Почему важно уметь правильно говорить: Почему важно говорить грамотно?. Этикет: Краткая энциклопедия – Орфоэпия — почему важно говорить правильно и как возникают эти правила

Развитие речи. Зачем учиться говорить красиво? | Работа, карьера, бизнес


Человек умеет красиво мыслить, но не умеет красиво выразить себя в словах. Удивительные противоречия, удивительные. И как они мне близки и понятны! Мы часто ошибочно думаем, что как человек мыслит, так он и говорит. Но на собственном примере уверяю, что это не так.

Как порой бывает трудно высказать свои мысли, чувства, пересказать событие или книгу. Поэтому очень важно тренировать свою речь. Мы встречаем людей, за «корявой» речью которых через какое-то время обнаруживаем недюжинный интеллект, но чтобы распознать его, требуется время, которого нам, в нынешний век информации, катастрофически не хватает.

' +
' ' +
'


Умение говорить красиво — это ценнейший дар, он помогает человеку производить впечатление, добиться своих целей, легко адаптироваться к любой ситуации. Однако каждый из нас знает, что говорить можно по-разному: одних людей хочется слушать и слушать, других выслушать до конца просто нереально, появляется огромное желание закрыть уши и немедленно убежать подальше. Искусство красиво и образно говорить встречается всё реже. Правильная речь имеет почти магическое действие и очень сильно влияет на качество жизни.

Голосов много, они разные, как сами люди. Нет на свете двух человек с одинаковыми голосами.

Женщины предпочитают услышать от мужчины басовые тона. Если мужчина разговаривает баритоном или басом, к нему прислушиваются больше, нежели к обладателю высокого голоса. Но не забывайте, что низкий голос хорош при общении в малой аудитории, для большой его следует немного повысить. Высокий голос, особенно в минуты волнения, необходимо снижать, чтобы не вызывать раздражения у особо чувствительных людей.

Прислушайтесь, каким голосом вы произносите слова. Конечно, не все зависит от голоса, но и его можно менять, не в очень широком диапазоне, разумеется. Являясь важным элементом общего впечатления, голос может работать на вас или против вас.

Многое зависит и от манеры говорить.

Женщины знают, что высокий тембр голоса взывает к заложенной в мужчине потребности защищать. Моя подруга умеет красиво излагать свои мысли и склонять слушателя к своей точке зрения. Кроме этого, она научилась играть со своим голосом и обращать внимание на его высоту. Общаясь с мужем, она инстинктивно опускает подбородок вниз, и её голос приобретает «детскость». На работе она держит голову прямо и старается говорить более низким тоном. Так уж повелось, что женщина с низким голосом считается более умной и внушающей большее доверие. Моя подруга научилась слышать не только то,


что говорит, но и как она это говорит. Есть замечательная фраза: «Всё правильное всегда красиво, а всё самое красивое и есть правильное».

Свою речь можно и нужно менять. Существует мнение, что женщины любят ушами, а мужчины глазами. Но мужчина образованный и интересный любит глазами только на первых свиданиях, потом ему необходимо интересное общение. Придется разочаровать красавиц, чей словарный запас ограничен фразами Эллочки-людоедки. Чем лучше сам мужчина умеет общаться, чем он интереснее, тем большей отдачи он будет ждать от девушки.

Как же мне тягостны воспоминания о том, как я краснела и запиналась в присутствии людей, с которыми хотела познакомиться и побеседовать. Я использовала все ошибки и слова-паразиты, которые раздражают и режут слух: «ну», «в общем», «это», «на самом деле», «блин», «как бы» и т. д. Я вставляла длинные неуместные паузы, неправильно связывала слова, заикалась, размахивала руками, о ужас… И многое другое.

Человек, который работает над развитием речи, всегда говорит простыми фразами, легко объясняет суть сложных явлений, не торопится, его речь льется, как река, журчит, как ручеёк.

Вспомним ещё Сомерсета Моэма: «Паузе — место». Паузой выделяются главные мысли и важные моменты речи, но она не должна затягиваться!

Старайтесь оставаться внешне спокойными, не отражайте на лице и в речи сильные эмоции, иначе ваш уровень доверия и авторитетности в глазах других резко упадёт.


Люди формируются в обществе и разговаривают на том языке, на котором общаются окружающие. Человек всегда продукт своего окружения, и когда он попадает в непривычную ситуацию, мозг не может быстро подобрать решение и ответить готовыми фразами!

Что делать? Нужно работать! Составлять новые фразы, новые предложения, нужно тренироваться! Хорошо, если человеку по роду его деятельности, увлечений или общения приходится много разговаривать — у него формируется обширный словарный запас, его речь легка и непринуждённа, таких людей почти невозможно ввести в речевой ступор. Если же у человека ограниченный круг общения, тогда его приходится искусственно увеличивать. Конечно, лучше всего это делать с собеседниками, но если их нет, вполне подойдёт радио или телевизор.

Можно попробовать подражать человеку, манера говорить которого вам нравится — это будет получаться не сразу, но знайте, что умение подстроиться под собеседника — это первое, чему учат в школах гипноза. К тому же, подражая манере общения другого человека, вы существенно пополните словарный запас. Я, например, стараюсь копировать интонации В. Соловьева. Слушаю по радио и вслух (обязательно вслух! иначе эффекта не будет) повторяю за ним фразы с его же интонациями. А когда читаю книги, то максимально стараюсь воспроизвести все его голосовые особенности. Не сам голос, а именно его особенности.

Это несложно, но пройдет всего несколько месяцев, и, уверяю, скоро вы заметите изменения в лучшую сторону. В идеале у вас должна сформироваться мелодичная, не монотонная речь с необходимыми смысловыми паузами и эмоциональными изменениями (но не через край!), которые придают выразительность. Эта речь должна сопровождать вас всегда и везде, в любой неожиданной ситуации. Вам понравится чувствовать себя уверенным человеком!

Но не забывайте, что наряду с «как говорить» нужно учиться и тому, «что говорить». Слова — это передача информации. Я с детства любила звучание слов, их волшебство, их власть. Хотя все слова по сути своей смысла не имеют, их можно составить так, что они, как самоцветы, ослепят и западут в душу. Запомните, блеск языка — в словесной простоте и выразительных средствах…



Когда-то один знакомый журналист рассказал мне о замечательной игре для тренировки речи, в которую часто играют студенты философских, журналистских, исторических факультетов. Она называется «Поговорим ни о чём». Это очень простая по правилам игра: несколько человек собираются и устанавливают лимит по времени. Затем каждый выбирает оппонента, которому предлагается тема или предмет, о котором тот должен говорить в указанный лимит времени красивым литературным языком.

Поначалу играть очень сложно: что можно говорить целых три минуты о, например, шапке? Я рассказала о ее форме и степени пушистости, уложившись в несколько секунд, и всё… А мой знакомый мог рассказывать о той же шапке часами, доводя слушателей до изнеможения. Я чувствовала себя неуклюжей, неуверенной, робела, бледнела и напрягалась, не умея подобрать слов. Но стоит только несколько раз потренироваться, и с каждым разом становится проще. Когда лимит поднимается до 10−15 минут, а задание усложняется, вы заметите, как начнете влюбляться в слова, вы почувствуете их власть. Они наделят вас силой и будут служить вам.

Не стоит и говорить о том, что успеха во всех сферах жизни чаще добиваются те студенты, кто чаще играл и побеждал в этой игре, а не те, у которых оценки в дипломе лучше.

Второй, более важный шаг, состоит в том, чтобы действительно начать учиться правильно пользоваться речью. Потому что именно действия являются причиной перемен в вашей жизни.


Аксиома, не требующая доказательств, — умеешь хорошо говорить, значит, всегда будешь на высоте. Пополнять словарный запас и информационность можно из книг, статей, фильмов. Старайтесь запоминать и записывать яркие фразы, интересные обороты и словосочетания.

Речь современного успешного человека должна быть яркой и запоминающейся. Вы поразитесь, насколько обширную информацию можно получить, насколько проще вам станет жить, если вы умеете и готовы без труда и страха разговаривать с людьми.

Зачем нужно говорить правильно


ЗАЧЕМ НУЖНО ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО

 

Сегодня мы беседуем о правильной русской речи и родном языке с Ириной Викторовной Денисовой, российским экспертом в области деловой культуры, преподавателем РГГУ, автором более 100 статей, опубликованных в различных деловых изданиях.

© И.В. ДЕНИСОВА,
преподаватель РГГУ, тренер-консультант,
эксперт в области деловой культуры

Ирина Викторовна, что такое, на Ваш взгляд, правильная речь и насколько важно владение ею для современного человека?

Правильная речь соответствует определенным установленным нормам языка, которые, кстати сказать, стремительно меняются с течением времени. Нормы формируются в определенной степени стихийно (количество переходит в качество), затем фиксируются и закрепляются в орфоэпических словарях. Перед этим, конечно, проводятся соответствующие исследования в языковых институтах.
Говорить на правильном, т. е. унифицированном, понятном ВСЕМ языке – по моему мнению, в определенной степени, значит быть патриотом.
Всевозможные молодежные сленги, профессиональные арго, социальные жаргоны, диалекты, безусловно, хотя и ярко характеризуют своих носителей, обогащают языковое пространство языка в целом, тем не менее могут отдалять людей друг от друга и сделать общение непонятным для всех участников речевого взаимодействия.

Вспомним мужчин-моделей из комедийного скетч-шоу «Даешь, молодежь!» – Данилу и Германа, которые, чтобы „выпятить“ свою инакость, показать свой „космополитизм“ и принадлежность к фэшн-миру, постоянно прибавляют к каждому слову окончание „бл“ и щеголяют англицизмами, говоря „о, это круто-бл“, „о-о-о, это стайл, это тренд!“.



Существует же понятие языкового барьера. Бывают еще социальный, сословный, возрастной, гендерный, языковые барьеры…
Говорить на правильном русском языке – это значит ощущать себя частью единого целого, мыслить образами, понятными данному этносу, выражать его этические ценности.
Вспомним, что именно первая волна русской эмиграции, сохранив правильную, красивую русскую речь, сохранила и менталитет, и культуру нашего отечества, которая очень сильно отличается от современной российской культуры.

Почему так необходимо, на Ваш взгляд, сохранять родной язык?

Язык, речь позволяет сохранить национальную идентичность. Согласитесь, если некто говорит: «Ну че, братан, давай без базара!..» – то это не характеризует всю нацию в целом, а лишь ее часть, определенную социальную категорию.

Если отнять у народа его национальный язык, то не будет и нации. Примером этого (боюсь, что меня за этот пример могут обвинить в шовинизме, расизме и прочих -измах) может служить то, что чернокожие жители США (афроамериканцы) знают только американский английский язык. И чувствуют себя «настоящими» американцами: с менталитетом, мышлением, образом жизни. И остатки цивилизаций – индейцы майя, ацтеки и другие коренные народы Североамериканского континента, бесчеловечным образом уничтоженные конкистадорами, также говорят на американском английском. И только те немногочисленные островки резерваций, в которых они живут, позволяют им как-то сохранять свое наречие, а значит, и память, менталитет, идентичность.  (Вспомним произведение советского писателя киргизского происхождения Ч.Айтматова „И дольше века длится день…“, в котором он описал манкурта — существо, лишенное памяти. Утратив память и речь, манкурт переставал быть человеком…).
Конечно, помогает сохранить язык и культуру народа то архетипическое, что в них содержится. Но в целом – без сохранения оригинального наречия – менталитет любой нации, как правило, „размывается“ и растворяется в историческом потоке.
Речь правильная позволяет оказаться собеседникам на одной территории, в одном смысловом измерении. Именно поэтому дипломаты, представляя свою страну, говорят на правильном, унифицированном языке своей страны – без жаргонов, арго, диалектов… Или из уважения переходят на язык другой страны, тоже, разумеется, правильный.

А важно ли для сотрудника — представителя своей компании говорить на правильном русском языке?

Каждая компания – это своего рода маленькое государство. Любая организация имеет свою микрокультуру (по аналогии с микроклиматом), разрабатывает свои корпоративные стандарты – поведенческие и речевые. Эти микрокультуры маленьких государств-фирм вливаются в общую культуру страны и в определенной степени способствуют формированию общенациональной культуры.
Каждый сотрудник является одним из главных выразителей, носителей этой корпоративной культуры, ее передаточным звеном – как внутри компании, так и вне ее, как бы «транслируя» систему ценностей корпорации, являясь его отражением.

Что происходит в наши дни с речевым этикетом?

Речевой этикет определяет выбор речевых средств, наиболее корректных с точки зрения современного языка, он предполагает определенное построение фраз и соответствующее реагирование.

Пример из речевого этикета: когда человеку говорят «спасибо», он говорит в ответ „пожалуйста“ – это уже сложившаяся логическая последовательность речевых действий.

Речевой этикет позволяет создавать определенный доброжелательный климат и душевный комфорт в коллективе, в компании и т. п., как и традиционный этикет в целом. Когда человеку с утра желают здоровья, говоря „здравствуйте!“, это по крайней мере приятно. Это слово несет в себе определенный смысл, положительную энергетику, так же как и слова „благодарю“ – благо дарю, т. е. дарю тебе часть своей души, „спасибо“ – спаси Бог.
Сотрудники, которые предпочитают вообще не здороваться со своими коллегами, лишают окружающих, да и себя самих этого теплого положительного энергетического обмена.
К сожалению, должна отметить, что отношения между людьми сегодня стали более сухими, даже в чем-то бесчеловечными, и я считаю, что следование канонам речевого этикета может привести к позитивным результатам.

Вы часто общаетесь с представителями различных компаний, что, на Ваш взгляд, происходит сейчас с речевой культурой в бизнес-среде?

Сегодня очень часто, особенно в иностранных компаниях, используют «кальки» или „слепки“ с чужой речевой и поведенческой культуры – американской, немецкой и т. д. А вместе с ними в язык вторгаются и грубые речевые ошибки: „Можно я сделаю это, пожалуйста“ – это звучит совершенно не по-русски, хотя такое выражение в наши дни очень распространено. Все чаще можно услышать неуместное употребление некоторых слов, особенно иностранных.
В повседневной „офисной“ речи отражается общая „роботизация“ общества: люди, которые „надрессированы“ на западные технологии, не несут в себе энергетики родного языка – вот еще почему так важно сохранять правильную родную речь.
Конечно, мы живем в современной России, которая активно включается в мировой экономический процесс, и это обязывает нас следовать общемировым тенденциям. С другой стороны – нам надо стараться придерживаться собственной системы ценностей, носителями которой мы, граждане страны, являемся.

Какие еще Вы отмечаете неприятные тенденции, имеющие место в современном русском языке?

В речь все чаще проникают жаргонизмы, специальные термины, сам язык упрощается, что связано с ускорением темпа жизни, с развитием высоких технологий.

Повышенный уровень тревожности и стресса также приводит к проникновению в речь бранных слов, ненормативной лексики, которую напрямую связывают с выплескиванием этого стресса. Часто сами руководители используют в своей речи жаргонные слова и даже ненормативную лексику.
Еще из неприятных тенденций – засилье «какбызмов», „кактизмов“ и прочих мусорных выражений (особенно часто слышатся они с экрана телевизора, когда „модный“ режиссер или актер через предложение важно произносит: „нууу как-то так…“). Между тем присутствие в речи большого количества мусорных слов отражает внутреннюю неуверенность человека, бедность его словарного запаса, недостаток предметных знаний и невысокий уровень интеллекта.

А если говорить о голосе, его тембре, высоте, темпе речи?

Среди нынешних тенденций – ускорение темпа речи, «жеваная» артикуляция, неотчетливое произнесение слов.

У человека, считающего себя образованным и деятельным, тембр голоса не должен быть обволакивающе-мягким, с эротическим подтекстом или по-девичьи тонким. Также очень утомляюще воспринимаются чересчур низкие мужские голоса (басы), голоса «со скрипом», „с песком“, если человек говорит долго. Это дискомфортно для слуха.
Темп речи также не должен быть слишком быстрым, слишком медленным или совсем расслабленным.

Сегодня принято считать, что беспрерывно тараторя можно донести до собеседника больше информации – но это заблуждение. При таком темпе речи диалог, наоборот, затягивается, тормозится, обрастает кучей уточнений и дополнительных вопросов или превращается в монолог из-за отсутствия обратной связи.

Очень важно правильное интонирование речи, потому что через него можно информативно выразить отношение к чему- или к кому- либо, передать состояние человека. По голосу человека можно определить очень многое: его настроение, социальный статус, общее состояние, тип темперамента (интроверт или экстраверт), возраст.

Хотя и здесь бывают исключения – молодой голос у пожилых женщин или почти старческий у молодой красивой девушки, поэтому в последнем случае необходимо приводить свой голос в соответствие со своим возрастом.

Очень важно уметь контролировать интонацию, особенно в телефонном общении. Лучше даже иногда ошибиться в употреблении слова, но при этом всегда нужно проявить эмпатию, уметь адаптироваться под конкретного собеседника, стараться чувствовать его. Недопустимо быть невежливым, демонстрировуя высокомерные интонации.

А Вы могли бы привести какие-то примеры для наших читателей?

В одной компании, где я проводила тренинг, HR (Смеется. Вот видите, сама говорю так вместо того, чтобы сказать «кадровик» — Е.Г.) была одета в белые туфли, черные брюки и в брезентовую зеленую куртку. Она широким жестом попросила пришедших войти (меня и коллегу) и сказала: „Садитесь, пожалуйста, господа“. Правильно было сказать: „Прошу, присаживайтесь“, тем более что „господами“ в этой ситуации были только женщины.
Есть всеобщая распространенная ошибка при телефонном общении – пошло это с „Дорогой передачи“ В.С. Высоцкого. Нельзя говорить „Вас приветствует компания“, лучше „Вас приветствуют представители компании…“. „Узаконенная“ неправильность, но все-таки неправильность.
Часто встречается в деловом общении крайне невежливый ответ вопросом на вопрос:
– Василий Иванович на месте?
– А вы как думаете, в такое время он должен быть на месте?!

Можно услышать, например, в каком-нибудь офисе такой разговор по телефону с нарушениями всех правил речевого этикета. „Я же вам уже сказал, что наша компания этим не занимается. Я снова вам говорю, что Николая Петровича нет в офисе. Ну что за люди? Тыщу раз все повторять приходится!“ и т. п. В голосе, естественно, звучит раздражение, которое транслируется собеседнику, вызывает у него ощущение отверженности, что негативно сказывается на репутации фирмы.
Грубым нарушением речевого этикета является повсеместная манера говорить скороговоркой в конце диалога, как бы „сворачивая“ беседу, и первым класть трубку телефона.
На одном из моих тренингов одна девушка – личный ассистент – привлекала внимание к себе всеми способами. В частности, спорила с участниками и тренером. Пыталась забросать ведущего вопросами, чтобы поймать на неточности. Употребляла слова вроде „косячить“, „прикольно“, „клево“. Ее стали осаживать сами же участники тренинга. В конце концов она вынуждена была извиниться за тот несерьезный фон, который она создала, употребляя в числе прочего молодежную разговорную речь.
Еще примеры ошибок из серии „хоть плачь“: „Я хочу совместить ваш график с моим“, – сказала при мне личный помощник своему руководителю.
В региональном кабинете главного инженера была произнесена такая фраза: „Не ложите трубочку, пожалуйста!“. „А вы сами откуда?“ – образец распространенной реплики по телефону (так обычно говорят представители регионов, не всех, конечно. Но это не „московская“ фраза).

Почему важна не только правильная речь, но и правильное произношение, то есть орфоэпия?

Вспомним, что орфоэпия – это отдельная наука, представление о правильном произношении слов.
Казалось бы, зачем всем произносить слова с правильным ударением, стараться правильно формулировать предложения?
В первую очередь для того, чтобы понимать друг друга. Имеется в виду общение людей, говорящих в данный момент на одном языке. Так, человека, приехавшего из далекой провинции, северной деревни, где используется диалект, вряд ли поймут, скажем, иностранцы, которые только что изучили данный язык.

…Три девушки стоят перед зеркалом. Героиня сказки Б. Шергина (сказочника из архангельских поморов) «Мартынко» Раиска говорит:» – Вот чичас буду моложе ставать, вот чичас сделаюсь тельна, да румяна, да красавица…» (что в переводе на современный русский язык означает „Вот сейчас буду делаться моложе, вот сейчас стану полной и румяной, и красавицей…“).
Современная девушка перед зеркалом: „Вот я сейчас такая классная стану, стильная, стройная!“.
Девушка из определенной социальной среды: „Ну до чеВо я клевая делаюсь. Суперская, крутая! Ваще! Ачуметь!“.

Все трое стоят перед зеркалом, все трое рассуждают о своей внешности. Но какая речевая и стилистическая разница, не правда ли? А ведь все трое говорят на русском языке!
Просто первая говорит на архаичном диалекте, вторая – на современном молодежном сленге, а третья, вероятно, учится в колледже (раньше назывался ПТУ – профессионально-техническое училище) – или не учится вообще нигде.
Корректные ударения нужны для того, чтобы обозначить принадлежность к определенному слою общества. Знаменитые ударения-тесты в русском языке, которые свидетельствуют об уровне культуры и образованности человека: „звОнишь“ или „звонИшь“, „жАлюзи“ и „жалюзИ“, „мАркетинг“ или „маркЕтинг“, в конце концов! Весьма информативно. Не так ли?

Говорить на правильном языке – значит ли это быть культурным человеком?

Интересен такой факт. Когда я работала с детьми разного возраста, НИКТО из них не хотел называться НЕкультурным. Ребята были готовы играть роль клоунов, животных, неодушевленных предметов. Но! Когда речь заходила о том, культурный ли человек этот ребенок, цивилизованный, то КАЖДЫЙ хотел таковым быть. И подросток, и поклонник рэпа, и сорванец, который засоряет свою речь мусорными словечками «типа», „того“ и пр., и писклявая девчонка, которая часто употребляет уменьшительные суффиксы („собачечка“, „куколка“, „манюсенький“) – ВСЕ хотели называться культурными. И кое-кто обижался так, что дело доходило до драки, если его неосторожно называли некультурным и диким.

Известный писатель М. Пьюзо в «Крестном отце» описывает фигуру киномагната Джека Вольца, который, став богатым, известным, обратился к своему дворецкому, чтобы тот научил его ПРАВИЛЬНО носить костюм и обучил хорошим манерам.
А одна уличная продавщица цветов готова была платить „бешеные деньги“ за уроки хорошего, правильного английского языка профессору словесности, чтобы сделать „карьеру“ – стать продавцом в цветочном магазине. Люди, которые читали блестящую пьесу Б. Шоу „Пигмалион“, знают, что речь идет об Элизе Дуллитл и профессоре Хиггинсе.

Надо сказать, что когда человек каким-либо образом достигает благосостояния, то обычно следующим его шагом является шаг к более высокому социальному положению. И именно хорошие манеры и красивая правильная речь могут помочь ему в этом движении наверх, к „небожителям“.

Какую роль в формировании речи играют СМИ?

СМИ играют одну из главных ролей в формировании речевой культуры нации, и они являются «властителями дум» соотечественников: к мнению телеведущих, экспертов, аналитиков, деятелей культуры, журналистов прислушиваются, порой эти мнения считаются многими истиной в последней инстанции. Следовательно, именно представители СМИ должны относиться к своей речи особенно бережно. Каково же бывает изумление автора, когда люди, работающие на телевидении, позволяют себе использовать просторечия и даже нецензурную речь (вдумайтесь в понятие „нецензурная“ – вне цензуры, за рамками приличий!), нередки неправильное произношение, ударение, просторечное интонирование. Телеведущие часто „заигрывают“ с молодежью и переходят на сленг. Очень грустно отмечать, что достижения советской тележурналистики практически забыты: речевая культура того времени была очень высокой, а дикторы советского телевидения говорили настолько правильно, что можно было не смотреть в орфоэпические словари.

А какую роль в развитии языка играет, по Вашему мнению, появление Интернета, мобильных телефонов, всевозможных гаджетов?

(Автор тяжело вздыхает.) Такое впечатление, что это слово «гаджет» (да простят меня читатели!) произошло от слова „гад“ (я думаю, у многих людей это слово вызывает похожие ассоциации). Интернет-язык вызывает улыбку и слезы одновременно. Достаточно зайти на любой форум, чтобы понять драматизм положения русской письменной речи, которую, похоже, бросили на произвол судьбы. Все эти „смееццо“, „преведкакдила“, „плиз“, обращения на „ты“ к совершенно незнакомому человеку, немыслимые сокращения далеки от идеала и являются экспериментом, разрушают красивую отечественную речь, хоть это и „прикольно“.

Я знакома с неформальной интернет-лексикой и даже немного владею ею. Но считаю, что «иностранный» язык можно учить лишь после того, как в совершенстве изучишь родной.

Справедливости ради надо сказать, что молодежь всегда использовала жаргоны, так же, как и в профессиональной среде люди говорят на своем языке (например, нефтяники говорят не «добЫча», а „дОбыча“ и т.п.)

Есть в Интернете и немало хорошего: появились полезные сайты посвященные культуре речи и русскому языку, – например, портал ГРАМОТА.РУ (www.gramota.ru), интернет-словари и энциклопедии.
Необходимо упомянуть, что для нас, россиян, есть очень хорошая новость: в 2011 году экс-Президент России Д. А.Медведев подписал указ о введении памятной даты – Дня русского языка, который будет теперь отмечаться в день рождения А.С. Пушкина, 6 июня*. Эта дата установлена «в целях сохранения, поддержки и развития русского языка как общенационального достояния народов Российской Федерации, средства международного общения и неотъемлемой части культурного и духовного наследия мировой цивилизации».
* Указ Президента РФ от 06.06.2011 № 705 „О Дне русского языка“.

Ирина Викторовна, спасибо за размышления, которыми Вы поделились с нами. Что бы Вы хотели пожелать нашим читателям и журналу, одним из постоянных авторов которого Вы являетесь на протяжении уже 8 лет?

Желаю всем нашим читателям быть достойными представителями своей компании, всегда следить за своей манерой общения с людьми, исключать высокомерие, жаргон и скороговорку в общении с коллегами и посетителями.
Если ваши руководители не владеют правильным русским языком – прощайте, но «служите» буфером, „переводите“ с казенного русского языка на настоящий русский. Давайте вместе беречь и сохранять наш прекрасный язык, нашу культуру!

Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера», на мой взгляд, не просто справочник, не просто хороший деловой журнал. Он, не побоюсь этого слова, является транслятором современной деловой культуры.
Желаю всем читателям постоянного личностного и профессионального роста. Помните, что любовь к своему делу, к своей профессии – это и есть настоящая жизнь, настоящее счастье.

С Ириной Денисовой беседовала
главный редактор журнала «Справочник секретаря и офис-менеджера»
Екатерина Губернская

ДЕНИСОВА И.В.

 

 

Примечание: статья публикуется в авторской редакции. – И.Д.

Почему важно уметь правильно говорить: Почему важно говорить грамотно?. Этикет: Краткая энциклопедия – Орфоэпия - почему важно говорить правильно и как возникают эти правилаДенисова Ирина

Почему важно грамотно говорить и писать? / Языкознание / LangTown


Многие люди в последнее время неправильно говорят: неверно ставят ударение в словах, неправильно применяют в своей речи выражения. Они думают, что не имеет значения, как они выражаются, главное — чтобы тебя поняли. Однако это далеко не так. Такими ошибками уродуется речь.

Любому из нас приятно поговорить с образованным человеком, который кратко и лаконично может выражать свои мысли. Говорить самому грамотно и слышать правильную речь от других это приятно. Мы следим за собой и не ходим в грязной, рваной одежде так почему в своей речи мы позволяем себе такое невежество.

Собеседника, который безграмотно говорит, слушать малоприятно. Неправильная речь многим режет слух. Суждение малограмотного человека вряд ли кто воспримет серьезно. С невежественным и безграмотным собеседником не хочется даже проводить дискуссии и обсуждать вопросы.

Безусловно, любой имеет право говорить так, как нравиться ему. Однако факт есть факт, что правильный разговорный язык ласкает слух. Ничто необычного нет в том, что людям с хорошим лексикографическим запасом, правильно и грамотно поставленной речью достичь удачи и успехов в жизни существенно легче. Людей, которые могут понятно и четко высказывать собственные мнения, справедливо считают умственно сформированными.

Как свою разговорную речь сделать грамотной?

  1. Читать необходимо много. На сегодняшний день у многих на это нет ни желания, ни времени. Многие предпочтут выбрать Интернет, чем книгу. Однако Интернет и телевидение никак не могут соперничать с книгами. Сформировать у человека речевую грамотность и увеличить его лексикон возможно лишь благодаря хорошей литературе.
  2. Внимательно читая книги человек получает необходимую ему информацию, делает лучше собственную разговорную речь, оттачивает свое правописание, узнает новые слова. Нужно иметь ввиду, что прочтение книг принесет пользу тогда, когда чтение доставляет радость и удовольствие. Нельзя ничему научиться из-под палки.
  3. Новые слова необходимо применять в своей речи. В случае если попадается неизвестное слово, непременно необходимо выяснить его значение и происхождение. Верно применяя новое слово в своей разговорной речи, мы быстрее его запоминаем, и в последующем оно войдет в наш лексический резерв. Малопонятными и непростыми словами не следует переполнять свою речь.
  4. Не нужно игнорировать словари. Словари, несомненно, помогут понять не только происхождение слова, но и его семантику. В словаре возможно убедиться в точности ударения в словах и написании сложных и неизвестных выражений. Словари оказывают помощь и тогда, когда следует подобрать к слову антоним или синоним.

Что такое правильная речь и зачем она нужна?


Все мы умеем разговаривать. Но всё же красиво и правильно излагают свои мысли далеко не все: одних слушать приятно, другие же не могут донести мысль до слушателя и привлечь внимание. А как обучиться грамотной речи? Это вполне возможно, если приложить усилия и действовать целенаправленно.

Зачем говорить грамотно?

Почему важно уметь правильно говорить: Почему важно говорить грамотно?. Этикет: Краткая энциклопедия – Орфоэпия - почему важно говорить правильно и как возникают эти правила

Для чего нужна правильная речь? Вообще, разговор – это основной инструмент общения разумных людей, с его помощью они выражают свои мысли, передают и получают информацию, достигают целей, то есть, по сути, взаимодействуют между собой. Хотя, конечно, даже несвязные фразы вполне можно понять, но вот будут ли воспринимать серьёзного того, кто их произносит? Наверняка, нет.

Так зачем же нужна правильная речь?

  • Чтобы общаться и быть понятым. Если вы изъясняетесь чётко, то быстрее сможете донести свои мысли и получить ответы на вопросы.
  • Чтобы учиться и развиваться. В настоящее время ценятся образованные люди, и чтобы стать именно таким человеком и добиться восприятия себя как состоявшейся личности, нужно научиться правильно говорить.
  • Чтобы добиться успехов в профессиональной деятельности. Сотрудник, который не умеет грамотно говорить и излагать мысли, вряд ли построит карьеру, особенно в крупной организации. А вот умелый и талантливый оратор наверняка покажет себя с лучшей стороны и станет успешным.
  • Чтобы воспитывать подрастающее поколение. Дети впитывают всё, словно губки, и если родители нецензурно выражаются или не владеют навыками грамотной речи, то и ребёнок наверняка не научится правильно говорить.
  • Чтобы гордиться своим языком, ведь каждый красив по-своему.

Суть понятия

Что такое правильная речь? Точного определения такое понятие не имеет, но совершенно логично, что оно подразумевает умение грамотно, понятно и красиво говорить, излагать и доносить свои мысли, строить фразы и предложения. Казалось бы, всему этому нас учат с самого детства, но это вовсе не значит, что каждый сможет вести грамотный разговор. Чтобы научиться говорить красиво и правильно, нужно иметь достаточный словарный запас, мыслить логически и составлять цепочки из слов, использовать компоненты речи уместно и грациозно.

Составляющие грамотной речи

Техника грамотной речи включает в себя несколько составляющих:

  • Дикция, то есть правильное и чёткое произношение всех звуков. Без этой составляющей вы будете просто «коверкать» слова.
  • Дыхание. Если вы не научитесь правильно дышать во время разговора, то ваша речь не будет правильно построенной и достаточно убедительной. Кроме того, длинные предложения автоматически доставят дискомфорт.
  • Точное, лаконичное и понятное изложение. Не стоит перенасыщать речь лишними словами: протяжными звуками, вводными фразами, междометиями и прочими не самыми важными, а порой и совсем не нужными элементами.
  • Содержание – это тема разговора, то есть то, о чём вы говорите. Вы должны изначально определить суть и придерживаться её, чтобы ваша мысль была понятной и ясной.
  • Логика – это правильно построенные фразы и предложения, а также уместно использованные отдельные слова. Грамотная речь обязательно должна быть логичной, чтобы говорящего поняли.
  • Словарный запас – это слова, которые вы знаете и которыми умеете владеть. Если мысль сложная, то донести её с помощью ограниченного количества понятий вряд ли удастся.
  • Ораторские способности – это то, что делает речь интересной, наполненной смыслом и эмоциями. Талантливые ораторы раньше ценились на вес золота, и в современной жизни такие навыки придутся весьма кстати во многих ситуациях.

Как научиться делать это правильно?

Почему важно уметь правильно говорить: Почему важно говорить грамотно?. Этикет: Краткая энциклопедия – Орфоэпия - почему важно говорить правильно и как возникают эти правила

Освоение правильной речи – это непростой и довольно продолжительный процесс. И чтобы научиться говорить грамотно, действуйте комплексно и планомерно, а также следуйте данным ниже советам:

  1. Больше читайте и пересказывайте прочитанное, чтобы освоить новые слова или обороты. Причём желательно произносить всё вслух и для чтения выбирать произведения русских классиков, они точно умели филигранно владеть речью.
  2. Смотрите научные или общеобразовательные передачи, так вы сможете узнать новые понятия и термины, а также быть в курсе происходящих в мире событий.
  3. Чтобы добиться идеальной дикции, для начала выявите свои недостатки, а потом приступайте к их устранению. Причём если вам кажется, что всё и так неплохо, то это не значит, что вы действительно прекрасный диктор. Спросите мнение у человека образованного и идеально владеющего языком, он укажет на ошибки и, возможно, поможет их исправить. Если такового нет, то запишите свой разговор на диктофон и прослушайте запись, порой оценка со стороны является более объективной.
  4. Учитесь дышать. Для этого больше читайте вслух или разговаривайте и налаживайте своё дыхание, подстраивайте его под артикуляцию.
  5. Контролируйте темп речи: не говорите слишком быстро или, напротив, слишком медленно. Скорость произношения слов должна быть средней, удобной для восприятия.
  6. Для постановки правильной речи нужно учиться грамотно строить предложения. Для этого выписывайте крылатые фразы или устойчивые выражения, запоминайте порядок слов. Также можно выполнить простое упражнение: попробуйте описать любой предмет или действие, причём красиво, интересно и правильно, литературным языком.
  7. Следите не только за речью, но ещё и за мимикой и жестикуляцией. Движения лица и рук должны быть умеренными, иначе вы рискуете показаться неуравновешенным или неадекватным человеком.
  8. Расширяйте свой словарный запас. Для этого просто ежедневно обращайтесь к толковому словарю и открывайте для себя новые понятия и термины. Это не только полезно, но ещё и очень интересно.
  9. Научитесь выделять главное и избавляться от слов-паразитов, тогда ваши мысли будут понятными, чёткими и ясными. Чтобы не вставлять в разговор звуки, междометия и ненужные вводные слова, определите суть, заранее составьте план, четко его придерживайтесь и не отходите от темы.
  10. Следите за интонацией. Если даже очень интересный рассказ произнесён одним тоном и в одном тембре, то он может показаться скучным. Интонация должна соответствовать значимости каждой мысли или слова, подчёркивать смысл сказанного.
  11. Тренируйтесь, ведь лучший способ обучения и закрепления освоенной информации – это практика. А в собеседники лучше выбрать образованного человека, общаться с ним гораздо интереснее и полезнее.

Если вы до сих пор не умеете говорить грамотно и красиво, то начинайте исправлять ситуацию как можно скорее. Вот увидите, это пойдёт вам на пользу.

Почему важно уметь красиво говорить - Статьи партнеров


Речь — основное средство коммуникации между людьми. И кроме словарного запаса, имеет значение эмоциональный окрас произносимых фраз, взгляд, жестикуляция и целый комплекс невербальных сигналов, подаваемый собеседнику при разговоре. Именно от умения правильно и доступно доносить свою мысль, зависит успех любой идеи, обучающей программы и личной эффективности.

В деловом мире высоко ценится умение говорить кратко и лаконично. Это непросто, поскольку произносимые слова — результат отфильтрованных и отшлифованных мыслей, на обработку которых не всегда имеется достаточно времени. Ведь реплика, монолог или ответ на вопрос как и ложка, дорога к обеду, то есть имеет свойство выражаться уместно и своевременно. В своих высказываниях важно выделять «зерно», то есть способствовать тому, чтобы вас слышали, а не просто слушали. При этом, не имеющие опыта ораторы, часто не могут справиться с волнением и их речь превращается в словесную диарею. И здесь нужно отдать должное влиянию самооценки говорящего на суть произносимого, поскольку уверенно и убедительно говорить — прерогатива лидера. Обучиться искусству красивой речи вы можете в школе красноречия.

Красивая и правильная речь — залог успеха

Кроме смысловой нагрузки, речь, направленная на массы, не должна содержать сложных и витиеватых фраз. Она должна быть понятной для большинства слушателей. Для того, чтобы понимать эффективность своей речи, необходимо следить за активным слушанием и получать обратную связь от аудитории. Это могут быть вопросы, уточнения и дополнения — что угодно, подтверждающее действие ваших слов на сознание слушателя.

Контроль своего голоса, убедительность и уверенность в сказанном, подбор уместных терминов и понятий, мастерство эмоциональной передачи произносимого — это неполный перечень свойств, способных в корне изменить личное и профессиональное будущее каждого, кто готов над собой работать.

Эффективные уроки красивой речи

Уроки красивой речи, которые стоит посещать каждому, кто испытывает трудности в общении с людьми, помогут хорошо ориентироваться в разговоре, быстро отвечать даже на самые каверзные вопросы и научат говорить твердое и уверенное «нет». По прохождении курсов, выпускники смогут проводить успешные переговоры и презентации, результатом чего станет эффективный рост качества и количества сделок. А если специфика работы предполагает проведение планерок и совещаний, то новые навыки помогут достучаться до сознания подчиненных, вас начнут слушать и слышать, уважать и цитировать, беспрекословно выполняя полученные поручения.

Зачем нам уметь грамотно писать и что означает быть грамотным


Совсем свежий случай из моей практики – сегодня проводила собеседование на позицию “Менеджер по сертификации”, и, как обычно, просила заполнить две анкеты (информационного характера, и с вопросами о знаниях в сфере продаж). Соискательница, милая девушка 24 лет, похвасталась, что на 5 закончила институт, экономический факультет. Ну, отлично! – подумала я, так как первая часть собеседования прошла удачно. Все впечатление смазали эти злополучные анкеты…

Зачем нам уметь грамотно писать

Кстати, я всегда их использую еще и для того, чтобы увидеть, как человек пишет. Деловая переписка менеджера с клиентом отражает лицо компании, согласитесь. Что вы думаете, “сним” пишем вместе, “договориться о встречи пишем с ошибкой на конце слова, “не нуждаюсь в поддержки” – такая же ошибка!!! Она не умеет грамотно писать! Конечно, теперь эта девушка будет однозначно иметь меньше шансов, устраиваясь на подобную работу и в других компаниях.

Что означает – уметь  грамотно писать?

Были времена, 1-2 века назад,  когда люди были безграмотными. Перед ними стояли совершенно другие задачи, ничего общего с грамотностью не имеющие. Так вот, среди них встречались “Грамотеи”, это такие люди, которые были обучены грамоте и умели читать и писать. К ним-то и ходил весь безграмотный народ, чтобы вместо плюсика записать фамилию, какой-либо документ составить, письмо прочитать. Со временем, грамотеев становилось все больше, а тот, кто умел только читать, считался полуграмотным.

Конечно, и в наши дни сложно будет отыскать человека, не умеющего писать и читать. Зато можно оценить степень грамотности человека, от того, насколько хорошо он владеет навыками чтения и письма на родном языке. По сути, грамотностью можно считать знание исключений из правил. И чем раньше мы начнем изучать правила для того, чтобы узнать обо всех исключениях, тем правильнее мы будем писать впоследствии.

Сегодня, в 21 веке, быть грамотным  – значит быть образованной личностью. В настоящее время считается, что грамотность – это тот фундамент, на котором строится все развитие личности.

Зачем нужно уметь грамотно писать?

Каждый может по-разному ответить на этот вопрос. Я считаю, что уметь грамотно писать нужно для того, чтобы правильно, а не двояко, понимать друг друга. Правила и законы для того и существуют, чтобы люди жили и созидали в соответствии с ними. На мой взгляд – это причина № 1.

Причина № 2. Для того чтобы уважать и сохранять законы, традиции и культуру русского языка и своего народа.

Причина № 3. Грамотность – это мощный инструмент, и с другой стороны – мощное орудие, с помощью которого можно управлять. Хотите иметь в свое арсенале такой инструмент? Становитесь грамотным.

Причина № 4. Как написали семиклассники в сочинении на тему “Зачем нужно уметь писать грамотно” – для того, чтобы тебя взяли на хорошую работу. Отрадно, что детки уже многое понимают.

Причина № 5. Есть хорошее мнение, что первое впечатление о человеке складывается от того, какая на нем обувь. Чистая, ухоженная, или грязная и немытая – почувствуйте разницу сами. Какую обувь вы станете с бОльшим удовольствием носить? Точно так же дело обстоит и с грамотностью. Как только видишь, что человек неправильно пишет (я не имею в виду оЧеПЯтки, я имею в виду закономерности), так сразу же меняется к нему отношение. С плюса на минус.

Безусловно, своим образованием нужно заниматься. Для кого-то это может быть сложной задачей, не спорю. Но даже медленное движение всегда лучше любого застоя. И если тренироваться и работать над собой, то результат обязательно появится. (Вопрос на засыпку: слово “появится” в этом случае правильно написано? Мягкий знак в глаголах – вечная российская проблема).

Как научиться писать грамотно?

Вы думаете, я вам открою Америку? Вы и так все это знаете. Итак, что нужно делать на мой взгляд:

Много читать. Очень много читать. Очень-очень много читать. Сначала Вы будете читать, затем воспринимать, после – запоминать слова, фразы и предложения, которые потом уже будете воспроизводить на бумаге на подсознательном уровне.

Читать вслух. Механизм примерно такой же. Паузы, прямая речь, обороты, интонация – все это способствует запоминанию прочитанного.

Конспектировать. Отличный навык, который приобретается в течение долгого времени. Главное, научиться конспектировать без ошибок, часто сверяясь с оригиналом.

Переписывать. Многие мастера копирайтинга советуют, нет, даже настоятельно рекомендуют и заставляют своих учеников переписывать тексты. Для того, чтобы научиться писать продающие письма, нужно взять тексты известных мастеров своего дела и переписать их тысячи раз. Между прочим, это очень правильный совет. Этот навык отшлифует знание правил написания слов и предложений, и научит писать грамотно.

Научиться печатать. Я проходила курс “Соло на клавиатуре” Шахиджаняна, и где-то после 20-го урока мне уже не хотелось допускать ошибки – уж очень длинные тексты надо было перепечатывать заново. Прочтите об этом в моей статье “Научись печатать быстро”.

По-моему, самообразование – посильная задача для любого человека. Ведь все эти действия должны выполняться нами еще со школьной скамьи. Но главное, на этом останавливаться нельзя ни в коем случае. После школы только начинается глубокое познание и изучение родного языка: у каждого из нас появляется своя профессиональная сфера деятельности, в которой мы должны уметь грамотно объясняться на профессиональном языке. А в школе этому нас не учат.

К большому сожалению, наш народ, особенно подрастающее поколение, в общей своей массе – безграмотен. И вы знаете, это очень выгодно властьимущим – безграмотным народом легче управлять! Это же аксиома: если ты не умеешь грамотно писать, значит ты очень многого не знаешь. А раз ты многого не знаешь, то тебя и облапошить будет нетрудно.

Вывод напрашивается сам собой. Надо учиться управлять собой и своей собственной жизнью. И нести за это личную ответственность. Если мы хотим быть грамотными, образованными людьми, то умение грамотно писать и говорить, должно быть обязательным качеством. От этого напрямую зависит наша успешность.

P.S. Пойду проверю свою статью на грамотность. А то окажется, что автор – “грамотейка” еще та, ошибок полно, а пишет о том, чего сама не умеет. Но страстно желаю себе и другим – легко писать любые тексты грамотно и без ошибок!

Предлагаю, “не отходя от кассы”, пройти урок грамотности. Смотрите Хит-парад тотальных ошибок!


Я знаю, что многие из нас сейчас нуждаются не только в умении грамотно писать тексты, но и в других эффективных навыках. Например, самый эффективный навык человека 21 века – “супермозг”, который позволит получать больше денег, любви и эмоций – можно получить на курсе Александры Рудамановой “Перепрошивка”. Подробное описание курса читайте на этой странице.


«Говорить живо и ярко важнее, чем говорить правильно»


Лара Павлова


Известный российский лингвист ­Максим ­Кронгауз — о свойст­вах и буду­щем совре­мен­ного рус­ского языка, значении куль­тур­ных запретов и слишком большой ответственности, возлагаемой на слова

Поделиться

Поделиться

Твитнуть

Максим Кронгауз

 
Алёна Ужегова

— Максим Анисимович, во время лекции в Перми «Что будет, когда нас не будет» вы рассказывали об изменениях, которые претерпевает язык, в том числе русский. А что можно сказать об условиях сохранения его устойчивости?

— Всё очень просто. Нужно максимально использовать язык. Это означает, что на нём нужно говорить, уметь слушать, писать и читать. Если вы выполняете эти четыре действия, то способствуете существованию языка. А для его сохранения, особенно если вы принадлежите к образованной части нашего общества, важно прежде всего устное общение с детьми. Дети в любые времена испытывают недостаток общения с родителями, а сегодня у взрослых появился опасный конкурент — голосовые помощники.

В последнее время уход от человеческого общения особенно ощутим. Люди перестали звонить друг другу и разговаривать. Это плохо влияет на язык. Надо уметь сохранять все его сферы и передавать это детям. Если мы не будем разговаривать с ними, они будут писать друг другу, и мы утратим устную речь. Пока это звучит как фантастика, что не отменяет главного: чем больше мы используем язык, тем лучше. Одна из моих главных идей состоит в том, что очень хорошо, когда родители вместе с детьми читают книги. Не спихивают их на ребёнка, а читают вместе, приучают к чтению. По-моему, самая реальная угроза — утратить чтение как очень важное культурное действие. Ребёнку гораздо проще смотреть мультфильмы, что-то делать в интернете, чем читать. И есть опасность, что чтение постепенно уйдёт. Мне кажется, поддержка взрослых здесь очень важна.

— Действительно, очень интересно наблюдать за формированием речи маленьких детей. Сразу начинаешь задумываться, из чего и как складывается человеческий язык и какую роль в этом играет окружение.

— Я вот не люблю поправлять. Взрослых точно, но и детей не очень. Гораздо важнее давать образцы. Если ребёнок слышит, как вы говорите, он говорит так же. Если ребёнок слышит, как говорит программа, то он будет говорить, как программа. Но там другой синтаксис. Поэтому я и подчеркнул, что важно, когда с детьми общаются образованные люди. На самом деле, конечно, не только образованные. Хорошо, когда с детьми общается кто угодно, независимо от образования. Может быть, вы и сами говорите что-то неправильно. Но если вы любите говорить, делаете это с удовольствием, тогда это, безусловно, передаётся детям в качестве образца и дети тоже говорят. Если в семье молчат, то и ребёнок, как правило, не становится говоруном. Но для меня речь — одно из самых важных явлений человеческой культуры, и собственно общение даже важнее языка. Лучше разговаривать и делать ошибки, но сохранять вербальную коммуникацию.

— Кстати, об ошибках и устойчивости языка. Мне нравится ваше высказывание: «Величие и могущество русского языка основывается на двух столпах. Первый — великая русская литература, которая существенно поддерживает язык. Второй — как это ни парадоксально прозвучит, огромное число не очень грамотных людей». Идея в том, что переход нашей страны на двуязычие, характерное для современных европейских обществ, маловероятен. А это снижает угрозы, которые могут нависнуть над русским языком.

— Язык дан всем. И кто-то овладевает нормой и делает карьеру — становится министром, актёром, писателем. А кто-то нормой не овладевает, но продолжает разговаривать, иногда очень интересно. Норма подразумевает, что есть что-то неправильное. И есть люди, которые овладевают нормой, литературным русским языком, а есть те, которые им не овладевают. Что же, вторым молчать? Арина Родионовна не должна была рассказывать Пушкину сказок?

По-моему, уже совершенно очевидно, что интересная речь не равняется правильной. Даже по нашим политикам мы видим, что люди с удовольствием слушают Жириновского, который, может быть, допускает какие-то ошибки, но говорит очень увлекательно. Даже если я не согласен с ним, а я, как правило, не согласен, я всё равно не могу не заразиться его речевым азартом. А есть политики, которые говорят абсолютно правильно, но необычайно скучно.

Правильность речи — лишь одно из её свойств, далеко не самое важное. Я не призываю всех говорить неправильно, но спонтанная, яркая, эмоцио-нальная речь, в которой возможны ошибки и оговорки, интереснее, чем продуманная и правильная, но механическая речь. Говорить живо и ярко важнее, чем говорить правильно, другое дело, что правильность тоже нужна. Просто надо понимать, что далеко не все должны владеть нормой и говорить на хорошем литературном языке.

— Вы сказали, что стараетесь не поправлять других людей. Но это вы, человек, знающий, что язык — живой организм. А что делать с воинствующей категорией людей, готовых до последней крови биться за чистоту и стабильность русского языка, не понимая, видимо, что он не может быть статичным?

 
Алёна Ужегова

— Чужую речь взрослого человека одним комментарием не исправишь, а общение нарушить можно. Чего добиваются люди, которые поправляют других? Вряд ли общего улучшения речи. Они просто устанавливают иерархию: я тебя поправляю, значит, я выше тебя, я знаю, как надо, я владею литературной нормой, а ты нет. Это способ использования языка не для установления контакта или передачи информации, а для установления иерар-хии. А это лишь одна из функций языка.

— Сегодня благодаря онлайн-коммуникации и тому, что мы пишем больше, чем когда-либо, речевой портрет личности становится всё более отчётливым, а это неизбежно влияет на его восприятие. И вот отовсюду начинает звучать: «Научим говорить правильно за три занятия и изменим вашу жизнь». Возможно ли за несколько мастер-классов сформировать у взрослого человека такой речевой портрет, который вмиг откроет ему множество дверей?

— Думаю, нет, за несколько невозможно. Тут главное — языковая привычка. А она за несколько мастер-классов не сформируется. За три-четыре мастер-класса можно поставить какой-то диагноз речи клиента и задать направление, чем ему нужно заниматься самостоятельно. А чтобы переучить, нужен минимум месячный, наверное, курс. Причём это должны быть тренинги, а не просто теория. Если человеку нужно избавиться от слов-паразитов, то их нужно отслеживать, ловить за руку и «бить током». Кроме того, в результате подобных курсов учащиеся приобретают не индивидуальный, а некий обобщённый речевой портрет, общие черты воспитанного человека. Вспомните великое произведение Бернарда Шоу «Пигмалион», где торговку цветами превратили в леди. С помощью языка мы действительно можем изменить жизнь человека, помочь ему добиться успеха, но это не курс «Научим говорить правильно», это совсем другие курсы.

— Ну да, должен быть какой-то фундамент. А это уже про содержание, не форму.

— Конечно. Если человека научат правильно ставить ударения в каком-то количестве слов, то это не значит, что он тут же начнёт говорить интересно и содержательно. Собственно, в «Пигмалионе» то же самое показано: если бы цветочницу после курса или после проживания в доме профессора вернули на улицу, то это была бы трагедия. Она научилась говорить правильно, а где ей так говорить? Так же и здесь — довольно бессмысленно надеяться, что, пройдя курс из пяти-шести занятий, ты изменишь свою жизнь. Нет, измениться что-то должно в голове.

— Замечаю ещё одно свойство межличностной онлайн-коммуникации: она будто закрепляется за живой офлайн-речью, в которой те или иные слова и формулировки, свойственные интернет-общению, могут не быть уместны.

— Что такое образованный человек? Это человек, который владеет литературными нормами, но не только. Он ещё владеет разными речевыми регистрами и умеет их вовремя переключать, настраиваться на собеседника. Мы одним образом говорим с трибуны, другим — с родными, третьим — со школьными друзьями. Если ты не понимаешь, как в этой ситуации разговаривать, значит, у тебя есть какой-то пробел. Плохо, когда один регистр переносится в другую сферу. Экспансия интернет-языка существует. Люди чаще стали использовать привычные вещи не совсем уместно.

Если я буду общаться со своими внуками так же, как я читаю лекции, тем же языком, с той же интонацией, то они посмотрят на меня, как на сумасшедшего. Если я буду разговаривать с аудиторией так, как я разговариваю у себя на кухне, это тоже неправильно. Это как если бы школьник стал писать сочинение языком, который он использует для SMS. Переставая чувствовать границы жанров, стилей и регистров, человек попадает в неприятное положение. Его воспринимают как странного, невоспитанного и неграмотного. Если вы владеете только одним вариантом русского языка, вам придётся нелегко.

— Вы сказали про школьные сочинения, и я вспомнила, что где-то читала, как они вам не нравятся. Поделитесь своими мыслями по этому поводу.

 
Алёна Ужегова

— Сочинение раздражало меня в 90-е годы. И не сочинение вообще, а тот факт, что оно стало стандартом, от которого невозможно отклониться. Это уже даже не стандарт, а шаблон, по которому писали все сочинения. Шаблоны задавались либо репетиторами, либо соответствующей литературой: выходило безумное количество книжек под названием «100 лучших сочинений» или «50 золотых сочинений».

Жанр сочинения — уместный, если мы говорим о мышлении школьников и его проверке, — становился просто умением сначала запомнить, а потом вписаться в определённые рамки. То есть оно перестало выполнять первоначальную задачу и стало инструментом чего-то совершенно другого. Поэтому мне казалось, что лучше от него на время избавиться, чтобы все забыли эти «лучшие сочинения». Если большинство школьников овладели этими дурацкими шаблонами, тогда что мы проверяем? Мы уже не мышление проверяем, не умение интересно, увлекательно излагать, а то, насколько школьник овладел десятком шаблонов. Тоже какое-то умение, но не настолько ценное, чтобы решать жизнь человека. А сочинение было на выпускных и вступительных экзаменах.

— Вы находитесь в самом пекле современного образования, что можете сказать о течении процессов стандартизации всего и вся, дрессировки под ЕГЭ? Как вам кажется, стоит ли вернуть сочинение, чтобы иметь возможность оценить мышление выпускника и студента?

— Думаю, да. Сегодня последние классы школы заточены под натаскивание на ЕГЭ. Это вредно. Потому что одно дело учить мыслить, разговаривать, а другое дело учить сдавать экзамен. Условия экзамена надо постоянно менять, чтобы репетиторы и школьные учителя не успевали натаскивать. В частности, сочинение нужно то вводить, то выводить. Любой шаблон вредит проверке, поэтому и надо периодически отказываться от сочинений, чтобы люди не привыкали заменять мышление шаблонами. Но надо понимать, что творческие способности проверять гораздо сложнее.

— Давайте поговорим о связи языка и социальных условий его бытования. Недавно прочла вашу колонку о деньгах в русском языке, где говорится, что табуированность финансовой темы влияет на наше «молчание» о ней. Понятно, что язык отражает культуру народа, философию его жизни и отношение к миру. Любопытно это в словах на выходящие из-под запрета темы психического здоровья и особенно явлений сексуального характера. Вдруг становится очевидным, что специальная сексуальная лексика русского языка гораздо беднее, чем, например, французского или английского, хотя у нас богатейшая система слово-образования.

— Ну да, потому что это долго было табуировано. Если табу снято, значит, язык неизбежно вырабатывает слова. Дальше вопрос такой: кто должен делать это в публичном пространстве? Потому что одно дело, когда возлюбленные договариваются между собой, какие слова они используют, а другое — публичное обсуждение. Скажем, отдельно вырабатываются медицинские стандарты — врачи-сексологи договариваются, как они говорят про это. И журналисты должны вырабатывать свой язык. Какие-то слова отсеиваются, какие-то остаются. Это нормальный процесс после снятия культурного табу: когда разговор об этом идёт, появляются и новые конструкции. Лингвистам остаётся только фиксировать более-менее устойчивые слова и помещать их в словарь. Но вопрос, какие это слова — сплошь заимствованные или наши, получившие новые значения. Если мы говорим о явлении политкорректности, то речь идёт в основном о заимствованиях. Пришло огромное количество слов типа «абьюз», «харрасмент». В русском языке ведь есть нелитературная лексика для разговоров о сексе, она используется. Какие-нибудь жаргонизмы типа «трахаться» или «перепихнуться». Но использованию в нейтральном разговоре мешает их экспрессивность.

Всё-таки эта тема всё ещё отчасти табуирована и не вполне разработана. В русском языке много жаргонизмов, но они выражают лишь общую идею, если хотите, мейнстрим, и не отражают нюансов, так что для выражения разнообразия сексуальной жизни используются заимствования.

— Выходит, что в каких-то ситуациях культурный запрет на явления лишает их своих названий, а в каких-то, как в случае с матом, позволяет им выжить?

— Да, мат как явление сохраняется благодаря табу. Если мы снимаем табу, то мат растворяется. Собственно, это произошло в европейских языках, их ругательства без табуированного значения стали слабее. Соответственно, энергия мата существует, потому что на него есть запрет. Чем сильнее запрет, тем сильнее энергия его преодоления. Поэтому матерные слова часто использовались в концовках анекдотов, когда нужно произвести эффект неожиданности. Если вы начинаете злоупотреблять матом, что происходит сейчас, то он становится гораздо менее непристойным. Как в своё время произошло со словом «чёрт». Раньше это был сильный запрет, а сейчас в слове «чёрт» нет ничего страшного.

Очень интересно, что на такие культурные запреты влияет бюрократия. Вот Роскомнадзор штрафует СМИ за четыре матерных корня. Но мат-то был шире. Я всегда говорил, что частотных матерных корней пять. Но поскольку запретили четыре, то пятый перестал таким считаться. И недавно я был на спектакле, где матерные слова не использовались, на них просто намекалось, а пятое уже звучало. Как оказалось, Роскомнадзор может повлиять на культурное формирование мата. Неожиданно, что русская вековая культура подчиняется государственной структуре.

— И в завершение хочу спросить о взаимовлиянии неологизмов и культурных явлений. Недавно актриса Эмма Уотсон использовала в своём интервью слово self-partnered, имея в виду способность чувствовать себя счастливой в отношениях с самой собой. Реакция медиа была незамедлительной: в этой лексической единице обнаружили и злободневную тему заботы о себе, и феминистские мотивы. Причём последние были трактованы как позитивно, так и негативно. Вроде как это слово одним своим появлением обнажает проблему необходимости оправдываться за то, что ты одиночка. The Guardian даже предложили ввести в оборот больше новых терминов для определения таких людей. Интересно, что вы думаете об этой ситуации и не кажется ли вам, что в эпоху острого самоанализа мы возлагаем слишком много ответственности на слова?

— Я согласен с тем, что мы возлагаем много ответственности на слова, но слово «слишком» мне как лингвисту не нравится. Что может быть важнее слов?

Пример с Эммой Уотсон, по-моему, ложится в русло двух тенденций: политкорректности и расширения влияния психотерапевтических практик на общество и коммуникацию в целом. Слова «одинокий», «одиночество» могут показаться обидными, ущемляющими людей, не состоящих в отношениях, то есть подлежащими замене. Слово-неологизм self-partnered создаёт некую иллюзию ещё одного типа отношений, равноправного с отношениями людей друг с другом. Почему иллюзию? Потому что в отношениях с самим собой человек состоит всегда, независимо от отношений с другими. Иначе говоря, это отношения принципиально другого типа. Таким образом, это слово маскирует отсутствие человеческих отношений, а не предлагает новый тип. Как ни уважительно я отношусь к словам, но вынужден признать, что им не так часто удаётся изменить реальность.

Поделиться

Поделиться

Твитнуть


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *