Модели корпоративной социальной политики: 2. Особенности корпоративной модели социального государства. – Вы точно человек?

Содержание

7. Особенности корпоративной модели социального государства

Данная модель предполагает развитие
системы пособий по социальному
страхованию, дифференцированных по
видам трудовой деятельности. Услуги
социального страхования, финансируемые
в основном за счет взносов, различаются
в зависимости от принадлежности к той
или иной профессиональной группе.

В отличие от социал-демократической
модели корпоративная модель базируется
на принципе личной ответственности
каждого члена общества за свою судьбу
и положение близких. Поэтому здесь
самозащита, самообеспечение играют
существенную роль. В основе самозащиты
лежит трудовая деятельность и механизмы
солидарной самозащиты — социальное
страхование. Система устанавливает
жесткую связь между уровнем социальной
защиты и успешностью и длительностью
трудовой деятельности.

Поэтому более высокий уровень социальной
защиты может рассматриваться как награда
за труд и сознательность.


Страной, где максимально полно реализованы
принципы корпоративной модели, является
Германия, которая вообще первой в мире
ввела систему социального страхования
еще в 80-е годы XIX века. Заслуга в формировании
страхового законодательства принадлежит
канцлеру Бисмарку. Он добился
последовательного принятия трех законов,
сформировавших систему социального
страхования: Закона о страховании по
болезни лиц промыслового труда, Закона
о страховании от несчастных случаев на
производстве, Закона об инвалидности
и страховании по старости (1891 г.). Этим
законам были присущи черты, характерные
для сегодняшней системы социального
страхования: увязывание размеров
страховых взносов не с рисками, а с
заработком; распределение расходов на
взносы между наемными работниками и
работодателями; публично-правовая форма
организации страхования.

В начале ХХ века развитие социального
страхования привело к снижению пенсионного
возраста до 65 лет (норма, действующая и
сегодня), однако из-за экономической
нестабильности размеры пенсий были
очень малы. Оптимальное соотношение
между пенсиями и ростом доходов работающих
удалось установить в 50-е годы, что
повысило благосостояние пенсионеров.
Пенсии по старости назначаются обычно
в 65 лет при наличии 35 лет страхового
стажа. Досрочная пенсия по старости (с
60 лет) существует для шахтеров с
многолетним стажем работы под землей.

В Германии самыми типичными формами
социальной защиты являются страховые
пособия по старости, болезни, потере
трудоспособности или по безработице.
На региональном и местном уровнях
социальной защитой занимаются три
основных субъекта: национальные или
местные ассоциации предпринимателей,
профсоюзы и государство. Государство
обеспечивает, в основном, социальную
помощь, а также социальное обслуживание
нуждающихся семей и детей.

Итак, корпоративная модель построена
на взаимных обязательствах наемных
работников и работодателей, на принципе
трудового участия (лучше обеспечен тот,
кто больше работает и больше зарабатывает)
и на предпочтении реабилитации по
сравнению с выходом на пенсию, чтобы не
допускать досрочного ухода в связи с
утратой трудоспособности.


Корпоративная модель — она предполагает
механизм ответственности предприятий
и организаций (корпораций) за материальное
положение и судьбу своих работников.
Работнику предоставляются корпорацией
социальные гарантии, включая пенсионное
обеспечение, частичную оплату медицинских,
образовательных и других услуг. В основе
социального обеспечения лежат страховые
взносы корпораций и деятельность
организаций-работодателей.

Тема 2. Модели корпоративной социальной ответственности

По
составу компонентов различают американскую
и европейскую модели
корпоративной
социальной ответственности (табл.
2). Британская модель занимает между
ними промежуточное положение.


Таблица 2

Компоненты
американской и европейской моделей
корпоративной социальной ответственности

Компоненты

Американская
модель

Европейская
модель

Экономическая
ответственность

Соответствие передовым
принципам корпоративного управления,
достойное вознаграждение, защита
потребителя

Законодательно
установленные рамки поведения по
ключевым вопросам: продолжительность
рабочей недели, МРОТ, регули-рование
сверхурочной работы, правила производства
и тести-рования медицинских препаратов

Юридическая
ответственность

Невысокий уровень
законода-тельно закрепленных правил
поведения компаний


Глубоко проработанное
законо-дательство о правилах поведения
бизнеса

Этическая
ответственность

Направленность на
получение поддержки местного сооб-щества

Высокие налоги и
высокий уро-вень государственной
социаль-ной защиты

Благотворительность

Спонсирование
искусства, культуры, университетского
образования

Высокое налоговое
бремя пере-носит ответственность за
финан-сирование культуры и образова-ния
на государство

По всему комплексу
положений различают три основные
национальные модели корпоративной
социальной ответственности: американскую,
европейскую и британскую (табл. 3).

Таблица 3

Сравнительная
характеристика национальных моделей
корпоративной социальной ответственности



Номер

Характеристика

США

Европа

Великобритания

1

Возникновение

Около 100 лет
назад

30 – 35 лет

25 – 30 лет

2

Особенность

Малая степень
изменчивости

Средняя подвер-женность
переме-нам

Сильная восприим-чивость
новых идей

3

Назначение
КСО

Заполняет пробе-лы
законодатель-ства в рамках пре-цедентальной
сис-темы права

Субсидиарность КСО
в рамках пол-ной зарегламенти-рованности
модели права

Заполняет пробе-лы
законодатель-ства в рамках пре-цедентальной
сис-темы права

4

Основные фор-мы
КСО

Программы и пла-ны
предприятий совместно с мест-ными
общинами, направленные на улучшение
усло-вий труда и соц-обеспечение
ра-ботников

Социальные про-граммы,
разработка и внедрение в прак-тику
стандартов от-четности

Фонды социально-го
инвестирования, специальные про-граммы,
социаль-ное отношение к персоналу

5

Степень свобо-ды
в реализа—ции КСО

Законодательно не
урегулирована, полная свобода

Сильная
зарегла-ментированность, четкая
прописан-ность механизмов, норм и
нормативов

Уровень прорабо-танности
законода-тельством незначи-тельный

6

Позиция граж-данского
общес-тва

Активная, сотруд-ничество

Активная, недове-рие
частному биз-несу

Средняя

7

Роль государ-ства

Сотрудничество
бизнеса с мест-ным уровнем вла-сти при
установ-лении низких ставок налогов

Высокая степень
вмешательства государства

Государственное
участие незначи-тельно

8


Контроль

Общественный

Государственный
и гражданский

Общественный

9

Позиция бизне-са
относительно КСО

В полной мере, в
соответствии с современными правилами
веде-ния бизнеса

Инициативная в рамках
закона, осо-знание своей роли в
социальных, эконо-мических, экологи-ческих
процессах

Инициативная,
осознание своей роли в реализации КСО

Во многих странах,
таких как США, Германия, Великобритания,
Швейцария, Швеция, Индия, Япония, созданы
организации, занимающиеся мониторингом
социальной и экологической документации
компаний.

В Правительстве
Великобритании при премьер-министре
есть должность министра по социальной
ответственности компаний.


Инвестиционные
некоммерческие фонды, прибыль которых
идет исключительно на благотворительные
цели и не облагается налогом.

Социальный отчет,
который является показателем отношений
компании со всеми общественными группами.

К настоящему
времени нормативно-правовая база
регулирования отношений КСО включает
3 уровня:


государственный,
который включает общие нормы, правила
и стандарты;

корпоративный,
который включает Кодексы поведения для
группы компаний одной отраслевой
принадлежности. Они разрабатываются
профессиональными ассоциациями и имеют
рекомендательный характер;

внутрикорпоративный,
который
включает внутрикорпоративные Кодексы
поведения, Этические кодексы компании,
которые разрабатываются самими компаниями
для закрепления обязательных для
компании правил.

Стадии
эволюции КСО:



1.
Социальное партнерство,
которое
означает распределение ответственности
между бизнесом, властью и обществом в
решении общественно значимых вопросов,
а также создание механизмов общественного
контроля за выполнением государством
своих социальных обязательств.

2. Социальные
инвестиции,
что
означает переход компаний от
благотворительности к фокусированным
инвестициям на национальном и региональном
уровнях, направленным на решение проблем
в сфере занятости, борьбы с бедностью,
образования, охраны здоровья и окружающей
среды.

3.
Корпоративное гражданство
,
которое означает взаимную ответственность
бизнеса и власти перед обществом с
учетом интересов предпринимателей.
Корпоративное гражданство предполагает
ответственность компаний за происходящее
в стране и взаимную ответственность
государства и бизнеса перед обществом.
Корпоративное гражданство означает
сравнение поведения современных
корпораций с поведением граждан,
реализующих ответственность перед
обществом

Формирование
корпоративного гражданства, по мнению
многих специалистов, означает переход
современного менеджмента от концепции
тотального управления качеством

(Total
Quality
Management;
ТQM) к социально
ориентированной концепции управления

(Total
Responsibility
Management;
TRM).

Проведенные в
России

исследования показали, что согласно
представлениям менеджмента и общества
в целом, приоритеты
КСО:

1. Выпуск качественной
продукции;

2. Соблюдение
законов;

3. Уплата налогов
в полном объеме;

4. Меры против
загрязнения окружающей среды;

5. Забота о
сотрудниках.

Проблемы
внедрения принципов КСО в России:

1.
Коррупция
:
чем больше коррупционных лазеек имеет
бизнес, тем менее жизнеспособна концепция
КСО;

2.
Отсутствие в действующем законодательстве
четкой системы предоставления налоговых
льгот.
Льготы
относятся лишь к некоторым видам
деятельности, но механизм их четко не
прописан, что приводит к отказу от
благотворительности или использованию
«теневых» схем. До недавних пор наблюдалось
двойное налогообложение благотворительности.

3.
Отсутствие целенаправленной государственной
политики в сфере корпоративной социальной
ответственности.

4.
Слабая, нескоординированная и несистемная
поддержка государственными структурами
деятельности компаний в сфере КСО.

5.
Сохраняющаяся с 90-х годов тенденция
бизнеса избавляться от социальной
инфраструктуры;

6.
Непонимание высшим руководством компаний
связи КСО с возможностью улучшения
позиционирования на рынке;

7.
Недооценка менеджментом экономических
выгод реализации КСО на практике;

8. Недостаточно
высокий уровень деловой культуры
бизнес-сообщества;

9. Убеждение
менеджмента, что КСО отвлекает ресурсы
от решения важных задач по модернизации
экономики.

В настоящее время
в России деятельность в сфере КСО
развивается преимущественно на
корпоративном
и внутрикорпоративном уровнях.

Формирующася российская
модель КСО

сочетает компоненты
британской модели

(добровольная деятельность компаний)
и европейской
(континентальной)
модели

(обращение компаний к государству по
вопросу разработки четких законодательных
норм и правил в сфере КСО). Такие правила
должны быть отражены в Гражданском,
Налоговом Кодексе, законодательстве о
благотворительности).

Глава 1. Понятие корпоративной модели социального государства. Особенности корпоративной модели социального государства

Похожие главы из других работ:

Выбор модели взаимодействия как условие формирования представлений специалиста по работе и клиента

1.3 Взаимодействие в социальной работе: понятие, модели

Для наиболее полного рассмотрения взаимодействия между людьми необходимо вначале рассмотреть понятие общения. Общение — это многоплановый процесс развития контактов, между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности…

Государственное регулирование социальной сферы в условиях кризиса

1.2 Понятие и приоритеты развития социального государства

Государство — это система огромного количества целевых, ценностных, цивилизационно-исторических, социально-структурных, интеллектуально-кадровых и иных характеристик. В самом общем плане его можно представить как целостное единство власти…

Государство в системе социального партнерства

2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Основные составляющие политики государства в сфере социального партнерства: согласование между партнерами на высшем (национальном) уровне основных направлений социально-экономической политики в целом…

Интернет как социальные медиа

Концепция корпоративной интеграции в Веб 2.0

1. Создание внутренней сети, интегрирующей с корпоративными средствами коммуникаций и делопроизводством, с различными уровнями доступа.

1.1 Оперативный обмен информацией между сотрудниками в режиме онлайн.

1.2 Организация совместной работы.

1…

Источники корпоративной ответственности

Понятие и основные характеристики корпоративной социальной ответственности

Все типы ответственности проявляются не только не только во внутренней организации менеджмента, но и во взаимоотношениях организации и общества, которые имеют большое значение в развитии того и другого…

Понятие социального государства, его структура и функции

1. Понятие социального государства, его структура и функции

Трудовые отношения в нашей стране регулируются специальным законодательством и оформляются путём заключения трудового договора (контракта), где одной стороной является работник, а другой — работодатель.

Право на условия работы…

Социальная защита населения в РФ

1.3 Инфраструктура социального обеспечения государства

В условиях перехода к рыночным отношениям проблема совершенствования системы социального обеспечения населения становится особенно острой и актуальной.

В ст…

Социальная политика государства в сфере социальной защиты населения

1.1 Понятие социальной политики и социального государства

В условиях многообразия форм собственности, расширения видов индивидуальной трудовой деятельности, изменения организационных структур управления экономикой, демократизации самого процесса управления…

Социальная политика России

2.1. Выбор социальной модели государства для России

Трансформация общественного устройства России в 90-е годы поставила на повестку дня задачу выбора новой социальной модели государства и формирования качественно новых социальных институтов…

Социальное предпринимательство и социальная работа

1.2 Модели социального предпринимательства за рубежом на примере Великобритании

Социальное предпринимательство может относиться как к частному сектору, как подтипу бизнеса, так и к «третьему сектору», как к подтипу некоммерческой организации. В международной практике сложилось так, что в США более привычен первый вариант…

Субординация и реординация

Глава 2. Модели социального управления в государственном и местном управлении

Анализируя взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, как отношения сторон в государственно-управленческих отношениях, и пытаясь выделить сущность этих отношений…

Сущность социального государства

1. Развитие и формирование понятия социального государства

Исследователи сходятся во мнении, что идея социальной государственности сформировалась в конце XIX — начале XX в. как результат социально-экономических процессов, происходящих в обществе. В середине XIX в…

Сущность социального государства

2. Социальное государства: сущность и понятие

Понятие «социальное государство» столь многогранно, что специалистам так и не удалось прийти к единому мнению. Тем не менее, резюмируя мнения российских и зарубежных ученых…

Сущность социального государства

3. Характерные черты современного социального государства

Современная наука пока не выработала единого понимания социального государства. До сих пор не решен вопрос…

Фамилизм и феминизм как теоретические течения в изучении семьи. Немоногамные модели брака и семьи

2.1 Понятие определение «полигамный брак», формы полигамии. Альтернативные модели семьи

Для россиян, англичан или американцев существует только один вид цивилизованной формы супружества — моногамия, т.е. брак одного мужчины с одной женщиной (в одно время). Однако в развитии большинства обществ практиковалась полигамия т.е…

Модели социальной политики

Определение 1

Социальная политика – это комплекс мероприятий, которые направлены на достижение благосостояния общества, улучшение жизнеобеспечения российских граждан, а также на обеспечение социальной стабильности в социуме.

Социальная политика может реализовываться по следующим направлениям: обеспечение социальной защиты и социальных гарантий граждан, стимулирование полной занятости граждан, партнерство на социальном уровне, защита национального здоровья и дифференциация доходов. На сегодняшний день в государстве формируется эффективная социальная политика, которая направлена на защиту социально уязвимых групп населения и граждан в целом.

Обзор основных моделей социальной политики

История прошлого столетия открыто продемонстрировала, что государственные идеи касаемо социального механизма могут быть принципиально различными. В развитых государствах с рыночной экономикой в послевоенные годы сформировались различные модели и механизмы реализации социальной политики.

Консервативная модель социальной политики (институциональная, континентальная европейская) имеет основное центральное направление – особое внимание уделяется страхованию и рынку. Данная модель базируется на принципе тех достижений, где трудовая деятельность определяет будущее социальное обеспечение, а вот социальные услуги в данном случае государство не реализует. При консервативной модели социальной политики сложности могут возникнуть у тех групп населения, которые не имеют страховки и не являются занятыми профессиональной деятельностью, поскольку уровень налогового распределения в данном случае очень мал. Граждане вынуждены рассчитывать только общественную помощь и региональные благотворительные учреждения. При этом страховые взносы работника и бюджетные отчисления на социальные мероприятия равны. Основными инструментами перераспределения являются частные и государственные социально-страховые фондовые организации. Консервативная модель социальной политики активно используется в Германии, Австрии, Франции и Бельгии.

Социал-демократическая модель также носит название нордической или скандинавской. Основным ее принципом социальной защиты и обеспечения является универсальность. В соответствии с ее политикой, все граждане имеют право на социальное обеспечение и страхование, которые реализуются через государственный бюджет. Государственные налоги, реализуемые через розничные услуги, имеют косвенный характер, прямым налогом облагаются только доходы. Социал-демократическая модель базируется на таких принципах:

  • независимо от производительности и возрастной категории, все граждане имеют одинаковую ценность;
  • социальная поддержка и помощь реализуется в добровольном порядке;
  • социальная защита должна охватывать все сферы жизни и быть непрерывной;
  • социальное обеспечение должно выравнивать социальные условия всех категорий населения.

Данная модель активно используется в политике таких государств, как Дания, Швеция, Финляндия и Норвегия.

Либеральная модель социальной политики рассматривает рынок, как основной инструмент для организации взаимодействия между людьми. Данная модель предусматривает социальную защиту остаточного типа, когда люди могут существовать в обществе и без социального обеспечения. Государство в данном случае несет ограниченную ответственность за социальное обеспечение населения. Из-за такого характера финансирования реализация либеральной модели зависит от большого уровня неформальной и добровольной помощи. Данная модель применяется в Англии, Великобритании, США и Ирландии.

Католическая модель основана на принципе вспомогательности, в соответствии с которой ближайшая инстанция обязана решать все проблемы. В данном случае ближайшей инстанцией является человек. И если он не может помочь себе самостоятельно, то он обращается к своим родственникам и семье. Если и данные инстанции не смогут помощь, то следующим этапом будет община, включая гражданские организации и церковь. Если это не окажет помощи, то человек может обратиться к услугам страхования. Последней инстанцией в католической модели является государственный сектор.

Замечание 1

Можно подытожить, что скандинавская и социал-демократическая модель являются улучшенными вариантами либеральной модели, а вот католическая – худшим вариантом консервативной модели социальной политики.

В соответствии с принципами организациями комиссия Европейского сообщества выделяет две главные модели социальной политики: «бевериджская» и «бисмарковская».

Идеей «бевериджской» модели является то, что любой гражданин имеет законное право на минимальную защищенность своего здоровья или же по причине сокращения доходов. В тех государствах, которые выбрали данную модель социальной политики, действуют системы страхованию по заболеваниям, а пенсионные структуры обеспечивают минимальные социальные выплаты всех пожилым гражданам независимо от их прошлой трудовой деятельности. Данные системы социального обеспечения финансируются через налоговую структуру из бюджета государства. В данной модели преобладает принцип солидарности нации.

«Бисмарковская» модель устанавливает связь между профессиональной деятельностью и уровнем социальной защиты. Права граждан на социальные выплаты обусловлены теми отчислениями, которые были выплачены на протяжении всей жизни, т.е. социальные выплаты трансформируются в страховые взносы. В данном случае социальная защита не зависит от бюджета государства.

Рисунок 1. Модели социальной политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Классификация моделей социальной политики

В зависимости от типа базового процесса социальная политика подразделяется на такие модели:

  1. Социальная помощь. Данная модель социальной политики заключается в благотворительной поддержке малообеспеченных семей, а также нетрудоспособных и уязвимых граждан. В последние десятилетия в Российской Федерации реализован именно такой подход, который привел к снижению эффективности социального обеспечения и угасанию государственных социальных функций.
  2. Социальное попечительство. Данная модель заключается в компенсировании негативных социальных факторов, которые образовались по причине неравномерного социально-экономического развития. Основной целью данной модели является минимизация дифференциации на заявительной основе в уровне жизни граждан.
  3. Социальное страхование. Модель заключается в финансировании социальных услуг и выплат за счет страховых взносов работодателей и сотрудников предприятия. Основная идея данной модели – это формирование среднего класса и повышение ответственности граждан за свою жизнь и будущее.
  4. Социальное развитие. Данная модель социальной политики заключается в повышении основных критериев качества жизни – здоровья, занятости, образования, жилья, а также состояния окружающей природной среды. Основным направлением социального обеспечения в данном случае является организация различных акций, которые обеспечивают начальные возможности для самостоятельного обеспечения.

Социальная политика в зависимости от субъекта ответственности подразделяется на такие модели:

  1. Либеральная модель. Ее основным принципом является то, что личная ответственность каждого гражданина за свою жизнь, а также роль социальной помощи минимизирована. Финансовую основу в данном случае составляют частное страхование и сбережения.
  2. Корпоративная модель. Основная идея заключается в том, что ответственность за судьбу своего персонала несет организация, где работает данный гражданин. Корпорация стимулирует сотрудников к внесению трудового вклада в деятельность предприятия и предлагает различные страховые гарантии в виде частичной оплаты медицинских, рекреационных услуг и пенсионного обеспечения.
  3. Общественная модель. Данная модель социальной политики является перераспределительной, при которой за бедного платит богатый, за больного здоровый, за старого молодой. Основным институтом, который реализует данное распределение, является государство.
  4. Патерналистская модель. Финансовой основой данной модели являются средства государственного бюджета, в ней реализуются принципы равенства и доступности в потреблении социальных и материальных благ, благодаря этому обеспечивается высокий уровень социального выравнивания.

Социальная политика в зависимости от степени участия может подразделяться на такие модели:

  • благотворительная модель – средства на благотворительную помощь формируются из пожертвований в благотворительные и государственные фонды;
  • административная модель – осуществляется вмешательство государства в рынок и перераспределение доходов, что находятся под государственным контролем;
  • стимулирующая модель – в решении социальных проблем государство принимает косвенное участие (данная модель может реализоваться в ситуациях с высоким уровнем развития экономики, а также развитым рыночным хозяйством и инфраструктурой гражданского общества).

модели, недостатки реализации идеи, проблемы становления в России

Модели социального государства

В мировой практике можно выделить 2 принципа построения социальных государств. Государство благосостояния дает гарантию средних социальных стандартов (пенсии, медицина, образование) для всех граждан. Либеральным обществом гарантируются лишь минимальные стандарты. Такое общество заботится исключительно о самой уязвимой категории лиц. Соответственно происходит построение и моделей социального государства.

В основе либеральной (англосаксонской) модели социального государства находится индивидуальный принцип. Он характеризует личную ответственность каждого гражданина за судьбу своей семьи и самого себя. Значение государства в этой модели минимизируется. Особенность модели заключается в том, что государство, с одной стороны, отвечает только за сохранение минимума дохода всех граждан и за относительное благополучие обездоленного и слабого слоя населения.

Замечание 1

С другой стороны, такая модель по максимуму стимулирует формирование и развитие в рамках общества разных форм негосударственного социального страхования, поддержки граждан, различных способов и средств получения и роста доходов граждан. Такая модель существует в США, Ирландии, Англии.

По скандинавской (социально-демократической) модели развивается Швеция. Государство в ней предоставляет основу обеспечения для всех граждан, а финансирование помощи происходит с помощью налогов, которые уплачивают без исключения все граждане, включая короля. Важными признаками этой модели являются универсализм и перераспределение дохода посредством налоговой прогрессии. Основная цель модели заключается в борьбе с бедностью и обеспечении достойной жизни для всех категорий граждан. Это обеспечивается при условии, что граждане принимают участие в системе занятости.

Примером континентально-европейского социального государства является Германия. Такая страна способна сочетать борьбу против бедности и обеспечивать достойный уровень жизни для любого гражданина. Характеристики модели состоят в том, что построение системы социального страхования происходит в соответствии с методом долевого отчисления взносов работодателями и работниками. Страна же вместе с социальными партнерами осуществляет регулирование рынка труда, чем сокращает безработицу.

Существует и корпоративная модель социального государства, основой которой является корпоративный принцип. Он характеризуется максимальной ответственностью корпораций (предприятий, учреждений) за судьбу своего персонала. Формируя систему пожизненного найма, организация способна давать стимул работнику, который начинает вносить максимальный трудовой вклад.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *