Какая функция менеджмента включает целеполагание: Глава 4 функция целеполагания – процесс, методы и 5 ошибок

Глава 4 функция целеполагания

4.1. Сущность функции целеполагания

Важнейшим компонентом управленческой
деятельности и общего функционирования
организаций является целеполагание.
Оно же является основной функцией
руководителя, этапом управленческой
деятельности и компонентом ее структуры.
Определяется целеполагание как выбор
цели функционирования организации. В
теории управления трактовка этой функции
неоднозначна. С одной стороны, признается
ее определяющая роль в управленческой
деятельности и общем функционировании
организации, с другой — эта функция не
выделяется в качестве самостоятельной,
а рассматривается как часть функции
планирования. В другой трактовке
целеполагание рассматривается как
исходная стадия всего управленческого
цикла, предшествующая ему; поэтому оно
выносится за пределы системы функций
управления. Это справедливо в том смысле,
что целеполагание стоит «вне и выше»
других функций.


Но
целеполагание по своему содержанию и
роли в управлении — именно управленческая
функция. Это не только начальный этап
управления. В ходе последующей деятельности
имеет место формулировка новых целей,
если выясняется неэффективность
изначальных. При этом целеполагание
выступает следствием иных управленческих
функций, а не первым этапом управления.
Специфическая обязанность руководителя
— постановка целей перед исполнителями,
что также входит в процесс функционирования
организации. Функция целеполагания по
своему содержанию — процесс сложный и
развернутый во времени, имеющий
специфические закономерности, не
свойственные другим управленческим
функциям. Иногда эта функция используется
как основа в методе «управления по
целям» (management by objectives — МВО).

Теория управления определяет понятие
цели как системообразующий фактор
организации. Цель определяет общую
направленность деятельности организации,
ее структуру и состав, регулирует связи
между ее компонентами, интегрирует их
в согласованную систему. Она же является
основой стратегических решений и
планирования в организации. Общий имидж
организации зависит от характера целей.

Начинается реализация функции
целеполагания с определения общей цели
организации, являющейся основой ее
деятельности. Для определения этой цели
применяются понятия «философия компании»,
«политика фирмы», «миссия организации».
Миссия определяет главные задачи
организации, направления ее деятельности
и руководства ею. Свобода в выборе миссии
является залогом эффективности экономики
в целом.

Обязательным в науке управления считается
выполнение одного правила: получение
организацией прибыли не должно
формулироваться в качестве ее миссии.
Прибыль — внутренняя проблема организации.
Но поскольку организация является
социальной и открытой системой, она
сможет выжить, удовлетворяя какую-нибудь
потребность, находящуюся вне ее. Например,
компания «Форд» формулирует миссию как
«предос­тавление людям дешевого
транспорта», сохраняя за прибылью
ведущую роль в обеспечении жизнеспособности
компании.


Миссия — это фундамент для последующей
реализации функции целеполагания.

Целеполагание как функция управления. Виды целей, их взаимосвязь. Целеполагание в ГМУ.

На первой стадии управленческой деятельности ставится цель: определить параметры оптимального функционирования и развития объекта или модель его будущего состояния. Следовательно, те работы, которые должны выполнить субъекты управления в этой связи, и составляют содержание основополагающей функции управления — “целеполагание”.

Целеполагание пронизывает и определяет все стадии управленческой работы: информационную, организационную, регулирующую, координирующую, контрольную.

Целеполагание лежит в основе главного принципа управления — системного подхода.

Сначала определяется главная (генеральная) цель, но и она становится многоцелевой, формируется иерархическая лестница целей.

В целеполагании всегда возникает задача — свести множество возникающих целей до минимума, из минимума выбрать главную приоритетную, исключить из веера целей те из них, которые выступают как средство достижения других целей, а также те, которые не влияют на выбор альтернатив. Полезно при наличии конфликтных целей одного уровня сопоставить их с целями более высокого уровня и выбрать те из первых, которые предпочтительнее с точки зрения вторых.

После того как цель поставлена, возможности и ресурсы системы переоцениваются теперь уже с позиций цели. Учитываются и мобилизуются те из них, которые в наибольшей степени способствуют ее достижению.

Целеполагание — сложный процесс, включающий не только образование целей, но и их проверку, корректировку, согласование, прогнозирование. Завершающее звено целеполагания — программирование деятельности по достижению сформулированных целей.

Наиболее разработанным методом целеполагания является система процедур формирования “древа целей”. Разработка осуществляется путем последовательной декомпозиции главной цели на подцели по таким правилам:


1) формулировка целей должна описывать желаемые результаты (состояние, предметы и т. д.), но не действия, необходимые для их достижения;

2) формулировка главной (генеральной) цели должна давать описание конечного результата;

3) содержание главной цели должно быть развернуто в иерархическую структуру подцелей таким образом, чтобы достижение подцелей каждого последующего уровня стало необходимым и достаточным условием достижения целей данного уровня;

4) на каждом уровне подцели должны быть независимыми и невыводимыми друг из друга;

5) декомпозиция прекращается при достижении некоторого элементарного уровня, когда формулировка подцели позволяет приступить к ее реализации без дальнейших пояснений.

14.миссия и целеполагание в менеджменте


Сущность
функции целеполагания

Целеполагание
— один из важнейших компонентов
управленческой деятельности, а также
общего функционирования, организаций.
Оно является и основной функцией
руководителя, и этапом управленческой
деятельности, и ее структурным компонентом.
Целеполагание определяется как
формулировка или выбор цели функционирования
организации, а также ее конкретизация
на подцели и их согласование.

Вместе
с тем трактовка этой функции в теории
управления неоднозначна. С одной стороны,
признается ее не просто «очень важная»,
но и определяющая роль как в управленческой
деятельности, так и в общем функционировании
организации. Постоянно подчеркивается,
что наличие обоснованных, перспективных
целей организации — главное условие
ее функционирования, а способность
руководителя к их постановке — одно из
важнейших управленческих качеств. С
другой стороны,функция
целеполагания обычно не выделяется в
качестве самостоятельной, а рассматривается
как часть другой функции — планирования



.
Другая трактовка целеполагания состоит
в том, что оно рассматривается только
как исходная стадия всего управленческого
цикла и как бы «предшествует» ему; оно
поэтому выносится за пределы системы
управленческих функций. Это частично
справедливо, но лишь в том смысле, что
подчеркивает определяющую роль
целеполагания в управлении; то, что
целеполагание как бы стоит «вне и выше»
всех иных функций.

Вместе
с тем и по своему содержанию, и по роли
в управлении целеполагание
является именно управленческой функцией
,
пронизывающей всю деятельность
руководителя. Так, целеполагание нельзя
приурочивать только к начальному этапу
управления по двум причинам. Во-первых,
определение общего направления
деятельности организации, действительно,
предшествует всем иным функциям. Однако
в ходе всей последующей деятельности
также имеет место переформулирование
и (или) формулировка новый целей. Это
необходимо в тех случаях, когда выясняется
неэффективность или ошибочность
изначально сформулированных целей. При
этом целеполагание выступает не первым
этапом управления, а в известном смысле
является следствием иных управленческих
функций.

Во-вторых,
специфической обязанностью руководителя
является постановка
целей перед исполнителями
,
что также включено в весь процесс
организационного функционирования.
Далее, по своему содержанию функция
целеполагания — это сложный и развернутый
во времени процесс, имеющий свои
специфические закономерности, не
свойственные иным управленческим
функциям. Наконец, иногда функция
це-лепогалания используется в качестве
основы для организации всего управления,
его своеобразного механизма — в методе
«управления по целям» (management by objectives —
МВО).

В
теории управления общая характеристика
цели дается на основе одного из главных
положений системного подхода, согласно
которому она понимается в качестве
системообразующего фактора организаций.
Это означает, что именно цель определяет
общую направленность деятельности
организации, ее состав (как подразделений,
так и персонала) и структуру, регулирует
характер существующих в организации
взаимосвязей между ее компонентами, а
также интегрирует их в согласованную
систему. Кроме того, она выступает и
основой для критериев выработки наиболее
важных, стратегических решений в
организации, определяет содержание
планирования. Характер целей значимо
влияет и на общий имидж организации.
Цель оказывает существенное влияние
на деятельность организации, поскольку
определяет главные приоритеты ее
функционирования.


Реализация
функции целеполагания
 начинается
с определения наиболее общей цели
организации, выступающей основой для
всей ее деятельности. Для определения
этой наиболее общей цели используются
понятия «философия компании», «политика
фирмы» и чаще всего «миссия
организации»
.
Миссия детализирует статус организации,
декларирует ее главные задачи и определяет
общие направления ее деятельности и
руководства ею. Роль миссии поэтому
очень велика, особенно в условиях
свободной рыночной экономики, когда
хозяйствующие субъекты ставятся перед
необходимостью самостоятельного ее
выбора. Наоборот, при централизованном
управлении цели и задачи организаций
жестко устанавливались, диктовались
сверху — через систему основных плановых
заданий. Собственно говоря, само
отсутствие свободы в выборе миссии и
явилось одной из важных причин
неэффективности прежней системы
управления в нашей стране, обусловившей
ее распад. Наличие у организаций такой
свободы является залогом эффективности
экономики в целом и ее жизнеспособности.

В
науке управления отсутствуют однозначные
«рецепты» определения миссии организации,
хотя выполнение одного, наиболее общего
правила считается обязательным. Оно
состоит в том, что в качестве миссии
организации не должно формулироваться
получение ею прибыли, хотя, безусловно,
именно она составляет необходимый
компонент ее целей, задач бизнеса как
такового. Миссия должна включать
формулировку более общих и широких,
социально значимых целей. Прибыль
представляет собой внутреннюю проблему
организации. Но поскольку любая
организация, особенно крупная, является
социальной и открытой системой, она
сможет выжить, если будет удовлетворять
какую-либо потребность, находящуюся
вне ее.


Хрестоматийной
в этом отношении является, например,
формулировка миссии компании «Форд».
Сохраняя за прибылью ведущую роль в
обеспечении жизнеспособности компании,
ее представители тем не менее формулируют
миссию как «предоставление людям
дешевого транспорта». В этой лаконичной
формулировке содержатся все необходимые
черты правильно сформулированной
миссии: ориентация на потребителя,
определение сферы деятельности,
направленность на широкие социальные
цели. Кроме того, миссия не должна
зависеть от текущего состояния
организации, форм и методов ее работы;
наоборот, они сами должны определяться
миссией.

Итак, миссия
организации является своеобразным
фундаментом для последующей реализации
функции целеполагания
 —
для формулировки основных целей и задач
организации. Поскольку конкретная
работа организации характеризуется
многообразием целей различного типа,
необходимо определить эти типы и дать
их классификацию.

Сущность функции целеполагания



Какая функция менеджмента включает целеполагание: Глава 4 функция целеполагания – процесс, методы и 5 ошибок






ТОП 10:








⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 7Следующая ⇒

Целеполагание— один из важнейших компонентов управленческой деятельности, а также общего функционирования, организаций. Оно является и основной функцией руководителя, и этапомуправленческой деятельности, и ее структурным компонентом. Целеполагание определяется как формулировка или выбор цели функционирования организации, а также ее конкретизация на подцели и их согласование. Вместе с тем трактовка этой функции в теории управления неоднозначна. С одной стороны, признается ее не просто «очень важная», но и определяющая роль как в управленческой деятельности, так и в общем функционировании организации. Постоянно подчеркивается, что наличие обоснованных, перспективных целей организации — главное условие ее функционирования, а способность руководителя к их постановке — одно из важнейших управленческих качеств. С другой стороны, функция, целеполагания обычно не выделяется в качестве самостоятельной, а рассматривается как часть другой функции — планирования. Другая трактовка целеполагания состоит в том, что оно рассматривается только как исходная стадия всего управленческого цикла и как бы «предше ствует» ему; оно поэтому выносится за пределы системы управ ленческих функций. Это частично справедливо, но лишь в том смысле, что подчеркивает определяющую роль целеполагания в управлении; то, что целеполагание как бы стоит «вне и выше» всех иных функций.

Вместе с тем и по своему содержанию, и по роли в управлении целеполагание является именно управленческой функцией, пронизывающей всю деятельность руководителя. Так, целеполагание нельзя приурочивать только к начальному этапу управления по двум причинам. Во-первых, определение общего направления деятельности организации, действительно, предшествует всем иным функциям. Однако в ходе всей последующей деятельности также имеет место переформулирование и (или) формулировка новый целей. Это необходимо в тех случаях, когда выясняется неэффективность или ошибочность изначально сформулированных целей. При этом целеполагание выступает не первым этапом управления, а в известном смысле является следствием иных управленческих функций. Во-вторых, специфической обязанностью руководителя является постановка целей перед исполнителями, что также включено в весь процесс организационного функционирования. Далее, по своему содержанию функция це-леполагания — это сложный и развернутый во времени процесс, имеющий свои специфические закономерности, не свойственные иным управленческим функциям. Наконец, иногда функция це-лепогалания используется в качестве основы для организации всего управления, его своеобразного механизма — в методе «управления по целям» ( management by objectives — МВО).



В теории управления общая характеристика цели дается на основе одного из главных положений системного подхода, согласно которому она понимается в качестве системообразующего фактора организаций. Это означает, что именно цель определяет общую направленность деятельности организации, ее состав (как подразделений, так и персонала) и структуру, регулирует характер существующих в организации взаимосвязей между ее компонентами, а также интегрирует их в согласованную систему. Кроме того, она выступает и основой для критериев выработки наиболее важных, стратегических решений в организации, определяет содержание планирования. Характер целей значимо влияет и на общий имидж организации. Цель оказывает существенное влияние на деятельность организации, поскольку определяет главные приоритеты ее функционирования 1 .

Реализация функции целеполагания начинается с определения наиболее общей цели организации, выступающей основой для всей ее деятельности. Для определения этой наиболее общей цели используются понятия «философия компании», «политика фирмы» и чаще всего «миссия организации». Миссия детализирует статус организации, декларирует ее главные задачи и определяет общие направления ее деятельности и руководства ею. Роль миссии поэтому очень велика, особенно в условиях свободной рыночной экономики, когда хозяйствующие субъекты ставятся перед необходимостью самостоятельного ее выбора. Наоборот, при централизованном управлении цели и задачи организаций жестко устанавливались, диктовались сверху — через систему основных плановых заданий. Собственно говоря, само отсутствие свободы в выборе миссии и явилось одной из важных причин неэффективности прежней системы управления в нашей стране, обусловившей ее распад. Наличие у организаций такой свободы является залогом эффективности экономики в целом и ее жизнеспособности.




  • 1 Зависимость практически всех иных управленческих функций от конструктивности целей очень выражена. Любые дефекты целеполагания немедленно и негативно сказываются на каждой из функций, на общем процессе организационного функционирования. Нечеткость и неопределенность целей — одна из основных причин низкой эффективности организаций и их нестабильности. Как отмечал М. Монтень, «кто никуда не плывет, для того не бывает попутного ветра».

В науке управления отсутствуют однозначные «рецепты» опре деления миссии организации, хотя выполнение одного, наиболее общего правила считается обязательным. Оно состоит в том, что в качестве миссии организации не должно формулироваться получе ние ею прибыли, хотя, безусловно, именно она составляет необходимый компонент ее целей, задач бизнеса как такового 1 . Миссия должна включать формулировку более общих и широких, социаль но значимых целей. Прибыль представляет собой внутреннюю про блему организации. Но поскольку любая организация, особенно крупная, является социальной и открытой системой, она сможет выжить, если будет удовлетворять какую-либо потребность, находя щуюся вне ее. Хрестоматийной в этом отношении является, например, формулировка миссии компании «Форд». Сохраняя за прибылью ведущую роль в обеспечении жизнеспособности компа нии, ее представители тем не менее формулируют миссию как «предоставление людям дешевого транспорта». В этой лаконичной формулировке содержатся все необходимые черты правильно сфор мулированной миссии: ориентация на потребителя, определение сферы деятельности, направленность на широкие социальные цели. Кроме того, миссия не должна зависеть от текущего состояния организации, форм и методов ее работы; наоборот, они сами должны определяться миссией.

  • ‘ Одно из неписаных правил бизнеса звучит так: «Если мы отменим борьбу за прибыль, то получим борьбу за существование».

Итак, миссия организации является своеобразным фундаментом для последующей реализации функции целеполагания — для формулировки основных целей и задач организации. Поскольку конкретная работа организации характеризуется многообразием целей различного типа, необходимо определить эти типы и дать их классификацию.

 

ЭВРИСТИКА (от греч. открываю, отыскиваю) — методология научного исследования, а также методика обучения, основанная на открытии или догадке. Изучение эвристических методов обнаруживает определенное сходство исследовательских процедур и деятельности, по крайней мере в той их части, которая связана с творческим обобщением наличного материала и выдвижением гипотез. Эвристика как метод обучения восходит к приемам, приписываемым Сократу и известным как «сократическая беседа». Под последней подразумевается диалог, в котором один из собеседников подталкивает других к новым для них (или для всех участников беседы) выводам. Учение об эвристике — составная часть наукоучения Б. Больцано, который трактует эвристику как учение о путях развития мысли. Своеобразное применение сократических методов нашел английский педагог нач. 20 в. Г. Е. Армстронг. Он построил курс обучения естествознанию как последовательность исследовательских проблем, решение каждой из которых доступно ученикам.

Детальное изучение эвристических приемов в математике было предпринято Д. Пойа, который выделил два взаимодополняющих элемента математического исследования — удачную догадку и универсальный метод. Пойа показал, что решение всякой математической задачи сосредоточено вокруг одного ключевого момента — озарения, наступающего подчас после долгих бесплодных размышлений. Он выделил ряд характеристик этого момента — внезапность, изменение привычного взгляда, уверенность в правильности. Внезапность состоит в непредсказуемости происходящего события. Открытие, строго говоря, ничем не гарантировано, и его нельзя планировать. Изменение привычного взгляда означает переосмысление условий задачи, которые из бессвязного набора отдельных фактов превращаются в завершенное и логично устроенное целое. Именно эта связность обусловливает уверенность в правильности, поскольку сообщает особую ясность видению решения. Случайный и непредсказуемый характер догадки в решении задачи делает, по мнению Пойа, утопией проекты Декарта и Лейбница, которые ставили своей целью разработку универсального метода решения любых задач и исследовательских проблем. Вместе с тем можно разработать методические приемы, способствующие открытию. Их использование хотя и не гарантирует удачной догадки, однако повышает шанс прийти к ней. Именно так Пойа рассматривает «Правила для руководства ума» и «Рассуждение о методе» Декарта.

То, что Пойа обнаруживает в математике, пр^утствует в любой исследовательской деятельности. Проще всего увидеть момент эвристики в выдвижении объясняющих гипотез. Каждая из них, если она удачна, есть новое решение научной проблемы, превращающее ранее неупорядоченный набор эмпирических фактов в связную теоретическую конструкцию. Гипотеза никогда не может быть простым обобщением наблюдаемых фактов — она включает нечто иное, не содержащееся в них. Известные факты должны быть получены из нее в качестве логических следствий. Объяснительная сила гипотезы обнаруживается при появлении новых фактов, не известных в момент ее выдвижения. Если гипотеза верна, то эти факты также должны быть превращены в ее логические следствия. Важна, однако, способность гипотезы не только объяснять факты, но и служить основанием для прогнозов. Такая модель отношений между эмпирическими данными научной теории в целом укладывается в предложенную Поппером схему фальсификации научных гипотез. Смысл фальсификации состоит в сопоставлении наблюдаемого факта и прогноза, делаемого на основании имеющейся гипотезы. Прогноз выводится из гипотезы с помощью строгих логических процедур. Поэтому несовпадение прогноза и наблюдения приводит к необходимости отвергнуть гипотезу на основании правила modus tollens. Роль эвристических приемов в формировании научно-исследовательских программ изучал также Лакатос, который счел попперовскую модель неверной (или недостаточной) сразу в двух пунктах. Первое замечание Лакатоса состояло в том, что правило modus tollens используется далеко не всегда: к «жесткому ядру» (т. е. основным гипотезам исследовательской программы) оно применимо только в исключительных случаях. Все несовпадения фактов с прогнозами рассматриваются в основном как аномалии (или контрпримеры), которые должны быть объяснены именно в рамках имеющейся гипотезы. Такое объяснение представляет собой защиту наиболее существенных положений исследовательской программы и осуществляется путем выдвижения дополнительных гипотез, не противоречащих основной. При этом работают именно те эвристические приемы, которые рассматривал Поплер: дополнительная гипотеза выступает как обобщающая догадка для эмпирических фактов. Такую деятельность Лакатос назвал «отрицательной эвристикой», указав, однако (и в этом состоит второе возражение Попперу), что развитие научных теорий ей не ограничивается. Согласно Лакатосу, появление новых теоретических открытий далеко не всегда связано с необходимостью объяснять эмпирические факты. Происходит совершенствование теории, диктуемое совершенно иными потребностями, напр. достижения максимальной общности или устранения принятых ранее модельных упрощений. Описанное развитие научной теории Лакатос называет «положительной эвристикой».

Структура эвристических приемов Пойа весьма близка к «отрицательной эвристике» Лакатоса. Догадка, которая возникает при решении задачи, есть принцип, позволяющий объединить в связное целое различные условия, подобно тому как гипотеза сводит в одну теорию различные эмпирические факты. Однако эвристику, появление новых подходов и теорий едва ли можно рассматривать во всех случаях как приведение к единству заранее поставленных условий.

Эвристика (от др.-греч. ευρίσκω (heuristiko), лат. Evrica — «отыскиваю», «открываю») — отрасль знания, изучающая творческое, неосознанное мышление человека.

Эвристика связана с психологией, физиологией высшей нервной деятельности, кибернетикой и другими науками, но сама как наука ещё полностью не сформировалась.

Содержание

  • 1 История возникновения
  • 2 Эвристические методы
  • 3 Эвристические модели
  • 4 Особенности эвристической деятельности
  • 5 Результаты эвристической деятельности
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Литература
  • 9 Ссылки

История возникновения

В Древней Греции под эвристикой понимали систему обучения, практикуемую Сократом, когда учитель приводит ученика к самостоятельному решению какой-либо задачи, задавая ему наводящие вопросы. Понятие «эвристика» встречается в трактате греческого математика Паппа «Искусство решать задачи» (300 год н. э.).

Долгое время в основе творчества лежали методы проб и ошибок, перебора возможных вариантов, ожидание озарения и работа по аналогии. Так, Томас Эдисон провел около 50 тысяч опытов, пока разрабатывал устройство щелочного аккумулятора. А об изобретателе вулканизированной резины Чарльзе Гудиер (Goodyear) писали, что он смешивал сырую резину (каучук) с любым попадавшимся ему под руку веществом: солью, перцем, сахаром, песком, касторовым маслом, даже с супом. Он следовал логическому заключению, что рано или поздно перепробует всё, что есть на земле и, наконец, наткнется на удачное сочетание.[1]

Однако со временем такие методы начали приходить в противоречие с темпами создания и масштабами современных объектов. Наиболее интенсивно поиском и разработкой эвристических методов занялись со второй половины 20 века, причём не только посредством изучения приемов и последовательности действий инженеров и других творческих работников, но и на основе достижений психологии и физиологии мозга.

Эвристические методы

В узком смысле слова под эвристикой понимают интуитивные (неосознанные) методы решения задач, в том числе:

  • систему обучения, берущую свои истоки от сократовской майевтики (т. н. сократические беседы),
  • эвристические методы проектирования,
  • методы инженерного (изобретательного) творчества,
  • эвристический алгоритм, представляющий совокупность приёмов в поиске решения задачи, которые позволяют ограничить перебор.

В настоящее время разработано и эффективно используется несколько десятков эвристических методов. Универсальных среди них нет, и в каждой конкретной ситуации рекомендуют пробовать применять ряд методов, поскольку основное их предназначение заключается в активизации творческой деятельности. Это достигается следующими мерами:

  • преодоление психологической инерции, обусловленной привычными образом мышления и типовыми методами решения задач определенного класса. Замечено, что около 80 % нововведений вначале специалистами отрицается как нереальные. Инерцию развивают и усиливают:
    • рецептурное обучение и проектирование по аналогии;
    • подсознательная вера в то, что каждая вещь и явление служат строго определенной цели;
    • (техническая) терминология. Ф.Энгельс писал: «В науке каждая новая точка зрения влечет за собою революцию в технических терминах»;
  • мобилизация подсознания. Человек осознает только те процессы, которые протекают в коре головного мозга, содержащей около 10 % нервных клеток. Остальная часть клеток относится к подсознанию. Но обе эти части мозга связаны между собой, что и можно использовать как резерв человеческих возможностей. Однако следует быть осторожным, так как замечено, что длительное активно-принудительное задействование подсознания приводит к психическим отклонениям;
  • расширение перспектив видения, чему препятствует чрезмерная специализация образования и узкопрактический подход. Необходимо применение разнообразных методов, расширение области поиска новых идей и увеличение их количества.

Эвристические модели

Эвристика как наука занимается построением эвристических моделей процесса поиска оригинального решения задачи. Существует следующие типы таких моделей:











Целеполагание

Любая организация создана для дости­жения определенных целей. Формулировать их, анализировать успешность действий, расставлять приоритеты помогает целеполагание. Поэтому оно является одной из важнейших составляющих управленческой деятельности и общего функционирования любой организации.

Что такое целеполагание

Вкратце, целеполагание – формулирование и постановка целей в определенной сфере деятельности. Но, что важно, целей правильных, обозначающих точное понимание желаемого результата. Это и есть основная задача целеполагания. Постановка правильных целей необходима для формирования, развития и функционирования компания единой целостной системой.

123Виды целей в менеджменте

На предприятии выполняется множество различных работ, что определяет и разнообразие целей. Отправной точкой в их постановке является понимание текущего положения фирмы, которое формируется посредством анализа ее сильных и слабых сторон во внутренней и внешней сферах. Основой для формулирования определенной цели могут становиться: миссия и ценности фирмы, принцип работы с партнерами, отношения с клиентами или сотрудниками, проблемы или нужды компании.

В зависимости от функции цели подразделяют по определенным критериям, таким образом, существует несколько классификаций:

  1. По временному периоду:
    • Стратегические или долгосрочные. Определяются на срок 5-10 лет. Если внешняя среда компании динамичная и плохо прогнозируемая, то — около1-2 лет.
    • Тактические. От 1 года до 3-5 лет. В этих целях уже все больше фигурируют количественные показатели.
    • Оперативные или краткосрочные. Цели являются задачами, которые требуется выполнить за определенный срок от нескольких часов до года. Выражены, как правило, в четких количественных значениях.

2. По сущности самой цели:

  • экономические (прибыль, налоги, расходы),
  • социальные (например, материальная помощь сотрудникам),
  • организационные
  • научные
  • экологические и т.п.
    3. По дублированию:
  • периодически повторяющиеся
  • разово решаемые
  • регулярные
    4. По структуре фирмы:
  • глобальные цели организации
  • цели отдельных подразделений компании.

Такие цели не должны быть противоречивыми между собой.

  1. По функциональности подразделений выделяют цели, которые устанавливают для маркетинговых, производственных, финансовых и других подразделений.
  2. По сферам, к которым применима цель: внешней среды (товар, покупатели, конкуренты) или внутренней (персонал, производство).

Целеполагание и планирование

Целеполагание в менеджменте является одним из ключевых ступеней стратегического бизнес-планирования. Планирование необходимо, чтобы управление компанией было более эффективно, поэтому является важнейшей функцией управления. Основой планирования выступает целеполагание – определение точных задач, обеспечивающих движение в заданном векторе. Ориентир этих задач на конкретный отрезок времени – стратегическое планирование. В нем выделяют три стадии:

  • Определение цели;
  • Распределение имеющихся ресурсов;
  • Информирование персонала о планах.

Применение планирования позволяет установить четкие цели, своевременно принять решение при помощи методов, которые понятны и уместны, и обеспечить контроль над ситуацией.

Этапы процесса целеполагания

Постановка цели подразделяется на несколько этапов:

  1. Разработка миссии предприятия. Она обозначает смысл функционирования, убеждения и ценности организации.
  2. Определение направления целеполагания. Определяется вектор направленности деятельности фирмы в текущий период времени.
  3. Составление комплекса целей. Используется модель «Древо целей», объединяющая в одно целое цели различных уровней.
  4. Схема целеполагания. Схематично обозначают главную общую цель, от нее расходятся цели верхнего уровня – по подсистемам компании, далее каждая такая цель дробится на несколько целей второго уровня, в зависимости от подцелей подсистем, и т.д.
  5. Анализ разногласия целей. Разногласия классифицируются на:
  • Внешние – если цели входят в противоборство с внешней средой.
  • Внутренние – противоречия между сотрудниками компании.
  • Временные – конфликт между долгосрочными, тактическими и краткосрочными целями.

Целеполагание по концепции SMART

Принцип целеполагания SMART является одним из самых точных и действенных инструментов в управлении, так как помогает сформировать план действий по достижению поставленных целей. Именно поэтому она так популярна в современном менеджменте. Название этой концепции одновременно является и самостоятельным словом и представляет собой аббревиатуру. Переводится с английского языка, как «умный, ловкий». Расшифровывается же это слово просто: каждая буква – это начало одного из четырех английских слов, характеризующих какая должна быть правильная цель:

  • Specific – четкая, конкретная. Необходимо точно обозначить саму цель и ее результаты. Цель может приносить один точный результат, если их больше, то цель должна быть разделена.
  • Measurable – измеримая. Цель должна быть выражена в конкретных показателях.
  • Achievable – достижимая. Определяется на основании имеющегося опыта, ресурсов и ограничений.
  • Realistic – реалистичная, актуальная. Следует удостовериться действительно ли выполнение этой цели необходимо.
  • Time bounded – имеет временные рамки. Цель должна быть реализуема в определенный промежуток времени, зафиксирован конечный срок.

Каждую цель нужно проверять на соответствие данным критериям. Это помогает отбросить неактуальные, заведомо провальные и нереализуемые цели.

Долгосрочное планирование по этой концепции не подходит при быстро меняющейся ситуации, когда цели перестают быть актуальными еще до окончания планового времени их достижения.

Пример цели поставленной по SMART: Увеличить продажи Йогурта «Малыш» в Орловской области к декабрю 2017 на 15%.

Сегодня SMART можно приобрести в виде компьютерной программы для установки сотрудникам, посредством которой за каждым работником закрепляется четкий план со сроками.

Таким образом, становится понятно, что целеполагание играет одну из ключевых ролей в деятельности компании. Любое действие начинается с формулировки цели. И если цель поставлена верно, то Вы четко понимаете какой результат хотите получить. А значит, пути и методы получения этого результата будут выбраны правильно, что неминуемо приведет Вас к успеху.

роль цели в организации и осуществлении процессов управления, классификация целей, построение дерева целей; система управления по целям.

Цель
— это планируемый результат, который
выступает как единство желаемого и
возможного.

Цели,
стоящие перед организацией, подразделяются
на

качественные и количественные.
Количественные цели

могут быть оценены в едином эквиваленте,
например, в денежном выражении, в годах,
в тоннах и т.д. Оценка
качественных целей

требует применения метода, известного
под названием метода экспертных оценок,
который позволяет выбрать цель
функционирования, определить приоритет
целей и их важность.

Классификация
целей менеджмента:

  1. По
    фазам жизненного цикла: цели периода
    создания, функционирования, развития
    и обновления систем.

  2. По
    масштабам: общими (в состав которых
    входит генеральная цель и миссия),
    локальными, частными.

  3. По
    своевременности постановки — актуальными,
    важными, малозначимыми, второстепенными.

  4. По
    степени важности – стратегические и
    тактические. Стратегические цели –
    ориентированы на решение перспективных,
    масштабных проблем. Тактические –
    являются промежуточными по отношению
    к стратегическим, отражают отдельные
    этапы их достижения.

Общая
схема построения «дерева целей» (ДЦ)
включает следующие основные этапы:

1.
Формулирование генеральной (исходной)
цели, т.е. некоторого желаемого состояния
системы.

2.
Формирование перечня обеспечивающих
подцелей – осуществляется на основе
анализа исходной проблемы, а также
экспертным путем.

3.
Упорядочение целей, т.е. построение ДЦ,
– также осуществляется экспертным
путем.

4.
Определение критериев достижения целей.

5.
Установление коэффициентов относительной
важности целей. При этом должен быть
определен «вклад» элементов дерева в
реализацию генеральной цели, с точки
зрения выбранного критерия. Это позволит
определить приоритеты в очередности
достижения тех или иных целей, а также
в распределении ресурсов для их
достижения.

Основными
элементами и этапами Управления по
целям являются:

1.
Планирование деятельности и постановка
индивидуальных целей

2.
Текущий контроль за результатами
деятельности и обмен информацией
(обратная связь)

3.
Промежуточная и итоговая оценка
результатов деятельности персонала.

  1. Процесс и механизм управления: понятие, характеристики и основные этапы процесса управления, типология процессов управления.

Процесс
управления

– совокупность взаимосвязанных действий
управленческих работников по реализации
функций менеджмента, осуществляемых
по особой технологии и направленных на
достижение целей на основе применения
управленческих принципов, методов и
средств.

Процесс
управления характеризуется

функциональной и технологической
структурой.

Функциональная
структура

показывает, какие управленческие работы,
функции с учетом их содержания выполняются
аппаратом управления. Технологическая
структура

показывает, в какой последовательности
и из каких стадий складывается процесс
управления.

Технология
управления

– это приемы, способы и порядок
(последовательность и регламент)
выполнения процесса управления в целом
и составляющих его функций.

Процесс
управления обладает рядом особенностей:

 Динамические
– процесс управления постоянно изменяется
под воздействием внутренних и внешних
условий и связан продолжительностью,
скоростью и временными аспектами
(явления, понятие).

 Характеризуется
определенной устойчивостью связанной
с реализацией процесса управления.

 Процесс
управления носит циклический характер.

 Осуществляется
в определенной последовательности.

 Носит
непрерывный характер.

Этапы
процесса управления:

  1. Целеполагание;

  2. Определение
    ситуации;

  3. Определение
    проблемы;

  4. Решение.

Типология
процессов управления:

  1. Линейные
    – строгая последовательность
    осуществления этапов. Используется
    когда есть полная и достаточная
    определенность относительно цели
    воздействия, ситуации и т.д., т.е. когда
    есть возможность уверенного осуществления
    каждого из этих этапов в рамках работ,
    присущих этому этапу.

  2. Корректируемый.
    Необходимость дополнительной
    корректировки каждого их этапов процесса
    управления после прохождения последующего
    этапа. Он используется в том случае,
    когда существует недостаточная
    определенность, которую можно устранить
    лишь после прохождения последующего
    этапа процесса управления посредство
    корректировки уже пройденного.

  3. Разветвленный–
    методологическое разделение действий
    на этапах. Используется тогда, когда
    существует невозможность обобщенной
    оценки ситуации и выделения главной,
    ключевой проблемы.

  4. Ситуационный–
    начинается с оценки ситуации. Используется
    в условиях неопределенности относительно
    цели воздействия, которая устраняется
    после прохождения последующих этапов.
    Сначала формулируется предварительная
    цель воздействия, к уточнению которой
    возвращаются после оценки ситуации,
    определения проблемы или даже разработки
    решения.

  5. Поисковый
    вид процесса управления исходит из
    полной ясности цели воздействия, но
    невозможности достаточно хорошо оценить
    существующую ситуацию относительно
    данной цели и, следовательно, сформулировать
    основную проблему. Тогда решения
    разрабатывается на основе цели, оценки
    ситуации и уже на базе решения уточняется
    ситуация. Далее происходит корректировка
    решения по выбранной и сформулированной
    цели и новым возможностям оценки
    ситуации.

  6. Целевой
    вид процесса управления отражает особое
    влияние цели на все этапы процесса
    управления. Они становятся привязанными
    к цели, исходят главным образом из цели.
    При этом в процессе управления необходимо
    декомпозиция цели, построение древа
    целей, создание определенной
    социально-психологической атмосферы
    понимания и принятия этой цели в
    управляемой системе.

  7. Программный
    вид процесса управления представляет
    собой некоторую модификацию целевого
    вида, которая заключается в разработке
    программы на этапах оценки ситуации и
    выделения проблемы. Программа в этом
    случае является как бы интегрированным
    этапом процесса управления, следующим
    за целеполаганием и предшествующим
    управленческому решению.

Целеполагание в менеджменте организации (стр. 1 из 5)

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

1. Сущность и функции целей организации

1.1. Значение целей организации……………………………………………………5

1.2. Характеристика целей и требований, предъявляемые к ним…………………8

2. Миссия организации……………………………………………………………….13

3. Характеристика степени достижения поставленных экономических целей организации……………………………………………………………………………16

4. Оптимизация целей управления

4.1. Разработка бизнес-плана………………………………………………………18

4.2. Модели управления по целям для работников организации……………………………………………………………………………………22

Заключение…………………………………………………………………………….27

Список использованной литературы………………………………………………29

Введение

Важнейшим компонентом управленческой деятельности и общего функционирования организаций является целеполагание. Оно же является основной функцией руководителя, этапом управленческой деятельности и компонентом ее структуры. Определяется целеполагание как выбор цели функционирования организации. В теории управления трактовка этой функции неоднозначна. С одной стороны, признается ее определяющая роль в управленческой деятельности и общем функционировании организации, с другой — эта функция не выделяется в качестве самостоятельной, а рассматривается как часть функции планирования. В другой трактовке целеполагание рассматривается как исходная стадия всего управленческого цикла, предшествующая ему; поэтому оно выносится за пределы системы функций управления. Это справедливо в том смысле, что целеполагание стоит «вне и выше» других функций.

Рассматриваемая тема всегда была и является на данный момент актуальной, ведь любое начинание должно иметь какую-нибудь цель. Для организации процесс выбора глобальной цели (миссии) и формирования целей является очень важным фактором на пути к успеху. Целевое начало в деятельности организации возникает отнюдь не только потому, что ей нужно иметь ориентиры, чтобы не погибнуть в изменяющемся окружении. В первую очередь целевое начало в деятельности организации возникает потому, что организация – это объединение людей, преследующих определенные цели.

Люди создают организации для того, чтобы с их помощью решать свои проблемы. Это значит, что с самого начала организации имеют определенную целевую ориентацию. Люди входят в организации для того, чтобы за счет этого получать для себя определенный результат. И это также придает организации определенную целевую ориентацию. Наконец, люди из внешнего окружения (покупатели, общественность, деловые партнеры и т.п.) так же, как и те, кто являются хозяевами организации, или работают в организации, преследуя свои собственные цели при взаимодействии с организацией, придают ее существованию определенную направленность и тем самым развивают целевое начало в деятельности организации.

Когда идет речь о целевом начале в поведении организации и соответственно о целевом начале в управлении организацией, то обычно говорят о двух составляющих: миссии и целях. Установление того и другого, а также выработка стратегии поведения, обеспечивающей выполнение миссии и достижение организацией своих целей, является одной из основных задач высшего руководства и соответственно составляет очень важную часть стратегического управления.

Основная цель данной курсовой работы заключается в изучении сущности и значимости целей предприятия, а также механизма их достижения.

Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:

— определить роль целей в управлении организацией;

— рассмотреть характеристики целей и требований, предъявляемые к ним;

— исследовать особенности разработки бизнес-плана организации;

— рассмотреть основные модели управления по целям.

Предметом курсовой работы являются экономические отношения, возникающие в процессе наработки и достижения целей организации.

В качестве объекта курсовой работы выступают цели организации.

Источниками информации послужили учебная литература и пособия.

Основные методы исследования, применяемые в курсовой работе – это индукция и дедукция, анализ и синтез.

1. Сущность и функции целей организации

1.1 Значение целей организации

В менеджменте под целью понимается идеальное или желательное состояние объекта управления.На достижение такого состояния
и ориентирована, прежде всего, управленческая деятельность. Крупные
организации имеют не одну, а множество целей, обычно дополняющих
и поддерживающих друг друга. Эти цели либо открыто провозглашаются высшим руководством, либо неофициально реализуются в деятельности организации [4].

Достижение целей должно быть полезно организации, каждому ее члену в отдельности, а также тем, кто с ней сотрудничает, – деловым партнерам, властям и обществу в целом.

В то же время реальный результат человеческой деятельности, как правило, не совпадает с намеченной целью, поскольку в процессе дви­жения к ней всегда могут иметь место различные отклонения.

Цели организации меняются под воздействием внешних условий ее деятельности, техники и технологии, перемены взглядов руководства. Такая переориентация во многом обеспечивает ей выживание.

Впервые вопрос о цели организации был, видимо, поставлен вели­ким Аристотелем. «Так как действий, искусств и наук много, – писал он, – много возникает и целей. У врачевания – это здоровье, у судо­строения – судно, у военачалия – победа, у хозяйствования – богат­ство». Однако сегодня столь прямая постановка цели хозяйствования уходит в прошлое.

Во-первых, наряду с коммерческими появились некоммерческие организации, например благотворительные фонды и т. п., не ориенти­рующиеся на прирост богатства.

Во-вторых, сегодня в большинстве крупных организаций у власти
стоят не собственники, а, наемные управляющие. Эти лица имеют свои
цели, которые далеко не всегда непосредственно связаны только с обогащением.

В-третьих, сама прибыль сегодня в большей мере зависит не столь­ко от умения продать созданный товар, сколько от способности произ­вести то, что нужно в данный момент людям и удовлетворяет их по­требности. Кто справляется с такой задачей лучше других, может рас­считывать и на большую прибыль, которая поэтому в качестве непосредственной цели коммерческих организаций фигурирует все реже.

«Тот, кто наилучшим образом служит обществу, выгадывает больше всех», – эти слова крупнейшего японского предпринимателя и теоретика бизнеса К. Татеиси являются основополагающей идеей, на которой в современных условиях основывается формулировка цели коммерческой организации.

Цель выступает как идеальное описание результата деятельности, а сама деятельность – как процесс достижения цели. Как содержание цели определяется объективно существующими вокруг объекта управления условиями, так и реализация ее осуществляется имеющимися в распоряжении субъекта управления средствами. Переход от цели к результату не является непосредственным. Не сами сформулированные человеком цели как таковые приводят к конкретному результату, а процесс достижения их с помощью определенных материальных средств.

Средства достижения цели – это существующие в природе и обществе предметы или действия (для организации – ее структура и процессы), включенные в систему целенаправленной деятельности и обеспечивающие получение определенного результата [7].

Взаимоотношения цели и средства заключаются в том, что цель не только определяет тот или иной предмет или действие как соответствующее ей средство, но и сама выступает как нечто содержательное, конкретное лишь в связи с отношением к средству, т. е. данные взаимоотношения носят характер двусторонней предопределенности. Еще Аристотель говорил, что «не цель бывает предметом решения, а средства к цели…».

Цели организации формируются теми, кто распоряжается ключевыми ресурсами. В то же время, формулировка их не произвольна, исходит не только из личных взглядов руководства, но и из той роли, кото­рую организация играет в обществе, характера ее производственного и кадрового потенциала. Например, цель автомобильного завода не мо­жет заключаться в производстве колбасы, а ткацкой фабрики в ремон­те бытовой техники. Они не располагают для этого необходимым обо­рудованием, а сотрудники – соответствующими знаниями и опытом. Маленькая организация не может стремиться стать национальным, а тем более мировым лидером в своей области, так как для этого у нее просто не хватит ресурсов. Наконец, организация не может ставить пе­ред собой цель делать то, что никому не нужно.

На формулировку целей существенное влияние оказывают также интересы субъектов, связанных с деятельностью организации. К ним, помимо ее владельцев или руководителей, относятся сотрудники, кото­рым организация дает средства к существованию; деловые партнеры, чье благополучие также в немалой степени от нее зависит; местные власти, которым организация помогает решать многие их проблемы; общество в целом. Например, если крупная организация не сумеет реа­лизовать своих целей и разорится, работу могут одновременно поте­рять десятки, а то и сотни тысяч людей, что неминуемо создаст огром­нейшие: трудности даже для государств с развитой экономикой.

Конечно, иногда условия деятельности организации воспринимают­ся ее руководством не вполне адекватно, а отсюда и возникают ошиб­ки при постановке целей и определении способов их достижения, при­водящие к неэффективным решениям, расточительству ресурсов.

Исследуя значение целей организации можно сделать вывод, что формулирование целей представляет собой важное средство координации работы, распределенной между специализированными подразделениями. Заявленная цель так и останется словами, если люди не поверят в нее. Поэтому цель должна увлекать, содержать немного риска, легкий «привкус» авантюры. Ведь цель – это очередная высота, которую предприятию необходимо взять с боем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *