Планирование и целеполагание: процесс, методы и 5 ошибок – Урок 2. Целеполагание

Целеполагание – технология, принципы и процесс

У какого человека нет желаний? Пожалуй, способность ставить и достигать целей, которые направлены на то, чтобы улучшить жизнь человека, является наиболее популярной темой, которую изучают, рассматривают и пытаются понять. Целеполагание является одним из ведущих образов жизни, которого должны придерживаться люди. Здесь существуют свои технологии и процессы.

Интернет-журнал psytheater.com делит людей условно на две категории. В мире существует много людей, и у каждого свой стиль жизни. Но условно все способы существования можно разделить на два вида: приспособленческий и целеориентированный. Есть люди, которые стараются приспособиться к жизни, и существуют те, кто живет своей целью и идет к ней.

Несомненно, в каждом из способов есть свои плюсы. Но минуса заставляют задуматься, какой жизнью лучше жить. Стоит рассмотреть эти два вида существования как с хорошей, так и с плохой стороны.

Люди-приспособленцы пытаются подчиниться современной жизни. Они своего рода плывут по течению, ничего не стараясь изменить, исправить. Они добрые и снисходительные, часто становятся зависимыми от чего-нибудь. Более пассивные и статичные, то есть любят стабильность и страдают из-за каких-то потерь. Когда случается нечто неприятное в жизни, они переживают, впадают в депрессию, переполняются различными страхами. Приспособленцы ничего не строят, а приходят уже туда, где все построено, чтобы научится там жить. Они хорошо усваивают различные законы и моральные правила, отчего руководствуются ими безоговорочно.


Целеустремленные люди обычно сами пытаются организовать свою систему. Они не плывут по течению, а стараются сделать свою жизнь такой, какой хотят ее видеть. Они мудрые, опытные, среди них находятся бизнесмены, успешные люди, профессионалы, специалисты. Они не просто хотят быть лучшими, а стремятся быть лидерами в том, что им интересно. Естественно, что своей активностью и динамичностью они не раз накликают на себя беду. Достигая целей, они сталкиваются с препятствиями любого рода. Решают проблемы они не слезами и обидами, а твердой позицией и желанием достичь цели. Зачастую такие люди не приспосабливаются, а стараются организовать свой мирок, в котором им будет комфортно жить.

Очевидно, что в каждом из способов жизни есть свои плюсы и минусы. Только вам выбирать, кем вы будете – приспособленцем или целеустремленным человеком. Нет смысла судить тех, кто выбрал путь приспособленца, поскольку такие люди тоже нужны. В то время как целеустремленные личности что-то формируют, приспособленцы идут за ними и принимают все, что те им дают.

Что такое целеполагание?

Целеполаганием называется первый этап достижения целей, когда человек ставит перед собой конкретную большую или несколько маленьких целей, рассматривает возможные варианты их достижений, способы реализации и решения трудностей. Это пока этап постановки целей, которые должны выполнить определенные задачи, решить трудности и улучшить качество жизни человека.


Что такое цель? У каждого свое определение:

  1. Это желаемый исход событий.
  2. Конечный результат деятельности.
  3. Индивидуальное будущее, которое желаемо.

Цель показывает результат, которого желает достичь человек. Почему так важно ставить цели? При целеполагании человек начинает регулировать свои действия или деятельность, которая подчиняется той цели, которую он желает достичь.

Нередко люди подменяют цели, когда они забывают о том, чего хотят достичь, ради того, чтобы просто наслаждаться процессом достижения. Бывает и такое, что люди расплывчато, нечетко и неясно ставят цели. Это тоже не способствует их достижению. Дело в том, что человек начинает в такой ситуации сомневаться в необходимости достижения, часто забывает, чего хочет, меняет свои предпочтения и желания.

Глобальные (или завышенные) цели имеют как минусы, так и плюсы. Завышенные цели могут быть расплывчатыми, что не помогает человеку ориентироваться, в каком направлении ему идти. При этом такие глобальные цели позволяют человеку определять свой смысл жизни.

Персональными целями называются те, которые стоят непосредственно перед отдельным человеком. Он может быть частью группы. При этом его деятельность будет эффективной, если он будет иметь свою цель, помимо общей, которая будет реализована, если он достигнет вместе с остальными общей цели.

перейти наверх

Процесс целеполагания

Целеполагание часто используется в тренингах и рабочей сфере, где человек совершает конкретные действия. Чтобы определиться с действиями, нужны цели, которые достигаются этими действиями. Поэтому человек не может работать без целеполагания.

Выделяют основные 10 моментов в процессе целеполагания:

  1. В каждой цели могут лежать потребности человека, без которых невозможно его существование.
  2. В цели лежит мотив – осознаваемая потребность. Нередко человек сталкивается с борьбой мотивов, где необходимо выбрать что-то одно либо упорядочить мотивы, составить иерархию.

  3. Цель – это некая картина желаемого, которая искажает существующую реальность. На сегодняшний день человек не имеет желаемого. Однако он четко в своей голове представляет, чего хочет.
  4. Человек выбирает цель среди всех вероятных.
  5. Нередко результат расходится с тем, что человек достигает.
  6. Человек всегда планирует, как он будет достигать цели. Здесь тоже возможны ошибки в прогнозах.
  7. Самое идеальное планирование будет содержать ошибки, поскольку прогнозы могут не учитывать некоторых фактов, которые будут возникать в реальности.
  8. Чем четче цель, тем больше возникает мотивации у человека.
  9. Чем больше мотивации у человека, тем больше будет искажаться цель.
  10. Чем ближе человек становится к цели, тем больше его мотивация и больше сил для осуществления нужной деятельности.

Человеку нужно осознавать свои внутренние потребности, которые тоже будут влиять на поступки, совершаемые в процессе достижения осознаваемых целей. Также следует быть готовыми к смене плана действий, поскольку наверняка человек не сможет всего учесть и предвидеть в начале.


перейти наверх

Цели и целеполагание

Цель – это конечный результат, который должен быть достигнуть после всех предпринятых человеком действий. Это картинка того будущего, которого желает человек достичь. Она включает все его пожелания, надежды и мечты. Также она зависит от возможностей человека, которые он в себе видит. Цель побуждает человека действовать, организует поступки, которые он будет совершать.

Цели бывают оперативными, тактическими и стратегическими, что зависит от времени, когда они должны реализоваться. Следует помнить о том, что со временем цели могут измениться, что вполне естественно. Это называется пластичностью, которая предусматривает смену настроения, ценностей, потребностей и даже жизненных обстоятельств человека, из-за чего он захочет скорректировать либо полностью изменить направление своего движения по жизни.



Если у человека есть много целей, они должны быть согласованными, не противоречить друг другу и не мешать в реализации. Целеполагание является процессом постановки цели, ее ярким представлением, планированием, то есть своеобразной творческой деятельностью, когда человек только рисует желаемое будущее и прогнозирует, как он к этому будущему будет идти.

Зачем нужно целеполагание? Помимо того, что человек четко формулирует свою цель, он должен соотнести свои ценности и уровень мотивации ее достижения. Если все согласовывается, тогда человек испытывает внутреннюю уверенность в необходимости достижения цели, а также чувствует энергию для совершения нужных действий. Если всего этого человек не ощущает, значит, процесс постановки целей был осуществлен неправильно. Например, человек желает того, в чем на самом деле не нуждается.

перейти наверх

Планирование и целеполагание

Целеполагание включает в себя планирование – когда человек намерен достичь цели, и поэтому он планирует, какие действия будет совершать для этого. Успех – это результат, который возникает вследствие последовательных действий, совершенных в нужном месте и в нужное время. Планирование является достаточно условным, поскольку человек не может всего предвидеть. Однако оно является обязательным, поскольку это позволяет:

  1. Сконцентрироваться на том, что значимо.
  2. Определиться с действиями, которые нужно совершить, и направлениями, которых нужно придерживаться.
  3. Ликвидировать страхи, сомнения, тревогу.
  4. Мотивировать себя на совершение действий.
  5. Понимать, какие решения нужно принимать для достижения желаемого будущего.
  6. Эффективно использовать свои ресурсы и навыки.
  7. Определить свое место в этой жизни, обрести спокойствие.
  8. Обрести свободу и уверенность в том, что человек все делает правильно.

Следует учитывать, что человек вначале всегда реализовывает свои инстинктивные и физиологические потребности, лишь после них переходя к выполнению более духовных задач. Зная это, нужно сначала закрыть все свои потребности на уровне физиологии, чтобы быть способными сконцентрироваться на достижении материального, социального или личностного успеха.


Человек живет в постоянно меняющемся мире. Здесь вполне естественным становится то, что глобальные цели могут претерпевать изменения либо полностью убираться. Человек должен нормально относиться к тому, что постановка глобальной цели в 1 годик не будет конечной целью всей его жизни. По мере появления новых технологий и прочих возможностей человек будет еще лучше осознавать, чего он хочет.

Здесь самое главное оставаться гибкими, быстро корректировать цели и продолжать их достигать. Самый важный аспект – сохранение мотивации. При целеполагании человек должен быть вдохновленным собственной целью.

перейти наверх

Технология целеполагания

Цель должна достигаться, что будет отличать ее от пустых мечтаний. Если человек действует и достигает цели, значит, он не просто мечтал. Чтобы цель была осуществимой, предлагается технология SMART, которая проверяет цель на реалистичность и способность быть достигнутой человеком, который может преувеличивать собственные возможности.

SMART:

  • S – конкретная. Человек четко и ясно ее видит, определяет. Она имеет четкие границы, форму, цвет и пр.
  • M – измеримая. Цель можно определить по конкретным параметрам, например, по весу, по форме, по цвету, по запаху и пр.
  • A – достижимая. Существуют реальные примеры достижения подобной цели. При этом она не должна вызывать у человека дополнительного стресса, то есть должна идеально вписываться в жизнь человека, который будет получать удовольствие от ее возникновения.
  • R – ориентированная на результат. Человек должен ощущать определенные результаты, видеть их, чувствовать.
  • T – определенная во времени. Человек должен поставить конкретные временные рамки совершения каждого действия, а также даты достижения своей цели.

перейти наверх

Итог

Каждый человек хочет жить счастливо и красиво. Однако многие рождаются не в тех условиях, которые ему бы приносили удовольствие. В итоге появляются желания, которые могут стать целями, если человек их четко сформулирует и начнет их достигать, действительно ощущая на себе, что они его радуют.

Часть 2. Основы коллективного целеполагания и планирования.

    1. Коллективное
      целеполагание.

Коллективноецелеполагание
представляется как совместное выявление
и постановка группой значимых для ее
жизнедеятельности и развития целей и
задач. Видение перспектив в групповом
взаимодействии значительно повышает
творческий потенциал группы, способствует
развитию коллектива и создает условия
для самореализации и саморазвития
каждого ее члена.

Этап
целеполагания представлен в схеме 1 как
шаг второй, и он тесно связан с этапом
коллективного анализа, вытекает из
него. В той же тесной взаимосвязи он
находится с этапом коллективного
планирования, является основой для
эффективного планирования в группе.
Этап коллективного целеполагания часто
проводят вместе с коллективным анализом
или коллективным планированием. Если
он объединен с КА, то проводится на
заключительном этапе как обобщенный
анализ всех представленных мнений с
целью четкого прояснения наиболее
важных, значимых позиций. Заканчивается
выделением целей (прояснить, изменить,
наметить дальнейшее развитие, выполнить
и т.д.) и конкретных задач как этапов или
структурных элементов для ее достижения.

КЦ
напрямую выходит на процесс мотивации.
Если цель поставлена верно, понятна
каждому, является значимой для всех
членов коллектива, то она мотивирует
деятельность всех участников и коллектива
в целом (как единого организма). Чем
актуальнее, четче и привлекательнее
цель, тем успешнее пройдет этап
планирования, подготовки и реализации,
тем старательней и интенсивней школьники
будут стремиться к ее достижению.

Любая
деятельность начинается с осмысления
того, что уже сделано, с анализа сложившейся
ситуации в коллективе, определения
уровня его развития: отношения ребят
друг к другу и коллективу в целом, к
деятельности, к общественным ценностям
и т.д.

Следующий
шаг – определение перспективных
педагогических задач на новый период
работы с коллективом.

Далее
необходимо продумать, как «перевести»
воспитательные задачи в задачи самого
коллектива, то есть подвести самих
учащихся к осознанию существующих
проблем и определению задач, стоящих
перед коллективом. Для этого необходимо
создать в классе (школе) обстановку,
помогающую от анализа реального состояния
дел прийти к созданию идеала, нормы
коллективной жизни.

Коллективное
целеполагание осуществляется, во-первых,
как этап совместной жизнедеятельности
коллектива, во-вторых, как этап подготовки
конкретного дела. Во втором случае он
проявляется как решение о проведении
дела. Традиционно используются социальные
критерии при выборе дела, в
личностно-ориентированной деятельности
важен выбор дел значимых для личностного
развития каждого. Например, в виде
обсуждения вопроса «Поможет ли это дело
каждому из нас что-то понять о себе,
изменить, развить, усовершенствовать
себя?»

Целеполагание
можно провести в форме беседы (группового
обсуждения) или письменно (анкеты,
опросник, сочинения и т.д. См. пункт
3.2.).

В
процессе КЦ школьники вместе с педагогом
выявляют основные проблемы класса или
одно из направлений (наиболее значимое
для всех) в развитии класса, или конкретное
дело интересное всем. Важно, в начале,
чтобы педагог создал проблемную ситуацию,
в которой школьникам открылся бы факт
стоящей перед ними задачи и ее актуальности
(через коллективный анализ, через
интригующую новую информацию, способ
ее подачи — неожиданный рассказ или
притчу и т.д.). Включенными должны быть
все школьники, учтены интересы каждого.
Возможно, что целью класса будет помощь
одному конкретному ученику, но всем
важно осознать ценность такого дела и
принять его для себя. Идеальная ситуация,
когда шаг второй прошел успешно и каждый
из школьников осознал коллективные
цели, почувствовал их значимость и взял
на себя ответственность за их выполнение.

Цели
одного и того же дела для детей и для
педагога различны. Учитель должен видеть
глубже, в целом оценивать воспитательное
значение отдельного дела, встроить его
в ряд воспитательных задач, стоящих
перед ним, постараться увидеть ценность
дела не только для коллектива, но и для
личностного роста отдельного школьника.

    1. Коллективное
      планирование .

Коллективный
анализ и коллективное целеполагание
актуализируют проблемы коллектива и
проявляют стоящие перед ним задачи, а
коллективное планирование является
заключительным этапом и выводит группу
на определение конкретных действий
(коллективных дел, индивидуальных
поручений. самостоятельной работы и
т.д.), которые позволили бы решить
возникшую проблемную ситуацию или
реализовать намеченную коллективную
цель.

Коллективное
планирование – совместное обсуждение
и выбор конкретных дел на определенный
период времени, позволяющих решать
намеченные коллективом цели и задачи.

Педагогу
важно быть на шаг впереди, стимулировать
и направлять процесс коллективного
планирования, проявлять его значимость
именно на данном этапе жизни коллектива.
Вместе с тем, он должен учитывать личность
школьника, помочь каждому осознать себя
в коллективной деятельности (Как я могу
помочь коллективу? Как я могу себя в нем
реализовать? и т.д.), включить каждого
школьника с учетом индивидуальных
особенностей, интересов. склонностей,
способностей и возможностей. Для этого,
на этапе КП наряду с сохранением общей
идеи, нужно подчеркнуть интересные
авторские предложения, спланировать
работу творческих групп и определить
индивидуальные поручения с учетом
интересов и стремлений отдельных
участников.

Чтобы
школьникам создать условия для проявления
своих идей и предложений, предоставьте
им право выбора: работать в группе или
самостоятельно, представлять групповой
проект дела или свой альтернативный.
На этапе КП можно совмещать групповую,
индивидуальную и коллективную формы
работы. Постарайтесь не упустить любую
инициативу, идущую от детей (особенно
пассивных), дайте им возможность побывать
в различных позициях и ролях (аналитик,
критик, секретарь, творческий мыслитель,
рационализатор, мечтатель, и т.д.).
Поддерживайте альтернативные «бредовые
идеи», так как они могут проявиться в
очень интересных элементах дела и
«оживить» его.

Каким
должен быть первый шаг коллективного
планирования? В установочной «стартовой
беседе» педагог увлекает ребят
перспективой совместной деятельности,
интересных и полезных дел. Это могут
быть методы и приемы:

  • Увлечение
    радостной перспективой — это те важные
    и личностно значимые события, которые
    ждут человека в ближайшее время. Этим
    средством возбуждается и укрепляется
    радостное ожидание того, что будет, что
    можно сделать хорошо для других и себя.
    Приемы: «Давайте помечтаем», «Давайте
    попробуем», «Представим себе, что …».

  • Увлечение
    добрым делом. Этим средством пробуждается
    чувство радости от возможного доброго
    дела, своей необходимости другим людям.

  • Увлечение
    творчеством. Приемы: «Давайте подумаем,
    как сделать наши дела интересными,
    необычными, оригинальными, неожиданными»,
    «Все дела творчески — иначе зачем?»

  • Увлечение
    борьбой с трудностями. Этим методом
    инициируется стремление к преодолению
    трудностей, проверке своих сил, испытанию,
    формированию силы воли и выносливости.
    Потребность в экстремальных ситуациях,
    риске, возможности испытать себя
    особенно актуальна для подросткового
    возраста.

  • Увлечение
    красивым, гармоничным и прекрасным в
    природе, в искусстве, в мире, в человеке.

  • Увлечение
    необычным, таинственным, загадочным:
    «Почему?» «Что за этим скрывается?»
    «Кто разгадает тайну» «Самое таинственное
    на свете..»

Таким
образом, «стартовая беседа» строится
как увлечение перспективой полезных
дел, как поиск наилучшего решения
жизненно-практических задач, для чего
ребятам предлагаются различные варианты
дел для примера и на выбор. Педагогу
заранее необходимо продумать перечень
дел с кратким описанием их, особенно,
если планирование проводится впервые
или коллектив достаточно «рыхлый».

Идет
обсуждение вопросов, которые помогают
детям в планировании, побуждают их
творческую мысль:

  • Что
    сделаем? (Какие коллективные творческие
    дела?).

  • Для
    кого? Варианты: для своего коллектива,
    для отдельного члена коллектива, для
    школы, для другого класса, для своих
    родных, для малышей, для окружающих
    людей, для родного края и т.д.

  • Когда
    сделаем?

  • Кто
    участвует?

  • С
    кем лучше провести это дело?

  • Как
    организовать подготовку?

  • Кому
    доверить руководство делом (совет
    коллектива, совет дела, творческая
    группа, инициативная группа)?

При
этом взрослые не диктуют, не навязывают,
а размышляют вместе с ребятами, отвечают
на все вопросы. Тон разговора –
доброжелательный, заинтересованный.

Планирование
жизни коллектива может быть сжатое –
сразу на общем сборе-старте, или
развернутое – с предварительной беседой
классного руководителя, с проведением
письменного опроса, с дополнительным
этапом коллективного анализа и
целеполагания, с разведкой интересных
и полезных дел и другими приемами
коллективной организаторской деятельности,
которые можно использовать учителю для
того, чтобы разбудить мысль детей, их
инициативу. План жизни коллектива или
отдельного дела будет выполняться
только в том случае, если идеи дел исходят
от самих ребят и каждый член коллектива
становится активным участником
планирования.

Приемы
организации коллективного планирования.

  1. Творческий
    конкурс между микрогруппами на лучшее
    предложение к плану класса, школы.
    Защита проектов, предложенных
    микрогруппами.

  2. «Анкета
    мнений и предложений». Ребятам могут
    быть предложены такие вопросы: Назови
    лучшие дела класса (школы) за прошлый
    год, что тебе в них понравилось, в чем
    принимал активное участие? Самые
    неудачные дела, в чем причина неудач?
    Твои предложения к плану на новую
    четверть (год), что сделать, что узнать
    нового, кого пригласить? За какое дело
    возьмешься в качестве организатора?

  3. Спецвыпуски
    классных, школьных газет. Например:
    «Мое предложение!», «Каким быть нашему
    классу?», «Предлагают творческие
    группы!», «Что делать?» и т.д.

  4. Тематические
    задания по планированию для творческих
    групп, объединяющих детей по интересам.
    Пусть коллекционеры придумают свои
    дела, художники –свои, туристы — свои,
    спортсмены – свои. Из таких предложений
    и сложатся общие дела класса, отряда,
    группы.

  5. Защита
    дела. Группы ребят, отдельные участники
    готовят свой нестандартный проект
    главного дела года и защищают его при
    всех, доказывая, аргументируя, отвечая
    на вопросы.

  6. Час
    вопросов и ответов. Ребятам предлагается
    задать любые вопросы на любые интересующие
    их темы. Самые интересные и сложные из
    них могут стать темой диспута, беседы,
    вечера.

  7. Копилка
    интересных предложений («банк идей»).
    В классе вывешивается ящик по типу
    почтового или конверт для предложений
    и вопросов.

  8. Разведка
    интересных и полезных дел. «Разведка»
    потому, что группе детей дается
    коллективное задание что-то найти.
    узнать, разведать. Задание группам
    определяет классный руководитель или
    совет класса (дела).

В
связи с тем, что коллективное целеполагание
и планирование тесно взаимосвязаны,
конкретные формы проведения часто
включают в себя оба этих этапа и поэтому
описаны вместе в части 3.

Разделение
форм проводится: во-первых, как планирование
жизнедеятельности коллектива на большой
срок – 3.4, во-вторых, целеполагание и
планирование отдельного дела – 3.5. В
разделе 3.2. даны наиболее общие формы
коллективной работы, которые могут быть
использованы на всех этапах коллективного
взаимодействия.

Тема 8. Принципы целеполагания, виды и методы организационного планирования

1.Понятие цели

2. Сущность и методы планирования

3.Виды планирования

4.Стратегия. Процесс стратегического
планирования.

1.Понятие цели

Под целью понимается идеальное или
желательное состояние субъекта
(организации, индивида и т.п.), на достижение
которого, прежде всего, ориентирована
его деятельность и соответственно
процесс управления.
Все то, что
способствует достижению цели, называется
средствами (ими часто на практике
незаметно подменяют саму цель).
Соответствие цели и средств является
условием эффективности управления.
Цели либо официально провозглашаются
высшим руководством как деловые установки
и задачи проводимой политики, либо
неявно подразумеваются в философии
организации, основных принципах ее
деятельности.

В системе управления цели выполняют
ряд важных функций, на которых необходимо
остановиться
.

1.Цели отражают философию организации,
концепцию ее функционирования и развития.

2.Цели задают основные направления
деятельности, а следовательно, составляют
основу общей и управленческой структуры,
определяют ее характер и особенности.

3.Цели уменьшают неопределенность,
становясь для субъекта ориентирами в
окружающем мире, помогают приспособиться
к нему .

4.Концентрация на достижении желаемых
целей позволяет противостоять сиюминутным
порывам и желаниям, действовать быстрее,
с большим эффектом, добиваясь задуманного
с минимальными затратами.

5.Цели составляют основу критериев
выделения проблем, выбора вариантов
решений, контроля и оценки полученных
результатов, а также материального и
морального поощрения сотрудников.

6.Цели, особенно великие, независимо от
того, реальны они или мнимы, сплачивают
вокруг себя энтузиастов, побуждают их
брать на себя добровольно высокие
обязательства и добиваться их выполнения
(поэтому в формулировке цели должен
присутствовать вызов).

7.Общественно значимые цели служат
оправданию в глазах людей необходимости
и законности существования данной
организации, особенно если ее деятельность
вызывает неблагоприятные последствия,
например загрязнение окружающей среды.

1. К целям организации предъявляют
следующие требования:

• конкретность. Необходимость выведения
целей из следующих вопросов: В чем
состоит наш бизнес? Чем он будет? Чем он
должен быть? Цели не должны быть
абстрактными;

• операциональность целей. Цели должны
преобразоваться в конкретные задачи,
рабочие задания. Они должны быть
пригодными в качестве базиса и мотивации
для исполнения;

• нацеленность на концентрацию ресурсов
и усилий. Среди многочисленных целей
необходимо выбирать фундаментальные
с тем, чтобы сосредоточить для их
выполнения имеющиеся ресурсы;

• множественность целей. Организации
призваны решать большое количество
проблем. Следовательно, целью может
быть не только получение прибыли, но и
накопление средств, необходимых для
продолжения деятельности организации,
предоставление возможности сотрудникам
реализовать себя, достижение передовых
позиций на рынке;

• формулирование целей во всех областях,
от которых зависит выживание организации.
Как правило, эти области одни и те же
для всех организаций (производство,
маркетинг, финансы, инновации, персонал,
менеджмент). Цели же в этих областях
зависят от конкретной стратегии. В
области инноваций приоритетными целями
может быть завоевание передовых позиций
по производству новых видов продукции.
В области маркетинга — выход на первое
место по продаже определенного товара,
создание определенного имиджа у товара.
В сфере производства — достижение
наивысшей производительности труда,
повышение эффективности. В финансовой
сфере — сохранение и поддержание на
необходимом уровне всех видов финансовых
ресурсов, их рациональное использование.
В управлении персоналом — обеспечение
условий, необходимых для развития
творческого потенциала работников,
повышения уровня заинтересованности
и удовлетворенности рабочих. В области
менеджмента — определить критические
области управленческого воздействия.

2. Все многообразие целей, которые
организация преследует в своей
деятельности, может быть типизировано
по следующим критериям:

• период установления: стратегические,
тактические, оперативные;

•содержание: экономические, социальные,
организационные, политические, научные;

• сфера действия: маркетинговые,
производственные, инновационные,
финансовые, кадровые, административные;

• среда: внутренние, внешние;

• приоритетность: особо приоритетные,
приоритетные, прочие;

• измеримость: количественные,
качественные;

• повторяемость: постоянные, разовые;

• иерархия: цели организации, структурных
подразделений;

• стадия жизненного цикла: проектирование
и создание объекта, рост, зрелость,
завершение.

Дерево целейкак инструмент
обеспечения соподчиненности и
развертываемости целей

1.Количество и разнообразие целей и
задач менеджмента требует системного
подхода к определению их состава. В
качестве удобного и апробированного
на практике инструмента можно использовать
модель в виде дерева целей.

2. Посредством дерева целей описывается
их упорядоченная иерархия, для чего
осуществляется последовательная
декомпозиция главной цели на подцели
по следующим правилам:

• общая цель должна содержать описание
конечного результата;

• при развертывании обшей цели в
иерархическую структуру исходят из
того, что реализация подцелей каждого
последующего уровня является необходимым
и достаточным условием достижения целей
предыдущего уровня;

• при формулировке целей разных уровней
необходимо описывать желаемые результаты,
а не способы их получения;

• подцели каждого уровня должны быть
независимы друг от друга и невыводимыми
друг из друга;

• фундамент дерева целей должны
составлять задачи, представляющие собой
формулировку работ, которые могут быть
выполнены определенным способом в
установленные сроки.

Количество уровней декомпозиции зависит
от масштабов и сложности поставленных
целей, от организационной структуры.
Важным моментом целеполагания является
моделирование не только иерархии целей,
но и их динамики в аспекте развития за
определенный период времени. При
разработке перспективных планов
предприятия используется динамическая
модель.

Выступление на тему «Целеполагагие как компонент и основа планирования»

Целеполагание как компонент и основа планирования

Успешность планирования и организации воспитательного процесса зависит от того, как педагоги владеют теорией и методикой целеполагания, без которого не может происходить верное и корректное составление плана. В то же время анализ опыта организаторов воспитательной работы показал, что педагоги-практики часто либо не придают большого значения формулировке целей и задач воспитательного процесса, либо вообще упускают этот момент при планировании деятельности, либо допускают серьёзные ошибки и испытывают большие сложности при выработке целей воспитательной работы.

Цель – это осознанное, выраженное в словах предвосхищение будущего результата педагогической деятельности. Цель также понимается и как формальное описание конечного состояния, задаваемого любой системе.

Администрация учреждения, педагоги несут ответственность за правильность, своевременность и актуальность цели. Неправильно поставленная цель – причина многих неудач и ошибок в педагогической работе. Эффективность деятельности оценивается, прежде всего, с точки зрения поставленной цели, поэтому, очень важно её определить.

В воспитательном процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. В этом случае необходимо вести речь о целеполагании, целеполагающей деятельности. Цель становится движущей силой воспитательного процесса, если она значима для всех участников этого процесса. Это достигается в результате педагогически организованного целеполагания.

В педагогической науке целеполагание характеризуется как трёхкомпонентное образование, которое включает в себя:

а) обоснование и выдвижение целей;

б) определение путей их достижения;

в) проектирование ожидаемого результата.

Целеполагание – непрерывный процесс. Нетождественность цели и реально достигнутого результата становится основой переосмысления, возвращения к тому, что было, поиска нереализованных возможностей с позиции итога и перспектив развития педагогического процесса. Это ведёт к постоянному и бесконечному целеполаганию.

От того, как осуществляется целеполагание, зависит характер совместной деятельности педагогов и учащихся, тип их взаимодействия, формируется позиция детей и взрослых, которая проявляется в дальнейшей работе.

Целеполагание может быть успешным, если оно осуществляется с учётом следующих требований:

  1. Диагностичность, то есть выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников педагогического процесса, а также условий воспитательной работы.

  2. Реальность, то есть выдвижение и обоснование целей с учётом возможностей конкретной ситуации. Необходимо соотнести желаемую цель, проектируемые результаты с реальными условиями.

  3. Преемственность, которая означает:

а) осуществление связей между всеми целями и задачами в воспитательном процессе;

б) выдвижение и обоснование целей на каждом этапе педагогической деятельности.

4. Идентификация целей, которая достигается через включённость в процесс целеполагания всех участников деятельности.

5. Направленность на результат.

Образовательное учреждение – это многоуровневая система, которая одновременно реализует комплекс целей и задач, важных для её существования. Между всеми целями существует тесная взаимосвязь, что позволяет рассматривать систему целей в школе и первичных коллективах.

Реализация функции целеполагания начинается с определения наиболее общей цели учреждения, выступающей основой для всей его деятельности. Для определения этой цели используют понятие «миссия организации», выражающее смысл её существования. В ней определяется статус, принципы работы и важнейшие характеристики организации.

Миссия (предназначение) образует фундамент для установления целей образовательного учреждения в целом, её подразделений и подсистем, каждая из которых ставит и реализует свои цели, логически вытекающие из общей цели школы.

Одним из параметров системы целей является их иерархичность, т. е. общие цели должны быть конкретизированы в целевых ориентирах основных структурных подразделений вплоть до уровня отдельного члена учреждения, деятельность которого также должна иметь чёткую цель. Целевые ориентиры должны быть так же разнообразны, как и сама работа. Педагогу важно дать характеристику любой поставленной цели, чтобы обоснованно организовывать тот или иной воспитательный процесс.

Цель может быть задана подчиненным или детям извне, может быть выработана всеми участниками планирования, или она формируется в единстве внешнего задания и внутренней инициативы. По-разному также может идти определение способов достижения целей. Выделяются следующие типы целеполагания: «свободное», «жёсткое», «интегрированное», сочетающее элементы первых двух.

Кратко охарактеризуем эти типы. Свободное целеполагание даёт многообразие целей по содержанию для личности и для учреждения. Эти цели отражают индивидуальные потребности и возможности каждого. При жёстком целеполагании цели однотипны, но для них они могут оказаться заниженными, для других – недоступными, хотя внешне могут объединять участников совместной деятельности. При интегрированном целеполагании цели группы могут быть заданы извне руководителем, педагогом. Но способы их достижения, распределение действий осуществляются в процессе совместного поиска с учётом интересов и потребностей участников планирования.

Для конкретных коллективов и условий их деятельности реальны все три типа целеполагания.

Разнообразие целей, множество их типов обуславливают многоаспектность, многоуровневость процесса целеполагания. Организуя целеполагание в конкретной ситуации, руководитель или педагог должен учитывать уже достигнутые и перспективные, общие и частые, групповые и индивидуальные цели, устанавливать взаимосвязь между ними, осуществлять композицию и декомпозицию целей и задач на разных уровнях.

Под композицией имеется в виду процесс логического построения и составления, расположения и соотношения подцелей в общую цель. Декомпозиция – это расчленение, разъединение цели на составные части подцели. Согласованность целей – это показатель успешного целеполагания участников педагогического процесса.

Два процесса – композиция и декомпозиция целей –тесно взаимосвязаны и могут осуществляться одновременно на встречу друг другу.

Одна из реальных практических проблем, встающих перед руководителем и педагогами, — определение не только целей, но и задач воспитательной работы. Цель и задачи соотносятся как целое и части . Задачи возникают и ставятся в ходе достижения целей. Воспитательная задача включает в себя три компонента: цель, условие, действие.

Например:

  • развитие познавательных интересов учащихся через создание системы дополнительных занятий по выбору;

  • развитие познавательных интересов учащихся во внеучебное время в процессе проведения коллективных познавательных дел;

  • развитие познавательных интересов через организацию деятельности клубных объединений и др.

Общие цели, задачи, выработанные в процесс взаимодействия участников воспитательного процесса, становятся основой для объединения усилий в дальнейшей совместной работе.

Следовательно, целеполагание – это многоуровневый мыслительный процесс, включающий в себя сложнейшие операции (анализ, синтез, прогнозирование) и происходящий на каждом этапе планирования, в каждом звене воспитательного процесса.

Педагогическое целеполагание может быть условно представлено в общем виде следующими этапами:

а) диагностика воспитательного процесса, анализ результатов предыдущей совместной деятельности участников работы;

б) моделирование организаторами, педагогами воспитательных целей и задач, возможных результатов;

в) организация коллективного целеполагания, совместной целеполагающей деятельности педагогов, учащихся, родителей;

г) уточнение педагогами воспитательных целей и задач, внесение корректив в первоначальные замыслы, составление программы педагогических действий по их реализации с учётом предложений детей, родителей и прогнозируемых результатов.

Этап диагностики позволяет выявить наиболее значимые педагогические средства, соотнести оценки эффективности работы. На втором этапе целеполагание направлено на выработку целей и задач, определение главных путей их достижения. На третьем этапе сущность целеполагания заключается в том, чтобы воспитательные задачи конкретно и осознанно оформить в общие цели совместной деятельности. На четвёртом этапе педагогу целесообразно проанализировать, в какой мере удалось намеченное.

Выделение этапов целеполагания условно, так как они взаимосвязаны, в реальной практике пронизывают друг друга.

В заключение следует отметить, что целеполагание связано с анализом воспитательной работы, является исходным и основным этапом планирования, системообразующим элементом воспитательного воспитательного процесса. Многообразие, многоуровневость целей определяет и многоаспектность процесса планирования, а также разнообразие и взаимосвязь планов воспитательной работы.

Развитие навыка целеполагания и планирования

16 января 2019   

Правильность
постановки цели и планиро­вания действий по ее достижению связано с четкой
интеграцией в че­ловеке двух составляющих: тела и разума. Для достиже­ния
успеха человеку часто бывает необходимо осознать то, что с ним происходит как в
психологическом, так и физиологическом плане. То есть предполагается фокуси­ровка
на состоянии «здесь – и – сейчас». Очень важно понять, что настоящее – это все
то, что есть сейчас. Про­шлое есть прошлое, и его уже никак не изменить, а буду­щее
только еще должно наступить, в отношении его мы можем лишь строить свои
предположения. Причем они могут быть весьма плодотворны и эффективны. От их
правильности и соответствия желаемой действитель­ности зависит успешность
деятельности и решения про­блем. В этом и есть главный смысл развития навыков
целеполагания и планирования. Одна из общих целей всех нижеприведенных
упражнений – сделать неосоз­наваемое осознанным. Эти упражнения могут быть ис­пользованы
в качестве средства, позволяющего добить­ся лучшего осознавания как того, что
относится к внеш­ней среде, так и того, что имеет непосредственное отношение к
личным чувствам. Причем они направле­ны на поддержание чувств, как главного
источника энер­гии для решения поставленных задач и одновременный индикатор
правильности поставленных целей, а не на сопротивление им.

И
все же если вас постигла неудача:


Не отказывайтесь сразу от достижения цели; не ду­майте, что вы не способны
сделать это. Неуспех – как знак «проезд по этой дороге закрыт». Но существует
ведь множество других путей. Вы в тупике? Допустим. Можно, конечно, в нем
поселиться, обустроить его, украсить на все случаи жизни изречениями о
собственной неудач­ливости и отсутствии способностей, используя их для за­щиты
от требований действительности. Так в уюте и по­кое можно просуществовать очень
долго. Но, может, про­ще вернуться назад (немного) и попробовать другой путь?
Если, конечно, избранная цель еще манит вас.


Проанализируйте, с чем связана неудача, в чем при­чина, где ошибка. Вот слово и
названо. Ошибка – слово почти магическое. Сколько людей в страхе перед ней за­мирают,
предпочитая вообще ничего не делать, лишь бы случайно не совершить ее. Сколько
прекрасных замыслов остаются нереализованными, потому что на пути можно было повстречаться
с ней. Сколько сил и труда затрачива­ется, чтобы скрыть ее. «Боязнь сделать
ошибку», «ориен­тация на ошибку» – так называется в науке этот симп­том,
являющийся краеугольным камнем «комплекса не­удачника».

Но
ведь можно относиться к ошибкам и по-другому. Сказать себе: «Проверим,
действительно ли эта стена из камня. А если это так, можно ли ее обойти?» Или
по извес­тному детскому стишку: «Разве это великан? Ха-ха-ха!» Чем больше вы
стараетесь избегать ошибки, тем больше она раздувается. Совсем как упомянутый
выше герой из сказки К. Чуковского. Но, как вы помните, достаточно было
непредвзято взглянуть на «великана», чтобы выяс­нилось, что победить его ничего
не стоит.

Важно
понять – ошибки неизбежны на любом пути. Проблема не в том, чтобы не совершить
их, а в том, чтобы относиться к ним правильно, т. е. анализировать их и ис­пользовать
для продвижения к цели, а не как повод в оче­редной раз все бросить и увлеченно
муссировать свои не­удачи.

Действуйте!
Ошибайтесь, проваливайтесь, но дей­ствуйте! Активное действие – главное, что
отличает целеустремленного человека!

Упражнение

Для
того чтобы убедиться в силе воздействия постав­ленной цели, предлагаем
следующее упражнение: встань­те и вытяните руки вперед, параллельно полу, затем
повернитесь всем корпусом назад и зафиксируйте взглядом то место, до которого
удалось повернуться. Вернитесь в исходное положение и закройте глаза.
Представьте себе, что в следующий раз вы сможете повернуть свой корпус
значительно дальше. Откройте глаза и вновь повернитесь всем корпусом назад. А
теперь сравните, насколько даль­ше вам удалось повернуться, когда вы поставили
перед собой конкретную и реально достижимую цель. Сознатель­ный выбор и
правильная постановка цели значительно об­легчают ее достижение.

Обучение
этапам и правилам целеполагания.

1
ЭТАП

Составьте
список того, о чем вы мечтаете, думая о будущем, какими качествами хотите обладать,
кем хотите стать, чем заниматься, где жить и т.д. Соблюдайте следующие правила постановки
целей.

Правила
целеполагания:

Формируйте
свои мечты в позитивных терминах – не пишите, чего бы вы хотели, только то, к
чему вы стре­митесь.

Будьте
предельно конкретны, постарайтесь ясно пред­ставить себе, как это выглядит, как
пахнет, как звучит, каково на ощупь, чем чувственно богаче ваше описа­ние, тем
лучше задействуется мозг для достижения цели.

Постарайтесь
составить ясное представление о резуль­тате: что именно будет, когда вы
достигнете своей цели, что вы будете тогда чувствовать, как это будет выгля­деть,
как вообще узнать, что вы достигли цели.

Важно
формулировать такие цели, достижение кото­рых в принципе зависит от вас, не
надо рассчитывать на то, что кто-то что-то должен сделать, и тогда все будет
хорошо, то, к чему вы стремитесь, должно при­надлежать вам, исходить от вас,
быть вашим.

Подумайте
о результатах: не нанесут ли ваши сегод­няшние цели ущерба другим людям? Ваши
результаты должны приносить пользу и вам, и другим.

Эти
правила нужно запомнить и учитывать всегда, оп­ределяя для себя какие-либо
цели.

А
сейчас устройтесь поудобнее, не ставьте себе ника­ких ограничений.
Сосредоточьтесь, в течение 10-15 ми­нут заставьте свою ручку беспрерывно работать.
Где толь­ко можно, сокращайте слова и переходите к следующему желанию,
чувствуйте себя хозяином своей судьбы, дайте волю воображению. Итак: ваше
будущее и связанные с ним цели, желания, планы. Приготовьтесь, начали!

2
ЭТАП

Посмотрите
составленный список, определите, како­ва временная перспектива ваших целей.
Запишите, хоти­те ли вы иметь все то, что вы написали, сразу же после окончания
вуза, или эти цели относятся к отдаленному будущему. Соответственно, в первом
случае надо поду­мать о дальнейшей перспективе, а во втором — о ближай­ших
целях, планах, шагах. Важно иметь ясное представ­ление о первом шаге и о
последнем.

3
ЭТАП

Теперь
из всего того, что вы написали, выберите четы­ре самые важные на ближайшие два
года цели. Это то, что в случае реализации, достижения цели доставит вам са­мое
большое удовольствие, то, что вас больше всего вол­нует. Выпишите четыре цели.

Теперь
запишите, почему вы точно уверены, что это для вас так важно. Дело в том, что
добиться чего угодно можно тогда, когда у вас есть для этого серьезные основа­ния,
уверенность в необходимости достижения результа­та. Эти веские основания будут
говорить о том, что вами движет не просто интерес, а необходимость. Значит, вы
найдете и способ достижения цели.

4 ЭТАП

Вновь
просмотрите ваши записи и определите, соот­ветствуют ли они тем правилам, с
которыми мы знакоми­лись и которые вы записали. Если появится необходимость
что-то исправить, надо эти исправления ввести. Приведите цели в точное
соответствие с правилами.

Вы
можете также воспользоваться алгоритмом 
«Шаги к цели».

Первый
шаг: анализ цели. Спросите себя: что значит до­стичь этой цели? В чем конкретно
это может проявиться?

Второй
шаг: оцените и запишите, на каком этапе осу­ществления цели вы сейчас
находитесь, что вы уже знае­те, умеете, можете.

Третий
шаг: оцените свои возможности.

Четвертый
шаг: решите, что вам нужно сделать, что вы предпримете, чтобы достичь цели.

Пятый
шаг: точная конкретизация каждого из дей­ствий по времени.

Шестой
шаг: осуществление того, что вы наметили.

Седьмой
шаг: проверка и контроль результатов.

Лучше
всего завести таблицу и записывать в ней по гори­зонтали, что вы делаете, а по
вертикали – временные отрез­ки, по которым вы себя проверяете. Очень хорошо,
если вы делаете это каждый день, отмечая, выполнили вы данные себе обещания или
нет. Можете ставить плюсы и минусы, рисовать веселые и грустные рожицы или,
например, рожи­цы с гордо вздернутым или уныло опущенным носом.

Упражнение
1 «Мои ресурсы»

Составьте
список необходимых для достижения цели ресурсов, которыми вы обладаете.
Опишите, что у вас уже есть. Это могут быть какие-то черты характера, знания, умения,
люди, которые вам помогут, финансовые ресур­сы, время, которым вы располагаете,
и т. п., ведь перед каждой плодотворной работой надо точно знать, какие в
наличии материалы и инструменты.

Выработать
навыки целеполагания вам помогут следующие упражнения

Упражнение  «В основе успеха»

Попробуйте
припомнить те случаи из жизни, когда вы чувствовали, что достигли успеха. Это
может быть любое событие.

Какие
из перечисленных ресурсов вы использовали максимально эффективно?

Припомните
3-5 таких случаев. Запишите их. Зафикси­руйте на бумаге, что вы тогда делали,
какие свои качества, возможности, ресурсы вы тогда использовали. Что еще влияло
на ваши ощущения успеха?

Упражнение  «Препятствия»

В
нескольких тезисах сформулируйте, что препятству­ет тому, чтобы иметь все то, о
чем вы мечтаете и к чему стремитесь, прямо сейчас. Что конкретно вам мешает?
Что ограничивает? Чего вам не хватает для того, чтобы сделать первые шаги,
которые могут быть следующими (записать)?

Упражнение
«Изменить себя»

Опишите,
каким человеком вы должны были бы быть, чтобы достигнуть своих целей. Может
быть, следовало бы быть собранным, дисциплинированным, ответственным, или более
раскованным, общительным. Может быть, вы хотели бы научиться лучше
распоряжаться своим вре­менем или повысить свою самооценку. Подумайте и за­полните
такими записями о своей личности как минимум одну страничку.  

Целеполагание и планирование — основа успешной деятельности

Жизнь устроена намного проще, чем нам порой кажется. Она только на первый взгляд похожа на хаос, который, к счастью, многим хочется упорядочить и изменить к лучшему. Мы начинаем мечтать: вот было бы хорошо, если бы… Если мечты вдруг сбываются, мы считаем это чем-то сродни волшебству. Но реализовать можно любую мечту, если сделать ее целью. Если мечта — это волшебный образ в нашем воображении, то цель — это результат размышлений и логических умозаключений, а целеполагание — это осознанное, последовательное, спланированное движение к цели, к успеху, к исполнению мечты.
Каждый может вспомнить случай из жизни, когда было некое желание, для его воплощения затрачивались силы, нервы и деньги, а достигнуть желаемого не удалось. А проблема заключалась в том, что желание не было четко сформулировано, то есть оно не было выражено в виде цели. Цель — это компас, по которому мы определяем, в правильном ли направлении мы идем. Поэтому первый шаг на пути к успеху заключается в определении целей. Для этого нужно взять лист бумаги и наедине с собой попытаться разобраться с первоочередными целями.

Для начала необходимо определить основные сферы, без которых вы не сможете ощущать свою жизнь гармоничной и успешной. Это, как правило, здоровье, семья, работа, деньги, саморазвитие и пр. Определите не более восьми сфер и запишите их вверху листа. Затем начертите круг и разделите его на секторы, число которых соответствует количеству важных для вас сфер. По линии каждого сектора нанесите десять делений и оцените каждую свою сферу по десятибалльной системе, а затем соедините точки оценок единой линией: это «кардиограмма» вашей жизни.

Скорее всего, она вас разочарует, но зато вы можете определить, улучшение какой сферы вашей жизни приведет к улучшению жизни в целом. Причем, для улучшения сферы с самой низкой оценкой, возможно, следует улучшить сферу, которая видится вам не такой уж плохой. Например, для улучшения климата в семье может быть стоит обратить особое внимание на сферу финансов. То есть с помощью «кардиограммы» определите ключевую сферу и сформулируйте конкретную цель, которая приведет к улучшению всей жизни. Цель должна быть позитивной, ее следует формулировать по правилам:
— избегать частицы «не»: вместо «не зарабатывать меньше, чем…» пишите « зарабатывать больше, чем…»;
— она должна быть реалистичной и измеримой;
— она должна быть ограничена сроками.

Сформулировав цель, обязательно ее запишите. Пока цель только в голове, она продолжает быть мечтой. Целью она становится лишь в виде записи на бумаге. Причем, эту волшебную запись стоит всегда носить с собой. Можно также продублировать ее на мониторе компьютера, если вы часто за ним работаете.

Но стройная система целеполагания заключается не только в формулировании цели, а и в составлении плана ее достижения. Например, вы поставили перед собой цель развить собственный бизнес с ежемесячным доходом в тысячу долларов. Для этого необходим поэтапный бизнес-план необходимых шагов, которые приведут к цели. Или, если вы решили заняться рисованием, то вам придется обзвонить студии, найти наиболее подходящую по цене и расписанию работы, затем купить краски, бумагу, холсты, приготовить одежду и только тогда можно приступать к занятиям. Система целеполагания тоже невозможна без составления четкого календарного плана, включающего несколько детальных планов.

Составив план, сделайте первый шаг. Пока план существует на бумаге и вы не совершаете действий, вы находитесь «на старте» и пока никуда не идете. Не бойтесь неудачных шагов или «фальстартов»: это лучше, чем затяжной старт и бездействие. К тому же не очень совершенный, но реализованный план — это уже достижение и ценный опыт по сравнению с нереализованным идеальным планом.

Никогда не забывайте о своей цели, она всегда должна быть в центре вашего внимания. Жизнь может постоянно преподносить поводы и соблазны, которые могут отвлечь от главного — от цели. Именно поэтому волшебная записка с целью должна всегда быть при вас, напоминать о себе, создавать настрой, вселять уверенность и не позволять сворачивать с намеченного пути.

Итак, цель достигнута. Не позвольте этому событию остаться незамеченным, его необходимо обязательно отметить. И неважно, шли ли вы к цели несколько дней или несколько лет, вы прошли этот путь и почувствовали себя победителем. Задержитесь немного в этом мгновении и осознайте: возможно все, если есть цель и план. И ставьте перед собой очередные цели.

Запомните шаги, из которых состоит система целеполагания:
1. Формулирование цели.
2. Запись цели.
3. Составление плана достижения цели.
4. Действие — первый шаг к цели.
5. Удержание цели в центре внимания.
6. Фиксация цели — отметьте достижение цели.

И в заключение остается пожелать, чтобы все ваши мечты обязательно сбывались, а цели достигались легко и непринужденно.

Целеполагание и планирование в организации (стр. 3 из 4)

Каждый уровень стратегии призван ответить на определенные вопросы. Рассмотрим подробнее все три уровня.

Если организация занимается несколькими видами бизнеса, то ей необходима стратегия корпоративного уровня – стратегия организации в целом. Она призвана ответить на вопрос: каким видом или видами бизнеса следует заниматься компании? На этом уровне стратегии распределяются роли, которые будут играть в организации каждая ее бизнес-единица (или организационная единица).

Стратегии бизнес-уровня отвечают на вопрос: каким образом следует конкурировать в каждом конкретном направлении бизнеса? Для малых организаций, занимающихся однородным бизнесом, выпускающих один вид продукции и не выходящих на разные рынки, стратегия бизнес-уровня обычно совпадает с корпоративной.

Функциональная стратегия для каждой функциональной службы внутри бизнеса призвана поддерживать стратегию бизнес уровня. В организациях, имеющих традиционные функциональные отделы – производственный отдел, отдел маркетинга, кадровый, научно-исследовательский, конструкторский и финансовый, – их стратегии должны быть направлены на поддержку стратегии бизнес-уровня.

Также необходимо учитывать, что уровни стратегии взаимосвязаны между собой.

История стратегического планирования – раньше оно называлось именно так – берет свое начало с 60-х гг., когда организации начинают осознавать роль и воздействие внешней среды. Если раньше достаточно было долгосрочного планирования, то теперь необходимо учитывать воздействие ситуации. между долгосрочным и стратегическим планированием есть существенная разница в этом отношении, несмотря на то, что и тот и другой вид планирования охватывают приблизительно одинаковый период времени. Различие, условно говоря, в направлении «вектора планирования». Если долгосрочное планирование осуществляется, так сказать, «от базы», то есть мы экстраполируем ситуацию от текущего состояния дел и вектор направлен от настоящего в будущее, то в стратегическом планировании, наоборот, от будущего в настоящее. Имеется в виду, что вначале определяется некая ситуация в будущем и то, какой должна быть организация, возможно даже абсолютно независимо от текущего состояния дел, а потом «прокладывается путь» в настоящее.

Это было новым для теории и практики управления того времени. Организации сами творили свою судьбу. Вначале это выражалось в т.н. портфельной стратегии, когда основные стратегические усилия были направлены на устранение тех видов продукции, подразделений и предприятий, которые работают неудовлетворительно и приобретение/организация эффективно работающих. Во многих случаях прибегали к слияниям и реструктуризации.

Принципиально новая идея стратегии была выдвинута американским ученым М. Портером в 80-х гг. ХХ в. Она основывалась на соединении микроэкономики и управления: конкурентных преимуществах фирмы. М. Портер установил, что существует т.н. пять сил конкуренции, которые определяют возможность и силу конкурентной борьбы, а также обосновал два базовых принципиально различных типа стратегий: стратегии дифференциации (удерживают конкурентное преимущество за счет того, что организация делает что-либо так, как не может никто другой), которым отдавал предпочтение и стратегии экономии на издержках (удерживают конкурентное преимущество, делая то же, что и другие, но дешевле).

Следующим этапом в развитии идей стратегии является концепция ключевых компетенций, разработанная С.К. Прахаладом и Г. Хэмелом. Суть ее заключалась в том, что организация обладает набором так называемых ключевых компетенций, то есть тем, что она умеет делать больше всего и что, собственно, лежит в основе всех ее конкурентоспособных видов продукции.

Развитие не стоит на месте и появляется много новых подходов. Более того, понятию «стратегическое планирование» пришло на смену понятие «стратегическое управление». А это предполагает наличие и других функций процесса управления помимо функции планирования. В этом смысле говорят о модели стратегического управления.

Однако ряд влиятельных ученых в области стратегического управления считают, что современные условия требуют нового понимания стратегии. В частности, многие пытаются представить стратегию, как нечто сложное и целое, не поддающееся методикам формального планирования, то есть не являющееся результатом применения этих методик. По их мнению, нельзя создать хорошую стратегию основываясь на этом также как нельзя совершить научное открытие, следую некой формальной методике научных открытий. Мы можем описать, как мы пришли к этому открытию после того как оно произошло, но не можем применить эти наблюдения для того чтобы совершать новые открытия. Так, крупный современный ученый в этой области Г. Минцберг считает, что нужно разделять такие понятия, как «strategic planning» (стратегическое планирование) от «strategic thinking» (стратегическое мышление). Он считает, что без второго не получится стратегии, что второе предшествует первому, планирование – это формальный акт, связанный с внедрением имеющейся стратегии. Аналогично, другой известный ученый Г. Хэмел считает, что нужно отличать «strategic planning» (стратегическое планирование) от «strategizing» («стратегирование»). Последнее, по его мнению, представляется как революция, которую должны совершать революционно настроенные предприниматели в организации.

Принципиально иным подходом является подход к стратегии как к системе простых правил. По мнению К. Айзенхардт, стратегию нужно представлять как можно проще, на основе нескольких ключевых основных процессов и общих правил, которые позволяют «схватывать на лету» и реализовывать возникающие тут и там возможности в турбулентной и непредсказуемой внешней среде.

Модель процесса стратегического управления раскрывает взаимосвязь этапов процесса стратегического управления:

1. Планирование стратегии. Результатом и главной задачей этого этапа является выработка стратегии. Сам этот этап включает такие стадии, как:

• определение/уточнение миссии организации;

• формулирование стратегического намерения;

• постановка стратегических целей;

• обоснование и выбор стратегии.

2. Разработка программ, планов и методов реализации стратегии. На этом этапе определяются масштабы необходимых изменений: какие изменения и где (структура, культура, системы оплаты труда и т.п.) нужно произвести и как нужно осуществить. Здесь можно выделить такие стадии как:

• стратегические планы организации в целом;

• стратегические планы структурных подразделений организации.

3. Этап контроля и оценки. Этот этап необходим на стадии реализации стратегии для корректировки достижения стратегических целей, и может включать следующие стадии:

• измерение достигнутых результатов;

• оценка;

• регулирование и корректировка.

Остановимся подробнее на этих этапах. Основное внимание в рамках этой модели мы уделим процессу стратегического планирования.

Этап 1. Планирование стратегии.

Процесс стратегического планирования начинается с миссии организации.Все дальнейшие стадии планирования тесно зависят от миссии.

В ряде случаев, разработка стратегии ведется не впервые и у организации есть определенный стратегический профиль, как результат преследования определенной стратегии.

На основе сопоставления миссии организации и текущего стратегического профиля составляется общее представление о том, куда идти дальше: формулируется стратегическое намерение (видение) организации.

Срок видения организации составляет, как правило, 10-20 лет. После того как обоснован конкретный срок видения, он разделяется на ряд стратегический периодов, которые также требуют дополнительного обоснования. Для этого можно использовать предварительный анализ внешней и внутренней среды.

Определив срок стратегического периода, необходимо поставить стратегические цели на этот период, соблюдая при этом основные требования к постановке стратегических целей (помимо общих требований к постановке целей, рассмотренных ранее):

1. Цели устанавливаются в ключевых для организации областях. Это может быть конкуренция и рынки, прибыль, сбыт продукции целевые рынки, маркетинг, производство, персонал, финансы, контроль, исследования и разработки и т.п.

2. Целей не должно быть слишком много. Люди воспринимают, как правило, не больше 4–7 стратегических целей.

3. Необходимо четко расставить приоритеты, взаимно увязать цели.

Следующая стадия – это более глубокий анализ внешней и внутренней среды.

Внешняя среда организации представлена факторами внешней среды прямого и косвенного воздействия. Анализ внешней среды может вестись на основе детального и последовательного рассмотрения этих факторов. Общий анализ факторов внешней среды прямого воздействия может быть дополнен оценкой «пяти сил конкуренции», отражающих все возможные источники угроз и возможностей для организации. Появление новых конкурентов и товаров-заменителей может означать снижение прибыли, сокращение рынка, усиление конкуренции, способность/возможность поставщиков и покупателей торговаться может прямо сказаться на ценах входа/выхода и т.д. Даже простой анализ этих пяти сил может значительно помочь в оценке внешней среды прямого воздействия.

Анализ возможностей и угроз по факторам внешней среды прямого воздействия дополняется более широким охватом внешней среды косвенного воздействия. Анализ производиться по ряду направлений, характеризующих воздействие демографических, экономических, технологических, политических, правовых, социально-культурных сил общества. При этом используются показатели, характеризующие динамику и тенденции их изменения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *