Инструменты финансовой политики государства: Инструменты финансовой политики – Финансовая политика и её инструменты

60.Финансовая политика и ее инструменты.

Финансовая политика
– деятельность государства по
целенаправленному использованию
финансов. Она включает: выработку
концепции развития, определение основных
направлений использования финансовых
ресурсов и разработку мер, направленных
на достижение поставленных целей.
финансовое законодательство и финансовый
аппарат, призванные реализовать
финансовую политику в конкретный период
времени.

Финансовая политика
использует финансы в качестве рычага
воздействия на экономику – прекращения
спада производства, стимулирования тех
или иных отраслей, укрепления хозяйственной
самостоятельности каждого субъекта и
т. д. Ее проводит государство, опираясь
как на правовые нормы, так и на экономические
инструменты (налоги, льготы, процентные
ставки, государственные инвестиции).
Следует особо выделить налоговую и
бюджетную политику как слагаемые
финансовой политики.


Налоговая политикаимеет налоговую систему, которая:
собирает доходы в бюджеты всех уровней,
стимулирует производителей и социально
справедливое перераспределение доходов.

Бюджетная политикаопределяет роль бюджета в финансовой
системе страны в целом. Во-первых, она
не должна допускать чрезмерного дефицита
госбюджета

Во-вторых, расходы
госбюджета должны быть избирательными,
т.е. поддерживать наиболее перспективные
и эффективные направления.

Для достижения
необходимого эффекта в финансовой
политике государство опирается на
финансовый механизм: финансовые
методы, финансовые рычаги, правовое,
нормативное и информационное обеспечение.

Финансовые методынаправлены на образование и использование
денежных фондов.

Финансовые рычаги– это конкретный прием при использовании
финансового метода. Например, метод –
планирование доходов госбюджета можно
осуществить с помощью такого рычага,
как установление конкретных налоговых
ставок.

Правовое
обеспечение
включает законодательные
акты, постановления, инструкции и т.п.
документы органов управления.

Информационное
обеспечение
– прогнозирование и
осведомленность о финансовом состоянии
субъектов, о ценах, о курсах ценных
бумаг, валют и т.д.

Особенностью
финансовой политики на современном
этапе является ее антикризисная
направленность.

В конце 2008 года
российское правительство приняли
решение стимулировать экономику в
период кризиса через ряд налоговых
льгот. Был принял Федеральный закон от
26.11.2008 № 224-ФЗ «О внесении изменений в
часть первую, часть вторую Налогового
кодекса РФ и отдельные законодательные
акты РФ», который позволит радикально
снизить налоговую нагрузку на организации.
В первую очередь изменения касаются
налога на прибыль и НДС.

61. Основные и оборотные активы (фонды) организации.

Основные фонды–это совокупность произведённых
общественным трудом материально-вещественных
ценностей, действующих в течение
длительного периода. К О. ф. относятся
здания, сооружения, машины, оборудование,
транспортные средства, инструменты,
производственный и хозяйственный
инвентарь, рабочий и продуктивный скот
и др.


Делятся на основные
производственные фонды и основные
непроизводственные фонды.

К основным
производственным фонда
м относятся
те основные фонды, которые участвуют в
производственном процессе непрерывно
(машины, оборудование, станки и т.п.) или
создают условия для производственного
процесса (производственные здания,
трубопроводы и т.д.).

Основные
непроизводственные фонды
– это
объекты предприятия бытового и культурного
назначения, медицинские учреждения,
столовые и т.п.

Оборотные
средства(денежные средства
предприятия используемые для создания
производственных запасов сырья,
материалов, топлива,)включают
оборотные производственные фонды и
фонды обращения.

Оборотные
производственные фонды
– это та часть
производственных фондов, которая:

вещественно
воплощена в предметах труда;

полностью переносит
свою стоимость на продукт труда;

потребляется в
каждом производственном цикле;

возмещается после
каждого производственного цикла.

Оборотные
производственные фонды делятся на две
группы:

  1. оборотные фонды
    в производственных запасах; сырье и
    материалы (основные и вспомогательные),
    покупные полуфабрикаты, топливо,
    запасные части для текущего ремонта,
    малоценные и быстроизнашивающиеся
    инструменты и предметы и др.

  2. Обор.фонды в
    процессе производства. незавершенное
    производство, затраты на освоение
    продукции, полуфабрикаты собственного
    изготовления и т.п.

В движении
обор.фондов имеется особенность: сырье
и материалы вещественно входят в
продукцию и их стоимость движется вместе
с вещественной формой продукта;
вспомогательные материалы (топливо,
смазочные вещества и т.п.) вещественно
не входят в продукт (топливо сжигается,
смазочные вещества расходуются и т.д.),
а в оборот вступает только лишь их
стоимость, которая включается в стоимость
продукции.


Фонды обращения– это та часть оборотных средств, которая
обслуживает процесс обращения (обмена).
По своему составу фонды обращения
включают: готовую продукцию от склада;
товары, отгруженные потребителям, но
еще не оплаченные ими; средства в
расчетах; денежные средства в кассе
предприятия (в том числе денежные
средства на заработную плату) и средства
на счетах в банках.

12. Типы финансовой политики и их инструменты

Выделяют три
основных типа финансовой политики:

1) классическая;
2) регулирующая; 3) планово-директивная.

Основное
направление классического
типа

политики —  невмешательство
государства в экономику, сохранение
свободной конкуренции, использование
рыночного механизма как главного
регулятора хозяйственных процессов.
Государство стремилось к уменьшению
расходов бюджета, сводившихся в основном
к расходам на военные цели, выплате
процентов по государственному долгу и
его погашению и управлению. Система
налогов строилась в основном на косвенных
и имущественных налогах, что позволяло
создать необходимое поступление средств
для обеспечения сбалансированного
бюджета государства. Система управления
финансовой деятельностью сосредоточивалась,
как правило, в министерстве финансов.

Регулирующая
финансовая
политика целью является использование
финансового механизма для регулирования
экономики и социальных отношений в
целях обеспечения полной занятости
населения. Основными инструментами
вмешательства в экономику становятся
государственные расходы. Главным
механизмом регулирования становится
подоходный налог. Большое внимание
уделяется системе государственного
кредита, на основе которого проводится
политика дефицитного финансирования.
Вместо единого органа управления
возникает несколько самостоятельных
специализированных органов.



В
основу
финансовой политики была положена
неконсервативная стратегия, связанная
с неоклассическим направлением
экономической теории. Эта разновидность
финансовой политики ограничивает
вмешательство государства в экономику
и социальную область. Регулирование
экономики становится многоцелевым.
Финансовый механизм в этих условиях
исходит из необходимости сокращения
объема перераспределения национального
дохода через финансовую систему. Ставится
задача сокращения налогов и уменьшения
степени прогрессивности обложения.

Планово-директивная
финансовая
политика применяется в странах,
использующих административно-командную
систему управления экономикой. Цель
финансовой политики в этих условиях –
обеспечение максимальной концентрации
финансовых ресурсов у государства для
их последующего перераспределения в
соответствии с основными направлениями
государственного плана. Основной задачей
финансового механизма было создание
инструментов, при помощи которых
производится изъятие всех не используемых
в соответствии с государственным планом
финансовых ресурсов. Изъятие средств
производилось у государственных
предприятий, населения и органов местной
власти. Управление финансами осуществлялось
из единого центра – Министерства
финансов, которое занималось всеми
вопросами использования финансового
механизма в народном хозяйстве.

13. Сущность и значение управления финансами

Под управлением
финансами понимается воздействие на
финансовые отношения с целью максимально
эффективного распределения
(перераспределения) финансовых ресурсов.

В любой системе
управления выделяют объекты и субъекты
управления, применительно к финансам
объектами управления являются
разнообразные виды финансовых отношений,
а субъектами – финансовые органы
управления. 

Цель управления
финансами
 – достижение
финансовой устойчивости и финансовой
независимости, проявляющиеся в
макроэкономической сбалансированности,
профиците бюджета, снижении государственного
долга, твердости национальной валюты,
в сочетании экономических интересов
государства и всех членов общества.


К
функциям
финансового управления

следует относить финансовое планирование
и прогнозирование, финансовый анализ,
финансовый контроль, учет финансовых
ресурсов с денежных средств, а также
регулирование финансов на основе
использования всех этих функций.

Управление
финансами имеет большое значение для
эффективного использования материальных
и трудовых ресурсов, необходимых для
осуществления хозяйственной деятельности.
Эффективное использование финансов и
планомерное управление ими позволяет
выявить пути максимилизации прибылей
при одновременном снижении затрат.
Только при рациональном распределении
получаемых доходов, правильном управлении
ценами и использовании всех имеющихся
ресурсов с максимальной выгодой для
предприятия, возможно, обеспечить
благоприятное финансовое положение.
Эффективное управление финансами имеет
большое значение для успешной деятельности
предприятия и его процветания в условиях
неослабевающей рыночной конкуренции.
Финансовое планирование является
составной частью общего планирования.

Финансовая политика государства, ее виды и инструменты реализации




ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику.

Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:

1) разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;

2) создание адекватного финансового механизма;

3) управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления. Задачи финансовой политики направлены:


1) на обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2) установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

3) организацию регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4) выработку финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5) создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Главная цель государственной финансовой политики – наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов и повышение эффективности их использования для социально-экономического развития общества.

Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма.

Виды финансовой политики:

В качестве важнейших направлений государственной финансовой политики выступают: бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная, таможенная политика.

Бюджетную политику государства в первую очередь необходимо рассматривать как совокупность мероприятий по осуществлению взаимодействия бюджетов разных уровней. Главной задачей в бюджетной политике было и остается укрепление государственных финансов, снижение бюджетного дефицита, создание благоприятных финансовых условий для развития отраслей народного хозяйства.



Налоговая политика представляет собой деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по принудительному изъятию части доходов, получаемых экономическими субъектами и населением, в целях формирования доходной части соответствующих бюджетов.

Инвестиционная политика представляет собой комплекс мероприятий по созданию условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики. Главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России.

Социальная финансовая политика связана прежде всего с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ. В настоящее время социальная финансовая политика охватывает пенсионную политику, иммиграционную политику, политику финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.

Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт товаров и услуг из страны.

Финансовая политика предприятия представляет собой целенаправленную деятельность финансовых менеджеров по достижению целей ведения бизнеса.

ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Финансовый механизм – это внешняя оболочка финансов, проявляющаяся в финансовой практике. К элементам финансового механизма относятся финансовые ресурсы, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое отношение может быть организовано государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.




Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует.

Такие отношения имеют большое значение для реализации либо всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одной из сторон этих отношений – агента государства (финансы государственных предприятий).

Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.

Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.

 










Вопрос 19. Инструменты бюджетно-финансовой политики

Инструменты
бюджетной политики. 
Бюджетная
политика выражается в системе мероприятий,
проводимых государством посредством
бюджетных доходов и расходов. Формируя
доходную и расходную части бюджета,
государство оказывает воздействие на
поведение производителей, рост и
использование доходов в народном
хозяйстве.

Как
правило, в бюджетной системе страны
выделяются три уровня: центральный
(государственный) бюджет, региональные
бюджеты (бюджеты земель, областей,
районов) и особые денежные фонды.

Государственный
бюджет складывается из поступлений от
предприятий и населения, а также
отчислений от хозяйственной деятельности
бюджетных организаций. За счет этих
поступлений финансируются расходы
государства на капитальные вложения в
основные фонды, осуществляется поддержка
предприятий, программ социального
обеспечения, содержатся бюджетные
учреждения, дотируется производство
отдельных товаров народнохозяйственного
значения и т. д. Средства региональных
бюджетов используются производственной
и социальной инфраструктурами областей,
земель или районов. Особые денежные
фонды государства (например; фонд защиты
окружающей среды, Фонд занятости и др.)
служат удовлетворению наиболее важных
специфических потребностей народного
хозяйства и общества, решению различных
социально-политических задач.

Главной
задачей бюджетной политики является
удовлетворение потребностей экономики
с минимальными издержками дефицита
бюджета. Поскольку доходные и расходные
части бюджета формируют различные
факторы, то это приводит к созданию
дефицита, который необходимо покрывать
либо за счет внутренних источников
(кредиты Центрального банка, выпуск
правительственных облигаций), либо за
счет внешнего заимствования у иностранных
кредиторов — правительств или финансовых
институтов. Так, формирование доходов
в большей степени зависит от способности
экономики к их созданию, нежели
формирование расходов.

Финансирование
бюджета имеет важное значение, поскольку
тесным образом связано с процессами
инфляции, роста внешнего долга, ухудшения
платежного баланса и негативными
последствиями изменения валютного
курса. Поэтому бюджетная политика
государства должна строиться таким
образом, чтобы в необходимой мере
финансировать народнохозяйственные и
социальные нужды, стимулировать
сбережения предприятий и населения,
достаточные для удовлетворения
потребностей предприятий в оборотных
средствах и инвестициях, не допускать
излишней централизации финансовых
ресурсов в руках у государства, что
может привести к сбоям в экономике.
Основными инструментами финансово-бюджетной
политики в области кредитно-денежных
отношений являются эмиссия денежной
массы и учетная ставка Центрального
банка РФ. К налоговым инструментам относятся
виды и ставки взимаемых налогов, а также
особенности налогового администрирования.

 Характер
финансирования социальной сферы, объемы
и нормативы бесплатных или льготных
для населения услуг, степень платности
в социальной сфере также выступает
одним из инструментов финансово-бюджетной
политики.

сущность, основные инструменты :: SYL.ru

финансовая политика государства

Определение

Финансовая политика государства представлена совокупностью мероприятий, осуществление которых направлено на использование финансовых отношений при выполнении государственных функций. Данная политика является основополагающим элементом экономической государственной политики. В ней даются конкретные основные направления развития экономики, определяются общие объемы финансовых ресурсов с их источниками и направлениями использования. Финансовая политика государства способствует разработке механизма стимулирования и регулирования с использованием специальных методов, касающихся социально-экономических процессов. При этом данный достаточно эффективный инструмент государства выступает в качестве самостоятельной сферы его деятельности. Финансовая политика государства имеет определенное содержание, цели, задачи, а также методы и формы регулирования.

Структура финансовой политики

В качестве основных ее составляющих принято выделять такие виды политик: налоговую, денежно-кредитную, бюджетную и международную финансовую. Финансовая политика государства предусматривает реализацию следующего комплекса мероприятий:

— разработка концепции политики, определение ее целей, направлений и основных задач;

— создание эффективного механизма;

— управление как финансовой государственной деятельностью в целом, так и обычными экономическими субъектами в частности.

международные финансовые рынки

Финансовый механизм – важная составляющая политики

Объектами данного вида политики принято считать международные финансовые рынки. А при помощи финансового механизма осуществляется государственная деятельность в сфере финансов. Такой инструмент представлен системой форм, методов и видов организации финансовых отношений, принятых государством. Его элементам могут быть финансовые ресурсы с определением методов их формирования, а также законодательная система, используемая при формировании доходов и обеспечении расходов в стране. Сюда же могут быть отнесены финансы организаций и рынок ценных бумаг. Данный инструмент является достаточно динамичной частью финансовой государственной политики. Его изменения могут проходить под влиянием различных тактических решений. Благодаря указанному факту он чутко реагирует на проявление различных особенностей экономической и социальной ситуации в стране. Так, один и тот же механизм финансового регулирования может быть использован по-разному.

долгосрочная финансовая политика государства

Долгосрочная финансовая политика государства

Основу политики в сфере финансов составляет выбор стратегии, которая определяет среднесрочную и долгосрочную перспективу расходования средств. Государством одновременно осуществляется выбор тактических и текущих целей финансовой политики, которая направлена на адаптацию к постоянно меняющимся краткосрочным условиям воспроизводства. При этом необходимо отметить нахождение направлений планирования текущего периода под непосредственным влиянием стратегических целей.

Составляющие государственной финансовой политики

Сущность финансовой политики

Государственная финансовая политика – это совокупность мероприятий, касающихся использования финансовых инструментов для реализации функций государства.

Определение 1

Финансовая политика – это составная часть экономической политики страны, в которой конкретизированы основные направления развития производства, определены объемы финансовых ресурсов, а также направления их использования, разработан механизм стимулирования и регулирования социально-экономических процессов с помощью финансовых методов.

Между тем, финансовая политика представляет собой относительно самостоятельную сферу деятельности государства, которая обладает конкретным содержанием, своими целями, задачами, объектами, формами и методами регулирования.

Государственная финансовая политика состоит из широкого комплекса мероприятий по разработке общей концепции, определению ключевых направлений, созданию адекватного финансового механизма, управлению финансовой деятельностью страны и других экономических субъектов.

Замечание 1

Основой финансовой политики является определение стратегических направлений, с помощью которых можно проследить среднесрочную и долгосрочную перспективу использования финансовых ресурсов. Вместе с этим государство определяет текущие и тактические цели политики, однако, первые находятся под воздействием стратегических целей.

Важным аспектом финансовой политики выступает формирование финансового механизма, с помощью которого осуществляется государственная деятельность в финансовой сфере.

Под финансовым механизмом понимается система установленных правительством страны видов, форм и методов организации отношений, касающихся финансов.

Финансовый механизм является наиболее динамичной частью финансовой политики, он изменяется в процессе решения тактических задач, именно поэтому можно наблюдать скорейшие изменения в финансовом механизме при переменах в экономической и социальной ситуации.

Выделим важнейшие задачи финансовой политики:

  • Обеспечение условий, которые позволят сформировать максимально возможные финансовые ресурсы;
  • Рациональное распределение финансовых ресурсов и их использование;
  • Организация регулирования посредством финансовых методов социально-экономических процессов в стране;
  • Разработка оптимального финансового механизма, его развитие вместе с изменяющимися целями.

Результаты финансовой политики во многом зависят от качественного механизма обсуждения и реализации интересов всех слоев населения и имеющихся у страны объективных возможностей применения различных факторов воздействия на финансовую политику.

Основные компоненты финансовой политики

Государственная политика в области финансов во многом зависит от степени развития финансовой системы страны и самостоятельности отдельных звеньев.

Элементы финансовой политики представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Основные составляющие политики в области финансов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Бюджетная политика предполагает определение источников формирования доходной части бюджета, приоритетных направлений расходования бюджета, допустимых границ бюджетной разбалансированности, источников финансирования дефицита, принципов отношений звеньев бюджетной системы.

В рамках налоговой политики определяется состав налогов, размеры ставок, санкций и льгот по каждому разновидности. Налоговая политика выстраивается на основании согласованности интересов страны и налогоплательщиков.

Денежно-кредитная политика позволяет:

  • Обеспечить устойчивость денежного обращения с помощью управления эмиссией, регулирования инфляции, а также курса национальной валюты;
  • Обеспечить своевременность и бесперебойность расчетов в хозяйственной деятельности с помощью регламентации и регулирования банковского механизма;
  • Управлять финансовым рынком при помощи регламентации эмиссии и размещения ценных бумаг, как государственных, так и корпоративных.

В рамках ценовой политики осуществляется регулирование тарифов и цен на монопольную продукцию.

Цель инвестиционной политики – это повышение значимости бюджета в развитии государства, создание благоприятных условий для инвестирования, развитие кредитования, привлечение зарубежных инвестиций.

При осуществлении социальной политики разрабатываются механизмы компенсации доходов малообеспеченных слоев населения, упорядочивается система социальных льгот, регулируется вынужденная миграция и т.д.

Все большую значимость приобретает международная политика в области финансов, основу которой составляет управление кредитными и валютно-финансовыми отношениями на международной арене. Такая политика направлена в большинстве случаев на развитие и наращивание производственных сил в стране.

Финансовая политика России

Финансовая политика в РФ в 21 веке противоположна кейнсианской теории, которой придерживаются многие высокоразвитые страны, гибко сочетающие ее рекомендации и принципиальные положения рыночной либерализации и монетаризма.

На сегодняшний день в России реализуется политика по сокращению финансового потенциала страны, а все перспективы роста экономики возлагаются на частный бизнес. Значение финансовой политики в социальном и экономическом развитии нашей страны трудно недооценить. Степень ее рациональности оказывает прямое воздействие на промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь и другие отрасли.

К ресурсам финансовой политики РФ относятся:

  • Развитые производительные силы, т.е. люди, которые находятся в трудоспособном возрасте, обладают определенными знаниями и могут участвовать в производственном процессе, а также основные фонды предприятий;
  • Собственный финансовый капитал;
  • Развитая финансовая инфраструктура.

Все эти три составляющие при взаимодействии образуют ключевые финансовые потоки.

Типы и виды финансовой политики

Сущность финансовой политики

Определение 1

Политикой называют совокупность теоретических и практических мероприятий, направленных на достижение какой-либо цели.

В зависимости от того, кто проводит данную политику она может быть государственной, отраслевой, политикой предприятия, отдельного предпринимателя, домохозяйства или личной. Направление и сфера применения зависят от поставленных целей. Поэтому выделяют внешнюю и внутреннюю политику, социальную и экологическую, международную и национальную и т.д.

Базисом развития человеческого общества является экономика. Благодаря ей формируются все остальные системы взаимодействия и взаимосвязей в обществе. Поэтому экономическая политика занимает ключевые позиции как в управлении государством, так и в руководстве предприятием.

Определение 2

Экономическая политика – это комплекс взаимоотношений между отдельными гражданами (физическими лицами), предприятиями и организациями (физическими лицами), органами государственной власти, между государствами, которые направлены на достижение каких-то определенных экономических результатов и развития хозяйства.

Важным элементом, обеспечивающим материальную основу решения экономических проблем, является финансирование. Поэтому финансовая политика выступает важной составной частью экономической политики.

Определение 3

Финансовой политикой называется составляющая экономической политики, которая направлена на накопление, распределение и реализации финансовых ресурсов в качестве материальной базы решения экономических задач.

Финансовая политика представляет собой методологическую систему принципов, методов и форм использования финансовых ресурсов.

Финансовая политика призвана обеспечить стратегические направления и перспективы применения финансовых ресурсов. При этом она должна согласовать ставящиеся цели и возможности субъектов хозяйствования. Основное содержание финансовой политики заключается в:

  • необходимости разработки общей концепции финансовой деятельности;
  • необходимости выделения самых важных (на данный момент) направлений, целей и задач;
  • создании финансового механизма в соответствии с поставленными целями и задачами;
  • обеспечении регулирования финансовой деятельности на каждом этапе и на каждом уровне экономической деятельности;
  • создании условий формирования достаточного объема финансовых ресурсов;
  • проектирование рационального распределения и применения финансов;
  • регулировании социальных процессов с помощью финансовых инструментов;
  • создании действенной системы управления финансами.

Типы финансовой политики

На протяжении всей истории развития мирового хозяйства развивалась и финансовая политика. В экономической науке выделяют следующие типы финансовой политики:

  • классическая;
  • регулирующая;
  • планово-директивная.

Классическая финансовая политика была разработана Адамом Смитом и Давидом Рикардо. Главная идея их разработки заключается в невмешательстве государства в хозяйственную деятельность. Свободная конкуренция и рыночный механизм должны быть, по мнению авторов, главными регуляторами экономических процессов.

По представлению авторов, подобная ситуация должна была привести к ограничению государственных расходов и налогов и обеспечить условия для формирования сбалансированного бюджета. Управление финансовой деятельностью должно быть максимально простым. Оно должно было сосредотачиваться в одном руководящем органе – министерстве финансов. К сожалению. авторы слишком идеализировали роль рыночных механизмов и недооценивали значения государства для обеспечения общественных потребностей и социальных гарантий.

Регулирующую финансовую политику разрабатывал Дж. Кейнс. Он доказывал необходимость активного участия государства в регулировании экономики. Особенно это касалось вопроса управления циклическим развитием экономикой. По мнению автора, одной из главных задач финансовой политики является обеспечение полной занятости населения. Сейчас мы видим воплощение этой идеи в скандинавской экономической модели.

Согласно идее Дж. Кейнса, государство регулирует экономику через систему государственных расходов и налогов. Государство может покрыть дефицит бюджета за счет государственного кредита. Вместо одного единого органа управления Дж. Кейнс предложил ввести несколько специализированных органов управления.

Планово-директивную финансовую политику предложили В.И. Ленин и М.И. Бухарин. Она активно внедрялась в условиях административно-командной экономической системы в странах социализма. Согласно данной доктрине финансовые ресурсы максимально концентрировались в руках государства. Государство же осуществляло плановое распределение и использование финансов. Все экономические процессы подчинялись единому государственному плану.

Виды финансовой политики

Финансовая политика охватывает значительную область влияния и решает многообразные проблемы. поэтому в рамках единой финансовой политики выделяют несколько ее видов. Таковыми являются:

  • бюджетная политика;
  • налоговая политика;
  • кредитная политика;
  • денежная политика;
  • инвестиционная политика;
  • политика экономического роста;
  • политика экономической стабилизации.

Под бюджетной политикой подразумевается определение источников поступлений в государственный бюджет и основных статей расходов бюджета. Кроме того определяются пределы разбалансирования бюджета и допустимые размеры бюджетного дефицита. Следует также предусмотреть и пути покрытия дефицита бюджета.

Налоговая политика направлена именно на обеспечение поступлений в бюджет. Вторым важным направлением налоговой политики является стимулирование развития отечественного производства и защита отечественного производителя посредством налоговых рычагов. Кредитная политика регулирует поступление кредитов и своевременную выплату по ним. Совместно с денежной, валютной и инвестиционной политикой они регулируют обращение валют и ценных бумаг, стараются привлечь инвестиции в экономику.

Политика экономического роста и экономической стабилизации призваны обеспечить непрерывный рост и развитее хозяйственного комплекса. Кроме того эффективная финансовая политика должна снизить влияние отрицательных экономических явлений (инфляции, кризиса) и обеспечить экономическую, политическую и социальную стабильность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *