Гармоничная личность: Гармоничная личность — Психологос – Гармоничная личность: определение и формирование

Содержание

Гармоничная личность — Психологос

Гармоничная личность: Гармоничная личность - Психологос – Гармоничная личность: определение и формирование

Гармоничная личность — это личность с оптимально интегрированной внутренней динамической структурой, с оптимальной согласованностью с внешним миром, с оптимально протекающими жизнедеятельностью и развитием.

Гармонически развитая личность и гармоничная личность — практически синонимы, хотя определенные смысловые различия между этими понятиями есть. Гармонически развитая личность — вариант развитой личности, личность с равномерным развитием всех сторон и живущая без внутренних конфликтов, с внутренней гармонией.

К признакам идеальной гармоничной личности О.И.Мотков в статье «Ценностные представления о гармоничной личности людей разного возраста​» отнес:

  • Преобладание положительных эмоций и спокойного настроения
  • Хорошее физическое самочувствие в целом

  • В целом положительное представление о себе, хотя видит и свои минусы
  • Здоровый и разнообразный образ жизни
  • Преимущественная опора на себя в жизни, а не на внешние обстоятельства
  • Гибкость в управлении своими эмоциями и действиями
  • Чувство меры в своих желаниях, притязаниях и действиях
  • Принятие двойственности Мира, наличия в нем и светлого, и темного
  • Стремление к достаточно высоким, но не к максимальным достижениям
  • Реалистичность представлений и желаний
  • Умеренная, нерезкая выраженность черт темперамента и характера
  • Удовлетворенность жизнью в целом
  • Удовлетворенность отношениями в семье
  • Удовлетворенность отношениями с друзьями
  • Удовлетворенность отношениями на работе (в учебной группе)
  • Открытость познанию нового, творческая деятельность
  • Доброжелательность к людям
  • Чувство красоты природы и единства с ней
  • Преобладающая ориентация на общечеловеческие ценности поиска истины, добра, красоты и гармоничной жизни
  • Умение экономно расходовать свою жизненную энергию

Гармоничная личность радует себя и окружающих своим душевным здоровьем, умением ладить с людьми и хорошей приспособленностью к широкому кругу ситуаций. При этом считать гармоничную личность идеалом для всех — оснований нет: это структура человека, который в профессиональной деятельности выбирает способ деятельности, оптимальный лично для него, не считая себя обязанным работать в режиме, нужном для дела, когда этот режим будет его излишне напрягать. Аналогично, гармоничная личность не готова платить излишним для нее внутренним напряжением и ради высоких целей: свое спокойствие и гармония такому человеку дороже. Поработал — отдохнул, пообщался — уединился, всего понемногу для себя и других, для здоровья, радости и развития. Быть героем, работать на пределе сил, совершать подвиги, посвящать себя одной великой цели — все это за пределами интересов гармоничной личности.



Вводное занятие Университета

Гармоничная личность: определение и формирование

Здравствуйте, уважаемые читатели. В сегодняшней статье вы узнаете, что собой представляет гармоничное развитие личности. Выясните, как проявляется поведение людей, живущих в гармонии со своим внутренним миром и окружающей средой. Рассмотрим основные принципы, то, как происходит формирование такой личности. Поговорим и о проблеме дисгармонии.

Определение понятия

Счастливый улыбающийся мужчина средних летСчастливый улыбающийся мужчина средних лет

Гармоничная личность — человек, имеющий оптимально интегрированные динамические внутренние структуры, согласованность с окружающим миром, нормально протекающей жизнедеятельностью. Личность, которая развита гармонично — это индивид, имеющий равномерное развитие во всех сферах своей деятельности, у которого отсутствуют внутренние конфликты, наявна внутренняя гармония. Такой индивид имеет достижения в различных направлениях, но у него присутствуют специальные навыки или умения, которые выделяются на фоне остальных.

Гармоничной называется та личность, у которой присутствует баланс между внутренним и внешним миром.

  1. Под внутренней гармонией понимается осознание собственного «я». У человека отсутствуют внутренние противоречия, он осознал свои достоинства и недостатки, принял себя таким, каким он есть.
  2. О внешней гармонии говорят тогда, когда у личности отсутствуют любые проблемы с окружающим миром. Индивид имеет хорошие отношения с родственниками, коллегами, друзьями и даже с малознакомыми личностями.

Гармонично развитый человек радует окружающих своим умением ладить, способностью адаптироваться к изменяющимся условиям, душевным здоровьем.

Воспитание гармоничной личности напрямую связано со становлением жизненных ценностей и мотивов. Чтоб человек обрел гармонию, у него должен наблюдаться баланс между такими личностными новообразованиями:

  • мотивы;
  • потребности;
  • самооценка;
  • ценностные ориентации;
  • образ «я».

Гармоничным и разносторонним развитием личности называется формирование способностей, различных интересов, соответствующих разным сферам жизни человека, преобладание наиболее значимых личностных сфер.

Характерные проявления гармонично развитого человека

Парень с девушкой сидят на склоне. Перед ними открывается красивый пейзаж

Парень с девушкой сидят на склоне. Перед ними открывается красивый пейзаж

Вы сможете назвать себя гармонично развитым при наличии следующих проявлений:

  • наличие спокойного настроения, преобладание позитивных эмоций;
  • главная жизненная опора – «я сам», не взваливаю свои проблемы на обстоятельства;
  • положительное отношение к собственной персоне, даже при выявлении определенных недостатков;
  • гибкость эмоционального состояния;
  • наличие здорового образа жизни;
  • принятие того, что есть «зло» и «добро», что в мире присутствует «темная» и «светлая сторона»;
  • реальный взгляд на происходящее в окружающем мире;
  • хорошие отношения с членами семьи, с коллегами и друзьями;
  • наличие жизненных целей и их достижение;
  • общая удовлетворенность жизнью;
  • умение ограничивать себя в желаниях, выбирать приоритетные;


  • умеренное проявление темперамента;
  • доброжелательное отношение к незнакомым людям;
  • умение правильно растрачивать энергию;
  • желание познавать все новое;
  • единство с природными ресурсами, ощущение красоты природы;
  • наличие творческой деятельности.

Проблема дисгармонии

Взволнованная женщина с сильной тревогой сидит на диванеВзволнованная женщина с сильной тревогой сидит на диване

Важно также знать о характерных проявлениях дисгармоничной личности:

  • замкнутость;
  • нарушения в эмоциональной сфере;
  • немотивированная агрессия;
  • проблемы с поведением;
  • мнительность;
  • наличие сомнений и страхов.

Присутствие вышеизложенных черт характера приводит к развитию неадекватной самооценки.

У дисгармоничных индивидов осознанная жизнь и неосознанные аффекты препятствуют нормальной жизнедеятельности и развитию личности. Налицо внутриличностный конфликт, который приводит к невозможности правильно принимать решения, адекватно на них реагировать даже в элементарных ситуациях. Влиять на развитие подобных конфликтов могут, как внешние, так и внутренние условия.

  1. Внешние характеризуются отсутствием возможности удовлетворить глубоко значимые мотивы. У человека появляется противоречивость между его желанием и тем, что он реально может сделать. Тут важно определиться с жизненными приоритетами. Иногда не будет лишним посетить психолога или психотерапевта, потому что проблема может скрываться глубоко, например, не исключено наличие детской психотравмы.
  2. К внутренним может относиться субъективная неразрешимость, проблематичность появившейся ситуации. Разрешить такой внутриличностный конфликт можно только в том случае, если индивид поменяет свое отношение к конкретному случаю, и у него сформируются новые мотивы, позволяющие вернуться к нормальной жизнедеятельности.

Как воспитать в себе гармоничную личность

Мужчина читает книгу, лежа на травеМужчина читает книгу, лежа на траве

Существуют определенные принципы, следование которым позволит со временем обрести гармонию.

  1. Важно всегда оставаться собой. Сегодня можно встретить людей, которые не хотят демонстрировать истинные чувства даже самим себе, они ограничивают себя надуманными нормами и правилами. В итоге получается так, что человек и сам не знает, что именно ему хочется. Ввиду этого он не достигает никакого успеха, ведь, не зная, чего ты хочешь, не можно добиться желаемого. Поэтому прекратите следовать навязанным стереотипам, поймите, что вы должны быть самим собой, не стесняйтесь своих желаний и добивайтесь того, чего вы действительно хотите.
  2. Не стоит бояться перемен. Безусловно, многие люди планируют свою жизнь наперед. Однако, никто не застрахован от возможных изменений, непредвиденных ситуаций. Гармонично развитый человек отличается от обычного тем, что он позволяет себе ошибаться, он не винит себя за то, что что-то пошло не так, как хотелось бы, он способен адаптироваться к изменениям, не принимает близко к сердцу возможные провалы.
  3. Не помнить плохого. Некоторые люди через годы несут какую-то негативную информацию, хранят в своей памяти то, что и сегодня доставляет неприятные эмоции. Правильным является желание отпустить прошлое, понять, что его уже не изменить, что оно не должно воздействовать на будущее.
  4. Видеть красоту окружающего мира. Важно научиться распознавать прекрасное вокруг себя. Многие из нас привыкли к однообразным будням, не замечая, что происходит вокруг. Мало кто обращает внимание на пение птиц, на росу на листочках деревьев, на первые почки или раскрывшиеся бутоны цветов. А иногда стоит не нестись с бешеной скоростью на работу или учебу, а на секунду остановиться и оглядеться вокруг, заметить красоту природы. Также нужно почаще выезжать в лес, ходить в парк, чтоб непосредственно контактировать с окружающим миром.

  5. Смех продлевает жизнь. Научно доказано, что люди, которые положительно относятся к жизни, значительно реже подвергаются стрессу. Положительные эмоции благоприятно воздействуют на общее состояние здоровья. У человека снижается уровень тревожности.

Индивиду, желаемому обрести гармонию, нужно научиться придерживаться следующих практик:

  • самоконтроль — важно научиться противостоять своим пристрастиям, их контролировать;
  • способность анализировать совершенные поступки, на основании их делать выводы — это позволяет понять истинное желание, делать свои поступки ответственными и осознанными;
  • способность проводить анализ своих мыслей.

Теперь вы знаете, что собой представляет формирование гармоничной личности. Как видите, человек должен стремиться к гармонии со своим внутренним, духовным миром и всем, что его окружает. Старайтесь изменить свою жизнь в лучшую сторону, стремитесь к гармонии.

Свободная, счастливая, внутренне гармоничная личность

Фильм «Мегамозг»

Выбрав любимое дело и внутреннюю гармонию, подумай, не предал ли ты тех, кому ты нужен.
скачать видео

Фильм «Код Амазонки»

Люди из племени пираха счастливы и полностью внутренне гармоничны. Вы хотите походить на них во всем?
скачать видео

Человеку естественно стремиться к внутренней гармонии. Внутренняя гармония — это счастье, внутренняя гармония — это внутреннее хорошо, и коллеги-психологи описывают гармоничную личность самым позитивным образом.

По мнению О.И. Моткова, признаки гармоничной личности следующие: преобладание положительных эмоций и спокойного настроения: хорошее физическое самочувствие в целом; в целом положительное представление о себе, хотя видит и свои минусы; здоровый и разнообразный образ жизни; преимущественная опора на себя в жизни, а не на внешние обстоятельства; гибкость в управлении своими эмоциями и действиями; чувство меры в своих желаниях, притязаниях и действиях; принятие двойственности Мира, наличия в нем и светлого, и темного; стремление к достаточно высоким, но не к максимальным достижениям; реалистичность представлений и желаний; умеренная, нерезкая выраженность черт темперамента и характера; удовлетворенность жизнью в целом, отношениями в семье и с друзьями, а также отношениями на работе и в учебной группе; открытость познанию нового, творческая деятельность; доброжелательность к людям; чувство красоты природы и единства с ней; преобладающая ориентация на общечеловеческие ценности поиска истины, добра, красоты и гармоничной жизни; умение экономно расходовать свою жизненную энергию.

Выбор внутренней гармонии кажется естественным, однако этот выбор не единственно возможный и не бесспорный. Путь развития — не один, путей роста и развития личности — много, и выбору внутренней гармонии противостоит выбор служения чему-то внешнему.

Это — существенно другой выбор, и выбор крайне не простой. Это вопрос: «Ради кого я живу? Кто в центре моей жизни?» Или ты ориентируешься на себя, на ощущение внутренней гармонии — или на внешние требования. Если человек стремится к своей внутренней гармонии, он ориентируется на себя, и если внутренняя гармония становится главной ценностью, самоценностью, в центре жизни такого человека оказывается он сам, его гармония, удовлетворение его потребностей. Другой вариант — личность, выполняющая свои задачи перед чем-то для нее Высшим​ (семьей, обществом или хотя бы бизнесом, в религиозно-ориентированном подходе — перед Богом).

Ориентир жизненного успеха, как и ценность Служения — примеры такого подхода.

Здесь личность — скорее инструмент и средство, здесь личность выстраивается иерархически, руководствуясь не ощущением внутренней гармонии, а качеством служения внешней цели.

Почитайте интервью с Олегом Брагинским, топ-менеджером «Альфа-Банка» — его называют гением эффективности, вся его жизнь подчинена эффективности: служению труднейшим целям, которые он перед собой ставит. Счастлив ли он? Его это не интересует. Его приоритеты — другие.

Важно то, что путь служения может быть вовсе не голгофой, он может быть путем для человека полностью внутренне гармоничным. Личность, ориентированная на служение, тоже может быть гармоничной, но гармоничность для нее — средство, а не цель. Человек, ориентированный на служение, развивает себя так, как необходимо для встающих перед ним задач. Он живет не только для себя, и его внутренняя гармония — не самая важная для него ценность. Внутренняя гармония может быть, ее может и не быть, в формате служении это — не важно. Иерархически развитая личность выстраивает себя не под свое удобство, а к достижению той или иной цели.

Именно поэтому деловые люди и особенно руководители настороженно относятся к увлечению психотерапией, где ставится задача поиска внутренней гармонии. Конечно, хороший психотерапевт обязательно позаботиться о том, чтобы после его сессии клиент остался в ресурсном, а не разобранном состоянии, но я смотрю на результаты глазами руководителя с 30-летним стажем. Если после психотерапии ранее толковый сотрудник начинает вместо работы просто радоваться жизни и живет «здесь и сейчас», проявляя свои чувства, то мне приходится его дня на два от работы освобождать, пока он в себя не придет. У работы есть свои стандарты, тут нужно включать голову…

Гармоничная личность — это выбор человека, живущего для себя

Человеку, достигшему внутренней гармонии — хорошо и весело. Скорее всего, так же славно и с ним. Обычно это правда: если человеку хорошо с собой, с ним хорошо и другим людям.

На самом деле, счастливый человек и человек добрый и порядочный — вещи разные. Тиран Сулла всю жизнь носил прозвище «Счастливчик», всю жизнь считал себя самым счастливым человеком, но именно он изобрел проскрипции, списки врагов народа, и вошел в историю как один из самых жестоких правителей Древнего Рима.

Но если это не так и с ним кому-то не сладко, его это не очень волнует: его задача — его внутренняя гармония, а не чья-то другая гармония. Гармоничный человек стремится к своему личному счастью, заботясь о счастье окружающих ровно постольку, чтобы не иметь с ними лишних проблем. Впрочем, если гармония чья-то или с кем-то его радует, он легко и с удовольствием позаботится и о других. Потому что это все равно забота о самом себе. Гармоничный человек стремится к счастью, потому что в счастливом состоянии проще жить и ему самому, и проще жить с ним.

«В чем состоит задача пси­хологии? Я предлагаю слово «лечение». Однако я вовсе не хочу быть излеченным от предпочтения оранжевого или черного цвета; от прист­растия к курению, равно как и от моей привязанности к бутылоч­ке пива. Ни один педагог на свете не имеет права лечить ребенка от желания извлекать шум из бараба­на. Единственное, от чего можно лечить, — это несчастливость. Трудный ребенок — несча­стливый ребенок. Он находится в состоянии войны с самим собой, а следовательно, и со всем миром. Трудный взрослый сидит в той же лодке. Ни один счастливый человек никогда не нарушал порядок на собрании, не проповедовал войну, не линчевал негра. Ни одна счастливая женщина никогда не придиралась к своему мужу или детям. Ни один счастливый мужчина никогда не убивал и не крал. Ни один счастливый начальник никогда не держал своих подчиненных в страхе». — Александр Нилл.

Это, к сожалению, не так. Счастливый человек — это одно, а человек добрый и порядочный — это другое. Тиран Сулла всю жизнь носил прозвище «Счастливчик», имел легкий характер и много друзей, всю жизнь считал себя самым счастливым человеком, но именно он изобрел проскрипции, списки врагов народа, и вошел в историю как один из самых жестоких правителей Древнего Рима.

Так живет Потребитель в варианте разумного эгоизма: «Если будет хорошо окружающим, лучше будет и мне! Поэтому, чтобы было хорошо мне, я готов заботиться об окружающих».

Человек, выбравший ориентиром внутреннюю гармонию, выбирает жизнь человека-организма

Если человек, ориентированный на служение, развивает то, что от него требуется, то человек, ориентированный на гармонию, развивает то, что делает его жизнь удобнее, и направление такого развития определяется в первую очередь потребностями организма этого человека.

«Хорошая жизнь с точки зрения моего опыта – это процесс движения по пути, которое выбирает человеческий организм, когда он внутренне свободен развиваться в любом направлении» — Карл Роджерс.

А чем определяются потребности организма? Возрастом человека и гормонами. Когда молодому человеку 16 лет, его организму хочется бегать, а не сидеть за уроками. Когда мужчине за сорок, ему хочется полежать на диване, а не бегать на стадионе. Гармонично живущий человек ищет возможности делать то, что хочется ему, то есть его организму, не напрягая при этом отношения с жизнью и окружающими.

Гармоничная личность никогда не будет стремиться к высшим достижениям

Высшие достижения сегодня невозможны без узкой специализации: если ты интересуешься всем, ты никогда не обгонишь тех, кто сконцентрировался на чем-то одном. Личность, ориентированная на успех, выбирает специализацию: да, такой человек разбирается не во всем, но в своем деле он профи. Гармоничная личность осваивает все понемножку, чтобы нигде не опростоволоситься и чтобы слабых мест у нее оказалось — по минимуму. Гармоничной личности нужны не высшие достижения в какой-то одной области, а достаточные достижения везде, где это будет полезно.

Есть физики, есть лирики: стать супер физиком, забив на все остальное, или быть «всего понемножку»? Гармоничной личности не нужно «супер», ее решение последнее: гармоничное сочетание всего, сочетание умственного и физического труда, знакомство и с искусством Древней Греции, и с искусством кулинарии.

Сколько будет себя развивать гармоничная личность, определяется ею, а не внешними нормами или требованиями. Обычная планка гармоничной личности — быть не хуже других. Если у всех есть дом и машина, а ты себе не можешь этого позволить, это мешает внутренней гармонии, особенно если с таким бедным не хотят встречаться нормальные девушки… С другой стороны, если ты стал самодостаточным, то для личного счастья последующее развитие, если только оно само из тебя не прет, становится уже не важным. Зачем? Достаточно быть здоровым.

Чтобы добиться не просто хороших, а именно лучших, высших достижений, обычно приходится работать не просто много, а очень много, приходится напрягаться, приходится иногда забывать об отдыхе, идти через боль и через «не хочу». Нужно ли это человеку, стремящемся к внутренней гармонии? Чаще всего — нет.

Что сделает мудрая девушка, если почувствует, что становится слишком умной для своего мужа? Если у нее нет в планах напрягать отношения, если она стремится к гармонии и ладу, она мудро сориентирует себя на дальнейшее развитие в области кулинарии и, возможно, перестанет оттачивать свой интеллект. Зачем?

Умные люди, стремящиеся к счастью, никогда не перетруждают себя. Если можно лежать под пальмой и питаться падающими бананами, то зачем вставать и куда-то зарабатывать деньги? Чтобы покупать на них бананы? Для свободно мыслящего человека необходимость трудиться — ограничивающее верование, и он освобождает себя от всего, что навязывает ему социум.

Кому верен человек, выбравший внутреннюю гармонию? — Самому себе

Гармонично развитая личность является идеалом развития для гуманистического, клиент-центрированного подхода, для приверженцев гештальт-терапии и сторонников свободного воспитания — в частности потому, что выбор гармонично развитой личности — это аутентичность, верность в первую очередь самой себе.

«…То, что касается ценностей гештальттерапии, в первую очередь (и в этом отличие от каких-то тренинговых систем), это достижение аутентичности. То есть одной из целей работы является как раз повышение аутентичности, соответствия человека самому себе. С тем, чтобы в тех случаях, когда нет смысла, не нужно бороться с собой, как-то жил в мире с собой и соответствовал себе. Дело в том, что наша система цивилизации, в основном, построена, понятное дело, на ретрофлексии и на наиболее сложном ретрофлексивном комплексе – нарциссизме. И нарциссизм, если коротко, определяется следующей мыслью, — (это из книги А. Лоуэна «Нарциссизм») отрицание истинного я. То есть, в действительности, я человек, который довольно быстро, оперативно, эмоционально реагирует на многие вещи. Например, в какой-то момент выясняю, что это не очень выгодно по той причине, что является неудобным для окружающих, по той причине, что не соответствует стандартному образцу, скажем, мужского поведения в обществе и выясняю, что мне выгоднее изображать из себя, например, флегматичного человека. И дальше, соответственно, я начинаю и вести себя таким образом. И вместо истинного я у меня возникает такая псевдоконструкция, которая не соответствует моей реальности, но тем не менее». — Д.Н. Хломов, «Парадоксы гештальттерапии»

Если человек живет не только для себя, возникает вопрос — а насколько не только для себя? Мамы знают: каждый ребенок стоит ей одного зуба, но тогда вопрос: сколькими зубами готова пожертвовать конкретная женщина ради своих детей? Мужчины знают: нужно защищать свой дом, свою семью и свою Родину. Но чтобы делать это эффективно, мужчина должен растить себя как мужчину и как воина, а это значит воспитывать свою волю, когда-то терпеть напряжение и боль, свое «хочу» уметь заменять на «надо», ограничивать себя, бороться с дурными привычками и воспитывать хорошие привычки, откладывать свою внутреннюю гармонию ради внешних достижений.

Хотя бы работать, чтобы обеспечить свою семью и себя. А если он любит свою семью и семья у него большая, то работать — очень много: столько, сколько надо семье и детям.

А если будет нужно, напомним, мужчина должен спокойно отдать свою жизнь за свою семью и Родину. Его организму это не близко, организму хочется жить, но если мужчина воспитан как мужчина, он делает не то что хочется, а то что должно. Может быть, полное равнодушие к внутренней гармонии и делает жизнь такого человека полностью внутренне гармоничной?

Критерий смысла твоей жизни — практика

Впрочем, всерьез разбираться, чем мотивируется человек: стремлением к внутренней гармонии или ценностями Служения — затруднительно, люди легко умеют обманывать не только окружающих, но и самих себя. Возможно, надежнее всего полагаться не на слова, а на дела: кому (или чему) ты служишь на практике? Себе, своей внутренней гармонии — или чему-то в жизни, что тебе дорого? Что получит жизнь от твоей личной жизни? Что ты оставляешь людям, проходя свой жизненный путь? Можешь ли ты дать людям — больше? Каков твой — Максимум жизни?


Вводное занятие Университета

развитие. воспитание, формирование у ребенка и взрослого, качества, условия, принципы, критерии, понятие, как стать

Понятие «гармоничная личность» имеет несколько определений. Но все они сводятся к одному смыслу, напоминающему известное выражение А.П. Чехова о том, что в человеке все должно быть прекрасно.

Гармоничная личность

Что такое гармоничная личность? Это личность, у которой внутренний мир находится в состоянии баланса.

Внутренняя гармония возникает, когда человек понимает себя, знает свои достоинства и недостатки, строит планы и воплощает их в жизнь. Внешняя гармония – это благоприятные продуктивные отношения человека и окружающего мира.

Это согласованность мыслей и действий, слов и поступков. Все эти соответствия должны проявляться в каждой сфере человеческой жизни – будь то профессия, семья или творчество.

Гармоничная личность в психологии – это согласованность действий с окружающим миром и сбалансированный образ жизни.

Всесторонне гармонично развитая личность – это человек, который:

  • занимается любимым делом;
  • имеет полезный круг общения;
  • удобно распределяет время на работу и хобби;
  • радуется жизни;
  • чувствует себя счастливым.

Понятия «гармоничная личность» и «гармоничное развитие» имеют разное семантическое наполнение. Человек, ощущающий радость от жизни, не всегда гармонично развит. Он может быть более компетентным в одной области и быть совершенным профаном в других. Гармоничное развитие личности предполагает нормальный для ее возраста уровень физических, нравственных, интеллектуальных и эстетических показателей.

При воспитании ребенка окружение должно создать для него такие условия, при которых все природные задатки будут развиваться в равной мере. Он должен усвоить правила здорового образа жизни, необходимость заниматься физическими нагрузками, учиться чему-то новому постоянно.

Гуманистическая модель развития ребенка

В современной педагогике ведущая идея – воспитание гармоничной развитой личности с помощью гуманистической модели.

Чтобы стать гармоничной личностью, ребенок должен всесторонне развиваться

Чтобы стать гармоничной личностью, ребенок должен всесторонне развиваться.

Ее основные позиции:

  1. Каждый человек – неповторим.
  2. Для него обязательным является формирование нравственных ценностей.
  3. Человек должен понять, в чем смысл его существования.
  4. Каждый индивид должен быть внутренне свободен, что выражается в желании самосовершенствоваться.

Поскольку человек – это целостная система, то изучать его следует с разных сторон. При этом важно понимать, как он видит мир и себя в нем. Нужно осознавать, что он – активный и творческий индивид.

Внутреннее развитие человека длится всю жизнь. Этот процесс индивидуален и имеет разную интенсивность. Только активные действия приведут к положительному результату. Если же не прилагать к этому никаких усилий, то можно остаться посредственностью – никому не интересной и не привлекательной.

В любом возрасте можно улучшить качество жизни благодаря внутреннему росту. Чтение книг, изучение иностранных языков, воплощение своих юношеских идей, творчество, общение с интересными людьми помогают этому процессу.

Условия преобразований

Существует внешние и внутренние факторы, влияющие на личностное становление человека.

Внешние:

  • влияние социальной среды;
  • семейное воспитание;
  • обучение.

Социальная среда оказывает влияние на развитие личности

Социальная среда оказывает влияние на развитие личности.

Внутренние факторы включают данные от природы особенности и склонности человека, его влечения, а также гамма чувств, возникающих под влиянием внешних факторов.

Гармонично развитая личность должна быть результатом проявления этих факторов. Такой человек обычно жизнерадостный, уверенный в себе. А если он в ладу с собой, тогда и окружающие видят в нем интересного собеседника и друга.

Начать заниматься собой можно в любом возрасте, но лучше делать это с детства. Совершенствование человека возможно на протяжении всей жизни. Главное, чтобы было большое желание и активные действия.

В каких условиях происходит гармоничное развитие личности? К ним относят:

  1. Физическое воспитание.
  2. Нравственное воспитание (выработка линии поведения, соответствующая нормам общества).
  3. Умственное воспитание (формирование навыков мышления, анализа, памяти, концентрации внимания и т.д.).
  4. Эстетическое воспитание (способность воспринимать гармонию и прекрасное в природе и искусстве).

Все эти направления воспитания должны быть взаимосвязаны.

Как распознать гармонию

В психологии выделяют такие признаки гармоничной личности:

  • хорошее физическое и психологическое самочувствие человека;
  • положительные чувства и эмоции преобладают;
  • в целом положительная оценка себя, при этом четкое понимание своих недостатков;
  • желание самосовершенствоваться;
  • доброжелательное отношение к людям;
  • умение достигать того, что запланировано;
  • чувство удовлетворенности работой, отношениями в семьи и с друзьями;
  • забота о здоровье;
  • стремление к постижению общечеловеческих ценностей, красоте и гармонии во всех сферах жизни.

Человек будет считать себя счастливым, если во всех сферах жизни ему будет комфортно и интересно.

У гармонично развитого человека позитивные чувства преобладают над негативными

У гармонично развитого человека позитивные чувства преобладают над негативными.

Принципы саморазвития

Как стать гармоничной личностью? В этом поможет система самосовершенствования. Но существуют факторы, тормозящие этот процесс. Это психологические травмы, полученные в детском возрасте, воспитание в семье, близкое окружение ребенка.

Есть много способов преодолеть эту проблему. Это психологические техники, как стать гармоничной личностью. Они помогают все элементы жизни привести к гармонии.

Психологи утверждают, что для гармоничного развития личности необходимо: заботиться о здоровье, быть физически крепким, постигать науки, уважать окружающих, самовыражаться путем развития своих талантов, духовно расти.

Гармоничная личность и ее качества

Гармония… Как много в этом слове. В последнее десятилетие его соединяют с самыми разнообразными аспектами человеческого бытия: «гармоничное развитие», «душевная гармония», «гармоничный образ», «гармоничные отношения».

Гармоничная личность и ее качества

Гармоничная личность и ее качества

В данной статье я сосредоточусь на том, что стоит за определением «гармоничная личность» и приведу ее конкретные характеристики. Написать об этом я решила потому, что в интернет-источниках часто встречается подмена понятий: критерии гармоничной личности заменяют качествами лидера, навыками достигатора, способами поведения харизматика. Что с точки зрения доказательной психологии – не верно.

Для начала давайте определимся, что такое «гармония».

Гармония – это определенный баланс между мыслями, чувствами, поступками человека; согласованность желаний, слов и действий.

Гармония бывает внутренняя, которая базируется на глубоком понимании себя, принятии своих особенностей и отсутствии невротизирующих противоречий. И внешняя – благополучные, продуктивные, удовлетворяющие отношения человека и внешнего мира. То есть, согласованность убеждений, ценностей, чувств и поступков в каждой сфере жизни: профессии, семье, творчестве, хобби, саморазвитии.

Исходя из этого, гармоничную личность можно характеризовать следующими качествами:

  1. Что бы такой человек ни делал, он найдет способ как получить от этого хоть небольшое, но удовольствие.
  2. Самым важным задачам он отдается на 100%, а не стремится везде успеть чуть-чуть. «Лишь бы было» – явно не его кредо.
  3. Умеет различать, что он может контролировать, а что нет.
  4. Помнит о влиянии окружающей среды, поэтому стремится улучшать обстоятельства жизни. Не отрицает, что внешнее всегда влияет на внутреннее – бытие определяет сознание.
  5. Не допускает, чтобы от его деятельности страдали отношения. Люди важнее, чем достижение целей.
  6. Всегда выделяет время на самопознание и заботу о себе. Ищет способы, как стать лучшей версией самого себя.
  7. Умеет быть в одиночестве и дает другим возможность отдаляться.
  8. Старается поддержать других в переживании сложных чувств (страха, тревоги, вины, гнева).
  9. Любую ситуацию анализирует не с позиции негатива, а с позиции предполагаемой пользы (Например: «Я не одинокая, я открыта для новых предложений»)
  10. Помнит, что жизнь состоит из мелочей и она очень быстротечна. Поэтому ценит каждый миг.

Конечно же, этим список не исчерпывается. В нем представлены только основные особенности гармоничной личности. Но очень редко, кто обладает хотя бы этими качествами. Детские психологические травмы, особенности воспитания, культуры, общественных стереотипов накладывают свой отпечаток, приводя к глубинным внутриличностным конфликтам и нарушению благополучия отношений человека и мира. Но хорошая новость заключается в том, что различные психологические техники, практики, упражнения помогают обрести или восстановить утраченную гармонию.

Одним из таких психологических инструментов является техника «Круги контроля».

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.

Ценностные представления о гармоничной личности людей разного возраста

Проблема

Какие признаки гармоничной личности люди ценят выше и ниже всего в своих интуитивных представлениях? Имеются ли существенные различия в ценностных представлениях о гармоничной личности у людей молодого и более старших возрастов? Чем могут обусловливаться эти различия, если они имеют место? Ответы на эти вопросы могут пролить свет на общее понимание сути личностной гармонии и на изменение значимости этого идеала и его отдельных составляющих с возрастом.

Определения

Личность здесь рассматривается как управляющий, т.е. побуждающий, направляющий, организующий и регулирующий поведение, центр психики, важнейшая её часть. Она имеет биокультурную природу, ею и рождаются, и становятся (Мотков О.И., 2008). Ценностные представления — это относительно устойчивые, значимые представления личности о чём-либо, не всегда ясно осознаваемые, хранящиеся в её опыте. Они являются ценностями личности. Гармония — оптимальное соотношение частей целого предмета и оптимальное его функционирование; также оптимальное соотношение предмета с окружающим миром, с его воздействиями. Оптимальность различна для разных видов предметов и различных форм функционирования. Например, возможны следующие типы оптимальности гармоничных соотношений: симметричный, асимметричные — тип золотого сечения, тип более яркой асимметрии.

Гармоничная личность: Гармоничная личность - Психологос – Гармоничная личность: определение и формирование

​​​​​​​Гармоничная личность (ГЛ) — личность с оптимально интегрированной внутренней динамической структурой, с оптимальной согласованностью с внешним миром, с оптимально протекающими жизнедеятельностью и развитием (Мотков О.И., 2003). В такой личности могут совмещаться все три типа оптимальности соотношений её параметров, в зависимости от вида рассматриваемых личностных характеристик. Оптимальность личностных пропорций будет также функцией как работы субъекта личности (т.е. её оперативного Я, организующего поведение здесь и теперь, её «диспетчера»), так и функцией во многом наследственно обусловленных типов темперамента и характера, типа и уровня интеллекта, и других психических образований.

Методика эксперимента

Были отобраны экспертные мнения о характеристиках ГЛ К. Роджерса, Л.Н. Собчик, Голицына Г.А. и Петрова В.М., Либина А.В., Розена Р. и др. авторов, а также признаки ГЛ, изучаемые в моих исследованиях. Получился список из 20 признаков идеальной ГЛ, ставший ядром методики «Оценка признаков гармоничной личности» (Мотков О.И., 2001). Респонденту предлагается оценить по 5-балльной шкале значимость каждого признака у воображаемой им идеальной ГЛ (а не у себя).

Список признаков идеальной гармоничной личности
  1. Преобладание положительных эмоций и спокойного настроения
  2. Хорошее физическое самочувствие в целом
  3. В целом положительное представление о себе, хотя видит и свои минусы
  4. Здоровый и разнообразный образ жизни
  5. Преимущественная опора на себя в жизни, а не на внешние обстоятельства
  6. Гибкость в управлении своими эмоциями и действиями
  7. Чувство меры в своих желаниях, притязаниях и действиях
  8. Принятие двойственности Мира, наличия в нем и светлого, и темного
  9. Стремление к достаточно высоким, но не к максимальным достижениям
  10. Реалистичность представлений и желаний
  11. Умеренная, нерезкая выраженность черт темперамента и характера
  12. Удовлетворенность жизнью в целом
  13. Удовлетворенность отношениями в семье
  14. Удовлетворенность отношениями с друзьями
  15. Удовлетворенность отношениями на работе (в учебной группе)
  16. Открытость познанию нового, творческая деятельность
  17. Доброжелательность к людям
  18. Чувство красоты природы и единства с ней
  19. Преобладающая ориентация на общечеловеческие ценности поиска истины, добра, красоты и гармоничной жизни
  20. Умение экономно расходовать свою жизненную энергию

Все признаки сгруппированы в 5 обобщённых показателей: I — ООП — Общая оценка всех 20 признаков (№№ 1,2,…20), II — ОФ — Оптимальное Функционирование (№№ 1,2,4,5,6), III — Ум — Умеренность в желаниях и выраженности черт характера (№№ 7,9,10,11,20), IV — Уд — Удовлетворённость жизнью, собой и отношениями с людьми (№№ 3,12,13,14,15), V — МД — Мудрость и Духовность как творческие, нравственные и эстетические характеристики ГЛ (№№ 8,16,17,18,19). Вычисляются средние арифметические по общему (I) и четырём частным показателям методики (II — V). Соотнося средние по частным факторам, определяем наиболее и наименее выраженные частные характеристики идеала личностной гармонии в данной группе испытуемых или у отдельного респондента. Средняя оценка испытуемого по ООП в районе 4,00 баллов приближается к профессиональным представлениям психологов.

Затем все 20 оценок испытуемого ранжируются. Первые пять рангов (1 — 5) обозначают наиболее значимые признаки гармоничной личности для испытуемого, последние пять (16 — 20) — наименее значимые. Проводится качественный анализ иерархии оценок признаков испытуемого (или группы) по их индивидуальной значимости. Фактически получаем иерархию ценностных представлений испытуемого о характеристиках гармоничности личности и жизни человека. Сравнение ценностных представлений о гармоничной личности респондентов разных групп позволяет определить их групповую специфику, сходства и различия между ними.

Предполагается, что за оценками признаков у испытуемых стоят интуитивные ценностные представления о ГЛ. На их основе в ходе оценивания происходит атрибуция, приписывание признаку определённой значимости, проекция важных для самих респондентов ценностных представлений на идеальный образ гармоничной личности. Фактически изучаются ценности испытуемого в отношении личностной гармонии.

Было проведено несколько исследований с испытуемыми разных по возрасту и полу групп. Одно из них кратко описывается в данной статье.

Изучаемые группы

Проведено исследование представлений о ГЛ 170 испытуемых четырёх возрастных групп. Молодые — возраст 17-20 лет, 73 студента гуманитарных вузов, из них 55 женского и 18 — мужского пола (2002-2009гг, Москва). Зреющие — 21-30 лет, 55 человек: 36 женщин и 19 мужчин с высшим и неполным высшим образованием (2002-2009гг, Москва и Калуга). Зрелые — 31-44 лет, 20ч. и Очень зрелые — 45-61 лет, 22ч. — в этих старших группах 22 женщины и 20 мужчин (отдельно в подгруппах — примерно пополам) с высшим, неполным высшим и средним (9 чел.) образованием (2002-2004гг, Москва, МО и Калуга). Названия группам даны условно, в первую очередь с учётом их биологического возраста.

Результаты

Получены очень интересные факты. Нет вообще достоверных различий по U критерию Манна-Уитни между оценками признаков ГЛ у Молодых и Зреющих! Поэтому их можно объединить в одну группу Зреющих — 17-30 лет, 128 чел.= 91ж+37м. Нет достоверных различий в представлениях о ГЛ и между группами Зрелых и Очень зрелых! Их объединяем в общую группу Зрелых — 31-61 лет, 42 ч.=22ж+20м.

В то же время между объединёнными группами Зреющих (128ч., 17-30 лет) и Зрелых (42ч., 31-61 лет) обнаружено 20 достоверных различий из 25 возможных!, причём все оценки выше у Зрелых, включая и по всем частным показателям методики. Особенно велики различия по признакам Мудрости-Духовности МД (уровень значимости р=0,00003), Оптимальному Функционированию ОФ (р=0,00024) и Умеренности Ум (р=0,0009). Зрелые достоверно выше ценят эти качества гармоничной личности, чем Зреющие.

Таким образом, характер оценивания признаков ГЛ остаётся примерно одним и тем же в «зреющий» период жизни от 17 до 30 лет. Затем он после 30 существенно изменяется, происходит скачок в оценках важности ( и, следовательно, в ценности) большинства признаков гармоничной личности в сторону их значимого повышения. Далее, от 31 до 61 лет, ценностные представления респондентов остаются высокими, относительно постоянными, устойчивыми, почти неизменными в течение всего изученного периода зрелости. В это время настоящей взрослости ценности личностной гармонии становятся в целом достоверно более важными, чем в предыдущий, как бы подготовительный, «зреющий» период их развития.

В иерархии частных факторов ГЛ по значимости наблюдаются следующие изменения: у Зрелых на 1 месте оказался показатель Мудрости-Духовности — 4,343 балла (у Зреющих он только на 3 месте — 3,88 б.), а фактор Удовлетворённости отношениями и жизнью переместился на 3 место — 4,22 б. (у Зреющих он на 1 месте — 4,05 б.). Показатель Оптимального Функционирования в обеих группах — на одном и том же 2 месте (соответственно у Зрелых — 4,338 б. и у Зреющих — 4,02 б.), а показатель Умеренности в обеих группах — на последнем 4 месте (соответственно у Зрелых — 3,95 б., у Зреющих — 3,55 б.). Общая средняя оценка признаков ГЛ (ООП) у Зрелых равна 4,21 б, у Зреющих — 3,87 б.

Т.е. у Зрелых на 1 месте оказались широкие духовные ценности нравственного, эстетического и творческого взаимодействия с людьми и природой, целостного — интересного и разнообразного, и в тоже время реалистичного, — функционирования, а у Зреющих впереди мы видим признаки личного благополучия, удовлетворённости отношениями с ближайшим окружением — с друзьями, на работе, в семье.

Особенно большие различия между Зрелыми и Зреющими по U-критерию (на уровне р=0,000…), с достоверно более высокой оценкой у первых, обнаружены по следующим пунктам методики: 4 — Здоровый и разнообразный образ жизни; 7 — Чувство меры в своих стремлениях; 10 — Реалистичность представлений и желаний; 17 — Доброжелательность и открытость людям. Очень значительные различия прослеживаются и по многим другим пунктам (кроме признаков Удовлетворённости отношениями и жизнью).

Обсуждение результатов

Итак, данные показывают медленный и специфический характер освоения ценностей личностной гармонии и приобщения к ним у современной молодёжи. Они практически не меняются с 17 до 30 лет и окончательно «вызревают», становятся очень важными лишь после 30. На первом месте у Зреющих — характеристики удовлетворённости отношениями с ближними людьми. Этот факт отражает наибольшую важность в этом возрасте общения с друзьями, что помогает их самоопределению, естественных стремлений к нахождению второй половины, построению семьи, рождению детей, дружеских отношений на работе. По Эриксону — это период важности близости, дружбы, сотрудничества (Эриксон Э., 1993). И хочется всего и сразу. Поэтому характеристики умеренности отодвигаются на задний план и ценятся ниже всего (проявление «юношеского максимализма»?).

В период 31-44 лет происходит самое интересное — существенный сдвиг в сторону повышения значимости большинства признаков ГЛ, т.е. существенно растёт ценность признаков личностной гармонии. Далее с возрастом величина их оценки остаётся примерно одинаковой. Особенно повышается значимость группы признаков Мудрости-духовности (нравственных, творческих и эстетических ценностей, принятия двойственности мира), а также качеств Оптимального Функционирования (в первую очередь — гармоничного образа жизни) и Умеренности в достижениях и выражении эмоций (чувства меры, реалистичности в желаниях и т.п.). По моему мнению, у Зрелых в период 31-44 лет происходит сдвиг к собственно личностной зрелости, который выражается в первую очередь в изменении ценностей человека в сторону повышения значимости духовных качеств и черт мудрости, а также характеристик умеренности и гармоничности образа жизни. Они гораздо больше, чем Зреющие, ценят эти «бытийные ценности» (по А. Маслоу). В то же время в их ценностях парадоксально сочетаются высокие идеальные стремления и важность реалистической и умеренной самоорганизации поведения. Последние можно считать проявлением растущей мудрости («…мудрый человек сильнее звёзд, поскольку побеждает свои страсти» — Фома Аквинский / Ж. «Наука и религия», 1991, № 10, с. 12).

На этот период как раз приходится один из «…наиболее значительных кризисов …кризис середины жизни (между 35 и 40 годами). По мнению Э. Эриксона, он связан с рефлексией, анализом достижений и ошибок …а также с оценкой своих возможностей самореализоваться в остающийся отрезок времени» (Психология развития. Под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Академия, 2001, с. 241). Видимо, у моих испытуемых этот кризис завершается усилением духовной составляющей своих ценностей и стремлением жить в соответствии с ними.

Интересно, что Б. Ливехуд считает средней («экспансивной») фазой жизни период от 20 до 40 лет (Ливехуд Б., 1994, с. 48). По моим данным этот средний период, с точки зрения развития личностной зрелости, духовных ценностей (находящихся «вне чистой необходимости» — там же, с. 48), начинается сегодня не с 20 лет, а только после 30. С другой стороны, Ливехуд отмечает, что на 40 лет приходится «большой поворот» в жизни, «переход к новой доминанте ценностей» (там же, с. 73). «Кто уже в средней фазе жизни развил в себе интерес к искусству, науке, природе или социальной деятельности, тот почти незаметно пройдёт большой поворот на своём жизненном пути после сорока лет. По ту сторону порога он сможет черпать всё больше сил для жизни из духовного источника. Кто, однако, в средней фазе жизни гнался только за личным успехом, исходил только из себя …или кто пассивно жил своей работой или жизненными обстоятельствами, тот вступает в кризис существования после сорокового года жизни и становится к середине пятидесятых трагической личностью, испытывающей грусть по старым добрым временам, чувствующую угрозу для себя во всём новом» (Ливехуд Б., 1994, с. 48-49). У большинства моих респондентов 31-44 лет, как мы видели, происходит поворот интересов к духовным ценностям и к большей мудрости. Можно считать, что в аксеологическом плане они преодолели кризис среднего возраста в позитивном ключе. В более старшей группе 45-61 лет бытийные ценности сохраняют своё высокое значение и переоценки ценностей уже не наблюдается. Происходит как бы их консервация, укоренение в личности. Б. Ливехуд пишет, что «духовное развитие является решающим для последней фазы жизни» (там же, с. 49). Однако результаты моего эксперимента позволяют говорить о том, что такое развитие в изученных группах наиболее интенсивно совершается в период 31-44 лет, а не после него.

Как можно объяснить обнаруженный в исследовании характер сдвигов в ценностных представлениях о гармоничной личности и соответствующих ценностях у наших испытуемых?

С одной стороны, идёт естественное возрастное созревание нейроструктур, отвечающих и за личностные проявления, их последующее «застывание» и старение, что приводит к снижению скорости переработки информации, росту инертности взглядов в период зрелости и пожилого возраста. По данным исследователей Большой пятёрки, такие, близкие к духовным характеристикам, суперфакторы личности как «готовность к согласию (доброжелательность)» и «сознательность», созревают только к 30 годам и более выражены у старших возрастных групп (Первин Л.А., Джон О.П. Психология личности: Теория и исследоваия. М.: Аспект Пресс, 2001, с. 294-295).

С другой стороны, следует учитывать, что в нашем обществе примерно 20 лет назад, при переходе к российской форме капитализма, стало происходить постепенное смещение семейных, общественных и личностных ценностей. Люди теперь больше ориентируются лишь на свои желания, на материальные блага и максимальные достижения, выше ценят свою автономию. Затяжная погоня за этими, по сути эгоистичными и индивидуализированными, ценностями, возможно, ведёт к инфантилизации, замедлению процесса становления высших ценностей личности, к его задержке как бы на подростковой стадии в период 17-30 лет. Этих респондентов, родившихся после 1980 года и впитавших в какой-то мере новую социально-экономическую и психологическую атмосферу общества, можно считать уже детьми перестройки и постперестройки. Испытуемые же группы Зрелых (31-61 лет) в большинстве своём период юности прожили еще в советские времена, когда открытые стремления к материальному обогащению и дистанцированию от других людей ещё не очень поощрялись в обществе.

Возможно, что определяющей причиной является одновременно как первое, так и второе. Какие из этих гипотетически причинных факторов имеют больший вес — биологические факторы созревания нейроструктур, отвечающих за проявление ценностных представлений и их последующую стабилизацию (т.е. фактор возраста), или социокультурный фактор изменения экономического строя, семейных и общественных ценностей — может показать лишь специальное исследование. В частности, имело бы смысл провести в 2015-2025 годах аналогичный моему эксперимент с лицами 31-45 лет. Они к тому времени будут уже также людьми, пережившими трудное «перестроечное детство». Подсчёт достоверности различий по критерию U Манна-Уитни между группой перестроечных и постперестроечных Зреющих испытуемых (17-30 лет) и этой группой также перестроечных новых Зрелых покажет, есть ли достоверные различия в их ценностных представлениях личностной гармонии или нет. Так как группы будут уравнены по возможному влиянию на их ценности общего социокультурного перестроечного фактора, то все обнаруживаемые в будущем эксперименте различия можно будет смело приписать влиянию фактора возраста. Если же существенных различий в ценностях ГЛ между Зреющими и новыми Зрелыми не окажется, то найденные мной различия между ценностными представлениями о ГЛ Зреющих и Зрелых можно будет объяснить в первую очередь влиянием социокультурного фактора на характер ценностей Зрелых, а не биологически подогреваемым возрастным кризисом и вызревающим в нём последующим предпочтением духовных ценностей.

Надеюсь, что такого рода новое исследование величины ценностей личностной гармонии у «перестроечных и постперестроечных» испытуемых разных возрастов будет проведено.

Вероятно, на оценку качеств гармоничной личности влияет и возраст экспертов-психологов. Все они писали о личностной гармонии уже в зрелом возрасте. Выделенные ими качества, может быть, внутренне ближе представлениям испытуемых Зрелой группы. Хотя становление личности некоторых экспертов прошло в капиталистическом, а не в советском обществе (К. Роджерс и А. Маслоу).

В целом оценки характеристик гармоничной личности у всей экспериментальной группы (170 чел, 113ж и 57м) довольно высоки, что подтверждает валидность предложенных экспертами признаков: Общая оценка значимости признаков ГЛ — 3,96 б. (74%), Оптимальное Функционирование — 4,10 б. (78%), Умеренность — 3,65 б. (67%), Удовлетворённость отношениями — 4,10 б. (78%), Мудрость-Духовность — 3,99 б. (75%).

Методика «Оценка признаков гармоничной личности» может быть использована для изучения такой важной стороны зрелости личности как ценности психологической гармонии. Высокая оценка признаков ГЛ, особенно по факторам МД, ОФ и Умеренности, будет указывать на достаточно высокую личностную зрелость респондента.

Литература

  1. Голицын Г.А., Петров В.М. Гармония и алгебра живого: В поисках биологических принципов оптимальности. М.: Знание, 1990
  2. Либин А.В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 2000, 549 с.
  3. Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью. Калуга: Духовное познание, 1994
  4. Мотков О.И. Методика «Оценка признаков гармоничной личности». М., 2001. http://psychology.rsuh.ru/archive/motarticle15.doc
  5. Мотков О.И. Основные понятия теории природной и гармоничной личности. М., 2003. (См. в Интернете: http://nkozlov.ru/library/psychology/d1449/ в разделе «Библиотека интересного»)
  6. Мотков О.И. Личность и психика. Сущность, структура и развитие. Самара: Бахрах-М, 2008
  7. Первин Л.А., Джон О.П. Психология личности: Теория и исследования. М.: Аспект Пресс, 2001, с. 294 — 295
  8. Психология развития. Под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Академия, 2001, с. 241
  9. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994
  10. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М.: Ин-т практ. психологии, 1998 — 512 с.
  11. Эриксон Э. Детство и общество. Обнинск, 1993
  12. Вводное занятие Университета

понятие, определение, способы формирования и правила воспитания

Под гармоничной личностью подразумевается баланс между внешним и внутренним миром человека. Такие люди живут в гармонии с самими собой. Они открыты ко всему новому и во всем ищут хорошее. Так что же это за люди? Именно об этом мы и поговорим в этой статье.

Что такое гармония?

Начнем с самого начала, а именно с того, что же такое гармония? Это баланс, который присутствует между чувствами, мыслями и действиями человека. Некая согласованность его желаний, поступков и слов.

Существует два вида гармонии:

  • внутренняя;
  • внешняя.

Под внутренней гармонией подразумевается глубокое понимание себя. У человека нет каких-либо внутренних противоречий, потому что он полностью принял себя, свои недостатки и достоинства.

Девушка медитирует возле воды

Человек, который находится во внешней гармонии, не испытывает никаких проблем с окружающим миром. У него складываются хорошие отношения с людьми, а также он успешен в других сферах жизни. К примеру, в:

  • семье;
  • хобби;
  • саморазвитии;
  • профессии;
  • творчестве.

Во всем этом царит согласованность ценностей, убеждений, действий и чувств. У него продуктивная и спокойная жизнь.

Описание понятий

От гармонии произошли и другие понятия:

  • гармоничная личность;
  • гармоничное развитие.

Казалось бы, это одно и то же, но на самом деле понятия не являются синонимичными. Человек, который обрел баланс и гармонию, не всегда может быть гармонично развитой личностью.

Это понятие имеет свой смысл в каждом столетии и культуре, поэтому трудно сказать точно, что же это такое. Если говорить в целом, то под этим понятием подразумевается эстетическая, интеллектуальная, физическая и нравственная развитость человека. Конечно же, не все люди, которые обрели гармонию, могут быть одинаково развитыми во всем этом. Целью воспитания гармонично развитой личности является создание всех необходимых условий для ее всестороннего и гармоничного развития.

Девушка в гармонии с природой

Какой должна быть гармоничная личность?

Рассмотрим основные качества такой личности:

  1. Человек всегда получает удовольствие от того, что делает, даже если это не совсем то, чего ему хотелось бы.
  2. Он полностью отдается работе и всегда делает это качественно. Он не желает успеть везде сделать по чуть-чуть, для него важно в каждом деле быть лучшим и получать максимум результата.
  3. Человек понимает, что находится под его контролем, а на что он никак не влияет.
  4. Всегда знает, что многое зависит от влияния внешнего мира. По этой причине он всегда стремится к улучшению своей жизни. Он знает, что окружающий мир влияет на его внутренний.
  5. Такой человек никогда не будет идти по головам. Люди для него намного важнее, чем достижение поставленных целей.
  6. Занимается своим саморазвитием. Он всегда старается сделать себя еще лучше.
  7. Такой человек не боится одиночества, потому что ему комфортно быть наедине с самим собой. Также он дает такую возможность другим людям.
  8. Очень отзывчив, никогда не бросит человека в беде. Поможет ему справиться с гневом, страхом или же тревогой.
  9. На каждую ситуацию смотрит с позитивной стороны. К примеру, одиночество он воспринимает не как что-то негативное, а как открытость для новых впечатлений и знакомств.
  10. Не переживает по пустякам, ведь жизнь очень коротка, поэтому нужно ценить каждое ее мгновение.

Девушка на природе

Условия формирования

Формирование гармоничной личности — это самый лучший путь, который подходит тем, кто хочет обрести гармонию и полностью раскрыть свой потенциал. Однако трудно точно сказать, какие условия для этого необходимы, потому что их много и подбираются они индивидуально.

Чтобы стать гармонично развитой личностью, нужно обогащать свои знания и чувства, а также уделить внимание формированию воли. Для этого не нужно зацикливаться лишь на какой-то одной способности человека, потому что это должно охватывать весь внутренний мир индивида.

В первую очередь человек должен обладать самоконтролем. В противном случае у него не получится соотносить свои личные желания и потребности с социальными требованиями.

Развить такую способность в человеке можно благодаря наградам и похвале от значимых для него взрослых людей. Всестороннее и гармоничное развитие личности невозможно без умения подчиняться внешним требованиям, а также способности вовремя остановиться, не поддаваться своим секундным порывам.

Существуют маршмеллоу-тесты, которые проводились для лучшего понимания самоконтроля. Благодаря их результатам учеными были сделаны определенные выводы, которые могут помочь человеку стать успешнее.

Суть тестов заключалась в том, что перед детьми ставили выбор. Ребенок оставался в комнате наедине, а перед ним располагали зефир или же конфету. Ему говорили, что некоторое количество времени нельзя ничего из этого есть, а если он это сделает, то ему достанется удвоенная порция сладостей.

Эксперты внимательно следили за поведением ребенка. Анализировали его способность держаться и умение контролировать свои желания. В конце эксперимента оказалось, что те дети, которые смогли продержаться и дождаться конца времени, во взрослой жизни стали намного успешнее тех, кто не стал соблюдать правил.

Еще формирование невозможно без обогащенной среды. Во всем должно присутствовать разнообразие, благодаря которому человек начинает активно чувствовать и мыслить.

Не менее важно быть осмысленным и самостоятельным. Если человек способен сам решать вызовы судьбы, то это приближает его к развитию. Он становится сильнее духом и вовлеченным в связь с внешним миром. Личность понимает, что сама ответственна за себя и за свою жизнь.

Девушка радостно надувает шарики

Как обрести гармонию?

Что касается формирования гармонично развитой личности, то и это требует некоторых усилий. Единогласного ответа на этот вопрос тоже нет, как и в предыдущем случае. Но есть некоторые важные принципы, без которых невозможно обрести гармонию.

Быть собой

Довольно часто можно встретить людей, которые не любят показывать своих настоящих эмоций и чувств другим, в том числе и себе. Они запираются в свои надуманные правила и нормы. В результате получается так, что человек сам не знает о том, чего ему хочется, поэтому и не может получить желаемого, так как не понимает, что для этого нужно сделать.

Не нужно следовать стереотипам, которые нам навязывает общество, нужно быть собой, чтобы научиться понимать свои настоящие желания.

Счастливая семья

Не боятся перемен

Каждый человек планирует все наперед, без этого нельзя добиться поставленных целей. Только гармоничные люди отличаются тем, что они дают себе право ошибаться, поэтому не делают из этого никакой катастрофы, если что-то пошло не так. Не всегда мир может соответствовать нашим желаниям, но мы всегда можем вынести из этого пользу, даже если наши планы нарушились.

Забыть плохое

Не нужно держаться за прошлое, особенно если оно доставляет вам неприятные ощущения. Из всего этого нужно вынести урок. Его невозможно изменить, но оно может влиять на наше настоящее. Поэтому нужно избавится от надоедливых мыслей и переживаний, чтобы ваше будущее было лучше.

Замечать уникальность окружающего мира

Воспитание гармоничной личности подразумевает умение видеть во всем что-то прекрасное. Все в жизни повторяется, поэтому временами может казаться, что мир серый и обыденный, такой себе безжизненный организм. Такое мышление не дает возможности человеку обрести гармонию и счастье.

Следует понимать, что даже в самом стандартном и обычном для нас есть что-то новое, не случающееся раньше. Это отличие нужно научиться видеть. Человек может жить счастливо и в гармонии только тогда, когда открыт миру и вовлечен в его исследование.

Радостные возлюбленные

Чаще смейтесь

По жизни надо всегда идти с улыбкой. Научно доказано, что благодаря смеху уменьшается количество стрессовых гормонов. Человек становится открытым миру, когда радуется и получает удовольствие.

Согласно исследованиям, в 2014 году стало известно, что смехотерапия благоприятно воздействует на общее состояние здоровья. Она способна уменьшить тревогу и помогает справиться с бессонницей.

Есть отличная техника, которая помогает стать всесторонне гармоничной личностью. Она состоит из трех практик, придерживаться которых нужно научиться каждому:

  1. Самоконтроль — умение бороться со своими страстями и способность их контролировать.
  2. Умение анализировать свои поступки и делать выводы. Благодаря этому можно понять свои желания, а поступкам придать осознанности и ответственности.
  3. Умение анализировать собственные мысли.

Компания людей смеется

По жизни всегда нужно стремиться к идеалу, а гармонично развитая личность — это и есть то самое совершенство. Человек, который принимает себя и живет в гармонии, который может управлять своими желаниями и добиваться большего, может считать себя тем самым идеалом, который был придуман еще в античное время, а затем переходил из эпохи в эпоху.

Философы того времени являются основателями гуманистической модели, которой придерживаются сегодня во многих странах. Гармоничная личность, ее развитие, сила, внутренняя свобода и желание познавать и узнавать окружающий мир — это то, что нужно для счастливой и насыщенной жизни. К этому нужно стремиться, если вы хотите жить качественно и с удовольствием.

Необходимо развиваться всесторонне, чтобы гордо называть себя гармонично развитой личностью, которая может быть примером для подражания и не только.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *