Что входит в социальную политику государства: Социальная политика государства – Социальная политика государства

Содержание

Социальная политика государства

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
ГОСУДАРСТВА

Социальная политика
является одним из важнейших направлений
государственного регулирования
экономики. Она — органическая часть
внутренней политики государства,
направленная на обеспечение благополучия
и всестороннего развития его граждан
и общества в целом. Значимость социальной
политики определяется ее влиянием на
процессы воспроизводства рабочей силы,
повышения производительности труда,
образовательного и квалификационного
уровня трудовых ресурсов,
на уровень научно-технического
развития производительных сил, на
культурную и духовную жизнь
общества. Социальная политика, направленная
на улучшение условий труда и быта,
развитие физкультуры и спорта, дает
снижение заболеваемости и тем самым
оказывает ощутимое воздействие на
сокращение экономических потерь в
производстве. В результате развития
таких систем социальной сферы, как
общественное питание, дошкольное
образование, освобождается часть
населения из сферы домашнего хозяйства,
повышается занятость в общественном
производстве. Наука и научное обеспечение,
определяющие перспективы экономического
развития страны в эпоху
НТП, также являются частью социальной
сферы и их развитие и эффективность
регулируются в рамках социальной
политики. Социальная сфера не только
регулирует процессы занятости населения,
но и является непосредственно местом
приложения труда и обеспечивает работой
миллионы людей в стране.
Такие отрасли социального комплекса,
как здравоохранение, образование,
торговля, жилищно-коммунальное хозяйство
и другие, обеспечивают рабочими местами
до 20% экономически активного населения,
а в экономически развитых странах
в сфере услуг занято до 70% всех работающих.
Значимость социальной сферы велика не
только благодаря ее огромному влиянию
на экономику.


Главное ее назначение — полное
удовлетворение материальных, культурных
и духовных потребностей, формирование
всесторонне и гармонично развитых
членов общества. Это и есть стратегическая
и высшая цель развития любого
цивилизованного государства.

Основными задачами социальной политика
государства являются:

  • ■ Гармонизация общественных
    отношений, согласование интересов и
    потребностей отдельных групп населения
    с долговременными интересами общества,
    стабилизация общественно-политической
    системы.

  • ■ Создание условий для повышения
    материального благосостояния граждан,
    формирование экономических стимулов
    для участия в общественном производстве,
    обеспечение равенства социальных
    возможностей для достижения нормального
    уровня жизни.

  • ■ Обеспечение социальной защиты
    всех граждан и их основных гарантированных
    государством
    социально-экономических прав, в том
    числе поддержка малообеспеченных и
    слабозащищенных групп населения.


  • ■ Обеспечение рациональной занятости
    в обществе.

  • ■ Снижение уровня
    криминализации в обществе.

  • ■ Развитие отраслей социального
    комплекса, таких, как образование,
    здравоохранение, наука, культура,
    жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.

  • ■ Обеспечение экологической
    безопасности страны.

Социальная политика является важнейшей
сферой деятельности любого государства
и в этой области накоплен значительный
опыт.

Современные модели социальной
политики
отличаются по степени
вмешательства государства
в социально-экономическую сферу общества,
по степени социальной защищенности
граждан, по уровню
обеспеченности свободы социального
выбора у различных слоев населения, по
влиянию социальных процессов на
экономическое развитие страны.

Наиболее нам знакома по недавнему
прошлому патерналистская социалистическая
модель
. Основные ее характеристики
— это всесторонняя ответственность
государства за
социально-экономическое положение
своих граждан, государственная монополия
в области производства и распределения
всех товаров и услуг, необходимых
населению, чувство социальной защищенности,
социальной стабильности, лояльность
граждан по отношению к государству.
При всех положительных качествах эта
система, обладая низкой экономической
эффективностью, не в состоянии обеспечить
высокий уровень
благосостояния всех граждан, поэтому
для нее также характерна система
социальных льгот и привилегий для
бюрократической элиты и низкий уровень
обеспеченности и лимиты социальных
благ для основной массы населения. В
условиях данной модели также очень
высока зависимость индивида от
государства, формируется
идеология иждивенчества, теряется
инициатива, и в конечном итоге
ограничивается социальная свобода.
Слабое развитие рыночных отношений в
отраслях социальной сферы предопределяет
слабую заинтересованность в результатах
труда ее работников, низкую ориентацию
на потребителя, практическое отсутствие
защиты прав потребителей. Методы
проведения социальной политики
разнообразны — от административных,
экономических до прямого насилия.


Шведская модель социальной политики
характеризуется очень большой
ответственностью и высоким уровнем
регулирования государством
социальной сферы. Иногда ее называют
«шведский социализм». Она обеспечивает
высокую степень социальной защищенности
граждан, но из-за присущей для всех
чрезмерно централизованных систем
унификации в социальной сфере,
ограниченности свободы выбора для
потребителей не пользуется широким
распространением и популярностью, так
как это расценивается как очень
существенные недостатки в системе
западной демократии. Для шведской модели
также характерно высокое налоговое
давление на предпринимательство и
население, что также не особенно
привлекательно для других стран.

Модель «государства
благосостояния»
является типичной
рыночной моделью с высоким уровнем
регулирования социальной сферы.
Государство, имея
приоритетом рыночное хозяйство, берет
на себя функцию обеспечения социальной
стабильности граждан, обеспечивает
широкий спектр социальных услуг, которые
рынок обеспечить не может. В «государстве
благосостояния» высок уровень
расходов на социальные нужды, высоки
социальные минимальные стандарты, часто
они приближены к средним показателям
по стране.

Модель социально-ориентированного
рыночного хозяйства
, основоположником
которой является Людвиг Эрхард, базируется
на принципах свободной конкуренции,
свободного выбора предметов потребления,
свободы раскрытия и процветания личности.
При безусловном приоритете экономической
свободы рынка эта модель характеризуется
также высокой степенью защищенности
граждан, которая обеспечивается
посредством государственного вмешательства
через перераспределение благ, налоговую
политику, правовое обеспечение и т.д. В
этой модели действует целая система
социальных амортизаторов, обеспечивающая
уровень жизни
не ниже черты бедности. При этом
государство задачи,
которые могут решить сами граждане, на
себя не берет.



Рыночная социальная модель
отличается наибольшей социальной
жесткостью. В качестве основного принципа
здесь действует приоритет рыночных
методов регулирования социальной сферы
перед методами прямого государственного
вмешательства. Она характеризуется
разгосударствлением социальной сферы,
сведением до минимума государственных
субсидий и дотаций и расширением рыночных
инструментариев в функционировании.

В нашей стране при
стратегической ориентации на социальное
рыночное хозяйство в настоящее время
доминирует рыночная социальная модель.
Резкий переход от патерналистской
социалистической модели к рыночной
социальной, от массовой социальной
защиты и поддержки и разветвленной сети
бесплатных учреждений социальной сферы
к рыночным методам дает очень резкий
контраст, болезненно переносится
населением. К тому же эти модели и
идеологически чужды друг другу, так как
в основе одной — коллективизм, а другой
— индивидуализм. Более мягкие модели
«государства
благосостояния» и «социального
рыночного хозяйства» безусловно
облегчили бы переход к рыночным
отношениям, но условия глубокого
экономического кризиса резко ограничивают
такие возможности.

По этой причине не всегда удается
реализовать и провозглашенные принципы
социальной политики, например такие,
как создание условий для поддержания
приемлемого уровня
благосостояния, социальная защищенность
в экстремальных ситуациях, гарантированность
прожиточного минимума в виде минимальной
зарплаты и минимальной пенсии. К основным
принципам российской социальной политики
также относятся поддержка за счет
государственных средств только слабо
защищенных групп населения, их адресная
поддержка; повышение обоснованности
предоставляемых льгот, преимуществ и
привилегий, перенос центра тяжести по
содержанию социальной сферы на местный
уровень власти; гласный
характер социальной политики,
предоставление общественности результатов
проводимых социальных преобразований;
государственный и общественный контроль
в социальной сфере и др.


Характеризуя современную направленность
социальной политики России, нельзя не
учитывать исторический аспект развития
социального комплекса. После расцвета
социальной сферы в 1960-х годах, когда
СССР вошел в число стран
с развитым социально-культурным
комплексом — лидирующее место в мире по
обеспеченности врачами и больничными
койками, снижение смертности в 3 раза,
детской — в 9 раз, увеличение средней
продолжительности жизни
с 32 до 70 лет (1913-1960 гг.), невиданный рост
уровня образования
населения, насыщенности специалистами
высшей квалификации отраслей хозяйства,
рост научно-интеллектуального потенциала
страны — начались долгие
годы застоя. С 1960-х годов на социальной
сфере стали сказываться общие отрицательные
тенденции в экономике России: отсутствие
эффективного хозяйственного механизма,
снижение отдачи ресурсов, диспропорции
в народном хозяйстве и диспропорции в
финансировании отдельных его отраслей
и т.д. Засилие в социальном комплексе
крупных моносистем — государственных
систем образования и здравоохранения
и других делали социальный комплекс
малодинамичным, слабовосприимчивым к
изменяющимся условиям и потребностям
населения. В этот период для него
характерна сверхцентрализованность,
жесткая вертикальная иерархия. Управление
характеризуется строгой бюрократической
регламентацией в распределении
материальных и кадровых ресурсов.
Отсутствие конкуренции предопределило
отсутствие действенных стимулов в
развитии, которое шло в основном
экстенсивным путем, без структурных
преобразований. Снижал эффективность
социального комплекса и неадекватный
уровень оплаты труда.


Современное состояние социального
комплекса характеризуется как критическое.
Со вступлением страны
в глубочайший экономический кризис
1990-х годов для него характерны спад
производства, инфляция, падение жизненного
уровня большинства
населения. Попытка реформирования сферы
финансирования жилищно-коммунального
хозяйства, расширение границ платности
в образовании, здравоохранении, культуре
идет без адекватного реформирования
структуры оплаты труда занятых в
общественном производстве и увеличения
пенсий и пособий. Объективно необходимое
расширение участия населения в покрытии
затрат на социальные блага не учитывает
отсутствия необходимой для этого
материальной базы и, что также важно,
моральной неподготовленности населения.

Уровень современного
развития социального комплекса страны
характеризует «индекс человеческого
развития», который был введен ЮНЕСКО
для сравнения стран,
различных по общественному строю. Он
рассчитывается на базе трех основных
показателей: (1) уровня
жизни, измеряемого
доходом на душу населения, с учетом
внутренних цен на товары и услуги; (2)
средней предстоящей продолжительности
жизни — это комплексный
показатель здоровья населения; (3) уровня
образования населения. В 1970 г. СССР по
индексу человеческого развития находился
на 12-м месте в мире, в 1992 г. Россия
находилась уже на 52-м месте, уступая
ряду стран Юго-Восточной
Азии, Латинской Америки, Польше, Чехии,
Словакии, государствам
Балтии, а сейчас страна
занимает место во второй сотне государств
вместе с беднейшими странами
третьего мира.

В сложившихся экономических условиях
в стране предпринимаются
меры, направленные на смягчение
отрицательных последствий резкого
падения уровня жизни
и на частичную компенсацию потерь
наиболее нуждающимся группам населения.
Создаются механизмы защиты доходов
работников бюджетной сферы, социальной
поддержки семей с детьми, ветеранов,
инвалидов, граждан, потерявших работу.
В основном удается сохранить общедоступность
образования, здравоохранения и культурного
обслуживания населения. В то же время
эта работа проводится недостаточно
эффективно. Например, индексация
заработной платы, в первую очередь в
бюджетной сфере, не компенсирует потерь;
многие льготы, социальные пособия
выплачиваются без учета материального
положения семей и объективной оценки
возможностей конкретных людей обеспечить
собственное благополучие своими руками,
в результате происходит распыление тех
немногих средств, которые необходимы
наиболее слабообеспеченным. Очень
актуальна проблема финансирования
социального комплекса. Попытка расширения
границ платности, ускорение внедрения
обязательного медицинского страхования
не решили проблемы дефицита финансов.
Требуются развитие законодательной
базы, рациональная организация управления,
реформирование на эффективной основе
крупнейших систем социального комплекса:
занятости, пенсионного обеспечения,
социальной защиты наиболее малообеспеченных,
оказавшихся в экстремальных ситуациях,
таких жизненно важных отраслей социальной
инфраструктуры, как здравоохранение,
образование, жилищно-коммунальное
хозяйство. Реформы социальной сферы
должны разрабатываться на комплексной
основе, не только учитывать стесненные
возможности государственного бюджета
по финансированию, но и быть направленными
на укрепление материального благополучия
населения как основы повышения налоговой
базы и перенесения платы за социальные
услуги с плеч государства
на плечи самих граждан.

Государственное регулирование играет
огромную роль в развитии и поддержании
стабильности социальной сферы в любой
стране, что подтверждается
мировой практикой и отмечается в Докладе
Всемирного банка, где говорится, что
государство должно
оказывать определяющее влияние на
развитие сферы социальных услуг и
инфраструктуры, на защиту наиболее
уязвимых категорий населения, на охрану
окружающей природной среды.

В области государственного регулирования
социальной сферы выделяются федеральный,
региональный и местный уровни
управления. В последние годы все большее
число вопросов в области социальной
политики передается с федерального на
региональный и местный уровень,
значимость этих уровней
в социальной сфере постоянно растет.

На федеральном уровне
разрабатывается социальная политика
государства, осуществляется
ее правовое обеспечение, разрабатываются
основные методы и подходы к решению
задач социальной политики, вырабатывается
и совершенствуется структура исполнительных
органов, на которые возлагается решение
поставленных социальных задач. На этом
уровне проводится
социальный мониторинг, социальное
прогнозирование, разрабатываются и
утверждаются федеральные социальные
программы. К функциям федерального
уровня власти также
относятся установление таких социальных
нормативов, как минимальный размер
оплаты труда, минимальные пенсии,
прожиточный минимум, разработка основных
методов социальной поддержки наиболее
нуждающихся в ней групп населения. На
федеральном уровне
выделяются средства на оплату бюджетной
сферы, финансируются учреждения,
находящиеся в федеральной собственности,
делаются инвестиции в социальную сферу
районов нового освоения, районов
повышенной социальной напряженности,
экологического и социального бедствий,
осуществляются выплаты по долговым
обязательствам населению. Непосредственно
влияет на социальную сферу и функция
установления налогов и пропорций
распределения федеральных налогов
между федеральными, региональными и
местными органами власти.

На региональном и местном уровнях
разрабатываются концепции социального
развития территорий, готовится
региональное и местное законодательное
обеспечение, подбираются формы и методы
работы, адекватные региональным и
местным особенностям,

а также проводится социальный мониторинг
и социальное прогнозирование, изыскиваются
средства для дополнительных поступлений
в бюджеты территорий, выделяются средства
на оплату труда бюджетников, осуществляется
финансирование учреждений муниципальной
собственности, устанавливается система
региональных и местных налоговых и
других льгот, осуществляются мероприятия
по социальной защите населения.

Законодательные основы социальной
политики
государства
закреплены в Конституции Российской
Федерации, где записано, что «Российская
Федерация — социальное государство,
политика которого направлена на создание
условий, обеспечивающих достойную жизнь
и свободное развитие человека».
Законодательные основы социального
комплекса разрабатываются Государственной
Думой, законодательными собраниями в
регионах и органами местного самоуправления,
которые также имеют право на законодательное
нормотворчество в пределах своих
муниципалитетов. Федеральное
законодательство представлено такими
законами, как Гражданский кодекс, Кодекс
законов о труде, «О повышении социальных
гарантий для трудящихся», «О
занятости населения в РФ», «О
медицинском страховании граждан в
Российской Федерации», «О беженцах»,
«О вынужденных переселенцах», «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения», «О государственной
поддержке кинематографии», «Об
образовании», «Об основах социального
обслуживания в РФ» и многими другими,
регулирующими развитие социальной
сферы государства.

Руководство социальной сферой
осуществляется непосредственно
исполнительными органами: Министерством
здравоохранения РФ, Министерством
образования РФ, Министерством культуры
РФ, Министерством труда и социального
развития РФ, Министерством экономического
развития и торговли РФ, Министерством
промышленности, науки и технологий РФ,
Министерством РФ по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых
коммуникаций, Министерством по делам
федерации, национальной и миграционной
политики РФ, Министерством природных
ресурсов РФ, Министерством внутренних
дел РФ, Государственным комитетом РФ
по физической культуре, спорту и туризму,
Государственным комитетом РФ по
строительству и жилищно-коммунальному
комплексу и др. На региональном и местном
уровнях они имеют свои
подразделения. На уровне
городов и районов в составе администраций
работают их отделы, управления, комитеты,
например отделы культуры, здравоохранения,
отделы труда и занятости, развития и
эксплуатации жилищно-коммунального
комплекса, проведения жилищной реформы,
отделы по защите прав потребителей и
др.

Органы исполнительной власти всех
уровней создают основную
часть регламентации по всем направлениям
и отраслям. Они выпускают постановления,
распоряжения, инструкции, утверждают
социальные программы, определяют
региональные и местные стандарты,
содержание и организацию деятельности
конкретной отрасли социальной сферы,
полномочия, лицензирование, финансирование,
порядок предоставления услуг и т.д.

В настоящее время наблюдается тенденция
децентрализации управления социальной
сферой. Принципы разграничения компетенции
и полномочий между федеральными,
региональными и местными органами
власти предполагают возложение всей
меры ответственности за работу социальной
сферы на региональные и местные власти.
Они же регулируют деятельность частных
и смешанных предприятий, акционерных
обществ данного профиля. Со временем в
соответствии с Конституцией РФ органы
местного самоуправления и предприятия
муниципальной собственности будут
отделены и выведены из государственного
подчинения.

Для реализации социальной политики
применяются разнообразные методы
государственного регулирования
,
к которым относятся:

  • ■ Правовое регулирование
    принимаемые на всех уровнях
    государственной власти правовые акты
    и нормативные документы, действие
    которых распространяется на предприятия
    всех форм собственности.

  • ■ Финансово-кредитное регулирование
    — использование рычагов по управлению
    финансовыми потоками. Основной формой
    реализации данного метода является
    выделение в государственном бюджете
    статей, за счет которых финансируются
    бюджетные отрасли — отрасли социальной
    сферы. Другой формой финансового
    регулирования является создание
    внебюджетных социальных фондов:
    пенсионного, социального страхования,
    обязательного медицинского страхования,
    занятости населения, за счет которых
    финансируются соответствующие отрасли
    социальной сферы.

  • ■ Приватизация — передача
    предприятий социальной сферы в частную
    собственность, как правило, ограничена.
    Расходы по содержанию таких предприятий,
    оплате труда работников несет государство.

  • ■ Целевые программы — программы,
    имеющие социальную направленность по
    наиболее острым социальным проблемам.
    Эти программы также финансируются из
    государственного бюджета. В настоящее
    время реализуются следующие программы:
    «Дети России», «Жилище»,
    «Сахарный диабет», «Федеральная
    миграционная программа», «Развитие
    образования» и многие др.

  • ■ Социальные стандарты
    разработка форм и объемов социальных
    услуг, бесплатное предоставление
    которых всем гражданам РФ гарантируется
    Конституцией РФ.

Государственное регулирование в области
социальной политики осуществляется
как административными, так и экономическими
методами. Одним из основных методов
является законодательное регулирование.
В законодательных актах заложены основы
функционирования всей социальной сферы,
закреплены основные направления
развития, определены социальные
стандарты, условия и права на получение
социальной помощи различными социальными
группами и т.п. В качестве регулятора
выступают также государственные заказы
в области здравоохранения, образования,
науки, культуры, искусства, тарифная
система оплаты труда. Социально-экономические
программы относятся к высшим формам
государственного регулирования.
Разрабатываются и целевые государственные
программы трудоустройства населения,
стимулирования роста занятости, создания
рабочих мест в госсекторе, помощи
инвалидам, усиления правовой защищенности.
Государство воздействует
на состояние рынка рабочей силы,
профессиональное переобучение и
переквалификацию, занимается развитием
системы страхования от безработицы,
устанавливает пределы в оплате труда,
регулирует колебание цен на товары и
услуги, носящие жизненно важный характер,
например, жилищно-коммунального
хозяйства, топливно-энергетического,
транспортного комплекса. Государство
выделяет на развитие социальной сферы
ассигнования из бюджета: дотации,
субвенции, субсидии.

Инструментами проведения социальной
политики государства
служат социальные гарантии, стандарты,
потребительские бюджеты, минимальный
размер оплаты труда и другие пороговые
социальные ограничители. Социальные
гарантии
обеспечиваются на
законодательной основе, фиксирующей
обязанности и ответственность как
государства перед
гражданами, так и граждан перед
государством. На
социальные нужды за счет всех источников
финансирования, в том числе предприятий
и населения, направляется около 18%
валового внутреннего продукта (ВВП). В
приоритетном порядке выделяются средства
на реализацию федеральных программ
поддержки семьи и детства, инвалидов и
пожилых людей, охрану здоровья, развитие
услуг образования и культуры.

Значительные денежные ресурсы
концентрируются в следующих внебюджетных
социальных фондах: пенсионном, занятости,
социального страхования, медицинского
страхования. Бюджет этих фондов составляет
почти 40% по отношению к расходам
федерального бюджета.

Социальные стандарты являются
средством обеспечения прав граждан в
области социальных гарантий, предусмотренных
Конституцией. Они необходимы также для
определения финансовых нормативов.
Государственные минимальные социальные
стандарты разрабатываются на единой
правовой базе и общих методических
принципах. Например, постановлениями
Правительства РФ устанавливается
величина прожиточного минимума в расчете
на душу населения по представлению
Министерства труда и социального
развития РФ и Государственного комитета
РФ по статистике. Этот показатель
используется для оценки уровня
жизни населения, при
разработке и реализации социальной
политики, федеральных социальных
программ, обоснования минимального
размера оплаты труда и минимального
размера пенсии по старости, а также для
определения размеров стипендий, пособий
и других социальных выплат и формирования
бюджетов всех уровней.

Минимальный потребительский бюджет
служит основой для планирования поддержки
малообеспеченных слоев населения в
период кризиса экономики, используется
также для расчета минимальной оплаты
труда, пенсий. В варианте повышенного
стандарта он обеспечивает нормальное
воспроизводство рабочей силы, а в
варианте пониженного стандарта является
показателем прожиточного (физиологического)
минимума.

Прожиточный минимум — минимальный
доход, один из самых важных инструментов
социальной политики. С его помощью
оценивается уровень
жизни населения,
регулируются доходы, он учитывается
при социальных выплатах. Прожиточный
минимум — стоимостная оценка минимального
научного обоснованного набора продуктов
питания, непродовольственных товаров
и услуг, необходимых для сохранения
здоровья и поддержания жизнедеятельности
человека при определенном уровне
развития экономики. В него включаются
расходы на продукты питания из расчета
минимальных размеров потребления,
расходы на непродовольственные товары
и услуги, а также налоги и обязательные
платежи.

При определении прожиточного минимума
в России используется так называемый
«корзиночный подход». Минимально
приемлемые нормы питания и расходы на
непродовольственные товары (жилье,
лекарства, санитарная гигиена и др.)
исчисляются на основе потребительской
корзины. Институтом питания РАМН
определен набор из около 40 видов продуктов
питания; перечень непродовольственных
товаров и услуг не конкретизируется и
принимается по отношению к общей
стоимости продовольственной корзины
исходя из структуры расходов на них у
10% наименее обеспеченных домохозяйств.
Потребительская корзина — это
совокупность минимумов потребления
конкретных продуктов питания,
непродовольственных товаров и услуг.
Потребительская корзина разработана
в среднем на душу населения и отдельно
для мужчин (16-59 лет) и женщин (16-54 лет),
пенсионеров и детей.

Стоимость потребительской корзины —
прожиточный минимум, нижняя граница
стоимости жизни,
показатель минимального состава и
структуры потребления материальных
благ и услуг. Для работающих она
обеспечивает сохранение работоспособности
— это граница бедности, а для неработающих
она обеспечивает лишь поддержание
жизнеспособности — это уже граница
нищеты.

Социальное государство — Википедия

Что входит в социальную политику государства: Социальная политика государства – Социальная политика государства Социальные затраты, процент от ВВП государств ОЭСР, 2001.

Социа́льное госуда́рство (нем. Sozialstaat[1]) — модель государства, политика которого направлена на перераспределение материальных благ в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся[2].

Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.

Однако социальное государство здесь по своей сути кардинально отличается от социалистического[3].

Многие сторонники социального государства считают, что именно реализация этих идей «создала благосостояние Запада после Второй мировой войны»[4].

Понятие «социальное государство» впервые употребил в 1850 году Лоренц фон Штейн[5][6][7]. Он включил в перечень функций государства «поддержание абсолютного равенства в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти». Государство, согласно Штейну, обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого [8], и именно в этом смысле говорится о социальном государстве.

  • Высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя крупных собственников;
  • Социально-ориентированная структура экономики;
  • Формирование гражданского общества;
  • Разработка государством разнообразных социальных программ;
  • Утверждение целей государства, обеспечивающих каждому достойные условия жизни, социальную защищенность и равные стартовые условия для самореализации личности;
  • Социальная ответственность перед гражданами.
  • Поддержка социально незащищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов).
  • Борьба с безработицей.
  • Помощь молодым предпринимателям.

Прусский социализм[править | править код]

Растущее давление рабочего и профсоюзного движения, опасения по поводу возможного усиления социалистов заставляли правительства промышленно развитых стран идти на социальные уступки. В Германии канцлер Отто фон Бисмарк, позднее кайзер Вильгельм II, прямо предупреждали о такой угрозе. Советники канцлера О. фон Бисмарка (особенно Адольф Вагнер) инициировали в Германии разработку нормативных правовых актов об обязательном социальном страховании профессиональных групп работников, самоуправляемых товариществах взаимного страхования. Это позволяло аккумулировать финансовые ресурсы как гарантии качественной медицинской и реабилитационной помощи, высокий уровень страховых выплат. Такая социально-правовая конструкция получила условное название «модель Бисмарка» («Прусский социализм») и в модифицированном виде использовалась долгое время в Германии и некоторых других странах. В 1871 г. Германия вводит государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, в 1880 г. — финансирование медицинской помощи, в 1883 г. — пособия по болезни.

Социальное страхование от несчастного случая было введено и в других странах: в Австрии в 1887 г., во Франции — в 1898 г., в Норвегии — в 1894 г., Новой Зеландии -в 1900 г., Швеции — в 1901 г. Медицинское страхование стало государственным в Австрии в 1888 г., в Швеции — в 1891 г., в Норвегии — в 1909 г.

Государство благосостояния[править | править код]

Большой резонанс имели меры социальной защиты, вводимые в США правительством Ф. Д. Рузвельта в рамках «нового курса» в начале 1930-х годов в связи с Великой депрессией.

В Великобритании значительным событием стал доклад У. Бевериджа в парламенте (1942 год), где говорилось о принципах «государства благосостояния» (Welfare State). Термин «государство благосостояния» употреблялся как совпадающий в основном с понятием «социальное государство». Стали говорить о модели социальной защиты Бевериджа.

Модель Бевериджа предполагает распределение ответственности между государством (базовые гарантии соцзащиты для всего населения с ориентацией на прожиточный минимум), работодателем (страхование наемных работников с их частичным участием) и работником (дополнительное личное страхование).

На основании доклада правительство Великобритании в 1944 году начало реформу системы социального страхования. К 1952 году были введены в действие законы о государственной службе здравоохранения, программы страхования в связи с несчастными случаями на производстве, пенсионного страхования[9].

8 января 1964 г. в США в первом послании о положении страны президент Л. Джонсон торжественно провозгласил начало «бескомпромиссной войны с бедностью в Америке (англ.)русск.» как часть программы построения «Великого общества». 16 марта того же года он направил в конгресс специальное послание «О войне с бедностью», на основании которого 20 августа был принят закон об экономических возможностях (Economic Opportunitiy Act). Он включал четыре вида мероприятий по борьбе с бедностью: профессиональная подготовка и обучение, программы так называемых «общинных действий», осуществляемых под эгидой местных властей, специальные программы помощи для сельской местности и мелкого бизнеса, а также деятельность организации «Добровольцы на службе Америки» (Volunteers in Service to America, VISTA). В соответствии с этим законом учреждалось федеральное Управление экономических возможностей (Оffice of Economic Opportunity). В области медицинского обслуживания в 1965 была введена специальная программа «Медикейд» для наиболее нуждающихся и «Медикэр» для пенсионеров. В 1964 г. была также начата федеральная программа субсидирования части расходов малообеспеченных граждан на продукты питания в виде продовольственных купонов. Кроме того, во второй половине 60-х годов были приняты некоторые меры по оказанию помощи малообеспеченным семьям в аренде квартир в частных жилых домах и по расширению программ федерального финансирования строительства дешевых жилищ в рамках законов о жилищном строительстве и городском развитии 1965 и 1968 гг.[10]

Изменение отношения к идее социального государства[править | править код]

После Второй мировой войны в Европе наблюдался всплеск симпатий к идеалу социального государства[11], под которым понимался умеренный демократический социализм. Европейское социальное государство тех лет характеризуется приходом социал-демократов к власти и национализацией здравоохранения, транспорта, энергетики, тяжёлой и добывающей промышленности. В экономике господствовало кейнсианство.

Кризис идей социального государства пришелся на конец 1970-х — начало 1980-х годов, когда возобладали тэтчеризм и рейганомика. Однако на тот момент так было только в отношении Великобритании и США, а так же (на время) Голландии.

Самый молодой монарх в Европе король Нидерландов Виллем Александр в сентябре 2013 года объявил о конце государства всеобщего благосостояния. Вместо него появится «общество участия» (participation society), предполагающее сокращение социальных расходов государства и перенос социальных расходов на население[12].

В качестве количественных критериев реализации социального государства часто используются

  • Уровень бедности
  • Относительный эффект социальных программ на уровень бедности
  • Доля ВВП на расходы, связанные с социальными программами

Среди современных примеров реализации идеала социального государства обычно приводят страны Скандинавского полуострова (то есть «шведская модель»), Финляндию, Нидерланды, Канаду, Швейцарию, Германию, Бельгию, а также иногда Великобританию, Францию, Австрию, Новую Зеландию, Австралию, США, Италию, Грецию, Португалию, Японию, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Эстонию, Литву, Латвию, страны Персидского залива, Ливию (при Кадаффи) и другие страны.

С 1993 года Россия официально провозглашена социальным государством (Конституция Российской Федерации, глава 1, статья 7)[13].

Задача социального государства — обеспечить своим гражданам следующие условия[14]:

  • каждый гражданин должен иметь достойный человека прожиточный минимум;
  • каждый трудоспособный человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание всей семьи;
  • нетрудоспособные или граждане, не имеющие по каким-либо причинам возможности трудиться (дети, больные, инвалиды, пенсионеры, безработные, беженцы и переселенцы), должны иметь возможность поддерживать обычный жизненный стандарт за счет перераспределения государством средств, накопленных субъектами, участвующими в экономической жизни страны.

В интервью агентству РИА-Новости 14 июня 2013 президент В. Путин заявил[15]:

… Социальная защита — одна из важнейших функций государства. И возможный отказ от неё поставит под угрозу само существование института государства как такового… И кризис в ряде европейских стран наглядно это продемонстрировал. Ключевое слово здесь — неэффективность. Не социальная политика, а жизнь не по средствам, потеря контроля за общим состоянием экономики, структурные перекосы — вот что приводит к тем последствиям, с которыми Европа столкнулась сегодня. К тому же во многих европейских странах пышным цветом расцвело иждивенчество, где зачастую не работать гораздо выгоднее, чем работать. Оно угрожает не только экономике, но и нравственным основам общества…
Для России такой (европейский) подход неприемлем. Социально ориентированное государство — это не прихоть, а необходимость…
Что касается Европы, … ведущие европейские страны проводят структурные реформы, чтобы повысить конкурентоспособность своих экономик, борются с безработицей… А свои обязательства прописали в Стратегии социально-экономического развития ЕС до 2020 года. Так что хоронить европейскую социальную модель пока рано.

К распространённой критике социального государства относится мнение, что оно приводит к социальному иждивенчеству, когда широкие слои населения стремятся стать и всю жизнь оставаться получателями пособий вместо того, чтобы работать[16].

Есть мнение, что перераспределение доходов от богатых к бедным представляют собой форму экспроприации, а наличие правовых норм, которые относятся к категории лиц с чётко определённым социально-экономическим статусом, формой дискриминации[17]. Сторонники монетаризма, австрийской экономической школы и связанных с ними политических течений, в частности неолибералы и классические либералы, также полагают, что государство всеобщего благосостояния приводит к падению эффективности экономики и несёт в себе риск утраты населением политических свобод[17][18][19].

Коммунисты считают, что необходимым условием обеспечения социальных гарантий является только переход от капитализма к социализму. Для социал-демократов социальное государство и есть социализм, но для коммунистов — социальное государство является лишь уступкой государственного капитализма трудящимся[20].

Многие учёные отмечают нарастающий кризис социального государства или государства всеобщего благосостояния. Это связано, в первую очередь, со стремительной модернизацией общества, его переходом на качественно новый уровень, на котором применение традиционных моделей социального перераспределения уже не представляется возможным.

Переход на новую ступень экономического и общественного развития сильно отразился на возможности сохранения социального государства. Наступающая эра экономики инноваций, а далее — экономики знаний предполагает принципиально новый способ мышления людей. Ценность индивида, его компетенций и личных навыков ставится выше ценности «индивида-винтика», следующего целям своего коллектива. Разрушение прежних коллективистских ценностей, концепции всеобщего равенства и блага, также внесло существенный вклад в обесценивание самой концепции социального государства.

Одним из факторов, ставших причиной кризиса, стал кризис национального государства и института государства в целом. В рамках современных тенденций государство как основной актор глобальных политических процессов теряет свои прежние позиции, усиляется тренд децентрализации государств, что приводит не только к устареванию концепции национального государства, но и в принципе к невозможности эффективного выполнения государством своих социальных функций. Кроме того, для осуществления полноценной социальной политики требовался значительный государственный аппарат, который имел тенденцию к разрастанию, что привело к существенным расходам государственного бюджета, его дефициту во многих социальных государствах. Это привело к дополнительным усилиям для стимулирования работы государственных органов, что также требовало определённых ресурсов и новых технологий. Помимо этого, концепция социального государства тесно связана со множеством этических вопросов. На практике же, в ходе функционирования государственных органов, появлялось стремление к подмене госслужащими социальных интересов общества внутренними интересами, реальная неэффективность их деятельности, стремление к более высокой должности и многие другие свойственные корпоративной среде явления.

Кризису способствует и продолжающийся процесс глобализации. Он является причиной кризиса национального государства, отмирание которого вызывает, как уже говорилось выше, и разрушение социальной модели государственного строя. В условиях, когда становится невозможным для ряда стран сохранять чёткие границы и обладать внешним суверенитетом, сохранение полноценного социального государства, одновременно способного контролировать и глобальных акторов финансовой деятельности для поддержания социальной справедливости, не представляется осуществимым.

Помимо практических несовершенств в ходе реализации принципов социального государства также наметился и этико-философский кризис, который обострялся по мере осуществления своей деятельности социальными государствами. Основой его стало разногласие во многих конкретных ситуациях между желанием действовать экономически эффективно и, с другой стороны, придерживаться социальной этики. Об этом кризисе говорил и П.Розанваллон, французский историк. Некоторые учёные полагают, что решение этого противоречия возможно с помощью разработки новой экономической парадигмы, в рамках которой экономическая эффективность будет оцениваться не в отрыве от человека как субъекта экономической деятельности, обладающего определёнными ценностями и совокупностью личностных качеств, но только в соотношении с социальными показателями. В данном случае можно говорить о таком феномене как социальная экономика. [21]

Помимо философского кризиса, вполне явным стал кризис, вызванный противоречием между концепциями правового и социального государства. В современных условиях первое признаётся как необходимость для существования демократического развитого государства, однако его принципы во многих аспектах противоречат методам и задачам второго. Если правовое государство говорит о контроле за деятельностью гос. структур и ограничении их власти с целью сохранения максимально возможной свободы граждан, то социальное предполагает прямое вмешательство государства в общественную жизнь ради всеобщего блага.[22]

  1. ↑ Также англ. Welfare state, государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия. В некотором смысле, является синонимом англо-саксонского термина «государство благосостояния» (англ. Welfare state) используют «социальное государство» (нем. Sozialstaat), прежде всего употребляемое в Германии и России, «государство-покровитель» или «государство-защитник» во Франции с. 6 (недоступная ссылка).
  2. ↑ Актуальное интервью. Социальное государство: лозунги или реальность? (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 22 апреля 2018. Архивировано 23 апреля 2018 года.
  3. ↑ http://www.imemo.ru/ru/publ/2009/09016.pdf (недоступная ссылка) с. 11
  4. ↑ Джеффри Соммерс. Прибалтийский бунт: плоды тэтчеризма.
  5. ↑ Становление социального государства, его конституционно-правовые и политические характеристики
  6. ↑ Евстратов Александр Эдуардович. Генезис идеи социального государства :Историко-теоретические проблемы : Дис. … канд. юрид. наук : 12.00.01 : Омск, 2005
  7. ↑ Классик государственного социализма
  8. ↑ Штейн Л. История социального движения Франции с 1789 года. Пер. со 2-го нем. изд. Т.1. Основное понятие общества и социальная история Французской революции до 1830 г. Спб.: Тип. А.М. Котомица, 1872. С. XXVIII
  9. ↑ Роик, Валентин, 2012, с. 95.
  10. ↑ История США. Том 4 Архивировано 18 сентября 2016 года.
  11. ↑ Демократический социализм (недоступная ссылка)
  12. ↑ Король Нидерландов объявил о завершении эпохи «всеобщего благосостояния»
  13. ↑ На «круглом столе» в Госдуме: За социальное государство и достойную жизнь граждан!
  14. Дреманова М. А. Россия — социальное государство? Архивная копия от 13 января 2014 на Wayback Machine // Теория и практика общественного развития. 2012. № 12.
  15. ↑ Интервью информационному агентству «РИА Новости»
  16. ↑ Exposing the myths of walfare (англ.) / Centre for Labour and Social Studies
  17. 1 2 Хайек Ф. Право, законодательство и свобода: Современное понимание либеральных принципов справедливости и политики. — М.: ИРИСЭН, 2006. ISBN 5-91066-010-1
  18. Фридман М. Капитализм и свобода. М.: Новое издательство, 2006.
  19. Нозик Р. Анархия, государство и утопия. М.: ИРИСЭН, 2008. ISBN 5-91066-007-0
  20. ↑ Шубин А. В. Социализм: «Золотой век» теории
  21. Кибардина Л. Н. Основная проблематика и факторы кризиса современного социального государства // Омский научный вестник. — 2010.
  22. Кочетков В. В., Кочеткова Л. Н. Социальное государство и мировой кризис: парадигма преодоления // Власть. — 2009.

Социальная политика — Википедия

Социальная политика — политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов[1][2]. Вместе с тем следует учитывать, что нет устоявшегося мнения относительно того, что следует понимать под выражением «социальная политика». Так, этот термин нередко используется в смысле социального администрирования по отношению к тем институционализированным (то есть закреплённым в правовом и организационном плане) социальным услугам, которые обеспечиваются государством. Такое использование термина некоторые авторы считают ошибочным[2].

Чаще под социальной политикой в прикладном, практическом смысле (контексте) понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. В зависимости от того, от кого исходят эти меры, кто их главный инициатор (субъект), различают соответствующие виды социальной политики — государственная (федеральная), региональная, муниципальная, корпоративная и т.д. В широком смысле и с научных позиций — это не столько система мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная их конечная цель — человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом[3].

Традиционными сферами социальной политики считаются следующие: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги)[1].

Субъекты проведения социальной политики

Обычно под «социальной политикой» понимают социальную политику, проводимую государством («государственную социальную политику»), однако в качестве субъекта проведения социальной политики могут выступать не только государства, но и другие субъекты — надгосударственные образования (в этом случае говорят о надгосударственной социальной политике), отдельные административные образования (местная, или региональная социальная политика), а также отдельные предприятия, в том числе транснациональные.

Государственная социальная политика

Свою социальную политику государство обычно проводит через местные и региональные органы власти. Финансируется государственная социальная политика из государственного бюджета. Объектами социальной политики государства обычно являются крупные социальные группы, соответствующие либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.

Цель социальной политики государства состоит в улучшении здоровья нации, в обеспечении достаточного дохода и социальной поддержки в определённых неблагоприятных жизненных ситуациях и, в целом, в создании для населения благоприятной социальной атмосферы в обществе.

Социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.

Социальная политика активно изучается учеными индустриально развитых стран с помощью конкретных социологических исследований. В частности, широкие исследования в этой области осуществляются в современной Германии.

Формы реализации социальной политики

Формы реализации социальной политики различны. Одна из основных таких форм — оказание социальных услуг. Объектом получения социальных услуг могут выступать как отдельные социальные группы (обычно — имеющие определённые социальные проблемы), в отношении которых проводится социальное администрирование, так и всё население в целом.

Например, система социальной защиты безработных является неотъемлемым элементом государственной политики. Она включает в себя две системы: страхование по безработице[4], основанное на трудовом и страховом стаже с учетом уровня заработной платы, и социальное обеспечение для поддержания жизненного уровня, предоставляемое после проверки нуждаемости. Наиболее распространенной в развитых странах государственной программой поддержки дохода для безработных является страхование по безработице.

Стратегия и приоритеты социальной политики

Стратегия социальной политики — это генеральное решение системы социальных проблем страны на данном конкретно-историческом этапе её развития.

При разработке и реализации социальной политики с необходимостью встаёт вопрос о социальных приоритетах, то есть социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее настоятельными и срочными, требующими первоочередного решения. В качестве главных приоритетов социальной политики можно выделить:

  • обеспечение человеку от рождения до старости нормальных условий жизни и развития;
  • создание условий для функционирования семьи как первичной ячейки общества, особое внимание оказывать матерям;
  • обеспечение экономической безопасности, надежная защита конституционных прав и свобод граждан;
  • обеспечение эффективной защищенности населения: повышение качества социальной защиты населения, охрана здоровья, культуры, обеспечения жильем, улучшение демографической ситуации.

К субъектам социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации, которые влияют на разработку государственной социальной политики.

Выделяют следующие принципы социальной политики:

  • социальной справедливости,
  • социальной ответственности,
  • социального партнерства,
  • социальных гарантий,
  • преемственности.

К задачам социальной политики относятся:

  • стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления,
  • усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости,
  • обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения,
  • сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности.

Для эффективного осуществления своих регулирующих функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин.

Опыт большинства государств мира подтверждает: при всей объективной зависимости решения социальных проблем от экономического и политического положения в стране социальная политика обладает самостоятельностью, способна своими средствами содействовать повышению уровня благосостояния населения, оказывать стимулирующее влияние на стремление граждан к социальному прогрессу. В современных условиях социальная политика должна быть приоритетна для властных структур любого государства.

Правовое обеспечение социальной политики России

Основополагающими законодательными актами, на которые опирается социальная политика России, являются:

Конституция РФ (ст. 114) устанавливает, что Правительство России обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соцобеспечения, экологии.

Методы современной социальной политики государства делятся на четыре группы:

1. Экономические.

Включает в себя цены, тарифы, налоги, экономические льготы, пенсии, пособия, стипендии, заработную плату, социальные выплаты всех видов и т. д..

2. Административно-распорядительные.

Меры разрешительного и запретительного характера. Таких как выдача лицензий на какую-либо деятельность в области социального обслуживания, в среде субъектов рыночного хозяйства, запрет на продажу алкогольных напитков вблизи учебных заведений.

3. Правовые или законодательные.

Регулируют различные стороны деятельности подразделений потребительского комплекса национальной экономики, на основе действующих законодательных и правовых актах.

4. Идеологические.

Методы, направленные на формирование нравственно-этических понятий и норм общества, использующие такие категории, как «добро» и «зло», «нравственное» и «безнравственное», «хорошее» и «плохое».

См. также

Примечания

Литература

  • Журнал исследований социальной политики Издательство НИУ «Высшая школа экономики»
  • Гулина М. А. Словарь-справочник по социальной работе / Переводчик Николай Марчук. — Питер, 2008. — 400 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-469-00450-9.
  • Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь = Collins Dictionary of Sociology / Переводчик Николай Марчук. — Вече, АСТ, 2001. — Т. 1. А — О. — 544 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-17-012561-5, 5-7838-0426-6.
  • Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь = Collins Dictionary of Sociology / Переводчик Николай Марчук. — Вече, АСТ, 2001. — Т. 2. П — Я. — 528 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-17-012562-3, 5-7838-0427-4.
  • Социальная политика государства и бизнеса: учебник для бакалавриата и магистратуры / О.А. Канаева, Н.А. Пруель, Т.Л. Судова, Е.Г. Мельников, К.И. Голубев, Н.В. Спиридонова, Н.А. Филимонова, К.Ю. Белоусов. — М.: Юрайт, 2016. — 348 с. — ISBN 978-5-534-03190-4

Социальная политика — Википедия. Что такое Социальная политика

Социальная политика — политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов[1][2]. Вместе с тем следует учитывать, что нет устоявшегося мнения относительно того, что следует понимать под выражением «социальная политика». Так, этот термин нередко используется в смысле социального администрирования по отношению к тем институционализированным (то есть закреплённым в правовом и организационном плане) социальным услугам, которые обеспечиваются государством. Такое использование термина некоторые авторы считают ошибочным[2].

Чаще под социальной политикой в прикладном, практическом смысле (контексте) понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. В зависимости от того, от кого исходят эти меры, кто их главный инициатор (субъект), различают соответствующие виды социальной политики — государственная (федеральная), региональная, муниципальная, корпоративная и т.д. В широком смысле и с научных позиций — это не столько система мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная их конечная цель — человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом[3].

Традиционными сферами социальной политики считаются следующие: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги)[1].

Субъекты проведения социальной политики

Обычно под «социальной политикой» понимают социальную политику, проводимую государством («государственную социальную политику»), однако в качестве субъекта проведения социальной политики могут выступать не только государства, но и другие субъекты — надгосударственные образования (в этом случае говорят о надгосударственной социальной политике), отдельные административные образования (местная, или региональная социальная политика), а также отдельные предприятия, в том числе транснациональные.

Государственная социальная политика

Свою социальную политику государство обычно проводит через местные и региональные органы власти. Финансируется государственная социальная политика из государственного бюджета. Объектами социальной политики государства обычно являются крупные социальные группы, соответствующие либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.

Цель социальной политики государства состоит в улучшении здоровья нации, в обеспечении достаточного дохода и социальной поддержки в определённых неблагоприятных жизненных ситуациях и, в целом, в создании для населения благоприятной социальной атмосферы в обществе.

Социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.

Социальная политика активно изучается учеными индустриально развитых стран с помощью конкретных социологических исследований. В частности, широкие исследования в этой области осуществляются в современной Германии.

Формы реализации социальной политики

Формы реализации социальной политики различны. Одна из основных таких форм — оказание социальных услуг. Объектом получения социальных услуг могут выступать как отдельные социальные группы (обычно — имеющие определённые социальные проблемы), в отношении которых проводится социальное администрирование, так и всё население в целом.

Например, система социальной защиты безработных является неотъемлемым элементом государственной политики. Она включает в себя две системы: страхование по безработице[4], основанное на трудовом и страховом стаже с учетом уровня заработной платы, и социальное обеспечение для поддержания жизненного уровня, предоставляемое после проверки нуждаемости. Наиболее распространенной в развитых странах государственной программой поддержки дохода для безработных является страхование по безработице.

Стратегия и приоритеты социальной политики

Стратегия социальной политики — это генеральное решение системы социальных проблем страны на данном конкретно-историческом этапе её развития.

При разработке и реализации социальной политики с необходимостью встаёт вопрос о социальных приоритетах, то есть социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее настоятельными и срочными, требующими первоочередного решения. В качестве главных приоритетов социальной политики можно выделить:

  • обеспечение человеку от рождения до старости нормальных условий жизни и развития;
  • создание условий для функционирования семьи как первичной ячейки общества, особое внимание оказывать матерям;
  • обеспечение экономической безопасности, надежная защита конституционных прав и свобод граждан;
  • обеспечение эффективной защищенности населения: повышение качества социальной защиты населения, охрана здоровья, культуры, обеспечения жильем, улучшение демографической ситуации.

К субъектам социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации, которые влияют на разработку государственной социальной политики.

Выделяют следующие принципы социальной политики:

  • социальной справедливости,
  • социальной ответственности,
  • социального партнерства,
  • социальных гарантий,
  • преемственности.

К задачам социальной политики относятся:

  • стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления,
  • усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости,
  • обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения,
  • сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности.

Для эффективного осуществления своих регулирующих функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин.

Опыт большинства государств мира подтверждает: при всей объективной зависимости решения социальных проблем от экономического и политического положения в стране социальная политика обладает самостоятельностью, способна своими средствами содействовать повышению уровня благосостояния населения, оказывать стимулирующее влияние на стремление граждан к социальному прогрессу. В современных условиях социальная политика должна быть приоритетна для властных структур любого государства.

Правовое обеспечение социальной политики России

Основополагающими законодательными актами, на которые опирается социальная политика России, являются:

Конституция РФ (ст. 114) устанавливает, что Правительство России обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соцобеспечения, экологии.

Методы современной социальной политики государства делятся на четыре группы:

1. Экономические.

Включает в себя цены, тарифы, налоги, экономические льготы, пенсии, пособия, стипендии, заработную плату, социальные выплаты всех видов и т. д..

2. Административно-распорядительные.

Меры разрешительного и запретительного характера. Таких как выдача лицензий на какую-либо деятельность в области социального обслуживания, в среде субъектов рыночного хозяйства, запрет на продажу алкогольных напитков вблизи учебных заведений.

3. Правовые или законодательные.

Регулируют различные стороны деятельности подразделений потребительского комплекса национальной экономики, на основе действующих законодательных и правовых актах.

4. Идеологические.

Методы, направленные на формирование нравственно-этических понятий и норм общества, использующие такие категории, как «добро» и «зло», «нравственное» и «безнравственное», «хорошее» и «плохое».

См. также

Примечания

Литература

  • Журнал исследований социальной политики Издательство НИУ «Высшая школа экономики»
  • Гулина М. А. Словарь-справочник по социальной работе / Переводчик Николай Марчук. — Питер, 2008. — 400 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-469-00450-9.
  • Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь = Collins Dictionary of Sociology / Переводчик Николай Марчук. — Вече, АСТ, 2001. — Т. 1. А — О. — 544 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-17-012561-5, 5-7838-0426-6.
  • Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь = Collins Dictionary of Sociology / Переводчик Николай Марчук. — Вече, АСТ, 2001. — Т. 2. П — Я. — 528 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-17-012562-3, 5-7838-0427-4.
  • Социальная политика государства и бизнеса: учебник для бакалавриата и магистратуры / О.А. Канаева, Н.А. Пруель, Т.Л. Судова, Е.Г. Мельников, К.И. Голубев, Н.В. Спиридонова, Н.А. Филимонова, К.Ю. Белоусов. — М.: Юрайт, 2016. — 348 с. — ISBN 978-5-534-03190-4

Социальная политика государства

Государственная политика охватывает принципиально главные направления в развитии общества. Вместе с этим решаются стоящие перед различными отраслями общественной жизни конкретные задачи. В связи с этим существует оборонная и экологическая, внутренняя и внешняя, культурная и национальная, экономическая и социальная политика государства. Выделяют и сферу, связанную с вопросами политической системы. Специалисты часто применяют также и дробное деление, особо рассматривая техническую, аграрную, демографическую и прочие политические отрасли.

В связи с тем, что все стороны и области жизни общества тесно взаимосвязаны, взаимодействуют и вышеуказанные направления. Это частое взаимопроникновение и переплетение обуславливает и достаточно условное разграничение.

Однако существует сфера, наиболее приближенная ко всей совокупности интересов и потребностей человека. Эта сфера обращена к социальной жизни населения – социальная политика государства.

Под указанным определением следует понимать деятельность госаппарата, благотворительных фондов, общественных организаций, направленную на удовлетворение интересов и потребностей граждан.

Социальная политика государства – понятие достаточно емкое. К ее объектам относят положение классов и групп, народностей и наций, семьи отдельно, человека в обществе, а также все аспекты благосостояния народа.

Социальная политика государства в России ставит целью повысить качество и уровень жизни населения страны. Для этого проводится стимулирование хозяйственной и трудовой деятельности граждан, предоставляются условия всему трудоспособному обществу для возможности обеспечения человеком благосостояния своей семьи. Вместе с этим управление страны полностью сохраняет обязательства перед инвалидами, пенсионерами, нетрудоспособными гражданами, многодетными семьями.

Основные направления социальной политики государства выражаются в следующем:

  1. В создании и развитии необходимой инфраструктуры.
  2. В решении проблем защиты и охраны окружающей среды.
  3. В устранении проблем в сферах социальной защиты и занятости населения.
  4. В решении социально-демографических вопросов.
  5. В рациональном распределении доходов общества.

Социальная политика государства находится на определяющей позиции при решении социально-экономических задач. Однако без нормального развития отрасли невозможно эффективно решать поставленные вопросы.

Социальная сфера относится к области жизнедеятельности общества, в которой при распределении духовных и материальных услуг и благ, прежде всего, реализуется государственная деятельность, затем религиозных и общественных организаций, благотворительных фондов.

В современной ситуации возрастает необходимость в повышении эффективности социально-экономической деятельности государственного аппарата страны, концентрации усилий власти на решении наиболее острых проблем, разработке новых механизмов реализации деятельности. Таким образом, возможно обеспечение наиболее рационального использования материальных и финансовых ресурсов.

К стратегическим целям социальной политики следует относить:

  1. Достижение значительного улучшения условий жизни и материального положения граждан.
  2. Обеспечение населения эффективной занятостью, улучшение конкурентоспособности и качества рабочей силы.
  3. Переориентацию социальной сферы на решение вопросов семьи, обеспечение социальных гарантий и прав молодежи, женщин, детей.
  4. Гарантию защиты конституционных прав населения в сфере культуры, здоровья, образования, социальной защиты, обеспечение граждан жильем.
  5. Повышение в стране демографической ситуации.
  6. Значительное улучшение в сфере социальной инфраструктуры.

2. Социальная политика государства.

Государственная
социальная политика преследует следующие
цели:

— защита граждан
от экономической и общественной
деградации в результате болезни,
старости, резкого сокращения доходов
и т.д.;

— обеспечение
условий развития каждой отдельной
личности и общества в целом;

— достижение
конкретноисторически понимаемого
принципа социальной справедливости.

Это предполагает
перераспределение дохода в пользу менее
обеспеченных слоев населения через
систему государственных и местных
бюджетов, различных внебюджетных фондов,
других форм социальной поддержки.
Подобная политика позволяет поддерживать
не только социальную стабильность, но
и стимулирует массовый платежеспособный
спрос. Как уровень социальных гарантий,
так и понятие социальной справедливости
обусловлены степенью развития
производительных сил того или иного
общества, его культурными и политическими
традициями.

Проблемы, которые
могут возникнуть при проведении
социальной политики:

1) опасность
возникновения и устойчивого сохранения
значительных групп трудоспособного
населения, живущих исключительно на
государственные пособия;

2) общее ослабление
экономических стимулов рыночного
механизма;

3) перенапряжение
бюджета при крупных объемах социальных
выплат и, следовательно, угроза усиления
инфляции;

4) гипертрофированное
развитие бюрократических структур,
призванных осуществлять и контролировать
процесс оказания социальной помощи.

В основе системы
социального обеспечения лежит механизм
социального страхования, в котором
участвуют три экономических субъекта:
работник, предприниматель и государство.
Пропорции каждого из этих субъектов в
сумме страховых взносов зависят от
целевого назначения взносов и правовых
норм конкретных государств. Так, например,
расходы по страхованию от несчастных
случаев и профзаболеваний несут повсюду
предприниматели, по семейным пособиям
— предприниматель и государство. Все
три субъекта финансируют пособие по
безработице, болезни, пенсии и т.д.

Доля взносов
работников колеблется от 1% в Швеции до
39% в Нидерландах, предпринимателей — от
10% в Дании до 53% в Италии, государства —
от 19% в Нидерландах до 81% в Дании.

Большие различия
существуют между странами в видах и
размерах пособия, критериях их
предоставления.

В целом социальная
политика государства может быть
представлена в виде двух основных
моделей:

1. Поощрение
индивидуальной активности получателя
социальной помощи в самостоятельном
поиске выхода из кризиса, стимулирование
развития частнопредпринимательских
структур в сфере предоставления
социальных услуг, с низким удельным
весом социальных расходов в ВНП (США).

2. Высокая степень
удовлетворения социальных потребностей
граждан посредством общественных фондов
потребления под контролем государства,
высокий удельный вес социальных расходов
в ВНП (Швеция).

3. Рынок труда и социальная политика в современной России

Ситуация на рынке
труда России в последние несколько лет
характеризовалась ухудшением положения.
Ускорился рост безработицы, увеличилась
текучесть рабочей силы, сократилось
число вакансий, увеличились масштабы
застойной безработицы. Значительные
группы трудящихся регулярно отправлялись
в неоплачиваемые отпуска. Особенностью
отечественного рынка труда является
наличие большого числа женщин среди
безработных, а также достаточно высокий
образовательный уровень незанятого
населения (>50% — лица с высшим и
средне-специальным образованием).
Имеются существенные различия в
территориальном и отраслевом аспектах
проблемы. Однако масштабы безработицы
оказались неадекватны спаду производства.

Факторы, определяющие
такую ситуацию:

1) патерналистская
ориентация дирекции предприятий;

2) отсутствие
реального механизма банкротства;

3) поддержание
искусственной занятости за счет отказа
от платежей смежникам, задержке в выплате
заработной платы, неоплачиваемых
отпусков и т.д.

Фактически сложилась
ситуация скрытой безработицы. Поэтому,
говоря об ухудшении ситуации на рынке
труда, имеют в виду не только рост
безработицы, но и усиление нерационального
характера занятости, отсутствие
необходимых сдвигов в структуре рабочей
силы.

Проблемы российского
рынка труда:

1) на фоне падения
рождаемости и увеличении смертности
происходит старение экономически
активного населения;

2) сохраняется
значительный удельный вес ручного
малоквалифицированного труда в
промышленности;

3) сложилась сильно
деформированная структура занятости
с преобладанием добывающих отраслей,
производством средств производства и
ВПК;

4) отсутствие
развитой современной инфраструктуры
регулирования рынка труда;

5) низкий уровень
профессиональной и территориальной
мобильности рабочей силы;

6) социально-психологические
установки основной массы трудоспособного
населения существенно отличаются от
требований складывающегося рынка труда;

Следовательно,
главным направлением политики государства
на рынке труда должен стать процесс
рационализации занятости на базе
активной структурной перестройки
экономики. Это делает безработицу
неизбежной. Задача — удержать ее на
социально приемлемом уровне, не блокируя
при этом процесс модернизации народного
хозяйства.

Задачи, решение
которых должно помочь достичь эти цели:

1) принятие ряда
федеральных законов, дополняющих уже
существующие законодательные акты, с
целью создания нормативно-правовой
базы формирования и регулирования
отечественного рынка труда;

2) достижение более
высокой степени координации между
различными государственными органами,
действующими в этой сфере;

3) сочетание усилий
государства, профсоюзов, союзов
предпринимателей, отдельных граждан в
решении проблем занятости, отработки
механизма социального партнерства;

4) создание
общенациональной системы оперативного
сбора информации о спросе и предложении
на рынке труда;

5) развитие сети
специализированных учреждений службы
занятости;

6) реформа системы
подготовки и переподготовки профессиональных
кадров;

7) проведение
комплекса мероприятий, направленных
на повышение профессиональной, отраслевой
и территориальной мобильности рабочей
силы;

8) разработка
государственных программ повышения
занятости для депрессивных отраслей и
регионов, а также наиболее социально
уязвимых групп населения;

9) учет при проведении
бюджетной, кредитно-финансовой,
инвестиционной политики задач в сфере
занятости.

Государственная
политика в сфере регулирования социальных
процессов должна исходить из необходимости
смягчения последствий перехода к рыеку
для наименее защищенных слоев населения.

Совершенствовать
систему социальной защиты предполагается
по следующим двум направлениям:

1. Увеличить роль
социального страхования в социальной
защите населения:

а) расширить
самострахование трудящихся при
одновременном повышении оплаты их
труда, введение индивидуальных счетов
во всех государственных страховых
фондах;

б) введение
страхования наемных работников от
несчастных случаев и профзаболеваний
за счет работодателей на основе
дифференциации тарифов по отраслям и
видам производств;

в) расширение
функций медицинского обслуживания,
основанных на обязательной страховой
медицине;

г) усиление
адресности социальной помощи населению,
ее взаимосвязь с нуждаемостью,
подтвержденной проверкой доходов семей,
а также с наличием в них детей и лиц,
утративших трудоспособность.

д) реформирование
системы пенсионного обеспечения.

Социальная политика — это… Что такое Социальная политика?

Социальная политика — политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов[1][2]. Вместе с тем следует учитывать, что нет устоявшегося мнения относительно того, что следует понимать под выражением «социальная политика». Так, этот термин нередко используется в смысле социального администрирования по отношению к тем институционализированным (то есть закреплённым в правовом и организационном плане) социальным услугам, которые обеспечиваются государством. Такое использование термина некоторые авторы считают ошибочным[2].

Традиционными сферами социальной политики считаются следующие: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги)[1]

Субъекты проведения социальной политики

Обычно под «социальной политикой» понимают социальную политику, проводимую государством («государственную социальную политику»), однако в качестве субъекта проведения социальной политики могут выступать не только государства, но и другие субъекты — надгосударственные образования (в этом случае говорят о надгосударственной социальной политике), отдельные административные образования (местная, или региональная социальная политика), а также отдельные предприятия, в том числе транснациональные.

Государственная социальная политика

Свою социальную политику государство обычно проводит через местные и региональные органы власти. Финансируется государственная социальная политика из государственного бюджета. Объектами социальной политики государства обычно являются крупные социальные группы, соответствующие либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.

Цель социальной политики государства состоит в улучшении здоровья нации, в обеспечении достаточного дохода и социальной поддержки в определённых неблагоприятных жизненных ситуациях и, в целом, в создании для населения благоприятной социальной атмосферы в обществе.

Социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.

Question book-4.svg

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 26 октября 2011.

Формы реализации социальной политики

Формы реализации социальной политики различны. Одна из основных таких форм — оказание социальных услуг. Объектом получения социальных услуг могут выступать как отдельные социальные группы (обычно — имеющие определённые социальные проблемы), в отношении которых проводится социальное администрирование, так и всё население в целом.

Стратегия и приоритеты социальной политики

Стратегия социальной политики — это генеральное решение системы социальных проблем страны на данном конкретно-историческом этапе её развития.

При разработке и реализации социальной политики с необходимостью встаёт вопрос о социальных приоритетах, то есть социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее настоятельными и срочными, требующими первоочередного решения. В качестве главных приоритетов социальной политики можно выделить:

  • обеспечение человеку от рождения до старости нормальных условий жизни и развития;
  • создание условий для функционирования семьи как первичной ячейки общества, особое внимание оказывать матерям;
  • обеспечение экономической безопасности, надежная защита конституционных прав и свобод граждан;
  • обеспечение эффективной защищенности населения: повышение качества социальной защиты населения, охрана здоровья, культуры, обеспечения жильем, улучшение демографической ситуации.

К субъектам социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации, которые влияют на разработку государственной социальной политики.

Выделяют следующие принципы социальной политики:

  • социальной справедливости,
  • социальной ответственности,
  • социального партнерства,
  • социальных гарантий,
  • преемственности.

К задачам социальной политики относятся:

  • стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления,
  • усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости,
  • обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения,
  • сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности.

Для эффективного осуществления своих регулирующих функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин.

Опыт большинства государств мира подтверждает: при всей объективной зависимости решения социальных проблем от экономического и политического положения в стране социальная политика обладает самостоятельностью, способна своими средствами содействовать повышению уровня благосостояния населения, оказывать стимулирующее влияние на стремление граждан к социальному прогрессу. В современных условиях социальная политика должна быть приоритетна для властных структур любого государства.

Question book-4.svg

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 26 октября 2011.

Правовое обеспечение социальной политики России

Основополагающими законодательными актами, на которые опирается социальная политика России, являются:

Конституция РФ (ст. 114) устанавливает, что Правительство России обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соцобеспечения, экологии.

См. также

Примечания

Литература

  • Гулина М. А. Словарь-справочник по социальной работе / Переводчик Николай Марчук. — Питер, 2008. — 400 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-469-00450-9
  • Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь = Collins Dictionary Sociology / Переводчик Николай Марчук. — Вече, АСТ, 2001. — Т. 1. А — О. — 544 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-17-012561-5, 5-7838-0426-6
  • Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь = Collins Dictionary of Sociology / Переводчик Николай Марчук. — Вече, АСТ, 2001. — Т. 2. П — Я. — 528 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-17-012562-3, 5-7838-0427-4

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *