Прогноз основа разработки стратегического планирования: 18. Прогнозирование как основа стратегического планирования. – Тема 1.2. Методология прогнозирования и стратегического планирования

Содержание

18. Прогнозирование как основа стратегического планирования.

Прогноз –
предсказание будущего с помощью научных
методов или сам результат предсказания.

Прогнозирование,
разработка прогноза; в узком значении—
специальное научное исследование
конкретных перспектив развития
какого-либо процесса.

Прогнозирование
— опережающее отражение будущего; вид
познавательной деятельности, направленный
на определение тенденций динамики
конкретного объекта или события на
основе анализа его состояния в прошлом
и настоящем.

Методы прогнозирования
— методы, обеспечивающие научно
обоснованные прогнозы будущего:

— экспертные оценки;

— экстраполирование;

— моделирование;

— применение
аналогий.

Экспертное
оценивание — процедура получения оценки
проблемы на основе группового мнения
специалистов (экспертов). Совместное
мнение обладает большей точностью, чем
индивидуальное мнение каждого из
специалистов


19. Стратегическое планирование, его содержание, организация и основные этапы.

Стратегическое
планирование — управленческий процесс
создания и поддержания стратегического
соответствия между целями предприятия,
его потенциальными возможностями и
ситуацией на рынке, а также прогнозирование
финансовой деятельности предприятия
на длительный период.

Стратегическое
планирование — это построение системы
управления, обеспечивающей долгосрочное
конкурентное преимущество организации
в области менеджмента.

В основе
стратегического планирования лежит:

1. Решение текущих
стратегических проблем организации.

2. Построение цикла
стратегического планирования.

3. Формирование
стратегического мышления топ-менеджмента.

4. Обучение и
внедрение современных методов
стратегического анализа и планирования.

Объект стратегического
планирования — деятельность хозяйствующих
субъектов, структурных элементов
национальной экономики, вся национальная
экономика страны с позиций их будущего 
состояния в ближней и долгосрочной
перспективах.

В теории
стратегического планирования выделяют
три чрезвычайно важных аспекта. Первый
из них — социально-экономический. Он
состоит в изучении конкретных
закономерностей, определяющих развитие
социально-экономических процессов.
Познание закономерностей и присущих
им количественных зависимостей является
основой, базой для научного обоснования
стратегических прогнозов, проектов
программ и планов уровней и временных
горизонтов.

Второй — методология
стратегического тонирования. Она
представляет собой инструмент познания
социально-экономических процессов и
использования полученных в процессе
их государственного регулирования, а
также планирования деятельности
хозяйствующих субъектов. Для того, чтобы
все это стало возможным и осуществлялось
эффективно, необходимо иметь четкое
представление о сущности и закономерностях
развития    самого объекта
стратегического планирования —
национальной экономики в целом, ее
отдельных подсистем и коммерческих
организаций, — так и непосредственно
всех процедур плановой работы,
совершенствовать логику, методологические
подходы, систему методов решения проблем
стратегического планирования, уметь
практически использовать всю систему
знаний этой науки.


Третий аспект
науки стратегического планирования —
организационный. Он охватывает комплекс
вопросов, связанных с постановкой ряда
задач, решаемых системой органов,
принимающих участие в процессе
стратегического планирования, с
определением функций, выполняемых ими,
организацией их работы, а также приданием
определенной организационной формы
конечным результатам стратегического
планирования.

Тема 1.2. Методология прогнозирования и стратегического планирования

1. Долгосрочное прогнозирование как база стратегического планирования в регулировании экономики


Практика динамично развивающихся стран
мира свидетельствует, что прогнозирование,
планирование и программирование являются
важными этапами в осуществлении
государством функций, связанных с
управлением и регулированием
социально-экономических процессов.

 Практически все высокоразвитые
страны стали регулярно осуществлять
прогнозные разработки в сфере науки,
технологий, экономического и социального
развития. Стало нормой расширять горизонт
стратегических прогнозов до периода в
25, 50 и более лет.

В ФЗ «О государственном прогнозировании
и программах социально-экономического
развития Российской Федерации»
представлено следующее определение:Прогноз социально-экономического
развития РФ
– система научно
обоснованных представлений о направлениях
социально-экономического развития
Российской Федерации на перспективу,
основанных на законах рыночного
хозяйствования и анализе сложившихся
тенденций, факторов и условий
функционирования экономики и общества.


Соответственно процесс разработки
прогноза называется прогнозированием.Прогнозирование – метод вероятного
планирования.

Прогнозирование в социально-экономической
области сочетает в той или иной степени
3 группы функций: 1) теоретико-познавательная— описание состояния объекта; 2)предсказательная— предвидение
возможных вариантов развития; 3)управленческая— раскрытие возможных
решений и действий по реализации
благоприятных вариантов развития.

Многофункциональность прогнозов
определяется тем, что:

1.Их результаты используются при
принятии органами законодательной и
исполнительной власти конкретных
решений в области социально-экономической
политики государства.

2.На основе прогнозов на долгосрочную
перспективу (10 и
более лет)разрабатываются:

а)концепция социально-экономического
развития Российской Федерации на
долгосрочную перспективу;

б)прогноз социально-экономического
развития Российской Федерации на
среднесрочную перспективу;

в)среднесрочная программа
социально-экономического развития
Российской Федерации.

3.Социально-экономический прогноз
на предстоящий год вместе с другими
документами представляется в
Государственную Думу как обоснование
проекта федерального бюджета.

При оценке роли прогноза в процессе
планировании
необходимо
акцентировать внимание на том, что
прогноз:

во-первых, формирует поле объективно
достижимых целевых показателей развития
экономической системы, за пределы
которых не должны выходить показатели
плана;

во-вторых, прогноз ценен тем, что
определяет возможные сценарии будущего
развития, сравнительный анализ которых
позволяет выбрать оптимальный вариант
для планирования, в котором наилучшим
образом сочетаются следующие критерии:
соответствие целям, ресурсная
обеспеченность, эффективность и
минимизация рисков.



Из такого понимания связи плана и
прогноза вытекает ряд требований к
прогнозу.

1. Прогноз должен быть многовариантным.

2. В основе определения вариантов
прогноза должны лежать:

♦ гипотезы об альтернативных моделях
поведения субъектов экономических
отношений;

♦ гипотезы о возможных изменениях
внешнеполитических и внешнеэкономических
условий;

♦ оценки возможных социально-экономических
последствий реализации каждого варианта
прогноза;

♦ оценки вероятности рисков и масштабов
последствий наступления рисковых
ситуаций для каждого варианта прогноза.

3. Оценка уровня достоверности прогноза
(достоверный, относительно достоверный,
возможный).

4. Взаимосогласование прогноза и
будущего плана по временному и
пространственному горизонту, по объекту
планирования и прогнозирования.

5. В основе прогноза должна лежать
научно обоснованная информация трех
видов:

♦ о стартовых условиях будущего развития
экономической системы;

♦ о возможных вариантах интенсивности
экономических процессов в будущем;

♦ о возможных сочетаниях действия
внешних и внутренних факторов в будущем.

6. Прогнозирование целесообразно
организовать как непрерывный процесс,
в ходе которого прогнозные параметры
корректируются с учетом результатов
развития за истекший период.

Различия между планом и прогнозом
определяются тем, что план имеет
нормативный характер, а прогноз является
вероятностной моделью будущего.

Для реализации стратегического подхода
в прогнозировании, программировании и
планировании социально-экономического
развития страны необходимо во главу
угла ставить разработку или сверхдолгосрочных
(20-30 лет), или долгосрочных (свыше 10 лет)
прогнозов. Долгосрочный прогноз служит
основой для выработки стратегических
приоритетов, обеспечивающих приближение
траектории будущей динамики к оптимальной,
в наибольшей мере отвечающей перспективным
национальным интересам, потребностям
национального и будущего поколений.


Долгосрочное прогнозирование и
стратегическое планирование неразрывно
связаны, представляют единую систему
в стратегическом управлении развитием
экономики. Прогноз предшествует плану,
помогает правильно оценить тенденции
развития в будущем, обоснованно выбрать
стратегические приоритеты. Прогнозирование
инноваций позволяет заблаговременно
оценить их возможные направления
(прорывные точки), характер, возможные
последствия, обосновать стратегические
приоритеты, однако без стратегических
планов и целевых программ возможные
инновации и выбранные приоритеты
останутся благопожеланиями, натолкнувшись
на инерционность системы. Поэтому
соединение долгосрочного прогнозирования
и стратегического планирования является
непременным условием перехода к
инновационному пути развития экономики.

Стратегический план социально-экономического
развития:
горизонт планирования 15-20
лет; задача – привести выбранные
приоритеты и национальные проекты в
единую систему, ранжировать их,
сбалансировать долговременные цели с
остальным полем социально-экономического
развития, с ресурсами страны. Разрабатывается
гос. органами исполнительной власти,
рассматривается Федеральным Собранием,
утверждается Президентом.

Глава 6. Документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках прогнозирования на федеральном уровне

Статья 22. Прогноз научно-технологического
развития Российской Федерации

1. Прогноз научно-технологического
развития Российской Федерации
разрабатывается на основе решений
Президента Российской Федерации каждые
шесть лет на двенадцать и более лет
федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в
сфере научной, научно-технической и
инновационной деятельности, с учетом
приоритетных направлений развития
науки, технологий и техники в Российской
Федерации, перечня критических технологий
Российской Федерации и на основе данных,
представляемых федеральными органами
исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и Российской
академией наук.


2. Прогноз научно-технологического
развития Российской Федерации содержит:

1) оценку достигнутого уровня и возможностей
научно-технологического развития
Российской Федерации в сопоставлении
с мировыми тенденциями;

2) анализ и прогноз внешних условий и
тенденций научно-технологического
развития Российской Федерации;

3) анализ макроэкономических, структурных
и институциональных факторов
научно-технологического развития
Российской Федерации на долгосрочный
период;

4) прогноз технологического развития
секторов (отраслей) экономики, в том
числе по субъектам Российской Федерации;

5) направления научно-технологического
развития Российской Федерации и основные
направления совершенствования
научно-технической политики;

6) иные положения, определенные Президентом
Российской Федерации и Правительством
Российской Федерации.

3. Федеральный орган исполнительной
власти, осуществляющий функции по
выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в
сфере научной, научно-технической и
инновационной деятельности, обеспечивает
координацию и методическое обеспечение
разработки и корректировки прогноза
научно-технологического развития
Российской Федерации.

4. Прогноз научно-технологического
развития Российской Федерации утверждается
Правительством Российской Федерации.

5. Порядок разработки и корректировки
прогноза научно-технологического
развития Российской Федерации определяется
Правительством Российской Федерации.

Статья 23. Стратегический прогноз
Российской Федерации

1. Стратегический прогноз Российской
Федерации разрабатывается по поручению
Президента Российской Федерации на
двенадцать и более лет Правительством
Российской Федерации с учетом данных,
представляемых федеральными органами
исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и Российской
академией наук. Корректировка
стратегического прогноза Российской
Федерации осуществляется каждые шесть
лет.

2. Стратегический прогноз Российской
Федерации содержит:

1) оценку рисков социально-экономического
развития и угроз национальной безопасности
Российской Федерации;

2) поэтапные прогнозные оценки вероятного
состояния социально-экономического
потенциала и национальной безопасности
Российской Федерации;

3) оптимальный сценарий преодоления
рисков и угроз с учетом решения задач
национальной безопасности Российской
Федерации;

4) оценку конкурентных позиций Российской
Федерации в мировом сообществе;

5) иные положения по решению Президента
Российской Федерации или Правительства
Российской Федерации.

3. Правительство Российской Федерации
обеспечивает координацию и методическое
обеспечение разработки и корректировки
стратегического прогноза Российской
Федерации.

4. Стратегический прогноз Российской
Федерации рассматривается Советом
Безопасности Российской Федерации.

5. Порядок разработки, корректировки и
утверждения (одобрения) стратегического
прогноза Российской Федерации определяется
Президентом Российской Федерации.

Статья 24. Прогноз социально-экономического
развития Российской Федерации на
долгосрочный период

1. Прогноз социально-экономического
развития Российской Федерации на
долгосрочный период разрабатывается
каждые шесть лет на двенадцать и более
лет федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в
сфере анализа и прогнозирования
социально-экономического развития, с
учетом прогноза научно-технологического
развития Российской Федерации и
стратегического прогноза Российской
Федерации на основе данных, представляемых
федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и другими
участниками стратегического планирования.
Корректировка прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации на
долгосрочный период осуществляется в
соответствии с решением Правительства
Российской Федерации с учетом прогноза
социально-экономического развития
Российской Федерации на среднесрочный
период.

2. Прогноз социально-экономического
развития Российской Федерации на
долгосрочный период содержит:

1) оценку достигнутого уровня
социально-экономического развития
Российской Федерации;

2) определение вариантов внутренних
условий и характеристик социально-экономического
развития Российской Федерации на
долгосрочный период, включая основные
показатели демографического и
научно-технического развития, состояния
окружающей среды и природных ресурсов;

3) определение вариантов внешних условий
социально-экономического развития
Российской Федерации на долгосрочный
период, основные показатели развития
мировой экономики, включая прогноз
мировых цен на отдельные сырьевые
ресурсы;

4) оценку макроэкономического эффекта
от реализации государственных программ
Российской Федерации, отраслевых
документов стратегического планирования
Российской Федерации и планируемых
институциональных преобразований;

5) показатели вариантов прогноза
социально-экономического развития
Российской Федерации на долгосрочный
период и других вариантов, учитывающих
изменение внешних и внутренних условий
развития;

6) направления и основные показатели
социально-экономического развития,
балансы по основным видам экономической
деятельности и институциональным
секторам экономики, показатели развития
транспортной и энергетической
инфраструктур на долгосрочный период
с учетом проведения мероприятий,
содержащихся в государственных программах
Российской Федерации;

7) основные показатели регионального
развития на долгосрочный период;

8) иные положения, определенные
Правительством Российской Федерации.

3. Прогноз социально-экономического
развития Российской Федерации на
долгосрочный период разрабатывается
на вариативной основе.

4. Федеральный орган исполнительной
власти, осуществляющий функции по
выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в
сфере анализа и прогнозирования
социально-экономического развития,
обеспечивает координацию и методическое
обеспечение разработки и корректировки
прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации на
долгосрочный период.

5. Прогноз социально-экономического
развития Российской Федерации на
долгосрочный период утверждается
Правительством Российской Федерации.

6. Порядок разработки и корректировки
прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации на
долгосрочный период определяется
Правительством Российской Федерации.

Статья 25. Бюджетный прогноз Российской
Федерации на долгосрочный период

Бюджетный прогноз Российской Федерации
на долгосрочный период разрабатывается
в соответствии с Бюджетным кодексом
Российской Федерации.

Статья 26. Прогноз социально-экономического
развития Российской Федерации на
среднесрочный период

1. Прогноз социально-экономического
развития Российской Федерации на
среднесрочный период разрабатывается
ежегодно федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в
сфере анализа и прогнозирования
социально-экономического развития, на
основе анализа внешних и внутренних
условий социально-экономического
развития Российской Федерации с учетом
основных направлений бюджетной, налоговой
и таможенно-тарифной политики, а также
на основе данных, представляемых
федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и другими
участниками стратегического планирования.

2. Прогноз социально-экономического
развития Российской Федерации на
среднесрочный период содержит:

1) оценку достигнутого уровня
социально-экономического развития
Российской Федерации;

2) характеристику условий
социально-экономического развития
Российской Федерации на среднесрочный
период, включая основные показатели
демографического и научно-технического
развития, состояния окружающей среды
и природных ресурсов;

3) основные показатели развития мировой
экономики на среднесрочный период,
включая прогноз мировых цен на отдельные
сырьевые ресурсы;

4) оценку факторов и ограничений
социально-экономического развития
Российской Федерации на среднесрочный
период;

5) показатели одного или нескольких
вариантов социально-экономического
развития Российской Федерации на
среднесрочный период;

6) направления и основные показатели
социально-экономического развития,
балансы по основным видам экономической
деятельности и институциональным
секторам экономики, показатели развития
транспортной и энергетической
инфраструктур на среднесрочный период
с учетом проведения мероприятий,
содержащихся в государственных программах
Российской Федерации;

7) основные направления регионального
развития на среднесрочный период;

8) иные показатели, определенные
Правительством Российской Федерации.

3. Прогноз социально-экономического
развития Российской Федерации на
среднесрочный период разрабатывается
на вариативной основе.

4. Прогноз социально-экономического
развития Российской Федерации на
среднесрочный период разрабатывается
в целом по Российской Федерации, по
видам экономической деятельности, а
также по субъектам Российской Федерации.

5. Федеральный орган исполнительной
власти, осуществляющий функции по
выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в
сфере анализа и прогнозирования
социально-экономического развития,
обеспечивает координацию и методическое
обеспечение разработки и корректировки
прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации на
среднесрочный период.

6. Прогноз социально-экономического
развития Российской Федерации на
среднесрочный период одобряется
Правительством Российской Федерации
и учитывается при корректировке прогноза
социально-экономического развития
Российской Федерации на долгосрочный
период.

7. Порядок разработки и корректировки
прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации на
среднесрочный период определяется
Правительством Российской Федерации.

Глава 6. Документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках прогнозирования на федеральном уровне

Статья 22. Прогноз научно-технологического
развития Российской Федерации

1. Прогноз научно-технологического
развития Российской Федерации
разрабатывается на основе решений
Президента Российской Федерации каждые
шесть лет на двенадцать и более лет
федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в
сфере научной, научно-технической и
инновационной деятельности, с учетом
приоритетных направлений развития
науки, технологий и техники в Российской
Федерации, перечня критических технологий
Российской Федерации и на основе данных,
представляемых федеральными органами
исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и Российской
академией наук.

2. Прогноз научно-технологического
развития Российской Федерации содержит:

1) оценку достигнутого уровня и возможностей
научно-технологического развития
Российской Федерации в сопоставлении
с мировыми тенденциями;

2) анализ и прогноз внешних условий и
тенденций научно-технологического
развития Российской Федерации;

3) анализ макроэкономических, структурных
и институциональных факторов
научно-технологического развития
Российской Федерации на долгосрочный
период;

4) прогноз технологического развития
секторов (отраслей) экономики, в том
числе по субъектам Российской Федерации;

5) направления научно-технологического
развития Российской Федерации и основные
направления совершенствования
научно-технической политики;

6) иные положения, определенные Президентом
Российской Федерации и Правительством
Российской Федерации.

3. Федеральный орган исполнительной
власти, осуществляющий функции по
выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в
сфере научной, научно-технической и
инновационной деятельности, обеспечивает
координацию и методическое обеспечение
разработки и корректировки прогноза
научно-технологического развития
Российской Федерации.

4. Прогноз научно-технологического
развития Российской Федерации утверждается
Правительством Российской Федерации.

5. Порядок разработки и корректировки
прогноза научно-технологического
развития Российской Федерации определяется
Правительством Российской Федерации.

Статья 23. Стратегический прогноз
Российской Федерации

1. Стратегический прогноз Российской
Федерации разрабатывается по поручению
Президента Российской Федерации на
двенадцать и более лет Правительством
Российской Федерации с учетом данных,
представляемых федеральными органами
исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и Российской
академией наук. Корректировка
стратегического прогноза Российской
Федерации осуществляется каждые шесть
лет.

2. Стратегический прогноз Российской
Федерации содержит:

1) оценку рисков социально-экономического
развития и угроз национальной безопасности
Российской Федерации;

2) поэтапные прогнозные оценки вероятного
состояния социально-экономического
потенциала и национальной безопасности
Российской Федерации;

3) оптимальный сценарий преодоления
рисков и угроз с учетом решения задач
национальной безопасности Российской
Федерации;

4) оценку конкурентных позиций Российской
Федерации в мировом сообществе;

5) иные положения по решению Президента
Российской Федерации или Правительства
Российской Федерации.

3. Правительство Российской Федерации
обеспечивает координацию и методическое
обеспечение разработки и корректировки
стратегического прогноза Российской
Федерации.

4. Стратегический прогноз Российской
Федерации рассматривается Советом
Безопасности Российской Федерации.

5. Порядок разработки, корректировки и
утверждения (одобрения) стратегического
прогноза Российской Федерации определяется
Президентом Российской Федерации.

Статья 24. Прогноз социально-экономического
развития Российской Федерации на
долгосрочный период

1. Прогноз социально-экономического
развития Российской Федерации на
долгосрочный период разрабатывается
каждые шесть лет на двенадцать и более
лет федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в
сфере анализа и прогнозирования
социально-экономического развития, с
учетом прогноза научно-технологического
развития Российской Федерации и
стратегического прогноза Российской
Федерации на основе данных, представляемых
федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и другими
участниками стратегического планирования.
Корректировка прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации на
долгосрочный период осуществляется в
соответствии с решением Правительства
Российской Федерации с учетом прогноза
социально-экономического развития
Российской Федерации на среднесрочный
период.

2. Прогноз социально-экономического
развития Российской Федерации на
долгосрочный период содержит:

1) оценку достигнутого уровня
социально-экономического развития
Российской Федерации;

2) определение вариантов внутренних
условий и характеристик социально-экономического
развития Российской Федерации на
долгосрочный период, включая основные
показатели демографического и
научно-технического развития, состояния
окружающей среды и природных ресурсов;

3) определение вариантов внешних условий
социально-экономического развития
Российской Федерации на долгосрочный
период, основные показатели развития
мировой экономики, включая прогноз
мировых цен на отдельные сырьевые
ресурсы;

4) оценку макроэкономического эффекта
от реализации государственных программ
Российской Федерации, отраслевых
документов стратегического планирования
Российской Федерации и планируемых
институциональных преобразований;

5) показатели вариантов прогноза
социально-экономического развития
Российской Федерации на долгосрочный
период и других вариантов, учитывающих
изменение внешних и внутренних условий
развития;

6) направления и основные показатели
социально-экономического развития,
балансы по основным видам экономической
деятельности и институциональным
секторам экономики, показатели развития
транспортной и энергетической
инфраструктур на долгосрочный период
с учетом проведения мероприятий,
содержащихся в государственных программах
Российской Федерации;

7) основные показатели регионального
развития на долгосрочный период;

8) иные положения, определенные
Правительством Российской Федерации.

3. Прогноз социально-экономического
развития Российской Федерации на
долгосрочный период разрабатывается
на вариативной основе.

4. Федеральный орган исполнительной
власти, осуществляющий функции по
выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в
сфере анализа и прогнозирования
социально-экономического развития,
обеспечивает координацию и методическое
обеспечение разработки и корректировки
прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации на
долгосрочный период.

5. Прогноз социально-экономического
развития Российской Федерации на
долгосрочный период утверждается
Правительством Российской Федерации.

6. Порядок разработки и корректировки
прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации на
долгосрочный период определяется
Правительством Российской Федерации.

Статья 25. Бюджетный прогноз Российской
Федерации на долгосрочный период

Бюджетный прогноз Российской Федерации
на долгосрочный период разрабатывается
в соответствии с Бюджетным кодексом
Российской Федерации.

Статья 26. Прогноз социально-экономического
развития Российской Федерации на
среднесрочный период

1. Прогноз социально-экономического
развития Российской Федерации на
среднесрочный период разрабатывается
ежегодно федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в
сфере анализа и прогнозирования
социально-экономического развития, на
основе анализа внешних и внутренних
условий социально-экономического
развития Российской Федерации с учетом
основных направлений бюджетной, налоговой
и таможенно-тарифной политики, а также
на основе данных, представляемых
федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и другими
участниками стратегического планирования.

2. Прогноз социально-экономического
развития Российской Федерации на
среднесрочный период содержит:

1) оценку достигнутого уровня
социально-экономического развития
Российской Федерации;

2) характеристику условий
социально-экономического развития
Российской Федерации на среднесрочный
период, включая основные показатели
демографического и научно-технического
развития, состояния окружающей среды
и природных ресурсов;

3) основные показатели развития мировой
экономики на среднесрочный период,
включая прогноз мировых цен на отдельные
сырьевые ресурсы;

4) оценку факторов и ограничений
социально-экономического развития
Российской Федерации на среднесрочный
период;

5) показатели одного или нескольких
вариантов социально-экономического
развития Российской Федерации на
среднесрочный период;

6) направления и основные показатели
социально-экономического развития,
балансы по основным видам экономической
деятельности и институциональным
секторам экономики, показатели развития
транспортной и энергетической
инфраструктур на среднесрочный период
с учетом проведения мероприятий,
содержащихся в государственных программах
Российской Федерации;

7) основные направления регионального
развития на среднесрочный период;

8) иные показатели, определенные
Правительством Российской Федерации.

3. Прогноз социально-экономического
развития Российской Федерации на
среднесрочный период разрабатывается
на вариативной основе.

4. Прогноз социально-экономического
развития Российской Федерации на
среднесрочный период разрабатывается
в целом по Российской Федерации, по
видам экономической деятельности, а
также по субъектам Российской Федерации.

5. Федеральный орган исполнительной
власти, осуществляющий функции по
выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в
сфере анализа и прогнозирования
социально-экономического развития,
обеспечивает координацию и методическое
обеспечение разработки и корректировки
прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации на
среднесрочный период.

6. Прогноз социально-экономического
развития Российской Федерации на
среднесрочный период одобряется
Правительством Российской Федерации
и учитывается при корректировке прогноза
социально-экономического развития
Российской Федерации на долгосрочный
период.

7. Порядок разработки и корректировки
прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации на
среднесрочный период определяется
Правительством Российской Федерации.

2.5. Методологические основы прогнозирования и планирования

2.5. Методологические основы прогнозирования и планирования

В управлении предприятием центральным звеном является разработка стратегии его развития, опирающейся на стратегический анализ стартовых условий, на оценку возможностей реализации долговременных целей и направлений развития. Прогнозирование является одним из важнейших инструментов стратегического анализа. Прогнозирование как функция управления предприятием направлено на научное исследование и оценку вероятных перспектив его развития и складывается из ряда последовательных этапов. Прогноз составляет основу для разработки планов развития предприятия.

Исходным является формирование общей концепции создания системы прогнозирования. Предприятие должно выработать концепцию прогнозирования, опирающуюся на стратегические цели, на комплекс базовых условий и ресурсов, которые будут составлять объективный фон для его деятельности в прогнозируемом периоде. В концепции прогнозирования необходимо также принимать во внимание характер и качество ожидаемых в будущем структурных, пространственных, временных, обратных связей в средах функционирования предприятия.

Так, например, системный подход к перспективной диагностике внутренних и внешних условий функционирования предприятия должен основываться на учете прямых и обратных связей. Применительно к факторам внешней среды это означает, что предприятие не только выступает объектом воздействия внешних сил, но и само способно участвовать в формировании более благоприятной для себя конъюнктуры рынка. Интенсивность такой обратной связи тем выше, чем значительнее занимаемая предприятием доля рынка, чем больше его производственный и научно-технический потенциал и др. Тем самым будет определяться преимущественная ориентация будущей маркетинговой политики предприятия на каждом конкретном этапе развития: либо на адаптационные механизмы приспособления к условиям внешней среды (только реагирование), либо на активное участие в ее формировании (держать ситуацию под контролем в возможных пределах).

Существенным концептуальным вопросом прогнозирования развития предприятия является оценка ожидаемого эффекта самоорганизации в управлении предприятием. Самоорганизация как фактор эффективности призвана обеспечить переход от простого использования производственных ресурсов к системному, расширенному их воспроизводству.

Предприятие как целостная, открытая система, являющаяся структурным элементом хозяйственных систем более высокого порядка, включено в сложную систему региональных, национальных и мирохозяйственных связей. Одна из задач прогнозирования – разработка сценариев ожидаемого в будущем развития этих связей.

Актуальность разработки концепции построения системы прогнозирования на предприятии обусловлена:

? усложнением структуры деятельности предприятия и его хозяйственных связей;

? возрастанием потребности высшего менеджмента предприятия в наиболее точном моделировании будущего;

? приоритетностью функции стратегического планирования в управлении предприятием, реализация которой основана на прогнозировании как на предплановой процедуре;

? необходимостью создания формализованного цикла прогнозных операций, основанных на расширяющихся возможностях информационного и математического обеспечения процессов прогнозирования и планирования.

На базе концепции системы прогнозирования формируются его методологические основы, определяемые сочетанием таких факторов, как целеполагание, состояние информационной базы, математического, программного и кадрового обеспечения, наличие и качество компьютерной техники. Разработка плана и прогноза осуществляется на основе общих правил, приемов и технических процедур, которые в своей совокупности образуют методологию. Основными элементами методологии планирования и прогнозирования являются система социально-экономических показателей и методы расчета числовых индикаторов на перспективу.

К основным методам планирования относятся: балансовый, экономико-статистический, нормативный, экономико-математический.

Балансовый метод планирования состоит в установлении материально-вещественных и стоимостных пропорций между показателями деятельности предприятия. Метод предполагает использование взаимно уравновешивающихся, т. е. балансовых расчетов. В одной части плановой балансовой таблицы приводится перечень ресурсов, а в другой – направления их использования.

Экономико-статистический метод планирования характеризуется ориентацией на информацию, представленную трендом динамики экономических показателей предприятия за предшествующий период. На основе этих данных осуществляется тем или иным методом экстраполяция на последующие годы, и таким образом определяется плановое значение искомого показателя. Этот метод планирования является достаточно простым с точки зрения расчетных операций. Но он имеет существенные недостатки: плановый показатель, рассчитанный таким образом, что воспроизводит тенденции, сложившиеся в прошлом, включает негативные моменты: недоиспользование резервов и иные погрешности управления предприятием в прошлом.

Нормативный метод планирования (или метод технико-экономических расчетов) заключается в расчете плановых показателей на основе использования нормативов. Под последним понимается научно обоснованная величина какого-либо показателя, либо разработанная в централизованном порядке, либо установленная законодательно, либо определяемая самим предприятием. Отраслевые нормативы не всегда способны учесть особенности различных типов предприятий.

В планировании деятельности предприятия обычно используются нормативы следующих показателей: нормативы запасов и удельных расходов сырья, материалов, топлива, электроэнергии, а также нормативы удельных капиталовложений, финансовых затрат на единицу продукции, нормы амортизации, транспортных тарифов, ставок арендной платы, ставок процентов по займам, естественной убыли материальных ресурсов.

Группа экономико-математических методов планирования отличается тем, что обеспечивает возможность оптимизации плановых решений. Эти методы также применяются в прогнозировании. Экономико-математические методы в планировании позволяют оценить и принять во внимание эффект от определенных действий работников по достижению цели, в том числе:

а) можно произвести расчеты по отдельным трудовым операциям работников с учетом производительности труда и производительности оборудования;

б) можно произвести экстраполяцию тенденций эффективности труда в прошлом на предстоящий период и др.

Сущность экономико-математических методов планирования состоит в определении количественной меры взаимосвязи между сложными социально-экономическими, технологическими и иными явлениями и процессами, измеряемыми экономическими показателями. Так, можно определить оптимальную зависимость между:

1) объемом партии товаров, сроками поставки и издержками на их транспортировку и хранение;

2) объемом выпуска продукции и издержками в сфере производства и обращения;

3) объемом капиталовложений и прибылью.

Практически любой экономический показатель предприятия может быть запланирован посредством экономико-математического метода. Применение этой группы методов способствует преодолению субъективизма в планировании и повышает научный уровень и обоснованность плана. Однако применение этих методов возможно при условии профессионального владения математическим аппаратом, наличия компьютерных программ, умения обеспечить постановку и формализацию экономических задач, а также осуществлять интерпретацию и обязательную экспертную оценку полученных данных.

Таковы основные аспекты определения методов планирования. Одновременно с методами, необходимо формировать систему плановых показателей. Показателем плана является выраженная числом с определенной единицей измерения характеристика свойства (явления, процесса, решения) экономического объекта. Показатели, используемые в плановых расчетах и экономическом анализе, классифицируются по следующим основаниям и признакам.

1. По роли в управлении различают показатели:

а) директивные, обязательные для исполнения;

б) расчетные, необязательные для исполнения, в том числе те, которыми обосновывают директивные показатели. Их количество намного больше директивных.

2. По способу измерения показатели могут быть:

а) натуральные, выраженные в физических единицах – тоннах, метрах, литрах и др.;

б) стоимостные, выраженные в денежной форме, которая является универсальной мерой оценки экономических явлений и процессов;

в) трудовые, выраженные в трудозатратах на производство товаров, работ, услуг;

г) выражены в условных единицах, применяемых для однородных, но имеющих некоторые различия, видов товаров.

3. По способу построения показатели бывают:

а) абсолютные (объемные, количественные), характеризующие объем деятельности, инвестиций и др., например, товарная продукция, грузооборот, торговая площадь, объем строительно-монтажных работ;

б) качественные (относительные), определяемые как соотношение двух абсолютных показателей.

Относительные показатели характеризуют интенсивность процесса или значимость характеристики, например, производительность труда, себестоимость продукции, средняя заработная плата, рентабельность производства, продукции, активов и др. Относительные показатели имеют много разновидностей: средние величины, индексы, показатели интенсивности динамики, оценки дисперсии, показатели структуры.

4. По роли в экономическом анализе различают показатели:

а) прогнозные;

б) плановые;

в) фактические;

г) ожидаемого выполнения.

Ожидаемое выполнение показателя определяется в период, когда еще отсутствуют фактические данные в целом за изучаемый период, но имеются результаты процесса за часть периода. Показатель ожидаемого выполнения представляет собой нечто среднее между плановым заданием и его фактическим выполнением. При расчете этого показателя учитывают, как правило, сумму фактических данных за истекшую часть планового периода и сумму плановых данных на оставшийся период планового срока.

5. По направленности показатели могут быть:

а) адресные (индивидуализированные), т. е. ориентированные на конкретного исполнителя;

б) обезличенные, предназначенные для всех исполнителей, например нормативы.

6. По формам учета и отчетности различают показатели:

а) оперативные, получаемые в процессе текущего наблюдения за процессами;

б) статистические, предусмотренные статистическим учетом и отчетностью;

в) бухгалтерские, представленные в документах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

В заключение сформулируем несколько положений общеметодологического характера, актуальных при планировании и прогнозировании развития предприятия. Методический аппарат и выбор показателей должны быть ориентированы на реализацию принципов системного подхода. В методологическом аспекте это предполагает необходимость комплексного, разностороннего воспроизведения всех наиболее существенных аспектов работы предприятия в количественно измеренных показателях. Каждый отдельно взятый показатель является лишь частной характеристикой и способен полноценно выполнять свою аналитическую функцию, будучи включенным в общую систему показателей. Таким образом, система экономических показателей – это комплекс взаимосвязанных характеристик объекта. Эти характеристики могут быть взаимосвязаны функционально, технологически, организационно или каким-то иным образом.

Система экономических показателей отражает организацию, объем, результаты и структуру, динамику процессов; реальные связи элементов и объектов хозяйствующих единиц. Эти характеристики формируются на основе единой стандартизированной и обязательной для применения методики расчетов, установленной либо директивными документами, либо решениями на уровне самого предприятия.

Показатели бухгалтерского и статистического учета на предприятии, регламентированные государством, в основном унифицированы по отраслям и видам деятельности согласно кодам Росстата РФ и положениям по бухгалтерскому учету, разработанным Минфином РФ. В настоящее время решается задача сближения методологии расчета этих показателей с международными стандартами системы экономических показателей.

Следующим общеметодологическим положением, актуальным при проведении планирования и прогнозирования на предприятии, является обеспечение сопоставимости показателей в следующих аспектах:

а) по методике расчета;

б) по ценам, тарифам, нормативам;

в) по хронологическим параметрам;

г) по границам объектов планирования и прогнозирования и др.

Такая сопоставимость показателей достигается специальными расчетами: переводом в сопоставимые цены, в сопоставимость по времени учета, по иным аспектам.

Методология прогнозирования в основе своей близка к методологии планирования, но имеет ряд специфических особенностей. При прогнозировании существенную роль играет ряд математических и логических операций, направленных на получение оценок наиболее вероятной ситуации в будущем с учетом различных вариантов интенсивности процессов и влияния комплекса факторов. Наиболее распространенными методическими приемами, используемыми при подготовке исходной информации для прогнозирования, являются сглаживание или выравнивание динамических рядов, расчет средних значений показателей. Основными методами определения значений прогнозируемых показателей выступают: экстраполяция, нормативные расчеты, интерполяция, экспертные оценки, метод аналогии, математическое моделирование. Кратко охарактеризуем суть каждого из этих методов.

Экстраполяция – метод, при котором прогнозируемые показатели рассчитываются как продолжение динамического ряда на будущее.

Следовательно, экстраполяция является переносом закономерностей и тенденций прошлого на будущее на основе взаимосвязей показателей одного ряда. Она эффективна для краткосрочных прогнозов, если уровни динамического ряда отличаются устойчивостью.

Метод интерполяции заключается в вычислении искомой величины, которая находится между двумя известными величинами. Простейшим способом является ее определение как половины от суммы предыдущего и последующего значения. Могут применяться более сложные способы расчетов, основанные на использовании техники коэффициентов.

Экспертные оценки определяются как коллективное мнение группы специалистов-экспертов. Область применения экспертных оценок определяется в зависимости от ограничений, связанных с трудностями или невозможностью сбора информации обычным путем (отчетность, сплошные или выборочные обследования и т. д.). Разработаны специальные методики получения экспертных оценок, проверки их надежности. Наиболее известными являются Дельфи-метод, метод мозгового штурма, синектики и др. Упрощенную разновидность экспертных оценок представляют конъюнктурные совещания. Качество экспертных оценок в значительной мере определяется профессиональным опытом экспертов. Экспертные оценки могут по своей форме быть описательными и количественными.

Метод аналогии заключается в формировании экономической информации на основе аналогичных данных по другим объектам. В случае необходимости вводятся поправочные коэффициенты. Целесообразно оценить вероятную погрешность данных, полученных методом аналогии.

Математическое моделирование может осуществляться с использованием целого ряда специальных моделей, например, основанных на теории множеств, теории графов, теории вероятности и т. д. Экономико-математические методы и модели применяют с целью выбора наилучшего решения из нескольких возможных вариантов, измерения влияния комплекса факторов и условий на исследуемый параметр, классификации объектов и для решения ряда других задач экономического анализа, связанных с планированием и прогнозированием. Существуют экономико-математические модели, предназначенные непосредственно для выполнения операций по прогнозированию и планированию.

Таким образом, методология планирования и прогнозирования выступает как специальный блок приемов и действий в рамках базового комплекса методов экономического анализа. По мере эволюции экономической науки совершенствуются методы планирования и прогнозирования, обеспечивая их более высокую достоверность и научную обоснованность.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Нормативное обеспечение стратегического планирования | Министерство экономического развития Российской Федерации

Стратегическое планирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».


Федеральный закон устанавливает правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного стратегического управления, полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядка их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования.


В 2015-2017 годах была сформирована основная база нормативных правовых актов, являющаяся основой для процессов стратегического планирования и управления, в соответствии с которыми осуществляется мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования.


Нормативное правовое регулирование стратегического планирования постоянно совершенствуется, в том числе в части положений организации проектной деятельности, цифровизации процессов, оценки сбалансированности системы стратегического планирования по приоритетам, целям, задачам, показателям, финансовым и иным ресурсам на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.


Нормативное обеспечение:


  1. Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
  2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2015 г. № 631 «О порядке государственной регистрации документов стратегического планирования и ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования»
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2015г. № 1278 «О федеральной информационной системе стратегического планирования и внесении изменений в Положение о государственной автоматизированной информационной системе «Управление»
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. № 1559 «Об утверждении Правил общественного обсуждения проектов документов стратегического планирования по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации, с использованием федеральной информационной системы стратегического планирования»
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2015 года № 823 «Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития Российской Федерации»
  7. Приказ Минэкономразвития России от 11 апреля 2016 г. № 218 «Об утверждении формы представления сведений участниками разработки стратегии социально-экономического развития Российской Федерации»
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2015 г. № 822 «Об утверждении Положения о содержании, составе, порядке разработки и корректировки стратегий социально-экономического развития макрорегионов»
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2015 г. № 870 «О содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также о порядке осуществления мониторинга и контроля ее реализации»
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 1162 «Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации»
  11. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2016 г. № 30 «Об утверждении Правил осуществления мониторинга и контроля реализации стратегий социально-экономического развития макрорегионов»
  12. Приказ Минэкономразвития России от 2 мая 2017 г. № 216 «Об утверждении формы доклада о реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации»
  13. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 июля 2015 г. № 699 «Об утверждении правил разработки и корректировки прогноза научно-технологического развития Российской Федерации»
  14. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2015 г. № 914 «О бюджетном прогнозе Российской Федерации на долгосрочный период»
  15. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. № 1218 «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период»
  16. Постановление Правительства Российской от 14 ноября 2015 г. № 1234 «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»
  17. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 августа 2015 г. № 789 «Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации»
  18. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. № 1449 «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации планов деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации»
  19. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 2016 г. № 1045 «Об утверждении Правил согласования проекта стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации в части полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с документами, разрабатываемыми и утверждаемыми (одобряемыми) органами государственной власти Российской Федерации»
  20. Приказ Минэкономразвития России от 23 марта 2017 г. № 132 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации»

Актуальные методические рекомендации и руководства по работе в федеральной информационной системе стратегического планирования

События и документы

Методы и инструменты стратегического планирования регионального развития

Библиографическое описание:

Печкина Е. В. Методы и инструменты стратегического планирования регионального развития // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №4. — С. 78-80. — URL https://moluch.ru/th/5/archive/38/1102/ (дата обращения: 05.02.2020).



В настоящее время для разработки стратегии социально-экономического развития региона не выработано универсальной методики, а имеющиеся типовые подходы для осуществления стратегического планирования адаптированы из управления корпоративными структурами. В статье рассмотрены вопросы построения стратегического плана развития региона, основные методы и инструменты стратегического менеджмента и экономического анализа.

Ключевые слова: инструменты, методы, стратегическое планирование, региональное развитие, системный подход, стратегический анализ

За период со дня вступления в силу Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» № 172-ФЗ от 28.06.2014 г. на федеральном и региональном уровне ведется работа по подготовке методологического обеспечения процедур разработки, корректировки, мониторинга документов стратегического планирования, оценки полученных результатов [1].

При отсутствии единой общепризнанной методологии неоднократные попытки использования исследований зарубежных ученых в практике стратегического планирования создали множество методик и техник формирования стратегических планов социально-экономического развития регионов, перенесенных и адаптированных, преимущественно, из приемов стратегического управления для коммерческих структур вместе с используемыми ими терминологией и подходами.

Среди большого числа переводных монографий и публикаций по теории стратегического планирования и управления наблюдается отсутствие единообразия в объяснении одних и тех же терминов, что приводит к сложности и малодоступности их применения, расплывчатости и неоднозначности, создает искаженное смысловое значение. При разработке стратегий часто наблюдается бессистемное автоматическое перечисление всех базовых подходов и приемов, используемых в зарубежной практике, без их упорядочения и осмысления [2]. Это ситуация объясняется сложностью восприятия и адаптации самих методов управления.

Эффективное функционирование российского рынка, сглаживание чрезмерных территориальных диспропорций в уровне социально-экономического развитии регионов и поддержание их сбалансированного развития становятся приоритетными аспектами модернизации российской экономики и ее устойчивого роста. Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования хозяйственной системы, определяются подходы по достижению заданных показателей деятельности и объединяются усилия всех субъектов управления. Основная цель планирования заключается прежде всего в обеспечении оптимальных возможностей для эффективной хозяйственной деятельности, прибыльности, конкурентоспособности, а также контроля и оперативного управление финансовыми ресурсами. Стратегическое планирование одновременно решает преактивные (упреждающие) и реактивные (адаптирующиеся) задачи.

Основные методологические приемы теории стратегического планирования разработаны в трудах Ф. Абраме, И. Ансоффа, М. Портера, Г. Хамела, Р. Каплана и Д. Нортона, Г. Штейнера, А. Томпсона, В. Н. Буркова, В. А. Ирикова, Б. З. Мильнера, С. П. Никанорова. В методологическом аспекте особое место занимают матричные инструменты стратегического анализа, сформированные изначально как прикладные программные продкуты компаниями Boston Consulting Group, McKinsey, Artur D. Little [3].

Инструменты стратегического планирования были разработаны преимущественно для применения в бизнес-планировании и использовались для выявления слабых и сильных сторон и оценки потенциальных возможностей, что способствовало продвижению успешных направлений и страховало от возможных проблем и рисков. Принципы и идеи долгосрочного планирования вслед за развитием прогнозирования и индикативного планирования на государственном уровне, необходимости определять перспективы на основе альтернативных вариантов дальнейшего развития бизнеса хозяйствующими субъектами, ориентирования на изменяющиеся рыночные и финансово-экономические перспективы, были применены к стратегическому управлению и «перешли» на региональный уровень во второй половине XX века.

Разработку стратегического плана развития региона можно представить в виде последовательности следующих аналитических процедур и управленческих решений:

  1. актуализация проблемы социально-экономического развития региона, определение потребности в разработке стратегического плана;
  2. формирование цели и задач развития региона, системы показателей для оценки достигнутого уровня развития, детализация управленческих решений и информационное обеспечение процесса разработки плана;
  3. анализ воздействия внешних и внутренних факторов на состояние региона, выявление приоритетных направлений развития и потенциальных межрегиональных связей и взаимозависимостей, оценка возможных угроз и рисков;
  4. изучение ресурсного потенциала развития региона, определение критериев оценки текущего состояния и возможных ограничений;
  5. использование имеющихся и создание новых местных преимуществ, формирование моделей изменений, разработка альтернативных сценариев;
  6. выбор стратегии развития, разработка концепции и первоочередных мероприятий;
  7. разработка плана, программ, проектов и индивидуальных мероприятий осуществление стратегии;
  8. оценка эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения.

Последовательное проведение этих этапов позволяет изучить макроэкономические характеристики, межрегиональные связи, получить представление о текущем положении региона по уровню его социально-экономического развития, выбрать и обосновать одно из перспективных стратегических направлений модернизации и роста региональной экономики, разработать организационно-экономические мероприятия по реализации управленческих решений и ключевые индикаторы достигнутых результатов.


Стратегическое управление регионом представляет собой сложную социально-экономическую систему и осуществляется комплексом экономических, организационно-распорядительных, социально-психологических методов. Под методом стратегического планирования понимаются конкретные приемы, способы, инструменты для решения управленческих задач. На каждой из стадий используется система методов, выполняющая роль информационного обеспечения процесса, устанавливающая принципы и критерии выполнения требуемой функции и обеспечивающая логическое завершение каждого этапа и функции в целом.

В стратегическом планировании используются различные методы и инструменты экономических исследований. Использование структурирования целей по иерархическому признаку позволяет распределить элементы программ и планов развития по уровням системы и ранжировать отдельные элементы с учетом достигнутых результатов. Для обоснования аналитической части стратегического плана и поиска источников роста экономики региона, увеличения инвестиционной привлекательности проводится анализ происходящих на территории экономических процессов. Методы социально-экономического анализа, построение графических, сетевых и синергетических моделей позволяют всесторонне изучить внутренние связи и зависимости хозяйственных процессов в экономике региона и выявить перспективные тенденции развития [4].

Стратегическое планирование представляет собой гибкий движущийся механизм, состоящий из совокупности долго-, средне- и краткосрочных программ и проектов. Именно особенность оперативно реагировать на полученные результаты, адаптировать цели и корректировать направления дальнейшего развития, что в конечном итоге повышает прогнозируемую точность воздействия, обеспечивает контроль всего управленческого процесса. Постановка целей стратегического управление развитием региона позволяет разработать рабочую программу действий, и осуществлять постоянный мониторинг социально — экономического состояния, проводить сравнение данных мониторинга с целями и критериями регионального развития, оценивать эффективность и результативность принятых мер. Системное измерение, изучение и оценка влияния факторов на результаты экономической деятельности на каждом цикле проводится с использованием приемов и способов экономического, стратегического анализа, зарекомендовавших себя в бизнес-практике и широко используемых в стратегическом менеджменте, такие как SWOT-анализ, конкурентный анализ по модели пяти сил М. Портера, диаграмма Омаэ, анализ ресурсов и конкурентный анализ, модель жизненного цикла производства и конкурентных позиций АDL/LS, портфельный стратегический анализ, матрица развития И. Ансоффа [5].

Оценка текущего состояния региона проводится с помощью расчетно-аналитических методов, что позволяет определить потребности рынка, производственные возможности, уровень инвестиционной активности, ресурсный потенциал. Постоянное соответствие действий и возможностей рыночному предложению является решающим фактором воплощения стратегии в жизнь. Экономико-математические методы программирования, система сбалансированных показателей, модели теории игр и теории массового обслуживания позволяют комплексно оценить и сравнить производственные возможности при имеющихся в регионе материальных, трудовых, природных, инновационных ресурсах, обеспечивают финансовую составляющую проектов и согласованность взаимосвязанных показателей.

Использование существующих методов системного анализа и синтеза, стратегического планирования, позволяет осуществить мониторинг текущего экономического, социального, научно-технического, финансового, экологического состояния региона, а также получив достоверное и целостное представление о развитии системы, сформировать прогноз будущего состояния с ориентиром на достижение целей социально-экономической безопасности управляемой системы [6].

Разработка стратегических программ и планов невозможна без использования системы показателей, которая должна быть гибкой, адаптивной, способной отражать все изменения в состоянии объекта планирования. Целевые программы развития требуют комплексного управленческого решения, предполагающего централизацию имеющихся организационных, производственных и финансовых ресурсов и координацию действий всех участников процесса. Для оценки результативности методологических подходы стратегического планирования может быть использован комплекс специальных индикаторов. Экспертная оценка при изучении ключевых проблем перспективного развития реального сектора экономики, рынка труда, состояния финансовой системы и банковского сектора, изучения показателей ВВП, индексов промышленного развития, объема инвестиций, уровня безработицы необходима в силу использовании при планировании неполной, косвенной информации, подверженной большому риску изменений в долгосрочном периоде [7, 8].

На стадии контроля и оценки полученных результатов мероприятия стратегического аудита позволяют проводит всеобъемлющий или выборочный контроль ключевых направлений. Своевременное реагирование на отклонение от заданных показателей и эффективное управление рисками обеспечивает принцип взаимосвязи и последовательное выполнение этапов программы.

Различия между корпоративным планированием и формированием стратегического плана развития региона в постановке целей, задач и практике применения, безусловно требует серьезной адаптации выработанных теоретических положений. Тем не менее, сходство ключевых направлений, удовлетворение существующего спроса на услуги и поиск средств для предоставления лучших услуг в будущем, позволяет использовать огромный опыт коммерческих структур в разработке и реализации стратегий

Стратегия отдельного региона, содержащая научно-обоснованную систему целей во многом уникальна и неповторима. Процесс планирование развития региона находится в постоянном движении от долгосрочного плана развития до тактических, текущих решений. Этот непрерывный цикл позволяет на методологически обоснованной и проработанной практической базе оперативно решать текущие задачи стратегического управления, осуществлять поиск самостоятельных путей модернизации экономики, внедрять инновационные решения и индивидуальные, характерные для региона приоритетные направления развития.

Литература:

1. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»

2. Загоруйко И. Ю., Бешлык В. Э. Методологические аспекты стратегического планирования // Совершенствование стратегического управления корпорациями и региональная инновационная политика: материалы Рос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Пермь, 6 декабря 2012 г.) / Перм. гос. нац. исслед. ун-т. — Пермь, 2012. — Т. 1. — С.54–59.

3. Виханский, О. С. Стратегическое управление. — М: Гардарики, 2003. — 292 с.

4. Казаков С. В. Методологические подходы к стратегическому планированию развития индустрии региона// Вестник Академии.-2015.-№ 3.-С.95–102

5. Лапыгин Д. Ю. Методическое обеспечение процесса разработки плана стратегического развития региона // Менеджмент в России и за рубежом. — 2005.- № 6.

6. Правдюк В. Н. Разработка концепции стратегического планирования как инструмента экономического развития региона: дисс.кан.экон. наук./В. Н. Правдюк.- Шахты, 2011

7. Галин Д. М., Сумарокова И. В. Модели современной экономической динамики России и ее регионов // Труды ИСА РАН. -2012. -Т. 62. -Вып. 4.

8. Суспицын С. А. Концепт-модели стратегического прогнозирования индикативного планирования регионального развития // Регион. Экономика и социология.- 2009.-№ 1.- С. 40–63.

Основные термины (генерируются автоматически): стратегическое планирование, стратегическое управление, стратегический анализ, стратегический план развития региона, стратегический план, стратегический менеджмент, региональный уровень, региональное развитие, конкурентный анализ, приоритетное направление развития.

Похожие статьи

Стратегическое планирование, его значение и этапы

Разработка стратегических ориентиров устойчивого развитиястратегическое планирование, стратегия, разработка стратегии, реализация стратегии, этап, предприятие, стратегическое управление, стратегический план, стратегический анализ, внутренняя среда.

Стратегическое планирование инновационного развития города

Разработать стратегический план инновационного развития города можно с помощью специальной методики. Такая методика должна: гарантировать достижение цели, для которой она была создана

стратегическое планирование, стратегическое управление

стратегическое планирование, стратегическое управление, стратегический анализ, стратегический план развития региона, стратегический план, стратегический менеджмент, региональный уровень

Разработка стратегических ориентиров устойчивого развития

стратегических. 1. Стратегический анализ.

Стратегическое планирование дополняется стратегическим анализом, способным.

Ключевые слова: стратегический менеджмент, стратегии развития бизнеса, стратегическое планирование, стратегии концентрированного…

Сравнительный анализ использования моделей экономического…

В данной статье представлен сравнительный анализ моделей экономического анализа при стратегическом планировании. В сравнение вошли зарубежные страны и Россия. Изучен опыт зарубежных стран и России при стратегическом планировании.

Теоретические основы стратегического планирования

Разработка стратегических ориентиров устойчивого развитиястратегическое планирование, стратегия, разработка стратегии, реализация стратегии, этап, предприятие, стратегическое управление, стратегический план, стратегический анализ, внутренняя среда.

Разработка стратегии развития организации | Статья в журнале…

Разработка стратегических ориентиров устойчивого развитиястратегическое планирование, стратегия, разработка стратегии, реализация стратегии, этап, предприятие, стратегическое управление, стратегический план, стратегический анализ, внутренняя среда.

стратегическое планирование, стратегическое управление

стратегическое планирование, стратегическое управление, стратегический анализ, стратегический план развития региона, стратегический план, стратегический менеджмент, региональный уровень

Анализ и управление рисками при разработке стратегии…

стратегическое планирование, стратегическое управление, стратегический анализ, стратегический план развития региона, стратегический план, стратегический менеджмент, региональный уровень, региональное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *