Бережливое производство планирование производства: инструменты, методы и этапы внедрения – система для стремительного роста производства и прибыли

Бережливое производство и стратегическое планирование

Стратегическое управление в России постепенно распространяется во все экономические сферы. Федеральные и региональные органы широко применяют методы стратегического планирования в процессе государственного управления и регулирования. Однако на микроуровне предприятий распространение не является однородным.

Практика показывает, что компании, которые применяют стратегический подход к управлению, показывают более стабильные результаты развития, а так же лучше подготовлены к изменениям в окружающей среде.

В последнее время можно характеризовать как новый этап планирования, характеризующийся необходимостью создания и использования на отечественных предприятиях интегрированных производственных систем, объединяющих весь комплекс задач по улучшению операционной эффективности, повышению производительности, снижению простоя оборудования и направленных на глобальное изменение инфраструктуры, повышения качества и снижения затрат.

Речь идет о системах оптимизации, рационального и эффективного распределения капитала, труда, оборудования и энергии, способствующих эффективному планированию путей и средств достижения целевых ориентиров предприятия.


Одной из таких систем является система «бережливого производства» (lean manufacturing), в основе которой заложены принципы активизации мыслительной деятельности персонала, эффективного управления ресурсами, концентрации на нуждах заказчика. Представляя собой методику системного подхода к определению простых решений для устранения скрытых потерь (производства товаров и услуг), оптимизации производственных процессов и повышении производительности труда на предприятии. Принципы концепции lean должны применяться во всех подразделениях всеми сотрудниками. В этом основа реализации стратегии совершенствования и внедрения целевых преобразований на предприятии.

Принципы бережливого производства должны быть «ядром» современных стратегий предприятия, так как концепция бережливого производства позволяет, практически без капитальных затрат, не только наводить порядок на производстве — повышать производительность, сокращать потери, снижать уровень травматизма, но и создавать необходимые стартовые условия для реализации сложных и дорогостоящих производственных и организационных инноваций, обеспечивать их высокую эффективность — в первую очередь за счет радикального изменения сознания работников, их отношения к своему делу, при этом данная система не требует каких-либо серьезных затрат.

Эффективное управление ресурсами предприятия за счет бережливого производства является мощными инструментами воздействия, позволяющими повысить эффективность предприятия, получая положительный результат и показатели. Поддержание порядка, выработка привычки ухода за рабочим местом в соответствии с уже существующими стандартами, а также совершенствование выработанной системы путем наблюдения за технологией выполнения работы, за рабочим местом и т. д., для того чтобы облегчить их обслуживание.

Инструменты лин-менеджмента, ориентированные на разные цели, работают по-разному. Если стратегия ориентирована на получение максимальной прибыли, то организация будут направлять все методы бережливого производства на потребителя, в итоге вырастет уровень удовлетворенности клиентов, и соответственно и прибыль. И, как показали исследования, при данной системе производительность увеличится как следствие.


Применение принципов ЛИН-менеджмента обязательно должен быть интегрировано с процессом долгосрочного планирования деятельности компании. Как отмечается во многих источниках по бережливому производству, наиболее подходящий подход, который увязывает стратегическое планирование и бережливое производство является «хосин канри», который представляет собой концепцию циклического планирования и управления. Эта методология позволяет развертывать корпоративные цели компании до индивидуальных планов каждого работника, задавая при этом вектор ЛИН-трансформации.

«Хосин канри» — это метод стратегического планирования, и инструмент управления комплексными проектами, и система управления качеством, позволяющая учитывать требования и пожелания потребителя при разработке новых продуктов, и операционная система компании, обеспечивающая надежный рост прибыли. Это метод стратегического управления компанией, в процессе реализации которого устанавливаются направления деятельности предприятия, цели и применяемые для их достижения инструменты и способствующий вовлечению руководителей и персонала в выработку общего видения и общего плана действий.

Таким образом, на современном этапе развития стратегического планирования необходимо применение инструментов лин-менеджмента в долгосрочном планировании для ориентации системы производства на качественную работу, сокращение потерь и максимизацию прибыли.

Бережливое производство: система 5S при планировании механического цеха

Библиографическое описание:


Назипов Ф. Н. Бережливое производство: система 5S при планировании механического цеха // Молодой ученый. — 2020. — №5. — С. 120-121. — URL https://moluch.ru/archive/295/66873/ (дата обращения: 19.03.2020).




В данной статье рассматриваются особенности применения системы бережливого производства при планировании работы механического цеха, анализируются особенности реализации системы, сложность и результаты.

Ключевые слова: бережливое производство, система 5S, планирование затрат, затраты машинного цеха, повышение эффективности.

This article discusses the features of the application of the lean manufacturing system when planning the operation of a mechanical workshop, analyzes the features of the implementation of the system, the complexity and results.

Keywords: lean manufacturing, 5S system, cost planning, costs of the machine shop, improving efficiency.


Чтобы обеспечить свою конкурентоспособность, многие производственные предприятия в настоящее время внедряют систему бережливого производства (принципы системы бережливого производства основаны на методах создания целостности и эффективности производства, а также на японской философии «кайдзен» (непрерывное совершенствование).

Бережливое производство как философия управления производством имеет три основные цели. Во-первых, минимизация временных потерь. Во-вторых, приведение масштабов производства в соответствие с потребностями рынка, для получения реальных гарантированных заказов клиентов. Наконец, третье, которое может быть достигнуто только тогда, когда будут достигнуты первые два, — это снижение затрат и улучшение качества.

Под созданием целостности в бережливом производстве понимается непосредственный процесс создания изделия (продукта). При создании продукта необходимо минимизировать все издержки, потери. В условиях бережливого производства (при оптимизации технологии производства) возможно и глобальные реорганизационные процессы с изменением или заменой оборудования, например, для минимизации потерь в производственном цехе.



При разработке и проектировании производственных процессов необходимо учитывать не только основные положения научной организации труда и технической этики, но и особенности внедрения системы бережливого производства, выполнение которых способствует созданию наиболее благоприятных условий для работающих и повышению производительности труда.


При любой форме организации работы для наилучшего использования оборудования и достижения максимальной производительности необходимо, в дополнение ко всем техническим возможностям станка, инструмента и приспособления, обеспечить рациональную организацию рабочего места, тем самым подготавливая работу механического цеха к оптимальной и более эффективной работе. Для этого необходимо исключить потери времени и задержек, вызванные ненужными движениями и несвоевременной подачей материала, неудобным расположением заготовок, инструментов на рабочем месте [3, с. 115].

Рациональная организация рабочего места предусматривает необходимую предварительную подготовку работы и рабочего места, своевременное и точное поддержание его в рабочем процессе и максимально продвинутую планировку.

В механических мастерских массового производства на рабочем месте работника хранится много разных инструментов и приспособлений. Для хранения они используют стол для инструментов с планшетом и приемный стол, на верхней полке которого установлены контейнеры с заготовками, а устройства и необходимый инструмент хранятся на нижней полке. Под ногами рабочего находится деревянный гриль. В тумбочке есть два отсека, соответственно, для места хранения рабочего инструмента, работающего в первую и вторую смену [1, с. 56].

Развитие производственной системы невозможно без согласованной работы всех служб — от инженерного центра до каждого отдельного работника. Специалисты инженерного центра составляют и постоянно совершенствуют технологическую последовательность операций, разрабатывают оборудование и специальные устройства, а также разрабатывают конструкторские и технологические усовершенствования для оптимизации продолжительности операций. Рабочие, в свою очередь, добросовестно выполняют свои обязанности.


Чтобы привлечь персонал к организации бережливого производства, необходимо разработать и внедрить несколько систем мотивации: трудовое соперничество, возможность вносить предложения по улучшениям, рационализаторская деятельность.

Технологическая схема механического цеха разрабатывается при проектировании или реконструкции всего производственного цикла. Безопасное производство решает следующие вопросы: отсутствие лишних процессов, оптимизация регламентирования, снижение затратности всего процесса, повышение эффективности технологических процессов организации производства, выбор мер безопасности, выбор транспортных средств, научной организации труда и производственной этики.

Таким образом, система бережливого производства направлена не только на совершенствование уже налаженного производственного процесса (выполнения функций), но и может стать оптимальным решением при планировании механического цеха.

Литература:

  1. Новицкий Н. И. Организация, планирование и управление производством: практикум. М.: Кнорус, 2011. 320 с.
  2. Проектирование механического участка: учебное пособие / Уфимский государственный авиационный технический университет. Омск, 2014. 31 с.
  3. Туровец О. Г. Организация производства и управления предприятием: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2008. 527с.

Основные термины (генерируются автоматически): бережливое производство, механический цех, рабочее место, инженерный центр, рациональная организация, научная организация труда, повышение эффективности.

Календарно-тематическое планирование на тему: КТП по дисциплине Бережливое производство

Наименование

разделов и тем

Количество часов

Цели урока

Внутри — и межпредметные связи

Наглядные

пособия и ТСО

Формы

контроля

Домашнее задание

По теме

Аудит. занят.

ЛПР

Тема 1. Введение в Бережливое производство

6

6

1-2 Традиционное и бережливое производство

2

2

Дать понятия «производство», «разделение труда», «традиционное производство», «массовое производство».

Производственное обучение

Основы экономической теории

Учебник.

Видеоматериал «Конвейерная сборка автомобиля Лада Ларгус».

Устный

опрос

Подготовка по конспекту лекций

3-4 История развития бережливого производства

2

2

Дать представление об успехах предприятий при внедрении бережливых систем. История Toyota production system (Япония) – lean production (США) — бережливое производство (Россия).

Производственное обучение

Основы экономической теории

Учебник

Устный

опрос

Подготовка по конспекту лекций

5-6 Основные понятия и терминология.

2

2

Дать основные понятия: андон, джидока, «точно вовремя», кайдзен, выталкивающее и вытягивающее производство.

История

Производственное обучение

Технология

Учебник

Устный

опрос

Подготовка по конспекту лекций

Тема 2. Философия бережливого производства

10

10

7-8 Принципы бережливого производства

2

2

Изучить философию бережливого производства. Взаимоотношение Прежде всего думай о заказчике.. Люди — самый ценный актив компании. Кайдзен, Гемба.

История

Производственное обучение

Охрана труда

Основы экономической теории

Учебник

Письменная

самостоятельная работа

Подготовка по конспекту лекций

9-10 Идеалы бережливого производства

2

2

Физическая и психологическая безопасность. Отсутствие дефектов. По первому требованию заказчика. Одно за другим. Мгновенная реакция поставщика. Минимальные затраты.

История

Производственное обучение

Учебник

Письменная

самостоятельная работа

Подготовка по конспекту лекций

11-12 Потери. Классификация потерь.

2

2

Дать понятие «потери», объяснить их влияние на себестоимость продукции. Дать понятие равномерности производства — хейджунка.

Основы экономической теории

Производственное обучение

Технология

Учебник

Письменная самостоятельная

работа

Подготовка по конспекту лекций

13-14 Виды потерь. Причины и способы борьбы.

2

2

Рассмотреть виды потерь (теория и практика — видеоматериал).

Производственное обучение

Технология

Учебник

Письменная самостоятельная

работа

Подготовка по конспекту лекций

15-16 ПР1. Поиск потерь в производственном процессе

2

2

Дать практические навыки обнаружения потерь в ходе производственного процесса

Производственное обучение

Технология

Видеоматериалы «Потери на производстве»

Устный опрос

Подготовка по конспекту лекций

Тема 3. Инструментарий бережливого производства.

32

32

3.1.  Система 5С

2

2

17-18 Система 5С

2

2

Дать понятие «Система 5С». Шаги системы 5С. Рассмотреть практические способы их реализации: метод ярлыков, метод теней. Система 5С как основа для кайзен и способ повышения эффективности. Отсутствие порядка как источник потерь.

Производственное обучение

Технология

Учебник.

Примеры кайзенов: «Метод теней», «Наведение порядка».

Тестирование

Подготовка по конспекту лекций

3.2. Стандартизированная работа. Хронометраж.

4

4

19-20 Стандартизированная работа. Хронометраж

2

2

Дать понятия стандартов качества и стандартов процесса, стандартизированной работы. Рабочая последовательность как необходимый элемент стандартизации. Дать понятия стабильности и нестабильности цикла.

Производственное обучение

Технология

Учебник

Тестирование

Подготовка по конспекту лекций

21-22 ПР 2. Стандартизация действий рабочего

2

2

Освоить на практике инструмент «Стандартизированная работа»

Производственное обучение

Технология

Учебник

Устный

опрос

Подготовка по конспекту лекций

3.3. Расчет численности основного производственного персонала (ОПР)

4

4

23-24 Методика расчета численности ОПР

2

2

Изучить методику расчета численности основного производственного персонала (ОПР) по методу бережливого производства.

Производственное обучение

Технология

Экономика

 отрасли

Учебник

Устный

опрос

Подготовка по конспекту лекций

25-26 ПР 3. Расчет численности персонала

2

2

Освоить на практике методику расчета численности персонала в условиях производственного участка

Производственное обучение

Технология

Экономика

отрасли

Учебник

Письменная самостоятельная работа

Подготовка по конспекту лекций

3.4. Управление потоком создания ценности. Поток единичных изделий.

4

4

27-28 Поток создания ценности. Поток единичных изделий.

2

2

Дать представление о потоке создания ценности. Описание потока создания ценности. Дать представление о потоке единичных изделий. Организация потока единичных изделий.

Производственное обучение

Технология

Учебник

Устный

опрос

Подготовка по конспекту лекций

29-30 ПР 4. Моделирование потока единичных изделий

2

2

Понять на практике различия между традиционным (работа партиями) и бережливым (работа в потоке единичных изделий) производством

Производственное обучение

Технология

Учебник

Устный

опрос

Подготовка по конспекту лекций

3.5.  Хейджунка –

выравнивание производства

4

4

31-32 Выравнивание производства

2

2

Рассмотреть предпосылки для выравнивания производства по объемам и номенклатуре изделий. Реализация идеала «Одно за другим». Изучить методику внедрения выравнивания производства. Дать понятие жесткой закладки. Расчет загрузки операторов при неравномерности потока. Средневзвешенное время цикла. Выравнивание загрузки операторов.

Производственное обучение

Технология

Учебник

Устный

опрос

Подготовка по конспекту лекций

33-34 ПР 5. Поток единичных изделий при широкой номенклатуре

2

2

Освоить принципы выравнивания потока при производстве нескольких видов продукции в одном потоке.

Производственное обучение

Технология

Учебник

Устный опрос

Подготовка по конспекту лекций

3.6. Тянущая система Канбан

4

4

35-36 Системы подачи материалов. Система канбан.

2

2

Дать представление о вытягивающем и выталкивающем способе подачи материалов; незавершенное производство как источник потерь. Канбан как реализация подхода «точно вовремя».

Производственное обучение

Технология

Учебник.

Стандарт работы по системе Канбан.

Устный

опрос

Подготовка по конспекту лекций

37-38 ПР 6. Организация подачи материалов по Канбан

2

2

Изучить на практике способы внедрения тянущей системы Канбан

Производственное обучение

Технология

Учебник

Устный

опрос

Подготовка по конспекту лекций

3.7. Быстрая переналадка SMED

2

2

39-40 Переналадка оборудования. Быстрая переналадка.

2

2

Дать понятие «переналадка оборудования». Переналадка как серьезное препятствие для внедрения потока единичных изделий и выравнивания производства.

Производственное обучение

Технология

Учебник

Устный

опрос

Подготовка по конспекту лекций

3.8 ТРМ — всеобщее обслуживание оборудования. Плановое и автономное обслуживание оборудования

2

2

41-42 Всеобщее и автономное обслуживание оборудования.

2

2

Дать понятие «всеобщее обслуживание оборудования». ТРМ как инструмент снижения времени простоев оборудования из-за отказов и ремонта. Вовлечение основного персонала в ремонт оборудования.  Регламенты обслуживания оборудования. Визуализация точек обслуживания. Дать понятие «превентивные меры». Дать представление о способах сбора данных по отказу оборудования.

Производственное обучение

Технология

Учебник.

Стандарт

обслуживания прессового станка.

Устный

опрос

Подготовка по конспекту лекций

3.9. Решение проблем. Производственный анализ.

4

4

43-44 Решение проблем. Производственный анализ.

2

2

Дать понятия «проблема», «контрмера», «коренная причина проблемы». Листы и доски производственного анализа как инструменты информирования о проблемах. О важности решения проблем, а не их сокрытия от руководства. Методология решения проблем.

Метод «Пять «почему?» — одно «как?» для выяснения коренной причины проблемы.

Производственное обучение

Технология

Учебник

Лист производственного анализа.

Устный

опрос

Подготовка по конспекту лекций

45-46 ПР 7. Практика решения производственных проблем

2

2

Освоить методику решения проблемы

Производственное обучение

Технология

Учебник

Устный

опрос

Подготовка по конспекту лекций

47-48 Контрольная работа

2

2

Закрепление пройденного материала

Тема 4.  Трансформация предприятия в бережливое. Особенности применения БП в сфере слуг.

4

3

1

49-50 Необратимость изменений. Бережливое производство в сфере услуг.

2

2

Факторы успеха при переходе к бережливому производству. Реализация преобразований.

Производственное обучение

Технология

Учебник

Устный

опрос

Подготовка по конспекту лекций

51-52 Обучение персонала. ПР 8. Формирование команд.

2

1

1

Основные характерные черты разных национальных моделей управления и их влияние на использование философии бережливого производства.

Производственное обучение

Обществознание

Культура производства

Учебник

Устный

опрос

Подготовка по конспекту лекций

53-54 Дифференцированный зачет

2

2

Этапы бережливого производства


Статья предоставлена специалистами сервиса

Автор24

Автор24 — это сообщество учителей и преподавателей, к которым
можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Алгоритм внедрения системы бережливого производства

Джеймс Вумек предложил следующий алгоритм внедрения бережливого производства в условиях современного рынка:

  • Поиск проводника перемен — лидера, способного на себя взять всю ответственность за внедрение перемен.
  • Получение необходимых знаний в области управления бережливым производством, при этом особое внимание следует уделить оценки степени надежности источника таких знаний.
  • Поиск или организация кризиса, который стал бы благоприятным мотивом введения в конкретной организации системы бережливого производства.
  • Стратегические вопросы следует на время отодвинуть на второй план, поскольку первостепенным является устранение всевозможных потерь.
  • Создание карты всех потоков формирования ценностей, начиная от текущего состояния системы и заканчивая будущим состоянием после ввода принципов бережливого производства.
  • Оперативное начало работы по главным производственным направлениям с условием доступности всей информации каждому сотруднику.
  • Стремление к немедленному получению результата.
  • Осуществление непрерывных улучшений, начиная с перехода от процесса создания ценностей в цехе к административному процессу.

Этапы внедрения бережливого производства по Д. Хоббсу

  1. Инициализация проекта. На данном этапе формулируется видение стратегии будущего предприятия, определяется состав и численность команды, проводится обучение участников. Исходя из составленного плана действий, распределяются полномочия между членами команды и начинается сбор информации, которая необходима для внедрения бережливого производства.
  2. Осмысление продукции, процессов и ресурсов. Целью данного этапа является документирование всех производственных процессов. Определяется выработка процессов, учитывая вариативность, повторную обработку и отходы. С учетом общности процессов устанавливается перечень продукции, документируются точки пополнения и потребления компонентов системы бережливого производства. Кроме того, важно определить цепочку вытягивания и время пополнения.
  3. Проведение окончательной проверки. На данном этапе проводятся процедуры по завершению всех действий в части сбора информации. При этом важно достижение компромисса и утверждение топ-менеджментом решений по продукции, объему и рабочему времени бережливой линии. Завершается документирование всех задач, процессов и отдельных параметров производственной производительности, окончательно выбираются компоненты производственной системы и устанавливается последовательность вытягивания целевой зоны.
  4. Планирование производственных мощностей. Целью данного проекта является создание точного макета бережливой производственной мощности на основании рассчитанного объема ресурсов. Иными словами, здесь завершается разработка подробного плана внедрения и реализации системы бережливого производства, определяются требования к системе обучения операторов, разрабатывается план производственной мощности и исходная стратегия бережливой линии.
  5. Запуск линии в эксплуатацию. Чтобы ввести бережливую линию в промышленную эксплуатацию необходимо проверить баланс временного такта и способности операторов к переключению, проверить правильность распределения каждой задачи по рабочим местам и степень эргономичности планировки. Кроме того, важно проконтролировать то, чтобы сотрудники прошли все стадии необходимого обучения. Разрабатывается план для последовательного сокращения объема запасов незавершенного производства и обеспечивается внедрение механизмов совершенствования процессов на постоянной основе.
  6. Этап усвоение. Целью завершающего этапа является проверка работы линии и оценка ее соответствия принципам бережливого производства. Здесь определяются отклонения и разрабатывается корректирующая стратегия, пересматривается распределение должностных обязанностей, модифицируется стратегия и процедуры улучшения производственного управления.

Предыдущая статья

Элементы бережливого производства

Следующая статья

Японские правила в бережливом производстве

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *