Мыслительные способности это: мыслительные способности — это… Что такое мыслительные способности? – Значение словосочетания МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ. Что такое МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ?

мыслительная способность — это… Что такое мыслительная способность?



мыслительная способность
мыслительная способность

сущ., кол-во синонимов: 4

Словарь синонимов ASIS.
В.Н. Тришин.
2013.

.

  • мыслитель-экономист
  • мыслительный процесс

Смотреть что такое «мыслительная способность» в других словарях:

  • способность — и; ж. 1. Возможность, умение производить какие л. действия, делать что л., осуществлять какую л. деятельность, вести себя каким л. образом и т.п. Мыслительная с. С. к размножению. С. двигаться. С. понимать и любить искусство. С. растения к… …   Энциклопедический словарь

  • способность — и; ж. 1) а) Возможность, умение производить какие л. действия, делать что л., осуществлять какую л. деятельность, вести себя каким л. образом и т.п. Мыслительная спосо/бность. Спосо/бность к размножению. Спосо/бность двигаться. Спосо/бность… …   Словарь многих выражений


  • ИНТЕЛЛЕКТ — [лат. intellectus] 1) ум, рассудок, разум; мыслительная способность человека; 2) киб. искусственный и. название кибернетических систем, моделирующих некоторые стороны интеллектуальной деятельности человека. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г.,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • интеллект — Общая мыслительная способность, позволяющая преодолевать трудности в новых ситуациях. Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008. интеллект …   Большая психологическая энциклопедия

  • Когнитивные (познавательные) способности (cognitive abilities) — К. с. могут рассматриваться и как свойства, присущие всем людям как биолог. виду, напр. способность к овладению родным языком, и как свойства, варьирующие от индивидуума к индивидууму или от одной группы лиц к др., напр. вербальная или… …   Психологическая энциклопедия

  • О душе —         «О ДУШЕ» (греч. «Peri psyches»; лат. «De anima»). Трактат Аристотеля, состоящий из трех книг. В первой книге Аристотель касается методологических проблем исследования души и затем, в соответствии с требованиями диалектического… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • спосо́бность — и, ж. 1. Возможность осуществлять какую л. деятельность, умение делать что л., вести себя каким л. образом и т. п. Мыслительная способность. Способность к размножению. Способность двигаться. □ Меня невольно поразила способность русского человека… …   Малый академический словарь

  • ум — а, м. 1. Познавательная и мыслительная способность человека, способность логически мыслить. Природный ум. □ Гаврилыча поражал необыкновенный ум ребенка. Кажется, все то на свете он знал и так удивительно хорошо умел рассказывать обо всем. Мамин… …   Малый академический словарь


  • ум — а/, м. 1) только ед. Познавательная и мыслительная способность человека, способность логически мыслить. Склад ума. Ум проводит резкую грань между животным и человеком (Чехов). Синонимы: интелле/кт, ра/зум, рассу/док …   Популярный словарь русского языка

  • МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ — МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ, мыслительная, мыслительное (научн.). прил. к мышление. Мыслительный аппарат. Мыслительная способность. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

Предложения со словосочетанием МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Неточные совпадения

Правда, он говорит нам, что полное исчерпывающее понимание своего назначения, того, чем я должен быть и чем стану, представляет недостижимую цель для нас, превышая все наши мыслительные способности; часть его останется для нас навсегда с скрытой, но тем более необходимо вдуматься в то, что по силам нам.

Последняя предполагает в человеке пылкий темперамент и слабость мыслительных способностей, то есть нечто прямо противоположное мне, человеку холодному и рассудочному.

Дело в том что осмысление того, что есть материя связана с развитием мыслительных качеств и способностей человека.

Главное значение логики для нас состоит в том, что она усиливает наши мыслительные способности и делает мышление более рациональным, подобно тому как знание физиологии помогает нам правильно, рационально питаться.

Ранее мы выяснили, что мыслительные и умственные способности человека сформировались в процессе эволюционных преобразований нашего прародителя и предшествующих ему видов и форм жизни.

Сама энергия импульсов генерируется в разумном поле клетки, в разумном поле органов и систем организма, в разумном поле центральной нервной системы и коры полушарий головного мозга, а также генерируется на уровне умственных и мыслительных качеств и способностей человеческой личности.

И если инкультурация направлена на освоение уже достигнутого опыта, научение ориентировано на выращивание нового опыта посредством развития у себя способностей к идеальной деятельности, фиксации средств и способов мыслительной, познавательной деятельности.

Но не думать человек не может — это неотъемлемая часть его умственных и мыслительных способностей!

Вот тут ко мне вернулись мыслительные способности, и я начал ими пользоваться.

Бурная активность мозга продолжатся до трёхлетнего возраста, до семи лет мы ещё сохраняем достаточно высокий потенциал… А вот после — темпы развития наших мыслительных способностей заметно снижаются.

Эти расстройства являются, как правило, следствием грубоорганических поражений мозга, исключением является гипермнезия — улучшение памяти и мыслительных способностей при нерезко выраженном маниакальном возбуждении с подъёмом настроения.

Неверова мы читаем следующие строки: «Если народ не имеет не только какой-нибудь письменности, но даже и азбуки, то значит, он не дозрел до того, чтобы быть народом, и у него не может быть языка, как послушного орудия мысли, потому что его мыслительные способности находятся в младенческой дремоте и требуют предварительного развития» 44.

Устойчивый интерес учеников к подвижным играм побуждает их к дальнейшей мыслительной деятельности, проявлению и развитию физических способностей.

Индийская культура, возникшая из мечтательной созерцательности пастушеской жизни, со всей энергией своего дарования ударилась в развитие односторонней человеческой склонности комбинирующего разума; притом всякая связь с окружающим миром — наивная наблюдательность, практически-деловой утилитаризм — почти совершенно исчезли, по крайней мере, у образованных людей; всё было систематически основано на развитии мыслительной способности.

Большинство людей находятся в заблуждении относительно своих мыслительных способностей.

С) Наше тело формально не имеет мыслительных способностей, но это лишь иллюзия нашего разума.

С помощью набора стандартных тестов учёные оценивали мыслительные способности, избирательное внимание и память, анализировали питание.

Есть несколько способов обогащения репрезентации идей и концепций, а также усиления и развития мыслительных способностей и способности к обучению.

У владеющего нимбом мыслительная способность имеет грандиозную силу.

Результатом этих эволюционных преобразований стало не только рождение человека, но и формирование нового набора качеств и способностей; умственные, а затем — мыслительные!

Из всего этого я заключил, что подвергся действию какого-то ядовитого газа, но не мог понять, почему я сохранил мыслительные способности, в то же время будучи не в состоянии сделать ни одного движения.

Непрерывная генерация в разумном поле человека этих частиц энергии и наделяют человека мыслительными качествами и способностями.

Человек, с тех пор, как у него начали развиваться мыслительные способности, всегда стремился понять природные явления и возможности, своё место в природе, использовать её потенциал для жизни, определить своё предназначение в этом мире, понять для чего живёт и что он должен делать.

Посему, наличие мыслительных качеств и способностей не избавляют человека и общество от бережного обращения с собственной жизнью, с собственными качествами и способностями, с собственным природным естеством и человеческой сущностью.

Иначе говоря, он обладал фотографической памятью, речью, элементами конкретного мышления и другими разумными, но не мыслительными качествами и способностями.

Расширение границ восприятия без соответствующего знания, способного по-новому интерпретировать прежнюю картину чувственно воспринимаемого мира, может привести к серьёзным расстройствам психики, нарушив ориентацию человека в повседневной жизни и его способность правильного использования своего мыслительного аппарата.

Результатом такого многостороннего штурма стало формирование качеств и способностей, которые удостоверяли в нашем прародителе приоритет мыслительного и умственного.

Но точно так же, как понятия наши универсальны, или «кафоличны», по своей логической форме, так и разум наш по своей логической, мыслительной способности универсален, т.

Наша мыслительная деятельность включает не только мышление, но и воление — способность утверждать и отрицать.

Эзотерические знания, вдохновляющие такую веру, предполагают наличие разума весьма высокого порядка, превосходящего средние мыслительные способности современного человека, который видит в звёздах удобные светильники на ночном небе и высмеивает гороскопы, принимая чепуху, предлагаемую авторами газетных колонок, за настоящую науку астрологию.

За способностью выносить суждения стоит особый способ интеллектуальной деятельности, сплавляющий впечатления и их мыслительную проработку в особую форму знаний.

— Я усилю твои мыслительные способности, — продолжал голос.

Психиатры судят о состоянии человека путём наблюдения и беседы — оценивают его мыслительные процессы, память, эмоциональное состояние, способность адаптации в обществе и семье, т.

Единственная, по его мнению, интеллектуальная игра, которая даёт возможность одновременно справиться с мозговым напряжением трудовых будней и тренировать мыслительные способности.

Когда становишься старше, часто кажется, что мыслительные способности угасают.

Главной отличительной особенностью человека является не его строение и внутренние органы, а способность к мыслительной деятельности.

Конечно, нет, ибо отсутствует повеление, отсутствует мыслительная способность, отсутствует сила воли, — как и в случае со щипцами.

Современная наука полагает, что основные физиологические и биохимические процессы, связанные с мыслительными и умственными способностями человека, зреют в коре полушарий головного мозга.

Как оценить мыслительные способности ученика (I)






Тест на мыслительные способности Продолжим изучать мыслительные способности школьников разного возраста начальной школы. Начало здесь.

Стимульный материал на 9 лет

«Рифма». Ученику объясняется, что такое рифма (приводятся примеры), после чего предлагается подобрать как можно больше рифм к словам «лето» и «ночь».

Проверяется способность к оживлению словесных ассоциаций, которое является важным элементом мыслительных способностей.

Зачёт – не менее трёх рифм на каждое из названных слов.

«Противоположности». В каждом из четырёх заданий даётся пять слов, из которых нужно выбрать два, имеющих противоположные значения (эти слова подчёркнуты для взрослого, а не для ученика).

  1. Постоянно, всегда, стойко, неторопливо, никогда.
  2. Любой, некоторый, какой-нибудь, этой, никакой.
  3. Принимать, тратить, сомневаться, отбрасывать, разглядывать.
  4. Жизнерадостный, незаметный, проникновенный, выдающийся, глубокий.

Этот тест проверяет не только знание слов, способность к анализу их значений, но и рассудительность (как черту, противоположную импульсивности). Последнее связано с тем, что в каждое задание специально включено провоцирующее слово, являющееся мнимым антонимом одного из настоящих антонимов (выделено курсивом).

Так в первом задании антонимом слова «никогда» является «всегда». Но некоторые (как правило, импульсивные) ученики ошибочно выбирают вместо «всегда» «постоянно», хотя для него антонимами являются: «иногда», «время от времени», «нерегулярно», «эпизодически».

Зачёт – минимум 3 правильных ответа.

Стимульный материал на 10 лет

«Умозаключения». Каждая из трёх задач, предлагаемых в тесте, содержит две посылки, являющиеся основанием для определённого логического вывода. Какого именно?

Задание 1

Все предметы группы  входят в группу Р.
Все предметы группы С входят в группу М.
Следовательно, … (все предметы группы С входят в группу М)

Задание 2

Все ученики 3-А учатся только на «5» и «4».
Андрей и Оксана частично получают тройки.
Следовательно, … (Андрей и Оксана не являются учениками 3-А)

Задание 3

Некоторые эгоисты скрывают свой эгоизм.
Все эгоисты – люди.
Следовательно, … (некоторые люди скрывают свой эгоизм).

Зачёт – не менее 2 правильных выводов.

«Аналогии – III»  

Подчёркивание правильных ответов не для ребёнка, а для экспериментатора.

  1. Отец – сын, мать – (?) (девочка, жена, дочь, сестра).
  2. Задача – решение, желание – (?) (сильное, запрет, удовлетворение, наказание).
  3. Страницы – книга, ветки – (?) (чтение, листья, буквы, дерево).
  4. Начало – конец, первый – (?) (второй, середина, начинать, последний).

Зачёт – не менее 3 правильных ответов.

Стимульный материал на 11 лет

«Подобия – три предмета». В каком отношении подобны эти три предмета?

  1. Змея, корова, воробей.
  2. Роза, картофель, дерево.
  3. Шерсть, хлопок, кожа.
  4. Лезвие ножа, копейка, кусок проволоки.
  5. Книга, учитель, газета.

Зачёт – 3 правильных ответа.

Образцы приемлемых ответов

  1. Все животные. Все двигаются. Имеют глаза (кожу и т. п.). Все не умеют говорить.
  2. Все растут на земле. Имеют листья. Периодически зацветают. Дают пищевые продукты. Все являются растениями.
  3. Все используются для изготовления одежды. Помогают сохранять тепло.
  4. Все изготавливаются из металлов.
  5. Все являются средствами обучения. Все учат. Обучают.

Примеры неудовлетворительных ответов.

  1. Все находятся на земле. Все могут причинить всем вред. Все откладывают яйца. Все едят траву.
  2. Это дикие растения. Имеют сок. Могут болеть.
  3. Все мягкие. Все животного происхождения. Все необходимы для жизни.
  4. Всё это предметы. Все сделаны из железа. Все блестят.
  5. Все читаются. Все учат читать. Все рассказывают новости.

«Вербальные обобщения».

  1. Отец, дед, дочка, брат, мать (семья).
  2. Лыжи, теннис, футбол, коньки, плавание (виды спорта).
  3. Хлопок, лён, руда, нефть, кожа (сырьё, материалы).
  4. Справка, свидетельство, паспорт, квитанция, удостоверение (документы).
  5. Школа, колледж, профтехучилище, институт, университет (учебные заведения).

Зачёт – 4 правильных ответа.

Стимульный материал на 12 лет

«Абстрактные понятия». Детям предлагается объяснить значения следующих абстрактных понятий¨1) жалость; 2) любознательность; 3) скорбь; 4) удивление.

Зачёт – 3 правильных ответа.

Образцы приемлемых ответов.

  1. Чувствовать себя плохо, когда кому-то тоже плохо.
  2. Хотеть о чём-то узнать.
  3. Страдание, удручённость.
  4. Твои чувства, когда тебе показывают что-то неожиданное.

Примеры неудовлетворительных ответов.

  1. Печаль.
  2. Когда боишься что-то спросить.
  3. Когда получишь плохую оценку.
  4. Подарок.

«Смысловые обобщения (пословицы)». В каждом задании данного теста две пословицы. Если они отражают одну и ту же мысль, рядом с ними ставится знак «+», если противоположные мысли – знак «-», если между ними нельзя установить какой-либо смысловой связи – знак «0».

  1. Как аукнется, так и откликнется. Что посеешь, то и пожнёшь. (+)
  2. Живи собственным умом. Ум хорошо, а два – лучше. (-)
  3. Один в поле не воин. Одно полено в печи не горит, а два и в поле не гаснут. (+)
  4. Терпи, казак, атаманом будешь. Пока солнце взойдёт, роса глаза выест. (-)
  5. Кто старое помянет, тому глаз вон. Око за око, зуб за зуб. (-)
  6. Куй железо, пока горячо. Шила в мешке не утаишь. (0)

Зачёт – не менее 5 правильных ответов.

Заключение. Поскольку наш сайт посвящён детскому возрасту и начальной школе, мы не приводим тестовых заданий для учеников 13 лет и старше. С ними можно ознакомиться в книге Ю. З. Гильбуха «Темперамент и познавательные способности школьника». Она как раз об умственных способностях этого возраста.

Задания теста можно успешно применять в коррекционно-развивающей работе. Сайт Нестандартные дети желает успехов своим читателям.

IV. Мыслительные способности




⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 20Следующая ⇒

Комментарии к теме

Психологическая диагностика, в которой не заложена возможность развития исследуемых функций, бессмысленна, если не безнравственна. Сочетание количественной и качественной диагностики на фоне упражнений и бесед о мышлении позволяет учащимся составить более полное представление о своих способностях, которое может стать стимулом к их дальнейшему развитию.

Мышление – это активная форма творческого отражения и преобразования человеком действительности. Отличие мышления от других психологических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации и деятельностью, направленной на ее решение.

Школьное обучение направлено на развитие конвергентного мышления, при котором ведущая роль отводится коре левого полушария мозга, особенно развитию высших психических функций, связанных с запоминанием, сохранением и воспроизведением информации. Левое полушарие мозга обрабатывает информацию последовательно и линейно, аналитически и логически. Конвергентное мышление необходимо в таких профессиях, как швея-мотористка, слесарь, учитель, военный, оператор ЭВМ, бухгалтер и т.п. Школьные экзамены и так называемые тесты достижений рассчитаны на людей с преобладающим конвергентным мышлением.

Дивергентное мышление свойственно творческим людям, которые способны образовывать неожиданные комбинации из обычных элементов или находить и устанавливать связи между элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. В творчестве ведущая роль отводится правому полушарию, которое обрабатывает информацию глобально, синхронно и интуитивно, то есть нелинейно.

Дивергентное мышление необходимо представителям таких профессий, как модельер, программист, ученый-исследователь, художник и т.п. Высококреативные личности хуже решают задачи на репродуктивное мышление, к которым относятся практически все тесты интеллекта, поскольку креативность противоположна интеллекту как способности к универсальной адаптации. Творчество антиадаптивно – поэтому креативам трудно решать простые интеллектуальные задачи! Знаменитый математик А. Пуанкаре показал столь убогий результат по тесту Бине, что его посчитали умственно отсталым. Т.Эдисон в школе славился своей медлительностью. Он вспоминал: «Отец считал меня туповатым, и я почти свыкся с этой мыслью». А.Эйнштейн в детстве казался ущербным. Его учитель греческого язык как-то воскликнул: «Ты никогда ничего не добьешься!» Позже Эйнштейн был исключен из школы и завалил вступительный экзамен в колледж. (Дружинин В. Н. Психология общих способностей, СПб, Питер, 2000).


Большинство тестов, используемых для измерения интеллекта, так же имеет одно правильное решение. Тесты отфильтровывают людей не творчески мыслящих, а тех, которые хорошо принимают ценности и предложенные обществом схемы. Однако способность понимать, разделять и использовать стандартные схемы и понятия вступает в противоречие с необходимостью и потребностью иметь свой взгляд на мир. Кстати, совершенно не обязательно требовать от всех творческого отношения к своему делу – чаще всего достаточно быть компетентным и ответственным исполнителем. Творчество неуместно там, где требуется пошаговое выполнение инструкции.

Данная линия классных часов предполагает диагностику познавательной сферы с помощью специально разработанных или адаптированных для данного формата профориентационной работы. Психологическая диагностика – сложнейшая отрасль психологии, поэтому для проведения этой линии занятий необходимо привлекать школьного психолога.

Проведение этих методик требует четкого соблюдения процедуры предъявления заданий и понимания инструкции.

На успешность выполнения тестов интеллекта влияет эмоциональное состояние, самочувствие, условия работы, поэтому диагностику необходимо выполнять в спокойной обстановке и хорошем настроении. Впрочем, это относится к любому уроку J



Методики, включенные в данный раздел, направлены на диагностику и развитие интеллектуальной гибкости, вербального (речевого) и невербального интеллекта.

Тест интеллектуального потенциала (П. Ржичан) принадлежит к группе практических (невербальных) тестов и направлен на выявление уровня развития невербального интеллекта. Методика помогает определить способности к выводу закономерностей на основе анализа и синтеза невербальной информации. Успешность выполнения теста зависит от умения логически мыслить, устанавливать существенные связи между предметами и явлениями.

После того, как учащиеся ознакомились с инструкцией, преподаватель разбирает вместе с ними тренировочные задания, акцентируя внимание, на том, что имеется только одно правильное решение. Затем, убедившись, что все поняли, что от них требуется, дает команду приступить к выполнению основного задания.

Высокие результаты по данному тесту коррелируют с успехами по физике и математике. Расхождение результатов тестирования со школьной успеваемостью (высокие результаты – низкая успеваемость), а также отставание вербального мышление от невербального – признак педагогической запущенности, так как развитие вербального мышления напрямую зависит от условий воспитания и образования. ТИП может быть использован для оценки реалистичности ориентации школьника на высшее техническое и естественнонаучное образование, исследовательскую деятельность, на профессии, требующие высокого уровня развития пространственно- зрительных представлений.

С помощью Опросника типа мышления (Г. В. Резапкина) можно узнать индивидуальный способ преобразования информации. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в конкретных видах профессиональной деятельности. Тип мышления накладывает отпечаток на стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность.

Методика состоит из 32 утверждений и позволяет узнать ведущий тип мышления (предметно-действенный, абстрактно-символический, словесно-логический или наглядно-образный), то есть индивидуальный способ преобразования информации. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в конкретных видах профессиональной деятельности.

Хотя методика определяет некоторые особенности мышления, определенные выводы можно получить только в ходе индивидуальной психологической диагностики, проводимой психологом.

Методика «Интеллектуальная лабильность» используется для исследования лабильности, то есть способности переключения внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок, прогноза успешности освоения нового вида деятельности. В целях диагностики способностей подростков к деятельности, требующей хорошего переключения внимания (работа бухгалтера, экономиста, секретаря) в данном пособии представлен сокращенный вариант методики (модификация Г. В. Резапкиной), состоящий из тридцати заданий, в то время как традиционный вариант для взрослых включает сорок более сложных заданий. Методика обладает высоким уровнем информативности и точности в прогнозировании успешности в обучении.

Учащиеся должны в ограниченный отрезок времени (три секунды) выполнить несложные задания, которые зачитываются в обычном темпе, громко и четко. Ребят следует предупредить, чтобы они не смотрели друг другу в тетради и не просили повторить задание, иначе пропадет его смысл.

Хотя результаты диагностики познавательной сферы могут учитывать самими подростками при выборе профессии и профиля обучения, не стоит их абсолютизировать, потому что одни интеллектуальные возможности еще не определяют профессиональной успешности. Поэтому при подсчете результатом допускается самопроверка и анализ ошибок и не допускается озвучивание данных диагностики.

 

Класс

Внимание и память

Цели: знакомство с особенностями внимания и памяти; упражнения на развитие внимания и памяти; память и внимание в профессиональной деятельности.

Материалы: школьная доска, плакат с изображением геометрических фигур.

Наше сознание, как луч прожектора в темноте, выхватывает только то, что для нас актуально в данный момент. Наверное, многие попадали в неловкую ситуацию, когда не можешь запомнить имя человека, которого только что представили. Но если этот человек нам интересен или мы от него зависим, память обычно не подводит. Дело не в памяти, а в направленности внимания на определенный объект.

Внимание обладает рядом свойств: устойчивостью, объемом, переключаемостью, распределением, концентрацией. Многие профессии предъявляют особые требования к вниманию. Например, водитель должен уметь распределять внимание, чтобы замечать все: сигналы светофора, ситуацию на дороге, работу самого автомобиля. Учитель должен контролировать ситуацию в классе и следить за логикой изложения учебного материала. Бухгалтер или ученый должны концентрироваться на своей работе так, чтобы не замечать возможные помехи. Говорят, Юлий Цезарь мог одновременно выполнять несколько дел. Попробуйте выполнить одновременно хотя бы два элементарных действия.

«Двойной счет»

Запишите на доске числа от 1 до 20, одновременно ведя вслух обратный отсчет. Например, пишете «1», а вслух говорите «20», «2» — «19» и т. д.

Когда вы делали больше ошибок: в начале или в конце задания?

Обычно в конце работы ошибок и затруднений бывает меньше, чем в начале: внимание, как любая функция, развивается, если ею заниматься, и угасает, если ею не пользоваться. Это упражнение тренирует нашу способность распределять внимание.

«Фигуры и цифры»

Покажите учащимся на 2-3 секунды это изображение и попросите воспроизвести его на доске. У того, кто легко справился с этим заданием, хорошее распределение внимания.

Мыслительные способности это: мыслительные способности - это... Что такое мыслительные способности? – Значение словосочетания МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ. Что такое МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ?

Внимание ребенка непроизвольно: он не прилагает никаких усилий, чтобы остановить свой взгляд на яркой игрушке, новом человеке. Непроизвольное внимание включается, если мы увидели что-то интересное, необычное, привлекающее нас вопреки нашей воле. Нарушение произвольного внимания у ребенка может быть следствием мозговых нарушений, эмоциональных и психических проблем, порочного стиля воспитания. У взрослых людей недостаток произвольности может наблюдаться в состоянии сильного стресса (дистресса), при хронической усталости и ряде заболеваний и нередко приводит к ошибкам в работе. Поэтому летчики, авиадиспетчеры, водители, операторы производств, связанных с повышенной ответственностью, перед выходом на рабочее место должны проходить медицинскую экспертизу. Многих бед удалось бы избежать, если люди с нарушениями внимания были вовремя отстранены от работы.

«Муха»

На доске чертится девятиклеточное игровое поле. Воображаемая муха находится в центре поля. Учащиеся по очереди (порядок может определять учитель) дают «мухе» одну из четырех команд (вверх, вниз, вправо, влево). Все ученики должны внимательно следить за перемещениями воображаемой мухи: достаточно на секунду отвлечься, чтобы потерять «муху» и выйти из игры. Выигрывает тот, кто останется.

Память — это способность запоминать то, что мы видим, слышим, говорим и делаем, сохранять все это, и в нужный момент воспроизводить. Запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение — основные функции памяти.

Память характеризуется объемом и скоростью запоминания информации, длительностью ее сохранения и точностью воспроизведения. По характеру усваиваемой информации различают слуховую, зрительную, моторную, эмоциональную, логическую память.

В быту и на работе иногда приходится делать усилия, чтобы что-то вспомнить. Наверное, каждый оказывался в неловкой ситуации, когда тут же забывал имя человека, с которым его только что познакомили. В этом случае помогает метод ассоциаций. Например, вас познакомили с человеком, которого зовут Николай Васильевич. Как Гоголя. Легко запомнить, если вы, конечно, знаете, кто такой Гоголь и как его звали. Можно найти ассоциации с именами родителей, друзей, школьных учителей, артистов, музыкантов и др.

Известный английский политик и дипломат XIX века лорд Честерфильд писал своему сыну: «Без внимания нельзя ничего достичь: недостаток внимания – это недостаток мысли, иначе говоря, — либо глупость, либо безумие. Рассеянность делает человека до такой степени похожим на дурака или сумасшедшего, что я не вижу особой разницы между всеми тремя. У дурака никогда не было способности мыслить, сумасшедший потерял ее навсегда, а человек рассеянный на время. У сэра Ньютона, мистера Д. Локка, может быть, еще у человек пяти-шести с самого сотворения мира было право на рассеянность, проистекающую от крайней напряженности мысли, которой требовали их занятия. Но если молодой человек будет проявлять в обществе подобного рода рассеянность и считать себя вправе это делать, то это мнимое его право на рассеянность обернется для него, скорее всего, тем, что он будет просто из общества исключен» (по кн. Резапкина Г. В. Я и моя профессия, М., Генезис, 2000).

· Согласны ли вы с его мнением? Обоснуйте свой ответ.

· Проверьте непроизвольное внимание, ответив на эти вопросы:

Какой фонарь у светофора находится вверху: красный или зеленый?

В каком порядке расположены цвета российского флага?

· Нарисуйте по памяти, как расположены кнопки на вашем телефоне.

· Куда открывается дверь в классе: наружу или внутрь?

КАК ТРЕНИРОВАТЬ ПАМЯТЬ

· Плохая память нередко следствие плохого внимания. Чтобы сконцентрироваться на задаче, недостаточно просто думать о ней. Необходимо зрительно представить или проиграть ситуацию выявить новые детали, рассмотреть задачу с различных сторон, поставив себя на место других людей.

· Тренируйте зрительную память, пытаясь перед сном как можно ярче представить дневные события. Мысленно всмотритесь в лица и предметы, стараясь увидеть детали.

· Тренируйте слуховую память. Попробуйте повторить сказанное диктором с интервалом в несколько секунд, как это делает переводчик-синхронист. Выпишите понравившиеся интересные афоризмы и цитаты. Ежедневно запоминая хотя бы одну из них, вы не только улучшите память, но и обогатите свою речь.

 

Класс

Тип мышления

Цели: начальное знакомство с понятием мышления; определение типа мышления.

Материалы: бланки к методике «Определение типа мышления».

… Художник Сэмюэль Морзе в 1832 году возвращался в Америку из Европы, где с успехом прошла выставка его картин. Морской путь занимал более месяца. Попутчиками Морзе оказались физики. Наслушавшись их разговоров, Морзе, которому неизвестны были даже азы физики, высказал мысль, что в основу системы передачи информации могут быть положены комбинации сигналов. Вернувшись домой, художник забрасывает живопись и занимается изобретением устройства, которое назовут телеграфом.

Его демонстрация состоялась в сентябре 1837 года в Нью-Йоркском университете. А через пять лет Морзе получает правительственный заказ на строительство 40-мильной телеграфной линии Балтимор-Вашингтон. Сначала Морзе хотел прокладывать провод в земле, но это было сложно и дорого, поэтому он решил заменить подземный кабель более экономичной и надежной воздушной линией. Вместо изоляторов на столбах он использовал бутылки. Сейчас поверхность Земли покрывают миллионы километров воздушных телеграфных линий. (по кн. Речицкий В.И. Профессия — изобретатель. М., Просвещение,1988).

· Какие качества помогли Морзе сделать его открытие?

Если бы человек познавал мир только с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния, он никогда бы не сделал открытий, которые возвысили его над миром животных. Наравне с органами чувств у нас есть особое средство познания — мышление. Тип мышления – это индивидуальный способ преобразования информации. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в определенных видах профессиональной деятельности.

«Опросник типа мышления»(Г. В. Резапкина)

Инструкция.Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если согласны с высказыванием, в бланке рядом с номером поставьте плюс, если нет – минус.

1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.

2. Мне интересно было бы составлять компьютерные программы.

3. Я люблю читать книги.

4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.

5. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.

6. Я люблю играть в шахматы.

7. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.

8. Когда я читаю книгу, я зрительно представляю себе ее героев.

9. Мне нравится все делать своими руками.

10. В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями.

11. Я придаю большое значение сказанному слову.

12. Знакомые мелодии часто вызывают у меня воспоминания.

13. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.

14. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.

15. Мне интересна работа ведущего теле-радиопрограмм, журналиста.

16. Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.

17. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей.

18. Я предпочитаю точные науки (математику, физику).

19. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихотворений.

20. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.

21. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.

22. Я понимаю красоту математических формул.

23. Мне легко говорить перед любой аудиторией.

24. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.

25. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.

26. Мне интересно было бы расшифровать тайные знаки.

27. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.

28. Я понимаю красоту природы и искусства.

29. Мне нравится работа, требующая физической активности.

30. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.

31. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.

32. Мне легко представить в образах содержание рассказа или фильма.

Обработка результатов. Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти колонок и запишите полученное число в пустой нижней клетке бланка. Каждая колонка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на выраженность типа мышления (0-2 – слабая, 3-5 – средняя, 6-8 – высокая).

Предметно-действенное мышление свойственно людям действия. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Это мышление развито у спортсменов, танцоров, артистов.

Абстрактно-символическим мышлением обладают многие ученые, которым легко усваивать информацию в виде знаков, кодов и формул, которые нельзя потрогать или представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.

Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом. Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, переводчик, преподаватель, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям и политикам.

Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.

В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. У большинства людей преобладает один или два типа мышления. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим.

· Как вы думаете, какой тип мышления преобладал у Морзе?

Есть еще одна особенность мышления, которая с трудом поддается диагностике. Это – креативность, или творческое мышление. Креативность – это способность к генерации нестандартных идей, проявляющаяся в парадоксальных, неожиданных решениях, а также в выражении полученных результатов в неординарной форме. Именно она помогла художнику Морзе сделать величайшее изобретение в области физики.

Однажды у известного физика Роберта Вуда засорилась длинная и узкая труба спектроскопа. Что же сделал Вуд? Он взял кошку, засунул ее в трубу и закрыл вход. Кошке пришлось ползти на свет далекого выхода, собирая своей шерстью весь мусор и паутину. (Грановская Р. М. Конфликты и творчество в зеркале психологии, М., Генезис, 2002).

«Бойся сбывшихся желаний»

Представьте, что исполнилось желание каждого человека на Земле. К каким последствиям это приведет? (возможна работа в парах, когда один человек придумывает желание, а другой прогнозирует возможные последствия. Неожиданные гипотезы и провокационные идеи приветствуются.

· Многие профессии требуют четкого соблюдения инструкций. Приведите примеры профессий, в которых креативность противопоказана. К чему может привести «креативность» пластического хирурга, оператора атомной станции, пилота гражданской авиации, фармацевта? В каких профессиях креативность допустима? В каких – приветствуется?

Класс

Интеллектуальный потенциал

Цели: начальное знакомство с понятием мышления; определение типа мышления.

Материалы: стимульный материал к методике «Тест интеллектуального потенциала», фрагмент Теста оценки общих умственных способностей.

…В глухой африканской деревне жителей проверили с помощью тестов, а потом попросили односельчан назвать самых умных. Мнения этих людей совпало с результатами тестирования: большинство людей хорошо представляют себе, что такое ум. В отличие от них психологи пока не могут дать однозначного определения понятиям «мышление», «интеллект». Но им удалось выделить основные черты, присущие мышлению талантливых людей. Это продуктивность, оригинальность, любознательность, мужество.

Продуктивность — это количество новых идей, возникающих у человека, способность быстро переключаться с одной мысли на другую и использовать полученную информацию в различных контекстах.

Группа специалистов разрабатывала самолет вертикального взлета. Когда возникли трудности с теплообменом, пригласили консультанта со стороны. Пришел молодой специалист по холодильным установкам. Он рассмотрел проект и… высказал более 300 соображений, как улучшить дело. (Грановская Р. М. Конфликты и творчество в зеркале психологии, М., Генезис, 2002).

Любознательность — это интерес ко всему новому и способность удивляться. Мышление начинается с вопросов. Все открытия сделаны благодаря вопросам «Как?» и «Почему?»

Эйнштейну и Черчиллю было трудно учиться в школе потому, что преподавателей раздражала их манера вместо ответа задавать неуместные вопросы: «А если бы этот треугольник был перевернутым?», «А если бы время не было временем?» (Грановская Р.М. Конфликты и творчество в зеркале психологии, М., Генезис, 2002).

Мужество — способность принимать решения в ситуации неопределенности, не бояться собственных выводов и довести их до конца, рискуя личным успехом и репутацией. Известный физик П.Л. Капица отмечал, что основная черта ученого — не эрудиция, а воображение и смелость.

Убежденность

В начале XX века между микробиологом Кохом и иммунологом Петтенкофером разгорелся спор. «Холера, — утверждал Кох, — вызывается холерным вибрионом». «Все дело в нарушениях иммунитета», — отвечал Петтенкофер. Чтобы доказать свою правоту, Петтенкофер выпил бульон с холерными вибрионами, услужливо приготовленный Кохом. И не заболел. Оказалось, что оба были правы: заболевание вызывается вибрионами, но только при нарушении иммунитета. (Грановская Р.М. Конфликты и творчество в зеркале психологии, М., Генезис, 2002).

Мозг каждого человека состоит примерно их 100 миллиардов нейронов, из которых обычный человек использует только малую часть. Компьютер, обладающий таким же количеством связей, что и мозг, должен быть высотой с 10-этажный дом! В процессе работы возникает бесконечное число новых связей. Мозг, как и любой орган, подчиняется главному биологическому закону – «все, что не используется – отмирает. Поэтому, хотя мы рождаемся с индивидуальным набором способностей, дальнейшее их развитие зависит сначала от нашей семьи, а по мере взросления – от нас самих. Развитие замедляет не возраст, а праздность и лень. Уже установленные связи уничтожаются алкоголем, наркотиками, болезнями.

С помощью тестов можно определить качественные и количественные характеристики. В шестом классе вы определяли тип мышления. Это качественная характеристика. Для определения количественных характеристик есть коэффициент интеллекта. Узнать его приятно, если он высок, и полезно, если он скромен: это помогает умерить уровень притязаний. С помощью Теста интеллектуального потенциала можно узнать, насколько у вас развита логика и способность устанавливать связи между предметами и явлениями.

Тест интеллектуального потенциала(методика П. Ржичан)

Тест включает 4 тренировочных задания и 29 основных. Каждое задание занимает одну строку. В левой ее части – четыре квадрата, три из которых заполнены рисунками, а четвертый – пустой. Рисунки находятся в определенной последовательности, которая не закончена. Ваша задача – найти подходящий по смыслу рисунок из шести вариантов правой части задания и записать его номер в бланке рядом с номером задания:

1 – 6 – 11 – 16 – 21 – 26 –
2 – 7 – 12 – 17 – 22 – 27 –
3 – 8 – 13 – 18 – 23 – 28 –
4 – 9 – 14 – 19 – 24 – 29 –
5 – 10 – 15 – 20 – 25 –  

 

Тренировочные задания

Мыслительные способности это: мыслительные способности - это... Что такое мыслительные способности? – Значение словосочетания МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ. Что такое МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ?

Мыслительные способности это: мыслительные способности - это... Что такое мыслительные способности? – Значение словосочетания МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ. Что такое МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ?

Мыслительные способности это: мыслительные способности - это... Что такое мыслительные способности? – Значение словосочетания МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ. Что такое МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ?

Мыслительные способности это: мыслительные способности - это... Что такое мыслительные способности? – Значение словосочетания МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ. Что такое МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ?

Правильные ответы:№1-6, №2-4, №3-4, №4-3

Основные задания

Мыслительные способности это: мыслительные способности - это... Что такое мыслительные способности? – Значение словосочетания МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ. Что такое МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ?

Мыслительные способности это: мыслительные способности - это... Что такое мыслительные способности? – Значение словосочетания МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ. Что такое МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ?

Мыслительные способности это: мыслительные способности - это... Что такое мыслительные способности? – Значение словосочетания МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ. Что такое МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ?

Мыслительные способности это: мыслительные способности - это... Что такое мыслительные способности? – Значение словосочетания МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ. Что такое МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ?

Мыслительные способности это: мыслительные способности - это... Что такое мыслительные способности? – Значение словосочетания МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ. Что такое МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ?

Мыслительные способности это: мыслительные способности - это... Что такое мыслительные способности? – Значение словосочетания МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ. Что такое МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ?

Мыслительные способности это: мыслительные способности - это... Что такое мыслительные способности? – Значение словосочетания МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ. Что такое МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ?

Мыслительные способности это: мыслительные способности - это... Что такое мыслительные способности? – Значение словосочетания МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ. Что такое МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ?

Мыслительные способности это: мыслительные способности - это... Что такое мыслительные способности? – Значение словосочетания МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ. Что такое МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ?

Мыслительные способности это: мыслительные способности - это... Что такое мыслительные способности? – Значение словосочетания МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ. Что такое МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ?

Мыслительные способности это: мыслительные способности - это... Что такое мыслительные способности? – Значение словосочетания МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ. Что такое МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ?

Мыслительные способности это: мыслительные способности - это... Что такое мыслительные способности? – Значение словосочетания МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ. Что такое МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ?

Мыслительные способности это: мыслительные способности - это... Что такое мыслительные способности? – Значение словосочетания МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ. Что такое МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ?

Мыслительные способности это: мыслительные способности - это... Что такое мыслительные способности? – Значение словосочетания МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ. Что такое МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ?

Мыслительные способности это: мыслительные способности - это... Что такое мыслительные способности? – Значение словосочетания МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ. Что такое МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ?

Мыслительные способности это: мыслительные способности - это... Что такое мыслительные способности? – Значение словосочетания МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ. Что такое МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ?

Мыслительные способности это: мыслительные способности - это... Что такое мыслительные способности? – Значение словосочетания МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ. Что такое МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ?

Мыслительные способности это: мыслительные способности - это... Что такое мыслительные способности? – Значение словосочетания МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ. Что такое МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ?

Мыслительные способности это: мыслительные способности - это... Что такое мыслительные способности? – Значение словосочетания МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ. Что такое МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ?

Мыслительные способности это: мыслительные способности - это... Что такое мыслительные способности? – Значение словосочетания МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ. Что такое МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ?

Мыслительные способности это: мыслительные способности - это... Что такое мыслительные способности? – Значение словосочетания МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ. Что такое МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ?

Мыслительные способности это: мыслительные способности - это... Что такое мыслительные способности? – Значение словосочетания МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ. Что такое МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ?

Мыслительные способности это: мыслительные способности - это... Что такое мыслительные способности? – Значение словосочетания МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ. Что такое МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ?

Мыслительные способности это: мыслительные способности - это... Что такое мыслительные способности? – Значение словосочетания МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ. Что такое МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ?

Мыслительные способности это: мыслительные способности - это... Что такое мыслительные способности? – Значение словосочетания МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ. Что такое МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ?

Мыслительные способности это: мыслительные способности - это... Что такое мыслительные способности? – Значение словосочетания МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ. Что такое МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ?

Мыслительные способности это: мыслительные способности - это... Что такое мыслительные способности? – Значение словосочетания МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ. Что такое МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ?

Мыслительные способности это: мыслительные способности - это... Что такое мыслительные способности? – Значение словосочетания МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ. Что такое МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ?

Мыслительные способности это: мыслительные способности - это... Что такое мыслительные способности? – Значение словосочетания МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ. Что такое МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ?

Правильные ответы Число правильных ответов и уровень интеллекта
1 –2 6 – 5 11 –2 16 – 1 21 – 5 26 – 6 26—29 (очень высокий)
2 – 3 7 – 6 12 – 2 17 – 3 22 – 6 27 – 3 21—25 (высокий)
3 – 2 8 – 2 13 – 6 18 – 5 23 –1 28 – 1 16—20 (средний)
4 – 6 9 – 3 14 – 5 19 – 6 24 – 4 29 – 5 10—15 (сниженный)
5 – 3 10 –3 15 –4 20 –2 25 – 2 Менее 10 (очень низкий)

 

Примечание. Измеряемый с помощью ТИП уровневый показатель интеллекта – всего лишь разовый замер невербального интеллекта, который не может служить основанием для категорических выводов. (по кн. Резапкина Г.В. Я и моя профессия, М., Генезис, 2000).

Данная методика оценивает уровень развития логического мышления. Но есть профессии, где необходимо не только логически мыслить, но и логично излагать свои мысли.



Рекомендуемые страницы:

Мышление — Википедия

Мыслительные способности это: мыслительные способности - это... Что такое мыслительные способности? – Значение словосочетания МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ. Что такое МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ?

Мышле́ние — это познавательная деятельность человека[1]. Оно является опосредованным и обобщённым способом отражения действительности[2].

Результатом мышления является мысль (понятие, смысл, идея). Мышление противопоставляют «низшим» способам освоения мира в форме ощущения или восприятия, которые свойственны в том числе и животным. Многие философы называли мышление сущностным свойством человека. Так Декарт утверждал: «Я мыслю, следовательно, я существую». Паскаль называл человека мыслящим тростником[3].

Особенностью мышления является свойство получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты[4]. Это свойство мышления осуществляется посредством таких умозаключений, как аналогия и дедукция.

Мышление связано с функционированием мозга, однако сама способность мозга к оперированию абстракциями возникает в ходе усвоения человеком форм практической жизни, норм языка, логики, культуры. Мышление осуществляется в многообразных формах духовной и практической деятельности, в которых обобщается и сохраняется познавательный опыт людей. Мышление осуществляется в образно-знаковой форме, основные результаты его активности выражаются здесь в продуктах художественного и религиозного творчества, своеобразно обобщающих познавательный опыт человечества. Мышление осуществляется также в собственной адекватной ему форме теоретического познания, которое с опорой на предшествующие формы приобретает неограниченные возможности умозрительного и модельного видения мира.

Мышление изучается почти всеми существующими научными дисциплинами, являясь в то же время объектом исследования ряда философских дисциплин — логики, гносеологии, диалектики.

Уже в античной науке с мышлением была связана установка на выявление не явлений, а сущности, не видимого (данного в чувственном восприятии), а того, что существует на самом деле, — отмечает доктор философских наук, профессор В. М. Розин[5].

Первым философом, который поставил вопрос о мышлении (ноэзис), был Парменид. Результатом такого мышления может быть как истина, так и мнение[6].

Процесс мышления Платоном понимается как припоминание того, что душа знала в своей космической жизни, но забыла при вселении в тело. И само мышление, которое он считал главным, когнитивным процессом, по сути является мышлением репродуктивным, а не творческим, хотя он и оперирует понятием интуиция, ведущим для творческого мышления[7].

Аристотель создал логику — науку о мышлении, в рамках которой он рассмотрел такие составные части мышления как понятие, суждение и умозаключение. Впоследствии, в эпоху Средневековья, последователи Аристотеля акцентировали своё внимание на такой форме мышления как силлогизм и дедукция, что привело к созданию «мыслительной машины» Раймунда Луллия[8].

Мышление для Декарта представало как нечто бестелесное, духовное. Более того, мышление является единственным атрибутом души, и именно это обусловливает постоянность мыслительных процессов, происходящих в душе, то есть она всегда знает о том, что происходит внутри неё. Душа — это мыслящая субстанция (лат. res cogitans), вся сущность или природа которой состоит в одном мышлении. В качестве метода познания Декарт использовал систематическое сомнение.

Спиноза определяет мышление как способ действия мыслящего тела. Из этого определения вытекает и предложенный им способ раскрытия/определения этого понятия. Для того, чтобы определить мышление, необходимо тщательно исследовать способ действий мыслящего тела в отличие от способа действий (от способа существования и движения) тела немыслящего.

Одной из заслуг Канта часто называется различение аналитического и синтетического мышления[9].

С 90-х годов XX века у всего человечества стали замечать клиповое мышление[10].

В психологии мышление — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; именно к мышлению относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путём анализа и синтеза понятий.

Мышление — опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Мышление как одна из высших психических функций — психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

По способу решения задач мышление (как психический процесс, биологической целью которого является оптимальное решение возникшей перед индивидуумом проблемы) может быть конвергентным (коррелируется с интеллектом, линейное мышление, приводящее к одному-единственному результату) и дивергентным (коррелируется с творческими способностями, состоит в нахождении множественности вариантов решения проблемы или разноплановом видении одного объекта) Термин конвергентного и дивергентного мышления предложен американским психологом Дж.Гилфордом (1950г.) и развит Э.Торренсом[источник не указан 1120 дней].

  • Анализ — разделение предмета/явления на составляющие компоненты. Может быть мысленный и ручной.
  • Синтез — объединение разделённых анализом составляющих с выявлением при этом существенных связей.

Анализ и синтез являются основными операциями мышления, на основе которых выстраиваются иные типологические единицы.

  • Сравнение — сопоставление предметов и явлений, при этом обнаруживаются их сходства и различия.
  • Классификация — группировка предметов по признакам.
  • Обобщение — объединение предметов по общим существенным признакам.
  • Конкретизация — выделение частного из общего.
  • Абстрагирование — выделение какой-либо одной стороны, аспекта предмета или явления с игнорированием других.

Закономерности рассмотренных операций мышления и есть суть основных внутренних, специфических закономерностей мышления. На их основе только и могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности.

  • Широчин В. П. Архитектоника мышления и нейроинтеллект. Программирование доверия в эволюции интеллекта / под ред. Ю. С. Ковтанюка. — Юниор, 2004. — 560 с. — 1000 экз. — ISBN 966-7323-36-6.

Мыслительная способность — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Мыслительная способность

Cтраница 1

Мыслительная способность, позволяющая логически осмыслять действительность, то же, что разум в 1 знач.
 [1]

Мыслительная способность, лежащая в основе сознательной, разумной деятельности.
 [2]

Познавательная и мыслительная способность человека, способность логически мыслить.
 [3]

Именно благодаря этому излишку мыслительной способности мы страдаем такой мучительной болезнью, как скука. Когда человек попадает в ситуацию, при которой у него нет возможности использовать свой ум.
 [4]

ЦВМ применяются для усиления мыслительной способности человека.
 [5]

Всегда считалось, что искусная игра в шахматы требует мыслительных способностей. И если рассматривать мышление с точки зрения внешних проявлений, а не внутреннего метода, машина, несомненно, мыслит.
 [7]

Intel lectus) означает ум, рассудок, разум, мыслительная способность человека. Учение об интеллекте развивается по трем направлениям. Первое из них, приведшее к появлению самого термина искусственный интеллект, связано с теорией эвристического поиска и созданием машинных решателей задач, относящихся к разряду творческих. Второе направление связано с разработкой роботов, автономно действующих в реальной среде и решающих нетривиальные задачи, поставленные человеком. Третье — главное — направление связано с коренной интеллектуализацией ЭВМ путем оснащения их программно-техническими средствами высокого уровня, способными делать логические выводы.
 [8]

И вот добросовестная оценка возможностей органов своих чувств, своих мыслительных способностей показала человеку, что органы его чувств и его разум гораздо выше всех созданных им устройств.
 [9]

Конечным результатом следования этим основным правилам является сокращение требований, предъявляемых к мыслительной способности рабочего, и сокращение его движений до минимального предела. По возможности, ему приходится выполнять одно и то же дело, одним и тем же движением.
 [10]

Конечным результатом следования этим основным правилам является сокращение требований, предъявляемых к мыслительной способности рабочего, и сокращение его движений до минимального предела. По возможности, ему приходится выполнять одно и то же дело, одним и тем же движением.
 [11]

В последнее время появилась тенденция пренебрежительно отзываться о памяти, противопоставляя ее мыслительным способностям. При этом приводят примеры творческих достижений у людей с плохой памятью. Но слова плохая память слишком расплывчаты. Память включает в себя способность запомнить, опознать, воспроизвести немедленно, воспроизвести с отсрочкой. Когда человек ищет решение проблемы, он может рассчитывать лишь на ту информацию, которую в данный момент воспринимает, и на ту, которую сумеет извлечь из памяти.
 [12]

Таким образом, перечисленные слагаемые творческой одаренности, по сути, не отличаются от обычных мыслительных способностей.
 [13]

Даже существует мнение, что будто там, где говорят страсти, хотя и самые возвышенные, холодная мыслительная способность, строгий анализ ума отодвигаются на задний план, парализуются до некоторой степени, и правильное всестороннее исследование предмета становится если не невозможным, то очень трудным. Но легко заметить, что это мнение предполагает лекцию не более как импровизацию, тогда как на самом деле лекция в высшей школе должна являться плодом большой и серьезной подготовительной работы на основе глубоких научных исследований и методической обработки материала.
 [14]

Таким образом, основное достоинство проблемного обучения заключается в том, что в нем самостоятельный поиск знаний сочетается с формированием мыслительных способностей обучающихся.
 [15]

Страницы:  

   1

   2

   3




Мышление и его виды

Мышление – процесс познания, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением окружающей действительности.

Мышление помогает нам выстраивать систему умозаключений, получать новые знания. Например, когда мы видим сильно качающиеся ветки деревьев, мы делаем вывод, что на улице ветер.

Мышление тесно связано с действием и речью.

Человек изучает действительность с помощью воздействия на нее. Таким образом, действие – это первичная форма существования мышления.

Разнообразные мыслительные операции  сначала создавались как практические, затем они превратились в операции теоретического мышления. 

Мышление человека невозможно без языка. Доказана зависимость между качеством решения задачи и формулировки задачи вслух или про себя. Так, при формулировки задачи вслух, она гораздо лучше решается, и наоборот, когда язык фиксируется (зажимается зубами), качество решения задачи ухудшается.

Виды мышления

В генетической психологии  выделяются следующие виды мышления: 

  • наглядно-действенное;
  • наглядно-образное;
  • словесно-логическое.

Наглядно — действенное мышление выражается в решении задач с помощью реального, физического преобразования ситуации, манипулирования с объектами. Данной формой мышления обладают дети до трех лет. Ребенок сравнивает предметы, накладывая или приставляя их друг к другу; синтезирует, складывая из кубиков или палочек «дом»; классифицирует и обобщает, раскладывая кубики по цвету и т.д. Так ребенок мыслит с помощью действий. Движение рук опережает мышление, поэтому его называют ручным.

У взрослых данный тип мышления проявляется, когда они, например, делают работу по дому, при перестановке мебели в комнате или при необходимости пользоваться малознакомой техникой. Такое мышление возможно тогда, когда нельзя полностью предусмотреть результаты какого-либо действия.

Наглядно – образное мышление обладает следующими характеристиками:

  • помогает анализировать, сравнивать и обобщать различные образы, представления о явлениях и предметах;
  • воссоздает все многообразие различных характеристик предмета;
  • практически неотделимо от воображения.

Наглядно-образное мышление проявляется у детей дошкольного возраста от четырех до семи лет. Действие в данном типе мышления отходит на второй план, ребенку не обязательно трогать предмет руками, ему необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. 

Характерной особенностью мышления ребенка является наглядность.

У взрослых наглядно-образное мышление проявляется, например, при ремонте квартиры. Человек заранее может представить, как будут выглядеть обои, цвет потолка и т.д. 

Словесно-логическое мышление – это абстрактное мышление, для которого характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (например, стоимость, честно

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *