времени
    исследования этой проблемы неоднократно
    менялись, но неизменно располагались
    между двумя философскими течениями:
    рационализмом и иррационализмом.
    Согласно рационалистической позиции,
    человек представляет собой уникальное
    существо особого рода, не имеющее ничего
    общего с животными. Считалось, что он,
    и только он, наделен разумом, мышлением
    и сознанием, обладает волей и свободой
    выбора действий. Мотивационный источник
    человеческого поведения усматривается
    исключительно в разуме, сознании и воле
    человека.

    Иррационализм
    как учение распространялся в основном
    на животных. В нем утверждалось, что
    поведение животного в отличие от человека
    несвободно, неразумно, управляется
    темными, неосознаваемыми силами
    биологического плана, имеющими свои
    истоки в органических потребностях.

    Первыми
    собственно мотивационными, психологическими
    теориями, вобравшими в себя рационалистические
    и иррационалистические идеи, следует
    считать возникшие в XVII — XVIII вв. теорию
    принятия решений, объясняющую на
    рационалистической основе поведение
    человека, и теорию автомата, объясняющую
    на иррационалистической основе поведение
    животного. Первая появилась в экономике
    и была связана с внедрением математических
    знаний в объяснение поведения человека,
    связанного с экономическим выбором.
    Затем была перенесена на понимание
    человеческих поступков и в других сферах
    его деятельности, отличных от экономики.

    Развитие
    теории автомата, стимулированное
    успехами механики в XVII — XVIII вв., далее
    соединилось с идеей рефлекса как
    механического, автоматического,
    врожденного ответа живого организма
    на внешние воздействия. Раздельное,
    независимое существование двух
    мотивационных теорий: одной — для
    человека, другой — для животных,
    поддержанное теологией и разделением
    философий на два противоборствуюших
    лагеря — материализм и идеализм, —
    продолжалось вплоть до конца XIX в.

    Под
    влиянием теории эволюции Ч. Дарвина в
    психологии началось интенсивное изучение
    разумных форм поведения у животных (В.
    Келер, Э. Торндайк) и инстинктов у человека
    (З.Фрейд, И.П.Павлов и др.). Если раньше
    понятие потребности, ассоциированное
    с нуждами организма, применялось только
    для объяснения поведения животного, то
    теперь его стали использовать и для
    объяснения поведения человека,
    соответственно изменив и расширив
    применительно к нему состав самих
    потребностей.

    В
    20-е годы 20 столетия на смену теории
    инстинктов пришла концепция, опирающаяся
    в объяснении поведения человека на
    биологичес-кие потребности. В этой
    концепции утверждалось, что у человека
    и у живот-ных есть общие органические
    потребности, которые оказывают одинаковое
    действие на их поведение. Периодически
    возникающие органические потребности
    вызывают состояние возбуждения и
    напряжения в организме, а удовлетворение
    потребности ведет к снижению (редукции)
    напряжения.

    Принципиальных
    различий между понятиями инстинкта и
    потребности не было, за исключением
    того, что инстинкты являются врожденными,
    неизменяемыми, а потребности могут
    приобретаться и меняться в течение
    жизни, особенно у человека.

    В
    эти же годы (начало XX в.) возникли еще
    два новых направления, стимулированные
    эволюционным учением Ч.Дарвина, открытиями
    И. П. Павлова. Это поведенческая
    (бихевиористская) теория мотивации и
    теория высшей нервной деятельности.

    Исследования,
    начатые И. П. Павловым, были продолжены,
    углублены и расширены другими физиологами
    и психологами. Среди них можно назвать
    Н. А. Бернштейна, автора теории
    психофизиологической регуляции движений,
    П. К. Анохина, предложившего модель
    функциональной системы, описывающую и
    объясняющую динамику поведенческого
    акта, и Е. Н. Соколова, который открыл и
    исследовал ориентировочный рефлекс,
    имеющий большое значение для понимания
    психофизиологических механиз-мов
    восприятия, внимания и мотивации.

    Теория
    органических потребностей животных
    развивалась под сильным влиянием прежних
    иррационалистических традиций в
    понимании поведения животного. Ее
    современные представители видят свою
    задачу в том, чтобы чисто физиологически
    объяснить механизмы работы и
    функционирования биологических
    потребностей.

    Начиная
    с 30-х годов XX в. появляются и выделяются
    специальные концепции мотивации,
    относимые только к человеку. Одной из
    первых таких концепций явилась теория
    мотивации, предложенная К. Левином.
    Вслед за ней были опубликованы работы
    представителей гуманистической
    психологии, таких, как А. Маслоу, Г.
    Оллпорт, К. Роджерс и др.

    Американский
    исследователь мотивации Г. Маррей наряду
    с перечнем органических, или первичных,
    потребностей, идентичных основным
    инстинктам, выделенным У. Макдауголлом,
    предложил список вторичных (психогенных)
    потребностей, возникающих на базе
    инстинктоподобных влечений в результате
    воспитания и обучения. Это — потребности
    достижения успехов, аффилиация, агрессия,
    потребности независимости, противодей-ствия,
    уважения, унижения, защиты, доминирования,
    — привлечения внима-ния, избегания
    вредных воздействий, избегания неудач
    и др.

    Иная
    классификация человеческих потребностей
    по иерархически построенным группам,
    была предложена А. Маслоу. У человека
    последовательно появляются и сопровождают
    личностное взросление следующие семь
    классов потребностей: Потребности
    физиологические (органические).
    Потребности в безопасности. Потребности
    в принадлежности и любви. Потребности
    уважения (почитания). Познавательные
    потребности. Эстетические потребности.
    Потребности в самоактуализации.

    Во
    второй половине XX в. теории потребностей
    человека были дополнены рядом специальных
    мотивационных концепций, представленных
    в трудах Д. Макклелланда, Д. Аткинсона,
    Г. Хекхаузена, Г. Келли, Ю. Роттера. Общими
    для всех них являются следующие положения:
    Отрицание принципиальной возможности
    создания единой универсальной теории
    мотивации, одинаково удовлетворительно
    объясняющей как поведение животных,
    так и человека. Убежденность в том, что
    редукция напряжения как основной
    мотивационный источник целенаправленной
    активности поведения на уровне человека
    не работает, во всяком случае не является
    для него основным мотивационным
    принципом. Утверждение вместо редукции
    напряжения принципа активности, согласно
    которому человек в своем поведении не
    реактивен, а изначально активен, что
    источники его имманентной активности
    — мотивации — находятся в нем самом, в
    его психологии. Признание наряду с
    бессознательным существенной роли
    сознания человека в детерминации его
    поведения. Вывод сознательной регуляции
    человеческих поступков на первый план.
    Стремление ввести в научный оборот
    специфические понятия, отражающие
    особенности человеческой мотивации.
    Такими понятиями стали, например,
    социальные потребности, мотивы (Д.
    Макклелланд, Д. Аткинсон, Г. Хекхаузен),
    жизненные цели (К. Роджерс, Р. Мей),
    когнитивные факторы (Ю. Роттер, Г. Келли
    и др.). Отрицание адекватности для
    человека таких методов изучения
    (порождения) мотивационных состояний,
    которые применяются на уровне животных,
    в частности, пищевой, биологической
    депривации, физических стимулов типа
    ударов электрическим током и других
    чисто физических наказаний. Поиск
    специальных методов изучения мотивации,
    подходящих для человека и не повторяющих
    недостатки приемов, при помощи которых
    исследуется мотивация животных.
    Стремление напрямую связать эти методы
    с речью и сознанием человека — его
    отличительными особенностями.

    В
    психологии России вплоть до середины
    60-х годов, по сложившейся десятилетиями
    неоправданной традиции психологические
    исследования были в основном ориентированы
    на изучение познавательных процессов.

    Согласно
    концепции А.Н. Леонтьева, мотивационная
    сфера человека, как и другие его
    психологические особенности, имеет
    свои источники в практической деятельности.
    В самой деятельности можно обнаружить
    те составляющие, которые соответствуют
    элементам мотивационной сферы,
    функционально и генетически связаны с
    ними. Поведению в целом, например,
    соответствуют потребности человека;
    системе деятельностей, из которых оно
    складывается, — разнообразие мотивов;
    множеству действий, формирующих
    деятельность, — упорядоченный набор
    целей. Таким образом, между структурой
    деятельности и строением мотивационной
    сферы человека существуют отношения
    изоморфизма, т.е. взаимного соответствия.

     

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *